Департамент образования
Администрации Надымского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Протокол №6 от 24.05.2021 Председатель ПС _________________ Л.В. Орлова
|
|
УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ ДО «Центр детского творчества» __________________ Л.В. Орлова Приказ № 124 от 25.05.2021
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Авиамоделист»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 8-13 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор программы:
Марамыгина Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………..........................................................................2
2. Учебный план……………………………………………………………………………………….9
2.1 Учебный план первого года обучения……………………………………………….....................9
2.2 Учебный план второго года обучения……………………………………………………………10
3 Содержание программы...................................................................................................................11
3.1 Содержание программы первого года обучения…………………………………………………11
3.2 Содержание программы второго года обучения…………………………………………………14
4.Методическое обеспечение………………………………………………………………………….17
5.Календарный учебный график…………………………………...…………….................................18
6.Список литературы ………………………………………………………………………………….19
7.Глоссарий………………………………….………………………………………………………….19
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Почти сто лет существует движение юных техников. Одним из старейших направлений этого движения является авиа моделирование. Большое количество конструкторов, инженеров, сделавших первые шаги в авиа моделировании в детских объединениях и кружках, стали известными и принесли пользу своей стране. Сегодня на качественно новом техническом уровне ребята, увлеченные техникой, творчеством, конструированием, занимаются в объединениях авиа моделирования, приобщаясь к творческому труду.
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Авиамоделист» разработана в соответствии с:
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. №196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
· Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
• Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
• Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
• Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.
Авиамоделизм – это технический вид спорта, занимаясь которым учащиеся в процессе реализации рабочей общеразвивающей программы «Авиамоделист» получат необходимые начальные умения и технологические навыки работы с ручным инструментом, приобретут опыт постройки моделей самолетов из разнообразных материалов, а также получат первоначальные сведения по основам авиационного дела и авиастроения.
Направленность программы - техническая. Предусматривает расширение политехнического кругозора детей, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике.
Программа «Авиамоделист» направлена на развитие выносливости, требовательности к себе у учащихся, на умение достигать намеченных результатов, на формирование спортивного азарта, ориентирована на развитие интереса к науке, технике, к исследованиям в области техники, к умению самостоятельно неординарно мыслить, на развитие познавательной сферы личности учащегося, дает основу профессионального самоопределения детей. В ходе реализации программы у ребят разовьется интерес к профессии летчика, конструктора, механика, технолога, испытателя самолетов, возможно для кого-то - это путь в профессию.
На занятиях по моделированию и конструированию учащиеся получают первоначальные сведения о техническом рисунке, чертеже, эскизе, развивают умения и навыки работы с инструментами.
Уровень освоения содержания программы – базовый.
Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к получению теоретических знаний в процессе практической работы. Дополнительная общеразвивающая программа «Авиамоделист» позволяет не только обучить ребенка правильно моделировать и конструировать, но и подготовить учащихся к планированию и проектированию разноуровневых технических проектов и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве.
Программа является актуальной, так как среди технических видов спорта авиамодельный приобретает все большую популярность и привлекает в свои ряды тем, что, конструируя модель, ребенок совершенствует своё техническое мастерство и мышление, работая над моделью - познаёт технологические приёмы работы, участвуя в соревнованиях – формирует волю.
Новизна программы заключается в том, что занятия в объединении несут в себе творческое начало, выражающееся в развитии конструкторских компетенций учащихся, а не просто знакомству с устройством моделей и подготовкой их к соревнованиям. Занятия авиамоделированием вырабатывают у юных техников инженерный подход к решению встречающихся проблем, навыки самостоятельного творческого труда по конструированию, постройке и запуску летающих моделей, знакомят с основами самолетостроения, учат находить оригинальные технические решения, позволяющие усовершенствовать лётные характеристики, решить вопросы аэродинамики и прочности изготавливаемых моделей, что способствует развитию их экспериментальных, идеациональных умений и навыков.
Развитие познавательной мотивации у детей младшего и среднего школьного возраста к техническому творчеству оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что в дальнейшем влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности. Важна практическая значимость занятий.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия авиамоделизмом полезны для всестороннего развития ребят. При изготовлении моделей учащиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем.
Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что она способствует созданию условий, благодаря которым учащиеся проектируют и конструируют летательные модели для участия в соревнованиях.
Цель программы: приобщение учащихся к научно-техническому творчеству посредством обучения их проектированию и конструированию авиамоделей.
Задачи:
образовательные (программные):
· привитие интереса к истории развития авиамоделирования;
· развитие навыков работы ручными инструментами, технических приемов работы;
· ознакомление со схемами и чертежами моделей;
· развитие основ проектирования и изготовления авиамоделей, спортивных и показательных запусков авиамоделей;
· развитие интереса к изучению основ самолетостроения, теории полета;
· развитие приемов декоративно-художественного оформления моделей
личностные:
· воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
· развитие мотивации личности к познанию и творчеству, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде;
· развитие интереса к технике и техническим объектам;
метапредметные:
· формирование умения поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· формирование умения анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа;
· развитие у учащихся технического мышления.
Планируемые результаты реализации программы
1. Сформированность личностных результатов у учащихся:
· нравственные нормы поведения; уважительное отношения к своей культуре;
· трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе;
· мотивация к познанию и творчеству, трудовой деятельности, самостоятельность мышления;
· устойчивый интерес к технике и техническому творчеству.
2.Сформированность метапредметных результатов:
- познавательных УУД: умение определять понятия, их систематизация, обобщение, классификация, доказательство и др.; осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; приобретение навыков переработки информации (анализа, синтеза, интерпретации, оценки, аргументации, умения сворачивать информацию); умение выполнять практические задания;
- регулятивных УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и задачи творческой работы, выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в команде) план решения творческих заданий; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью педагога или самостоятельно; осуществлять рефлексию;
- коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права отстаивать свою; умение договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность разрешать конфликты,
анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Сформированность образовательных (программных) результатов:
1 год обучения
понимают:
· назначение ручных инструментов для обработки бумаги, картона, бросового материала, пенопласта;
· простейшие графические изображения;
умеют:
· подбирать нужные материалы, инструменты и размещать их на рабочем месте;
· определять название материала, форму, размеры изделия;
· экономно размечать детали;
· самостоятельно изготавливать модели планера, самолета, вертолета (по образцу, по развертке по собственному замыслу);
владеют:
· способами изготовления деталей и их сборки;
· общими сведениями об авиации, о профессиях, связанных с ней;
· общие сведения о строение планера, вертолета, самолета, ракеты
· приемами разметки с помощью шаблонов и чертежно-измерительных инструментов (линейки, угольника, циркуля);
· навыками организации рабочего места и поддержания порядка во время работы;
· навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями;
· знаниями по истории развития технического моделирования;
· приемами декоративно-художественного оформления моделей;
· правилами безопасности труда при работе с ручными инструментами;
2 год обучения
понимают:
· схемы и чертежи моделей, инструкционных карт;
· алгоритм изготовления моделей и поделок;
умеют:
· выполнять проекты с элементами исследования по заданному алгоритму;
· проявлять творчество, фантазию, художественно-эстетический вкус в оформлении своих работ;
вносить изменения в конструкцию с целью ее усовершенствования, переносить умения и опыт в новую ситуацию;
· изготавливать поделки по образцу, техническому рисунку, собственному замыслу, из бумаги, картона, бросового материала, пенопласта;
владеют:
· способами обработки различных материалов: бумаги, картона, бросового материала, пенопласта, пластмассы и т.п.
· навыками работы с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;
· навыками мыслительной деятельности, самостоятельности при выполнении творческого проекта с элементами исследования;
· навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями.
Отличительная особенность программы в том, что главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки. Применение информационно – коммуникативных технологий при сборке моделей и макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов способствуют достижению таких метапредметных результатов: владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, умение принимать новые технические решения, работать с технической литературой и документацией, интернет- ресурсами. Это способствует готовности учащегося к самостоятельному поиску методов познания. Изучение различных сторон окружающей действительности, достижение межпредметных результатов по математике, геометрии, черчении и окружающего мира, в процессе интеграции с которыми совершенствуются и закрепляются общеучебные умения и навыки учащихся в области технического моделирования.
Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на два года обучения и ориентирована на учащихся младшего и среднего школьного возраста (8- 13 лет).
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года, количество учебных часов по программе – 288 часов, количество учебных часов в год по программе – 144 часа, в том числе предусмотрено (теории - 16 ч., практики - 128ч.), на каждом году обучения. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа.
Форма реализации программы – групповая. Состав групп постоянный. В учебные группы принимаются учащиеся по заявлению родителей (законных представителей).
Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных технологий.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие. Форма занятий – групповая (групповая в сочетании с индивидуальной работой). Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся.
Занятия проводятся 2 раза неделю, продолжительность одного занятия 1 час 30 минут, с учётом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия.
Учебные занятия ведутся на базе МОУ СОШ №1.
Наполняемость групп: 15 учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Формы аттестации:
Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре текущего учебного года и в конце первого года обучения в форме контрольного практического занятия, выставки.
Используемые методы: практическое задание, творческое задание, опрос, наблюдение, оценивание.
Аттестация по завершении реализации программы проводится по окончании обучения по образовательной программе в следующих формах: итоговое занятие, защита творческих проектов, выставка, запуск моделей.
Используемые методы: самостоятельное практическое задание, наблюдение, опрос, оценивание.
Программа аттестации по завершении реализации программы содержит методику проверки теоретических понятий содержания программы у учащихся и их практических умений и навыков (при любой форме проведения аттестации). Содержание программы аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Результаты аттестаций фиксируются в протоколах. Копии протоколов аттестации по завершении реализации программы вкладываются в журналы учёта работы педагога дополнительного образования в объединении. Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы выдаются удостоверения об освоении дополнительной общеразвивающей программы «Авиамоделист».
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).
Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.
Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:
· начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
· промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 мая 1 года обучения.
· аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.
Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).
Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится 2
раза в год: в начале года – с 15 по 25 сентября и в конце года - с 12 по 19 мая.
Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов) по следующим
критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и
навыки.
Контроль ОУиН проводится в следующих формах: контрольное занятие; практическая работа с творческим заданием; защита творческих проектов; выставка, игра - соревнование, запуск моделей.
Методы контроля: наблюдение, опрос, самооценка, взаимооценка, самоконтроль, взаимоконтроль.
Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме соревнования по запуску моделей. Используемые методы - презентационный, наблюдение, опрос, оценивание.
Критерии оценки результатов освоения программы
1 год обучения:
Начальный контроль УиН (с 15 по 25.09):
Промежуточная аттестация (20.12. по 26.12 и с 12.05. по 19.05):
1. Умение усовершенствования конструкции.
2. Выбор способов соединения деталей.
3. Навыки работы с графическими изображениями, чертежными инструментами.
2 год обучения
Начальный контроль УиН (с 15.09-25.09):
2. Умение усовершенствования конструкции.
3. Выбор материала и способов соединения деталей.
Промежуточная аттестация (20.12. по 26.12)
1. Навыки работы с графическими изображениями, чертежными инструментами.
2. Правильность и оригинальность выбора материала для технической конструкции.
3. Соответствие способа соединения выбранному материалу.
4. Способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от имеющихся технических возможностей и материалов.
5. Соответствие конечного результата деятельности поставленной задаче и выбранному замыслу.
Аттестация по завершении реализации программы (с12.05-19.05):
1. Правильность технического исполнения чертежа модели;
2. Точности исполнения профилей;
3. Правильность подбора материалов для изготовления модели;
4. Точность выполнения работы по чертежу.
В результате обучения по программе учащиеся будут разбираться в начальных технических вопросах в области авиамоделирования. Они приобретут навыки ручного труда, которые будут полезны в повседневной жизни. Они будут более ответственно относиться к результатам своего и чужого труда, уважать мастеров своего дела, осознанно относиться к понятию патриотизма. Постройка, отделка, самостоятельный запуск и управление созданными моделями свидетельствуют о полном усвоении программы.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения:
-Учебное помещение, соответствующее санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28; Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.
- Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами.
-При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.
-Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.
-Кабинет должен быть чистым, освещённым.
Материально-техническое обеспечение:
- Набор школьной универсальной трансформируемой мебели 1-местный -15;
- Компьютерный стол – 1;
- Стулья, регулируемые по высоте -15;
- Рабочий стол преподавателя -1;
- Стул полумягкий -1;
- Школьная доска -1;
- Интерактивная доска -1;
- Компьютер (моноблок) -1;
- Принтер лазерный – 1;
- Точка доступа – 1;
-Наборы инструментов (подробное описание необходимых инструментов дано в содержании программы по каждой теме);
-Материалы: бумага, картон, клей, нетрадиционный материал, готовые промышленные конструкторы (подробное описание в содержании программы по каждой теме).
В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (приложение к письму Минпросвещения России от 07мая 2020 г. № ВБ-976/04) учебные занятия в рамках реализации программы могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.
Для этого необходимы следующие технические средства:
- рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером;
- локальной сетью с выходом в сети Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.
Учащиеся дома должны иметь:
- персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;
- стабильный канал подключения к сети Интернет.
Время проведения – по расписанию. Основной формой контроля в дистанционном формате является смотр умений и навыков методом наблюдения, а также участие в конкурсах различного уровня в сети интернет.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог, учащиеся, родители.
Методическое и дидактическое обеспечение программы:
- методическая разработка календарного учебного графика;
- методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- литература, предусмотренная программой;
- образцы работ, изготовленные педагогом;
- пакет наглядных пособий (схемы и чертежи по изготовлению изделий в различных техниках, инструкционные карты, иллюстрации);
- глоссарий;
- инструктажи по технике безопасности и соблюдению санитарно- гигиенических правил;
- дидактические материалы: графические и динамические схемы; графические знаки.
- методическая литература;
-методические разработки, методические рекомендации к практическим занятиям.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Для воспитательного пространства характерно:
- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
- построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.
Работа с родителями предусматривает:
· родительские встречи;
· индивидуальные беседы и консультации;
· профилактические беседы;
· совместные воспитательные мероприятия;
· совместное проведение экскурсий и посещение выставок.
Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по двум направлениям: познавательной, досуговой деятельности. Работа с родителями предусматривает индивидуальные беседы, консультации, в том числе работа осуществляется посредством месенджеров, группы в Вайбере «Авиамоделист».
Образовательной программой «Авиамоделист» предусмотрены:
Воспитательные мероприятия проводимые согласно направленности программы: занятие - игра «Знатоки авиации», «Юный авиатор». Предусмотрены ежегодные выставки творческих работ: «Техник что надо» в рамках «Недели технического просвещения», «Космическое путешествие» приуроченное к Всемирному дню авиации и космонавтики. А так же:
- выставки творческих работ: «Военная техника на службе Отечества».
- профилактические мероприятия для учащихся: «Когда на улице мороз», «Выбирай хорошие привычки», «Юный пешеход»;
- познавательные, обзорные экскурсии в Дом природы, выставочный зал, кедровую рощу, праздник "Неделя народов Ямала", экскурсия В музей этнографии "Под открытым небом-чум";
- традиционные мероприятия в объединении планируемые к международному женскому дню 8 марта, дню Матери, ко дню пожилого человека: «О доброте и дружбе», «Самым милым»; «Край чудес», «Вот и стали мы на год взрослее»;
Внесение изменений в программу. Образовательная программа дополнительного образования рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Корректировка программы может быть связана:
1) с изменениями требований и рекомендаций педагогического (методического) совета образовательного учреждения
2) с учетом педагогического анализа, осуществляемого педагогом дополнительного образования в конце каждого учебного года.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1. Учебный план первого года обучения
4 |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие.Введение. Инструктаж. Техника безопасности. |
6 |
2 |
4 |
Беседа, анкетирование |
2. |
История авиации и авиамоделизма. |
2
|
1
|
1
|
Практическая работа с творческим заданием, мини- выставка |
3.1 |
Основные инструменты и материалы для разработки и создания моделей |
8 |
2 |
6 |
Практическая работа, мини- выставка |
3.2 |
Краткие сведения о моделях летательных аппаратов. |
4 |
1 |
3 |
Практическая работа, игра - соревнование |
3.3 |
Материалы и инструменты для изготовления моделей. |
4 |
1 |
3 |
Практическая работа, мини -выставка |
4 |
Изготовление бумажных летающих моделей. |
28 |
4 |
24 |
Практическая работа, запуск моделей, соревнование |
5 |
Изготовление вертолетов. Модели вертолетов. |
28 |
4 |
24 |
Практическая работа, мини- выставка |
6 |
Изготовление моделей самолетов. |
28 |
4 |
24 |
Практическая работа, мини- выставка |
7 |
Изготовление авиамоделей из пенопласта. |
28 |
4 |
24 |
Практическая работа, запуск моделей, соревнование |
8 |
Запуск, испытание моделей. |
8 |
2 |
6 |
Промежуточная аттестация: контрольное практическое занятие/соревнование |
9 |
Экскурсии. |
6 |
- |
6 |
Образовательное путешествие. |
10 |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
Итоговая выставка |
|
Итого: |
144 |
23 |
121 |
|
2.2. Учебный план второго года обучения.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности |
2 |
1 |
1 |
Анкетирование, игра - соревнование |
2. |
Авиация и ее значение. Основы аэродинамики. |
4 |
1 |
3 |
Мини - выставка |
3. |
Графические знания и умения |
8 |
1 |
7 |
Практическая работа с творческим заданием, мини- выставка |
4. |
Изготовление бумажных летающих моделей |
20 |
2 |
18 |
Практическая работа с творческим заданием, запуск моделей |
5. |
Изготовление моделей ракет |
24 |
4 |
20 |
Практическая работа, выставка |
6. |
Изготовление авиамоделей из пенопласта |
24 |
4 |
20 |
Практическая работа, запуск моделей |
7 |
Изготовление моделей парашютов |
24 |
4 |
20 |
Практическая работа, запуск моделей |
8. |
Изготовление воздушных змеев |
24 |
4 |
20 |
Практическая работа, соревнование, запуск моделей |
9. |
Выполнение коллективных работ |
8 |
1 |
7 |
аттестация: защита творческих проектов, итоговая выставка/ контрольное практическое занятие |
10. |
Экскурсии. |
4 |
- |
4 |
Образовательное путешествие |
11. |
Заключительное занятие. |
2 |
- |
2 |
Презентация, защита творческих проектов, запуск моделей |
|
Итого: |
144 |
22 |
122 |
|
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Содержание программы первого года обучения
1.Вводное занятие. Введение. Инструктаж. Техника безопасности
(6 часов: теория-2ч, практика – 4ч).
Теория: обсуждение плана, режима работы. Значение техники в жизни человека. Показ образцов готовых моделей, поделочные материалы, инструменты, применяемые при обработке различных материалов. Назначение инструментов, правила пользования ими, требования к качеству поделок.
Практическая работа: конструирование из плотной бумаги поделок: самолетов, ракет с применением знаний осевой симметрии, симметричное вырезание.
Формы организации занятия: индивидуальная, в парах.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок.
Формы и методы контроля: беседа, анкетирование, наблюдение.
Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы.
2. История авиации и авиамоделизма
(2 часа: теория-1ч, практика – 1ч).
Теория: Изучение истории авиации. Планер как первый шаг в конструировании самолетов. Знаменитые конструктора: С.В. Илюшин, А.С. Яковлев, С.Б. Королев, О.К. Антонов. Самолеты, вертолеты, ракеты.
Классы авиамоделей. Авиамоделизм как вид технического спорта. Демонстрация моделей. Презентация «Авиация».
Практическая работа: конструирование в технике оригами- самолеты, работа по схемам.
Формы организации занятия: индивидуальная.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, иллюстрации, схемы, презентация «Авиация».
Формы и методы контроля: практическая работа с творческим заданием, соревнование «Самый длительный полёт».
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш.
3.Основные инструменты и материалы для разработки, и создания моделей
(8 часов: теория-2ч, практика – 6ч).
3.1 Краткие сведения о моделях летательных аппаратов
(4 часа: теория-1ч, практика – 3ч).
Теория: Летательные аппараты (легче воздуха). Аэростаты, дирижабли, их устройство и предназначение. Воздушные шары. Подъемная сила, крыло и его характеристики. Основные конструкционные части летательного аппарата. Условия, обеспечивающие полет. Основные термины и определения: модель, эскиз, чертеж. Модель – упрощенная копия реального объекта. Виды моделей. Модели летательных аппаратов. Особенности эскизов и чертежей. Отличительные особенности. Основные части самолета и модели. Презентация «Из истории авиастроения».
Практическая работа: конструирование в технике оригами- планеры, ракеты, работа по схемам.
Формы организации занятия: индивидуальная.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы, презентация «Из истории авиастроения».
Формы и методы контроля: практическая работа, наблюдение, игра – соревнование.
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш.
3.2 Материалы и инструменты для изготовления моделей
(4 часа: теория-1ч, практика – 3ч).
Теория: Краткая характеристика материалов. Бумага, ее виды и свойства. Инструменты для изготовления моделей. Понятие о прямоугольнике, конусе, квадрате, окружности. Демонстрация приемов правильной работы с ножом – основным инструментом авиамоделиста, кусачками, ножницами, шилом, чертилкой, керном, циркулем. Презентация «Авиамоделизм».
Практическая работа: Особенности работы с основными инструментами: ножницы, линейка, циркуль, шило, нож, кисть.
Формы организации занятия: индивидуальная.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы, презентация «Авиамоделизм».
Формы и методы контроля: практическая работа, мини –выставка.
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, кисточка.
4.Изготовление бумажных летающих моделей.
(28 часов: теория-4ч, практика – 24ч).
Теория: Основные сведения об условиях, обеспечивающих полет. Подъемная сила – сила, направленная вверх и возникающая при движении самолета в воздушной среде. Сила тяжести – сила, вызываемая гравитационным притяжением Земли. Сила сопротивления воздуха (лобовое сопротивление) – сила, препятствующая движению вперед. Тяга винта – сила, возникающая при работе двигателя самолета. Что такое центр тяжести, положение центра тяжести самолета. Виды крыла. Угол атаки крыла – одна из ключевых характеристик в эксплуатации летательного аппарата и при решении задач динамики полета. Правила безопасности. Соревнования на продолжительность полета, игры с моделями. Требования к запуску. Проведение инструктажа. Регулировка и запуск. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парение планера в восходящих потоках воздуха. Характеристика условий, обеспечивающих полет модели. Центр тяжести. Анализ допущенных ошибок, пути их устранения. Электронная презентация «Самолеты. Планеры».
Практическая работа: приемы и способы изготовления поделок из бумаги: по шаблону, образцу, схемам оригами. Изготовление рейки фюзеляжа, несущих поверхностей. Сборка модели. Разметка по линейке. Способы соединения деталей с помощью клея. Сборка модели. Изготовление планеров, моделей самолета, ракеты.
Формы организации занятия: индивидуальная.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы, презентация «Самолеты. Планеры».
Формы и методы контроля: практическая работа, запуск моделей, соревнование.
Материалы и инструменты: цветная бумага и картон, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, кисточка.
Форма контроля по разделу: практическая работа, запуск моделей.
5.Изготовление вертолетов. Модели вертолетов.
(28 часов: теория-4ч, практика – 24ч).
Теория: М.В. Ломоносов и первые вехи в истории вертолетостроения. «Электролет» Н. А. Лодыгина. Теоретик Н.Е. Жуковский. Первый вертолет ЦАГИ 1-ЭА. МИ, ЯК, КА и их конструкторы – М.Л. Миль, А.С. Яковлев, Н.И. Камов.
Почему и как летает вертолет. Как устроен вертолет. Винт. Специфические режимы полёта: висение, развороты на висении, вертикальный набор высоты и снижение, перемещения вбок и назад. Авторотация (планирование) возможна при неработающих двигателях. Остальные режимы аналогичны режимам полёта самолёта: горизонтальный полёт, набор высоты и снижение, развороты и т.д. Боевые вертолёты способны выполнять элементы высшего пилотажа. Презентация «Вертолеты. История развития вертолета».
Практическая работа: Способы регулировки и запуска моделей. Работа силовой установки вертолета. Способы разметки простой формы. Разметка по линейке и шаблону. Вырезание лопастей. Совершенствование в постройке модели вертолета. Паперкрафт. Создание вертолета из подручных материалов. Постройка простейшей модели вертолета, модели вертолета «Стрекоза».
Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы, презентация «Вертолеты. История развития вертолета».
Формы и методы контроля: практическая работа, мини- выставка.
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, кисточка, проволока, пластилин.
Форма контроля по разделу: практическая работа, выставка.
6. Изготовление моделей самолетов
(28 часов: теория-4ч, практика – 24ч).
Теория: Основные характеристики самолета. Самолеты винтовые и реактивные. Выдающиеся создатели самолетов. Полеты братьев Райт. Роль в жизни человека, гражданские и военные самолеты. Основные режимы полета самолета. Силы действующие на самолет в полете. Работа воздушного винта. История возникновения комнатных авиамоделей.
Практическая работа: изготовление элементов крыла, стабилизатора, киля, фюзеляжа. Воздушный винт. Изготовление разных моделей самолета из различных материалов. Сборка наборов готового конструктора.
Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы.
Формы и методы контроля: практическая работа, мини- выставка.
Материалы и инструменты: цветная бумага и картон, карандаш, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, бросовый материал, готовые наборы конструкторов, кисточка, фольга.
Форма контроля по разделу: практическая работа, выставка.
7. Изготовление авиамоделей из пенопласта.
(28 часов: теория-4ч, практика – 24ч).
Теория: Элементы теории физики полетов. Способы летания (планирования) в природе. Как летают птицы и животные. Летание и планирование. Способы разметки простой формы на пенопласте. Устройство учебного планера. Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Парение.
Практическая работа: Разметка по линейке и шаблону. Способы соединения деталей с помощью клея, ниток. Правила безопасности. Изготовление простейшего планера, метательного.
Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы.
Формы и методы контроля: практическая работа, запуск моделей, соревнование.
Материалы и инструменты: линейка, карандаш, канцелярский нож, ножницы, листы пенопласта
Форма контроля по разделу: практическая работа, запуск моделей.
8. Запуск, испытание моделей.
(8 часов: теория-2ч, практика – 6ч).
Теория: Требования к запуску и полетам. Проведение инструктажа, правила техники безопасности. Регулировка и запуск. Анализ допущенных ошибок, пути их устранение. Беседа «Хочу летать».
Практическая работа: Запуск моделей на улице. Игры – соревнования на продолжительность и дальность полета, точность приземления.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, самостоятельная, практическая работа.
Формы и методы контроля: промежуточная аттестация: контрольное практическое занятие/соревнование
Форма проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольное практическое занятие/соревнование.
9. Экскурсии. (6часов: теория-0ч, практика – 6ч).
Практика:
Экскурсия в Кедровую рощу. Обобщение знаний о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса, рассмотрение многообразия, красоты леса и богатство природного материала, воспитывать любви и уважительного отношения к природе.
Экскурсия на праздник «Неделя народов Ямала», в музей «Под открытым небом-чум», на состязания по национальным видам спорта. Знакомство с бытом, традициями коренного населения, расширение знаний о любимом городе.
Формы организации занятия: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа, диалог, рефлексия.
Формы и методы контроля: образовательное путешествие, наблюдение, оценивание, опрос.
11. Итоговое занятие (2 часа: теория-0ч, практика – 2ч).
Практическая работа: Занятие – праздник «Вот и стали мы на год взрослее»: литературный монтаж, игровая викторина. Выставка лучших работ, коллективное обсуждение, подведение итогов работы за год, поощрение победителей, летние задания.
Формы организации занятия: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, познавательная беседа, обсуждение, загадки, викторина.
Дидактическое обеспечение: плакаты с поздравлениями об окончании учебного года.
Формы и методы контроля: наблюдение, фронтальный опрос, итоговая выставка, оценка и самооценка работ, взаимоконтроль.
3.2. Содержание программы второго года обучения
1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
(2 часа: теория-1ч, практика – 1ч).
Теория: обсуждение плана, режима работы. Значение техники в жизни человека. Показ образцов готовых моделей, поделочные материалы, инструменты, применяемые при обработке различных материалов.
Практическая работа: конструирование из плотной бумаги поделок: самолетов, ракет с применением знаний осевой симметрии, симметричное вырезание.
Формы организации занятия: индивидуальная, в парах.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок.
Формы и методы контроля: анкетирование, игра - соревнование
Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы.
2. Авиация и ее значение. Основы аэродинамики.
(4 часа: теория-1ч, практика – 3ч).
Теория: Изучение истории авиации.
Презентация «Авиация».
Практическая работа: конструирование в технике оригами- самолеты, работа по схемам.
Формы организации занятия: индивидуальная.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа, занятие - мастерская.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, иллюстрации, схемы, презентация «Авиация».
Формы и методы контроля: мини - выставка
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш.
3. Графические знания и умения
(8часов: теория-1ч, практика – 7ч).
Теория: закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях, о линии чертежа, условных обозначениях радиуса, диаметра. Увеличение и уменьшение чертежа детали с помощью масштаба. Познавательное занятие, загадки «Веселая геометрия».
Практическая работа: упражнения на формирование навыка чтения графических изображений. Составление эскизов простейших объектов и деталей с применением условных обозначений. Формы организации занятия: индивидуальная, в парах.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, познавательная беседа, загадки, анализ поделки, практическая работа, занятие - мастерская.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны.
Формы и методы контроля: практическая работа с творческим заданием, мини- выставка
Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка, циркуль.
4.Изготовление бумажных летающих моделей.
(20 часов: теория-2ч, практика – 18ч).
Теория: Требования к запуску. Проведение инструктажа. Регулировка и запуск. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парение планера в восходящих потоках воздуха. Характеристика условий, обеспечивающих полет модели. Центр тяжести. Анализ допущенных ошибок, пути их устранения.
Практическая работа: приемы и способы изготовления поделок из бумаги: по шаблону, образцу, схемам оригами. Изготовление рейки фюзеляжа, несущих поверхностей. Сборка модели. Разметка по линейке. Способы соединения деталей с помощью клея. Сборка модели. Изготовление планеров, моделей самолета, ракеты.
Формы организации занятия: индивидуальная.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа, занятие – фантазия, презентация.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы.
Формы и методы контроля: практическая работа с творческим заданием, мини- выставка
Материалы и инструменты: цветная бумага и картон, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, кисточка.
Форма контроля по разделу: практическая работа, запуск моделей.
5. Изготовление моделей ракет
(24 часа: теория-4ч, практика – 20ч).
Теория: знакомство с видами ракет, основами и особенностями. Почему и как летает ракета, как устроена. Различные типы ракет (одно-, двух-, трехступенчатые) и их назначение. Знакомство с устройством ракеты и ее частями.
Практическая работа: Разметка по линейке. Вычерчивание рабочего чертежа ракеты. Изготовление корпуса, стабилизаторов, колпачка ракеты. Склейка различных частей ракеты.
Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы
Формы и методы контроля: практическая работа, выставка
Материалы и инструменты: цветная бумага и картон, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, кисточка, проволока
Форма контроля по разделу: практическая работа, выставка.
6. Изготовление авиамоделей из пенопласта.
(24 часа: теория-4ч, практика – 20ч).
Теория:.Летание и планирование. Способы разметки простой формы на пенопласте. Устройство учебного планера. Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Парение.
Практическая работа: Разметка по линейке и шаблону. Способы соединения деталей с помощью клея, ниток. Правила безопасности. Изготовление простейшего планера, метательного.
Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы.
Формы и методы контроля: практическая работа, запуск моделей.
Материалы и инструменты: линейка, карандаш, канцелярский нож, ножницы, листы пенопласта
Форма контроля по разделу: практическая работа, запуск моделей.
7.Изготовление моделей парашютов.
(24 часа: теория-4ч, практика – 20ч).
Теория: Знакомство с назначением, принципом действия и устройством парашютов. Парашют Леонардо до Винчи. Луи Себасьтян Ленорман – изобретатель парашюта. Изменение внешнего вида парашюта. Первый в мире авиационный ранцевый парашют Г.Е. Котельникова. Устройство современного парашюта, принцип его действия. Достижения советских и российских парашютистов. Основные части парашюта: купол, стропы, вытяжной парашютик, подвесная система, ранец.
Практическая работа. Изготовление различных типов парашютов с плоским, сферическим куполом. Пуски и соревнования с парашютами на продолжительность. Изготовление простейших моделей парашютов из бумаги: вычерчивание и выкройка купола парашюта; крепление строп к куполу. Регулировка парашютов на скорость снижения. Игры-соревнования «Чей парашют точнее приземлится в круг».
Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа, занятие -игра.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы
Формы и методы контроля: практическая работа, запуск моделей.
Материалы и инструменты: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, нитка.
8. Изготовление воздушных змеев.
(24 часа: теория-4ч, практика – 20ч).
Теория: Краткая история развития воздушных змеев. Практическое использование воздушного змея как первого летательного аппарата. Аэродинамические силы, действующие на воздушных змей в полете.
Практическая работа: Изготовление плоского воздушного змея. Правила запуска воздушного змея.
Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы
Формы и методы контроля: практическая работа, соревнование, запуск моделей
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, канцелярский нож, нитка.
9. Выполнение коллективных работ.
(8 часов: теория-1ч, практика – 7ч).
Теория: Требования к запуску и полетам. Проведение инструктажа, правила техники безопасности. Регулировка и запуск. Анализ допущенных ошибок, пути их устранение.
Практическая работа: совместная разработка и изготовление летательных моделей
Формы организации занятия: коллективная.
Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, самостоятельная, практическая работа.
Формы и методы контроля: аттестация: защита творческих проектов, итоговая выставка/ контрольное практическое
Материалы и инструменты: цветная бумага и картон, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, канцелярский нож, нитка, бросовый материал, пластилин.
Форма проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольное практическое занятие/соревнование.
10. Экскурсии. (4часа: теория-0ч, практика – 4ч).
Практическая работа:
Экскурсия в Кедровую рощу. Обобщение знаний о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса, рассмотрение многообразия, красоты леса и богатство природного материала, воспитывать любви и уважительного отношения к природе.
Экскурсия на праздник «Неделя народов Ямала», в музей «Под открытым небом-чум», на состязания по национальным видам спорта. Знакомство с бытом, традициями коренного населения, расширение знаний о любимом городе.
Формы организации занятия: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа, диалог, рефлексия.
Формы и методы контроля: образовательное путешествие, наблюдение, оценивание, опрос.
11. Заключительное занятие (2 часа: теория-0ч, практика – 2ч).
Обзорная беседа - диалог «Чему мы научились на занятиях в объединении». Подготовка и проведение итогового праздника. Подведение итогов обучения по программе. Поощрение и награждение учащихся.
Рекомендации по продолжению обучения в объединениях технического направления. Организация отчетной выставки, выбор экспонатов для городских и окружных выставок.
Форма организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, занятие – праздник, познавательная беседа, игры развивающие, викторины, кроссворды, загадки, ребусы, викторина, выставка.
Дидактическое обеспечение: поздравительные плакаты с окончанием обучения.
Форма и методы контроля: презентация, защита творческих проектов, запуск моделей
Форма подведения итогов за период освоения программы: итоговая аттестация
Форма проведения итоговой аттестации: защита творческих проектов, итоговая выставка.
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
· единства обучения, развития и воспитания;
· последовательности: от простого к сложному;
· систематичности;
· активности;
· наглядности;
· интеграции;
· прочности;
· связи теории с практикой.
методы обучения:
- словесные: объяснение, рассказ, чтение, опрос, инструктаж, эвристическая беседа, дискуссия, консультация, диалог;
- наглядно – демонстрационные: показ, демонстрация образцов, иллюстраций, рисунков, фотографий, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов;
- практические: практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа (творческие задания, эскизы, проекты), опыты;
- метод игры: ролевые, развивающие, викторины, кроссворды, загадки, ребусы;
- метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения, фантазии, задачи на плоскостное конструирование, творческие задания на рационально – логическое мышление, тесты на развитие у детей воссоздающего воображения, образного мышления, фантазии, словесно – логического мышления, задания на пространственное.
- методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала, поощрение;
- метод оценки: анализ, самооценка, взаимооценка, взаимоконтроль;
- метод информационно - коммуникативный поддержки: работа со специальной литературой, интернет ресурсами;
- метод компьютерного моделирования;
- метод проектный.
С целью развития конструкторских способностей у учащихся поддерживается и поощряется их стремление принимать самостоятельные решения в процессе выполнения работы, усовершенствовать конструкции изделий или изготавливать изделия по собственному замыслу. На практических занятиях дети учатся анализировать, делать выводы, принимать технические решения с наибольшей самостоятельностью и полученный опыт переносить в другую ситуацию. Учащиеся воплощают свой замысел в плоских и объемных моделях, занимаясь проектной деятельностью, которая включает в себя многие элементы до профессионального конструирования (обдумывание, осмысливание идеи, создание мысленного образа, выбор метода конструирования, определение последовательности изготовления деталей, подбор необходимых инструментов и т.д.)
В программу включены разнообразные виды работ с использованием следующих материалов: пластилина, разных видов бумаги, проволоки, ниток, фольги и бросового материала (упаковки полуфабрикатов), пенопласта.
Технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие), складывание поделок в технике оригами; моделирование и конструирование объёмных и плоскостных композиций, развивают у учащихся память, внимание, глазомер, прививают устойчивый интерес к конструкторской, изобретательской и проектной деятельности.
формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая, работа в паре, коллективная работа.
формы организации учебного занятия – беседа - диалог, занятие –фантазия, занятие-игра, занятие – мастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование, защита творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, презентация, экскурсия, выставки (к знаменательным датам, итоговые выставки).
педагогические технологии - технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
5.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Авиамоделист» (базовый уровень) разработан для учебных групп 1 года обучения (приложение к программе).
Год обучения/ № группы |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Всего учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
Примечание |
1 год Группа 1а |
10.09.2021 |
31.05.2022 |
5 зан. 10 ч. |
10 зан. 20 ч. |
9 зан. 18 ч. |
8 зан. 24 ч. |
6 зан. 12 ч.. |
8 зан. 16 ч. |
9 зан. 18 ч. |
9 зан. 18 ч. |
8 зан. 16 ч. |
36 |
72 |
144 |
2 раза в неделю по 2 часа |
|
1 год Группа 1б |
10.09.2021 |
31.05.2022 |
5 зан. 10 ч. |
10 зан. 20 ч. |
9 зан. 18 ч. |
8 зан. 16 ч. |
6 зан. 12 ч. |
8 зан. 16 ч. |
9 зан. 18 ч. |
9 зан. 18 ч. |
8 зан. 16 ч. |
36 |
72 |
144 |
2 раза в неделю по 2 часа |
|
1 год Группа 1в |
10.09.2021 |
31.05.2022 |
5 зан. 10 ч. |
10 зан. 20 ч. |
9 зан. 18 ч. |
8 зан. 16 ч. |
6 зан. 12 ч. |
8 зан. 16 ч. |
9 зан. 18 ч. |
9 зан. 18 ч. |
8 зан. 16 ч. |
36 |
72 |
144 |
2 раза в неделю по 2 часа |
|
Продолжительность учебного года – с 10 сентября по 31 мая
Каникулы – с 01 июня по 31 августа
Продолжительность учебных занятий:
- 1 г.о. - 2 раза в неделю по 2 часа = 4 часа
Начальный контроль – с 15 по 25 сентября
Промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 мая
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-для педагога:
1.Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В.
Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 1990г.
2.Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.:
«Машиностроение",1989г.
3. «Моделист – конструктор»; 2007 - 2013 годы М. Мир ваших увлечений.
4.Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования. // Дополнительное образование. 2003. №3
5.Подласый И.П. Педагогика. – Москва: гуманитарный издательский центр Владос. 2003.
6.Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К.Смирнова. – М., 2003
7.Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. - М., 1980.
8.Рожков В. С. Авиамодельный кружок.- М.: Просвещение, 1986
9.Тютин В.Ф. «Стрекоза – победительница»// Моделист – конструктор. – 1990. -№4
10.Авиамоделизм для начинающих. 50 вопросов и ответов. Специальный выпуск.
11.Материалы специализированных сайтов Интернета:
https://videouroki.net/razrabotki/rabochaia-proghramma-aviamodielirovnaiie.html
https://videouroki.net/razrabotki/rabochaia-proghramma-aviamodielirovnaiie.html
- для детей и родителей:
1. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
2. Колотилов В.В. и др. Техническое моделирование и конструирование. -М.,1983
3. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Модель и машина. - М., 1981.
4. Никитин Г.А., Баканов Н.А. Основы авиации. - М., Транспорт, 1984.1980
5. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1984г.
6. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
7.
7. ГЛОССАРИЙ
Авиамоделизм – это конструирование и постройка моделей летательных аппаратов в технических или спортивных целях.
Авиамоделист- человек который занимается конструированием, созданием и испытанием авиамоделей.
Авиация- передвижение по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха.
Брак - изделие или деталь, которые не могут быть использованы по назначению.
Выкройка - образец для кройки.
Графическое изображение - это представление предмета линиями и штрихами на рисунке.
Геометрия - наука о свойствах геометрических фигур.
Деталь - часть изделия, изготовленная из целого куска материала.
Длина - расстояние между двумя точками.
Изделие - любой предмет, изготовленный человеком.
Инструмент - предмет, которым обрабатывают материал
Изобретатель - человек, который придумывает новые изделия.
Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Картон - толстая, твердая бумага.
Качество изделия - соответствие его свойств задуманному образу.
Калька - прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и рисунков.
Копирка - тонкая бумага, покрытая слоем специальной краски, легко отстающей при нажиме.
Конструкция - это устройство и взаимное расположение частей предмета.
Конструирование – создание нового изделия.
Контур – линия, которая передаёт очертания предмета.
Клей - липкое, затвердевающее вещество для плотного соединения частей чего- либо.
Линейка - чертежный инструмент. Ее используют для измерения длины и построения.
Линия – черта, узкая полоса.
Лист – тонкий, плоский кусок какого - ни будь материала.
Материал - это предмет или вещество, из которого делают какое-нибудь изделие.
Моделирование – исследование объектов, процессов, явлений на моделях – устройствах, подобных прототипу, настоящему предмету.
Модель – воспроизводит строение и действие своего образца.
Ножницы - инструмент для резания тонких материалов
Стилизация - представление предметов в условной, упрощенной форме
Оригами – древнейшее искусство складывание из бумаги различных плоских и объёмных фигурок.
Образец – предмет, материал, взятый для показа или служащий примером при массовом изготовлении
Открытка - прямоугольная карточка с художественным изображением отрезков.
Отрезок - часть прямой линий между двумя точками.
Окружность - контур круга
Паперкрафт - это изготовление, создание различных геометрических фигур, животных и невоодушевлённых предметов из картона, бумаги.
Паперкрафт ещё называют бумажным моделированием.
Приспособление - предмет или устройство, которое помогает выполнить работу
Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Развертка - плоская заготовка, из которой получается деталь изделия.
Размётка – нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.
Радиус – отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точки окружности.
Рицовка – надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.
Силуэт – заполненное контурное изображение предмета или тёмное пятно, которое передаёт очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать ножницами по контурной линии, то образует силуэт.
Симметричное вырезание – вырезание с использованием оси симметрии.
Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.
Сувенир- подарок на память, художественное изделие как память о посещении какого-то места или страны
Трафарет – приспособление для размётки, которая проводится по внутреннему контуру.
Технический рисунок - изображение линиями и штрихами от руки.
Технология - план действий, необходимых для получения желаемого результата.
Технология – совокупность наиболее эффективных приёмов, методов, способов использования оборудования и других технических средств для обработки сырья, материалов и изделий и получения полуфабрикатов и готовой продукции.
Технолог- человек, который разрабатывает процесс изготовления изделий.
Техника – совокупность устройств и приёмов, применяемых человеком в производственной и не производственной деятельности для облегчения и ускорения трудовых процессов.
Техника - умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.
Техника – машины, станки, приборы, инструменты, и др.; здания и сооружения, дороги и каналы.
Угольник - чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, разметки отрезков.
Форма - внешнее очертание, вид предмета
Фольга - тонкий лист металла.
Фальц – сгиб, проглаживание.
Фальцевание – сгибание.
Фальцовка – инструмент удлиненной, плоской формы для проглаживания сгибов.
Циркуль – инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплён грифель или карандаш. У циркуля – измерителя на двух ножках закреплены иглы.
Чертеж - изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений.
Шаблон – приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для размётки по внешнему контуру, пластина с вырезом, очертания которой соответствуют контуру чертежа или изделия, служащая для вычерчивания деталей.
Шило - инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой
Щелевой замок- способ соединения деталей продеванием частей изделия в прорезь.
Эскиз - чертеж, выполненный без точного масштаба и применения чертежных инструментов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.