Отдел по образованию, физической культуре и спорту администрации Острогожского муниципального района
Воронежской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности
Вид программы: модифицированная
Уровень освоения: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Сырецких Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования
с.Петропавловка, 2020
1. Комплекс основных характеристик программы……………………..3-5
2. Пояснительная записка ……………………………….............................6-10
2.1. Актуальность …………………………………………………….…………..6
2.2. Новизна ……………………………………………………………………..6
2.3. Цель программы…….......................................................................................6
2.4. Задачи программы………...............................................................................6
2.5. Сроки и условия реализации программы…………………………………..7 2.6. Психофизиологические особенности обучающихся …………………….7
2.7. Форма и режим занятий……………………………………………………7-8
2.8. Ожидаемые результаты…………………….….………………….…..…...8-9
2.9. Формы подведения итогов реализации программы………………………10
3. Содержание программы ………………………………………………...10-18
3.1. Программные требования и структура программы…………………...11-15
3.2. Учебно-тематический план …………………………..………………...15-16
3.3. Содержание программы…………………………………………………16-18
3.4. Методическое обеспечение программы ……………………………….18-19
3.5. Кадровое обеспечение…………………………………………………..19-20
3.6. Материально-техническое обеспечение программы ……………….…….20
4. Список нормативных документов………………………………………...21
5. Список литературы для педагога………………………………………….22
6. Список литературы для обучающихся и родителей ……………………23
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Первые шаги» разработана в соответствии со следующими документами: - требования к образовательным программам Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273(п.9 ст.2 273-Ф3);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р);
- Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №196 от 09.11.2018;
- Постановление правительства Воронежской области «О введении на территории Воронежской области механизма персонифицированного
финансирования в системе дополнительного образования детей (с
изменениями на 30 апреля 2019 года) № 1201 от 26.12.2018 г.;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей; - учебный план МКОУ Петропавловская СОШ; - Устав МКОУ Петропавловская СОШ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги» (далее – образовательная программа) относится к социально-гуманитарной направленности.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словеснологического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие. Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
Базовой основой для разработки программы «Первые шаги» взята дополнительная общеобразовательная программа «Преемственность» (авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.) Данная программа рекомендована Министерством образования России. В основе подготовки к обучению в школе данной программы лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Первые шаги», соответствует возрастным особенностям детей старшего
дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Первые шаги» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Данная программа включает в себя следующие направления деятельности:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3.Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5.Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими). 6. Развитие волевой готовности ребенка.
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- системность и плановость;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
- развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
- контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данной программы связана с тем, что учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации на основании запроса родителей появилась необходимость создания данной программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Программа предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью всестороннего развития и подготовки к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоциональноволевой сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.
Цель программы: создание условий для подготовки ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности; развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка; социализация и адаптация к жизни в обществе.
2.4.Задачи программы:
1. Сформировать посредством программы навыки учебной деятельности.
2. Воспитать чувство коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
3. Развивать у детей наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание, воображение, познавательный интерес и стимулировать желание учиться в школе.
Программа реализуется в течение 1 года. Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Форма занятий групповая, состав групп – постоянный.
Содержание программы рассчитано на обучающихся 5-7 летнего возраста.
Дошкольное детство – это один из возрастных периодов, в котором происходит психологические изменения, решающие для формирования личности. Непосредственно-эмоциональное общение (потребность во внимании, доброжелательном отношении, поддержке, улыбке) возникает с момента рождения, и необходимость в нем всегда сильна. Ребенок 6 – 7 лет остро реагирует на любое невнимание взрослых, на негативную оценку. Необходимо и познавательное общение, которое становится особенно интенсивным. Дети готовы расспрашивать обо всем, им все интересно. Психологическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, которое наиболее явно проявляется в самооценке. Именно осознание своего «Я», своих достоинств и недостатков ведет к формированию самооценки. Однако ребенок 6 – 7 лет еще не способен адекватно оценить себя и почти всегда оценка зависит от мнения о нем взрослых. Мотивы, движущие поведением детей 6 – 7 лет, разнообразны. Это мотивы, связанные с повышенным интересом к миру взрослых, к их профессиональной деятельности, чувствам. Дошкольники стремятся выработать, установить положительные взаимоотношения со взрослыми и очень чувствительны к их требованиям и правилам. В числе мотивов деятельности детей – мотивы личных достижений, самоутверждения.
Познавательные мотивы во многом определяют развитие дошкольников. Принцип «хочу знать все обо всем» - это принцип их жизни.
В связи с этим приоритетным направлением работы программы «Первые шаги» является организация такого пространства, в котором ребенок почувствует себя комфортно, высвободит имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития.
Основными формами обучения по программе «Первые шаги» являются: фронтальная, индивидуальная, в парах постоянного или сменного состава.
В соответствии с возрастом обучающихся основной формой организации работы является дидактическая игра и другие сопутствующие формы обучения: беседы, использование загадок, задач, занимательных стихов, инсценировки сказок, заочные экскурсии и путешествия. Это стимулирует учебно-познавательную деятельность, развивает мышление обучающихся. Каждая тема занятий предполагает организацию активной деятельности обучающихся, а именно проведение подвижных музыкальных пауз и физминуток.
При реализации данной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти)
Предметные результаты Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- правильно использовать кисть при рисовании;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
- использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;
- нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося (будущего школьника), способного к самоконтролю, имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации учебной деятельности)
- толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
У обучающихся будут сформированы действия:
- осуществление действия по образцу и заданному правилу;
- сохранение заданной цели;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; - осуществление контроля своей деятельности по результату; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД
У обучающихся будут сформированы действия:
- овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника; задавать вопросы. Познавательные УУД
У обучающихся будут сформированы действия:
- знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
- сравнение и сопоставление;
- выделение общего и различного;
- осуществление классификации;
- установление аналогии;
- самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Педагогический контроль знаний умений и навыков учащихся осуществляется в результате промежуточного и итогового контроля.
Промежуточный контроль – проверка активного уровня усвоения знаний, умений и навыков путем выполнения практических заданий. Педагогический контроль осуществляется с помощью следующих методов контроля: тестов, определяющих психологическую и социальную готовность ребенка к школе; тестов на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций; метода наблюдения за деятельностью, поведенческими и личностными особенностями обучающихся.
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно. Итоговый контроль осуществляется в виде мониторинга усвоения материала по каждому из разделов «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Подготовка к письму».
Содержание занятий опирается на следующие программные требования:
1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
- Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
- Учить делить слова на слоги.
- Дать первоначальные представления о предложении.
- Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста. - Совершенствовать умение составлять рассказы.
2. Развитие элементарных математических представлений:
- Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
- Учить решать стихотворные задачи.
- Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
3. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук. - Штриховка.
- Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.
- Лепка, конструирование.
- Рисование.
- Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.
Данная программа состоит из трех разделов:
- развитие математических способностей - подготовка к письму - речевое развитие.
Раздел «Речевое развитие» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание раздела направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов; — чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии); — разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности. Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек. Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. К концу обучения по программе обучения грамоте у детей формируются следующие умения:
- Умения отвечать на вопросы.
- Умения составлять небольшие простые предложения, дополнять их недостающими словами.
- Умения составлять рассказ по сюжетной картинке, по опорным словам.
- Умения отличать звук от буквы, вычленять звуки из слов, правильно их произносить.
- Умения различать гласные и согласные.
- Умение делить слова на слоги.
- Умение делить предложения на слова, слова на слоги.
- Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У, И
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая моторика руки; развиты координация движений и такие процессы, как восприятие пространства, внимание и воображение.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения. Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др. К концу занятий по обучению письму у детей формируются следующие навыки:
- Умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.
- Умение штриховать предметы вертикально и горизонтально.
- Вырабатывается правильная осанка.
- Развивается мелкая моторика руки.
- Развиваются интеллектуальные и речевые способности ребенка.
- Обогащается словарный запас.
- Умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог.
- Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь – осваивают коммуникативную функцию языка.
В основу отбора содержания раздела «Развитие математических способностей» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:
- арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.);
- геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.);
- содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В содержание раздела «Развитие математических способностей» входят:
- сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению.
- числа от 0 до 10; счет предметов; устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10; цифра и число; чтение чисел; сравнение чисел первого десятка; простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
- содержательно-логические задания на развитие:
а) внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
б) воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
в) памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
г)мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др. К концу обучения у детей формируются следующие основные умения:
- Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один, умение сравнивать группы предметов содержащие до 10 предметов и соотносить заданное количество предметов с цифрой.
- Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов или фигур по цвету, форме, размеру и другим свойствам.
- Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять большее и меньшее.
- Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- Умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине.
- Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.
3.2. Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Всего учебных занятий |
|||
всего |
теория |
пакти ка |
|||
|
«Развитие математических способностей» (11ч)
|
||||
1. |
Вводное занятие. Выявление подготовленности к обучению математике. |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
2. |
Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами. |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
3. |
Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий - низкий». |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
4. |
Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за». |
1час
|
0,5 |
0,5 |
|
5-6 |
Понятие «на сколько больше», «меньше», «столько-же» Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно». |
2 часа
|
1 |
1 |
|
7. |
Закрепление навыков счета в пределах 10. |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
8. |
Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая». |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
9- 10. |
Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4.
|
2часа
|
1 |
1 |
|
11. |
Закрепление состава числа 5.
|
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
|
«Речевое развитие». Подготовка к письму (13ч)
|
||||
12. |
История возникновения письма. |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
13. |
Рабочая строка. |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
14. |
Письмо наклонных прямых. |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
15. |
Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
16. |
Письмо удлиненной петли вверху и внизу. |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
17. |
Письмо правых и левых полуовалов. |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
18. |
Письмо овалов. |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
19.
|
Письмо строчной буквы «а». |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
20. |
Письмо заглавной буквы «А». |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
21. |
Письмо строчной буквы «о». |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
22. |
Письмо заглавной буквы «О» |
1 час
|
0,5 |
0,5 |
|
23. |
Письмо строчной буквы «и». |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
24. |
Письмо заглавной буквы «И». |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
|
«Речевое развитие». Обучение грамоте (10ч)
|
|
|||
25- 26. |
Речь устная и письменная. История возникновения речи. |
2 часа |
1 |
1 |
|
27. |
Предложение. Деление текста на предложения.
|
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
28- 29. |
Слово. Деление предложений на слова. |
2 часа |
1 |
1 |
|
30- 31. |
Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А» «О» «У».
|
2часа |
1 |
1 |
|
32. |
Звуки гласные и согласные. Развитие речи. Беседа «Весна в природе». |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
33. |
Слияние согласного звука с гласным.
|
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
34. |
Итоговое занятие. |
1 час |
0,5 |
0,5 |
|
Тема 1. Вводное занятие. Выявление подготовленности к обучению математике. (1 час)
Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и обратный. Интерактивная игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой.
Работа с бумагой. Складывание бумаги гармошкой.
Тема 2. Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами. (1 час)
Треугольник, прямоугольник, круг. Составление из геометрических фигур: дома, машины.
Интерактивная игра «Удивительные фигуры»
Тема 3. Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий - низкий».(1час)
Составление геометрических фигур из палочек.
Интерактивная игра «Охота за цифрами»
Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с количеством предметов.
Тема 4. Пространственные и временные отношения «налево»,
«направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за». (1 час)
Рисование узора Счет предметов от 1 до 10.
Интерактивная игра «Забавное домино» Знакомство со знаком +, -.
Тема 5-6. Понятие «на сколько больше», «меньше», «столько же» Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно». (2 часа) Интерактивная игра «Праздничное угощение».
Счет предметов от 1 до 10.
Знакомство с цифрой 3.
Составление узора из геометрических фигур
Тема 7. Закрепление навыков счета в пределах 10. (1час)
Интерактивная игра «Планеты-картинки»
Знакомство с цифрой 4. Составление геометрических фигур из палочек.
Рисование узора. Письмо палочек.
Тема 8. Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая». (1час) Прямой и обратный счет предметов. Интерактивная игра «Ряды цифр» Состав чисел 3,4.
Тема 9-10. Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4. (2 часа) Интерактивная игра «Веселое сложение» Сравнение предметов. Рисование узора.
Прямой и обратный счет.
Знакомство с цифрой 5.
Тема 11. Закрепление состава числа 5. (1 час) Интерактивная игра «Считаем с пугалом».
Тема 12. История возникновения письма. (1 час)
Гигиенические правила письма. Правила посадки при письме.
Развитие речи. Беседа «Осень в природе». Составление рассказа о картине «Лес».
Тема 13. Рабочая строка. (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка. Интерактивная игра «Эксперт по безопасности».
Тема 14. Письмо наклонных прямых. (1 час) Обведение контура рисунка и его штриховка.
Правила раскрашивания.
Разучивание скороговорок, потешек.
Тема 15. Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание.
Интерактивная игра «Чудесное ожерелье»
Тема 16. Письмо удлиненной петли вверху и внизу. (1час) Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание
Тема 17. Письмо правых и левых полуовалов. (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание
Тема 18. Письмо овалов. (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка . Раскрашивание
Тема 19. Письмо строчной буквы «а». (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание бордюра.
Тема 20. Письмо заглавной буквы «А». (1 час)
Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка.
Интерактивная игра «Цветные буквы» Тема 21. Письмо строчной буквы «о». (1 час) Обведение контура рисунка и его штриховка.
Интерактивная игра «Футбол с буквами» Тема 22. Письмо заглавной буквы О. (1 час) Обведение контура рисунка и его штриховка.
Интерактивная игра «Футбол с буквами». Тема 23. Письмо строчной буквы «и». (1 час) Обведение контура рисунка и его штриховка.
Интерактивная игра «Футбол с буквами». Тема 24. Письмо заглавной буквы «И». (1 час) Обведение контура рисунка и его штриховка.
Интерактивная игра «Футбол с буквами». Тема 25-26. Речь устная и письменная. (2 часа) История возникновения речи.
Развитие речи Беседа «Транспорт».
Интерактивная игра «Стой, внимание, иди».
Тема 27. Предложение. Деление текста на предложения. (1 час)
Развитие речи. Беседа «Режим дня»
Тема 28-29. Слово. Деление предложений на слова. (2 часа) Развитие речи. Беседа «Мир животных».
Интерактивная игра «Где чей дом».
Тема 30-31. Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А» «О» «У». (2 часа)
Развитие речи. Беседа «Вода в природе»
Интерактивная игра «Обитатели пруда» Тема 32. Звуки гласные и согласные. (1 час) Развитие речи. Беседа «Весна в природе».
Тема 33. Слияние согласного звука с гласным. (1 час) Развитие речи. Беседа «Моя любимая игрушка».
Разучивание стихотворений.
Тема 34. Итоговое занятие. (1 час)
Итоговое тестирование
Средства, необходимые для реализации программы:
- Программа «Первые шаги»;
- рабочие тетради;
- прописи;
- альбомы;
- цветные карандаши;
- наглядные пособия;
- счетный материал;
- ИКТ;
- мультимедийные презентации;
- обучающие диски «Азбука», «Математика»
- наборное полотно;
- карточки с предметными рисунками;
- карточки с сюжетными рисунками;
- касса букв и цифр;
- счетные палочки;
- набор геометрических фигур.
Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, игровой, проектный.
Учебно-методический комплекс:
№ п/п |
Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу
|
УМК |
1 |
Математика |
М.И. Моро, С.Н. Волкова «Математические ступеньки» М. «Просвещение», 2012г.
|
2 |
Подготовка к письму |
В.Г. Горецкий Н.А. Федосова «От слова к букве» Ч-1,2 М. «Просвещение», 2012г. |
3 |
Развитие речи |
В.Г. Горецкий Н.А. Федосова «От слова к букве» Ч-1,2 М. «Просвещение», 2012г. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение» 1991 г.
|
Реализацию программы может осуществлять педагог дополнительного образования, имеющий уровень образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к квалификационному уровню.
3.6. Материально-техническое обеспечение
№ п/п |
Наименование |
Количество |
1 |
Учебный кабинет с рабочим местом |
1 |
2 |
Компьютер персональный |
1 |
3 |
Мультимедиа (экран с проектором) |
1 |
4 |
Доска меловая |
1 |
5 |
Раздаточный материал |
1 |
1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 07.05.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
7. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
9. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
10. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
11. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 г. № 48226).
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
13. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
14. Устав МКОУ Петропавловская СОШ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей.- 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002.
2. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и память: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 10-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.
3. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука счёта: пособ. по обуч. детей ст.
дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.
4. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука письма: пособ. по обуч. детей ст.
дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.
5. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.: АСТ, 2000.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Богачкина Н.А. Энциклопедия подготовки к школе. – Ярославль: Академия развития, 2008.
2. Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. // Владос, 2000.
3. Федосова Н.А. , Игнатьева Т.В. Развитие речи. Дополнительный материал.
Сказки, рассказы, стихи для чтения детям. // Владос, 2000.
4. Гаврина С.Е. «Учимся писать». Рабочая тетрадь.
5. Жиренко О.Е. «Прописи для дошкольников».Тетрадь на печатной основе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.