Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и танец»
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и танец»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
музыка
Детсад—1 кл
19.02.2020
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Ритмика и танец»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и танец»
ritmika dlya podgotovishek.doc

 

Комитет по делам образования города Челябинска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 10 г.ЧЕЛЯБИНСКА»

(МБОУ «Гимназия № 10 г.Челябинска»)

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 

«Ритмика и танец» 

возраст обучающихся: 6лет

срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Ушакова Елена Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2020 


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Ритмика и танец» 

 

 

Пояснительная записка

 

1.1. Актуальность программы

 Занятия ритмикой и танцем  на подготовительном отделении МБОУ гимназии №10 проводятся по авторской программе  «Ритмика и танец» Ушаковой Е.Е. и способствуют физическому развитию ребенка, его подготовке к дальнейшему обучению танцу, развивают навыки выразительного движения, воспитывают эмоциональную отзывчивость на звучание музыки.   

Дети среднего дошкольного возраста (5 лет) еще физически слабы. У детей этого возраста не достаточно развиты первоначальные двигательные навыки, походка скоординирована, отсутствуют лишние движения. В основном, чувствуют ритм музыки, подчиняются ему, но встречаются импульсивный характер движений, неустойчиво внимание и воля, дети этого возраста склонны к возбуждению, непоседливы.

    Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) физически более развиты, у них более развиты двигательные навыки, хотя  неустойчиво внимание, их отличает большая подвижность. Работа с детьми этого возраста трудна, так как требует от них и значительных физических сил, и умения сосредоточить внимание на определенном движении, и настойчивости в работе.

В это же время дети  начинают подолгу сидеть за столом, партой в детских дошкольных заведениях  при проведении занятий по подготовке к школе, часто в неудобной позе – так как тело быстро устает. Нагрузка на позвоночник возрастает, отсюда необходимо обратить особое внимание на формирование правильной, красивой, «балетной осанки».

 

Структура документа

Рабочая  программа по ритмике и танцу  представляет собой целостный документ, включающий пять  разделов:

1.        пояснительную записку;

2.        учебно-тематический план;

3.        календарно-тематическое планирование;

4.        требования к уровню подготовки учащихся;

5.        перечень учебно-методического обеспечения.

 

1.2. Цели и задачи программы.

Главной целью является формирование и развитие коммуникативных способностей детей, физическое развитие ребенка, его подготовка к дальнейшему обучению танцу.

Задачи:

¨     развитие чувства ритма, координации

¨     воспитание внимания

¨     развитие музыкального слуха

¨     воспитание собранности и работоспособности

¨     выработка навыка  согласования движения и музыки

¨     развитие хореографической памяти

¨     развитие эмоционального восприятия музыки и эмоционального исполнения движений

¨     развитие познавательных способностей;

¨     создание условий для социально-педагогической поддержки детей (формирование комфортного психологического микроклимата коллектива, создание ситуации успеха).

 

                                      1.3.Ожидаемый результат.

В конце  года обучения  учащиеся  должны знать и уметь:

·        знать понятие «музыкальная фраза», согласовывать движения с музыкой, слышать окончание фраз и различать строение несложных музыкальных произведений;

·        двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, темпом и динамикой музыкального произведения;

·        свободно ориентироваться в пространстве балетного класса;

·        иметь понятие о балетной осанке;

·        уметь соединять движения и исполнять их в последовательности;

·         уметь исполнять танцевальные элементы грамотно, в соответствии с методическими   рекомендациями;

·         самостоятельно исполнять несложные танцевальные композиции и этюды.

 

1.4.Организация учебно-воспитательного процесса.

Данная программа относится к типу авторских программ.  «Ритмика и танец» Ушаковой Е.Е., ИДПОПР, 2001 г.,  которая изменена с учетом особенностей возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Данная программа рассчитана на воспитанников подготовительного отделения:

·       для хореографических групп подготовительного отделения (6-7 лет) на 66 часов в год, занятия по 2 раза  в неделю по 35 минут;

·       для музыкальных групп подготовительного отделения (6-7 лет) на 33 часа в год, занятия по 1 разу  в неделю по 35 минут;

·       для групп художественно-эстетической студии подготовительного отделения (5 лет) на 33 часа в год, занятия по 1 разу  в неделю по 25-30 минут. 

 

группа

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

хореографическая группа

35 минут

2 занятия

2 час

66 часов

музыкальная группа

35 минут

1 занятие

1 час

33 часа

группа ХЭС

(5 лет)

25-30 минут

1 занятие

1 час

33 часа

 

Форма проведения - занятий практические занятия, групповые.

Каждое  занятие  включает в себя все виды деятельности: ритмику, слушание и анализ музыки, упражнения на развитие навыков и умений, упражнения и игра на развитие внимания и ориентировку в пространстве, работу над танцевальными элементами, этюдами.

    Занятие  имеет свою структуру и включает в себя три основные части, направленные на решение конкретных задач и несущие определенную эмоционально-физическую нагрузку детям.

Ι-я часть – подготовительная, которая занимает ¼ от всего времени, подготавливает двигательный аппарат, нервную систему, эмоциональное состояние детей к основной части занятия.

ΙΙ-я часть – основная, в процессе которой происходит совершенствование ранее полученных навыков, применение их в творческой ситуации, работа с детьми над этюдами и композициями. Эта часть занятия составляет 2/4.

ΙΙΙ-я часть  – заключительная, занимает ¼ от занятия, снимает напряжение, излишнюю эмоциональность. Здесь можно использовать музыкальные игры, свободное действие под музыку.

В конце 1 и 2  полугодия проводятся открытые занятия для родителей воспитанников  и педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учебно-тематическое  планирование  по ритмике и танцу  

для воспитанников хореографических групп подготовительного отделения

 

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

 

Раздел 1. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты, музыкального движения.

14 часов

1

Метроритм. Длительности. Связь их с движением.

6

2

Выразительные средства музыки и танца

6

3

Музыкально-ритмические игры. «Музыкальный переход»

2

 

Раздел 2. Упражнения на развитие основных навыков и умений

12 часов

1.

Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата

4

2

Партерные упражнения

4

3

Прыжки

4

 

Раздел 3 Игры на развитие внимания

10 часов

1

Музыкально-ритмические игры с предметами. Игры с мячом.

4

2

Упражнения на развитие координации. «Догонялки» в музыкальном размере 2/4 и 4/4.

4

3

Музыкально-ритмическая игры «Плетень», «Веселые пары» и тд.

2

 

Раздел 4 Упражнения на ориентировку в пространстве

12 часов

1

«Интервал». Ориентация в пространстве класса. Понятие движение «по линии танца».

8

2

Рисунки танца

4

 

Раздел 5 Танцевальные элементы, этюды и танцы

18 часов

1

Обогащение двигательного опыта

8

2

Работа над этюдами

6

3

Танцевальные композиции

4

 Всего

66 часов

 


2. 1   Учебно-тематическое  планирование  по ритмике и танцу

для воспитанников музыкальных  групп подготовительного отделения

 

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

 

Раздел 1. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты, музыкального движения.

10 часов

1

Метроритм. Длительности. Связь их с движением.

4

2

Выразительные средства музыки и танца

4

3

Музыкально-ритмические игры:  «Самолеты», «Уголки», и др.

2

 

Раздел 2. Упражнения на развитие основных навыков и умений

6 часов

1.

Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата

2

2

Партерные упражнения

2

3

Прыжки

2

 

Раздел 3.  Игры на развитие внимания

6 часов

1

Музыкально-ритмические игры с предметами. Игры с мячом.

2

2

Упражнения на развитие координации. «Догонялки» в музыкальном размере 2/4 и 4/4.

2

3

Музыкально-ритмическая игры: «Дружба», «Гномы и великаны» и тд.

2

 

Раздел 4 Упражнения на ориентировку в пространстве

4часа

1

Ориентация в пространстве класса.

3

2

Рисунки танца

1

 

Раздел 5 Танцевальные элементы, этюды и танцы

7 часов

1

Обогащение двигательного опыта

3

2

Работа над этюдами

2

3

Танцевальные композиции

2

 Всего

33 часа

 


2. 2  Учебно-тематическое  планирование  по ритмике и танцу

для групп художественно-эстетической студии (5 лет) подготовительного отделения

 

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

 

Раздел 1. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты, музыкального движения.

7 часов

1

Понятие «сильная доля». Связь музыки  с движением.

2

2

Выразительные средства музыки и танца

2

3

Музыкально-ритмические игры. «Зайка серенький», «Цыплята» и др.

3

 

Раздел 2. Упражнения на развитие основных навыков и умений

6 часов

1.

Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата

3

2

Партерные упражнения

2

3

Прыжки

1

 

Раздел 3 Игры на развитие внимания

8 часов

1

Музыкально-ритмические игры с предметами.

Игры с куклой, с мячом.

3

2

Упражнения на развитие координации, различение правой и левой стороны, ноги, руки, движения только влево, только вправо и др.

2

3

Музыкально-ритмическая игры «Курочка и цыплята», «Козлики» и тд.

3

 

 

Раздел 4 Упражнения на ориентировку в пространстве

4 часа

1

Ориентация в пространстве класса. Движение по кругу. Сужение-расширение круга и т.д

3

2

Рисунки танца

1

 

Раздел 5 Танцевальные элементы, этюды и танцы

8 часов

1

Обогащение двигательного опыта

4

2

Работа над этюдами

2

3

Танцевальные композиции

2

 Всего

33 часа

 

 


 

  Список литературы для педагога

1.     «Ритмика и танец» Программа и методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста. Автор Бриске И.Э., доцент ЧГИИК, кафедра хореографии. – Челябинск. 1993.

2.      «Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей». Методическая разработка к программе по классическому танцу для школ искусств (1год обучения) МК РФ ЦНМК, составитель Васильева Н.И. - М., 1983.

3.      «Ритмика и танец» программа для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств. МК РФ ЦНМК, составитель Бахто С.Е. – М., 1984.

4.     Певхенен Э.Н. Классический танец. Методическая разработка для преподавателей хореографии ДЩИ (начальное обучение). – Челябинск – 1990.

5.     Рассохина А.Г.Александрова и ритмика Далькоза в нашей стране (из прошлого советской музыкальной культуры). – М. – 1982. Выпуск 3.

6.     Сухомлинский В.а. Сердце отдаю детям. – Киев – 1973.

7.     Франио Г., Лифиц И Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальной школы. – М.: Музыка. – 1995.

8.     Шукшина З. Ритмика. – М.: Музыка. – 1976.

9.     Шкода А., Нестерюк Т. Гимнастика маленьких волшебников (элементы йоги для детей). М.: ДТД. – 1993.

10. Ритмика и танец. Программа для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств. – М.: Минкультуры РФ, ЦНМК. – 1984.

11. Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей (Методическая разработка к программе «Классический танец для школ искусств. 1 год обучения).- М.: Минкультуры РФ, ЦНМК. – 1983.

12. Бальный танец для школьников. Методические рекомендации и программа. – М.: ВНМЦ НТ и КПР. – 1984.

 

 

 

Список  литературы для родителей

 

1.     Барышникова Т. Азбука хореографии. – Спб.: «Люкси» – 1996.

2.     Упражнения, этюды и танцы для дошкольников. Автор Бриске И.Э., доцент ЧГИИК, кафедра хореографии. – Челябинск.-1996.

3.     Константинова А.И. Игровой стретчинг (методика работы с детьми дошкольного возраста). – Спб. – 1993.

4.     Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике (выпуск 1). –М.: Музыка. – 1972.

5.     Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). – М.: Посвещение. – 1984.


6.    

Комитет по делам образования города

Комитет по делам образования города

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и танец»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и танец»

Ожидаемый результат. В конце года обучения учащиеся должны знать и уметь: · знать понятие «музыкальная фраза», согласовывать движения с музыкой, слышать окончание фраз и различать…

Ожидаемый результат. В конце года обучения учащиеся должны знать и уметь: · знать понятие «музыкальная фраза», согласовывать движения с музыкой, слышать окончание фраз и различать…

Продолжительность занятия

Продолжительность занятия

Учебно-тематическое планирование по ритмике и танцу для воспитанников хореографических групп подготовительного отделения п/п

Учебно-тематическое планирование по ритмике и танцу для воспитанников хореографических групп подготовительного отделения п/п

Учебно-тематическое планирование по ритмике и танцу для воспитанников музыкальных групп подготовительного отделения п/п

Учебно-тематическое планирование по ритмике и танцу для воспитанников музыкальных групп подготовительного отделения п/п

Учебно-тематическое планирование по ритмике и танцу для групп художественно-эстетической студии (5 лет) подготовительного отделения п/п

Учебно-тематическое планирование по ритмике и танцу для групп художественно-эстетической студии (5 лет) подготовительного отделения п/п

Список литературы для педагога 1

Список литературы для педагога 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020