Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественная направленность «ИЗОСТУДИЯ»
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественная направленность «ИЗОСТУДИЯ»

Оценка 4.9
docx
11.03.2021
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа художественная направленность «ИЗОСТУДИЯ»
ИЗОСТУДИЯ Волченко Д. Ю..docx

 

АДМИНИСТРАЦИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ« ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 91»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

«ВОЕННЫЙ ВОДИТЕЛЬ»

 

Рассмотрена и рекомендована                                                             Утверждена

на педагогическом совете                                                                     приказом №___от__________

протокол                                                                                                 Директор Т. М. Антонова

№__от_____________20___г.                                                               

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественная направленность

«ИЗОСТУДИЯ»

Срок реализации программы: 1год

Возраст обучающихся 7-9 лет

 

Разработчик программы: Волченко Дарья Юрьевна,

                                                                                                педагог доп. образования

                                                                                                          высшей категории                                        

 

 

 

Тольятти 2020 г.

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Командные спортивные игры» составлена в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242), «Методическими рекомендациями по подготовке к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО» (Письмо министерства образования и науки Самарской области от 30 марта 2020 г. № МО-16.09.01/434-ТУ).

В содержание программы вошли современные педагогические практики по воспитанию и выявлению обучающихся, помогающих выделить профессионально ориентированных обучающихся, вариативных методик, способствующих созданию необходимых условий для личностного развития и самоопределения обучающихся, подготовки и поддержки талантливых обучающихся.

Настоящая общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗОСТУДИЯ» (далее Программа) — документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском объединении дополнительного образования.

Актуальность программы. Программа создана для обеспечения первоначальной  художественной подготовки школьников средствами изобразительного искусства. В программе есть положения академического, художественного образования, современные представления о синтезе искусств. По сложности программа комплексная, включающая взаимосвязь различных видов изобразительного искусства и связь их с другими видами искусства.

Количество часов разделов и тем учебно-тематического плана носят рекомендательный характер (общее количество часов в год остается неизменным). Данная программа составлена на основе принципов:

- принцип гуманизации (приоритет ценности учащегося и его дальнейшего развития, как самоценного субъекта; учет возраста, семейных, религиозных и других особенностей; учет индивидуальных качеств, способности к саморазвитию в худ.-твор. деятельности)

- принцип научности и достоверности предполагает изложение учебного материала, основанного на научно проверенных фактах (основы учебного рисунка базируется на анатомии, законов перспективы и тд.; на знании цветоведения, оптики, воздушной и цветовой перспективы; знании правил композиции; знании истории искусств; взаимодействии изобразительного искусства с другими видами искусств)

- принцип свободной интеграции и диалога с другими видами художественно-эстетической деятельности (взаимодействие изобр. искусства с др. видами искусств (литературой, музыкой, поэзией, архитектурой, театром, кино, фотографией)

-принцип открытости занятий (проведение занятий в музеях)

-принцип системности и последовательности (усвоение знаний и навыков подразумевает непрерывность между занятиями, связь нового материала с пройденным)

-       -принцип оценки и самооценки процесса и результатов худож. деятельности (оценка и самооценка процесса и результатов; проведение выставок разного уровня; оценка художественной грамотности.

 

Направленность программы: художественная.

Новизна программы  состоит в том, что она разработана с учётом современных тенденций в образовании и основана на модульном принципе освоения материала, что позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы   и   способности обучающихся.  

Педагогическая целесообразность определена тем, что ориентируется на приобщение обучающихся к физической культуре и спорту, применение полученных знаний, умений в повседневной деятельности, улучшение образовательного результата, создание индивидуального творческого продукта. Активное приобщение школьников к изобразительному искусству нацелено на развитие у школьников интеллектуальных способностей, пространственного воображения, творческих видов деятельности, а также способствуют воспитанию трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда.

Цель программы: формирование творческой культуры учащихся к неотъемлемой части  культуры духовной, воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям изобразительным творчеством, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

                      Образовательные задачи – сформировать практические навыки рисования с натуры и по памяти, по представлению, в выполнении декоративно- оформительских работ.

                      Развивающие задачи – развить у учащихся художественно-творческие способности путем целенаправленного и организованного обучения. Развить логическое и абстрактное мышление, фантазию и воображение, умение обобщать и стилизовать.

                 Воспитательные задачи – формировать самостоятельность в решении поставленных задач и проблем.

Ожидаемые результаты освоения программы.

По окончании освоения программы обучающийся должен показать следующие результаты:

Личностные              

Метапредметные

Предметные

 Проявляет

-чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи;        

-чувство ответственности, уважения, дисциплинированности, активности, самостоятельности, инициативности и творчества.

Познавательные УУД:

-             работа с информацией

-             сравнивает, анализирует, классифицирует и систематизирует;

Коммуникативные УУД:

-             умеет слушать и слышать педагога;

-              взаимодействует по с участниками группы.

Регулятивные УУД:

-             ставит цель;

-             планирует свою индивидуальную деятельность;

-             находит  и корректирует недочеты в своей работе.

 

Должен знать:

начальные сведения о линейной и воздушной перспективе, вопросы цветоведения, светотеневую теорию, пропорции лица и тела человека. Иметь представление о различных графических и живописных материалах и техниках, первоначальные сведения о законах и правилах композиции. Виды и жанры изобразительного искусства, народные промыслы, происхождение искусства.

Должен уметь:

-правильно компоновать работу, вести конструктивное построение, передавать объем, форму, пропорции, применять на практике знания по перспективе, светотени, уметь пользоваться изобразительными материалами;

конструировать из бумаги.

-опыт участия в массовых мероприятиях – выставках и конкурсах различного уровня (городских, областных, Всероссийских, Международных).

Возраст обучающихся программы: 7-9 лет.

Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год, 36 учебных недель с сентября по май включительно, 126 учебных часов в год.

Форма обучения – очная.

Форма организации деятельности обучающихся – парная, групповая, индивидуальная.

Основными видами организации занятий являются:

-       групповые практические занятия;

-       групповые теоретические;

-       просмотр обучающего видеоконтента;

-       контрольные занятия;

-       открытые занятия;

-       участие в различных массовых мероприятиях и конкурсах.

Режим занятий – два занятия в неделю, 2 и 1,5 академических часа, с предусмотренным перерывом обучения не менее 5-10 минут в группах после каждых 45 минут обучения.

 

Особенности формирования групп и определения объема недельной нагрузки занимающихся

 

Направленность

Период

подготовки

Мин. наполняемость группы (человек)

Оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы (человек)

Макс. количественный состав группы (человек)

Макс. объем тренировочной нагрузки в неделю в академ. часах

художественная

Весь период

10

15-20

до 20

3,0

 

Наполняемость группы из оптимального количественного состава 15 человек. Группа формируется с учетом возрастных психофизических особенностей развития и индивидуальных возможностей детей. Группы смешанные: девочки и мальчики обучаются вместе.

Группы формируются из вновь зачисляемых в учреждение детей, желающих заниматься изобразительным искусством.

Данная программа имеет ознакомительный (начальный) уровень освоения знаний по изобразительному искусству.

Критерии и способы определения результативности

Оценка полученных результатов проводится в конце каждого занятия. А так же на просмотрах работ учащихся, на персональных и групповых выставках студии. Сами учащиеся дают оценку работам друг друга и сами себе. Так же для оценки работы за полугодие и за год проводятся зачетные работы. Диагностика интересов, творческой активности, успешности, профориентации проводится по анкетам (таблица в приложении №3).

Формы подведения итогов реализации  программы:

-     конкурсы;

-     просмотры;

-     открытые и контрольные занятия.

Средства оценки результативности и эффективности реализации программы:

-     наблюдения;

-     опрос;

-     просмотры.

1.    Содержание программы

 

Программа состоит из 3-х модулей:

Учебный план ДООП «ИЗОСТУДИЯ»

№ п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.                   

«ИЗОСТУДИЯ - 1»

42

4

38

2.                   

«ИЗОСТУДИЯ - 2»

42

4

38

3.                   

«ИЗОСТУДИЯ - 3»

42

4

38

 

Итого

126

12

114

 

Модуль «ИЗОСТУДИЯ - 1»

Задачи:

Воспитательные

           организация досуга средствами изобразительной деятельности;

           создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития

           Развивающие:

           приобретение необходимых теоретических знаний по изобразительному искусству;

Обучающие:

           обучить основным техническим приемам и навыкам изобразительного искусства.

 

Результаты подготовки обучающихся по модулю:

 

По окончании освоения модуля программы обучающиеся будут знать: начальные сведения о линейной и воздушной перспективе, вопросы цветоведения, светотеневую теорию, пропорции лица и тела человека. Иметь представление о различных графических и живописных материалах и техниках, первоначальные сведения о законах и правилах композиции. Виды и жанры изобразительного искусства, народные промыслы, происхождение искусства.

 

По окончании освоения модуля программы обучающиеся будут уметь: правильно компоновать работу, вести конструктивное построение, передавать объем, форму, пропорции, применять на практике знания по перспективе, светотени, уметь пользоваться изобразительными материалами; конструировать из бумаги. Опыт участия в массовых мероприятиях – выставках и конкурсах различного уровня (городских, областных, Всероссийских, Международных).

 

Учебно-тематический  план модуля «ИЗОСТУДИЯ - 1»

 

Содержание занятий

Кол-во часов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Всего

1. Теоретическая подготовка:

4

4

- техника безопасности на занятиях;

0,5

0,5

0,5

-беседа об изобразительном искусстве.

1

1

1

Итого часов:

4

2

1

1

4

2.  Практическая подготовка

38

- основы рисунка;

12

4

4

4

12

- изобразительные средства рисунка;

3

1

1

1

3

- основы цветоведения;

2

1

1

2

- живопись – искусство цвета;

3

1

1

1

3

- изображение растительного мира;

 

 

 

 

 

- изображение животного мира;

 

 

 

 

 

- основы композиции;

 

 

 

 

 

- взаимосвязь элементов в произведении;

 

 

 

 

 

- основы декоративно-прикладного искусства;

 

 

 

 

 

- орнамент;

 

 

 

 

 

-стилизация;

 

 

 

 

 

- сказка в декоративном искусстве;

3

2

1

3

- жанры изобразительного искусства: пейзаж;

4

2

2

4

-жанры изобразительного искусства: портрет;

3

1

1

1

3

-жанры изобразительного искусства: натюрморт;

 

 

 

 

 

Контрольные испытания, аттестация, тестирование, участие в мероприятиях и конкурсах (оценка подготовленности обучающихся)

2

2

2

Итого часов:

2

2

Всего часов:

42

14

14

14

42

 

Календарный план график

Раздел подготовки

Недели/часы

Все-го

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Теоретическая подготовка

 

Практическая подготовка

 

Контрольные испытания, аттестация, просмотры

участие в мероприятиях и конкурсах (оценка подготовленности обучающихся).

 

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

42

 

Модуль «ИЗОСТУДИЯ - 2»

 

Задачи:

Воспитательные

           организация досуга средствами изобразительной деятельности;

           создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития

           Развивающие:

           приобретение необходимых теоретических знаний по изобразительному искусству;

Обучающие:

           обучить основным техническим приемам и навыкам изобразительного искусства.

            

                 Результаты подготовки обучающихся по модулю:

 

                   По окончании освоения модуля программы обучающиеся будут знать: линейную, воздушную и цветовую перспективу, теорию светотени, теорию картинной плоскости, цветовой спектр, контрастные, сближенные цвета, рефлексы. Графические и акварельные техники. Пропорции лица и тела человека, законы, правила, приемы и средства композиции.

 

По окончании освоения модуля программы обучающиеся будут знать: уметь правильно выбирать формат для работы, последовательно вести работу, обобщать и анализировать, самостоятельно сочинять композиции на заданную тему. Стилизовать растительные и животные формы. Применять полученные теоретические и практические знания на практике. Опыт участия в массовых мероприятиях – выставках и конкурсах различного уровня (городских, областных, Всероссийских, Международных).

 

Учебно-тематический план модуля «ИЗОСТУДИЯ - 2»

 

Содержание занятий

Кол-во часов

Декабрь

Январь

Февраль

Всего

1. Теоретическая подготовка:

4

4

- техника безопасности на занятиях;

0,5

0,5

0,5

-беседа об изобразительном искусстве.

1

1

1

Итого часов:

4

2

1

1

4

2.  Практическая подготовка

38

- графика-как вид изобразительного искусства;

4

4

- выразительные средства графики;

0,5

0,5

0,5

- холодная и теплая цветовая гамма;

4

38

- композиционное решение рисунка;

12

4

4

4

12

- декоративно-прикладное искусство;

3

1

1

1

3

- скульптура, как вид изобразительного искусства;

2

1

1

2

- экскурсии.

3

1

1

1

3

Итого часов:

12

11

11

32

Контрольные испытания, аттестация, участие в мероприятиях и конкурсах (оценка подготовленности обучающихся)

2

2

2

Итого часов:

2

2

Всего часов:

42

14

14

14

42

 

 

Календарный план график

 

Раздел подготовки

Недели/часы

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Теоретическая подготовка

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

4

Практическая подготовка

1,1

1,1

1,1

1,1

1

1

1

1

0,9

0,9

0,9

0,9

12

Контрольные испытания, аттестация, участие в мероприятиях и конкурсах (оценка подготовленности обучающихся).

0,5

0,5

0,5

0,5

2

 

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

42

 

Модуль «ИЗОСТУДИЯ - 3»

 

Задачи:

Воспитательные

           организация досуга средствами изобразительной деятельности;

           создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития

           Развивающие:

           приобретение необходимых теоретических знаний по изобразительному искусству;

Обучающие:

           обучить основным техническим приемам и навыкам изобразительного искусства.

 

Учебно-тематический план модуля «ИЗОСТУДИЯ - 3»

 

        Содержание занятий

Кол-во часов

Декабрь

Январь

Февраль

Всего

1. Теоретическая подготовка:

4

4

- техника безопасности на занятиях;

0,5

0,5

0,5

-беседа об изобразительном искусстве.

1

1

1

Итого часов:

4

2

1

1

4

2.  Практическая подготовка

38

- рисуем чернилами;

4

4

- рисуем акварелью;

0,5

0,5

0,5

- рисуем масляной и меловой пастелью;

4

38

- рисуем и фантазируем;

12

4

4

4

12

- экскурсии.

3

1

1

1

3

Итого часов:

12

11

11

32

Контрольные испытания, аттестация, участие в мероприятиях и конкурсах (оценка подготовленности обучающихся)

2

2

2

Итого часов:

2

2

Всего часов:

42

14

14

14

42

 

Раздел подготовки

Недели/часы

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Теоретическая подготовка

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

4

Практическая подготовка

1,1

1,1

1,1

1,1

1

1

1

1

0,9

0,9

0,9

0,9

12

Контрольные испытания, аттестация, участие в мероприятиях и конкурсах (оценка подготовленности обучающихся).

0,5

0,5

0,5

0,5

2

 

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

42

 

Содержание разделов подготовки обучающихся

 

Модуль «ИЗОСТУДИЯ – 1»

 

Теоретическая подготовка

Вводный инструктаж по ТО. Беседа, введение в образовательную программу. Изучение источников наших знаний об изобразительном искусстве. Ознакомление с работой творческого объединения «ИЗОСТУДИЯ», содержание и порядок работы. Инструменты, необходимые для работы кружка.

Практическая подготовка

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Графика и её возможности. Правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке. Наглядная перспектива. Линия горизонта. Экскурсии на природу для зарисовок деревьев, животных, наблюдения, рисунки по памяти. Пропорции.

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его. Первичные цвета. Цветовая гамма. Цветоведение, цветовой круг. Материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. изучение цветов, их светлоты и насыщенности. Основные и дополнительные цвета, теплая и холодная цветовая  гамма. Обогащение восприятия окружающего мира. Светлота и светосила, колорит. Работа с палитрой. Живописные техники: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, работа по сухому и по сырому, лессировка, мазок.

Изображение растительного мира. Изображение животного мира. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты природы. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Анализ, сравнивание, обобщение и передача типичных черт природы. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень». Развитие умения видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.  Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Осознание бережного отношения к редким видам птиц. Эстетическая оценка «малой» Родины. Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы. Развитие умения ценить то, что создано руками человека и природой. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков. Развитие наблюдательности за животным и растительным миром. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Грамотное отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов. Теория картинной плоскости. Решение листа как единого целого. Выделение главного и второстепенного в решении композиции. Соотношение частей, уравновешенность композиции. Передача ритма, движений и покоя. Цвет, контраст и нюанс в композиции. Эмоциональная выразительность цвета.

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. Орнамент. Стилизация. История возникновения ДПИ. Законы композиции ДПИ. Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов. Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур. Применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм. Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации. Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Ознакомление с особенностями декоративно-прикладного искусства. Общение детей с образцами фольклора, в том числе с народными сказками. Коллективное рассказывание сказки.

 

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт Виды и жанры изобразительных искусств. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Изменчивость состояний природы в течение суток. Сельский и городской пейзаж. Вглядываясь в человека. Портрет. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Мир наших вещей. Натюрморт. Многообразие форм изображения вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображение вещей.

Подготовка экспозиции выставки. Оформление работ. Изготовление паспарту. Организовывается  просмотр работ всех участников изостудии. Учащиеся выбирают наиболее выразительные композиции, аргументируя свой выбор. По мере необходимости завершают отдельные композиции, доводя их до выставочного уровня. Правила оформления графических и живописных работ, аппликации. Правила создания паспарту. Принципы создания экспозиции.  Экспозиция работ. Открытие выставки. Организация конференции. На конференции учащиеся выступают по понравившимся работам.

 

Модуль «ИЗОСТУДИЯ – 2»

 

Теоретическая подготовка

Вводный инструктаж по ТО. Беседа, введение в образовательную программу. Изучение источников наших знаний об изобразительном искусстве. Ознакомление с работой творческого объединения «ИЗОСТУДИЯ», содержание и порядок работы. Инструменты, необходимые для работы кружка.

 

Практическая подготовка

Графика, как вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики. Работа углём. Граттаж. Расширение навыков работы различными графическими средствами (карандаш, уголь, чернила, пастель). Линия, пятно, точка, фактура, штрих – выразительные возможности рисунка. Развитие навыков обобщения тональных градаций, перевода тонально-объемного академического рисунка в линеарно-плоскостное изображение. Поиск выразительных возможностей линии. Фактура. Пластика. Взаимодействие. Поиск выразительных возможностей. Гладкое пятно. Фактурное пятно. Рисунок с натуры. Предметы простой и сложной формы. Последовательность работы над рисунком. Тональная проработка формы. Градации светотени.

Холодная и теплая цветовая гамма. Постепенное усложнение учебных задач, повышение требований к композиционному, техническому, колористическому и объективно- пространственному решению. Цветовая характеристика предметов, цветовые решения. Обобщение и детализация. Тоновые отношения. Насыщенность цвета, цветовые рефлексы. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст, тепло-холодные сочетания.

Композиционное решение рисунка. Повторение законов, правил, приемов композиции, теории картинной плоскости. Ритм в композиции. Контраст линий, форм, величин, тона, цвета. Передача пространства с помощью насыщенности цвета. Выбор формата в зависимости от вида композиции. Передача динамики и статики. Уравновешенность и устойчивость композиции. Передача настроения в композиции. Музыкальность в композиции. Различные живописные и графические техники при работе над композицией.

Знакомство с искусством народных художественных промыслов России. Приемы росписи. Макетирование. Объёмное конструирование. Познание новых свойств бумаги, которые будут использованы при макетировании. Овладение приемами создания сложных, составных конструкций домов. Особенности техники «Коллаж». Изучение тканей, искусственные и синтетические, смешенные волокна. Производство тканей: прядение, ткачество, отделка. Формирование чувства материала. Вырезывание аппликации, наложение деталей на картон. Знакомство с новой техникой – оригами. Формирование умения конструировать поделки из бумаги способом оригами по инструкции. Развитие аккуратности и умения находить нестандартные решения творческих задач. Изучение новой техники «мозаика». Контур, пятно, силуэт. Цветовая гамма. Работа с витражными красками. Изучение техники витража, изучение витражных красок. Развитие наблюдательности, глазомера, моторики рук. Виды витража. Ознакомление с технологическим процессом создания витража. Эскиз витража. Работа с контуром. Маски из « папье-маше». Знакомство с новой техникой создания образа – маскарадная маска. Этапы работы.

Скульптура, как вид изобразительного искусства.  «Круглая» скульптура и «рельеф». Обучение методам работы с глиной при изготовлении рельефа. Научить основам передачи рисунка в объемной форме. Усвоить соблюдение основных пропорций, передачу характера, применение фактур. Закрепить приёмы стилизации образа. Взаимосвязь скульптуры с другими видами изобразительного искусства. Композиция в скульптуре.

Экскурсия в лес. Развитие кругозора учащихся. Наблюдение за птицами. Игра «Кто больше?» Экскурсии на природу, натурные зарисовки деревьев, деревенских домиков.

Модуль «ИЗОСТУДИЯ – 3»

 

Теоретическая подготовка

Вводный инструктаж по ТО. Беседа, введение в образовательную программу. Изучение источников наших знаний об изобразительном искусстве. Ознакомление с работой творческого объединения «ИЗОСТУДИЯ», содержание и порядок работы. Инструменты, необходимые для работы кружка.

Практическая подготовка

Рисуем чернилами Закрепление и углубление навыков и умений по построению предметов, передачи объемов, фактуры, тона, освещенности, компоновки, знаний о воздушной и линейной перспективе. Работа с различными графическими материалами и техниками. Работа чернилами. Особенности работы на пленэре. Закрепление навыков последовательности ведения рисунка, умения анализировать, обобщать. Работа с натуры и по памяти и воображению. Владение линией, штрихом пятном. Светлые, средние, темные зоны, объем рисунков. Тональная растяжка.

Рисуем акварелью. Развитие умений и навыков последовательно вести работу, находить тональные и цветовые решения. Синтез изобразительных материалов. Передача изменения цвета предмета в зависимости от окружающей среды и освещенности. Объем, форма, материальность предметов. Тон, свет, цветовая насыщенность, теплохолодность. Применение различных живописных техник и материалов.

Рисуем масляной и меловой пастелью. Рекомендации по работе с масляной пастелью. Смешение цветов. Эффект «отражения». Чернильные контуры. Изображение красочных сооружений карандашом, затем акварелью. Рекомендации по использованию восковых карандашей. Смешивание цветов для получения новых оттенков. Водоотталкивающее свойство восковых карандашей. Изображение сказочной птицы восковыми карандашами. Рекомендации по использованию меловой пастели. Различные типы покрытия, смешение нескольких цветов. Сочетание карандаша и акварели или гуаши.

Рисуем и фантазируем. Работа над эскизами, выбор формата. Повторение и углубление знаний и умений по законам, правилам, средствам композиции. Ритм и колорит в композиции, контрасты форм, объемов, цвета. Создание серий на определенную тему. Передача настроения, характера. Развитие образного мышления, абстракция, стилизация. Цветовое решение композиции в зависимости от заданного настроения.

Экскурсии в художественный музей, экскурсия в краеведческий музей. Экскурсии на природу, натурные зарисовки деревьев.

 

Взаимодействие программы с образовательным пространством школы

 

            Занятия изобразительным искусством в школе – часть ее общевоспитательной работы. Между преподавателями изобразительного искусства, учителями и администрацией школы должно быть полное взаимопонимание. Особенно тесный, непрерывный контакт необходим с учителями начальных классов, без помощи которых невозможно правильно организовать и проводить занятия, массовые мероприятия, выставки рисунков.

 

Ресурсное обеспечение программы

В начале обучения целесообразно выбирать занятия, построенные на простых, знакомых учащимся элементах изображения. Далее  включаются упражнения, несложные новые  элементы в рисовании. Эти упражнения следует повторять в разных заданиях, соединять с разными темами, чтобы учащиеся совершенствовались постепенно.

            В каждом задании педагог должен ставить перед учащимися все новые задачи, последовательно раскрывать смысл и характер каждой темы, вносить новые детали и образы, постепенно повышая требования к исполнению рисунков. Занятия должны строиться с использованием разнообразных методов обучения.

 

Методы обучения

1.      Обьяснительно-иллюстративный – всеми возможными средствами организуется осознанное восприятие учебного материала, обеспечивается система знаний о предмете в определенной взаимосвязи.

2.      Репродуктивный – организуются задания на тренировку, упражнения на повторения.

3.      Проблемное изложение – создается проблемная ситуация, раскрывается заложенное в ней противоречие. Показывается ход решения.

4.      Частично-поисковый – ставится проблема (проблемная ситуация), а учащиеся решают ее самостоятельно или с помощью педагога.

Приемы обучения

1.      Творческие задания

2.      Беседы

3.      Практические задания

4.      Самостоятельная работа

5.      Домашняя работа

6.      Создание проектов

7.      Экскурсии

Формы организации образовательного процесса

1.      Индивидуальный

2.      Групповой

3.      Коллективный

4.      Коллективно-групповой

 

Дидактический материал

 

Материалы и инструменты, техническое оснащение занятий,

необходимые  для учащихся

-        наглядный материал,

-        раздаточный материал,

-        таблицы, схемы, рисунки, наглядные пособия,

-        постановочные предметы,

-        муляжи, ткани,

-        осветительные приборы,

-        схемы пропорций и движений,

-        репродукции,

-        видеофильмы о видах искусства,

-        видеопроектор.

 

-        мольберты,

-        бумага разного формата и цвета,

-        гуашь, акварель, тушь,

восковые мелки,

масляная пастель,

меловая пастель,

карандаши,

-        баночки для воды,

-        кисти круглые и плоские разного размера,

-        ластики,

-        бумага для эскизов,

-        клей ПВА.

-        восковые свечи.

 

 

Список источников и используемой литературы для педагога и учащихся

 

1.      Аверина В. И. Городецкая резьба и роспись по дереву. – Н.Новгород, 1990.

2.      Алёшкина Т. В. Величайшие творения человечества. Энциклопедия. – М.: ООО «АСТ», 2001.

3.      Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. – Издательство Академия художеств. - М., 1963.

4.      Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992.

5.      Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.,1997.

6.      Гвидо ван Генехен. Большая книга творчества. Рисуем, раскрашиваем, фантазируем. – Спб.: Питер, 2011.

7.      Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

8.      Доронова Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.: Школьная Пресса, 2005. – (Приложение к журналу «Воспитание школьников», Вып. 10).

9.      Изобразительное искусство: беседы, викторина, олимпиады, конкурсы, необычные уроки/ Сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.

10.  Кол М., Сольга К. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет / М. Кол., К. Сольга ; пер. с англ. Е. Г. Гендель. – Минск : Попурри, 2009.

11.  Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. – М.: Просвещение,1997.

12.  Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. – М.:Просвещение, 2002.

13.  Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – 2-е изд.,  перераб. и  доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

14.  Неменский Б. М. Распахни окно. – М.: Искусство, 1994.

15.  Общественно-педагогические и научно-методические журналы «Искусство в школе», «Художественный совет», «Юный художник».

16.  Основы теории художественной культуры:/Под общей редакцией Л. М. Мосоловой. – СПб. Издательство «Лань», 2001. – (Мир культуры, истории и философии).

17.  Павлинов П. Я. Каждый может научиться рисовать.   – М.: Совхуд, 1999.

18.  Пацци Л. Лепим из соленого теста: Забавные фигурки и оригинальные композиции. – М. : Контэкт, 2012.

19.  Полунина В. Н. Искусство и дети. М.: Искусство, 1992.

20.  ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Программы дополнительного образования детей. – М.: Просвещение, 2008.

21.  Платонова Н. И., Синюков В. Д. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1993.

22.  Пяткова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству/ Серия «Справочник». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

23.  Ренуф Э. 20 способов нарисовать дерево и другие 44 чуда природы. – М.: Азбука-Аттикус, 2013.

24.  Словьева И.Л. Образовательная программа. Изостудия «Путь к гармонии» - Самара, 2005

25.  Страйкер С., Киммель Э. Рисовалка для умных детей и родителей, Минск : Попурри, 2010.

26.  Уотт Ф. Академия детского творчества. 365 поделок из бумаги и картона. – М.: Робинс,

2011.

27.  Уотт Ф., Милборн А., Диккенс Р. Творческая мастерская юного художника. – М.: Робинс, 2012.

28.  Фатеева А. А. Рисуем без кисточки – Ярославль: Академия развития, 2007.

29.  Фигурки из соленого теста. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

30.  Флетчер А. Акварель. Рисуем деревья и листья. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008.

31.  Шалаева Г. П. Учимся рисовать. – М.: АСТ: СЛОВО, 2011.

32.  Этюды об изобразительном искусстве./М. Алпатов, М. Аленов, А. Баранов и др; Сост. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. – М.: Просвещение, 1993.

33.  Я познаю мир: Искусство:Дет. энцикл./ Т. Ю. Кравченко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Кадровое обеспечение программы

Данная программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.

Уровень педагогических компетенций педагога дополнительного образования должен соответствовать профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 298-н от 5 мая 2018 года.

1.      Список литературы

 

Нормативно-правовые акты и документы:

1.        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

4.        Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-Р);

5.        Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»;

6.        Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242;

7.        Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ (приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 №МО-16-09-01/826-ТУ).

8.        Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)

9.        Губа В. Теория и методика мини-футбола (футзала).  Учебник – М.: Спорт, 2016

10.   Рыцарев В.В. Волейбол. Теория и практика. – М.: Спорт, 2016

11.   Булыкина Л.В., Губа В.П. Волейбол. Учебник. – М.: Советский спорт, 2020

12.   Буйлова Л.А., Ежова А.В. Организация и проведение занятий по баскетболу со студентами вузов: учебное пособие.  – Воронеж: ВГИФК, 2019.

 


13.    


Приложение 1

 

Годовой учебно-тематический план-график программы

 

Содержание занятий

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего

1. Теоретическая подготовка:

- техника безопасности на занятиях;

0,5

0,5

0,5

1,5

- беседы об искусстве.

1

1

1

3

Итого часов:

2

1

1

2

1

1

2

1

1

12

2.  Практическая подготовка

- основы рисунка;

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

- основы цветоведения;

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

- основы композиции;

2

1

2

1

2

1

9

- основы декоративно-прикладного искусства;

2

2

2

2

2

2

12

- экскурсии.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Контрольные испытания, аттестация, тестирование, участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях (оценка подготовленности обучающихся)

2

2

2

6

Итого часов:

2

2

2

6

Всего часов:

14

14

14

14

14

14

14

14

14

126

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Диагностика и отслеживание результатов

 

Оценка полученных результатов проводится в конце каждого задания, выявляются ошибки, отмечаются удачные моменты, лучшие работы. Для каждого учащегося нужно найти слова одобрения, поддерживать его старания, деликатно и тактично указать на недостатки в работе.

Оценка результатов проводится на просмотрах работ учащихся, на персональных и групповых выставках студии.

Оценивает работы не только педагог, но и сами учащиеся дают оценку работам друг друга и сами себе.

Также для оценки работы за полугодие и за год проводятся зачетные работы по композиции. В композиции учащиеся могут наиболее полно раскрыть свои способности, показать умения, полученные на занятиях по рисунку, живописи и композиции.

Для оценки работ учащихся применяется таблица сравнительных характеристик, которая дает возможность выявить сильные и слабые стороны ребят.

 

Таблица сравнительных характеристик

 

Ф.И. учащихся

критерии

 

тон

колорит

расположение на листе

сложность

знания о перспективе и основах построения

умение обобщать

использование различных техник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка дается по пятибалльной системе, выводится среднеарифметическая оценка. Диагностика интересов, творческой активности, успешности, профориентации проводится по тестам и анкетам, исходя из того, что педагог хочет знать о учащихся студии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Приложение 4

 

Основные требования к проведению занятий

 

Подготовка к занятию и его проведение.

Готовясь к занятию, педагог должен, прежде всего, определить задачи, содержание, необходимый инвентарь. Рекомендуется составлять подробный конспект с указанием дозировки выполнения упражнений, размещения обучающихся на площадке, предопределяя возможные ошибки и пути их исправления.

Важным условием правильной организации урока является четко продуманное размещение и расположение инвентаря и оборудования с учетом размеров спортивного зала. Во время проведения занятия педагог должен разумно сочетать показ упражнений с объяснением, особенно при освоении новых движений.

Обучение и техническая подготовка

 

Этапы обучения.

Процесс обучения может быть условно разделен на 3 этапа.

1-й этап – создание предварительного представления о разучиваемом движения;

2-й этап – разучивание движения;

3-й этап – совершенствование движения.

Создание предварительного представления опирается на следующие методы:

1.        Показ упражнения, с помощью которого создается в первую очередь зрительный образ движения.

2.        Предварительное ознакомление с движением – его первичное, пробное исполнение.

Из числа перечисленных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и объяснение. Показ осуществляется педагогом дополнительного образования. К показу предъявляются следующие требования: точность и соответствие данному этапу освоения двигательного действия. Разучивание. Создание предварительного представления о движении постепенно переходит в этап разучивания. По мере формирования в целом представления о разучиваемом движении переходят к процессу совершенствования.

Совершенствование движения – наиболее трудоемкий этап. Совершенствование продолжается на протяжении всего периода обучения

 

п/п

Тема, форма

Форма организации занятий

Методы и приемы

Использованные материалы

Формы подведения

итогов

1

ОФП , Беседа,

практическое,

контрольное

занятие,

диагностика

Методы:

Словесный,

наглядный,

практический.

Приемы:

Объяснение,

повторение,

демонстрация,

выполнение

практических

упражнений,

выполнение

Оборудование:

Шведские стенки,

скамейки

гимнастические,

эспандеры.

Методические

материалы:

Журналы,

картинки,

карточки

Обсуждение,

обобщение

знаний,

контрольное

задание,

диагностика,

аттестация

 

 

 

контрольных

заданий.

 

 

2

СФП , Инструктаж,

практическое, контрольное занятие, игровое занятие, учебно- тренировочное занятие

Методы: Словесный, наглядный, практический. Приемы:

Объяснение, повторение, демонстрация, выполнение практических упражнений, выполнение контрольных

заданий.

Оборудование: Гимнастические маты, гимнастическая стенка, скакалки, гимнастическая скамейка Методическиематериалы:

Журналы, картинки, видеозаписи.

Обсуждение, обобщение знаний, контрольное задание, диагностика, аттестация

3

Технические элементы

Рассказ, практическое занятие, комбинированное занятие, контрольное занятие.

Методы: Словесный, наглядный, практический, работа по образцу

Приемы:

Объяснение, повторение, демонстрация, выполнение

практических упражнений

выполнение контрольных

заданий.

Оборудование: Мячи, ворота, стойки, фишки, кубики др.

Методическиематериалы: Журналы, картинки, видеозаписи

Обсуждение, обобщение знаний, контрольное задание, диагностика, аттестация

4

Сореновательная подготовка

Беседа, инструктаж, интегральная подготовка, соревнование

Методы: Словесный, наглядный, практический.

Приемы:

Объяснение, демонстрация, выполнение практических упражнений

Оборудование: Ворота, кольца, мячи, стойки.

Методические

материалы:

видеозаписи, схемы, таблицы

Обсуждение, обобщение знаний, анализ.

5

Подвижные игры Инструктаж,

 

игровое занятие

Методы: Соревновательно - игровой, словесный Приемы: Объяснение, демонстрация.

Оборудование: Мячи, кегли, кубики, инвентарь для подвижных игр.

Методическиематериалы:

карточки.

Обсуждение.

7

Контрольные занятия

Беседа, инструктаж, практическое занятие,

Методы: соревновательно- игровой, практический.

Приемы: Объяснение, демонстрация, моделирование соревнований

Оборудование: Стойки, конусы, столы, рулетка, ракетки.

Методические материалы: Видеозаписи (учебные, соревнования)

иллюстрации

обсуждение, обобщение знаний и умений

 


 

АДМИНИСТРАЦИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

АДМИНИСТРАЦИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Пояснительная записка Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Командные спортивные игры» составлена в соответствии с приказом

Пояснительная записка Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Командные спортивные игры» составлена в соответствии с приказом

Направленность программы: художественная

Направленность программы: художественная

По окончании освоения программы обучающийся должен показать следующие результаты:

По окончании освоения программы обучающийся должен показать следующие результаты:

Основными видами организации занятий являются : - групповые практические занятия; - групповые теоретические; - просмотр обучающего видеоконтента; - контрольные занятия; - открытые занятия; - участие…

Основными видами организации занятий являются : - групповые практические занятия; - групповые теоретические; - просмотр обучающего видеоконтента; - контрольные занятия; - открытые занятия; - участие…

Формы подведения итогов реализации программы: - конкурсы; - просмотры; - открытые и контрольные занятия

Формы подведения итогов реализации программы: - конкурсы; - просмотры; - открытые и контрольные занятия

По окончании освоения модуля программы обучающиеся будут уметь: правильно компоновать работу, вести конструктивное построение, передавать объем, форму, пропорции, применять на практике знания по перспективе, светотени,…

По окончании освоения модуля программы обучающиеся будут уметь: правильно компоновать работу, вести конструктивное построение, передавать объем, форму, пропорции, применять на практике знания по перспективе, светотени,…

Контрольные испытания, аттестация, тестирование, участие в мероприятиях и конкурсах (оценка подготовленности обучающихся) 2 2 2

Контрольные испытания, аттестация, тестирование, участие в мероприятиях и конкурсах (оценка подготовленности обучающихся) 2 2 2

Развивающие: – приобретение необходимых теоретических знаний по изобразительному искусству;

Развивающие: – приобретение необходимых теоретических знаний по изобразительному искусству;

Итого часов: 12 11 11 32

Итого часов: 12 11 11 32

Развивающие: – приобретение необходимых теоретических знаний по изобразительному искусству;

Развивающие: – приобретение необходимых теоретических знаний по изобразительному искусству;

Теоретическая подготовка 0,4 0,4 0,4 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 4

Теоретическая подготовка 0,4 0,4 0,4 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 4

Изображение растительного мира

Изображение растительного мира

Сельский и городской пейзаж. Вглядываясь в человека

Сельский и городской пейзаж. Вглядываясь в человека

Музыкальность в композиции. Различные живописные и графические техники при работе над композицией

Музыкальность в композиции. Различные живописные и графические техники при работе над композицией

Рисуем акварелью. Развитие умений и навыков последовательно вести работу, находить тональные и цветовые решения

Рисуем акварелью. Развитие умений и навыков последовательно вести работу, находить тональные и цветовые решения

Ресурсное обеспечение программы

Ресурсное обеспечение программы

ПВА. - восковые свечи

ПВА. - восковые свечи

Князева О. Л., Маханева М. Д.

Князева О. Л., Маханева М. Д.

Министерства труда и социальной защиты

Министерства труда и социальной защиты

Приложение 1 Годовой учебно-тематический план-график программы

Приложение 1 Годовой учебно-тематический план-график программы

Приложение 2 Диагностика и отслеживание результатов

Приложение 2 Диагностика и отслеживание результатов

Приложение 3 Приложение 4

Приложение 3 Приложение 4

Объяснение, повторение, демонстрация, выполнение практических упражнений, выполнение

Объяснение, повторение, демонстрация, выполнение практических упражнений, выполнение

Подвижные игры Инструктаж, игровое занятие

Подвижные игры Инструктаж, игровое занятие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2021