Управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр
«Смоленский зоопарк» города Смоленска
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Исследователи тайн природы»
для объединения «Младшие друзья природы»
Возраст обучающихся: 7-12 лет Срок реализации: 7 недель
Автор-составитель:
Любимова Елена Александровна, педагог-организатор
г. Смоленск
2021
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» устанавливает цель вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В то же самое время, одна из причин экологического кризиса по всему миру – это отсутствие должных знаний об объектах природы, их взаимодействиях между собой и человека с ними, а также навыков экологического поведения в окружающем мире. Экологическое просвещение имеет целью формирование личности с экологически ориентированным мышлением, которая реализует свою жизнедеятельность с учетом последствий для окружающей среды. Такая личность отличается сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и гуманной по отношению к природе деятельностью. Приоритетным направлением развития любого общества, независимо от его политического и экономического устройства является воспитание и обучение подрастающего поколения, так как именно воспитание детей экологически грамотными – это залог сохранения жизни на нашей планете. У младших школьников должны быть сформированы представления о ключевых законах развития живого вещества, им необходимо передать прочные знания в сфере естественных наук.
Воспитание у детей ответственного отношения к природе – многогранный и длительный процесс. Первоначальные элементы экологической воспитанности складываются на основе взаимодействия детей с предметно-природным миром: растениями, животными, их средой обитания, предметами и т.д.
В силу этого возникает необходимость в разработке специальных программ для детей, которые позволят им познакомиться с обитателями природы и узнать о них что-то новое.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователи тайн природы» направлена на осознание обучающимися целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в мире природы и людей, освоение доступных способов изучения природы.
Программа нацелена на организацию деятельности детей младшего школьного возраста, в том числе и одаренных, по экологическому образованию.
Занятия по данной программе предполагают не только получение экологических знаний, но и формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в охрану природы.
Программа разработана с учетом положений и нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Приказа Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 № 196, Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 № 06-1844.
Новизна программы
Данная программа является интегрированным курсом для обучающихся младших классов, в содержании которого углубленно рассматриваются многообразие проявления взаимосвязей природного мира через его познание, развитие эстетического восприятия и художественно-образного мышления. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Содержание программы дополнено разнообразной практической деятельностью. Практическая направленность программы осуществляется через игровые и творческие занятия, а также экскурсии Основной акцент в содержании сделан на развитие у обучающихся наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предполагает формирование у обучающих умения учиться: ставить цели и следовать им в учебной деятельности, самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Данная программа позволяет углубить и расширить представления детей о природе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик обучающихся 7-12 лет, в том числе и одаренных детей:
• любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
• овладение основами умения учиться;
• способность к организации собственной деятельности;
• готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляется возможность творческого развития через участие в творческой и игровой деятельности, цели и задачи которой определяются как личностными мотивами, так и социальными.
В реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы участвуют обучающиеся 7-12 лет, в том числе одаренные. В объединение принимаются все желающие, независимо от базовых знаний. Группы должны быть не менее 6 человек и не более 15.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся (7-12 лет), проводимых два раза в неделю по 2 академических часа в рамках работы объединения «Младшие друзья природы». Занятия объединения проводятся в группах. По численности группы должны быть не менее 6 и не более 15 человек.
Программа имеет «базовый уровень» сложности и естественнонаучную направленность. Срок реализации программы – 7 недель. Форма организации обучения
- очная.
Программой предусмотрено 14 занятий, которые проводятся два раза в неделю по 2 академических часа (28 часов).
Формы занятий подобраны таким образом, чтобы максимально эффективно осуществлялся процесс усвоения знаний и формирование личности (исследовательские и проектные работы, конкурсно-игровые программы, соревнования и викторины, экологические задачи и предлагаемые экологические ситуации, участие в городских, областных и всероссийских конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д.).
Цель: формирование экологической культуры младших школьников, развитие устойчивого интереса к изучению природы и наук, связанных с ней.
Задачи:
• формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека;
• дать представление об основах экологической грамотности, нормах и правилах поведения в мире природы и людей;
• освоить доступные способы изучения природы;
• способствовать формированию научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
• воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни;
• развивать потребность в решении экологических проблем, доступных обучающимся младших классов, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды; • формировать основы коммуникативных навыков.
Основные принципы содержания программы
• принцип индивидуального роста;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип деятельности;
• принцип вариативности;
• принцип творчества;
• принцип психологической комфортности;
• принцип краеведческой направленности;
• принцип практической направленности;
• принцип коллективности;
• принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
Программа носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, экскурсии. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания.
Ожидаемые результаты реализации программы Личностными результатами освоения Программы являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- внутренняя позиция обучающегося (положительное отношение к учреждению; чувство необходимости учения);
- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего обучающегося; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший обучающийся»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший обучающийся»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере: наличие представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- в трудовой сфере: владение навыками ухода за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение обучающимся социальных знаний; получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
• знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях
межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
• усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях
взаимодействия;
• социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
• развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия):
• опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
• опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;
• опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
• опыт взаимодействия обучающегося с социальными субъектами в открытой общественной среде;
• опыт самоорганизации.
Вид работы |
Форма предъявления результата |
Форма контроля/аттестации |
Познавательные процессы |
Общественный смотр достижений |
Тесты
|
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
• простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
• аудио- и видеозаписи;
• тетрадь, альбом;
• таблицы, плакаты;
• видеофильмы;
• разработки занятий;
• банк презентаций для проведения занятий;
• банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий;
• сборник игр и упражнений для проведения тренингов.
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
естественнонаучной направленности «Исследователи тайн природы» для объединения «Младшие друзья природы»
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Такая разная природа |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Игра-КВН «Живая и неживая природа» |
2 |
0 |
2 |
|
3 |
Роль зоопарков, заповедников, национальных парков в сохранении видов |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Удивительные уголки планеты |
2 |
2 |
0 |
|
5 |
Удивительные обитатели планеты |
2 |
2 |
0 |
|
6 |
Удивительный мир природы |
4 |
1 |
3 |
|
7 |
Этот поразительный подводный мир |
2 |
2 |
0 |
|
8 |
Большое путешествие вглубь океанов |
2 |
0 |
2 |
|
9 |
Разнообразие живых обитателей водоемов |
2 |
1 |
1 |
|
10 |
Невероятные явления, происходящие на нашей планете |
4 |
2 |
2 |
|
11 |
Удивительные обитатели Смоленского зоопарка |
2 |
0 |
2 |
|
12 |
Тайны природы: обобщение по программе |
2 |
1 |
1 |
Итоговое тестирование |
Итого: |
28 |
13 |
15 |
|
|
|
|
|
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
естественнонаучной направленности «Исследователи тайн природы» для объединения «Младшие друзья природы»
Такая разная природа (2 ч)
Теория: Что такое живая природа? Объекты живой природы. Что такое неживая природа? Объекты неживой природы. Отличия неживой природы от живой. Связь живой и неживой природы. Живая и неживая природа в искусстве. Практика: Конкурс «Живая и неживая природа»
Игра-КВН «Живая и неживая природа» (2 ч) Практика: Игра-КВН «Живая и неживая природа».
Роль зоопарков, заповедников, национальных парков в сохранении видов (2 ч) Теория: Различия между зоопарками и национальными парками и заповедниками. Роль зоопарков, заповедников, национальных парков в сохранении видов.
Практика: Виртуальная экскурсия в Зоопарк Сан-Диего – Сан-Диего, США (https://kids.sandiegozoo.org/videos) и Аквариум Монтерей-Бей – Монтерей, США (https://www.montereybayaquarium.org/animals/live-cams).
Удивительные уголки планеты (2 ч)
Теория: Разноцветные скалы в Китае. Тепуи – земли, не тронутые человеком. Водопад Баатара. Каменный лес Шилинь. Ледниковые пещеры Менденхолла. Сокотра – Ноев ковчег древней флоры и фауны. Вулканический кратер Даллол. Большая голубая дыра. Пещеры светлячков Вайтомо. Огненный водопад «Лошадиный хвост». Колодец Тора. Вулкан Келимуту (3 озера разного цвета). Озеро Хиллиер. Плайя-дель-Амор или скрытый пляж. Салар де Уюни.
Удивительные обитатели планеты (2 ч)
Теория: Осьминог Думбо. Нетопырь Дарвина. Китайский водяной олень. Звездонос. Айай, или «руконожка». «Живой камень», или Pyura Chilensis. Рыба паку. Рыба-капля. Восточная длинношеяя черепаха. Суринамская пипа. Птица Бородач. Щучья морская собачка. Украшенный древесный змей. Североамериканский какомицли. Полосатый тенрек. Розовый морской огурец. Ринопитеки. Рак-богомол. Панда-муравей. Листохвостый геккон. Геренук. Сайгак. Китайская гигантская саламандра. Ангорский кролик. Акула-гоблин, или акула-домовой. Снежная коза. Рыба-мышь. Голубой дракон. Венесуэльский рогатый мотылек. Колючая кустарниковая гадюка. Синяя рыба-попугай. Окапи. Нарвал. Молох. Аксолотль.
Удивительный мир природы (2 ч)
Практика: просмотр фильма «Земля: один потрясающий день»
(https://www.ivi.ru/watch/208505).
Удивительный мир природы (2 ч) Теория: Обобщение по темам.
Практика: Конкурс рисунков «Удивительный мир природы».
Этот поразительный подводный мир (2 ч)
Теория: Поразительный подводный мир и его обитатели. Обитатели подводных глубин. Разнообразие и условия жизни. Растительный мир подводных глубин. Самые фантастичные обитатели подводных глубин.
Большое путешествие вглубь океанов (2 ч)
Практика: просмотр фильма «Большое путешествие вглубь океанов»
(https://youtu.be/6q9GGK7V3RE).
Разнообразие живых обитателей водоемов (2 ч)
Теория: Обобщение «Разнообразие живых обитателей водоемов». Практика: Викторина «Знатоки подводного мира».
Невероятные явления, происходящие на нашей планете (2 ч)
Теория: Скользящие, или ползущие камни. Лентикулярные (линзовидные) облака. Миграция красных крабов. Круги под водой. «Черное солнце Дании». Деревья-Коконы. Огненная радуга. Радужный эвкалипт. «Кровавые» дожди. Марокканские козы, пасущиеся на деревьях. Зеленый луч на Южном полюсе. Вечный шторм. Подводный водопад. «Кровавый водопад» в Сухой долине. Вулканические молнии. Паровые башни в Исландии. Сферические валуны Новой Зеландии. Волна Поророка. Базальтовые колонны. Пятнистое озеро Канады. Кипящая река.
Невероятные явления, происходящие на нашей планете (2 ч) Практика: Конкурс рисунков «Невероятные явления, происходящие на нашей планете».
Удивительные обитатели Смоленского зоопарка (2 ч)
Практика: Экскурсия на экспозицию МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк».
Тайны природы: обобщение по программе (2 ч) Теория: Обобщение по программе. Практика: Итоговое тестирование.
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
естественнонаучной направленности «Исследователи тайн природы» для объединения «Младшие друзья природы»
на 2020-2021 учебный год
№ п/ п |
|
|
|
|
|
Тема занятия |
|
|
1. |
|
|
|
Беседа, П.З. |
2 |
Такая разная природа |
|
|
2. |
|
|
|
П.З. |
2 |
Игра-КВН «Живая и неживая природа» |
|
|
3. |
|
|
|
Беседа, П.З. |
2 |
Роль зоопарков, заповедников, национальных парков в сохранении видов |
|
|
4. |
|
|
|
Беседа |
2 |
Удивительные уголки планеты |
|
|
5. |
|
|
|
Беседа |
2 |
Удивительные обитатели планеты |
|
|
6. |
|
|
|
П.З. |
2 |
Удивительный мир природы |
|
|
7. |
|
|
|
Беседа, П.З. |
2 |
Удивительный мир природы |
|
|
8. |
|
|
|
Беседа |
2 |
Этот поразительный подводный мир |
|
|
9. |
|
|
|
П.З. |
2 |
Большое путешествие вглубь океанов |
|
|
10. |
|
|
|
Беседа, П.З. |
2 |
Разнообразие живых обитателей водоемов |
|
|
11. |
|
|
|
Беседа |
2 |
Невероятные явления, происходящие на нашей планете |
|
|
12. |
|
|
|
П.З. |
2 |
Невероятные явления, происходящие на нашей планете |
|
|
13. |
|
|
|
Экскурсия |
2 |
Удивительные обитатели Смоленского зоопарка. |
|
|
14. |
|
|
|
Беседа, П.З. |
2 |
Тайны природы: обобщение по программе |
Итоговое тестирование |
*Даты занятий будут проставлены после утверждения расписания директором учреждения
Методы и формы организации учебно–воспитательного процесса.
В процессе работы с обучающимися используются различные методы и формы обучения.
Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется рисованием, конструированием, просмотром видеофрагментов.
Очень большое место отводится экскурсиям и учебным прогулкам, т.е. занятия могут и должны проводиться не только в учебном кабинете, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
Остановимся на указанных методах подробнее.
Словесные методы, к которым относятся: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы природоведческой или экологической направленности.
Рассказ должен быть ярким и образным, включающим в себя вопросы к детям, побуждая их тем самым к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.
Цели рассказа могут быть разными:
- расширение знаний об уже знакомых явлениях, растений и животных.
- ознакомление с новыми объектами, явлениями, фактами.
Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом: картинами, плакатами, фотографиями. Продолжительность рассказа 10 –15 минут.
Беседы, проводимые с детьми, могут быть предварительными и итоговыми. Цель предварительной беседы – уточнение детского опыта. Цель же итоговой беседы – систематизация, закрепление и обобщение полученных фактов.
Для обучающихся (особенно обучающихся 1 – 4 классов.) очень велика роль игры в процессе обучения.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у детей бережного и внимательного отношения к окружающей среде
Подвижные игры, игры – превращения помогают детям накапливать чувственный опыт, творчески осваивать приобретенные знания. Полезно проведение игровых упражнений, стимулирующих сопереживание к различным объектам живой и неживой природы. Например, упражнение «Обними дерево», дети обнимают дерево, закрывают глаза, гладят кору; изображают различные деревья, показывают их рост, начиная с семени, дают дереву имя, уходя, благодарят дерево, прощаются с ним.
Экскурсии и учебные прогулки – очень важные методы организации учебно – воспитательного процесса
Именно на экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными, с условиями их обитания, что способствует образованию представлений о взаимосвязях в природе.
Этапы проведения экскурсии:
I.Подготовительный. Выбрать и исследовать заранее место экскурсии, проверить его безопасность, наметить объекты изучения. Побеседовать о правилах во время экскурсии.
II. Проведение экскурсии. Не стоит рассказывать детям обо всем увиденном по пути, лучше придерживаться цели, ведь одно и то же место можно посещать многократно, каждый раз, открывая что- то новое.
III. Обсуждение увиденного. Рассказы ребят о том, что им запомнилось, зарисовки увиденного, изготовление поделок и панно из природного материала.
С целью аттестации используются тесты.
Тестовая форма контроля стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на занятии тестов требуют от педагога перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.
Итоговое тестирование
1. Живая и неживая природа:
а) всегда связаны друг с другом
б) иногда связаны друг с другом
в) не связаны друг с другом
2. Найди группу, в которой указаны правильные признаки живых существ:
а) дышат, питаются, двигаются
б) дышат, растут, общаются друг с другом
в) растут, приносят потомство, умирают
3. Выбери картину, где изображены только объекты неживой природы. а) вариант 1:
б) вариант 2:
в) вариант 3:
4. Что сделано руками человека?
а) облака
б) космический корабль
в) стол
г) трава
д) воробей
е) Солнце
5. Какой из объектов не относится к живой природе:
а) минералы
б) бактерии
в) вирусы
6. Какая наука изучает живую природу?
а) экология
б) биология
в) география
7. Почему люди охраняют чистоту воздуха?
а) чтобы природа была красивой
б) так как сквозь грязный воздух плохо видно окружающие предметы
в) так как грязный воздух вреден для здоровья живых организмов
8. Какое вещество на нашей планете существует в трех состояниях? _______________________________________________________________ Ответ: вода
9. Какой рыбы не существует?
а) рыба-пила
б) рыба-молот
в) рыба-плоскогубцы
г) рыба-игла
10. Как называются самые крупные рыбы на планете?
а) киты
б) дельфины
в) акулы
г) моржи
11. Как называют животных, которые сами добывают себе пищу, сами устраивают жильё:
а) самостоятельные
б) дикие
в) лесные
12. К диким животным относится:
а) корова
б) зебра
в) коза
13. Какое дикое животное способно жить в водоеме:
а) енот
б) бобер
в) кабан
14. Какое описание не подходит для растительноядного дикого животного:
а) хорошо развитые челюсти
б) выносливость
в) острые зубы
15. Благодаря чему животные Арктики способны переносить низкие температуры:
а) густой мех и толстый слой жира
б) хорошее обоняние
в) быстрый бег
Цель: Формировать умение различать объекты живой и неживой природы. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия:
Дети делятся на команды. Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.
Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.
Ответы:
1. Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
2. Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.
Цель:
- обобщение и закрепление знаний по теме «Живая и неживая природа»; - развитие памяти, речи, логического мышления, воображения; - расширение кругозора учащихся.
Игровые действия:
1. Сегодня ребята объединения «Младшие друзья природы» покажут игру-КВН.
Встречаем участников игры.
2. Звучит музыка (фонограмма 1). Команды занимают свои игровые места. 3. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса.
Человек и время года – Это всё вокруг – … (природа).
- Что это, ребята? Ну, конечно, это ПРИРОДА. И сегодня мы подведем итог в виде игры в КВН по теме «Живая и неживая природа». Играют две команды.
Нам необходимо выбрать жюри (идет выбор жюри). Поприветствуем уважаемое жюри. А командам пожелаем удачи!
Приветствие команд.
Первая команда «Апельсин» - Мы как дольки апельсина – мы дружны и неделимы.
Вторая команда «Одуванчики» – Держаться вместе, чтоб не сдуло.
Первый конкурс «Разминка»
Для жюри: за каждый правильный ответ 1 балл.
Каждая игра-КВН начинается с разминки. Я буду задавать вопросы командам по очереди. На обдумывание каждой команде дается 5 секунд. Если одна команда не сможет ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.
- Вспомните, что такое природа? (Все, что нас окружает и не создано руками человека). - Какая бывает природа? (Живая и неживая природа)
- Приведите примеры живой и неживой природы (живая – растения, человек, животные; неживая – воздух, солнце и вода).
- Что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет). - Что такое явления природы? Приведите примеры (Все изменения, происходящие в природе).
- Сколько вы знаете времен года? (Четыре – весна, зима, лето, осень)
- Какую погоду называют ясной? (Когда нет облаков, небо чистое, солнечное)
- Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев)
- Что отличает птиц от всех остальных животных? (Тело покрыто перьями, две ноги, два крыла)
- Кого называют лесным доктором? (дятла)
- Самое большое животное, обитающее в воде (кит)
- Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (голод)
Второй конкурс «Что лишнее»
Для жюри: за каждый правильный ответ 1 балл.
Я раздам вам карточки, а вы должны определить, какое слово «лишнее».
Карточка № 1 медведь, заяц, корова, белка, лось (корова – домашнее животное)
Карточка № 2 осина, дуб, рябина, ель, черемуха (ель – хвойное дерево)
Третий конкурс «Наборщик»
На доске вывешивается (пишется) слово «Лиственница», так же это слово дается командам на листочке. Нужно, как можно больше придумать коротких слов (лист, лиса, лес, вена, лисица, винт, сила, вес, лев, свита, цена, слив, ласт, Нина, виселица, Твен, весна, наст).
За каждое составленное слово – 1 балл.
Четвёртый конкурс «Почтовый ящик»
Ребята, госпожа Природа отправила нам по почте письма-описания. И просит, чтобы Вы отгадали о ком в этом письме идет речь. Если команда отвечает неправильно, слово передается другой команде. За ответ - 1 балл.
Письмо-описание № 1
«Я – небольшой зверёк с большим пушистым хвостом, на зиму надеваю шубку. Гнездо строю в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилаю мхом. К зиме делаю припасы, питаюсь орехами, грибами, которые насушила летом и осенью. Догадались, кто я?» (Белка)
Письмо-описание № 2
«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» (Синица)
Физминутка
Мы входим в лес, сколько здесь кругом чудес. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти согнули – ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели, заниматься снова сели.
Пятый конкурс «Угадай звуки природы»
Звучит фонограмма голосов животных. Пока звучит фонограмма, команды записывают названия животных. Затем капитаны зачитывают списки. За правильный ответ – 1 балл.
Ответы: ветер, волк, ветер, дельфины, кот, соловей, утки, чайки (фонограмма 2).
Шестой конкурс «Загадочное животное»
Ребята, сейчас один человек из команды должен выбрать конверт с заданием. Вам нужно собрать рассыпавшиеся буквы в слова и назвать их. За правильный ответ – 1 балл.
1. шакок шаугкял росока
кошка лягушка сорока
2. язац ёсло цакури
заяц осёл курица
Седьмой конкурс «Угадай загадки»
Сейчас я вам загадаю загадки, а вам нужно будет назвать правильный ответ. Если команда отвечает неправильно, слово переходит к другой команде. За правильный ответ – 1 балл.
1. Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет (Солнце)
2. Украшал ночную синь Серебристый апельсин.
А прошла неделька только -
От него осталась долька (Луна)
3. Приказало солнце: "Стой! Семицветный мост крутой!"
Тучи скрыли солнца свет -
Рухнул мост, а щепок нет (Радуга)
4. Пушистая вата Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (Туча) 10. Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (Снег)
5. Без досок и топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло (Лед)
6. Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы, Вымыл травы и кусты.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород (Дождь)
7. Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу (Земля)
8. Что на свете всех жирнее? (Земля)
9. Дышит, растет,
А ходить не может (Растение)
10. Весной веселит, Летом холодит, Осенью умирает. Весной оживает (Лес)
11. Летом вырастают,
А осенью опадают (Листья)
12. Зимой и летом
Одним цветом (Ель, сосна)
На этом наш конкурс подошел к концу. Пока жюри подводит итоги, ____________ расскажет стих.
Ученик (заранее подготовленный): Почему люблю природу?
Потому что год от года Она силы мне дает И смятения берет.
Можно к сосенке прижаться, Ее силой заряжаться. У березы красоты
Попросить не бойся ты.
У травинок и цветов О здоровье просят вновь. На здоровье и удачу,
Погадать можно в придачу.
Все мы вышли из природы.
И в любое время года Нам помощница она,
Силой мощною полна.
Берегите, ребята, природу,
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду, Ведь природа – надежный наш друг!
Подведение итогов. Теперь слово жюри.
В этой интересной и познавательной игре обе команды показали себя истинными знатоками природы.
На этом наша игра закончилась. Спасибо всем за работу. Спасибо жюри и ребятам
1. Какие морские обитатели способны менять цвет кожи под цвет окружающей обстановки?
Ответ: камбала, морские раки-вибриусы
2. Какое самое крупное из живущих на планете животных?
Ответ: это синий кит, вес его рекордный – около 150 тонн
3. Какие морские обитатели не воспитывают детей? Ответ: рыбы
4. Название этой морской рыбы совпадает с названием тонкого острого предмета, используемого для шитья? Ответ: рыба-игла
5. Поют ли киты? Ответ: да, очень громко
6. О каком морском обитателе писал Плутарх, живший в I и II веках нашей эры: «Он меняет свою окраску частью для того, чтобы укрыться от врагов, а частью, чтобы обмануть бдительность своей добычи. Пользуясь такой военной хитростью, он достигает того, что подстерегаемая им добыча не замечает его, а враги, которых он желает избежать, проходят мимо»?
Ответ: об осьминоге
7. Отгадайте, что это за рыба? Голова, как у игрушечного конька, с трубкообразным рылом и гребнем-гривой на затылке. Тело покрыто щитками с длинными выростами – ниточками и заканчивается хвостом, способным закручиваться. Ответ: морской конёк
8. Спят ли дельфины?
Ответ: считается, что дельфины не спят. Когда одни отделы мозга у него работают, другие в это время отдыхают
9. Эта рыба хоть и не интересуется тряпками, но её название – тряпичник. Как вы думаете почему?
Ответ: Тело тряпичника сплошь покрыто выростами типа каких-то ленточек, крупных ниточек, полосок
10. Как называются рыбы, которые умеют вырабатывать электрический ток в своём теле?
Ответ: Это рыбы – настоящие живые электростанции: электрические угри, скаты, сомы
11. Какое морское животное имеет тонкое тело, напоминающее шнур? Ответ: линеус
12. Как называются самые крупные рыбы, обитающие на планете? Ответ: акулы
13. Какие морские обитатели самые прожорливые? Ответ: сомы, белуги.
14. Какой вид рыбы питается своими сородичами? Ответ: нередко щуки глотают друг друга
15. Какая рыба приспособилась выращивать свою икру на поверхности тела? Ответ: аспредо (мелкие сомовые)
Экскурсия по теме «Удивительные обитатели Смоленского зоопарка».
Цель: укрепить знания детей об обитателях нашей планеты.
Задачи:
1. обобщить знания детей о животных;
2. рассмотреть взаимосвязь в природе;
3. показать значение окружающей природы для человека.
Место проведения: МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк».
Ход экскурсии:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Изучение нового материала |
Мы с вами находимся в Смоленском зоопарке и наша задача быть очень внимательными и понаблюдать за обитателями нашей планеты, которые тут представлены. Оглянитесь вокруг, посмотрите на животных. Что вы видите? Да, все это природа и ее обитатели. Ее многообразие поражает и восхищает людей. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав ее, говорите, что это за животное. Назовите царство животных. Мы можем сказать, что в природе все взаимосвязано, а как расскажите мне. Да совершенно верно, таким образом, живая природа взаимодействует с неживой природой. Какое значение природа играет для людей? |
Живые существа в отличии от неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают. Природа многообразна, в ней все взаимосвязано. Живая природа не может существовать без неживой природой, они взаимосвязаны. Природа имеет большое значение для человека. |
Творческие задания как форма проведения текущего контроля
Критерии оценки творческих работ (рисунки и плакаты) 1.Техника выполнения работы.
2. Композиция.
3. Полнота освещения темы и образность.
4. Грамотность рисунка или плаката.
5. Цветовое решение работы.
6. Оригинальность.
7. Качество оформления.
Баллы:
0 – творческая работа не удовлетворяет данному критерию
1 – творческая работа частично удовлетворяет данному критерию 2 – творческая работа в полной мере удовлетворяет данному критерию
Критерии оценки защиты творческих работ (рисунки и плакаты) 1. Точное следование регламенту (2-3 мин.).
2 Полнота освещения темы.
3 Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая).
4 Степень владения материалом. 5. Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка).
Критерий |
|
Баллы |
|
0 |
1 |
2 |
|
Точное следование регламенту (2-3 мин.) |
Выступление не удовлетворяет данному критерию |
Выступление частично удовлетворяет данному критерию |
Выступление в полной мере удовлетворяет данному критерию |
Полнота освещения темы |
Тема не раскрыта |
Тема раскрыта частично |
Тема раскрыта полностью |
Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая) |
Речь безграмотна |
В речи встречаются грамматические, лексические и фонетические ошибки |
Речь выступающего с языковой точки зрения плавильная |
Степень владения материалом |
Несвободное – с опорой |
Выступающий при защите наряду со свободным владением материалом, прибегает к опоре. |
Свободное - без опоры |
Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка) |
Внимание аудитории не привлечено в ходе выступления |
Внимание аудитории привлечено во вступлении, или концовке выступления. |
Выступающий смог привлечь внимание аудитории во время своего выступления полностью. |
Критерии оценивания результативности работы – уровни (высокий, средний, низкий).
Выполнение работы |
Уровень результатов |
9 - 10 баллов |
высокий |
5 – 8 баллов
|
средний |
<5 баллов |
низкий |
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от
04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) // Министерство образования и науки Российской Федерации, письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-324.
4. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В. Енин. – М.: ВАКО, 2015. – 288 с.
5. Современные тенденции развития региональной системы образования:
интеграция науки и практики: Сборник научно-методических статей / ГАУ ДПО СОИРО; отв. ред. Е. А. Боброва. Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2016. – 188 с.
6. Современное образование. Формирование нового педагогического мышления: сборник материалов Международной межшкольной научно-практической конференции, 23 марта 2018 года / МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска; [науч.ред.: В.Д. Балыкина, Н.А. Демидова]. – Смоленск: Маджента, 2018.- 332 с.
7. Сохранение культурного наследия в современном образовательном пространстве: сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, 21 марта 2019 года / МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» г. Смоленска; [науч. ред.: В.Д. Балыкина, С.В. Асриева]. – Смоленск: Маджента, 2019.- 278 с.
Список дополнительной литературы для педагога
1. Александров А., Башакина Т. Праздники в Московском зоопарке: Сборник сценариев к 150-летию зоопарка. М.: ГБУ «Московский зоопарк»/ А.Александров, Т. Башакина, Т. Веселова, А. Гаврон, К.Федишина, М. Андреев, Д. Варкентин. - Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2012. - 240 с.
2. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Краткий курс общей экологии. Часть I: Экология видов и популяций: Учебник. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 206 с.
3. Материалы областной конференции юных исследователей окружающей среды. Сборник. – Смоленск: «Смоленская городская типография», 2011. – 156 с.
4. Сборник познавательно-занимательных занятий с обучающимися. Составитель:
Журавлёва М.А.. – методист СОГБОУ ДОД «Станция юннатов», Смоленск, 2012.
5. 1001 идея нестандартного занятия с детьми. Москва, 2011. – 100 с.
1. Сладков Н. Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек. ООО «Издательство АСТ», 2016.
2. Иллюстрированная книга занимательных наук / Я.И. Перельман. – М.: Издательство АСТ, 2015. – 320 с.
Список дополнительной литературы для обучающихся
1. Богданов Е.В. Прописаны в Поозерье. – Смоленск: Маджента, 2013. – 512 с.
2. Гурнакова Е.Н. 1000 чудес со всего света. М.: АСТ, 2010. – 780 с.
3. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2012. – 240 с. – (Красная книга).
4. Правила составления и решения ребусов // allforchildren.ru: Сайт «Все для детей!»/ 2006 URL: http://allforchildren.ru/rebus/rebus0.php (дата обращения: 14.01.2017).
1. ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
2. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF.
3. edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»/Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах
5. zmmu.msu.ru— кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6. ecosystema.ru- экологическое образование детей и изучение природы России.
7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.RU.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.