Содержание.
1. Пояснительная записка………………………………….......................3
2. Цели и задачи……………………………………………………………..5
3. Планируемые результаты…………………………………………….…..5
4. Учебный план………………………………….........................................6
5. Содержание учебного плана ………………………………………….....8
6. Календарный учебный график…………………………………………12
7. Материально-техническое обеспечение………………………………..20
8. Информационное обеспечение…………………………………………..20
9. Формы аттестации……………………………………………………..…20
10. Методические и информационные материалы, обеспечение
программы.………………………………………………………………23
11. Список литературы……………………………………………………...30
Пояснительная записка
Характеристика особенностей программы.
В России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивнотехнологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного инженераконструктора желательно начинать с детства. Данная программа предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию.
Одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Конструкторами охвачены почти все возраста детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях. Конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Программа «Юный изобретатель» имеет техническую направленность. Программа «Юный изобретатель» реализуется в творческом объединении МКОУ ДО Детско-юношеский центр «Импульс».
Нормативно-правовыми основами реализации программы являются:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014г. № 1726-р г. .Москва «Концепция развития дополнительного образования детей».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) от 9.11.2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации». Вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
6. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г №1726-р).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
9. Устав МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» Островского района Костромской области от 14.10.2014г. Актуальность программы.
Актуальность программы определяется востребованностью работы в коллективе и развитием самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют обучающимся в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Изучая простые механизмы, обучающиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Новизна программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Педагогическая целесообразность
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей конструтора, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Отличительные особенности программы
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Отличительной особенностью является синтез информации по основам конструирования технических устройств, их назначению и принципам работы. Теоретические и практические знания, полученные обучающимися, позволяют выполнить решение конструкторских задач, разрабатывать и изготавливать различные конструкции. Обучающимся предлагается проектная и исследовательская деятельность по техническому моделированию. В основе работы заложен принцип «от идеи к воплощению»: современные технологии, соединенные проектной и практико-ориентированной деятельностью с нацеленностью на результат. На занятиях обучающиеся приобщаются к теоретическим знаниям и практической деятельности. Дети учатся создавать модели, начиная от задумки до технического воплощения проекта в жизнь. А в перспективе модель может воплотиться в «серьезное» изделие.
Настоящая программа имеет техническую направленность.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 8 лет, рассчитана на 1 год обучения и составляет 72 часа.
Формы и режим занятий Программа занятий охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы с конструктором. На занятиях обучающиеся приобретают трудовые навыки и умения.
В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 8-12 человек. Занятия носят познавательный характер, обеспечены демонстрационным материалом, что позволяет их к конкретному возрасту. Набор детей в объединение свободный.
Продолжительность одного занятия - два академических часа с перерывом 10 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю.
Занятия предусматривают коллективную, групповую и индивидуальную форму работы.
Цель программы:
Цель - развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора различной сложности, а также овладение навыками начального технического конструирования.
Задачи программы:
ü способствовать целостному освоению обучающимися основных теоретических, технологических, креативных позиций компетентного осуществления исследовательской и проектной деятельности через техническое творчество;
ü расширять знания о науке и технике как способе рационально-практического освоения окружающего мира;
ü формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других обучающихся;
ü формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе теоретической и практической деятельности;
ü формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Предполагаемые результаты реализации программы:
ü В результате изучения курса по данной программе у обучающихся будут сформированы предметные знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса.
Обучающиеся будут знать:
ü правила и порядок чтения схем, наглядных изображений и инструкционных карт;
ü основные приемы конструирования;
ü способы и приемы соединения деталей;
ü правила техники безопасности;
ü основные виды архитектурных строений;
ü основные виды механизмов и техники;
ü дополнительные материалы, которые можно использовать в конструировании, чтобы расширить возможность конструктора и уметь с ним обращаться;
Обучающиеся будут уметь:
ü читать графические изображения;
ü собирать макеты различных строений и технических устройств, внешненапоминающие оригиналы;
ü демонстрировать работу моделей;
ü применять на практике конструкторские навыки; Обучающиеся будут владеть:
ü умением работать в рамках одной бригады;
ü умением распределять обязанности в своей бригаде;
ü умением проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
ü умением проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
ü умением высказывать свою точку зрения, предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
ü умением проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
Учебный план.
«Юный изобретатель»
I. «3D-моделирование» (36 часов)
№ |
Тема (1 год обучения) Раздел, тема |
Количество часов |
Форма подведения итогов |
||
Всего часов |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Раздел: Организационный |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
Вводное занятие, техника безопасности Понятие об инструментах и материалах в 3Dмоделировании |
2 |
1 |
1 |
Входной контроль |
II |
Раздел: Изготовление макетов и моделей из готовых 3Dконструкторов из фанеры |
8 |
2 |
6 |
|
1 |
Изготовление различных 3Dмоделей (транспорт, животные, архитектура) |
6 |
2 |
4 |
Текущий контроль Тематический контроль |
2 |
Персональная выставка |
2 |
|
2 |
Итоговый контроль |
III |
Раздел: Изготовление макетов и моделей из картона |
12 |
2 |
10 |
|
1 |
Изготовление различных 3Dмоделей (транспорт, животные, архитектура) |
10 |
2 |
8 |
Текущий контроль Тематический контроль |
6 |
Персональная выставка |
2 |
|
2 |
Итоговый контроль |
IV |
Раздел: Изготовление макетов и моделей из металлического конструктора |
12 |
2 |
10 |
|
1 |
Изготовление различных 3Dмоделей (транспорт, животные, архитектура) |
10 |
2 |
8 |
Текущий контроль. Тематический контроль |
2 |
Персональная выставка |
2 |
|
2 |
Итоговый контроль |
VI |
Раздел: Итоговый |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
Итоговое занятие. Выставка работ Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы. |
|
|
|
Персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели. |
Всего часов |
36 |
8 |
28 |
|
II. «Легоконструироание» (36 часов) Учебный план.
№ |
Тема (1 год обучения) Раздел, тема |
Количество часов |
Форма подведения итогов |
||
Всего часов |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Раздел: Организационный |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
Вводное занятие, техника безопасности Понятие об инструментах и материалах в легоконстуировании |
2 |
1 |
1 |
Входной контроль |
II |
Раздел: Изготовление макетов и моделей из готовых наборов ЛЕГО |
8 |
1 |
7 |
|
1 |
Изготовление различных моделей |
6 |
1 |
5 |
Текущий контроль Тематический контроль |
2 |
Персональная выставка |
2 |
|
2 |
Итоговый контроль |
III |
Раздел: Изготовление транспорта |
8 |
1 |
7 |
|
1 |
Изготовление различных моделей транспорта по собственным схемам |
6 |
1 |
5 |
Текущий контроль Тематический контроль |
6 |
Персональная выставка |
2 |
|
2 |
Итоговый контроль |
IV |
Раздел: Изготовление архитектурных моделей |
8 |
1 |
7 |
|
1 |
Изготовление различных архитектурных моделей и композиций по собственным схемам |
6 |
1 |
5 |
Текущий контроль. Тематический контроль |
2 |
Персональная выставка |
2 |
|
2 |
Итоговый контроль |
V |
Раздел: Космос |
8 |
1 |
7 |
|
1 |
Изготовление различных моделей и макетов на космическую тему (космические корабли, космические станции) |
6 |
1 |
5 |
|
2 |
Персональная выставка |
2 |
|
2 |
Итоговый контроль |
VII |
Раздел: Итоговый |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
Итоговое занятие. Выставка работ Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы. |
2 |
1 |
1 |
Персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели. |
Всего часов |
36 |
6 |
30 |
|
|
Всего часов |
72 |
14 |
58 |
|
Содержание программы.
I. «3D-моделирование» (36 часов)
I Раздел: Организационный
Тема 1. Вводное занятие. Понятие об инструментах и материалах в 3Dмоделировании.
Теория: Вводная диагностика (проводится в форме собеседования). Вопросы техники безопасности. Ознакомление с правилами поведения и безопасности в кружке. Ознакомление со стендом по технике безопасности. Пожарная безопасность, электробезопасность. Рассказ и демонстрация конструкторов и материалов, с которыми будем работать в ходе освоения программы. Инструменты, применяемые при работе.
Практика: Практическое выполнение задания педагога.
II Раздел: Изготовление макетов и моделей из готовых 3D-конструкторов из фанеры Тема 1. «Военная техника»
Теория: Беседа о военной технике. Демонстрация моделей техники. Презентация.Сообщение обучающихся о различных моделях военной техники. Технология изготовления поделки из готового 3D-конструктора из фанеры.
Практика: Интерактивная игра «Военная техника». Анализ предстоящей работы.
Практическая работа по выполнению модели. Анализ готовых работ.
Тема 2. «Общественный транспорт»
Теория: Загадки про транспорт. Рассматривание моделей и иллюстраций общественного транспорта. Показ технологии изготовления модели.
Практика: Ответы на вопросы. Изготовление модели.
Тема 3.«Выставка работ».
Практика:Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.
III Раздел: Изготовление макетов и моделей из картона Тема 1. «Знакомство с техникой конструирования из картона»
Теория:Беседа. Демонстрация готовых моделей из картона. Презентация.
Практика: Изготовление простейшей модели из картона (колодец).
Тема 2. «Зоопарк»
Теория: Просмотр мультика «Где обедал воробей?». Демонстрация готовых моделей. Обсуждение выполнения задания.
Практика: Изготовление модели.
Тема 5. «Выставка»
Практика:Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.
IV Раздел: Изготовление макетов и моделей из металлического конструктора.
Тема 1.«Знакомство с металлическим конструктором»
Теория: Рассматривание металлического конструктора. Изучение схем. Беседа. Практика: Викторина. Создание простой модели из металлического конструктора по замыслу обучающегося.
Тема 2. «Автомобиль»
Теория: Беседа. Загадки про транспорт. Демонстрация готовой модели.
Обсуждение этапов работы.
Практика: Сборка модели автомобиля.
Тема 3. «Свободная тема»
Теория: Беседа. Выбор модели для изготовления.
Практика: Изготовление модели.
Тема 5. «Выставка»
Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов. VI Раздел: Итоговый Тема 1. Итоговое занятие
Теория: Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Практика: Выставка работ (персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели). Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы.
II «Легоконструирование» (72 часа)
I Раздел: Организационный
Тема 1. Вводное занятие. Понятие об инструментах и материалах в легоконструировании.
Теория: Вводная диагностика (проводится в форме собеседования). Вопросы техники безопасности. Ознакомление с правилами поведения и безопасности в кружке. Ознакомление со стендом по технике безопасности. Пожарная безопасность, электробезопасность. Рассказ и демонстрация конструкторов и материалов, с которыми будем работать в ходе освоения программы. Инструменты, применяемые при работе.
Практика: Практическое выполнение задания педагога.
II Раздел: Изготовление макетов и моделей из готовых наборов ЛЕГО
Тема 1. «Безопасный город»
Теория: Беседа правилах дорожного движения. Презентация. Технология изготовления поделки из готового набора ЛЕГО. Обсуждение этапов выполнения макета безопасного города.
Практика: Интерактивная игра «Знатоки дорожного движения». Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению макета. Анализ готовых работ.
Тема 2. «Легофантазия»
Теория: Беседа. Демонстрация иллюстраций моделей из наборов ЛЕГО. Выбор модели для сборки.
Практика: Практическая работа.
Тема 6.«Выставка работ».
Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов. III Раздел: Транспорт
Тема 1. «Полицейский участок»
Теория: Беседа. Презентация. Обсуждение этапов выполнения макета .
Практика: Интерактивная игра. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению макета. Анализ готовых работ.
Тема 5. «Выставка»
Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.
IV Раздел: Архитектура.
Тема 1.«Дом будущего»
Теория: Рассматривание иллюстраций «Дом будущего». Беседа.
Практика: Практическая работа.
Тема 2. «Свободная тема»
Теория: Беседа. Презентация. Обсуждение этапов работы.
Практика: Практическая работа.
Тема 4. «Выставка»
Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов.
V Раздел: Космос
| С т р а н и ц а
Тема 1. «Бескрайний космос».
Теория: Беседа. Просмотр мультфильма. Обсуждение внешнего вида станции. Обсуждение этапов работы.
Практика: Эскизы космической станции. Составление схемы космической станции. Практическая работа.
Тема 4. «Выставка»
Практика: Выставка работ обучающихся. Обсуждение результатов. VII Раздел: Итоговый Тема 1. Итоговое занятие
Теория: Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Практика: Выставка работ (персональная выставка каждого обучающегося с портфолио с фотографиями, сопровождается пояснительным материалом о назначении модели). Вручение дипломов и свидетельства об окончании освоения курса программы.
| С т р а н и ц а
Календарный учебный график 3D-моделирование
№ п/п |
Месяц |
Число
|
Время проведения |
Форма организации занятия |
Кол- во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля
|
1 |
Сентябрь |
02 |
12.30- 13.50 |
Лекция, тестирование, инструктаж, беседа |
2 |
Вводное занятие |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Входной контроль |
2 |
Сентябрь |
07 |
12.30- 13.50 |
Лекция, инструктаж, беседа, практическая работа |
2 |
Инструменты и материалы в 3Dмоделировании |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
3 |
Сентябрь |
09 |
12.30- 13.50 |
Беседа, демонстрация конструктора, обсуждение |
2 |
Знакомство с конструктором из фанеры |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
4 |
Сентябрь |
14 |
12.30- 13.50 |
Лекция, инструктаж, беседа, презентация, практическая работа |
2 |
Военная техника |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
5 |
Сентябрь |
16 |
12.30- 13.50 |
Беседа, игра, практическая работа |
2 |
Военная техника |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
6 |
Сентябрь |
21 |
12.30- 13.50 |
Загадки, беседа, инструктаж, практическая работа |
2 |
Общественный транспорт |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
7 |
Сентябрь |
23 |
12.30- 13.50 |
Беседа, игра, практическая работа |
2 |
Общественный транспорт |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
8 |
Сентябрь |
28 |
12.30- 13.50 |
Беседа, практическая работа |
2 |
Общественный транспорт |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
9 |
Сентябрь |
30 |
12.30- 13.50 |
Выставка
|
2 |
Выставка работ
|
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № |
Итоговый контроль |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
10 |
Октябрь |
05 |
12.30- 13.50 |
Выставка
|
2 |
Выставка работ
|
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль
|
11 |
Октябрь |
07 |
12.30- 13.50 |
Беседа, презентация, практическая работа |
2 |
Знакомство с техникой конструирования из картона |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
12 |
Октябрь |
12 |
12.30- 13.50 |
Беседа, игра, практическая работа |
2 |
Зоопарк |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
13 |
Октябрь |
14 |
12.30- 13.50 |
Беседа, просмотр мультфильма, практическая работа |
2 |
Зоопарк |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
14 |
Октябрь |
19 |
12.30- 13.50 |
Беседа, практическая работа |
2 |
Зоопарк |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
15 |
Октябрь |
21 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Зоопарк |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
16 |
Октябрь |
26 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Зоопарк |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
17 |
Октябрь |
28 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Зоопарк |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
18 |
Ноябрь |
|
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Зоопарк |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
19 |
Ноябрь |
02 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Зоопарк |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
20 |
Ноябрь |
09 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Зоопарк |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
21 |
Ноябрь |
11 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ
|
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль
|
22 |
Ноябрь |
16 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ
|
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль
|
23 |
Ноябрь |
18 |
12.30- 13.50 |
Беседа, рассматривание конструкторов, схем, практическая работа |
2 |
Знакомство с металлическим конструктором |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
24 |
Ноябрь |
23 |
12.30- 13.50 |
Беседа, выбор модели для сборки, практическая работа |
2 |
Автомобиль |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
25 |
Ноябрь |
25 |
12.30- 13.50 |
Беседа, обсуждение этапов работы, практическая работа |
2 |
Автомобиль |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
26 |
Декабрь |
02 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Автомобиль |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
27 |
Декабрь |
07 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Автомобиль |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
28 |
Декабрь |
09 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Автомобиль |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
29 |
Декабрь |
14 |
12.30- 13.50 |
Беседа, обсуждение, практическая работа |
2 |
Свободная тема |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
30 |
Декабрь |
16 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Свободная тема |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № |
Текущий контроль |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
31 |
Декабрь |
21 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Свободная тема |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
32 |
Декабрь |
23 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Свободная тема |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
33 |
Декабрь |
28 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ
|
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
34 |
Январь |
04 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ
|
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
35 |
Январь |
06 |
12.30- 13.50 |
Викторина, выставка |
2 |
Итоговое занятие |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль |
36 |
Январь |
11 |
12.30- 13.50 |
Выставка, вручение сертификатов |
2 |
Итоговое занятие |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль |
№ п/п |
Месяц |
Число
|
Время проведения |
Форма организации занятия |
Кол- во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля
|
1 |
Январь |
13 |
12.30- 13.50 |
Лекция, тестирование, инструктаж, беседа |
2 |
Вводное занятие |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Входной контроль |
2 |
Январь |
18 |
12.30- 13.50 |
Лекция, инструктаж, беседа, практическая работа |
2 |
Инструменты и материалы в легоконструировании |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
3 |
Январь |
20 |
12.30- 13.50 |
Лекция, инструктаж, беседа, презентация, |
2 |
Безопасный город |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № |
Текущий контроль |
Легоконструирование
|
|
|
|
практическая работа |
|
|
10 |
|
4 |
Январь |
25 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Безопасный город |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
5 |
Январь |
27 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа
|
2 |
Безопасный город |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
6 |
Февраль |
01 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа
|
2 |
Безопасный город |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
7 |
Февраль |
03 |
12.30- 13.50 |
Беседа, игра, практическая работа |
2 |
Легофантазия |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
8 |
Февраль |
08 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа
|
2 |
Легофантазия |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
9 |
Февраль |
10 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль |
10 |
Февраль |
15 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль |
11 |
Февраль |
17 |
12.30- 13.50 |
Беседа, презентация, практическая работа |
2 |
Полицейский участок |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
12 |
Февраль |
22 |
12.30- 13.50 |
Обсуждение, практическая работа |
2 |
Полицейский участок |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
13 |
Февраль |
24 |
12.30- 13.50 |
Игра, практическая работа |
2 |
Полицейский участок |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
14 |
Март |
01 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Полицейский участок |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № |
Текущий контроль |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
15 |
Март |
03 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Полицейский участок |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
16 |
Март |
10 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Полицейский участок |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
17 |
Март |
15 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль |
18 |
Март |
17 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль |
19 |
Март |
22 |
12.30- 13.50 |
Беседа, просмотр иллюстраций, практическая работа |
2 |
Дом будущего |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
20 |
Март |
24 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Дом будущего |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
21 |
Март |
29 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Дом будущего |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
22 |
Март |
31 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Дом будущего |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
23 |
Апрель |
05 |
12.30- 13.50 |
Беседа, обсуждение, практическая работа |
2 |
Свободная тема |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
24 |
Апрель |
07 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Свободная тема |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
25 |
Апрель |
12 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № |
Итоговый контроль
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
26 |
Апрель |
14 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль
|
27 |
Апрель |
19 |
12.30- 13.50 |
Беседа, просмотр мультфильма, обсуждение, практическая работа |
2 |
Бескрайний космос |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
28 |
Апрель |
21 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Бескрайний космос |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль |
29 |
Апрель |
26 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Бескрайний космос |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
30 |
Апрель |
28 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Бескрайний космос |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
31 |
Май |
03 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Бескрайний космос |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
32 |
Май |
05 |
12.30- 13.50 |
Практическая работа |
2 |
Бескрайний космос |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Текущий контроль |
33 |
Май |
10 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль |
34 |
Май |
12 |
12.30- 13.50 |
Выставка |
2 |
Выставка работ |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль
|
35 |
Май |
17 |
12.30- 13.50 |
Викторина, выставка |
2 |
Итоговое занятие |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль |
36 |
Май |
19 |
12.30- 13.50 |
Выставка, вручение сертификатов |
2 |
Итоговое занятие |
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» каб. № 10 |
Итоговый контроль |
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- кабинет, соответствующий санитарным требованиям;
-шкафы для хранения инструментов, материалов, заготовок для моделей, чертежей, пособий, журналов и методической литературы по моделированию; - научно-информационный материал для бесед.
Наглядные пособия: плакаты, таблицы, карточки, шаблоны, инструкционные карты, технологические карты.
Материалы: бумага, картон, Лего-конструкторы, металлические конструкторы, конструкторы из фанеры.
Инструменты: карандаш, линейка, клей.
Информационное обеспечение:
интернет источники, ноутбук проектор Виды и формы контроля освоения программы
(Приложение «Оценочные материалы»)
Для определения результативности освоения программы применяются следующие виды контроля: входной, текущий, итоговый (Приложение №1, №2).
Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм отслеживания и фиксации – грамоты, готовые работы, журнал посещения, фотодокументы и т.п.
Результатами работы коллектива являются разработка и изготовление моделей, конструкций различных технических устройств: моделей, машин, приспособлений и т.д. Кроме того, обучающиеся участвуют в конкурсах, в выставках, используя разработанные и изготовленные конструкции.
Результативность оценивается по следующим критериям:
- полнота освоения программы обучающимися, получение знаний, умений и навыков;
- познавательная активность и социальная инициатива;
- желание посещать занятия, стремление к совместной деятельности;
- уровень овладения деятельностью (репродуктивный, алгоритмический, творческо-поисковый);
- участие и победы в соревнованиях, выставках, конкурсах;
- волевые качества;
- ответственность, работоспособность.
Эти формы позволяют педагогу и обучающимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.
Контроль знаний, навыков и умений осуществляется на каждом занятии путем собеседования, выполнения проекта. При контроле особое внимание уделяется правильности понимания различных аспектов темы, а также правильности выполнения практических работ.
Оценочные материалы
Оценочный лист обучающегося
Фамилия, имя_____________________________
Качественные показатели -
Творческие показатели -
Количество занятий - Аккуратность работы -
Разработка чертежей - Точность выполнения - Усовершенствование моделей - Количество выполненных моделей - Соответствие чертежам - Работа с литературой -
Количество наград за время обучения - Продуктивность работы - Рациональный алгоритм работы -
Поведение на занятии -
Приложение № 2 Карта учёта результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе.
0 баллов – не знает материал, не проявляется качество;
1 балл – знает мало, слабо проявляется качество;
2 балла – знания и проявления качества на среднем уровне; 3 балла – высокий уровень знания и проявления качеств.
Название детского объединения: __________________________
Руководитель объединения: ______________________________
Возраст обучающихся ___________________________________
Год обучения: __________________________________________
Период учебного года ___________________________________
1. Теоретические знания (соответственно программе) ________________________
2. Владение специальной терминологией___________________________________
3. Практические умения и навыки _________________________________________ 4. Владение специальным оборудованием и оснащением _____________________
5. Творческие навыки ___________________________________________________
6. Коллективная ответственность (предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий, участвует в выполнении коллективных работ, старается справедливо распределить задания при выполнении коллективных работ)__________________________________________________________________ 7. Толерантность (не насмехается над недостатками других, не подчёркивает ошибок других, доброжелателен)___________________________________________ 8. Соблюдение нравственно-этических норм (соблюдение правил этикета, развитие общей культуры речи, общая культура в подходе к своей внешности, выполнение правил поведения на занятиях)_____________________________________________ Методическое обеспечение программы
Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает правильный настрой и подготовку к основному этапу работы (наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций).
Теоретическая часть занятий максимально компактная и сопровождается показом иллюстраций, методов и приемов работы.
Практическая работа является основной формой проведения занятий коллектива, как важнейшее средство связи теории и практики в обучении. Их цель - закрепить и углубить полученные теоретические знания обучающимися, сформировать соответствующие навыки и умения. На практическую часть занятия отводится большая часть времени.
Правильная постановка учебного процесса, сочетание разных методов обучения способствуют развитию технического мышления обучающихся и успешной работе коллектива. При подборе методов работы с детьми предпочтение дается методам и приемам, которые стимулируют и развивают самостоятельность обучающихся, стремление их к поиску оптимальных решений, возникающих перед ними проблем.
Все занятия проводятся в хорошо проветренном кабинете с хорошим освещением. Перед занятием проводится инструктаж по технике безопасности в работе с новыми материалами и инструментами и вспоминаются правила работы и правила безопасности с уже знакомыми.
Работа по новой теме может начинаться с рассказа, сообщения, презентации, знакомства с готовым изделием, рассматривания иллюстраций, с обследования материала, из которого предстоит изготовить авиамодель, с постановки поисковой, проблемно-мотивационной ситуации, опирающейся на имеющийся личный опыт.
Работа над сложными изделиями осуществляется в несколько этапов. После объяснения каждого этапа, дети выполняют работу самостоятельно, в парах, коллективно или по принципу «подмастерья» - т.е. сотворчество детей и в процессе работы дети могут перемещаться, не мешая товарищам, подходя за недостающими материалами, инструментами, обращаться за помощью к детям, педагогу.
В конце занятия дети наводят порядок, недоделанные изделия, материалы и инструменты убирают в личные коробки. Общие материалы и инструменты аккуратно складывают, ставят на место. Особое внимание уделяется безопасному обращению с режущими и колющими инструментами (передача, сбор, хранение).
Образовательная программа «Юный изобретатель» для учреждения дополнительного образования основывается на принципах коллективности, патриотической направленности, проектности, добровольности, единства обучения, воспитания и развития.
1. Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что образование, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.
2. Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.
3. Принцип проектности - предполагает ориентирование педагога, на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие. Ребенок может программировать свои шаги, составлять план исполнения и анализировать свою деятельность.
4. Принцип добровольности - это предоставление возможности любому участнику образовательного процесса принять участие в проектировании. А так же все, что ученик делает, он делает добровольно. Добровольность предполагает добровольно взятые на себя определенные обязательства.
5. Принцип единства обучения, воспитания и развития предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебновоспитательной работы педагога в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности воспитанника.
Основные методы реализации программы:
При реализации программы используются: репродуктивный, объяснительноиллюстративный, проблемный и поисковый методы, методы развивающего обучения, метод ступенчатого повышения нагрузок.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной программы используется личностно-ориентированный подход, учитывающий особенности обучающихся, который помогает свободно и творчески мыслить. Применяемая в работе коммуникативная направленность обучения, даёт ребятам возможность общаться в процессе работы группы, а деятельностный характер обучения позволяет каждому обучающемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
Педагогические приемы:
- формирование взглядов (учреждение, пример, разъяснение, дискуссия); - организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, взаимооценка и оценка);
- свободного выбора направления деятельности.
При выборе педагогической технологии учитывается уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.
В работе используются технологии:
ü развивающего обучения;
ü проблемного обучения;
ü разноуровневого обучения;
ü коллективная система обучения (КСО);
ü технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
ü информационно-коммуникационные технологии;
ü здоровьесберегающие технологии.
Характеристика педагогических технологий
Основные черты модели развивающего обучения и его технологии: процессуальная целевая направленность: обучение способам теоретического мышления, приёмам учебно-познавательной деятельности, процедурам поисковой деятельности как основному содержанию и результату образования; приближенность учебной деятельности к научному познанию:
столкновение обучающихся с противоречиями между новыми учебными задачами и прежними знаниями и умениями, стимулирующими у обучающихся потребность преодолеть это противоречие; постановка обучающихся в позицию исследователя, первооткрывателя.
В технологии применяются процедуры: выявление и формулирование проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, формулирование выводов, применение на практике, обобщения.
Основная позиция обучающийся в учебном процессе – активнодеятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений).
Оценочная деятельность основная позиция педагога - научный руководитель и партнер по учебному исследованию.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Проблемное обучение - форма активного обучения, в котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:
1) создание проблемных ситуаций;
2) обучение обучающихся в процессе решения проблем;
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются: по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
1) сложность, выступающая в форме противоречия;
2) ёмкое содержание;
3) увлекательная форма;
4) доступный для обучающийся уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто педагог использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.
При моделировании занятия в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что обучающимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:
1) актуализации знаний и умений;
2) осознания и осмысления блока новой учебной информации;
3) закрепления и систематизации знаний; 4) применения знаний в новой учебной ситуации; 5) проверки уровня усвоения знаний и умений.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
Предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей).
В качестве основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:
1) всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
2) взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать; 3) неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
ü психолого-педагогическая диагностика обучающегося;
ü сетевое планирование;
ü разноуровневый дидактический материал.
Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня:
уровень А – общеобразовательный (базовый), который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление об учебном предмете; уровень В – программный, основанный на уровне А, углубляющий, обогащающий его по содержанию;
уровень С – усложненный, расширяющий уровень В за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.
Деятельность педагога при организации разноуровневых групп состоит в: - делении обучающихся на группы (по уровню знаний, способностям);
- разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний;
- оценивании деятельности обучающихся;
Применение разноуровневого обучения помогает педагогу достичь следующих целей:
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения обучающихся.
Задачей педагога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива обучающихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Коллективный способ обучения – это включение в учебный процесс, работу диалогических пар, динамических групп. Принципы такого обучения: завершенность, ориентация на конечный результат, непрерывность передачи знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь, разделение труда, работа по способностям. В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения — «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа обучающихся в парах сменного состава».
Особенности методики КСО:
ü коллективная учеба формирует и развивает мотивацию обучающихся в ü сотрудничестве;
ü коллективная учеба включает каждого обучающийся в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;
ü коллективные способы обучения создают условия психологического
ü комфорта;
ü коллективные способы обучения приветствуют воспитательное
ü взаимовлияние обучающихся: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;
ü коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого обучающийся и весь класс в целом в субъекты самообучения.
Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:
наличие сменных пар обучающихся;
их взаимообучение; взаимоконтроль; взаимоуправление.
Приемы и методы КСО:
• работа в парах сменного состава по карточкам;
• методика М.Г.Булановской;
• взаимообмен заданиями (ВОЗ);
• методика работы по вопросникам;
• педагогика сотрудничества и “погружение”.
При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс, стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении.
Решаются следующие задачи:
обучающийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;
от умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение обучающихся собрать модель;
в процессе социальных контактов между обучающимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.
Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для обучающихся (ставит учебную задачу), а далее создаёт такую благоприятную среду общения, при которой обучающиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения – сообучающийся (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем).
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающийся; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы
проекта); представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и
нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления
продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы,
детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. практическое использование предметных и общеоучебных ЗУН;
4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
5. степень осмысления использованной информации;
6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или
исследования;
9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
10. владение рефлексией;
11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 12. социальное и прикладное значение полученных результатов.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
1. Использование игровых элементов на уроке.
2. Урок – игра.
Занятие, проводимое в игровой форме, требует определенных правил. Игры по виду деятельности делятся на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По характеру игровой методики их можно разделить на типы: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности:
ü имитационные игры;
ü сюжетно-ролевые;
ü инновационные игры;
ü организационно – деятельностные (деловая игра).
Технология универсальна. Эта форма, которую педагог может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений обучающихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития.
При анализе урока с использованием необходимо отслеживать соблюдение условий проведения игры:
1. материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт;
2. должно быть заложено преодоление чего- либо, так как только в этом случае возможна активность действия;
3. игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение как правил, так и содержания);
4. игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, следовательно, игра должна контролироваться;
5. не допускается «зацикленность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности;
6. наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием, оформлением) позволит создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и обучающегося. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
ü технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
ü технологии оптимальной организации учебного процесса учебного процесса и физической активности обучающихся;
ü разнообразные психолого – педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и педагога.
Форма организации педпроцесса
Оценку образовательных результатов обучающихся по программе следует проводить в виде:
- тестирование, демонстрация моделей;
- упражнение-соревнование, игра-соревнование, игра-путешествие;
- викторины, конкурсы, смотры, открытые занятия;
- персональные выставки, выставки по итогам разделов, текущая и итоговая защита проектов.
Список литературы
1. Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. ФешинаЕ.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.