ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Мир народной культуры» (стартовый уровень)
Оценка 4.8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Мир народной культуры» (стартовый уровень)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—6 кл
27.02.2024
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Мир народной культуры» (стартовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «» имеет социально – гуманитарную направленность, ориентирована на развитие творческого потенциала, содействует профессиональной ориентации подростков. Программа «Мир народной культуры» по уровню сложности содержания образования является модулем стартового уровня Целью программы является формирование у учащихся социальной активности, содействие их профессиональному самоопределению.
ПФ ДООП Мир народ.культуры_13.09.2023.docx

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ОМСКА

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА»

 

 

Принята на заседании

УТВЕРЖДАЮ

методического Совета от

«____»___________20__ года

Директор

БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО»

Протокол № _____________

________________ Ю.В.Плоцкая

 

«_____»_____________20__года

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности

«Мир народной культуры»

(стартовый уровень)

 

 

 

 

Возраст учащихся – 7-11 лет

Срок реализации – 2/4 недели

Трудоёмкость программы - 8 часов

Форма обучения - очная

 

 

 

 

Автор - составитель:

Дворянчикова Ксения Сергеевна,

Педагог дополнительного образования

Омск, 2023 г.


Аннотация

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «» имеет социально – гуманитарную направленность, ориентирована на развитие творческого потенциала, содействует профессиональной ориентации подростков.

Программа «Мир народной культуры» по уровню сложности содержания образования является модулем стартового уровня

Целью программы является формирование у учащихся социальной активности, содействие их профессиональному самоопределению.

После обучения по программе учащийся:

- познакомится с особенностями педагогической профессии и основами знаний в деятельности вожатого;

- освоит некоторые базовые понятия в педагогической деятельности;

- станет более уверенным, ответственным, научится преодолевать трудности. ?????? Не уверена убирать ли это

-       знает названия народных праздников и обрядовых календарных игр, связанных с ними;

-       знает особенности построения докучных сказок;

-       знает особенности жанра скороговорок;

-       имеет опыт игрового взаимодействия со сверстниками;

-       умеет сочетать пение с движением в хороводах и хороводных играх по показу. (Подойдет?)

 

Для обучения принимаются все желающие в возрасте от 7 до 11 лет.

Сроки реализации программы – 2/4 недели.. Трудоёмкость программы - 8 часов.

 


 

Оглавление

 

1. Пояснительная записка .........................................................   4

2. Учебно-тематический план ..................................................    7

3. Содержание ............................................................................   8

4. Календарный учебный график ..............................................  10

5. Контрольно-оценочные средства .........................................   11

6. Условия реализации программы ..........................................   13

7. Список литературы ...............................................................    14

 


 

Пояснительная записка

 

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные календарные игры»   имеет  социально-гуманитарную направленность  и предназначена для обучения и воспитания детей в возрасте от 7 до 11 лет. Программа включает в себя знакомство с основными видами народных традиционных игр, заключенными в них духовными, нравственными, эстетическими ценностями, связанными с жизнью природы, семьи и историей родной земли.

Актуальность программы. Современный воспитательный и образовательный процесс требует совершенно нового подхода к решению задач по формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе и духовную и эстетическую красоту. Далеко не каждая современная мать может дать своему ребенку необходимые знания о законах жизни, здоровья и красоты. Немногие семьи сохранили традиции «русской патриархальности»,  на которых воспитывались многие поколения русских людей, даже и в советскую эпоху. Поэтому программа, в основе которой лежат знания предков об устройстве мира, об основных его законах, влияющих на жизнь природы и человека, об отношениях людей между собой, об устройстве дома и семьи просто необходимы не только ребенку, но и его родителям, решает социальный заказ общества. 

Народная культура – основа, от которой произошли все последующие  направления, в том числе и современное искусство. Поэтому знакомство с традициями наших предков, календарными народными играми и праздниками, обрядами, музыкальным и игровым фольклором, овладение навыками исполнительства является той природной естественной основой, на которой строится дальнейшее развитие всех человеческих качеств ребенка.

Адресат программы, особенности набора учащихся. Программа адресована всем желающим в возрасте 7-11 лет, имеющим интерес к народной культуре. При зачислении наличия базовых знаний и специальной подготовки не требуется.

Возрастные и психологические особенности детей 7-11 лет. В младшем школьном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

В 7-8 лет познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Развиваются навыки обобщения и рассуждения. Внимание становится произвольным. У детей появляется особый интерес к печатному слову.

В возрасте 9-11 лет ребёнок уже может понимать причину и следствие, обладает хорошим историческим и хронологическим чувством времени, пространства, месторасположения и расстояния. Ребёнок в этом возрасте хорошо мыслит и лучше начинает понимать абстрактные идеи, хорошо запоминает большой объём информации.

Стремление 9-11 - летнего ребёнка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение частных задач. Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства уверенности в своих силах.

У детей этого возраста во время игровых занятий развивается долговременная и оперативная память. Мозг ребёнка пытается переработать визуальную информацию. Такая нагрузка сказывается положительно на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.

Состав  групп  постоянный,  наполняемость  в  группах  составляет  12 15 человек. Учебные группы формируются из учащихся одного возрастного диапазона 7-8, 8-9, 9-10 и 10-11 лет.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 2/4 недели. Трудоёмкость программы 8 часов.

Продолжительность и режим занятий Занятия проводятся один или два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа 40 минут, перерыв между часами - 10 минут.

Форма обучения – очная.

Форма организации деятельности объединенияучебная группа.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Формы организации образовательного процесса: основной формой работы являются групповые обучающие занятия игровой практикум, беседа, игра.

Цель: приобщение учащихся младшего школьного возраста к основам русской народной культуры через включение в практическую игровую деятельность.

Задачи:

-       воспитывать уважительное отношение к национальным традициям, семье, народной  культуре;

-       развивать навыки групповой работы, навыки оценки деятельности;

-       учить народным играм, связанным с праздниками народного календаря;

-       формировать знания о жанрах словесного фольклора (докучные сказки, скороговорки);

-       учить сочетать пение с движением в хороводах и хороводных играх.

 

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты.

После окончания обучения по программе  учащийся:

-       проявляет уважительное отношение к национальным традициям, народной  культуре;

-       проявляет интерес к изучению народной культуры.

Метапредметные результаты.

После окончания обучения по программе учащийся:

-       умеет договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходит к общему с партнёрами по деятельности решению;

-       умеет излагать свои мысли, аргументировать их;

-       умеет оценивать свою работу и работу сверстников по критериям;

Результаты по направленности (профилю) программы.

После окончания обучения по программе учащийся:

-       знает названия народных праздников и обрядовых календарных игр, связанных с ними;

-       знает особенности построения докучных сказок;

-       знает особенности жанра скороговорок;

-       имеет опыт игрового взаимодействия со сверстниками;

-       умеет сочетать пение с движением в хороводах и хороводных играх по показу.


 

Учебно-тематическое планирование

Название разделов (тем)

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

1

Вводное занятие. Народный календарь

2

педагогическое наблюдение, анализ ответов учащихся в ходе беседы

2

Словесный фольклор. Докучные сказки

2

педагогическое наблюдение

3

Словесный фольклор. Скороговорки

2

педагогическое наблюдение, анализ выполнения творческих заданий

4

Итоговое занятие. Хороводные игры

2

педагогическое наблюдение, викторина


 

Содержание

 

1.     Вводное занятие. Народный календарь.

Теоретические понятия и термины. Правила поведения и техника безопасности в учебном кабинете и в образовательном учреждении. Народный календарь. Привязка праздников и обрядов к календарю. Осенние праздники («Осенины»), зимние праздники («Масленица»), весенние праздники («Веснянка»), летние праздники  («Троица») , календарные игры.

Практическая работа. Групповое обсуждение взаимосвязи хороводных игр с трудовыми действиями народа, значение сохранения народных традиций. Народные календарные игры: хороводная игра «Осень, осень к нам пришла» (осень), «Гори, гори ясно» (зима), «Кулики» (весна), «Земелюшка чернозем » (лето).  Рефлексия.

Формы проведения занятия: игровой практикум.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ ответов учащихся в ходе беседы.

2.     Словесный фольклор. Докучные сказки

Теоретические понятия и термины. Словестный фольклор, ценность фольклора для современного человека. Докучные сказки, особенности их построения.

Практическая работа. Чтение докучных сказок в парах, выбор сказки для инсценировки из предложенных вариантов, распределение текста на диалоги. Выработка критериев оценки инсценировки. Демонстрация инсценировок. Взаимооценивание. Народная игра «Шел козёл дорогою…». Рефлексия.

Формы проведения занятия: практическое занятие.

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

3.     Словесный фольклор. Скороговорки

Теоретические понятия и термины. Скороговорка как жанр устного народного творчества. Значение скороговорок для развития речи.

Практическая работа. Групповая работа: сборка скороговорки по словам. Придумывание движений для скороговорки, игра «Эхо» (проговаривание группой собранной скороговорки, демонстрация движений, повтор другой группой). Игра-пантомима (отгадай скороговорку). Народная игра «Царевна ». Рефлексия.

Формы проведения занятия: практическое занятие.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ выполнения творческих заданий.

4.     Хороводные игры

Теоретические понятия и термины. Хоровод и хороводные игры, Вечерка, её история, структура и назначение.

Практическая работа. Хороводные игры «Вейся, капустка», «Я на камушке сижу»,  «Плетень». Инсценирование песни «В огороде бел козел». Рефлексия.

Викторина по пройденному материалу программы.

Формы проведения занятия: тренинговое занятие.

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

 

 


 

Контрольно-оценочные средства

 

Мониторинг образовательных результатов по программе имеет следующую структуру: входная диагностика (первое занятие), текущая диагностика (в конце каждого занятия), итоговая диагностика (итоговое занятие).

 

№ п/п         Вид диагностических процедур

Цель, задачи (краткая характеристика)

Объект контроля

Метод контроля

Входной контроль         Выявление профильных, метапредметных, личностных качеств

Действия обучающихся

Педагогический анализ, наблюдение

Текущий контроль         Контроль освоения учебных элементов программы

Действия обучающихся

Педагогический анализ, наблюдение

Итоговый контроль         Контроль и фиксация результатов освоения программы   

Действия обучающихся

Педагогический анализ, наблюдение нализ

        

        

Виды контроля:

                    Вводный ,

                    Викторина

                    Творческое задание

 

Формы контроля:

                    педагогическое наблюдение, 

                    педагогический анализ активности обучающихся на занятиях.

 

                    анализ выполнения творческих заданий

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки результативности ДООП

 

Критерии

Степени выраженности критерия

Баллы

Достижение личностных результатов

 

Сформированность уважительного отношения к национальным традициям, народной  культуре

- проявляет устойчивый интерес к занятиям основами педагогической деятельности;

- стремится найти дополнительную информацию; выходит за пределы изучаемого материала

8-10

- проявляет интерес к новому;

- интерес не выходит за пределы изучаемого материала

4-7

- практически не проявляет интерес к избранному виду деятельности;

- часто пропускает учебные занятия без уважительной причины

0-3

Сформированность интереса к народной культуре

-формирование интереса младших школьников к народной культуре

0-3

-интерес к национальным традиция в процессе народных игр

8-10

 

 

Достижение метапредметных результатов

 

Сформированость умений учебного сотрудничества

- договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходит к общему с партнёрами по деятельности решению;

- формулирует и аргументирует собственное мнение, учитывает мнения, отличные от собственного;

- проявляет позитивное отношение к совместной деятельности

8-10

- договаривается о распределении и функций и ролей в совместной деятельности, может сформулировать своё мнение;

- не всегда готов учитывать мнения, отличные от собственного;

- к совместной деятельности проявляет нейтральное или позитивное отношение

4-7

- включается в диалог, при групповой работе не активен;

- при распределении функций и ролей нуждается в помощи извне;

- недостаточно чётко формулирует высказывания, собственное мнение не аргументирует, «навязывает» другим;

- проявляет нейтральное или отрицательное отношение к совместной деятельности

0-3

Сформированность умения излагать свои мысли, аргументировать

- точно формулирует собственное мнение, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения;

8-10

- не всегда достаточно чётко формулирует своё мнение, приведенные доказательства и аргументы не всегда убедительны;

4-7

- не чётко формулирует своё мнение, не приводит аргументы.

0-3

Сформированность самоконтроля (контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных умений)

способен контролировать и оценивать процесс и результат собственной деятельности, участвует в формулировке критериев оценки самой деятельности и её продукта, на основе  проведенной самооценки корректирует собственную деятельность, способен к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий, способен увидеть перспективы получения более высоких результатов

8-10

способен контролировать и оценивать процесс и результат собственной деятельности по предложенным критериям при организующей помощи педагога, как правило, на основе  проведенной самооценки способен к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий, может скорректировать собственную деятельность для улучшения результата

4-7

не оценивает процесс и результат собственной деятельности или не руководствуется критериями в процессе оценки процесса и результата собственной деятельности; не прикладывает волевых усилий прерывает деятельность при возникновении трудностей

0-3

Результаты по направленности (профилю) программы

 

Теоретическая подготовка

 

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

- освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период

8-10

- освоил знания в объёме более ½ объёма знаний, предусмотренных программой

4-7

- овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой

0-3

Владение специальной терминологией 

- осознанно и правильно употребляет специальные термины, в полном соответствии с их содержанием

8-10

- сочетает специальную терминологию с бытовой

4-7

как правило, избегает употреблять специальные термины, либо употребляет с искажённым пониманием смысла

0-3

Практическая подготовка

 

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

- учащийся освоил практически весь объём умений и навыков, предусмотренных программой в конкретный период

8-10

- учащийся освоил более ½ объёма умений, предусмотренных программой

4-7

- учащийся овладел менее чем ½ объёма умений, предусмотренных программой

0-3

 

Уровень достижения трёх групп планируемых результатов по ДООП определяется исходя из среднего значения по всем критериям каждой группы планируемых результатов:

-       повышенный уровень - от 8 до 10 баллов;

-       базовый уровень - от 4 до 7 баллов;

-       пониженный уровень от 0 до 3 баллов.

 

Условия реализации программы

 

Дидактическое обеспечение программы:

 -  наглядные пособия по программе,

-  духовые народные инструменты,

 - нотные сборники,

 

Информационно-образовательные ресурсы

- аудио-записи народных песен, сопровождающих игры;

 - видео-записи народных песен, выступлений детей.  ,

- обучающие видео-фильмы: «Мастер-класс: народные бытовые танцы Западной Сибири», «Тайна русской прялки», «Святочная вечерка», «Осенины», «Кузьминки об осени поминки»

 

 Материально-техническое обеспечение программы:

 -   кабинеты для занятий, актовый зал, рекреации

-   музыкальный центр, видео-плеер, телевизор, активная колонка.

-   фортепиано, баян и синтезатор, народные шумовые и  музыкальные инструменты;

-   костюмы для участников ансамбля,

-   необходимые атрибуты и оформление к праздникам. 

- техническое оснащение: компьютер, проигрыватель СД-дисков, магнитофон, слайд-         проектор, видеопроектор

-   ширма, куклы.

 

Методическое обеспечение образовательной программы.

     - разработки, сценарии 

    - видео мастер-классов по вокалу, хореографии, игре

    - видео-записи календарных праздников студии,

    - аудио-записи музыкального материала студии

   - учебники

 


 

Список литературы

 

Список литературы для педагога:

1.     https://art-library.vrn.muzkult.ru/news/56204787?mobile=1 И.А. Аганова, М.А. Давыдова «Фольклорные праздники в школе. Осень и зима: сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах». - Волгоград: Учитель, 2008.

2.      https://art-library.vrn.muzkult.ru/news/56204787?mobile=1 И.А. Аганова, М.А. Давыдова «Фольклорные праздники в школе. Весна и лето: сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах». - Волгоград: Учитель, 2008.

 

Список литературы для учащихся и родителей:

3.     https://www.litres.ru/book/olga-evgenevna-gromova/podvizhnye-igry-dlya-detey-67794933/ (текст электронный) Громова, О. В. Подвижные игры для детей / О. В.Громова. – Москва : Сфера, 2018 – 128 с.

4.      https://art-library.vrn.muzkult.ru/news/56204787?mobile=1 Н.А. Грибкова, Т.В. Мануковская «Развеселая беседушка: фольклорные праздники для детей: Пособие. - Воронеж: ВОИПКРО, 2006. (текст электронный)

5.      https://www.podpisnie.ru/books/detyam-o-kul-ture-i-traditsiyakh-russkogo-naroda/

 «Детям о культуре и традициях русского народа» . Автор Куликова С. Ю. Издательство      Паритет. Год издания 2021. (текст электронный)


 

Скачано с www.znanio.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «» имеет социально – гуманитарную направленность, ориентирована на развитие творческого потенциала, содействует профессиональной ориентации подростков

Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «» имеет социально – гуманитарную направленность, ориентирована на развитие творческого потенциала, содействует профессиональной ориентации подростков

Оглавление 1. Пояснительная записка

Оглавление 1. Пояснительная записка

Пояснительная записка Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные календарные игры» имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для обучения и воспитания детей в возрасте от 7 до…

Пояснительная записка Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные календарные игры» имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для обучения и воспитания детей в возрасте от 7 до…

Развиваются навыки обобщения и рассуждения

Развиваются навыки обобщения и рассуждения

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы

Учебно-тематическое планирование №

Учебно-тематическое планирование №

Содержание 1. Вводное занятие

Содержание 1. Вводное занятие

Теоретические понятия и термины

Теоретические понятия и термины

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Критерии оценки результативности

Критерии оценки результативности

Сформированность самоконтроля (контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных умений) способен контролировать и оценивать процесс и результат собственной деятельности, участвует в формулировке критериев оценки самой деятельности и её продукта,…

Сформированность самоконтроля (контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных умений) способен контролировать и оценивать процесс и результат собственной деятельности, участвует в формулировке критериев оценки самой деятельности и её продукта,…

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Список литературы Список литературы для педагога: 1

Список литературы Список литературы для педагога: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2024