Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

  • Образовательные программы
  • docx
  • 19.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летние фантазии из бисера» имеет художественную направленность, способствует приобщению детей к миру декоративно-прикладного творчества, привитию практических навыков работы с бисером и бусинами, знакомству с народным творчеством, народными традициями.
Иконка файла материала Программа Летние фантазии из бисера.docx

http://www.mummewear.com/_img/greenbackground.jpg

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

 

 

 

«Летние фантазии из бисера»

 

Возраст учащихся: 7 – 14 лет

Срок реализации: 2 месяца

 

 

 

 

                                             Разработчики:                                                                                                                                 

                                                                             Чурилова Елена Николаевна,

                                                                              педагог высшей

                                                                              квалификационной категории,

                                                                              Колодеева Анастасия Николаевна,

                                                                              Иванова Екатерина Геннадьевна.

                                                                              Год разработки - 2022

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевский ГО

 

 

Содержание

1.   Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………. 3

1.2. Цели и задачи программы…………………………………………...7

1.3. Содержание программы……………………………………………..7

1.4. Планируемые результаты…………………………………………. 10

2.Комплекс организационно – педагогических условий:

  2.2. Условия реализации программы…………………………………. 11

  2.3. Формы контроля…………………………………………………… 12

  2.4. Оценочные материалы………………………………………………12

  2.5. Методические материалы…………………………………………. 13

  3. Список литературы……………………………………………….... 17

  4. Приложение…………………………………………………………  19

·        Приложение 1. Словарь терминов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летние фантазии из бисера» имеет художественную направленность, способствует приобщению детей к миру декоративно-прикладного творчества, привитию практических навыков работы с бисером и бусинами, знакомству с народным творчеством, народными традициями.

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

·        Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

·        Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ  № 09-3242 от 18.11.2015г.);

·        Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» N 816 от 23.08.2017г.;

·        Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 9.11.2018г.;

·        Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018г.);

·        Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ № 467 от 3.09.2019г.);

·        Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» № 740 от 9.04.2019г.;

·        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020г.

         Актуальность программы обусловлена тем, что она разработана для реализации в летний период, когда у учащихся появляется много свободного времени и возникает проблема досугового времяпровождения.  Кроме решения проблемы занятости учащихся в летний период, данная программа также позволяет овладеть новыми знаниями и умениями в области декоративно-прикладного искусства и смежных предметов и вызывает интерес учащихся для дальнейшего освоения базовой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бисерные фантазии».

Отличительная особенность программы состоит в том, что учащиеся приобретают знания и умения не только по данному виду творчества (бисероплетению), в процессе ее освоения программы четко прослеживаются межпредметные связи, т.е. интеграция с другими областями знаний (биология, история и т.п.), по которым также учащиеся получают новые знания.

Педагогическая целесообразность программы основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации.

 Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Основные принципы программы:

  • принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
  • принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера,                             с рукоделием разных народов;
  • принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
  • принцип интеграции: разных форм и техники плетения;
  • принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.

Программа «Летние фантазии из бисера» адресована учащимся младшего и среднего школьного возраста 7-14 лет. Вариативность программы позволяет формировать разновозрастные группы, в состав которых могут входить как девочки, так и мальчики. Оптимальное количество учащихся в группе: 15-23 человека.

Программа «Летние фантазии из бисера» стартового уровня освоения. В процессе обучения дети овладевают начальными знаниями и умениями в работе с бисером. Программа рассчитана на 2 месяца обучения, 28 часов.

Основные формы проведения занятий: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная. Формы организации занятий: беседы, практические занятия, экскурсии, игры, выставки. Состав групп, как правило, разновозрастный, темп восприятия учебного материала, динамика и качество   выполнения заданий сугубо индивидуальная, зависит от возрастных и психофизических особенностей каждого ребенка. 

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, проблемно-поисковый, ситуационный. Так как курс бисероплетения можно назвать практическим, то практические методы выходят на первый план, но при этом очень гармонично соединяются с наглядными (иллюстрации и демонстрации) и словесными (рассказ, беседа) методами.

В процессе освоения программы учащиеся получают начальные знания, умения и навыки в работе с бисером. Учащиеся, освоившие простейшие способы плетения, имеют возможность выхода на творческий уровень. Занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом.

Режим занятий

Уровень

Показатели

Специфика реализации

Стартовый

Количество учащихся

15-23 человек

Возраст

7 -14 лет

Срок обучения

2 месяца

Режим занятий

2 раза в неделю по 2 часа

(28 часов)

 

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: создать условия для творческого развития учащихся через освоение основ техник бисерного рукоделия и приобщение к культурным ценностям декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:                                                              

·        познакомить учащихся с историей и видами бисерного рукоделия

(плетение, низание, ткачество, вышивка, и др.), видами бисера и техникой безопасности при работе с бисером;

·        формировать у детей умения и навыки изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов.

Развивающие:

·        развивать творческие и познаввательные способности;

·        развивать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, бережное отношению к своему и чужому труду;       

·        формировать эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус.

Воспитательные:       

·        воспитать чувство коллективизма и взаимовыручки, культуру взаимоотношений;

·        воспитать уважение к наследию предков, заботливое отношение к близким.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Содержание программы

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

теория

 

практика

всего

1.

Введение

1.1.Введение в программу

1

1

 

2

Анкетирование

2.

Параллельное плетение

2.1. Насекомые в технике параллельного плетения.

Сувенир «Стрекоза»

4

2

 

1

10

4

 

1

14

6

 

2

 

 

Сувенир «Пчёлка»

 

2

2

 

Сувенир «Бабочка»

1

1

2

 

2.2. Цветы в технике параллельного плетения.

Ромашка

2

1

6

1

8

2

 

Василёк

 

2

2

 

Колокольчик

1

1

2

 

Сборка и декорирование летнего букета

 

2

2

Тестирование (тест «Бисеринка»).

Практическая работа «Петелька»)

3.

Параллельное объемное плетение

3.1.Техника объемного параллельного плетения. Сувенир «Божья коровка»

2

 

1

4

 

3

6

 

4

Тестирование (тесты «Проверь себя», «Основы цветоведения»)

3.2. Браслет «Цветочный»

1

1

2

 

4.

Фантазийное плетение

4.1.Изделия из остатков бисера, бусин, природного материала, бумаги.

4.2. Итоговое занятие.

Выставка в творческом объединении

3

1

 

 

 

 

2

3

3

6

4

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Выставка - конкурс

 

Итого

10

18

28

 

 

 

Содержание учено-тематического плана

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Введение в программу

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Правила дорожного движения и эвакуации детей из здания. История возникновения бисера. Основные сведения о бисере.

Практика: Игра «Разноцветная мозаика».

Форма контроля: Анкетирование «Что я знаю о бисероплетении».

 

Раздел 2. Параллельное плетение

Тема 2.1. Насекомые в технике параллельного плетения

Теория: Знакомство с техникой параллельного плетения. Ознакомление с работой по схемам. Подбор бисера по цвету и форме. Беседа о летних насекомых, обитающих в нашей местности.

Практика: Плетение сувенира «стрекоза», плетение сувенира «пчелка», плетение броши «бабочка».

 

Тема 2.2 Цветы в технике параллельного плетения

Теория: Изучение схем и особенностей плетения цветов из бисера в технике параллельного плетения. Освоение приёмов сборки цветка из отдельных элементов. Изучение цветов, растущих в летний период на территории нашей области, с использованием презентации. Освоение навыков составления букетов и их декорирования.

Практика: Плетение элементов и сборка цветка «Василек», плетение элементов и сборка цветка «Ромашка», плетение элементов и сборка цветка «Колокольчик».

Составление летнего букета из плетеных цветов. Декорирование дополнительными элементами.

Форма контроля: Тестирование (тест «Бисеринка»), практическая работа «Петелька».

 

Раздел 3. Параллельное объемное плетение

Тема 3.1.Техника объемного параллельного плетения 

Сувенир «Божья коровка»

Теория:Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Беседа о фруктах и ягодах, их видах и пользе.

Практика: Плетение сувенира «божья коровка».

Тема 3.2. Браслет «Цветочный»

Теория: Изучение и закрепление техники паралельного плетения.

Практика: Плетение браслета «Цветочный».

Форма контроля: Тестирование (тест «Проверь себя», тест «Основы цветоведения»).

 

Раздел 4. Фантазийное плетение

Тема 4.1. Изделия из остатков бисера, бусин, природного материала, бумаги

Теория: Профессия «дизайнер». Дополнительный материал (мелкие пуговицы, камни, ракушки, кожа). Приёмы работы с дополнительным материалом, техника безопасности.

Практика: Работа по замыслу детей. Составление эскизов. Изготовление украшений по своим эскизам с применением изученных техник плетения.

Тема 4.2. Итоговое занятие

Практика: Подведение итогов обучения по программе в форме викторины «Все краски лета».

Форма контроля: Выставка - конкурс творческих работ учащихся.

1.4.          Планируемые результаты программы

Образовательные:                                                              

·        ознакомление учащихся с историей и видами бисерного рукоделия

(плетение, низание, ткачество, вышивка, и др.), видами бисера и техникой безопасности при работе с бисером;

·        формирование у детей умений и навыков изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов.

Развивающие:

·        развитие творческих и интеллектуальных способностей;

·        развитие самостоятельности, аккуратности, усидчивости, бережного отношения к своему и чужому труду;       

·        формирование эстетического восприятия окружающего мира, художественного вкуса.

Воспитательные:       

·        воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки, культуру взаимоотношений;

·        воспитание уважения к наследию предков, заботливое отношение к близким.

2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

 

Год обучения

июнь

июль

август

Всего уч. недель/занятий

всего часов по программе

01.06-06.06

07.06-13.06

14.06-20.06

21.06-27.06

28.06-04.07

05.07-11.07

12.07-18.07

19.07-25.07

26.07-01.08

02.08-08.08

09.08-15.08

16.08-22.08

 23.08-29.08

       30.08-31.08

теория

практика

 

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

39/

  72

10

18

 

Условные обозначения:

·         -  ведение занятий по расписанию

      -  каникулярный период

 

 

2.2. Условия реализации программы

          Материально-технические условия

Занятия проводятся в просторном, светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным дневным и вечерним освещением. Учебное оборудование включает компьютер, комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.   Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.

Материалы, необходимые для работы

·        Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском.

·        Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.  

·        Бусины.

·        Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 

·        Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.

·        Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.

·        Кусачки для отрезания проволоки.

·        Ножницы для бумаги и ниток.

 

 

           Методические условия

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Летние фантазии из бисера» необходимы следующие методические условия:

·        дидактический материал: таблицы, плакаты, картины, фотографии, образцы готовых изделий, карточки, схемы плетения, технологические карты, памятки;

·        методическая и специальная литература;

·        диафильмы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.;

·        методические разработки учебных занятий, методические пособия.

2.3. Формы контроля

Результаты образовательного процесса отслеживаются путем наблюдения за учащимися на учебных занятиях, в процессе выполнения творческих работ диагностируется интерес к бисероплетению.  Через анализ поведения детей на занятиях диагностируется развитие художественно-творческих способностей.  По окончании курса обучения по данной программе в учебном кабинете организуется выставка детских работ, которая позволяет показать уровень обученности учащихся, а тем, в свою очередь, позволяет самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.

2.4. Оценочные материалы

Вид деятельности

Содержание

Входная диагностика

1.

Диагностика готовности учащихся к обучению по общеобразовательной общеразвивающей программе «Летние фантазии из бисера»

·     Анкетирование;

·     Наблюдение;

·     Тестирование (тест «Бисеринка»);

·     Практическая работа «Петелька»

Промежуточная диагностика

2.

Освоение учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Летние фантазии из бисера»

·      Тестирование (тест «Проверь себя», тест «Основы цветоведения»)

 

Итоговая диагностика

3.

Освоение учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Летние фантазии из бисера»

·     Итоговый тест «Основные понятия в бисероплетении»;

·     Изготовление выставочной работы

 

2.5. Методические материалы

1.     Информационный материал

Тема

Название

Параллельное плетение

 

·        Коллекция плоских и объемных фигурок из бисера

·        Папка с иллюстративным материалом

·        Демонстрационный материал: картины с цветочными мотивами, букеты цветов

Фантазийное плетение

 

·        Иллюстративный материал

·        Образцы готовых изделий

·        Специальная литература

Цепочки и браслеты из бисера и бусин

 

·        Образцы цепочек, схемы узоров и изделий

·        Пособие: «Цепочки и браслеты из бисера»

·        Специальная литература

·        Интернет – ресурсы

 

2.     Дидактический материал

№ п/п

 

Название раздела/темы

Вид материалов

Название

1

Простейшие цепочки

 

схемы

 

карточки

·      Схемы плетения цепочек и браслетов из бисера

·      технологические карты

2

 

Параллельное плетение

 

схемы

 

карточки

·      Схемы плетения цепочек и браслетов из бисера

·      технологические карты

5

Фантазийное плетение

схемы

 

·     Схемы, рисунки узоров

 

3.     Методическая продукция

№ п/п

Название раздела/темы

Вид продукции

Название

2

Параллельное плетение

 

·     мастер-классы

 

 

·     планы-конспекты занятий

 

·     «Цветы из бисера»

·     «Брелок из бисера «Обезьянка»

·   «Цветочное путешествие»

·     «Сувенир из бисера «Снеговик»

·     «Брелок из бисера «Крокодил»

·     «Параллельное плетение. «Бабочка»

·     «Сувенир «Петушок»

5

Фантазийное плетение

 

·      мастер - классы

 

·     Поздравительная открытка «Новогодняя ёлочка из бисера»

·     «Еловая ветвь с шишками из бисера»

10

Цепочки и браслеты из бисера и бусин

·     планы-конспекты занятий

·      «Цветовая гамма в бисероплетении при изготовлении украшений»

4.     Электронные ресурсы

№ п/п

Название раздела/темы

Вид ресурсов

Название

1

Простейшие цепочки

 

·    видеозаписи

 

 

 

 

·   интернет-ресурсы

·      Фенечки из бисера https://www.youtube.com/watch?v=DcH1CirET_g

·      История бисера https://vk.com/video89829229_456239017

·      Материалы и инструменты. Простые цепочки из бисера http://www.crown6.org/publ/8-1-0-1012

2

Параллельное плетение

·    видеозаписи

 

·     Бисер на Руси https://vk.com/video89829229_456239021

4

Украшение и подарки из бисера

·     видеозаписи

·          Старинные русские работы из бисера https://vk.com/video89829229_456239018

5

Фантазийное плетение

·     фотоматериалы

·     Работы, выполненные детьми

11

Цепочки и браслеты из бисера и бусин

·        видеозаписи

·     Бисер индейцев https://vk.com/video89829229_456239019

 

 


3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога:

1.       Ануфриева М.Я. Искусство бисерного плетения. Современная школа. –

М.: Культура и традиции, 2002. – 567 с.

2.       Белкина Т.Е. Украшения = талисманы ручной работы. – Донецк:

Издательство СКИФ, 2010. – 165 с.

3.       Бернхем С. 100 оригинальных украшений из бисера. Браслеты. Серьги.

Броши. – М., 2006. – 217 с.

4.       Бисер. Шаг за шагом. – М.: Книжный клуб, 2005.– 79 с.

5.       Бисероплетение. Ожерелья и заколки/Практическое пособие.

Сост.Ю.В.Гадаева. – СПб.: КОРОНА принт, 2009. – 134 с.

6.        Бондарева Н.И. Рукоделие из бисера / Учебный курс. – М., 2000. – 132с.

7.        Виноградова Е.Г. Бисер для детей. Игрушки и украшения. – М.:

ЭКСМОПресс, 2003. – 165 с.

8.       Виноградова Е.Г. Большая книга бисера. – М.: Олма-пресс, 1999. – 317с.

9.       Гашицкая Р. Цветы из пайеток. – М.: Мартин, 2007. – 76 с.

10.   Гринченко А.С. Вышивка бисером. – М.: Эксмо, 2006.- 84 с.

11.   Доуэлп К.Б. Цветы из бисера. / Композиции для интерьера, одежды,

прически. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. – 134 с.

12.   Канурская Т. Волшебство бисера. – М.: Профиздат, 2007.- 158 с.

13.   Кэмпбелл Д. Ожерелья. 30 различных дизайнов . – М., 2005. – 76 с.

14.   Лындина Ю. Фигурки из бисера. – М.: Культура и традиции, 2005.– 76с.

15.   Ляукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.:

АстПресс книга, 2010. – 183 с.

16.   Мруз Е. Бисер и камни: Уникальное авторское плетение. – М.: АСТ –

Пресс книга, 2010. – 75 с.

17.   Мруз Е. Бисер и камни: Уникальное авторское плетение. – М.: АСТ –

Пресс книга, 2010. – 75 с.

18.   Парьева Е.В. Украшения, подарки и аксессуары из бисера и бусин. –

Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 165 с.

19.   Пасхальные композиции / Е. Артынская. Коллекция пасхальных яиц. – М.:Культура и традиции, 2000.– 125 с.

20.   Сейлер П. Блеск роскоши. Украшения из бусинСваровски. – М.:

АРТ-Родник, 2007. – 78 с.

21.   Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2004. – 216 с.

22.   Ткаченко Т. Плетем деревья из бисера. – Ростов-на-Дону:

Феникс, 2006. – 96 с.

23.   Чиотти Д. Фантазии из бисера. Декоративные булавки. Подвески.

Броши. Новые творческие тенденции. 2006 – 97 с.

для учащихся:

1.       Бульба Н.С. Скульптура из бисера: Техника. Примы. Изделия:

Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕССКНИГА, 2010. – 135 с.

2.       Морас И. Зоопарк из бисера. – М.: АРТ-РОДНИК, 2012. – 176 с.

3.       Морас И. Животные из бисера. – М.: АРТ-РОДНИК, 2011. – 112 с.

4.       Марунич Е. Фигурки и украшения из полимерной глины. – М.: ОООИздательская Группа «Азбука-Аттикус», 2012. – 96 с.

5.       Фигурки из бисера/Сост. Ю.Лындина. – М.: Книжный Клуб, 2010. – 78 с.

Интернет – ресурсы:

     1. http://biserok.org/generator-shem-po-biseropleteniyu/   

     2. http://biser-klass.moy.su/ 

3.http://masterbisera.ru/master-klass/ 

     4. http://www.podelkin-dom.ru/masterklass 

     5.http://my.mail.ru/video/mail/d_chernyaeva/4 


4. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Словарь терминов бисероплетения

1. Материалы

Бисер - мелкие круглые и многогранные, слегка сплюснутые бусинки из стекла, металла, пластмассы с отверстиями для продевания нитки.

Бусины – бусинки, но намного крупнее бисера, с отверстиями для продевания нити (количество отверстий может быть разное). Материал для бусин разнообразен: стекло, керамика, металл, дерево, кость, натуральные камни, янтарь.

Блестки - тонкие, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и зеркального стекла, пластмассы диаметром 2 -20 мм.

Голтовка - полуфабрикаты бусин из натуральных камней.

Кабошоны - камни любого вида и формы с выпуклой гладкой передней стороной и плоской задней. Оплетаются бисером и крепятся к жгутам как подвески.

Канва - специальная ткань, переплетения нитей которой образуют клетки разной величины, в зависимости от размера и вида материала.

Нитки мерсеризованные - технология химической обработки, придающей блеск ниткам

Обруч – жесткий каркас с застежкой (или без), на который нанизываются бусины, плетеные бусины, бисер и т.п.

Пайетки - блестки круглой формы, разных цветов.

Плечико – металлические полоски с одной стороны с несколькими ушками и с другой стороны с одним ушком по центру полоски (зачастую для замочка)

Пяльцы - специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые. Форма круглая, квадратная, прямоугольная. Для небольших изделий удобны круглые пяльцы, которые представляют собой два деревянных обруча, складывающихся один в один и прижимающихся зажимом. Для вышивки полотен используют прямоугольные пяльцы, представляющие собой деревянную раму. При вышивании их часто крепят на специальных подставках.

Разделители – металлические полоски с дырочками (количество дырочек может быть разное: 2, 3, 5 и больше), которые разделяют изделие на несколько частей, благодаря чему можно менять цвета, форму, тип бисера и узор.

Рис - бисер вытянутой формы.

Рубка или рубленый бисер - цилиндрический бисер с обрубленными концами (у китайской рубки края зачастую острые, которые могут перетереть нить; у чешской и японской рубки края сглажены).

Рондель - бусины в виде колечек, могут иметь вогнутую или выпуклую форму, украшены рифлениями, стразами и др.

Рустикальные бусины - бусы из грубо обработанных камней, имеющие неправильную форму и различные вкрапления.

Стеклярус - отрезки тонкой стеклянной трубки длиной 3-25 мм, отличается от бисера большей длинной. Бывают гладкими или закрученными.

Стопперы – небольшие трубочки (длинной около 2-4 мм), которые одеваются на изделие, зажимаются плоскогубцами и тем самым фиксируя бусину или несколько бусин на одном месте.

Стразы - стеклянная имитация драгоценных камней.

Станок - приспособление для изготовления изделий способом тканья.

Сутаж - хлопчатобумажная тесьма, состоящая из двух скрученных жгутов, соединенных вдоль друг с другом.

Фарфале – бисер бабочкообразной формы (восьмеркообразной формы или знака бесконечности).

Фермуар - декоративная застежка ожерелья, иногда крупная, располагающаяся на груди или ближе к плечу. Так называют и короткие объемные ожерелья по шее с застежкой спереди.

Фурнитура – дополнительные детали для какого-либо вида работы или производства. К фурнитуре относится все:швензы, стопперы, замочки, карабины, гвоздики, обручи, колечки и т.п. Фурнитура может быть из различного материала: пластмассы (редко, но встречается, но крайне не практична), драгоценные металлы (серебро, золото), обычные металлы.

Швенза - крепление для серьги.

2. Работа с бисером

Вспомогательные бусины – это те бусины, которые по окончании работы нужно убрать.

Жгут – переплетение снизок (низок) из бисера в определенном порядке или плетение по определенным схемам (в результате чего получается шнуроподобное изделие).

Ключевая (или соединительная) бусина - бусина, расположенная в центре пересечения двух и более нитей.

Краевые бусины - бусины, расположенные по краям от ключевой бусины.

Крестик - колечко из четырех бусин.

Калибрование - отбор бисерин одного размера и формы.

Низание - вид техники в бисероплетении, который основан на соединении снизокчерез ключевые бусины.

Низание столбиком - нанизывание бисера снизу вверх в виде шнура.

Плетение - вид техники бисероплетения: соединение бисера и бусин в определенном порядке.

Прямое направление плетения – плетение (прохождение через бусины) иглой в том же направлении, что и в первый раз.

Обратное направление плетения - плетение (прохождение через бусины) иглой в обратном направлении, т.е. противоположном первому разу.

Основной или рабочий материал – это бусины, из которых состоит изделие.

Подвеска - элемент в отделке бисерных изделий.

Раппорт - повторяющаяся часть узора (от франц.Rapporter- приносить обратно).

Рабочая нить - это нить, на которую нанизывают бусины на выполняемом этапе работы.

Снизка (низка) - нить с нанизанным на нее бисером.

Стоп - бусина - вспомогательная бусина, которую закрепляют на нити в начале работы .

Связка - бусины, соединяющие ряды.

Техника плетения (низания) - существуют различные способы плетения изделий, отличающиеся приемами соединения бусин между собой и расположением их относительно друг друга. Разновидности техник плетения - монастырское плетение, гобеленовое плетение, мозаичное плетение и др.

Цепочка - узкая полоска, сплетенная из бисера любым методом и способная стать самостоятельным изделием.

Шнур - круглая плетеная трубочка.

Фрагментарные украшения - украшения, изготовленные из отдельных элементов (фрагментов).

Фриформ (Freeform (style)) - свободное плетение, т.е. «вольный стиль». В этой технике мастер волен использовать различные техники и всевозможные материалы (камни, бусины, бисер, рубку, стеклярус), чтобы создать композицию сложной цветовой гаммы.

3. Украшения

Амулетница - украшение в виде кулона - коробочки для хранения амулета, оберега.

Близура - серьга без замка.

Браслет - украшение для руки. Браслеты подразделяются на жесткие (замкнутые, пружинящие) и мягкие (плетеные ажуром, цепочками). 

Бриолез (серьги) - серьги, в которых система соединения подвесной части с швензой обеспечивает постоянное вращательное движение серьги во время ношения ее. Это придает изделию особую привлекательность.

Брошь - украшение для платья, блузы, костюма. Родоначальник брошей - фибула-застежка древних римлян и греков для фиксации складок плащей.

Бусы - шейное украшение, представляет собой нить с разнообразными нанизанными бусинами.

Гарнитур - группа украшений (обычно колье, серьги, кольцо), выполненных в едином стиле из одних материалов и объединенных единым художественным замыслом.

Гривна - женское шейное украшение, выполненное по форме тела, с выраженным декором в центральной части.

Гердан (гайтан) - женское нагрудное украшение в виде плетеной ленты произвольной длины и ширины, концы которой соединены. Украшен орнаментом.

Диадема - женское головное украшение в виде обода или полукороны легкой, ажурной конструкции. Крепится на прическе.

Зажим для галстука - мужское украшение, служит для прижима галстука к сорочке. Выполняется с цепочкой, крепящейся к пуговице сорочки.

Заколка - украшение, применяемое для крепления галстука, застежки, элементов одежды или просто как декоративный элемент. Состоит из иглы с фиксатором и декоративного элемента.

Запонки - мужское парное украшение- застежка для манжет сорочки. Часто поверхность запонок украшают монограммой.

Каст - оправа для камня в ювелирном изделии.

Кулон - шейное украшение, является подвеской на цепочке, ожерелье и др. украшениях.

Кольцо - украшение в виде декоративно украшенного ободка для пальца руки.

Колье - шейное украшение, состоящее из множества элементов и звеньев, соединенных между собой в единое произведение. Может иметь вид обруча с акцентированными в центральной части элементами декора.

Кластеры - круглые мотивы, использовались в брошах, пуговицах.

Монисто - ожерелье из бус, камней, монет.

Ожерелье - шейное украшение, состоящее из одинаковых повторяющихся элементов. Выполняется в виде многозвенного обруча или цепочки.

Парюра- полный гарнитур украшений (колье, браслет, брошь, серьги, перстень, гребень, булавка). 

Полупарюра - неполный комплект (колье, серьги, брошь).

Печатка - разновидность кольца с плоской или слегка выпуклой площадкой. Часто украшается монограммой.

Медальон - шейное украшение, разновидность кулона. Представляет собой футляр , в который вставляется мелкий предмет (фотография).

Митенка - украшение для тыльной стороны ладони, крепится на пальце и запястье.

Монограмма - начальные буквы имени и фамилии, соединенные в виде художественной вязи в единый знак.

Серьги - парное изделие головного украшения. Удерживаются в мочках ушей швензами.

Тиара – корона. 

Ферроньер - тонкая цепочка с небольшой подвеской по центру, которую носили надолбом.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также