Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности ""Юный изобретатель"

  • pdf
  • 16.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Юный изобретатель.pdf

Содержание.

 

 

 

 

1.             Пояснительная записка………………………………….......................3

 

2.             Цели и задачи……………………………………………………………..5

 

3.             Планируемые результаты…………………………………………….…..5

 

4.             Учебный  план………………………………….........................................6

 

5.             Содержание учебного плана ………………………………………….....8

 

6.             Календарный учебный график…………………………………………12

 

7.             Материально-техническое обеспечение………………………………..20

 

8.             Информационное обеспечение…………………………………………..20

 

9.             Формы аттестации……………………………………………………..…20

 

10.        Методические и информационные материалы, обеспечение

программы.………………………………………………………………23

 

11.        Список литературы……………………………………………………...30

Пояснительная записка

Характеристика особенностей программы.

В России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивнотехнологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного инженераконструктора желательно начинать с детства. Данная программа предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию.

Одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Конструкторами охвачены почти все возраста детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях. Конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Программа «Юный изобретатель» имеет техническую направленность. Программа «Юный изобретатель» реализуется в творческом объединении МКОУ ДО Детско-юношеский центр «Импульс».

Нормативно-правовыми основами реализации программы являются:

1.   Конституция Российской Федерации;

2.   Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.   Распоряжение Правительства Российской Федерации  от 04.09. 2014г. № 1726-р г. .Москва «Концепция развития дополнительного образования детей».

4.   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) от 9.11.2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

5.   Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации». Вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

6.   Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г №1726-р).

7.   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

8.   Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).

9.   Устав МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» Островского района Костромской области от 14.10.2014г. Актуальность программы.

Актуальность программы определяется востребованностью работы в коллективе и развитием самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют обучающимся в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Изучая простые механизмы, обучающиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Новизна программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Педагогическая целесообразность

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей конструтора, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Отличительные особенности программы

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Отличительной особенностью является синтез информации по основам конструирования технических устройств, их назначению и принципам работы. Теоретические и практические знания, полученные обучающимися, позволяют выполнить решение конструкторских задач, разрабатывать и изготавливать различные конструкции. Обучающимся предлагается проектная и исследовательская деятельность по техническому моделированию. В основе работы заложен принцип «от идеи к воплощению»: современные технологии, соединенные проектной и практико-ориентированной деятельностью с нацеленностью на результат. На занятиях обучающиеся приобщаются к теоретическим знаниям и практической деятельности. Дети учатся создавать модели, начиная от задумки до технического воплощения проекта в жизнь. А в перспективе модель может воплотиться в «серьезное» изделие.

Настоящая программа имеет техническую направленность.

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 8 лет, рассчитана на 1 год обучения и составляет 72 часа.

Формы и режим занятий  Программа занятий охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы с конструктором. На занятиях обучающиеся приобретают трудовые навыки и умения.

 В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 8-12  человек. Занятия носят познавательный характер, обеспечены демонстрационным материалом, что позволяет их к конкретному возрасту. Набор детей в объединение свободный.

 Продолжительность одного занятия - два академических часа с перерывом 10 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю.

 Занятия предусматривают коллективную, групповую и индивидуальную форму работы.

Цель программы:

Цель - развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора различной сложности, а также овладение навыками начального технического конструирования.

Задачи программы:

 

ü  способствовать целостному освоению обучающимися основных теоретических, технологических, креативных позиций компетентного осуществления исследовательской и проектной деятельности через техническое творчество;

ü  расширять знания о науке и технике как способе рационально-практического освоения окружающего мира;

ü  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других обучающихся;

ü  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе теоретической  и практической деятельности;

ü  формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Предполагаемые результаты реализации программы:

ü  В результате изучения курса по данной программе у обучающихся будут сформированы предметные знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса.

Обучающиеся будут знать:

ü  правила и порядок чтения схем, наглядных изображений и инструкционных карт;

ü  основные приемы конструирования;

ü  способы и приемы соединения деталей;

ü  правила техники безопасности;

ü  основные виды архитектурных строений;

ü  основные виды механизмов и техники;

ü  дополнительные материалы, которые можно использовать в конструировании, чтобы расширить возможность конструктора и уметь с ним обращаться;

Обучающиеся будут уметь:

ü  читать графические изображения;

ü  собирать макеты различных строений и технических устройств, внешненапоминающие оригиналы;

ü  демонстрировать работу моделей;

ü  применять на практике конструкторские навыки; Обучающиеся будут владеть:

ü  умением работать в рамках одной бригады;

ü  умением распределять обязанности в своей бригаде;

ü  умением проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

ü  умением проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

ü  умением высказывать свою точку зрения, предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

ü  умением проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

 

Учебный план.

«Юный изобретатель» 

I.                   «3D-моделирование» (36 часов)

Тема

(1 год обучения) Раздел, тема

Количество часов

Форма подведения итогов

Всего часов

Теория

Практика

1

 Раздел:

Организационный

2

1

1

 

1

Вводное занятие, техника безопасности Понятие об инструментах и материалах в 3Dмоделировании

2

1

1

Входной контроль

II

Раздел: Изготовление макетов и моделей из готовых 3Dконструкторов из фанеры

 

8

2

6

 

1

Изготовление различных 3Dмоделей (транспорт, животные, архитектура)

6

2

4

Текущий контроль Тематический контроль

2

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

III

Раздел: Изготовление макетов и моделей из картона

 

12

2

10

 

1

Изготовление различных 3Dмоделей (транспорт, животные, архитектура)

10

2

8

Текущий контроль Тематический контроль

6

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

IV

Раздел: Изготовление макетов и моделей из металлического конструктора

 

12

2

10

 

1

Изготовление различных 3Dмоделей (транспорт, животные, архитектура)

10

2

8

Текущий контроль. Тематический контроль

2

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

VI

Раздел: Итоговый

2

1

1

 

1

Итоговое занятие.

Выставка работ Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы.

 

 

 

 Персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с  фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели. 

                 Всего часов

36

8

28

 

II.               «Легоконструироание» (36 часов) Учебный план.

Тема

(1 год обучения)

Раздел, тема

Количество часов

Форма подведения итогов

Всего часов

Теория

Практика

1

 Раздел:

Организационный

2

1

1

 

1

Вводное занятие, техника безопасности Понятие об инструментах и материалах в легоконстуировании

2

1

1

Входной контроль

II

Раздел: Изготовление макетов и моделей из

готовых наборов ЛЕГО

 

8

1

7

 

1

Изготовление различных моделей 

6

1

5

Текущий контроль Тематический контроль

2

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

III

Раздел: Изготовление транспорта 

 

8

1

7

 

1

Изготовление различных моделей транспорта по собственным схемам  

6

1

5

Текущий контроль Тематический контроль

6

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

IV

Раздел: Изготовление архитектурных моделей

 

8

1

7

 

1

Изготовление различных архитектурных моделей и композиций по собственным схемам  

6

1

5

Текущий контроль. Тематический контроль

2

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

V

Раздел: Космос

8

1

7

 

1

Изготовление различных моделей и макетов на космическую тему (космические корабли, космические станции)

6

1

5

 

2

Персональная выставка

2

 

2

Итоговый контроль

VII

Раздел: Итоговый

2

1

1

 

1

Итоговое занятие.

Выставка работ Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы.

2

1

1

 Персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с  фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели. 

                 Всего часов

36

6

30

 

Всего часов

72

14

58

 

Содержание программы.

                                                              I.       «3D-моделирование» (36 часов)

I Раздел: Организационный

Тема 1. Вводное занятие. Понятие об инструментах и материалах в 3Dмоделировании.

Теория: Вводная диагностика (проводится в форме собеседования). Вопросы техники безопасности. Ознакомление с правилами поведения и безопасности в кружке. Ознакомление со стендом по технике безопасности. Пожарная безопасность, электробезопасность. Рассказ и демонстрация конструкторов и материалов, с которыми будем работать в ходе освоения программы. Инструменты, применяемые при работе.

Практика: Практическое выполнение задания педагога.

II                     Раздел: Изготовление макетов и моделей  из готовых 3D-конструкторов из фанеры Тема 1. «Военная техника»

Теория: Беседа о военной технике. Демонстрация моделей техники. Презентация.Сообщение обучающихся о различных моделях военной техники. Технология изготовления поделки из готового 3D-конструктора из фанеры.

Практика: Интерактивная игра «Военная техника». Анализ предстоящей работы.

Практическая работа по выполнению модели. Анализ готовых работ.

Тема 2. «Общественный транспорт»

Теория: Загадки про транспорт. Рассматривание моделей и иллюстраций общественного транспорта. Показ технологии изготовления модели.

Практика: Ответы на вопросы. Изготовление модели. 

Тема 3.«Выставка работ».

Практика:Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.

III                        Раздел: Изготовление макетов и моделей из картона Тема 1. «Знакомство с техникой конструирования из картона»

Теория:Беседа. Демонстрация готовых моделей из картона. Презентация.

Практика: Изготовление простейшей модели из картона (колодец).

Тема 2.   «Зоопарк»

Теория: Просмотр мультика «Где обедал воробей?». Демонстрация готовых моделей. Обсуждение выполнения задания.

Практика: Изготовление модели.

Тема 5.  «Выставка»

Практика:Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.

IV                        Раздел: Изготовление макетов и моделей  из металлического конструктора.

Тема 1.«Знакомство с металлическим конструктором»

Теория: Рассматривание металлического конструктора. Изучение схем. Беседа.  Практика: Викторина. Создание простой модели из металлического конструктора по замыслу обучающегося.

Тема 2. «Автомобиль» 

Теория:       Беседа.    Загадки     про     транспорт.    Демонстрация    готовой     модели.

Обсуждение этапов работы.

Практика: Сборка модели автомобиля. 

Тема 3.  «Свободная тема»

Теория: Беседа. Выбор модели для изготовления.

Практика: Изготовление модели.

Тема 5.  «Выставка»

Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов. VI Раздел: Итоговый Тема 1. Итоговое занятие  

Теория: Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.


Практика: Выставка работ (персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с  фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели). Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы.

 

II «Легоконструирование» (72 часа)

I   Раздел: Организационный

Тема 1. Вводное занятие. Понятие об инструментах и материалах в легоконструировании.

Теория: Вводная диагностика (проводится в форме собеседования). Вопросы техники безопасности. Ознакомление с правилами поведения и безопасности в кружке. Ознакомление         со        стендом        по       технике         безопасности.         Пожарная безопасность, электробезопасность. Рассказ и демонстрация конструкторов и материалов, с которыми будем работать в ходе освоения программы. Инструменты, применяемые при работе.

Практика: Практическое выполнение задания педагога.

II                  Раздел: Изготовление макетов и моделей  из готовых наборов ЛЕГО

Тема 1. «Безопасный город»

Теория:         Беседа           правилах       дорожного    движения.    Презентация.           Технология изготовления поделки из готового набора ЛЕГО. Обсуждение этапов выполнения макета безопасного города.

Практика:     Интерактивная        игра    «Знатоки       дорожного   движения». Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению макета. Анализ готовых работ.

Тема 2. «Легофантазия»

Теория: Беседа. Демонстрация иллюстраций моделей из наборов ЛЕГО. Выбор модели для сборки.

Практика: Практическая работа. 

Тема 6.«Выставка работ».

Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов. III Раздел: Транспорт

Тема 1. «Полицейский участок»

Теория: Беседа. Презентация. Обсуждение этапов выполнения макета .

Практика: Интерактивная игра. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению макета. Анализ готовых работ.

Тема 5.  «Выставка»

Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.

IV   Раздел: Архитектура.

Тема 1.«Дом будущего»

Теория: Рассматривание иллюстраций «Дом будущего». Беседа. 

Практика: Практическая работа.

Тема 2.  «Свободная тема»

 Теория: Беседа. Презентация. Обсуждение этапов работы.

Практика: Практическая работа. 

Тема 4. «Выставка»

Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.

V      Раздел: Космос

 | С т р а н и ц а

Тема 1. «Бескрайний космос».

Теория: Беседа. Просмотр мультфильма. Обсуждение внешнего вида станции. Обсуждение этапов работы.  

Практика:  Эскизы космической станции. Составление схемы космической станции. Практическая работа.

Тема 4. «Выставка»

Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов. VII Раздел: Итоговый Тема 1. Итоговое занятие  

Теория: Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Практика: Выставка работ (персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с  фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели). Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 | С т р а н и ц а


Календарный учебный график  3D-моделирование

№  п/п

Месяц

Число

 

 

Время проведения

Форма 

организации         занятия

Кол- во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

1

Сентябрь

02

12.30-

13.50

Лекция, тестирование,  инструктаж, беседа

2

Вводное занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Входной контроль

2

Сентябрь

07

12.30-

13.50

Лекция, инструктаж, беседа, практическая работа

2

Инструменты и материалы в 3Dмоделировании

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

3

Сентябрь

09

12.30-

13.50

Беседа, демонстрация конструктора, обсуждение

 2

Знакомство с конструктором из фанеры

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

4

Сентябрь

14

12.30-

13.50

Лекция, инструктаж, беседа, презентация,  практическая работа

2

Военная техника

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

5

Сентябрь

16

12.30-

13.50

Беседа, игра, практическая работа

2

Военная техника 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

6

Сентябрь

21

12.30-

13.50

Загадки, беседа, инструктаж, практическая работа

2

Общественный транспорт

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

7

Сентябрь

23

12.30-

13.50

Беседа, игра, практическая работа

2

Общественный транспорт

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

8

Сентябрь

28

12.30-

13.50

Беседа, практическая работа

2

Общественный транспорт

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

9

Сентябрь

30

12.30-

13.50

Выставка

 

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

Итоговый контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

10

Октябрь

05

12.30-

13.50

Выставка

 

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 

11

Октябрь

07

12.30-

13.50

Беседа, презентация, практическая работа

2

Знакомство с техникой конструирования из картона

 МБУ ДО ДЮЦ «Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

12

Октябрь

12

12.30-

13.50

Беседа, игра, практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

13

Октябрь

14

12.30-

13.50

Беседа, просмотр мультфильма, практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

14

Октябрь

19

12.30-

13.50

Беседа, практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

15

Октябрь

21

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

16

Октябрь

26

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

17

Октябрь

28

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

18

Ноябрь

 

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

19

Ноябрь

02

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

 

20

Ноябрь

09

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Зоопарк

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

21

Ноябрь

11

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 

22

Ноябрь

16

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 

23

Ноябрь

18

12.30-

13.50

Беседа, рассматривание конструкторов, схем, практическая работа

2

Знакомство с металлическим конструктором

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

24

Ноябрь

23

12.30-

13.50

Беседа, выбор модели для сборки, практическая работа

2

Автомобиль

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

25

Ноябрь

25

12.30-

13.50

Беседа, обсуждение этапов работы, практическая работа

2

Автомобиль

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

26

Декабрь

02

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Автомобиль

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

27

Декабрь

07

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Автомобиль

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

28

Декабрь

09

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Автомобиль

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

29

Декабрь

14

12.30-

13.50

Беседа, обсуждение, практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

30

Декабрь

16

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

Текущий контроль

 

 

 

 

 

 

 

10

 

31

Декабрь

21

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

32

Декабрь

23

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

33

Декабрь

28

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

34

Январь

04

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

35

Январь

06

12.30-

13.50

Викторина, выставка

2

Итоговое занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

36

Январь

11

12.30-

13.50

Выставка, вручение сертификатов

2

Итоговое занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

№  п/п

Месяц

Число

 

 

Время проведения

Форма 

организации         занятия

Кол- во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

1

Январь

13

12.30-

13.50

Лекция, тестирование,  инструктаж, беседа

2

Вводное занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Входной контроль

2

Январь

18

12.30-

13.50

Лекция, инструктаж, беседа, практическая работа

2

Инструменты и материалы в легоконструировании

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

3

Январь

20

12.30-

13.50

Лекция, инструктаж, беседа, презентация, 

2

Безопасный город

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

Текущий контроль

Легоконструирование

 

 

 

 

 

практическая работа

 

 

10

 

4

Январь

25

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Безопасный город 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

5

Январь

27

12.30-

13.50

Практическая работа

 

2

Безопасный город

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

6

Февраль

01

12.30-

13.50

Практическая работа

 

2

Безопасный город

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

7

Февраль

03

12.30-

13.50

Беседа, игра, практическая работа

2

Легофантазия

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

8

Февраль

08

12.30-

13.50

Практическая работа

 

2

Легофантазия 

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

9

Февраль

10

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

10

Февраль

15

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

11

Февраль

17

12.30-

13.50

Беседа, презентация, практическая работа

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

12

Февраль

22

12.30-

13.50

Обсуждение, практическая работа 

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

13

Февраль

24

12.30-

13.50

Игра, практическая работа

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

14

Март

01

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

Текущий контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

15

Март

03

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

10

Текущий контроль

16

Март

10

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Полицейский участок

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

17

Март

15

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

18

Март

17

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

19

Март

22

12.30-

13.50

Беседа, просмотр иллюстраций, практическая работа

2

Дом будущего

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

20

Март

24

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Дом будущего

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

21

Март

29

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Дом будущего

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

22

Март

31

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Дом будущего

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

23

Апрель

05

12.30-

13.50

Беседа, обсуждение,  практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

24

Апрель

07

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Свободная тема

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

25

Апрель

12

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. №

Итоговый контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

26

Апрель

14

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 

27

Апрель

19

12.30-

13.50

Беседа, просмотр мультфильма, обсуждение, практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

28

Апрель

21

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

29

Апрель

26

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

30

Апрель

28

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

31

Май

03

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

32

Май

05

12.30-

13.50

Практическая работа

2

Бескрайний космос

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Текущий контроль

33

Май

10

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

34

Май

12

12.30-

13.50

Выставка

2

Выставка работ

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 

35

Май

17

12.30-

13.50

Викторина, выставка

2

Итоговое занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

36

Май

19

12.30-

13.50

Выставка, вручение сертификатов

2

Итоговое занятие

МБУ ДО ДЮЦ

«Импульс»  каб. № 10

Итоговый контроль

 


Для успешной реализации программы необходимо  материально-техническое обеспечение:

- кабинет, соответствующий санитарным требованиям;

-шкафы для хранения инструментов, материалов, заготовок для моделей, чертежей, пособий, журналов и методической литературы по моделированию; - научно-информационный материал для бесед.

Наглядные пособия: плакаты, таблицы, карточки, шаблоны, инструкционные карты, технологические карты.

Материалы: бумага, картон, Лего-конструкторы, металлические конструкторы, конструкторы из фанеры.

Инструменты: карандаш, линейка, клей.

Информационное обеспечение: 

интернет источники,  ноутбук проектор Виды и формы контроля освоения программы

 (Приложение  «Оценочные материалы»)

Для определения результативности освоения программы применяются следующие виды контроля: входной, текущий, итоговый (Приложение №1, №2).

Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм отслеживания и фиксации – грамоты, готовые работы, журнал посещения, фотодокументы и т.п.

Результатами работы коллектива являются разработка и изготовление моделей, конструкций различных технических устройств: моделей, машин, приспособлений и т.д. Кроме того, обучающиеся участвуют в конкурсах, в выставках, используя разработанные и изготовленные конструкции.

Результативность оценивается по следующим критериям:

-       полнота освоения программы обучающимися, получение знаний, умений и навыков;

-       познавательная активность и социальная инициатива;

-       желание посещать занятия, стремление к совместной деятельности;

-       уровень овладения деятельностью (репродуктивный, алгоритмический, творческо-поисковый);

-       участие и победы в соревнованиях, выставках, конкурсах;

-       волевые качества;

-       ответственность, работоспособность.

Эти формы позволяют педагогу и обучающимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.

Контроль знаний, навыков и умений осуществляется на каждом занятии путем собеседования, выполнения проекта. При контроле особое внимание уделяется правильности понимания различных аспектов темы, а также правильности выполнения практических работ.

 

 

 

 

Оценочные материалы

Приложение № 1

Оценочный лист обучающегося

Фамилия, имя_____________________________

Качественные показатели - 

Творческие показатели - 

Количество занятий -  Аккуратность работы - 

Разработка чертежей -  Точность выполнения -  Усовершенствование моделей -  Количество выполненных моделей -  Соответствие чертежам -  Работа с литературой - 

Количество наград за время обучения -  Продуктивность работы -  Рациональный алгоритм работы - 

Поведение на занятии - 

 

 

Приложение № 2 Карта учёта результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе.

0  баллов – не знает материал, не проявляется качество;

1  балл – знает мало, слабо проявляется качество;

2  балла – знания и проявления качества на среднем уровне; 3 балла – высокий уровень знания и проявления качеств.

 

Название детского объединения: __________________________

Руководитель объединения: ______________________________

Возраст обучающихся ___________________________________

Год обучения: __________________________________________

Период учебного года ___________________________________

 

1.   Теоретические знания (соответственно программе) ________________________

2.   Владение специальной терминологией___________________________________

3.   Практические умения и навыки _________________________________________ 4. Владение специальным оборудованием и оснащением _____________________

5.   Творческие навыки ___________________________________________________

6.   Коллективная ответственность (предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий, участвует в выполнении коллективных работ, старается справедливо распределить задания при выполнении коллективных работ)__________________________________________________________________ 7. Толерантность (не насмехается над недостатками других, не подчёркивает ошибок других, доброжелателен)___________________________________________ 8. Соблюдение нравственно-этических норм (соблюдение правил этикета, развитие общей культуры речи, общая культура в подходе к своей внешности, выполнение правил поведения на занятиях)_____________________________________________ Методическое обеспечение программы

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает правильный настрой и подготовку к основному этапу работы (наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций).

Теоретическая часть занятий максимально компактная и сопровождается показом иллюстраций, методов и приемов работы.

Практическая работа является основной формой проведения занятий коллектива, как важнейшее средство связи теории и практики в обучении. Их цель - закрепить и углубить полученные теоретические знания обучающимися, сформировать соответствующие навыки и умения. На практическую часть занятия отводится большая часть времени.

Правильная постановка учебного процесса, сочетание разных методов обучения способствуют развитию технического мышления обучающихся и успешной работе коллектива. При подборе методов работы с детьми предпочтение дается методам и приемам, которые стимулируют и развивают самостоятельность обучающихся, стремление их к поиску оптимальных решений, возникающих перед ними проблем.

Все занятия проводятся в хорошо проветренном кабинете с хорошим освещением. Перед занятием проводится инструктаж по технике безопасности в работе с новыми материалами и инструментами и вспоминаются правила работы и правила безопасности с уже знакомыми.

Работа  по   новой   теме   может   начинаться  с   рассказа,  сообщения, презентации, знакомства с  готовым изделием, рассматривания иллюстраций, с обследования материала, из которого предстоит  изготовить  авиамодель,  с постановки поисковой, проблемно-мотивационной ситуации,   опирающейся на имеющийся личный опыт. 

           Работа   над  сложными изделиями осуществляется в несколько этапов. После объяснения каждого   этапа, дети выполняют работу самостоятельно, в парах, коллективно или по принципу «подмастерья» - т.е. сотворчество детей и в процессе работы дети могут перемещаться, не мешая товарищам, подходя за недостающими материалами, инструментами,  обращаться  за  помощью  к детям, педагогу. 

В конце занятия дети наводят порядок, недоделанные изделия, материалы и инструменты убирают в личные коробки. Общие материалы и инструменты аккуратно складывают, ставят на место. Особое внимание уделяется безопасному обращению с режущими и колющими инструментами (передача, сбор, хранение).

Образовательная программа «Юный изобретатель» для учреждения дополнительного образования основывается на принципах коллективности, патриотической направленности, проектности, добровольности, единства обучения, воспитания и развития.

1.                      Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что образование, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

2.                      Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.

3.                      Принцип проектности - предполагает ориентирование педагога, на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие.  Ребенок может программировать свои шаги, составлять план исполнения и анализировать свою деятельность.

4.                      Принцип добровольности - это предоставление возможности любому участнику образовательного процесса принять участие в проектировании. А так  же все, что ученик делает, он делает добровольно. Добровольность предполагает добровольно взятые на себя определенные обязательства.

5.                      Принцип единства обучения, воспитания и развития предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебновоспитательной работы педагога в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности воспитанника.

 

Основные методы реализации программы:

При реализации программы используются: репродуктивный, объяснительноиллюстративный, проблемный и поисковый методы, методы развивающего обучения, метод ступенчатого повышения нагрузок. 

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной программы используется личностно-ориентированный подход, учитывающий особенности обучающихся, который помогает свободно и творчески мыслить. Применяемая в работе коммуникативная направленность обучения, даёт ребятам возможность общаться в процессе работы группы, а деятельностный характер обучения позволяет каждому обучающемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Педагогические приемы:

-  формирование взглядов (учреждение, пример, разъяснение, дискуссия); - организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

-  стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, взаимооценка и оценка);

-  свободного выбора направления деятельности.

При выборе педагогической технологии учитывается уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.

В работе используются технологии:

ü  развивающего обучения;

ü  проблемного обучения;

ü  разноуровневого обучения;

ü  коллективная система обучения (КСО);

ü  технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

ü  информационно-коммуникационные технологии;

ü  здоровьесберегающие технологии.

Характеристика педагогических технологий

Развивающие технологии

Основные черты модели развивающего обучения и его технологии: процессуальная целевая направленность: обучение способам теоретического мышления, приёмам учебно-познавательной деятельности, процедурам поисковой деятельности как основному содержанию и результату образования; приближенность учебной деятельности к научному познанию:

столкновение обучающихся с противоречиями между новыми учебными задачами и прежними знаниями и умениями, стимулирующими у обучающихся потребность преодолеть это противоречие; постановка обучающихся в позицию исследователя, первооткрывателя.

В технологии применяются процедуры: выявление и формулирование проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, формулирование выводов, применение на практике, обобщения.

Основная позиция обучающийся в учебном процессе – активнодеятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений).

Оценочная деятельность основная позиция педагога - научный руководитель и партнер по учебному исследованию.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Проблемное обучение - форма активного обучения, в котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

1)   создание проблемных ситуаций;

2)   обучение обучающихся в процессе решения проблем;

3)   сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются: по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

1)   сложность, выступающая в форме противоречия;

2)   ёмкое содержание;

3)   увлекательная форма;

4)   доступный для обучающийся уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто педагог использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. 

При моделировании занятия в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что обучающимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:

1)   актуализации знаний и умений;

2)   осознания и осмысления блока новой учебной информации;

3)   закрепления и систематизации знаний; 4) применения знаний в новой учебной ситуации; 5) проверки уровня усвоения знаний и умений.

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.

Предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей).

В качестве основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:

1)                     всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

2)                     взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать; 3) неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

ü  психолого-педагогическая диагностика обучающегося;

ü  сетевое планирование;

ü  разноуровневый дидактический материал.

Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня:

уровень А – общеобразовательный (базовый), который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление об учебном предмете; уровень В – программный, основанный на уровне А, углубляющий, обогащающий его по содержанию;

уровень С – усложненный, расширяющий уровень В за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.

Деятельность педагога при организации разноуровневых групп состоит в: - делении обучающихся на группы (по уровню знаний, способностям);

-                разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний;

-                оценивании деятельности обучающихся;

Применение разноуровневого обучения помогает педагогу достичь следующих целей:

Для первой группы (группа «А»)

1.                      Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2.                      Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3.                      Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (группа «В»)

1.   Развивать устойчивый интерес к предмету.

2.   Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3.   Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4.   Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы (группа « С»)

1.                      Развивать устойчивый интерес к предмету.

2.                      Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3.                      Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения обучающихся.

Задачей педагога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива обучающихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

КСО

Коллективный способ обучения – это включение в учебный процесс, работу диалогических        пар,    динамических         групп.            Принципы    такого            обучения: завершенность, ориентация на конечный результат, непрерывность передачи знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь, разделение труда, работа по способностям. В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения — «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа обучающихся в парах сменного состава».

Особенности методики КСО:

ü  коллективная учеба формирует и развивает мотивацию обучающихся в ü сотрудничестве;

ü  коллективная учеба включает каждого обучающийся в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;

ü  коллективные способы обучения создают условия психологического

ü  комфорта;

ü  коллективные способы обучения приветствуют воспитательное

ü  взаимовлияние обучающихся: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;

ü  коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого обучающийся и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

наличие сменных пар обучающихся;

их взаимообучение; взаимоконтроль; взаимоуправление.

Приемы и методы КСО:

  работа в парах сменного состава по карточкам;

  методика М.Г.Булановской;

  взаимообмен заданиями (ВОЗ);

  методика работы по вопросникам;

  педагогика сотрудничества и “погружение”.

Обучение в «сотрудничестве» (командно-групповые методы)

При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс, стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении.

Решаются следующие задачи:

обучающийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;

от умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение обучающихся собрать модель;

в процессе социальных контактов между обучающимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для обучающихся (ставит учебную задачу), а далее создаёт такую благоприятную среду общения, при которой обучающиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения – сообучающийся (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем).

Проектно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская        деятельность —      деятельность           по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка          реализуемости        исследования, определение необходимых ресурсов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающийся; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы

проекта); представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и

нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления

продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы,

детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Можно оценивать:

1.         степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

2.         степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3.         практическое использование предметных и общеоучебных ЗУН;

4.         количество новой информации использованной для выполнения проекта;

5.         степень осмысления использованной информации;

6.         уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7.         оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8.         осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или

исследования;

9.         уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

10.    владение рефлексией;

11.    творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 12. социальное и прикладное значение полученных результатов.

Игровые технологии

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

1.  Использование игровых элементов на уроке.

2.  Урок – игра.

Занятие, проводимое в игровой форме, требует определенных правил. Игры по виду деятельности делятся на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По характеру игровой методики их можно разделить на типы: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности:

ü  имитационные игры;

ü  сюжетно-ролевые;

ü  инновационные игры;

ü  организационно – деятельностные (деловая игра).

Технология универсальна. Эта форма, которую педагог может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений обучающихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития.

При анализе урока с использованием необходимо отслеживать соблюдение условий проведения игры:

1.          материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт;

2.          должно быть заложено преодоление чего- либо, так как только в этом случае возможна активность действия;

3.          игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение как правил, так и содержания);

4.          игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, следовательно, игра должна контролироваться;

5.          не допускается «зацикленность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности;

6.          наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием, оформлением) позволит создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.

Здоровьесберегающие технологии

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и обучающегося. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

ü технологии,        обеспечивающие    гигиенически          оптимальные           условия образовательного процесса;

ü технологии оптимальной организации учебного процесса учебного процесса и физической активности обучающихся;

ü разнообразные психолого – педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и педагога.

Форма организации педпроцесса

Оценку образовательных результатов обучающихся по программе следует проводить в виде:

-       тестирование, демонстрация моделей;

-       упражнение-соревнование, игра-соревнование, игра-путешествие;

-       викторины, конкурсы, смотры, открытые занятия;

-       персональные выставки, выставки по итогам разделов, текущая и итоговая защита проектов.

 

Список литературы

1.        Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.

2.        Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

3.        ФешинаЕ.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.