Дополнительная общеразвивающая программа «Юнармеец»
Оценка 4.8

Дополнительная общеразвивающая программа «Юнармеец»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
4 кл—11 кл
25.01.2020
Дополнительная общеразвивающая программа  «Юнармеец»
Юнармеец.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №4»

Коломенского г. о. Московской области

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО

     Педагогическим советом Лицея           от 29.11.2019 года.

 Протокол № 2

       

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБOУ «Лицей № 4»

     ______________Т.В. Никищенко

Приказ от 03.12.19 № 266-ОД

 

         Дополнительная общеразвивающая программа

«Юнармеец»

        Направленность программы: социально-педагогическая

                                                       Стартовый уровень

 

Возраст детей – 8-18 лет

      Срок реализации с 01.01.2020 по 31.05.2020

 

                                   

                                  

                                                              

 

 

 

 

Автор-составитель Н.В. Заев

Учитель обществознания

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коломенский г. о.

2019 г.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы.

Дополнительная общеразвивающая программа обучения «Юнармия» имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Программа направлена на:

1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;

2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;

4) сохранение и приумножение патриотических традиций.

Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения, домовых клубов и учреждений дополнительного образования.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юнармия» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1.     Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фзот29.12.2012)

2.     Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября2014г.№1726-р)

3.     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41

       «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

4.     Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242

      «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

5.     Приказ от 9 ноября 2018 г. № 196 Министерства Просвещения Российской Федерации

       «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

6.       Письмо   МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ   от 18 августа 2017 г. № 09-1672 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

7.       Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).

8.       О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

9.       Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

10.   Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

11.   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

12.   Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493).

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена рядом факторов:

- нацеленностью на развитие патриотизма;

- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;

- формированием здорового образа жизни;

- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.

 Программа разработана с учетом задач поставленных в «Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 2016-2020 гг.», Национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».

Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.

Программа разработана с учетом аналитических данных, полученных в ходе проведения маркетинговых исследований потребительских групп (учащиеся и родители) Центра внешкольной работы «Подросток».

Особенности программы

В настоящее время, в связи с первоначальным этапом становления юнармейского движения, подобных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ фактически не существует, поэтому данная программа в этом аспекте является уникальной.

Программа также обладает отличительными чертами по форме организации учебного процесса:

1) Особенность, которая касается участников:

Участниками юнармейских отрядов могут быть:

-  обучающиеся от 8 до 18 лет;

-   юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и (или) его конкретным акциям, признающие Устав Движения и выполняющие программные документы, акты руководящих органов Движения, участвующие в деятельности Движения;

-  иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся в Российской Федерации.

Участие в юнармейских отрядов и выход из него является добровольным.

Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного заявления гражданина с согласием его законных представителей (для несовершеннолетних членов) и оформляется решением Местного, Регионального отделения или Главного штаба Движения на ближайших заседаниях простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании, с постановкой на учет в Региональном, Местном отделении Движения.

2) Особенность, которая касается принципов реализации программы:

Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина и могут быть усложнены или упрощены.

Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин согласно возрастным особенностям юнармейцев. Программа может быть адаптирована для учеников 1-4 классов; 5-7 классов; 8-11 классов.

Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.  Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Адресат программы 

Данная программа предназначена для детей и подростков 8-18 лет.    В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.

В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.

В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути.

       Формы обучения и виды занятий

Форма обучения – очная.

Основной формой организации процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.

 Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Цель и задачи программы

ЦЕЛЬсовершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую обще­ственную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Ø реализация государственной молодежной политики Российской Федерации;

Ø воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;

Ø воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;

Ø изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;

Ø пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся;

Ø активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству;

Ø развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

Содержание программы

Учебный план

Разделы, дисциплины

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел I. Основы военной службы и военного дела

12

4

8

1. Общая тактика.

2

1

1

2. Огневая подготовка.

4

1

3

3. Общевоинские уставы.

2

1

1

4. Строевая подготовка.

4

1

3

Раздел II. Физическая подготовка

9

1

8

Общая физическая подготовка

4

1

3

Спартакиада среди отрядов школ, районов , округов

3

0

3

Спортивные соревнования по различным видам спорта

2

0

2

Раздел III. Основы военно-исторического образования

8

6

2

1. История России и вооруженных сил РФ.

2

2

0

2.  Основы правовых знаний

4

4

0

3.Познавательные экскурсии, походы.

2

0

2

Раздел IV. Культурно-эстетическое воспитание и гражданско- патриотические мероприятия 

7

0

7

Конкурсное  движение.

3

0

3

Волонтерское движение.

2

0

2

Военно-патриотические соревнования «Зарница».

2

0

2

Итого

36

11

25

Содержание учебного плана

Вводное занятие:

Задачи на новый учебный год. Меры безопасности при проведении различных занятий и мероприятий.

Раздел I. Основы военной службы и военного дела

1.  Общая тактика:

Тема 1.1.1. Основы общевойскового боя.

Теория: Российские Вооруженные Силы на современном этапе, назначение, состав, виды Вооруженных Сил. Сухопутные войска, их состав и предназначение.

Сущность и виды современного общевойскового боя, их краткая характеристика. Способы ведения общевойскового боя (в условиях применения обычного, ядерного, химического и высокоточного оружия).

Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Огонь и его назначение в бою. Виды огня (по отдельным целям, сосредоточенный, заградительный, подвижный и неподвижный, фронтальный, фланговый, перекрестный, кинжальный). Понятие о маневре в бою. Виды маневра.

Организация, вооружение, тактические возможности мотострелкового отделения (взвода) в обороне и в наступлении. Боевые возможности отделения (взвода) в обороне и в наступлении.

 

Тема 1.1.2. Действия солдата в бою.

Практика: Обязанности солдата в бою. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности. Выбор места для наблюдательного поста, его оборудование и оснащение. Действие при обнаружении противника в заданном секторе наблюдения, доклад об обнаруженных целях. Определение расстояний до ориентиров и целей. Передвижение солдата на поле боя. Движение ускоренным шагом и бегом. Перебежки и переползания под огнем противника. Преодоление препятствий и заграждений в бою. Солдат в обороне. Подготовка к обороне. Выбор и оборудование окопа для стрельбы и его маскировка. Приспособление местных предметов к обороне. Действия в обороне с началом огневой подготовки атаки противника. Уничтожение противника перед передним краем обороны огнем и гранатой. Бой с противником, ворвавшимся в траншею. Солдат в наступлении. Подготовка к атаке и атака: пополнение боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку, наблюдение за сигналами командира и действия по ним. Выскакивание из траншеи. Движение в атаку в боевом порядке отделения. Преодоление различных заграждений и препятствий. Атака переднего края обороны противника, уничтожение его огнем в упор и гранатой. Бой в траншее и ходах сообщения.

 

Тема 1.1.3. Ориентирование на местности без карты.

Практика: Сущность ориентирования, определение сторон горизонта по компасу, часам, солнцу, местным предметам.

 

Тема 1.1.4. Ориентирование на местности по карте.

Практика: Назначение и краткая характеристика топокарт, топографические знаки. Порядок подготовки карты к работе.

 

Тема 1.1.5. Характеристика современных средств поражения,  последствия их применения и основные принципы, и способы защиты.

Теория: Ядерное, биологическое и химическое оружие и его характеристика. Поражающие факторы ядерного оружия и их краткая характеристика.

 Практика: Действие личного состава на местности, зараженной отравляющими веществами. Оказание первой помощи при поражении отравляющими веществами. Действия населения при оповещении о химическом заражении. Правила поведения в зоне химического заражения.

 

Тема 1.1.6. Индивидуальные и коллективные средства защиты.

Практика:  Фильтрующие противогазы, назначение, устройство общевойского противогаза. Особенности устройства противогазов ГП-5, ГП-7. Пользование поврежденным противогазом. Респираторы. Назначение, устройство и правила пользования респиратором Р-2. Противопыльная тканевая маска (ППТМ-1), ватно-марлевая повязка и пользование ею.

Средства защиты кожи. Назначение, характеристика, устройство и защитные свойства общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Подбор, проверка и подготовка к использованию. Порядок пользования ОЗК.

Объекты коллективной защиты и правила пользования ими при радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении.

Отработка нормативов по надеванию индивидуальных средств защиты.

 

Тема 1.1.7. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контрол.

Практика: Измеритель мощности дозы (ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В). назначение, принцип действия, устройство, техническая характеристика. Работа с прибором. Допустимые дозы зараженности. Индивидуальные дозиметры (ДП-22В). назначение, устройство, техническая характеристика и правила пользования. Возможные последствия радиоактивного облучения людей. Безопасные дозы радиоактивного облучения. Групповой и индивидуальный метод контроля. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР). Назначение, устройство. Определение отравляющих веществ в воздухе в опасных и малоопасных концентрациях, определение отравляющих веществ при низких температурах и в сыпучих материалах.

 

Тема 1.1.8. Основы медицинских знаний.

Теория:  Понятие об инфекционных болезнях, причинах их возникновения и механизм передачи. Профилактика инфекционных болезней. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Первая медицинская помощь при радиационном, химическом, биологическом (бактериологическом) поражении в сочетании с травматологическими повреждениями. Правила оказания само и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях. Транспортировка пострадавших.

 

Тема 1.1.9. Здоровье и образ жизни молодежи.

Теория: Личная заинтересованность и ответственность каждого человека о здоровье. Меры укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Факторы риска основных инфекционных заболеваний. Возрастные особенности подростка. Юноши и девушки в период полового созревания. Физиологическая и психологическая перестройка организма. Режим труда и отдыха подростка. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм подростка. Нравственность и здоровье. Понятие о правильном взаимоотношении полов. Психогигиена. Нормы поведения и их значение для охраны физического и психологического здоровья подростков. Социальные последствия вредных привычек.

 

1.2.        Огневая подготовка:

Тема 1.2.1.Материальная часть стрелкового оружия и ручных гранат.

Теория:  История развития отечественного стрелкового оружия.

Практика: Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Правила поведения в тире и на линии огня.

Теория: Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической и малокалиберной винтовки. Назначение и боевые свойства ручных гранат и запала. Работа частей и механизмов гранаты при броске. Подготовка гранаты к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.

Практика: Метание имитационной гранаты РГД-5 и Ф-1 в цель.

Тема 1.2.2.Основы и правила стрельбы.

Теория: Явление выстрела и его периоды. Начальная скорость пули и ее влияние на стрельбу. Отдача оружия и угол вылета. Образование траектории.  Прямой выстрел, прикрытое, поражаемое и мертвое пространства и их практическое значение. Меткость стрельбы. Выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным и появляющимся целям. Влияние на стрельбу угла полета цели, ветра и температуры воздуха. Корректирование стрельбы.

Тема 1.2.3.Техника стрельбы из пневматической винтовки.

Практика: Основные элементы техники выполнения выстрела из пневматической винтовки. Изготовка, прицеливание, дыхание, спуск курка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку (сидя, стоя).

Тренировка технике стрельбы без пуль. Тренировка в удержании винтовки, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Соблюдение режима дыхания.

Тема 1.2.4. Ведение огня из малокалиберной винтовки с места по неподвижным целям.

Практика: Подготовка малокалиберной винтовки к стрельбе.  Принятие положения, лежа с упора. Прицеливание, наводка, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания.

Тема 1.2.5. Материальная часть автомата Калашникова.

Практика. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата.

1.3. Общевоинские уставы:

Тема 1.3.1.  Общевоинские Уставы - свод законов регламентирующих жизнь и быт ВС РФ.

Теория: Воинские Уставы, история их создания. Значение воинских Уставов в жизни и деятельности военнослужащих.

Тема 1.3.2. Военная присяга и Боевое знамя воинской части. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.

Теория:  Права, общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Воинские звания и знаки различия. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Чему обязывает и чем достигается крепкая воинская дисциплина. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Воинское приветствие. Обращение к начальнику и старшему.

Поощрения, применяемые к военнослужащим. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих. Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности. Ответственность военнослужащих.

Практика: Военная присяга и порядок ее принятия. Боевое знамя воинской части. Сбережение Боевого знамени.

Тема 1.3.3. Распределение времени и повседневный порядок. Обязанности лиц суточного  наряда  роты  (батареи), его состав.

Теория: Укрепление и сохранение здоровья военнослужащих. Распорядок дня части. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия. Завтрак, обед, ужин. Увольнение из расположения части.

Содержание помещений.  Хранение личных вещей военнослужащих. Правила пожарной безопасности. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.

Практика: Назначение, состав и вооружение суточного наряда роты.  Обязанности дневального по роте.  Оборудование и оснащение места, на котором очередной дневальный выполняет свои обязанности.

Тема 1.3.4. Воинские коллективы.

Теория: Внутри коллективные отношения. Понятие о психологической совместимости личного состава боевого отделения и ее значение при выполнении боевых задач. Воинская вежливость и поведение военнослужащих на службе и в общественных местах.

Офицерские кадры Вооруженных Сил России. Военно-учебные заведения. Правила и условия приема.

1.4.          Строевая подготовка:

Тема 1.4.1. Строевые приемы и движения без оружия.

Теория: Строи, их элементы.  Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Ответ на при­ветствие на месте.

 

Тема 1.4.2. Строевые приемы и движения с оружием.

Практика:  Строевая стойка с автоматом. Выполнение приемов «На ремень», «На грудь», «За спину».

 

Тема 1.4.3. Строи отделения, взвода в пешем порядке и на машинах.

Практика:  Развернутый строй, походный строй. Команды, пода­ваемые для построения и перестроение отделения, взвода в развер­нутый и походный строй на месте и в движении. Воинское приветствие. Сигналы управления строем.

 

Раздел II. Физическая подготовка:

2.2. Общая физическая подготовка (ОФП).

 

Тема 2.2.1 Гимнастика.

Теория: Общеразвивающие упражнения – упражнения без предметов, с предметами, на снарядах, с партнером.

 

Тема 2.2.2 Легкая атлетика.

Практика: Бег 100 м из положения лежа. Бег 1000 м.Бег 3000 м.Челночный бег 10х10 м.Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивания» и в длину с разбега способом «согнув ноги» на максимальный результат. Метание гранат с разбега на дальность (500-700 гр.). Метание гранаты в цель. Преодоление полосы препятствий.

 

Тема 2.2.3 Кроссовая подготовка.

Практика: Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под гору. Чередование ходьбы и бега. Марш-бросок 5 км.

 

Тема 2.2.4  Лыжная подготовка.

Тема 2.2.5. Плавание.

Тема 2.2.6. Спортивные игры.

Раздел III. Основы военно-исторического образования:

3.1. История Вооружённых сил Российской Федерации.

Тема 3.1.1.  Государственные символы РФ.  Флаг, герб и гимн РФ

Теория: Эволюция государственных символов РФ.

Тема 3.1.2. Русская слава Русских дружин и ополчений.

Теория: Военная организация славян VI-XVII в.в.

Тема 3.1.3. Век русской воинской славы.

Теория: Русская армия и флот в XVIII веке.

Тема 3.1.4. Великий год России.

Теория: Отечественная война 1812 г.

Тема 3.1.5. Армия и флот России XIX – начало ХХ в.в.

Теория: Армия и флот России в войнах XIX – начало ХХ в.в. Великая Октябрьская социалистическая революция. Создание Красной Армии.

Тема 3.1.6. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.

Теория: Важнейшие военные операции 1941-1945 г.г.

Тема 3.1.7. ВС на современном этапе.

Теория: ВС СССР после ВОВ до 1991 г. ВС РФ (1991-2002 г.г.)

Тема 3.1.8. Ордена и медали.

Теория: Ордена и медали с XVIII в. до 1991 г. Ордена и медали РФ.

Тема 3.1.9. История России, СССР и Российской Федерации.

Теория:  Исторические факты создания Российской Государственности и роль России на современном этапе.

Тема 3.1.10. Выдающиеся военные деятели.

Теория: Военные деятели России с XVIII века до 1940 г. ХХ века.

Военные деятели СССР и РФ.

3.2. Основы правовых знаний:

Тема 3.3.1. Права, обязанности и ответственность военнослужащих за защиту Родины

Тема 3.3.2. Законы об охране общественного порядка и защите Отечества.

Тема 3.3.3. Социально-правовая защита военнослужащих.

3.4. Международное гуманитарное право

Тема 3.4.1. Сущность, принципы МГП, его основные понятия

Теория: Сущность и принципы МГП. Основные понятия МГП.

Тема 3.4. 2  Основные документы МГП

Тема 3.4.3  Отличительные знаки МГП и их применение

Тема 3. 4.4 Участники вооруженных конфликтов

Тема 3.4.5.  Запрещенные средства и методы войны

Тема 3.4.6  Обращение с жертвами вооруженных конфликтов, медицинским и духовным персоналом противника.

Тема 3.4.7  Дети и война.

Тема 3.4.8  Ответственность за нарушение норм МГП.

Тема 3.4.9 Международный комитет Красного Креста, сущность, принципы.

Тема 3.4. 10 Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ.

3.5.    Познавательные походы и экскурсии.

Раздел IV Культурно-эстетические и гражданско-патриотические мероприятия:

Тема 4.1. Конкурсное движение.

4.2.1. Участие и проведение творческих конкурсов среди воспитанников юнармейского отряда образовательного учреждения. 

4.2.2. Ежегодные конкурсы творческих работ, посвящённые памятным датам и дням воинской славы России. Конкурсы проводится среди воспитанников юнармейского отряда поэтапно.

 

4.2. Волонтёрское движение. Движение волонтерского отряда призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей в активную внеурочную деятельность.

 

        4.3.Проведение военно-патриотических соревнований.

 

Календарно-тематический план

№ по п/п

месяц

время

форма занятия

кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

1 неделя

13:20-15:20

Урок, тренировка

2

Общая тактика

МБОУ «Лицей №4»

Зачет

2

2, 3 неделя

13:20-15:20

Практические занятия

4

Огневая подготовка

МБОУ «Лицей №4», тир

Зачет

3

4 неделя

13:20-15:20

Теория

2

Общевоинские уставы

МБОУ «Лицей №4»

 

4

5, 6 неделя

13:20-15:20

Тренировка

4

Строевая подготовка

Стадион

Сдача нормативов

5

7, 8 неделя

13:20-15:20

Тренировка

4

Общая физическая подготовка

Стадион

Сдача нормативов

6

9, 10 неделя

13:20-15:20

Практические занятия

3

Спартакиада

 

 

7

10, 11 неделя

13:20-15:20

Практические занятия

2

Соревнования

 

 

8

11, 12 неделя

13:20-15:20

Классные часы

2

История России и вооруженных сил РФ

МБОУ «Лицей №4»

Зачет

9

12, 13, 14 неделя

13:20-15:20

Урок-лекция, беседа

4

Основы правовых знаний

МБОУ «Лицей №4»

Зачет

10

14, 15 неделя

13:20-15:20

Экскурсии

2

Экскурсии

 

 

11

15, 16 неделя

13:20-15:20

Практические занятия

3

Конкурсное движение

МБОУ «Лицей №4»

 

12

17 неделя

13:20-15:20

Практические занятия

2

Волонтерское движение

МБОУ «Лицей №4»

 

13

18 неделя

13:20-15:20

Практические занятия

2

Игра «Зарница»

МБОУ «Лицей №4»

 

 

Условия реализации программы

Психолого-педагогические условия

Субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве, оптимизме.

Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для юнармейцев, неуверенных себе, с низким уровнем мотивации и адаптации.

Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности

Организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта. Взаимодействие со школой и семьёй.

Валеологические условия

В соответствии с рекомендациями валеологии педагог должен строить занятия с учётом возрастных и физиологических особенностей учащегося.

Валеологическим сопровождением образовательного процесса в «Юнармейском отряде» служат эффективные средства и методы работы по оздоровлению учащихся:

- смена видов деятельности юнармейцев;

- комплекс упражнений для релаксации и снятия усталости;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на занятиях.

 

Методические материалы

Методические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» подробно описаны в Практических пособиях  к программе:

1. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание).

2. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурно-эстетический блок I часть.

3. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» культурно-эстетический блок II часть (сборник сценариев военно-патриотических мероприятий).

Формы, методы и средства обучения

Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива.                                                         В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством.

Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка.

Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий.

При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий.

          При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов.

Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.

Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий.

Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.

Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания.

 Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности    состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности.

Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием.

Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях.

Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений.

Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы  для педагогов

1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г.

2. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.

3. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г.

4. Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание).

5. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с.

6. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.

7. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226

8. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288.

9. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топо­гра­фическое управление генерального штаба, 1966.

10. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.

11. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн.: Литература, 1997. – 608 с.

12. Воинские уставы.

Список литературы для обучающихся и родителей

1.     Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г

2.     Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века  (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с.

3.     Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с

4.     Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат, 2001.

5.     Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства).                               В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с.

6.     Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топо­гра­фическое управление генерального штаба, 1966.

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №4»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №4»

Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы

Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы

Министерства образования и науки

Министерства образования и науки

Программа разработана с учетом аналитических данных, полученных в ходе проведения маркетинговых исследований потребительских групп (учащиеся и родители)

Программа разработана с учетом аналитических данных, полученных в ходе проведения маркетинговых исследований потребительских групп (учащиеся и родители)

В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства

В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства

Содержание программы Учебный пла н

Содержание программы Учебный пла н

Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач

Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач

Практика: Фильтрующие противогазы, назначение, устройство общевойского противогаза

Практика: Фильтрующие противогазы, назначение, устройство общевойского противогаза

Огневая подготовка: Тема 1.2

Огневая подготовка: Тема 1.2

Теория: Права, общие обязанности военнослужащих

Теория: Права, общие обязанности военнослужащих

Тема 2.2.1 Гимнастика. Теория:

Тема 2.2.1 Гимнастика. Теория:

Теория: Исторические факты создания

Теория: Исторические факты создания

Проведение военно-патриотических соревнований

Проведение военно-патриотических соревнований

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка

Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка

Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений

Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагогов 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагогов 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020