Дополнительная общеразвивающая программа Фотоискусство

  • docx
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Фотоискусство.docx

 

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Фотоискусство»

Оглавление

Пояснительная записка....................................................................................................... 3

Учебный план....................................................................................................................... 5

Учебно-тематическое планирование............................................................................... 5

Содержание изучаемого курса.......................................................................................... 6

Организационно-педагогические условия реализации

образовательной программы............................................................................................. 8

Средства обучения............................................................................................................... 8

Планируемые результаты освоения образовательной программы.......................... 9

Система оценки результатов освоения общеразвивающей программы............... 10

Список литературы........................................................................................................... 12

Приложения ....................................................................................................................... 13


1.                 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Фотоисскуство» разработана на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 года № 1726-р);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от 29.05.15);

- Устава МБУ ДО «Волосовский ЦИТ».

В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Молодое поколение, в силу своей мобильности, осваивает новые информационные технологии довольно оперативно. Можно утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни.

Актуальность программы обусловлена наблюдаемым всплеском интереса подростков к фотографии, её значимостью в формировании личности обучающихся, влиянии на их видение действительности, воспитании эстетического вкуса, возможности для творческого самовыражения.

В каждом учебном заведении есть много талантливых обучающихся, интересующихся фотографией. В последнее время наибольшее распространение получила цифровая фотография.

На этом курсе обучающиеся исследуют мир цифровой фотографии, используя обычную бытовую цифровую фотокамеру и стандартное программное обеспечение. Думается, обучающимся будут очень интересны данные занятия, которые впоследствии могут стать для них увлечением или их профессиональной деятельностью.

Цель - создание условий для развития технических и творческих способностей обучающихся посредством фотографического искусства.

Задачи:

образовательные:

• ознакомление обучающихся с историей фотографии;

• формирование знаний о правилах работы с фототехникой;

• обучение учащихся основам работы с компьютерными программами, используемыми в цифровой фотографии.

 развивающие:

• формирование навыков работы с фототехникой и применение их на практике;

• использование компьютерных программ в работе с изображениями;

• развитие воображения детей;

• развитие интереса к познавательной деятельности.

воспитательные:

• воспитание эстетического восприятия;

• воспитание творческого индивидуального мышления;

• профессиональная ориентация.

Учебная программа разработана для разновозрастных групп от 9 до 11 лет (2 – 4 класс).

Общий объём времени обучения, включая теоретические, практические занятия и выпускную творческую работу составляет 34 академического часа. Обучение осуществляется в течение одного учебного года.

 

 


2.                 Учебный план

Учебный модуль

Количество часов

Формы проведения промежуточной аттестации

Раздел 1. Введение в фотоискусство.

4

Опрос

Раздел 2. Жанры в фотографии

16

Практическая работа

Раздел 3. Информационные технологии

10

 

Итоговая работа

4

 

Защита проекта

Всего:

34

 

 

 

3.                 Учебно-тематическое планирование

Наименование раздела, тема

Количество часов

Раздел 1. Введение в фотоискусство

1

Организационное занятие. Введение в программу.

1

2

История фотографии.

1

3

Особенности цифрового фото.

1

4

Фотографическая аппаратура и оборудование.

1

Раздел 2. Жанры в фотографии

5-7

Техника фотосъемки и фотопечати.

3

8-12

Фотосъемка натюрморта.

4

13-17

Фотосъемка портрета.

4

18-22

Фотосъемка пейзажа.

5

Раздел 3. Информационные технологии

23-24

Сканирование фотографий.

2

25-26

Компьютерные программы редактирования

изображений.

2

27-30

Фоторепортаж.

6

31-34

Итоговая работа.

4

 

Всего:

34


4.                 Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1. Организационное занятие. Введение в программу  (1 час)

Содержание: Организационное занятие. Введение в программу. Знакомство с обучающимися и содержанием работы фотостудии.

 

Тема 2. История фотографии (1 час)

Содержание: Исторический образ фотографии. Знакомство с этапами создания фотографии. Первые открыватели фотографии. Появление цифровой фотографии. Дидактические материалы: набор карточек «История фото».

 

Тема 3. Особенности цифровой фотографии (1 час )

Содержание: Обычная и цифровая фотосъемка. Особенности цифровой фотографии. Сравнительная характеристика.

Дидактические материалы: фотографии, сделанные обычным и цифровым

фотоаппаратами, фотопленки, цифровые носители. Результат темы: Составление и разгадывание кроссворда по теме.

 

Тема 4. Фотографическая аппаратура и оборудование (1 час)

Содержание: Устройство и принципы действия фотоаппаратуры. Оптический и цифровой зум. Фокусное расстояние. Освещение и осветительные приборы. Дидактические материалы: презентация с видами и устройством фотоаппаратов «Фототехника».

Практическая работа: Работа с фотоаппаратом. Изменение режимов съемки. Самостоятельная фотосъемка.

 

Тема 5. Техника фотосъемки и фотопечати (3 часа)

Содержание: Свет в фотографии. Настройка и режимы съемки. Композиция. Натюрморт. Пейзаж. Панорама. Особенности съемки движения, воды, растительности, детей и животных. Портретная фотосъемка. Сюжеты и полезные советы. Техника фотопечати. Как правильно построить кадр.  Композиционное построение кадра при фотосъёмке.

Задачи:  формирование знаний о построении  изображения в кадре. 

Теория. Знакомство с правилами композиции.

Практика.  Использование знаний по фотокомпозиции при фотосъёмке. Композиционное построение кадра. Фотосъёмка.

 

Тема 6. Фотосъемка натюрморта (4 часа)

Теория. Знакомство с различными фотожанрами.   Мир предметов - натюрморт.

Практика. Обучение навыкам работы в жанре натюрморт. Творческое задание. Нарисовать натюрморт. Оборудование: цветные карандаши, ватман. Темы: «Натюрморт». «Ваза». Создать мир предметов с помощью фотосъёмки.  

 

Тема 7. Фотосъемка портрета (4 часа)

Теория. Знакомство с жанром фотопортрет. Виды фотопортрета: студийный и жанровый. Крупный,  средний и общий план в портрете.

Практика. Обучение навыкам работы в жанре портрет. Зарисовка портрета в альбоме. Темы: «Принцесса». «Портрет друга»  (лицо). Создание образа в портретной фотосъёмке.

 

Тема 8. Фотосъемка пейзажа (5 часов)

Теория. Знакомство с жанром пейзаж. Фотопейзаж: городской и сельский. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива).

Практика. Обучение навыкам работы в жанре пейзаж. Творческое задание. Зарисовка пейзажа в альбоме.   Фотосъёмка на «пленере».

 

Тема 9. Сканирование фотографий (2 часа)

Содержание: Виды и характеристики сканеров. Оцифровка фото. Особенности сканирование фотопленок. Сканирование фотографий и сохранение их на компьютере. Практическая работа: Сканирование и сохранение фотографий.

 

Тема 10. Компьютерные программы редактирования изображений (2 часа)

Содержание: Компьютерные программы, используемые для обработки фотографий и их возможности. Обработка и художественное оформление фотографий с помощью компьютерных программ ASDCee и Paint.

Обработка и художественное оформление фотографий с помощью компьютерных программ Microsoft Office. Дидактические материалы: образцы фотографий.

Практическая работа: Работа на компьютерах: обработка фотографий, создание открыток, художественное оформление фото. Сохранение готовых снимков в нужном формате. Результат темы: Демонстрация готовых работ.

 

Тема 10. Фоторепортаж (6 часов)

Содержание: Понятие фоторепортажа. Особенности и приемы съемки фоторепортажа. Снимаем фоторепортаж. Подготовка фоторепортажа к публикации, печати. Дидактические материалы: образцы фоторепортажей, газеты, журналы.

Практическая работа: съемка фоторепортажа, подготовка к печати.

 

Тема 11. Итоговая работа (4 часа)

Организация фотовыставки.

Содержание: отбор фоторабот к выставке. Оформление фотографий к выставке. Оформление выставки.

 

5.         Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

Формы обучения – очная.

Наполняемость групп– до 25 человек.

Режим занятий:– 1 раз в неделю,  45 минут (академический час).

Общее количество часов по программе: 34 часа.

Формы организации образовательной деятельности обучающихся: групповая, подгрупповая, индивидуальная, индивидуально-групповые, дистанционные, используемые технологии обучения (лекционные, блочно-модульные, дистанционные).

Организация аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) занятий, определение  формы аудиторных занятий  -  учебное занятие, игра, фестиваль, дискуссия, семинар, проектная работа, исследовательская работа.

Форма контроля:  практические работы;  самостоятельные работы; опросы; фотовыставка.

Особенности организации образовательного процесса – осуществляется в соответствии с учебным планом в сформированных разновозрастных группах, постоянного состава.

Занятия проводятся полным составом объединения, но в зависимости от задания предполагает работу в паре или группе, а также индивидуальные занятия при подготовке к конкурсу.

6.      Средства обучения

Материально-техническое обеспечение:

- кабинет для занятий, оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами;

- компьютер - 1 шт.

- принтер 1 шт.

- сканер - 1 шт.

- видеопроектор - 1 шт.

- экран — 1 шт.

- цифровой фотоаппарат - 1 шт.

- компьютерные программы: Paint, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office.

- диски CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW.

- телефон с камерой.

Средства обучения:

- схемы освещения, характеристики отражающих поверхностей;

- фотоархивы – творческие работы, снимки участия в экспедициях и т.д.;

- наглядные пособия (образцы различных фотоснимков и изображений, карточки с заданиями, наборы тематических карточек, таблицы, электронные презентации, видеоуроки и др.).

- мультимедиа – учебные фильмы, записи защиты на исследовательских конкурсах, записи участия в фотофестивалях.

 

7.      Планируемые результаты освоения образовательной программы

В результате обучения обучающиеся должны уметь:

- фотографировать портреты, снимать пейзаж, натюрморты, животных, фотографировать мелкие объекты (например насекомых), снимать архитектурные постройки, осуществлять видеозапись на фотокамеру;

- уметь сканировать фотографии;

- осуществлять коррекцию тона и цвета, заменять цвета, оттенки на фотографии, изменять яркость, контрастность изображения; уметь использовать для коррекции тоновые кривые и уровни;

- изменять размеры изображения;

- оформлять выставочные фотоработы.

Образовательный результат программы выражается в овладении ребенком набора индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков:

- способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности;

- умение ясно выражать свои мысли и общаться с собеседниками и партнерами;

- навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач;

- умение ориентироваться в нестандартной ситуации;

- владение основами фотомастерства.


8.      Система оценки результатов освоения общеразвивающей программы

Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль

Текущий контроль успеваемости обучающихся в центре осуществляется педагогом дополнительного образования по каждой изученной теме (разделу). Текущий контроль может проводиться в следующих формах: опрос, диктант, тестирование, реферат, контрольная работа, контрольное соревнование, конкурс творческих работ, защита творческих проектов, зачет, нетрадиционные формы контроля (игры, викторины, кроссворды), игра, конкурс.

Промежуточная аттестация

Основными формами проведения промежуточной аттестации обучающихся являются: тестирование, опрос, диктант, реферат, собеседование, наблюдение, контрольная работа, защита творческого проекта, контрольное соревнование, викторина, зачет, выставка, творческий отчет. Педагог выбирает форму промежуточной аттестации самостоятельно с учетом содержания реализуемой дополнительной общеразвивающей программы и документов, регламентирующих промежуточную аттестацию.

Итоговая аттестация

Основными формами проведения итоговой аттестации обучающихся являются: тестирование, диктант, защита творческого проекта, экзамен, творческий отчет.

Оценка достижения планируемых результатов

Критерии оценки результатов текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации:

1) Критерии оценки теоретической подготовки обучающихся:

- соответствие теоретических знаний программным требованиям;

- осмысленность и свобода владения специальной терминологией.

2) Критерии оценки практической подготовки обучающихся:

 - соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям;

 - свобода владения специальным инструментом, оборудованием и оснащением;

 - качество выполнения практического задания.

Результаты текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации представляются как уровень успешности освоения дополнительной общеразвивающей программы:

- Высокий уровень – 100-81% - обучающийся умеет применять полученные знания и умения для выполнения самостоятельных заданий, его деятельность отмечена умением самостоятельно оценивать различные ситуации, явления, факты, выявлять и отстаивать личную позицию.

- Средний уровень – 80-60 % - обучающийся воспроизводит основной программный материал, выполняет задания по образцу, обладает элементарными умениями учебной деятельности, самостоятельно применяет знания в стандартных ситуациях, исправлять допущенные ошибки.

 - Низкий уровень – менее 60 % - обучающийся различает объекты изучения, воспроизводит незначительную часть программного материала, с помощью педагога выполняет элементарные задания.

Практическая работа проводится педагогом в форме творческой выставки фоторабот. Система оценивания  – безотметочная (зачет/незачет). Используется только словесная оценка достижений обучающихся.

 


9.                 Список литературы

1. Буйлова Л.Н., Конева С.В. «Организация методической службы учреждений дополнительного образования». – М., «Гуманитарный центр», 2001 г.

 2. Будхед Г. Творческие методы печати в фотографии. – М., «Искусство», 1978 г.

3. Бычков П. Фотолюбители о фоторепортаже. - М., «Искусство»,1957 г.

4. Иосиф А.А. Техника фотографии. - М., «Искусство»,1973 г.

5. Митчелл Э. Фотография. - М., «Искусство»,1988 г.

6. Морозов С.А. Фотография как искусство. - М., «Искусство»,1973 г.

7. Рожков М.И. «Воспитательная деятельность педагогов дополнительного образования». – М., 1999 г.

8. Панфилов Н.Д. Фотография и ее выразительные средства. - М., «Искусство»,1981 г.

9. Справочник фотографа. – М.: «Высшая школа», 1990 г.

10. Тарантино К. Цифровая фотография. Компьютерная обработка изображений /Шаг за шагом/ - М.: «Омега», 2004. – 144 с.: ил.

11. Шахов М. Данилова Т., Гурский Ю. Photoshop CS2 и цифровая фотография. Популярный самоучитель.- СПб.: Питер, 2006.- 352 с.: ил.- (Серия «Популярный самоучитель»).

12. Щепанский Г.В. Техника фотографии.- М.: Искусство, 1987.-157 с.: ил.- (Массовая фотогр. б-ка). РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

13. Электронная книга: Кинг, Джули, Адэр «Цифровая фотография для «чайников», 4-е издание.: М. :Издательский дом "Вильяме", 2003. — 320 с. : ил. — Парал. тит. англ.

14. Электронная книга: Ядловский А.Н. «Цифровое фото полный курс», - М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2005. – 304 с.: ил.

15. Яковлев М.Ф. Учись фотографировать. М., «Искусство», 1977. -222 с. с ил., рис.

16. Яштальд – Говорко В.А. Фотосъемка и фотообработка. – М.,«Искусство»,1967г.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Фотоискусство» на 2019 -2020 учебный год

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

 

Общеразвивающая программа

«Фотоискусство»

технической направленности

Сроки освоения

1 год

Начало учебного года

 

С  ___ сентября 2019 года

Учебные периоды

1-ый период (1-ое полугодие)

с ___ сентября по ___ декабря 2019 года

2-ой период (2-ое полугодие)

С ____ января по ___ мая 2020 года

Продолжительность учебного года

34 недели

Количество учебных недель по полугодиям

первое учебное полугодие

второе учебное полугодие

16

18

Продолжительность учебной недели.

Комплектование групп

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

Занятия проводятся по группам.

Групповые –  _15__ человек (а)

 

Режим занятий

 

Вторник     16.00- 16.45

Продолжительность занятий – 45  минут (академический час)

Учебная нагрузка в неделю

1 год обучения

(1 час в неделю)

1 раз в неделю по 1 часу

Праздничные дни

Согласно календарю праздничных дней, утвержденному Министерством труда и социального развития РФ  праздничные дни в первом полугодии:

04 ноября 2019 года;

во втором полугодии: 1- 8 января 2020;  23 февраля – 2020;

с 08 марта – 2020; 1-3 и 9-10 мая 2020 года.

Промежуточная аттестация

С 20 апреля по 20 мая (согласно Положению об аттестации обучающихся)

Окончание учебного года

31 мая 2020 года

Каникулы в учреждении

Осенние – _______________

Зимние – продолжительность каникул определяется количеством праздничных дней, согласно календарю праздничных дней, утвержденному Министерством труда и социального развития РФ.

Весенние – _____________

Летние – с 01 июня по 31 августа 2020 года. В летнее время – реализация досуговых образовательных программ. Учебно-тренировочные сборы по графику.

 

Учеба в период каникул

В период школьных каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Форма организации деятельности – учебный класс. Профиль деятельности принадлежит к визуальному творчеству, как средству передачи информации (визуальные технологии). В основе педагогического процесса лежит познавательно-творческая деятельность, базирующаяся на формировании различных интересов к фотографии, а также развитии способностей, навыков и умений. Все это с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с реальной живой действительностью, а с другой предоставляет неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного материала.

а) Описание основных способов и форм работы с детьми

Коллектив работает на основе системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих и исследовательских качеств личности. Воспитанникам даётся решение конкретных задач, к которым прилагается информационное и исполнительское обеспечение.  Педагог в течение занятия имеет возможность закреплять усваиваемый материал, сменяя разные виды работы, например:

-проверка домашнего задания и разбор ошибок и недочётов;

-анализ нового материала;

-закрепление терминологии;

Обучение ведётся по следующим направлениям:

1. базовая программа;

2. творческая деятельность;

3. исследовательская деятельность.

Большое внимание уделяется развитию творческих способностей воспитанников. Главная цель – развитие природных интеллектуальных, исследовательских  и способностей воспитанников; творческого потенциала воспитанников; формирование личностных качеств: трудолюбия, уважительного отношения к традициям, аккуратности,  целеустремлённости.

Воспитанники изучают свойства света и цвета. Задача обучения фотоискусству состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и передавать в фотографии форму объектов, пространства и явлений жизни. 

По окончании изучения устраиваются отчетные выставки, на которых воспитанники  и родители могут познакомиться с фотоработами. 

б) Основные методы организации учебно-воспитательного процесса.

На занятиях используются различные методы обучения:

словесные - педагог объясняет новый материал и термины, технологию выполнения задания. На занятиях проводятся беседы.

наглядные -  показ готовой работы, технологии  его изготовления

практические - записывание необходимых терминов, зарисовка схем и рисунков, раскадровка кадров. Печать и дизайнерское оформление снимков. Подготовка к выставке

 

частично-поисковые - создание мультимедийного проекта.

При обучении педагог уделяет большое внимание соблюдению санитарно-гигиенических требований:

- проветривание помещения;

- соблюдение техники безопасности при работе с электрооборудованием, фотоувеличителями, осветительной аппаратурой, компьютерами;

- освещённость;

- наличие парт, соответствующих возрасту обучающихся;

- проведение перемен, физкультурных минуток;

-  гимнастики для глаз и плечевого пояса,

-  организация подвижных игр.

Визуальные технологии -  способствуют развитию интереса, расширению знаний обучающихся,  помогают освоению творческого подхода к любому виду деятельности.

Цель         занятий -  показать  учащимся важность развития представления о фотоснимке как о картинной плоскости, в пределах которой он будет компоновать снимок. Разнообразие объектов  съёмки  в зависимости от целей и задач, стоящих  перед фотографом. 

Методы  контроля:  подведение  итогов  в  конце  занятия,  самостоятельные  задания,     тестирование, самоконтроль, мониторинг  усвоения  программы,  мониторинг  воспитанности  и  др.                                                                                                                        

Метод  поисково-исследовательский:  проектная  деятельность.   

Методика  подачи  материала  меняется  в  зависимости  от  состава  и  особенностей  конкретной  группы детей.

Наряду  с  решением  образовательных  задач,  уделяется  большое  внимание  формированию  навыков  здорового  образа  жизни.   Учитываются  сложности  и  условия  работы  в  художественном  творчестве,  большое  значение  уделяется  формированию  личных  санитарно-гигиенических  навыков,  навыков  обеспечения  своего  здоровья.  Предусматривается  обязательное  проведение  занятий  по  технике безопасности  на  рабочем  месте.   Проводится    инструктаж  по  технике безопасности, инструктаж по  пожарной  безопасности.   

         Весьма  важной и  нелегкой  задачей  является  определение  способностей,  склонностей  и  достижений  детей    в  работе  используются  психолого-педагогические  методики  для  диагностики  детей.  

                                                                         


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Мониторинг образовательных результатов

1 Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно пользоваться цифровой аппаратурой.

Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет пользоваться цифровой аппаратурой.

Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение пользоваться цифровой аппаратурой.

2 Глубина и широта знаний по предмету

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (ракурс, сценарный план, баланс белого) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3 Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4 Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в конкурсах, фестивалях.

Средний (2 балла): выборочно участвует.

Низкий (1 балл): редко участвует.


 

Скачано с www.znanio.ru