Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Фотоискусство»
Оглавление
Пояснительная записка....................................................................................................... 3
Учебный план....................................................................................................................... 5
Учебно-тематическое планирование............................................................................... 5
Содержание изучаемого курса.......................................................................................... 6
Организационно-педагогические условия реализации
образовательной программы............................................................................................. 8
Средства обучения............................................................................................................... 8
Планируемые результаты освоения образовательной программы.......................... 9
Система оценки результатов освоения общеразвивающей программы............... 10
Список литературы........................................................................................................... 12
Приложения ....................................................................................................................... 13
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Фотоисскуство» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 года № 1726-р);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от 29.05.15);
- Устава МБУ ДО «Волосовский ЦИТ».
В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Молодое поколение, в силу своей мобильности, осваивает новые информационные технологии довольно оперативно. Можно утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни.
Актуальность программы обусловлена наблюдаемым всплеском интереса подростков к фотографии, её значимостью в формировании личности обучающихся, влиянии на их видение действительности, воспитании эстетического вкуса, возможности для творческого самовыражения.
В каждом учебном заведении есть много талантливых обучающихся, интересующихся фотографией. В последнее время наибольшее распространение получила цифровая фотография.
На этом курсе обучающиеся исследуют мир цифровой фотографии, используя обычную бытовую цифровую фотокамеру и стандартное программное обеспечение. Думается, обучающимся будут очень интересны данные занятия, которые впоследствии могут стать для них увлечением или их профессиональной деятельностью.
Цель - создание условий для развития технических и творческих способностей обучающихся посредством фотографического искусства.
Задачи:
образовательные:
• ознакомление обучающихся с историей фотографии;
• формирование знаний о правилах работы с фототехникой;
• обучение учащихся основам работы с компьютерными программами, используемыми в цифровой фотографии.
развивающие:
• формирование навыков работы с фототехникой и применение их на практике;
• использование компьютерных программ в работе с изображениями;
• развитие воображения детей;
• развитие интереса к познавательной деятельности.
воспитательные:
• воспитание эстетического восприятия;
• воспитание творческого индивидуального мышления;
• профессиональная ориентация.
Учебная программа разработана для разновозрастных групп от 9 до 11 лет (2 – 4 класс).
Общий объём времени обучения, включая теоретические, практические занятия и выпускную творческую работу составляет 34 академического часа. Обучение осуществляется в течение одного учебного года.
2. Учебный план
Учебный модуль |
Количество часов |
Формы проведения промежуточной аттестации |
Раздел 1. Введение в фотоискусство. |
4 |
Опрос |
Раздел 2. Жанры в фотографии |
16 |
Практическая работа |
Раздел 3. Информационные технологии |
10 |
|
Итоговая работа |
4
|
Защита проекта |
Всего: |
34
|
|
3. Учебно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела, тема |
Количество часов |
Раздел 1. Введение в фотоискусство |
||
1 |
Организационное занятие. Введение в программу. |
1 |
2 |
История фотографии. |
1 |
3 |
Особенности цифрового фото. |
1 |
4 |
Фотографическая аппаратура и оборудование. |
1 |
Раздел 2. Жанры в фотографии |
||
5-7 |
Техника фотосъемки и фотопечати. |
3 |
8-12 |
Фотосъемка натюрморта. |
4 |
13-17 |
Фотосъемка портрета. |
4 |
18-22 |
Фотосъемка пейзажа. |
5 |
Раздел 3. Информационные технологии |
||
23-24 |
Сканирование фотографий. |
2 |
25-26 |
Компьютерные программы редактирования изображений. |
2 |
27-30 |
Фоторепортаж. |
6 |
31-34 |
Итоговая работа. |
4 |
|
Всего: |
34 |
4. Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1. Организационное занятие. Введение в программу (1 час)
Содержание: Организационное занятие. Введение в программу. Знакомство с обучающимися и содержанием работы фотостудии.
Тема 2. История фотографии (1 час)
Содержание: Исторический образ фотографии. Знакомство с этапами создания фотографии. Первые открыватели фотографии. Появление цифровой фотографии. Дидактические материалы: набор карточек «История фото».
Тема 3. Особенности цифровой фотографии (1 час )
Содержание: Обычная и цифровая фотосъемка. Особенности цифровой фотографии. Сравнительная характеристика.
Дидактические материалы: фотографии, сделанные обычным и цифровым
фотоаппаратами, фотопленки, цифровые носители. Результат темы: Составление и разгадывание кроссворда по теме.
Тема 4. Фотографическая аппаратура и оборудование (1 час)
Содержание: Устройство и принципы действия фотоаппаратуры. Оптический и цифровой зум. Фокусное расстояние. Освещение и осветительные приборы. Дидактические материалы: презентация с видами и устройством фотоаппаратов «Фототехника».
Практическая работа: Работа с фотоаппаратом. Изменение режимов съемки. Самостоятельная фотосъемка.
Тема 5. Техника фотосъемки и фотопечати (3 часа)
Содержание: Свет в фотографии. Настройка и режимы съемки. Композиция. Натюрморт. Пейзаж. Панорама. Особенности съемки движения, воды, растительности, детей и животных. Портретная фотосъемка. Сюжеты и полезные советы. Техника фотопечати. Как правильно построить кадр. Композиционное построение кадра при фотосъёмке.
Задачи: формирование знаний о построении изображения в кадре.
Теория. Знакомство с правилами композиции.
Практика. Использование знаний по фотокомпозиции при фотосъёмке. Композиционное построение кадра. Фотосъёмка.
Тема 6. Фотосъемка натюрморта (4 часа)
Теория. Знакомство с различными фотожанрами. Мир предметов - натюрморт.
Практика. Обучение навыкам работы в жанре натюрморт. Творческое задание. Нарисовать натюрморт. Оборудование: цветные карандаши, ватман. Темы: «Натюрморт». «Ваза». Создать мир предметов с помощью фотосъёмки.
Тема 7. Фотосъемка портрета (4 часа)
Теория. Знакомство с жанром фотопортрет. Виды фотопортрета: студийный и жанровый. Крупный, средний и общий план в портрете.
Практика. Обучение навыкам работы в жанре портрет. Зарисовка портрета в альбоме. Темы: «Принцесса». «Портрет друга» (лицо). Создание образа в портретной фотосъёмке.
Тема 8. Фотосъемка пейзажа (5 часов)
Теория. Знакомство с жанром пейзаж. Фотопейзаж: городской и сельский. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива).
Практика. Обучение навыкам работы в жанре пейзаж. Творческое задание. Зарисовка пейзажа в альбоме. Фотосъёмка на «пленере».
Тема 9. Сканирование фотографий (2 часа)
Содержание: Виды и характеристики сканеров. Оцифровка фото. Особенности сканирование фотопленок. Сканирование фотографий и сохранение их на компьютере. Практическая работа: Сканирование и сохранение фотографий.
Тема 10. Компьютерные программы редактирования изображений (2 часа)
Содержание: Компьютерные программы, используемые для обработки фотографий и их возможности. Обработка и художественное оформление фотографий с помощью компьютерных программ ASDCee и Paint.
Обработка и художественное оформление фотографий с помощью компьютерных программ Microsoft Office. Дидактические материалы: образцы фотографий.
Практическая работа: Работа на компьютерах: обработка фотографий, создание открыток, художественное оформление фото. Сохранение готовых снимков в нужном формате. Результат темы: Демонстрация готовых работ.
Тема 10. Фоторепортаж (6 часов)
Содержание: Понятие фоторепортажа. Особенности и приемы съемки фоторепортажа. Снимаем фоторепортаж. Подготовка фоторепортажа к публикации, печати. Дидактические материалы: образцы фоторепортажей, газеты, журналы.
Практическая работа: съемка фоторепортажа, подготовка к печати.
Тема 11. Итоговая работа (4 часа)
Организация фотовыставки.
Содержание: отбор фоторабот к выставке. Оформление фотографий к выставке. Оформление выставки.
5. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Формы обучения – очная.
Наполняемость групп– до 25 человек.
Режим занятий:– 1 раз в неделю, 45 минут (академический час).
Общее количество часов по программе: 34 часа.
Формы организации образовательной деятельности обучающихся: групповая, подгрупповая, индивидуальная, индивидуально-групповые, дистанционные, используемые технологии обучения (лекционные, блочно-модульные, дистанционные).
Организация аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) занятий, определение формы аудиторных занятий - учебное занятие, игра, фестиваль, дискуссия, семинар, проектная работа, исследовательская работа.
Форма контроля: практические работы; самостоятельные работы; опросы; фотовыставка.
Особенности организации образовательного процесса – осуществляется в соответствии с учебным планом в сформированных разновозрастных группах, постоянного состава.
Занятия проводятся полным составом объединения, но в зависимости от задания предполагает работу в паре или группе, а также индивидуальные занятия при подготовке к конкурсу.
6. Средства обучения
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет для занятий, оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами;
- компьютер - 1 шт.
- принтер 1 шт.
- сканер - 1 шт.
- видеопроектор - 1 шт.
- экран — 1 шт.
- цифровой фотоаппарат - 1 шт.
- компьютерные программы: Paint, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office.
- диски CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW.
- телефон с камерой.
Средства обучения:
- схемы освещения, характеристики отражающих поверхностей;
- фотоархивы – творческие работы, снимки участия в экспедициях и т.д.;
- наглядные пособия (образцы различных фотоснимков и изображений, карточки с заданиями, наборы тематических карточек, таблицы, электронные презентации, видеоуроки и др.).
- мультимедиа – учебные фильмы, записи защиты на исследовательских конкурсах, записи участия в фотофестивалях.
7. Планируемые результаты освоения образовательной программы
В результате обучения обучающиеся должны уметь:
- фотографировать портреты, снимать пейзаж, натюрморты, животных, фотографировать мелкие объекты (например насекомых), снимать архитектурные постройки, осуществлять видеозапись на фотокамеру;
- уметь сканировать фотографии;
- осуществлять коррекцию тона и цвета, заменять цвета, оттенки на фотографии, изменять яркость, контрастность изображения; уметь использовать для коррекции тоновые кривые и уровни;
- изменять размеры изображения;
- оформлять выставочные фотоработы.
Образовательный результат программы выражается в овладении ребенком набора индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков:
- способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности;
- умение ясно выражать свои мысли и общаться с собеседниками и партнерами;
- навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач;
- умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
- владение основами фотомастерства.
8. Система оценки результатов освоения общеразвивающей программы
Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости обучающихся в центре осуществляется педагогом дополнительного образования по каждой изученной теме (разделу). Текущий контроль может проводиться в следующих формах: опрос, диктант, тестирование, реферат, контрольная работа, контрольное соревнование, конкурс творческих работ, защита творческих проектов, зачет, нетрадиционные формы контроля (игры, викторины, кроссворды), игра, конкурс.
Промежуточная аттестация
Основными формами проведения промежуточной аттестации обучающихся являются: тестирование, опрос, диктант, реферат, собеседование, наблюдение, контрольная работа, защита творческого проекта, контрольное соревнование, викторина, зачет, выставка, творческий отчет. Педагог выбирает форму промежуточной аттестации самостоятельно с учетом содержания реализуемой дополнительной общеразвивающей программы и документов, регламентирующих промежуточную аттестацию.
Итоговая аттестация
Основными формами проведения итоговой аттестации обучающихся являются: тестирование, диктант, защита творческого проекта, экзамен, творческий отчет.
Оценка достижения планируемых результатов
Критерии оценки результатов текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации:
1) Критерии оценки теоретической подготовки обучающихся:
- соответствие теоретических знаний программным требованиям;
- осмысленность и свобода владения специальной терминологией.
2) Критерии оценки практической подготовки обучающихся:
- соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям;
- свобода владения специальным инструментом, оборудованием и оснащением;
- качество выполнения практического задания.
Результаты текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации представляются как уровень успешности освоения дополнительной общеразвивающей программы:
- Высокий уровень – 100-81% - обучающийся умеет применять полученные знания и умения для выполнения самостоятельных заданий, его деятельность отмечена умением самостоятельно оценивать различные ситуации, явления, факты, выявлять и отстаивать личную позицию.
- Средний уровень – 80-60 % - обучающийся воспроизводит основной программный материал, выполняет задания по образцу, обладает элементарными умениями учебной деятельности, самостоятельно применяет знания в стандартных ситуациях, исправлять допущенные ошибки.
- Низкий уровень – менее 60 % - обучающийся различает объекты изучения, воспроизводит незначительную часть программного материала, с помощью педагога выполняет элементарные задания.
Практическая работа проводится педагогом в форме творческой выставки фоторабот. Система оценивания – безотметочная (зачет/незачет). Используется только словесная оценка достижений обучающихся.
9. Список литературы
1. Буйлова Л.Н., Конева С.В. «Организация методической службы учреждений дополнительного образования». – М., «Гуманитарный центр», 2001 г.
2. Будхед Г. Творческие методы печати в фотографии. – М., «Искусство», 1978 г.
3. Бычков П. Фотолюбители о фоторепортаже. - М., «Искусство»,1957 г.
4. Иосиф А.А. Техника фотографии. - М., «Искусство»,1973 г.
5. Митчелл Э. Фотография. - М., «Искусство»,1988 г.
6. Морозов С.А. Фотография как искусство. - М., «Искусство»,1973 г.
7. Рожков М.И. «Воспитательная деятельность педагогов дополнительного образования». – М., 1999 г.
8. Панфилов Н.Д. Фотография и ее выразительные средства. - М., «Искусство»,1981 г.
9. Справочник фотографа. – М.: «Высшая школа», 1990 г.
10. Тарантино К. Цифровая фотография. Компьютерная обработка изображений /Шаг за шагом/ - М.: «Омега», 2004. – 144 с.: ил.
11. Шахов М. Данилова Т., Гурский Ю. Photoshop CS2 и цифровая фотография. Популярный самоучитель.- СПб.: Питер, 2006.- 352 с.: ил.- (Серия «Популярный самоучитель»).
12. Щепанский Г.В. Техника фотографии.- М.: Искусство, 1987.-157 с.: ил.- (Массовая фотогр. б-ка). РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
13. Электронная книга: Кинг, Джули, Адэр «Цифровая фотография для «чайников», 4-е издание.: М. :Издательский дом "Вильяме", 2003. — 320 с. : ил. — Парал. тит. англ.
14. Электронная книга: Ядловский А.Н. «Цифровое фото полный курс», - М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2005. – 304 с.: ил.
15. Яковлев М.Ф. Учись фотографировать. М., «Искусство», 1977. -222 с. с ил., рис.
16. Яштальд – Говорко В.А. Фотосъемка и фотообработка. – М.,«Искусство»,1967г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Фотоискусство» на 2019 -2020 учебный год
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
Общеразвивающая программа |
«Фотоискусство» технической направленности |
|
Сроки освоения |
1 год |
|
Начало учебного года
|
С ___ сентября 2019 года |
|
Учебные периоды |
1-ый период (1-ое полугодие) с ___ сентября по ___ декабря 2019 года 2-ой период (2-ое полугодие) С ____ января по ___ мая 2020 года |
|
Продолжительность учебного года |
34 недели |
|
Количество учебных недель по полугодиям |
первое учебное полугодие |
второе учебное полугодие |
16 |
18 |
|
Продолжительность учебной недели. Комплектование групп |
Продолжительность учебной недели – 5 дней. Занятия проводятся по группам. Групповые – _15__ человек (а)
|
|
Режим занятий
|
Вторник 16.00- 16.45 Продолжительность занятий – 45 минут (академический час) |
|
Учебная нагрузка в неделю |
1 год обучения (1 час в неделю) 1 раз в неделю по 1 часу |
|
Праздничные дни |
Согласно календарю праздничных дней, утвержденному Министерством труда и социального развития РФ праздничные дни в первом полугодии: 04 ноября 2019 года; во втором полугодии: 1- 8 января 2020; 23 февраля – 2020; с 08 марта – 2020; 1-3 и 9-10 мая 2020 года. |
|
Промежуточная аттестация |
С 20 апреля по 20 мая (согласно Положению об аттестации обучающихся) |
|
Окончание учебного года |
31 мая 2020 года |
|
Каникулы в учреждении |
Осенние – _______________ Зимние – продолжительность каникул определяется количеством праздничных дней, согласно календарю праздничных дней, утвержденному Министерством труда и социального развития РФ. Весенние – _____________ Летние – с 01 июня по 31 августа 2020 года. В летнее время – реализация досуговых образовательных программ. Учебно-тренировочные сборы по графику.
|
|
Учеба в период каникул |
В период школьных каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма организации деятельности – учебный класс. Профиль деятельности принадлежит к визуальному творчеству, как средству передачи информации (визуальные технологии). В основе педагогического процесса лежит познавательно-творческая деятельность, базирующаяся на формировании различных интересов к фотографии, а также развитии способностей, навыков и умений. Все это с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с реальной живой действительностью, а с другой предоставляет неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного материала.
а) Описание основных способов и форм работы с детьми
Коллектив работает на основе системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих и исследовательских качеств личности. Воспитанникам даётся решение конкретных задач, к которым прилагается информационное и исполнительское обеспечение. Педагог в течение занятия имеет возможность закреплять усваиваемый материал, сменяя разные виды работы, например:
-проверка домашнего задания и разбор ошибок и недочётов;
-анализ нового материала;
-закрепление терминологии;
Обучение ведётся по следующим направлениям:
1. базовая программа;
2. творческая деятельность;
3. исследовательская деятельность.
Большое внимание уделяется развитию творческих способностей воспитанников. Главная цель – развитие природных интеллектуальных, исследовательских и способностей воспитанников; творческого потенциала воспитанников; формирование личностных качеств: трудолюбия, уважительного отношения к традициям, аккуратности, целеустремлённости.
Воспитанники изучают свойства света и цвета. Задача обучения фотоискусству состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и передавать в фотографии форму объектов, пространства и явлений жизни.
По окончании изучения устраиваются отчетные выставки, на которых воспитанники и родители могут познакомиться с фотоработами.
б) Основные методы организации учебно-воспитательного процесса.
На занятиях используются различные методы обучения:
словесные - педагог объясняет новый материал и термины, технологию выполнения задания. На занятиях проводятся беседы.
наглядные - показ готовой работы, технологии его изготовления
практические - записывание необходимых терминов, зарисовка схем и рисунков, раскадровка кадров. Печать и дизайнерское оформление снимков. Подготовка к выставке
частично-поисковые - создание мультимедийного проекта.
При обучении педагог уделяет большое внимание соблюдению санитарно-гигиенических требований:
- проветривание помещения;
- соблюдение техники безопасности при работе с электрооборудованием, фотоувеличителями, осветительной аппаратурой, компьютерами;
- освещённость;
- наличие парт, соответствующих возрасту обучающихся;
- проведение перемен, физкультурных минуток;
- гимнастики для глаз и плечевого пояса,
- организация подвижных игр.
Визуальные технологии - способствуют развитию интереса, расширению знаний обучающихся, помогают освоению творческого подхода к любому виду деятельности.
Цель занятий - показать учащимся важность развития представления о фотоснимке как о картинной плоскости, в пределах которой он будет компоновать снимок. Разнообразие объектов съёмки в зависимости от целей и задач, стоящих перед фотографом.
Методы контроля: подведение итогов в конце занятия, самостоятельные задания, тестирование, самоконтроль, мониторинг усвоения программы, мониторинг воспитанности и др.
Метод поисково-исследовательский: проектная деятельность.
Методика подачи материала меняется в зависимости от состава и особенностей конкретной группы детей.
Наряду с решением образовательных задач, уделяется большое внимание формированию навыков здорового образа жизни. Учитываются сложности и условия работы в художественном творчестве, большое значение уделяется формированию личных санитарно-гигиенических навыков, навыков обеспечения своего здоровья. Предусматривается обязательное проведение занятий по технике безопасности на рабочем месте. Проводится инструктаж по технике безопасности, инструктаж по пожарной безопасности.
Весьма важной и нелегкой задачей является определение способностей, склонностей и достижений детей в работе используются психолого-педагогические методики для диагностики детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Мониторинг образовательных результатов
1 Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно пользоваться цифровой аппаратурой.
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет пользоваться цифровой аппаратурой.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение пользоваться цифровой аппаратурой.
2 Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (ракурс, сценарный план, баланс белого) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3 Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4 Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в конкурсах, фестивалях.
Средний (2 балла): выборочно участвует.
Низкий (1 балл): редко участвует.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.