Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 г. Рузы»
Рассмотрено на заседании методического совета
от « 27 » августа 2019 г.
Протокол № 1
|
Утверждаю: Директор МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы»
_________________ /Чуваева Т. В.. (подпись)
«_30_» августа 2019 года |
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно- эстетической направленности
«Оч. умелые ручки»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 11 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель: Тугушева Елена Ивановна, педагог дополнительного образования |
Руза, 2019
Пояснительная записка
Данная модифицированная программа дополнительного образования (автор Перевезенцева Г. Е.) позволяет учащимся оценить привлекательность такой сферы профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области. Программу следует рассматривать как профессиональную пробу в системе «человек — художественный образ». Его системообразующей идеей является интегративный подход к освоению различных технологий, связанных с художественной обработкой материалов. Художественно-прикладное творчество по своей сути является комплексным процессом, формирующим общеучебные и творческие умения, технологическую грамотность, культуру труда.
Актуальность программы состоит в том, что она представляет связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Программа тесно связана с изучением истории народного творчества и традициями народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную и украшающие интерьер жилища.
Педагогическая целесообразность реализации программы состоит в том, что занятия организованы в систему, которая гармонично развивает умственные и творческие способности обучающихся.
Программа позволяет реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися углубленных знаний в предметной области «Технология». Все ранее приобретенные знания, умения интегрируются в процессе выполнения творческих работ. Это открывает простор и для организации проектной деятельности. Включение родителей в процесс образования посредством мастер – классов позволяет больше общаться с детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия. Деятельность занятий направлена не только на формирование навыков ручного труда, но и на развитие созидательной, творческой личности ребенка.
Отличительной особенностью программы является - модульный принцип построения образовательной программы, реализуется вариативно с применением различных педагогических средств.
Цель программы – развивать творческие способности обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- познакомить учащихся с многообразием способов создания произведений декоративно - прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей: воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия; поддерживать взаимосвязь между занятиями по конструированию и с окружающим миром;
- развивать творческое воображение, художественный вкус;
– поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
– формирование личности на основе знакомства с народными ремёслами;
- развивать внимание и наблюдательность, творческое воображение и фантазию.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, терпения;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
– воспитывать чувство личной ответственности за сделанное изделие;
– воспитывать навыки к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека;
- создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей вне занятий.
Ожидаемые результаты работы:
Решение задач данной программы поможет обучающимся овладеть основными приемами в технике «лоскутопластика», вышивка шелковыми лентами, чулочные куклы, традиционные куклы-обереги, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Развитие мелкой моторики, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Обучающиеся будут знать:
- о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о способах соединения деталей между собой;
- о технике безопасности во время работы с ножницами, с электроутюгом, на швейной машине.
Обучающиеся будут уметь:
- работать различными приемами с тканью, шерстью;
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- создавать индивидуальные работы;
- анализировать, определять соответствие форм, цвета, размеров, местоположения частей.
Форма работы:
Индивидуальные и групповые занятия включают в себя следующие формы: занятие-сотрудничество, занятие беседа, практика. Сквозной линией программы является проектная деятельность учащихся, участие в конкурсах различного уровня.
В подготовку к занятиям включают работу с книжными иллюстрациями, схемами, изображающими последовательность изготовления той или иной модели, поделки.
Методы обучения:
- Словесные (устное изложение, беседа, анализ схемы)
- Наглядные (показ, схематическое изображение, исполнение образца изделия педагогом, наблюдение, работа по образцу)
- Практические (изготовление пособий в различных техниках)
- Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся
- Объяснительно-иллюстративные методы обучения (инструктаж)
- Репродуктивные методы обучения (работа по образцу)
- Частично-поисковые методы обучения (изготовление пособия по технологической карте без показа готового изделия)
- Исследовательские методы обучения (исследование текстуры ткани, создание собственной модели по самостоятельно придуманной схеме).
Условия реализации дополнительной образовательной программы.
Согласно учебного плана МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы» на 2019-2020 учебный год на изучение курса ««Оч. умелые ручки. 5 – 9 кл.» отводится 2 ч в неделю, 68 часов в год. Целесообразно занятия разбить на модули: модуль 1. «Декоративно-прикладное искусство» (сентябрь - декабрь), модуль 2. «Традиции и виды рукоделия» (январь – май). Цель занятий - помочь учащемуся осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка является составной частью занятий, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.
Уровень сложности образовательной программы - стартовый.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- личностно-ориентированный подход;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Техника безопасности |
2
|
2 |
|
|
1.1. |
Игровой тренинг «Давай познакомимся» |
|
1 |
|
наблюдение |
1.2. |
Безопасность труда при работе с ручными инструментами |
|
1 |
|
текущий |
Модуль 1. |
Декоративно-прикладное искусство |
30 |
11 |
19 |
|
1. |
Декоративно-прикладное искусство |
4 |
2 |
2 |
|
1.1 |
Преданье старины глубокой (истоки народного творчества) |
|
1 |
|
наблюдение |
1.2 |
Виды народных промыслов. Экскурсия в краеведческий музей |
|
|
1 |
текущий |
1.3 |
Солярная орнаментика, языческие символы в народном творчестве |
|
1 |
|
текущий |
1.4. |
Древние образы в народном искусстве |
|
|
1 |
текущий |
2. |
Лоскутное шитье (Печворк) |
8 |
3 |
5 |
|
2.1. |
Печворк- лоскутное шитье. Цветовой круг |
|
1 |
|
наблюдение |
2.2. |
Материалы и инструменты. Создание лоскутной картотеки |
|
|
1 |
текущий |
2.3. |
Выполнение орнаментов из модулей. |
|
1 |
|
текущий |
2.4. |
Модуль «колодец», «изба» |
|
|
1 |
текущий |
2.5. |
Творческая работа в лоскутной технике |
|
|
1 |
текущий |
2.6 |
Изделия в лоскутной технике. Декоративное панно |
|
1 |
|
текущий |
2.7 |
Практическая работа: выполнение модульного блока «колодец». Техника безопасности |
|
|
1 |
текущий |
2.8. |
Оформление готового изделия: соединение основы с подкладкой, влажно-тепловая обработка |
|
|
1 |
текущий |
3. |
Волшебные стежки |
10 |
3 |
7 |
|
3.1. |
Материалы и инструменты. Виды стежков. |
|
1 |
|
наблюдение |
3.2. |
Украшающие швы. |
|
|
1 |
текущий |
3.3. |
Гладь. Виды вышивок гладью. |
|
1 |
|
наблюдение |
3.4. |
Вышивка гладью по готовому трафарету |
|
|
1 |
текущий |
3.5. |
Вышивание крестом, полукрестом. |
|
|
1 |
текущий |
3.6. |
Изготовление салфетки с именным вензелем. |
|
|
1 |
текущий |
3.7 |
Вышивка лентами: приемы вышивания. Подбор материалов |
|
1 |
|
текущий |
3.8. |
Вышивка лентами по готовому трафарету |
|
|
1 |
текущий |
3.9. |
Вышивка лентами по собственному эскизу |
|
|
1 |
текущий |
3.10. |
Декорирование вышивкой лентами готового изделия |
|
|
1 |
текущий |
4. |
Русский народный костюм |
8 |
3 |
5 |
|
4.1. |
Историческая и обрядовая среда. |
|
1 |
|
наблюдение |
4.2. |
Русский сказочный и театральный костюм. |
|
1 |
|
наблюдение |
4.3. |
Театральный сказочный костюм в русском народном стиле |
|
|
1 |
текущий |
4.5. |
Подбор ткани, фурнитуры, отделочных материалов |
|
1 |
|
текущий |
4.6. |
Костюмы для театральных постановок |
|
|
1 |
текущий |
4.7. |
Пошив сарафанов и рубах в русском стиле |
|
|
1 |
текущий |
4.8. |
Вторая жизнь старых вещей |
|
|
1 |
текущий |
4.9. |
Вторая жизнь старых вещей |
|
|
1 |
текущий |
Модуль 2. |
Традиции и виды рукоделия |
36 |
12 |
24 |
|
1. |
Кукольный сундучок |
22 |
8 |
14 |
|
1.1. |
Традиционные народные куклы. |
|
1 |
|
наблюдение |
1.2. |
Материалы, инструменты, техника. |
|
1 |
|
наблюдение |
1.3. |
Куклы для малышей. «Зайчик на пальчик» |
|
|
1 |
текущий |
1.4. |
Куклы-столбики. «Столбушка» |
|
1 |
|
текущий |
1.5. |
Изготовление куклы «Столбушки» |
|
|
1 |
текущий |
1.6. |
Игровые куклы. «Ангел», «Птичка», «Колокольчик» |
|
|
1 |
текущий |
1.7. |
Куклы обереги. «Утешница» |
|
|
1 |
текущий |
1.8. |
Изготовление куклы «Домовенка» |
|
|
1 |
текущий |
1.9. |
Чулочная кукла. История и современность |
|
1 |
|
наблюдение |
1.10. |
Выполнение чулочной куклы |
|
|
1 |
текущий |
1.11. |
Игрушки наших бабушек. Кукла «Тильда» |
|
1 |
|
наблюдение |
1.12. |
Определение образа персонажа и эскизная разработка |
|
1 |
|
наблюдение |
1.13. |
Подбор материала. Выполнение выкройки куклы. |
|
1 |
|
текущий |
1.14. |
Раскрой куклы и машинная обработка деталей туловища |
|
|
1 |
текущий |
1.15. |
Набивка туловища, соединение деталей, окрашивание туловища |
|
|
1 |
текущий |
1.16. |
Сушка куклы. Раскрой одежды для куклы |
|
|
1 |
текущий |
1.17. |
Формирование лица куклы. Изготовление парика (волос) |
|
|
1 |
текущий |
1.18. |
Пошив кукольной одежды |
|
|
1 |
текущий |
1.19. |
Формирование образа персонажа |
|
|
1 |
текущий |
1.20. |
Изготовление аксессуаров для персонажа |
|
|
1 |
текущий |
1.21. |
Чердачные коты: выполнение выкройки и раскрой |
|
1 |
|
текущий |
1.22. |
Пошив, набивка. Создание образа персонажа |
|
|
1 |
текущий |
2. |
Шерстяная акварель |
7 |
1 |
6 |
|
2.1. |
Фелтинг - история и современность |
|
1 |
|
наблюдение |
2.2. |
Творческие работы в технике шерстяная акварель |
|
|
1 |
текущий |
2.3. |
Времена года: пейзаж «Лето. Луговые цветы» |
|
|
1 |
текущий |
2.4. |
Времена года: натюрморт «Тюльпаны в вазе» |
|
|
1 |
текущий |
2.5. |
«Белеет парус» натюрморт |
|
|
1 |
текущий |
2.6. |
«Подсолнухи», «Маки» |
|
|
1 |
текущий |
2.7. |
Цветочные фантазии, творческая работа |
|
|
1 |
текущий |
3. |
Подарки своими руками. |
7 |
3 |
4 |
текущий |
3.1. |
Подарки своими руками. |
|
1 |
|
наблюдение |
3.2. |
Открытки. Техника скрапбуккинг. Основные приемы. |
|
|
1 |
текущий |
3.3. |
Квиллинг. История квиллинга. Основные приемы. Выполнение образцов. |
|
1 |
|
наблюдение |
3.4. |
Изготовление цветовой композиции в технике квиллинга. |
|
|
1 |
текущий |
3.5. |
Изготовление поздравительных открыток. |
|
1 |
|
текущий |
3.6. |
Изготовление подарочных сувениров. |
|
|
1 |
текущий |
3.7. |
Проект «Мой подарок», «Моя любимая кукла», «Театральный костюм» |
|
|
1 |
текущий |
|
Итого: |
68 |
25 |
43 |
|
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности (2 часа)
Тема 1.1. |
Игровой тренинг «Давай познакомимся». |
Теория: обучить учащихся путем практических действий, определять разницу между видами ткани ее применения для конкретной творческой работы. Практика: исследовательская работа по изучению волокнистого состава материалов и их свойств «Лоскуток, лоскуток, а я тебя знаю». В результате учащиеся узнают о современных материалах, об их применении в текстиле. |
|
Тема 1.2. |
Безопасность труда при работе с ручными инструментами |
Теория: организация рабочего места с учетом правил безопасного труда, соблюдения правил по технике безопасности, оказания первой медицинской помощи, а также как избежать травматизма. |
Модуль 1. Декоративно-прикладное искусство
Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство
Тема 1.1 |
Преданье старины глубокой (истоки народного творчества) |
Теория: Знакомство с культурными традициями. Рассказать об истоках декоративно-прикладного искусства, традиционных и современных видах. Цель занятия – развитие творческого интереса к народному творчеству. |
|
Тема 1.2. |
Виды народных промыслов. Экскурсия в краеведческий музей |
Практика: Знакомство с творчеством народных умельцев своего города. Цель экскурсии - изучить лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. |
|
Тема 1.3. |
Солярная орнаментика, языческие символы в народном творчестве |
Теория: Сформировать у школьников представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, передающихся от поколения к поколению, и чем шире ребята буту изучать исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжат творческие традиции своего народа. Цель занятия предоставить возможность ребенку реализовать себя в творчестве. |
|
Тема 1.4. |
Древние образы в народном искусстве |
Практика: приёмы украшения праздничной одежды в старину, изготовление сувениров к праздникам. На занятиях происходит привитие учащимся уважения к труду и творчеству, что позволяет им использовать в своей работе все самое лучшее из опыта прошлых поколений |
Раздел 2. Лоскутное шитье (Печворк)
Тема 2.1. |
Печворк - лоскутное шитье. Цветовой круг |
Теория: Беседа: Традиции и виды данного рукоделия их роль в создании современного интерьера, формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий. Виды, правила и средства композиции |
|
Тема 2.2. |
Материалы и инструменты. Создание лоскутной картотеки |
Практика: выполнение картотеки из лоскутов для подбора цветовой гаммы. Актуализация знаний по изучаемой теме. Мотивация обучающихся на выполнение проекта в лоскутной технике и обоснование практической и социальной значимости. |
|
Тема 2.3. |
Выполнение орнаментов из модулей. |
Теория: Объяснить учащимся о цветовых сочетаниях в орнаменте. Продемонстрировать выполнение орнаментальной композиции для изделий из лоскутов. Предложить ребятам самим выбрать технику лоскутного шитья и изготовить шаблоны. Цель занятия – сформировать навыки самостоятельности. |
|
Тема 2.4. |
Модуль «колодец», «изба» |
Практика: выполнение блока по предложенному образцу. На данном занятии учащиеся отрабатывают ранее полученные навыки работы на швейной машине, с соблюдением правил безопасной работы. |
|
Тема 2.5. |
Творческая работа в лоскутной технике |
Практика: самостоятельная работа по выполнению изделий в лоскутной технике в ходе, которой происходит формирование самостоятельности, актуализация творческих способностей ребенка. |
|
Тема 2.6 |
Изделия в лоскутной технике. Декоративное панно |
Теория: систематизация изучаемого материала, работа по установленному алгоритму. Выполнять обработку изделия обтачным швом. Повторить технику безопасности. Цель занятия - осуществление самоконтроля своей деятельности |
|
Тема 2.7 |
Практическая работа: выполнение модульного блока «колодец». Техника безопасности |
Практика: Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Работают как индивидуально, так и в группах. Занятие проходит в форме сотрудничества, где учитель выступает в роли консультанта. Работая в группах, ребята учатся умению высказывать свое мнение и выслушивать критику. |
|
Тема 2.8. |
Оформление готового изделия: соединение основы с подкладкой, влажно-тепловая обработка |
Практика: Завершающее занятие по данному разделу. Учащихся приобрели умения к осуществлению контрольной функции - контроль и самоконтроль, умение ими оперировать. Завершение работы над изделием. Выявление и анализ затруднений. Консультирование учащихся. |
Раздел 3. Волшебные стежки
Тема 3.1. |
Материалы и инструменты. Виды стежков. |
Теория: выполнение новых технологических операций, анализ допущенных ошибок. Учащиеся должны строго выполнять правила работы с колющими и режущими инструментами. |
|
Тема 3.2. |
Украшающие швы. |
Практика: выполнение украшающих строчек по намеченным линиям. Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику вышивки. |
|
Тема 3.3. |
Гладь. Виды вышивок гладью. |
Теория: продемонстрировать учащимся выполнение техники вышивки гладью. Ребята выполняют виды вышивок гладью. Учатся понимать композиционное построение узоров. |
|
Тема 3.4. |
Вышивка гладью по готовому трафарету |
Практика: выполнение вышивки по готовому трафарету, работа требует точности и усидчивости. Результат данной работы – участие в конкурсах и выставках. |
|
Тема 3.5. |
Вышивание крестом, полукрестом. |
Практика: учащиеся учатся подбирать нитки и цветовые сочетания, разрабатывать узор, изготовлять образцы узоров и салфетки, обсуждать наиболее удачные работы. Выполняют основные приемы вышивки крестом. Учатся понимать значимость символики вышивки крестом с учетом народных традиций. |
|
Тема 3.6. |
Изготовление салфетки с именным вензелем. |
Практика: выполнение творческой работы по собственному эскизу. Консультирование учащихся |
|
Тема 3.7 |
Вышивка лентами: приемы вышивания. Подбор материалов |
Теория: научить учащихся самостоятельности работать по установленному алгоритму, отрабатывая приемы вышивки лентами по собственному эскизу. Консультирование учащихся |
|
Тема 3.8. |
Вышивка лентами по готовому трафарету |
Практика: выполнение творческой работы по готовому трафарету, учатся аккуратности, усидчивости. Тему творческой работы учащиеся выбирают по желанию. Завершение работы над изделием. Выявление и анализ затруднений. Консультирование учащихся. |
|
Тема 3.9. |
Вышивка лентами по собственному эскизу |
Практика: учащиеся выполняют эскиз и приобретают навыки самостоятельности работать по установленному алгоритму, отрабатывая приемы вышивки лентами по собственному эскизу. Консультирование учащихся |
|
Тема 3.10. |
Декорирование вышивкой лентами готового изделия |
Теория: объяснение нового материала - кастомайзинг - перекрой и декорирование вещей, способ выделиться из толпы и подчеркнуть свою индивидуальность переделкой старой вещи в новую, стильную. Практика: На данном занятии обучающиеся приобретают навыки декорирования готовой одежды. Выявление и анализ затруднений. Консультирование учащихся. |
Раздел 4. Русский народный костюм
Тема 4.1. |
Историческая и обрядовая среда |
Теория: занятие способствует представлению учащихся о жизни русского народа. Изучают основы композиции, используя приобретенные навыки составить целостный художественный образ русского народного костюма. Воспитание интереса и уважения к мастерам народных промыслов. |
|
Тема 4.1. |
Русский сказочный и театральный костюм |
Теория: на занятии происходит проявление познавательных интересов и творческой активности учащихся при изучении русского сказочного и театрального костюма. |
|
Тема 4.1. |
Театральный сказочный костюм в русском народном стиле |
Теория: Разработка эскизов и моделей театральных костюмов с учетом особенностей сказочного стиля. |
|
Тема 4.1. |
Подбор ткани, фурнитуры, отделочных материалов |
Практика: учащиеся учатся подбирать материал и фурнитуру в соответствии с образом костюма |
|
Тема 4.1. |
Костюмы для театральных постановок |
Практика: Зарисовка эскиза, построение конструкции, моделирование, изготовление выкройки |
|
Тема 4.1. |
Пошив сарафанов и рубах в русском стиле |
Практика: раскрой и пошив костюмов для новогодних театрализованных постановок |
|
Тема 4.1. |
Вторая жизнь старых вещей |
Практика: кастомайзинг – переделка современного вечернего платья при помощи декоративных элементов |
|
Тема 4.1. |
Вторая жизнь старых вещей |
Практика: кастомайзинг – переделка современной мужской сорочки при помощи декоративных элементов с частичным перекроем |
Модуль 2. Традиции и виды рукоделия
Раздел 1. Кукольный сундучок
Тема 1.1. |
Традиционные народные куклы. |
Теория: Беседа. Традиционные русские народные куклы. Развитие цветового восприятия, самостоятельности. |
|
Тема 1.2. |
Материалы, инструменты, техника. |
Теория: Подбор материала. Изучение этапов работы. Соблюдение правил техники безопасности при работе. |
|
Тема 1.3. |
Куклы для малышей. «Зайчик на пальчик» |
Практика: Отработка навыков выполнения новых технологических операций. Развитие глазомера и умение работать с лоскутом. |
|
Тема 1.4. |
Куклы-столбики. «Столбушка» |
Теория: Понятие основы столбика.. Подбор цветовой гаммы и тканевой фактуры. |
|
Тема 1.5. |
Изготовление куклы «Столбушки» |
Практика: Отработка практических навыков техники кручения ткани нитками |
|
Тема 1.6. |
Игровые куклы. «Ангел», «Птичка», «Колокольчик» |
Практика: Подбор лоскутов ткани соответствующих по цвету, фактуре, качеству. |
|
Тема 1.7. |
Куклы обереги. «Утешница» |
Практика: Работа в группе, учащиеся изготавливают «Утешница» |
|
Тема 1.8. |
Изготовление куклы «Домовенка» |
Практика: Формирование представлений об укладке жизни русского народа, традициях, поверьях. Привитие навыков театрализации, артистизма, перевоплощения. |
|
Тема 1.9. |
Чулочная кукла. История и современность |
Теория: Приобщение к культуре, традициям, истории. Развитие стремления к творчеству, а куклы из колготок сделанные своими руками – отличная идея для реализации любого творческого проекта |
|
Тема 1.10. |
Выполнение чулочной куклы |
Практика: работа по технологическим картам или по образцу. Консультирование учащихся. |
|
Тема 1.11. |
Игрушки наших бабушек. Кукла «Тильда» |
Теория: Беседа. История шитых кукол «Тильда». |
|
Тема 1.12. |
Определение образа персонажа и эскизная разработка |
Теория: создание образ персонажа, находить аналогию со сказочными или литературными героями, выполнение эскиза. Обсуждение наиболее удачных работ. |
|
Тема 1.13. |
Подбор материала. Выполнение выкройки куклы. |
Теория: выбора материала, из которого будет сшито тело куклы (белая бязь). Изготовление выкройки частей тела куклы. Консультирование учащихся |
|
Тема 1.14. |
Раскрой куклы и машинная обработка деталей туловища |
Практика: раскрой, сшивание и последовательность обработки деталей тела (Детали сшиваем так, чтобы осталось в каждой небольшое отверстие для набивки). Консультирование учащихся |
|
Тема 1.15. |
Набивка туловища, соединение деталей, окрашивание туловища |
Практика: Набивка и окрашивание туловища. Консультирование учащихся. |
|
Тема 1.16. |
Сушка куклы. Раскрой одежды для куклы |
Практика: Выполнение раскройных работ, оценка и самооценка своей деятельности. |
|
Тема 1.17. |
Формирование лица куклы. Изготовление парика (волос) |
Практика: Подбор материала для парика и его изготовление Консультирование учащихся. |
|
Тема 1.18. |
Пошив кукольной одежды |
Практика: работа по заданному образцу, пошива и последовательности обработки одежды для куклы. Консультирование учащихся. |
|
Тема 1.19. |
Формирование образа персонажа |
Практика: находить аналогию со сказочными или литературными героями и в соответствии с этим формируется образ персонажа |
|
Тема 1.20. |
Изготовление аксессуаров для персонажа |
Практика: Завершение работы над изделием. Выявление и анализ затруднений. Консультирование учащихся. |
|
Тема 1.21. |
Чердачные коты: выполнение выкройки и раскрой |
Теория: беседа о создании чердачной игрушки, имеющей свои особенности изготовления. Изготовление выкройки и раскрой будущего изделия |
|
Тема 1.22. |
Пошив, набивка. Создание образа персонажа |
Практика: пошив и набивка куклы, окрашивание с помощью смеси кофе и корицы, сушка в духовке. Создание образа с помощью смеси гуашевых красок и клея ПВА, запекание изделий в духовке. Наблюдение и консультирование |
Раздел 2. Шерстяная акварель
Тема 2.1. |
Фелтинг - история и современность |
Теория: Беседа: Традиции и виды рукоделия их роль в создании современного интерьера, формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий. Виды, правила и средства композиции |
|
Тема 2.2. |
Творческие работы в технике шерстяная акварель |
Практика: Подбор цветовой гаммы, формирование умений вытягивания нитей, создания округлых деталей, смешивания шерсти. |
|
Тема 2.3. |
Времена года: пейзаж «Лето. Луговые цветы» |
Практика: выкладка полупрозрачной шерсти на картину (Паутинка) для создания объема, теней или других эффектов на картине. Выполнение панно |
|
Тема 2.4. |
Времена года: натюрморт «Тюльпаны в вазе» |
Практика: выполнение четкого по форме предмета округлой формы, для создания плоских округлых деталей. Выполнение панно по образцу |
|
Тема 2.5. |
«Белеет парус» натюрморт |
Практика: скручивания жгутиков для создания тонкой четкой линии или контура рисунка. Выполнение картины по образцу |
|
Тема 2.6. |
«Подсолнухи», «Маки» |
Практика: вытягивания шерсти для выкладки фона, а также крупных и длинных объектов. Выполнение картины |
|
Тема 2.7. |
Цветочные фантазии, творческая работа |
Практика: Самостоятельная творческая работа по собственному эскизу |
Раздел 3. Подарки своими руками
Тема 3.1. |
Подарки своими руками. |
Теория: Обсуждение способов изготовления подарка. Определение этапов работы и их последовательность. Умение создавать и дарить подарки. |
|
Тема 3.2. |
Открытки. Техника скрапбуккинг. Основные приемы. |
Практика: Подбор материалов. Изготовление открытки. |
|
Тема 3.3. |
Квиллинг. История квиллинга. Основные приемы. Выполнение образцов. |
Теория: Беседа. История создания техники квиллинга. Отработка навыков кручения бумаги. Знание и применение правил техники безопасности при работе. |
|
Тема 3.4. |
Изготовление цветовой композиции в технике квиллинга. |
Практика: использование в практической работе цветовые композиции, символики цвета и сочетаемости цветовой гаммы. |
|
Тема 3.5. |
Изготовление поздравительных открыток. |
Практика: Работа в группе. Используя приобретенные навыки создать подарочный сувенир |
|
Тема 3.6. |
Изготовление подарочных сувениров. |
Практика: Использование выразительных возможностей декоративно-прикладного искусства, символика цвета и сочетаемость цветовой гаммы |
|
Тема 3.7. |
Проект «Мой подарок», «Моя любимая кукла», «Театральный костюм» |
Практика: Выбор темы творческого проекта. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Выбор лучшего варианта решения проблемы. Подготовка и презентация проекта. |
Материально-техническое обеспечение
Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данный курс предусматривает использование следующего дидактико-технологического оснащения:
Средства, реализуемые с помощью компьютера:
– библиотека изображений (фотографии, иллюстрации, лучшие эскизы учащихся, работы бывших учеников); слайд-лекции по ключевым темам программы; редакторы текста, презентаций.
Средства, реализуемые с помощью малой механизации:
- Швейная машина (должна иметь отлаженную строчку и плавный ход).
- Утюг
Для работы также понадобятся ножницы канцелярские и портновские, иголки, булавки (большое количество), линейки, угольники, карандаш или фломастер по ткани, мелки портновские, акриловые краски и краски по ткани, хлопчатобумажные или армированные нитки № 40 – 60, шерсть для валяния.
Основной материал - хлопчатобумажные ткани всех видов, желательно слабосадящиеся при влажной обработке и прочно окрашенные. Можно применять и другие материалы, но они имеют существенные недостатки: лен малоэластичен и дорог, шерстяные и шелковые ткани трудны в обработке, кроме того, шерсть сильно деформируется в готовом изделии, и т.д. Используются остатки и обрезки тканей, лоскуты от старых или ненужных предметов одежды.
С первого занятия с учащимися проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с ручными инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.
Серия книг по декоративно-прикладному творчеству
Для педагога:
1. Занятия по прикладному искусству. 5 – 7 классы/ авт.-сост. Е. А. Гурбина – В.: Учитель, 2009 – 122 с.: ил.;
1. Кузьмина М., Максимова М. /«Лоскутики», М.: «ЭКСМО – Пресс», 2002.
2. Кузьмина М., Максимова М. / «Лоскутики», М.: «ЭКСМО – Пресс», 2007.
3. Маркелова О. Н. / «Технология рукоделия – краткая энциклопедия вышивки». - «Учитель»:В – 2008.- с ил.+ вкл.
4. Серия книг «Лоскутное шитье»/авт. Регина Бюлер /2009-2012/М.: ЗАО «Мир Книги Ритейл»
5. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута)/учебно-методическое пособие для учителя, издание второе, доработанное /авт. Нагель О. И. – М.: Школьная Пресса, 2004
Для обучающихся и их родителей:
1. Андреева А. Ю./ Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг.- СПб.: «Паритет», 2011. – 136 с., ил.
2. Дафтер Х. /Учимся вышивать шелковыми лентами (Мастер-класс: волшебная игла) – М: Центрполиграф, 2009 – 94с.
3. Котова И.Н., Котова А.С. /Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: «Паритет», 2010.-240 с.: ил + вкл.
4. Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров/авт.-сост. Л. В. Загребаева – Мн: Миринда, 2002 – 224с. (Ваш досуг).
5. Лоскутное шитье /сост. Хворостухина С. А. – М: ООО ТА изд-во Мир книги, 2011 – 256 с.
6. Печворк. Орнаменты и изделия/ авт. Дроздова О. Е. – М: «Мода и рукоделие», 2001 – 64 с.
Интернет источники:
http://www.evna.by/post/poshiv-igrushki-tildy-89
https://1igolka.com/rukodelie/kartinyi-iz-shersti
https://www.svoimi-rukamy.com/kukli_kolgotok_master_klass.html
http://doit-yourself.ru
http://www.vsehobby.ru
http://hmhome.ru/
http://fb.ru/article/185626/cherdachnaya-igrushka-istoriya-foto-cherdachnaya-igrushka-kot
Утверждаю: Директор МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы»
_________________ /Чуваева Т. В.. (подпись)
«_30_» августа 2019 года |
Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа
«Оч. умелые ручки»
(стартовый уровень)
Год обучения: 1
Группа: 1
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятий |
Место проведения |
Форма контроля |
|
сентябрь |
06 |
14.05- 14.50 |
игра |
1 |
Игровой тренинг «Давай познакомимся» |
Кабинет технологии № 20 |
|
|
|
сентябрь |
06 |
15.05- 15.50 |
беседа |
1 |
Безопасность труда при работе с ручными инструментами |
наблюдение |
|
||
Модуль 1. – Декоративно-прикладное искусство 30 часов |
|
||||||||
|
Декоративно-прикладное искусство – 4 часа |
|
|||||||
сентябрь |
13 |
14.05- 14.50 |
Беседа |
1 |
Преданье старины глубокой (истоки народного творчества) |
Рузский краеведческий музей |
|
|
|
сентябрь |
13 |
15.05- 15.50 |
экскурсия |
1 |
Виды народных промыслов. Экскурсия в краеведческий музей |
текущий |
|
||
сентябрь |
20 |
14.05- 14.50 |
Лекция |
1 |
Солярная орнаментика, языческие символы в народном творчестве |
Кабинет технологии № 20 |
|
|
|
сентябрь |
20 |
15.05- 15.50 |
практика |
1 |
Древние образы в народном искусстве |
текущий |
|
||
Лоскутное шитье (Печворк) - 8 часов |
|
||||||||
сентябрь |
27 |
14.05- 14.50 |
лекция |
1 |
Печворк- лоскутное шитье. Цветовой круг |
Кабинет технологии № 20 |
|
|
|
сентябрь |
27 |
15.05- 15.50 |
практика |
1 |
Материалы и инструменты. Создание лоскутной картотеки |
текущий |
|
||
октябрь |
04 |
14.05- 14.50 |
практика |
1 |
Выполнение орнаментов из модулей. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
октябрь |
04 |
15.05- 15.50 |
объяснение |
1 |
Модуль «колодец», «изба» |
текущий |
|
||
октябрь |
11 |
14.05- 14.50 |
Инд.- груп. |
1 |
Творческая работа в лоскутной технике |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
октябрь |
11 |
15.05- 15.50 |
практика |
1 |
Изделия в лоскутной технике. Декоративное панно |
текущий |
|
||
октябрь |
18 |
14.05- 14.50 |
объяснение |
1 |
Практическая работа: выполнение модульного блока «колодец». Техника безопасности |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
октябрь |
18 |
15.05- 15.50 |
практика |
1 |
Оформление готового изделия: соединение основы с подкладкой, влажно-тепловая обработка |
текущий |
|
||
|
Волшебные стежки - 10 часов |
|
|||||||
октябрь |
25 |
14.05- 14.50 |
беседа |
1 |
Материалы и инструменты. Виды стежков. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
октябрь |
25 |
15.05- 15.50 |
практика |
1 |
Украшающие швы. |
текущий |
|
||
ноябрь |
08 |
14.05- 14.50 |
объяснение |
1 |
Гладь. Виды вышивок гладью. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
ноябрь |
08 |
15.05- 15.50 |
практика |
1 |
Вышивка гладью по готовому трафарету |
текущий |
|
||
ноябрь |
15 |
14.05- 14.50 |
демонстрация |
1 |
Вышивание крестом, полукрестом. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
ноябрь |
15 |
15.05- 15.50 |
практика |
1 |
Изготовление салфетки с именным вензелем. |
текущий |
|
||
ноябрь |
22 |
14.05- 14.50 |
демонстрация |
1 |
Вышивка лентами: приемы вышивания. Подбор материалов |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
ноябрь |
22 |
15.05- 15.50 |
практика |
1 |
Вышивка лентами по готовому трафарету |
текущий |
|
||
ноябрь |
29 |
14.05- 14.50 |
практика |
1 |
Вышивка лентами по собственному эскизу |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
ноябрь |
29 |
15.05- 15.50 |
практика |
1 |
Декорирование вышивкой лентами готового изделия |
текущий |
|
||
|
Русский народный костюм – 8 часов |
|
|||||||
декабрь |
06 |
14.05- 14.50 |
Беседа |
1 |
Историческая и обрядовая среда. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
декабрь |
06 |
15.05- 15.50 |
Просмотр фильма |
1 |
Русский сказочный и театральный костюм. |
текущий |
|
||
декабрь |
13 |
14.05- 14.50 |
Инд.-груп. |
1 |
Театральный сказочный костюм в русском народном стиле |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
декабрь |
13 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Подбор ткани, фурнитуры, отделочных материалов |
текущий |
|
||
декабрь |
20 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
Костюмы для театральных постановок |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
декабрь |
20 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Пошив сарафанов и рубах в русском стиле |
текущий |
|
||
декабрь |
27 |
14.05- 14.50 |
Инд.-груп. |
1 |
Вторая жизнь старых вещей |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
декабрь |
27 |
15.05- 15.50 |
Инд.-груп. |
1 |
Вторая жизнь старых вещей |
текущий |
|
||
Модуль 2. Традиции и виды рукоделия – 36 часов |
|
||||||||
|
Кукольный сундучок – 22 часа |
|
|||||||
Январь |
10 |
14.05- 14.50 |
Беседа |
1 |
Традиционные народные куклы. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Январь |
10 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Материалы, инструменты, техника. |
текущий |
|
||
Январь |
17 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
Куклы для малышей. «Зайчик на пальчик» |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Январь |
17 |
15.05- 15.50 |
демонстрация |
1 |
Куклы-столбики. «Столбушка» |
текущий |
|
||
Январь |
24 |
14.05- 14.50 |
практика |
1 |
Изготовление куклы «Столбушки» |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Январь |
24 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Игровые куклы. «Ангел», «Птичка», «Колокольчик» |
текущий |
|
||
Январь |
31 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
Куклы обереги. «Утешница» |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Январь |
31 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Изготовление куклы «Домовенка» |
текущий |
|
||
Февраль |
07 |
14.05- 14.50 |
Мастер-класс |
1 |
Чулочная кукла. История и современность |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Февраль |
07 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Выполнение чулочной куклы |
текущий |
|
||
Февраль |
14 |
14.05- 14.50 |
объяснение |
1 |
Игрушки наших бабушек. Кукла «Тильда» |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Февраль |
14 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Определение образа персонажа и эскизная разработка |
текущий |
|
||
Февраль |
21 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
Подбор материала. Выполнение выкройки куклы. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Февраль |
21 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Раскрой куклы и машинная обработка деталей туловища |
текущий |
|
||
Февраль |
28 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
Набивка туловища, соединение деталей, окрашивание туловища |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Февраль |
28 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Сушка куклы. Раскрой одежды для куклы |
текущий |
|
||
Март |
06 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
Формирование лица куклы. Изготовление парика (волос) |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Март |
06 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Пошив кукольной одежды |
текущий |
|
||
Март |
13 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
Формирование образа персонажа |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Март |
13 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Изготовление аксессуаров для персонажа |
текущий |
|
||
53. |
Март |
20 |
14.05- 14.50 |
демонстрация |
1 |
Чердачные коты: выполнение выкройки и раскрой |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
54. |
Март |
20 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Пошив, набивка. Создание образа персонажа |
текущий |
|
|
|
|
|
Шерстяная акварель – 7 часов |
|
|
|
|||
55. 0 |
Апрель |
03 |
14.05- 14.50 |
объяснение |
1 |
Фелтинг - история и современность |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
Апрель |
03 |
15.05- 15.50 |
Мастер-класс |
1 |
Творческие работы в технике шерстяная акварель |
текущий |
|
||
Апрель |
10 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
Времена года: пейзаж «Лето. Луговые цветы» |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Апрель |
10 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Времена года: натюрморт «Тюльпаны в вазе» |
текущий |
|
||
Апрель |
17 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
«Белеет парус» натюрморт |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Апрель |
17 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
«Подсолнухи», Маки» |
текущий |
|
||
Апрель |
24 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
Цветочные фантазии, творческая работа |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
|
Подарки своими руками. 7 часов |
15.05- 15.50 |
|||||||
Апрель |
24 |
15.05- 15.50 |
объяснение |
1 |
Подарки своими руками. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Май |
08 |
14.05- 14.50 |
Мастер-класс |
1 |
Открытки. Техника скрапбуккинг. Основные приемы. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Май |
08 |
15.05- 15.50 |
демонстрация |
1 |
Квиллинг. История квиллинга. Основные приемы. Выполнение образцов. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Май |
15 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
Изготовление цветовой композиции в технике квиллинга. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Май |
15 |
15.05- 15.50 |
Практика |
1 |
Изготовление поздравительных открыток. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
Май |
22 |
14.05- 14.50 |
Практика |
1 |
Изготовление подарочных сувениров. |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
|
68. |
Май |
22 |
15.05- 15.50 |
Защита проектов |
1 |
Проект «Мой подарок», «Моя любимая кукла», «Театральный костюм» |
Кабинет технологии № 20 |
текущий |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.