УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШИМАНОВСКА
Муниципальное образовательное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества города Шимановска»
Принята УТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор МОАУ ДО ЦДТ
методического совета _________И.А. Вершинина
от « » 2022г « » 2022г
Протокол №
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Логика для малышей»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст: 6 - 7лет
Сроки реализации:1 год
Уровень программы: базовый
Составитель:
Демко Елена Витальевна,
педагог дополнительного образования
г. Шимановск, 2022
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-гуманитарная
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - развитие логического мышления и коммуникативных способностей.
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Разработанная программа «Логика для малышей» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
Нормативно - правовую основу разработки программы «Логика для малышей» составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжения Правительства РФ 04.09.2014 № 1726-р.) и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020 гг.;
3. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р г.);
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242 «О направлении информации»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Устав МОАУ ДО «Центр детского творчества города Шимановска».
Отличительные особенности программы, новизна.
v Является развитием всех мыслительных операций.
v Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа решения логических задач.
v В занятия включены разные виды логических игр: дидактические, игры-соревнования,ситуативные,игрымалойподвижности,сопоройнавербальнуюи не вербальную систему.
v Материал,предлагаемыйребенку,имеетзанимательныйхарактер,несодержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастныеособенностидетей-дошкольников,взанятиявведенобольшоеколичество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом уребенкаразвиваетсяумениеадекватнооцениватьдеятельность,направленнуюнаанализсобственногоповеденияипоступковсверстников.
v Взанятиявключенапродуктивнаядеятельность.Заданияизразноцветнойпроволокиспособствуютразвитиюмелкоймоторики,развитиюфантазиии творчества.
v Каждое занятие предполагает выполнение домашнего задания, с целью закрепления полученных знаний.
Адресат программы- дети от 6 до 7 лет.
Характеристика возрастных особенностей развития детей 6-7 лет.
В возрасте 6 – 7 лет дети познают мир исходя из личного опыта, личных впечатлений и практических действий. Дети имеют представления цвета, формы, величины, строения предметов. Представления детей систематизируются. Дети различают и называют форму прямоугольников, овалов, кругов, прямоугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд до 7-8 предметов по возрастанию и убыванию. Однако дети испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов. У дошкольников начинает развиваться образное мышление. Дети способны решить несложные задачи. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Формируются такие особенности как оригинальность и произвольность. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети начинают осваивать социальные отношения, понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. Продолжают совершенствоваться представления цвета, формы, величины, строения предметов. Представления детей систематизируются. Дети различают и называют форму прямоугольников, овалов, кругов, прямоугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд до 10 предметов по возрастанию и убыванию. Однако, дети испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов. У старших дошкольников продолжает развиваться образное мышление. Дети способны решить задачу не только в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Однако, подобные решения будут верны только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений: представления о смене времён года, дня и ночи, представление о развитии. Кроме того продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления
Срок освоения Программы - 1 год (33 недели, 66 часов)
Форма обучения- очная
Уровень освоения Программы: базовый. Данная программа направлена на развитие у дошкольников сенсорных и мыслительных способностей: сообразительности, логичности, гибкости ума; мыслительных операций: анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, абстрагирования; навыков самоконтроля и самооценки.
· арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
· произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
· основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
· творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
· навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
· желание заниматься математической деятельностью.
Особенности организации учебного процесса.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Организационные формы обучения – групповая, индивидуальная.
Занятия проводятся в разновозрастной группе. Численный состав: оптимально - 12 человек, допустимое количество обучающихся – 15 человек.
Режим занятий: занятия по программе «Логика для малышей» проводятся 2 раз в неделю. Общая продолжительность занятия составляет 30 минут с перерывом 10 мин. Состав группы постоянный, дети от 6 до 7 лет.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе
ЗАДАЧИ:
– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
1.3.Содержание программы.
Учебный план.
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Анализ и синтез.
|
10 |
1 |
9 |
Итоговый |
2 |
Сравнение и ограничение.
|
10 |
|
9 |
Текущий |
3 |
Ограничение. |
9 |
|
9 |
Текущий |
4 |
Обобщение |
9 |
|
9 |
Текущий |
5 |
Систематизация |
9 |
|
9 |
Текущий |
6 |
Классификация |
9 |
|
9 |
Текущий |
7 |
Умозаключения |
10 |
1 |
10 |
Итоговый |
|
ИТОГО |
66 |
2 |
64 |
|
Содержание учебного плана.
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной
логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):
1. Анализ – синтез. Практическая часть.
Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)).
Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск
противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазами
различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических
фигур.
Контроль знаний, умений и навыков (нулевой срез). Теоретическая часть.
2. Сравнение. Практическая часть.
Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение. Практическая часть.
Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все
некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение. Практическая часть.
Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда,
транспорт, овощи, фрукты и т.п.
5. Систематизация. Практическая часть.
Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку).
Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической
последовательности.
6. Классификация. Практическая часть.
Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам.
Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
7. Умозаключения. Практическая часть.
Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению
бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек
может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Итоговая часть. Контроль знаний, умений и навыков (итоговый срез). Теоретическая часть.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы дети:
· описывать признаки предметов, слов, чисел;
· узнавать предметы по заданным признакам;
· определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
· выделять существенные признаки предметов;
· сравнивать между собой предметы, слова, числа;
· обобщать;
· классифицировать предметы, слова, числа;
· определять последовательность событий;
· судить о противоположных явлениях;
· определять отношения между предметами типа род – вид, часть – целое и т.д.
· развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
· развивать речь, находчивость, сообразительность.
Разделы программы содержат актуальные познавательные тем направленные на организацию умственного развития ребёнка.
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
№ |
Месяц |
число |
Время проведения |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1-2 |
сентябрь |
15.09 17.09 |
16.00 |
Индивидуальное
|
2 |
В стране Математики |
Групповая комната |
Итоговый Вводный. |
3-4 |
сентябрь |
22.04 24.04 |
16.00 |
групповое |
2 |
Помоги коту Ваське построить дом |
Групповая комната |
Текущий
|
5-6 |
октябрь |
1.10 6.10
|
16.00 |
Индивидуальное
|
2
|
Азбука цифр |
Групповая комната |
Текущий
|
7-8 |
октябрь |
13.10 15.10
|
16.00 |
Индивидуальное
|
2
|
Дорисуй картинку, и она оживет |
Групповая комната |
Текущий
|
9 |
октябрь |
20.10
|
16.00 |
Индивидуальное
|
1
|
Тропинка |
Групповая комната |
Текущий
|
10 11 12 |
октябрь |
22.10 27.10 29.10
|
16.00 |
Групповое |
3 |
Найди клад |
Групповая комната |
Текущий
|
13-14 |
ноябрь |
3.11 5.11
|
16.00 |
Индивидуальное
|
2
|
Угадай-ка |
Групповая комната |
Текущий
|
15-16 |
ноябрь |
10.11 12.11 |
16.00 |
Индивидуальное
|
2
|
Тренируем память |
Групповая комната |
Текущий
|
17 |
ноябрь |
17.11
|
16.00 |
Индивидуальное
|
1 |
Войди в замок |
Групповая комната |
Текущий
|
18-19 |
ноябрь |
19.11 24.11 |
16.00 |
Индивидуальное
|
2 |
Необычные фигуры |
Групповая комната |
Текущий
|
20-21 |
ноябрь |
26.11 1.12
|
16.00 |
Групповое |
2 |
Силуэт |
Групповая комната |
Текущий
|
22-23
|
декабрь |
3.12 8.12
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Запомни |
Групповая комната |
Текущий
|
24-25-26 |
декабрь |
10.12 15.12 17.12 |
16.00 |
Индивидуальное |
3 |
Найди различие |
Групповая комната |
Текущий
|
27-28 |
декабрь |
22.12 24.12
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
|
Групповая комната |
Текущий
|
29 |
декабрь |
29.12 |
16.00 |
Групповое |
1 |
Что изменилось? |
Групповая комната |
Текущий
|
30-31 |
Январь |
30.12
12.01
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Кто с кем вместе |
Групповая комната |
Текущий
|
32-33 |
Январь |
14.01 19.01
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Бриллиантовые загадки |
Групповая комната |
Текущий
|
34-35 |
Январь |
21.01 26.01
|
16.00 |
Индивидуальное |
2
|
Запомни картинки |
Групповая комната |
Текущий
|
36-37 |
Январь |
28. 0102.02.
|
16.00 |
групповое |
2 |
Логические цепочки |
Групповая комната |
Текущий |
38-39 |
Февраль |
4.02
9.02.
|
16.00 |
Индивидуальное |
2
|
Умные кубики |
Групповая комната |
Текущий
|
40-41 |
Февраль |
11.02 16.02
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Волшебные картинки |
Групповая комната |
Текущий |
42-43 |
Февраль |
18.02 22.02
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Играем в математику |
Групповая комната |
Текущий |
44-45 |
Февраль |
25.02 2.03
|
16.00 |
групповое |
2 |
Подскажи словечко |
Групповая комната |
Текущий |
46-47 |
Март |
4.03 9.03
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Водитель |
Групповая комната |
Текущий |
48-49 |
Март |
11.03 16.03. |
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Войди в замок |
Групповая комната |
Текущий |
50-51 |
Март |
18.03 23.03.
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Логические задачки |
Групповая комната |
Текущий |
52-53 |
Март |
25.03.
30.03
|
16.00 |
групповое |
2 |
«Что умеет карандаш» |
Групповая комната |
Текущий |
54-55 |
Апрель |
01.04 6.04
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Суждения |
Групповая комната |
Текущий |
56--57 |
Апрель |
8.04 13.04
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Одинаковые предметы |
Групповая комната |
Текущий |
58-59 |
Апрель |
15.04 20.04
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Необычные фигуры |
Групповая комната |
Текущий |
60-61 |
Апрель |
22.04 27.04
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Пары |
Групповая комната |
Текущий |
62-63 |
Апрель |
29.04 04.05
|
16.00 |
групповое |
2 |
Найдем цифру каждому животному |
Групповая комната |
Текущий |
64-65 |
Май |
06.05 11.05 |
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Кот в избушке, Я умею |
Групповая комната |
Текущий |
66 |
Май |
13.05 |
16.00 |
групповое |
1 |
Я умею |
Музыкальный зал |
Итоговый |
2.2. Условия реализации Программы.
Материально-техническое обеспечение:
· геометрические фигуры и тела;
· палочки Х. Кюизинера;
· наборы разрезных картинок;
· сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
· полоски, ленты разной длины и ширины;
· цифры от 1 до 20;
· чудесный мешочек;
· геометрическая мозаика;
· счётные палочки;
· предметные картинки;
· знаки – символы;
· игры на составление плоскостных изображений предметов;
· обучающие настольно-печатные игры по математике;
· геометрические мозаики и головоломки;
· занимательные книги по математике;
· задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
· простые карандаши; наборы цветных карандашей;
· линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
· счетный материал;
· наборы цифр;
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
Информационное обеспечение:компьютер и мультимедийное оборудование.
Кадровое обеспечение: Демко Елена Витальевна, педагог дополнительного образования.
2.3. Формы аттестации.
Форма |
Дата |
Вводный контроль: Выполнение диагностических заданий |
Сентябрь |
Итоговый контроль: Выполнение диагностических заданий |
Май |
2.4. Оценочные материалы (Приложение 1)
Диагностика познавательных умений в математической деятельности.
2.5. Методические материалы.
Наглядные: Ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность, проблемная ситуация
Практические: самостоятельное и совместное выполнение задания.
Описание педагогических технологий.
- здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
- проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
- технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);
- ИКТ.
Описание форм учебных занятий.
Описание алгоритма учебного занятия.
· Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
· Основное содержание занятия – изучение нового материала. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
· Физ минутка. Позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
· Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
· Развивающая игра. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
№ |
Название раздела, темы |
Материально- техническое оснащение, дидактико- методический материал |
Формы, методы, приёмы обучения. Педагогические технологии
|
Формы учебного занятия |
Формы контроля, аттестации |
1 |
«Признаки предметов и отношения»
|
Мультимедийный проектор, ноутбук |
Занятие-игра |
Групповое |
Диагностическое обследование |
2 |
«Логические задачи на смекалку, упражнения»
|
Дидактический материал |
Занятие-игра. Логические задачи на рассуждение
|
Индивидуальное |
Текущий. Наблюдение |
3 |
«Игры на развитие логических приемов мышления» |
Дидактический материал |
Занятие-игра. Задачи в стихах
|
Индивидуальное |
Текущий. Наблюдение |
4 |
«Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Головоломки» |
Дидактический материал |
Занятие-игра |
Индивидуальное |
Текущий. Наблюдение |
5 |
«Сказки-загадки, рассказы-головоломки» |
Дидактический материал |
Занятие-игра |
Групповое |
Текущий. Наблюдение |
6 |
«Числа и операции над ними» |
Дидактический материал |
Занятие-игра |
Индивидуальное |
Текущий. Наблюдение |
7 |
«Величины, элементы измерительной деятельности» |
Дидактический материал |
Занятие-игра Экспериментирование
|
Индивидуальное |
Текущий. Наблюдение |
8 |
«Ориентировка в пространстве» |
Дидактический материал |
Занятие-игра |
Индивидуальное |
Диагностическое обследование |
Раздел №3. Список используемой литературы:
1. Белых В. Тренируем память перед школой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 32 с.
2. Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 64 с.
3. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре/ А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение. 2015. - 136с
4. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2016. - 96 c.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Национальное образование, 2016. – 368 с.
6. Земцова, О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. Умные книжки / О.Н. Земцова. - М.: Махаон, 2017. - 320 c.
7. Ивлев, 10. В. Практикум по логике : учеб, пособие / Ю. В. Ивлев. — М. : Проспект, 2015.
8. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2017.
9. Раскина И. В. Логические задачи / И. В. Раскина, Д. Э. Шноль. — 3-е изд. - М.: МЦНМО, 2016
10. Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников [Текст]: сборник статей по материалам XXXI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. – М. : МЦНО. – 2016 – №2 (30). –С. 32-37.
11. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовой О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2016. – 187с.
13. Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста// Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01
14. Слюсарь, К.Н. Логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. - М.: Владос, 2015. - 79 c.
15. Соловьева, Е. В. Математика и логика для дошкольников /
Е.В. Соловьева - М.: Академия, 2016.
16. Упражнения по логике : сборник / Э. Ф. Караваев [и др.] ; под ред. Л. Г. Тоноян. — М.: Проспект, 2017.
17. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2016
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 382с.
2. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2015 – 208с.
Интернет-ресурсы
Приложение1
Диагностикауровняразвития
Примониторингерезультатовусвоенияпрограммывыделяютсятриуровня:начальный(низкий)уровень;продуктивный(средний)уровень;креативный (высокий)уровень.
Мониторингобразовательногопроцессаосуществляетсячерезотслеживаниерезультатовосвоенияобразовательнойпрограммы(беседа,устныйопрос,тестовыезадания).
Оценкауровняовладенияребенкомнеобходимыминавыкамииумениями поматематике:
1 балл — ребенокне можетвыполнитьвсепредложенные задания,помощьвзрослогонепринимает;
2 балла—ребенокспомощьювзрослоговыполняетнекоторыепредложенныезадания;
3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичнойпомощьювзрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощьювзрослого всепредложенныезадания;
5 баллов—ребеноквыполняетвсепредложенныезаданиясамостоятельно.
По итогам мониторинга заполняется таблица, в результате чего можноувидетьцелостнуюкартинуразвитиядетей,атакжеможновыделитьнаиболеепроблемныесферы,чтовсвоюочередьпотребуетпостановкиобразовательныхзадач дляподгруппыиливсейгруппыдетей.
|
Уровеньразвития |
||||||
|
Коли- |
Геометри- |
Вели- |
Ориен- |
Ориен- |
Логи- |
Итоговый |
чествои |
ческие |
чина |
тировка |
тировкав |
ческие |
результат |
|
счет |
фигуры |
|
во |
прост- |
задачи |
|
|
|
|
|
времени |
ранстве |
|
|
|
Высокий |
|
|
|
|
|
|
|
Средний |
|
|
|
|
|
|
|
Низкий |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение2
Диагностическая карта развития детей в процессе освоенияпрограммы
Ф.И. |
Уровеньразвития |
||||||
ребёнка |
|
||||||
|
Коли- |
Геометри- |
Вели- |
Ориен- |
Ориен- |
Логи- |
Итоговый |
|
чествои |
ческие |
чина |
тировка |
тировкав |
ческие |
результат |
|
счет |
фигуры |
|
во |
прост- |
задачи |
|
|
|
|
|
времени |
ранстве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий |
|
|
|
|
|
|
|
Средний |
|
|
|
|
|
|
|
Низкий |
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.