УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ города СМОЛЕНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
города СМОЛЕНСКА
(МБУ ДО «ЦДО»)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Hand-made мастерская»
(рабочая программа)
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7–17 лет
Срок реализации: 1 год (52часа)
Автор-составитель:
Жаринова Валерия Владимировна,
педагог дополнительного образования
Смоленск, 2022
I.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа под названием «Hand-made мастерская» отнесена к программам художественной направленности. Ее цель и задачи направлены развитие художественно-эстетического вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, а также направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.
Представленная образовательная программа по обучению современным видам декоративно-прикладного творчества позволяет обучать как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, предназначена в первую очередь для детей с легкими нарушениями интеллектуального развития и с задержкой психического развития.
Из всех существующих искусств – декоративно-прикладное творчество является на сегодняшний день наиболее доступным, наиболее демократичным и наиболее действенным инструментом влияния, позволяющим обучая, развивая и воспитывая, создавать условия для формирования человека гармонического, творческого.
Вещи, сделанные своими руками, во все времена вызывали восхищение. Они удивляли, радовали, несли свет и теплоту рук своего создателя. В последние годы наблюдается тенденция декорирования и украшательства, ценится ручная работа, креативность. Уметь творить – значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. Важно разбудить душу ребёнка, научить его смотреть и видеть, слышать, понимать и удивляться, размышлять, творчески мыслить. Именно это способствует формированию не только художественных, но и интеллектуальных способностей ребёнка.
Занятия в условиях дополнительного образования позволяет детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определится в выборе профессии. Во время обучения дети могут научиться различным техникам и творческим навыкам, посмотреть и опробовать новые для них материалы, получить социальную опору в коллективе.
Деятельность кружка «Hand-made мастерская» направлена на развитие творческих способностей детей школьного возраста по средствам разных современных видов и техник ручной работы. Диапазон предложенных тем позволяет ознакомиться с разными техниками прикладного искусства, такими как; «Топиарий», скрапбукинг, изготовление букетов из конфет, цветов, создание украшений, кукол в чулочной технике, технологией художественной обработки и декорирования изделий, научиться выполнять изделия сочетая различные техники.
Актуальность программы предполагает учет государственного социального заказа, определяется запросам со стороны подрастающего поколения и их родителей. Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования детей, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Актуальность данной программы заключается в получении обучающимися возможности раскрыть свои способности как творческой личности каждого ребенка в разных соврменных видах декоративно-прикладной деятельности.
Говоря об актуальности можно выделить несколько моментов:
- удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный, эстетический вкус;
- техника, в которой дети научатся работать, набирает всё большую популярность. В связи с этим происходит непрерывное развитие как самих видов декоративно-прикладного искусства и материалов, применяемых в процессе изготовления, так и возможностей практического и декоративного применения этих техник.
Данная образовательная программа разработана с учетом современных педагогических теорий и технологий, возрастных и психофизиологических особенностей подростков.
Особенность и новизна программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса. Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Hand-made мастерская» заключается в том, что в ней используются нестандартные формы и методы проведения занятий, современные техники дизайна и художественного творчества с использованием современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов и форм организации образовательного процесса, нетрадиционных форм: видеозанятие, занятие-сказка, занятие-игра. Формирование у учащихся возможности каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства и максимально реализовать себя. Программа состоит из нескольких определенных современных декоративных техник, освоив которые, обучающиеся смогут осознанно их применять в своей жизни: в виде хобби, в виде изготовления сувениров и имеют долю предпрофильной подготовки к таким профессиям как дизайнер-декоратор, конструктор-модельер, оформитель и т.д.
Так же новизна заключается в том, что в основе программы лежит идея использования в обучении собственной активности учащихся, их способности к продуктивному воображению и мышлению, что дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка, расширяя и углубляя знания, полученные школьниками на уроках в основной школе.
Отличительной особенностью программы декоративно-прикладного творчества является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и модули, максимально реализовать себя в нём.
При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес обучающихся к искусству и является необходимым условием формирования личности каждого.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Особенность реализации программы в данном учебном году:
- использование инновационных технологий обучения декоративно-прикладному творчеству;
- принципы построения программы (от простого к сложному; связь теории и практики; связь знаний и умений с жизнью; научность; доступность);
- активность учащихся и самостоятельность выбора выполнения изделий;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности реализации права каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности, что предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Каждый участник программы имеет право на доступ к последующему из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной подготовленности участника, заключается в учёте возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Уровень усвоения программы - общеразвивающий, который предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора в сфере декоративно-прикладного искусства.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого учащегося вне зависимости от первоначального уровня их способностей.
Такой подход к обучению предусматривает универсальную доступность дополнительной общеобразовательной программы «Hand-made мастерская»» для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (имеющих заключение ПМПК, разрешающий данный вид деятельности), для детей, проявивших выдающиеся способности, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Выявление и развитие одаренных детей осуществляется на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Hand-made мастерская»» может быть использована в любом учреждении дополнительного образования и адаптирована под кадровые и материальные ресурсы учреждения. Объектом реализации программы может являться как учащиеся муниципального центра, так и удаленного сельского поселения.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусматривает возможность использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816. Программа реагирует также на образовательные запросы общества. В случае необходимости, когда ребенок по каким-либо уважительным причинам не имеет возможности посещать занятия появилась возможность проводить занятия в дистанционных формах обучения через ресурсы Интернет (электронная почта, социальные сети «ВКонтакт», мессенджер WatsApp, Скайп, ZOOM, др.), которые позволяют детям успешно осваивать программу, не выходя из дома. Основной целью реализации ДООП с использованием дистанционных образовательных технологий является предоставление возможности получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям учащихся независимо от места их проживания, возраста, социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации учебного процесса.
Адресат программы. Программа для детей в возрасте 7–17 лет. По программе «Hand-made мастерская»» могут заниматься все учащиеся указанного возраста, не имеющие медицинских противопоказаний, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (имеющие заключение ПМПК, разрешающий данный вид деятельности). Запись в кружок проводится по желанию ребенка, на основании заявления родителей (или лиц их заменяющих).
Данная программа предусматривает доукомплектование кружка, учащиеся, которые хотят начать обучение позднее (в том числе и со второго года обучения) должны пройти промежуточные испытания и могут быть зачислены в группы в случае успешной сдачи испытаний.
По данной образовательной программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Объем и срок освоения программы. Программа «Hand-made мастерская» рассчитана на 1 год обучения, реализуется в объёме: 52 часа.
Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 2 часа. Продолжительность 1 академического часа – 40 минут. Между занятиями перерыв не менее 10 минут.
Оптимальная наполняемость учебной группы – от 6 до 14 человек.
Формы организации образовательного процесса
Содержание учебного материала, формы и методы работы отобраны с
учетом разноуровневости, потребностей и возрастных особенностей учащихся, не создают учебных перегрузок, так же учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых).
Форма проведения занятий планируется как для всей группы – для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и индивидуально – групповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать форму обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучение и его индивидуализацию.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, , по подгруппам, индивидуальная.
Виды занятий по программе:
– беседы;
– лекции;
– практические занятия;
– коммуникативные игры;
– мастер-классы,
– интерактивные занятия;
– участие в культурно-массовых программах;
– оформление альбомов, экспозиций;
– участие в выставках.
Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей. Большая часть времени занимает творческая самостоятельная работа учащихся (80%).
Для организации учебного процесса используются такие методы как:
методы обучения по характеру деятельности учащихся:
– информационно-рецептивные,
– объяснительно-иллюстративные,
– репродуктивные,
– частично-поисковые;
методы обучения по способу подачи материала, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение и т.д.);
- наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, фотографий, а также наблюдение и т.д.);
- практические (рисование, лепка, выполнение аппликации, изготовление сувениров, выжигание по дереву, роспись по стеклу и др.).
В процессе занятий также используются методы самостоятельной работы. Самостоятельная работа не только закрепляет практические умения и навыки, но и развивает творческую активность.
Цель и задачи программы
Целью является всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей, развитие индивидуальных творческих способностей посредствам полученных умений и навыков в области современных видов декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- расширить знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
- научить умениям и навыкам владения инструментами и материалами;
- освоить простые технологические приемы работы в различных видах декоративно-прикладного творчества;·
- изучить свойства и особенности различных природных и художественных материалов.
- обучить приемам работы с различными материалами;
- обучить приемам самостоятельной разработки поделок;
- обучить приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
Воспитательные:
- воспитать уважительное отношение к результатам труда;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, бережливость, усидчивость, целеустремлённость, терпение;
- воспитать культуру общения, доброе отношение к товарищам, умение работать в коллективе;
- воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.
Мотивационные:
- создать комфортную обстановку, ситуацию успеха у подростка;
- определить дальнейшую жизненную перспективу.
Социально-педагогические:
- создавать условия для самореализации личности в творческой деятельности и социальной адаптации;
- способствовать формированию детского коллектива, в котором у детей формируется опыт совместной коммуникативной и трудовой деятельности, передача опыта друг другу, налаживаются дружеские отношения.
Планируемые результаты
Планируемые результаты по программе соотнесены с задачами и содержанием программы. Обучающиеся к концу обучения должны иметь следующие результаты:
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность
за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, стремление к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию;
Метапредметные:
- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные: в результате прохождения программного материала воспитанники будут знать:
- историю возникновения вида декоративно-прикладного творчества, современное художественно-декоративное искусство;
- основы композиции и цветоведения;
- способы отделки изделия;
- виды и способы выполнения изделий в технике папье-маше;
- технологию изготовления кукол в чулочной технике;
- технику биссероплетения;
- технику плетение из газетных трубочек;
- способы оформления открыток в технике скрапбукинга;
- способы декорирования изделий в различных техниках;
уметь:
- правильно обустроить своё рабочее место, соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- умело использовать и хранить инструменты, расходные материалы, смеси, краски и т.д.;
- самостоятельно выполнять работу от замысла до готового изделия;
- осваивать новые техники, строго соблюдать технологию выполнения работ;
- чётко выполнять основные приёмы плетения из газетных трубочек, биссероплетения, изготовления кукол в чулочной технике, технологию выполнения кофейного топиария, открыток в технике скрапбукинга, технологию изготовление изделий в технике папье-маше.
у них будут развиты:
- образное мышление при создании ярких, выразительных образов;
- воображение, творческая активность, фантазия;
- свободное владение понятийным аппаратом;
- умение анализировать, давать оценку;
- самостоятельность в создании новых оригинальных образов;
будут обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;
- ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;
- потребность в самообразовании, дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области ДПИ;
- самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов
|
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
|
Декоративно-прикладное творчество |
4 |
2 |
2 |
|
1. |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами |
2 |
1 |
1 |
Текущий контроль Зачет по ТБ |
2. |
Современные виды декоративно-прикладного творчества |
2 |
1 |
1 |
Текущий контроль выполнения работы |
|
«Папье - маше» |
10 |
3 |
7 |
|
3. |
Технология выполнения «Папье - маше» |
2 |
1 |
1 |
Текущий контроль выполнения работы |
4. |
Изготовление изделий в технике папье-маше: маска «Карнавальная» |
4 |
1 |
3 |
Текущий контроль выполнения работы |
5. |
Декорирование изделий из папье-маше. |
2 |
1 |
1 |
Текущий контроль выполнения работы |
6. |
Декоративная роспись. |
2 |
|
2 |
Текущий контроль выполнения работы |
|
Капроновая кукла |
10 |
2 |
8 |
|
7. |
Виды кукол в чулочной технике |
2 |
1 |
1 |
Текущий контроль выполнения работы |
8. |
Технология изготовления кукол в чулочной технике |
2 |
1 |
1 |
Текущий контроль выполнения работы |
9. |
Изготовление куклы в чулочной технике |
6 |
|
6 |
Текущий контроль выполнения работы |
|
Бисероплетение |
12 |
2 |
10 |
|
10. |
Бисероплетение. Техники бисероплетения: |
2 |
1 |
1 |
Текущий контроль выполнения работы |
11. |
Техники бисероплетения |
2 |
1 |
1 |
Текущий контроль выполнения работы |
12. |
Творческая работа «Кольца. Браслеты. Бусы» |
4 |
|
4 |
Текущий контроль выполнения работы |
13. |
Выполнение декоративного цветка «Орхидея».
|
4 |
|
4 |
Текущий контроль выполнения работы |
|
Декорирование изделий в различных техниках. |
16 |
4 |
12 |
Текущий контроль выполнения работы |
14. |
Плетение из газетных трубочек. |
2 |
1 |
1 |
Текущий контроль выполнения работы |
15. |
Выполнение изделия из газетных трубочек (шкатулка). |
2 |
|
2 |
Текущий контроль выполнения работы |
16. |
Оформление открыток в технике скрапбукинга. |
2 |
1 |
1 |
Текущий контроль выполнения работы |
17. |
Выполнение открытки «Летят журавли». |
2 |
|
2 |
Текущий контроль выполнения работы |
18. |
Кофейный топиарий. |
2 |
1 |
1 |
Текущий контроль выполнения работы |
19. |
Кофейный топиарий «Парящая чашка». Итоговая аттестация. |
4 |
1 |
3 |
Итоговый контроль |
20. |
Представление проектной работы |
2 |
1 |
1 |
Итоговый контроль |
|
ИТОГО
|
52 |
14 |
38 |
|
Содержание учебного (тематического) плана
№ темы
|
Наименование темы |
Содержание темы |
|
Декоративно-прикладное творчество |
|
1. |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами |
Теория: цели и задачи, структуру курса. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами Практика: информационная анкета, игра «Знакомство». Зачет по ТБ
|
2. |
Современные виды декоративно-прикладного творчества |
Теория: Современные виды декоративно-прикладного творчества Практика: Просматривание иллюстраций с различными видами декоративных работ. |
|
«Папье - маше» |
|
3. |
Технология выполнения «Папье - маше» |
Теория: Знакомство с краткими историческими сведениями о возникновении и развития искусства папье-маше. Знакомство с видами и свойствами бумаги, с бумагой, пригодной для работы в папье-маше. Основные способы и приемы техники папье-маше. Способ скульптурной лепки папье-маше. Знакомство с рецептом приготовления клейстера. Практика: освоение приёмов выполнения изделий в технике папье-маше. |
4. |
Изготовление изделий в технике папье-маше: маска «Карнавальная» |
Теория: Подбор моделей и форм для изготовления папье-маше. Обучение техники маширования. Методы и правила просушки заготовок. Правила хранения папье-маше. Сборка изделий из папье-маше. Практика: Изготовление изделий в технике папье-маше: маска «Карнавальная» |
5. |
Декорирование изделий из папье-маше. |
Теория: Виды и свойства красок, используемые для росписи изделий из папье-маше. Лаки и их свойства. Технология обработки и подготовки к покраске изделий из папье-маше. Декоративные росписи, орнаменты и их применение. Практика: Подготовка поверхности изделий к покраске. |
6. |
Декоративная роспись. |
Практика: Роспись выполненных изделий папье-маше.
|
|
Капроновая кукла |
|
7. |
Виды кукол в чулочной технике |
Теория: История возникновения куклы, виды кукол в чулочной технике. Практика: выполнение эскиза будущей куклы.
|
8. |
Технология изготовления кукол в чулочной технике |
Теория: Материалы и инструменты. Виды швов: «вперед иголку», «назад иголку», шов «через край», петельный шов. Назначение швов и область их применения. Создание образа будущей куклы, выполнение головы куклы, парика. Практика: Создание образа будущей куклы, выкройка деталей. |
9. |
Изготовление куклы в чулочной технике |
Практика: Последовательность стяжки лица куклы. Правила расположения глаз относительно носа. Разные приёмы оформления носа. Разные приёмы оформления ушей, губ. Технология изготовления туловища, рук, ног куклы. Последовательность изготовления стяжки туловища, рук, ног кукол с использованием ручных швов. Технология изготовления волос куклы из пряжи и ткани. Выбор ткани. Раскрой одежды. Пошив одежды куклы и её декорирование. |
|
Бисероплетение |
|
10. |
Бисероплетение. Техники бисероплетения. |
Теория: История возникновения и развития искусства бисероплетения. Термины и понятия в бисероплетении. Материалы и приспособления. Практика: Основные технологические приѐмы работы с материалами |
11. |
Техники бисероплетения |
Теория: Традиционные технологические приемы низания бисером. Плоское плетение на проволоке. Работа со схемами. Практика: Выполнение основных приёмов плетения. |
12. |
Творческая работа «Кольца. Браслеты. Бусы» |
Практика: Изучение схемы плетения. Подбор материала и цветовой гаммы. Выполнение колец, браслетов, бус. |
13. |
Выполнение декоративного цветка «Орхидея». |
Практика: Изучение схемы плетения. Подбор материала и цветовой гаммы. Выполнение остроконечных лепестков. Выполнение полукруглых больших лепестков. Выполнение треугольного лепестка с усиками и маленьких лепестков. Выполнение бутонов. Выполнение листьев. Соединение элементов. Оформление горшка. Посадка в горшок. |
|
Декорирование изделий в различных техниках. |
|
14. |
Плетение из газетных трубочек. |
Теория: Плетение из газет. Технология изготовления газетных трубочек. Виды плетений: веревочкой, переменной этажности, комбинированный, простой, спиральный. Соединение и наращивание трубочек. Практика: Выполнение основных приёмов плетения. |
15. |
Выполнение изделия из газетных трубочек (шкатулка). |
Практика: Выполнение изделия из газетных трубочек (шкатулка). |
16. |
Оформление открыток в технике скрапбукинга. |
Теория: основные направления в технике скрапбукинг. Инструменты и материалы для скрапбукинга. Практика: Создание эскиза изделия. Выполнение элементов.
|
17. |
Выполнение открытки «Летят журавли». |
Практика: Выполнение открытки «Летят журавли» |
18. |
Кофейный топиарий. |
Теория: Знакомство с искусством создания декоративных изделий в технике «Топиарий». Процесс изготовления топиарий, материалы и инструменты. Процесс изготовления топиария из кофейных зерен. Практика: Зарисовка эскиза, подбор материалов. |
19. |
Кофейный топиарий «Парящая чашка». Итоговая аттестация. |
Теория: Итоговое тестирование ЗУН обучающихся. Практика: творческая работа: кофейный топиарий «Парящая чашка» |
20. |
Представление проектной работы
|
Теория: Обобщение пройденного материала по разделу. Практика: Презентация изделия. Награждение лучших обучающихся детского объединения. |
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
«Hand-made мастерская»
на 2022/2023учебный год
№ п/п |
Месяц |
Число/ план |
Число/ факт |
Форма занятия |
Кол.-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
НОЯБРЬ |
16 |
|
Теория Практика |
2 |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
|
23 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Современные виды декоративно-прикладного творчества |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
30 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Технология выполнения «Папье - маше» |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
ДЕКАБРЬ |
07 |
|
Практика |
2 |
Изготовление изделий в технике папье-маше: маска «Карнавальная» |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
|
14 |
|
Практика |
2 |
Изготовление изделий в технике папье-маше: маска «Карнавальная» |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
21 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Декорирование изделий из папье-маше.
|
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
28 |
|
Практика |
2 |
Декоративная роспись. |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
ЯНВАРЬ |
11 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Виды кукол в чулочной технике |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий Зачет по ТБ |
|
18 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Технология изготовления кукол в чулочной технике |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
25 |
|
Практика |
2 |
Изготовление куклы в чулочной технике |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
ФЕВРАЛЬ |
01 |
|
Практика |
2 |
Изготовление куклы в чулочной технике |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
|
08 |
|
Практика |
2 |
Изготовление куклы в чулочной технике |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
15 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Бисероплетение. Техники бисероплетения |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
22
|
|
Теория Практика |
1 1 |
Техники бисероплетения |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
МАРТ |
01 |
|
Практика |
2 |
Творческая работа «Кольца. Браслеты. Бусы» |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
|
15 |
|
Практика |
2 |
Творческая работа «Кольца. Браслеты. Бусы» |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
22 |
|
Практика |
2 |
Выполнение декоративного цветка «Орхидея». |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
29 |
|
Практика |
2 |
Выполнение декоративного цветка «Орхидея». |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
АПРЕЛЬ |
05 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Плетение из газетных трубочек. |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
|
12 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделия из газетных трубочек (шкатулка). |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
19 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Оформление открыток в технике скрапбукинга. |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
26 |
|
Практика |
2 |
Выполнение открытки «Летят журавли» |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
||
1. |
МАЙ |
03 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Кофейный топиарий. |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
2. |
10 |
|
Практика |
2 |
Кофейный топиарий «Парящая чашка» |
МБУ ДО "ЦДО" |
Текущий |
|
3. |
17 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Кофейный топиарий «Парящая чашка». Итоговая аттестация |
МБУ ДО "ЦДО" |
Итоговый |
|
19. |
24 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Представление проектной работы
|
МБУ ДО "ЦДО" |
Итоговый |
Условия реализации программы
Для реализации программы «Волшебный мир ДПИ» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 20 участникам, оборудованный необходимыми техническими средствами (компьютером, проектором, экраном, принтером). Учебная мастерская, которая оборудована всеми необходимыми санитарно-техническими средствами, инструментами и приспособлениями для выполнения декоративно-прикладных работ.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- оборудование учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
- наждачная бумага разной зернистости; ножницы;
- краски;
- кисточки для рисования; кисти для лакирования ;
- лак по дереву;
- копировальная бумага;
- клей, клеевой пистолет;
- цветная и гофрированная бумага, фольга;
- джутовый шпагат;
- элементы декора; сизаль;
- плоскогубцы, круглогубцы, кусачки;
- швейная машина; оверлок;
- технические средства обучения: компьютер, принтер, проектор;
- комплект презентаций;
- комплект наглядных материалов (схемы рисования, фото- и видеоматериалы).
Формы аттестации и контроля
В результате освоения программы происходит развитие личностных качеств, общекультурных и специальных знаний, умений и навыков, расширение опыта творческой деятельности. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
В отслеживание успешности овладения учащимися содержания программы используются следующие методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия учащихся в мероприятиях, активности учащихся на занятиях и т.п.;
- мониторинг.
Проведение мониторинга: входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входящий контроль: проводится с целью выявления способностей обучающихся. Его результаты позволяют определить уровни развития первоначального практического навыка и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе обучения учебного занятия.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью детей и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточный контроль проводится по итогам первого полугодия в конце первого модуля и позволяет проследить динамику развития практического навыка.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года обучения. По его результатам определяется уровень мастерства, которого достигли воспитанники за время обучения. По окончанию каждого раздела программы отслеживаются результаты усвоения полученных знаний, которые проводятся в форме тестирования, зачётного практического задания. На итоговом практическом занятии учащиеся выполняют самостоятельные работы.
Качество приобретённых знаний по освоению данной программы определяется через анализ итогового проекта, итогового тестирования. Одним из критериев результатов обучения является участие в дефиле, показах, массовых мероприятиях, создание учащимися портфолио своих работ.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень(3 балла) – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием
- средний уровень (2 балла) – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 79-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень (1 балл) – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень(3 балла) – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень(2 балла) – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 79-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень(1 балл) - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Программой предусмотрено проведение педагогического диагностирования, позволяющего отследить личностные и метапредметные результаты учащихся.
Мониторинг сформированности личностных результатов
Наименование личностного результата |
Название диагностической методики |
Самоопределение Показатель: самооценка и уровень притязаний |
Методика «Лесенка» В.Г.Щур
|
Смыслообразование Показатель: мотивы учения |
Методика Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой |
Мониторинг сформированности метапредметных результатов
Наименование метапредметного результата |
Название диагностической методики |
Познавательные учебные действия |
Карта мониторинга УУД по Буйловой Л.Н., Кленовой Н.В |
Регулятивные учебные действия |
|
Коммуникативные учебные действия |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Интерактивные методы:
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры);
- практические работы.
Итогом освоения курса является разработка и защита проектного задания на тему «Создание декоративного изделия». Предусмотрена выставка творческих работ.
Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является инструктаж. Выполняя специальные упражнения, обучающиеся приобретают общетрудовые, специальные и профессиональные умения, навыки. С целью повышения эффективности занятий и воспитания интереса к профессиональной деятельности.
Особое место отделено в программе развитию творческого отношения к делу, совершенствованию профессионального мастерства, самообразованию. Этому способствует участие учащихся втворческих выставках.
Использование здоровьесберегающих технологий. Охрану здоровья детей необходимо назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься эффективным трудом, осуществлять свою профессиональную деятельность. В организации и проведения занятия по программе «Узор» учитываются:
- данные мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений педагога;
- особенности возрастного развития воспитанников и использование образовательных методик, соответствующих особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. обучающихся данной возрастной группы;
- возможности создания благоприятного эмоционально-психологического
- климата в группе;
- возможности использования разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Список литературы для педагогов
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005
2. Вешкина, О. Б. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом – М. : АСТ, 2010.
3. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2017.
4. Высоцкая Е. В., Куликович Л. Н. Подарки своими руками. Минск, 20018.
5. Гир А., Фристоун Б. Роспись по стеклу. – М.: Арт-Родник, 2018.
6. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел» Москва, 2005
7. Горнова, Л.В., Бычкова, Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова - Волгоград: Учитель, 2018.
8. Гомозова Ю.Б., «Калейдоскоп чудесных ремесел» Москва, 2018.
9. Горяева Н.А., О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Москва, «Просвещение», 2018.
10. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности.
11. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
12. Дьеркс, Л. Мозаика своими руками: материалы, инструменты, техника и базовые композиции – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000г.
13. Журнал - "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. Количество страниц: 64 стр. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Издательство: Хобби и Ты.
14. Журнал - "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. Количество страниц: 64 стр. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Издательство: Хобби и Ты.
15. Карнавал. Маски. Костюм. / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1995.
16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.:Мозаика-Синтез,2018.
17. Кочеткова Н. В. Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2010.
18. Куликова Л.Г., Л.Ю. Короткова Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки, Москва, издательский Дом МСП 2000.
19. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. М.: ВЛАДОС, 2004.
20. Луговая Т. Б. Первые уроки дизайна, АДТ, 2018.
21. Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009г.
22. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2018. – (Методичка).
23. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003г.
Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.
24. Черныш И. В. Забавные поделки к праздникам. Москва, 2017.
Список литературы для обучающихся
1. Бойко Е.А. Декупаж. 100 лучших идей Е.А. Бойко.- М.:АСТ: Астрель, 2018.
2. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2018.
3. Горяева, Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Москва, «Просвещение», 2018.
4. Кузьмина Т. А., Четина, Е. В. Декоративные бутылки и вазы. Из серии «Своими руками», – Ростов-на-Дону. 2018.
5. Луговая Т. Б. Первые уроки дизайна, АДТ, 2017.
Приложение
КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1-й год обучения
Вопросы
промежуточной аттестации учащихся кружка «Волшебный мир декоративно-прикладного искусства»
Теория.
1. Виды росписи по стеклу
2. Назовите виды красок для росписи по стеклу.
Практка.
Выполнение декоративного украшения технике «Витражная роспись»
Раздел 1. Художественное выжигание
Теория.
1) Выжигание - это
А. один из видов столярных работ
Б. один из видов слесарных работ
В. один из видов декоративной отделки поверхности древесины
Г. один из видов укрепления поверхности древесины
2) Наилучший материал для выжигания:
А. ДСП
Б. ДВП
В. фанера
Г. пластик
3) Перед выжиганием поверхность:
А. шлифуют напильником
Б. шлифуют наждачной бумагой
В. обрабатывают рубанком
Г. полируют
4) Для выжигания подходит древесина деревьев:
А. лиственных пород
Б. хвойных пород
В. кустарников
Г. тропических пород
5) Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью:
А. кальки
Б. ксероксных листов
В. копировальной бумаги
Г. прозрачной бумаги
6) Выжигают рисунок с помощью:
А. паяльника
Б. электровыжигателя
В. электронагревателя
Г. электровыключателя
7) Тонкую линию получают при:
А. при медленном движении пера
Б. при быстром движении пера
В. плавном движении пера
Г. движении пера рывками
8) Толстую линию получают при:
А. плавном движении пера
Б. медленном движении пера
В. быстром движении пера
Г. движении пера рывками
9) Рисунок сначала выжигают:
А. по внутренним линиям
Б. по выпуклым поверхностям
В. по внешнему контуру
Г. по вогнутым поверхностям
10) Каким должен быть цвет пера при выжигании:
А. красный
Б. тёмно-красный
В. тёмно-коричневый
Г. светло-коричневый
Практика.
Презентация декоративного изделия технике «Выжигание»
Раздел 2. Роспись по стеклу и керамике. Витраж.
Теория.
1. Перечислите материалы и инструменты для росписи по стеклу.
2. Перечислите виды красок для росписи по стеклу.
3. Технология росписи по стеклу.
Практика.
Презентация декоративного украшения технике «Витражная роспись»
Вопросы
итоговой аттестации учащихся кружка «Волшебный мир декоративно-прикладного искусства»
Теория.
1. Продолжите «Декупаж» - это
· Вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки;
· Вид творчества с использованием спиц и крючка;
· Вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками, салфетками, декупажными картами.
2. «Декупаж» в переводе с французского языка означает…..
· разрезать;
· плести;
· рисовать;
· вязать.
3. Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж».
· обои;
· салфетка;
· Пленка.
4. Какая краска используется для техники «Декупаж»:
· эмаль;
· акриловая краска;
· акварельная;
· Гуашь.
5. Для чего применяют декупаж:
· украшения одежды;
· игры маленьких детей;
· для декора любых поверхностей.
Практика.
Презентация декоративного украшения технике «Декупаж»
2-й год обучения
Вопросы
промежуточной аттестации учащихся кружка «Волшебный мир декоративно-прикладного искусства»
Теория.
1. Что такое топиарий.
2. Какие материалы используются для изготовления топиарий.
3. Последовательность изготовления изделия.
Практика.
Презентация декоративного украшения технике «Топиарий»
Вопросы
итоговой аттестации учащихся кружка «Волшебный мир декоративно-прикладного искусства»
Теория.
1. Выжигание - это
А. один из видов столярных работ
Б. один из видов слесарных работ
В. один из видов декоративной отделки поверхности древесины
Г. один из видов укрепления поверхности древесины
2. Crop-A-Dile - это
А. крокодил.
Б. ножницы с фигурным лезвием.
В. инструмент для установки маленьких круглых железных штучек.
3. Для чего применяют декупаж:
А. украшения одежды;
Б. игры маленьких детей;
В. для декора любых поверхностей.
4. Shabby Chic - это
А. стиль оформления.
Б. техника искусственного старения.
В. шелковое украшение.
5.Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью:
А. кальки
Б. ксероксных листов
В. копировальной бумаги
Г. прозрачной бумаги
6. Продолжите «Декупаж» - это
А. вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки;
Б. вид творчества с использованием спиц и крючка;
В. вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками, салфетками, декупажными картами.
Практика.
Презентация декоративного изделия свободной технике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.