ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

  • Документация
  • docx
  • 02.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Интегрированный курс подготовки детей к школе.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ИВАНОВНЫ ГРИШКО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩЕРБИНОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА СТАРОЩЕРБИНОВСКАЯ

 

Принята

на заседании педагогического совета

от «30» августа 2021года

протокол№4

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №3

__________ А.В.Попова

«30» августа 2021г

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

«Интегрированный курс подготовки детей к школе»

 

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год: 36ч

Возрастная категория:от 5 до 7 лет

Состав группы: до 15 человек

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе

ID-номер Программы в навигаторе:__________

 

 

Автор-составитель:

 Компаниец Валерия Игоревна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

ст. Старощербиновская, 2021 год

ПАСПОРТ

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической  направленности «Интегрированный курс подготовки детей к школе»

 

Наименование муниципалитета

Щербиновский район

 

Наименование организации

муниципального бюджетного общего учреждения средней общеобразовательной школы №3 имени Екатерины Ивановны Гришко муниципального образования

Щербиновский район станица Старощербиновская

 

ID-номер программы в АИС          «Навигатор»

 

 

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интегрированный курс подготовки детей к школе»

 

Механизм финансирования

(ПФДО, муниципальное задание,    внебюджет)

Внебюджет

 

ФИО автора (составителя) программы

Компаниец Валерия Игоревна

 

Краткое описание программы

Программа представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, память, воображение, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа имеет социально-педагогическую направленность.

 

Форма обучения

очная

 

Уровень содержания

ознакомительный

 

Продолжительность освоения (объём)

1 год  – 36 часов

 

Возрастная категория

от 5 до 7 лет

 

Цель программы

всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

 

Задачи программы

Предметные:

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

- развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата;

- обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи;

- развитие умения оперировать единицами языка, звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

 - формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания);

-формирование в сознании ребенка целостной картины мира на основе накопления культурного опыта (знаний, деятельности, общения) в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, сверстниками и взрослыми, в том числе в непосредственной образовательной деятельности;

Личностные:

- формирование коммуникативной культуры, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом, взрослыми людьми и со сверстниками;

- развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, творческой активности, стремления к расширению знаний, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации;

-развитие умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

Метапредметные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

 

Ожидаемые результаты

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

- распознавать первый звук в словах;

- внимательно слушать литературные произведения;

- называть персонажей, основные события;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

- составлять элементарный рассказ по серии картинок;

- обсуждать нравственные стороны поступков людей;

- участвовать в коллективных разговорах;

- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

- считать от 0 до 10  и в обратном направлении;

- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

-ориентироваться в пространстве;

- ориентироваться в тетради в клетку;

- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

- работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;

-  применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;

-проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;

- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе

 

 

Особые условия  (доступность для детей с ОВЗ)

нет

 

Возможность реализации в сетевой форме

нет

 

Возможность реализации в  электронном формате с применением дистанционных технологий

да

 

Материально-техническая база

Печатные пособия: комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв; наборы сюжетных (предметных) картинок;словари по русскому языку: толковый словарь; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

Технические средства обучения:  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; мультимедийный проектор; компьютер.

Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи в соответствии с программой обучения; видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности); слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности); мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.

Игры и игрушки: наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др); настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

Оборудование класса: ученические столы двухместные с комплектом стульев; стол учительский с тумбою; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

 

Д

Д

Ф

Д

 

Д

Д

Д

Д

Д

Д

 

 

Д

Д

Д

Д

 

П

Ф

 

К

Д

Д

Д

Д

 

 

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ  

 

«Интегрированный курс подготовки детей к школе» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Дополнительная образовательная программа для обучения в группах адаптации детей к условиям школьной жизни  разработана на основе следующих нормативных правовых документов: 

1.                 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.                 Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3.                 Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).

4.                 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей», в редакции протокола президиума Совета при Президенте  Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19 сентября 2017 года № 66 (7).

5.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.

6.                 Федеральный проект «Успех каждого ребенка», в редакции протокола заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года №3.

7.                 Региональный проект «Успех каждого ребенка» в редакции протокола проектного комитета от 9 апреля 2019 года №5.

8.                 Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

9.                 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

10.            Методические рекомендации  по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Краснодар 2020 год).

11.            Устав муниципального бюджетного общего учреждения средней общеобразовательной школы №3 имени Екатерины Ивановны Гришко муниципального образования Щербиновский район станица

Старощербиновская от 08.12.2020 № 478

12.            Положение об оказании платных образовательных услуг муниципального бюджетного общего учреждения средней общеобразовательной школы №3 имени Екатерины Ивановны Гришко муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская от 30.09.2021 №238/1.  

Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность: подготовка к школе детей 5-7 лет» автор Федосова Н.А. и др., программы Косиновой Е.М. и адаптирована к условиям ОУ. Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия:

1.                 Н.А.Гоголева. «Я учу звуки и буквы». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2016.

2.                 К.В.Шевелев  «Краткий курс подготовки к школе по математике». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2020.

3.                 А.А. Плешаков. «Зелёная тропинка». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2016.

 

Пояснительная записка

 

Направленность. «Интегрированный курс подготовки детей к школе» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, память, воображение, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Актуальность программы состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни.

Новизна программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том что, она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения. Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.

Отличительная особенность заключается в отборе содержания учебного материала, в построении учебно-тематического плана. Так же темы программы адаптированы в соответствии с возрастом детей. Программа разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа России». Данный УМК построен таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно – полиграфическое  исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС.

Программа «Школа России» доступна для дошкольников, гарантирует достижение положительного результата в обучении и реальные возможности личностного развития, так как построена на таких принципах как: учет возрастных особенностей, постепенное наращивание трудностей, открытость новому.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования, предлагает личностно-ориентированную модель подготовки к школе и позволяют организовать системную подготовку детей к обучению в начальных классах. Программа «Преемственность» и комплект пособий подготовлены ведущими специалистами дошкольного и начального образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Комплект «Преемственность» не допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и дает возможность подготовить ребенка к обучению по любой системе.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

- единство развития, обучения и воспитания;

-  учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- комплексный подход;

-  систематичность и последовательность;

- вариативность и вариантность;

-   сознательность и творческая активность;

-  наглядность.

Адресат программы: Программа предназначена для детей 5-7лет. Этот возраст является периодом интенсивного преобразования познавательных процессов. Программа «Преемственность» рассчитана на детей 5-7 летнего возраста. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Педагог формирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача программы - пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов детей. Педагог обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные.

На обучение по программе принимаются все желающие в возрасте 5-7 лет.

Уровень программы: ознакомительный.

Сроки реализации программы: продолжительность образовательного процесса составляет 36 недель - 36 часов. 

Форма обучения – очная

Режим занятий занятия проводятся  2 раз в неделю по 30 минут.

Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика», «Окружающий мир». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 1 раз в неделю и 1 занятие в день 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Особенности организации образовательного процесса 

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: ознакомление с окружающим миром, совершенствование и развитие устной речи и графических навыков, введение в математику.

В процессе изучения данных разделов программы дети получат знания об окружающем мире и практических способах взаимодействия с ним. Программа направлена на общее психическое развитие и активизацию воображения. В ходе реализации содержания программы у детей будут формироваться приемы умственных действий: сравнения, обобщения, классификации. Сформируются навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом. Продолжится развитие речи, мелкой моторики и графических навыков, развитие умения составлять небольшой рассказ по картинке, умения произвольно удерживать внимание на предмете обсуждения, расширится словарный запас и общий кругозор детей, развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции, развитие эстетического вкуса и общей культуры ребенка.

Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Цель программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Основные задачи программы:

Предметные:

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

- развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата;

- обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи;

- развитие умения оперировать единицами языка, звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

 - формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания);

-формирование в сознании ребенка целостной картины мира на основе накопления культурного опыта (знаний, деятельности, общения) в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, сверстниками и взрослыми, в том числе в непосредственной образовательной деятельности;

 

Личностные:

- формирование коммуникативной культуры, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом, взрослыми людьми и со сверстниками;

- развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, творческой активности, стремления к расширению знаний, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации;

-развитие умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

Метапредметные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

 

Результаты освоения программы.

        В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

распознавать первый звук в словах;

внимательно слушать литературные произведения;

называть персонажей, основные события;

отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

составлять элементарный рассказ по серии картинок;

обсуждать нравственные стороны поступков людей;

участвовать в коллективных разговорах;

использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

считать от 0 до 10  и в обратном направлении;

определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

ориентироваться в пространстве;

ориентироваться в тетради в клетку;

выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

Ребенок получит возможность научиться:

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;

 применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;

проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;

проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе;

название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся;

научатся определять:

- признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

-различать объекты неживой и живой природы;

- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

 -называть основные особенности каждого времени года;

-называть дни недели;

- группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

различать овощи и фрукты; Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

распознавать первый звук в словах;

внимательно слушать литературные произведения;

называть персонажей, основные события;

отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

составлять элементарный рассказ по серии картинок;

обсуждать нравственные стороны поступков людей;

участвовать в коллективных разговорах;

использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

считать от 0 до 10  и в обратном направлении;

определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

ориентироваться в пространстве;

ориентироваться в тетради в клетку;

выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

Ребенок получит возможность научиться:

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;

 применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;

проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;

проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе

 

правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

 назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

правила сохранения и укрепления здоровья.


Учебный план

Учебный курс: «Обучение грамоте и развитие речи»

«Я учу звуки и буквы» Н.А. Гоголева

 

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Теоретические

Практические

1

Совершенствование и развитие устной речи

6

2

4

2

Подготовка к обучению чтению и письму

30

15

15

ИТОГО:

36

17

19

Учебный курс: «Математика»

«Краткий курс подготовки к школе по математике» К.В.Шевелев

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Теоретические

 

Практические

1.

Общие понятия

4

2

2

2.

Числа и операция над ними

10

5

5

3.

Пространственно-временные представления

10

5

5

4.

Геометрические фигуры и величины

12

6

6

ИТОГО:

36

18

18

Учебный курс: «Окружающий мир»

«Зелёная тропинка»  А.А.Плешаков

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Теоретические

Практические

1

Звёзды, Солнце и Луна

3

2

1

2

Чудесный мир растений.

12

6

6

3

Наши друзья – животные

9

7

2

4

Круглый год  

7

5

2

5

Окружающий мир и наша безопасность

5

4

1

ИТОГО:

36

24

12

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

 

Курс обучения грамоте тесно связан с курсом развития речи. Поэтому в его содержание включены речевые аспекты.

1. Звуки. Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами артикуляции, по произнесению звука. Проводится работа по его условному обозначению:

 · акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные);

· выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

· выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

· звуковой анализ состава слогов и слов;

· «чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений;

· ускорение процесса фонемообразования и подготовка детей к усвоению грамоты.

2. Слоги

 Раскрывается понятие «слог»:

 · слоговой анализ слов;

· выделение в словах первого и последнего слогов;

 · подбор слов на заданный слог;

· составление прямых и обратных слогов.

4.     Слова

· выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

· составление слова из звуков и слогов; из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

· изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

· последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

5.     Буквы

 · знакомство с буквами;

 · дифференциация понятий «звук» и «буква»;

· соотнесение букв и звуков.

6.     Связная устная речь.

· обучение ответам на вопросы диалогической речи;

· обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов.

7.     Целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти:

· выявление признаков сходства и различия между двумя и более буквами;

· выделение звуков со схожими характеристиками из группы звуков;

 · выделение лишнего звука (буквы, слога);

 · объединение звуков в группы;

· выявление логических несоответствий.

Календарно-тематический план курса «Обучение грамоте и развитие речи»

 

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дат проведения

Виды учебной деятельности

План

Факт

1.       

Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово»

1

 

 

 

2.       

Знакомство с термином «слог», «звук».

1

 

 

Развитие умение определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

3.       

Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. 

1

 

 

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

4.       

Гласный звук [а], буква А, а

1

 

 

Выделение звука [а] в слове. Дать понятие гласный (свободный) звук. Развитие мелкой мышцы руки, вырабатывать графические умения.

5.       

Гласный звук [о], буква О, о.

1

 

 

Выделение звука [о] в слове. Развивать умение определять место звука [о] в слове. Упражнять в правильном пользовании карандашом. Учить обводить и штриховать по нанесенному контуру.

6.       

Гласный звук [ы], буква ы.

1

 

 

Выделение звука [о] в слове. Определение количества звуков в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву ы, обводить рисунок по контуру.

7.       

Гласный звук [и], буква И, и.

1

 

 

Определение и обозначение гласных звуков [а], [о], [и] [ы]. Определение количества звуков в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву И,и, обводить рисунок сверху вниз.

8.       

Гласный звук [у], буква У, у.

1

 

 

Узнавание слова по количеству звуков. Развивать умение штриховать и писать печатную букву у, обводить  по контуру.

9.       

Согласные звуки [н], [н,], буква Н, н.

1

 

 

Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков [н], [н,] в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Н, н, обводить  по контуру.

10.   

Согласные звуки [м], [м,], буква М, м.

1

 

 

Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков [м], [м,]. Развивать умение штриховать и писать печатную букву М, м, обводить рисунок по контуру.

11.   

Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т.

1

 

 

Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков по артикуляции. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Т, т, обводить рисунок по контуру.

12.   

Согласные звуки [к], [к,], буква К, к.

1

 

 

Выбор слова по количеству звуков. Упражнение в определении твердости и мягкости согласных звуков [к], [к,]. Развивать умение штриховать и писать печатную букву К, к, обводить рисунок по контуру

13.   

Согласные звуки [р], [р,], буква Р, р.

1

 

 

Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове, упражнять в определении количестве слогов, выбирать слово по заданной схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Р, р, обводить линии слева направо.

14.   

Согласные звуки [л], [л,], буква Л, л.

1

 

 

Упражнять в определении звуков [л], [л,] в словах и слогах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Л, л, обводить линии слева направо.

15.   

Согласные звуки [в], [в,], буква В, в.

1

 

 

Упражнять в определении места звука [в], [в,] слове. Упражнение в определении количества слогов в слове. Построение модели слова. Обозначение звуков буквами. Развивать умение штриховать и писать печатную букву В, в, обводить наклонную линию с крючком влево.

16.   

Согласные звуки [с], [с,], буква С, с

1

 

 

Упражнять в определении места звука [в], [в,] слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка изогнутыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву С, с

17.   

Согласные звуки [п], [п,], буква П, п.

1

 

 

Выбор слов начинающих со звуков [п], [п,] из текста. Упражнение в определении и обозначении количества слогов в слове.  Выбор пропущенной буквы в словах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву П, п. печатание букв под диктовку.

18.   

Согласные звуки [з], [з,], буква З, з.

1

 

 

Выбор слова к звуковой модели. Учить объединять слова в группы по первому звуку. Развивать умение штриховать и писать печатную букву З, з, обводить рисунок

19.   

Согласные звуки [б], [б,], буква Б, б.

1

 

 

Упражнение в звуковом и слогов анализе слова. Учить объединять слова в группу по количеству слогов. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Б, б, обводить рисунок.

20.   

Согласные звуки [д], [д,], буква Д, д.

1

 

 

Повторение букв, обозначающих гласные звуки. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Б, б, обводить рисунок.

21.   

Согласный мягкий звук [й,],  буква Й, й.

1

 

 

Выбор слов со звуком [й,] в словах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Й, й, обводить рисунок под диктовку.

22.   

Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков.

1

 

 

Анализ произношения слов начинающихся со звуков [йа], обозначение их буквой Я. Анализ звука [а] после мягких согласных и обозначении его буквой Я (мя, ля, тя, дя).  Развивать умение штриховать и писать печатную букву Й, й. Нахождение изученных букв в рисунке и обводка их по контуру.

23.   

Согласные звуки [г], [г,], буква Г, г.

1

 

 

Упражнять в определении места звуков [г], [г,] словах и обозначение из знаками. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Г, г, писать волнообразную линию по образцу, обводить рисунок.

24.   

Согласный мягкий звук [ч,], буква Ч, ч.

1

 

 

Выбор слов с мягким согласным звуком [ч,], определение его места в слове.Подбор слов к определенной звуковой схеме.  Развивать умение штриховать и писать печатную букву Ч, ч, обводить петлеобразную линию.

25.   

Согласный твердый звук [ш], буква Ш, щ.

1

 

 

Анализ артикуляции твердого согласного [ш]. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слогов со звуком [ш]. Штриховка и письмо печатной буквы Ш, ш.

26.   

Согласный твердый звук [ш], буква Ш, щ.

1

 

 

Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ш]. Обводка волнообразной линии.

27.   

Гласный звук [э], буква Э, э.

1

 

 

Анализ артикуляции гласного [э]. выбор слов с данным звуком в слове. Штриховка и письмо печатной буквы Э, э. обводка овальных фигур.

28.   

Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков.

1

 

 

Наблюдение за особенностью произношения слов начинающихся  звуками [й], и обозначение их буквой Е. Штриховка и письмо печатной буквы Е, е.

29.   

Буква Ё, ё – показатель мягкости согласных звуков.

1

 

 

Наблюдение за особенностью произношения слов начинающихся  звуками [й], и обозначение их буквой Ё. Наблюдение за звуком [о], после мягким согласных и обозначение его буквой Ё.  Штриховка и письмо печатной буквы Ё, ё.

30.   

Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж.

1

 

 

Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ж]. Обводка волнообразной линии. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [х]. Обводка волнообразной линии.

31.   

Согласные звуки [х], [х,], буква Х, х.

1

 

 

Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [х]. Определение места звука [х] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. Обводка и штриховка фигур под диктовку.

32.   

Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков.

1

 

 

Анализ произношения слов, начинающихся звуками [йу] и обозначение звуков буквой Ю. Штриховка и письмо печатной буквы Ю, ю.

33.   

Согласный твердый звук [ц], буква Ц, ц.

1

 

 

Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ц]. Штриховка и письмо печатной буквы.

34.   

Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф, ф.

1

 

 

Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [ф]. Определение места звука [ф] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. Обводка и штриховка фигур под диктовку.

35.   

Буквы Ъ, Ь

1

 

 

Построение звуковых схем. Познакомить с ролью ъ и ь знака в словах. Штриховка букв.

36.   

Согласный мягкий звук [щ,], буква Щ, щ.

1

 

 

Выбор слов с мягким согласным звуком [щ,], определение его места в слове.Подбор слов к определенной звуковой схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Щ, щ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МАТЕМАТИКА»

1.Общие понятия Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. Формирование общих представлений о слоении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах. Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

Числа и операции над ними. Прямой и обратный счет в пределах 20. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность, обозначение чисел от 1 до 10 цифрами и точками. Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с использованием наглядной опоры. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Представление о натуральном числе как результате изменения величин (количественной характеристике свойств предметов) Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание чисел на числовом отрезке. (Сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка) Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно- временные представления. Примеры отношений: на- над -под, слева- справа- посередине, спереди- сзади, сверху- снизу, выше- ниже, шире- уже, длиннее- короче, толще- тоньше, раньше позже, позавчера- вчера- сегодня- завтра- послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность частей суток, дней в неделе, месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, равных фигурах. Замкнутых и незамкнутых линиях. Представление о длине, массе, объеме. Формирование в ходе игровых видов общения познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Развивать внимание, память, речь. Формировать мысленные операции: -анализ свойств исследуемых объектов и явлений;

-сравнение свойств предметов;

- обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;

- распределение предметов в группы по выбранному свойству;

-  классификация по выбранному свойству;

- синтез на основе выбранной структуры;

- конкретизация;

- аналогия

Календарно-тематический план курса «Математика»

 

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дат проведения

Виды учебной деятельности

План

Факт

37.   

Графические задачи

1

 

 

Названия, обозначение, последовательность чисел от 1 до 10.

Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному.

Принцип построения натурального ряда чисел.

Число 0. Его получение и обозначение.

Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=».

Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Сложение и вычитание вида □ + 1, 2, 3, 4; □ – 1, 2, 3, 4.

Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2,3,4.Точка. Отрезок. Виды геометрических фигу.Арифметические знаки. Понятия «равенство», «неравенство».

38.   

Много. Один.

1

 

 

39.   

Число 1.Цифра 1.

1

 

 

40.   

Ориентировка в пространстве.

1

 

 

41.   

Число 2.Цифра 2.

1

 

 

42.   

Пара.

1

 

 

43.   

Знаки плюс, минус, равно

1

 

 

44.   

Знаки больше, меньше

1

 

 

45.   

Порядковый счёт

1

 

 

46.   

Число 3.Цифра 3.

1

 

 

47.   

Логические задачи.

1

 

 

48.   

Ориентировка в пространстве

1

 

 

49.   

Число 4.Цифра 4.

1

 

 

50.   

Ориентировка во времени

1

 

 

51.   

Число 5.Цифра 5.

1

 

 

52.   

Геометрические фигуры

1

 

 

53.   

Геометрические фигуры

1

 

 

54.   

Число 6.Цифра 6.

1

 

 

55.   

Состав числа

1

 

 

56.   

Логические задачи

1

 

 

57.   

Число7.Цифра 7.

1

 

 

58.   

Цветы радуги.

1

 

 

59.   

Число 8.Цифра 8.

1

 

 

60.   

Счёт предметов

1

 

 

61.   

Число 9.Цифра 9.

1

 

 

62.   

Решение примеров

1

 

 

63.   

Логические задачи

1

 

 

64.   

Число 0.Цифра 0.

1

 

 

65.   

Ориентировка в пространстве

1

 

 

66.   

Число 10

1

 

 

67.   

Величина

1

 

 

Знакомство с величинами

68.   

Величина

1

 

 

69.   

Величина

1

 

 

70.   

Повторение изученного

1

 

 

71.   

Повторение изученного

1

 

 

 

72.   

Повторение изученного

1

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Звёзды, Солнце и Луна

     Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».

     Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.

     Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.

 Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.

   

Чудесный мир растений и грибов

     Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.

     Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.

     Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.

      Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или  Первые уроки экологической этики».

     Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

Наши друзья животные

     Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.

     Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).

     Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб.

     Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

     Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).

     Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.

     Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

     Правила безопасности при встречах и общении с животными.

Круглый год

     Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей).

     Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.

     Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.

Окружающий мир и наша безопасность

     Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми.

Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.

Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.

 

Календарно-тематический план курса «Окружающий мир»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дат

проведения

Виды учебной деятельности

 

план

факт

 

Звёзды, Солнце и Луна (3 ч)

 

 

 

1

Звёздное небо.

1

 

Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Находить на рисунке знакомые созвездия

 

 

2

Солнце и Луна.

1

 

 

3

Радуга. Народные приметы.

1

 

 

Чудесный мир растений (12 ч)

 

4

Как узнать растения?

1

 

Определять части цветкового растения.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Различать лиственные и хвойные растения.

Устанавливать различия между группами растений

Классифицировать растения по отличительным признакам

Составлять устный рассказ о красоте растений

 

5

Травянистые растения.

1

 

 

6

Кустарники.

1

 

 

7

Деревья.

1

 

 

8

Декоративные растения.

1

 

 

19

Овощи и фрукты.

1

 

 

10

Овощи и фрукты.

1

 

 

11

Съедобные и ядовитые растения.

1

 

 

12

Лекарственные растения.

1

 

 

13

Мхи и папоротники.

1

 

 

14

Грибы.

1

 

 

15

Растения в твоей «мастерской».

1

 

 

Наши друзья – животные (9 ч)

 

16

Как узнать животных?

1

 

Сравнивать и различать диких и домашних животных;

-приводить примеры диких и домашних животных

 

 17

В живом уголке.

1

 

 

18

Домашние животные.

1

 

Рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника.

 

19

Породы собак.

1

 

 

20

В мире насекомых.

1

 

Сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, приводить примеры насекомых

 

21

В мире рыб.

1

 

Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб

 

22

В мире птиц.

   1

 

Узнавать птиц на рисунке; описывать птицу по плану.

 

23

В мире зверей.

   1

 

Узнавать зверей на рисунке.

 

24

Какие ещё бывают животные?

1

 

 

Круглый год  (7 ч)

 

25

Времена года.

1

 

Представление о времени. Холодные и жаркие районы Земли. Перелётные птицы. Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д.

 

26

Времена года.

1

 

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.

 

 

27

Времена года. Осень.

1

 

 

28

Времена года. Зима.

1

 

 

29

Времена года. Весна.

1

 

 

30

Времена года. Лето.

1

 

 

31

Времена года. Лето.

1

 

 

 

Окружающий мир и наша безопасность (5 ч)

 

 

 

 

 

32

Правила безопасности дорожного движения.

1

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.

 

33

Правила безопасности дорожного движения.

1

 

 

 

34

Пожарная безопасность.

1

 

 

35

Пожарная безопасность.

1

 

 

 

   36

Обобщающий урок

1

 

 

 

 

Материально техническая база:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П – комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся).

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв.

Наборы сюжетных (предметных) картинок Словари по русскому языку: толковый словарь.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

Д

Д

Ф

Д

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Д

Д

Д

Д

Д

Д

С диагональю не менее 72 см

Размер не менее 150*150 см

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.

Д

Д

Д

Д

При наличии технических средств

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

П

Ф

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбою.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

К

Д

Д

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

 

Формы аттестации:

Промежуточная аттестация:

-   педагогическое наблюдение;

-   педагогический мониторинг;

-   регулярный анализ собственных достижений;

Итоговая аттестация:

-   Тестирование.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах.  Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.

Для выявления уровня психического развития ребенка учителем проводится наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях.

 

Методические материалы

В теоретическом освоении программы используются словесные методы обучения (беседа, объяснение, диалог и т.д.) при этом педагог придерживается определенных правил:

-изложение материала должно быть от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- в изложении материала должна прослеживаться логичность, четкость и ясность;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности учащихся;

- опора смысловой части беседы на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой.

Практически все стороны деятельности педагога связаны с использованием слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы использования слова позволяют педагогу направлять поведение занимающихся, воспитывать нравственные и другие качества личности. В то же время “словесные” методы играют важную роль в осмысливании, самооценке и саморегуляции действий учащихся.

Выбор методов обучения данной программы определяется с учетом возможностей учащихся, возрастных и психофизических особенностей детей, направления их образовательной деятельности.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы:

метод иллюстраций; метод демонстраций.

Демонстрация (лат. demonstratio – показывание) – метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.

Демонстрация заключается в наглядном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (действие прибора и т.п.). По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

Практические методы обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

 По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнении выделяют: упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления; воспроизводящие упражнения;

упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные

упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции,       такие упражнения   называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

При использовании практических методов формируются умения и навыки.

Поисково-исследовательские методы перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь педагог сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Интерактивные методы - наиболее эффективные методы, при которых учащиеся взаимодействуют не только с педагогом, но и друг с другом, объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Формы организации учебного занятия: беседа, игра, практическое занятие, эксперимент.

 

Список литературы

1.                 Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.

2.                 Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.

3.                 Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

4.                  Шевелев К.В. Авторская образовательная программа «Математика для дошкольников». — М.: Издательство «Ювента», 2006. — 32 с.

5.                 Шевелев К.В. Краткий курс подготовки к школе по математике. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет/ К.В.Шевелев. – М.: Просвещение, 2021. – 64 с.: ил.

6.                 Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. (эл.вариант)

7.                  Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет. М.: ИЦ «Мозаика – Синтез», 2012. (эл.вариант)

8.                  Гоголева Н. А. «Я учу звуки и буквы». Рабочая тетрадь. М.: ТЦ «СФЕРА», 2010. 4. Крупенчук О. И. «Учим буквы». Рабочая тетрадь. – СПб.: ИД «Литера», 2018.

9.                  Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей т 3 до 7 лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик». 2007.

10.             Маханева М. Д., Гоголева Н.А.. Цыбирева Л. В. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2010.

11.             Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

12.             Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2017.

13.             Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школьная Пресса, 2009. (эл.вариант)

14.             Селиверстова В.И. Речевые игры с детьми. Москва, 2017. (эл.вариант)

15.             Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Формируем навыки чтения. Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Издательство «Гном», М.: 2012