Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Оч. умелые ручки»(стартовый уровень)
Оценка 4.7

Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Оч. умелые ручки»(стартовый уровень)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
технология
7 кл—8 кл
15.01.2023
Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Оч. умелые ручки»(стартовый уровень)
Модифицированная программа дополнительного образования позволяет реализовать принцип личностной ориентации образовательного про-цесса через определение условий, способствующих достижению учащимися углубленных знаний в предметной области «Технология». Все ранее приобретенные знания, умения интегрируются в процессе выполнения творческих работ. Это открывает простор и для организации проектной деятельности. Включение родителей в процесс образования посредством мастер – классов позволяет больше общаться с детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия.
Доп. Оч. умелые ручки 5 - 9 клсс. 2019-2020.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г. Рузы»

 

Рассмотрено на заседании 

методического совета

 

от  « 27 »   августа   2019 г.

 

Протокол   № 1

 

 

 

Утверждаю:

Директор  МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы»

 

_________________     /Чуваева Т. В..                 (подпись)

 

«_30_»         августа        2019 года


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно- эстетической направленности

«Оч. умелые ручки»

(стартовый уровень)

 

Возраст обучающихся: 11 – 15 лет

Срок реализации: 1 год

 

          

 

 

 

 

 

Автор - составитель:

Тугушева Елена Ивановна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

Руза, 2019

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная модифицированная программа дополнительного образования (автор Перевезенцева Г. Е.)  позволяет учащимся оценить привлекательность такой сферы професси­ональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области. Программу следует рассматривать как профессиональную пробу в системе «человек — художественный образ». Его системо­образующей идеей является интегративный подход к ос­воению различных технологий, связанных с художествен­ной обработкой материалов. Художественно-прикладное творчество по своей сути является комплексным процессом, формирующим общеучеб­ные и творческие умения, технологическую грамотность, культуру труда.

Актуальность программы  состоит в том, что она представляет связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Программа тесно связана с изучением истории народного творчества  и традициями народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную и украшающие интерьер жилища.

Педагогическая целесообразность реализации программы состоит в том, что занятия организованы в систему, которая гармонично развивает умственные и творческие способности обучающихся. 

Программа позволяет реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися углубленных знаний в предметной области «Технология». Все ранее приобретенные знания, умения интегриру­ются в процессе выполнения творческих работ. Это открывает простор и для организации проектной деятельности. Включение родителей в процесс образования  посредством мастер – классов позволяет больше общаться с детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия. Деятельность занятий направлена не только на формирование навыков ручного труда, но и на развитие созидательной, творческой личности ребенка.

Отличительной особенностью программы является - модульный принцип построения образовательной программы, реализуется вариативно с применением различных педагогических средств.

Цель программы – развивать творческие способности обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.

Задачи программы:

Обучающие:

-     формировать умения следовать устным инструкциям;

-     обогащать словарь ребенка специальными терминами;

-     познакомить учащихся с многообразием способов создания произведений декоративно - прикладного искусства.

Развивающие:

-     развивать познавательную активность детей: воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия; поддерживать взаимосвязь между занятиями по конструированию и с окружающим миром;

-     развивать творческое воображение, художественный вкус;

 поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;

формирование личности на основе знакомства с народными  ремёслами;

-     развивать внимание и наблюдательность, творческое воображение и фантазию.

Воспитательные:

-      воспитание трудолюбия, терпения;

-     воспитывать аккуратность, усидчивость;

 воспитывать чувство личной ответственности за сделанное изделие;

воспитывать навыки к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека;

-     создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей вне занятий.

Ожидаемые результаты работы:

    Решение задач данной программы поможет обучающимся овладеть основными приемами в технике «лоскутопластика»,  вышивка шелковыми лентами, чулочные куклы, традиционные куклы-обереги, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Развитие мелкой моторики, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Обучающиеся будут знать:

-        о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;

-        о свойствах и качествах различных материалов;

-        о способах соединения деталей между собой;

-        о технике безопасности во время работы с ножницами, с электроутюгом, на швейной машине.

Обучающиеся будут уметь:

-        работать различными приемами с тканью, шерстью;

-        планировать свою работу;

-        договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

-        создавать индивидуальные работы;

-        анализировать, определять соответствие форм, цвета, размеров, местоположения частей.

Форма работы:

Индивидуальные и групповые занятия включают в себя следующие формы: занятие-сотрудничество,  занятие беседа, практика. Сквозной линией программы  является проектная деятельность учащихся, участие в конкурсах различного уровня.

В подготовку к занятиям включают работу с книжными иллюстрациями, схемами, изображающими последовательность изготовления той или иной модели, поделки.

Методы обучения:

-     Словесные (устное изложение, беседа, анализ схемы)

-     Наглядные (показ, схематическое изображение, исполнение образца изделия педагогом, наблюдение, работа по образцу)

-     Практические (изготовление пособий в различных  техниках)

-     Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся

-     Объяснительно-иллюстративные методы обучения (инструктаж)

-     Репродуктивные методы обучения (работа по образцу)

-     Частично-поисковые методы обучения (изготовление пособия по технологической карте без показа готового изделия)

-     Исследовательские методы обучения (исследование текстуры ткани, создание собственной модели по самостоятельно придуманной схеме).

Условия реализации дополнительной образовательной программы.

Согласно учебного плана МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы» на 2019-2020 учебный год на изучение курса ««Оч. умелые ручки. 5 – 9 кл.» отводится 2 ч в неделю, 68 часов в год. Целесообразно  занятия  разбить на модули: модуль 1. «Декоративно-прикладное искусство»  (сентябрь  - декабрь), модуль 2. «Традиции и виды рукоделия» (январь – май).  Цель занятий -  помочь учащемуся осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка является составной частью занятий, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.

Уровень сложности образовательной программы - стартовый.

Основными принципами работы программы являются:

-     учет современных требований;

-      учет возрастных особенностей;

-      доступность;

-     последовательность;

-     личностно-ориентированный подход;

-     сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

                        

Учебный план

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности

2

 

2

 

 

1.1.

Игровой тренинг «Давай познакомимся»

 

1

 

  наблюдение

1.2.

Безопасность  труда при работе с ручными инструментами

 

1

 

текущий

Модуль 1.

Декоративно-прикладное искусство

30

11

19

 

1.

Декоративно-прикладное искусство

4

2

2

 

1.1

Преданье старины глубокой (истоки народного творчества)

 

1

 

наблюдение

1.2

Виды народных промыслов.

Экскурсия в краеведческий музей

 

 

1

текущий

1.3

Солярная орнаментика, языческие символы в народном творчестве

 

1

 

текущий

1.4.

Древние образы в народном искусстве

 

 

1

текущий

2.

Лоскутное шитье (Печворк)

8

3

5

 

2.1.

Печворк- лоскутное шитье. Цветовой круг

 

1

 

наблюдение

2.2.

Материалы и инструменты. Создание лоскутной картотеки

 

 

1

текущий

2.3.

Выполнение орнаментов из модулей.

 

1

 

текущий

2.4.

Модуль «колодец», «изба»

 

 

1

текущий

2.5.

Творческая работа в лоскутной технике

 

 

1

текущий

2.6

Изделия в лоскутной технике. Декоративное панно

 

1

 

текущий

2.7

Практическая работа: выполнение модульного блока «колодец». Техника безопасности

 

 

1

текущий

2.8.

Оформление готового изделия: соединение основы с подкладкой, влажно-тепловая обработка

 

 

1

текущий

3.

Волшебные стежки 

10

3

7

 

3.1.

Материалы и инструменты.

Виды стежков.

 

1

 

наблюдение

3.2.

Украшающие швы.

 

 

1

текущий

3.3.

Гладь. Виды вышивок гладью.

 

1

 

наблюдение

3.4.

Вышивка гладью по готовому трафарету

 

 

1

текущий

3.5.

Вышивание крестом, полукрестом.

 

 

1

текущий

3.6.

Изготовление салфетки с именным вензелем.

 

 

1

текущий

3.7

Вышивка лентами: приемы вышивания. Подбор материалов

 

1

 

текущий

3.8.

Вышивка лентами по готовому трафарету

 

 

1

текущий

3.9.

Вышивка лентами  по собственному эскизу

 

 

1

текущий

3.10.

Декорирование вышивкой лентами готового изделия

 

 

1

текущий

4.

Русский народный костюм

8

3

5

 

4.1.

Историческая и обрядовая среда.

 

1

 

наблюдение

4.2.

Русский сказочный и театральный костюм.

 

1

 

наблюдение

4.3.

Театральный сказочный костюм  в русском народном стиле

 

 

1

текущий

4.5.

Подбор ткани, фурнитуры, отделочных материалов

 

1

 

текущий

4.6.

Костюмы для театральных постановок

 

 

1

текущий

4.7.

Пошив сарафанов и рубах в русском стиле

 

 

1

текущий

4.8.

Вторая жизнь старых вещей

 

 

1

текущий

4.9.

Вторая жизнь старых вещей

 

 

1

текущий

Модуль 2.

Традиции и виды рукоделия

36

12

24

 

1.

 Кукольный сундучок

22

8

14

 

1.1.

 Традиционные народные куклы.

 

1

 

наблюдение

1.2.

Материалы, инструменты, техника.

 

1

 

наблюдение

1.3.

Куклы для малышей.  «Зайчик на пальчик»

 

 

1

текущий

1.4.

Куклы-столбики.  «Столбушка»

 

1

 

текущий

1.5.

Изготовление куклы «Столбушки»

 

 

1

текущий

1.6.

Игровые куклы. «Ангел»,  «Птичка»,  «Колокольчик»

 

 

1

текущий

1.7.

Куклы обереги. «Утешница»

 

 

1

текущий

1.8.

Изготовление куклы «Домовенка»

 

 

1

текущий

1.9.

Чулочная кукла. История и современность

 

1

 

наблюдение

1.10.

Выполнение чулочной куклы

 

 

1

текущий

1.11.

Игрушки наших бабушек.

Кукла «Тильда»

 

1

 

наблюдение

1.12.

Определение образа персонажа и эскизная разработка

 

1

 

наблюдение

1.13.

Подбор материала. Выполнение выкройки куклы.

 

1

 

текущий

1.14.

Раскрой куклы и машинная обработка деталей туловища 

 

 

1

текущий

1.15.

Набивка туловища, соединение деталей, окрашивание туловища

 

 

1

текущий

1.16.

Сушка куклы. Раскрой одежды для куклы

 

 

1

текущий

1.17.

Формирование лица куклы. Изготовление парика  (волос)

 

 

1

текущий

1.18.

Пошив кукольной одежды

 

 

1

текущий

1.19.

Формирование образа персонажа

 

 

1

текущий

1.20.

Изготовление аксессуаров для персонажа

 

 

1

текущий

1.21.

Чердачные коты: выполнение выкройки и раскрой

 

1

 

текущий

1.22.

Пошив, набивка. Создание образа персонажа

 

 

1

текущий

2.

Шерстяная акварель

7

1

6

 

2.1.

Фелтинг - история и современность

 

1

 

наблюдение

2.2.

Творческие работы в технике шерстяная акварель

 

 

1

текущий

2.3.

Времена года: пейзаж «Лето. Луговые цветы»

 

 

1

текущий

2.4.

Времена года: натюрморт «Тюльпаны в вазе»

 

 

1

текущий

2.5.

«Белеет парус» натюрморт

 

 

1

текущий

2.6.

«Подсолнухи», «Маки»

 

 

1

текущий

2.7.

Цветочные фантазии,  творческая работа

 

 

1

текущий

3.

Подарки своими руками.

7

3

4

текущий

3.1.

Подарки своими руками.

 

1

 

наблюдение

3.2.

Открытки.  Техника скрапбуккинг. Основные приемы.

 

 

1

текущий

3.3.

Квиллинг. История квиллинга. Основные приемы. Выполнение образцов.

 

1

 

наблюдение

3.4.

Изготовление  цветовой композиции в технике квиллинга.

 

 

1

текущий

3.5.

Изготовление поздравительных открыток.

 

1

 

текущий

3.6.

Изготовление  подарочных сувениров.

 

 

1

текущий

3.7.

Проект «Мой подарок», «Моя любимая кукла», «Театральный костюм»

 

 

1

текущий

 

Итого:

68

25

43

 

 

Содержание учебного плана

 

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности (2 часа)

 

Тема 1.1.

        Игровой тренинг «Давай познакомимся».

      Теория:  обучить учащихся путем практических действий, определять разницу между видами ткани ее применения для конкретной творческой работы.

      Практика: исследовательская работа по изучению волокнистого состава материалов и их свойств «Лоскуток, лоскуток, а я тебя знаю». В результате учащиеся узнают о современных материалах,  об их применении в текстиле.

Тема 1.2.

Безопасность  труда при работе с ручными инструментами

 Теория: организация  рабочего места с учетом правил безопасного труда,  соблюдения правил по технике безопасности, оказания первой медицинской  помощи, а также как избежать травматизма.

 

Модуль 1. Декоративно-прикладное искусство

Раздел 1.  Декоративно-прикладное искусство

 

Тема 1.1

Преданье старины глубокой (истоки народного творчества)

    Теория:  Знакомство с культурными традициями.  Рассказать об истоках  декоративно-прикладного искусства, традиционных  и современных видах.  Цель занятия – развитие творческого интереса к народному творчеству.

Тема  1.2.

Виды народных промыслов.   Экскурсия в краеведческий музей

     Практика: Знакомство с творчеством народных умельцев своего города. Цель экскурсии - изучить лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия.

Тема 1.3.

Солярная орнаментика, языческие символы в народном творчестве

     Теория: Сформировать у школьников представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, передающихся от поколения к поколению, и чем шире ребята буту изучать исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжат творческие традиции своего народа. Цель занятия предоставить возможность ребенку реализовать себя в творчестве.

Тема 1.4.

Древние образы в народном искусстве

   Практика:  приёмы украшения праздничной одежды в старину, изготовление сувениров к праздникам. На занятиях происходит привитие учащимся уважения к труду и творчеству, что позволяет им использовать в своей работе все самое лучшее   из опыта  прошлых  поколений 

 

Раздел 2.  Лоскутное шитье (Печворк)

 

Тема  2.1.

Печворк - лоскутное шитье. Цветовой круг

      Теория: Беседа: Традиции и виды данного рукоделия их роль в создании современного интерьера, формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий. Виды, правила и средства композиции

Тема 2.2.

Материалы и инструменты. Создание лоскутной картотеки

      Практика:  выполнение картотеки из лоскутов для подбора цветовой гаммы. Актуализация знаний по изучаемой теме. Мотивация обучающихся на выполнение проекта в лоскутной технике и обоснование  практической и социальной значимости. 

Тема  2.3.

Выполнение орнаментов из модулей.

    Теория: Объяснить учащимся о  цветовых сочетаниях в орнаменте. Продемонстрировать выполнение орнаментальной композиции для изделий из лоскутов. Предложить ребятам самим выбрать  технику лоскутного шитья и  изготовить шаблоны. Цель занятия – сформировать навыки самостоятельности.

Тема  2.4.

Модуль «колодец», «изба»

      Практика:  выполнение  блока по предложенному образцу. На данном занятии учащиеся отрабатывают ранее полученные навыки работы на швейной машине, с соблюдением правил безопасной работы.

Тема 2.5.

Творческая работа в лоскутной технике

     Практика: самостоятельная работа по выполнению изделий в лоскутной технике в ходе, которой происходит формирование самостоятельности, актуализация творческих способностей ребенка.

Тема 2.6

Изделия в лоскутной технике. Декоративное панно

      Теория:  систематизация изучаемого материала, работа по установленному алгоритму. Выполнять обработку изделия обтачным швом. Повторить технику безопасности. Цель занятия - осуществление самоконтроля своей деятельности

Тема 2.7

Практическая работа: выполнение модульного блока «колодец». Техника безопасности

    Практика: Учащиеся самостоятельно выполняют задание.  Работают как индивидуально, так и в группах. Занятие проходит в форме сотрудничества, где учитель выступает в роли консультанта. Работая в группах, ребята  учатся умению высказывать свое мнение и выслушивать критику.

Тема 2.8.

Оформление готового изделия: соединение основы с подкладкой, влажно-тепловая обработка

      Практика:  Завершающее занятие по данному разделу. Учащихся приобрели умения к осуществлению контрольной функции - контроль и самоконтроль, умение ими оперировать. Завершение работы над изделием. Выявление и анализ затруднений. Консультирование учащихся.

 

Раздел 3.  Волшебные стежки 

 

Тема 3.1.

Материалы и инструменты.  Виды стежков.

    Теория:  выполнение новых технологических операций, анализ допущенных ошибок. Учащиеся должны строго выполнять правила работы с колющими и режущими инструментами.

Тема 3.2.

Украшающие швы.

   Практика:  выполнение  украшающих  строчек по намеченным линиям. Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику вышивки.

Тема 3.3.

Гладь. Виды вышивок гладью.

   Теория:  продемонстрировать учащимся  выполнение техники вышивки гладью. Ребята выполняют  виды вышивок гладью. Учатся понимать композиционное построение узоров.

Тема 3.4.

Вышивка гладью по готовому трафарету

    Практика: выполнение вышивки по готовому трафарету, работа требует точности и усидчивости.  Результат данной  работы – участие в конкурсах и выставках.

Тема 3.5.

Вышивание крестом, полукрестом.

     Практика: учащиеся учатся подбирать нитки и цветовые сочетания, разрабатывать узор,  изготовлять образцы узоров и салфетки, обсуждать наиболее удачные работы. Выполняют основные приемы вышивки крестом. Учатся понимать значимость символики вышивки крестом с учетом  народных традиций.

Тема 3.6.

Изготовление салфетки с именным вензелем.

   Практика:  выполнение творческой работы по собственному эскизу. Консультирование учащихся

Тема 3.7

Вышивка лентами: приемы вышивания. Подбор материалов

   Теория:  научить учащихся самостоятельности работать по установленному алгоритму, отрабатывая приемы вышивки лентами по собственному эскизу. Консультирование учащихся

Тема 3.8.

Вышивка лентами по готовому трафарету

      Практика: выполнение творческой работы по готовому трафарету, учатся аккуратности,  усидчивости. Тему творческой работы учащиеся выбирают по желанию.  Завершение работы над изделием. Выявление и анализ затруднений. Консультирование учащихся.

Тема 3.9.

Вышивка лентами  по собственному эскизу

       Практика:  учащиеся выполняют эскиз и приобретают навыки самостоятельности работать по установленному алгоритму, отрабатывая приемы вышивки лентами по собственному эскизу. Консультирование учащихся

Тема 3.10.

Декорирование вышивкой лентами готового изделия

   Теория: объяснение нового материала - кастомайзинг - перекрой и декорирование вещей, способ выделиться из толпы и подчеркнуть свою индивидуальность переделкой старой вещи в новую, стильную.

   Практика:  На данном занятии обучающиеся приобретают навыки декорирования готовой одежды.  Выявление и анализ затруднений. Консультирование учащихся.

 

Раздел 4.  Русский народный костюм

 

Тема 4.1.

Историческая и обрядовая среда

     Теория:    занятие способствует представлению  учащихся о  жизни русского народа. Изучают  основы композиции, используя приобретенные навыки  составить целостный художественный образ русского народного костюма. Воспитание  интереса и уважения к мастерам народных промыслов.

  Тема 4.1.

Русский сказочный и театральный костюм

  Теория:   на занятии происходит проявление познавательных интересов  и творческой активности учащихся при изучении русского сказочного и театрального костюма.

Тема 4.1.

Театральный сказочный костюм  в русском народном стиле

     Теория:   Разработка эскизов и моделей театральных костюмов с  учетом особенностей сказочного стиля.

Тема 4.1.

Подбор ткани, фурнитуры, отделочных материалов

Практика:   учащиеся учатся  подбирать материал  и фурнитуру в  соответствии с образом костюма

Тема 4.1.

Костюмы для театральных постановок

Практика:   Зарисовка эскиза, построение конструкции, моделирование, изготовление выкройки

Тема 4.1.

Пошив сарафанов и рубах в русском стиле

Практика: раскрой и пошив костюмов для новогодних театрализованных постановок

Тема 4.1.

Вторая жизнь старых вещей

Практика:   кастомайзинг – переделка современного вечернего платья при помощи декоративных элементов

Тема 4.1.

Вторая жизнь старых вещей

Практика: кастомайзинг – переделка современной мужской сорочки при помощи декоративных элементов с частичным перекроем

 

Модуль 2.  Традиции и виды рукоделия

 

Раздел 1.  Кукольный сундучок

 

Тема 1.1.

 Традиционные народные куклы.

Теория: Беседа. Традиционные русские народные куклы. Развитие цветового восприятия, самостоятельности.

Тема 1.2.

Материалы, инструменты, техника.

  Теория: Подбор материала. Изучение этапов работы. Соблюдение правил техники безопасности при работе.

Тема 1.3.

Куклы для малышей.  «Зайчик на пальчик»

   Практика:  Отработка навыков выполнения  новых технологических операций. Развитие глазомера и умение работать с лоскутом.

Тема 1.4.

Куклы-столбики.  «Столбушка»

  Теория: Понятие  основы столбика.. Подбор цветовой гаммы и тканевой фактуры.

Тема 1.5.

Изготовление куклы «Столбушки»

   Практика:  Отработка  практических навыков техники кручения ткани нитками

Тема 1.6.

Игровые куклы. «Ангел»,  «Птичка»,  «Колокольчик»

   Практика:  Подбор лоскутов ткани соответствующих по цвету, фактуре, качеству.

Тема 1.7.

Куклы обереги. «Утешница»

     Практика:  Работа в группе,  учащиеся изготавливают  «Утешница»

Тема 1.8.

Изготовление куклы «Домовенка»

    Практика:   Формирование представлений об укладке жизни русского народа, традициях, поверьях. Привитие навыков театрализации, артистизма, перевоплощения.

Тема 1.9.

Чулочная кукла. История и современность

    Теория:  Приобщение к культуре, традициям, истории. Развитие стремления к творчеству, а куклы из колготок сделанные своими руками – отличная идея для реализации любого творческого проекта

Тема 1.10.

Выполнение чулочной куклы

    Практика:   работа по технологическим картам или по образцу. Консультирование учащихся.

Тема 1.11.

Игрушки наших бабушек. Кукла «Тильда»

     Теория:  Беседа.  История шитых кукол «Тильда».

Тема 1.12.

Определение образа персонажа и эскизная разработка

    Теория:  создание образ персонажа, находить аналогию со сказочными или литературными героями, выполнение эскиза.  Обсуждение наиболее удачных работ. 

Тема 1.13.

Подбор материала. Выполнение выкройки куклы.

    Теория: выбора материала, из которого будет сшито тело куклы (белая бязь). Изготовление  выкройки частей тела куклы.   Консультирование учащихся

Тема 1.14.

Раскрой куклы и машинная обработка деталей туловища 

    Практика: раскрой,  сшивание  и  последовательность обработки   деталей тела (Детали сшиваем так, чтобы осталось в каждой небольшое отверстие для набивки). Консультирование учащихся

Тема 1.15.

Набивка туловища, соединение деталей, окрашивание туловища

    Практика: Набивка и окрашивание туловища. Консультирование учащихся.

Тема 1.16.

Сушка куклы. Раскрой одежды для куклы

    Практика:  Выполнение раскройных работ, оценка и самооценка своей деятельности.

Тема 1.17.

Формирование лица куклы. Изготовление парика  (волос)

     Практика:  Подбор материала для парика и его изготовление Консультирование учащихся.

Тема 1.18.

Пошив кукольной одежды

    Практика: работа по заданному  образцу, пошива  и  последовательности обработки  одежды для куклы.   Консультирование учащихся.

Тема 1.19.

Формирование образа персонажа

    Практика: находить аналогию со сказочными или литературными героями и в соответствии с этим формируется образ персонажа

Тема 1.20.

Изготовление аксессуаров для персонажа

    Практика: Завершение работы над изделием. Выявление и анализ затруднений. Консультирование учащихся.

Тема 1.21.

Чердачные коты: выполнение выкройки и раскрой

    Теория: беседа о создании чердачной игрушки, имеющей свои особенности изготовления.  Изготовление выкройки и раскрой будущего изделия

Тема 1.22.

Пошив, набивка. Создание образа персонажа

     Практика:  пошив  и набивка куклы,  окрашивание  с помощью  смеси кофе и корицы, сушка в духовке.   Создание образа с помощью смеси гуашевых красок и    клея ПВА, запекание изделий в духовке.   Наблюдение и консультирование                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

Раздел 2.  Шерстяная акварель

 

Тема 2.1.

Фелтинг - история и современность

    Теория: Беседа: Традиции и виды рукоделия их роль в создании современного интерьера, формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий. Виды, правила и средства композиции

Тема 2.2.

Творческие работы в технике шерстяная акварель

     Практика:  Подбор цветовой гаммы, формирование умений вытягивания нитей, создания округлых деталей, смешивания шерсти.

Тема 2.3.

Времена года: пейзаж «Лето. Луговые цветы»

   Практика:  выкладка полупрозрачной шерсти на картину (Паутинка)  для создания объема, теней или других эффектов на картине. Выполнение  панно

Тема 2.4.

Времена года: натюрморт «Тюльпаны в вазе»

   Практика:  выполнение четкого по форме предмета округлой формы,  для создания плоских округлых деталей. Выполнение панно по образцу

Тема 2.5.

«Белеет парус» натюрморт

   Практика:  скручивания жгутиков для создания тонкой четкой линии или контура рисунка. Выполнение картины по образцу

Тема 2.6.

«Подсолнухи», «Маки»

Практика:    вытягивания шерсти для выкладки фона, а также крупных и длинных объектов. Выполнение картины

Тема 2.7.

Цветочные фантазии,  творческая работа

Практика:  Самостоятельная творческая работа по собственному эскизу

 

Раздел 3.  Подарки своими руками

 

Тема 3.1.

Подарки своими руками.

    Теория: Обсуждение способов изготовления подарка. Определение этапов работы и их последовательность. Умение создавать и дарить подарки.

Тема 3.2.

Открытки.  Техника скрапбуккинг. Основные приемы.

    Практика: Подбор материалов. Изготовление открытки.

Тема 3.3.

Квиллинг. История квиллинга. Основные приемы. Выполнение образцов.

    Теория: Беседа.  История создания техники квиллинга.  Отработка навыков кручения бумаги. Знание и применение правил техники безопасности при работе.

Тема 3.4.

Изготовление  цветовой композиции в технике квиллинга.

Практика: использование в практической работе цветовые композиции, символики цвета  и сочетаемости цветовой гаммы.

Тема 3.5.

Изготовление поздравительных открыток.

  Практика: Работа в группе. Используя приобретенные навыки создать подарочный сувенир

Тема 3.6.

Изготовление  подарочных сувениров.

   Практика: Использование выразительных возможностей декоративно-прикладного искусства, символика цвета  и сочетаемость цветовой гаммы

Тема 3.7.

Проект «Мой подарок», «Моя любимая кукла», «Театральный костюм»

   Практика: Выбор темы творческого проекта. Сбор, изучение  и обработка информации по теме проекта. Выбор лучшего варианта решения проблемы. Подготовка и презентация проекта.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Материально-техническое обеспечение

Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данный курс предусматривает использование следующего дидактико-технологического оснащения:

Средства, реализуемые с помощью компьютера:

                    библиотека изображений (фотографии, иллюстрации, лучшие эскизы учащихся, работы бывших учеников); слайд-лекции по ключевым темам программы; редакторы текста, презентаций.

Средства, реализуемые с помощью малой механизации:

-     Швейная машина (должна иметь отлаженную строчку и плавный ход).

-     Утюг

            Для работы также понадобятся ножницы канцелярские  и портновские, иголки, булавки (большое количество), линейки, угольники, карандаш или фломастер по ткани, мелки портновские, акриловые краски и краски по ткани, хлопчатобумажные или армированные нитки № 40 – 60, шерсть для валяния.

            Основной материал - хлопчатобумажные ткани всех видов,  желательно слабосадящиеся при влажной обработке и прочно окрашенные. Можно применять и другие материалы, но они имеют существенные недостатки: лен малоэластичен и дорог, шерстяные и шелковые ткани трудны в обработке, кроме того, шерсть сильно деформируется в  готовом изделии,  и т.д.  Используются  остатки и  обрезки тканей,  лоскуты  от  старых  или  ненужных предметов одежды.

             С первого занятия с учащимися проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с ручными инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серия книг по декоративно-прикладному творчеству

 

 

 

Для педагога:

1. Занятия по прикладному искусству. 5 – 7 классы/ авт.-сост. Е. А. Гурбина – В.: Учитель, 2009 – 122 с.: ил.;

1.    Кузьмина М., Максимова М. /«Лоскутики», М.: «ЭКСМО – Пресс»,  2002.

2.    Кузьмина М., Максимова М. / «Лоскутики», М.: «ЭКСМО – Пресс», 2007.

3.    Маркелова О. Н. /   «Технология рукоделия – краткая энциклопедия вышивки». - «Учитель»:В – 2008.- с ил.+ вкл.

4.    Серия книг «Лоскутное шитье»/авт. Регина Бюлер /2009-2012/М.: ЗАО «Мир Книги Ритейл»

5.    Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута)/учебно-методическое пособие для учителя, издание второе, доработанное  /авт.    Нагель О. И. – М.: Школьная Пресса, 2004

 

Для обучающихся и их родителей:

1.    Андреева А. Ю./ Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг.- СПб.: «Паритет», 2011. – 136 с., ил.

2.    Дафтер Х. /Учимся вышивать шелковыми лентами (Мастер-класс: волшебная игла) – М: Центрполиграф, 2009 – 94с.

3.    Котова И.Н., Котова А.С. /Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: «Паритет», 2010.-240 с.: ил + вкл.

4.    Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров/авт.-сост. Л. В. Загребаева – Мн: Миринда, 2002 – 224с. (Ваш досуг).

5.    Лоскутное шитье  /сост. Хворостухина С. А. – М: ООО ТА изд-во Мир книги, 2011 – 256 с.

6.    Печворк. Орнаменты и изделия/ авт. Дроздова  О. Е. – М: «Мода и рукоделие», 2001 – 64 с.

 

Интернет источники:

http://www.evna.by/post/poshiv-igrushki-tildy-89

https://1igolka.com/rukodelie/kartinyi-iz-shersti

https://www.svoimi-rukamy.com/kukli_kolgotok_master_klass.html

http://doit-yourself.ru

http://www.vsehobby.ru

http://hmhome.ru/

http://fb.ru/article/185626/cherdachnaya-igrushka-istoriya-foto-cherdachnaya-igrushka-kot

 


Утверждаю:

Директор  МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы»

 

_________________     /Чуваева Т. В..                 (подпись)

 

«_30_»         августа        2019 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарный  учебный график                                           

Дополнительная общеразвивающая программа 

«Оч. умелые ручки»                                         

 (стартовый уровень)

Год обучения: 1

Группа: 1

 

 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

 

сентябрь

06

14.05- 14.50

игра

1

Игровой тренинг «Давай познакомимся»

Кабинет технологии № 20

 

 

сентябрь

06

15.05- 15.50

беседа

1

Безопасность  труда при работе с ручными инструментами

наблюдение

 

Модуль 1. – Декоративно-прикладное искусство  30 часов

 

 

Декоративно-прикладное искусство – 4 часа

 

сентябрь

13

14.05- 14.50

Беседа

1

Преданье старины глубокой (истоки народного творчества)

Рузский краеведческий музей

 

 

сентябрь

13

15.05- 15.50

экскурсия

1

Виды народных промыслов.

Экскурсия в краеведческий музей

текущий

 

сентябрь

20

14.05- 14.50

Лекция

1

Солярная орнаментика, языческие символы в народном творчестве

Кабинет технологии № 20

 

 

сентябрь

20

15.05- 15.50

практика

1

Древние образы в народном искусстве

текущий

 

Лоскутное шитье (Печворк) -   8 часов

 

сентябрь

27

14.05- 14.50

лекция

1

Печворк- лоскутное шитье. Цветовой круг

Кабинет технологии № 20

 

 

сентябрь

27

15.05- 15.50

практика

1

Материалы и инструменты. Создание лоскутной картотеки

текущий

 

октябрь

04

14.05- 14.50

практика

1

Выполнение орнаментов из модулей.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

октябрь

04

15.05- 15.50

объяснение

1

Модуль «колодец», «изба»

текущий

 

октябрь

11

14.05- 14.50

Инд.- груп.

1

Творческая работа в лоскутной технике

Кабинет технологии № 20

текущий

 

октябрь

11

15.05- 15.50

практика

1

Изделия в лоскутной технике. Декоративное панно

текущий

 

октябрь

18

14.05- 14.50

объяснение

1

Практическая работа: выполнение модульного блока «колодец». Техника безопасности

Кабинет технологии № 20

текущий

 

октябрь

18

15.05- 15.50

практика

1

Оформление готового изделия: соединение основы с подкладкой, влажно-тепловая обработка

текущий

 

 

Волшебные стежки  - 10 часов

 

октябрь

25

14.05- 14.50

беседа

1

Материалы и инструменты.   Виды стежков.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

октябрь

25

15.05- 15.50

практика

1

Украшающие швы.

текущий

 

ноябрь

08

14.05- 14.50

объяснение

1

Гладь. Виды вышивок гладью.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

ноябрь

08

15.05- 15.50

практика

1

Вышивка гладью по готовому трафарету

текущий

 

ноябрь

15

14.05- 14.50

демонстрация

1

Вышивание крестом, полукрестом.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

ноябрь

15

15.05- 15.50

практика

1

Изготовление салфетки с именным вензелем.

текущий

 

ноябрь

22

14.05- 14.50

демонстрация

1

Вышивка лентами: приемы вышивания. Подбор материалов

Кабинет технологии № 20

текущий

 

ноябрь

22

15.05- 15.50

практика

1

Вышивка лентами по готовому трафарету

текущий

 

ноябрь

29

14.05- 14.50

практика

1

Вышивка лентами  по собственному эскизу

Кабинет технологии № 20

текущий

 

ноябрь

29

15.05- 15.50

практика

1

Декорирование вышивкой лентами готового изделия

текущий

 

 

Русский народный костюм – 8 часов

 

декабрь

06

14.05- 14.50

Беседа

1

Историческая и обрядовая среда.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

декабрь

06

15.05- 15.50

Просмотр фильма

1

Русский сказочный и театральный костюм.

текущий

 

декабрь

13

14.05- 14.50

Инд.-груп.

1

Театральный сказочный костюм  в русском народном стиле

Кабинет технологии № 20

текущий

 

декабрь

13

15.05- 15.50

Практика

1

Подбор ткани, фурнитуры, отделочных материалов

текущий

 

декабрь

20

14.05- 14.50

Практика

1

Костюмы для театральных постановок

Кабинет технологии № 20

текущий

 

декабрь

20

15.05- 15.50

Практика

1

Пошив сарафанов и рубах в русском стиле

текущий

 

декабрь

27

14.05- 14.50

Инд.-груп.

1

Вторая жизнь старых вещей

Кабинет технологии № 20

текущий

 

декабрь

27

15.05- 15.50

Инд.-груп.

1

Вторая жизнь старых вещей

текущий

 

Модуль 2. Традиции и виды рукоделия – 36 часов

 

 

Кукольный сундучок – 22  часа

 

Январь

10

14.05- 14.50

Беседа

1

 Традиционные народные куклы.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Январь

10

15.05- 15.50

Практика

1

Материалы, инструменты, техника.

текущий

 

Январь

17

14.05- 14.50

Практика

1

Куклы для малышей.  «Зайчик на пальчик»

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Январь

17

15.05- 15.50

демонстрация

1

Куклы-столбики.  «Столбушка»

текущий

 

Январь

24

14.05- 14.50

практика

1

Изготовление куклы «Столбушки»

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Январь

24

15.05- 15.50

Практика

1

Игровые куклы. «Ангел»,  «Птичка»,  «Колокольчик»

текущий

 

Январь

31

14.05- 14.50

Практика

1

Куклы обереги.  «Утешница»

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Январь

31

15.05- 15.50

Практика

1

Изготовление куклы «Домовенка»

текущий

 

Февраль

07

14.05- 14.50

Мастер-класс

1

Чулочная кукла. История и современность

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Февраль

07

15.05- 15.50

Практика

1

Выполнение чулочной куклы

текущий

 

Февраль

14

14.05- 14.50

объяснение

1

Игрушки наших бабушек.  Кукла «Тильда»

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Февраль

14

15.05- 15.50

Практика

1

Определение образа персонажа и эскизная разработка

текущий

 

Февраль

21

14.05- 14.50

Практика

1

Подбор материала. Выполнение выкройки куклы.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Февраль

21

15.05- 15.50

Практика

1

Раскрой куклы и машинная обработка деталей туловища 

текущий

 

Февраль

28

14.05- 14.50

Практика

1

Набивка туловища, соединение деталей, окрашивание туловища

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Февраль

28

15.05- 15.50

Практика

1

Сушка куклы. Раскрой одежды для куклы

текущий

 

Март

06

14.05- 14.50

Практика

1

Формирование лица куклы. Изготовление парика  (волос)

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Март

06

15.05- 15.50

Практика

1

Пошив кукольной одежды

текущий

 

Март

13

14.05- 14.50

Практика

1

Формирование образа персонажа

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Март

13

15.05- 15.50

Практика

1

Изготовление аксессуаров для персонажа

текущий

 

53.             

Март

20

14.05- 14.50

демонстрация

1

Чердачные коты: выполнение выкройки и раскрой

Кабинет технологии № 20

текущий

 

54.             

Март

20

15.05- 15.50

Практика

1

Пошив, набивка. Создание образа персонажа

текущий

 

 

 

 

Шерстяная акварель – 7 часов

 

 

 

55.            0

Апрель

03

14.05- 14.50

объяснение

1

Фелтинг - история и современность

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Апрель

03

15.05- 15.50

Мастер-класс

1

Творческие работы в технике шерстяная акварель

текущий

 

Апрель

10

14.05- 14.50

Практика

1

Времена года: пейзаж «Лето. Луговые цветы»

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Апрель

10

15.05- 15.50

Практика

1

Времена года: натюрморт «Тюльпаны в вазе»

текущий

 

Апрель

17

14.05- 14.50

Практика

1

«Белеет парус» натюрморт

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Апрель

17

15.05- 15.50

Практика

1

«Подсолнухи», Маки»

текущий

 

Апрель

24

14.05- 14.50

Практика

1

Цветочные фантазии,  творческая работа

Кабинет технологии № 20

текущий

 

 

Подарки своими руками. 7 часов

15.05- 15.50

Апрель

24

15.05- 15.50

объяснение

1

Подарки своими руками.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Май

08

14.05- 14.50

Мастер-класс

1

Открытки.  Техника скрапбуккинг. Основные приемы.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Май

08

15.05- 15.50

демонстрация

1

Квиллинг. История квиллинга. Основные приемы. Выполнение образцов.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Май

15

14.05- 14.50

Практика

1

Изготовление  цветовой композиции в технике квиллинга.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Май

15

15.05- 15.50

Практика

1

Изготовление поздравительных открыток.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

Май

22

14.05- 14.50

Практика

1

Изготовление  подарочных сувениров.

Кабинет технологии № 20

текущий

 

68.             

Май

22

15.05- 15.50

Защита проектов

1

Проект «Мой подарок», «Моя любимая кукла», «Театральный костюм»

Кабинет технологии № 20

текущий

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 г

Пояснительная записка Данная модифицированная программа дополнительного образования (автор

Пояснительная записка Данная модифицированная программа дополнительного образования (автор

Ожидаемые результаты работы:

Ожидаемые результаты работы:

Учебный план № п/п

Учебный план № п/п

Вышивка гладью по готовому трафарету 1 текущий 3

Вышивка гладью по готовому трафарету 1 текущий 3

Набивка туловища, соединение деталей, окрашивание туловища1текущий 1

Набивка туловища, соединение деталей, окрашивание туловища1текущий 1

Практика: исследовательская работа по изучению волокнистого состава материалов и их свойств «Лоскуток, лоскуток, а я тебя знаю»

Практика: исследовательская работа по изучению волокнистого состава материалов и их свойств «Лоскуток, лоскуток, а я тебя знаю»

Тема 2.7 Практическая работа: выполнение модульного блока «колодец»

Тема 2.7 Практическая работа: выполнение модульного блока «колодец»

Теория: занятие способствует представлению учащихся о жизни русского народа

Теория: занятие способствует представлению учащихся о жизни русского народа

Теория: Беседа. История шитых кукол «Тильда»

Теория: Беседа. История шитых кукол «Тильда»

Тема 2.7. Цветочные фантазии, творческая работа

Тема 2.7. Цветочные фантазии, творческая работа

Серия книг по декоративно-прикладному творчеству

Серия книг по декоративно-прикладному творчеству

Утверждаю: Директор МАОУ «Гимназия № 1 г

Утверждаю: Директор МАОУ «Гимназия № 1 г

Лоскутное шитье (Печворк) - 8 часов сентябрь 27 14

Лоскутное шитье (Печворк) - 8 часов сентябрь 27 14

Инд.-груп. 1 Театральный сказочный костюм в русском народном стиле

Инд.-груп. 1 Театральный сказочный костюм в русском народном стиле

Февраль 28 14.05- 14

Февраль 28 14.05- 14

Май 15 14.05- 14

Май 15 14.05- 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2023