Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности ""Юный изобретатель"
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности ""Юный изобретатель"

Оценка 4.9
pdf
16.02.2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности ""Юный изобретатель"
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Юный изобретатель.pdf

Содержание.

 

 

 

 

1.             Пояснительная записка………………………………….......................3

 

2.             Цели и задачи……………………………………………………………..5

 

3.             Планируемые результаты…………………………………………….…..5

 

4.             Учебный  план………………………………….........................................6

 

5.             Содержание учебного плана ………………………………………….....8

 

6.             Календарный учебный график…………………………………………12

 

7.             Материально-техническое обеспечение………………………………..20

 

8.             Информационное обеспечение…………………………………………..20

 

9.             Формы аттестации……………………………………………………..…20

 

10.        Методические и информационные материалы, обеспечение

программы.………………………………………………………………23

 

11.        Список литературы……………………………………………………...30

Пояснительная записка

Характеристика особенностей программы.

В России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивнотехнологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного инженераконструктора желательно начинать с детства. Данная программа предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию.

Одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Конструкторами охвачены почти все возраста детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях. Конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Программа «Юный изобретатель» имеет техническую направленность. Программа «Юный изобретатель» реализуется в творческом объединении МКОУ ДО Детско-юношеский центр «Импульс».

Нормативно-правовыми основами реализации программы являются:

1.   Конституция Российской Федерации;

2.   Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.   Распоряжение Правительства Российской Федерации  от 04.09. 2014г. № 1726-р г. .Москва «Концепция развития дополнительного образования детей».

4.   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) от 9.11.2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

5.   Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации». Вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

6.   Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г №1726-р).

7.   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

8.   Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).

9.   Устав МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» Островского района Костромской области от 14.10.2014г. Актуальность программы.

Актуальность программы определяется востребованностью работы в коллективе и развитием самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют обучающимся в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Изучая простые механизмы, обучающиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Новизна программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Педагогическая целесообразность

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей конструтора, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Отличительные особенности программы

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Отличительной особенностью является синтез информации по основам конструирования технических устройств, их назначению и принципам работы. Теоретические и практические знания, полученные обучающимися, позволяют выполнить решение конструкторских задач, разрабатывать и изготавливать различные конструкции. Обучающимся предлагается проектная и исследовательская деятельность по техническому моделированию. В основе работы заложен принцип «от идеи к воплощению»: современные технологии, соединенные проектной и практико-ориентированной деятельностью с нацеленностью на результат. На занятиях обучающиеся приобщаются к теоретическим знаниям и практической деятельности. Дети учатся создавать модели, начиная от задумки до технического воплощения проекта в жизнь. А в перспективе модель может воплотиться в «серьезное» изделие.

Настоящая программа имеет техническую направленность.

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 8 лет, рассчитана на 1 год обучения и составляет 72 часа.

Формы и режим занятий  Программа занятий охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы с конструктором. На занятиях обучающиеся приобретают трудовые навыки и умения.

 В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 8-12  человек. Занятия носят познавательный характер, обеспечены демонстрационным материалом, что позволяет их к конкретному возрасту. Набор детей в объединение свободный.

 Продолжительность одного занятия - два академических часа с перерывом 10 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю.

 Занятия предусматривают коллективную, групповую и индивидуальную форму работы.

Цель программы:

Цель - развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора различной сложности, а также овладение навыками начального технического конструирования.

Задачи программы:

 

ü  способствовать целостному освоению обучающимися основных теоретических, технологических, креативных позиций компетентного осуществления исследовательской и проектной деятельности через техническое творчество;

ü  расширять знания о науке и технике как способе рационально-практического освоения окружающего мира;

ü  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других обучающихся;

ü  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе теоретической  и практической деятельности;

ü  формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Предполагаемые результаты реализации программы:

ü  В результате изучения курса по данной программе у обучающихся будут сформированы предметные знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса.

Обучающиеся будут знать:

ü  правила и порядок чтения схем, наглядных изображений и инструкционных карт;

ü  основные приемы конструирования;

ü  способы и приемы соединения деталей;

ü  правила техники безопасности;

ü  основные виды архитектурных строений;

ü  основные виды механизмов и техники;

ü  дополнительные материалы, которые можно использовать в конструировании, чтобы расширить возможность конструктора и уметь с ним обращаться;

Обучающиеся будут уметь:

ü  читать графические изображения;

ü  собирать макеты различных строений и технических устройств, внешненапоминающие оригиналы;

ü  демонстрировать работу моделей;

ü  применять на практике конструкторские навыки; Обучающиеся будут владеть:

ü  умением работать в рамках одной бригады;

ü  умением распределять обязанности в своей бригаде;

ü  умением проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

ü  умением проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

ü  умением высказывать свою точку зрения, предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

ü  умением проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

 

Учебный план.

«Юный изобретатель» 

I.                   «3D-моделирование» (36 часов)

Тема

(1 год обучения) Раздел, тема

Количество часов

Форма подведения итогов

Всего часов

Теория

Практика

1

 Раздел:

Организационный

2

1

1

 

1

Вводное занятие, техника безопасности Понятие об инструментах и материалах в 3Dмоделировании

2

1

1

Входной контроль

II

Раздел: Изготовление макетов и моделей из готовых 3Dконструкторов из фанеры

 

8

2

6

 

1

Изготовление различных 3Dмоделей (транспорт, животные, архитектура)

6

2

4

Текущий контроль Тематический контроль

2

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

III

Раздел: Изготовление макетов и моделей из картона

 

12

2

10

 

1

Изготовление различных 3Dмоделей (транспорт, животные, архитектура)

10

2

8

Текущий контроль Тематический контроль

6

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

IV

Раздел: Изготовление макетов и моделей из металлического конструктора

 

12

2

10

 

1

Изготовление различных 3Dмоделей (транспорт, животные, архитектура)

10

2

8

Текущий контроль. Тематический контроль

2

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

VI

Раздел: Итоговый

2

1

1

 

1

Итоговое занятие.

Выставка работ Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы.

 

 

 

 Персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с  фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели. 

                 Всего часов

36

8

28

 

II.               «Легоконструироание» (36 часов) Учебный план.

Тема

(1 год обучения)

Раздел, тема

Количество часов

Форма подведения итогов

Всего часов

Теория

Практика

1

 Раздел:

Организационный

2

1

1

 

1

Вводное занятие, техника безопасности Понятие об инструментах и материалах в легоконстуировании

2

1

1

Входной контроль

II

Раздел: Изготовление макетов и моделей из

готовых наборов ЛЕГО

 

8

1

7

 

1

Изготовление различных моделей 

6

1

5

Текущий контроль Тематический контроль

2

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

III

Раздел: Изготовление транспорта 

 

8

1

7

 

1

Изготовление различных моделей транспорта по собственным схемам  

6

1

5

Текущий контроль Тематический контроль

6

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

IV

Раздел: Изготовление архитектурных моделей

 

8

1

7

 

1

Изготовление различных архитектурных моделей и композиций по собственным схемам  

6

1

5

Текущий контроль. Тематический контроль

2

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

V

Раздел: Космос

8

1

7

 

1

Изготовление различных моделей и макетов на космическую тему (космические корабли, космические станции)

6

1

5

 

2

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

VII

Раздел: Итоговый

2

1

1

 

1

Итоговое занятие.

Выставка работ Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы.

2

1

1

 Персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с  фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели. 

                 Всего часов

36

6

30

 

Всего часов

72

14

58

 

Содержание программы.

                                                              I.       «3D-моделирование» (36 часов)

I Раздел: Организационный

Тема 1. Вводное занятие. Понятие об инструментах и материалах в 3Dмоделировании.

Теория: Вводная диагностика (проводится в форме собеседования). Вопросы техники безопасности. Ознакомление с правилами поведения и безопасности в кружке. Ознакомление со стендом по технике безопасности. Пожарная безопасность, электробезопасность. Рассказ и демонстрация конструкторов и материалов, с которыми будем работать в ходе освоения программы. Инструменты, применяемые при работе.

Практика: Практическое выполнение задания педагога.

II                     Раздел: Изготовление макетов и моделей  из готовых 3D-конструкторов из фанеры Тема 1. «Военная техника»

Теория: Беседа о военной технике. Демонстрация моделей техники. Презентация.Сообщение обучающихся о различных моделях военной техники. Технология изготовления поделки из готового 3D-конструктора из фанеры.

Практика: Интерактивная игра «Военная техника». Анализ предстоящей работы.

Практическая работа по выполнению модели. Анализ готовых работ.

Тема 2. «Общественный транспорт»

Теория: Загадки про транспорт. Рассматривание моделей и иллюстраций общественного транспорта. Показ технологии изготовления модели.

Практика: Ответы на вопросы. Изготовление модели. 

Тема 3.«Выставка работ».

Практика:Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.

III                        Раздел: Изготовление макетов и моделей из картона Тема 1. «Знакомство с техникой конструирования из картона»

Теория:Беседа. Демонстрация готовых моделей из картона. Презентация.

Практика: Изготовление простейшей модели из картона (колодец).

Тема 2.   «Зоопарк»

Теория: Просмотр мультика «Где обедал воробей?». Демонстрация готовых моделей. Обсуждение выполнения задания.

Практика: Изготовление модели.

Тема 5.  «Выставка»

Практика:Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.

IV                        Раздел: Изготовление макетов и моделей  из металлического конструктора.

Тема 1.«Знакомство с металлическим конструктором»

Теория: Рассматривание металлического конструктора. Изучение схем. Беседа.  Практика: Викторина. Создание простой модели из металлического конструктора по замыслу обучающегося.

Тема 2. «Автомобиль» 

Теория:       Беседа.    Загадки     про     транспорт.    Демонстрация    готовой     модели.

Обсуждение этапов работы.

Практика: Сборка модели автомобиля. 

Тема 3.  «Свободная тема»

Теория: Беседа. Выбор модели для изготовления.

Практика: Изготовление модели.

Тема 5.  «Выставка»

Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов. VI Раздел: Итоговый Тема 1. Итоговое занятие  

Теория: Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.


Практика: Выставка работ (персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с  фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели). Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы.

 

II «Легоконструирование» (72 часа)

I   Раздел: Организационный

Тема 1. Вводное занятие. Понятие об инструментах и материалах в легоконструировании.

Теория: Вводная диагностика (проводится в форме собеседования). Вопросы техники безопасности. Ознакомление с правилами поведения и безопасности в кружке. Ознакомление         со        стендом        по       технике         безопасности.         Пожарная безопасность, электробезопасность. Рассказ и демонстрация конструкторов и материалов, с которыми будем работать в ходе освоения программы. Инструменты, применяемые при работе.

Практика: Практическое выполнение задания педагога.

II                  Раздел: Изготовление макетов и моделей  из готовых наборов ЛЕГО

Тема 1. «Безопасный город»

Теория:         Беседа           правилах       дорожного    движения.    Презентация.           Технология изготовления поделки из готового набора ЛЕГО. Обсуждение этапов выполнения макета безопасного города.

Практика:     Интерактивная        игра    «Знатоки       дорожного   движения». Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению макета. Анализ готовых работ.

Тема 2. «Легофантазия»

Теория: Беседа. Демонстрация иллюстраций моделей из наборов ЛЕГО. Выбор модели для сборки.

Практика: Практическая работа. 

Тема 6.«Выставка работ».

Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов. III Раздел: Транспорт

Тема 1. «Полицейский участок»

Теория: Беседа. Презентация. Обсуждение этапов выполнения макета .

Практика: Интерактивная игра. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению макета. Анализ готовых работ.

Тема 5.  «Выставка»

Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.

IV   Раздел: Архитектура.

Тема 1.«Дом будущего»

Теория: Рассматривание иллюстраций «Дом будущего». Беседа. 

Практика: Практическая работа.

Тема 2.  «Свободная тема»

 Теория: Беседа. Презентация. Обсуждение этапов работы.

Практика: Практическая работа. 

Тема 4. «Выставка»

Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.

V      Раздел: Космос

 | С т р а н и ц а

Тема 1. «Бескрайний космос».

Теория: Беседа. Просмотр мультфильма. Обсуждение внешнего вида станции. Обсуждение этапов работы.  

Практика:  Эскизы космической станции. Составление схемы космической станции. Практическая работа.

Тема 4. «Выставка»

Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов. VII Раздел: Итоговый Тема 1. Итоговое занятие  

Теория: Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Практика: Выставка работ (персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с  фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели). Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 | С т р а н и ц а


Календарный учебный график  3D-моделирование

№  п/п

Месяц

Число

 

 

Время проведения

Форма 

организации         занятия

Кол- во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

1

Сентябрь

02

12.30-

13.50

Лекция, тестирование,  инструктаж, беседа

2

Вводное занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Входной контроль

2

Сентябрь

07

12.30-

13.50

Лекция, инструктаж, беседа, практическая работа

2

Инструменты и материалы в 3Dмоделировании

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

3

Сентябрь

09

12.30-

13.50

Беседа, демонстрация конструктора, обсуждение

 2

Знакомство с конструктором из фанеры

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

4

Сентябрь

14

12.30-

13.50

Лекция, инструктаж, беседа, презентация,  практическая работа

2

Военная техника

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

5

Сентябрь

16

12.30-

13.50

Беседа, игра, практическая работа

2

Военная техника 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

6

Сентябрь

21

12.30-

13.50

Загадки, беседа, инструктаж, практическая работа

2

Общественный транспорт

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

7

Сентябрь

23

12.30-

13.50

Беседа, игра, практическая работа

2

Общественный транспорт

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

8

Сентябрь

28

12.30-

13.50

Беседа, практическая работа

2

Общественный транспорт

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

9

Сентябрь

30

12.30-

13.50

Выставка

 

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

Итоговый контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

10

Октябрь

05

12.30-

13.50

Выставка

 

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 

11

Октябрь

07

12.30-

13.50

Беседа, презентация, практическая работа

2

Знакомство с техникой конструирования из картона

 МБУ ДО ДЮЦ «Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

12

Октябрь

12

12.30-

13.50

Беседа, игра, практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

13

Октябрь

14

12.30-

13.50

Беседа, просмотр мультфильма, практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

14

Октябрь

19

12.30-

13.50

Беседа, практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

15

Октябрь

21

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

16

Октябрь

26

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

17

Октябрь

28

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

18

Ноябрь

 

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

19

Ноябрь

02

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

 

20

Ноябрь

09

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

21

Ноябрь

11

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 

22

Ноябрь

16

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 

23

Ноябрь

18

12.30-

13.50

Беседа, рассматривание конструкторов, схем, практическая работа

2

Знакомство с металлическим конструктором

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

24

Ноябрь

23

12.30-

13.50

Беседа, выбор модели для сборки, практическая работа

2

Автомобиль

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

25

Ноябрь

25

12.30-

13.50

Беседа, обсуждение этапов работы, практическая работа

2

Автомобиль

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

26

Декабрь

02

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Автомобиль

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

27

Декабрь

07

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Автомобиль

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

28

Декабрь

09

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Автомобиль

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

29

Декабрь

14

12.30-

13.50

Беседа, обсуждение, практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

30

Декабрь

16

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

Текущий контроль

 

 

 

 

 

 

 

10

 

31

Декабрь

21

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

32

Декабрь

23

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

33

Декабрь

28

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

34

Январь

04

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

35

Январь

06

12.30-

13.50

Викторина, выставка

2

Итоговое занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

36

Январь

11

12.30-

13.50

Выставка, вручение сертификатов

2

Итоговое занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

№  п/п

Месяц

Число

 

 

Время проведения

Форма 

организации         занятия

Кол- во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

1

Январь

13

12.30-

13.50

Лекция, тестирование,  инструктаж, беседа

2

Вводное занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Входной контроль

2

Январь

18

12.30-

13.50

Лекция, инструктаж, беседа, практическая работа

2

Инструменты и материалы в легоконструировании

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

3

Январь

20

12.30-

13.50

Лекция, инструктаж, беседа, презентация, 

2

Безопасный город

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

Текущий контроль

Легоконструирование

 

 

 

 

 

практическая работа

 

 

10

 

4

Январь

25

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Безопасный город 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

5

Январь

27

12.30-

13.50

Практическая работа

 

2

Безопасный город

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

6

Февраль

01

12.30-

13.50

Практическая работа

 

2

Безопасный город

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

7

Февраль

03

12.30-

13.50

Беседа, игра, практическая работа

2

Легофантазия

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

8

Февраль

08

12.30-

13.50

Практическая работа

 

2

Легофантазия 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

9

Февраль

10

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

10

Февраль

15

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

11

Февраль

17

12.30-

13.50

Беседа, презентация, практическая работа

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

12

Февраль

22

12.30-

13.50

Обсуждение, практическая работа 

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

13

Февраль

24

12.30-

13.50

Игра, практическая работа

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

14

Март

01

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

Текущий контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

15

Март

03

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

10

Текущий контроль

16

Март

10

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

17

Март

15

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

18

Март

17

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

19

Март

22

12.30-

13.50

Беседа, просмотр иллюстраций, практическая работа

2

Дом будущего

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

20

Март

24

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Дом будущего

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

21

Март

29

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Дом будущего

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

22

Март

31

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Дом будущего

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

23

Апрель

05

12.30-

13.50

Беседа, обсуждение,  практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

24

Апрель

07

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

25

Апрель

12

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

Итоговый контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

26

Апрель

14

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 

27

Апрель

19

12.30-

13.50

Беседа, просмотр мультфильма, обсуждение, практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

28

Апрель

21

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

29

Апрель

26

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

30

Апрель

28

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

31

Май

03

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

32

Май

05

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

33

Май

10

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

34

Май

12

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 

35

Май

17

12.30-

13.50

Викторина, выставка

2

Итоговое занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

36

Май

19

12.30-

13.50

Выставка, вручение сертификатов

2

Итоговое занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 


Для успешной реализации программы необходимо  материально-техническое обеспечение:

- кабинет, соответствующий санитарным требованиям;

-шкафы для хранения инструментов, материалов, заготовок для моделей, чертежей, пособий, журналов и методической литературы по моделированию; - научно-информационный материал для бесед.

Наглядные пособия: плакаты, таблицы, карточки, шаблоны, инструкционные карты, технологические карты.

Материалы: бумага, картон, Лего-конструкторы, металлические конструкторы, конструкторы из фанеры.

Инструменты: карандаш, линейка, клей.

Информационное обеспечение: 

интернет источники,  ноутбук проектор Виды и формы контроля освоения программы

 (Приложение  «Оценочные материалы»)

Для определения результативности освоения программы применяются следующие виды контроля: входной, текущий, итоговый (Приложение №1, №2).

Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм отслеживания и фиксации – грамоты, готовые работы, журнал посещения, фотодокументы и т.п.

Результатами работы коллектива являются разработка и изготовление моделей, конструкций различных технических устройств: моделей, машин, приспособлений и т.д. Кроме того, обучающиеся участвуют в конкурсах, в выставках, используя разработанные и изготовленные конструкции.

Результативность оценивается по следующим критериям:

-       полнота освоения программы обучающимися, получение знаний, умений и навыков;

-       познавательная активность и социальная инициатива;

-       желание посещать занятия, стремление к совместной деятельности;

-       уровень овладения деятельностью (репродуктивный, алгоритмический, творческо-поисковый);

-       участие и победы в соревнованиях, выставках, конкурсах;

-       волевые качества;

-       ответственность, работоспособность.

Эти формы позволяют педагогу и обучающимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.

Контроль знаний, навыков и умений осуществляется на каждом занятии путем собеседования, выполнения проекта. При контроле особое внимание уделяется правильности понимания различных аспектов темы, а также правильности выполнения практических работ.

 

 

 

 

Оценочные материалы

Приложение № 1

Оценочный лист обучающегося

Фамилия, имя_____________________________

Качественные показатели - 

Творческие показатели - 

Количество занятий -  Аккуратность работы - 

Разработка чертежей -  Точность выполнения -  Усовершенствование моделей -  Количество выполненных моделей -  Соответствие чертежам -  Работа с литературой - 

Количество наград за время обучения -  Продуктивность работы -  Рациональный алгоритм работы - 

Поведение на занятии - 

 

 

Приложение № 2 Карта учёта результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе.

0  баллов – не знает материал, не проявляется качество;

1  балл – знает мало, слабо проявляется качество;

2  балла – знания и проявления качества на среднем уровне; 3 балла – высокий уровень знания и проявления качеств.

 

Название детского объединения: __________________________

Руководитель объединения: ______________________________

Возраст обучающихся ___________________________________

Год обучения: __________________________________________

Период учебного года ___________________________________

 

1.   Теоретические знания (соответственно программе) ________________________

2.   Владение специальной терминологией___________________________________

3.   Практические умения и навыки _________________________________________ 4. Владение специальным оборудованием и оснащением _____________________

5.   Творческие навыки ___________________________________________________

6.   Коллективная ответственность (предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий, участвует в выполнении коллективных работ, старается справедливо распределить задания при выполнении коллективных работ)__________________________________________________________________ 7. Толерантность (не насмехается над недостатками других, не подчёркивает ошибок других, доброжелателен)___________________________________________ 8. Соблюдение нравственно-этических норм (соблюдение правил этикета, развитие общей культуры речи, общая культура в подходе к своей внешности, выполнение правил поведения на занятиях)_____________________________________________ Методическое обеспечение программы

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает правильный настрой и подготовку к основному этапу работы (наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций).

Теоретическая часть занятий максимально компактная и сопровождается показом иллюстраций, методов и приемов работы.

Практическая работа является основной формой проведения занятий коллектива, как важнейшее средство связи теории и практики в обучении. Их цель - закрепить и углубить полученные теоретические знания обучающимися, сформировать соответствующие навыки и умения. На практическую часть занятия отводится большая часть времени.

Правильная постановка учебного процесса, сочетание разных методов обучения способствуют развитию технического мышления обучающихся и успешной работе коллектива. При подборе методов работы с детьми предпочтение дается методам и приемам, которые стимулируют и развивают самостоятельность обучающихся, стремление их к поиску оптимальных решений, возникающих перед ними проблем.

Все занятия проводятся в хорошо проветренном кабинете с хорошим освещением. Перед занятием проводится инструктаж по технике безопасности в работе с новыми материалами и инструментами и вспоминаются правила работы и правила безопасности с уже знакомыми.

Работа  по   новой   теме   может   начинаться  с   рассказа,  сообщения, презентации, знакомства с  готовым изделием, рассматривания иллюстраций, с обследования материала, из которого предстоит  изготовить  авиамодель,  с постановки поисковой, проблемно-мотивационной ситуации,   опирающейся на имеющийся личный опыт. 

           Работа   над  сложными изделиями осуществляется в несколько этапов. После объяснения каждого   этапа, дети выполняют работу самостоятельно, в парах, коллективно или по принципу «подмастерья» - т.е. сотворчество детей и в процессе работы дети могут перемещаться, не мешая товарищам, подходя за недостающими материалами, инструментами,  обращаться  за  помощью  к детям, педагогу. 

В конце занятия дети наводят порядок, недоделанные изделия, материалы и инструменты убирают в личные коробки. Общие материалы и инструменты аккуратно складывают, ставят на место. Особое внимание уделяется безопасному обращению с режущими и колющими инструментами (передача, сбор, хранение).

Образовательная программа «Юный изобретатель» для учреждения дополнительного образования основывается на принципах коллективности, патриотической направленности, проектности, добровольности, единства обучения, воспитания и развития.

1.                      Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что образование, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

2.                      Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.

3.                      Принцип проектности - предполагает ориентирование педагога, на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие.  Ребенок может программировать свои шаги, составлять план исполнения и анализировать свою деятельность.

4.                      Принцип добровольности - это предоставление возможности любому участнику образовательного процесса принять участие в проектировании. А так  же все, что ученик делает, он делает добровольно. Добровольность предполагает добровольно взятые на себя определенные обязательства.

5.                      Принцип единства обучения, воспитания и развития предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебновоспитательной работы педагога в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности воспитанника.

 

Основные методы реализации программы:

При реализации программы используются: репродуктивный, объяснительноиллюстративный, проблемный и поисковый методы, методы развивающего обучения, метод ступенчатого повышения нагрузок. 

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной программы используется личностно-ориентированный подход, учитывающий особенности обучающихся, который помогает свободно и творчески мыслить. Применяемая в работе коммуникативная направленность обучения, даёт ребятам возможность общаться в процессе работы группы, а деятельностный характер обучения позволяет каждому обучающемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Педагогические приемы:

-  формирование взглядов (учреждение, пример, разъяснение, дискуссия); - организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

-  стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, взаимооценка и оценка);

-  свободного выбора направления деятельности.

При выборе педагогической технологии учитывается уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.

В работе используются технологии:

ü  развивающего обучения;

ü  проблемного обучения;

ü  разноуровневого обучения;

ü  коллективная система обучения (КСО);

ü  технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

ü  информационно-коммуникационные технологии;

ü  здоровьесберегающие технологии.

Характеристика педагогических технологий

Развивающие технологии

Основные черты модели развивающего обучения и его технологии: процессуальная целевая направленность: обучение способам теоретического мышления, приёмам учебно-познавательной деятельности, процедурам поисковой деятельности как основному содержанию и результату образования; приближенность учебной деятельности к научному познанию:

столкновение обучающихся с противоречиями между новыми учебными задачами и прежними знаниями и умениями, стимулирующими у обучающихся потребность преодолеть это противоречие; постановка обучающихся в позицию исследователя, первооткрывателя.

В технологии применяются процедуры: выявление и формулирование проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, формулирование выводов, применение на практике, обобщения.

Основная позиция обучающийся в учебном процессе – активнодеятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений).

Оценочная деятельность основная позиция педагога - научный руководитель и партнер по учебному исследованию.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Проблемное обучение - форма активного обучения, в котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

1)   создание проблемных ситуаций;

2)   обучение обучающихся в процессе решения проблем;

3)   сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются: по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

1)   сложность, выступающая в форме противоречия;

2)   ёмкое содержание;

3)   увлекательная форма;

4)   доступный для обучающийся уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто педагог использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. 

При моделировании занятия в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что обучающимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:

1)   актуализации знаний и умений;

2)   осознания и осмысления блока новой учебной информации;

3)   закрепления и систематизации знаний; 4) применения знаний в новой учебной ситуации; 5) проверки уровня усвоения знаний и умений.

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.

Предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей).

В качестве основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:

1)                     всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

2)                     взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать; 3) неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

ü  психолого-педагогическая диагностика обучающегося;

ü  сетевое планирование;

ü  разноуровневый дидактический материал.

Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня:

уровень А – общеобразовательный (базовый), который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление об учебном предмете; уровень В – программный, основанный на уровне А, углубляющий, обогащающий его по содержанию;

уровень С – усложненный, расширяющий уровень В за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.

Деятельность педагога при организации разноуровневых групп состоит в: - делении обучающихся на группы (по уровню знаний, способностям);

-                разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний;

-                оценивании деятельности обучающихся;

Применение разноуровневого обучения помогает педагогу достичь следующих целей:

Для первой группы (группа «А»)

1.                      Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2.                      Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3.                      Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (группа «В»)

1.   Развивать устойчивый интерес к предмету.

2.   Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3.   Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4.   Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы (группа « С»)

1.                      Развивать устойчивый интерес к предмету.

2.                      Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3.                      Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения обучающихся.

Задачей педагога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива обучающихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

КСО

Коллективный способ обучения – это включение в учебный процесс, работу диалогических        пар,    динамических         групп.            Принципы    такого            обучения: завершенность, ориентация на конечный результат, непрерывность передачи знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь, разделение труда, работа по способностям. В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения — «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа обучающихся в парах сменного состава».

Особенности методики КСО:

ü  коллективная учеба формирует и развивает мотивацию обучающихся в ü сотрудничестве;

ü  коллективная учеба включает каждого обучающийся в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;

ü  коллективные способы обучения создают условия психологического

ü  комфорта;

ü  коллективные способы обучения приветствуют воспитательное

ü  взаимовлияние обучающихся: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;

ü  коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого обучающийся и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

наличие сменных пар обучающихся;

их взаимообучение; взаимоконтроль; взаимоуправление.

Приемы и методы КСО:

  работа в парах сменного состава по карточкам;

  методика М.Г.Булановской;

  взаимообмен заданиями (ВОЗ);

  методика работы по вопросникам;

  педагогика сотрудничества и “погружение”.

Обучение в «сотрудничестве» (командно-групповые методы)

При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс, стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении.

Решаются следующие задачи:

обучающийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;

от умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение обучающихся собрать модель;

в процессе социальных контактов между обучающимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для обучающихся (ставит учебную задачу), а далее создаёт такую благоприятную среду общения, при которой обучающиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения – сообучающийся (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем).

Проектно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская        деятельность —      деятельность           по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка          реализуемости        исследования, определение необходимых ресурсов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающийся; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы

проекта); представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и

нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления

продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы,

детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Можно оценивать:

1.         степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

2.         степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3.         практическое использование предметных и общеоучебных ЗУН;

4.         количество новой информации использованной для выполнения проекта;

5.         степень осмысления использованной информации;

6.         уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7.         оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8.         осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или

исследования;

9.         уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

10.    владение рефлексией;

11.    творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 12. социальное и прикладное значение полученных результатов.

Игровые технологии

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

1.  Использование игровых элементов на уроке.

2.  Урок – игра.

Занятие, проводимое в игровой форме, требует определенных правил. Игры по виду деятельности делятся на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По характеру игровой методики их можно разделить на типы: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности:

ü  имитационные игры;

ü  сюжетно-ролевые;

ü  инновационные игры;

ü  организационно – деятельностные (деловая игра).

Технология универсальна. Эта форма, которую педагог может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений обучающихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития.

При анализе урока с использованием необходимо отслеживать соблюдение условий проведения игры:

1.          материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт;

2.          должно быть заложено преодоление чего- либо, так как только в этом случае возможна активность действия;

3.          игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение как правил, так и содержания);

4.          игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, следовательно, игра должна контролироваться;

5.          не допускается «зацикленность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности;

6.          наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием, оформлением) позволит создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.

Здоровьесберегающие технологии

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и обучающегося. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

ü технологии,        обеспечивающие    гигиенически          оптимальные           условия образовательного процесса;

ü технологии оптимальной организации учебного процесса учебного процесса и физической активности обучающихся;

ü разнообразные психолого – педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и педагога.

Форма организации педпроцесса

Оценку образовательных результатов обучающихся по программе следует проводить в виде:

-       тестирование, демонстрация моделей;

-       упражнение-соревнование, игра-соревнование, игра-путешествие;

-       викторины, конкурсы, смотры, открытые занятия;

-       персональные выставки, выставки по итогам разделов, текущая и итоговая защита проектов.

 

Список литературы

1.        Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.

2.        Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

3.        ФешинаЕ.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности ""Юный изобретатель"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности ""Юный изобретатель"

Содержание. 1

Содержание. 1

Нормативно-правовыми основами реализации программы являются: 1

Нормативно-правовыми основами реализации программы являются: 1

Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки…

Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки…

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Учебный план. «Юный изобретатель»

Учебный план. «Юный изобретатель»

Изготовление различных 3Dмоделей (транспорт, животные, архитектура) 10 2 8

Изготовление различных 3Dмоделей (транспорт, животные, архитектура) 10 2 8

Изготовление различных моделей транспорта по собственным схемам 6 1 5

Изготовление различных моделей транспорта по собственным схемам 6 1 5

Теория: Вводная диагностика (проводится в форме собеседования)

Теория: Вводная диагностика (проводится в форме собеседования)

Тема 3. «Свободная тема»

Тема 3. «Свободная тема»

Практика: Выставка работ (персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели)

Практика: Выставка работ (персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели)

Практика: Практическая работа

Практика: Практическая работа

| С т р а н и ц а

| С т р а н и ц а

Календарный учебный график 3D-моделирование № п/п

Календарный учебный график 3D-моделирование № п/п

Сентябрь 23 12.30- 13

Сентябрь 23 12.30- 13

Октябрь 26 12.30- 13

Октябрь 26 12.30- 13

Ноябрь 25 12.30- 13

Ноябрь 25 12.30- 13

Январь 06 12.30- 13

Январь 06 12.30- 13

Январь 20 12.30- 13

Январь 20 12.30- 13

Февраль 22 12.30- 13

Февраль 22 12.30- 13

Март 29 12.30- 13

Март 29 12.30- 13

Апрель 28 12.30- 13

Апрель 28 12.30- 13

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение: - кабинет, соответствующий санитарным требованиям; -шкафы для хранения инструментов, материалов, заготовок для моделей, чертежей, пособий, журналов и методической…

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение: - кабинет, соответствующий санитарным требованиям; -шкафы для хранения инструментов, материалов, заготовок для моделей, чертежей, пособий, журналов и методической…

Оценочные материалы Приложение № 1

Оценочные материалы Приложение № 1

Владение специальной терминологией___________________________________ 2

Владение специальной терминологией___________________________________ 2

Работа над сложными изделиями осуществляется в несколько этапов

Работа над сложными изделиями осуществляется в несколько этапов

При реализации программы используются: репродуктивный, объяснительноиллюстративный, проблемный и поисковый методы, методы развивающего обучения, метод ступенчатого повышения нагрузок

При реализации программы используются: репродуктивный, объяснительноиллюстративный, проблемный и поисковый методы, методы развивающего обучения, метод ступенчатого повышения нагрузок

Основная позиция обучающийся в учебном процессе – активнодеятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений)

Основная позиция обучающийся в учебном процессе – активнодеятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений)

Разноуровневое обучение Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность…

Разноуровневое обучение Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность…

Для первой группы (группа «А») 1

Для первой группы (группа «А») 1

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов: наличие сменных пар обучающихся; их взаимообучение; взаимоконтроль; взаимоуправление

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов: наличие сменных пар обучающихся; их взаимообучение; взаимоконтроль; взаимоуправление

Проектно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская деятельность

ЗУН; 4. количество новой информации использованной для выполнения проекта; 5

ЗУН; 4. количество новой информации использованной для выполнения проекта; 5

Технология универсальна. Эта форма, которую педагог может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений обучающихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития

Технология универсальна. Эта форма, которую педагог может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений обучающихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития

Оценку образовательных результатов обучающихся по программе следует проводить в виде: - тестирование, демонстрация моделей; - упражнение-соревнование, игра-соревнование, игра-путешествие; - викторины, конкурсы, смотры, открытые занятия; -…

Оценку образовательных результатов обучающихся по программе следует проводить в виде: - тестирование, демонстрация моделей; - упражнение-соревнование, игра-соревнование, игра-путешествие; - викторины, конкурсы, смотры, открытые занятия; -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022