Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки" для учащихся 7 - 10 лет
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки" для учащихся 7 - 10 лет

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
другое
7 кл—10 кл
26.03.2023
Дополнительная   общеобразовательная общеразвивающая программа  "Умелые руки" для  учащихся   7 - 10  лет
программа направлена на развитие художественно - эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира
Умелые руки.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Умелые руки» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Комплекс основных характеристик ДООП

1.1. Пояснительная записка……………………………………………..……3-5

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………..……5-6

1.3. Учебно-тематический план………………………………………………..6

1.4. Содержание программы…………………………………………………..6-7

1.5. Планируемые результаты…………………………………………………7-8

          2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Условия реализации программы…………………………………….……8

2.2. Формы аттестации…………………………………………………………8-9

2.3. Оценочные  материалы………………………………………...……….….10

2.4.Методические материалы………………………………………………..…11

2.5 План воспитательной  работы………………………………………………12

2.6.Календарно – тематический план………………………………………..…12

3.Список  литературы…………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Пояснительная  записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Умелые руки»  разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава образовательного учреждения; модифицирована на  основе методического  пособия «  Рукоделие  для  детей/ Калинич М., Павловская Л., Савиных В. – Мн.: Полымя, 1998, а  также  разработана с учётом запросов  родителей и условиями учреждения.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

 

Направленность (профиль) программы: художественная ( декоративно – прикладное  искусство) – программа направлена на развитие художественно - эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Актуальность программы:  не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному декоративному творчеству как к целостной системе познания и разнообразных форм художественной деятельности, которая обеспечивает осознанное и активное участие школьника в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни. Развитие творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Чем больше утрачивает современный человек  связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его обнищание. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая направлена на получение воспитанниками представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой личности, способной к саморазвитию.

Педагогическая целесообразность программы Одно из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.

Занятие детей декоративно- прикладным творчеством тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. Знакомясь  с декоративно – прикладным творчеством, работами народных мастеров, дети приобщаются к основным культурным ценностям своей родины, к  ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.

В основе программы «Умелые руки» лежит идея  использования потенциала  декоративно – прикладного творчества, народной мудрости, позволяющей развивать личность ребенка.

Отличительные особенности программыИндивидуальный труд учащихся заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подбираются с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов. Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитание  культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у ребят.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор  профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Адресат программы:

Программа адресована учащимся  7- 11 лет. Обучающиеся, поступающие на программу, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам обучающиеся могут быть зачислены в группу. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: – 15 человек

Объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы  - 34 занятия  по  45 минут.

 Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий – 1 раз  в неделю  по  45 минут на  одно занятие, ввиду  того, что  большую  часть времени   отводится на практическую часть занятия.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий по программе:

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – дети  воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

 

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы:

 Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через  обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.

 Задачи:

Образовательные :

● формирование у детей навыков ручного труда;

● научить понимать и применять профессиональные термины, ориентироваться  в разновидностях декоративно-прикладного искусства;

● научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов живой и неживой природы;

● помогать в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.

развивающие:

● развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

● обучение приема коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

● создание базы для творческого мышления;

● прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

● развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

воспитательные:

● воспитание трудолюбия, аккуратности;

● развитие активности и самостоятельности;

● воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

● воспитывать любовь к природе родного края и умение бережно к ней относиться.

 

1.3.Учебно-тематический план

 

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Формы аттестации контроля

1

Вводное занятие

1

1

-

тест «Определение творческого потенциала учащихся»

2

Работа с бумагой и картоном.

6

1

5

Опрос, наблюдение

 

3

Работа с тканью и мехом

5

1

4

Опрос, наблюдение

4

Работа с бисером

5

1

4

Опрос, наблюдение

5

Работа с бросовым материалом

8

1

7

Опрос, наблюдение

6

Вязание крючком

5

1

4

Опрос, наблюдение

7

Лозоплетение

5

1

4

Опрос, наблюдение

8

Итоговое занятие

1

1

-

Лист  самооценки   работы  на  кружке

 

Итого

36

8

28

 

 

1.4. Содержание программы

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление закладки по образцу.
  • Знакомство с оригами.
  • Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
  • Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление настольных игрушек (по образцу).
  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с тканью и мехом

  • Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).
  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
  • Знакомство и шитье мягкой игрушки.
  • Изготовление одежды для Барби (по выбору детей).

Работа с бисером.

  • Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций.
  • Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения.
  • Плетение браслетов-“фенечек”.
  • Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений).
  • Плетение брошек (работа по схемам).
  • Плетение кулонов.
  • Ажурные браслеты.
  • Самостоятельное составление схем (работа в тетрадях).
  • Работа по замыслу детей.

Работа с бросовым материалом.

  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок, Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)
  • Изготовление карандашницы.
  • Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки).
  • Изготовление шкатулки-сувенира.

 

Вязание крючком.

  • Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа.
  • Игольница “Грибок”, “Ромашка”.
  • Вязание игрушек-сувениров

 

Лозоплетение

  • Приемы лозоплетения.
  • Ажурные подставки
  • Панно «Кружева из лозы»

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

 

1.5. Планируемые результаты

 

Дети, прошедшие все этапы  обучения  по данной программе должны:           

  - получить общие сведения о декоративно-прикладном искусстве;

  - овладеть  трудовыми и технологическими   знаниями  и  умениями по преобразованию и использованию материалов;

  - проявлять творческую активность;  

  - активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом;                                                                                                      

  - креативно мыслить;

  - проявлять инициативу, умственную активность;

  - проявлять самостоятельность в процессе создания декоративно- прикладных изделий;

  - овладеть технологиями декоративно- прикладного творчества;  

  - участвовать в конкурсах, побеждать в конкурсах;

  - развить  адаптивные качества личности;

- овладеть трудовыми навыками, развить готовность к труду и профессиональной деятельности.  

 Критерии оценки выполненных работ:

- аккуратность;

- самостоятельность;

- индивидуальный стиль;

- использование нескольких  техник при изготовлении изделия.

        Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

 В процессе занятий у детей формируются три основные группы    практических умений и навыков:      

1.  политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;                          

2.  общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;            

3.  специальные: обработка ткани, плетение, вышивка крестом и пр

 

         2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

 Программа  реализуется  на  базе   МБОУ  ООШ с.Дормидонтовка в  общеучебном  кабинете.

Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу, материал для стендов (светлая бортовка); поролон; рамки разных размеров; ножницы; клей ПВА; «Момент»; канва; лен; цветная и бархатная бумага; цветной картон; пинцеты; кисточки; иголки бисерные; вышивальные; булавки; крючки; спицы; нитки катушечные и капроновые; нитки – мулине; ирис; шерстяные и полушерстяные ярких цветов; шнуры; веревки; тесьма; лак; проволока медная; бисер;   и т.д.  Все  расходные  материалы    выдаются  учащимся. Возможно  использование собственных  материалов   детей ( по желанию).

Кроме того, к оборудованию занятий по декоративно- прикладному творчеству  относятся и специальные  пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства: репродукции картин, таблицы, журналы по рукоделию, модели и образцы декоративно- прикладного искусства, книжные иллюстрации.

           Для поддержания постоянного интереса воспитанников к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

 

2.2. Формы аттестации

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:- педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях  , оформление фотоотчётов)

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Спектр способов и форм выявления результатов:

Беседа,

опрос,

наблюдение

Спектр способов и форм фиксации результатов :

Грамоты,  Дипломы , Готовые работы

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе, – в школе

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

Презентация творческих работ

 Самоанализ

 Взаимозачет

 Коллективный анализ работ

 Отзыв

 Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы - портфолио обучающихся

 

2.3. Оценочные  материалы

В начале учебного года проводится диагностика воспитанников  в  целях изучения уровня подготовки, объема знаний  и умений, уровня творческого потенциала, для организации  процесса обучения, индивидуальной работы с воспитанниками,  коррекции.  

В конце учебного года проводится диагностика с  целью изучения уровня овладения полученными знаниями, умениями и навыками, уровня развития творческого потенциала воспитанников.

 Для  диагностики воспитанников педагогом используется:

-анкетирование,

-тест «Определение творческого потенциала учащихся»;

-тест-опросник «Мое мнение» по О.С.Газману

ТЕСТ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ОБУЧАЮЩИХСЯ»

1 Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

1 да;  2 нет;   3 да, но только кое в чем.

2 Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях

окружающего мира?

1 да, в большинстве случаев;  2 нет;  3 да, в некоторых случаях.

3 Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный

прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?

1 да;  2 откуда у меня могут быть такие идеи?

3 может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.

4 Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что

сможете что-то принципиально изменить?

1 да, наверняка;  2 очень маловероятно;  3 может быть.

5 Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?

1 конечно;  2 часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;

3 чаще уверен, чем неуверен.

6 Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом,

таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно

не знаете?

1 да, всякое неизвестное меня привлекает; 2 нет; 3 все зависит от самого дела и обстоятельств.

7 Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы

желание добиться в нем совершенства?

1 да; 2 что получится, то и хорошо; 3 если это не очень трудно, то да.

8 Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем

1 да; 2 нет, надо учиться самому основному; 3 нет, я только удовлетворю свое любопытство.

9 Когда вы терпите неудачу, то:

1 какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

2 сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;

3 продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет

непреодолимость препятствий.

10 Профессию надо выбирать, исходя из:

1 своих возможностей и перспектив для себя;

2 стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

3 престижа и преимуществ, которые она обеспечит.

11 Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по

которому уже прошли?

1 да; 2 нет; 3 если место понравилось и запомнилось, то да.

12 Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней

говорилось?

1 да; 2 нет; 3 вспомню все, что мне интересно.

13 Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить

его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?

1 да; 2 нет; 3 повторю, но не совсем правильно.

14 В свободное время вы предпочитаете:

1 оставаться наедине, поразмыслить; 2 находиться в компании; 3 мне безразлично, буду ли я один или в компании.

15 Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только

когда:

1 дело закончено и кажется вам отлично выполненным; 2 вы более-менее довольны сделанным; 3 дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?

16 Когда вы один, вы:

1 любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных;

2 любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

3 иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими

делами.

17 Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

1 независимо от того, где и с кем вы находитесь; 2 только наедине;

3 только там, где есть тишина.

18 Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:

1 можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам

убедительными;

2 останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;

3 измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка результатов теста

Баллы начисляются по следующей схеме:

Ответ «а» – 3 балла, «б» – 1, «в» – 2 балла.

Интерпретация результатов теста

• 48 и более баллов – в вас заложен значительный творческий потенциал ,который

представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

• 18 – 47 баллов – у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Самый опасный – страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.

 

2.4.Методические материалы Методическое  пособие «  Рукоделие  для  детей/ Калинич М., Павловская Л., Савиных В. – Мн.: Полымя, 1998

Основной вид занятий – практический.

        Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
  • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,  взаимооценка и т.д.);
  • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
  • Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

  Организация и проведение учебного занятия.                                                                

Включает следующие структурные элементы:  

                                                                                    

1. Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой.                                                                                                

2. Этап постановки целей и задач занятия.    

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.            

4. Этап деятельностный, в котором можно выделить три основных подэтапа:

Первый - обучения разделов в процессе тренировочных упражнений воспитанники отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия  имеющимися представлениями о действии.

Второй - обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.

Третий - знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.  

5. Этап рефлексии.

6. Заключительный этап.

Дидактическое и техническое оснащение занятий

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

- иллюстративный и демонстрационный материал по изучаемым темам        (презентации к  теме   «Изготовление оберегов», «Работа  с  тканью», «Работа с бисером»;

 - электронный сборник иллюстративного материала по изучаемым темам;

-  раздаточный материал (карточки с формулами-схемами к теме  «Работа с бисером»;

-  схемы для вышивки к теме  «Вышивка»;

-  схемы для вязания спицами и крючком;

- шаблоны к теме «Работа  с  тканью» (мягкая игрушка, прихватки).      Кабинет для занятий оборудован необходимыми приспособлениями (столами, шкафами для хранения материалов, настольными лампами, гладильной доской, швейными машинами и пр.)

 

2.5. План  воспитательной  работы

Формы  работы

сроки

Работа  в  объединении

Размещение  информации  о жизнедеятельности   детского коллектива на  сайте  школы

1  раз  в  четверть

Массовые  мероприятия

 (  подготовка  в   оформлении   школьных праздников: День знаний, день  пожилого  человека,  День  матери,  День  учителя,  Новый  год,  23  февраля,  День Победы, Последний  звонок  и др.)

По  плану  школы

Тематические  беседы  по ТБ

 Перед  началом  работы   с  новым   видом  деятельности

Работа  с  родителями

Родительские  собрания

1.      Особенности  работы   в  объединении  «Рукоделие»

2.       Возможности  участия  родителей  в  работе  объединения

 1  раз  в полугодие

Индивидуальные  встречи  и консультации с родителями

 По   инициативе   родителей

Совместные  мероприятия (  организации  выставок  работ)

По  плану  школы

 

 

2.6 Календарно – тематический план

           

п/п

Ме

сяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

 

Форма

контроля

 

Работа  с бумагой  и картоном

1

сентябрь

07.09

16-00

16-45

Беседа. Просмотр видео о профессии. обсуждение

1

Водное занятие. Целеполагание совместной деятельности. Знакомство с членами кружка: распределение ролей

кабинет

беседа

2

14.09

16-00

16-45

Просмотр видео о профессии. Обсуждение

1

Знакомство с техникой оригами, квилинг.

.

кабинет

беседа

3

21.09

16-00

16-45

практическая работа

1

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

 

кабинет

тест

4

28.09

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление аппликаций по образцу.

кабинет

беседа

5

октябрь

05.10

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление настольных игрушек (по образцу).

 

кабинет

беседа

6

12.10

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление игрушек

кабинет

беседа

7

 

19.10

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

кабинет

беседа

Работа с тканью и мехом

8

 

26.10

16-00

16-45

Просмотр видео  . Обсуждение

1

ТБ при работе с проволокой, ножницами, иглой. Правила раскроя меха, ткани

кабинет

беседа

9

ноябрь

02.11

16-00

16-45

практическая работа

1

Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).

кабинет

беседа

10

09.11

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

кабинет

беседа

11

16.11

16-00

16-45

практическая работа

1

Знакомство и шитье мягкой игрушки. Изготовление одежды для Барби (по выбору детей).

кабинет

беседа

12

23.11

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление сувениров. Цветы из ткани. Роза из шифона

кабинет

беседа

Работа с бисером.

13

 

20.11

16-00

16-45

Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций

1

Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения

кабинет

беседа

14

декабрь

07.12

16-00

16-45

практическая работа

1

Плетение браслетов-“фенечек”.

кабинет

беседа

15

14.12

16-00

16-45

практическая работа

1

Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений).

Плетение брошек (работа по схемам).

кабинет

беседа

16

21.12

16-00

16-45

практическая работа

1

Плетение кулонов.

Ажурные браслеты

кабинет

беседа

17

28.12

16-00

16-45

практическая работа

1

Самостоятельное составление схем (работа в тетрадях).

Работа по замыслу детей.

 

кабинет

беседа

21.01Работа с бросовым материалом.

18

январь

11.01

16-00

16-45

Обучение работе по схеме-чертежу.

1

Правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей при помощи клея.

кабинет

беседа

19

18.01

16-00

16-45

практическая работа

1

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок, Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)

кабинет

беседа

20

25.01

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление карандашницы

кабинет

беседа

21

февраль

01.02

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки).

кабинет

беседа

22

08.02

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление   сувениров  на  разные  тематики ( по выбору  учащегося)

кабинет

беседа

23

15.02

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление   сувениров  на  разные  тематики ( по выбору  учащегося)

кабинет

беседа

24

март

01.03

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление шкатулки-сувенира

кабинет

беседа

25

15.03

16-00

16-45

практическая работа

1

Изготовление шкатулок из открыток

кабинет

беседа

Вязание крючком.

26

 

22.03

16-00

16-45

Беседа  Техника безопасности. Просмотр видео «Правила работы с крючком»

1

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, нитками  и крючком)

кабинет

беседа

27

март

29.03

16-00

16-45

практическая работа

1

Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа.

кабинет

беседа

28

05.04

16-00

16-45

практическая работа

1

Игольница “Грибок”, “Ромашка”.

кабинет

беседа

29

апрель

12.04

16-00

16-45

практическая работа

1

Вязание игрушек-сувениров

кабинет

беседа

30

19.04

16-00

16-45

практическая работа

1

Божья коровка

кабинет

беседа

Лозоплетение

31

апрель

26.04

16-00

16-45

Просмотр видео. Обсуждение.  Беседа  по  правилам  техники безопасности  по  работе  с  лозой.

1

Лоза – как материал  декоративно – прикладного искусства

кабинет

беседа

32

03.05

16-00

16-45

практическая работа

1

Приемы лозоплетения

кабинет

беседа

33

май

10.05

16-00

16-45

практическая работа

1

Ажурные подставки

 

кабинет

беседа

34

17.05

16-00

16-45

практическая работа

1

Панно «Кружева из лозы»

 

кабинет

беседа

35

24.05

16-00

16-45

практическая работа

1

Оформление  работы Панно «Кружева из лозы»

 

кабинет

беседа

36

31.05

16-00

16-45

Выставка работ

1

Итоговое занятие. Выставка работ

Проведение итогового контроля

МБОУ ООШ с.Дормидонтовка

анкета

 

 

                                                    Список литературы

1.       Астахов А.И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

2.       Бака И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства: учебное пособие. М.,1985.

3.       Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители, Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара, 2003.

4.       Волков  И.П. Учим творчеству. М., 1989.

5.       Волков  И.П.  Приобщение школьников к творчеству. М., 1982.

6.       Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. М.: знание, 1974.

7.       Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя,- 3-е изд.-М., Просвещение, 1991.

8.       Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1986.

9.       Громов Е.С. Художественное творчество (опыт исторических характеристик некоторых проблем). М., 1970.  

10.    Ерденкова Н.В. Свой дом украшаю я сама. Санкт- Петербург. Лейла Диамат, 1995.

11.    Комплексное  сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы  / Под науч. Ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

12.    Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 1993.

13.  Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1984.


 

14.   

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Умелые руки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Умелые руки»

Содержание 1. Комплекс основных характеристик

Содержание 1. Комплекс основных характеристик

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Умелые руки» разработана с учетом

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Умелые руки» разработана с учетом

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

Знакомство с оригами. Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев

Знакомство с оригами. Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев

Критерии оценки выполненных работ: - аккуратность; - самостоятельность; - индивидуальный стиль; - использование нескольких техник при изготовлении изделия

Критерии оценки выполненных работ: - аккуратность; - самостоятельность; - индивидуальный стиль; - использование нескольких техник при изготовлении изделия

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете? 1…

Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете? 1…

Интерпретация результатов теста • 48 и более баллов – в вас заложен значительный творческий потенциал ,который представляет вам богатый выбор творческих возможностей

Интерпретация результатов теста • 48 и более баллов – в вас заложен значительный творческий потенциал ,который представляет вам богатый выбор творческих возможностей

Заключительный этап. Дидактическое и техническое оснащение занятий

Заключительный этап. Дидактическое и техническое оснащение занятий

Форма занятия Кол-во часов

Форма занятия Кол-во часов

Плетение браслетов-“фенечек”. кабинет беседа

Плетение браслетов-“фенечек”. кабинет беседа

Беседа Техника безопасности

Беседа Техника безопасности

Комский Д.М. Основы теории творчества

Комский Д.М. Основы теории творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2023