Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Оценка 4.7

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
музыка
6 кл—11 кл
13.12.2022
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Учебная дисциплина «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» Срок реализации 4 года Возраст обучающихся от 6,5 до 10 лет. Целью учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. Главной задачей программы является приближение обучения игре на музыкальном инструменте главным образом к запросам учащихся и их родителей. Учебный процесс по предмету «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» построен так, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после её окончания.
4 года фортепиано шилина.docx

муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» Кочковского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа в области

музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

 

Учебная дисциплина «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано»

 

Срок реализации 4 года

Возраст обучающихся от  6,5 до 10 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

с. Кочки

                                                       2015

 

«Одобрено»

Методическим советом

МКОУ ДОД «ДШИ »

«____»________________2015 г. 

 

Утверждаю:

Директор МКОУ ДОД «ДШИ»

________________  

«____»________________2015г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Шилина Вера Викторовна, преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории МКОУ ДОД «ДШИ»

 

 

 

Рецензент:

1. Е.И.Савченко – директор МКОУ ДОД «ДШИ», преподаватель высшей квалификационной категории

2. Внешний рецензент – О.А.Кутергина, преподаватель высшей категории отделения «Фортепиано» Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф.Мурова.

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

№ п.п.

Название раздела

Стр.

Глава I.

Пояснительная записка

4

1.1.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

4

1.2.

Срок реализации учебного предмета

5

1.3.

Объём учебного времени

5

1.4.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

5

1.5.

Цели и задачи учебного предмета

6

1.6.

Обоснование структуры программы учебного предмета

6

1.7.

Методы обучения

6

1.8.

Материально-технические условия реализации учебного предмета

7

Глава II.

Содержание учебного предмета

8

2.1.

Учебно-тематический план

8

2.2.

Годовые требования по классам

8

Глава  III.

Требования к уровню подготовки учащихся

11

Глава  IV.

Формы и методы контроля, система оценок

13

4.1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

13

4.2.

Критерии оценки

13

4.3.

График контрольных точек

15

Глава  V.

Методическое обеспечение учебного процесса

16

5.1.

Методические рекомендации преподавателям

16

5.2.

Рекомендации по самостоятельной работе учащихся

17

Глава VI.

Списки нотной и методической литературы

19

6.1.

Список нотной литературы

19

6.2.

     Список методической литературы

20

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     «Я уже говорил о том, что учитель игры на любом инструменте… должен быть прежде всего учителем музыки, т.е. её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития уч-ся: тут уж совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, т.е. учитель должен довести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта (всё это, конечно, в сжатом виде) и игры на фортепиано». Г.Г.Нейгауз

1.1.          Характеристика  учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

      Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области фортепианного исполнительства  в детских школах искусств.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6,5 – 10 лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен за счёт предмета по выбору (1 час в неделю).

Игра в ансамбле является одним из положительных способов музыкального развития. Позволяет уже на первых этапах обучения чувствовать себя причастным к исполнению, созданию художественного образа посредством звуков, развивает чувство ритма, гармонический слух, приучает к синхронному звучанию, умению слышать соседствующую партию. Ансамблевое музицирование  доставляет большое удовольствие, а позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.

1.2.          Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели в год, со 2 по 4-й годы – 33 недели в год.  

 

1.3.   Объём учебного времени                            

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» при 4-летнем сроке обучения составляет 524часа.

 

 

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

6,5-7 лет

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Количество недель

16

16

16

17

16

17

16

17

Аудиторные занятия

32

32

32

34

32

34

32

34

262

Самостоятельная работа

32

32

32

34

32

34

32

34

262

Максимальная учебная нагрузка

128

132

132

132

524

 

 

1.4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:

 Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная

форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Продолжительность урока в 1 классе для уч-ся 6,5-7 лет составляет 35 минут, для остальной возрастной категории уч-ся – 45 минут.

 

 

 

 

 

1.5. Цели и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Главной задачей программы является приближение обучения игре на музыкальном инструменте главным образом к запросам учащихся и их родителей. Учебный процесс по  предмету «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» построен так, чтобы овладение им нашло практическое применение в  жизни учащегося, как во время обучения, так и после её окончания.

1.6. Обоснование структуры учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано»

Обоснованием структуры программы «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» являются рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,  в которых отражены все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета.

- Распределение учебного материала по годам.

- Описание дидактических единиц учебного предмета.

- Требования к уровню подготовки обучающихся.

- Формы и методы контроля, система оценок.

- Методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

1.7. Методы обучения

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок - музыкантом или врачом, учёным или рабочим - задача педагога воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление» К. Орф.

     При обучении игре на фортепиано индивидуальный урок является основной формой учебной и воспитательной работы, проводимый как индивидуальное занятие преподавателя с учеником.

В фортепианной педагогике, как правило, применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учётом его психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- Словесный (объяснение, беседа, рассказ).

- Наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приёмов).

- Практический (работа на инструменте, упражнения)

- Аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления).

-Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)

Возможно применение дополнительных  методов  обучения и воспитания в виде творческих заданий, концертов для родителей, лекций-концертов, участие в конкурсах, творческих состязаниях в рамках ДШИ.

Перечисленные методы работы в рамках общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.

1.8. Материально-технические условия реализации учебного предмета      «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано»

     Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Уроки проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе имеется два инструмента фортепиано, учебники и методические пособия, метроном, сиденья с регуляцией высоты, подставки для ног.

Музыкальные инструменты   обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

2.1.  Учебно-тематический план в расчете на одного уч-ся, занимающегося    2 ч в неделю.

 

Для 1 года обучения:

 

Раздел урока

Кол-во часов

1.     техническое развитие

19

2.     работа над репертуаром

26

3.     игра в ансамбле

8

4.     подбор по слуху, транспонирование

7

5.     изучение терминов анализ текста

4

Итого:

64

 

Со 2 по 4 год обучения:

Раздел урока

Кол-во часов

6.     техническое развитие

19

7.     работа над репертуаром

26

8.     игра в ансамбле

10

9.     подбор по слуху, транспонирование

7

изучение терминов анализ текста

4

Итого:

66

 

2.2. Требования по годам обучения

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе зачетная программа может значительно отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются не для публичного выступления, а для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

 

Первый класс

 

1. В течение учебного года педагог должен проработать  с учеником 15-20 музыкальных произведений:

– народные песни

– пьесы песенного и танцевального характера

– пьесы с элементами полифонии

– этюды

– ансамбли

 

2. Подбор по слуху, игра от разных звуков песенных попевок, а затем – песен типа « Ёлочка, Два весёлых гуся»; простейшие упражнения в чтении нот с листа.

 

Формируются навыки слухового контроля и интонационного слышания, ансамблевой игры несложных пьес.

Учащийся получает первые опыты выступления, развивает умение психологически настраиваться перед выступлением на эстраде.

 

Второй класс

 

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-17 различных музыкальных произведений в разной степени готовности:

– 1 полифоническое произведение

– 1 произведение крупной формы (по желанию уч-ся)

– 6-9 пьес, в том числе популярная музыка, музыка из к/ф-мов

-  2-3 ансамбля

– 2-3 этюда

2. Чтение с листа пьес (уровня трудности 1 класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий с использованием на опорных звуках простейшего аккордового сопровождения.

3. Гаммы (по желанию уч-ся) по желанию уч-ся

 

 

 

 

Третий класс

 

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-16 различных музыкальных произведений в разной степени готовности:

– 1 полифоническое произведение

– 1 произведение крупной формы  (по желанию уч-ся)

– 7- 9 пьес, в том числе популярная музыка, музыка из к/ф-мов

-  2-3 ансамбля

– 1-2 этюда

2. Чтение с листа (уровень трудности примерно на два класса ниже изучаемых учеником), дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле. Подбор знакомых мелодий с гармоническим оформлением.

3. Гаммы (по желанию уч-ся) по желанию уч-ся

 

Четвертый класс

 

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-13 различных произведений в разной степени готовности:

– 1полифоническое произведение

– 1произведение крупной формы(по желанию уч-ся)

– 5-6 пьес,  в том числе популярная музыка, музыка из к/ф-мов,

-  1-2 ансамбля

– 1- 2 этюда

– 1 несложный аккомпанемент

2. Чтение с листа (уровень трудности примерно на два класса ниже изучаемых учеником), дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле. Подбор знакомых мелодий с гармоническим оформлением.

3. Гаммы (по желанию уч-ся)

В работе над музыкальным произведением акцентируется внимание на осознанном художественном исполнении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Уровень подготовки  обучающихся  является результатом освоения программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

-   наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

-   сформированный комплекс исполнительских знаний, умений  навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,  самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-   знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры); 

-   знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

-   знание профессиональной терминологии;

-   наличие умений по чтению с листа и транспонированию несложных пьес

-   навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять

процессом исполнения музыкального произведения;

-   навыки по использованию музыкально-исполнительских средств

выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

-   наличие творческой инициативы, сформированных представлений о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над

исполнительскими трудностями;

-   наличие музыкальной памяти

мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

-   наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в

качестве солиста.

 

 

 

 

 

 

К концу 1 года обучения учащийся должен:

- овладеть основами музыкальной грамоты,

- основными постановочными элементами рук на клавиатуре,

- первоначальными навыками звукоизвлечения,

- правильной посадкой за инструментом.

- освоить навыки игры non legato и legato в пятипальцевой позиции и с подкладыванием 1-го пальца,

- освоить различные ритмические рисунки.

 

К концу 2 года обучения учащийся должен:

- освоить новые аппликатурные формулы,

- разновесовую игру в пьесах с развитой линией аккомпанемент,

- продолжить накопление двигательных навыков,

- освоить навыки педализации,

- уметь самостоятельно выучивать несложные произведения

 

К концу 3 года обучения учащийся должен:

- сформировать навыки взаимодействия слуховых и двигательных представлений

- продолжить  работу по совершенствованию игрового аппарата, увеличению беглости пальцев.

- выработать умение переходить от состояния рабочего тонуса мышц к их расслаблению и наоборот.

- развить навыки разновесовой игры, полифонического слышания, педализации.

 

К концу 4 года обучения учащийся должен:

- продолжить развитие беглости пальцев на основе изучения различных технических формул.

- развить  навыки разновесовой игры в партии одной руки, полифонического мышления и слышания, навыков педализации.

- стараться распознать и озвучить художественный образ произведения

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля учащихся являются:

     текущий контроль,

     промежуточная аттестация учащихся,

     итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

      систематичность,

      учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои це­ли, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изу­чаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспита­тельные цели и учитывает индивидуальные психологические особенно­сти учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На осно­вании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодо­вые, годовые оценки.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов по полугодиям (в 1 классе в 1 полугодии – недифференцированный зачет, во втором полугодии – дифференцированный зачет; во втором  и 3 классах – дифференцированные зачеты по полугодиям; в 4 классе – дифференцированный зачет в 1 полугодии;

     Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена в конце третьего года обучения (в мае),  представляющего собой концертное исполнение программы. Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

 

     По итогам промежуточной и итоговой аттестации выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", «зачёт», «незачёт»

В свидетельство об окончании школы искусств выставляется средняя оценка из: оценки промежуточной аттестации первого полугодия последнего года обучения, годовой оценки (по итогам 1 полугодия, третьей и четвертой четвертей последнего года обучения) и   экзаменационной оценки последнего года обучения.

4.2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,  которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

 

В критерии оценки  выступления уч-ся входит:

1. Точность воспроизведения текста

а) звуковысотность

б) метроритм

в) динамика

г) артикуляция

2. Выражение жанровых признаков

а) осознание жанровых черт музыки

б) осознание взаимосвязи жанровой принадлежности музыкального произведения и средств выразительности

3. Инструментальные навыки

-посадка за инструментом

- пластичность действий аппарата в легато, нон легато

- градации опоры рук при интонировании мелодии

- координация рук (синхронность действий)

- координация рук (соотношение звучания пластов фактуры)

- аппликатура в позиционных группах

4. Игра в ансамбле (аккомпанемент)

5. Развитие речевой культуры: нахождение адекватного словесного выражения возникшему впечатлению от музыки

6. Знание наиболее     употребительных музыкальных терминов

По итогам исполнения программы на зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный

текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения

 

4.3.График  контрольных  точек

 

Таблица 4

Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

1 класс

Контрольный урок

Октябрь, март

Технические упражнения, чтение нот с листа, одно изучаемое произведение

Промежуточная аттестация: Зачёт недифференцированный

декабрь,

одно изучаемое произведение, ансамбль

Промежуточная аттестация: Зачёт дифференцированный

май

Два разножанровых произведения

2, 3 классы

Контрольный урок

Октябрь, март

Технические упражнения, чтение нот с листа, одно изучаемое произведение

Промежуточная аттестация: Зачёт дифференцированный

декабрь,

одно изучаемое произведение, ансамбль

Промежуточная аттестация: Зачёт дифференцированный

май

Два разножанровых произведения

4 класс

Контрольный урок

Октябрь, март

Технические упражнения, чтение нот с листа, одно изучаемое произведение

Промежуточная аттестация: Зачёт дифференцированный

декабрь,

Два разножанровых

произведения

Контрольный урок

март

Два разножанровых произведения

Итоговая аттестация: Экзамен

май

Два разножанровых произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

     Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания,  совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением,  рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы  обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.  В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика -  интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,  уровень его подготовки.

Одна из основных задач специальных классов – формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии,  гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

Исполнительская техника является необходимым средством для  исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники. Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма,  выявления мелодии и аккомпанемента.

      В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,   глубоко продуман выбор репертуара.

Кроме общей программы, которой следует преподаватель, в классе фортепиано существует и индивидуальный план для каждого ученика, где фиксируются все произведения, выученные в классе и дома, исполненные на зачетных мероприятиях. Ставится оценка, подпись педагога и членов комиссии. В конце каждого года пишется краткая характеристика, где отмечается техническое и эмоциональное развитие ученика.

      В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том,  чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как  воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность,  инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации  грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы

-   самостоятельные занятия должны быть регулярными и

систематическими;

-   периодичность занятий - каждый день;

-   количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.

     Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

     Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

     Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

     Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста,  необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6.1. Список рекомендуемых нотных сборников

Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов.

композитор,1991

  Артоболевская А. Учебное пособие. Первая встреча с музыкой, 1991

Барахтина Ю. В. «Музицирование» вып.№1-2. «Окарина» Новосибирск 2006

Барсукова С.А. «Джаз для детей» вып.4. «Феникс» Ростов-на-Дону 2003

Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010

Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2011

Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011

Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, тт.1, 2, ред. Муджеллини,

М., Музыка,2012

Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009

Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005

Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992

Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011

Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010

Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010

Бетховен Л. Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006

Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011

Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010

Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М.,

Музыка,2011

Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010

Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003

Глиэр Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М.,

Музыка, 2011

Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999

Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011

Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004

Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006

Коршунова Л.А. «Популярные мелодии зарубежной эстрады 20 века» для ф-но, вып.1,2,3,4. «Окарина» Новосибирск 2003

Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М.,

Музыка, 2010

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005

Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011

Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012

Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006

Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001;

 6 кл. – 2002; 7 класс - 2005

Мордасов «Сборник джазовых пьес для фортепиано» 2009

Музыкальная гостиная АО «Фирма КЛИНТ» С.-Петербург 1993

Парфенов И. «Альбом фортепианной музыки» для уч-ся 2-3 кл. 2009, для уч-ся 4-5 кл. 2009

Симонова В. «Листопад» сборник пьес для фортепиано. «Окарина» Новосибирск 2008

Смирнова Т.И. «Интенсивный курс», тетради №1-12 Москва 1994

Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 2011

Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.

Хромушин О. «Лунная дорожка» «Феникс» Ростов-на-Дону 2003

Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006

Чайковский П. Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005

Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011

Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009

Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003

Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина

М., Музыка, 2011

Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано.

Ред. Л. Оборина, Я. МильштейнаМ., Музыка, 2011

Шопен Ф. Экспромты / М., Музыка, 2011

Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010 Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007

Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011

Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007

 

6.2. Список рекомендуемой методической литературы

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997

Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка,1990

Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Б. Яворский о

"Хорошо темперированном клавире"/Классика - XXI,

2008

Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997

Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001

Фортепиано, 2004, №№ 3,4

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002

Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике.

М., 2005

Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002

Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006

Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997

Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом

другом. М., 1997

Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской

деятельности. СПб, Композитор, 2008

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011

Шнабель А. "Ты никогда не будешь пианистом".

Классика - XXI, М.,1999

Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка

 

 

 

 

 

   

 

 


 

Детская школа искусств» Кочковского района

Детская школа искусств» Кочковского района

Одобрено» Методическим советом

Одобрено» Методическим советом

Структура программы учебного предмета № п

Структура программы учебного предмета № п

ГЛАВА I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Я уже говорил о том, что учитель игры на любом инструменте… должен быть прежде всего учителем музыки, т

ГЛАВА I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Я уже говорил о том, что учитель игры на любом инструменте… должен быть прежде всего учителем музыки, т

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета

Цели и задачи учебного предмета

Цели и задачи учебного предмета

В фортепианной педагогике, как правило, применяется комплекс методов обучения

В фортепианной педагогике, как правило, применяется комплекс методов обучения

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО

Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика

Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика

Третий класс 1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-16 различных музыкальных произведений в разной степени готовности: – 1 полифоническое произведение –…

Третий класс 1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-16 различных музыкальных произведений в разной степени готовности: – 1 полифоническое произведение –…

ГЛАВА III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ГЛАВА III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

К концу 1 года обучения учащийся должен: - овладеть основами музыкальной грамоты, - основными постановочными элементами рук на клавиатуре, - первоначальными навыками звукоизвлечения, - правильной…

К концу 1 года обучения учащийся должен: - овладеть основами музыкальной грамоты, - основными постановочными элементами рук на клавиатуре, - первоначальными навыками звукоизвлечения, - правильной…

ГЛАВА IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ,

ГЛАВА IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ,

В свидетельство об окончании школы искусств выставляется средняя оценка из: оценки промежуточной аттестации первого полугодия последнего года обучения, годовой оценки (по итогам 1 полугодия, третьей…

В свидетельство об окончании школы искусств выставляется средняя оценка из: оценки промежуточной аттестации первого полугодия последнего года обучения, годовой оценки (по итогам 1 полугодия, третьей…

График контрольных точек

График контрольных точек

Промежуточная аттестация: Зачёт дифференцированный май

Промежуточная аттестация: Зачёт дифференцированный май

ГЛАВА V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГЛАВА V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения

В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на…

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на…

ГЛАВА VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ

ГЛАВА VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч

Фортепиано, 2004, №№ 3,4 Милич

Фортепиано, 2004, №№ 3,4 Милич
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022