Дополнительная общеобразовательная программа "Первые шаги"
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная программа "Первые шаги"

Оценка 4.9
pdf
13.05.2022
Дополнительная общеобразовательная программа "Первые шаги"
Перве шаги ДОП.pdf

Отдел по образованию, физической культуре и спорту администрации  Острогожского муниципального района

Воронежской области

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная школа

 

Дополнительная  общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности

«Первые шаги»

 

 

 

 

 

Вид программы: модифицированная

Уровень освоения: ознакомительный            

Возраст обучающихся: 5-7 лет

                                                                        Срок реализации: 1 год           

Автор-составитель:

Сырецких Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Петропавловка,  2020

Оглавление

 

1.   Комплекс основных характеристик программы……………………..3-5

2.   Пояснительная записка ……………………………….............................6-10

2.1.     Актуальность …………………………………………………….…………..6 

2.2.     Новизна ……………………………………………………………………..6

2.3.     Цель программы…….......................................................................................6

2.4.     Задачи программы………...............................................................................6

2.5.     Сроки и условия реализации программы…………………………………..7 2.6. Психофизиологические особенности обучающихся …………………….7

2.7.   Форма и режим занятий……………………………………………………7-8

2.8.   Ожидаемые результаты…………………….….………………….…..…...8-9 

2.9.   Формы подведения итогов реализации программы………………………10

3.   Содержание программы ………………………………………………...10-18

3.1.     Программные требования и структура программы…………………...11-15

3.2.     Учебно-тематический план …………………………..………………...15-16

3.3.     Содержание программы…………………………………………………16-18

3.4.     Методическое обеспечение программы ……………………………….18-19 

3.5.     Кадровое обеспечение…………………………………………………..19-20

3.6.     Материально-техническое обеспечение программы ……………….…….20 

4.   Список нормативных документов………………………………………...21

5.   Список литературы для педагога………………………………………….22

6.   Список литературы для обучающихся и родителей ……………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  «Первые шаги»   разработана в соответствии со следующими  документами: - требования к образовательным программам Федерального закона об образовании  в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273(п.9 ст.2 273-Ф3);

-         Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р);

-         Приказ  Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №196 от 09.11.2018;

-         Постановление правительства Воронежской области «О введении на территории Воронежской области механизма персонифицированного

        финансирования    в    системе    дополнительного    образования    детей     (с

изменениями на 30 апреля 2019 года) № 1201 от 26.12.2018 г.;

-         СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных

организаций дополнительного образования детей; - учебный план МКОУ Петропавловская СОШ; - Устав МКОУ  Петропавловская СОШ.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Первые шаги»  (далее – образовательная  программа) относится к социально-гуманитарной направленности.

   Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.  

 Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словеснологического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.     Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.

Базовой основой для разработки программы «Первые шаги» взята дополнительная общеобразовательная программа  «Преемственность» (авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.) Данная программа рекомендована Министерством образования России. В основе подготовки к обучению в школе данной программы   лежат личностно-ориентированные  и развивающие  технологии.

       Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.

       Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.        Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические  действия.

       Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Первые шаги», соответствует возрастным особенностям детей старшего

дошкольного  возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных  и  развивающих технологий.

       В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Первые шаги» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

Данная   программа включает    в        себя   следующие          направления деятельности: 

1.   Развитие внимания и памяти.

2.   Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3.Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.  

4. Развитие умственных способностей.

5.Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими). 6. Развитие волевой готовности ребенка.

 

Принципы  работы  при   подготовке  детей  к обучению:

-    учет  индивидуальных  особенностей  и возможностей  детей;

-    системность  и  плановость;

-    уважение  к ребенку, к процессу  и результатам  его  деятельности  в сочетании  с разумной  требовательностью;

-    занимательность, непринужденность, игровой  характер  учебного  процесса;

-    развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

-    контакт  с родителями: организация бесед  по  интересующим  их проблемам

-    вариативность содержания и форм проведения занятий;

-    наглядность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

2.1.Актуальность

Актуальность данной программы связана с тем, что учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации на основании запроса родителей появилась необходимость создания данной программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

  

2.2. Новизна

Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Программа предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

  Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью всестороннего развития и подготовки к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоциональноволевой сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.

 

2.3.Цель программы

Цель программы: создание условий для подготовки ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности; развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка; социализация и адаптация к жизни в обществе.

 

2.4.Задачи программы:

1.     Сформировать посредством программы навыки учебной деятельности. 

2.     Воспитать чувство коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3.     Развивать   у детей наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание, воображение, познавательный интерес  и стимулировать желание учиться в школе.

 

 

2.5. Сроки и условия реализации программы

         Программа реализуется  в течение 1 года. Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз  в неделю по 1 часу. Форма занятий групповая, состав групп – постоянный. 

       Содержание программы рассчитано на обучающихся 5-7 летнего возраста.

2.6. Психофизиологические особенности обучающихся

Дошкольное детство – это один из возрастных периодов, в котором происходит психологические изменения, решающие для формирования личности. Непосредственно-эмоциональное общение (потребность во внимании, доброжелательном отношении, поддержке, улыбке) возникает с момента рождения, и необходимость в нем всегда сильна. Ребенок 6 – 7 лет остро реагирует на любое невнимание взрослых, на негативную оценку. Необходимо и познавательное общение, которое становится особенно интенсивным. Дети готовы расспрашивать обо всем, им все интересно. Психологическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, которое наиболее явно проявляется в самооценке. Именно осознание своего «Я», своих достоинств и недостатков ведет к формированию самооценки. Однако ребенок 6 – 7 лет еще не способен адекватно оценить себя и почти всегда оценка зависит от мнения о нем взрослых. Мотивы, движущие поведением детей 6 – 7 лет, разнообразны. Это мотивы, связанные с повышенным интересом к миру взрослых, к их профессиональной деятельности, чувствам. Дошкольники стремятся выработать, установить положительные взаимоотношения со взрослыми и очень чувствительны к их требованиям и правилам. В числе мотивов деятельности детей – мотивы личных достижений, самоутверждения.   

        Познавательные мотивы во многом определяют развитие дошкольников. Принцип «хочу знать все обо всем» - это принцип их жизни.

В связи с этим приоритетным направлением   работы  программы «Первые шаги» является  организация  такого пространства,  в  котором  ребенок почувствует  себя  комфортно,  высвободит  имеющиеся  у  него интеллектуальные,  личностные,  физические  ресурсы  для  успешного обучения  и  полноценного  развития.

 

2.7. Форма и режим занятий

Основными формами обучения по программе «Первые шаги» являются: фронтальная, индивидуальная, в парах постоянного или сменного состава. 

В соответствии с возрастом обучающихся   основной формой организации работы является дидактическая игра и другие сопутствующие формы обучения: беседы, использование загадок, задач, занимательных стихов, инсценировки сказок, заочные экскурсии и путешествия. Это стимулирует  учебно-познавательную деятельность, развивает мышление обучающихся. Каждая тема занятий предполагает организацию активной   деятельности обучающихся, а именно проведение подвижных музыкальных пауз и физминуток.

 При       реализации          данной                 программы          применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы (введение игрового персонажа,      подвижные          игры,          экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти)

 

2.8. Ожидаемые результаты

Предметные результаты Ребенок научится:

-         распознавать первый звук в словах;

-         внимательно слушать литературные произведения;

-         называть персонажей, основные события;

-         отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

-         пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

-         составлять элементарный рассказ по серии картинок;

-         обсуждать нравственные стороны поступков людей;

-         участвовать в коллективных разговорах;

-         использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

-         различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

-         считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

-         определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

-         ориентироваться в пространстве;

-         ориентироваться в тетради в клетку;

-         выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

-         правильно использовать кисть при рисовании;

-         выполнять элементарный орнамент в полосе;

-         использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).

Ребенок получит возможность научиться:

-         устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

-         различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

-         различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

-         устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

-         присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

 

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

-         потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;

-         нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося (будущего школьника), способного к самоконтролю, имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации учебной деятельности)

-         толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

У обучающихся будут сформированы действия:

-         осуществление действия по образцу и заданному правилу;

-         сохранение заданной цели;

-         умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; -       осуществление контроля своей деятельности по результату; -        умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД

У обучающихся будут сформированы действия:

-         овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-         эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

-         ориентация на партнера по общению;

-         умение слушать собеседника; задавать вопросы. Познавательные УУД

У обучающихся будут сформированы действия:

-         знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;

-         анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-         синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;

-         сравнение и сопоставление;

-         выделение общего и различного;

-         осуществление классификации;

-         установление аналогии;

-         самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;

-         осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

 

 

2.9. Формы подведения итогов реализации программы

Педагогический контроль знаний умений и навыков учащихся  осуществляется в результате промежуточного и итогового контроля. 

Промежуточный контроль – проверка активного уровня усвоения знаний, умений и навыков путем выполнения практических заданий. Педагогический контроль осуществляется с помощью следующих методов контроля: тестов, определяющих психологическую и социальную готовность ребенка к школе; тестов на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций; метода наблюдения за деятельностью, поведенческими и личностными особенностями обучающихся.

Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах.  Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.   Итоговый контроль осуществляется  в виде мониторинга усвоения материала по каждому из разделов «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Подготовка к письму».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Программные требования и структура программы

 

Содержание занятий опирается на следующие программные требования:

1.          Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

-         Активизировать, расширять и уточнять словарь детей. 

-         Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

-         Учить делить слова на слоги.

-         Дать первоначальные представления о предложении.

-         Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.  - Совершенствовать умение составлять рассказы.

2.          Развитие элементарных математических представлений:

-         Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и  отношений между числами натурального ряда.

-         Учить решать стихотворные задачи.

-         Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной  ориентировке.  

-         Учить детей ориентироваться на листе бумаги. 

3.          Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.  - Штриховка. 

-         Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

-         Лепка, конструирование.

-         Рисование.

-         Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.

Данная программа состоит из трех разделов:

-         развитие математических способностей - подготовка к письму    - речевое развитие.

        Раздел «Речевое развитие»  решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению,  письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание раздела направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.  

        В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

      — развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов;        — чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;

      — беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);       — разучивание наизусть и выразительное чтение.

       При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.        Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.        При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.        Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.        К концу обучения по программе обучения грамоте у детей формируются следующие умения:

-         Умения отвечать на вопросы.

-         Умения составлять небольшие простые предложения, дополнять их недостающими словами.

-         Умения составлять рассказ по сюжетной картинке, по опорным словам.

-         Умения отличать звук от буквы, вычленять звуки из слов, правильно их произносить.

-         Умения различать гласные и согласные.

-         Умение делить слова на слоги.

-         Умение делить предложения на слова, слова на слоги.

-         Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У, И

Подготовка к обучению письму процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая моторика руки; развиты координация движений  и такие процессы, как восприятие пространства, внимание и воображение.        

    Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. 

Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.        Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.        Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.        К концу занятий по обучению письму у детей формируются следующие навыки:

-         Умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.

-         Умение штриховать предметы вертикально и горизонтально.

-         Вырабатывается правильная осанка.

-         Развивается мелкая моторика руки.

-         Развиваются  интеллектуальные и речевые способности ребенка.

-         Обогащается словарный запас. 

-         Умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог. 

-         Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь – осваивают коммуникативную функцию языка.

В основу отбора содержания раздела «Развитие математических способностей» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.

               В       математическом содержании         подготовительного       периода объединены три основные линии:  

-         арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.); 

-         геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.);

-         содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти,  мышления  у детей.

В содержание раздела «Развитие математических способностей» входят:

-         сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению.

-         числа от 0 до 10; счет предметов; устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10; цифра и число; чтение чисел; сравнение чисел первого десятка; простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

-         содержательно-логические         задания      на      развитие:

      а) внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

      б) воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

      в) памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического  и  геометрического  материала;

      г)мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.          К концу обучения   у детей формируются следующие основные умения:

-         Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один, умение сравнивать группы предметов содержащие до 10 предметов и соотносить заданное количество предметов с цифрой.

-         Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов или фигур по цвету, форме, размеру и другим свойствам.

-         Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять большее и меньшее.

-         Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

-         Умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине.

-         Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.

 

3.2. Учебно-тематический план 

 

п/п

Наименование  разделов, тем

Всего учебных занятий

всего

теория

пакти ка

 

«Развитие  математических способностей» (11ч)

 

1.

Вводное занятие. Выявление подготовленности к обучению математике.

 

1 час 

 

0,5

 

0,5

2.

Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами.

 

1 час

 

0,5

 

0,5

3.

Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий - низкий». 

1 час

0,5

0,5

4.

Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за».

1час

 

0,5

0,5

5-6 

Понятие «на  сколько больше», «меньше», «столько-же» Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно». 

 

2 часа

 

 

1

 

1

7.

Закрепление навыков счета в пределах 10. 

 

1 час

 

0,5

 

0,5

8.

Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая». 

1 час

0,5

0,5

9-

10.

Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4. 

 

2часа

 

1

1

11.

Закрепление состава числа 5. 

 

1  час

0,5

0,5

 

«Речевое развитие». Подготовка к письму (13ч)

 

12.

История возникновения письма. 

1 час

0,5

0,5

13.

Рабочая строка. 

1 час

0,5

0,5

14.

Письмо наклонных прямых. 

1 час

0,5

0,5

15.

Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу.

1 час

0,5

0,5

16.  

Письмо удлиненной петли вверху и внизу. 

1 час

0,5

0,5

17.

Письмо правых и левых полуовалов.  

1 час

0,5

0,5

18.

Письмо овалов.  

1 час

0,5

0,5

19.

 

Письмо строчной буквы «а».  

1 час

0,5

0,5

20.

Письмо заглавной буквы «А». 

1 час

0,5

0,5

21.

Письмо строчной буквы «о».  

1 час

0,5

0,5

22. 

Письмо заглавной буквы «О»

 

1 час

 

 

0,5

 

0,5

23.

Письмо строчной буквы «и».  

1 час

0,5

0,5

24.

Письмо заглавной буквы «И».  

1 час

0,5

0,5

 

«Речевое развитие». Обучение грамоте (10ч)

 

 

25-

26.

Речь устная и письменная. История возникновения речи.

 

 

2 часа

 

 

1

 

 

1

27.

Предложение. Деление текста на предложения. 

 

 

1 час

 

0,5

 

0,5

28-

29.

Слово. Деление предложений на слова. 

 

 

2 часа

 

 

1

 

 

1

30-

31.

Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А»

«О» «У».

 

 

 

2часа

 

 

1

 

 

1

32.

Звуки гласные и согласные.

Развитие речи. Беседа  «Весна в природе».  

 

 

1 час

 

 

0,5

 

 

0,5

33.

Слияние согласного звука с гласным.

 

 

 

1 час

 

 

0,5

 

 

0,5

34.

Итоговое занятие.

1 час

0,5

0,5

 

3.3.Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Выявление подготовленности к обучению математике. (1 час)

Счет предметов на основе наглядности до 10  прямой и обратный.  Интерактивная игра «Сосчитай-ка»  Знакомство с клеточкой.

Работа с бумагой. Складывание бумаги гармошкой.

Тема 2. Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами. (1 час)

Треугольник, прямоугольник, круг. Составление из геометрических фигур: дома, машины.

Интерактивная игра «Удивительные фигуры»

Тема 3. Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий - низкий».(1час)

Составление геометрических фигур из палочек. 

Интерактивная игра «Охота за цифрами»

Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с количеством предметов.

        Тема    4.    Пространственные    и    временные    отношения     «налево»,

«направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за». (1 час)

Рисование узора                            Счет предметов от 1 до 10. 

Интерактивная игра «Забавное домино» Знакомство со знаком +, -.

Тема 5-6. Понятие «на  сколько больше», «меньше», «столько же» Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно». (2 часа) Интерактивная игра «Праздничное угощение».

Счет предметов от 1 до 10. 

Знакомство с цифрой 3.

Составление узора из геометрических фигур

Тема 7. Закрепление навыков счета в пределах 10. (1час)

Интерактивная игра «Планеты-картинки»

Знакомство с цифрой  4. Составление геометрических фигур из палочек.

Рисование узора. Письмо палочек.

Тема 8. Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая». (1час) Прямой и обратный счет предметов. Интерактивная игра «Ряды цифр» Состав чисел 3,4.

Тема 9-10. Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4. (2 часа) Интерактивная игра «Веселое сложение» Сравнение предметов. Рисование узора.

Прямой и обратный счет. 

Знакомство с цифрой 5.

Тема 11. Закрепление состава числа 5. (1 час) Интерактивная игра «Считаем с пугалом».

Тема 12. История возникновения письма. (1 час)

Гигиенические правила письма. Правила посадки при письме.

Развитие речи. Беседа «Осень в природе». Составление рассказа о картине «Лес». 

Тема 13. Рабочая строка. (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка. Интерактивная игра «Эксперт по безопасности».

Тема 14. Письмо наклонных прямых. (1 час) Обведение контура рисунка и его штриховка.

Правила раскрашивания.

Разучивание скороговорок, потешек.

Тема 15. Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание.

Интерактивная игра «Чудесное ожерелье»

Тема 16. Письмо удлиненной петли вверху и внизу. (1час) Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание 

Тема 17. Письмо правых и левых полуовалов. (1 час) 

Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание  

Тема 18. Письмо овалов. (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка . Раскрашивание 

Тема 19. Письмо строчной буквы «а». (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание бордюра.

Тема 20. Письмо заглавной буквы «А». (1 час)

Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Цветные буквы» Тема 21. Письмо строчной буквы «о». (1 час) Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Футбол с буквами» Тема 22. Письмо заглавной буквы О. (1 час) Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Футбол с буквами». Тема 23. Письмо строчной буквы «и». (1 час) Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Футбол с буквами». Тема 24. Письмо заглавной  буквы «И». (1 час) Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Футбол с буквами». Тема 25-26. Речь устная и письменная. (2 часа) История возникновения речи. 

Развитие речи Беседа «Транспорт». 

Интерактивная игра «Стой, внимание, иди».

Тема 27. Предложение. Деление текста на предложения. (1 час)

Развитие речи. Беседа «Режим дня»

Тема 28-29. Слово. Деление предложений на слова. (2 часа) Развитие речи. Беседа «Мир животных».

Интерактивная игра «Где чей дом».

Тема 30-31. Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А» «О» «У». (2 часа)

Развитие речи. Беседа «Вода в природе»

Интерактивная игра «Обитатели пруда» Тема 32. Звуки гласные и согласные. (1 час) Развитие речи. Беседа  «Весна в природе».  

Тема 33. Слияние согласного звука с гласным. (1 час) Развитие речи. Беседа «Моя любимая игрушка». 

Разучивание стихотворений.

Тема 34. Итоговое занятие. (1 час) 

Итоговое тестирование

 

3.4. Методическое обеспечение программы. Учебно-методический комплекс

 

Средства, необходимые для реализации программы:

-         Программа «Первые шаги»;

-         рабочие тетради;

-         прописи;

-         альбомы;

-         цветные карандаши;

-         наглядные пособия;

-         счетный материал;

-         ИКТ;

-         мультимедийные презентации;

-         обучающие диски «Азбука», «Математика»

-         наборное полотно;

-         карточки с предметными рисунками;

-         карточки с сюжетными рисунками;

-         касса букв и цифр;

-         счетные палочки;

-         набор геометрических фигур.

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, игровой, проектный.  

Учебно-методический комплекс:

 

п/п

Наименование дисциплин, входящих в заявленную

образовательную программу

 

УМК

 

1

 

Математика

М.И.         Моро,         С.Н.          Волкова 

«Математические ступеньки» М. «Просвещение», 2012г. 

 

 

2

Подготовка к письму

В.Г. Горецкий Н.А. Федосова «От слова к букве» Ч-1,2

М. «Просвещение», 2012г. 

3

Развитие речи

В.Г. Горецкий Н.А. Федосова «От слова к букве» Ч-1,2 М. «Просвещение», 2012г.

Волина       В.В.   «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение» 1991 г.

 

                          

 3.5. Кадровое обеспечение программы

          Реализацию программы может осуществлять педагог дополнительного образования,   имеющий            уровень      образования        не      ниже среднего профессионального, без предъявления требований к квалификационному уровню.   

                                                             

 

 

 

3.6. Материально-техническое обеспечение

 

п/п

Наименование

Количество

1

Учебный кабинет с рабочим местом

1

2

Компьютер персональный 

3

Мультимедиа (экран с проектором)

4

Доска меловая

5

Раздаточный материал

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

1.     Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. 

2.     Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН  20.11.1989). 

3.     Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 07.05.2018)  «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

4.     Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. 

5.     Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.

6.     Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

7.     Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 

8.     Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

9.     Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

10. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

11. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 

(Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 г. № 48226).

12. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

13. СанПиН 2.4.4.3172-14  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

14. Устав МКОУ Петропавловская СОШ

      

 

 

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1.     Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей.- 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002. 

2.     Безруких М. М. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и память: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 10-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.

3.     Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука счёта: пособ. по обуч. детей ст.

дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд.,-М.: Дрофа, 2015. 

4.     Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука письма: пособ. по обуч. детей ст.

дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.

5.     Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.: АСТ, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

 

1.        Богачкина Н.А. Энциклопедия подготовки к школе. – Ярославль: Академия развития, 2008. 

2.        Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. // Владос, 2000.

3.        Федосова Н.А. , Игнатьева Т.В. Развитие речи. Дополнительный материал. 

Сказки, рассказы, стихи для чтения детям. // Владос, 2000.

4.        Гаврина С.Е. «Учимся писать». Рабочая  тетрадь.

5.        Жиренко О.Е. «Прописи для дошкольников».Тетрадь на печатной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдел по образованию, физической культуре и спорту администрации

Отдел по образованию, физической культуре и спорту администрации

Петропавловка, 2020 Оглавление 1

Петропавловка, 2020 Оглавление 1

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение

Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение

Психофизиологические особенности обучающихся

Психофизиологические особенности обучающихся

При реализации данной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические…

При реализации данной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические…

Личностные результаты У обучающихся будут сформированы: - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других; - нравственная позиция…

Личностные результаты У обучающихся будут сформированы: - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других; - нравственная позиция…

Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов реализации программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Программные требования и структура программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Программные требования и структура программы

Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные

Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные

Умения отвечать на вопросы. -

Умения отвечать на вопросы. -

К концу занятий по обучению письму у детей формируются следующие навыки: -

К концу занятий по обучению письму у детей формируются следующие навыки: -

Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др

Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др

Сравнение предметов по цвету, размеру

Сравнение предметов по цвету, размеру

Речь устная и письменная. История возникновения речи

Речь устная и письменная. История возникновения речи

Интерактивная игра «Забавное домино»

Интерактивная игра «Забавное домино»

Тема 16. Письмо удлиненной петли вверху и внизу

Тема 16. Письмо удлиненной петли вверху и внизу

Тема 33. Слияние согласного звука с гласным

Тема 33. Слияние согласного звука с гласным

Подготовка к письму В.Г

Подготовка к письму В.Г

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 1

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 1

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением

М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд

М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2022