ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Литературное объединение
«А розА упала на лапу АзорА»
(срок реализации: 1 год, возраст обучающихся: 4класс)
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
Лучникова Ольга Алексеевна,
Учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.
г.Северодвинск
2021 г.
Пояснительная записка
«Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самого себя» В. Сухомлинский
Направленность программы
В наше время очень остро стоит вопрос о формировании духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. В век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа литературного объединения для учащихся 4 классов «А розА упала на лапу АзорА» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Сначала в нашей школе было создано литературное объединение «А собака боса» для обучающихся среднего и старшего звена. На этих занятиях старшеклассники углубленно изучают теорию литературы, включая всестороннее исследование произведений с опорой на историко-культурный контекст, обучающиеся 10-11 классов, выбравшие социально-гуманитарное направление, имеют возможность подготовиться к ЕГЭ посредством написания эссе и сочинений, обучающиеся 9 классов получают положительный опыт подготовки к устному собеседованию по русскому языку.
Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Учитель должен создавать условия для современного ребенка, которые включают в себя культуру понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности и гарантируют ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги.
Данная программа ориентирована на 4 классы, включая коллективы, обучающихся по адаптивным образовательным программам. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы.
Занятия по программе представляют собой совокупность различных
конференций, устных журналов, конкурсов, литературных игр, мастер-классов, встреч с авторами и литературных экспериментов, направленных на реализацию творческих планов обучающихся. Четвероклассники учатся основам риторики, пишут проекты и защищают свои продукты вместе с опытными ребятами – наставниками из старших классов.
Актуальность программы
Занятия литературным творчеством играют большую роль в становлении личности ребенка, создают благоприятные условия для развития креативного мышления, воображения. Развитие речи и риторика дают возможность грамотного воплощения задуманного на публике.
Создание литературных объединений позволяет решить целый ряд познавательных, воспитательных, коммуникативных задач и, при правильной организации, дает импульс к самостоятельной деятельности, что особенно актуально при обучении по ФГОС.
Фестивали, которые проводятся по результатам работы раз в полгода, демонстрируют колоссальный интерес обучающихся к литературному творчеству; посредством диалога ребята учатся чему-то новому, делятся опытом.
Новизна, педагогическая целесообразность заключается в следующем:
· предлагаемый материал данной программы отличается новизной и доступностью, предполагает расширение литературоведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей обучающихся;
· работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, строится с учетом психофизиологических особенностей обучающихся (специфики восприятия и переработки информации, ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания происходящего и т.п.);
· осуществляется помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и накоплении индивидуального жизненного опыта на основе анализа поступков героев литературных произведений;
Цель программы: приобщение обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов к чтению через популяризацию литературного процесса.
Задачи программы:
-развитие и поддержание интереса к литературе и чтению;
-воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;
-расширение и углубление знаний по биографии и творческому пути поэтов и писателей, в том числе Архангельской области;
-повышение престижа чтения в процессе обучения;
-развитие умения грамотно ориентироваться в мире литературы;
-раскрытие творческих способностей и создание условий для презентации художественного творчества обучающихся, их родителей;
Участники программы: обучающиеся 4 классов, учителя начальных классов, русского языка и литературы, истории, обществознания, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, краеведческих и школьного музеев.
Связи, устанавливаемые для реализации программы:
· Внутренние: педагоги начального и среднего звена, школьный библиотекарь.
· Внешние: детская библиотека, музеи.
Сроки реализации программы (2021-2022 уч. г.):
1 этап рассчитан на 34 учебных часа: из них теоретические занятия - 15 час; практические занятия - 19 часов;
Формы и режим занятий
Занятия литературного объединения проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Отчетные фестивали проходят 1 раз в полугодие по 1,5 часа.
Обучающие встречи носят комплексный характер – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
· беседы;
· лекции;
· круглые столы;
· ролевые игры;
· проектирование с последующей защитой продукта;
· фестивали.
На занятиях проводится демонстрация таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и информационно-коммуникационные технологии.
На встречах обучающиеся знакомятся с профессиональными авторами и наследуют опыт написания и анализа художественного произведения. Теоретические основы отрабатываются ребятами на мастер-классах и тренингах, что способствует развитию речи школьников.
Важную роль играют занятия, организованные с посещением библиотек. Знакомство с литературой ставит задачу формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к родному краю, на основе доступных для их понимания произведений детской литературы писателей Архангельской области.
Программа построена на принципах:
- дифференцированного и личностно-ориентированного обучения;
- действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
- принцип интеграции (изучение литературы в синхронии и диахронии)
- сотрудничества, партнерства обучающихся, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, работников библиотек, музеев, родителей, членов литературных объединений из среднего и старшего звена;
Условия реализации программы
- учет возрастных и личностных особенностей обучающихся;
- формирование положительной мотивации к изучению литературы;
- использование современных технологий, разных форм проведения занятий, разнообразного дидактического материала, проектирования;
- привлечение к работе объединения родителей.
Прогнозируемые результаты реализации программы
- возможность проводить самостоятельную аргументированную эстетическую оценку произведений;
- возможность самостоятельно анализировать литературные произведения;
- приобретение навыков исследовательской и проектной деятельности с последующей защитой;
- умение грамотно аргументировать собственную точку зрения и слушать высказывания других;
- умение грамотно работать с критическим анализом;
- улучшение качества публичных выступлений;
- заинтересованность и активное участие родителей в работе объединения;
- сумма конкретных знаний о литературном прошлом и настоящем нашего города и области;
- повышение мотивации, познавательных интересов, кругозора подростков, в том числе с ОВЗ.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Это выступление на школьной конференции «Первый шаг в науку», организация и проведение фестиваля книг «А розА упала на лапу АзорА». Внутренний результат - опыт деятельности и полученные знания станут еще одним помощником обучающихся на пути во взрослую жизнь.
Формы контроля результатов реализации программы
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование; создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.
Вид контроля |
Форма контроля |
Вводный контроль |
Собеседование, наблюдение, анкетирование |
Текущий контроль (по итогам занятий) |
Опрос, собеседование, наблюдение, тестирование, практические задания |
Тематический контроль (по итогам завершения темы) |
Семинары, круглые столы, конкурсы, организация и проведение литературных фестивалей, защита проектов, творческие задания и т.д. |
Возможные критерии результативности
1. Мотивационно-ценностный критерий (познавательный интерес к изучению литературы).
2. Информационный критерий (степень сформированности знаний теории литературы).
3. Инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной, исследовательской деятельности)
4. Деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д., организация тематических мероприятий)
Таким образом, реализация данной программы нацелена на максимальное использование потенциальных возможностей обучающихся, что способствует подготовке выпускников начальной школы к новому жизненному этапу и служит базой для социальной адаптации школьников, обучающихся по адаптированным образовательным программам.
Учебно-тематический план программы
1-й этап (2021-2022 учебный год) – 4 классы
Содержание |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
|
Вводное занятие. «Литература во всех её видах – не что иное, как тень доброй беседы» – Р. Л.Стивенсон |
1 |
1 |
Роды, виды, жанры литературы. |
1 |
|
Юмористические произведения. |
1 |
2 |
Стихи о природе. Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн. |
1 |
2
|
Рассказы современных писателей. |
3 |
3 |
Ступеньки мудрости. |
2 |
2 |
Отчетный фестиваль по прочитанным книгам А розА упала на лапу АзорА» |
||
Встреча с молодыми писателями г. Северодвинска. |
- |
1 |
Проба пера. |
- |
1 |
Зарубежные писатели детям. |
3 |
2 |
Основы создания проекта. |
1 |
2 |
Подготовка к участию в школьной конференции «Первый шаг в науку». |
- |
1 |
Писатели фронта. |
1 |
1 |
Отчетный фестиваль прочитанных книг «А розА упала на лапу АзорА», посвященный Дню Победы |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Вводное занятие. «Литература во всех её видах – не что иное, как тень доброй беседы» – Р. Л. Стивенсон (2 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Роль литературы в развитии государства, общества, личности.
Практика: Круглый стол: «Зачем нужно читать?»
Тема 2. Роды, виды, жанры литературы (1 час)
Теория: Классификация литературных жанров. Поэзия и проза.
Тема 3. Юмористические произведения. (3 часа)
Теория: Знакомство с юмористическими произведениями. Основная цель жанра. Знакомство с детскими журналами, их спецификой, разделами.
Практика: Создание мини рассказа «История из моего детства», детского журнала
Произведения:
1) М. Зощенко «Глупая история»
2) И. Сухин «Вот такой затейник»
3) Детская периодическая печать.
Тема 4. Стихи о природе. Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн. (3 часа)
Теория: Знакомство с произведениями В. Жуковского, А. Фета,
Ф. Тютчева, О. Фокиной, Н. Рубцова.
Практика: Анализ стихотворений. Составление синквейна.
Тема 5. Рассказы современных писателей. (6 часов)
Теория: Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».
Практика: беседа по прочитанным произведениям, сравнение с реальными жизненными ситуациями.
Произведения:
1) В. Драгунский «Сестра моя Ксения», «Что я люблю»
2) Е. Велтисов «Мальчик из чемодана»
3) В Медведев «Баранкин, будь человеком»
Тема 6. Ступеньки мудрости. (4 часа)
Теория: Обобщение прочитанного, формирование нравственной позиции младшего школьника. Правила работы с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Повторение правил гигиены чтения.
Практика: Анализ текста произведений, иллюстрирование понравившегося эпизода, придумывание своего оригинального продолжения произведения.
Произведения:
1) Л. Толстой «Как волки учат своих детей»
2) К. Паустовский «Барсучий нос»
3) П. Бажов «Уральские сказы»
4) Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
5) В. Галявкин «Тетрадки под дождём»
Тема 7. Встреча с молодыми писателями г. Северодвинска. (1 час)
Практика: Беседа о направлениях и тенденциях современной литературы. Обмен опытом.
Тема 8. «Проба пера». (1 час)
Практика: Мастер-класс по написанию художественных произведений малых жанров.
Тема 8. «Зарубежные писатели детям». (5 часа)
Теория: Умение находить в книгах общие признаки.
Практика: Анализ героев произведений.
Произведения:
1) Ж Верн «Дети капитана Гранта»
2) Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»
3) А. Рыбаков «Кортик»
4) А. Рыбаков «Бронзовая птица»
Тема 14. Основы создания проекта. (3 часа)
Теория: Актуальность. Новизна. Цели и задачи. Аудитория. Календарный план. Ожидаемые результаты. Форма и содержание.
Практика: Мастер-классы: «Как выбрать тему проекта? Целевая аудитория»
Тема 18. Подготовка к участию в школьной конференции «Первый шаг в науку». (1 час)
Тема 20. Писатели фронта. (2 часа)
Теория: Особенности фронтовой литературы. Писатели фронта: Константин Симонов, Владимир Лившиц, Александр Твардовский, Василь Быков, Юлия Друнина и др.
Практика: Анализ произведений по выбору обучающихся.
Методическое обеспечение программы
Ведущие методы: проблемно-поисковый, исследовательский, критико-публицистический, метод художественной интерпретации, метод проектов, метод творческого чтения, социально-перцептивный, ситуационный, импровизационный, моделирующий, интерактивный.
Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, наставничество, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;
Формы занятий:
Теоретические: беседы, лекции, демонстрации, обзоры;
Практические: семинары, круглые столы, проекты, экскурсии, викторины, конкурсы, мастер-классы, тренинги, исследования, конференции, фестивали, встречи.
Дидактические материалы:
-тексты для обучения работе с различными источниками информации
-карточки с экспериментальными заданиями
-листы самоподготовки
-памятки по написанию исследовательской работы
-игра «Крокодил»
- медиатека;
- видеофильмы.
Технические средства:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- фотоаппарат
- видеокамера
Формы подведения итогов по каждой теме или разделу программ:
По итогам каждого занятия проводится рефлексия. Ребятам раздается шаблон цветочка. Если обучающийся получил полезные знания и умения и доволен своей работой, то он складывает цветочек в кармашки. Если что-то не получилось, ребенок обозначает свою проблему на этом же цветочке и кладет её в обычный конверт.
Раз в полугодие проводится отчетный литературный фестиваль книг «А розА упала на лапу АзорА». Ребята делятся опытом от прочтения того или иного художественного произведения, которое не входит в школьную программу и не отличается популярностью. Обучающиеся анализируют творческий путь писателя, анализируют речь и поведение героев.
По итогам фестиваля каждому участнику и зрителю будет выдан буклет, на последней странице которого представлен раздел оценки мероприятия. Каждый может анонимно высказаться о том, что понравилось, и на что следует обратить внимание при организации следующего фестиваля.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2. Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3. Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4. Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
В результате освоения программы формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
1. Осознавать значимость чтения для личного развития;
2. Формировать потребность в систематическом чтении;
3. Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
4. Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
5. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
1. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
2. Уметь самостоятельно работать с новым произведением;
3. Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
4. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
1. Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
2. Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
3. Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
4. Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
5. Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
1. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
2. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
3. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
4. Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
5. Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции). Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Список литературы
1. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
2. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
3. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
4. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
6. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
7. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991. 8. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980. 9. Журналы «Начальная школа»,
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.