ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРЕСС-ЦЕНТР"

  • doc
  • 16.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пресс-центр.doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

СЕЛА ГРУШЕВСКОГО АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

Принята на заседании

педагогического совета

от «___» _________ 20___ года

Протокол № ____

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ________ / Бородина Л.В.

«___» _________ 20___ года

 

 

М.П.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

__ модульная__

(подвид)

 

______ духовно-нравственной ____ направленности

 

«Пресс-центр»

(название программы)

Уровень программы :ознакомительный

(ознакомительный, базовый, углубленный)

Возрастная категория: от 11 до14  лет

Состав группы: ___11___

(количество учащихся)

Срок реализации: 1 год(а)

ID-номер программы в Навигаторе: ________

 

 

Автор-составитель:

_Петренко Анастасия Алексеевна учитель           русского языка и литературы

(ФИО и должность)

 

с.Грушевское, 2024 год

     

 

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами речевой и письменной культуры возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что  содержание курса расширит творческий потенциал ребенка, обогатит словарный запас, сформирует нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа строится на основе следующих принципов:

принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями и новизной программы является системно-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка словом. Даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, в повседневной жизни.

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа особенно будет интересна и полезна тем, кому нравится:

- практическая направленность занятий;

- групповой характер работ с  распределением обязанностей в группе, аргументированности своей точки зрения и др.;

- сотрудничество детей с членами своей семьи, для обеспечения реального взаимодействия семьи и школы;

- различные виды деятельности.

Для обучения нет специальных условий набора учащихся, принимаются все желающие.

Количество обучающихся - 11 школьников.

Программа предназначена  для учащихся 7-8 классов. Объём программы составляет 68 часов, 2 часа в неделю и рассчитан на 1 год обучения.

Режим занятий соответствует СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Формы организации работы:  групповая работа,  индивидуальная работа. Основными формами проведения занятий являются эвристическая беседа, игра, тест, мастер – класс, круглый стол, практические занятия.

Уровень программы– стартовый (ознакомительный), который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.

При планировании работы кружка учитываются основные цели:

Создание условий для формирования и развития у  учащихся:

- Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;

- Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);

- Умения самостоятельно приобретать и применять знания;

- Творческого мышления, познавательной активности;

- Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;

- Коммуникативных навыков;

Занятия  в кружке помогут  обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

 

Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

 

 

Содержание программы

Теория. Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.

Практика. Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата)

Теория. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации.

Практика. Сбор возможной информации для своего печатного издания.

Теория. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление печатной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.

Практика. Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в печатном издании. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов. 

Практика. Самостоятельное оформление своей статьи для печатного издания.

Теория. Как расположить к себе людей. Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации.

Практика. Подготовка материала для печатного издания на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для печатного издания.

Практика. Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося). Обработка информации, оформление статьи.

Теория. Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж. Верстка печатного издания. Оформление текстов для печатного издания.

Практика. Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для печатного издания.

Практика. Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося). Оформление полученных результатов для печатного издания.

Практика. Самостоятельный выпуск печатного издания на основе набранного материала.

 

Тематическое планирование

 

Тема

Количество часов

Введение.

1

Профессия – журналист.

7

Школьная пресса: достоинства и недостатки.

6

Формат и объем издания. Название и его оформление.

14

Методы сбора информации

20

Основные жанры журналистики

10

Верстка печатного издания

10

Итого                                                                                                                                                                  68

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы

Освоение программы предполагает достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности.

 

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

- правила поведения на занятиях

 

 - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в

другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

 

- основные правила русского языка, лексические значение и происхождение слов, историю народа в целом

Уметь

— умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;              

 - адекватно оценивать свои поступки и нести ответственность за их результат;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности.

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

- уметь разговаривать, строить логически и грамматические правильные предложения

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

- подводить самостоятельный итог занятия;

- анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- применять полученные навыки в быту.

- применять полученные знания и умения в повседневной жизни

 

 

 

Календарно- тематическое планирование

 

№ п/п

дата

Форма  занятия

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Форма контроля

 

Введение- 1 час.

1.

 

Теория

Знакомство с курсом

Вводное занятие

Устный опрос

 

Профессия – журналист - 7 часов.

2

 

Теория

Журналистика как вид деятельности и профессия

Беседа

устный опрос

 

3

 

Теория

Профессия – журналист. Этика поведения журналиста

Занятие-лекция.

устный опрос

 

4

 

устный опрос

 

5

 

Практика

Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации

Просмотр компьютерных газет. Работа в Word.

 

выполнение практических заданий

 

6

 

выполнение практических заданий

 

7

 

Практика

Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером

Тезисы и конспекты

Работа с текстом

выполнение практических заданий

 

8

 

 

Школьная пресса: достоинства и недостатки – 6 часов.

9

 

Теория

Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати

Беседа

устный опрос

 

10

 

устный опрос

 

11

 

Практика

Сбор возможной информации для своего печатного издания.

Составление рукописного текста

выполнение практических заданий

 

12

 

 

13

 

Практика

Сбор возможной информации для своего печатного издания.

Сбор информации. практикум Деловая игра

выполнение практических заданий

 

14

 

выполнение практических заданий

 

Формат и объем издания. Название и его оформление – 14 часов.

15

 

Теория

Формат и объем издания. Название и его оформление.

Лекция.

Международный день школьных библиотек 25 октября

устный опрос

 

16

 

устный опрос

 

17

 

Практика

Анализ периодических изданий.

Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам.

выполнение практических заданий

 

18

 

выполнение практических заданий

 

19

 

Практика

Размещение материала в печатном издании.

Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли)

выполнение практических заданий

 

20

 

выполнение практических заданий

 

21

 

Практика

Оформление заголовка статьи. Подбор иллюстраций к статье.

Работа в Microsoft Office Publisher

выполнение практических заданий

 

22

 

выполнение практических заданий

 

23

 

Практика

Размещение материала в печатном издании. Оформление полученных результатов.

Работа в Microsoft Office Publisher

выполнение практических заданий

 

24

 

выполнение практических заданий

 

25

 

Практика

Самостоятельное оформление своей статьи.

Работа в библиотеке, поиск и пополнение банка анимаций через Интернет

выполнение практических заданий

 

 

26

 

 

27

 

 

28

 

 

Методы сбора информации – 20 часов.

29

 

Теория

Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование.

Лекция

устный опрос

 

30

 

устный опрос

 

31

 

Практика

Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией.

Подбор материалов. Анкетирование

выполнение практических заданий

 

32

 

выполнение практических заданий

 

33

 

Практика

Подготовка к интервью

Составление вопросов для интервью, беседы, опроса.

выполнение практических заданий

 

34

 

выполнение практических заданий

 

35

 

Практика

Анкетирование

Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников.

выполнение практических заданий

 

36

 

выполнение практических заданий

 

37

 

Практика

Обработка результатов. Оформление полученных результатов для печатного издания.

Написание заметок по заданным темам

Редактирование

выполнение практических заданий

 

38

 

выполнение практических заданий

 

39-48

 

Практика

Самостоятельный сбор и обработка информации на выбранную тему (по выбору учащегося)

Сбор и обработка информации.

День родного языка 25 февраля

выполнение практических заданий

 

Основные жанры журналистики - 10 часов.

49

 

Теория

Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж.

Лекция

устный опрос

 

50

 

устный опрос

 

51

 

Теория

Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Составление своей заметки, репортажа.

Сбор и обработка информации

устный опрос

 

52

 

Практика

выполнение практических заданий

 

53

 

Теория

Фоторепортаж, его особенности. Фоторепортаж на заданную тему.

Беседа

 

 

Составление творческих работ. Работа в группах.

устный опрос

 

54

 

Практика

выполнение практических заданий

 

55

 

Практика

Оформление полученных результатов для печатного издания.

Оформление печатной газеты: заголовок, колонки, фотоиллюстрации. Беседы с членами кружка. Речевая компетенция.

выполнение практических заданий

 

56

 

выполнение практических заданий

 

57

 

Практика

Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося)

Работа по оформлению газеты.

выполнение практических заданий

 

58

 

выполнение практических заданий

 

Верстка печатного издания – 10 часов

 

59

 

Теория

Верстка печатного издания. Оформление текстов для печатного издания.

Сбор и обработка информации

устный опрос

 

60

 

устный опрос

 

61-64

 

Практика

Оформление полученных результатов для печатного издания.

Написание заметок по заданным темам. Редактирование

выполнение практических заданий

 

65-68

 

Практика

Выпуск печатного издания на основе подготовленного материала материала.

Работа по оформлению печатного издания

выполнение практических заданий

 

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программное и учебно-методическое обеспечение

 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5

Авторская программа детского объединения "Юный журналист", автор: Иванова В. В.: Фестиваль «Открытый урок» 2007 / 2008 года. ИД «Первое сентября».

Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 272с. (Серия Филология и журналистика»)

Блокнот журналиста. Составители: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н., Волкова В.К. Курган: Молодежное информационное агентство «МИА – Пресс» Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век», 2006.

Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3 – с. 64 – 72.

Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакции газеты «Мухомор» // Классный руководитель 2002 - №4 – с. 118 – 120.

Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.

Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие/ И.В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006

Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26 – с.20-21

 

Цифровые образовательные ресурсы                                                          

http://stengazzetta.ru/

 

 

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер с выходом в Интернет
  2. Аудио- и видеозаписи, презентации
  3. Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов;

4.      Реквизит для этюдов и инсценировок