Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение
«Луговская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании педагогического совета Протокол №_1_ |
Утверждаю Директор________Мухопадова Г.Н. Приказ № 63 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 14 - 17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель (разработчик):
Овчарова Мария Сергеевна
с. Луговое
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нравственный смысл жизни человека состоит в служении добру, но это служение должно быть добровольным,
то есть пройти через человеческое сознание.
В.С. Соловьев
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёрское движение» имеет социально – педагогическая направленность.
Социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Современному обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству; отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социальноэкономическое процветание.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года важно «привлекать детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтёрском движении» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).
Волонтёрство (добровольчество) – это единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, социальная, экономическая, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.
Волонтёрство – это институт воспитания честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, добра. Волонтёрство — это место, где в совместных делах подростки могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.
Актуальность
Задача становления личности сегодня является важной и актуальной.
От того, какие ценности будут сформированы у подрастающего поколения
сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
Сегодня волонтёрское движение – это новое социальное явление. Для подрастающего поколения – это активное осуществление общественно значимой деятельности, которая способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших самостоятельности, самоутверждения и самоуважения, приобретению уверенности в себе и своей значимости для других. В совместных делах ребята могут получить позитивный опыт социального взросления, социальной ответственности.
Ведущие современные педагоги, психологи и социологи считают, что добровольная общественная деятельность не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать формированию активной жизненной позиции подрастающего поколения. В настоящее время развитие волонтёрского движения связано с растущим числом социальных проблем, в решении которых волонтёры незаменимы. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтёрского движения приобретает в образовательной среде особую актуальность. Педагогическая целесообразность
В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.
Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определённое место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «Я и моё участие в жизни общества».
Дополнительная общеразвивающая программа «Волонтёрское движение» строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия, предполагает включение подростков в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Содержание проектов, входящих в программу, способствует формированию активной гражданской позиции, создаёт мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Программа несёт в себе основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости и сопереживание, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Программа опирается на ряд принципов:
• ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности; • формирование целостного и эмоционально-образного восприятия мира; • обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей и подростков того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
• развитие ключевых компетенций обучающихся;
• обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
• реализация единства образовательного процесса.
Цель программы
Цель - формирование нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности обучающегося; апробация новых форм организации занятости обучающихся для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи
Задачи первого года обучения формируют у обучающихся интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предполагают опыт участия в социальных акциях.
Образовательные:
ü обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
ü обучение основам работы с различными видами информации;
ü знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
ü обучение методикам проведения досуговых мероприятий творческой и спортивной направленностей. Развивающие:
ü формирование активной жизненной позиции и стремления заниматься волонтёрской (добровольческой) работой;
ü формирование первичных организаторских умений и навыков;
ü развитие умений представлять материал с помощью средств мультимедийных презентаций;
ü развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
ü развитие уверенности в себе;
ü развитие навыка разработки и реализации социальных проектов;
ü развитие
умений обмениваться информацией, дискутировать и защищать свою точку зрения,
выступать на публике.
Воспитательные:
ü воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
ü воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
ü формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
ü содействие развитию системы совместной деятельности подростков и взрослых;
ü формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
Задачи второго года обучения обращены на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.
Образовательные:
ü знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
ü обучение методике социального проектирования;
ü расширение навыков работы с информацией;
ü специальная подготовка волонтёров по работе с людьми различных социальных категорий.
Развивающие:
ü дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;
ü расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
ü развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.
Воспитательные:
ü воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
ü содействие в осознании личной ответственности за происходящее в семье,
ü школе, городе, стране;
ü воспитание активной гражданской позиции;
ü повышение уровня знаний подростков о здоровом образе жизни. Отличительные особенности
В дополнительной общеразвивающей программе «Волонтёрское движение» соединены разные направления воспитательной деятельности от пропаганды здорового образа жизни, физического и творческого развития личности, трудового и экологического воспитания до формирования гражданской позиции подрастающего поколения через включение детей в социально-значимую деятельность.
Были изучены и проанализированы авторские программы по добровольчеству, волонтёрскому движению, развитию молодёжных инициатив, такие как:
1. Куликова JI.В. «Волонтёрский отряд «Мы» - Абакан, 2015 г.
2. Назарова О. Д. «Волонтёры» - Красногорск, 2014 г.
3. Мохин И.А. «Волонтёрское движение» - Павловск, 2014 г.
4. Смирнова Н.А. «Вперёд волонтёры» - Санкт-Петербург, 2013 г.
5. АсташинаЕ.Е., Майстровский Ю.Р. «Вектор добровольчества» - Самара, 2013 г.
6. Новикова Н.Ю., Бородатая М.Н., Лысакова В.И. «Как стать волонтёром» - Киров, 2013 г.
Программа разработана на основе методического пособия «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте» И.В. Дубровина, М.: Академический Проект. Категория обучающихся
Программа предназначена для
обучающихся 14-17 лет.
Срок реализации программы
Программа «Волонтёрское движение» рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий
Формы занятий – групповая, всем составом объединения.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часа. Всего 34 часа в год (68).
Планируемые (ожидаемые) результаты и способы определения
их результативности
К концу первого года обучения у обучающихся будут:
• сформированы психологические знания и умения, позволяющие подросткам лучше понимать себя;
• сформированы навыки работы с различными видами информации;
• сформированы навыки использования технологий по подготовке социальной акции и проведения социальных дел;
сформированы знания об интерактивных методах обучения, современных
социальных технологиях;
• сформированы знания о методиках проведения досуговых мероприятий творческой и спортивной направленностей.
К концу первого года обучения у обучающихся будут:
• развиты коммуникативные качества, умения работать в команде;
• развиты навыки разработки и реализации социальных проектов;
• развиты умения обмениваться информацией, дискутировать, защищать свою точку зрения, выступать на публике;
• сформированы первичные организаторские умения и навыки;
• сформированы активная жизненная позиция, стремление заниматься волонтёрской (добровольческой) работой. К концу первого года обучения у обучающихся:
• будут сформированы морально – нравственные качества: доброта, отзывчивость, милосердие; толерантность; будет:
• сформирована потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
• развита система совместной деятельности детей и взрослых; • сформирована личностная ответственность за выполняемую работу;
• сформирована активная гражданская позиция.
К концу второго года обучения обучающиеся получат:
• навыки работы с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
• навыки владения методикой социального проектирования;
• расширенные навыки работы с информацией;
• специальную подготовку волонтёров по работе с людьми различных социальных категорий.
К концу второго года обучения у обучающихся будут:
• сформированы организаторские умения и навыки, развиты лидерские качества;
• будет получен опыт общения, развиты навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
• развиты рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности;
• развиты основные идеи волонтёрского движения.
К концу второго года обучения у обучающихся будут:
• сформированы потребность в добровольческой деятельности, в социальном служении как к норме жизни;
• сформированы нравственные, морально – психологические качества, составляющие основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу страны;
• будет создана система совместной деятельности обучающихся и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых результатов.
По итогам реализации программы у обучающихся будут сформированы
Информационно-технологические компетенции:
• умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
• умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
• умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
Учебно-познавательные компетенции:
• умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, владения основными приёмами обработки материалов;
• умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и осуществить практическую работу;
• умения и навыки оценки и осмысления результатов своей деятельности: навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.).
Коммуникативные компетенции:
• умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё; организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
• умение обмениваться информацией;
• умение выступать на публике (аудитория класса, параллели).
Социально-личностные компетенции:
• способность вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение;
• иметь собственную определенную позицию по отношению к употреблению ПАВ и быть готовым говорить на эту тему со сверстниками.
Здоровьесберегающие компетенции:
• умение грамотно сформулировать заповеди здорового образа жизни; • умение организовать и качественно провести тренинг для обучающихся своего класса (своей параллели).
Обучающиеся научатся:
• понимать свои чувства и чувства окружающих людей;
• говорить о своих эмоциях и проблемах;
• давать себе позитивную самооценку;
• отстаивать своё мнение;
• ставить перед собой цель и достигать её;
• признавать право на собственные ошибки;
• разрешать конфликты мирным путем;
• контролировать ситуацию, принимать на себя ответственность за собственную жизнь.
Формы подведения итогов реализации программы:
• творческие отчёты о проделанной работе за год и их презентация;
• мероприятия, коллективно-творческие дела (КТД), соревнования, конкурсы, конференции;
• статьи и фотоматериалы для сайта учреждения;
• портфолио обучающихся;
• награждение благодарственными письмами самых активных обучающихся и волонтёров в совместных мероприятиях.
1 год обучения
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||
|
|
|
|||
|
|
Всего |
Теория |
-Практика |
|
1. |
Вводное занятие . История возникновения волонтерского движения. |
1 |
1 |
|
Практическая работа |
2. |
Формирование здорового и спортивного образа жизни |
2 |
1 |
1 |
Разработка агитационных материалов. Проведение социальных акций |
3. |
Интерес к познанию и творчеству |
8 |
2 |
6 |
Организация и проведение мероприятий |
4. |
Трудовая деятельность |
9 |
1 |
8 |
Разработка материалов, проведение социальных акций |
5. |
Гражданская позиция и гражданская самоорганизация |
8 |
2 |
6 |
Тест |
6. |
Социальное проектирование |
5 |
1
|
4 |
Подготовка и защита проектов. Социальные акции |
7. |
Заключительное занятие |
1 |
|
1 |
Дискуссия |
Итого: |
34 |
8 |
26 |
|
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1 год обучения
Теория. Знакомство с обучающимися. Введение в программу. План работы объединения на год. Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Форма одежды и внешний вид. Правила пожарной безопасности.
Правила дорожного движения. История волонтёрского движения, волонтёрские организации в прошлом и настоящем. Направления деятельности волонтёров. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. Волонтёрство в России.
Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося. Занятие «Знакомство». Выборы актива. Установление контакта между обучающимися, беседа «Как можно знакомиться». Тесты на лидерские, организаторские способности, распределение по группам (направлениям). Разработка основных документов: кодекса волонтёра, положения об организации добровольной (волонтёрской) деятельности. Занятие «Учимся сотрудничать». Игра «Чувствуем друг друга», занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.
Теория. Планирование мероприятий. Распределение обязанностей. Знакомство с формами проведения волонтёрских мероприятий. Разъяснительная работа по пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактике социально - негативных явлений в подростковой и молодёжной среде. Алкоголь и закон. Встреча с инспектором Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Контроль чувств: умение принимать волевые решения и отказ от того, что уводит в сторону. Встреча со школьным психологом.
Практика. Пропаганда ЗОЖ. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности; проведение спортивных соревнований, Дней здоровья «Мы за здоровый и спортивный образ жизни». Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании. «Международный день отказа от курения». Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения. Конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы о вреде злоупотреблений ПАВ и популяции здорового образа жизни». Всемирный день борьбы со СПИДом. Подготовка к проведению мероприятия «По дорогам жизни». Разработка сценариев. Репетиции. Выступления. Влияние алкоголя на организм человека - встреча с наркологом. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимости. Разработка и проведение мероприятий по профилактике компьютерной и игровой зависимости.
Теория. Планирование творческих мероприятий. Изучение сценариев к мероприятиям. Игровые технологии в работе волонтёра: игры - адаптации, игры с эстрады, игровая программа. Организация игровых переменок, детских праздников. Игры - кричалки. Познавательная игра. Коллективное творческое дело.
Практика. «Добры молодцы и красны девицы» - мероприятия ко Дню Защитника Отечества и 8 Марта. Организация театральных представлений, декламации стихов, чтение коротких рассказов (сопровождаемое показом слайдов и т. п.). Помощь в организации и проведении праздников. Организация игр и конкурсов для детей разных социальных групп. Создание методической папки, включающей разработки мероприятий, игр, конкурсов, игровых программ, сценариев. Международный день толерантности. Подготовка и проведение занятия о толерантном отношении друг к другу. Проведение Уроков доброты. Разработка презентации «Культура разных народов». Готовность восприятия явлений национальной жизни и межличностных отношений.
Теория. Обучение техническому мастерству волонтёров. Занятие «Узелки на память». Постановка актуальных для деятельности вопросов. Некоторые практические советы волонтёрам. Как говорить? Как слушать? Несколько важных правил работы с маленькими помощниками. Роль волонтёра в решении социальных проблем местного сообщества.
Практика. Организация трудовой занятости, профориентационной работы: организация добровольческого труда по экологической очистке территорий, расчистка дорожек от снега, уход за домашними цветами, проведение генеральной уборки. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.
Теория. Гражданин, гражданское самосознание, гражданская позиция, гражданская самоорганизация, общественные объединения и организации. Роль волонтёра в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтёрской деятельности.
Практика. Тест «Ориентирование в правовых понятиях». Приёмы проведения переговоров. Рассмотрение ситуаций из жизни с целью правильного подбора наиболее приемлемого решения. Организация социальных дел гражданско-патриотического направления.
Теория. Учимся писать проекты. Виды проектов. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Социальное взаимодействие. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Этапы подготовки и проведения.
Практика. Сбор материалов к проекту. Как подготовиться к конкурсу социального проекта общественного объединения. Проектирование - технология организации работы по воплощению некой идеи. Занятие «Учимся сотрудничать». Развиваем навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству. Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни. Проект «Подари радость». Совместная работа волонтёров и молодёжи с ограниченными возможностями. Обучение техническому мастерству волонтёров. Учимся писать проекты. Сбор материалов к проекту. Журналистская работа
(интервью, информационные встречи, размещение объявлений, рекламы), съёмка, монтаж, публичные выступления, открытые письма, выпуск брошюр, бюллетеней, отчётов, участие в разных мероприятиях, распространение листовок с информацией и раздаточные материалы (флаеры, постеры, сувениры и д.р.). Акция «Забота». Помощь одиноким людям, ветеранам ВОВ, труженикам тыла, детям войны, малообеспеченным. Организация и проведение акции ко Дню пожилого человека. Акция «Чистое уважение». Уборка территории школы. Конкурс рисунков и плакатов «Мы за чистое село». Акция «Георгиевская ленточка». «Спасибо деду за Победу». «Герой России». Творческо-поисковая работа. К истории и традициям семей обучающихся школы. Оформление фотоальбома.
7. Заключительное занятие Теория. Подведение итогов.
2 год обучения
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Формы контроля
|
||
Всего |
Теория |
Практика - |
|||
1. |
Вводное занятие. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения |
1 |
1 |
|
Разработка документации |
2. |
Работа волонтеров по пропаганде здорового и спортивного образа жизни |
3 |
1 |
2 |
Открытые занятия |
3. |
Технологии социальной работы с молодёжью |
2 |
1 |
1 |
Дискуссия. Подготовка социального ролика |
4. |
Основы социального проектирования и проведения социальных дел |
13 |
1 |
12 |
Проведение благотворитель ных, экологических социальных акций |
5. |
Специальная подготовка волонтёров |
3 |
1 |
2 |
Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков |
6. |
Лидерство в волонтёрском объединении |
9 |
1 |
8 |
«группы Агитационные программы, акции. Конкурс |
7. |
Формирование гражданской активности |
2 |
1 |
1 |
Дискуссии |
8. |
Заключительное занятие |
1 |
|
1 |
|
Итого: |
34 |
7 |
27 |
|
2 год обучения
Теория. Знакомство с обучающимися. План работы объединения на год. Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Форма одежды и внешний вид. Правила пожарной безопасности. Правила дорожного движения.
Деятельность общественного объединения волонтёров. Формы осуществления волонтёрской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Управление волонтёрской деятельностью.
Практика. Как создать волонтёрский (добровольческий) отряд. Положение о работе волонтёрского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтёра. Личная книжка волонтёра. Функции управления волонтёрской деятельностью: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтёрской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтёрской работы.
Теория. Сопротивление групповому давлению. Наркомания: понятие симптомы, последствия.
Практика. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности известных спортсменов. Организация встреч со спортсменами, проведение ими мастер-классов. Разработка и проведение открытого занятия по профилактике наркотической зависимости. ВИЧинфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с ежегодной акцией «Всемирный день борьбы с синдромом приобретенного иммунодефицита». Разработка агитационных плакатов, буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом и спортивном образе жизни.
Теория. Понятие, цели, формы работы. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный, основной, заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии.
Практика. Дискуссия. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е.
Щуркова). Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. Конкурс мини социальных пьес. Социальный ролик. Создание социальных роликов. Мультимедийное оформление.
Теория. Социальная акция. Основы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.
Практика. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Социальный проект. Этапы социального проектирования.
Разработка социальных проектов, их реализация.
Теория. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность. Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Технология общения и работы с пожилыми людьми.
Практика. Сбор информации о людях и организациях по взаимодействию. Вовлечение новых участников. Планирование акций, адресных добрых дел. Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов.
Теория. Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.
Практика. Составление сценария. Изготовление пригласительных. Подготовка к участию в конкурсе (на выбор). Организация и проведение акций к Международным дням и акциям. Проведение агитационных программ, акций. Организация коллективных творческих дел, ролевых игр.
Оформление сцены для проведения мероприятия.
Теория. Гражданин, гражданское самосознание, гражданская позиция, гражданская самоорганизация, общественные объединения и организации. Правовые нормы. Их отличие от других социальных норм. Роль волонтёра в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтёрской деятельности. Поиск и выявление социальных проблем. Практика. Дискуссия: «Что такое правильное поведение?» Приёмы проведения переговоров. Рассмотрение ситуаций из жизни с целью правильного подбора наиболее приемлемого решения. Организация социальных дел гражданско-патриотического направления. Организация встреч с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне.
8. Заключительное занятие Теория. Подведение итогов.
Для определения ожидаемого результата проводится входящий контроль (сентябрь), промежуточный контроль (декабрь, май) и итоговый контроль обучающихся (в конце срока реализации программы).
Данные виды контроля позволяют педагогу и обучающимся увидеть результаты своей деятельности, что способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, стимулирует развитие активной гражданской позиции молодого человека.
Уровень усвоения программы определяется с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, уровнем подготовленности к занятиям.
Мониторинг будет осуществляться посредством:
- анкетирования обучающихся программы (волонтёров);
- анализа результатов проведенных мероприятий;
- мониторинга достижений волонтёров.
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- защита проектов;
- организация и участие в мероприятиях.
Критерии эффективности реализации программы
№ |
Показатели |
2021 |
2022 |
1. |
Число постоянных волонтёров в объединении |
|
|
2. |
Количество волонтёрских групп |
|
|
3. |
Активно работающие волонтёры (% от общего состава) |
|
|
4. |
Разработка и внедрение проектов |
|
|
5. |
Участие во Всероссийских акциях волонтерского движения |
|
|
6. |
Количество проведенных волонтёрских акций, мероприятий |
|
|
7. |
Процент волонтёров, покинувших программу через 6 и 9 месяцев |
|
|
8. |
Узнаваемость организации и волонтёров |
|
|
9. |
Удовлетворение волонтёров от программы |
|
|
10. |
Число нуждающихся, получивших помощь волонтёров |
|
|
11. |
Позитивные отзывы получателей услуг и партнёров (количество благодарностей) |
|
|
12. |
Число повторных обращений |
|
|
13. |
Количество публикаций в СМИ о |
|
|
|
программе |
|
|
14. |
Процент привлечённых дополнительных средств |
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности современного педагога:
• гуманизация педагогического процесса;
• индивидуализация и дифференцированный подход;
• демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, а также дать возможность каждому обучающемуся раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить подростков на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.
Условно дополнительную общеразвивающую программу можно разделить на три этапа:
1 этап - начальный: включает в себя формирование детского объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого обучающегося, распределение социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности.
2 этап - основной: погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение детей и подростков в социально - значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.
3 этап — заключительный: подведение итогов проделанной работы. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации программы; планирование дальнейшей деятельности.
Основные методы работы
1. Эмоциональная поддержка (поощрение, координация, мотивирование, обмен опытом и другие необходимые действия, направленные на сопровождение личностного и профессионального самостоятельного роста).
2. Анализ и самоанализ (владение навыками самоанализа собственной деятельности; педагогу, анализирующему деятельность учащегося, надо исходить из его индивидуальных, личностных особенностей).
3. Стимулирование на позитивную деятельность (подарочные книги, значки, дипломы и т. п.).
4. Создание проблемных ситуаций.
Основные принципы программы
• добровольность;
• гласность;
• законность;
• непрерывность и систематичность проводимой работы;
• осознание личностной и социальной значимости своей деятельности; • ответственное отношение к деятельности.
Формы организации волонтёрской деятельности:
акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, диспуты, деловые игры, дискуссии, защита и реализация проектов, игровые программы, коллективно-творческое дело (КТД) по разным направлениям деятельности, лекции, мероприятия, «мозговой штурм», походы, праздники, презентации, экскурсии.
Программа предполагает работу по следующим направлениям:
• социальное патронирование пожилых людей, инвалидов;
• педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);
• интеллектуальное и творческое развитие (организация и проведение мероприятий);
• досуговая деятельность (организация свободного времени);
• экскурсионная деятельность;
• информационное обеспечение;
• экологическая защита;
• спортивная деятельность (участие в спортивных мероприятиях).
Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов волонтёрской (добровольческой) деятельности обучающихся. В соответствии с выбранными направлениями работы программа предполагает виды и формы добровольческой деятельности:
• работа с социально-незащищенными слоями населения (пожилые люди, люди с ограниченными возможностями);
• работа с детьми и молодёжью (в детских домах, интернатах для детей с ограниченными возможностями, школах, детских садах и т.д.);
• развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодёжи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.
Направления программы |
Основные мероприятия |
Информационный блок |
1. Выпуск буклетов. 2. Создание, выпуск и распространение информационных листовок. 3. Разработка и создание электронных пособий для сопровождения занятий, тренингов. 4. Размещение материалов на сайте образовательной организации. |
Валеологический блок |
1.Мероприятия по здоровому образу жизни. |
Проектный блок |
1. Разработка и реализация проектов и акций. |
Познавательный блок |
1.Сбор и обобщение информации о вредных привычках человека, причинах их появления. 2. Рассказы и беседы о болезнях социального характера. 3. Мероприятия, посвящённые Международным дням и акциям. |
Тренинговый блок |
1. Проведение тренингов «Сверстник – сверстнику». 2. Работа «Службы доверия». |
Координационный блок |
1.Координация работы группы волонтёров педагогом. 2.Организация встреч со специалистами образовательных организаций. 3. Организация акций, анкетирований. |
Досуговый блок |
1.Проведение агитационных программ. 2.Организация КТД (коллективных творческих дел). 3. Проведение тематических недель. 4.Организация дней здоровья; спорта; семьи. |
Условия реализации программы
Для реализации данной программы можно использовать помещение актового зала, рекреации, кабинеты и другие площади. Необходимым условием является опосредованное взаимодействие с родителями, учителями, специалистами социальной, профилактической и психологической служб и социальными партнёрами.
Важным является использование теоретического материала и практических методик по развитию волонтёрской деятельности, использование наработок опыта, изложенных в методической литературе. Обучение методикам проведения современных форм мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодёжной среде и пропаганде здорового образа жизни.
Рекомендуемыми являются наглядные материалы:
• плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни;
• видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;
• мультимедийные презентации в соответствии с темами программы;
• раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, тиражированные с использованием собственных и привлеченных ресурсов, а также предоставленные социальными партнёрами);
• информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов, сайта, мультимедийных презентаций.
Оборудование: компьютер, принтер, сканер, проектор, экран, микрофоны, микшерный пульт, колонки.
1. Григорьев И.Н. Специфика организации волонтёрства в молодёжной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 12. - С. 100-104.
2. Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. —М.: Логос, 2011. – С. 25.
3. Менщикова И.Ю. Социальная работа и волонтёрство: ценностно- практический аспект взаимодействия в среде высшей школы // Научные исследования в образовании. - 2011. - № 1. - С. 42-43.
4. Новиков М. А. История, проблемы и перспективы развития молодёжного волонтёрства в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 6-3. - С. 141-144.
5. Социальная работа с молодёжью: учебное пособие / под ред. Басова Н.Ф. - М. - 2011. – С. 235.
6. Щупленков О.В. История молодёжного движения в России в современном исследовательском поле // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 1-2. - С. 211-215.
7. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский / Под редакцией JI.E. Никитиной.- М:
«ACADEMIA», 2013. - 160с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.