Комитет по делам образования города Челябинска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 10 г.ЧЕЛЯБИНСКА»
(МБОУ «Гимназия № 10 г.Челябинска»)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ритмика и танец»
возраст обучающихся: 6лет
срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Ушакова Елена Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска»
Челябинск
2020
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и танец»
Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
Занятия ритмикой и танцем на подготовительном отделении МБОУ гимназии №10 проводятся по авторской программе «Ритмика и танец» Ушаковой Е.Е. и способствуют физическому развитию ребенка, его подготовке к дальнейшему обучению танцу, развивают навыки выразительного движения, воспитывают эмоциональную отзывчивость на звучание музыки.
Дети среднего дошкольного возраста (5 лет) еще физически слабы. У детей этого возраста не достаточно развиты первоначальные двигательные навыки, походка скоординирована, отсутствуют лишние движения. В основном, чувствуют ритм музыки, подчиняются ему, но встречаются импульсивный характер движений, неустойчиво внимание и воля, дети этого возраста склонны к возбуждению, непоседливы.
Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) физически более развиты, у них более развиты двигательные навыки, хотя неустойчиво внимание, их отличает большая подвижность. Работа с детьми этого возраста трудна, так как требует от них и значительных физических сил, и умения сосредоточить внимание на определенном движении, и настойчивости в работе.
В это же время дети начинают подолгу сидеть за столом, партой в детских дошкольных заведениях при проведении занятий по подготовке к школе, часто в неудобной позе – так как тело быстро устает. Нагрузка на позвоночник возрастает, отсюда необходимо обратить особое внимание на формирование правильной, красивой, «балетной осанки».
Структура документа
Рабочая программа по ритмике и танцу представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:
1. пояснительную записку;
2. учебно-тематический план;
3. календарно-тематическое планирование;
4. требования к уровню подготовки учащихся;
5. перечень учебно-методического обеспечения.
1.2. Цели и задачи программы.
Главной целью является формирование и развитие коммуникативных способностей детей, физическое развитие ребенка, его подготовка к дальнейшему обучению танцу.
Задачи:
¨ развитие чувства ритма, координации
¨ воспитание внимания
¨ развитие музыкального слуха
¨ воспитание собранности и работоспособности
¨ выработка навыка согласования движения и музыки
¨ развитие хореографической памяти
¨ развитие эмоционального восприятия музыки и эмоционального исполнения движений
¨ развитие познавательных способностей;
¨ создание условий для социально-педагогической поддержки детей (формирование комфортного психологического микроклимата коллектива, создание ситуации успеха).
1.3.Ожидаемый результат.
В конце года обучения учащиеся должны знать и уметь:
· знать понятие «музыкальная фраза», согласовывать движения с музыкой, слышать окончание фраз и различать строение несложных музыкальных произведений;
· двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, темпом и динамикой музыкального произведения;
· свободно ориентироваться в пространстве балетного класса;
· иметь понятие о балетной осанке;
· уметь соединять движения и исполнять их в последовательности;
· уметь исполнять танцевальные элементы грамотно, в соответствии с методическими рекомендациями;
· самостоятельно исполнять несложные танцевальные композиции и этюды.
1.4.Организация учебно-воспитательного процесса.
Данная программа относится к типу авторских программ. «Ритмика и танец» Ушаковой Е.Е., ИДПОПР, 2001 г., которая изменена с учетом особенностей возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Данная программа рассчитана на воспитанников подготовительного отделения:
· для хореографических групп подготовительного отделения (6-7 лет) на 66 часов в год, занятия по 2 раза в неделю по 35 минут;
· для музыкальных групп подготовительного отделения (6-7 лет) на 33 часа в год, занятия по 1 разу в неделю по 35 минут;
· для групп художественно-эстетической студии подготовительного отделения (5 лет) на 33 часа в год, занятия по 1 разу в неделю по 25-30 минут.
группа |
Продолжительность занятия |
Периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
хореографическая группа |
35 минут |
2 занятия |
2 час |
66 часов |
музыкальная группа |
35 минут |
1 занятие |
1 час |
33 часа |
группа ХЭС (5 лет) |
25-30 минут |
1 занятие |
1 час |
33 часа |
Каждое занятие включает в себя все виды деятельности: ритмику, слушание и анализ музыки, упражнения на развитие навыков и умений, упражнения и игра на развитие внимания и ориентировку в пространстве, работу над танцевальными элементами, этюдами.
Занятие имеет свою структуру и включает в себя три основные части, направленные на решение конкретных задач и несущие определенную эмоционально-физическую нагрузку детям.
Ι-я часть – подготовительная, которая занимает ¼ от всего времени, подготавливает двигательный аппарат, нервную систему, эмоциональное состояние детей к основной части занятия.
ΙΙ-я часть – основная, в процессе которой происходит совершенствование ранее полученных навыков, применение их в творческой ситуации, работа с детьми над этюдами и композициями. Эта часть занятия составляет 2/4.
ΙΙΙ-я часть – заключительная, занимает ¼ от занятия, снимает напряжение, излишнюю эмоциональность. Здесь можно использовать музыкальные игры, свободное действие под музыку.
2. Учебно-тематическое планирование по ритмике и танцу
для воспитанников хореографических групп подготовительного отделения
п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты, музыкального движения. |
14 часов |
1 |
Метроритм. Длительности. Связь их с движением. |
6 |
2 |
Выразительные средства музыки и танца |
6 |
3 |
Музыкально-ритмические игры. «Музыкальный переход» |
2 |
|
Раздел 2. Упражнения на развитие основных навыков и умений |
12 часов |
1. |
Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата |
4 |
2 |
Партерные упражнения |
4 |
3 |
Прыжки |
4 |
|
Раздел 3 Игры на развитие внимания |
10 часов |
1 |
Музыкально-ритмические игры с предметами. Игры с мячом. |
4 |
2 |
Упражнения на развитие координации. «Догонялки» в музыкальном размере 2/4 и 4/4. |
4 |
3 |
Музыкально-ритмическая игры «Плетень», «Веселые пары» и тд. |
2 |
|
Раздел 4 Упражнения на ориентировку в пространстве |
12 часов |
1 |
«Интервал». Ориентация в пространстве класса. Понятие движение «по линии танца». |
8 |
2 |
Рисунки танца |
4 |
|
Раздел 5 Танцевальные элементы, этюды и танцы |
18 часов |
1 |
Обогащение двигательного опыта |
8 |
2 |
Работа над этюдами |
6 |
3 |
Танцевальные композиции |
4 |
Всего |
66 часов |
2. 1 Учебно-тематическое планирование по ритмике и танцу
для воспитанников музыкальных групп подготовительного отделения
п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты, музыкального движения. |
10 часов |
1 |
Метроритм. Длительности. Связь их с движением. |
4 |
2 |
Выразительные средства музыки и танца |
4 |
3 |
Музыкально-ритмические игры: «Самолеты», «Уголки», и др. |
2 |
|
Раздел 2. Упражнения на развитие основных навыков и умений |
6 часов |
1. |
Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата |
2 |
2 |
Партерные упражнения |
2 |
3 |
Прыжки |
2 |
|
Раздел 3. Игры на развитие внимания |
6 часов |
1 |
Музыкально-ритмические игры с предметами. Игры с мячом. |
2 |
2 |
Упражнения на развитие координации. «Догонялки» в музыкальном размере 2/4 и 4/4. |
2 |
3 |
Музыкально-ритмическая игры: «Дружба», «Гномы и великаны» и тд. |
2 |
|
Раздел 4 Упражнения на ориентировку в пространстве |
4часа |
1 |
Ориентация в пространстве класса. |
3 |
2 |
Рисунки танца |
1 |
|
Раздел 5 Танцевальные элементы, этюды и танцы |
7 часов |
1 |
Обогащение двигательного опыта |
3 |
2 |
Работа над этюдами |
2 |
3 |
Танцевальные композиции |
2 |
Всего |
33 часа |
2. 2 Учебно-тематическое планирование по ритмике и танцу
для групп художественно-эстетической студии (5 лет) подготовительного отделения
п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты, музыкального движения. |
7 часов |
1 |
Понятие «сильная доля». Связь музыки с движением. |
2 |
2 |
Выразительные средства музыки и танца |
2 |
3 |
Музыкально-ритмические игры. «Зайка серенький», «Цыплята» и др. |
3 |
|
Раздел 2. Упражнения на развитие основных навыков и умений |
6 часов |
1. |
Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата |
3 |
2 |
Партерные упражнения |
2 |
3 |
Прыжки |
1 |
|
Раздел 3 Игры на развитие внимания |
8 часов |
1 |
Музыкально-ритмические игры с предметами. Игры с куклой, с мячом. |
3 |
2 |
Упражнения на развитие координации, различение правой и левой стороны, ноги, руки, движения только влево, только вправо и др. |
2 |
3 |
Музыкально-ритмическая игры «Курочка и цыплята», «Козлики» и тд. |
3
|
|
Раздел 4 Упражнения на ориентировку в пространстве |
4 часа |
1 |
Ориентация в пространстве класса. Движение по кругу. Сужение-расширение круга и т.д |
3 |
2 |
Рисунки танца |
1 |
|
Раздел 5 Танцевальные элементы, этюды и танцы |
8 часов |
1 |
Обогащение двигательного опыта |
4 |
2 |
Работа над этюдами |
2 |
3 |
Танцевальные композиции |
2 |
Всего |
33 часа |
Список литературы для педагога
1. «Ритмика и танец» Программа и методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста. Автор Бриске И.Э., доцент ЧГИИК, кафедра хореографии. – Челябинск. 1993.
2. «Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей». Методическая разработка к программе по классическому танцу для школ искусств (1год обучения) МК РФ ЦНМК, составитель Васильева Н.И. - М., 1983.
3. «Ритмика и танец» программа для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств. МК РФ ЦНМК, составитель Бахто С.Е. – М., 1984.
4. Певхенен Э.Н. Классический танец. Методическая разработка для преподавателей хореографии ДЩИ (начальное обучение). – Челябинск – 1990.
5. Рассохина А.Г.Александрова и ритмика Далькоза в нашей стране (из прошлого советской музыкальной культуры). – М. – 1982. Выпуск 3.
6. Сухомлинский В.а. Сердце отдаю детям. – Киев – 1973.
7. Франио Г., Лифиц И Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальной школы. – М.: Музыка. – 1995.
8. Шукшина З. Ритмика. – М.: Музыка. – 1976.
9. Шкода А., Нестерюк Т. Гимнастика маленьких волшебников (элементы йоги для детей). М.: ДТД. – 1993.
10. Ритмика и танец. Программа для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств. – М.: Минкультуры РФ, ЦНМК. – 1984.
11. Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей (Методическая разработка к программе «Классический танец для школ искусств. 1 год обучения).- М.: Минкультуры РФ, ЦНМК. – 1983.
12. Бальный танец для школьников. Методические рекомендации и программа. – М.: ВНМЦ НТ и КПР. – 1984.
Список литературы для родителей
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – Спб.: «Люкси» – 1996.
2. Упражнения, этюды и танцы для дошкольников. Автор Бриске И.Э., доцент ЧГИИК, кафедра хореографии. – Челябинск.-1996.
3. Константинова А.И. Игровой стретчинг (методика работы с детьми дошкольного возраста). – Спб. – 1993.
4. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике (выпуск 1). –М.: Музыка. – 1972.
5. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). – М.: Посвещение. – 1984.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.