Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Летние фантазии из бисера»
Возраст учащихся: 7 – 14 лет
Срок реализации: 2 месяца
Разработчики:
Чурилова Елена Николаевна,
педагог высшей
квалификационной категории,
Колодеева Анастасия Николаевна,
Иванова Екатерина Геннадьевна.
Год разработки - 2022
Прокопьевский ГО
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………. 3
1.2. Цели и задачи программы…………………………………………...7
1.3. Содержание программы……………………………………………..7
1.4. Планируемые результаты…………………………………………. 10
2.Комплекс организационно – педагогических условий:
2.2. Условия реализации программы…………………………………. 11
2.3. Формы контроля…………………………………………………… 12
2.4. Оценочные материалы………………………………………………12
2.5. Методические материалы…………………………………………. 13
3. Список литературы……………………………………………….... 17
4. Приложение………………………………………………………… 19
· Приложение 1. Словарь терминов
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летние фантазии из бисера» имеет художественную направленность, способствует приобщению детей к миру декоративно-прикладного творчества, привитию практических навыков работы с бисером и бусинами, знакомству с народным творчеством, народными традициями.
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
· Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
· Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г.);
· Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» N 816 от 23.08.2017г.;
· Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 9.11.2018г.;
· Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018г.);
· Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ № 467 от 3.09.2019г.);
· Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» № 740 от 9.04.2019г.;
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020г.
Актуальность программы обусловлена тем, что она разработана для реализации в летний период, когда у учащихся появляется много свободного времени и возникает проблема досугового времяпровождения. Кроме решения проблемы занятости учащихся в летний период, данная программа также позволяет овладеть новыми знаниями и умениями в области декоративно-прикладного искусства и смежных предметов и вызывает интерес учащихся для дальнейшего освоения базовой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бисерные фантазии».
Отличительная особенность программы состоит в том, что учащиеся приобретают знания и умения не только по данному виду творчества (бисероплетению), в процессе ее освоения программы четко прослеживаются межпредметные связи, т.е. интеграция с другими областями знаний (биология, история и т.п.), по которым также учащиеся получают новые знания.
Педагогическая целесообразность программы основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации.
Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Основные принципы программы:
Программа «Летние фантазии из бисера» адресована учащимся младшего и среднего школьного возраста 7-14 лет. Вариативность программы позволяет формировать разновозрастные группы, в состав которых могут входить как девочки, так и мальчики. Оптимальное количество учащихся в группе: 15-23 человека.
Программа «Летние фантазии из бисера» стартового уровня освоения. В процессе обучения дети овладевают начальными знаниями и умениями в работе с бисером. Программа рассчитана на 2 месяца обучения, 28 часов.
Основные формы проведения занятий: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная. Формы организации занятий: беседы, практические занятия, экскурсии, игры, выставки. Состав групп, как правило, разновозрастный, темп восприятия учебного материала, динамика и качество выполнения заданий сугубо индивидуальная, зависит от возрастных и психофизических особенностей каждого ребенка.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, проблемно-поисковый, ситуационный. Так как курс бисероплетения можно назвать практическим, то практические методы выходят на первый план, но при этом очень гармонично соединяются с наглядными (иллюстрации и демонстрации) и словесными (рассказ, беседа) методами.
В процессе освоения программы учащиеся получают начальные знания, умения и навыки в работе с бисером. Учащиеся, освоившие простейшие способы плетения, имеют возможность выхода на творческий уровень. Занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом.
Режим занятий
Уровень |
Показатели |
Специфика реализации |
Стартовый |
Количество учащихся |
15-23 человек |
Возраст |
7 -14 лет |
|
Срок обучения |
2 месяца |
|
Режим занятий |
2 раза в неделю по 2 часа (28 часов) |
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создать условия для творческого развития учащихся через освоение основ техник бисерного рукоделия и приобщение к культурным ценностям декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
· познакомить учащихся с историей и видами бисерного рукоделия
(плетение, низание, ткачество, вышивка, и др.), видами бисера и техникой безопасности при работе с бисером;
· формировать у детей умения и навыки изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов.
Развивающие:
· развивать творческие и познаввательные способности;
· развивать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, бережное отношению к своему и чужому труду;
· формировать эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус.
Воспитательные:
· воспитать чувство коллективизма и взаимовыручки, культуру взаимоотношений;
· воспитать уважение к наследию предков, заботливое отношение к близким.
1.3 Содержание программы
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Формы контроля |
||
теория
|
практика |
всего |
|||
1. |
Введение 1.1.Введение в программу |
1 |
1
|
2 |
Анкетирование |
2. |
Параллельное плетение 2.1. Насекомые в технике параллельного плетения. Сувенир «Стрекоза» |
4 2
1 |
10 4
1 |
14 6
2 |
|
Сувенир «Пчёлка» |
|
2 |
2 |
|
|
Сувенир «Бабочка» |
1 |
1 |
2 |
|
|
2.2. Цветы в технике параллельного плетения. Ромашка |
2 1 |
6 1 |
8 2 |
|
|
Василёк |
|
2 |
2 |
|
|
Колокольчик |
1 |
1 |
2 |
|
|
Сборка и декорирование летнего букета |
|
2 |
2 |
Тестирование (тест «Бисеринка»). Практическая работа «Петелька») |
|
3. |
Параллельное объемное плетение 3.1.Техника объемного параллельного плетения. Сувенир «Божья коровка» |
2
1 |
4
3 |
6
4 |
Тестирование (тесты «Проверь себя», «Основы цветоведения») |
3.2. Браслет «Цветочный» |
1 |
1 |
2 |
|
|
4. |
Фантазийное плетение 4.1.Изделия из остатков бисера, бусин, природного материала, бумаги. 4.2. Итоговое занятие. Выставка в творческом объединении |
3 1
2 |
3 3 |
6 4
2 |
Выставка - конкурс |
|
Итого |
10 |
18 |
28 |
|
Содержание учено-тематического плана
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Введение в программу
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Правила дорожного движения и эвакуации детей из здания. История возникновения бисера. Основные сведения о бисере.
Практика: Игра «Разноцветная мозаика».
Форма контроля: Анкетирование «Что я знаю о бисероплетении».
Раздел 2. Параллельное плетение
Тема 2.1. Насекомые в технике параллельного плетения
Теория: Знакомство с техникой параллельного плетения. Ознакомление с работой по схемам. Подбор бисера по цвету и форме. Беседа о летних насекомых, обитающих в нашей местности.
Практика: Плетение сувенира «стрекоза», плетение сувенира «пчелка», плетение броши «бабочка».
Тема 2.2 Цветы в технике параллельного плетения
Теория: Изучение схем и особенностей плетения цветов из бисера в технике параллельного плетения. Освоение приёмов сборки цветка из отдельных элементов. Изучение цветов, растущих в летний период на территории нашей области, с использованием презентации. Освоение навыков составления букетов и их декорирования.
Практика: Плетение элементов и сборка цветка «Василек», плетение элементов и сборка цветка «Ромашка», плетение элементов и сборка цветка «Колокольчик».
Составление летнего букета из плетеных цветов. Декорирование дополнительными элементами.
Форма контроля: Тестирование (тест «Бисеринка»), практическая работа «Петелька».
Раздел 3. Параллельное объемное плетение
Тема 3.1.Техника объемного параллельного плетения
Сувенир «Божья коровка»
Теория:Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Беседа о фруктах и ягодах, их видах и пользе.
Практика: Плетение сувенира «божья коровка».
Тема 3.2. Браслет «Цветочный»
Теория: Изучение и закрепление техники паралельного плетения.
Практика: Плетение браслета «Цветочный».
Форма контроля: Тестирование (тест «Проверь себя», тест «Основы цветоведения»).
Раздел 4. Фантазийное плетение
Тема 4.1. Изделия из остатков бисера, бусин, природного материала, бумаги
Теория: Профессия «дизайнер». Дополнительный материал (мелкие пуговицы, камни, ракушки, кожа). Приёмы работы с дополнительным материалом, техника безопасности.
Практика: Работа по замыслу детей. Составление эскизов. Изготовление украшений по своим эскизам с применением изученных техник плетения.
Тема 4.2. Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов обучения по программе в форме викторины «Все краски лета».
Форма контроля: Выставка - конкурс творческих работ учащихся.
1.4. Планируемые результаты программы
Образовательные:
· ознакомление учащихся с историей и видами бисерного рукоделия
(плетение, низание, ткачество, вышивка, и др.), видами бисера и техникой безопасности при работе с бисером;
· формирование у детей умений и навыков изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов.
Развивающие:
· развитие творческих и интеллектуальных способностей;
· развитие самостоятельности, аккуратности, усидчивости, бережного отношения к своему и чужому труду;
· формирование эстетического восприятия окружающего мира, художественного вкуса.
Воспитательные:
· воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки, культуру взаимоотношений;
· воспитание уважения к наследию предков, заботливое отношение к близким.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год обучения |
июнь |
июль |
август |
Всего уч. недель/занятий |
всего часов по программе |
||||||||||||
01.06-06.06 |
07.06-13.06 |
14.06-20.06 |
21.06-27.06 |
28.06-04.07 |
05.07-11.07 |
12.07-18.07 |
19.07-25.07 |
26.07-01.08 |
02.08-08.08 |
09.08-15.08 |
16.08-22.08 |
23.08-29.08 |
30.08-31.08 |
теория |
практика |
||
|
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
39/ 72 |
10 |
18 |
Условные обозначения:
· - ведение занятий по расписанию
- каникулярный период
2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Занятия проводятся в просторном, светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным дневным и вечерним освещением. Учебное оборудование включает компьютер, комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий. Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.
Материалы, необходимые для работы
· Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском.
· Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.
· Бусины.
· Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
· Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.
· Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
· Кусачки для отрезания проволоки.
· Ножницы для бумаги и ниток.
Методические условия
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Летние фантазии из бисера» необходимы следующие методические условия:
· дидактический материал: таблицы, плакаты, картины, фотографии, образцы готовых изделий, карточки, схемы плетения, технологические карты, памятки;
· методическая и специальная литература;
· диафильмы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.;
· методические разработки учебных занятий, методические пособия.
2.3. Формы контроля
Результаты образовательного процесса отслеживаются путем наблюдения за учащимися на учебных занятиях, в процессе выполнения творческих работ диагностируется интерес к бисероплетению. Через анализ поведения детей на занятиях диагностируется развитие художественно-творческих способностей. По окончании курса обучения по данной программе в учебном кабинете организуется выставка детских работ, которая позволяет показать уровень обученности учащихся, а тем, в свою очередь, позволяет самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.
2.4. Оценочные материалы
№ |
Вид деятельности |
Содержание |
Входная диагностика |
||
1. |
Диагностика готовности учащихся к обучению по общеобразовательной общеразвивающей программе «Летние фантазии из бисера» |
· Анкетирование; · Наблюдение; · Тестирование (тест «Бисеринка»); · Практическая работа «Петелька» |
Промежуточная диагностика |
||
2. |
Освоение учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Летние фантазии из бисера» |
· Тестирование (тест «Проверь себя», тест «Основы цветоведения»)
|
Итоговая диагностика |
||
3. |
Освоение учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Летние фантазии из бисера» |
· Итоговый тест «Основные понятия в бисероплетении»; · Изготовление выставочной работы |
2.5. Методические материалы
1. Информационный материал
Тема |
Название |
Параллельное плетение
|
· Коллекция плоских и объемных фигурок из бисера · Папка с иллюстративным материалом · Демонстрационный материал: картины с цветочными мотивами, букеты цветов |
Фантазийное плетение
|
· Иллюстративный материал · Образцы готовых изделий · Специальная литература |
Цепочки и браслеты из бисера и бусин
|
· Образцы цепочек, схемы узоров и изделий · Пособие: «Цепочки и браслеты из бисера» · Специальная литература · Интернет – ресурсы |
2. Дидактический материал
№ п/п
|
Название раздела/темы |
Вид материалов |
Название |
1 |
Простейшие цепочки
|
схемы
карточки |
· Схемы плетения цепочек и браслетов из бисера · технологические карты |
2
|
Параллельное плетение
|
схемы
карточки |
· Схемы плетения цепочек и браслетов из бисера · технологические карты |
5 |
Фантазийное плетение |
схемы
|
· Схемы, рисунки узоров |
3. Методическая продукция
№ п/п |
Название раздела/темы |
Вид продукции |
Название |
2 |
Параллельное плетение
|
· мастер-классы
· планы-конспекты занятий
|
· «Цветы из бисера» · «Брелок из бисера «Обезьянка» · «Цветочное путешествие» · «Сувенир из бисера «Снеговик» · «Брелок из бисера «Крокодил» · «Параллельное плетение. «Бабочка» · «Сувенир «Петушок» |
5 |
Фантазийное плетение
|
· мастер - классы
|
· Поздравительная открытка «Новогодняя ёлочка из бисера» · «Еловая ветвь с шишками из бисера» |
10 |
Цепочки и браслеты из бисера и бусин |
· планы-конспекты занятий |
· «Цветовая гамма в бисероплетении при изготовлении украшений» |
4. Электронные ресурсы
№ п/п |
Название раздела/темы |
Вид ресурсов |
Название |
1 |
Простейшие цепочки
|
· видеозаписи
· интернет-ресурсы |
· Фенечки из бисера https://www.youtube.com/watch?v=DcH1CirET_g · История бисера https://vk.com/video89829229_456239017 · Материалы и инструменты. Простые цепочки из бисера http://www.crown6.org/publ/8-1-0-1012 |
2 |
Параллельное плетение |
· видеозаписи
|
· Бисер на Руси https://vk.com/video89829229_456239021 |
4 |
Украшение и подарки из бисера |
· видеозаписи |
· Старинные русские работы из бисера https://vk.com/video89829229_456239018 |
5 |
Фантазийное плетение |
· фотоматериалы |
· Работы, выполненные детьми |
11 |
Цепочки и браслеты из бисера и бусин |
· видеозаписи |
· Бисер индейцев https://vk.com/video89829229_456239019
|
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагога:
1. Ануфриева М.Я. Искусство бисерного плетения. Современная школа. –
М.: Культура и традиции, 2002. – 567 с.
2. Белкина Т.Е. Украшения = талисманы ручной работы. – Донецк:
Издательство СКИФ, 2010. – 165 с.
3. Бернхем С. 100 оригинальных украшений из бисера. Браслеты. Серьги.
Броши. – М., 2006. – 217 с.
4. Бисер. Шаг за шагом. – М.: Книжный клуб, 2005.– 79 с.
5. Бисероплетение. Ожерелья и заколки/Практическое пособие.
Сост.Ю.В.Гадаева. – СПб.: КОРОНА принт, 2009. – 134 с.
6. Бондарева Н.И. Рукоделие из бисера / Учебный курс. – М., 2000. – 132с.
7. Виноградова Е.Г. Бисер для детей. Игрушки и украшения. – М.:
ЭКСМОПресс, 2003. – 165 с.
8. Виноградова Е.Г. Большая книга бисера. – М.: Олма-пресс, 1999. – 317с.
9. Гашицкая Р. Цветы из пайеток. – М.: Мартин, 2007. – 76 с.
10. Гринченко А.С. Вышивка бисером. – М.: Эксмо, 2006.- 84 с.
11. Доуэлп К.Б. Цветы из бисера. / Композиции для интерьера, одежды,
прически. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. – 134 с.
12. Канурская Т. Волшебство бисера. – М.: Профиздат, 2007.- 158 с.
13. Кэмпбелл Д. Ожерелья. 30 различных дизайнов . – М., 2005. – 76 с.
14. Лындина Ю. Фигурки из бисера. – М.: Культура и традиции, 2005.– 76с.
15. Ляукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.:
АстПресс книга, 2010. – 183 с.
16. Мруз Е. Бисер и камни: Уникальное авторское плетение. – М.: АСТ –
Пресс книга, 2010. – 75 с.
17. Мруз Е. Бисер и камни: Уникальное авторское плетение. – М.: АСТ –
Пресс книга, 2010. – 75 с.
18. Парьева Е.В. Украшения, подарки и аксессуары из бисера и бусин. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 165 с.
19. Пасхальные композиции / Е. Артынская. Коллекция пасхальных яиц. – М.:Культура и традиции, 2000.– 125 с.
20. Сейлер П. Блеск роскоши. Украшения из бусинСваровски. – М.:
АРТ-Родник, 2007. – 78 с.
21. Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2004. – 216 с.
22. Ткаченко Т. Плетем деревья из бисера. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2006. – 96 с.
23. Чиотти Д. Фантазии из бисера. Декоративные булавки. Подвески.
Броши. Новые творческие тенденции. 2006 – 97 с.
для учащихся:
1. Бульба Н.С. Скульптура из бисера: Техника. Примы. Изделия:
Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕССКНИГА, 2010. – 135 с.
2. Морас И. Зоопарк из бисера. – М.: АРТ-РОДНИК, 2012. – 176 с.
3. Морас И. Животные из бисера. – М.: АРТ-РОДНИК, 2011. – 112 с.
4. Марунич Е. Фигурки и украшения из полимерной глины. – М.: ОООИздательская Группа «Азбука-Аттикус», 2012. – 96 с.
5. Фигурки из бисера/Сост. Ю.Лындина. – М.: Книжный Клуб, 2010. – 78 с.
Интернет – ресурсы:
1. http://biserok.org/generator-shem-po-biseropleteniyu/
2. http://biser-klass.moy.su/
3.http://masterbisera.ru/master-klass/
4. http://www.podelkin-dom.ru/masterklass
5.http://my.mail.ru/video/mail/d_chernyaeva/4
4. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Словарь терминов бисероплетения
1. Материалы
Бисер - мелкие круглые и многогранные, слегка сплюснутые бусинки из стекла, металла, пластмассы с отверстиями для продевания нитки.
Бусины – бусинки, но намного крупнее бисера, с отверстиями для продевания нити (количество отверстий может быть разное). Материал для бусин разнообразен: стекло, керамика, металл, дерево, кость, натуральные камни, янтарь.
Блестки - тонкие, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и зеркального стекла, пластмассы диаметром 2 -20 мм.
Голтовка - полуфабрикаты бусин из натуральных камней.
Кабошоны - камни любого вида и формы с выпуклой гладкой передней стороной и плоской задней. Оплетаются бисером и крепятся к жгутам как подвески.
Канва - специальная ткань, переплетения нитей которой образуют клетки разной величины, в зависимости от размера и вида материала.
Нитки мерсеризованные - технология химической обработки, придающей блеск ниткам
Обруч – жесткий каркас с застежкой (или без), на который нанизываются бусины, плетеные бусины, бисер и т.п.
Пайетки - блестки круглой формы, разных цветов.
Плечико – металлические полоски с одной стороны с несколькими ушками и с другой стороны с одним ушком по центру полоски (зачастую для замочка)
Пяльцы - специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые. Форма круглая, квадратная, прямоугольная. Для небольших изделий удобны круглые пяльцы, которые представляют собой два деревянных обруча, складывающихся один в один и прижимающихся зажимом. Для вышивки полотен используют прямоугольные пяльцы, представляющие собой деревянную раму. При вышивании их часто крепят на специальных подставках.
Разделители – металлические полоски с дырочками (количество дырочек может быть разное: 2, 3, 5 и больше), которые разделяют изделие на несколько частей, благодаря чему можно менять цвета, форму, тип бисера и узор.
Рис - бисер вытянутой формы.
Рубка или рубленый бисер - цилиндрический бисер с обрубленными концами (у китайской рубки края зачастую острые, которые могут перетереть нить; у чешской и японской рубки края сглажены).
Рондель - бусины в виде колечек, могут иметь вогнутую или выпуклую форму, украшены рифлениями, стразами и др.
Рустикальные бусины - бусы из грубо обработанных камней, имеющие неправильную форму и различные вкрапления.
Стеклярус - отрезки тонкой стеклянной трубки длиной 3-25 мм, отличается от бисера большей длинной. Бывают гладкими или закрученными.
Стопперы – небольшие трубочки (длинной около 2-4 мм), которые одеваются на изделие, зажимаются плоскогубцами и тем самым фиксируя бусину или несколько бусин на одном месте.
Стразы - стеклянная имитация драгоценных камней.
Станок - приспособление для изготовления изделий способом тканья.
Сутаж - хлопчатобумажная тесьма, состоящая из двух скрученных жгутов, соединенных вдоль друг с другом.
Фарфале – бисер бабочкообразной формы (восьмеркообразной формы или знака бесконечности).
Фермуар - декоративная застежка ожерелья, иногда крупная, располагающаяся на груди или ближе к плечу. Так называют и короткие объемные ожерелья по шее с застежкой спереди.
Фурнитура – дополнительные детали для какого-либо вида работы или производства. К фурнитуре относится все:швензы, стопперы, замочки, карабины, гвоздики, обручи, колечки и т.п. Фурнитура может быть из различного материала: пластмассы (редко, но встречается, но крайне не практична), драгоценные металлы (серебро, золото), обычные металлы.
Швенза - крепление для серьги.
2. Работа с бисером
Вспомогательные бусины – это те бусины, которые по окончании работы нужно убрать.
Жгут – переплетение снизок (низок) из бисера в определенном порядке или плетение по определенным схемам (в результате чего получается шнуроподобное изделие).
Ключевая (или соединительная) бусина - бусина, расположенная в центре пересечения двух и более нитей.
Краевые бусины - бусины, расположенные по краям от ключевой бусины.
Крестик - колечко из четырех бусин.
Калибрование - отбор бисерин одного размера и формы.
Низание - вид техники в бисероплетении, который основан на соединении снизокчерез ключевые бусины.
Низание столбиком - нанизывание бисера снизу вверх в виде шнура.
Плетение - вид техники бисероплетения: соединение бисера и бусин в определенном порядке.
Прямое направление плетения – плетение (прохождение через бусины) иглой в том же направлении, что и в первый раз.
Обратное направление плетения - плетение (прохождение через бусины) иглой в обратном направлении, т.е. противоположном первому разу.
Основной или рабочий материал – это бусины, из которых состоит изделие.
Подвеска - элемент в отделке бисерных изделий.
Раппорт - повторяющаяся часть узора (от франц.Rapporter- приносить обратно).
Рабочая нить - это нить, на которую нанизывают бусины на выполняемом этапе работы.
Снизка (низка) - нить с нанизанным на нее бисером.
Стоп - бусина - вспомогательная бусина, которую закрепляют на нити в начале работы .
Связка - бусины, соединяющие ряды.
Техника плетения (низания) - существуют различные способы плетения изделий, отличающиеся приемами соединения бусин между собой и расположением их относительно друг друга. Разновидности техник плетения - монастырское плетение, гобеленовое плетение, мозаичное плетение и др.
Цепочка - узкая полоска, сплетенная из бисера любым методом и способная стать самостоятельным изделием.
Шнур - круглая плетеная трубочка.
Фрагментарные украшения - украшения, изготовленные из отдельных элементов (фрагментов).
Фриформ (Freeform (style)) - свободное плетение, т.е. «вольный стиль». В этой технике мастер волен использовать различные техники и всевозможные материалы (камни, бусины, бисер, рубку, стеклярус), чтобы создать композицию сложной цветовой гаммы.
3. Украшения
Амулетница - украшение в виде кулона - коробочки для хранения амулета, оберега.
Близура - серьга без замка.
Браслет - украшение для руки. Браслеты подразделяются на жесткие (замкнутые, пружинящие) и мягкие (плетеные ажуром, цепочками).
Бриолез (серьги) - серьги, в которых система соединения подвесной части с швензой обеспечивает постоянное вращательное движение серьги во время ношения ее. Это придает изделию особую привлекательность.
Брошь - украшение для платья, блузы, костюма. Родоначальник брошей - фибула-застежка древних римлян и греков для фиксации складок плащей.
Бусы - шейное украшение, представляет собой нить с разнообразными нанизанными бусинами.
Гарнитур - группа украшений (обычно колье, серьги, кольцо), выполненных в едином стиле из одних материалов и объединенных единым художественным замыслом.
Гривна - женское шейное украшение, выполненное по форме тела, с выраженным декором в центральной части.
Гердан (гайтан) - женское нагрудное украшение в виде плетеной ленты произвольной длины и ширины, концы которой соединены. Украшен орнаментом.
Диадема - женское головное украшение в виде обода или полукороны легкой, ажурной конструкции. Крепится на прическе.
Зажим для галстука - мужское украшение, служит для прижима галстука к сорочке. Выполняется с цепочкой, крепящейся к пуговице сорочки.
Заколка - украшение, применяемое для крепления галстука, застежки, элементов одежды или просто как декоративный элемент. Состоит из иглы с фиксатором и декоративного элемента.
Запонки - мужское парное украшение- застежка для манжет сорочки. Часто поверхность запонок украшают монограммой.
Каст - оправа для камня в ювелирном изделии.
Кулон - шейное украшение, является подвеской на цепочке, ожерелье и др. украшениях.
Кольцо - украшение в виде декоративно украшенного ободка для пальца руки.
Колье - шейное украшение, состоящее из множества элементов и звеньев, соединенных между собой в единое произведение. Может иметь вид обруча с акцентированными в центральной части элементами декора.
Кластеры - круглые мотивы, использовались в брошах, пуговицах.
Монисто - ожерелье из бус, камней, монет.
Ожерелье - шейное украшение, состоящее из одинаковых повторяющихся элементов. Выполняется в виде многозвенного обруча или цепочки.
Парюра- полный гарнитур украшений (колье, браслет, брошь, серьги, перстень, гребень, булавка).
Полупарюра - неполный комплект (колье, серьги, брошь).
Печатка - разновидность кольца с плоской или слегка выпуклой площадкой. Часто украшается монограммой.
Медальон - шейное украшение, разновидность кулона. Представляет собой футляр , в который вставляется мелкий предмет (фотография).
Митенка - украшение для тыльной стороны ладони, крепится на пальце и запястье.
Монограмма - начальные буквы имени и фамилии, соединенные в виде художественной вязи в единый знак.
Серьги - парное изделие головного украшения. Удерживаются в мочках ушей швензами.
Тиара – корона.
Ферроньер - тонкая цепочка с небольшой подвеской по центру, которую носили надолбом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.