Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа пгт Нижнеивкино Куменского района"
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:____________ Чеснокова И.М.
«______» ____________ 20__ г., приказ №_______
Дополнительная общеобразовательная
социально-педагогической направленности
«Точка роста»
«Школа Лидера»
Возраст детей: 12-16 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
«Точка роста»
Вязникова Елена Николаевна
пгт. Нижнеивкино
2020г.
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.
Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Образовательная программа сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.
Актуальность программы в том, что в рамках изучаемого курса подростки получают навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими на основе взаимного уважения и сотрудничества, проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный выбор, способны понять свою роль и место в обществе.
К тому же реалии современного общества таковы, что в настоящее время созрела проблема агрессивности детской среды, когда у подрастающего поколения нет навыков сотрудничества и конструктивного поведения в конфликтах.
Новизна программы в том, что в отличие от других годов обучения, в нее включен новый раздел по конфликтной компетенции подростка.
Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность включением детей в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.
Цель: выявление, стимулирование и подготовка лидеров детских организаций, вовлекая в различные интересные дела; подготовка лидеров детских общественных организаций для руководящей работы в детских объединениях.
Задачи:
· Обучающие
способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководитель, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.
· Развивающие
способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе
· Воспитательные
создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.
Отличительные особенности программы:
Программа «Школа Лидера» предполагает подготовку руководителей органов детского самоуправления, председателей школьных детских общественных организаций.
Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.
Занятия проходят не только лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.
Содержание программы «Школа Лидера» дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.
Возрастные особенности детей:
В программе принимают участие и активно работают ребята от 12 до 16 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.
Направленность программы: социально-педагогическая
Сроки реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников (деловые и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы, (участие в районных, республиканских и всероссийских) проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, КТД, беседы).
Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.
Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения занятиях») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы («Достоинства недостатки деятельности детской организации»). Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.
Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить, быстро и аргументировано). Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой.
Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «Я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха».
Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей.
Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.
Работа ведется в форме занятий с ребятами 12-16 лет.
В первый год обучения образовательный процесс организован так, чтоб этот интерес только возрастал вместе с приобретаемыми знаниями и навыками.
Лекции, беседы, упражнения, тренинги и игры формируют и развивают у старшеклассников лидерские качества и активную жизненную позицию.
ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:
Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе «Школа Лидера» проводятся три вида контроля:
1) вводный контроль – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг);
2) промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра;
3) итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективно-творческое дело, беседа, проект).
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год обучения
В конце первого года обучения обучающийся должен знать:
· основные качества лидера;
· структуру органов самоуправления;
· основы организаторской деятельности
· методику работы над коллективно-творческим делом;
· основы общения;
· содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;
· структуру и содержание портфолио школьника.
В конце первого года обучения обучающийся должен уметь:
· владеть навыками словесного действия;
· развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;
· умение преодолевать и разрешать конфликтные ситуации;
· организовывать КТД;
· составлять портфолио.
2 год обучения
В конце второго года обучения обучающийся должен знать:
· командные роли и основы формирования команды;
· основы оформительского мастерства;
· основы публичного выступления;
· основные этапы создания проекта;
· методики организации и проведения массовых мероприятий;
В конце второго года обучения обучающийся должен уметь:
· владеть навыками публичного выступления;
· работать в команде;
· владеть основными навыками оформления, стенных газет, выставок;
· создавать и реализовывать социальный проект;
· владеть навыками ИКТ;
· использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни: участие в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве лидера школьного самоуправления.
Учебно-тематический план
(1 год обучения)
№ |
Темы занятий |
Кол-во часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2. |
Формула успеха |
10 |
4 |
6 |
3. |
Организаторская техника лидера |
2 |
1 |
1 |
4. |
Основные приемы формирования команды. |
10 |
6 |
4 |
5. |
Школьное самоуправление |
4 |
1 |
3 |
6. |
Программы деятельности ДОО |
1 |
1 |
|
7. |
Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. |
6 |
2 |
4 |
8. |
Психология общения. |
4 |
1 |
3 |
9. |
Конфликтная компетентность. |
4 |
1 |
3 |
10. |
Портфолио лидера |
2 |
1 |
1 |
11. |
Игровое моделирование деятельности |
6 |
1 |
5 |
12. |
Здоровый образ жизни. |
6 |
1 |
5 |
13. |
Участие в конкурсах, мероприятиях |
10 |
- |
10 |
14. |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
Всего: |
68 |
|
|
Тематическое планирование занятий
2 год обучения
№ |
Темы занятий |
Кол-во часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
2. |
Я - организатор. Проектирование собственной деятельности. |
14 |
8 |
6 |
3. |
Лидер и его команда. |
13 |
8 |
5 |
4. |
Детские общественные объединения. История появления. |
12 |
8 |
4 |
5. |
Методика организации и проведения праздника в школе. |
15 |
7 |
8 |
6. |
Основы волонтерского движения |
15 |
5 |
10 |
7. |
Информационно-коммуникационные технологии в деятельности современного лидера. |
13 |
6 |
7 |
8. |
Проектная деятельность. |
17 |
10 |
7 |
9. |
Ораторское мастерство |
15 |
10 |
5 |
10. |
Оформительский практикум: |
|
|
|
10.1. |
Школьная газета: распределение обязанностей и |
8 |
4 |
4 |
10.2. |
Стенгазета: специфика жанра. |
8 |
4 |
4 |
10.3. |
Выставки: виды и основы оформления. |
9 |
6 |
3 |
10.4. |
Декорации. Костюмерная мастерская. |
8 |
6 |
2 |
11. |
Толерантное общение. |
10 |
6 |
4 |
12. |
Профориентация. |
10 |
5 |
5 |
13. |
Участие в конкурсах, мероприятиях. |
10 |
- |
10 |
14. |
Итоговое занятие, зачет. |
2 |
1 |
1 |
Итого: |
180 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.
Практическая деятельность: Игры на знакомство («Я самый, самый», «Я лидер», «Снежный ком», ознакомление с программой, темами, расписанием.
Формула успеха.
Теоретические знания: Понятие «Лидер», основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.
Практическая деятельность: Практикум «Чемодан лидера». Тест по выявлению лидерских качеств. Работа с результатами теста. Упражнения на развитие лидерских качеств. Составление портрета лидера. Тренинг «Я - лидер».
Организаторская техника лидера.
Теоретические знания: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.
Практическая деятельность: Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.
Основные приемы формирования команды.
Теоретические знания: Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.
Практическая деятельность: Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Лидерство в детской организации. Практикум «Как вести за собой».
Школьное самоуправление.
Теоретические знания: Самоуправление в детской организации. Устав ученического самоуправления. Структура ученического самоуправления (различные варианты). Функции и полномочия. Органы самоуправления и их обязанности. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. План-сетка.
Практическая деятельность: разработка своей модели ученического самоуправления, составление план-сетки. Мастер-класс «Детская организация сегодня».
Программы
деятельности ДОО
Теоретические знания: Изучение программ деятельности общественных
организаций, анализ целей и задач.
Практическая деятельность: Разработка собственной программы деятельности.
Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности
Теоретические знания: Коллективно-творческое дело. Виды КТД. Стратегия, тактика и технология КТД. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, важнейшее последствие. Формы коллективной рефлексивной деятельности.
Практическая деятельность: Практикум «В копилку лидера». Работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела, разработка своего КТД по стадиям. Игра-тренинг «Мой первый сценарий»
Психология общения.
Теоретические знания: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки.
Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах. Игры – поединки. Игры на взаимодействие сплочение команды. Тренинг «Развитие коммуникативных навыков».
Конфликтная компетентность.
Теоретические знания: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций, ценностей и т.п. Конфликтный человек. Различные стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления.
Практическая деятельность: Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по конфликтной компетентности подростка. Тренинг «Разрешение конфликтов».
Портфолио лидера
Теоретические знания: Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.
Практическая деятельность: Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего портфолио.
Игровое моделирование действительности
Теоретические знания: Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи. Деловая игра как форма жизнедеятельности в детской общественной организации.
Практическая деятельность: Практикум «Игры, в которые мы играем».
Здоровый образ жизни.
Теоретические знания: Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Формула здоровья. Вредные привычки.
Практическая деятельность: Игры и упражнения на взаимодействие. Составление «рейтинга» своих вредных привычек Подвижные игры.
Участие в конкурсах, мероприятиях
Теоретические знания: Школьные конкурсы. Районный конкурс «Ученик года», среди лидеров ДОО. День счастья для детей сирот. Районный и республиканский фестивали ДОО.
Практическая деятельность: Подготовка и участие.
Итоговое занятие
Теоретические знания: Подведение итогов за год.
Практическая деятельность: Тестирование. Коллективно-творческое дело.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теоретические знания: Правила техники безопасности. Ввод в тематику занятий.
Практическая деятельность: Игры на взаимодействие, ознакомление с программой, темами, расписанием.
Я – организатор.
Теоретические знания: Планирование собственной деятельности. Организуй себя сам. Организаторская техника. Малые формы работы. Как составить план работы? 7 основных элементов организационной работы. (Цель, типы организации, методы, люди, материальные средства, время, контроль).
Практическая деятельность: Игры и упражнения на выявление лидерских качеств. Определение типа лидерства на примерах. Деловая игра «Я будущий президент» - участники «примеряют» на себя роли лидеров - известных личностей и защищают свое лидерство.
Лидер и его команда.
Теоретические знания: Понятие «лидер», «команда», взаимоотношения лидера и его команды. Правила работы с командой. Статус человека в группе, пути изменения статуса. Психологический климат коллектива, его влияние на деятельность и на самочувствие его членов. Лидер как носитель ценностей коллектива, роль лидера в развитии коллектива.
Практическая деятельность: Определение командных ролей на примерах. Ролевая игра «Кто управляет государством?». Тренинг «Я в коллективе».
Детские общественные объединения. История появления.
Теоретические знания: Детские общественные организации, из истории создания. Детские общественные организации и объединения Республики Коми.
Практическая деятельность: беседа «Роль детских организаций».
Методика организации и проведения праздника в школе.
Теоретические знания: Методика организации и проведения конкурсных программ. Алгоритм составления конкурсных программ. Формы массовых мероприятий. Этапы организации. Подготовка. Проведение. Анализ.
Практическая деятельность: Проведение праздников, конкурсов, КВН.
Основы волонтерского движения
Теоретические знания: Принципы волонтерского движения, опыт деятельности волонтерских организаций. Общественно значимые акции. Что такое общественно значимые акции. Виды общественно значимых акций: трудовые, спортивные, общественно-политические, познавательные. Методика организации и проведения: изучение ситуации, предварительная работа, планирование, подготовка акций, проведение, подведение итогов.
Практическая деятельность: Тренинги по программе «Сверстник сверстнику». Участие в акции «Венок Славы». Трудовые десанты.
Информационно-коммуникационные технологии в деятельности современного лидера
Теоретические знания: Использование средств информационно-коммуникационных технологий в деятельности современного лидера. Использование ИКТ – технологии в организационно – массовой деятельности. Умение использовать социальные сети. «Всемирная паутина» как один из источников информации. Мультимедийные презентации. Методика создания слайдового проекта.
Практическая деятельность: Овладение основами компьютерной грамоты, освоение навыков эффективной работы в сети Интернет. Создание слайдового проекта.
Проектная деятельность
Теоретические знания: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Понятие «Социальный проект». Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.
Практическая деятельность: Составление социального проекта. Работа в группах. Защита. Участие в акции «Мы обустраиваем мир», «Я – гражданин России».
Ораторское мастерство
Теоретические знания: Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства, импровизация, мультимедийное сопровождение. Советы лидеру – как говорить, как слушать. Построение публичного выступления. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное.
Практическая деятельность: подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему. Мастерская «Навыки выступлений перед публикой».
Оформительский практикум.
Декорации. Костюмерная мастерская.
Теоретические знания: Декорации: формирование умения подбирать декорации к определенному мероприятию. Костюмерная мастерская: изготовление и подбор костюмов к мероприятию.
Практическая деятельность: выбор цветового решения, подбор шрифтов, выпуск тематической стенгазеты, оформление выставки.
Стенгазета: специфика жанра
Теоретические знания: Правила оформления стенгазеты, художественное решение. Объявление: формирование умения писать объявления. Листовка: научить оформлять листовки.
Практическая деятельность: выбор цветового решения, подбор шрифтов, выпуск тематической стенгазеты.
Выставки: виды и основы оформления
Теоретические знания: методика организации выставок в школе, выбор темы, композиционные правила построения, учет законов цветоведения, организация выставок из природного материала, организация тематических выставок.
Примерные темы занятий: «Методика организации выставки», «Выставка поделок из природного материала», «Тематические выставки».
Практическая деятельность: оформление выставки.
Школьная газета
Теоретические знания: Специфика школьной газеты, подбор информации,
Примерные темы занятий: «Школьная газета: о чем пишем?», «Школьная газета», ролевая игра «Издательство»
Практическая деятельность: подбор информации, выпуск номера школьной газеты.
Толерантное общение.
Теоретические знания: Толерантное общение в группе. Характер и общение. Воспитание толерантного отношения к любым проявлениям интактности, изучение коммуникативных техник, изучение особенностей различных культур.
Практическая деятельность: Тренинги по развитию навыков толерантного общения.
Профориентация.
Теоретические знания: Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов. Профдиагностика. Профессии, востребованные на рынке труда. Студенческая жизнь.
Практическая деятельность: Профориентационные игровые упражнения: «Звездный час», «Один день из жизни...», «Автопортрет». Ролевые игры. Просмотр видеофильмов о профессиях.
Участие в конкурсах, мероприятиях
Школьные конкурсы. Районный конкурс «Ученик года», среди лидеров ДОО. День счастья для детей сирот. Районный и республиканский фестивали ДОО.
Практическая деятельность: Подготовка и участие.
Итоговое занятие
Презентация «Я – лидер». Подведение итогов работы. Вручение свидетельств об окончании учебного объединения «Школа лидера».
Практическая деятельность: Игры и упражнения на взаимодействие. Итоговое тестирование, анкетирование
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На занятиях учебных групп могут использоваться различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.
Формы деятельности: лекции, беседы, практические занятия (упражнения, тренинги, игры), тестирование, самостоятельная работа, диспуты, круглые столы, конференции.
Оборудование
Методическое обеспечение
Промежуточная аттестация обучающихся по программе: выполнение задания на карточке по тематике изученных тем, проведение игры с группой.
Аттестация обучающихся по окончании программы в форме зачётной работы: творческий отчёт на тему «Лидер – это я!», ситуационная карточка, рефлексия по итогам освоения программы.
Способы отслеживания результатов:
На занятиях объединения отслеживается: посещаемость, уровень теоретических знаний, практические умения, творческая и социальная активность.
На начальном этапе обучения по программе отслеживаются некоторые возможные параметры (метод беседы, наблюдения).
Промежуточная аттестация обучающихся по программе «Лидер» проводится во время занятия (Деловая игра «Лидер» - выполнения заданий по теории лидерства и стилей лидерства), где отслеживается методом наблюдения степень участия в занятии и правильность ответов на вопросы:
1) высокая – принимал активное участие в выполнении заданий активное, проявлял интерес и инициативу, на вопросы отвечал логично и правильно, проявил себя с творческой стороны;
2) средняя – не во всех заданиях был активен, не во всём был инициативен, при ответах на вопросы допускал ошибки, творчество проявил не в достаточной мере;
3) индивидуальная – во время занятия был не активен, мало проявлял интерес, отказывался отвечать на некоторые вопросы.
Промежуточная аттестация обучающихся по программе «Лидер» проводиться на занятии объединения в конце учебного года. Методы отслеживания: наблюдение, проверка знаний на карточках.
Оценочные материалы:
1. Карточки - Перечень терминов и понятий.
2. Карточки - Решение коммуникативных ситуаций проблемного общения.
3. Задание - Представить себя в творческой форме.
4. Коллективное задание - разработать проект, план мероприятия.
5. Самоанализ (рефлексия) работы обучающегося в объединении в свободной форме.
Критерии усвоения программы:
Высокий
уровень: Обучающийся отлично
овладел теоретическими знаниями и практическими умениями. Безошибочно выполнил
задание на карточке № 1 («Термины и понятия»). При выполнении заданий проявил
самостоятельность.
Предложил эффективные пути решения коммуникативных ситуаций проблемного общения
(Карточка № 2). Составил презентацию и представил себя интересно, оригинально,
последовательно, использовал необходимые атрибуты, наглядность или технические
средства (Задание № 3) При выполнении коллективного задания проявил активность,
инициативу, заинтересованность, творческие способности, применял некий опыт и
знания по тематике проектной деятельности, темы проекта, формах и тематике
мероприятия.
Средний уровень: Обучающийся не полностью овладел теоретическими
знаниями и практическими умениями. На занятиях не всегда активен. Не всегда
участвует в обсуждении и иногда не желает выступать перед аудиторией. При
выполнении заданий иногда нуждался в помощи педагога. Задание на карточке № 1
(«Термины и понятия») выполнил, допустив несколько неточностей, или ошибся
1-2 раза. Предложил не совсем или не все эффективные пути решения
коммуникативных ситуаций проблемного общения (Карточка № 2). Презентацию
составил и представил себя интересно, но не оригинально, или не
последовательно, использовал мало наглядности или не использовал технические
средства
(Задание№3)
При выполнении коллективного задания не всегда проявлял активность, инициативу,
заинтересованность, творческие способности, не очень широко применял некий
опыт и знания по тематике проектной деятельности, темы проекта, формах и
тематике мероприятия.
Индивидуальный уровень: Обучающийся частично овладел теоретическими
знаниями и практическими умениями. На занятиях пассивен, не самостоятелен, не
всегда активен. Старается не участвовать в обсуждении. Перед аудиторией
выступает неохотно. Иногда пропускает занятия объединения. Задание на карточке
№ 1 («Термины и понятия») выполнил, допустив ряд неточностей, или ошибся
2-3 раза. Предложил не эффективные пути решения коммуникативных ситуаций
проблемного общения (Карточка № 2). Презентацию составил и представил себя не
ярко, или не последовательно, не использовал наглядность или и технические
средства
(Задание№3)
При выполнении заданий нуждался в помощи педагога. При выполнении коллективного
задания не всегда проявлял активность, инициативу, заинтересованность,
творческие способности, мало применял опыт и знания по тематике проектной
деятельности, темы проекта, формах и тематике мероприятия. На каждого
обучающегося педагог заводит «Индивидуальную карточку учёта результатов
обучения» с целью выявления уровня развития (Приложение 1)
Приложение 1
Индивидуальная карточка учета результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, Имя ребенка ______________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Вид и название детского объединения _________________________________
Ф.И.О. педагога ____________________________________________________
Дата начала наблюдения _____________________________________________
Критерии отслеживания |
Начальная диагностика |
Промежу точная аттестация |
аттестация по окончания программы |
I. Теоретическая подготовка ребенка: |
|
|
|
1.1. Теоретические знания |
|
|
|
1.2.Владение специальной терминологией |
|
|
|
II. Практическая подготовка ребенка: |
|
|
|
2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
|
|
|
a) выстраивать общение и работать в группе |
|
|
|
б) организовать работу в группе |
|
|
|
в) решить проблемную ситуацию
|
|
|
|
г) проводить самоанализ |
|
|
|
2.2. Творческие умения и навыки: |
|
|
|
а) владение навыками проектной деятельности |
|
|
|
б) умение составлять план мероприятия |
|
|
|
в) представить себя (составить презентацию) |
|
|
|
III. Общеучебные умения и навыки ребенка: |
|
|
|
3.1.Учебно-интеллектуальные умения: |
|
|
|
а) умение подбирать и анализировать специальную литературу |
|
|
|
б) умение пользоваться компьютерными источниками информации |
|
|
|
с) умение осуществлять учебно-иссле-довательскую, проектную работу |
|
|
|
3.2.Учебно-коммуникативные умения: |
|
|
|
а) умение слушать и слышать педагога |
|
|
|
б) умение выступать перед аудиторией |
|
|
|
с) умение вести полемику, участвовать в дискуссии |
|
|
|
3.3.Учебно-организационные умения и навыки |
|
|
|
а) умение организовывать свое рабочее (учебное) место |
|
|
|
б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности |
|
|
|
в) умение ответственно выполнять работу |
|
|
|
IV.Предметные достижения учащегося: |
|
|
|
- на уровне детского объединения (кружка, студии, секции). |
|
|
|
- на уровне ДДТ (по линии дополнительного образования). |
|
|
|
- на уровне района, |
|
|
|
- на региональном, республиканском, международном уровне. |
|
|
|
Условные обозначения:
· высокий уровень
· средний уровень
· минимальный уровень
Приложение 2
Контрольно – измерительные материалы (КИМы)
Карточка № 1
Термины и понятия
Лидер –
Руководитель –
Авторитарный стиль лидерства –
Либеральный стиль лидерства –
Демократический стиль лидерства –
Презентация –
КТД –
Проект –
Решение проблемы -
Компромисс -
Карточка № 2
Задание: Предложи пути решения коммуникативной ситуации.
Ситуация 1: В вашем классе появился новый ученик, которого никто не принимает в коллектив. Ваши действия?
Ситуация 2: Ученики вашего класса не желают выполнять просьбу классного руководителя? Как вы поступите?
Ситуация 3: Как вы будете убеждать ученика вашего класса, школы, что носить в школу сменную обувь необходимо?
Карточка № 3
Задание: Представь себя перед аудиторией при помощи самопрезентации.
Карточка № 4
Задание № 1для группы: разработать проект на тему «Как заинтересовать школьников к тому или иному предмету (на выбор)»
Задание № 2для группы: план мероприятия на тему «Праздник в школе».
Карточка № 5
Проведи самоанализ (рефлексию) своей деятельности в объединении в свободной форме.
Приложение 2
Контрольно – измерительные материалы (КИМы)
Карточка № 1
Термины и понятия.
Лидер – самый авторитетный член группы, коллектива, тот, кто способен воздействовать на других для достижения общих интересов.
Руководитель – это тот, кто руководит коллективом, отдаёт приказы и контролирует деятельность каждого члена коллектива.
Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства.
Авторитарный стиль лидерства – стиль, при котором применяются жесткие способы управления, всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются.
Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения членов группы.
Демократичный стиль лидерства заключается в коллегиальности (общности)принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных.
Либеральный стиль лидерства – это такой стиль при котором, лидер есть, но он устранился от руководства, члены группы сами определяют что им делать. Между лидером и подчинёнными нет никакого сотрудничества. Позиция лидера - незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы.
Презентация – в переводе с английского «представление». Презентация является разновидностью приема. Обычно она приурочена к какому-либо торжественному случаю: юбилею фирмы или организации, открытию выставки, магазина, представлению нового продукта, товара и множеству других событий. Назначение презентации — произвести неизгладимое впечатление на приглашенных, заинтересовать их. Поэтому от ее успешного проведения зависит успешность дальнейших переговоров с партнерами.
КТД (коллективно-творческое дело) – это деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) или - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников...
Проект - это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя.
Проект (лат. project — “выброшенный вперед”) — это продукт деятельности проектирования.
Решение проблемы - это способ действий, в результате которых проблема
перестает существовать и больше никогда не возникает.
Компромисс - это способ оттянуть решение проблемы или найти «золотую
середину»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.