Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Весёлый Английский»
для учащихся 3-4 классов
Оглавление.
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Календарный учебный график.
4. Учебный план.
5. Учебно-тематический план.
6. Оценочные материалы
7. Список литературы.
1. Пояснительная записка.
Направленность программы. Кружок «Весёлый Английский» по направлению внеурочной деятельности является общекультурным; по функциональному предназначению - учебно-познавательным; по форме организации - кружковой; по времени реализации — годичной.
Новизна программы состоит в том, что программа составлена с учетом системно-деятельностного подхода к обучению, возрастных особенностей детей, желанием проявить себя в творческой деятельности, что повышает мотивацию изучения иностранного языка, обучение направлено на совершенствование коммуникативных навыков.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что изучение неродного языка должно рассматриваться в контексте непрерывного обучения, процесс обучения должен быть посильным, желанным и увлекательным. Кроме того, необходимо наличие достаточных возможностей и потребностей использовать полученные в учебном процессе знания и навыки. Но зачастую нелегко, а порой и невозможно реализовать эти важные принципы в ситуации школьного урока. Дополнительные занятия в кружке по иностранному языку помогут заполнить недостающие пробелы в изучении английского языка, а так приобрести новые умении и навыки.
Данная программа направлена на воспитание интереса к овладению английским языком как средством общения, на формирование гармоничной личности, развитие психических процессов, а также познавательных и языковых способностей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что грамматика являются одной из сложных для восприятия тем, поэтому необходимо сделать ее интересной и поучительной для учащихся. Поэтому предлагается использовать разноуровневый подход к обучению и учитывать особенности каждого участника кружка, как с педагогической, так и психологической точки зрения.
Учащиеся смогут тренировать и совершенствовать речевые навыки, коммуникативные способности. Занятия в кружке способствуют ускоренному совершенствованию образовательного пространства с целью оптимизации личностного и познавательного развития каждого учащегося, где созданы все условия для достижения успешности всеми учащимися.
Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Отличительные особенности заключаются в том, что все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование коммуникативных способностей, т.е. умения детей применять английский язык на практике не только в школе, но и в обычной жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 9-10 лет. В этом возрасте у детей происходит переломный момент, но при этом появляется устойчивые интересы к определенным областям знаний, но только к тем, которые они хотят получить, поэтому разноуровневый подход в обучении станет хорошим помощником в освоении предмета. Кроме того, занятия в кружке позволят в дальнейшем сформировать устойчивый интерес к английскому языку.
Формы проведения занятий: занятия беседы, практикумы, семинары, игровые формы занятий, тематические задания по подгруппам. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий включает в себя новую лексику и грамматику, и будет составлять 30% общего времени.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут.
2. Содержание программы
Программа кружка рассчитана на один год обучения (36 часов): на протяжения этого времени учащиеся будут знакомиться с новыми лексическими единицами языка, тренировать и совершенствовать свои умения и способности.
Цель программы: создание ситуации погружения в английский язык для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, развитие их лингвистических способностей, а также формирования позитивного отношения к изучаемому предмету и решительного настроя на дальнейшее обучение.
Задачи:
1. Повысить мотивацию к изучению английского языка.
2. Расширить и совершенствовать знания учащихся во всех видах речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо).
3. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
4. Совершенствовать навыки работы в группе.
5. Подобрать аутентичный видеоматериал по теме.
6. Развивать языковую догадку на основе игр и видеосюжетов.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате реализации программы возможно достижение воспитательных результатов первого уровня: приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Личностные |
Метапредметные |
Развитие познавательной мотивации у детей в процессе решения творческих задач; Развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника,чувство гордости за свою Родину; Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; Воспитание чувства справедливости, ответственности; Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. |
Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации через исследовательскую деятельность. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Анализировать правила игры, оценивать, сравнивать, рассуждать. Формировать способность оценивать свое поведение со стороны. Формировать умение планировать и оценивать результаты своей работы. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в парную и групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками при решении проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
|
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникатив-ных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
· способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
· умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
· способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
· умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
· наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
· любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Способы проверки результатов освоения программы: результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются в процессе наблюдения за деятельностью воспитанников по конкретной теме, с помощью тестов для каждого уровня сложности.
Организацтонно-методические условия.
Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, игр и соревнований, способствует:
1. лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических структур,
2. расширению монологической и диалогической речи,
3. открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьника.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Природная любознательность, отсутствие "застывшей" системы ценностей и установок, имитационные способности, отсутствие психологического барьера боязни в использовании иностранного языка как средства общения и т.д. способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учителем. Приоритетными являются творческие задания, которые ребята выполняют в игровой форме, что содействует становлению их способностей и создает благоприятный психологический климат. Играя, дети легко усваивают сложные понятия, и изучение иностранного языка превращается в яркое увлекательное занятие. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в юном возрасте. Поэтому в данном курсе обучения младших школьников английскому языку широко использованы игровые технологии. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила от первой до последней минуты. Особенно любимы детьми игры-поручения, игры-путешествия, игры-загадки.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета. Математика, природоведение, музыка, труд и другие предметы подготовили почву для изучения иностранного языка, а он, в свою очередь, внесёт свой вклад в развитие личности учащегося.
Интенсификация процесса обучения осуществляется за счет использования разных приемов: познавательных и ролевых игр, драматизации, инсценирования, а так же использования в обучении современных компьютерных технологий, цифровых образовательных ресурсов.
Необходимость широкой опоры на зрительную, слуховую и моторную наглядность, которая не только стимулирует разные анализаторы, но и мобилизует разные виду памяти, включая двигательную.
Сочетание разных организационных форм работы: индивидуальных, парных, групповых, коллективных, а также отчетных мероприятий в виде праздников и представлений на английском языке.
В данном курсе обучение грамматической стороне речи на английском языке строится с опорой на первичные представления ребенка о коммуникативной функции изучаемых грамматических категорий, которые в большинстве случаев имеют соответствия в родном языке (время, число).
Обучение фонетике не ограничивается имитацией, а сознательно сопоставляет интерферирующие звуки родного и иностранного языка, добивается осознания различия звуков двух языков, а затем правильного произношения.
Для развития ребенка крайне важным является и постепенное развитие произвольного внимания и запоминания, так как у детей данного возраста все еще преобладают соответствующие непроизвольные механизмы.
Систематическое повторение необходимо для развития способностей детей: обобщать, анализировать, систематизировать, абстрагировать.
Дидактический материал, используемый в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе, собран на основе многолетнего опыта работы в школе. Сюда входят ключевые слова по теме, интересные факты из справочной литературы, загадки, стихи, крылатые выражения и пословицы. Цель этой подборки - разработать урок по соответствующей теме интереснее и привлекательнее для учащихся, а также разнообразить подаваемый материал в учебнике. Материал подходит для использования во внеклассной работе и во время различных викторин, конкурсов и школьной олимпиады для младших классов. Как показывает практика, далеко не все учащиеся владеют данными фактами, описанными в справочной литературе.
Чтение и заучивание наизусть предложенной информации не только доставит удовольствие, но и расширит кругозор ребят. Особенно привлекательными эти материалы могут стать ребятам, которые интересуются жизнью животных и птиц, любящих природу и изучающих окружающий мир.
Учитель развивает языковую компетенцию, что помогает улучшать и качественно повышать коммуникативные способности учащихся. Отдельно проверяется и обогащается знание ключевой лексики по предложенным темам. Рисунки, демонстрирующие обсуждаемые объекты, существенно приблизят понимание ребятами темы урока, школьного компонента или внеклассного мероприятия. По мере необходимости учитель может составить свои собственные карточки, демонстрирующие тему беседы. Следует обратить внимание ребят на различие перевода и трактовки пословиц и крылатых выражений в английском языке в сравнении с родным языком. Предлагаю привлекать ребят к проектной работе, которая всегда носит творческий характер. Собирая самостоятельно дополнительную, более расширенную информацию, дети учатся гать самостоятельно. При этом учащимся необходимы не только языковые знания и адекватные средства выражения, но и знания фактов экстралингвистической реальности. Можно предложить список занимательных фактов (например, о животных).
3. Календарный учебный график.
№ |
Дата |
Время Прове-дения занятий |
Форма занятия |
К-во часов |
Темы занятий |
Место Проведения |
Форма контроля |
1 |
|
|
беседа |
1 |
Здравствуйте, это Я! |
кабинет |
|
2 |
|
|
практикум |
1 |
Моя визитная карточка. |
кабинет |
|
3 |
|
|
семинар |
1 |
Я люблю свою семью. |
кабинет |
|
4 |
|
|
игра |
1 |
Игра-путешествие на «Машине времени |
кабинет |
проект |
5 |
|
|
беседа |
1 |
Питомцы и другие животные. |
кабинет |
|
6 |
|
|
семинар |
1 |
Еда животных. Места обитания. |
кабинет |
|
7 |
|
|
проект |
1 |
Проект «Мой питомец». |
кабинет |
проект |
8 |
|
|
практикум |
1 |
Одеваемся на прогулку. |
кабинет |
|
9 |
|
|
проект |
1 |
Проект «Моя школьная форма». |
кабинет |
тест |
10 |
|
|
беседа |
1 |
Трапезы и еда. |
кабинет |
|
11 |
|
|
семинар |
1 |
Любимая еда. |
кабинет |
|
12 |
|
|
|
1 |
Что мы едим на завтрак, обед. |
кабинет |
тест |
13 |
|
|
практикум |
1 |
Правила поведения за столом. |
столовая |
|
14 |
|
|
игра |
1 |
Ситуативная игра «Мы сервируем стол». |
столовая |
проект |
15 |
|
|
семинар |
1 |
Мне нравятся праздники. |
кабинет |
|
16 |
|
|
|
1 |
Мой день рождения. |
кабинет |
|
17 |
|
|
практикум |
1 |
Поздравления с днем рождения. |
кабинет |
|
18 |
|
|
беседа |
1 |
Выбор и преподнесение подарка. |
кабинет |
|
19 |
|
|
практикум |
1 |
Праздники в Великобритании. |
кабинет |
тест |
20 |
|
|
|
1 |
Мой дом родной. |
кабинет |
|
21 |
|
|
семинар |
1 |
Место, где я живу. |
кабинет |
|
22 |
|
|
|
1 |
Моя комната. |
кабинет |
тест |
23 |
|
|
проект |
1 |
Проект «Мой родной дом». |
кабинет |
проект |
24 |
|
|
|
1 |
Мой родной город. |
кабинет |
|
25 |
|
|
семинар |
1 |
Страны. |
кабинет |
|
26 |
|
|
|
1 |
Транспорт на улицах города. |
кабинет |
|
27 |
|
|
беседа |
1 |
Куда можно пойти в городе. |
кабинет |
тест |
28 |
|
|
практикум |
1 |
Моя школа. |
кабинет |
|
29 |
|
|
|
1 |
Я изучаю английский язык с удовольствием. |
кабинет |
|
30 |
|
|
семинар |
1 |
Мне нравится изучать английский язык. |
кабинет |
проект |
31 |
|
|
|
1 |
Времена года. Месяцы |
кабинет |
тест |
32 |
|
|
|
1 |
Любимое время года |
кабинет |
|
33 |
|
|
беседа |
1 |
Описание лета. Каникулы. Отдых на летних каникулах |
кабинет |
|
34 |
|
|
проект |
1 |
Проект «Любимое время года» |
кабинет |
проект |
35 |
|
|
|
1 |
Проект «Любимое время года» |
кабинет |
проект |
36 |
|
|
|
|
Итоговое занятие |
кабинет |
|
4. Учебный план
№ |
Название раздела |
всего |
теория |
практика |
Форма контроля |
1 |
Моя визитная карточка. |
4 |
2 |
2 |
проект |
2 |
Питомцы и другие животные. |
3 |
2 |
1 |
проект |
3 |
Одежда. |
2 |
1 |
1 |
тест |
4 |
Трапезы и еда. |
5 |
3 |
2 |
тест, проект |
5 |
Мне нравятся праздники. |
5 |
3 |
2 |
проект |
6 |
Мой дом родной. |
4 |
3 |
1 |
Проект |
7 |
Мой родной город. |
4 |
2 |
2 |
Тест |
8 |
Моя школа. |
3 |
2 |
1 |
Тест |
9 |
Времена года. |
4 |
2 |
2 |
проект |
5. Учебно-тематический план
№ |
Название раздела |
всего |
теория |
практика |
Форма контроля |
1 |
Моя визитная карточка. Здравствуйте, это Я! Я люблю свою семью. Игра-путешествие на «Машине времени |
4 |
2 |
2 |
проект |
2 |
Питомцы и другие животные. Еда животных. Места обитания. Проект «Мой питомец». |
3 |
2 |
1 |
проект |
3 |
Одежда. Одеваемся на прогулку. Проект «Моя школьная форма». |
2 |
1 |
1 |
тест |
4 |
Трапезы и еда. Любимая еда. Что мы едим на завтрак, обед. Правила поведения за столом. Ситуативная игра «Мы сервируем стол». |
5 |
3 |
2 |
тест, проект |
5 |
Мне нравятся праздники. Мой день рождения. Поздравления с днем рождения. Выбор и преподнесение подарка. Праздники в Великобритании. |
5 |
3 |
2 |
проект |
6 |
Мой дом родной. Мой дом родной. Место, где я живу. Моя комната. Проект «Мой родной дом». |
4 |
3 |
1 |
Проект |
7 |
Мой родной город. Мой родной город. Страны. Транспорт на улицах города. Куда можно пойти в городе. |
4 |
2 |
2 |
Тест |
8 |
Моя школа. Моя школа. Я изучаю английский язык с удовольствием. Мне нравится изучать английский язык. |
3 |
2 |
1 |
Тест |
9 |
Времена года. Времена года. Месяцы Любимое время года Описание лета. Каникулы. Отдых на летних каникулах Проект «Любимое время года» |
4 |
2 |
2 |
проект |
6. Оценочные материалы.
Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями используются такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.) и др.
Основной формой фиксирования результатов внеучебных достижений обучающихся является индивидуальный портфель достижений – комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений учащегося, который позволяет информационно обеспечивать результативность индивидуального прогресса обучающийся в широком образовательном контексте, документально демонстрировать динамики образовательных достижений, способностей, интересов, склонностей.
Оценивая эффективность внеурочной деятельности по удовлетворѐнности участников деятельности, субъект анализа и оценки фактически занимается поиском ответов на такие вопросы:
1. Насколько удовлетворен ребенок тем, что он занимается в том или ином кружке (клубе, секции, студии), участвует в тех или иных делах?
2. Удовлетворены ли родители тем, что их сын или дочь посещает объединение дополнительного образования, принимает участие в жизнедеятельности класса (школы)?
3. Становится ли более удовлетворенным педагог от приложения своих усилий для организации внеурочной деятельности своих воспитанников?
Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности используются такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.
Оценочные материалы
Диагностика знаний обучающихся по теоретическим вопросам проводится с помощью различных тестов, викторин, игр. Сформированность практических навыков определяется правильностью количеством проведенных экскурсий, качеством исследовательских работ, участием в игровых и творческих программах, в проектной деятельности.
Степень достижения результатов оценивается по трем уровням:
|
· низкий уровень: обучающийся выполняет задания по инструкции, под руководством педагога, без желания участвует в общественно полезных делах;
· средний уровень: обучающийся выполняет задания при консультативной помощи педагога, охотно участвует в общественно полезных делах, но сам не проявляет инициативы;
· высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, сам проявляет творчество и инициативу в организации общественно полезных дел.
7. Литература:
1. Гез Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков/ Н.И. Гез, Г.М. Фролова. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 256 с.
2. Англо-русский и русско-английский словарь для школьника
3. Примерные программы по иностранным языкам. //Иностранные языки в школе, №5,2005
4. Барышников Н.В. Теоретические и практические аспекты преподавания иностранных языков и культур в различных условиях // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Теория и практика преподавания иностранных языков и культур в различных условиях» (Лемпертовские чтения – 4), 23-24 мая 2002г. – Пятигорск:ПГЛУ, 2002. С – 4.
5. Гез И.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф., Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.,1992. – 412с.
6. Есперсен О. Философия грамматики. М., 1978. – 404с.
7. Штелинг Д.А. Грамматическая семантика английского языка. Фактор человека в языке: Учебное пособие. М.:МГИМО. 1996. – 254с.
8. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М.,1974. – 238с.
9. Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985. – 455с.
10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.