Управление образования
Администрации Советского муниципального района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №16 п. Селивановка
Советского района» Ставропольского края
Утверждена |
Приказом по МКОУ |
«ООШ №16 п. Селивановка» |
Директор _______О.В. Суслова |
Пр. № от 01.09.2019 |
Дополнительная общеразвивающая программа
интеллектуальной направленности
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Возраст обучающихся: 10-15 лет |
Срок реализации:1 год |
Программа разработана |
Педагогом дополнительного образования |
Пашиной Ольгой Дмитриевной
|
|
РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1 Информационная корзина школьника
Приложение №2 Методика формализованного составления рефератов, текстов исследовательских работ.
Приложение №3 "АСПЕКТ - МАРКЕР"
Приложение №4 Выступление с докладом – основы искусства речи
Приложение №5 Научный аппарат исследования
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Программа дополнительного образования «Юный исследователь» имеет общеинтеллектуальную направленность. Составлена с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. На занятиях воспитанники познают культуру проведения исследований по тематике различных школьных предметов за пределами школьных программ по биологии, истории, химии, физике экологии, литературе, географии, оформления и защиты учебно-исследовательской работы.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью ознакомления учащихся с технологией учебного исследования в связи с перспективами продолжения обучения в старшем звене школы и вузах, со спецификой и разнообразием видов самостоятельной работы. Старшеклассники сталкиваются со значительными трудностями и проблемами и при подготовке к научно-практическим конференциям. Перемены, происходящие сегодня во всех сферах жизни общества, оказывают существенное влияние на общеобразовательную школу. Перед ней встают новые цели и задачи, изменяется ориентация ее деятельности, в центре которой – развивающаяся личность ученика, создание условий, необходимых для ее самоопределения и самореализации, становления индивидуальности, раскрытия творческих возможностей.
Ценность программы заключается в том, что она помогает решать задачи, стоящие перед современной школой. Важнейшими задачами образования являются:
-формировать предметные и универсальные способы действий, обеспечивающих возможность продолжения образования;
-развивать умение учиться — способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;
-создавать психолого-педагогические условия для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам в урочной и внеурочной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является ориентация на получение практических знаний, умений и навыков в ходе осуществления проектной деятельности. Проектная деятельность способствует формированию информационной, коммуникативной, социальной компетентностей. Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы, и вид деятельности в рамках проекта, в котором они будут участвовать.
Особенности проектной деятельности при изучении курса:
-направлена на достижение конкретных целей;
-включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
-имеет искусствоведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
-осуществляется в школе, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов;
-предусматривает работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
-обеспечивает сотрудничество детей с членами своей семьи, что положительно влияет на позитивное взаимодействие семьи и школы.
Спецификой программы является большая нагрузка на органы зрения, на опорно-двигательный аппарат, интенсивная умственная нагрузка. В связи с этим необходимо во время занятий регулярно проводить динамические паузы.
Адресат программы - программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов, Возраст обучающихся 10-15 лет. В объединение «Юный исследователь» принимаются все желающие подростки без ограничений и вступительных испытаний.
Объём и срок освоения программы. Курс рассчитан на 140 часов (4 часа в неделю). Продолжительность работы программы: 1 год.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. В объединении одна учебная группа. Наполняемость группы – 9 человек. Состав группы постоянный.
В процессе обучения применяются следующие формы учебно-воспитательной работы – лекция, комплексное занятие и дискуссия.
Формы организации деятельности детей на занятиях:
- групповые;
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- работа в парах.
Для отслеживания результативности работы по программе на протяжении всего процесса обучения осуществляется:
- вводный контроль (сентябрь) в форме первоначальной диагностики (беседа, тест, контрольные вопросы), позволяющий выявить уровень подготовленности и возможности ребят;
- текущий (в течение всего года) или промежуточный контроль производится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала. Проводится в форме опроса, беседы, собеседования, практической работы.
- итоговый контроль проводится в конце года (май) и позволяет оценить уровень обученности воспитанников за год.
Режим, периодичность и продолжительность занятий – Общее количество часов в год составляет 140 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.
Данный курс решает следующие задачи:
-знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;
-формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
-формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
-развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
-развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
-формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
-формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
-развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.
Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.
Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.
Требования к научному руководителю ученика: знание этапов, форм, методов, методологии, математического обеспечения обработки результатов исследования в исследовательской работе.
Формы контроля: выполнение зачетной работы (определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования; представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.).
Электронные и технические средства обучения:
- Учебный мультимедиа комплекс:
-компьютер,
-документ камера,
-интерактивная доска
- Электронная библиотека
Ожидаемые результаты освоения программы:
-формирование познавательной культуры личности;
-умение получать первичные сведения из научной литературы и справочников;
-умение обобщать, анализировать и классифицировать изучаемый
материал;
-знание структуры исследовательской работы, плана подготовки и организации исследования;
-умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, отстаивать собственную точку зрения;
-владение планированием и постановкой опыта, эксперимента;
-расширение кругозора;
-умение представить работу.
Способы определения результативности программы: защита исследовательских работ, участие в научно-исследовательских конференциях, участие в различных конкурсах.
Требования к знаниям и умениям:
Учащийся знает:
-о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;
-о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
-о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;
-об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;
-об эффективных способах презентации результатов исследования.
Учащийся имеет навыки:
-работать в библиотеке;
-находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
-конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
-ставить цели и задачи исследования;
-подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.
Учащийся приобретает опыт:
-работы с различными информационными ресурсами
-анализа и конспектирования литературы
-постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
-определения целей и задач исследования
-самостоятельной организации исследовательской деятельности
-рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
-публичной защиты результатов собственного исследования
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего |
|
||
I. |
Вводное занятие |
111 |
|
2 |
|
||
II. |
Общая характеристика учебного исследования. |
14 |
14 |
28 |
|
||
|
2.1. Особенности, структура и этапы учебного исследования |
2 |
2 |
4 |
|
||
|
2.2. Методы исследования. |
2 |
2 |
4 |
|
||
|
2.3. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. |
2 |
2 |
4 |
|
||
|
2.4 Процедура получения и описания эмпирических данных, стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. |
4 |
4 |
8 |
|
||
|
2.5 Виды наблюдения в науке: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное. |
4 |
4 |
8 |
|
||
III. |
Оформление и проведение практикумов в научно-исследовательской работе. |
28 |
32 |
60 |
|
||
|
3.1. Постановка и анализ проблемы исследования. |
4
|
4 |
8 |
|
||
|
3.2. Выдвижение гипотез, экспериментальная гипотеза, контргипотеза. |
2 |
2 |
4 |
|
||
|
3.3. Формулирование цели, задач исследования. |
4 |
4 |
2 |
|
||
|
3.4. Логика, программа исследования. |
2 |
2 |
4 |
|
||
|
3.5. Требования к эксперименту и экспериментальному материалу. Использование материалов Интернета. |
4 |
3 |
8 |
|||
|
3.6. Обработка результатов исследования, анализ, выводы. |
4 |
4 |
8 |
|||
|
3.7. Требования к оформлению отчета . |
4 |
4 |
8 |
|||
|
3.8. Навыки ведения, обработки, интерпретации протоколов эксперимента. |
2 |
2 |
4 |
|||
|
3.9. Навыки ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. |
4 |
4 |
8 |
|||
IV. |
Оформление исследовательской работы. |
12 |
16 |
28 |
|||
|
4. 1 Оформление исследовательской работы ( Бумажный вариант) |
8 |
8 |
16 |
|||
|
4.2 Оформление тезисов публичного выступления. |
2 |
4 |
6 |
|||
|
4.3 Оформление компьютерного варианта работы |
2 |
4 |
6 |
|||
V. |
Публичное выступление перед экспертной комиссией. |
6 |
10 |
16 |
|
||
|
5.1 Подготовка к выступлению. |
2 |
2 |
4 |
|
||
|
5.2 Репетиция выступления. |
2 |
2 |
4 |
|
||
|
5.3 Анализ ошибок выступления и их коррекция. |
2 |
2 |
4 |
|
||
VI I. |
Заключительное занятие |
|
4 |
4 |
|
||
|
Резерв |
|
2 |
2 |
|
||
|
Итого: |
66 |
74 |
140 |
|
||
Содержание программы
I. Вводное занятие . (2 часа)
Решение орг. вопросов и инструктажи по технике безопасности
II. Общая характеристика исследования. (28часов)
Введение. Назначение программы. Предметом данной программы являются методика и техника учебного исследования, методики сбора данных. Значение программы обусловлено тем, что методики сбора данных для исследования проблемы являются ключевым инструментом эмпирического исследования в науке, имеющего как научное, так и практическое значение. Особенности, структура и этапы учебного исследования. Методы исследования. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования.
Процедура получения и описания эмпирических данных, стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов.
Виды наблюдения в науке: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное,
невключенное.
III. Оформление и проведение практикумов в учебно-исследовательской работе.
(60 часов )
Общая характеристика учебного исследования.
Особенности, структура и динамика учебного исследования. Понятие о научном исследовании. Научная теория, научная гипотеза, научный факт и эмпирическое исследование. Виды исследований: фундаментальное и прикладное, научное и практическое.
Учебное исследование как деятельность: функциональная структура, этапы исследования и задачи, решаемые на каждом этапе.
Постановка и анализ проблемы исследования, выдвижение гипотез, логический план, программа исследования. Формулировка темы, анализ истории и состояния проблемы, определение позиции исследователя по отношению к проблеме как условия и предпосылки выдвижения рабочей гипотезы исследования. Система гипотез исследования: основная против альтернативных. Логический план исследования как способ проверки истинности или ложности основной гипотезы против альтернативных. Примеры наиболее типичных планов эксперимента и анализа.
Сбор данных исследования (эмпирические методы).
Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования (тестирование, анкетирование, интервью, опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы). Виды наблюдения в науке: лабораторное, полевое, включенное, невключенное; навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов; навыки создания отчета на основе наблюдения и эксперимента.
Опрос, анкетирование и беседа. Виды беседы: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная; правила ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. Эксперимент и моделирование. Эксперимент и его разновидности.
Обработка и анализ данных учебного исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов.
Количественный и качественный анализ данных учебного исследования. Основные процедуры первичного количественного анализа данных (вычисление важнейших мер центральной тенденции, мер вариативности, мер связи). Таблицы и графические средства представления данных.
Наиболее универсальные методы статистической проверки гипотез.
Интерпретация данных, выводы, отчет о проведенном исследовании.
Структурная интерпретация эмпирических данных. Особенности интерпретации данных в экспериментальном исследовании. Структура отчета о проведенном учебном исследовании.
IV. Оформление исследовательской работы. (28 часов).
Оформление письменного варианта работы:
Титульный лист, оглавление. Введение. Основная часть. Заключение.
Список использованной литературы. Приложение.
Оформление тезисов публичного выступления.
Оформление компьютерного варианта работы: требования к электронной презентации.
Создание электронной презентации исследовательской работы. Использование фотографий в презентации.
V. Публичное выступление перед экспертной комиссией. (16 часов)
Подготовка к выступлению: культура внешнего вида: силуэт, стиль, одежда, цвет, осанка, походка, пластика, жест, мимика.
Формирование и коррекция вербального образа: техника речи, взгляд, голос,
интонация.
Репетиция выступления. Анализ ошибок выступления и их коррекция.
Выступление на школьной и районной НПК.
VI. Заключительное занятие. (4 часа)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате обучения обучающиеся должны знать:
- методы исследования;
- логику учебного исследования.
Должны уметь:
- планировать, организовывать, проводить учебное исследование;
- обрабатывать и анализировать полученные результаты;
- формулировать выводы исследования;
- оформлять исследовательскую работу в соответствии с Положениями конкурсов;
- составлять краткое публичное выступление и презентовать свою работу.
Должны овладеть навыками:
- применения основных методов исследования: наблюдения, опроса, измерения, эксперимента;
- использования в исследовательской и практической работе основных методик и техник сбора данных.
Получение практического результата в виде
- Учебно-исследовательской работы на районные и краевые конкурсы.
- Реферат по исследуемой теме для участия в конкурсе научно-исследовательских работ учащихся;
- Презентация - сопровождение реферата по исследуемой теме для участия в конкурсе научно-исследовательских работ учащихся «Шаг в науку»;
- Электронная публикация выполненной работы.
Конечный ожидаемый результат Овладение основами проведения учебного исследования и оформления его результатов.
Итогом обучения по программе в целом является формирование у обучающихся самосознания, профессионального самоопределения и ощущения ценности собственной личности. Ребенок в процессе занятий удовлетворяет свои потребности в познании, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, в которых ему позволяют его индивидуальные способности.
РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ |
Ме-сяц |
Чис-ло |
Время |
Форма |
Кол-во |
Тема занятия |
Место |
Форма |
I |
Вводное занятие. |
|||||||
1 |
9 |
2 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Инструктаж по ТБ. Знакомство с детьми. Знакомство детей с планом работ. Знакомство с правилами поведения в кабинете и на рабочем месте. Техника безопасности. |
Кабинет информатики |
Диагности-ка ЗУН |
II |
Общая характеристика учебного исследования |
|||||||
2 |
9 |
07 |
15.00-17. 00 |
Теория |
2 |
Особенности, структура и этапы учебного исследования. |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
9 |
09 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Особенности, структура и этапы учебного исследования. |
Кабинет информатики |
Тест |
|
3 |
9 |
14 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Методы исследования |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
9 |
16 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Методы исследования |
Кабинет информатики |
Тест |
|
4 |
9 |
21 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
9 |
23 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования |
Кабинет информатики |
Тест |
|
4 |
9 |
28 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Процедура получения и описания эмпирических данных. |
Кабинет информатики |
Фронтальный опрос |
9 |
30 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Процедура получения и описания эмпирических данных. |
Кабинет информатики |
Тест |
|
10 |
5 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. |
Кабинет информатики |
Фронтальный опрос |
|
10 |
7 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. |
Кабинет информатики |
Тест |
|
5
|
10 |
12 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Виды наблюдения в науке. |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
10 |
14 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Виды наблюдения в науке. |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
|
10 |
19 |
15.00 -17.00 |
Практика |
2 |
Виды наблюдения в науке. |
Кабинет информатики |
Тест |
|
10 |
21 |
15.00 -17.00 |
Практика |
2 |
Виды наблюдения в науке. |
Кабинет информатики |
Тест |
|
I I I |
Оформление и проведение практикумов в научно-исследовательской работе |
|||||||
6 |
10 |
26 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Постановка проблемы исследования |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
10 |
28 |
15.00- 17.00 |
Практика |
2 |
Постановка проблемы исследования |
Кабинет информатики |
Тест |
|
11 |
9 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Анализ проблемы исследования |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
|
11 |
11 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Анализ проблемы исследования |
Кабинет информатики |
Практичес-кое задание |
|
7 |
11 |
16 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Выдвижение гипотез |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
11 |
18 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Выдвижение гипотез |
Кабинет информатики |
Тест |
|
8 |
11 |
23 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Формулирование цели исследования |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
11 |
25 |
16.00-17.00 |
Практика |
2 |
Формулирование цели исследования |
Кабинет информатики |
Тест |
|
11 |
30 |
15.00-16.00 |
Теория |
2 |
Формулирование задач исследования |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
|
12 |
2 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Формулирование задач исследования |
Кабинет информатики |
Тест |
|
9 |
12 |
7 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Логика, программа исследования |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
12 |
14 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Логика, программа исследования |
Кабинет информатики |
Тест |
|
10 |
12 |
16 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Требования к эксперименту и экспериментальному материалу |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
12 |
21 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Требования к эксперименту и экспериментальному материалу |
Кабинет информатики |
Тест |
|
11 |
12 |
23 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Использование материалов интернета |
Кабинет информатики |
Тест |
12 |
28 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Использование материалов интернета |
Кабинет информатики |
Тест |
|
12 |
12 |
30 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Обработка результатов исследования |
Кабинет информатики |
Фронтальный опрос |
1 |
11 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Обработка результатов исследования |
Кабинет информатики |
Фронтальный опрос |
|
1 |
13 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Обработка результатов исследования |
Кабинет информатики |
Тест |
|
1 |
18 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Обработка результатов исследования |
Кабинет информатики |
Тест |
|
13
|
1 |
20 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Требования к оформлению отчёта |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
1 |
25 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Требования к оформлению отчёта |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
|
1 |
27 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Требования к оформлению отчёта |
Кабинет информатики |
Тест |
|
2 |
1 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Требования к оформлению отчёта |
Кабинет информатики |
Тест |
|
14 |
2 |
3 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Навыки ведения, обработки интепретации протоколов эксперимента |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
2 |
10 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Навыки ведения, обработки интепретации протоколов эксперимента |
Кабинет информатики |
Тест |
|
15 |
2 |
15 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Навыки ведения беседы |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
2 |
17 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Навыки ведения беседы |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
|
2 |
22 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Подготовка и проведение беседы |
Кабинет информатики |
Тест |
|
2 |
24 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Подготовка и проведение беседы |
Кабинет информатики |
Тест |
|
IV |
Оформление исследовательской работы |
|||||||
16 |
2 |
29 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Оформление исследовательской работы |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
3 |
2 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Оформление исследовательской работы |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
|
3 |
7 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Оформление исследовательской работы |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
|
3 |
9 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Оформление исследовательской работы |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
|
3 |
14 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Оформление исследовательской работы |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
|
3 |
16 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Оформление исследовательской работы |
Кабинет информатики |
Практичес-кое задание |
|
3 |
21 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Оформление исследовательской работы |
Кабинет информатики |
Практичес-кое задание |
|
3 |
23 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Оформление исследовательской работы |
Кабинет информатики |
Практичес-кое задание |
|
17 |
4 |
4 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Оформление тезисов выступления |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
4 |
6 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Оформление тезисов выступления |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
|
4 |
11 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Оформление тезисов выступления |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
|
18 |
4 |
13 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Оформление компьютерного варианта работы |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
4 |
18 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Оформление компьютерного варианта работы |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
|
4 |
20 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Оформление компьютерного варианта работы |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
|
V. Публичное выступление перед экспертной комиссией |
||||||||
19 |
4 |
25 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Подготовка к выступлению |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
4 |
27 |
16.00-17.00 |
Практика |
2 |
Подготовка к выступлению |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
|
20 |
5 |
2 |
15.00 -17.00 |
Теория |
2 |
Репетиция выступления |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
5 |
4 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Репетиция выступления |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
|
21 |
5 |
11 |
15.00-17.00 |
Теория |
2 |
Анализ ошибок выступления |
Кабинет информатики |
Фронталь-ный опрос |
5 |
16 |
15.00- 17.00 |
Практика |
2 |
Коррекция ошибок выступления |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
|
5 |
18 |
15.00-17.00 |
Практика |
2 |
Игра «Эрудит» |
Кабинет информатики |
||
5 |
23 |
15.00-17.00 |
2 |
Заключение |
Кабинет информатики |
|||
5 |
25 |
15.00-17.00 |
Резерв |
|||||
Итого |
142 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения
занятий:
-столы и стулья обучающихся;
-столы компьютерные;
-стол и стул педагога;
-информационный уголок;
-шкаф учебный.
Технические средства обучения:
-персональный компьютер с установленным программным обеспечением -принтер;
-сканер;
-мультимедийная установка.
Занятия проходят в кабинете информатики персональными компьютерами в количестве 4 шт.
Кабинет оснащен наглядными пособиями, имеется уголок ТБ.
Занятия проводит учитель истории и географии, имеющая соответствие занимаемой должности (образование – высшее, педагогический стаж 29 лет).
Требования к объектам труда
Объекты труда обучающихся должны:
-соответствовать характеру учебно-воспитательных задач;
-учебному времени, отведенному программой;
-быть посильными;
-представлять собой общественную ценность;
-располагать к творческому поиску;
-соответствовать требованиям этики.
Работа в объединении может быть как коллективной, так и индивидуальной. В процессе работы обучающийся учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно оценивать и корректировать полученный результат. Работа в объединении предусматривает развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося.
Особое внимание во время занятий уделяется знанию и точному соблюдению правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены.
На вводном занятии обучающиеся с правилами безопасного труда, а на последующих занятиях – правилами безопасности при выполнении каждой практической манипуляции.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе обучения большое внимание уделяется сохранению здоровья обучающихся. Учебный кабинет расположен на первом этаже, стены светлых тонов, имеется три больших окна. Соблюдается температурный режим, имеются жалюзи,кондиционер. В кабинете всегда светло и свежо. Кабинет оснащен удобной мебелью.
На занятиях регулярно проводятся физкультминутки. При выполнии физические упражнения, эмоциональность занятия повышается.
Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером рекомендуется обучающимся в течение всего занятия, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких занятий у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.
На занятиях необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку при работе за компьютером, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Упражнение для расслабления спины и плеч, улучшения кровообращения тела
Ноги на ширине плеч. Колени расслаблены (чуть согнуты). В момент вдоха расслабьтесь.
На выдохе поднимайте руки вверх, вытягивая их, как если бы вы решили коснуться потолка. Натянутыми должны быть мышцы пальцев, рук, плеч. Почувствуйте, как напряглись мышцы торса. Опять вдохните.
На выдохе наклонитесь вперед, стараясь коснуться руками пола перед носками туфель. Расслабьтесь и опустите голову и шею. Взгляд следует направить вдоль носа. Колени можно слегка согнуть. Сделайте глубокий вдох.
На выдохе медленно и плавно выпрямитесь.
Повторите 2 раза.
Перед началом выполнения упражнения убедитесь в том, что вес тела равномерно распределен (вы не заваливаетесь ни на носки ступеней, ни на пятки).
Все движения должны быть мягкими, плавными, мышцы не перенапряжены. Ни в коем случае не применяйте чрезмерных усилий. Постепенно мышцы приобретут необходимую эластичность, и со временем вы сможете делать наклоны легко и расслабленно.
Следите за тем, чтобы дыхание было глубоким. Упражнение на общее растягивание можно выполнять и в положении сидя.
Правила безопасной работы за компьютером
Все общие рекомендации можно свести к следующим основным принципам безопасной работы на ПК.
Принцип 1. Правильная рабочая поза:
-на протяжении всего времени работы необходимо следить, чтобы ваше тело занимало оптимальную эргономичную позу;
-не сутультесь;
-не прогибайте позвоночник в нижней его части назад;
-не сидите, положив ногу на ногу;
-не скрещивайте ступни;
-старайтесь сохранять прямые углы в локтевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах;
-найдите такое положение головы, при котором шея устает меньше всего. Отрегулируйте в соответствии с этим положением высоту стола, кресла, углы наклона и высоту подставок монитора, для ног и бумаг;
-если в течение рабочего дня приходится неоднократно подниматься с кресла и вновь садиться в него, при подъеме старайтесь держать голову и торс прямо; садясь, опускайте тело легко и мягко, не "плюхайтесь" в кресло со всего маха, не травмируйте позвоночник.
Принцип 2. Правильное дыхание и релаксация:
-дышите ритмично и свободно;
-научитесь расслабляться;
-когда сидите, внимательно следите за тем, чтобы тело оставалось в расслабленном состоянии, особенно в области лба (бровей), шеи, спины и нижней челюсти;
-держите в расслабленном состоянии плечи и руки;
-если вы почувствовали во время работы напряженность в какой-либо части тела, воспользуйтесь простым и доступным приемом расслабления: сделайте глубокий вдох, напрягите эту часть тела (так сильно, как можете), после чего задержите дыхание на 3-5 с; на выдохе расслабьтесь; при необходимости повторите.
Принцип 3. Правильная организация работы зрительного аппарата:
-моргайте каждые 3-5 с; моргание - это естественный способ увлажнения, очищения глаз, оно служит расслаблению лицевых и лобных мышц;
-следите, чтобы при моргании двигались только веки, но ни в коем случае лицо или щеки;
-сохраняйте мышцы лба в расслабленном состоянии;
-старайтесь при работе видеть не только экран, но и, пользуясь периферийным зрением, окружающее пространство, стол, стены, людей и пр.;
-чаще смотрите вдаль; короткий взгляд вдаль каждые 2-3 мин хоть и занимает рабочее время, но помогает расслабить глазные мышцы;
-по возможности придерживайтесь установленного санитарными нормами и правилами режима работы;
-кратковременные, но регулярные перерывы позволят минимизировать отрицательное воздействие вредных факторов и восстанавливать работоспособность.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Критерии и формы оценки качества знаний
- предварительное прослушивание – 100% воспитанников
- учебные конкурсы и конференции - 100% воспитанников
-одно отчетное открытое занятие и участие 50% детей в конкурсах разных уровней.
Баллы распределяются по уровням: высокий, средний, низкий в соответствии с Положениями о конкурсах (в пределах от 5 до 100 баллов).
Критерии выступления: - внешний вид выступающего - 1-5 баллов; - культура речи и научность (эрудиция)– 1-5 баллов; - уверенное и свободное, логически построенное выступление - 1-5 баллов; - аргументированные ответы на вопросы жюри - 1-5 баллов. Максимально – 20 баллов.
Оценка культуры выступления
|
Критерии оценки |
Дата |
Дата |
Дата |
Дата |
||||
Самооценка |
Оценка педагога |
Самооценка |
Оценка педагога |
Самооценка |
Оценка педагога |
Самооценка |
Оценка педагога |
||
1 |
невербальный образ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
силуэт, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стиль, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
одежда,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цвет,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
осанка,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
походка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пластика,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жест,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мимика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
вербальный образ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
техника речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
взгляд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
голос
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
интонация |
|
|
|
|
|
|
|
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация образовательного процесса
Учебный процесс организован по очной форме обучения, согласно утвержденного расписания.
Методы обучения
Применяются словесный, наглядный, практический методы.
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция.
Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.
Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.
Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.
Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).
В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.
Одной из разновидностей беседы является собеседование.
Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.
Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.
Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.
Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.
Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.
Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.
Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, фотографий, рисунков, схем, плоских моделей и т.п.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Формы организации образовательного процесса
При организации образовательного процесса применяются следующие формы: индивидуальная (не предполагает непосредственного контакта с другими обучающимися, подразумевает самостоятельное выполнение одинаковых для всех заданий) и групповая (педагог управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся).
Педагогические технологии
При организации образовательного процесса применяется личностно - ориентированная технология, ставящая в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Под личностно ориентированным обучением следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ребенка и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения педагог - обучающийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
При подготовке и проведении занятия педагог должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, а затем деятельность, определяя собственную позицию.
Личностно-ориентированный подход на занятиях формирует у обучающихся самосознание, ощущение ценности собственной личности. Ребенок в процессе занятий удовлетворяет свои потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, в которых ему позволяют его индивидуальные способности.
Алгоритм учебного занятия
В целом учебное занятие можно представить в виде последовательности следующих этапов:
1. Организационный этап.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2. Проверочный этап.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего
задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3. Подготовительный этап (подготовка к восприятию нового
содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
4. Основной этап.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
2.1. Усвоение новых знаний и способов действии.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2.2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
2.3. Закрепление знаний.
Применяются тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
2.4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
3. Контрольный этап.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
4. Итоговый этап.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
5. Рефлексивный этап.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
6. Информационный этап.
Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Дидактические материал
-мультимедийные презентации;
-раздаточный материал: карточки-задания, кроссворды, контрольные тесты;
-методические указания, лабораторный практикум;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
-Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 -е изд. / Е. С. Белова. –
М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
-Белых СЛ. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 18. - С. 68-74.
-Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985
-Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
-Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
-Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.
-Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
-Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
-Карпов Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов II Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - № 6. - С. 54-63.
-Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
-Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
-Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творчес-кой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
-Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
-Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
-Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979
-Психология одарённости: от теории к практике /Под ред. Д. В. Ушакова. М.: - ПЕР СО. 2000. - 80 с.
-Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
-Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974
-Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
-Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А. И. Савенков /'/ Школьные технологии. - 1998. - № 4. -С. 144-148.
-Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара. Учебная литература, 2007.
-Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. Самара. Учебная литература, 2007.
-Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
-Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
Литература для детей
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. — С. 296-298.
2.Блюменау Д. И. Проблемы свертывания научной информации/ ВИНИТИ. Л.: Наука, 1982.- 166 с.
3.Блюменау Д. И., Гендина Н. И., Добронравов И. С. и др.// НТИ. Сер. 2.
— 1981. -.4
- С.
16-20.. Формализованное
реферирование с использованием словесных клише .
4. Гендина Н. И. Методика реферирования: Метод, рек./ КГИК. — Кемерово, 1991.- 100с.
5. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования. — М., 1996. — 7 с.
6.Леонов В. П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы/Отв. ред. Б. С. Елепов. — Новосибирск: Наука, 1986. — 176 с.
7. Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. — Новосибирск, 1996
8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Наука, 1972.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Информационная корзина школьника
1. Тезаурус
План – последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную мысль. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
1.
2.
3.и т.д.
Сложный план –это план включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
1.
1.1.
1.2.
2. и т. д.
Таблица – это представление информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок столбцов или граф).
Схема – это условное графическое изображение, показывающие составные части объекта и связи между ними.
График – это наглядное изображение зависимости какой-либо величины от другой.
Тезисы – это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.
Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Конспект – это законченная часть текста, в котором отдельные слова или обороты речи получают точный смысл, соответствующий их нормативному употреблению.
Доклад – это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы.
Аннотация – небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи.
Пометки – это надписи, записи, знаки, отмечающие что-либо: важность, актуальность, неясность, несогласие и т. п.
Выписки – это копии части текста.
Цитата – это выписка, наиболее характерно отражающая ту или иную мысль автора.
Рецензия – это изложение анализа текста, в котором рассматривается его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.
Реферат – это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой тем, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.
Научно-исследовательская работа – работа учащегося, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением, характерным для исследования в научной сфере
Учебно-исследовательская работа – работа, связанная с выполнением эксперимента с известным результатом, описанным в науке, характерным для функционального навыка исследования, развития способностей учащихся.
Реферативно-исследовательская работа – работа, написанная на основе нескольких литературных источников, включающая сопоставление разных точек зрения и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы.
Приложение №2
2. МЕТОДИКА ФОРМАЛИЗОВАННОГО СОСТАВЛЕНИЯ РЕФЕРАТОВ, ТЕКСТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИ
1.1. Назначение
Назначение формализованной методики составления рефератов заключается в снижении субъективности действий человека, преследующего цель извлечь наиболее важные сведения из первичного документа и представить их в сжатом виде; в повышении качества подготавливаемых вторичных документов; снижении временных и интеллектуальных затрат на их подготовку.
1.2. Область применения
Предлагаемая методика рассчитана на работу с первичными документами при
подготовке докладов и выступлений, тезисов, статей, обзоров.
Также может быть использована при организации руководства и
написании курсовых и дипломных работ.
Формализованная методика лежит в основе ряда технологических процессов, выполняемых в библиотеках и службах информации (научная обработка документов, справочно-информационное обслуживание и др.); применяется при производстве комплекса информационно-библиотечных продуктов и услуг.
1.3. Объект
В качестве объектов реферирования выступают научные, научно-технические статьи, разделы монографий.
1.4. Описание цели, задач
Целью формализованной методики реферирования является алгоритмизация действий человека при анализе текста научного документа для выявления его основного смыслового содержания. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- анализ структуры первичного документа;
- выявление в тексте документа аспектов содержания на основе формальных текстовых признаков;
- выбор в соответствии с заданным перечнем тех аспектов содержания, которые подлежат включению в реферат-экстракт (дайджест);
- составление реферата на основе выбранных из текста первичного документа аспектов содержания.
1.5.Требования к конечному продукту
Качество подготовленного на основе предлагаемой методики реферата должно удовлетворять требованиям ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования.
1.6. Организация-разработчик
Методика разработана на кафедре технологии автоматизированной обработки информации Кемеровской государственной академии культуры и искусств.
2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
2.1. Исходный продукт
В качестве исходного продукта при реферировании выступают тексты научных документов, которые обладают рядом особенностей:
2.1.1.Специфический стиль изложения. Научный стиль имеет ряд общих черт, являющихся независимо от характера науки (естественные, точные,гуманитарные), различий между жанрами (монография, научная статья, доклад и т. п.). К этим чертам относятся:
-логическая последовательность изложения;
-объективность изложения;
-смысловая точность (однозначность, терминологичность);
-отвлеченность и обобщенность (безобразность);
-безэмоциональность (или скрытая эмоциональность).
2.1.2. Четкая структурированность научных текстов. Как
правило, в тексте
научного документа можно выделить три
семантических блока:
-введение;
-основная часть;
-заключение.
Каждый из этих блоков делится на более мелкие текстовые фрагменты — аспекты содержания. Аспект содержания — относительно самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством. Перечень аспектов содержания, входящих в состав каждого семантического блока, приводится в приложении 1.
2.1.3. Клишированность научной речи. Независимо от отрасли знания, к которой относится первичный документ, в структуре научных текстов выделяются формальная часть и текстовые признаки — устойчивые словесные обороты, своего рода словесные клише-штампы, позволяющие различать отдельные аспекты содержания в тексте, проследить развитие авторской мысли в тексте. К числу формальных текстовых признаков относятся:
2.1.3.1. Маркеры — характеристические слова или словосочетания, однозначно
определяющие
тот или иной аспект содержания. Каждый аспект обладает своим специфическим
набором маркеров, причем в текстах различных областей знания маркеры одних и тех же аспектов не
имеют существенных отличий. Задать полный список маркеров для каждого аспекта
содержания невозможно в силу богатства естественного языка, его вариативности.
Примерный перечень, содержащий основные типы конструкций маркеров для каждого из
наиболее часто встречающихся в текстах научных документов аспектов содержания,
приводится в приложении 1.
Индикаторы — устойчивые словесные обороты, характеризующие последовательность изложения содержания, акцентирующие внимание читателя на отдельных фрагментах текста. В отличие от маркеров, индикаторы не привязаны жестко к конкретному аспекту содержания, а являются своего рода указателями развития авторской мысли в тексте. Можно выделить следующие виды индикаторов: - индикаторы, формулирующие тему документа, характеризующие последовательность изложения того, о чем будет идти речь в документе. Например, "Данная статья посвящена ...", "Ниже описывается (приводится, характеризуется) ...", "Далее будет рассмотрен вопрос о ...", "Рассмотрим ...", "Обратимся к ...";
- индикаторы результирующего характера. Например, "Итак, ...","Таким образом,...",
"Следовательно,...";
- индикаторы,
акцентирующие внимание читателя на наиболее важных утверждениях,
положениях
текста. Например, "Существенным является ...", "Важно заметить, что...",
"Следует подчеркнуть...".
2.2. Методы преобразования информации при реферировании
В качестве основного метода при построении реферата используется формализованное экстрагирование. Экстрагирование — это извлечение, вытяжка из первичного документа наиболее ценных в смысловом отношении фрагментов текста. Сущность используемого метода заключается в том, что при реферировании научных текстов заранее задаются некоторые формальные правила, которые регламентируют деятельность человека при составлении реферата. Формальные правила сводятся к следующему:
· определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав реферата;
· приводится перечень формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов), позволяющих выделить заданные в структуре реферата аспекты содержания;
· задаются правила редактирования извлекаемых из первичного документа предложений, подлежащих включению в реферат.
2.3. Перечень выполняемых технологических операций
Технология формализованного реферирования включает выполнение следующих операций:
2.3.1. Составление библиографического описания первичного документа.
2.3.2. Анализ текста первичного документа.
2.3.3. Синтез текста.
2.3.4. Редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений.
2.3.5. Запись и оформление реферата.
2.4. Ожидаемый результат технологического процесса
Результатом использования формализованной методики реферирования является
составление реферата-экстракта — вторичного документа, полученного путем извлечения из текста первичного документа наиболее важных в смысловом отношении предложений, обладающих формальными текстовыми признаками.
Структура реферата-экстракта включает:
1. Библиографическое описание;
2-Текст реферата, состоящий из следующих аспектов содержания первичного документа:
-целевая установка;
-предлагаемый вариант решения (или объект, предмет рассмотрения);
-особенности предлагаемого варианта решения;
-назначение или область применения предмета рассмотрения;
-место исследования;
-методы исследования;
-экспериментальная проверка;
-оборудование или технические средства реализации;
-результаты;
-выводы;
-преимущества предлагаемого варианта решения;
-рекомендации.
В реферируемом документе могут отсутствовать какие-либо аспекты из приведенного перечня, однако последовательность изложения сохраняется.
3. Дополнительные сведения, которые содержат указание на количество иллюстраций, таблиц и библиографических ссылок в следующей последовательности: «Ил…. табл...., библ.... назв.". В качестве дополнительных сведений могут указываться на опубликованные ранее документы идентичной тематики, если реферируемый документ является продолжением, а также примечания референта, если в реферируемом документе допущены явные ошибки.
2.5. Последовательность выполнения отдельных технологических операций
2.5.1. Составление
библиографического описания первичного документа.
Библиографическое описание на первичный документ составляется в соответствии с
требованиями ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления (М., 1986.
— 75 с).
2.5.2. Анализ
текста первичного документа.
Реферирование предполагает чтение
всего первичного документа.
2.5.2.1.Пользуясь таблицей "Аспект-маркер" (приложение 1), определить
грани
семантических
блоков в тексте первичного документа.
2.5.2.2.На основе приложения 1 выделить в тексте документа все имеющиеся аспекты содержания.
2.5.3. Синтез текста.
2.5.3.1.Пользуясь списком аспектов, подлежащих обязательному включению
реферат-экстракт (см. пункт 2.4.), определить предложения, которые войдут в
составе вторичного документа.
2.5.3.2.При объединении в единое целое выявленной в ходе анализа первичного
документа
информации использовать основные способы реферативного изложения текста:
2.5.3.2.1.Цитирование, т. е. дословное воспроизведение фрагментов первичного»
документа.
2.5.3.2.2.Перефразирование, которое предполагает частичное изменение (сокращение, объединение, замену, группировку и тому подобные процедуры) отдельных фрагментов текста первичного документа при сохранении основного смысла.
2.5.4. Редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений. Отредактировать извлеченные из текста первичного документа предложения,
2.5.5. подлежащие включению в реферат-экстракт с целью достижения смысловой целостности и связности текста реферата, уменьшения его объема. В ходе редактирования используются операции:
2.5.4.1. Замещение — процесс замены одного фрагмента текста (предложения в целом, его части, словосочетания или слова) другим в опорном маркированном предложении. Замещение обеспечивает ясность и понятность текста. Данная операция используется в случаях, когда включенное в реферат маркированное предложение содержит слова типа "эти", "такие", "подобный", "вышеприведенный", "рассмотренный ранее" и т.п. значение которых следует непременно раскрыть, иначе реферат будет непонятен читателю, вызывая вопросы: "Кто?", "Какой?" и др. В этом случае выполняется операция "шаг назад": в тексте первичного документа отыскивается фрагмент, с помощью которого и осуществляется необходимая замена в реферате. Рассматриваемый прием используется и в том случае, если маркированное предложение, включенное в реферат-экстракт, содержит аббревиатуру, смысл которой мот быть неясен читателю.
2.5.4.2. Опущение — пропуск слова или словосочетания без ущерба для смыслового содержания реферата. Основная цель операции опущения — достижение лаконичности. Пропуску подлежат сведения аргументирующего, пояснительного характера, разъясняющие и иллюстрирующие основные положения первичного документа.
Обычно в ходе редактирования извлеченных из первичного документа маркированных. предложений пропуску подлежат слова типа "данная статья", "настоящая работа", Итак", "таким образом", "следовательно", "например", "в частности", "в том числе", при этом"…
Операция опущения при редактировании часто используется одновременно с операцией замещения.
2.5.4.3. Совмещение — операция, при которой два или несколько предложений, содержащих совпадающие (тождественные) элементы, накладываются друг на друга, образуя сокращенную конструкцию, где совпадающие компоненты употребляются только однажды.
В практике редактирования операции замещения, опущения и совмещения могут использоваться одновременно. Примеры редактирования предложений, извлекаемых, из текста первичного документа приведены в приложении 2.
2.5.5. Запись и оформление реферата.
2.5.5.Записать и оформить реферат в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования и пункта 2.4. данной методики. Образец реферата-экстракта приведен в приложении 3.
3. ОСОБЕННОСТИ РЕФЕРАТА, ПОЛУЧЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МЕТОДИКИ
Особенностью реферата, полученного в результате экстрагирования, является выделение основного смыслового содержания текста первичного документа на основе представлений о ценности, новизне, значимости информации первичного документа, субъективных суждений референта. Реферат-экстракт должен удовлетворять требованиям ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования, заложенные в определении реферата:
- лаконичность в сочетании с точностью изложения содержания первичного документа;
- отсутствие дополнительной интерпретации или критических замечаний референта.
Приложение №3 "АСПЕКТ - МАРКЕР"
Аспект содержания |
Маркер аспекта |
|
СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК 1 - "ВВЕДЕНИЕ"
|
||
Актуальность проблемы |
Одной из актуальных проблем... в настоящее время является... Огромную важность приобретают вопросы... Особое значение приобретает вопрос... Социальная значимость темы определяется... Среди проблем, связанных с ..., пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о... В связи с... большое значение приобрела проблема... Интерес к проблеме... обусловлен... |
|
Известный вариант решения |
Известно, что... Известны способы... Широкое применение получили... Проблеме... посвящено значительное число публикаций (1—15) Вопросу... отводится большое место в работах (5—9) В последние годы данной проблеме уделялось большое внимание в таких работах, как (14-18) Освещение проблемы... нашло отражение в в монографиях (9—11); в ряде статей (12—18); диссертаций (3—5). |
|
Достоинства известного варианта решения |
Предложенный в
(19) метод выгодно отличается устранить... К числу достоинств описанного в монографии (7» подхода следует отнести... Преимуществом предложенного В.П. Дубовиным I (9) способа является... Концепция..., сформированная коллективом авторов монографии (3), позволяет..., открывает возможности... |
|
Недостатки известного варианта решения |
Недостатком известных способов ... является ... Использование... связано с серьезными трудностями Высокая трудоемкость... не позволяет ..., не дает возможности Однако, несмотря на ..., существуют препятствия... Наряду с достоинствами предложенный авторами 1 работы (8) подход обладает следующими недостатками... Тем не менее предлагаемое в (4) решение не позволяет..., не дает возможность... Однако подход к решению вопроса о ..., описанный в (11), не дает ответа на ..., неоправданно сужает возможности... Предложенный в (17) способ ... ограничивает....отрицательно сказывается на... |
|
Целевая установка |
Цель настоящей статьи... Целью настоящей публикации является... Цель данной работы состоит в... В задачу данной публикации входит... Настоящая работа имеет целью... К числу основных задач исследования относятся... Основная задача монографии. |
|
СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК 2 - "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ"
|
||
Описание предлагаемого варианта |
Предлагаемая ... форма ... базируется на... решения или предмета рассмотрения… Предлагается такой метод ..., при котором... Ниже предлагается один из методов... Предлагаемый подход ... основан на...
|
|
Особенность (новизна) предлагаемого варианта решения |
Особенность предлагаемого способа ...состоит в... предлагаемого варианта решения Особенностью ... является...Отличительная черта предлагаемого нами метода... состоит в...Отличительная черта предлагаемого нами метода... состоит в... Характерным признаком, отличающим наш способ..., является...Новизна предлагаемого подхода состоит в... Новизна... проявляется в...Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в... |
|
Назначение предмета рассмотрения |
...используются для... предназначен для... ... служит для...... может быть использован в качестве... ...возможно его использование как... |
|
Место исследования |
В МГУ разработан... Сотрудниками ВИНИТИ предложен... В КемГАКИ ведется исследование... На базе школы-гимназии № 32 г. Новокузнецка проведен... |
|
Технические средства, оборудование
|
Система реализована на ЭВМ... В ходе исследования использовалась следующая аппаратура... Технической базой системы послужила сеть ЭВМ... Для ... применялось оборудование, включавшее... С целью ... был использован аппарат... |
|
Метод исследования |
В данной работе используется метод... Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как... Для ... использовалось интервью... Сочетание наблюдения и тестирования позволило... Применение таких методов, как ..., дало возможность... В состав методов, обеспечивших проведение данной НИР, входили... ...применялась методика... ... метод основан на... |
|
Экспериментальная проверка |
Эксперимент показал, что... Эксперимент проводился в... Цель эксперимента —... Наши эксперименты доказали, что... Опытным путем показано... Опыты подтвердили, что... Испытания проводились... Серия испытаний позволила установить... |
|
Примеры |
Например,… Рассмотрим на примере... Приведем пример... Обратимся к примеру... Этот пример подтверждает, что...Данный пример дает основание говорить... |
|
Математический аппарат |
Воспользуемся формулой ... (наличие Математических символов) Расчеты показывают, что... Исходя из формулы... |
|
Наглядное представление информации |
См. рис. См. табл. (график, схему...) На рис. 1 наглядно видно Данные, приведенные в табл. 6, позволяют утверждать, что... График демонстрирует зависимость... На схеме наглядно отражена...______________________________ |
|
СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК 3 - "ЗАКЛЮЧЕНИЕ"
|
||
Результаты
|
Результаты показали следующее Результаты... оказались следующие... Из полученных результатов видно, что... Основные результаты исследования заключаются следующем... Главным результатом проведенного анализа следует считать... Полученные результаты ... позволяют утверждаться что... |
|
Выводы
|
Итак, можно сделать вывод, что... Проведенные исследования позволяют сделать вывод о... Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее... В заключение отметим , что...Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать...Подводя итоги нашего анализа, следует отмети" Из всего сказанного следует вывод о...Таким образом, можно сделать вывод...Следовательно, мы приходим к выводу... ... работа позволяет сделать вывод, что... |
|
Преимущества предложенного
|
Этот способ имеет то преимущество, что... Следовательно, преимущества состоят в... Анализ показал преимущества метода... Предлагаемый способ позволяет повысить ..., ускорить..., снизить... |
|
Рекомендации
|
Система может быть рекомендована для... Как..., так и ... могли бы быть рекомендованы для... Этот метод может быть рекомендован для... ... может найти применение для... |
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ ОПУЩЕНИЯ, ЗАМЕЩЕНИЯ И СОВМЕЩЕНИЯ ПРИ РЕДАКТИРОВАНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВКЛЮЧЕНИЮ В РЕФЕРАТ-ЭКСТРАКТ Предложения, включенные в реферат-экстракт |
||
Неправильно |
Правильно |
|
ЗАМЕЩЕНИЕ |
||
Проанализируем опыт работы с базами данных ВИНИТИ Методика рассчитана на отработку навыков управления самолетом при СМУ |
Анализируется опыт работы с базами данных ВИНИТИ Методика рассчитана на отработку навыков управления самолетом при сложных метеорологических условиях |
|
ОПУЩЕНИЕ |
||
В данной работе предлагается метод оценки информативности научных документов |
Предлагается количественный метод оценки информативности научных документов |
|
СОВМЕЩЕНИЕ |
||
Таким образом, эксперимент, описанный в данной статье, показал, что больше половины информации, содержащейся в научных книгах, нельзя выявить из-за ограниченных поисковых возможностей каталогов |
Эксперимент показал, что половины информации, содержащейся в научных книгах, нельзя выявить из-за ограниченных поисковых возможностей каталогов… |
|
ЗАМЕЩЕНИЕ + ОПУЩЕНИЕ |
||
Нами будут рассмотрены роль и место персональных ЭВМ в информационно-библиотечной технологии |
Рассматривается роль и место персональных ЭВМ в информационно- библиотечной технологии |
|
Предпринята попытка оценить творческую активность сотрудников НИИ. При этом в качестве показателя творческой активности показателя сотрудников НИИ использовалось отношение числа оригинальных публикаций к суммарному числу жильных и повторных публикаций. |
Предпринята попытка оценить творческую активность сотрудников НИИ, в качестве ее показателя использовалось отношение числа оригинальных публикаций к суммарному числу оригинальных и повторных публикаций. |
|
Приложение №4
Говорение как вид речевой деятельности
Говорение – это наиболее активная форма речевого взаимодействия, с помощью которого осуществляется общение в устной форме; выступает как самостоятельная деятельность при выступлении с лекцией, докладом, сообщением т.д.
Выступление с докладом
-мотивационная часть – сообщить новую научную информацию; объяснить причину явлений, описать последствия, показать взаимосвязь фактов;
-аналитико-синтетическая часть – формирование основных мыслей, положений, написание фактов;
-исполнительная часть – говорение.
Научный стиль в устной речи осуществляется через:
диалог, полилог (дискуссии, дебаты, беседа);
монолог (доклад, сообщение, отчет, защита реферата, исследовательской работы).
Как начать выступление?
-Задать проблемный или оригинальный вопрос;
-Начать с интересной цитаты;
-Начать с конкретного примера из жизни;
-Начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью;
-Начать с истории, случая, притчи.
Но после неординарного начала доклада должны следовать обоснование темы и её актуальность, а также научное положение – тезис.
Как закончить выступление?
-Кратко изложить основные мысли, которые изложены в докладе;
-Процитировать что-либо по теме доклада;
-Создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой.
Резюмирование – это подведение итогов:
-таким образом,…
-итак, можно утверждать…
основная идея, следовательно, сводится к следующему…
-подытожим сказанное…
-Злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, усложняющими восприятие главной мысли;
-Наличие слов – паразитов: «вот», «значит», «так сказать» и. д.;
-Чрезмерная громкость голоса: слушатели через 8-10 минут не воспринимают такую речь;
-Построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15: такие фразы не воспринимаются, смысл ускользает за сложностью грамматической конструкции;
-Монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах доклада и т. д.
Приложение №5
5. Научный аппарат исследования
Структурааппарата научного исследования |
Вспомогательные вопросы |
Проблема |
Что надо изучить из того, что не было изучено ранее? |
Тема |
Как это назвать? |
Актуальность |
Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время? |
Объект исследования |
Что рассматривается в исследовании? |
Предмет исследования |
Как рассматривается объект? Какие новые отношения, свойства, аспекты и функции раскрывает данное исследование? |
Цель |
Какой результат предполагается получить в итоге? |
Задача |
Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Какие промежуточные результаты необходимо получить в процессе исследования, чтобы получить итоговый результат – достичь цели? |
Гипотеза и защищаемые положения |
Что не очевидно в объекте? Что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? |
Научная новизна |
Что сделано исследователем из того, что ранее не было сделано другими? Какие результаты получены впервые? |
Значение для науки или теоретическая значимость |
В какие проблемы, концепции, теории, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие? |
I.Предмет анализа:
1. установить жанр текста: реферат, статья, исследовательская работа и т.д.
2. использовать далее различные замены:
-в работе…
-в данном исследовании…
-в предмете анализа…
-настоящий труд…
-рецензируемая работа и т.д.
II.Актуальность темы:
Использовать одну из формул:
-Настоящая работа посвящена проблеме…, которая указывает на актуальность проводимых автором исследований.
-Актуальность темы следует непосредственно из названия рецензируемого труда и не требует дополнительных объяснений.
-Работа рассматривает актуальную тему совершенствования существующих систем… и способствует углублению наших знаний в этой области … и т.д.
III.Краткое содержание
1. Пересказать содержание (введения, глав, параграфов, заключения, приложения; подсчет страниц, рисунков, упомянутых источников; библиография).
2. Отметить лишь самое существенное, центральные вопросы:
Центральным вопросом работы, где наиболее интересны и
существенны результаты, является…
Для оценки работы нет необходимости рассматривать ее в целом; достаточно остановиться на содержании III главы, составляющей основу исследования…
Через всю работу красной нитью проходит вскрываемое и исследуемое автором соотношение…, на котором и следует остановиться подробнее…
IV.Общая оценка:
1. Начать данную часть фразами:
-Суммируя результаты отдельных глав,…
-Таким образом, настоящая работа…
-Оценивая работу в целом…
-Подводя общие итоги, следует отметить, что…
2. Определить качество работы и дать оценку:
Работа заслуживает: - положительной оценки (слабая работа);
- высокой оценки (средний уровень работы);
- отличной оценки (хорошая работа).
V.Недостатки, недочеты:
1.Использовать в начале шаблоны:
-К недочетам работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении… и недостаточную четкость речевого оформления материала…
-Работа методически не рациональна, следовало бы изменить последовательность глав…, несколько сократить введение и снабдить работу приложением…
-Существенный недостаток данного исследования заключается в…
2.Закончить постраничное перечисление недостатков и недочетов:
-Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, то есть носят локальный характер…
-Указанные замечания не влияют на конечные результаты работы. Можно лишь обратиться к автору с пожеланиями…
-Перечисленные недостатки и недочеты слишком серьёзны и не позволяют рассматривать работу как состоявшееся исследование…
VI. Выводы:
Использовать одну из формул:
-Работа может быть оценена положительно и рекомендована…
-Настоящее исследование заслуживает высокой оценки, а ее автор достоин…
-Работа удовлетворяет требования, предъявляемые к учебным исследованиям…
-Наиболее интересный материал дан в третьей главе, которая и является собственно оригинальной. Однако избыточность речевого оформления крайне затрудняет чтение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.