Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 75
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Первые шаги »
Направленность: художественно эстетическая
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Автор: Шамсутдинов Р.Ф.,
учитель изобразительного искусства
г. Ульяновск-2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Первые шаги» разработана на основе методического конструктора , авторами которого являются Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.( Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения) и федеральной программы «Дизайн» (Москва «Просвещение»1995г).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги » направлена на художественное образование и воспитание подрастающего поколения.
При составлении программы были учтены требования нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
- СанПиНа 2.4.4.3172-14 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
Программа направлена на изучение видов и жанров изобразительного искусства, способов работы с различными художественными материалами и техниками.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги » способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.
Направленность образовательной программы - художественная
Актуальность содержания программы вызвана принципиальным значением интеграции образования в современную культуру. Содержание программы обеспечит адаптацию учащихся в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой изобразительной культуры, а также понимание ими значения и основных механизмов воздействия искусства на человека и общество.
Педагогическая целесообразность – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов
действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную
деятельность, способствует привитие навыков профессиональной деятельности: поисковой, художественной.
Программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Цель программы: сформировать у детей первоначальные навыки художественного способа познания мира на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к миру прекрасного путем изучения основам изобразительной грамоты.
Задачи:
Личностные:
- воспитывать активного зрителя, способного воспринимать прекрасное;
- приобретать учащимися опыт творческой деятельности;
- формировать у наиболее одаренных учащихся мотивацию к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Метапредметные :
- развивать творческую индивидуальность учащихся в процессе создания художественного образа;
- развивать зрительную и вербальную память;
- развивать образное мышление и воображение;
Образовательные (Предметные):
- познакомить учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;
- формировать знания об основах цветоведения;
- формировать умения и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
- познакомить с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
- обучать навыкам самостоятельной работы;
- формировать умения изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах и техниках изобразительного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере.
Тем самым программа «Основы изобразительного искусства» не только дает основательную базу по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития.
Срок реализации учебной программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги» реализуется на 1 год обучения.
Общая трудоемкость программы «Первые шаги» -144 часа
Объем учебной нагрузки в неделю составляет
4 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю .
Продолжительность занятия – 2х40 минут.
Формы организации учебного процесса:
- групповая;
- фронтальная;
- индивидуальная.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в групповой форме, численность учащихся в группе составляет от 8 до 10 человек.
Кроме этого, предусматривается проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми, которые позволяют привлекать детей к проектной и исследовательской деятельности, оформлять полученные результаты в форме доклада и презентации.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-12лет.
Знания, умения и навыки, приобретение которых обеспечивает программа Первые шаги » :
Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны
знать:
- понятия и термины, используемые при работе над композицией;
- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- правила изображения предметов с натуры и по памяти;
- основы цветоведения;
- понятие формальной композиции (принцип ритма, пластический контраст, соразмерность, статика-динамика, симметрия-асимметрия.);
уметь:
- уравновешивать основные элементы в листе;
- четко выделять композиционный центр;
- собирать материал в работе над сюжетной композицией;
- работать с различными художественными материалами и техниками;
- раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
- владеть техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;
- поэтапно работать над сюжетной композицией;
- самостоятельно применять различные художественные материалы и техники.
Личностные результаты:
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному педагогом плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
- делать выводы в результате совместной работы группы и педагога;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью
художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в художественной форме;
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу;
- понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- договариваться с товарищами совместно с педагогом о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе;
Предметные результаты:
- знание художественных терминов;
- знание некоторых художников и их произведений;
- соблюдение последовательности выполнения работы;
- умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет;
- умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта;
- способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
1. текущий контроль (в течение всего учебного года);
2. промежуточный контроль (декабрь, май);
3. итоговый контроль (май)
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма аттестации /контроль |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Волшебный мир изобразительного искусства |
6 |
2 |
4 |
Собеседование |
2. |
Изобразительное искусство. Выразительные средства ИЗО |
20 |
6 |
14 |
Наблюдение |
3. |
Графика. Работа с графическими материалами. |
24 |
4 |
20 |
Просмотр
|
4. |
Живопись. Работа с живописными материалами. |
28 |
4 |
24 |
Просмотр |
5. |
Скульптура. |
18 |
4 |
14 |
Выставка |
6. |
Проектная деятельность |
20 |
6 |
14 |
Защита |
7. |
Декоративное рисование. Стилизация. |
26 |
8 |
18 |
Тематические выставки |
8. |
Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
Итоговый просмотр |
|
Итого: |
144 |
34 |
110 |
|
Содержание
1.Вводное занятие. Волшебный мир изобразительного искусства (6час.)
1.1.Вводная беседа. Волшебный мир изобразительного искусства.
Виды и жанры изобразительного искусства.
Теория 2 часа
Язык изобразительного искусства: традиции и современность. Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство детей друг с другом.
Просмотр презентации по ИЗО (викторины по теме ИЗО)
1.2.Рисование как возможность самовыражения. Техники. Инструменты и материалы.
Практика 4 часа
Знакомство с основными техниками графики и живописи. ( детские работы, работы преподавателей или художников). Материалы и рабочие инструменты, их свойства и правильное использование.
Творческое задание: Подводный мир
Материалы : цветные карандаши, фломастеры. гелиевые ручки
2. Изобразительное искусство. Выразительные средства изобразительного искусства (20 часов)
2.1. Выразительные средства графики: точки, линии, пятна. Замкнутая линия – пятно – силуэт (6час.)
Теория.2 часа.
Выразительные средства графической композиции (точка, линия, пятно). Виды линий. «Замкнутая линия» как способ создания пятна. Виды пятен по форме (абстрактное, конкретное). Введение понятия «силуэт». Простые и сложные силуэты. Связь формы пятна с образом. Создание выразительного образа из абстрактного пятна
Практика 4 часа.
Упражнение. Заполнение формы шаблона - шмель (точка), рыбка (линия), ключ (пятно).
Творческое задание: выполнение сложного силуэта (насекомое и др.) и заполнение формы различной линией. Материалы на выбор (фломастер, маркер, тушь и др.)
2.2 Цветовое пятно - основное выразительное средство живописи. Цветовой круг. Знакомство с основными и составными цветами. Многообразие оттенков. (6 часов)
Теория 2 часа.
Знакомство с понятием "цветовое пятно". Цветовой круг, последовательность спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и «составными» цветами. Теплые и холодные цвета. Многообразие оттенков.
Практика 4 часа.
Упражнение. Получение составных цветов путем смешивания акварельных красок. Поиск многообразия оттенков одного цвета.
Творческое задание: «Волшебный камень» поиск оттенков одного цвета на граненых поверхностях драгоценных камней. Материал на выбор (акварель, гуашь, цветные (акварельные) карандаши).
2.3 Методы рисования. Плоские и объемные изображения. (8 часов )
Теория 2 часа.
Реалистичное и декоративное изображение. Классический рисунок, экспрессивный рисунок, примитивный рисунок, стилизованный рисунок. Знакомство с плоскими и объемными изображениями на примерах репродукций, детских работ, работ педагога
Практика 6 часов.
Творческое задание : выполнение реалистических и декоративных предметов простых по форме ( овощи, фрукты, посуда)
3. Графика. Работа графическими материалами (24 часа)
3.1. Графические материалы ( 8 часов)
Теория 2 часа.
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
Практика 6 часов.
Творческое задание: сказочный цветок. Материал: цветные гелевые ручки.
3.2. Работа графическим материалом - пастель. (6 часов)
Теория 2 часа.
Знакомство с техникой "пастель". Способы работы пастелью (растирка, штриховка, тушевка). Исправления в пастели (перекрывание слоев, уточнение силуэта мелком или ластиком).
Практика 4 часа
Творческое задание: натюрморт в технике пастель.
3.3. Работа восковыми мелками (10 часов)
Практика 10 часов.
Приемы работы восковыми мелками, особенности работы. Знакомство с техникой масляная пастель. Особенности работы. Исправления. Техника "потрескавшийся воск"
Творческое задание: Эмитация старинной картины. Воскография
4. Живопись. Работа живописными материалами (28 часов)
4. 1.Работа в технике акварель. (12 часов)
Теория2 часа.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью Особенности работы акварельными красками. Материалы и инструменты. Технические приемы (по-сырому, а-ля-прима, лессировка)
Практика 10часов.
Творческое задание: изображение ненастного дня с туманом, изображение пейзажа, натюрморт. Материал акварель.
4. 2.Работа в технике гуашь. (16 часов)
Теория 2 часа
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Практика 14 часов
Творческое задание: изображение фантастических животных, праздничный букет, подводное царство, сказочный город. Материал: гуашь.
5. Скульптура. (18 часов)
5.1. Работа пластилином. Пластилиновая живопись.(10 часов)
Теория 2 часа
Особенности работы с пластилином. Вылепливание сложной формы из нескольких частей. Лепка сложной формы из целого куска путем вытягивания. Последовательное выполнение работы над сюжетной рельефной композицией.
Практика 8 часов
работа: выполнение рельефной композиции, выполнение объемных фигурок.
5.2. Работа с соленым тестом.(8 часов)
Теория 2 часа
Освоение техники работы с соленым тестом. Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения. Знакомство с материалом «соленое тесто», выявление свойств, инструменты и приспособления, применяемые при работе с тестом. Приемы работы.
Практика 6 часов
Творческая работа: выполнение полуобъемных композиций.
6. Проектная деятельность (20 часов)
Теория 6 часов
Составление сюжетных, тематических композиций из разных материалов по выбору учащихся. Разработка эскиза к работе. Подбор сюжета, продумывания деталей и решение техники, в которой будет исполняться работа. Подбор дополнительных материалов. Основы стилизации. Навыки составления эскиза и выполнения работ по методу проекта. Составление презентации к проектной работе.
Практика 14 часов
Изготовление творческой работы и презентации по методу проекта с использованием изученных приемов, техник, учитывая применение изделия и его назначение по выбору учащихся.
7. Декоративное рисование . Стилизация. (26 часов)
7.1. Декоративное рисование. Симметрия. Асимметрия. Стилизация.
(8 часов)
Теория 2 часа
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Стилизация как
упрощение и обобщение природных форм. Стилизация растительных форм. Динамика и статика.
Практика 6 часов
Стилизация природных форм, стилизация растительных форм.
7.2. Декоративные узоры. Орнамент. Народные росписи.(10 часов)
Теория 4 часа
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров. Знакомство с орнаментом. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Видами орнамента. Народные росписи. Хохлома, гжель. Городец. История развития, особенности.
Практика 6 часов
Орнамент по мотивам народной росписи
7.3. Композиция. Декор в стилизованном изображении(8 часов)
Теория 2 часа
Понятие термина «композиция» Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа). Правила и приемы композиции.
Практика 6 часов
Стилизованный рисунок. Выполнение тематической композиции.
8.Итоговое занятие. (2 часа)
Практика 2 часа
Подведение итогов работы за год. Рекомендации по работе во время летних каникул. Итоговая выставка творческих работ уч-ся детского объединения
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Программа предусматривает текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий контроль – проходит на каждом занятии. Педагог следит за правильностью усвоения нового материала (мини – опрос, наблюдение).
Промежуточный контроль – проходит после изучения каждого раздела программы (викторины, занимательные материалы, мини-выставки). Этот контроль помогает педагогу проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога .
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, для того, чтобы выявить уровень полученных знаний и умений, приобретенных в данном учебном году (итоговое занятие, составление альбома творческих работ, выставки, участие в творческих конкурсах).
Оценкой индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и теоретических), а также диагностика проявившихся и формирующихся
личностных качеств.
Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся.
Формы аттестации
Для выявления эффективности обучения в соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы, эффективности влияния воспитательного процесса на развитие личностных качеств обучающихся используется мониторинг определения результатов освоения ребенком учебной дополнительной образовательной программы.
Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 3 баллов).
В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (1 – 3 баллов).
Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается
- в диагностической карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Приложение 1);
- в диагностической карте учета динамики личностных качеств развития воспитанников (Приложение 2)
Формы контроля уровня достижений учащихся:
- защита творческих проектов
- текущие выставки
- итоговые выставки лучших работ учащихся
- участие учащихся в городских, республиканских и региональных выставках.
Итогом освоения программы «Первые шаги» становится выполнение учащимися творческой работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические рекомендации преподавателям
Реализация программы основывается на принципах учета индивидуальных способностей ребенка, его возможностей, уровня подготовки.
Основным методом общения педагога с учеником является диалогическое общение. Диалоги между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение творческой работы и предполагают активное участие обеих сторон.
Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
Основное время на занятии отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит воспитанников с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.
В программе учтены принципы системности и последовательности обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Содержание программы составляют темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ изобразительного творчества до самостоятельного составления и решения работы в материале.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Формы: учебное занятие.
Типы:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- комбинированное занятие;
- мастер-классы для детей;
- контроль умений и навыков.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический;
– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированное обучение
- развивающее обучение
- игровые технологии
- технология сотрудничества
- проектная технология
- здоровьесберегающие технологии
Материально-технические условия реализации программы
Методическая база включает в себя
- оформление кабинета в соответствии с содержанием программы (наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации);
- методические разработки (конспекты занятий, сценарии мероприятий)
- дидактический и раздаточный материал: вопросы для проверки знаний по разделам, тесты, фотоматериалы по разделам программы, иллюстративный материал по разделам программы и т.д.;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентации, сетевые образовательные ресурсы;
- библиотечка из книг и журналов для детей, родителей и педагога.
Демонстрационные материалы: муляжи, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд.
Инструменты и приспособления: ножницы, карандаши, фломастеры, кисти, акварельные и гуашевые краски, посуда для воды, тушь, восковые мелки и т.д.
Расходные материалы: бумага для рисования, листы ватмана.
Информационное обеспечение программы: компьютер, принтер, ксерокс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1.Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984
2Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991
3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика,1989
4.Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996
5.Печенежский А.Н.Школа рисования от А до Я. Рисуем пейзаж.2011
6.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
7.Ли Хэммонд. Учимся рисовать животных.Изд-во Попурри, 2012
8.Рисование.Первые шаги. Школа юного художника. Москва,ЭКСМО, 2005.
9.Уолт Рид. Фигура. Методика рисования и построения.изд-во Попурри, Минск, 2000
10.Уилли Погейни. Искусство рисования.Изд-во Попурри, 2016.
11.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002
12.Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002.
13.Эрнест Норлинг. Объемный рисунок и перспектива., М:, изд-во ЭКСМО, 2004,-160 с., ил.
Для учащихся:
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Берт Додсон.Ключи к искусству рисунка.,
3. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
4. Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников. Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998
5. Как рисовать перспективу
6. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010
Используемые ресурсы:
1.http://www.uchportal.ru/
2.https://www.metod-kopilka.ru/
3.http://ped-kopilka.ru/
4.http://worldofteacher.com/
5.http://900igr.net/prezentacija/izo/iskusstvo
6.https://kopilkaurokov.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.