Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Содержание:
1. Комплекс основных характеристик ДООП
1.1. Пояснительная записка ……………………………………… 3 стр.
1.2. Цель и задачи программы…………………………………… 7 стр.
1.3. Содержание программы…………………………………… 7 стр.
1.4. Планируемые результаты…………………………………… 14 стр.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы…………………………… 11 стр.
2.2. Формы аттестации…………………………………………… 12 стр.
2.3. Оценочные материалы……………………………………… 13 стр.
2.4. Методические материалы…………………………………… 14 стр.
2.5. Календарный учебный график……………………………… 16 стр.
3.Список литературы………………………………………………... .. 18 стр.
1. Комплекс основных характеристик ДООП
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии:
· с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
· с федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Направленность программы: художественная.
Направление программы – изобразительная деятельность (бумагопластика).
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
«Айрис -Фолдинг» — интересное и полезное увлечение для детей.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Программа «Айрис -Фолдинг» вводит ребенка в удивительный мир творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности.
Бумагапластика – одно из любимых детских занятий. Техника бумагопластики разнообразна, позволяет проявлять творческие фантазии, воплощать идеи и образы через пластичный и податливый материал, приятный детским ручкам. Бумага доступна даже маленьким детям. Не секрет, что лепка является отличным способом развития мелкой моторики, координации и укрепления детских пальцев. Занятия с бумагой – отличная подготовка руки ребенка к письму.
Программа предусматривает развитие у воспитанников творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Это - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Он известен всем с раннего детства.
Интерес детей к творчеству бумагой объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна.
Дети увидят, что бумага универсальна, знакомятся с самыми простыми поделками из него, и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
В процессе выполнения композиции в технике «Айрис - Фолдинг», происходит самовыражение детей без слов, развитие моторики рук, мастерства. Ведущая идея данной программы создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого дошкольника и его самореализации.
Занятия «Айрис-Фолдингом» помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, одновременно воспитывая у них трудолюбие, аккуратность и точность в работе, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность.
Параллельно с этим происходит сенсорное развитие детей в процессе знакомства с цветом, формой и величиной предмета.
Выкладывание мозаики из бумаги развивает у детей мелкую моторику рук, формирует творческое мышление, развивает усидчивость. Ребёнок учится концентрироваться на одном деле. Это интересное и полезное занятие любят все дети.
Одним из главных достоинств кружка «Айрис-Фолдинг» является то, что оно укрепляет у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит тренировка глазомера.
Кроме этого, эта техника прекрасно стимулирует развитие памяти и внимания у детей: чтобы сделать поделку, ребенок должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы наклеивания.
Работа с бумагой развивает умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливает по памяти ранее увиденное, а также позволяет детям создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной операции.
Такой кружок имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления и их художественного вкуса, позволяет развивать у детей умение логически мыслить: находить сходства и различия, выделять существенное, устанавливать причинно – следственные связи. Активизируются вся мыслительная деятельность, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует его культуру труда и речи.
Важным преимуществом в процессе выкладывания заготовок для работы является то, что задействованы обе руки. Данный вид искусства развивает воображение и конструктивное мышление.
Ведь работа развивает зрительно-моторную координацию малышей. Также при помощи их дети лучше и быстрее запоминают цвета, становятся более усидчивыми и у них формируется творческое мышление. Дети очень любят это занятие, так как картинки получаются очень яркими и красивыми.
Актуальность программы. Многие педагоги доказывают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, так как развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, тренируя руки, тренируется мозг, а это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, поэтому развитие навыков мелкой моторики очень важно.
Программа обеспечивает персональное жизнетворчество обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.
Программа даёт возможность для самовыражения и личностного роста ребёнка.
Новизна данной программы заключается в использовании современной техники Айрис-Фолдинг.
Педагогическая целесообразность. Занятия Айрис способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.
В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, зрительно-двигательная координация, внимание, память, усидчивость, аккуратность.
Обучая технике «Айрис-Фолдинг» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.
Обучая технике Айрис-Фолдинг, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.
Изготовление поделок в технике Айрис-Фолдинг позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Отличительные особенности программы: осуществляется в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций заключается в консультативной роли, т.е. обучающийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно – ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач.
Все выполненные поделки функциональны: их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
Также отличительная особенность программы заключается в оптимальном и сбалансированном отборе содержания в соответствии с возрастом учащихся и их творческими возможностями, в методике обучения, применении эффективных форм и методов обучения, воспитания и развития детей, в системе контроля за результативностью учебного процесса.
Темы довольно разнообразны и отражают календарное течение времени. При помощи бумаги ребенок учится создавать подарок или композицию для того или иного случая.
Одним из несомненных достоинств занятий по данной технике с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность Айрис позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д).
Программа построена на основе практических занятий (выполнение и оформление работы), которые чередуются с беседами, показом.
Адресат программы. Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Требований к состоянию здоровья не предъявляется.
Форма обучения: очная.
Уровень программы: стартовый.
Срок освоения программы: 1 год.
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет.
Количество детей в группе: 10 человек
Объем программы и режим занятий
Период |
Продолжительность занятия |
Кол-во занятий в неделю |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во недель |
Кол-во часов в год |
1 год обучения |
1 академический час |
1 |
1 |
36 |
36 ч. |
Итого по программе |
|
|
|
|
36 ч. |
Один академический час - 20 минут.
Формы организации занятий:
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).
Программные материалы подобраны так, что постоянно поддерживать интерес ребят к творчеству.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части, причем большее количество времени отводится на практическую часть.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы инструментов и материалов.
Теоретическая часть занятий при работе максимально компактная и включает в себя необходимую информацию о предмете занятия.
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
· краткое повторение пройденного материала;
· знакомство с новой темой (технологией);
· вводный инструктаж;
· практическая работа;
· уборка рабочего места.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: удовлетворение познавательного интереса детей через ознакомление с техникой «Айрис-Фолдинг».
Задачи программы:
1. Познакомить детей с техникой «Айрис-Фолдинг» , различными приёмами работы с бумагой в этой технике.
2. Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.
3. Развивать художественно-творческие способности детей.
4. Расширять навыки позитивного межличностного общения и умение работать в коллективе, осознавать и выражать собственные эмоции.
1.3. Содержание программы
Программа дополнительного образования «Айрис-Фолдинг» состоит из трех этапов:
1 этап – подготовительный
Цель: проведение первичной диагностики знаний и умений детей, определение уровня художественного развития.
Формы проведения: индивидуальная.
2 этап – основной
Цель: проведение занятий согласно плана.
Формы проведения: индивидуальная, групповая, интегрированная.
3 этап – заключительный
Цель: проведение заключительной диагностики знаний и умений детей, организация выставочной деятельности.
Формы проведения: групповая.
Учебный план
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
Подготовительный этап |
||||||
1
|
Организационное. Знакомство с техникой Айрис-Фолдинг. Беседа по охране труда |
1
|
1
|
0
|
Демонстрация выставки изделий
|
|
2. |
|
1 |
0 |
1 |
Диагностика первоначальных умений |
|
Основной этап |
||||||
3 |
|
1 |
0 |
1 |
Наблюдение |
|
4 |
|
2 |
0.5 |
1.5 |
||
5 |
|
2 |
0.5 |
1.5 |
||
6 |
|
2 |
0.5 |
1.5 |
||
7 |
|
3 |
0.5 |
2.5 |
||
8 |
|
2 |
0.5 |
1.5 |
||
9 |
|
2 |
0.5 |
1.5 |
||
10 |
|
2 |
0.5 |
1.5 |
||
11 |
|
2 |
0.5 |
1.5 |
||
12 |
|
2 |
0.5 |
1.5 |
||
13 |
|
3 |
0.5 |
2.5 |
||
14 |
|
3 |
0.5 |
2.5 |
||
15 |
|
2 |
0.5 |
1.5 |
||
16 |
|
3 |
0.5 |
2.5 |
||
Заключительный этап |
||||||
17 |
|
3 |
0.5 |
2.5 |
Диагностика полученных умений. Выставка детских работ |
|
Всего |
36 |
8 |
28 |
|
||
Каждое занятие заканчивается обсуждением готовых работ.
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ (1 часа).
Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Требования к поведению обучающихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Знакомство с детьми, их интересами.
Тема 2. «Радужный круг» (1 час)
Теория: Показ приёмов и последовательности выполнения работы.
Практика: Выполнение работы в технике Айрис Фолдинг. Наблюдение.
Тема 3. «Кленовый лист» (1 час)
Теория: Мир вокруг нас. Формирование представления о процессе изменения в природе, об объектах живой и неживой природы, представления у учащихся о деревьях и отличий между ними. Формирование умений наблюдать и видеть сезонные изменения в природе; развитие бережного отношения к природе.
Практика: Просмотр презентации. Выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 4. «Тыква» (2 часа)
Теория: Беседа об овощах. Рассматривание иллюстраций. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Работа со схемой.
Практика: поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 5. «Яблоко» (2 часа)
Теория: Беседа о здоровом образе жизни. Цветовой круг. Демонстрация приёмов. Работа по образцу.
Практика: Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 6. «Роза» (2 часа).
Теория: Беседа о цветах. Многообразие цветов и оттенков. Демонстрация приёмов. Работа по схеме.
Практика: Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 7. «Любящие сердца» (3 часа).
Теория: Повторение изученного материала. Техника безопасности при работе с инструментами (линейка, карандаш, ножницы). История возникновения праздника «День матери»
Практика: Изготовление заготовок к поделке. Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 8. «Ёлочка» (2 часа).
Теория: Беседа о символах Нового года. Цветовой круг. Демонстрация приёмов. Работа по схеме.
Практика: Изготовление заготовок к поделке. Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 9. «Ёлочная игрушка» (2 часа).
Теория: Демонстрация ёлочных игрушек ручной работы. Рассматривание схемы.
Практика: Изготовление заготовок к поделке. Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 10. «Снегирь на ветке» (2 часа).
Теория: Беседа о зимующих птицах, особенностях их внешнего вида. Рассматривание образца, схемы выполнения работы. Работа в команде. Правила безопасной работы с инструментами.
Практика: Просмотр презентации. Изготовление заготовок к поделке. Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 11. «Смешарик» (2 часа).
Теория: Повторение изученного материала. Беседа о героях любимых мультфильмов. Рассматривание образца, работа по схеме.
Практика: Просмотр презентации. Изготовление заготовок к поделке. Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 12. «Звезда» (2 часа).
Теория: Беседа о празднике «День защитников Отечества». Рассматривание образца. Работа по схеме.
Практика: Изготовление заготовок к поделке. Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 13. «Цветы небывалой красоты» (3 часа).
Теория: Беседа о празднике 8 марта. Рассматривание образцов. Работа по схеме.
Практика: Изготовление заготовок к поделке. Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 14. «Голубь – птица мира» (3 часа).
Теория: Беседа о том, почему голубей считают символом мира. Рассматривание образцов. Работа по схеме.
Практика: Просмотр презентации. Изготовление заготовок к поделке. Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 15. «Пасхальное яичко» (2 часа).
Теория: Беседа об истории возникновения традиции красить яйца. Рассматривание образца. Работа по схеме.
Практика: Изготовление заготовок к поделке. Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 16. «Открытка Победы» (3 часа).
Теория: Беседа празднике. Рассматривание образца. Работа по схеме.
Практика: Изготовление заготовок к поделке. Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Тема 17. «Лебединое озеро» (3 часа).
Теория: Работа в команде. Правила безопасной работы с инструментами.
Практика: Изготовление заготовок к поделке. Поэтапное выполнение работы в технике Айрис Фолдинг. Наблюдение.
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения программы дети будут знать:
· историю развития техники Айрис Фолдинг, основные понятия и термины;
· название и назначение материалов (картон, бумага цветная, гофрированная, цветные салфетки)
· название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, циркуль, скотч, канцелярские скрепки, линейка, ластик, карандаш, шаблон)
· правила и приёмы разметки по шаблонам.
· способы заполнения углов, дуги и окружностей различными способами техники Айрис Фолдинга.
· различные способы и приемы: ажурное вырезание, складывание разноцветных полосок различных материалов.
Дети будут:
· соблюдать правила безопасности труда и организации рабочего места
· бережно относиться к инструментам и материалам, правильно ими пользоваться
· последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие)
· самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль)
· сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы, ценить свой труд и труд другого человека
Дети смогут продемонстрировать:
· социально ценные личностные и нравственные качества: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
· познавательную и творческую активность, фантазию, творческое мышление, художественный вкус;
· эстетическое отношение к окружающей действительности, чувства формы, ритма, композиции.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1. помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;
2. столы для обучающихся – 3 штуки;
3. стулья – 10 штук;
4. полку для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;
5. дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видео презентации по темам;
6. оборудование: ноутбук, телевизор.
Для выполнения работ понадобятся листы картона и плотной бумаги для фона картин, тонкая цветная бумага разных цветов, Айрис-шаблон (схема) на основе треугольника, квадрата, круга.
Ножницы должны быть достаточно острые, нужны для нарезания полосок цветной бумаги.
Скотч узкий используется для
приклеивания полосок цветной бумаги.
Линейка и карандаш необходимы для разметки рисунка на картоне и
полосок из цветной бумаги.
Учебно-методический комплект
Учебно-методический комплект программы составляют:
· схемы
· комплексы физминуток для снятия усталости, мышечного напряжения в процессе занятий продуктивной деятельностью;
· инструкции для проведения бесед с детьми по соблюдению техники безопасности при работе с оборудованием и материалами.
· презентации к занятиям.
· технологические карты.
· образцы готовых изделий;
· журналы;
· книги;
· альбомы с образцами узоров;
· подборки рисунков и фотографий различных изделий и описания их изготовления
Информационное обеспечение:
Интернет-ресурсы:
1. https://www.google.ru/search?q=айрис+фолдинг+схемы+идеи (Схемы)
2. https://artolla.ru/blog/glossarij/tekhnika-ajris-folding-istoriya (Правила и приемы техники Айрис)
3. http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uroki-tvorchestva/airis-folding-master-klas.html (Айрис для начинающих)
4. https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/776%2C451 (Мастер – классы)
5. https://stranamasterov.ru/node/99098?c=popular_inf_776%2C451 (Проснякова Т.Н., мастер - класс «Кленовые листья»).
6.https://stranamasterov.ru/technics/iris-fir?c=popular_inf_776%2C451 (Проснякова Т.Н., мастер - класс «Елочка»).
7. https://stranamasterov.ru/technics/iris-folding?t=776 (Проснякова Т.Н., мастер - класс построения шаблона для техники Айрис).
8. https://stranamasterov.ru/tnp (Ссылка на профиль Просняковой Т.Н).
Кадровое обеспечение программы
В реализации программы занят один педагог, имеющий высшее педагогическое образование, прошедший переподготовку по направлению «педагог дополнительного образования»
2.2. Формы аттестации
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Айрис Фолдинг» (Радужное волшебство) применяются входящая и итоговая диагностика.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определение исходного уровня знаний обучающихся. Формы оценки: наблюдение за умениями ребенка в практической деятельности на специально организованном занятии.
Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: наблюдение за умениями ребенка в практической деятельности на специально организованном занятии.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, участия в конкурсах, обсуждение готовых работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей, создание фотоальбома.
Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.
Обсуждение готовых работ. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проходит в несколько этапов. В конце каждого занятия - педагог просматривает работы и обсуждает вместе с обучающимся достоинства и недостатки работы, советует, как дополнить, разнообразить ее. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных используемых выразительных средств.
Конкурсы. Участие в конкурсах и выставках. Победы являются хорошим показателем того, насколько обучающиеся раскрыли свой потенциал, создают ситуацию успеха, подкрепляя у ребенка мотивацию творить дальше.
2.3. Оценочные материалы
Для оценки знаний и умений детей при реализации программы дополнительного образования «Айрис Фолдинг» (Радужное волшебство) используется психолого-педагогическая диагностика: первичная - при начале учебного года, итоговая – в конце учебного года. Результаты диагностики заносятся в таблицу (для каждого ребёнка отдельно).
Показатель |
Качество сформировано |
Качество на стадии формирования |
Качество не сформировано |
|||
с |
м |
с |
м |
с |
м |
|
Знает название и назначение материалов и приспособлений (ножницы, циркуль, скотч, канцелярские скрепки, линейка, ластик, карандаш, шаблон) |
|
|
|
|
|
|
Знает правила безопасного труда при работе с ручным инструментом |
|
|
|
|
|
|
Знает способы заполнения углов, дуги и окружностей различными способами техники «Айрис Фолдинг» |
|
|
|
|
|
|
Владеет различными способами и приемами: ажурное вырезание, складывание разноцветных полосок из различных материалов. |
|
|
|
|
|
|
Последовательно выполняет работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие) |
|
|
|
|
|
|
Проявляет познавательную и творческую активность, чувство формы, ритма, композиции, фантазию. |
|
|
|
|
|
|
Сотрудничает с другими детьми при создании коллективной работы |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельно решает вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умеет планировать, осуществлять самоконтроль) |
|
|
|
|
|
|
Доводит начатое дело до конца |
|
|
|
|
|
|
Способы проверки
• Педагогическое наблюдение
• Анализ детских работ
2.4. Методические материалы
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности и поэтому образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
Методы организации и осуществления деятельности.
Словесные - беседа, объяснения, рассказ.
Эти методы позволяют педагогу создать игровую ситуацию, эмоциональный настрой, объяснить правила выполнения задания, его последовательность, помогают подбодрить ребенка, оказать ему помощь при затруднениях.
Наглядный - показ демонстрационных образцов.
У детей этого возраста развито наглядно-образное мышление. При помощи наглядных средств идет успешное освоение материала, дети легче принимают учебную ситуацию.
Практический - показ приемов работы с бумагой, показ приемов дорисовки. Практические задания выполняются после словесного объяснения. Постепенно дети усваивают алгоритм выполнения действий и выполняют работу самостоятельно.
Методы стимулирования и мотивации деятельности.
Формирование интереса к выполняемому заданию происходит через создание игровой ситуации, связи с жизненным опытом детей.
Формирование ответственности за учение происходит, когда ребенок за правильное выполненное задание получает похвалу педагога и родителей, показ его работы всем детям, представление поделки на выставки.
Методы контроля над осуществлением деятельности.
Самостоятельное выполнение задания. Дети выполняют задания, опираясь на свои умения и навыки. Педагог выясняет уровень их усвоения, планирует дальнейшую работу на основе полученных данных.
Опрос. Проходит на занятиях, педагог выясняет знания детей, как их надо расширить.
Наблюдение. На занятиях педагог наблюдает за детьми, за ходом их работы, выясняет, какие навыки сформированы, что создает трудности, планирует индивидуальную работу с конкретными детьми.
Анализ результатов деятельности. Педагог выясняет точность выполнения задания, какие ошибки были допущены, объясняет и показывает, как можно их исправить, планирует дальнейшую работу с конкретным ребенком.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
· объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
· репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
· частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
· исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
· фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
· индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
· групповой – организация работы в группах.
· индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
· другие.
Формы организации учебного занятия
· беседа;
· конкурс;
· презентация;
· практическое занятие
Педагогические технологии
· технология индивидуального обучения;
· технология группового обучения;
· здоровьесберегающая технология;
· технология проблемного обучения.
Здоровьесберегающие технологии:
Занятия бумагопластикой должны проходить в просторном, хорошо освещенном и проветриваемом помещении. Мебель: столы, стулья, должна соответствовать росту каждого ребенка, проводящего достаточно долгое время в напряженной работе. Мебель располагается таким образом, чтобы дневной свет падал на поверхность стола с левой стороны или спереди, учитывая леворукость и праворукость детей.
Перед выполнением практической части занятия педагог проверяет положение принадлежностей на рабочем столе, следит в ходе занятия за правильностью использования колющихся и режущих инструментов.
На каждом занятии перед проведением практической части проводится инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, в который входит инструкции по работе с ножницами, карандашом, скотчем, бумагой.
Дефицит двигательной активности восполняется во время игровых пауз.
2.5. Рабочие программы и подпрограммы
Календарный учебный график
Месяц |
Дата |
Тема занятия |
Форма проведения |
Кол-во часов |
Форма контроля |
Примечание |
Сентябрь |
|
Организационное. Знакомство с техникой Айрис Фолдинг. Беседа по технике безопасности |
Групповая |
1 |
|
Демонстрация выставки изделий |
|
«Радужный круг» |
Индивидуальная |
1 |
Диагностика первоначальных умений |
|
|
|
«Кленовый лист» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Опрос Анализ готовых работ |
|
|
Октябрь |
|
«Тыква» |
Индивидуальная |
1 |
Опрос Наблюдение |
|
|
«Тыква» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
|
«Яблоко» |
Индивидуальная |
1 |
Опрос Наблюдение |
|
|
|
«Яблоко» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
|
«Роза» |
Индивидуальная |
1 |
Опрос Наблюдение |
|
|
Ноябрь |
|
«Роза» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
«Любящие сердца» |
Индивидуальная |
1 |
Опрос Наблюдение |
|
|
|
«Любящие сердца» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение за самостоятельным выполнением работы |
|
|
|
«Любящие сердца» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
Декабрь |
|
«Ёлочка» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение за самостоятельным выполнением работы |
|
|
«Ёлочка» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
|
«Ёлочная игрушка» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение за самостоятельным выполнением работы |
|
|
|
«Ёлочная игрушка» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
Январь |
|
«Снегирь» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение за самостоятельным выполнением работы |
|
|
«Снегирь» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
|
«Смешарик» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение за самостоятельным выполнением работы |
|
|
|
«Смешарик» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
Февраль |
|
«Звезда» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение за самостоятельным выполнением работы |
|
|
«Звезда» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
|
«Цветы небывалой красоты» |
Индивидуальная |
1 |
Опрос Наблюдение за самостоятельным выполнением работы |
|
|
|
«Цветы небывалой красоты» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение за самостоятельным выполнением работы
|
|
|
Март |
|
«Цветы небывалой красоты» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
«Голубь – птица мира» |
Индивидуальная |
1 |
Опрос Наблюдение |
|
|
|
«Голубь – птица мира» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение за самостоятельным выполнением работы |
|
|
|
«Голубь – птица мира» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
Апрель |
|
«Пасхальное яичко» |
Индивидуальная |
1 |
Опрос Наблюдение |
|
|
«Пасхальное яичко» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
|
«Открытка Победы» |
Индивидуальная |
1 |
Опрос Наблюдение |
|
|
|
«Открытка Победы» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение за самостоятельным выполнением работы |
|
|
Май |
|
«Открытка Победы» |
Индивидуальная |
1 |
Наблюдение Анализ готовых работ |
|
|
«Лебединое озеро» |
Индивидуальная |
1 |
Диагностика полученных умений |
|
|
|
«Лебединое озеро» |
Индивидуальная |
1 |
Диагностика полученных умений |
|
|
|
«Лебединое озеро» |
Индивидуальная |
1 |
Диагностика полученных умений |
Выставка работ |
3. Список литературы
1. Проснякова Т. Н., «Уроки мастерства», «Учебная литература», 2009 г.- 251с.
2. Проснякова Т.Н. «Бумажное мастерство»: Рабочая тетрадь по Технологии для третьего класса.-3-е изд. Самара: Издательский дом «Федоров», 2014. – 64 с.
3. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент», - Издательство: Ниола-Пресс: 2012 г. -112 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.