ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РАДУГА»
Оценка 4.8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РАДУГА»

Оценка 4.8
doc
07.02.2020
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РАДУГА»
Программа 2017-18 г..doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

Принята на заседании                                        Утверждаю:      

 методического совета                                         Вр. и. о. директора

МОБУ ДО ДДТ «Радуга»                                   МОБУ ДО ДДТ «Радуга»                       

от «___»______20 ____г.                                     _______  Козлицкая Е.А.            

Протокол №______                                             «____»_______20__г.                                                              

                                                                

              

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА «РАДУГА»

 

 

Возраст обучающихся: 7 – 14 лет.

Срок реализации: 5 лет.

 

 

Автор-составитель:

Рафикова З.А.,

педагог дополнительного образования

 

 

 

2017 год

Пояснительная записка

Данная программа по своему назначению является общекультурной и направлена на эстетическое воспитание обучающихся, которое  направлено на развитие способностей детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам творческой деятельности и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя

·                     воспитание у детей положительного отношения к народному творчеству,

·                     сохранению здоровья,

·                     развитие способностей, поддержание физической формы,

·                     развитие музыкально-ритмической деятельности,

·                     приобщения детей к культуре общения.

Данная программа предлагает различные виды танцевальной деятельности на различных этапах обучения, создание условий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся, разнообразие танцевальных номеров по характеру исполнения, педагогическую поддержку детей в раскрытии творческих способностей, совместную творческую деятельность педагога и детей по освоению нового танцевального материала. Программа типовая, по своему содержанию является профильной, так как содержит в себе одну образовательную область, включающую в себя практические знания и умения, а также теоретическую часть-термины ,относящиеся именно к танцевальному искусству. По степени авторства является модифицированной, программа долгосрочная, рассчитана на 5 лет обучения, по особенностям развития является общей и ориентирована на широкий охват кружковцев, в частности обучающиеся 2,3,4-х классов охвачены полностью  музыкально -ритмической деятельностью. После 3-4х лет обучения по данной программе возможна постановка сольных или дуэтных  номеров с учётом технических и музыкальных возможностей обучающихся.

Основные принципы обучения и воспитания на разных годах обучения различны:

• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику-систематические занятия направленные на укрепление здоровья, упражнения развивающие гибкость, пластичность;

• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы-постановка небольших танцевальных этюдов различной музыкальной направленности (марш, вальс, полька);

• принцип обучения владению культурой движения:умение детей владеть своим телом.

Принципы дидактики:

• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;

• принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца;

• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

• принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

• принцип доступности и посильности;

• принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания  во внеурочной деятельности, в учебных целях.

Например на 1-ом году обучения он характеризуется словами «делай как я» предполагает в основном показ педагогом того или иного движения и повторения его детьми за педагогом. После закрепления устойчивого интереса к музыкально-ритмической деятельности детей и пробуждения в них активной двигательной деятельности принцип можно охарактеризовать словами «подумай и исполни», тем самым дети учатся е только исполнять, воспроизводить, но исполнять то или иное упражнение или движение.

Принципы воспитания:

·                     Воспитание доброжелательности, контактности в отношения между собой;

·                     Воспитание чувства коллективизма, ответственности друг за друга;

·                     Умение раскрыть сценический образ, передать в движениях характер танца;

·                     Воспитание уважения к труду педагога, самих учащихся, бережного отношения к костюмам.

Целью  программы является развитие творческой активности во всех доступных детям видах и музыкальной деятельности, развитие у детей самостоятельности, инициативы, стремления танцевать.

В связи с этим выдвигаются следующие программные задачи:

Обучающие:

·                     Обучение детей двигаться на сцене естественно, совершенствовать двигательные способности, умение держать ритм;

·                     Закрепление и совершенствование сценического исполнения танцев.

·                     Знакомство с различными направлениями в танцев(вначале даются азы танца через музыкально- ритмическую деятельность);

·                     Закрепление умений и навыков,

Развивающие:

·                     Развитие и совершенствование творческих способностей через музыкально-ритмическую ( на 1-2 годах) и активную танцевальную(на последующих годах обучения)деятельность;

·                     Развитие творческой самостоятельности;

·                     Развитие внимания, координации, реакции, музыкальной памяти;

·                     Развитие физических данных, поддержание физической формы, стройности и здоровья,

·                     Развитие музыкально-ритмической координации движений,

·                     Формирование стройной и красивой фигуры;

·                     Совершенствование навыков и умений , необходимых для исполнения того или иного танца;

Воспитательные:

·                     воспитывать уважение к людям труда;

·                     воспитывать любовь к родине, к своему селу;

·                     воспитывать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;

·                     воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

·                     воспитывать культуру общения в детском коллективе во время занятий.

Важным компонентом эстетического воспитания обучающихся является воспитание в духе патриотизма, любви к родному языку, родному краю. Педагог-хореограф способствует не только физическому развитию детей, формированию чувства прекрасного, но и воспитывает в детях любовь и уважение к народным танцам, родному слову. Именно через мероприятия, посвященные селу, дети приобщаются к культурному наследию. Воспитание патриотизма, в частности, происходит через изучение и исполнение танцев, населяющих нашу республику; исполнение песен на родном языке; участие в мероприятиях так или иначе связанных с селом. К таким мероприятиям относятся:

1)                  Мероприятия, посвящённые Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей  промышленности, где дети рассказывают стихи, посвящённые земле, хлебу, труженику, миру.

2)                  Мероприятия, посвящённые Дню Победы-самый важный праздник в деле воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну. Мероприятия, посвящённые этому великому дню, объединяют людей всех возрастов. Этот праздник  даёт возможность испытать чувство гордости за свой народ,  почтить память тех, кто отдал свои жизни за наше сегодняшнее мирное небо, поклониться их памяти и возложить цветы.

3)                  Дети посещают занятия вокального ансамбля  «Поющие сердца», где приобщаются к родному языку, традициям через исполнение татарских песен.

4)                  Немаловажным фактором воспитания любви к родному языку являются участники взрослого вокального ансамбля «Услы утлары», которые с любовью исполняют народные татарские песни и являются примером для подрастающего поколения. Таким образом, дети знакомятся и исполнительским мастерством, узнают старинные песни. Участники ансамбля - яркий пример любви к своему селу, родному языку. Все они - простые труженики села, отдавшие много лет и сил для его процветания.

5) Встречи с ветеранами сельского хозяйства и педагогического труда, где дети знакомятся с их жизнью, рабочей биографией. Ветераны - достойный пример для подражания подрастающему поколению ,ведь они-настоящие патриоты своего села, так как родились и выросли и состоялись как личности именно в своем селе, отдав все свои силы любимому делу на родной земле.

6) Мероприятия, непосредственно связанные именно с танцами. Например, « Танцевальный марафон», где дети исполняют танцы разных народностей, показывают свои знания танцевального искусства вообще. Данное мероприятие проходит в стенах Дома культуры, который является очагом воспитания подрастающего поколения. Именно сюда они приходят, чтобы узнать что-то новое ,интересное для себя, имеют возможность показать на практике полученные знания и умения, тем самым приобщаясь к культуре исполнения, укреплению чувства коллективизма и ответственности друг за друга.

7)  «Карга буткасы»- данное мероприятие проходит совместно с работниками библиотеки. Дети разгадывают загадки, связанные с явлениями природы, играют в национальные игры, узнают истоки этого обряда, исполняют песни и танцы, а затем все дружно едят воронью кашу. Это мероприятие объединяет, обогащает детей знаниями о традициях и обычаях наших предков.

8) Мероприятия, посвящённые жизни и творчеству нашего земляка Имая Насыри. Дети знакомятся  с биографией, творчеством писателя, исполняют народные танцы. Для детей это возможность ещё раз прикоснуться к деятельности земляка, испытать чувство гордости за человека, которого вырастила родная земля.

9) Немаловажным компонентом воспитания подрастающего поколения являются религиозные праздники, например, Курбан байрам. Очень важным является  религиозное воспитание, ведь именно в нём закладываются правила поведения, уважение к традициям и

Интерес к танцу понимается как реализация творческих способностей и раскрывается через элементы того или иного танца, движений, характерных для того или иного музыкального ритма. Интерес к танцу формируется при наличии следующих элементов:

1)  потребность, которая дает начало сознательной деятельности учащегося;

2) осознание предмета  становится причиной эмоциональной вовлеченности учащегося;

3) формирование волевого действия, предпринятого для овладения предметом на основе

Организационные условия реализации программы

1-ая группа - обучающиеся 1 класса в возрасте 7-8 лет. Количество 11 обучающихся, уровень развития средний;

Общее количество часов-70 часов. Программа рассчитана на 35 учебных недель.

Периодичность занятий 2 раза в неделю. Продолжительность 45 минут.

Нормы наполняемости группы-10-12 человек.

Организационная форма - групповая, так как на данном этапе стоит задача вовлечь всех обучающихся в музыкально-ритмическую деятельность.

2 группа - обучающиеся 2 класса в количестве 12 человек, уровень развития средний.

Возраст: 8 - 9 лет, уровень развития средний.

Общее количество часов-  105 часов. Программа рассчитана на 35 учебных недель.

Периодичность занятий 2 раз в неделю: один раз 1 час, один раз 2 часа.

Нормы наполняемости группы-10-12 человек.

3 группа - обучающиеся 3 класса.

Возраст:9-10 лет.

Общее количество часов- 105 часов. Программа рассчитана на 35 учебных недель.

Периодичность занятий 2 раз в неделю: один раз 1 час, один раз 2 часа.

Нормы наполняемости группы-10-12 человек.

4 группа - обучающиеся 4 класса.

Возраст: 9-10 лет.

Общее количество часов- 70 часов. Программа рассчитана на 35 учебных недель.

Периодичность занятий 2 раза в неделю по 1 часу.

Нормы наполняемости группы-10-12 человек.

5                    группа - обучающиеся 6-7 классов. Программа рассчитана на 35 учебных недель.

Возраст: 12-14 лет, уровень развития средний.

Общее количество часов-140 часов. Программа рассчитана на 35 учебных недель.

Периодичность и продолжительность занятий 2 раза в неделю по 2 часа с обязательным перерывом в 15 минут после первого часа занятия.

Нормы наполняемости группы-10-15 человек

Место проведения занятий - гимнастический класс школы.

Санитарно-гигиенические нормы и нормы пожарной безопасности соблюдены.

Индивидуальная работа.

Возраст: 8-11 лет.

Общее количество часов- 140 часов. Программа рассчитана на 35 учебных недель.

Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа с обязательным перерывом в 15 минут после первого часа занятия.

Нормы наполняемости группы-8-10 человек.

Место проведения занятия - танцевальный зал, сцена.

Материально-техническое обеспечение:

аудио аппаратура;

ноутбук.

Содержание программы

   Цель занятий и репетиций на различных этапах обучения различна: 1-2 год обучения - приобщение ребенка к миру танца, воспитание любви и интереса к танцу, формирование пластики, культуры исполнения движений, способствование развитию творческих проявлений.

Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. У детей младшего школьного возраста достаточно развиты двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать, высоко поднимать ноги в коленях, скакать с ноги на ногу, самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его.

Соответственно, особенностям детей выдвигаются следующие требования: учить детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характерам музыки, ускорять и замедлять движения, самостоятельно начинать движение после вступления. Нужно добиваться, чтобы движения у детей были естественными, непринужденными, выразительными. У ребенка необходимо выработать активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно передать в движениях настроение, чувства, развитие сюжетной линия. Детей этого возраста знакомят с различными жанрами музыкальных произведений (пляска, вальс, полька, марш). Также нужно учить детей пространственной ориентировке: быстро перестраиваться в колонну, шеренгу, круг, выполнять все упражнения не только ритмично, но и сохранять указанный темп.

Таким образом, на занятиях ритмикой решаются музыкальные, двигательные и воспитательные задачи. Важно научить ребенка не копировать движения, а действовать творчески.

Последовательная самостоятельная работа над решением этих задач развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, эмоциональному осмыслению движений. Музыка и танец откроют для ребенка богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.

   На данном этапе педагог-хореограф способствует

  1) физическому развитию ребенка, формированию осанки, подвижности;

  2) формированию эстетического восприятия посредством музыки и танца;

  3) пониманию языка музыки и танца и выражению его в исполнении;

  4) развитию творческого подхода.

  5) обучению детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки;

  6) умению ускорять и замедлять движение;

7)                  умению самостоятельно начинать движение после вступления.

При обучении танцевальным движениям даются следующие понятия:

  1) о характере движения в связи с характером музыки (ходить бодро, четко или на полупальцах, бегать легко, стремительно);

  2) об элементах танцевальных движений (шаг польки, переменный шаг, галоп);

  3) о перестроениях (шеренга, колонна, диагональ, внутренний и внешний круг).

  

Для достижения положительных результатов обучающиеся делятся на группы и подгруппы, в основном, по возрасту и классам. Для того, чтобы уделить больше внимания каждому учащемуся, идет деление на подгруппы внутри одновозрастной группы. В каждой группе занятие начинается с поклона, затем проводится разминка по кругу и линиям, включающая в себя:

1)                  шаг с носка;

2)                  шаг на полупальцах;

3)                  шаг на пятках;

4)                   чередование шагов на полупальцах и пятках;

5)                  поднимание согнутых в коленях ног;

6)                  легкий бег;

7)                  галоп правым и левым боком;

8)                  упражнения на восстановление дыхания.

  По линиям:

1)                  наклоны головы вперед, назад, вправо, влево;

2)                  повороты головы вправо и влево;

3)                  круговые движения головой;

4)                  поднимание и опускание плеч;

5)                  круги руками вперед, назад;

6)                  работа с кистями рук;

7)                  всевозможные наклоны корпуса;

8)                  поднимание согнутых в колене ног;

9)                  приседания и их разнообразие;

10)              работа над стопами ног;

11)              прыжки и их комбинация;

Когда интерес ребенка достаточно закреплен, цели и задачи усложняются по мере дальнейшего обучения.

На 3-4 годах обучения, как правило, интерес к занятиям закреплен, и дети осознанно посещают их. Поэтому программа занятий усложняется, добавляются новые упражнения. Музыкально-ритмическая деятельность учащихся 3 – 4 классов усложняется по сравнению с 1 и 2 годами обучения. Уже приобретены начальные навыки, умение держать ритм. На данном этапе все приемы и методы должны быть направлены на то, чтобы музыкально-ритмическая деятельность детей была исполнительской и творческой. Нужно научить детей выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами, стимулировать и поощрять творческие проявления детей в плясках, умение свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно начинать движения после вступления, менять характер одного и того же движения со сменой характера музыки. На данном этапе обучения можно ставить небольшие этюды, пляски, хороводы, парные танцы, не требующие напряжения внимания и сил. Рисунки должны быть несложными.

На данном этапе обучения действует принцип "подумай и исполни" - тем самым дети учатся не только исполнять, воспроизводить, но исполнять обдуманно то или иное упражнение или движение. Дети знакомы со многими танцевальными терминами, ориентируются в них. На репетициях, а именно они являются основным видом обучения на данном этапе, больше времени уделяется постановке танцевальных номеров, которые готовятся на сцену. Это уже не просто небольшие этюды, а танцы со сложными переходами, движениями, требующими четкости, синхронности, артистизма исполнения. Здесь на практике дети показывают приобретенные навыки и умения.

Уже приобретены первоначальные навыки, умение держать ритм. На данном этапе все приемы и методы должны быть направлены на то, чтобы деятельность детей была исполнительской и творческой. Нужно научить детей выразительно двигаться в соответствии и с музыкальными образами, стимулировать и поощрять творческие проявления детей в танцах, умение свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно начинать движение после вступления, менять характер одного и того же движения со сменой характера музыки. На данном этапе обучения можно ставить небольшие этюды, пляски, парные танцы, не требующие напряжения внимания и сил.

Средняя группа обучающихся, прошедшая предыдущие этапы обучения, переходит на новый, более сложный уровень обучения. Начальные этапы обучения ими уже усвоены, у них сформированы:

·                     художественное восприятие через пластику, в этом им помогли систематические занятия направленные на укрепление здоровья, упражнения, развивающие гибкость, пластичность;

·                     развитие чувства ритма, темпа, музыкальной формы и с ними возможна постановка сценических номеров для участия в конкурсах различного уровня;

·                     владение культурой движения, поведения на сцене во время выступлений и репетиций.

Все эти моменты относятся к укреплению принципа формирования у детей художественного восприятия.

Также обучающиеся после 3х лет обучения владеют:

• принципом развивающего и воспитывающего характера обучения;

• принципом систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;

• принципом движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца;

• принципом наглядности, привлечением чувственного восприятия, наблюдения, показа;

• принципом опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

• принципом прочности обучения как возможность применять полученные знания  во внеурочной деятельности, в учебных целях.

В результате овладения данной программой у обучающихся формируются следующие качества, относящиеся к  принципам воспитания, а именно:

·                     воспитание доброжелательности, контактности в отношениях между собой;

·                     воспитание чувства коллективизма, ответственности друг за друга;

·                     умение раскрыть сценический образ, передать в движениях характер танца;

·                     воспитание уважения к труду педагога, самих учащихся, бережного отношения к костюмам.

На данном этапе программные задачи включают в себя :

·                     совершенствование творческих способностей и активной танцевальной(на последующих годах обучения)деятельности;

·                     развитие творческой самостоятельности;

·                     развитие внимания, координации, реакции, музыкальной памяти;

·                     умение детей двигаться на сцене естественно, держать ритм, совершенствовать двигательные способности.

·                     поддержание физической формы, стройности и здоровья,

·                     формирование стройной и красивой фигуры;

·                     закрепление и совершенствование сценического исполнения танцев,

·                     знакомство с различными направлениями в танцев(в начале даются азы танца через музыкально- ритмическую деятельность);

·                     закрепление умений и навыков,

·                     совершенствование навыков и умений , необходимых для исполнения того или иного танца, обучающимися  уже освоены.

На данном этапе обучения музыкальный материал, танцевальный репертуар включает в себя изучение и исполнение народно-сценических танцев с использованием в их композициях многочисленных рисунков, переходов, перестроений. Дети владеют умением держаться на сцене, умением передать характер танца, исполнять чисто рисунки, переходы, перестроения.

На 5 году обучения работа усложняется. Дети знакомы со многими танцевальными терминами, имеют опыт выступлений, приобретены навыки и умения. Режим занятий меняется: больше времени уделяется репетициям после небольшой разминки, разучиваются отдельные элементы, оттачивается чистота рисунков, переходов. На данном этапе обучения идет словесное объяснение материала, так как дети уже ориентируются в танцевальных терминах. Педагог объясняет задание словами, а дети исполняют их на практике. Педагог помогает лишь в том случае, если дети затрудняются в исполнении того или иного упражнения или движения.

Основной формой являются репетиции, после небольшой разминки. На данном этапе обучения обращается внимание педагога на проявление творческой индивидуальности с учетом устойчивого интереса. Используется эвристический элемент обучения - учащиеся сами могут выбирать танец, они знакомы с элементами методики постановки танца, теорией, музыкальным материалом, костюмами.

Занятия - основная форма организации воспитания, обучения и развития детей. Работа по программе строится в плане систематических занятий, на которых целенаправленно развивается эмоциональная активность детей, появляется первый опыт концертных выступлений, развивается чувство коллективизма. В работе с детьми разных возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, и этим создается преемственность в воспитании и развитии школьников.

Сфера основных видов деятельности - поклон, разминка, самостоятельное исполнение движений, расширяется за счет включения элементов танцевального творчества.

 

Учебно-тематический план

(1 год обучения)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

 

Теория

Практика

Всего

 

 

1

Тема: Постановка польки.

2

 10

 12

Самостоятельное

исполнение,

наблюдение за

музыкально- двигательной

активностью.

 

2

Тема: Постановка танцевальной композиции на новый год.

2

12

14

Выполнение контрольных заданий,

Самостоятельное исполнение.

 

3

Тема: Постановка танцевальной композиции «Детство».

2

12

14

Выполнение контрольных заданий,

Самостоятельное исполнение.

 

4

Тема: Постановка танцевальной композиции «В ритме вальса».

2

14

16

Выполнение контрольных заданий,

Самостоятельное исполнение.

 

5

Тема: Постановка общей танцевальной композиции к отчётному концерту детского творчества.

2

12

14

Выполнение контрольных заданий,

Самостоятельное исполнение.

 

Итого

10

60

70

 

 

 

Учебно-тематический план

(2 год обучения)

№ п/п

Название раздела, темы

 Количество часов

Формы аттестации/ контроля

 

Теория

Практика

Всего

 

 

1

Тема: Повтор поставленных ранее танцевальных композиций.

2

12

14

Самостоятельное исполнение,

взаимоконтроль.

 

2

Тема: Постановка татарского танца.

2

18

20

Самостоятельное исполнение.

 

 

3

Тема: Постановка танцевальной композиции к новому году.

2

16

18

Самостоятельное исполнение.

 

 

4

Тема: Работа над поставленными композициями.

2

14

16

Проверка усвоенного материала.

 

5

Тема: Постановка танцевальной композиции.

2

18

20

Проверка исполнения рисунков, переходов, темпа.

 

6

Тема: Постановка общей танцевальной композиции к отчётному концерту детского творчества

2

15

17

Самостоятельное исполнение,

взаимоконтроль.

 

Итого

12

93

105

 

 

 

Учебно-тематический план

(3 год обучения)

№ п/п

Название раздела, темы

 Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

 

1

Тема: Постановка хоровода.

2

18

20

Проверка умений исполнения переходов,

рисунков,

перестроений.

 

2

Тема: Постановка танцевальной композиции к новому году.

2

21

23

Проверка ритмичности,

музыкальности исполнения,

самостоятельности

исполнения.

 

3

Тема: Постановка танцевальной композиции в стиле «Рок-н-ролл».

2

20

22

Самостоятельное исполнение,

взаимоконтроль.

 

4

Тема: Репетиции поставленных ранее танцевальных композиций.

2

18

20

Контроль за исполнением с передачей характера танца,

артистичностью.

 

5

Тема: Постановка общей танцевальной композиции к отчётному концерту детского творчества.

2

18

20

Самостоятельное исполнение.

 

 

 

Итого

10

95

105

 

 

Учебно-тематический план

(4 год обучения)

 

№ п/п

Название раздела, темы

 Количество часов

Формы аттестации/ контроля

 

Теория

Практика

Всего

1

Тема: Постановка танцевальной композиции «Недетское время».

2

14

14

Контроль за темпом, ритмом исполнения,

самостоятельное исполнение.

 

2

Тема: Постановка танцевальной композиции к новому году.

2

10

12

Контроль за темпом, ритмом исполнения,

самостоятельное исполнение.

 

3

Тема: Разучивание танцевальной композиции.

2

10

12

Контроль за умением перестраиваться в рисунки, переходы, ритмом, темпом

4

Тема: Постановка танцевальной композиции к 8 марта.

2

8

10

Наблюдение,

самостоятельное исполнение,

выполнение контрольных заданий.

5

Тема: Постановка общей танцевальной композиции к отчётному концерту детского творчества.

2

10

12

Наблюдение,

самостоятельное исполнение,

выполнение контрольных заданий.

6

Тема: Повторение поставленных ранее танцевальных композиций.

2

8

10

Наблюдение,

самостоятельное исполнение,

выполнение контрольных заданий.

 

Итого

12

58

70

 

Учебно-тематический план

(5 год обучения)

 

№ п/п

Название раздела, темы

 Количество часов

Формы аттестации/ контроля

 

Теория

Практика

Всего

1

Тема: Постановка танца в стиле «Рок-н-ролл».

2

14

16

Самостоятельное исполнение.

2

Тема: Постановка башкирского парного танца.

2

14

16

Работа над артистичностью, синхронностью

исполнения.

3

Тема: Постановка татарского танца.

2

14

16

4

Тема: Постановка танцевальной композиции ко Дню матери.

2

14

16

Развитие артистичности, техники исполнения.

5

Тема: Постановка танцевальной композиции к новому году, репетиция поставленных номеров.

2

14

16

Наблюдение, самостоятельное исполнение.

6

Тема: Постановка танцевальной композиции к 8 марта.

2

12

14

Работа над синхронностью,

ритмом и темпом исполнения.

7

Тема: Работа над поставленными ранее танцами.

2

14

16

8

Тема: Постановка общей танцевальной композиции к отчётному концерту детского творчества.

2

14

16

Самостоятельное исполнение.

9

Тема: Репетиции поставленных ранее танцевальных номеров.

14

14

Контроль за исполнением,

артистичностью.

 

Итого

16

124

140

 

 

 

Методические условия реализации программы

   Работа кружкового объединения делится на

  1) занятия как основную форму работы;

  2) репетиции как проверку приобретенных умений и навыков;

3)                  концертно-показательную деятельность как результат применения приобретенных навыков и умений, подразумевающих творческое начало;

4)                  теоретическую как результат ознакомления с традициями, обычаями, костюмами, музыкальным и видео материалом, соответствующей литературой, при наличии таковой. 

    Основной формой являются занятия, которые на начальном этапе (1-2 год обучения) являются важным элементом воспитания систематичности и организованности. На данном этапе важно, чтобы дети поняли необходимость занятий, включающих в себя обязательную разминку как подготовку к дальнейшим постановкам танцевальных номеров.

Программное обучение основным комплексам упражнений проходит поэтапно:

1) изучение движений и последовательное выполнение упражнений;

2) закрепление;

3) совершенствование.

Используются несколько видов занятий:

1.                  ознакомительный (пробный) урок, куда приглашаются все обучающиеся класса, не имеющие ограничения в физической деятельности. Урок проходит в игровой форме, ребятам предлагаются изобразить чувства, которые вызывают у них различные мелодии.

2.                  Учебный урок, где ребята учатся исполнять поклон, выполнять различные упражнения, прыжки, различные перестроения. Учебным урокам отводится наибольшее количество времени как основному виду обучения музыкально-ритмической деятельности.

3.                  Открытый урок, как показатель деятельности обучающихся.

4.                  Контрольный урок проводится педагогом для мониторинга уровня приобретения умений и навыков у обучающихся.

5.                  Показательный урок. Результатом показательного урока должно быть умение детей быстро перестраиваться, выполняя различные рисунки, точно занимать свое место, чувствовать ритм и характер музыки.

6.                  Урок-прогон как результат активной музыкально-ритмической деятельности учащихся.

Для развития интереса у детей к танцу применяется следующая схема:

  1) показ педагогом того или иного упражнения с обязательным объяснением его значения;

 2) исполнение движения вместе с детьми;

3) самостоятельное исполнение движения обучающимися.

 

Прогноз результативности

  Результатом работы является участие и победы в различных конкурсах. Самое главное - привить ребенку любовь к прекрасному, музыке и танцу, научить воспринимать мир, окружающий его, через призму соприкосновения его самого с миром искусства. Также важно научить ребенка использовать приобретенные навыки и умения в жизни, установить сотрудничество с детьми, например, совместная постановка танцевальных номеров, сольные номера, раскрыть внутренний потенциал, заложенный в каждом ребенке.

На различных этапах обучения ожидаемые результаты и способы их проверки различны. На начальном этапе обучения результатов, как правило, не ожидается, так как здесь необходимо просто заинтересовать ребят и дать им возможность выхода на небольшую (школьную сцену), умение просто эмоционально выразить свое отношение к танцу, исполнить танец по принципу «Делай как я».

3-4 год обучения: как правило, выступления становятся осмысленнее, их количество увеличивается; готовятся выступления на мероприятия не только школы, но и села, выступления на различные конкурсы. Ожидается исполнение с сохранением и правильным исполнением рисунков и переходов. Также дети уже могут упрощать или менять движения в танцах на свое усмотрение, например, для выступления в классе, педагог может только поправлять, советовать, не вмешиваясь в творческий процесс.   

5 и более лет обучения главной целью является оттачивание мастерства, стремление дойти до уровня мастер-класса с элементами собственного творчества, постановочными элементами. Дети становятся помощниками педагога, его соавторами в постановке танцевальных номеров. Уровень исполнения достаточно высокий, танцы исполняются профессионально и артистично

Литература

Нормативные документы.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

4. Концепция развития дополнительного образования детей,  от 04 сентября 2014 г. №1726-р.

5. Приложение №1 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

6. Гигиенические требования к условиям обучения в  учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.

7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.

8. Целевая программа «Дети Башкортостана»:

·      Одаренные дети;

·      Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;

·      Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.

9. Конвенция  ООН «О правах  ребенка».- М.1989

Педагогическая литература

1. Педагогика  /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007.

2. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.

3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.

4. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006

Литература для педагога

1. Бекина С.Н., Ломова Т.П.    Музыка  и  движения. – М. «Просвещение»,1981

2. Базарова  М.П., Мей Б.П.   Искусство. – Л. 1983

3. Блок Л.Д.  Классический  танец.  История  и  современность. – М. «Искусство», 1984

4. Ваганова  Л.Ф. Основы   классического   танца. – Л. «Искусство», 1983

5. Лопухов Л. Д.  Основы  характерного  танца. – М. «Искусство», 1989

6. Ладыгин Л.Р.  Музыкальное  оформление  уроков  танца. – М. «Просвещение», 1980

7. Прибылов В.С.  Методические  рекомендации и   программа  по   классическому   танцу  для  самодеятельных  хореографических  коллективов. – М.»Просвещение», 1984

8. Акимова М., Козлова В. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.-М.: Знание, 1992.

9. Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. - Саратов, 1987.

10. Кульневич СВ., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. - Ростов-н/Д.: Учитель, 2005.

Список  литературы  для  детей и родителей

1.                   Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис-пресс, 1999- (Внимание дети).

2.                   Бочарникова Э.В. Страна волшебная - балет. - М.: Детская литература, 1974.

3.                   Жиенкулова Ш. Тайна танца. - Алма-Ата, 1980.

4.                   Слуцкая СЛ. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.: Линка-пресс, 2006.

5.                   Иова Е.П.  Гимнастика  под  музыку. – М. «Издательство», 1984

6.                   Пасютинская  В.М.  Волшебный  мир  танца. – М. «Искусство»,1986


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Данная программа по своему назначению является общекультурной и направлена на эстетическое воспитание обучающихся, которое направлено на развитие способностей детей воспринимать, чувствовать и понимать…

Пояснительная записка Данная программа по своему назначению является общекультурной и направлена на эстетическое воспитание обучающихся, которое направлено на развитие способностей детей воспринимать, чувствовать и понимать…

Принципы дидактики: • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; • принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; • принцип движения от простого…

Принципы дидактики: • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; • принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; • принцип движения от простого…

Закрепление и совершенствование сценического исполнения танцев

Закрепление и совершенствование сценического исполнения танцев

Мероприятия, посвящённые Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, где дети рассказывают стихи, посвящённые земле, хлебу, труженику, миру

Мероприятия, посвящённые Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, где дети рассказывают стихи, посвящённые земле, хлебу, труженику, миру

Мероприятия, посвящённые жизни и творчеству нашего земляка

Мероприятия, посвящённые жизни и творчеству нашего земляка

Возраст: 9-10 лет. Общее количество часов- 70 часов

Возраст: 9-10 лет. Общее количество часов- 70 часов

Нужно добиваться, чтобы движения у детей были естественными, непринужденными, выразительными

Нужно добиваться, чтобы движения у детей были естественными, непринужденными, выразительными

По линиям: 1) наклоны головы вперед, назад, вправо, влево; 2) повороты головы вправо и влево; 3) круговые движения головой; 4) поднимание и опускание плеч; 5)…

По линиям: 1) наклоны головы вперед, назад, вправо, влево; 2) повороты головы вправо и влево; 3) круговые движения головой; 4) поднимание и опускание плеч; 5)…

Рисунки должны быть несложными

Рисунки должны быть несложными

В результате овладения данной программой у обучающихся формируются следующие качества, относящиеся к принципам воспитания, а именно: · воспитание доброжелательности, контактности в отношениях между собой; ·…

В результате овладения данной программой у обучающихся формируются следующие качества, относящиеся к принципам воспитания, а именно: · воспитание доброжелательности, контактности в отношениях между собой; ·…

На 5 году обучения работа усложняется

На 5 году обучения работа усложняется

В ритме вальса». 2 14 16

В ритме вальса». 2 14 16

Тема: Постановка общей танцевальной композиции к отчётному концерту детского творчества

Тема: Постановка общей танцевальной композиции к отчётному концерту детского творчества

Тема: Работа над поставленными ранее танцами

Тема: Работа над поставленными ранее танцами

Показательный урок. Результатом показательного урока должно быть умение детей быстро перестраиваться, выполняя различные рисунки, точно занимать свое место, чувствовать ритм и характер музыки

Показательный урок. Результатом показательного урока должно быть умение детей быстро перестраиваться, выполняя различные рисунки, точно занимать свое место, чувствовать ритм и характер музыки

Литература Нормативные документы

Литература Нормативные документы

Ладыгин Л.Р. Музыкальное оформление уроков танца

Ладыгин Л.Р. Музыкальное оформление уроков танца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020