Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МУ ДО КЦДТ
Протокол № ____от________ 2020 г. С.Б. Дарибазарон
« ____» _______2020 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Летний сувенир»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 18 часов
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
Балданова Сэсэг Дашиевна,
педагог дополнительного образования
Кижинга
2020 г.
Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Летний сувенир»
ЛЕТО – любимая пора для детей. Летняя большая перемена дана воспитанникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года.
Летние каникулы - это время открытий, знакомств, самореализации. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья.
Перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать полноценный летний отдых своим детям.
С целью организации летнего отдыха и летней занятости детей на базе МУ ДО Кижингинский Центр детского творчества разработана, и реализуется краткосрочная программа «Летний сувенир».
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать за пределы района к родственникам. Большой процент детей остается неохваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.
Реализация краткосрочной программы в летний период является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Программа «Летний сувенир» - это инновационный подход к отдыху, основанный на 4-х важных ценностях: личностное развитие, познание, созидание и открытость миру.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, обучения, отдыха и воспитания детей.
Цель и задачи программы
Цель: развитие художественно-творческих способностей и организация полноценного и безопасного отдыха детей в летний период посредством декоративно-прикладного творчества.
Образовательные (предметные):
ü формирование интереса к современным и традиционным видам декоративно-прикладного творчества;
ü приобщение к истокам национальной культуры русского и бурятского народа;
ü знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно - прикладного творчества;
ü формирование умений и навыков в работе с различными материалами, обучение приёмам работы с инструментами;
ü формирование навыков планирования своей работы;
ü изучение технологии изготовления композиций, изучение свойств различных материалов;
ü развитие художественного вкуса и нестандартного мышления учащихся.
Личностные:
ü организация каникулярной занятости учащихся посредством декоративно-прикладного творчества;
ü создание необходимых условий для организации содержательного отдыха детей
ü формирование общественной активности личности, гражданской позиции на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, а также бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям, уважение к людям труда.
ü воспитание уважительное отношение между членами творческого объединения в совместной творческой деятельности.
ü формирование навыков общения и толерантности.
ü создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету, творческому общению.
Метапредметные:
ü развитие потребности к творческому труду, стремлению преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
ü создание условий к саморазвитию учащихся;
ü развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
ü развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях;
ü развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка; фантазии, наблюдательности.
Организовать свободное время ребенка, провести занимательные, оригинальные, нетрадиционные, запоминающиеся, разнообразные дела - задача педагогов, сопровождающих летнее оздоровление ребенка
Ряд поставленных целей и задач включает в себя следующие направления работы:
ü Нравственное;
ü Спортивное;
ü Творческое;
ü Игровое.
Методологической основой составления рабочей программы является программа по технологии в начальных классах, традиции при изготовлении различных изделий и сувениров, изучение мастер-классов в интернет - пространстве.
Программа адресована детям 7–15 лет, поэтому при её составлении учитывался возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. Ограничений при приёме детей нет. Обучаются мальчики и девочки. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Бумажная пластика - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь его свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение. Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Программа способствует:
ü - повышение внутренней мотивации ребенка;
ü - появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;
ü - возникновения желания добиваться планируемого результата; - приобретает навык самостоятельной работы;
ü - развитию тонких движений пальцев рук, мелкой моторики;
ü -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
ü - показу красоты и неповторимости выполняемых изделий;
ü -формированию креативности.
Все эти направления работы по программе «Летний сувенир» имеют познавательный характер и ориентированы на общественно-полезные практические дела. Досуг и игры должны побуждать детей к приобретению новых знаний, навыков и умений, к серьезным размышлениям.
Работа по программе «Летний сувенир» для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря различным мероприятиям.
Образовательная программа составлена с учетом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с воспитанниками строится на сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, тактичного отношения к личности ребенка. Программа может быть использована и применена педагогами дополнительного образования художественной направленности.
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летний сувенир» (далее программа) ознакомительного уровня имеет художественную направленность, которая ориентирована на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей обучающихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
Данная образовательная программа дополнительного образования разработана на основе моей образовательной программы «Мастерская чудес».
Программа реализуется в летний период, является краткосрочной и имеет ознакомительный уровень. Темы заданий строятся по принципу изучения, познания и восприятия окружающей природы. В процессе освоения программы дети имеют возможность получать знания о простейших закономерностях построения предметов и передачи их формы, основах графики, цветоведения, композиции, декоративной стилизации. В программе используются в основном игровые методы и приемы подачи материала. Развитию творческих способностей детей способствуют разнообразные виды бумажной пластики: аппликация, оригами, квиллинг. В программу введён раздел «Отходы в доходы», позволяющий проявить творчество и фантазию в работе с бросовыми материалами.
Актуальность программы обусловлена тем, что востребована со стороны родителей воспитанников. В летний период у детей больше свободного времени, чтобы уделить развитию своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением помещений или подарком для друзей.
Важно научить детей передавать свои ощущения и представления об окружающем мире в самостоятельных творческих работах. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности. В процессе творческой деятельности у детей воспитывается целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, появляется возможность творческой самореализации.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием духовности через освоение основ бумажной пластики. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Данная образовательная программа реализуется с учётом:
ü технологии личностно-ориентированного обучения и строится на принципе вариативности, т. е. признании разнообразия содержания и форм работы, выбор которых осуществляется с учетом цели развития каждого ребёнка;
ü включения детей в социальные отношения на основе сформированных интересов и потребностей, направленных на инициативность, творчество, самостоятельность и результативность действий;
ü воспитания черт характера личности: трудолюбие, усидчивость, старание, аккуратность, целеустремлённость при овладении навыками рукоделия;
ü занятия рукоделием оказывает терапевтическое воздействие: даёт возможность отвлечься от своих переживаний, успокаивает, приводит в порядок мысли и эмоции, снимает нервное напряжение.
Научить детей всему тому, что не раз пригодиться им во взрослой жизни, вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач образовательного процесса данной программы.
Программа затрагивает 3 этапа возрастной периодизации учащихся:
Дошкольник (6-7 лет) - это очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого. У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение. Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное. Ребенок может придерживаться установленных правил. Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием.
Младшие школьники (7-10 лет) отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий декоративно-прикладным творчеством оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У детей совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не отвлекаясь и не перебивая его. К возрастным особенностям внимания относится его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха. (Физкультминутки и релаксирующие паузы). Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника.
Средний школьный возраст (от 11 до 15-ти лет) - переходный от детства к юности и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания и быстрая переключаемость, которая не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле.
Значимой особенностью мышление подростка является его критичность. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте воспитанникам нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Творческие занятия и досуговые мероприятия, дают возможность обучающимся высказать свое мнение и суждение. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Через внешние срывы и восхождения они могут обрести чувство личности. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.
Наполняемость групп 15 человек. Такой численный состав групп обусловлен сложностью и глубиной изучения предмета, а также ориентированностью детей на достижение высоких результатов.
Уровень программы – базовый. Срок реализации программы 1,5 месяца. Программа рассчитана на 18 часов, недельная нагрузка шесть часов (три раза по два учебных часа). Продолжительность занятия – 45 минут с переменой между учебными часами 10 минут.
Формы обучения: заочная, дистанционная, очная.
Состав группы - постоянный. Основной формой обучения по данной программе является практико-творческая деятельность учащихся.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации работы на занятиях.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов и мероприятий.
Теоретические знания по всем разделам программы даются в начале занятий и закрепляются в практической работе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. Занятия могут проводиться в форме бесед, конкурсов, выставок, мастер-классов, игр-путешествий и т. д.
1.1. Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
№ темы |
Наименование учебного раздела, темы учебного занятия |
Количество часов |
Формы аттестации, контроля |
||
всего |
теория |
практика |
||||
1 |
1.Введение в курс обучения. Остановись, мгновенье! Ты прекрасно! |
10 |
2.5 |
7.5 |
||
1 |
1.1 |
Вводная беседа «Лето! Лето! Озари нас ярким светом!» |
1 |
1 |
- |
Беседа |
2 |
1.2 |
Материалы и инструменты. Техника безопасности. |
1 |
1 |
- |
Презентация |
3 |
1.3 |
Мастер-класс «Фотозона своими руками». |
1 |
- |
1 |
Практ. работа |
4 |
1.4 |
Изготовление цветов |
1 |
- |
1 |
Практ. работа |
5 |
1.5 |
Мастер-класс «Фотозона своими руками». Изготовление листьев. |
1 |
- |
1 |
Практ. работа |
6 |
1.6 |
Крепёж цветков. Фото на память |
1 |
- |
1 |
Практ. работа |
7 |
1.7 |
Искусство бумажной пластики. |
1 |
0.5 |
0.5 |
Практ. работа |
8 |
1.8 |
Мастер-класс «Изготовление фоторамки» |
- |
1 |
Практ. работа |
|
9 |
1.9 |
Дизайн фоторамки. |
1 |
- |
1 |
Практ. работа |
10 |
1.10 |
Презентация изделия |
1 |
- |
1 |
Практ. работа |
2 |
«Отходы - в доходы». |
4 |
1 |
3 |
||
11 |
2.1 |
Поделки из бросовых материалов. |
1 |
- |
Беседа |
|
12 |
2.2 |
Мастер-класс «Изготовление браслетов из пластиковых бутылок» |
1 |
- |
Практ. работа |
|
13 |
2.3 |
Мастер-класс «Пакеты, крышки, упаковки переделаем мы ловко» |
1 |
- |
1 |
Практ. работа |
14 |
2.4 |
Презентация изделия |
1 |
- |
1 |
Практ. работа |
3 |
Привет из лета! |
4 |
0.5 |
3.5 |
||
15 |
3.1 |
Изонить - искусство вышивки на картоне. |
0.5 |
0.5 |
Беседа |
|
16 |
3.2 |
Мастер-класс Закладка «Привет из лета». |
1 |
- |
1 |
Практ. работа |
17 |
3.3 |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
Чаепитие |
|
18 |
3.4 |
Выставка «Летние сувениры своими руками». |
1 |
- |
1 |
Выставка |
Итого |
18 |
4 |
14 |
Содержание учебного плана
1.Введение в курс обучения.
Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!
Теоретическая часть. Вводная беседа. Знакомство детей друг с другом, педагогом и планом работы. Инструктаж по технике безопасности при работе, и противопожарной безопасности. Правила поведения в кабинете, и правила ПДД. История возникновения бумаги. Виды бумаги и картона: гофрированная бумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрированный картон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели. Современное бумажное производство в России. Представление материала в виде презентации. Показ образцов последовательного выполнения работы (техника исполнения), готовых изделий. Рассматривание и анализ образцов. Знакомство с понятием «композиция». Способы и правила ее составления. Применение формы в композициях.
Практическая часть: Практическая работа по изучению свойств бумаги. Учащиеся с помощью эксперимента устанавливают свойства бумаги (гладкость, упругость, эластичность, впитываемость, непрозрачность, прочность, плотность). Выполнение базовых элементов. Отработка приёмов предварительной проработки сгибов и аккуратного сгибания картона. Знакомство с новым приёмом обработки бумаги (надрезание). Отработка навыка аккуратной работы.
«Отходы - в доходы»
Теоретическая часть. Обсуждение проблем экологии в современном мире. Демонстрация презентации «Отходы в доходы». Общее понятие о бросовом материале, их происхождении. Сбор бросового материала. Рассматривание образцов поделок. Объяснение преимущества работы с бросовым материалом (экологическое и экономическое обоснования).
Практическая часть: Изготовление дизайнерских украшений из пластиковых отходов.
Теория. Изонить как один из видов вышивания. Беседа «Из истории иголки». Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены.
Привет из лета!
Практическая часть. Выполнение вышивания углов и окружности.
Подведение итогов работы по программе «Летний сувенир». Анализ работ, учащихся: выявление ошибок и удачных моментов в работе каждого обучаемого и объединения в целом. Рефлексия (рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала). Выставка работ
1.3. Планируемые результаты
Освоение программы дополнительного образования обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов
Предметные результаты:
К концу обучения по программе воспитанники должны знать:
Значения пройденных терминов. Названия современных техник, приспособлений, инструментов. Материалы и технические приемы оформления.
Технику безопасности при работе с инструментами и различными видами материала.
К концу обучения по программе учащиеся должны уметь:
Самостоятельно выполнять работы, запланированные программой.
Работать в команде, выполнять коллективную работу.
Использовать свои знания в повседневной жизни: изготовить украшения для дома или интерьера зала для проведения праздника, украшение одежды для праздника.
Личностные результаты:
Улучшению психологической и социальной комфортности каждого ребёнка;
Укрепление физического здоровья;
Предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в летний период, позитивное самоутверждение.
Любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира;
Развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
Уважать себя и верить в успех;
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
Умение самостоятельно контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
2. Условия реализации программы
Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям и эргономическим подходам. Помещение для занятий должно иметь хорошее, качественное освещение. Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям обучающихся детей. Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов, приспособлений.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
2.1. Перечень учебно-методического обеспечения.
ü Кабинет для обучения:
ü Столы -7 штук;
ü Стулья 15 штук;
ü Шкафы для хранения материалов и демонстрации изделий – 2 штуки.
ü Выставочный шкаф-1 шт.
ü Стенд.-1 шт.;
ü Компьютер-1шт.
2.2. Методическое обеспечение программы включает:
ü специальная литература;
ü методические разработки поэтапного изготовления изделий;
ü образцы готовых изделий;
Учебные столы и стулья; Выставочные стенды; Инструкционные
карты, демонстрирующие Линейки; Треугольники; Стёрки; Трафареты; Клеенки
и резинки для Кисточки для клея; Нитки шерстяные, хлопковые, мулине; Коробочки для мусора; Бусы, бисер, стеклярус; Ножнички маникюрные с ровными кончиками или загнутыми; |
Карандаши (простые, цветные); Краски; Фломастеры; Клей ПВА; Клей Момент – Кристалл; Клей-карандаш; Ножницы; Изолента; Иглы длинные; Тейп-лента зелёного цвета; Акриловые краски; Проволока; Кисточки: поролоновая кисть или губка, упругие художественные кисти; Клеевой пистолет; Утюг; |
2.3. Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
Информационное обеспечение (интернет источники)
ü http://kandzasi.su/foamiran/
ü http://1000-podelok.ru/
ü http://podelki-handmade.ru/
ü http://www.liveinternet.ru/
ü http://luntiki.ru/
ü http://www.olyaruss.com/ http://izfoamirana.su/patterns/
ü http://stranamasterov.ru/
ü http://mastera-rukodeliya.ru/
ü http://www.zlatoshveika.com/
ü http://ostrovokpodelok.ru/
Кадровое обеспечение
В реализации программы «Летний сувенир» задействован педагог дополнительного образования.
Формы и виды контроля
Формой контроля на занятиях является организация просмотра работ, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. В конце освоения программы проводится итоговая выставка.
2.4. Оценочные материалы: промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Оценочные материалы
Из чего делают бумагу?
А) из древесины
Б) из старых книг и газет
В) из железа
Где впервые появилось искусство оригами?
А) в Китае
Б) в Японии
В) в России
Бумага- это:
А) материал
Б) инструмент
В) приспособление
Что означает тонкая основная линия в оригами?
А) контур заготовки
Б) линию сгиба
Какие свойства бумаги ты знаешь?
А) хорошо рвется
Б) легко гладится
В) легко мнется
Г) режется
Д) хорошо впитывает воду
Е) влажная бумага становится прочной
Какие виды бумаги ты знаешь?
А) наждачная
Б) писчая
В) шероховатая
Г) обёрточная
Д) толстая
Е) газетная
Выбери инструменты при работе с бумагой:
А) ножницы
Б) игла
В) линейка
Г) карандаш
Что нельзя делать при работе с ножницами?
А) держать ножницы острыми концами вниз
Б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями
В) передавать их закрытыми кольцами вперед
Г) пальцы левой руки держать близко к лезвию
Д) хранить ножницы после работы в футляре
Для чего нужен шаблон?
а) чтобы получить много одинаковых деталей
б) чтобы получить одну деталь
На какую сторону бумаги наносить клей?
А) лицевую
Б) изнаночную
Для чего нужен подкладной лист?
А) для удобства
Б) чтобы не пачкать стол
На деталь нанесли клей. Что нужно сделать раньше?
А) сразу приклеить деталь на основу
Б) подождать, пока деталь слегка пропитается клеем
Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху:
А) чистый лист бумаги
Б) Ладошку
В) тряпочку
Какие виды разметки ты знаешь?
А) по щаблону
Б) сгибанием
В) сжиманием
Г) на глаз
Д) с помощью копировальной бумаги
При разметке симметричных деталей применяют:
А) шаблон половины фигуры
Б) целую фигуру
Чтобы вырезать симметричную фигуру, ты:
А) не разворачиваешь лист
Б) разворачиваешь лист.
2.5 Методические материалы
Учитывая возрастные особенности детей при реализации программы, используются следующие методы обучения: лекционный, проблемно-поисковый, практический, организация самостоятельной работы.
На занятиях сочетаются групповая и индивидуальная формы обучения. Индивидуальная форма обучения особенно важна, так как уровень подготовки детей значительно различается. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приёмов работы.
Самореализации воспитанников способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально - психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества детей.
Методика работы с учащимися строится в направлении:
ü - личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
ü - стремлению к достижению успеха каждым учащимся;
ü - практической направленностью деятельности;
ü - осуществлению межпредметных связей;
ü - использованию здоровьесберегающих технологий.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
ü фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
ü индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
ü групповой – организация работы в группах;
ü индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы проведения занятий:
ü мастер-класс;
ü занятие – эксперимент;
ü чаепитие
В процессе работы по настоящей программе используются:
ü - презентации;
ü - наглядные пособия;
ü - технологические карты, схемы;
ü - шаблоны;
ü - образцы изделий;
ü - специальная литература (журналы, книги, пособия и др.).
В программе соединены методы культурно-досуговой работы. Переплетение познавательных, художественных, спортивных и творческих дел поможет каждому ребенку, по мере возможности, побывать в роли успешного человека и почувствовать свою социальную значимость. Реализация программы позволит обучить детей межличностному общению, умению взаимодействовать с коллективом, освоить навыки декоративно-прикладного творчества, изобразительного искусства, музыкальной грамотности, получить практические умения в выбранных направлениях.
Организация и проведение занятий строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе усвоения содержания программы учитывается уровень специальных знаний, умений, навыков, степень самостоятельности детьми. имеет определённую структуру: психологическое включение в тему, теоретическую часть, практическую часть, рефлексию (анализ, повторение), подведение итогов.
Дополнительное образование позволяет педагогу быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
2.6. Список литературы (основной и дополнительной)
Список литературы, используемой при подготовке программы
Азбука детского творчества. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2010. – (Умное поколение. Школа творчества).
Аппликация из гофрированной бумаги. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
Большая книга аппликаций из природных материалов / Дубровская Н.В.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2010.
Поделки из бумаги/ Авт. – сост.: Зайцев В.Б. – РИПОЛ классик, Москва, 2011.
Список литературы для учащихся и родителей
Елена Токарева: Цветы из ткани и лент. Красиво и просто. Издательство Эксмо-Пресс, 2014 г.
Поделки. Мастерим вместе с детьми/ Ю.А. Майорова – Нижний Новгород.: ЗАО «Издательство «Доброе слово», 2010 г.
Поделки из бумаги/ Авт. – сост.: Е.В. Гончарова.- Харьков, Аргумент принт, 2013г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.