Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №4»
Коломенского г. о. Московской области
РЕКОМЕНДОВАНО Педагогическим советом Лицея от 29.11.2019 года. Протокол № 2 |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБOУ «Лицей № 4» ______________Т.В. Никищенко Приказ от 03.12.19 № 266-ОД |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юнармеец»
Направленность программы: социально-педагогическая
Стартовый уровень
Возраст детей – 8-18 лет
Срок реализации с 01.01.2020 по 31.05.2020
Автор-составитель Н.В. Заев
Учитель обществознания
первой квалификационной категории
Коломенский г. о.
2019 г.
Дополнительная общеразвивающая программа обучения «Юнармия» имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Программа направлена на:
1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;
2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4) сохранение и приумножение патриотических традиций.
Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения, домовых клубов и учреждений дополнительного образования.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юнармия» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фзот29.12.2012)
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября2014г.№1726-р)
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41
«Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242
«О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
5. Приказ от 9 ноября 2018 г. № 196 Министерства Просвещения Российской Федерации
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Письмо МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
7. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
8. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
10. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493).
- нацеленностью на развитие патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Программа разработана с учетом задач поставленных в «Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 2016-2020 гг.», Национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».
Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Программа разработана с учетом аналитических данных, полученных в ходе проведения маркетинговых исследований потребительских групп (учащиеся и родители) Центра внешкольной работы «Подросток».
В настоящее время, в связи с первоначальным этапом становления юнармейского движения, подобных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ фактически не существует, поэтому данная программа в этом аспекте является уникальной.
Программа также обладает отличительными чертами по форме организации учебного процесса:
1) Особенность, которая касается участников:
Участниками юнармейских отрядов могут быть:
- обучающиеся от 8 до 18 лет;
- юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и (или) его конкретным акциям, признающие Устав Движения и выполняющие программные документы, акты руководящих органов Движения, участвующие в деятельности Движения;
- иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся в Российской Федерации.
Участие в юнармейских отрядов и выход из него является добровольным.
Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного заявления гражданина с согласием его законных представителей (для несовершеннолетних членов) и оформляется решением Местного, Регионального отделения или Главного штаба Движения на ближайших заседаниях простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании, с постановкой на учет в Региональном, Местном отделении Движения.
2) Особенность, которая касается принципов реализации программы:
Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина и могут быть усложнены или упрощены.
Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин согласно возрастным особенностям юнармейцев. Программа может быть адаптирована для учеников 1-4 классов; 5-7 классов; 8-11 классов.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
Данная программа предназначена для детей и подростков 8-18 лет. В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.
В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути.
Форма обучения – очная.
Основной формой организации процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.
Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
ЦЕЛЬ – совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Ø реализация государственной молодежной политики Российской Федерации;
Ø воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;
Ø воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;
Ø изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;
Ø пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся;
Ø активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству;
Ø развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
Разделы, дисциплины |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
|
Раздел I. Основы военной службы и военного дела |
12 |
4 |
8 |
1. Общая тактика. |
2 |
1 |
1 |
2. Огневая подготовка. |
4 |
1 |
3 |
3. Общевоинские уставы. |
2 |
1 |
1 |
4. Строевая подготовка. |
4 |
1 |
3 |
Раздел II. Физическая подготовка |
9 |
1 |
8 |
Общая физическая подготовка |
4 |
1 |
3 |
Спартакиада среди отрядов школ, районов , округов |
3 |
0 |
3 |
Спортивные соревнования по различным видам спорта |
2 |
0 |
2 |
Раздел III. Основы военно-исторического образования |
8 |
6 |
2 |
1. История России и вооруженных сил РФ. |
2 |
2 |
0 |
2. Основы правовых знаний |
4 |
4 |
0 |
3.Познавательные экскурсии, походы. |
2 |
0 |
2 |
Раздел IV. Культурно-эстетическое воспитание и гражданско- патриотические мероприятия |
7 |
0 |
7 |
Конкурсное движение. |
3 |
0 |
3 |
Волонтерское движение. |
2 |
0 |
2 |
Военно-патриотические соревнования «Зарница». |
2 |
0 |
2 |
Итого |
36 |
11 |
25 |
Вводное занятие:
Задачи на новый учебный год. Меры безопасности при проведении различных занятий и мероприятий.
Раздел I. Основы военной службы и военного дела
1. Общая тактика:
Тема 1.1.1. Основы общевойскового боя.
Теория: Российские Вооруженные Силы на современном этапе, назначение, состав, виды Вооруженных Сил. Сухопутные войска, их состав и предназначение.
Сущность и виды современного общевойскового боя, их краткая характеристика. Способы ведения общевойскового боя (в условиях применения обычного, ядерного, химического и высокоточного оружия).
Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Огонь и его назначение в бою. Виды огня (по отдельным целям, сосредоточенный, заградительный, подвижный и неподвижный, фронтальный, фланговый, перекрестный, кинжальный). Понятие о маневре в бою. Виды маневра.
Организация, вооружение, тактические возможности мотострелкового отделения (взвода) в обороне и в наступлении. Боевые возможности отделения (взвода) в обороне и в наступлении.
Тема 1.1.2. Действия солдата в бою.
Практика: Обязанности солдата в бою. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности. Выбор места для наблюдательного поста, его оборудование и оснащение. Действие при обнаружении противника в заданном секторе наблюдения, доклад об обнаруженных целях. Определение расстояний до ориентиров и целей. Передвижение солдата на поле боя. Движение ускоренным шагом и бегом. Перебежки и переползания под огнем противника. Преодоление препятствий и заграждений в бою. Солдат в обороне. Подготовка к обороне. Выбор и оборудование окопа для стрельбы и его маскировка. Приспособление местных предметов к обороне. Действия в обороне с началом огневой подготовки атаки противника. Уничтожение противника перед передним краем обороны огнем и гранатой. Бой с противником, ворвавшимся в траншею. Солдат в наступлении. Подготовка к атаке и атака: пополнение боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку, наблюдение за сигналами командира и действия по ним. Выскакивание из траншеи. Движение в атаку в боевом порядке отделения. Преодоление различных заграждений и препятствий. Атака переднего края обороны противника, уничтожение его огнем в упор и гранатой. Бой в траншее и ходах сообщения.
Тема 1.1.3. Ориентирование на местности без карты.
Практика: Сущность ориентирования, определение сторон горизонта по компасу, часам, солнцу, местным предметам.
Тема 1.1.4. Ориентирование на местности по карте.
Практика: Назначение и краткая характеристика топокарт, топографические знаки. Порядок подготовки карты к работе.
Тема 1.1.5. Характеристика современных средств поражения, последствия их применения и основные принципы, и способы защиты.
Теория: Ядерное, биологическое и химическое оружие и его характеристика. Поражающие факторы ядерного оружия и их краткая характеристика.
Практика: Действие личного состава на местности, зараженной отравляющими веществами. Оказание первой помощи при поражении отравляющими веществами. Действия населения при оповещении о химическом заражении. Правила поведения в зоне химического заражения.
Тема 1.1.6. Индивидуальные и коллективные средства защиты.
Практика: Фильтрующие противогазы, назначение, устройство общевойского противогаза. Особенности устройства противогазов ГП-5, ГП-7. Пользование поврежденным противогазом. Респираторы. Назначение, устройство и правила пользования респиратором Р-2. Противопыльная тканевая маска (ППТМ-1), ватно-марлевая повязка и пользование ею.
Средства защиты кожи. Назначение, характеристика, устройство и защитные свойства общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Подбор, проверка и подготовка к использованию. Порядок пользования ОЗК.
Объекты коллективной защиты и правила пользования ими при радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении.
Отработка нормативов по надеванию индивидуальных средств защиты.
Тема 1.1.7. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контрол.
Практика: Измеритель мощности дозы (ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В). назначение, принцип действия, устройство, техническая характеристика. Работа с прибором. Допустимые дозы зараженности. Индивидуальные дозиметры (ДП-22В). назначение, устройство, техническая характеристика и правила пользования. Возможные последствия радиоактивного облучения людей. Безопасные дозы радиоактивного облучения. Групповой и индивидуальный метод контроля. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР). Назначение, устройство. Определение отравляющих веществ в воздухе в опасных и малоопасных концентрациях, определение отравляющих веществ при низких температурах и в сыпучих материалах.
Тема 1.1.8. Основы медицинских знаний.
Теория: Понятие об инфекционных болезнях, причинах их возникновения и механизм передачи. Профилактика инфекционных болезней. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Первая медицинская помощь при радиационном, химическом, биологическом (бактериологическом) поражении в сочетании с травматологическими повреждениями. Правила оказания само и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях. Транспортировка пострадавших.
Тема 1.1.9. Здоровье и образ жизни молодежи.
Теория: Личная заинтересованность и ответственность каждого человека о здоровье. Меры укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Факторы риска основных инфекционных заболеваний. Возрастные особенности подростка. Юноши и девушки в период полового созревания. Физиологическая и психологическая перестройка организма. Режим труда и отдыха подростка. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм подростка. Нравственность и здоровье. Понятие о правильном взаимоотношении полов. Психогигиена. Нормы поведения и их значение для охраны физического и психологического здоровья подростков. Социальные последствия вредных привычек.
1.2. Огневая подготовка:
Тема 1.2.1.Материальная часть стрелкового оружия и ручных гранат.
Теория: История развития отечественного стрелкового оружия.
Практика: Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Правила поведения в тире и на линии огня.
Теория: Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической и малокалиберной винтовки. Назначение и боевые свойства ручных гранат и запала. Работа частей и механизмов гранаты при броске. Подготовка гранаты к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.
Практика: Метание имитационной гранаты РГД-5 и Ф-1 в цель.
Тема 1.2.2.Основы и правила стрельбы.
Теория: Явление выстрела и его периоды. Начальная скорость пули и ее влияние на стрельбу. Отдача оружия и угол вылета. Образование траектории. Прямой выстрел, прикрытое, поражаемое и мертвое пространства и их практическое значение. Меткость стрельбы. Выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным и появляющимся целям. Влияние на стрельбу угла полета цели, ветра и температуры воздуха. Корректирование стрельбы.
Тема 1.2.3.Техника стрельбы из пневматической винтовки.
Практика: Основные элементы техники выполнения выстрела из пневматической винтовки. Изготовка, прицеливание, дыхание, спуск курка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку (сидя, стоя).
Тренировка технике стрельбы без пуль. Тренировка в удержании винтовки, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Соблюдение режима дыхания.
Тема 1.2.4. Ведение огня из малокалиберной винтовки с места по неподвижным целям.
Практика: Подготовка малокалиберной винтовки к стрельбе. Принятие положения, лежа с упора. Прицеливание, наводка, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания.
Тема 1.2.5. Материальная часть автомата Калашникова.
Практика. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата.
1.3. Общевоинские уставы:
Тема 1.3.1. Общевоинские Уставы - свод законов регламентирующих жизнь и быт ВС РФ.
Теория: Воинские Уставы, история их создания. Значение воинских Уставов в жизни и деятельности военнослужащих.
Тема 1.3.2. Военная присяга и Боевое знамя воинской части. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
Теория: Права, общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Воинские звания и знаки различия. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Чему обязывает и чем достигается крепкая воинская дисциплина. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Воинское приветствие. Обращение к начальнику и старшему.
Поощрения, применяемые к военнослужащим. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих. Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности. Ответственность военнослужащих.
Практика: Военная присяга и порядок ее принятия. Боевое знамя воинской части. Сбережение Боевого знамени.
Тема 1.3.3. Распределение времени и повседневный порядок. Обязанности лиц суточного наряда роты (батареи), его состав.
Теория: Укрепление и сохранение здоровья военнослужащих. Распорядок дня части. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия. Завтрак, обед, ужин. Увольнение из расположения части.
Содержание помещений. Хранение личных вещей военнослужащих. Правила пожарной безопасности. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
Практика: Назначение, состав и вооружение суточного наряда роты. Обязанности дневального по роте. Оборудование и оснащение места, на котором очередной дневальный выполняет свои обязанности.
Тема 1.3.4. Воинские коллективы.
Теория: Внутри коллективные отношения. Понятие о психологической совместимости личного состава боевого отделения и ее значение при выполнении боевых задач. Воинская вежливость и поведение военнослужащих на службе и в общественных местах.
Офицерские кадры Вооруженных Сил России. Военно-учебные заведения. Правила и условия приема.
1.4. Строевая подготовка:
Тема 1.4.1. Строевые приемы и движения без оружия.
Теория: Строи, их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте.
Тема 1.4.2. Строевые приемы и движения с оружием.
Практика: Строевая стойка с автоматом. Выполнение приемов «На ремень», «На грудь», «За спину».
Тема 1.4.3. Строи отделения, взвода в пешем порядке и на машинах.
Практика: Развернутый строй, походный строй. Команды, подаваемые для построения и перестроение отделения, взвода в развернутый и походный строй на месте и в движении. Воинское приветствие. Сигналы управления строем.
Раздел II. Физическая подготовка:
2.2. Общая физическая подготовка (ОФП).
Тема 2.2.1 Гимнастика.
Теория: Общеразвивающие упражнения – упражнения без предметов, с предметами, на снарядах, с партнером.
Тема 2.2.2 Легкая атлетика.
Практика: Бег 100 м из положения лежа. Бег 1000 м.Бег 3000 м.Челночный бег 10х10 м.Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивания» и в длину с разбега способом «согнув ноги» на максимальный результат. Метание гранат с разбега на дальность (500-700 гр.). Метание гранаты в цель. Преодоление полосы препятствий.
Тема 2.2.3 Кроссовая подготовка.
Практика: Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под гору. Чередование ходьбы и бега. Марш-бросок 5 км.
Тема 2.2.4 Лыжная подготовка.
Тема 2.2.5. Плавание.
Тема 2.2.6. Спортивные игры.
Раздел III. Основы военно-исторического образования:
3.1. История Вооружённых сил Российской Федерации.
Тема 3.1.1. Государственные символы РФ. Флаг, герб и гимн РФ
Теория: Эволюция государственных символов РФ.
Тема 3.1.2. Русская слава Русских дружин и ополчений.
Теория: Военная организация славян VI-XVII в.в.
Тема 3.1.3. Век русской воинской славы.
Теория: Русская армия и флот в XVIII веке.
Тема 3.1.4. Великий год России.
Теория: Отечественная война 1812 г.
Тема 3.1.5. Армия и флот России XIX – начало ХХ в.в.
Теория: Армия и флот России в войнах XIX – начало ХХ в.в. Великая Октябрьская социалистическая революция. Создание Красной Армии.
Тема 3.1.6. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.
Теория: Важнейшие военные операции 1941-1945 г.г.
Тема 3.1.7. ВС на современном этапе.
Теория: ВС СССР после ВОВ до 1991 г. ВС РФ (1991-2002 г.г.)
Тема 3.1.8. Ордена и медали.
Теория: Ордена и медали с XVIII в. до 1991 г. Ордена и медали РФ.
Тема 3.1.9. История России, СССР и Российской Федерации.
Теория: Исторические факты создания Российской Государственности и роль России на современном этапе.
Тема 3.1.10. Выдающиеся военные деятели.
Теория: Военные деятели России с XVIII века до 1940 г. ХХ века.
Военные деятели СССР и РФ.
3.2. Основы правовых знаний:
Тема 3.3.1. Права, обязанности и ответственность военнослужащих за защиту Родины
Тема 3.3.2. Законы об охране общественного порядка и защите Отечества.
Тема 3.3.3. Социально-правовая защита военнослужащих.
3.4. Международное гуманитарное право
Тема 3.4.1. Сущность, принципы МГП, его основные понятия
Теория: Сущность и принципы МГП. Основные понятия МГП.
Тема 3.4. 2 Основные документы МГП
Тема 3.4.3 Отличительные знаки МГП и их применение
Тема 3. 4.4 Участники вооруженных конфликтов
Тема 3.4.5. Запрещенные средства и методы войны
Тема 3.4.6 Обращение с жертвами вооруженных конфликтов, медицинским и духовным персоналом противника.
Тема 3.4.7 Дети и война.
Тема 3.4.8 Ответственность за нарушение норм МГП.
Тема 3.4.9 Международный комитет Красного Креста, сущность, принципы.
Тема 3.4. 10 Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ.
3.5. Познавательные походы и экскурсии.
Раздел IV Культурно-эстетические и гражданско-патриотические мероприятия:
Тема 4.1. Конкурсное движение.
4.2.1. Участие и проведение творческих конкурсов среди воспитанников юнармейского отряда образовательного учреждения.
4.2.2. Ежегодные конкурсы творческих работ, посвящённые памятным датам и дням воинской славы России. Конкурсы проводится среди воспитанников юнармейского отряда поэтапно.
4.2. Волонтёрское движение. Движение волонтерского отряда призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей в активную внеурочную деятельность.
4.3.Проведение военно-патриотических соревнований.
№ по п/п |
месяц |
время |
форма занятия |
кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
1 неделя |
13:20-15:20 |
Урок, тренировка |
2 |
Общая тактика |
МБОУ «Лицей №4» |
Зачет |
2 |
2, 3 неделя |
13:20-15:20 |
Практические занятия |
4 |
Огневая подготовка |
МБОУ «Лицей №4», тир |
Зачет |
3 |
4 неделя |
13:20-15:20 |
Теория |
2 |
Общевоинские уставы |
МБОУ «Лицей №4» |
|
4 |
5, 6 неделя |
13:20-15:20 |
Тренировка |
4 |
Строевая подготовка |
Стадион |
Сдача нормативов |
5 |
7, 8 неделя |
13:20-15:20 |
Тренировка |
4 |
Общая физическая подготовка |
Стадион |
Сдача нормативов |
6 |
9, 10 неделя |
13:20-15:20 |
Практические занятия |
3 |
Спартакиада |
|
|
7 |
10, 11 неделя |
13:20-15:20 |
Практические занятия |
2 |
Соревнования |
|
|
8 |
11, 12 неделя |
13:20-15:20 |
Классные часы |
2 |
История России и вооруженных сил РФ |
МБОУ «Лицей №4» |
Зачет |
9 |
12, 13, 14 неделя |
13:20-15:20 |
Урок-лекция, беседа |
4 |
Основы правовых знаний |
МБОУ «Лицей №4» |
Зачет |
10 |
14, 15 неделя |
13:20-15:20 |
Экскурсии |
2 |
Экскурсии |
|
|
11 |
15, 16 неделя |
13:20-15:20 |
Практические занятия |
3 |
Конкурсное движение |
МБОУ «Лицей №4» |
|
12 |
17 неделя |
13:20-15:20 |
Практические занятия |
2 |
Волонтерское движение |
МБОУ «Лицей №4» |
|
13 |
18 неделя |
13:20-15:20 |
Практические занятия |
2 |
Игра «Зарница» |
МБОУ «Лицей №4» |
|
Психолого-педагогические условия
Субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве, оптимизме.
Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для юнармейцев, неуверенных себе, с низким уровнем мотивации и адаптации.
Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности
Организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта. Взаимодействие со школой и семьёй.
Валеологические условия
В соответствии с рекомендациями валеологии педагог должен строить занятия с учётом возрастных и физиологических особенностей учащегося.
Валеологическим сопровождением образовательного процесса в «Юнармейском отряде» служат эффективные средства и методы работы по оздоровлению учащихся:
- смена видов деятельности юнармейцев;
- комплекс упражнений для релаксации и снятия усталости;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на занятиях.
Методические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» подробно описаны в Практических пособиях к программе:
1. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание).
2. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурно-эстетический блок I часть.
3. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» культурно-эстетический блок II часть (сборник сценариев военно-патриотических мероприятий).
Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством.
Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка.
Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий.
При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий.
При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов.
Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.
Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.
Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания.
Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности.
Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием.
Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях.
Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов.
Список литературы для педагогов
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г.
2. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
3. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г.
4. Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание).
5. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с.
6. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.
7. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226
8. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288.
9. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
10. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.
11. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн.: Литература, 1997. – 608 с.
12. Воинские уставы.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г
2. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с.
3. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с
4. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат, 2001.
5. Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства). В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с.
6. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.