ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ОМСКА «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА»
|
|
Принята на заседании |
УТВЕРЖДАЮ |
методического Совета от «____»___________20__ года |
ДиректорБОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» |
Протокол № _____________ |
________________ Ю.В.Плоцкая |
|
«_____»_____________20__года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Мир народной культуры» (стартовый уровень)
|
|
Возраст учащихся – 7-11 лет Срок реализации – 2/4 недели Трудоёмкость программы - 8 часов Форма обучения - очная |
|
|
Автор - составитель: Дворянчикова Ксения Сергеевна, Педагог дополнительного образования |
Омск, 2023 г. |
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «» имеет социально – гуманитарную направленность, ориентирована на развитие творческого потенциала, содействует профессиональной ориентации подростков.
Программа «Мир народной культуры» по уровню сложности содержания
образования является модулем стартового уровня
Целью программы является формирование у учащихся социальной активности, содействие их профессиональному самоопределению.
После обучения по программе учащийся:
- познакомится с особенностями педагогической профессии и основами знаний в деятельности вожатого;
- освоит некоторые базовые понятия в педагогической деятельности;
- станет более уверенным, ответственным, научится преодолевать трудности. ?????? Не уверена убирать ли это
- знает названия народных праздников и обрядовых календарных игр, связанных с ними;
- знает особенности построения докучных сказок;
- знает особенности жанра скороговорок;
- имеет опыт игрового взаимодействия со сверстниками;
- умеет сочетать пение с движением в хороводах и хороводных играх по показу. (Подойдет?)
Для обучения принимаются все желающие в возрасте от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы – 2/4 недели.. Трудоёмкость программы - 8 часов.
Оглавление
1. Пояснительная записка ......................................................... 4
2. Учебно-тематический план .................................................. 7
3. Содержание ............................................................................ 8
4. Календарный учебный график .............................................. 10
5. Контрольно-оценочные средства ......................................... 11
6. Условия реализации программы .......................................... 13
7. Список литературы ............................................................... 14
Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные календарные игры» имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для обучения и воспитания детей в возрасте от 7 до 11 лет. Программа включает в себя знакомство с основными видами народных традиционных игр, заключенными в них духовными, нравственными, эстетическими ценностями, связанными с жизнью природы, семьи и историей родной земли.
Актуальность программы. Современный воспитательный и образовательный процесс требует совершенно нового подхода к решению задач по формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе и духовную и эстетическую красоту. Далеко не каждая современная мать может дать своему ребенку необходимые знания о законах жизни, здоровья и красоты. Немногие семьи сохранили традиции «русской патриархальности», на которых воспитывались многие поколения русских людей, даже и в советскую эпоху. Поэтому программа, в основе которой лежат знания предков об устройстве мира, об основных его законах, влияющих на жизнь природы и человека, об отношениях людей между собой, об устройстве дома и семьи просто необходимы не только ребенку, но и его родителям, решает социальный заказ общества.
Народная культура – основа, от которой произошли все последующие направления, в том числе и современное искусство. Поэтому знакомство с традициями наших предков, календарными народными играми и праздниками, обрядами, музыкальным и игровым фольклором, овладение навыками исполнительства является той природной естественной основой, на которой строится дальнейшее развитие всех человеческих качеств ребенка.
Адресат программы, особенности набора учащихся. Программа адресована всем желающим в возрасте 7-11 лет, имеющим интерес к народной культуре. При зачислении наличия базовых знаний и специальной подготовки не требуется.
Возрастные и психологические особенности детей 7-11 лет. В младшем школьном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.
В 7-8 лет познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Развиваются навыки обобщения и рассуждения. Внимание становится произвольным. У детей появляется особый интерес к печатному слову.
В возрасте 9-11 лет ребёнок уже может понимать причину и следствие, обладает хорошим историческим и хронологическим чувством времени, пространства, месторасположения и расстояния. Ребёнок в этом возрасте хорошо мыслит и лучше начинает понимать абстрактные идеи, хорошо запоминает большой объём информации.
Стремление 9-11 - летнего ребёнка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение частных задач. Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства уверенности в своих силах.
У детей этого возраста во время игровых занятий развивается долговременная и оперативная память. Мозг ребёнка пытается переработать визуальную информацию. Такая нагрузка сказывается положительно на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.
Состав групп постоянный, наполняемость в группах составляет 12 15 человек. Учебные группы формируются из учащихся одного возрастного диапазона 7-8, 8-9, 9-10 и 10-11 лет.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 2/4 недели. Трудоёмкость программы 8 часов.
Продолжительность и режим занятий Занятия проводятся один или два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа 40 минут, перерыв между часами - 10 минут.
Форма обучения – очная.
Форма организации деятельности объединения – учебная группа.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Формы организации образовательного процесса: основной формой работы являются групповые обучающие занятия игровой практикум, беседа, игра.
Цель: приобщение учащихся младшего школьного возраста к основам русской народной культуры через включение в практическую игровую деятельность.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к национальным традициям, семье, народной культуре;
- развивать навыки групповой работы, навыки оценки деятельности;
- учить народным играм, связанным с праздниками народного календаря;
- формировать знания о жанрах словесного фольклора (докучные сказки, скороговорки);
- учить сочетать пение с движением в хороводах и хороводных играх.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты.
После окончания обучения по программе учащийся:
- проявляет уважительное отношение к национальным традициям, народной культуре;
- проявляет интерес к изучению народной культуры.
Метапредметные результаты.
После окончания обучения по программе учащийся:
- умеет договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходит к общему с партнёрами по деятельности решению;
- умеет излагать свои мысли, аргументировать их;
- умеет оценивать свою работу и работу сверстников по критериям;
Результаты по направленности (профилю) программы.
После окончания обучения по программе учащийся:
- знает названия народных праздников и обрядовых календарных игр, связанных с ними;
- знает особенности построения докучных сказок;
- знает особенности жанра скороговорок;
- имеет опыт игрового взаимодействия со сверстниками;
- умеет сочетать пение с движением в хороводах и хороводных играх по показу.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Название разделов (тем) |
Количество часов |
Формы контроля/ аттестации |
|
1 |
Вводное занятие. Народный календарь |
2 |
педагогическое наблюдение, анализ ответов учащихся в ходе беседы |
|
2 |
Словесный фольклор. Докучные сказки |
2 |
педагогическое наблюдение |
|
3 |
Словесный фольклор. Скороговорки |
2 |
педагогическое наблюдение, анализ выполнения творческих заданий |
|
4 |
Итоговое занятие. Хороводные игры |
2 |
педагогическое наблюдение, викторина |
Содержание
1. Вводное занятие. Народный календарь.
Теоретические понятия и термины. Правила поведения и техника безопасности в учебном кабинете и в образовательном учреждении. Народный календарь. Привязка праздников и обрядов к календарю. Осенние праздники («Осенины»), зимние праздники («Масленица»), весенние праздники («Веснянка»), летние праздники («Троица») , календарные игры.
Практическая работа. Групповое обсуждение взаимосвязи хороводных игр с трудовыми действиями народа, значение сохранения народных традиций. Народные календарные игры: хороводная игра «Осень, осень к нам пришла» (осень), «Гори, гори ясно» (зима), «Кулики» (весна), «Земелюшка чернозем » (лето). Рефлексия.
Формы проведения занятия: игровой практикум.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ ответов учащихся в ходе беседы.
2. Словесный фольклор. Докучные сказки
Теоретические понятия и термины. Словестный фольклор, ценность фольклора для современного человека. Докучные сказки, особенности их построения.
Практическая работа. Чтение докучных сказок в парах, выбор сказки для инсценировки из предложенных вариантов, распределение текста на диалоги. Выработка критериев оценки инсценировки. Демонстрация инсценировок. Взаимооценивание. Народная игра «Шел козёл дорогою…». Рефлексия.
Формы проведения занятия: практическое занятие.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
3. Словесный фольклор. Скороговорки
Теоретические понятия и термины. Скороговорка как жанр устного народного творчества. Значение скороговорок для развития речи.
Практическая работа. Групповая работа: сборка скороговорки по словам. Придумывание движений для скороговорки, игра «Эхо» (проговаривание группой собранной скороговорки, демонстрация движений, повтор другой группой). Игра-пантомима (отгадай скороговорку). Народная игра «Царевна ». Рефлексия.
Формы проведения занятия: практическое занятие.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ выполнения творческих заданий.
4. Хороводные игры
Теоретические понятия и термины. Хоровод и хороводные игры, Вечерка, её история, структура и назначение.
Практическая работа. Хороводные игры «Вейся, капустка», «Я на камушке сижу», «Плетень». Инсценирование песни «В огороде бел козел». Рефлексия.
Викторина по пройденному материалу программы.
Формы проведения занятия: тренинговое занятие.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
Контрольно-оценочные средства
Мониторинг образовательных результатов по программе имеет следующую структуру: входная диагностика (первое занятие), текущая диагностика (в конце каждого занятия), итоговая диагностика (итоговое занятие).
№ п/п Вид диагностических процедур
Цель, задачи (краткая характеристика) |
Объект контроля |
Метод контроля |
Входной контроль Выявление профильных, метапредметных, личностных качеств |
Действия обучающихся |
Педагогический анализ, наблюдение |
Текущий контроль Контроль освоения учебных элементов программы |
Действия обучающихся |
Педагогический анализ, наблюдение |
Итоговый контроль Контроль и фиксация результатов освоения программы |
Действия обучающихся |
Педагогический анализ, наблюдение нализ |
Виды контроля:
• Вводный ,
• Викторина
• Творческое задание
Формы контроля:
• педагогическое наблюдение,
• педагогический анализ активности обучающихся на занятиях.
• анализ выполнения творческих заданий
Критерии оценки результативности ДООП
Критерии |
Степени выраженности критерия |
Баллы |
|
Достижение личностных результатов |
|
||
Сформированность уважительного отношения к национальным традициям, народной культуре |
- проявляет устойчивый интерес к занятиям основами педагогической деятельности; - стремится найти дополнительную информацию; выходит за пределы изучаемого материала |
8-10 |
|
- проявляет интерес к новому; - интерес не выходит за пределы изучаемого материала |
4-7 |
||
- практически не проявляет интерес к избранному виду деятельности; - часто пропускает учебные занятия без уважительной причины |
0-3 |
||
Сформированность интереса к народной культуре |
-формирование интереса младших школьников к народной культуре |
0-3 |
|
-интерес к национальным традиция в процессе народных игр |
8-10 |
||
|
|
||
Достижение метапредметных результатов |
|
||
Сформированость умений учебного сотрудничества |
- договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходит к общему с партнёрами по деятельности решению; - формулирует и аргументирует собственное мнение, учитывает мнения, отличные от собственного; - проявляет позитивное отношение к совместной деятельности |
8-10 |
|
- договаривается о распределении и функций и ролей в совместной деятельности, может сформулировать своё мнение; - не всегда готов учитывать мнения, отличные от собственного; - к совместной деятельности проявляет нейтральное или позитивное отношение |
4-7 |
||
- включается в диалог, при групповой работе не активен; - при распределении функций и ролей нуждается в помощи извне; - недостаточно чётко формулирует высказывания, собственное мнение не аргументирует, «навязывает» другим; - проявляет нейтральное или отрицательное отношение к совместной деятельности |
0-3 |
||
Сформированность умения излагать свои мысли, аргументировать |
- точно формулирует собственное мнение, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения; |
8-10 |
|
- не всегда достаточно чётко формулирует своё мнение, приведенные доказательства и аргументы не всегда убедительны; |
4-7 |
||
- не чётко формулирует своё мнение, не приводит аргументы. |
0-3 |
||
Сформированность самоконтроля (контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных умений) |
способен контролировать и оценивать процесс и результат собственной деятельности, участвует в формулировке критериев оценки самой деятельности и её продукта, на основе проведенной самооценки корректирует собственную деятельность, способен к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий, способен увидеть перспективы получения более высоких результатов |
8-10 |
|
способен контролировать и оценивать процесс и результат собственной деятельности по предложенным критериям при организующей помощи педагога, как правило, на основе проведенной самооценки способен к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий, может скорректировать собственную деятельность для улучшения результата |
4-7 |
||
не оценивает процесс и результат собственной деятельности или не руководствуется критериями в процессе оценки процесса и результата собственной деятельности; не прикладывает волевых усилий прерывает деятельность при возникновении трудностей |
0-3 |
||
Результаты по направленности (профилю) программы |
|
||
Теоретическая подготовка |
|
||
Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
- освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период |
8-10 |
|
- освоил знания в объёме более ½ объёма знаний, предусмотренных программой |
4-7 |
||
- овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой |
0-3 |
||
Владение специальной терминологией |
- осознанно и правильно употребляет специальные термины, в полном соответствии с их содержанием |
8-10 |
|
- сочетает специальную терминологию с бытовой |
4-7 |
||
как правило, избегает употреблять специальные термины, либо употребляет с искажённым пониманием смысла |
0-3 |
||
Практическая подготовка |
|
||
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
- учащийся освоил практически весь объём умений и навыков, предусмотренных программой в конкретный период |
8-10 |
|
- учащийся освоил более ½ объёма умений, предусмотренных программой |
4-7 |
||
- учащийся овладел менее чем ½ объёма умений, предусмотренных программой |
0-3 |
||
Уровень достижения трёх групп планируемых результатов по ДООП определяется исходя из среднего значения по всем критериям каждой группы планируемых результатов:
- повышенный уровень - от 8 до 10 баллов;
- базовый уровень - от 4 до 7 баллов;
- пониженный уровень от 0 до 3 баллов.
Условия реализации программы
Дидактическое обеспечение программы:
- наглядные пособия по программе,
- духовые народные инструменты,
- нотные сборники,
Информационно-образовательные ресурсы
- аудио-записи народных песен, сопровождающих игры;
- видео-записи народных песен, выступлений детей. ,
- обучающие видео-фильмы: «Мастер-класс: народные бытовые танцы Западной Сибири», «Тайна русской прялки», «Святочная вечерка», «Осенины», «Кузьминки об осени поминки»
Материально-техническое обеспечение программы:
- кабинеты для занятий, актовый зал, рекреации
- музыкальный центр, видео-плеер, телевизор, активная колонка.
- фортепиано, баян и синтезатор, народные шумовые и музыкальные инструменты;
- костюмы для участников ансамбля,
- необходимые атрибуты и оформление к праздникам.
- техническое оснащение: компьютер, проигрыватель СД-дисков, магнитофон, слайд- проектор, видеопроектор
- ширма, куклы.
Методическое обеспечение образовательной программы.
- разработки, сценарии
- видео мастер-классов по вокалу, хореографии, игре
- видео-записи календарных праздников студии,
- аудио-записи музыкального материала студии
- учебники
Список литературы
Список литературы для педагога:
1. https://art-library.vrn.muzkult.ru/news/56204787?mobile=1 И.А. Аганова, М.А. Давыдова «Фольклорные праздники в школе. Осень и зима: сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах». - Волгоград: Учитель, 2008.
2. https://art-library.vrn.muzkult.ru/news/56204787?mobile=1 И.А. Аганова, М.А. Давыдова «Фольклорные праздники в школе. Весна и лето: сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах». - Волгоград: Учитель, 2008.
Список литературы для учащихся и родителей:
3. https://www.litres.ru/book/olga-evgenevna-gromova/podvizhnye-igry-dlya-detey-67794933/ (текст электронный) Громова, О. В. Подвижные игры для детей / О. В.Громова. – Москва : Сфера, 2018 – 128 с.
4. https://art-library.vrn.muzkult.ru/news/56204787?mobile=1 Н.А. Грибкова, Т.В. Мануковская «Развеселая беседушка: фольклорные праздники для детей: Пособие. - Воронеж: ВОИПКРО, 2006. (текст электронный)
5. https://www.podpisnie.ru/books/detyam-o-kul-ture-i-traditsiyakh-russkogo-naroda/
«Детям о культуре и традициях русского народа» . Автор Куликова С. Ю. Издательство Паритет. Год издания 2021. (текст электронный)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.