Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Фантазия» Возраст детей 10-15 лет Срок реализации программы - 2 года

  • docx
  • 14.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала phpX21w6X_Programma_Fantaziya.docx

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Фантазия»

Возраст детей 10-15 лет

Срок реализации программы - 2 года

 

Базовый уровень

 

 

 

 

 

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

 

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы………………………....3

1.1.Пояснительная записка……………………………………………….3-4

1.2.Учебый план…………………………………………...........................5-6

1.3.Содержание программы………………………………………………7-9

1.4.Планируемые результаты……………………………………………9-10

2.Комплекс организационно-педагогических условий……………………11

2.1.Условия реализации программы…………………………………........11

2.2.Формы аттестации ………………………………………………….11-12

2.3.Методическое обеспечение программы…………………………...12-13

Литература ……………………………………………………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность. Изобразительное искусство – это занятие для детей совершенно разного возраста. «Фантазия» дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, декорирование, изготовление игрушек.

Направленность программы – художественно-эстетическая. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника, развитию его творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.

Программа является модифицированной, разработана на основе авторских программ,  которые изменены с учетом возраста и уровня подготовки учащихся:

         Зуева В. И. – Дополнительная образовательная программа «Умелый художник», 2016

         Ведерникова Л.Г., «Программа по изобразительному искусству», М.: «Просвещение», 1994, 80 - с; «Программа студии изобразительного творчества», Синтез, КДПиШ г. Красноярск 80- с;

 

 

 

 

 

Данная программа составлена в соответствии с:

- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273),

- Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;

- Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. №1726-р;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г.;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»

- Уставом МБОУДОД ЦДТ п. Маго.

 

Педагогическая целесообразность

- целостность программы, систематичность и последовательность обучения;

- научность (связь теории с практикой) и актуальность учебного материала;

- единство воспитания, обучения и развития

- преемственность в обучении и воспитании

- принцип сотрудничества

- принцип индивидуального подхода к учащемуся

- принцип воспитания в коллективе и через коллектив

Цель – развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

- организовать изучение репродукций картин известных художников

- прививать любовь к творчеству;

- формировать и развивать творческие способности учащихся;

 - познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования.

- воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания и любви к окружающим людям и культуре своего народа;

- развивать художественное мышление детей;

- повышать уровень внимания и памяти обучающихся;

- развивать мелкую моторику рук.

 

Объем программы

 

Период

Продолжительность

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год

1 год обучения

3 часа

2

6

36

216 ч

2 год обучения

3 часа

2

6

36

216ч

Итог по прогр.

 

432ч

 

1.2. Учебный план

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Разделы программы

Всего часов

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

I

   Вводное занятие

         3

2

1

Опрос.

II

Русские художники

24

7

17

Опрос. Педагогическое наблюдение

III

Мы художники

99

33

66

Опрос. Педагогическое наблюдение.

IV

«Город мастеров»

(декоративно-прикладное искусство)

90

26

64

Опрос. Педагогическое наблюдение. Выставка

 

  Всего часов:

216

68

148

 

 

1.2. Учебный план

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Разделы программы

Количество часов

 

Формы контроля

Всего

теория

практика

I

   Вводное занятие

         3

2

1

Опрос.

II

Русские художники

21

7

14

Опрос. Педагогическое наблюдение

III

Мы художники

105

36

69

Опрос. Педагогическое наблюдение.

IV

«Город мастеров»

(декоративно-прикладное искусство)

87

30

57

Опрос. Педагогическое наблюдение. Выставка

 

  Всего часов:

216

75

141

 

 

 

1.3. Содержание программы

1 года обучения

I.Вводное занятие- 3ч.

Теория: инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Правильная посадка при работе. Беседа с целью ознакомления детей с предстоящей работой, содержанием занятий. Викторина «Все обо всем»

II. Русские художники – 27ч.

Теория: Творчество. И.И. Шишкина, К.А. Коровина,  С. Ушакова. История развития научного подхода художников. Краткое ознакомление с зарубежными живописцами и их творчеством.  Сходство и различие русской живописи и зарубежной. Цветоведение. Влияние цвета на человека. Техника смешивания цветов.

Практика: Цветовое решение работ. Выбор определенной цветовой гаммы.

Мягкий теплый цветовой колорит. Холодная гамма оттенков. Изображение любимого время года с помощью красок или цветных карандашей. Конкурс «Мир глазами художника».

 

 

III.Мы художники – 99ч.

Теория: 3.1. Композиция. Закон воздушной перспективы. Объем. Цветовые, тональные отношения, поиск отношений неба, земли, воды, ближнего фона, дальнего фона. Особенности колорита, освещение, нахождение новых композиционных решений. Выполнение эскизов. Прорисовка в цвете. 3.2. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши); 3.4. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Правила смешивания красок, работы с материалом и подбор материалов для выполнения работы.

Практика:  Зарисовка композиций 3.2. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя»;  3.3. Рисунок в творчестве известных художников. Значение, композиционные задачи рисунка. Наброски Н.К., Рериха, К.А. Коровина, П.П. Кончаловского.  3.5. «Рисунки с солью» изображение цветов с помощью соли. Работа в парах; 3.6. «Кляксография» абстрактные изображения с помощью техники «кляксография»;  3.7. «Отпечатки поролоном» рисунок по выбору; 3.8. «Натюрморт точками» изображение фруктов с помощью красок и ватных палочек; 3.9. «Отпечатки рук, пальцев» рисование различных домашних или диких животных; 3.10. «Монотопия» изображение природы;  3.11. Техника выполнения «Фроттажа» прорисовывание любимого животного, птицы, насекомого; 3.12. Самостоятельное занятие - изобразить любимое время года любой техникой рисования; 3.13. «Пропорции строения человека». Изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого.

IV. «Город мастеров». Декоративно-прикладное искусство – 90ч.

Теория: 4.1. познакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Показать виды и историю возникновения, использование в интерьере, в быту. Понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»; Знакомство с лубочным творчеством, иллюстрация; Понятие коллаж, техника выполнения.

Практика: 4.2. «цветочные фантазии» декупаж;  4.3. Декор предметов (баночек, бутылок, коробок, фоторамок) с помощью подручных материалов ( шпагат, ленточки, бусинки, шишки, трубочки и т.д); 4.4. Составление цветочных композиций из растительного материала «Мир цветов»; 4.5. Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Утенок. Птенчик; 4.6. Раскрой материала. Соединение деталей. Матрешка. Кактус; 4.7. Выполнение витража пластилином на стекле; 4.8. Иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи; 4.9. Составление коллажа на тему «Берегите лес» с помощью газетных вырезок, листовок, картинок; 4.10.Организация и проведение выставки.

                                             

 

 

 

Содержание программы

2 года обучения

I. Вводное занятие – 3ч.

Теория: инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Беседа с целью ознакомления детей с предстоящей работой, содержанием занятий. Правильная посадка при выполнении работ. Игра - викторина «Юный художник"

II. Великие русские художники – 21ч.

Теория: 2.1. Творчество И. Айвазовского, И. Левитана, В. Васнецова. История развития научного подхода художников; 2.2. Краткое ознакомление с зарубежными живописцами и их творчеством;  2.3. Сходство и различие русской живописи и зарубежной; 2.4. Цветоведение. Влияние цвета на человека. Техника смешивания цветов. 2.5. Рисунки на тему  «Мир через 100 лет»;

Практика: Рисунки на тему  «Мир через 100 лет»

III. «Мы художники» - 105ч.

Теория: 3.1. Пейзажная живопись. Беседа о творчестве выдающихся художников-пейзажистов. Применение различных материалов в пейзажной живописи. 3.2. Продолжить знакомить детей с различными техниками рисования. Правила смешивания красок, работы с материалом и подбор материалов для выполнения работы.

Практика: 3.3. Рисование на темы: «Чудное мгновенье», «Осень золотая», «Грустная осень»; 3.4. Рисование на темы:  «Лес - точно терем расписной», «Пробуждение природы», «Родные просторы»; 3.5.«Изображение сказочных образов. 3.6. Рисование нитками» изображение абстрактных цветов; 3.7. Осеннее утро в технике «Пятна-кляксы»; 3.8. Изображение водопада в технике «Расчесывание краски»; 3.9. «Рисование с использованием пищевой пленки»; 3.10. «Рисование свечой» на тему «Мир, что нас окружает»; 3.11 «Рисование песком» изображение натюрморта, цветов и природы; 3.12. «Художники – анималисты» Ежик в тумане. Выполнение рисунка животных гелиевой ручкой, схема построения животных; 3.13. Рисуем в технике отпечатки пластилином на бумаге

IV. «Город мастеров». Декоративно-прикладное искусство – 87ч.

Теория: 4.1.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Показать виды и историю возникновения. Использование в интерьере, в быту. Знакомство с техниками. Средства и материалы для выполнения работ

Практика: 4.2. Изготовление цветов в технике «Бумагопластика»; 4.3.  Цветы из гофротрубочек; 4.4. Изготовление кухонной утвари в технике «Папье́-маше́»; 4.5. Изготовление натюрморта в технике «Торцевание»;  4.6. Подводный мир в технике «Обрывная аппликация»; 4.7. Ковровые узоры в стиле «Ассамбляж»; 4.8. «Вырезание силуэтное» птиц; рыб; природы; 4.9. Декоративные картинки в технике изонити; 4.10. Букет полевых цветов в технике «Квиллинг»; 4.11. изготовление поделок и игрушек на свободную тему. Выбор техники исполнения. Работа по картинкам. Подбор материала необходимого для работы.

Выполнение и оформления работы; 4.12. Организация и проведение выставки.

 

1.4.Планируемые результаты

         Личностные результаты:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества и к новым способам рисования;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

2. Метапредметные результаты:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

3. Предметные результаты:

- знать великих русских художников и их творчество;

- знать техники рисования и уметь их применять;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- использовать различные виды ДПИ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях.

Планируемые результаты 1 года обучения

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь, овладеть навыками

- творчество И.И. Шишкина, К.А. Коровина, С. Ушакова;

- элементарное правило смешения цветов;

- знать мягкий теплый цветовой колорит, холодную гамму оттенков;

- необычные техники рисования;

- техники по ДПИ;

- название необходимых материалов;

- закон воздушной перспективы;

- виды и историю возникновения декоративно-прикладного искусства

- работать в парах;

- выполнять наброски;

- поэтапно выполнять работу;

- правильно смешивать краски;

- рисовать различными техниками рисования;

- декорировать предметы с помощью подручных материалов;

- проявлять фантазию;

- подбирать материалы

 

Планируемые результаты 2 года обучения

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь, овладеть навыками

- И. Айвазовского, И. Левитана, В. Васнецова;

- правило смешивания цветов;

- нетрадиционные техники рисования;

- техники выполнения подделок;

- название необходимых материалов;

- знать мягкий теплый цветовой колорит, холодную гамму оттенков;

- работать в парах;

- выполнять наброски;

- поэтапно выполнять работу;

- правильно смешивать краски;

- применять нетрадиционные техники рисования;

- декорировать предметы с помощью подручных материалов;

- проявлять фантазию;

- подбирать материалы

 

 

 

 

 

 

 

2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

•        Кабинет, соответствующий "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.

•        Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН и программой.

•        Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты, дидактические материалы).

•        Компьютер;

•        Фото-, видеокамеры;

•        Мультимедиа проектор;

•        Экран;

•        Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы, наглядный материал, мультимедийные презентации);

 

Материалы: акварельные краски;  гуашь; восковые и масляные мелки; свечи; ватные палочки; поролон; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; бумажные салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти; цветная бумага;  ножницы; вата; крупа; нитки, гофротрубочки; соль крупная и мелкая; пластиковые бутылки; пластилин; бумага для рисования; стекла

 

         .

2.2.Формы аттестации

Зачет, творческая работа, конкурсы, выставки.

Оценочные материалы

Для оценки результативности программы применяется входной, текущий и итоговый контроль.

         Входной контроль – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.

         Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение).

         Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за период реализации дополнительной  общеразвивающей программы

 

мониторинг

 

2.3.Методическое обеспечение программы

Основные формы работы на занятии.

Программа «Фольклор» ориентирована на три основные формы работы на занятии:

-Фронтальная      -        занятия       проходят    со      всей группой учащихся. Объяснение теоретического материала.

- Групповая - позволяет учитывать возможности каждого учащегося в процессе групповой работы.  Способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Организация взаимообучения на занятиях.

-Индивидуальная - способствует выработке навыков самостоятельной работы учащихся, повышает заинтересованность детей, позволяет оказать практическую помощь каждому ребенку со стороны педагога.

Педагогические технологии обучения.

Технология-это набор приемов, обеспечивающих выбор наиболее рациональных, эффективных способов образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы. Поэтому данная программа ориентируется на следующие педагогические технологии:

•        Технология дифференцированного обучения (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей учащихся; усвоение программного материала на различных уровнях).

•        Технология проблемного обучения (развитие познавательной активности, творческой          самостоятельности       учащихся; последовательное целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности).

•        Технология личностно ориентированного обучения (развитие индивидуальных способностей на пути социального самоопределения учащихся; нормативносообразная деятельность в сочетании с эмоционально-значимой, престижной для учащихся познавательной, продуктивной деятельностью).

•        Технология игрового обучения (обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков; самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре).

 

 

Основные методы.

Для качественного усвоения учебного материала программы   важную роль играют следующие методы обучения:

1.      Информационно-рецептивный – направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания обучающимися новой готовой информации. Метод требует  разных средств и форм проявления: говорения и слушания, показа, демонстрации объекта и способа действия. Реализуется при изучении нового материала.

2.      Репродуктивный – направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные. Реализуется на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

3.      Методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Реализуются в процессе проведения практически каждых учебных занятий и помогают наглядно отобразить окружающий мир.

4.      Методы наблюдения и обследования. Реализуются при проведении практических, экскурсионных и опытно-исследовательских занятий.

5.      Проблемный метод – усвоение знаний и способов деятельности учащимися в процессе решения проблемных ситуаций. В основном метод реализуется в группе 2 года обучения при работе над исследовательскими проектами.

6.      Эвристический (частично-поисковый) – активное вовлечение учащихся в   процесс решения проблемы.

Для повышения эффективности образовательного процесса в объединении проводятся тематические конкурсы, игры, соревнования, природоохранные акции, экологические разведки, трудовые десанты и т. п.

 

 

 

 

Список литературы

Для педагога:

1. «Искусство – детям». Лепим народную игрушку. Учебное издание. Авт. В. Лобанова. Мозаика-синтез. – М.: 2010

2. «Искусство – детям». Дымковская игрушка. Учебное издание. Метод. рекомендации Г. Величкина. Мозаика-синтез. – М.: 2012

3. «Искусство – детям». Цветочные узоры Полхов-Майдана. Учебное издание. Рук. проекта Ю. Дорожин. Мозаика-синтез. – М.: 2011.

4. Меженева Л.А. Творчество педагога в системе дополнительного образования. Техническое творчество, декоративно-прикладное творчество - Н.Новгород: ООО Педагогические технологии, 2003.

5. Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.

6. Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город.2005.

7. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М. «Просвещение».2004.

Для обучающихся и родителей:

1.Рисование – первые шаги. Школа юного художника. Москва «Эксмо», 2004 год.

2. Русская историческая живопись. Детская энциклопедия. Авт. Н. Яковлева. – М.: Белый город.

3. Акварель. Советы начинающим. Редактор Н. Платонова. – М.: Молодая гвардия, 1991

4. Бирч Линда : Как рисовать масляными красками. Пошаговое руководство для начинающих. Москва. Астрель- АСТ. 2002.

5. Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.

6. Неменский Б. Искусство вокруг нас. М. «Просвещение» 2004.