Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логика для малышей»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логика для малышей»

Оценка 5
docx
12.10.2021
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа   «Логика для малышей»
Логика для малышей 2021-2022 (1) (1).docx

 

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад  №16  города Шимановска»

 

 

Принята                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                                                                     Заведующий МАДОУ №16

педагогического совета                                                                                    _________М.А.Спасская

от  «   » _______   2021г                                                                                    «___»_________2021г

Протокол №                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа 

«Логика для малышей»

 

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст: 5-6 лет

Сроки реализации:1 год

Уровень программы: базовый

 

 

 

 

Составитель:

Демко Елена Витальевна,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Шимановск, 2021


Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1.          Пояснительная записка.

 

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-гуманитарная

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и  в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Разработанная  программа «Логика для малышей» – это стремление педагога использовать возможности  занимательного материала  в познавательном (в частности математическом) развитии  детей.

Программа реализуется на платной основе.

Нормативно - правовую основу разработки программы «Логика для малышей» составляют:

1.     Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.     Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжения   Правительства РФ 04.09.2014 № 1726-р.) и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020 гг.;

3.     Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

4.     «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р г.);

5.     Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242 «О направлении информации»;

6.     Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7.     Устав МАДОУ №16 г. Шимановск.

 

Отличительные особенности программы, новизна.

v Является развитием всех мыслительных операций.

v Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа решения логических задач.

v В занятия включены разные виды логических игр: дидактические, игры- соревнования, ситуативные, игры малой подвижные, с опорой на вербальную и не вербальную систему.

v Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

v В занятии включена продуктивная деятельность. Задания из разноцветной проволоки способствуют развитию мелкой моторики, развитию фантазии и творчества.

v Каждое занятие предполагает выполнение домашнего задания, с целью закрепления полученных знаний.

 

Адресат программы- дети от 5 до 6 лет.

Характеристика возрастных особенностей развития детей 5-6 лет.

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т. е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т. д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.

Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.

В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.

Мышление – сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью – основой абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления.

Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий с детьми.

Срок освоения Программы - 1 год (33 недели, 33 часа)

Форма обучения - очная

Уровень освоения Программы: базовый. Данная программа направлена на развитие у дошкольников сенсорных и мыслительных способностей: сообразительности, логичности, гибкости ума; мыслительных операций: анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, абстрагирования; навыков самоконтроля и самооценки.

·  арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;

·  произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;

·  основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

·  творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

·  навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

·  желание заниматься математической деятельностью.

 

Особенности организации учебного процесса.

Форма реализации образовательной программы – традиционная.

Организационные формы обучения – групповая, индивидуальная.

Занятия проводятся в разновозрастной группе. Численный состав: оптимально     - 12 человек, допустимое количество обучающихся – 15 человек.

Режим занятий: занятия по программе «Логика для малышей» проводятся 1 раз в неделю. Общая продолжительность занятия составляет 25 минут с перерывом 10 мин.  Состав группы постоянный, дети от 5 до 6 лет.

1.2.Цель и задачи программы.

Цель программы:

Развить  логическое мышление детей через         развивающие игры и упражнения

 

ЗАДАЧИ:

 

– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

– воспитывать потребность  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

1.3.Содержание программы.

Учебный план.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

«Признаки предметов и отношения»

 

 

4

1

3

Итоговый

2

«Логические задачи на смекалку, упражнения»

 

4

 

4

Текущий

3

«Игры на развитие логических приемов мышления»

4

 

4

Текущий

4

«Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Головоломки»

4

 

4

Текущий

5

«Сказки-загадки, рассказы-головоломки»

4

 

4

Текущий

6

«Числа и операции над ними»

4

 

4

Текущий

7

«Величины, элементы измерительной деятельности»

4

 

4

Текущий

8

«Ориентировка в пространстве»

5

1

4

Итоговый

 

ИТОГО

33

2

31

 

Содержание программы.

 

Тема

                 Содержание занятия

Форма проведения

теория

практика

1

«Признаки предметов и отношения»

 

 

Головоломки

 

Разрезные картинки

 

Картинки - вкладки

Мастерская форм

Индивидуальные занятия

2

«Логические задачи на смекалку, упражнения»

 

 

Чудесный мешочек

Спортсмены строятся

Обед для матрешек

Построим дом

 

Индивидуальные занятия

3

«Игры на развитие логических приемов мышления»

 

Зооопарк

Веселый поезд

Разноцветная вода

Цветные дома

Индивидуальные занятия

4

«Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Головоломки»

 

Лото «Цвет и форма»

Что изменилось?

Рыба, птица, зверь

День рождения куклы

Индивидуальные занятия

5

«Сказки-загадки, рассказы-головоломки»

 

Запомни картинки

Повторяй друг за другом

Расставь мебель

Чье число больше?

Индивидуальные занятия

6

«Числа и операции над ними»

 

Кукла Маша купила пианино

Найди игрушку

Делаем зарядку

У кого в гостях Вини-пух и Пятачок?

 

Индивидуальные занятия

7

«Величины, элементы измерительной деятельности»

 

Кто в домике живет?

Рисунок-постройка

Помоги муравьишкам

Одинаковые предметы

 

Индивидуальные занятия

8

«Ориентировка в пространстве»

Кто кем будет?

Волшебные кляксы

Шкатулка со сказками

Угадай, что получится»

Поможем художнику

Индивидуальные занятия

 

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

В результате освоения программы дети научатся:

·        описывать признаки предметов, слов, чисел;

·        узнавать предметы по заданным признакам;

·        определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;

·        выделять существенные признаки предметов;

·        сравнивать между собой предметы, слова, числа;

·        обобщать;

·        классифицировать предметы, слова, числа;

·        определять последовательность событий;

·        судить о противоположных явлениях;

·        определять отношения между предметами типа род – вид, часть – целое и т.д.

·        развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

·        развивать речь, находчивость, сообразительность.

 

Разделы    программы    содержат    актуальные    познавательные темы,  направленные на организацию умственного развития ребёнка.

 

 

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график.

Месяц

число

Время

проведения

Форма

 занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма

контроля

1-2

октябрь

1.10

6.10

 

16.00

Индивидуальное

 

2

Головоломки

Групповая комната

Итоговый Вводный.

3-4

октябрь

13.10

15.10

 

16.00

групповое

2

 

Разрезные картинки

Групповая комната

Текущий

 

5-6

октябрь

20.10

22.10

 

16.00

Индивидуальное

 

 

2

 

 

 

Групповая комната

Текущий

 

7-8

октябрь

27.10

29.10

 

16.00

Индивидуальное

 

2

 

 

Картинки - вкладки

Групповая комната

Текущий

 

9-10

 

ноябрь

3.11

5.11

 

 

 

 

16.00

 

Индивидуальное

 

 

 

1

 

 

 

 

Мастерская форм

Групповая комната

Текущий

 

11

12

ноябрь

10.11

12.11

16.00

Групповое

3

Чудесный мешочек

Групповая комната

Текущий

 

13-14

ноябрь

17.11

 

19.11

 

16.00

Индивидуальное

 

2

 

 

 

Спортсмены строятся

Групповая комната

Текущий

 

15-16

ноябрь

24.11

26.11

 

16.00

Индивидуальное

 

2

 

 

Обед для матрешек

Групповая комната

Текущий

 

17

декабрь

1.12

 

16.00

Индивидуальное

 

1

Построим дом

Групповая комната

Текущий

 

18-19

декабрь

3.12

8.12

 

16.00

Индивидуальное

 

2

Зооопарк

Групповая комната

Текущий

 

20-21

декабрь

10.12

15.12

 

16.00

Групповое

2

Веселый поезд

Групповая комната

Текущий

 

22-23

 

 

 

декабрь

17.12

22.12

 

 

16.00

Индивидуальное

2

Разноцветная вода

Групповая комната

Текущий

 

24-25-26

декабрь

24.12

29.12

30.12

 

 

16.00

Индивидуальное

3

Цветные дома

Групповая комната

Текущий

 

27-28

Январь

12.01

14.01

 

 

16.00

Индивидуальное

2

Лото «Цвет и форма»

Групповая комната

Текущий

 

29

Январь

19.01

 

16.00

Групповое

1

Что изменилось?

Групповая комната

Текущий

 

30-31

Январь

21.01

26.01

 

16.00

Индивидуальное

2

Рыба, птица, зверь

Групповая комната

Текущий

 

32-33

Январь

28. 01

02.02.

 

16.00

Индивидуальное

2

День рождения куклы

Групповая комната

Текущий

 

34-35

Февраль

4.02

 

9.02.

 

 

 

16.00

Индивидуальное

2

 

 

 

 

Запомни картинки

Групповая комната

Текущий

 

36-37

Февраль

11.02

16.02

 

16.00

групповое

2

Повторяй друг за другом

Групповая комната

Текущий

38-39

Февраль

18.02

22.02

 

16.00

Индивидуальное

2

 

 

 

Расставь мебель

Групповая комната

Текущий

 

40-41

Февраль

25.02

2.03

 

16.00

Индивидуальное

2

Чье число больше?

Групповая комната

Текущий

42-43

Март

4.03

9.03

 

16.00

Индивидуальное

2

Кукла Маша купила пианино

Групповая комната

Текущий

44-45

Март

11.03

16.03.

16.00

групповое

2

Найди игрушку

Групповая комната

Текущий

46-47

Март

18.03

23.03.

 

16.00

Индивидуальное

2

Делаем зарядку

Групповая комната

Текущий

48-49

Март

25.03.

 

30.03

 

16.00

Индивидуальное

2

У кого в гостях Вини-пух и Пятачок?

Групповая комната

Текущий

50-51

Апрель

01.04

6.04

 

 

16.00

Индивидуальное

2

Кто в домике живет?

Групповая комната

Текущий

52-53

Апрель

8.04

13.04

 

 

16.00

групповое

2

Рисунок-постройка

Групповая комната

Текущий

54-55

Апрель

15.04

20.04

 

16.00

Индивидуальное

2

Помоги муравьишкам

Групповая комната

Текущий

56--57

Апрель

22.04

27.04

 

16.00

Индивидуальное

2

Одинаковые предметы

Групповая комната

Текущий

58-59

Апрель

29.04

04.05

 

16.00

Индивидуальное

2

Кто кем будет?

Групповая комната

Текущий

60-61

Май

06.05

11.05

16.00

Индивидуальное

2

Волшебные кляксы

Групповая комната

Текущий

62-63

Май

13.05

18.05

16.00

групповое

2

Шкатулка со сказками

Групповая комната

Текущий

64-65

Май

20.05

25.05

16.00

Индивидуальное

2

Угадай, что получится»

Групповая комната

Текущий

66

Май

28.05

16.00

групповое

1

Поможем художнику

Музыкальный зал

Итоговый

 

 

2.2. Условия реализации Программы.

     Материально-техническое обеспечение:

·        геометрические фигуры и тела;

·        палочки Х. Кюизинера;

·        наборы разрезных картинок;

·        сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;

·        полоски, ленты разной длины и ширины;

·        цифры от 1 до 9;

·        чудесный мешочек;

·        геометрическая мозаика;

·        счётные палочки;

·        предметные картинки;

·        знаки – символы;

·        игры на составление плоскостных изображений предметов;

·        обучающие настольно-печатные игры по математике;

·        геометрические мозаики и головоломки;

·        занимательные книги по математике;

·        задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы;

·        простые карандаши; наборы  цветных карандашей;

·        линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;

·        счетный материал;                               

·        наборы цифр;

    Дидактический материал подбирается и систематизируется в со­ответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), воз­растными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

  

Информационное обеспечение: компьютер и мультимедийное оборудование. 

Кадровое обеспечение: Демко Елена Витальевна, воспитатель

2.3. Формы аттестации.

Форма

Дата

Вводный контроль:

Выполнение диагностических заданий

Сентябрь

Промежуточный контроль:

январь

Итоговый контроль:

Выполнение диагностических заданий

Май

 

2.4. Оценочные материалы (Приложение 1)

Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

2.5. Методические материалы.

Наглядные: Ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность, проблемная ситуация

Практические: самостоятельное и совместное выполнение задания.

Описание педагогических технологий.

 

- здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

- проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

- технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);

- ИКТ.

Описание форм учебных занятий.

 

Описание  алгоритма учебного занятия.

·         Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом. 

·         Основное содержание занятия – изучение нового материала. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия. 

·         Физ минутка. Позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. 

·         Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. 

·         Развивающая игра. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Название

раздела,

темы

Материально-

техническое

оснащение,

дидактико-

методический

материал

Формы,

методы,

приёмы обучения.

Педагогические

технологии

 

Формы

учебного

занятия

Формы

контроля,

аттестации

1

«Признаки предметов и отношения»

 

 

Мультимедийный проектор, ноутбук

Занятие-игра

Групповое

Диагностическое обследование

2

«Логические задачи на смекалку, упражнения»

 

Дидактический материал

Занятие-игра.

Логические задачи на рассуждение

 

Индивидуальное

Текущий. Наблюдение

3

«Игры на развитие логических приемов мышления»

Дидактический материал

Занятие-игра.

Задачи в стихах

 

Индивидуальное

Текущий.

Наблюдение

4

«Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Головоломки»

Дидактический материал

Занятие-игра

Индивидуальное

Текущий.

Наблюдение

5

«Сказки-загадки, рассказы-головоломки»

Дидактический материал

Занятие-игра

Групповое

Текущий.

Наблюдение

6

«Числа и операции над ними»

Дидактический материал

Занятие-игра

Индивидуальное

Текущий.

Наблюдение

7

«Величины, элементы измерительной деятельности»

Дидактический материал

Занятие-игра

Экспериментирование

 

Индивидуальное

Текущий.

Наблюдение

8

«Ориентировка в пространстве»

Дидактический материал

Занятие-игра

Индивидуальное

Диагностическое обследование

 

Раздел №3. Список используемой литературы:

1.     Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение,  2002. – 385 с.

2.     Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,  2001. – 404 с.

3.     Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. –  М.: Просвещение,  2003. – 312 с.

4.     Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.

5.     Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

6.     Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

7.     Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.

8.Михайлова  З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.

9. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.

10. Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.

11.Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.

12. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.

13.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.

14. Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение,  2007. – 245с.

15. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

1.     Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. –  Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с

2.     Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.

3.     Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.

4.     Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.

5.     Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.:  Просвещение, 2011 – 208с.

Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Критерии наблюдения.

1.   Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитате­ля (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгады­вания, поиска пути решения проблемы.

2.      Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопо­ставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответ­ствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

3.      Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный само­контроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ре­бенком связи математической задачи и полученного результата.

 

 

 

1.Диагностика познавательных умений в математической деятельности

                            

Ф.И.

ребенка

Восприятие математической задачи и ориентировочная

основа деятельности

Практические

и умственные

 учебные действия

Состояние

самоконтроля

 

 

а

б

а

Б

в

г

д

а

б

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Диагностика математических умений.

Цель: выявление математических умений.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Заполнение диагностической карты.

 

Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень развития:

Высокий –4 балла  Средний –3 балла   Низкий –2 балла  Низший  - 1 балл

4 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более  одной ошибки  (исправил ее с помощью взрослого), дал развернутые ответы на вопросы.

3 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более  двух ошибок (исправил их с помощью взрослого), дал развернутые ответы на вопросы.

2 балла – ребенок справился с заданием с помощью взрослого, допустил ошибки, отвечал неуверенно.

1 балл–  ребенок не сумел выполнить задание.

 

 «Диагностика математических способностей детей старшего дошкольного возраста».

Цель диагностики: отслеживание достижений в овладении ребёнком средствами и способами познания, выявление одарённых детей в области математического развития.

  Форма организации: проблемно-игровые ситуации, проводимые  индивидуально с каждым ребёнком.

Диагностические ситуации:

«Войди в избушку»,

«Восстановим лесенку»,

«Исправь ошибки»,

«Какие дни пропущены»,

«Чей рюкзак тяжелее».

 

Диагностическая ситуация «Войди в избушку»

Цель: выявление практических умений детей 5-6 лет в составлении чисел из 2-х меньших и в осуществлении поисковых действий.

На трёх избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9,7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом).

 Педагог: Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступишь? Если хочешь, то войди в другие избушки?

hello_html_m72004ea8.png

Диагностическая ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»

 Цель – выявление умений детей соблюдать последовательность ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий.

Ситуация организуется без практических действий. Ребёнок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки.

 Педагог: Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь. Первый ход был моим (слева).

По мере обнаружения ошибок ребёнку задаётся вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя дополнительные фишки?»

hello_html_m7ed381a0.png

 

1.      Диагностическая ситуация аналитико-синтетической деятельности

(адаптированная методика Белошистой А.В.)

 Цель: выявить сформированности  навыка анализа и синтеза детей 5-6 лет.

 Задачи: оценка умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, знаний о форме простейших геометрических фигур, умения классифицировать материал по самостоятельно найденному основанию.

 Предъявление задания: диагностика состоит из нескольких этапов, которые поочерёдно предлагаются ребёнку. Проводится индивидуально.

1.

Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. (Слайд «Круги»)

hello_html_eb2d82d.png

диагностическая ситуация

Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные — круги.)».

2.

Материал: тот же, что к №1, но без квадрата.

Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)».

3.

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)».

Оценка задания:

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого

4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после подсказки

Слайд с фото ребёнка

 

2.     Диагностическая ситуация «Что лишнее»

(методика Белошистой А.В.)

Цель: определить сформированности  навыка визуального анализа детей 5-6 лет.

1 вариант.

Материал: рисунок фигурок-рожиц. (слайд «Рожицы»)

hello_html_m7bbbfd01.png

диагностическое задание

Задание: «Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?»

2 вариант.

Материал: рисунок фигурок-человечков.

hello_html_m3c4d7ebd.png

диагностическое задание

Задание: «Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?»

Оценка задания:

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого

4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после подсказки

 

3. Диагностическая ситуация на анализ и синтез для детей 5 – 6 лет (методика Белошистой А.В.)

Цель: определить степень развитости навыка выделения фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие, выявить уровень знаний геометрических фигур.

Предъявление задания: индивидуально с каждым ребёнком. В 2 этапа.

 1 этап.

Материал: 4 одинаковых треугольника. (слайд)

hello_html_46fa335e.png

диагностическое задание

Задание: «Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой — низкий; один узкий, другой — широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)».

2 этап.

Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой. (слайд)

hello_html_1acb222a.png

диагностическое задание

Задание: «На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их».

Оценка задания:

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого

4 уровень – ребёнок не справился с заданием

 

                                 4.     Диагностический тест.

Первоначальные математические представления

 (методика Белошистой А.В.)

Цель: определить представления детей о соотношениях больше на; меньше на; о количественном и порядковом счёте, о форме простейших геометрических фигур.

 Материал: 7 любых предметов или их изображений на магнитной доске. Предметы могут быть как одинаковые, так и разные. Задание может быть предложено подгруппе детей. (слайд «Юла»)

hello_html_71391f12.jpg

диагностическое задание

Способ выполнения: ребёнку дают лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей, которые предлагаются последовательно.

Задания:

А. Нарисуй на листе столько же кругов, сколько на доске предметов.

Б. Нарисуй квадратов на 1 больше, чем кругов.

В. Нарисуй треугольников на 2 меньше, чем кругов.

Г. Обведи линией 6 квадратов.

Д. Закрась 5-ый круг.

Оценка задания:

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – допущено 3-4 ошибки

4 уровень – допущено 5 ошибок.

 

Методики №№ 1 – 2 проводятся в сентябре, как один из этапов начального мониторинга. Методики №№ 3-4 – в мае, для определения результата математического развития детей.

Только после проведения нескольких диагностик оформляется вывод о сформированности знаний, умений и навыков ребёнка, результат которых заносится в таблицу.

 Общие рекомендации по проведению диагностических ситуаций:

·         Убедитесь, что ребёнок эмоционально положительно настроен на общение.

·         Задания предлагаются в точном соответствии с инструкцией.

·         Оценка математического развития ребёнка делается на основании результатов нескольких диагностик.

·         Выбор конкретной диагностической методики производится в соответствии с базовой и основной общеобразовательной программой ДОУ.

·         При подведении итогов следует учитывать результаты кратковременных наблюдений за ребёнком, его поведение в условиях новой игры, в творческой или проблемной ситуации. 

Дети

Анализ-синтез

Понятие формы

Первоначальные мат.представления

Итог

 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 города

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 города

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

Стратегия развития воспитания в

Стратегия развития воспитания в

Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано

Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано

Особенности организации учебного процесса

Особенности организации учебного процесса

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

Календарный учебный график. №

Календарный учебный график. №

Индивидуальное 1

Индивидуальное 1

Февраль 11.02 16.02 16

Февраль 11.02 16.02 16

Май20.05 25.0516.00Индивидуальное2

Май20.05 25.0516.00Индивидуальное2

Итоговый контроль: Выполнение диагностических заданий

Итоговый контроль: Выполнение диагностических заданий

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Величины, элементы измерительной деятельности»

Величины, элементы измерительной деятельности»

Литература, рекомендуемая для детей и родителей: 1

Литература, рекомендуемая для детей и родителей: 1

Приложение №1 1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности

Приложение №1 1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности

Диагностика познавательных умений в математической деятельности №

Диагностика познавательных умений в математической деятельности №

Высокий – 4 балла Средний – 3 балла

Высокий – 4 балла Средний – 3 балла

Диагностическая ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»

Диагностическая ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»

Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат

Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат

Материал: рисунок фигурок-человечков

Материал: рисунок фигурок-человечков

Задание: «На этом рисунке спрятано три треугольника

Задание: «На этом рисунке спрятано три треугольника

Д. Закрась 5-ый круг. Оценка задания: 1 уровень – задание выполнено полностью верно 2 уровень – допущено 1-2 ошибки 3 уровень – допущено 3-4 ошибки…

Д. Закрась 5-ый круг. Оценка задания: 1 уровень – задание выполнено полностью верно 2 уровень – допущено 1-2 ошибки 3 уровень – допущено 3-4 ошибки…

7 8

7 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021