Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Фантазия»
Возраст детей 10-15 лет
Срок реализации программы - 2 года
Базовый уровень
Составитель:
педагог дополнительного образования
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы………………………....3
1.1.Пояснительная записка……………………………………………….3-4
1.2.Учебый план…………………………………………...........................5-6
1.3.Содержание программы………………………………………………7-9
1.4.Планируемые результаты……………………………………………9-10
2.Комплекс организационно-педагогических условий……………………11
2.1.Условия реализации программы…………………………………........11
2.2.Формы аттестации ………………………………………………….11-12
2.3.Методическое обеспечение программы…………………………...12-13
Литература ……………………………………………………………………....14
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность. Изобразительное искусство – это занятие для детей совершенно разного возраста. «Фантазия» дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, декорирование, изготовление игрушек.
Направленность программы – художественно-эстетическая. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника, развитию его творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.
Программа является модифицированной, разработана на основе авторских программ, которые изменены с учетом возраста и уровня подготовки учащихся:
• Зуева В. И. – Дополнительная образовательная программа «Умелый художник», 2016
• Ведерникова Л.Г., «Программа по изобразительному искусству», М.: «Просвещение», 1994, 80 - с; «Программа студии изобразительного творчества», Синтез, КДПиШ г. Красноярск 80- с;
Данная программа составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273),
- Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
- Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. №1726-р;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г.;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»
- Уставом МБОУДОД ЦДТ п. Маго.
Педагогическая целесообразность
- целостность программы, систематичность и последовательность обучения;
- научность (связь теории с практикой) и актуальность учебного материала;
- единство воспитания, обучения и развития
- преемственность в обучении и воспитании
- принцип сотрудничества
- принцип индивидуального подхода к учащемуся
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив
Цель – развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- организовать изучение репродукций картин известных художников
- прививать любовь к творчеству;
- формировать и развивать творческие способности учащихся;
- познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования.
- воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания и любви к окружающим людям и культуре своего народа;
- развивать художественное мышление детей;
- повышать уровень внимания и памяти обучающихся;
- развивать мелкую моторику рук.
Объем программы
Период |
Продолжительность |
Кол-во занятий в неделю |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во недель |
Кол-во часов в год |
1 год обучения |
3 часа |
2 |
6 |
36 |
216 ч |
2 год обучения |
3 часа |
2 |
6 |
36 |
216ч |
Итог по прогр. |
|
432ч |
1.2. Учебный план
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Разделы программы |
Всего часов |
Количество часов |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
||||
I |
Вводное занятие |
3 |
2 |
1 |
Опрос. |
II |
Русские художники |
24 |
7 |
17 |
Опрос. Педагогическое наблюдение |
III |
Мы художники |
99 |
33 |
66 |
Опрос. Педагогическое наблюдение. |
IV |
«Город мастеров» (декоративно-прикладное искусство) |
90 |
26 |
64 |
Опрос. Педагогическое наблюдение. Выставка |
|
Всего часов: |
216 |
68 |
148 |
|
1.2. Учебный план
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Разделы программы |
Количество часов |
|
Формы контроля |
|
Всего |
теория |
практика |
|||
I |
Вводное занятие |
3 |
2 |
1 |
Опрос. |
II |
Русские художники |
21 |
7 |
14 |
Опрос. Педагогическое наблюдение |
III |
Мы художники |
105 |
36 |
69 |
Опрос. Педагогическое наблюдение. |
IV |
«Город мастеров» (декоративно-прикладное искусство) |
87 |
30 |
57 |
Опрос. Педагогическое наблюдение. Выставка |
|
Всего часов: |
216 |
75 |
141 |
|
1.3. Содержание программы
1 года обучения
I.Вводное занятие- 3ч.
Теория: инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Правильная посадка при работе. Беседа с целью ознакомления детей с предстоящей работой, содержанием занятий. Викторина «Все обо всем»
II. Русские художники – 27ч.
Теория: Творчество. И.И. Шишкина, К.А. Коровина, С. Ушакова. История развития научного подхода художников. Краткое ознакомление с зарубежными живописцами и их творчеством. Сходство и различие русской живописи и зарубежной. Цветоведение. Влияние цвета на человека. Техника смешивания цветов.
Практика: Цветовое решение работ. Выбор определенной цветовой гаммы.
Мягкий теплый цветовой колорит. Холодная гамма оттенков. Изображение любимого время года с помощью красок или цветных карандашей. Конкурс «Мир глазами художника».
III.Мы художники – 99ч.
Теория: 3.1. Композиция. Закон воздушной перспективы. Объем. Цветовые, тональные отношения, поиск отношений неба, земли, воды, ближнего фона, дальнего фона. Особенности колорита, освещение, нахождение новых композиционных решений. Выполнение эскизов. Прорисовка в цвете. 3.2. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши); 3.4. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Правила смешивания красок, работы с материалом и подбор материалов для выполнения работы.
Практика: Зарисовка композиций 3.2. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя»; 3.3. Рисунок в творчестве известных художников. Значение, композиционные задачи рисунка. Наброски Н.К., Рериха, К.А. Коровина, П.П. Кончаловского. 3.5. «Рисунки с солью» изображение цветов с помощью соли. Работа в парах; 3.6. «Кляксография» абстрактные изображения с помощью техники «кляксография»; 3.7. «Отпечатки поролоном» рисунок по выбору; 3.8. «Натюрморт точками» изображение фруктов с помощью красок и ватных палочек; 3.9. «Отпечатки рук, пальцев» рисование различных домашних или диких животных; 3.10. «Монотопия» изображение природы; 3.11. Техника выполнения «Фроттажа» прорисовывание любимого животного, птицы, насекомого; 3.12. Самостоятельное занятие - изобразить любимое время года любой техникой рисования; 3.13. «Пропорции строения человека». Изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого.
IV. «Город мастеров». Декоративно-прикладное искусство – 90ч.
Теория: 4.1. познакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Показать виды и историю возникновения, использование в интерьере, в быту. Понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»; Знакомство с лубочным творчеством, иллюстрация; Понятие коллаж, техника выполнения.
Практика: 4.2. «цветочные фантазии» декупаж; 4.3. Декор предметов (баночек, бутылок, коробок, фоторамок) с помощью подручных материалов ( шпагат, ленточки, бусинки, шишки, трубочки и т.д); 4.4. Составление цветочных композиций из растительного материала «Мир цветов»; 4.5. Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Утенок. Птенчик; 4.6. Раскрой материала. Соединение деталей. Матрешка. Кактус; 4.7. Выполнение витража пластилином на стекле; 4.8. Иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи; 4.9. Составление коллажа на тему «Берегите лес» с помощью газетных вырезок, листовок, картинок; 4.10.Организация и проведение выставки.
Содержание программы
2 года обучения
I. Вводное занятие – 3ч.
Теория: инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Беседа с целью ознакомления детей с предстоящей работой, содержанием занятий. Правильная посадка при выполнении работ. Игра - викторина «Юный художник"
II. Великие русские художники – 21ч.
Теория: 2.1. Творчество И. Айвазовского, И. Левитана, В. Васнецова. История развития научного подхода художников; 2.2. Краткое ознакомление с зарубежными живописцами и их творчеством; 2.3. Сходство и различие русской живописи и зарубежной; 2.4. Цветоведение. Влияние цвета на человека. Техника смешивания цветов. 2.5. Рисунки на тему «Мир через 100 лет»;
Практика: Рисунки на тему «Мир через 100 лет»
III. «Мы художники» - 105ч.
Теория: 3.1. Пейзажная живопись. Беседа о творчестве выдающихся художников-пейзажистов. Применение различных материалов в пейзажной живописи. 3.2. Продолжить знакомить детей с различными техниками рисования. Правила смешивания красок, работы с материалом и подбор материалов для выполнения работы.
Практика: 3.3. Рисование на темы: «Чудное мгновенье», «Осень золотая», «Грустная осень»; 3.4. Рисование на темы: «Лес - точно терем расписной», «Пробуждение природы», «Родные просторы»; 3.5.«Изображение сказочных образов. 3.6. Рисование нитками» изображение абстрактных цветов; 3.7. Осеннее утро в технике «Пятна-кляксы»; 3.8. Изображение водопада в технике «Расчесывание краски»; 3.9. «Рисование с использованием пищевой пленки»; 3.10. «Рисование свечой» на тему «Мир, что нас окружает»; 3.11 «Рисование песком» изображение натюрморта, цветов и природы; 3.12. «Художники – анималисты» Ежик в тумане. Выполнение рисунка животных гелиевой ручкой, схема построения животных; 3.13. Рисуем в технике отпечатки пластилином на бумаге
IV. «Город мастеров». Декоративно-прикладное искусство – 87ч.
Теория: 4.1.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Показать виды и историю возникновения. Использование в интерьере, в быту. Знакомство с техниками. Средства и материалы для выполнения работ
Практика: 4.2. Изготовление цветов в технике «Бумагопластика»; 4.3. Цветы из гофротрубочек; 4.4. Изготовление кухонной утвари в технике «Папье́-маше́»; 4.5. Изготовление натюрморта в технике «Торцевание»; 4.6. Подводный мир в технике «Обрывная аппликация»; 4.7. Ковровые узоры в стиле «Ассамбляж»; 4.8. «Вырезание силуэтное» птиц; рыб; природы; 4.9. Декоративные картинки в технике изонити; 4.10. Букет полевых цветов в технике «Квиллинг»; 4.11. изготовление поделок и игрушек на свободную тему. Выбор техники исполнения. Работа по картинкам. Подбор материала необходимого для работы.
Выполнение и оформления работы; 4.12. Организация и проведение выставки.
1.4.Планируемые результаты
• Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества и к новым способам рисования;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
2. Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
3. Предметные результаты:
- знать великих русских художников и их творчество;
- знать техники рисования и уметь их применять;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- использовать различные виды ДПИ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях.
Планируемые результаты 1 года обучения
Учащиеся должны знать |
Учащиеся должны уметь, овладеть навыками |
- творчество И.И. Шишкина, К.А. Коровина, С. Ушакова; - элементарное правило смешения цветов; - знать мягкий теплый цветовой колорит, холодную гамму оттенков; - необычные техники рисования; - техники по ДПИ; - название необходимых материалов; - закон воздушной перспективы; - виды и историю возникновения декоративно-прикладного искусства |
- работать в парах; - выполнять наброски; - поэтапно выполнять работу; - правильно смешивать краски; - рисовать различными техниками рисования; - декорировать предметы с помощью подручных материалов; - проявлять фантазию; - подбирать материалы |
Планируемые результаты 2 года обучения
Учащиеся должны знать |
Учащиеся должны уметь, овладеть навыками |
- И. Айвазовского, И. Левитана, В. Васнецова; - правило смешивания цветов; - нетрадиционные техники рисования; - техники выполнения подделок; - название необходимых материалов; - знать мягкий теплый цветовой колорит, холодную гамму оттенков; |
- работать в парах; - выполнять наброски; - поэтапно выполнять работу; - правильно смешивать краски; - применять нетрадиционные техники рисования; - декорировать предметы с помощью подручных материалов; - проявлять фантазию; - подбирать материалы |
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
• Кабинет, соответствующий "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.
• Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН и программой.
• Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты, дидактические материалы).
• Компьютер;
• Фото-, видеокамеры;
• Мультимедиа проектор;
• Экран;
• Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы, наглядный материал, мультимедийные презентации);
Материалы: акварельные краски; гуашь; восковые и масляные мелки; свечи; ватные палочки; поролон; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; бумажные салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти; цветная бумага; ножницы; вата; крупа; нитки, гофротрубочки; соль крупная и мелкая; пластиковые бутылки; пластилин; бумага для рисования; стекла
.
2.2.Формы аттестации
Зачет, творческая работа, конкурсы, выставки.
Оценочные материалы
Для оценки результативности программы применяется входной, текущий и итоговый контроль.
• Входной контроль – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
• Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение).
• Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за период реализации дополнительной общеразвивающей программы
мониторинг
2.3.Методическое обеспечение программы
Основные формы работы на занятии.
Программа «Фольклор» ориентирована на три основные формы работы на занятии:
-Фронтальная - занятия проходят со всей группой учащихся. Объяснение теоретического материала.
- Групповая - позволяет учитывать возможности каждого учащегося в процессе групповой работы. Способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Организация взаимообучения на занятиях.
-Индивидуальная - способствует выработке навыков самостоятельной работы учащихся, повышает заинтересованность детей, позволяет оказать практическую помощь каждому ребенку со стороны педагога.
Педагогические технологии обучения.
Технология-это набор приемов, обеспечивающих выбор наиболее рациональных, эффективных способов образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы. Поэтому данная программа ориентируется на следующие педагогические технологии:
• Технология дифференцированного обучения (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей учащихся; усвоение программного материала на различных уровнях).
• Технология проблемного обучения (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся; последовательное целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности).
• Технология личностно ориентированного обучения (развитие индивидуальных способностей на пути социального самоопределения учащихся; нормативносообразная деятельность в сочетании с эмоционально-значимой, престижной для учащихся познавательной, продуктивной деятельностью).
• Технология игрового обучения (обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков; самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре).
Основные методы.
Для качественного усвоения учебного материала программы важную роль играют следующие методы обучения:
1. Информационно-рецептивный – направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания обучающимися новой готовой информации. Метод требует разных средств и форм проявления: говорения и слушания, показа, демонстрации объекта и способа действия. Реализуется при изучении нового материала.
2. Репродуктивный – направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные. Реализуется на всех этапах учебно-воспитательного процесса.
3. Методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Реализуются в процессе проведения практически каждых учебных занятий и помогают наглядно отобразить окружающий мир.
4. Методы наблюдения и обследования. Реализуются при проведении практических, экскурсионных и опытно-исследовательских занятий.
5. Проблемный метод – усвоение знаний и способов деятельности учащимися в процессе решения проблемных ситуаций. В основном метод реализуется в группе 2 года обучения при работе над исследовательскими проектами.
6. Эвристический (частично-поисковый) – активное вовлечение учащихся в процесс решения проблемы.
Для повышения эффективности образовательного процесса в объединении проводятся тематические конкурсы, игры, соревнования, природоохранные акции, экологические разведки, трудовые десанты и т. п.
Список литературы
Для педагога:
1. «Искусство – детям». Лепим народную игрушку. Учебное издание. Авт. В. Лобанова. Мозаика-синтез. – М.: 2010
2. «Искусство – детям». Дымковская игрушка. Учебное издание. Метод. рекомендации Г. Величкина. Мозаика-синтез. – М.: 2012
3. «Искусство – детям». Цветочные узоры Полхов-Майдана. Учебное издание. Рук. проекта Ю. Дорожин. Мозаика-синтез. – М.: 2011.
4. Меженева Л.А. Творчество педагога в системе дополнительного образования. Техническое творчество, декоративно-прикладное творчество - Н.Новгород: ООО Педагогические технологии, 2003.
5. Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.
6. Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город.2005.
7. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М. «Просвещение».2004.
Для обучающихся и родителей:
1.Рисование – первые шаги. Школа юного художника. Москва «Эксмо», 2004 год.
2. Русская историческая живопись. Детская энциклопедия. Авт. Н. Яковлева. – М.: Белый город.
3. Акварель. Советы начинающим. Редактор Н. Платонова. – М.: Молодая гвардия, 1991
4. Бирч Линда : Как рисовать масляными красками. Пошаговое руководство для начинающих. Москва. Астрель- АСТ. 2002.
5. Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.
6. Неменский Б. Искусство вокруг нас. М. «Просвещение» 2004.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.