Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Авиамоделист»
Оценка 4.9

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Авиамоделист»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
преподавание
02.02.2022
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Авиамоделист»
Направленность программы - техническая. Предусматривает расширение политехнического кругозора детей, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике. Программа «Авиамоделист» направлена на развитие выносливости, требовательности к себе у учащихся, на умение достигать намеченных результатов, на формирование спортивного азарта, ориентирована на развитие интереса к науке, технике, к исследованиям в области техники, к умению самостоятельно неординарно мыслить, на развитие познавательной сферы личности учащегося, дает основу профессионального самоопределения детей. В ходе реализации программы у ребят разовьется интерес к профессии летчика, конструктора, механика, технолога, испытателя самолетов, возможно для кого-то - это путь в профессию. На занятиях по моделированию и конструированию учащиеся получают первоначальные сведения о техническом рисунке, чертеже, эскизе, развивают умения и навыки работы с инструментами.
2АВИАМОДЕЛИСТ 2021.docx

 

Департамент образования

Администрации Надымского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического совета

Протокол №6 от 24.05.2021

Председатель ПС

_________________ Л.В. Орлова

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ ДО

«Центр детского творчества»

__________________ Л.В. Орлова

Приказ № 124 от 25.05.2021

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 технической направленности

 

«Авиамоделист»

(базовый уровень)

 

Возраст учащихся: 8-13 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Автор программы:

                                                                                                Марамыгина Елена Анатольевна,

                                                                                       педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Надым, 2021

 

              СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      Пояснительная записка……………………………..........................................................................2

2.      Учебный план……………………………………………………………………………………….9

2.1  Учебный план первого года обучения……………………………………………….....................9

2.2  Учебный план второго года обучения……………………………………………………………10

3        Содержание программы...................................................................................................................11

3.1 Содержание программы первого года обучения…………………………………………………11

3.2  Содержание программы второго года обучения…………………………………………………14

4.Методическое обеспечение………………………………………………………………………….17

5.Календарный учебный график…………………………………...…………….................................18

6.Список литературы ………………………………………………………………………………….19

7.Глоссарий………………………………….………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Почти сто лет существует движение юных техников. Одним из старейших направлений этого движения является авиа моделирование. Большое количество конструкторов, инженеров, сделавших первые шаги в авиа моделировании в детских объединениях и кружках, стали известными и принесли пользу своей стране. Сегодня на качественно новом техническом уровне ребята, увлеченные техникой, творчеством, конструированием, занимаются в объединениях авиа моделирования, приобщаясь к творческому труду.

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Авиамоделист» разработана в соответствии с:

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. №196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);

·       Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);

• Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);

• Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;

•   Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.

Авиамоделизм – это технический вид спорта, занимаясь которым учащиеся в процессе реализации рабочей общеразвивающей программы «Авиамоделист» получат необходимые начальные умения и технологические навыки работы с ручным инструментом, приобретут опыт постройки моделей самолетов из разнообразных материалов, а также получат первоначальные сведения по основам авиационного дела и авиастроения.

Направленность программы - техническая. Предусматривает расширение политехнического кругозора детей, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике.

Программа «Авиамоделист» направлена на развитие выносливости, требовательности к себе у учащихся, на умение достигать намеченных результатов, на формирование спортивного азарта, ориентирована на развитие интереса к науке, технике, к исследованиям в области техники, к умению самостоятельно неординарно мыслить, на развитие познавательной сферы личности учащегося, дает основу профессионального самоопределения детей. В ходе реализации программы у ребят разовьется интерес к профессии летчика, конструктора, механика, технолога, испытателя самолетов, возможно для кого-то - это путь в профессию.

          На занятиях по моделированию и конструированию учащиеся получают первоначальные сведения о техническом рисунке, чертеже, эскизе, развивают умения и навыки работы с инструментами.

Уровень освоения содержания программы – базовый.

Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к получению теоретических знаний в процессе практической работы. Дополнительная общеразвивающая программа «Авиамоделист» позволяет не только обучить ребенка правильно моделировать и конструировать, но и подготовить учащихся к планированию и проектированию разноуровневых технических проектов и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве.

Программа является актуальной, так как среди технических видов спорта авиамодельный приобретает все большую популярность и привлекает в свои ряды тем, что, конструируя модель, ребенок совершенствует своё техническое мастерство и мышление, работая над моделью - познаёт технологические приёмы работы, участвуя в соревнованиях – формирует волю.

          Новизна программы заключается в том, что занятия в объединении несут в себе творческое начало, выражающееся в развитии конструкторских компетенций учащихся, а не просто знакомству с устройством моделей и подготовкой их к соревнованиям. Занятия авиамоделированием вырабатывают у юных техников инженерный подход к решению встречающихся проблем, навыки самостоятельного творческого труда по конструированию, постройке и запуску летающих моделей, знакомят с основами самолетостроения, учат находить оригинальные технические решения, позволяющие усовершенствовать лётные характеристики, решить вопросы аэродинамики и прочности изготавливаемых моделей, что способствует развитию их экспериментальных, идеациональных умений и навыков.

Развитие познавательной мотивации у детей младшего и среднего школьного возраста к техническому творчеству оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что в дальнейшем влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности. Важна практическая значимость занятий.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия авиамоделизмом полезны для всестороннего развития ребят. При изготовлении моделей учащиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что она способствует созданию условий, благодаря которым учащиеся проектируют и конструируют летательные модели для участия в соревнованиях.

Цель программы: приобщение учащихся к научно-техническому творчеству посредством обучения их проектированию и конструированию авиамоделей.

Задачи:

образовательные (программные):

· привитие интереса к истории развития авиамоделирования;

·  развитие навыков работы ручными инструментами, технических приемов работы;

·  ознакомление со схемами и чертежами моделей;

· развитие основ проектирования и изготовления авиамоделей, спортивных и показательных запусков авиамоделей;

· развитие интереса к изучению основ самолетостроения, теории полета;

· развитие приемов декоративно-художественного оформления моделей

личностные:  

·  воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности;

·  развитие мотивации личности к познанию и творчеству, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде;

· развитие интереса к технике и техническим объектам;

метапредметные:

· формирование умения поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

· формирование умения анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

·  развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа;

· развитие у учащихся технического мышления.

 Планируемые результаты реализации программы

1. Сформированность личностных результатов у учащихся:

·      нравственные нормы поведения; уважительное отношения к своей культуре;

·  трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе;

·  мотивация к познанию и творчеству, трудовой деятельности, самостоятельность мышления;

· устойчивый интерес к технике и техническому творчеству.

2.Сформированность метапредметных результатов:

- познавательных УУД: умение определять понятия, их систематизация, обобщение, классификация, доказательство и др.; осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; приобретение навыков переработки информации (анализа, синтеза, интерпретации, оценки, аргументации, умения сворачивать информацию); умение выполнять практические задания;

- регулятивных УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и задачи творческой работы, выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в команде) план решения творческих заданий; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью педагога или самостоятельно; осуществлять рефлексию;

- коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права отстаивать свою; умение договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность разрешать конфликты,

анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Сформированность образовательных (программных) результатов:

1 год обучения

понимают:

·   назначение ручных инструментов для обработки бумаги, картона, бросового материала, пенопласта;

· простейшие графические изображения;

умеют:     

·  подбирать нужные материалы, инструменты и размещать их на рабочем месте;  

·   определять название материала, форму, размеры изделия;

· экономно размечать детали;

·  самостоятельно изготавливать модели планера, самолета, вертолета (по образцу, по развертке по собственному замыслу);

владеют:

·  способами изготовления деталей и их сборки;

·  общими сведениями об авиации, о профессиях, связанных с ней;  

· общие сведения о строение планера, вертолета, самолета, ракеты

· приемами разметки с помощью шаблонов и чертежно-измерительных инструментов (линейки, угольника, циркуля);

·   навыками организации рабочего места и поддержания порядка во время работы;

·   навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями;

·  знаниями по истории развития технического моделирования;

· приемами декоративно-художественного оформления моделей;

·  правилами безопасности труда при работе с ручными инструментами;

2 год обучения

понимают:

·      схемы и чертежи моделей, инструкционных карт;

·      алгоритм изготовления моделей и поделок;

умеют:

·  выполнять проекты с элементами исследования по заданному алгоритму;

·  проявлять творчество, фантазию, художественно-эстетический вкус в оформлении своих работ;

 вносить изменения в конструкцию с целью ее усовершенствования, переносить умения и опыт в новую ситуацию;

· изготавливать поделки по образцу, техническому рисунку, собственному замыслу, из бумаги, картона, бросового материала, пенопласта;

владеют:

·  способами обработки различных материалов: бумаги, картона, бросового материала, пенопласта, пластмассы и т.п.

·  навыками работы с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;

·  навыками мыслительной деятельности, самостоятельности при выполнении творческого проекта с элементами исследования;

·  навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями.

            Отличительная особенность программы в том, что главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки. Применение информационно – коммуникативных технологий при сборке моделей и макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов способствуют достижению таких метапредметных результатов: владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, умение принимать новые технические решения, работать с технической литературой и документацией, интернет-  ресурсами. Это способствует готовности учащегося к самостоятельному поиску методов познания. Изучение различных сторон окружающей действительности, достижение межпредметных результатов по математике, геометрии, черчении и окружающего мира, в процессе интеграции с которыми совершенствуются и закрепляются общеучебные умения и навыки учащихся в области технического моделирования.

Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на два года обучения и ориентирована на учащихся младшего и среднего школьного возраста (8- 13 лет).

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года, количество учебных часов по программе – 288 часов, количество учебных часов в год по программе – 144 часа, в том числе предусмотрено (теории - 16 ч., практики - 128ч.), на каждом году обучения. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа.  

Форма реализации программы – групповая. Состав групп постоянный.  В учебные группы принимаются учащиеся по заявлению родителей (законных представителей).

Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных технологий.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие. Форма занятий – групповая (групповая в сочетании с индивидуальной работой). Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся.

           Занятия проводятся 2 раза неделю, продолжительность одного занятия 1 час 30 минут, с учётом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия.

Учебные занятия ведутся на базе МОУ СОШ №1.

Наполняемость групп: 15 учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Формы аттестации:

Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре текущего учебного года и в конце первого года обучения в форме контрольного практического занятия, выставки.

Используемые методы: практическое задание, творческое задание, опрос, наблюдение, оценивание.

 Аттестация по завершении реализации программы проводится по окончании обучения по образовательной программе в следующих формах: итоговое занятие, защита творческих проектов, выставка, запуск моделей.

 Используемые методы: самостоятельное практическое задание, наблюдение, опрос, оценивание.

Программа аттестации по завершении реализации программы содержит методику проверки теоретических понятий содержания программы у учащихся и их практических умений и навыков (при любой форме проведения аттестации). Содержание программы аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Результаты аттестаций фиксируются в протоколах. Копии протоколов аттестации по завершении реализации программы вкладываются в журналы учёта работы педагога дополнительного образования в объединении. Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы выдаются удостоверения об освоении дополнительной общеразвивающей программы «Авиамоделист».

 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

   Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).

Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.

Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:  

·       начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;

·       промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 мая 1 года обучения.

·       аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.

     Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

     Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.

            Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).

          Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится 2   

         раза в год: в начале года – с 15 по 25 сентября и в конце года - с 12 по 19 мая.

         Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов) по следующим   

         критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и      

         навыки.

      Контроль ОУиН проводится в следующих формах: контрольное занятие; практическая работа с творческим заданием; защита творческих проектов; выставка, игра - соревнование, запуск моделей.

Методы контроля: наблюдение, опрос, самооценка, взаимооценка, самоконтроль, взаимоконтроль.

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме соревнования по запуску моделей. Используемые методы - презентационный, наблюдение, опрос, оценивание.

Критерии оценки результатов освоения программы

1 год обучения:

Начальный контроль УиН (с 15 по 25.09):

  1. Эстетичность и аккуратность оформления работы.
  2. Навыки самостоятельности, творчества.

Промежуточная аттестация (20.12. по 26.12 и с 12.05. по 19.05):

1.      Умение усовершенствования конструкции.

2.      Выбор способов соединения деталей.

3.      Навыки работы с графическими изображениями, чертежными инструментами.

2 год обучения

Начальный контроль УиН (с 15.09-25.09):

  1. Уровень графических умений и навыков.

2.      Умение усовершенствования конструкции.

3.      Выбор материала и способов соединения деталей.

Промежуточная аттестация (20.12. по 26.12)

1.      Навыки работы с графическими изображениями, чертежными инструментами.

2.      Правильность и оригинальность выбора материала для технической конструкции.

3.      Соответствие способа соединения выбранному материалу.

4.      Способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от имеющихся технических возможностей и материалов.                                                                            

5.      Соответствие конечного результата деятельности поставленной задаче и выбранному замыслу.  

Аттестация по завершении реализации программы (с12.05-19.05):

1. Правильность технического исполнения чертежа модели;

2. Точности исполнения профилей;

3. Правильность подбора материалов для изготовления модели;

4. Точность выполнения работы по чертежу.

В результате обучения по программе учащиеся будут разбираться в начальных технических вопросах в области авиамоделирования. Они приобретут навыки ручного труда, которые будут полезны в повседневной жизни. Они будут более ответственно относиться к результатам своего и чужого труда, уважать мастеров своего дела, осознанно относиться к понятию патриотизма. Постройка, отделка, самостоятельный запуск и управление созданными моделями свидетельствуют о полном усвоении программы.  

Условия реализации программы

          Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения:

-Учебное помещение, соответствующее санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28; Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.

- Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами.

-При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.

-Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.

-Кабинет должен быть чистым, освещённым.

Материально-техническое обеспечение:

- Набор школьной универсальной трансформируемой мебели 1-местный -15;

- Компьютерный стол – 1;

- Стулья, регулируемые по высоте -15;

- Рабочий стол преподавателя -1;

- Стул полумягкий -1;

- Школьная доска -1;

- Интерактивная доска -1;

- Компьютер (моноблок) -1;

- Принтер лазерный – 1;

- Точка доступа – 1;

-Наборы инструментов (подробное описание необходимых инструментов дано в содержании программы по каждой теме);

-Материалы: бумага, картон, клей, нетрадиционный материал, готовые промышленные конструкторы (подробное описание в содержании программы по каждой теме).

В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (приложение к письму Минпросвещения России от 07мая 2020 г. № ВБ-976/04) учебные занятия в рамках реализации программы могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий. 

Для этого необходимы следующие технические средства:

- рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером;

- локальной сетью с выходом в сети Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.

Учащиеся дома должны иметь:

- персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;

- стабильный канал подключения к сети Интернет. 

Время проведения – по расписанию. Основной формой контроля в дистанционном формате является смотр умений и навыков методом наблюдения, а также участие в конкурсах различного уровня в сети интернет.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог, учащиеся, родители.

Методическое и дидактическое обеспечение программы:

 - методическая разработка календарного учебного графика;

- методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

- литература, предусмотренная программой; 

- образцы работ, изготовленные педагогом;

- пакет наглядных пособий (схемы и чертежи по изготовлению изделий в различных техниках, инструкционные карты, иллюстрации);

- глоссарий;

- инструктажи по технике   безопасности и соблюдению санитарно- гигиенических правил;

- дидактические материалы: графические и динамические схемы; графические знаки.

- методическая литература;

-методические разработки, методические рекомендации к практическим занятиям.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Для воспитательного пространства характерно:

- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;

- построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Работа с родителями предусматривает:

·  родительские встречи;

·  индивидуальные беседы и консультации;

·  профилактические беседы;

·  совместные воспитательные мероприятия;

·  совместное проведение экскурсий и посещение выставок.

Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по двум направлениям: познавательной, досуговой деятельности. Работа с родителями предусматривает индивидуальные беседы, консультации, в том числе работа осуществляется посредством месенджеров, группы в Вайбере «Авиамоделист».

 Образовательной программой «Авиамоделист» предусмотрены:

Воспитательные мероприятия проводимые согласно направленности программы: занятие - игра «Знатоки авиации», «Юный авиатор». Предусмотрены ежегодные выставки творческих работ: «Техник что надо» в рамках «Недели технического просвещения», «Космическое путешествие» приуроченное к Всемирному дню авиации и космонавтики. А так же:

- выставки творческих работ: «Военная техника на службе Отечества».

- профилактические мероприятия для учащихся: «Когда на улице мороз», «Выбирай хорошие привычки», «Юный пешеход»;

- познавательные, обзорные экскурсии в Дом природы, выставочный зал, кедровую рощу, праздник "Неделя народов Ямала", экскурсия В музей этнографии "Под открытым небом-чум";

- традиционные мероприятия в объединении планируемые к международному женскому дню 8 марта, дню Матери, ко дню пожилого человека: «О доброте и дружбе», «Самым милым»; «Край чудес», «Вот и стали мы на год взрослее»;

Внесение изменений в программу. Образовательная программа дополнительного образования рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Корректировка программы может быть связана:

 1) с изменениями требований и рекомендаций педагогического (методического) совета образовательного учреждения

 2) с учетом педагогического анализа, осуществляемого педагогом дополнительного образования в конце каждого учебного года.

 

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2.1. Учебный план первого года обучения

4

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.Введение. Инструктаж. Техника безопасности.

6

2

4

Беседа, анкетирование

2.

История авиации и авиамоделизма.

 

2

 

 

1

 

 

1

 

Практическая работа с творческим заданием, мини- выставка

3.1

Основные инструменты и

материалы для разработки и

создания моделей

8

2

6

Практическая работа, мини- выставка

3.2

Краткие сведения о моделях

летательных аппаратов.

4

1

3

Практическая работа, игра - соревнование

3.3

Материалы и инструменты для

изготовления моделей.

4

1

3

Практическая работа, мини -выставка

4

Изготовление бумажных летающих моделей.

28

4

24

Практическая работа, запуск моделей, соревнование

5

Изготовление вертолетов. Модели вертолетов.

28

4

24

Практическая работа, мини- выставка

6

Изготовление моделей самолетов.

28

4

24

Практическая работа, мини- выставка

7

Изготовление авиамоделей из пенопласта.

28

4

24

Практическая работа, запуск моделей, соревнование

8

Запуск, испытание моделей.

8

2

6

Промежуточная аттестация: контрольное практическое занятие/соревнование

9

Экскурсии.

6

-

6

Образовательное путешествие.

10

Итоговое занятие.

2

-

2

Итоговая выставка

 

Итого:

144

23

121

 

 

 

                                         2.2. Учебный план второго года обучения.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности

2

1

1

Анкетирование, игра - соревнование

2.

Авиация и ее значение. Основы аэродинамики.

4

1

3

Мини - выставка

3.

Графические знания и умения

8

1

7

Практическая работа с творческим заданием, мини- выставка

4.

Изготовление бумажных летающих моделей

20

2

18

Практическая работа с творческим заданием, запуск моделей

5.

 Изготовление моделей ракет

24

4

20

Практическая работа, выставка

6.

Изготовление авиамоделей из пенопласта

24

4

20

Практическая работа, запуск моделей

7

Изготовление моделей парашютов

24

4

20

Практическая работа, запуск моделей

8.

Изготовление воздушных змеев

24

4

20

Практическая работа, соревнование, запуск моделей

9.

Выполнение коллективных работ

8

1

7

аттестация: защита творческих проектов, итоговая выставка/ контрольное практическое занятие

10.

Экскурсии.

4

-

4

Образовательное путешествие

11.

Заключительное занятие.

2

-

2

Презентация, защита творческих проектов, запуск моделей

 

Итого:

144

22

122

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Содержание программы первого года обучения

1.Вводное занятие. Введение. Инструктаж. Техника безопасности

(6 часов: теория-2ч, практика – 4ч).

Теория: обсуждение плана, режима работы. Значение техники в жизни человека. Показ образцов готовых моделей, поделочные материалы, инструменты, применяемые при обработке различных материалов. Назначение инструментов, правила пользования ими, требования к качеству поделок.

Практическая работа: конструирование из плотной бумаги поделок: самолетов, ракет с применением знаний осевой симметрии, симметричное вырезание.

Формы организации занятия: индивидуальная, в парах.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок.

Формы и методы контроля: беседа, анкетирование, наблюдение.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы.

2. История авиации и авиамоделизма

 (2 часа: теория-1ч, практика – 1ч).

Теория: Изучение истории авиации. Планер как первый шаг в конструировании самолетов. Знаменитые конструктора: С.В. Илюшин, А.С. Яковлев, С.Б. Королев, О.К. Антонов. Самолеты, вертолеты, ракеты.

Классы авиамоделей. Авиамоделизм как вид технического спорта. Демонстрация моделей. Презентация «Авиация».

Практическая работа: конструирование в технике оригами- самолеты, работа по схемам.

Формы организации занятия: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, иллюстрации, схемы, презентация «Авиация».

Формы и методы контроля: практическая работа с творческим заданием, соревнование «Самый длительный полёт».

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш.

3.Основные инструменты и материалы для разработки, и создания моделей

(8      часов: теория-2ч, практика – 6ч).

3.1 Краткие сведения о моделях летательных аппаратов

(4      часа: теория-1ч, практика – 3ч).

Теория: Летательные аппараты (легче воздуха). Аэростаты, дирижабли, их устройство и предназначение. Воздушные шары. Подъемная сила, крыло и его характеристики. Основные конструкционные части летательного аппарата. Условия, обеспечивающие полет. Основные термины и определения: модель, эскиз, чертеж. Модель – упрощенная копия реального объекта. Виды моделей. Модели летательных аппаратов. Особенности эскизов и чертежей. Отличительные особенности. Основные части самолета и модели. Презентация «Из истории авиастроения».

Практическая работа: конструирование в технике оригами- планеры, ракеты, работа по схемам.

Формы организации занятия: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы, презентация «Из истории авиастроения».

Формы и методы контроля: практическая работа, наблюдение, игра – соревнование.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш.

3.2 Материалы и инструменты для изготовления моделей

(4 часа: теория-1ч, практика – 3ч).

Теория: Краткая характеристика материалов. Бумага, ее виды и свойства. Инструменты для изготовления моделей. Понятие о прямоугольнике, конусе, квадрате, окружности. Демонстрация приемов правильной работы с ножом – основным инструментом авиамоделиста, кусачками, ножницами, шилом, чертилкой, керном, циркулем. Презентация «Авиамоделизм».

Практическая работа: Особенности работы с основными инструментами: ножницы, линейка, циркуль, шило, нож, кисть.

Формы организации занятия: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы, презентация «Авиамоделизм».

Формы и методы контроля: практическая работа, мини –выставка.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, кисточка.

4.Изготовление бумажных летающих моделей.

(28 часов: теория-4ч, практика – 24ч).

Теория: Основные сведения об условиях, обеспечивающих полет. Подъемная сила – сила, направленная вверх и возникающая при движении самолета в воздушной среде. Сила тяжести – сила, вызываемая гравитационным притяжением Земли. Сила сопротивления воздуха (лобовое сопротивление) – сила, препятствующая движению вперед. Тяга винта – сила, возникающая при работе двигателя самолета. Что такое центр тяжести, положение центра тяжести самолета. Виды крыла. Угол атаки крыла – одна из ключевых характеристик в эксплуатации летательного аппарата и при решении задач динамики полета. Правила безопасности. Соревнования на продолжительность полета, игры с моделями. Требования к запуску. Проведение инструктажа. Регулировка и запуск. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парение планера в восходящих потоках воздуха. Характеристика условий, обеспечивающих полет модели. Центр тяжести. Анализ допущенных ошибок, пути их устранения. Электронная презентация «Самолеты. Планеры».

Практическая работа: приемы и способы изготовления поделок из бумаги: по шаблону, образцу, схемам оригами. Изготовление рейки фюзеляжа, несущих поверхностей. Сборка модели.  Разметка по линейке. Способы соединения деталей с помощью клея.  Сборка модели. Изготовление планеров, моделей самолета, ракеты.

Формы организации занятия: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы, презентация «Самолеты. Планеры».

Формы и методы контроля: практическая работа, запуск моделей, соревнование.

Материалы и инструменты: цветная бумага и картон, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, кисточка.

Форма контроля по разделу: практическая работа, запуск моделей.

5.Изготовление вертолетов. Модели вертолетов.

(28 часов: теория-4ч, практика – 24ч).

Теория: М.В. Ломоносов и первые вехи в истории вертолетостроения. «Электролет» Н. А. Лодыгина. Теоретик Н.Е. Жуковский. Первый вертолет ЦАГИ 1-ЭА. МИ, ЯК, КА и их конструкторы – М.Л. Миль, А.С. Яковлев, Н.И. Камов.

Почему и как летает вертолет. Как устроен вертолет. Винт. Специфические режимы полёта: висение, развороты на висении, вертикальный набор высоты и снижение, перемещения вбок и назад. Авторотация (планирование) возможна при неработающих двигателях. Остальные режимы аналогичны режимам полёта самолёта: горизонтальный полёт, набор высоты и снижение, развороты и т.д. Боевые вертолёты способны выполнять элементы высшего пилотажа. Презентация «Вертолеты. История развития вертолета».

Практическая работа: Способы регулировки и запуска моделей. Работа силовой установки вертолета. Способы разметки простой формы. Разметка по линейке и шаблону. Вырезание лопастей. Совершенствование в постройке модели вертолета. Паперкрафт. Создание вертолета из подручных материалов. Постройка простейшей модели вертолета, модели вертолета «Стрекоза».

Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы, презентация «Вертолеты. История развития вертолета».

Формы и методы контроля: практическая работа, мини- выставка.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, кисточка, проволока, пластилин.

Форма контроля по разделу: практическая работа, выставка.

6. Изготовление моделей самолетов

(28 часов: теория-4ч, практика – 24ч).

Теория: Основные характеристики самолета. Самолеты винтовые и реактивные. Выдающиеся создатели самолетов.  Полеты братьев Райт. Роль в жизни человека, гражданские и военные самолеты. Основные режимы полета самолета. Силы действующие на самолет в полете. Работа воздушного винта. История возникновения комнатных авиамоделей.

Практическая работа: изготовление элементов крыла, стабилизатора, киля, фюзеляжа. Воздушный винт. Изготовление разных моделей самолета из различных материалов. Сборка наборов готового конструктора.

Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы.

Формы и методы контроля: практическая работа, мини- выставка.

Материалы и инструменты: цветная бумага и картон, карандаш, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, бросовый материал, готовые наборы конструкторов, кисточка, фольга.

Форма контроля по разделу: практическая работа, выставка.

7. Изготовление авиамоделей из пенопласта.

(28 часов: теория-4ч, практика – 24ч).

Теория: Элементы теории физики полетов. Способы летания (планирования) в природе. Как летают птицы и животные. Летание и планирование. Способы разметки простой формы на пенопласте. Устройство учебного планера. Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Парение.

Практическая работа: Разметка по линейке и шаблону. Способы соединения деталей с помощью клея, ниток. Правила безопасности. Изготовление простейшего планера, метательного.

Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы.

Формы и методы контроля: практическая работа, запуск моделей, соревнование.

Материалы и инструменты: линейка, карандаш, канцелярский нож, ножницы, листы пенопласта

Форма контроля по разделу: практическая работа, запуск моделей.

8. Запуск, испытание моделей.

(8 часов: теория-2ч, практика – 6ч).

Теория: Требования к запуску и полетам. Проведение инструктажа, правила техники безопасности. Регулировка и запуск. Анализ допущенных ошибок, пути их устранение. Беседа «Хочу летать».

Практическая работа: Запуск моделей на улице. Игры – соревнования на продолжительность и дальность полета, точность приземления.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, самостоятельная, практическая работа.

Формы и методы контроля: промежуточная аттестация: контрольное практическое занятие/соревнование

Форма проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольное практическое занятие/соревнование.

9. Экскурсии. (6часов: теория-0ч, практика – 6ч).

 Практика:

 Экскурсия в Кедровую рощу. Обобщение знаний о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса, рассмотрение многообразия, красоты леса и богатство природного материала, воспитывать любви и уважительного отношения к природе.

Экскурсия на праздник «Неделя народов Ямала», в музей «Под открытым небом-чум», на состязания по национальным видам спорта. Знакомство с бытом, традициями коренного населения, расширение знаний о любимом городе.

Формы организации занятия: групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа, диалог, рефлексия.

Формы и методы контроля: образовательное путешествие, наблюдение, оценивание, опрос.

11. Итоговое занятие (2 часа: теория-0ч, практика – 2ч).

Практическая работа: Занятие – праздник «Вот и стали мы на год взрослее»: литературный монтаж, игровая викторина. Выставка лучших работ, коллективное обсуждение, подведение итогов работы за год, поощрение победителей, летние задания.

Формы организации занятия: групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, познавательная беседа, обсуждение, загадки, викторина.

Дидактическое обеспечение: плакаты с поздравлениями об окончании учебного года.

Формы и методы контроля: наблюдение, фронтальный опрос, итоговая выставка, оценка и самооценка работ, взаимоконтроль.

 

3.2. Содержание программы второго года обучения

1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

(2 часа: теория-1ч, практика – 1ч).

Теория: обсуждение плана, режима работы. Значение техники в жизни человека. Показ образцов готовых моделей, поделочные материалы, инструменты, применяемые при обработке различных материалов.

Практическая работа: конструирование из плотной бумаги поделок: самолетов, ракет с применением знаний осевой симметрии, симметричное вырезание.

Формы организации занятия: индивидуальная, в парах.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок.

Формы и методы контроля: анкетирование, игра - соревнование

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы.

2. Авиация и ее значение. Основы аэродинамики.

 (4 часа: теория-1ч, практика – 3ч).

Теория: Изучение истории авиации.

Презентация «Авиация».

Практическая работа: конструирование в технике оригами- самолеты, работа по схемам.

Формы организации занятия: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа, занятие - мастерская.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, иллюстрации, схемы, презентация «Авиация».

Формы и методы контроля: мини - выставка

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш.

3. Графические знания и умения

(8часов: теория-1ч, практика – 7ч).

Теория: закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях, о линии чертежа, условных обозначениях радиуса, диаметра. Увеличение и уменьшение чертежа детали с помощью масштаба. Познавательное занятие, загадки «Веселая геометрия».

Практическая работа: упражнения на формирование навыка чтения графических изображений. Составление эскизов простейших объектов и деталей с применением условных обозначений. Формы организации занятия: индивидуальная, в парах.

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, познавательная беседа, загадки, анализ поделки, практическая работа, занятие - мастерская.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны.

Формы и методы контроля: практическая работа с творческим заданием, мини- выставка

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка, циркуль.

4.Изготовление бумажных летающих моделей.

(20 часов: теория-2ч, практика – 18ч).

Теория: Требования к запуску. Проведение инструктажа. Регулировка и запуск. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парение планера в восходящих потоках воздуха. Характеристика условий, обеспечивающих полет модели. Центр тяжести. Анализ допущенных ошибок, пути их устранения.

Практическая работа: приемы и способы изготовления поделок из бумаги: по шаблону, образцу, схемам оригами. Изготовление рейки фюзеляжа, несущих поверхностей. Сборка модели.  Разметка по линейке. Способы соединения деталей с помощью клея.  Сборка модели. Изготовление планеров, моделей самолета, ракеты.

Формы организации занятия: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа, занятие – фантазия, презентация.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы.

Формы и методы контроля: практическая работа с творческим заданием, мини- выставка

Материалы и инструменты: цветная бумага и картон, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, кисточка.

Форма контроля по разделу: практическая работа, запуск моделей.

5. Изготовление моделей ракет

(24 часа: теория-4ч, практика – 20ч).

Теория: знакомство с видами ракет, основами и особенностями. Почему и как летает ракета, как устроена. Различные типы ракет (одно-, двух-, трехступенчатые) и их назначение. Знакомство с устройством ракеты и ее частями.

Практическая работа: Разметка по линейке. Вычерчивание рабочего чертежа ракеты. Изготовление корпуса, стабилизаторов, колпачка ракеты. Склейка различных частей ракеты.  

Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы

Формы и методы контроля: практическая работа, выставка

Материалы и инструменты: цветная бумага и картон, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, шило, канцелярский нож, кисточка, проволока

Форма контроля по разделу: практическая работа, выставка.

6. Изготовление авиамоделей из пенопласта.

(24 часа: теория-4ч, практика – 20ч).

Теория:.Летание и планирование. Способы разметки простой формы на пенопласте. Устройство учебного планера. Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Парение.

Практическая работа: Разметка по линейке и шаблону. Способы соединения деталей с помощью клея, ниток. Правила безопасности. Изготовление простейшего планера, метательного.

Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы.

Формы и методы контроля: практическая работа, запуск моделей.

Материалы и инструменты: линейка, карандаш, канцелярский нож, ножницы, листы пенопласта

Форма контроля по разделу: практическая работа, запуск моделей.

7.Изготовление моделей парашютов.

(24 часа: теория-4ч, практика – 20ч).

Теория: Знакомство с назначением, принципом действия и устройством парашютов. Парашют Леонардо до Винчи. Луи Себасьтян Ленорман – изобретатель парашюта. Изменение внешнего вида парашюта. Первый в мире авиационный ранцевый парашют Г.Е. Котельникова. Устройство современного парашюта, принцип его действия. Достижения советских и российских парашютистов. Основные части парашюта: купол, стропы, вытяжной парашютик, подвесная система, ранец.

Практическая работа. Изготовление различных типов парашютов с плоским, сферическим куполом. Пуски и соревнования с парашютами на продолжительность. Изготовление простейших моделей парашютов из бумаги: вычерчивание и выкройка купола парашюта; крепление строп к куполу. Регулировка парашютов на скорость снижения. Игры-соревнования «Чей парашют точнее приземлится в круг».

Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа, занятие -игра.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы

Формы и методы контроля: практическая работа, запуск моделей.

Материалы и инструменты: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, нитка.

8. Изготовление воздушных змеев.

(24 часа: теория-4ч, практика – 20ч).

Теория: Краткая история развития воздушных змеев. Практиче­ское использование воздушного змея как первого летательного аппарата. Аэродинамические си­лы, действующие на воздушных змей в полете.

Практическая работа: Изготовление плоского воздушного змея. Правила запуска воздушного змея.

Формы организации занятия: индивидуальная, в парах, групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы

Формы и методы контроля: практическая работа, соревнование, запуск моделей

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, канцелярский нож, нитка.

9. Выполнение коллективных работ.

(8 часов: теория-1ч, практика – 7ч).

Теория: Требования к запуску и полетам. Проведение инструктажа, правила техники безопасности. Регулировка и запуск. Анализ допущенных ошибок, пути их устранение.

Практическая работа: совместная разработка и изготовление летательных моделей

Формы организации занятия: коллективная.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, самостоятельная, практическая работа.

Формы и методы контроля: аттестация: защита творческих проектов, итоговая выставка/ контрольное практическое

Материалы и инструменты: цветная бумага и картон, ножницы, клей- карандаш, линейка, циркуль, канцелярский нож, нитка, бросовый материал, пластилин.

Форма проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольное практическое занятие/соревнование.

10. Экскурсии. (4часа: теория-0ч, практика – 4ч).

 Практическая работа:

 Экскурсия в Кедровую рощу. Обобщение знаний о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса, рассмотрение многообразия, красоты леса и богатство природного материала, воспитывать любви и уважительного отношения к природе.

Экскурсия на праздник «Неделя народов Ямала», в музей «Под открытым небом-чум», на состязания по национальным видам спорта. Знакомство с бытом, традициями коренного населения, расширение знаний о любимом городе.

Формы организации занятия: групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа, диалог, рефлексия.

Формы и методы контроля: образовательное путешествие, наблюдение, оценивание, опрос.

11. Заключительное занятие (2 часа: теория-0ч, практика – 2ч).

Обзорная беседа - диалог «Чему мы научились на занятиях в объединении». Подготовка и проведение итогового праздника. Подведение итогов обучения по программе. Поощрение и награждение учащихся.

     Рекомендации по продолжению обучения в объединениях технического направления.  Организация отчетной выставки, выбор экспонатов для городских и окружных выставок.

Форма организации занятий: групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, занятие – праздник, познавательная беседа, игры развивающие, викторины, кроссворды, загадки, ребусы, викторина, выставка.

Дидактическое обеспечение: поздравительные плакаты с окончанием обучения.

Форма и методы контроля: презентация, защита творческих проектов, запуск моделей

Форма подведения итогов за период освоения программы: итоговая аттестация

Форма проведения итоговой аттестации: защита творческих проектов, итоговая выставка.

 

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

·      единства обучения, развития и воспитания;

·      последовательности: от простого к сложному;

·      систематичности;

·      активности;

·      наглядности;

·      интеграции;

·      прочности;

·      связи теории с практикой.

 методы обучения:

- словесные: объяснение, рассказ, чтение, опрос, инструктаж, эвристическая беседа, дискуссия, консультация, диалог;

- наглядно – демонстрационные: показ, демонстрация образцов, иллюстраций, рисунков, фотографий, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов;

- практические: практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа (творческие задания, эскизы, проекты), опыты;

- метод игры: ролевые, развивающие, викторины, кроссворды, загадки, ребусы;

- метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения, фантазии, задачи на плоскостное конструирование, творческие задания на рационально – логическое мышление, тесты на развитие у детей воссоздающего воображения, образного мышления, фантазии, словесно – логического мышления, задания на пространственное.

- методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала, поощрение;

- метод оценки: анализ, самооценка, взаимооценка, взаимоконтроль; 

- метод информационно - коммуникативный поддержки: работа со специальной литературой, интернет ресурсами;

- метод компьютерного моделирования;

- метод проектный.        

       С целью развития конструкторских способностей у учащихся поддерживается и поощряется их стремление принимать самостоятельные решения в процессе выполнения работы, усовершенствовать конструкции изделий или изготавливать изделия по собственному замыслу. На практических занятиях дети учатся анализировать, делать выводы, принимать технические решения с наибольшей самостоятельностью и полученный опыт переносить в другую ситуацию. Учащиеся воплощают свой замысел в плоских и объемных моделях, занимаясь проектной деятельностью, которая включает в себя многие элементы до профессионального конструирования (обдумывание, осмысливание идеи, создание мысленного образа, выбор метода конструирования, определение последовательности изготовления деталей, подбор необходимых инструментов и т.д.)

       В программу включены разнообразные виды работ с использованием следующих материалов: пластилина, разных видов бумаги, проволоки, ниток, фольги и бросового материала (упаковки полуфабрикатов), пенопласта.

            Технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие), складывание поделок в технике оригами; моделирование и конструирование объёмных и плоскостных композиций, развивают у учащихся память, внимание, глазомер, прививают устойчивый интерес к конструкторской, изобретательской и проектной деятельности. 

формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая, работа в паре, коллективная работа.

 формы организации учебного занятия – беседа - диалог, занятие –фантазия, занятие-игра, занятие – мастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование, защита творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, презентация, экскурсия, выставки (к знаменательным датам, итоговые выставки).

педагогические технологии -  технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

 

 

 

 

5.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Авиамоделист» (базовый уровень) разработан для учебных групп 1 года обучения (приложение к программе).

Год

обучения/

№ группы

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Примечание

1 год

Группа 1а

10.09.2021

31.05.2022

5 зан.

10 ч.

10 зан.

20 ч.

9 зан.

18 ч.

8 зан.

24 ч.

6 зан.

12 ч..

8 зан.

16 ч.

9 зан.

18 ч.

9 зан.

18 ч.

8 зан.

16 ч.

36

72

144

2 раза в неделю по 2 часа

 

1 год

Группа 1б

10.09.2021

31.05.2022

5 зан.

10 ч.

10 зан.

20 ч.

9 зан.

18 ч.

8 зан.

16 ч.

6 зан.

12 ч.

8 зан.

16 ч.

9 зан.

18 ч.

9 зан.

18 ч.

8 зан.

16 ч.

36

72

144

2 раза в неделю по 2 часа

 

1 год

Группа 1в

10.09.2021

31.05.2022

5 зан.

10 ч.

10 зан.

20 ч.

9 зан.

18 ч.

8 зан.

16 ч.

6 зан.

12 ч.

8 зан.

16 ч.

9 зан.

18 ч.

9 зан.

18 ч.

8 зан.

16 ч.

36

72

144

2 раза в неделю по 2 часа

 

 

Продолжительность учебного года – с 10 сентября по 31 мая

Каникулы – с 01 июня по 31 августа

Продолжительность учебных занятий:

- 1 г.о. - 2 раза в неделю по 2 часа = 4 часа

Начальный контроль – с 15 по 25 сентября

Промежуточная аттестация с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 мая

 

 

 

 

 

 

 

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

-для педагога:
1.Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 1990г.
2.Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: «Машиностроение",1989г.

3. «Моделист – конструктор»; 2007 - 2013 годы М. Мир ваших увлечений.

4.Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования. // Дополнительное образование. 2003. №3

5.Подласый И.П. Педагогика. – Москва: гуманитарный издательский центр Владос. 2003.

6.Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К.Смирнова. – М., 2003

7.Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. - М., 1980.

8.Рожков В. С. Авиамодельный кружок.- М.: Просвещение, 1986

9.Тютин В.Ф. «Стрекоза – победительница»// Моделист – конструктор. – 1990. -№4

10.Авиамоделизм для начинающих. 50 вопросов и ответов. Специальный выпуск.

11.Материалы специализированных сайтов Интернета:

 https://videouroki.net/razrabotki/rabochaia-proghramma-aviamodielirovnaiie.html

https://videouroki.net/razrabotki/rabochaia-proghramma-aviamodielirovnaiie.html
для детей и родителей:

1.      Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.

2.      Колотилов В.В. и др. Техническое моделирование и конструирование. -М.,1983

3.      Костенко В.И., Столяров Ю.С. Модель и машина. - М., 1981.

4.      Никитин Г.А., Баканов Н.А. Основы авиации. - М., Транспорт, 1984.1980

5.      Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1984г.

6.      Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР, 1982г.

7.       

7. ГЛОССАРИЙ

Авиамоделизм – это конструирование и постройка моделей летательных аппаратов в технических или спортивных целях.

Авиамоделист- человек который занимается конструированием, созданием и испытанием авиамоделей.

Авиация- передвижение по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха.

Брак - изделие или деталь, которые не могут быть использованы по назначению.

Выкройка - образец для кройки.

Графическое изображение - это представление предмета линиями и штрихами на рисунке.

Геометрия - наука о свойствах геометрических фигур.

Деталь - часть изделия, изготовленная из целого куска материала.

Длина - расстояние между двумя точками.

Изделие - любой предмет, изготовленный человеком.

Инструмент - предмет, которым обрабатывают материал

Изобретатель - человек, который придумывает новые изделия.

Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Картон - толстая, твердая бумага.

Качество изделия - соответствие его свойств задуманному образу.

Калька - прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и рисунков.

Копирка - тонкая бумага, покрытая слоем специальной краски, легко отстающей при нажиме.

Конструкция - это устройство и взаимное расположение частей предмета.

Конструирование – создание нового изделия.

Контур – линия, которая передаёт очертания предмета.

Клей - липкое, затвердевающее вещество для плотного соединения частей чего- либо.

Линейка - чертежный инструмент. Ее используют для измерения длины и построения.

Линия – черта, узкая полоса.

Лист – тонкий, плоский кусок какого - ни будь материала.

Материал - это предмет или вещество, из которого делают какое-нибудь изделие.

Моделирование – исследование объектов, процессов, явлений на моделях – устройствах, подобных прототипу, настоящему предмету.

Модель – воспроизводит строение и действие своего образца.

Ножницы - инструмент для резания тонких материалов

Стилизация - представление предметов в условной, упрощенной форме

Оригами – древнейшее искусство складывание из бумаги различных плоских и объёмных фигурок.

Образец – предмет, материал, взятый для показа или служащий примером при массовом изготовлении

Открытка - прямоугольная карточка с художественным изображением отрезков.

Отрезок - часть прямой линий между двумя точками.

Окружность - контур круга

Паперкрафт - это изготовление, создание различных геометрических фигур, животных и невоодушевлённых предметов из картона, бумаги. 

Паперкрафт ещё называют бумажным моделированием.

Приспособление - предмет или устройство, которое помогает выполнить работу

Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Развертка - плоская заготовка, из которой получается деталь изделия.

Размётка – нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.

Радиус – отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точки окружности.

Рицовка – надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.

Силуэт – заполненное контурное изображение предмета или тёмное пятно, которое передаёт очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать ножницами по контурной линии, то образует силуэт.

Симметричное вырезание – вырезание с использованием оси симметрии.

Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.

Сувенир- подарок на память, художественное изделие как память о посещении какого-то места или страны

Трафарет – приспособление для размётки, которая проводится по внутреннему контуру.

Технический рисунок - изображение линиями и штрихами от руки.

Технология - план действий, необходимых для получения желаемого результата.

Технология – совокупность наиболее эффективных приёмов, методов, способов использования оборудования и других технических средств для обработки сырья, материалов и изделий и получения полуфабрикатов и готовой продукции.

Технолог- человек, который разрабатывает процесс изготовления изделий.

Техника – совокупность устройств и приёмов, применяемых человеком в производственной и не производственной деятельности для облегчения и ускорения трудовых процессов.

Техника - умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.

Техника – машины, станки, приборы, инструменты, и др.; здания и сооружения, дороги и каналы.

Угольник - чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, разметки отрезков.

Форма - внешнее очертание, вид предмета

Фольга - тонкий лист металла.

Фальц – сгиб, проглаживание.

Фальцевание – сгибание.

Фальцовка – инструмент удлиненной, плоской формы для проглаживания сгибов.

Циркуль – инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплён грифель или карандаш. У циркуля – измерителя на двух ножках закреплены иглы.

Чертеж - изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений.

Шаблон – приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для размётки по внешнему контуру, пластина с вырезом, очертания которой соответствуют контуру чертежа или изделия, служащая для вычерчивания деталей.

Шило - инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой

Щелевой замок- способ соединения деталей продеванием частей изделия в прорезь.

Эскиз - чертеж, выполненный без точного масштаба и применения чертежных инструментов.

 

                                     



 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования Администрации

Департамент образования Администрации

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка……………………………

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка……………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Почти сто лет существует движение юных техников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Почти сто лет существует движение юных техников

Новизна программы заключается в том, что занятия в объединении несут в себе творческое начало, выражающееся в развитии конструкторских компетенций учащихся, а не просто знакомству с…

Новизна программы заключается в том, что занятия в объединении несут в себе творческое начало, выражающееся в развитии конструкторских компетенций учащихся, а не просто знакомству с…

УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и задачи творческой работы, выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и…

УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и задачи творческой работы, выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и…

Интернет-ресурсами; · навыками мыслительной деятельности, самостоятельности при выполнении творческого проекта с элементами исследования; · навыками правильно го пользования ручными инструментами и приспособлениями

Интернет-ресурсами; · навыками мыслительной деятельности, самостоятельности при выполнении творческого проекта с элементами исследования; · навыками правильно го пользования ручными инструментами и приспособлениями

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Правильность технического исполнения чертежа модели; 2

Правильность технического исполнения чертежа модели; 2

Время проведения – по расписанию

Время проведения – по расписанию

Матери, ко дню пожилого человека: «О доброте и дружбе», «Самым милым»; «Край чудес», «Вот и стали мы на год взрослее»;

Матери, ко дню пожилого человека: «О доброте и дружбе», «Самым милым»; «Край чудес», «Вот и стали мы на год взрослее»;

Учебный план второго года обучения

Учебный план второго года обучения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Содержание программы первого года обучения 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Содержание программы первого года обучения 1

Презентация «Авиамоделизм». Практическая работа:

Презентация «Авиамоделизм». Практическая работа:

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа

Экскурсии. (6часов: теория-0ч, практика – 6ч)

Экскурсии. (6часов: теория-0ч, практика – 6ч)

Практическая работа: упражнения на формирование навыка чтения графических изображений

Практическая работа: упражнения на формирование навыка чтения графических изображений

Изготовление моделей парашютов

Изготовление моделей парашютов

Заключительное занятие (2 часа: теория-0ч, практика – 2ч)

Заключительное занятие (2 часа: теория-0ч, практика – 2ч)

В программу включены разнообразные виды работ с использованием следующих материалов: пластилина, разных видов бумаги, проволоки, ниток, фольги и бросового материала (упаковки полуфабрикатов), пенопласта

В программу включены разнообразные виды работ с использованием следующих материалов: пластилина, разных видов бумаги, проволоки, ниток, фольги и бросового материала (упаковки полуфабрикатов), пенопласта

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - для педагога : 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - для педагога : 1

Линия – черта, узкая полоса.

Линия – черта, узкая полоса.

Чертеж - изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений

Чертеж - изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2022