Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа психолого-педагогической направленности
«Азбука профессий»
Уровень освоения – ознакомительный
Возраст учащихся 7-11 лет
Срок реализации –4 года
Информационная карта программы
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.
Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях ребёнка 7-11 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на профориентационное образование, сделает учёбу в школе единым преемственным образовательным процессом.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогического направления «Азбука профессий» представляет систему учебно-исследовательских занятий.
Программа «Азбука профессий» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, художественного труда.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Главной целью творческого объединения является формирование целостного представления о различных сферах человеческой деятельности и включение обучающихся в исследовательскую деятельность, что достигается посредством личностно-ориентированного подхода и психолого-диагностического исследования.
Актуальность программы заключается в том, что в младшем школьном возрасте в процессе развития ребенок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофёра, медсестры, учителя, повара и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В младшем школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Предлагаемая программа помогает сделать профессиональный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она направлена на создание условий для формирования профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде, которая в свою очередь, способствует реализации той самой поведенческой модели в образовательной деятельности.
Отличительными особенностями программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Новизна данной программы заключается в том, что программа представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу, а погружений учащихся в мир профессий позволит пробудить у них интерес к выбору интересной для них деятельности в будущем. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.
Адресат программы. Программа адресована детям младшего школьного возраста (7-11 лет). Дети данного возраста располагают значительными резервами развития.
Условия набора учащихся. Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Программа «Азбука профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Количество учащихся. Основной формой обучения являются групповые занятия (наполняемость группы – от 8 до 10 человек), периодичность которых 1 раз в неделю. Занятие состоит из теоретической и практической части. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Объем и срок освоения программы. Срок обучения по программе – 4 года:
1-й год обучения –33 ч.;
2-й год обучения –34 ч.;
3-й год обучения – 34 ч.;
4-й год обучения – 34 ч.
Объем обучения по программе составляет –135 часов.
Формы и режим занятий. Форма обучения по программе – очная. Режим занятий:
1-й год обучения: 33 ч., 1 раз в неделю по 40 минут.
2-й год обучения: 34 ч., 1 раз в неделю по 45 минут.
3-й год обучения: 34 ч., 1 раз в неделю по 45 минут.
4-й год обучения: 34 ч., 1 раз в неделю по 45 минут.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
1-й год обучения - групповая.
2-4-й годы обучения - работа по подгруппам, микрогруппам, групповая.
В ходе реализации программы в зависимости от темы предполагаются разные формы занятий: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Это - рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
Особенности организации образовательного процесса. Программа предполагает использование различных форм (комбинированные занятия, занятия-экскурсии, практикумы, беседы и др.), методов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, поисковый, исследовательский, наглядный) и воспитания (формирование сознания личности: рассказ, беседа; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности: познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение); метод контроля в воспитании (педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование).
Ведущая форма работы на занятии - групповая, что способствует формированию навыков общения, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки.
Даная программа предусматривает широкое применение информационно-коммуникационных технологий, что позволяет повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, а также разнообразить формы организации деятельности.
Взаимодействие с родителями. Совместные мероприятия детей и родителей (к праздничным дням); консультации для родителей; совместные подготовки к выставкам.
1.2. Цель программы
Цель программы: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.
Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений о профессии среди младших школьников.
Цели II и III этапов профориентации учащихся - диагностика и определение предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с потребностью рынка труда и, наконец, профессиональная проба, и психологическая готовность к самоопределению.
Задачи:
Ø познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
Ø выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
Ø способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
Ø способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
Ø способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;
Ø способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
Ожидаемые результаты прохождения курса «Азбука профессий»:
· участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
· расширение кругозора о мире профессий;
· заинтересованность в развитии своих способностей;
· участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
· возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Данная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности обучающихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.
В результате изучения курса «Азбука профессий» младший школьник узнает:
Ø основные сферы профессиональной деятельности человека;
Ø основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
Ø предприятия и учреждения микрорайона, города;
Ø основные приёмы выполнения учебных проектов;
будет уметь:
Ø оперировать основными понятиями и категориями;
Ø рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
Ø пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Азбука профессий»
В ходе реализации программы курса «Азбука профессий»
обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
· когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;
· мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
· поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы по курсу «Азбука профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
· Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
· Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
· Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
· Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
ü положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
ü осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
ü умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
ü стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
ü стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.
Формы работы
1. Классные часы и беседы о профессиях.
2. Тренинговые и тематические занятия.
3. Конкурсы рисунков.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Описание профессий.
8. Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-классы.
Методы и приемы профориентации в начальной школе
Основные методы и приемы профориентации младших школьников:
В 1 классе у ребенка
формируются первые умения и навыки общего труда, расширяются знания о
применении техники, о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни
человека. На этом этапе важно проводить различные экскурсии по городу, на
ферму, в сад. В городе, например, встретив продавца в магазине, поговорить с
детьми на эту тему, объяснить, зачем нужна такая профессия, чем она полезна. На
стройке обратить внимание детей на то, как работают строители, какие
инструменты при этом используют и т.д. Педагог так же может сводить детей в
школьный сад, рассказать, как работают садоводы и по результатам беседы дать
задание на дом, например, с помощью родителей посадить цветок в горшок и
ухаживать за ним. На классных часах преподаватель может проводить беседы на
тему: «Уважение к трудящимся людям», «Бережное отношение к природе» и др.
Во 2 классе продолжается
знакомство учеников с трудом людей, углубляется их знание о разных профессиях,
устанавливается трудовые отношения в группах. Второклассники осваивают
различные трудовые навыки и умения. В этот период педагогу очень важно провести
беседу с учениками на темы «Кем работает папа», «Кем работает мама».
Рассмотреть аспекты работы таких профессий как повар, портной, врач, водитель,
т.е. тех профессий, с которыми мы сталкиваемся каждый день. По возможности,
показывать документальные фильмы на данную тему. Очень важно на данном этапе
приобщить школьников к трудовой деятельности в школьном саду.
В 3-4 классах продолжается
знакомство школьников с трудом окружающих людей. На этом периоде у учащихся
вырабатываются первые навыки организации своего труда и чувство ответственности
за проделанную ими работу. Это подходящее время для знакомства с более
«сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются каждодневно –
слесарь, токарь, маляр, плотник. Для более подробного представления данных
профессий педагог может сводить учеников в школьную мастерскую. Важно так же
организовать внеклассные тематические уроки, главными гостями которых будут
люди той или иной профессии. Они смогут более подробно рассказать о своей
профессии и ответить на вопросы учеников.
Кроме вышеперечисленного, ученики должны посещать дополнительные кружки
художественного, технического и спортивного творчества. Такие творческие кружки
помогут ребенку определиться в выборе профессии.
Формирование установок на разнообразие профессий и понимание роли труда в жизни человека хорошо проводить в форме экскурсий на предприятия, но это труднее в организационном плане. Младшие школьники очень чувствительны, и хорошо запоминают тот опыт, когда удаётся что-то сотворить своими руками. Информационная поддержка в виде викторин и конкурсов по профессиям по параллелям вполне реальная форма работа - это следующий ресурс, который надо развивать. Важно, чтобы информация была красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому роль экскурсий на предприятия, и знакомства с различными профессиями – это неоценимый вклад в расширение представлений ребёнка о профессии. Непосредственно в школе, конечно, должен быть игровой методический материал - набор игрушек по профессиям, раздаточный материал, виртуальный кабинет по профориентации. На сегодняшний день проводится работа по профориентации в основном за счёт интеграции в различные предметы, но в соответствии с новыми стандартами необходимо развивать практическую деятельность детей по этому направлению, подключая интернет – ресурсы. Оканчивая начальную школу, дети должны иметь начальное представление о поиске сведений о профессии в современном информационном поле, не ограничиваясь просто виртуальными играми, и получить первоначальный незабываемей опыт своей поисковой и исследовательской деятельности.
Основные направления рабочей программы курса
для начальной школы (1-4 класс)
«Азбука профессий»
Модуль I - «Играем в профессии» - 1 класс.
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
Модуль II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Модуль III - «У меня растут года…» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.
Модуль IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.
Цель: формирование добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к будущей профессии.
Учебный план
Модуль I «Играем в профессии»
(33 часа)
№ п\п |
Тема |
Общее количество часов
|
Формы аттестации/контроля |
|
Теория |
Практика |
|||
1 - 2 |
Все работы хороши |
1 |
1 |
Практическое задание |
3 - 4 |
«Кому, что нужно» |
1 |
1 |
Практическое задание |
5 - 6 |
«Оденем куклу на работу, едем на работу» |
1 |
1 |
Практическое задание |
7 - 8 |
«Мы строители» |
1 |
1 |
Практическое задание. Опрос |
9 - 10 |
«Магазин» |
1 |
1 |
Практическое задание. Опрос |
11 - 12 |
«Мы идем в магазин» |
1 |
1 |
Творческое задание |
13 -14 |
«Аптека» |
1 |
1 |
Практическое задание. Опрос |
15 - 16 |
«Больница» |
1 |
1 |
Практическое задание |
17 - 18 |
«Какие бывают профессии» |
1 |
1 |
Творческое задание |
19 - 20 |
С.Михалков «Дядя Степа» |
1 |
1 |
Практическое задание. Опрос |
21 - 23 |
«Дядя Степа-милиционер» |
1 |
2 |
Практическое задание. Опрос |
24 - 25 |
В.Маяковский «Кем быть?» |
1 |
1 |
Конкурс |
26 - 27 |
К.Чуковский «Доктор Айболит»
|
1 |
1 |
Практическое задание. Опрос |
28 - 29 |
Уход за цветами |
1 |
1 |
Практическое задание. Творческое задание |
30 - 31 |
Профессия повар |
1 |
1 |
Практическое задание. Опрос |
32 - 33 |
«Поварята» |
1 |
1 |
Творческое задание. Тестовое задание |
|
Итого 33 |
16 |
17 |
|
Содержание учебного плана
№ п\п |
Тема |
Теория |
Практические действия или трудовые операции |
|
1 - 2 |
Все работы хороши |
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в составлении целой картинки из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. |
Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово». Игра «Отгадай пословицы». Викторина «Угадай профессию». |
|
3 - 4 |
«Кому, что нужно» |
Вводное слово учителя. |
Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий (работа в группах) |
|
5 - 6 |
«Оденем куклу на работу, едем на работу» |
Знакомство с разными профессиями и инструментами, необходимыми для этих профессий. |
Вырезание бумажных кукол, рабочей одежды. Подбор к каждой кукле одежды и называние соответствующей профессии. |
|
7 - 8 |
«Мы строители» |
Просмотр мультипликационных мультфильмов по теме занятия. |
Построение дома, башни из геометрических фигур, конструктора (работа в группах). Встреча со строителями |
|
9 - 10 |
«Магазин» |
Знакомство с видами магазинов. Анализ стихотворений. |
Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». |
|
11 - 12 |
«Мы идем в магазин» |
Знакомство с профессиями по теме занятия. |
Экскурсия в магазин. |
|
13 - 14 |
«Аптека» |
Знакомство с профессиями по теме занятия. |
Экскурсия в аптеку. |
|
15 - 16 |
«Больница» |
Просмотр видеофрагментов по теме занятия. |
Сюжетная игра. Работа с конструктором. Изготовление макета «Скорой помощи» (работа в группах) |
|
17 - 18 |
«Какие бывают профессии» |
Чтение стихотворений по теме занятия. |
Составление кроссворда на тему «Профессии». |
|
19 - 20 |
С.Михалков «Дядя Степа» |
Чтение текста С.Михалкова «Дядя Степа». |
Сюжетная игра. |
|
21 - 23 |
«Дядя Степа-милиционер» |
Просмотр мультипликационного фильма по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». |
Сюжетная игра. Разгадывание кроссвордов (работа в группах) |
|
24 - 25 |
В.Маяковский «Кем быть?» |
Чтение текста по-ролям. Инсценировка. |
Мини-спектакль. |
|
26 - 27 |
К.Чуковский «Доктор Айболит» |
Игра-демонстрация, викторина.
|
Изготовление книжки-малышки (работа в группах) |
|
28 - 29 |
Уход за цветами |
Роль комнатного растения в жизни человека. Презентация «Они с нами рядом» |
Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений. Составление памятки по уходу за комнатными растениями. |
|
30 - 31 |
Профессия повар |
Презентация «Работники школьной столовой». |
Экскурсия в школьную столовую. Совместное составление презентации «Разговор о правильном питании». |
|
32 - 33 |
«Поварята» |
Конкурс-игра.
|
Итоговый тест. |
|
Модуль II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
№ п\п |
Тема |
Общее количество часов
|
Формы аттестации/контроля |
|
Теория |
Практика |
|||
1 - 2 |
Мастерская удивительных профессий |
1 |
1 |
Практическое задание |
3 - 4 |
Разные дома |
1 |
1 |
Практическое задание |
5 - 6 |
Дачный домик |
1 |
1 |
Творческое задание |
7 - 8 |
Моя профессия |
1 |
1 |
Практическое задание. Опрос |
9 - 11 |
Профессия «Врач» |
1 |
2 |
Практическое задание. Опрос |
12 - 13 |
Больница |
1 |
1 |
Практическое задание |
14 - 15 |
Доктор «Айболит» |
1 |
1 |
Практическое задание |
16 - 17 |
«Кто нас лечит» |
1 |
1 |
Практическое задание. Творческое задание |
18 - 19 |
«Добрый доктор Айболит» |
1 |
1 |
Практическое задание |
20 - 22 |
«Парикмахерская» |
1 |
2 |
Практическое задание Творческое задание |
23 - 24 |
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» |
1 |
1 |
Практическое задание |
25 - 26 |
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» |
1 |
1 |
Творческое задание |
27 - 28 |
Профессия «Строитель» |
1 |
1 |
Практическое задание. Опрос |
29 - 30 |
Строительный поединок |
1 |
1 |
Практическое задание |
31 - 33 |
Путешествие в Музей истории шоколада «ТАКФ» г. Тамбов |
1 |
2 |
Практическое задание |
34 |
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» |
|
1 |
Тестовое задание |
|
Итого 34 |
15 |
19 |
|
Содержание учебного плана
№ п\п |
Тема |
Теория |
Практические действия или трудовые операции |
|
1 - 2 |
Мастерская удивительных профессий |
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками. |
Игра «Мастерская удивительных профессий», конкурс «Найди лишнее», викторина «Угадай профессию». Знакомство с необычными профессиями Тамбовской области |
|
3 - 4 |
Разные дома |
Презентация «Строительные профессии». Просмотр мультфильма о профессии «Строитель» |
Игра-соревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. |
|
5 - 6 |
Дачный домик |
Вводное слово учителя |
Выложить аппликацию дачного домика из цветной бумаги и картона. |
|
7 - 8 |
Моя профессия |
Вводное слово учителя, презентация |
Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Презентация профессий родителей |
|
9 - 11 |
Профессия «Врач» |
Знакомство с профессией «Врач», работа с карточками |
Дидактические игры: «Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Встреча с медицинским работником Мичуринска |
|
12 - 13 |
Больница |
Вводное слово учителя |
Сюжетно-ролевая игра |
|
14 - 15 |
Доктор «Айболит» |
Инсценировка стихотворения К. Чуковского «Айболит» |
Мини-спектакль |
|
16 - 17 |
«Кто нас лечит» |
Знакомство с основным оборудованием врача, презентация «Для чего нужны лекарства». |
Экскурсия в кабинет врача. |
|
18 - 19 |
«Добрый доктор Айболит» |
Просмотр мультфильма «Добрый доктор Айболит» |
Сюжетная игра, составление кроссворда. |
|
20 - 22 |
«Парикмахерская» |
Вводное слово учителя, просмотр видеофрагментов «Какие бывают парикмахеры». |
Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Сюжетно-ролевая игра с детским игровым набором «Парикмахер». |
|
23 - 24 |
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» |
Постановка и обсуждение проблемных вопросов, понятий «работа», «трудолюбие». |
Игра «Быстро назови». Конкурс «Мастерицы». Составление презентации «Люди разных профессий в Тамбовской области».
|
|
25 - 26 |
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» |
Знакомство со стихотворением Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» |
Инсценировка стихотворения. |
|
27 - 28 |
Профессия «Строитель» |
Вводное слово учителя, работа с карточками |
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». |
|
29 - 30 |
Строительный поединок |
Вводное слово учителя |
Игра-соревнование |
|
31 - 33 |
Путешествие в Музей истории шоколада «ТАКФ» г. Тамбов |
Знакомство с историей шоколадной фабрики «ТАКФ» г. Тамбова |
Участие в мастер-классах |
|
34 |
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» |
Вводное слово учителя, чтение стихов о профессиях. |
Итоговый тест |
|
Модуль III «У меня растут года…»
(34 часа)
№ п\п |
Тема |
Общее количество часов
|
Формы аттестации/контроля |
|
Теория |
Практика |
|||
1 - 2 |
Что такое профессия |
1 |
1 |
Практическое задание |
3 - 4 |
У кого мастерок, у кого молоток |
1 |
1 |
Практическое задание Опрос |
5 - 6 |
Истоки трудолюбия |
1 |
1 |
Практическое задание |
7 - 8 |
Домашний помощник |
1 |
1 |
Практическое задание |
9 - 10 |
Мир профессий |
1 |
1 |
Практическое задание Опрос |
11 - 12 |
Угадай профессию |
1 |
1 |
Практическое задание
|
13 - 14 |
Какие бывают профессии |
1 |
1 |
Практическое задание Тест |
15 - 16 |
Куда уходят поезда |
1 |
1 |
Практическое задание |
17 - 18 |
Моя профессия |
1 |
1 |
Практическое задание |
19 -20 |
Наши друзья - книги |
1 |
1 |
Практическое задание Творческое задание |
21 - 22 |
Откуда сахар пришел |
1 |
1 |
Практическое задание Тест |
23 - 24 |
«Турнир профессионалов» |
1 |
1 |
Практическое задание |
25 - 27 |
Все профессии нужны, все профессии важны |
1 |
2 |
Практическое задание |
28 - 29 |
Стройка |
1 |
1 |
Практическое задание Творческое задание |
30 |
Операция «Трудовой десант» |
|
1 |
Практическое задание |
31 - 32 |
Уход за цветами |
1 |
1 |
Творческое задание |
33 - 34 |
Кулинарный поединок |
1 |
1 |
Творческое задание |
|
Итого 34 |
16 |
18 |
|
Содержание учебного плана
№ п\п |
Тема |
Теория |
Практические действия или трудовые операции |
|
1 - 2 |
Что такое профессия |
Вводное слово о профессиях. Работа с пословицами. Чтение стихов о профессиях. |
Игровая программа |
|
3 - 4 |
У кого мастерок, у кого молоток |
Вводное слово. Беседа с элементами игры. |
Дидактические игры: «Назови инструмент», «Черный ящик», подбери нужный инструмент к профессии. Разгадывание кроссворда об инструментах. |
|
5 - 6 |
Истоки трудолюбия |
Вводное слово учителя. Презентация по теме занятия. Презентация «Профессии моих родителей» |
Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Игра: «Правильно дорисуй». |
|
7 - 8 |
Домашний помощник |
Введение в игру. Работа с картинками. |
Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Конкурс «Стихотворение». Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь». |
|
9 - 10 |
Мир профессий |
Введение в игру. Презентация по теме занятия. Презентация «Профессии будущего». |
Викторина. Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях. Работа с атласом современных профессий |
|
11 - 12 |
Угадай профессию |
Вводное слово о профессиях. Просмотр видеосюжетов о профессиях |
Дидактическая игра назови профессию. Конкурс художников. |
|
13 - 14 |
Какие бывают профессии |
Вступительное слово. Чтение стихов о профессиях, пословиц, просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Составление рассказа по кругу. |
Конкурс угадай профессию. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Тест. |
|
15 - 16 |
Куда уходят поезда |
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Встреча с работниками железной дороги. |
Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». |
|
17 - 18 |
Моя профессия |
Введение в игру |
Представление команд. Визитная карточка. Разминка. Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. |
|
19 -20 |
Наши друзья - книги |
Вступительное слово. Рассказ об истории происхождения книги. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги. |
Экскурсия в городскую библиотеку Мичуринска. Загадки о книгах. Изготовление книги. |
|
21 - 22 |
Откуда сахар пришел |
Вводное слово. Просмотр фильма. Работа с карточками. Просмотр видеосюжета о сахарном заводе в Никифоровке. |
Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» Игра «от А до Я» (назвать профессии на все буквы алфавита). Тест. |
|
23 - 24 |
«Турнир профессионалов» |
Введение в игру |
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий. Конкурс «Кинокомедия». Игра «Третий лишний». Конкурс пантомимы. |
|
25 - 27 |
Все профессии нужны, все профессии важны |
Вводное слово о профессиях. Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?». Просмотр мультимедиа о людях разных профессий. |
Все профессии нужны, все профессии важны Игра «Все профессии нужны, все профессии важны». Дискуссия «Объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана». |
|
28 - 29 |
Стройка |
Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Знакомство со строительным объектом Мичуринска. Виды строительных профессий. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д. |
Экскурсия. Рисунки, сочинения о профессии. |
|
30 |
Операция «Трудовой десант» |
Вводное слово. Техника безопасности. |
Выполнение работы по уборке территории. |
|
31 - 32 |
Уход за цветами |
Вводное слово. Презентация по теме занятия. |
Составление памятки по уходу за комнатными растениями. |
|
33 - 34 |
Кулинарный поединок |
Введение в игру |
Шоу-программа. Представление команд. Конкурс-эстафета «Варим борщ». Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и тд.). |
|
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
№ п\п |
Тема |
Общее количество часов
|
Формы аттестации/контроля |
|
Теория |
Практика |
|||
1 - 2 |
Любимое дело мое - счастье в будущем |
1 |
1 |
Практическое задание |
3 - 4 |
По дорогам идут машины |
1 |
1 |
Практическое задание Тест |
5 - 6 |
Все работы хороши |
1 |
1 |
Практическое задание Опрос |
7 - 8 |
О профессии продавца |
1 |
1 |
Практическое задание |
9 - 10 |
О профессии библиотекаря |
1 |
1 |
Практическое задание Тест |
11 - 12 |
Праздник в Городе Мастеров |
1 |
1 |
Практическое задание |
13 - 14 |
Работники издательства типографии |
1 |
1 |
Практическое задание Творческое задание |
15 - 16 |
Как проходят вести |
1 |
1 |
Практическое задание |
17 - 18 |
Веселые мастерские |
1 |
1 |
Творческое задание |
19 - 20 |
Путешествие в Город Мастеров |
1 |
1 |
Творческое задание |
21 - 22 |
Строительные специальности |
1 |
1 |
Практическое задание Опрос |
23 - 24 |
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» |
1 |
1 |
Практическое задание |
25 - 26 |
Знакомство с профессиями прошлого |
1 |
1 |
Практическое задание Опрос |
27 - 28 |
«Человек трудом прекрасен» |
1 |
1 |
Практическое задание |
29 - 30 |
«Умеешь сам - научи другого» |
1 |
1 |
Практическое задание Творческое задание |
31 - 32 |
«Чей участок лучше?» |
1 |
1 |
Творческое задание |
33 - 34 |
«Кулинарный поединок» |
1 |
1 |
Творческое задание |
|
Итого 34 |
17 |
17 |
|
Содержание учебного плана
№ п\п |
Тема |
Теория |
Практические действия или трудовые операции |
|
1 - 2 |
Любимое дело мое - счастье в будущем |
Организационный момент. Презентация по теме занятия.
|
Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Дело было вечером». Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. |
|
3 - 4 |
По дорогам идут машины |
Беседа-тренинг. История возникновения профессии шофёра. |
Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация «Улица». |
|
5 - 6 |
Все работы хороши |
Введение в тему. Чтение стихов о профессиях. |
Конкурс строителей: составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина «Угадай профессию». Конкурс «Найди лишнее». |
|
7 - 8 |
О профессии продавца |
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. |
Игра «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «Магазин». |
|
9 - 10 |
О профессии библиотекаря |
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. |
Игра «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация «Читатель-библиотекарь». |
|
11 - 12 |
Праздник в Городе Мастеров |
Введение в игру |
Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс «Самый трудолюбивый», конкурс «Видеоклип», конкурс «Проворные мотальщики», конкурс «Частушечный», конкурс «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. |
|
13 - 14 |
Работники издательства типографии |
Вводное слово учителя. Встреча с работниками типографии |
Сюжетно-ролевая игра. Творческий проект «Школьная газета» |
|
15 - 16 |
Как проходят вести |
Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту |
Экскурсия на почту. Загадки про почтовый транспорт. Ролевая игра «Телефон» |
|
17 - 18 |
Веселые мастерские |
Введение в игру |
Игра - состязание. Столярная мастерская. Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Практическое задание: «Пришей пуговицу». |
|
19 - 20 |
Путешествие в Город Мастеров |
Введение в игру |
Профориентационная игра. |
|
21 - 22 |
Строительные специальности |
Вступительное слово учителя. Просмотр видеофрагментов о строительных специальностях. |
Игра: «Поможем начальнику стройку организовать». Составление кроссворда. |
|
23 - 24 |
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» |
Вступительное слово учителя. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. |
Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка». |
|
25 - 26 |
Знакомство с профессиями прошлого |
Вступительное слово учителя. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника. |
Конкурс «Заводу требуются».
|
|
27 - 28 |
«Человек трудом прекрасен» |
Вступительное слово учителя. Чтение стихов, пословиц о труде. |
Игра-соревнование. |
|
29 - 30 |
«Умеешь сам - научи другого» |
Вступительное слово учителя. |
Сюжетно-ролевые игры на тему «Все профессии важны» |
|
31 - 32 |
«Чей участок лучше?» |
Вступительное слово учителя. |
Творческие отчеты учащихся |
|
33 - 34 |
«Кулинарный поединок» |
Введение в игру |
Игра - состязание. Выполнение творческих заданий. |
|
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Календарный учебный график (приложение 3)
Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 – 14, пункт 8.3,), СанПин к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы от 13.06.2003 №118 (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Всего учебных недель – 34.
Количество учебных часов: 1-й год –33 ч, 2-4-й годы –112 ч.
Учебный период - с 1 сентября по 30 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
- помещение,
- мебель (столы, стулья, выставочные шкафы), соответствующие санитарно-гигиеническим нормам;
- мультимедийное оборудование (проектор, экран);
- ноутбук;
- звуковые колонки;
- магнитно-маркерная доска;
- программное обеспечение, позволяющее обеспечить связь с электронной информационно-образовательной средой через сеть интернет и разработку электронных образовательных ресурсов;
- бумага для принтера,
- ножницы,
- клей,
- карандаши,
- ватманы,
- степлер,
- скотч,
- линейки,
- маркеры,
- ручки.
Методическое обеспечение
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы имеются необходимые:
- тематические папки и альбомы;
- методические указания при выполнении практических заданий;
Дидактические материалы:
- наглядные пособия;
- образцы готовых изделий;
- специальная и методическая литература;
- конспекты занятий;
- методики итоговой аттестации воспитанников;
- наглядный и раздаточный материал;
-электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР);
цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
2.3. Формы аттестации
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
2.4. Оценочные материалы (приложение 1)
В рамках программы необходимо предусматривать диагностику индивидуальных особенностей ученика, которые отражают уровень:
- психофизического, интеллектуального развития;
- мотивированности;
- информированности и эрудиции в отношении общих знаний и содержания программы;
- освоения основных компетенций программы (приложение 1 к программе).
2.5. Методические материалы
На занятиях применяются такие формы обучения как: творческие и исследовательские коллективные и индивидуальные проекты; экскурсии; АМО: «мозговой штурм», «дерево решений» и др.
Методическое обеспечение
Название модуля |
Приемы и методы |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
1-й год обучения |
|||
Играем в профессии |
Беседа, анкетирование |
Дидактический, диагностический материал, готовые работы учащихся |
Определение круга интересов Заполнение листа самооценки |
Беседа, работа в группах и парах |
Наглядно-иллюстративный материал, дидактический материал |
Составление памяток Заполнение листа самооценки |
|
2-й год обучения |
|||
Путешествие в мир профессий |
Знакомство со словарем определений, беседы, работа в группах |
Словарь определений, дидактический материал |
Защита проектов Составление коллективных рассказов Выставка работ Заполнение листа самооценки |
Беседа, анализ готовых работ, работа в группах по структурированию материала, знакомство с программой Office Power Point |
Готовые работы, готовые презентации, различные литературные источники, ПК |
Создание презентации Заполнение листа самооценки |
|
3-й год обучения |
|||
У меня растут года… |
Беседы, работа в группах, экскурсии |
ПК с выходом в Интернет, дидактические материалы, готовые презентации, различные литературные источники |
Составление кроссвордов Заполнение листа самооценки |
Беседы, работа в группах |
ПК с выходом в Интернет, дидактические материалы |
Разработка и защита проекта Заполнение листа самооценки |
|
4-й год обучения |
|||
Труд в почете любой, мир профессий большой |
Беседа, анкетирование |
Дидактические, диагностические материалы ПК с выходом в Интернет |
Составление кроссвордов Разработка и защита проекта Заполнение листа самооценки
|
Беседы, работа в группах, экскурсии |
ПК с выходом в Интернет, дидактические материалы, готовые презентации, различные литературные источники |
Создание презентации Заполнение листа самооценки Разработка и защита проекта Заполнение листа самооценки
|
|
|
Беседы, работа в группах, экскурсии |
ПК с выходом в Интернет, дидактические материалы, готовые презентации, различные литературные источники |
Создание презентации Разработка и защита проекта
|
2.6. Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
5. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
6. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
7. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
8. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
Литература для учащихся
1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
2. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
7. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
8. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
9. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
10. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
11. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
12. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
13. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
Приложение 1
Оценочные материалы
Диагностическое обследование по выявлению уровня развития усвоения теоретических, практических, творческих способностей проводится методом диагностики, опроса, выполнения практических и творческих заданий, а также методом наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятия. Такое обследование ведется в течение учебного года.
Динамику развития позволяет видеть анализ опросов, практических и творческих заданий, выполнения, бесед с родителями. Результаты диагностики заносятся в таблицу.
Таблица результатов диагностического обследования
|
ФИО |
Теоретические знания |
Практические умения и навыки |
Творческие способности |
Коммуникативные навыки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: обучающихся: уровни (в %) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Уровни оценивания обучающихся: ( соответсвенно делается отметка) |
|
Расчет среднего показателя по практическим умениям и навыкам: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 - низкий |
низкий - |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 - ниже среднего |
ниже среднего - |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 - средний |
средний - |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 - выше среднего |
выше среднего - |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 - высокий |
высокий - |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 год обучения: опросные листы, тесты, беседы;
2-4 год обучения: тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80%) — 3 балла
2-й уровень (80-90%) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: 1 год обучения учитель (или родители), а во 2 классе, когда дети научатся писать, им предлагаются Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
· развитие познавательных интересов обучающихся
· создание ситуации успеха для каждого ученика
· повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
· максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
· приобретение навыков саморефлексии
Приложение 2
Методическое приложение
Примерное построение занятия, его главные «узловые» элементы
Компоненты занятия |
Этапы |
Этап занятия |
Задачи этапа |
Содержание деятельности |
Результат |
Подготовительный |
1 |
Организационно-подготовительный |
Подготовка педагога и детей к занятию. Создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и учащихся
|
Организация начала занятия, создание педагогом благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания, включение в деятельность педагогической этики |
Настрой учащихся на предстоящее занятие |
|
2 |
Диагностический |
Диагностика усвоенных знаний обучающихся по теме предыдущего занятия; Диагностика жизненного и познавательного опыта учащихся по теме занятия
|
Выбор приемлемых методов и приемов для проверки усвоения знаний предыдущего занятия и выявления жизненного и познавательного опыта |
Определение уровня внимания, активности, восприятия, уровня взаимопомощи, сотворчества учащихся. Самооценка собственной деятельности педагога |
Конструирующий |
3 |
Основной |
Обеспечение восприятия учащимися нового учебного материала |
Определение совместно с учащимися темы, цели и задач учебного занятия. Максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся на основе теоретического материала (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Введение практических творческих заданий, развивающих определённые умения обучающихся.
|
Осмысление возможного начала работы. Осознанное усвоение учащимися нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений
|
|
4 |
Систематизированный |
Обеспечение осознанности усвоения новых знаний, способов действий и их применения Самоконтроль и коррекция знаний и способов действий
|
Применение тренировочных упражнений, заданий, обыгрывание игровых ситуаций которые выполняются учащимися в группах, парах или самостоятельно. Выполнение заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)
|
Системное, осознанное усвоение учащимися нового материала Осмысление выполненной работы
|
Итоговый |
5 |
Аналитический |
Анализ качества и уровня усвоения учащимися теоретических и практических знаний и умений, анализ и оценка достижения цели занятия |
Педагог совместно с детьми подводит итоги деятельности на занятии. Поощрение учащихся
|
Самоутверждение детей в успешности подготовка учащихся к самооценке собственной деятельности
|
|
6 |
Рефлексивный |
Самооценка учащимися собственной деятельности. Оценка сотрудничества, результата деятельности
|
Применение рефлексии для самооценки учащимися своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности деятельности на занятии |
Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях |
|
7 |
Информационный |
Объяснение учащимся логики следующего занятия |
Информация о следующем занятии: дата, перечень необходимого материала для работы на следующем занятии и т.д. |
Определение перспектив развития творческой деятельности в данной образовательной области |
Приложение 3
Календарный учебный график
1-й год обучения
Модуль I «Играем в профессии»
(33 часа)
№ п\п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
Дата занятия |
Все работы хороши |
1 |
Беседа с игровыми элементами |
Опрос |
|
|
Все работы хороши |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание |
|
|
«Кому, что нужно» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Кому, что нужно» |
1 |
Викторина |
Практическое задание |
|
|
«Оденем куклу на работу, едем на работу» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Оденем куклу на работу, едем на работу» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Практическое задание |
|
|
«Мы строители» |
1 |
Беседа с игровыми элементами |
Опрос |
|
|
«Мы строители» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Практическое задание. |
|
|
«Магазин» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Магазин» |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание. |
|
|
«Мы идем в магазин» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Мы идем в магазин» |
1 |
Экскурсия |
Творческое задание |
|
|
«Аптека» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Аптека» |
1 |
Экскурсия |
Творческое задание. |
|
|
«Больница» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Больница» |
1 |
Сюжетная игра |
Практическое задание |
|
|
«Какие бывают профессии» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Какие бывают профессии» |
1 |
Практическое занятие |
Творческое задание |
|
|
С.Михалков «Дядя Степа» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Опрос |
|
|
С.Михалков «Дядя Степа» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Практическое задание |
|
|
«Дядя Степа-милиционер» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Дядя Степа-милиционер» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Творческое задание |
|
|
«Дядя Степа-милиционер» |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание. |
|
|
В.Маяковский «Кем быть?» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
В.Маяковский «Кем быть?» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Творческое задание |
|
|
26. |
К.Чуковский «Доктор Айболит» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
27. |
К.Чуковский «Доктор Айболит» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Творческое задание |
|
Уход за цветами |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Уход за цветами |
1 |
Практическое занятие |
Творческое задание. |
|
|
Профессия повар |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Профессия повар |
1 |
Практическое занятие |
Творческое задание |
|
|
«Поварята» |
1 |
Беседа |
Тест |
|
|
«Поварята» |
1 |
Конкурс-игра |
Творческое задание. |
|
|
|
Итого 33 |
|
|
|
|
2-й год обучения
Модуль II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
№ п\п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
Дата занятия |
Мастерская удивительных профессий |
1 |
Беседа с элементами игры |
Опрос |
|
|
Мастерская удивительных профессий |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание. |
|
|
Разные дома |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Разные дома |
1 |
Игра-соревнование |
Практическое задание. |
|
|
Дачный домик |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Дачный домик |
1 |
Практическое занятие |
Творческое задание |
|
|
Моя профессия |
1 |
Беседа с элементами игры |
Опрос |
|
|
Моя профессия |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание. |
|
|
Профессия «Врач» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Профессия «Врач» |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание. |
|
|
Профессия «Врач» |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание. |
|
|
Больница |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Больница |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Творческое задание |
|
|
Доктор «Айболит» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Доктор «Айболит» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Творческое задание |
|
|
«Кто нас лечит» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Кто нас лечит» |
1 |
Экскурсия |
Творческое задание |
|
|
«Добрый доктор Айболит» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Добрый доктор Айболит» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Творческое задание |
|
|
«Парикмахерская» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Парикмахерская» |
1 |
Игра-имитация |
Творческое задание |
|
|
«Парикмахерская» |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание. |
|
|
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» |
1 |
Практическое занятие |
Практическая работа |
|
|
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание. |
|
|
Профессия «Строитель» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Профессия «Строитель» |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание |
|
|
Строительный поединок |
1 |
Игра-соревнование |
Практическое задание |
|
|
Строительный поединок |
1 |
Игра-соревнование |
Практическое задание |
|
|
Путешествие в Музей истории шоколада «ТАКФ» г. Тамбов |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Путешествие в Музей истории шоколада «ТАКФ» г. Тамбов |
1 |
Экскурсия |
Творческое задание |
|
|
Путешествие в Музей истории шоколада «ТАКФ» г. Тамбов |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание. |
|
|
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» |
1 |
Практическое занятие |
Тест |
|
|
|
Итого 34 |
|
|
|
|
3-й год обучения
Модуль III «У меня растут года…»
(34 часа)
№ п\п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
Дата занятия |
Что такое профессия |
1 |
Беседа |
Опрос |
06.09 |
|
Что такое профессия |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание. |
13.09 |
|
У кого мастерок, у кого молоток |
1 |
Беседа с элементами игры |
Опрос |
20.09 |
|
У кого мастерок, у кого молоток |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание. |
27.09 |
|
Истоки трудолюбия |
1 |
Беседа |
Опрос |
05.10 |
|
Истоки трудолюбия |
1 |
Игра-конкурс |
Практическое задание |
12.10 |
|
Домашний помощник |
1 |
Беседа |
Опрос |
19.10 |
|
Домашний помощник |
1 |
Конкурс |
Практическое задание. |
26.10 |
|
Мир профессий |
1 |
Беседа |
Опрос |
09.11 |
|
Мир профессий |
1 |
Викторина |
Практическое задание |
16.11 |
|
Угадай профессию |
1 |
Интегрированное занятие |
Опрос |
23.11 |
|
Угадай профессию |
1 |
Дидактическая игра |
Практическое задание |
30.11 |
|
Какие бывают профессии |
1 |
Беседа |
Опрос |
07.12 |
|
Какие бывают профессии |
1 |
Интегрированное занятие |
Практическое задание |
14.12 |
|
Куда уходят поезда |
1 |
Беседа с элементами игры |
Опрос |
21.12 |
|
Куда уходят поезда |
1 |
Викторина |
Практическое задание |
28.12 |
|
Моя профессия |
1 |
Интегрированное занятие |
Тест |
11.01 |
|
Моя профессия |
1 |
Конкурс |
Практическое задание |
18.01 |
|
Наши друзья - книги |
1 |
Беседа |
Опрос |
25.01 |
|
Наши друзья - книги |
1 |
Практическое занятие |
Творческое занятие |
01.02 |
|
Откуда сахар пришел |
1 |
Беседа |
Тест |
08.02 |
|
Откуда сахар пришел |
1 |
Практическое занятие |
Практическая работа |
15.02 |
|
«Турнир профессионалов» |
1 |
Беседа |
Опрос |
22.02 |
|
«Турнир профессионалов» |
1 |
Конкурс-игра |
Практическое задание |
01.03 |
|
Все профессии нужны, все профессии важны |
1 |
Беседа |
Опрос |
15.03 |
|
Все профессии нужны, все профессии важны |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание |
29.03 |
|
Все профессии нужны, все профессии важны |
1 |
Интегрированное занятие |
Творческая работа |
05.04 |
|
Стройка |
1 |
Беседа |
Творческая работа |
12.04 |
|
Стройка |
1 |
Экскурсия |
Практическое задание |
19.04 |
|
Операция «Трудовой десант» |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание |
26.04 |
|
Уход за цветами |
1 |
Беседа |
Практическая работа |
03.05 |
|
Уход за цветами |
1 |
Практическое занятие |
Творческое задание |
10.05 |
|
Кулинарный поединок |
1 |
Беседа |
Опрос |
17.05 |
|
Кулинарный поединок |
1 |
Конкурс |
Творческое задание |
24.05 |
|
|
Итого 34 |
|
|
|
|
4-й год обучения
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
№ п\п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
Дата занятия |
Любимое дело мое - счастье в будущем |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Любимое дело мое - счастье в будущем |
1 |
Практическое занятие |
Практическое задание |
|
|
По дорогам идут машины |
1 |
Беседа-тренинг |
Опрос |
|
|
По дорогам идут машины |
1 |
Ролевая игра |
Практическое задание |
|
|
Все работы хороши |
1 |
Беседа с элементами игры |
Опрос |
|
|
Все работы хороши |
1 |
Практическое занятие |
Творческая работа |
|
|
О профессии продавца |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
О профессии продавца |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Творческая работа |
|
|
О профессии библиотекаря |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
О профессии библиотекаря |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Практическое задание |
|
|
Праздник в Городе Мастеров |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Праздник в Городе Мастеров |
1 |
Игра |
Практическое задание |
|
|
Работники издательства типографии |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Работники издательства типографии |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Творческий проект |
|
|
Как проходят вести |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Как проходят вести |
1 |
Экскурсия |
Практическое задание |
|
|
Веселые мастерские |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Веселые мастерские |
1 |
Игра-состязание |
Практическое задание |
|
|
Путешествие в Город Мастеров |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Путешествие в Город Мастеров |
1 |
Профориентационная игра |
Практическое задание |
|
|
Строительные специальности |
1 |
Беседа с элементами игры |
Работа в группах |
|
|
Строительные специальности |
1 |
Практическое занятие |
Творческий проект |
|
|
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» |
1 |
Конкурс-игра |
Практическое задание |
|
|
Знакомство с профессиями прошлого |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
Знакомство с профессиями прошлого |
1 |
Конкурс |
Практическое задание |
|
|
«Человек трудом прекрасен» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Человек трудом прекрасен» |
1 |
Игра-соревнование |
Практическое задание |
|
|
«Умеешь сам - научи другого» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Умеешь сам - научи другого» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Практическое задание |
|
|
31. |
«Чей участок лучше?» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
32. |
«Чей участок лучше?» |
1 |
Практическое занятие |
Творческие отчеты |
|
«Кулинарный поединок» |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
|
«Кулинарный поединок» |
1 |
Игра-состязание |
Творческая работа |
|
|
|
Итого (34) |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.