муниципальное казённое образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Кочковского района
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»
Предметная область
Вариативная часть
Программа учебного предмета
В.03.УП.03. Синтезатор
для учащихся 4 – 8 классов ДПОП «Фортепиано»
с. Кочки
2013 г.
«Одобрено» Методическим советом МКОУ ДОД «ДШИ » «____»________________2013 г.
|
Утверждаю: Директор МКОУ ДОД «ДШИ» ___________Е.И.Савченко «____»________________2013 г. |
Составитель:
Шилина Вера Викторовна, преподаватель фортепиано МКОУ ДОД «ДШИ»
высшей квалификационной категории
Рецензент:
1.Е.И.Савченко – директор МКОУ ДОД «ДШИ», преподаватель высшей квалификационной категории
2. Внешний рецензент – О.А.Кутергина, преподаватель высшей категории отделения «Фортепиано» Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф.Мурова.
Структура программы учебного предмета
№ п.п. |
Название глав |
Стр. |
I. |
Пояснительная записка |
4 |
1.1. |
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе |
4 |
1.2. |
Срок реализации учебного предмета |
4 |
1.3. |
Объём учебного времени |
4 |
1.4. |
Форма проведения учебных аудиторных занятий |
4 |
1.5. |
Цели и задачи учебного предмета |
5 |
1.6. |
Обоснование структуры программы учебного предмета |
5 |
1.7. |
Методы обучения |
6 |
1.8. |
Материально-технические условия реализации учебного предмета |
6 |
II. |
Содержание учебного предмета |
8 |
2.1. |
Сведения о затратах учебного времени |
8 |
2.2. |
Годовые требования по классам |
9 |
III. |
Требования к уровню подготовки учащихся |
19 |
IV. |
Формы и методы контроля, система оценок |
20 |
4.1. |
Аттестация: цели, виды, форма, содержание |
20 |
4.2. |
Критерии оценки |
20 |
4.3. |
График контрольных точек |
21 |
4.4. |
Дополнительные критерии оценки игры в ансамбле |
21 |
V. |
Методическое обеспечение учебного процесса |
22 |
5.1. |
Методические рекомендации педагогическим работникам; |
22 |
5.2. |
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; |
24 |
VI. |
Список литературы |
25 |
6.1. |
Список нотной литературы |
25 |
6.2. |
Список методической литературы |
26 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию, умения творчески и оригинально мыслить. Педагог-музыкант должен обладать соответствующим уровнем музыкальной компетентности, являющейся одной из сторон его профессионализма. В качестве одного из инструментов информатизации музыкального выступает клавишный синтезатор. Приобщение учащихся к новому виду деятельности – электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования.
Данная программа предназначена для обучения игре на синтезаторе как вариативная часть к основной программе Фортепиано «Специальность и чтение с листа». Программа несёт художественно-эстетическую направленность. Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Клавишный синтезатор» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств – МОСКВА, 2002 год. Министерства культуры Московской области, Москва, 2002г.
1.2. Срок реализации учебного предмета.
Клавишный синтезатор выступает дополнительным инструментом обучения, срок реализации программы – 5 лет, с 4-ого по 8 класс.
1.3. Объём учебного времени.
Вид учебной работы |
Количество часов |
||||||
4 класс |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
Всего (с 4 по 8 класс) |
||
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
247,5 |
|
Аудиторные занятия |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
82,5 |
|
в том числе: |
|||||||
- практические занятия |
15,5 |
15,5 |
15,5 |
15,5 |
15,5 |
77,5 |
|
- зачетные мероприятия и выступления |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Самостоятельная работа |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
165 |
|
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная. Продолжительность урока 25 минут (0,5 часа).
Главная задача современной педагогики - всестороннее, комплексное воспитание учащихся. Важную роль в этом процессе играет совершенствование преподавания на основе широкого использования методов и форм обучения, способствующих развитию у детей интереса к музыке и пробуждению их творческих способностей. Формы воспитательной и музыкально-образовательной деятельности можно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования учащихся. Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с учеником. К самообразованию – самостоятельным занятиям учащегося можно также отнести поиски в интернете информации о цифровой музыке; самостоятельное изучение инструкции пользователя к домашнему синтезатору и т.д.
1.5. Цель и задачи учебного предмета.
Целью данной программы является освоение навыков игры на синтезаторе, направленных на формирование всесторонне развитой, творческой личности. Основные задачи программы заключаются в следующем:
- формирование музыкальных навыков и умений;
- совершенствование исполнительской техники;
- развитие музыкальных способностей (память, слух, чувство ритма);
- воспитание слушательской и исполнительской культуры;
- формирование устойчивого представления о работе синтезатора, его устройстве, основных функциях;
- овладение базовыми навыками аранжировки;
- развитие творческой деятельности – сочинение и подбор по слуху мелодий;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- воспитание уважения к музыкальной культуре.
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, в которых отражены все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета.
- Годовые требования по классам
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Формы и методы контроля, система оценок.
- Методическое обеспечение учебного процесса.
- Дидактическое обеспечение предмета
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учётом его психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- Словесный (объяснение, беседа, рассказ).
- Наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приёмов игры).
- Практический (работа на инструменте, упражнения)
- Аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления).
-Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.)
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Перечисленные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и практиках исполнительства на синтезаторе.
1.8. Материально-технические условия реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Помещения, площадью не менее 9 кв. метров, должны быть отремонтированы, и иметь звукоизоляцию.
Мебель:
стол – 1;
стулья – не менее 5;
книжный шкаф – 1.
Учебные аудитории для занятий по предмету " Синтезатор" должны быть оснащены современными синтезаторами (YAMAHA PSR – 1500, YAMAHA PSR – 900,YAMAHA PSR – 420 и др.)
Необходимые дополнительные технические средства для работы на синтезаторе:
-адаптеры питания,
-клавишные стойки,
-сустейн педали,
-наушники
-кофры для переноски синтезаторов,
-стабилизатор переменного напряжения,
-инструментальный кабель джек-моно,
-звукоусилительная система,
-переноска (электрический удлинитель),
-сиденья с регуляцией высоты.
Необходимо наличие концертного зала, нотной библиотеки. Возникающие повреждения в музыкальных инструментах и сопутствующей аппаратуре необходимо подвергать своевременному ремонту.
II. СОДЕРЖПНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СИНТЕЗАТОР»
2.1. Сведения о затратах учебного времени
Распределение по годам обучения |
||||||||
Классы |
4 |
5 |
6 |
7 |
8
|
|||
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
|||
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|||
Общее количество часов на аудиторные занятия |
82,5
|
|||||||
Количество часов на самостоятельную работу в неделю |
1 |
1 |
1 |
1 |
1
|
|||
Общее количество часов на самостоятельную работу по годам |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
|||
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
165 |
|||||||
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные) |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|||
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные) |
49,5 |
49,5 |
49,5 |
49,5 |
49,5 |
|||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
247,5 |
|||||||
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения
и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2.2. Годовые требования по классам
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его разнообразную направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе программа может значительно отличаться по уровню трудности.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или зачетного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Структура занятий: разбор и разучивание произведения, музыкально-теоретический анализ, аранжировка, импровизация. Каждый урок включает проверку домашнего задания, освоение нового материала, повторение, закрепление изученного. Занятия состоят из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательное возрастание трудности заданий. Учитывая индивидуальные способности, знания и умения учащихся, прилежание и желание заниматься, разный уровень подготовки - необходимо осуществлять дифференцированный подход обучения, который выражается в составлении индивидуальных программ и планов. Главным критерием подбора музыкальных произведений, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной культуры учащихся жанров и направлений, должна служить яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления учащегося и особенностям данного клавишного синтезатора. Решение технических задач происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Возможности клавишного синтезатора позволяют ознакомить учеников с музыкальными произведениями различных художественных стилей, способствующих всестороннему музыкальному развитию личности, его эстетического вкуса.
Основными ступенями изучения художественного произведения является:
- выбор произведения,
- предварительная подготовка к его изучению,
- анализ и выбор средств выражения,
- подбор режимов игры,
- творческое, исполнительское воплощение.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ |
Темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика
|
||
1. |
Знакомство с инструментом – клавишный синтезатор
|
2 |
1 |
1 |
2. |
Посадка, постановка игрового аппарата
|
2 |
1 |
1 |
3. |
Изучение клавиатуры |
2 |
1 |
1 |
4. |
Работа над репертуаром |
9,5 |
2 |
7,5 |
5. |
Зачетные мероприятия и выступления |
1 |
0,5 |
0,5 |
ИТОГО: |
16,5 |
Содержание программы 1 года обучения
Тема 1: «Знакомство с инструментом – клавишный синтезатор»
Теория: Общая характеристика клавишных синтезаторов как представителей семейства электронных цифровых (компьютеризированных) музыкальных инструментов. Обращение с синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей).
Тема 2: «Посадка, постановка игрового аппарата»
Теория: Расположение инструмента. Удобное расположение ученика за инструментом – стоя или сидя. Важно, чтобы локоть руки был на уровне клавиатуры. Свободное положение корпуса и рук.
Практика: Выполнение упражнений для постановки руки, начиная с третьего пальца. Развитие пальцевой техники, ориентированной на технику игры на фортепиано. Преодоление зажатости корпуса.
Тема 3: «Изучение клавиатуры»
Теория: Стандартный тип диапазона клавиатуры – 5 октав. С3 – инфразвуки, С2 – субконтроктава, С1 – контроктава, С – большая, с – малая, сl –малая, с2 – вторая, с3 – третья, с4 – четвёртая, с5 – пятая, с6 – шестая, с7 – ультразвуки. Регистры – низкий, средний, высокий. Деление клавиатуры – Split, Dual. Зона автоаккомпанемента.
Практика: Нахождение октав на клавиатуре, игра в режимах Split, Dual.
Тема 4: «Работа над репертуаром
Теория: Разбор нотного текста: звуковысотное строение мелодии, размер, темп, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи – non legato, legato, staccato, ладовая окраска, динамический план, Style, Tone, Intro, Fill, Ending.
Практика: Навыки ориентировки на клавиатуре и панели управления, приёмы звукоизвлечения, постановка рук, игра с автоаккомпанементом, врежимах Split, Dual.
Тема 5: «Зачётные мероприятия и выступления »
Теория: Беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональный настрой, психологическая подготовка к выступлению.
Практика: Участие в концертах, мероприятиях.
Примерный репертуарный список первого года обучения:
Этюды:К.Черни, соч. 599, №1, № 2,№ 3
Петренко – Этюд
Шитте - Этюд
В.Б.Пороцкий - Этюд
Пьесы:
Гнесина – Песня
Руббах – Воробей
Арман – Пьеса
Эрнесакс – Паровоз
Роули – Акробаты
Бетховен – Сурок
Бетховен – Финал IX симфонии
Орф – Жалоба
Ансамбли:
А.Островский – До, Ре, Ми, Фа, Соль
Латвийский народный танец – Рыбачок
Н.Римский-Корсаков – Колыбельная из оперы «Золотой петушок»
М.Черняк – Красная шапочка
Как на дубчике два голубчика
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ |
Темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика
|
||
1. |
Особенности гармонизации для синтезатора |
2 |
1 |
1 |
2. |
Автоаккомпанемент |
2 |
1 |
1 |
3. |
Изучение панели синтезатора |
2 |
1 |
1 |
4. |
Работа над репертуаром |
9,5 |
2 |
7,5 |
5. |
Зачётные мероприятия и выступления
|
1 |
0,5 |
0,5 |
ИТОГО: |
16,5 |
Содержание программы 2-ого года обучения
Тема 1: «Особенности гармонизации для синтезатора»
Теория: Сильная доля метра, правильный подбор стиля и темпа. Изменение гармонии зависит от скорости темпа.
Практика: Нахождение сильных долей в размерах 4/4 и 3/4, подбор подходящего стиля к данной гармонии и произведению, использование Fill (сбивки) при смене гармонии.
Тема 2: «Автоаккомпанемент»
Теория: Интерактивный аранжировщик, структура стиля автоаккомпанемента - Intro, Original, Variation, Fill, Ending,ритмический секвенсер. Основные действия при игре с автоаккомпанементом.
Практика: Настройки автоаккомпанемента перед исполнением – Start/Stop, выбор стиля, владение основными клавишами управления на панели в процессе исполнения.
Тема 3: «Изучение панели синтезатора»
Теория: Знакомство с клавишей Function (меню синтезатора), с помощью которой можно получить доступ к таким настройкам: Metronome, Volume, Octave, KeySplit (точка разделения клавиатуры).
Практика: Самостоятельное изменение параметров, необходимых для исполнения произведения, с использованием клавиши – Function, Family, Select.
Тема 4: «Работа над репертуаром»
Теория: Анализ нотного текста, формы произведения, использование художественных возможностей синтезатора. Беседа о жанре, стилевых особенностях композитора, эпохе.
Практика: Отработка координации движения рук, развитие пальцевой техники, осознание средств художественной выразительности, овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.
Тема 5: «Зачётные мероприятия и выступления»
Практика: Развитие навыков сценического выступления, участие в концертах, мероприятиях.
Примерный репертуарный список второго года обучения:
Этюды:
К.Черни, соч. 599, № 5, № 6, № 9
Л.Петренко – Этюд
Д.Кабалевский – Маленькая арфистка, соч. 89, № 24
А.Гедике – Арабеска, соч. 46, № 9
Пьесы:
С.К.Фостер – Домик над рекой
Н.Мясковский – Беззаботная песенка
Е.Мелартин – Песня
Шёнбергер – Нашёптывая
Ф.Шуберт – Форель
Л.Моцарт – Колыбельная песня
Л.Моцарт – Бурлеска
Э.Градески – Счастливые буги
Л.Книппер – Полюшко-поле
Русская народная песня – Чёрный ворон
Ламбада
В.Шаинский – Улыбка
Ансамбли:
П.Чайковский – Зелёное моё ты виноградье
Русская народная песня в обработке А.Флярковского и Р.Щедрина – Жили да
были два братца
Н.Смирнова – Хорошее настроение
Как ходил гулял Ванюша
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ |
Темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика
|
||
1. |
Освоение простейших приёмов аранжировки на синтезаторе |
2 |
1 |
1 |
2. |
Игра в ансамбле |
4 |
- |
4 |
3. |
Работа над репертуаром |
9,5 |
- |
9,5 |
4. |
Зачётные мероприятия и выступления
|
1 |
0,5 |
0,5 |
ИТОГО: |
16,5 |
Содержание программы 3-го года обучения
Тема 1: «Освоение простейших приёмов аранжировки»
Теория: Жанры и стили различной музыки. Гармонизация мелодии.
Практика: Анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, подбор звуковых средств.
Тема 2: «Игра в ансамбле»
Теория: Ансамбль, составы ансамблей, фактура.
Практика: Формирование навыков игры в ансамбле, анализ нотного текста, развитие навыков полифонического слышания, умение «поймать» свою партию с любого места.
Тема 3: «Работа над репертуаром»
Теория: Предварительный разбор нотного текста, форма и фактура произведения, сведения о композиторе, эпохе, стиле.
Практика: Анализ и самостоятельное разучивание музыкального произведения, работа над художественной интерпретацией музыкального образа.
Тема 4: «Зачётные мероприятия и выступления»
Практика: Выступление на зачётах, концертах, мероприятиях в течение года. Закрепление навыков сценического выступления.
Примерный репертуарный список третьего года обучения:
Этюды:
К.Черни – Этюд, соч. 599, № 7, № 8
А.Гедике – Этюд, соч. 32, № 19
А.Гедике – Этюд, соч. 6, № 5
А.Гедике – Этюд, соч. 36, № 26
Пьесы:
Р.Шуман – Весёлый крестьянин
Г.Пёрселл – Менуэт
И.Пахельбель – Гавот
Б.Кемпферт – Путники в ночи
А.Волохонский – Под небом голубым
Дж.Дассен – Привет
Л.Делиб – Вальс из балета «Коппелия»
Латвийская народная полька
С.Джоплин – Регтайм
Ансамбли:
Ф.Шуберт – Лендлер
М.Глинка – Хор «Славься»
З.Левина – Неваляшки
Л.Бетховен - Контрданс
Учебно-тематический план 4-го года обучения
№ |
Темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика
|
||
1. |
Настройка синтезатора |
2 |
1 |
1 |
2. |
Освоение новых приёмов аранжировки |
3 |
1 |
2 |
3. |
Работа над репертуаром |
10 |
- |
10,5 |
4. |
Зачётные мероприятия и выступления
|
1 |
0,5 |
0,5 |
ИТОГО: |
16,5 |
Содержание программы 4 год обучения
Тема 1: «Настройка синтезатора»
Теория: Режим автоаккомпанемента, стиль, тембр, громкость, темп, деление клавиатуры Split, Dual, октавы.
Практика: самостоятельная настройка параметров синтезатора перед исполнением музыкального произведения.
Тема 2: «Освоение новых приёмов аранжировки»
Теория: Освоение новых приёмов синтезаторной аранжировки: гармонизация мелодии в режиме автоаккомпанемента с применением главных трезвучий и D7; выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки; художественно обоснованный выбор мелодического голоса, относящегося к той или иной группе струнных, духовых, клавишных инструментов.
Практика: Аранжировка произведений различных жанров, стилей.
Тема 3: «Работа над репертуаром»
Теория: Жанровые особенности произведения, форма, фактура, стиль.
Практика: Самостоятельное определение жанра, особенностей стиля, художественная интерпретация произведений.
Тема 4: «Зачётные мероприятия и выступления»
Практика: Выступление на зачётах, концертах, мероприятиях в течение года. Совершенствование навыков сценического мастерства.
Примерный репертуарный список четвертого года обучения:
Этюды:
К.Черни – Этюд, соч. 139, № 19
К.Черни – Этюд, соч. 599, № 10, № 11
А.Лешгорн – Этюд, соч. 65, № 8
М.Шух – Джазовая импровизация - Этюд
Пьесы:
С.Шевченко – Весёлый день
Украинская народная песня – Ой, летает сокол
Д.Г.Тюрк – Сонатина
Г.Кингстей – Воздушная кукуруза
Н.Рота – Слова любви
Дж.Мендел – Твоей улыбки тень
Моцарт - Бурре
П.Чайковский – Итальянская песенка
Дж.Каччини – Амарилис
Л.Бетховен – Шуточный канон
Дж.Верди – Марш из оперы «Аида»
Ансамбли:
М.Глинка – Кавалерийская рысь
А.Казелла – Маленький марш из цикла «Марионетки»
Н.Смирнова – Полька и танго
Л.Бетховен – Три немецких танца
Учебно-тематический план 5-го года обучения
№ |
Темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика
|
||
1. |
Акустика и эффекты |
2 |
1 |
1 |
2. |
Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента. |
2 |
1 |
1 |
3. |
Работа над репертуаром |
11 |
- |
11 |
4. |
Зачётные мероприятия и выступления
|
1,5 |
0,5 |
1 |
ИТОГО: |
16,5 |
Содержание программы 5-го год обучения
Тема 1: «Акустика и эффекты»
Теория: Процессор мульти-эффектов – MFX, реверберация.
Практика: С помощью клавиши Function выбирается функция «Effects» для обработки звучания.
Тема 2: «Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента»
Теория: Функциональное членение музыкальной фактуры – мелодия, бас, гармонические голоса, подголосок, как основа её разделения при записи намногодорожечный секвенсер.
Практика: Освоение записи на секвенсер.
Тема 3: «Работа над репертуаром»
Теория: Закрепление всех полученных знаний.
Практика: Применение на практике всех полученных знаний и умений, самостоятельное осмысление музыкального образа произведения.
Теория: Настрой на положительный результат и стимулирование желания выступать на сцене.
Практика: Выступление на зачётах, концертах, мероприятиях в течение года. Совершенствование навыков сценического мастерства.
Примерный репертуарный список пятого года обучения:
Этюды:
К.Черни – Этюд, соч. 599, № 12, № 13
А.Лемуан – Этюд, соч. 37, № 22
А.Гедике – Этюд, соч. 46, № 44
Шмитц – Этюд фа мажор
И.Беркович – Этюд фа мажор
Пьесы:
С.Кургузов – Прогулка
К.Веласкес – Besame Mucho
Ф.Лей – История любви
З.Абрэу – Тико-тико
С.Майкапар – Полька
Гендель – Сарабанда
Перуанская народная мелодия – Elcondorpasa
Дж. Леннон, П.Маккартни – Мишель
Венгерский народный танец
И.Красильников - Из-под дуба, из-под вяза – Вариации
Ансамбли:
Н.Смирнова – Регтайм
П.Чайковский – Колыбельная в бурю
М.Мусоргский – Гопак
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Синтезатор», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
- иметь представление об устройстве синтезатора, практическом его применении;
- свободно владеть основными понятиями и терминами, характерными для данного инструмента;
- ориентироваться в музыкальных стилях, направлениях и жанрах;
- знать основные тембры голосов;
- знать понятия ладовой и гармонической основы, буквенно-цифровые обозначения;
- создавать самостоятельно аранжировки, используя стили и тембры, характерные данной эпохе, национальному колориту, жанровым особенностям музыкального произведения;
- владеть панелью управления синтезатора;
- уметь подбирать по слуху различные мелодии, а также, аккомпанемент к ним;
- читать с листа;
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы "Синтезатор" включает в себя текущий контроль успеваемости в виде зачетных мероприятий в конце года. Зачет включает исполнение двух разнохарактерных произведений. Успеваемость учащихся проверяется и на различных выступлениях: концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Учащиеся на зачете должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения синтезатором для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
4.2. Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
|
Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») |
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») |
оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») |
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») |
комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
4.3. Дополнительные критерии оценки игры в ансамбле:
- сложность произведения;
- взаимодействие учащихся в процессе исполнения.
Перевод учащихся на следующий этап обучения проводится по результатам зачета в соответствии с программными требованиями. Результаты зачетов заносятся в индивидуальный план учащегося.
4.4. График контрольных точек
Таблица 4
Класс |
Вид контрольного прослушивания |
Месяц проведения |
Программные требования |
С 4 по 5 класс |
Контрольный урок |
декабрь |
- одно произведение |
Зачёт недифференцированный |
май |
- две разнохарактерные пьесы |
|
С 6 по 8 класс |
Контрольный урок |
декабрь |
- одно произведение |
Зачёт дифференцированный |
май |
- две разнохарактерные пьесы |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста. В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Одна из основных задач – формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники. Исполнение музыкальных произведений в электронной музыке тесно связано с аранжировкой, которая представляет собой сложную творческую деятельность, включающую четыре основных действия:
- анализ текста оригинала (форма, фактура);
- подбор звуковых средств;
- исполнительские параметры;
- проверка и корректировка результата.
Главное в том, что синтезатор способен выполнять функцию сольного инструмента и функцию оркестра. Последнее особенно важно, так как режим автоаккомпанемента создает адекватный эффект метро-ритмического движения оркестровой ритм секции. Именно это не позволяет ученику пренебрегать метром, ритмом и формой при импровизации, учит работе с инструментальной группой, совершенствует и укрепляет теоретические сведения в области гармонии, музыкальной формы, жанров, музыкальных инструментов.
Не стоит пренебрегать и такой простой формой музицирования, как подбор на слух популярных тем и мелодий. Причем, педагог должен приучать учащегося к максимально точному и выразительному исполнению музыки, независимо от того, играется она по нотам, подбирается на слух или импровизируется.
В процессе обучения учащийся должен уметь предугадать гармонию и дальнейшее развитие мелодической линии, импровизировать в различных жанрах - от бытового танца до бытового романса.
В процессе обучения важную роль играет ансамблевое музицирование. Это может быть ансамбль, состоящий из педагога и воспитанника, ансамбль из двух и более синтезаторов, ансамблевая игра с различными инструментами.
Такое исполнение даёт возможность учащемуся расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать слуховой самоконтроль, развить и закрепить навыки чтения нот с листа.
Приобретение исполнительского опыта происходить во время выступлений учащегося на концертах. Присутствие публики повышает ответственность ученика за исполнение. Праздничная, доброжелательная атмосфера настраивает его на хороший результат, на положительные эмоции и переживания, которые являются главным фактором, способствующим высокой эффективности воспитания и обучения.
Творческая ситуация проявляется в установлении преимущественно диалогического общения. Диалог в педагогическом общении понимается как свободная заинтересованность педагога в мнении и инициативе ученика, т.е. во встречном движении педагогическим указаниям и предложениям.
В своей работе педагогу необходимо обращать внимание на психологическое состояние учащегося, тем самым, обеспечивая социально - психологический комфорт на уроке.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.
5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Особое место отводится формированию умения учащегося самостоятельно работать над музыкальным произведением. Умение самостоятельно работать дома формируется у ребёнка с помощью педагога под его систематическим наблюдением. Для реализации этого принципа необходимо учитывать следующее:
- объем материала;
- срок выполнения;
- сложность задачи и работоспособность воспитанника;
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий - каждый день;
- количество занятий в неделю – не менее часа;
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:
- игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени),
- выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы;
- работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке),
- доведение произведения до концертного вида;
- проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом,
- повторение ранее пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
6.1.Список нотной литературы
1. Барсукова С.А. Джаз для детей. Для фортепиано. Младшие и средние классы
детских музыкальных школ. Вып.1. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д:
изд-во «Феникс», 2004г. – 48 с.
2. Бриль И.Практический курс джазовой импровизации. Учебное пособие. 3-е
издание. Москва, 1985.
3. Клип И.Л. Нотная папка для синтезатора. М.: Дека-ВС, 2006.
4. Кузьмичева Т.А. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные
клавиши. Учебное пособие для учащихся младших и средних классов детских
музыкальных школ и детских школ искусств. – Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2004.
5. Кургузов С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для
синтезатора или фортепиано. Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 46, [1] с. –
(Любимые мелодии).
6. Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие, Ростов
н/Д: Феникс, 2008. – 88, (2) с.
7. Петренко Л.Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического
репертуара. Выпуск 1. М.: Музыка, 2002.
8. Петренко Л.Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического
репертуара. Выпуск 3. М.: Музыка, 2002.
9. Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.
10. Стрелецкий С. Популярный учебник игры на синтезаторе. Учебное пособие. –
М.: Изд. В. Катанский, 2008.
11.Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе. –
Новосибирск: Арт-Сервис, 2006.
6.2. Список методической литературы
1. Будкина Е.М. Программа «Электронные музыкальные инструменты:
синтезатор»
2. Красильников И. Проблемы построения методики игры на синтезаторе.
Искусство в школе. №2, №3. – М.,1996.
3. Красильников И. Синтезатор на уроке? / Искусство в школе. №2. –– М., 1995.
4. Красильников И.М. Программа «Электронные музыкальные инструменты»,
2001г.
5. Красильников И.М., Электронное музыкальное творчество в системе
художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007 г.
6. Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам
«клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия
компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных
отделений школ искусств. – М.: Министерство культуры Российской
Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию,
2002. – 55 с.
7. Мухина В. Возрастная психология, М., 1998
8. Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.
9. Порунов А.В., Порунова И.В. Программа «Клавишный синтезатор-предмет по
выбору для учащихся фортепианного отделения»
10.Программы фортепиано для учебных заведений культуры и искусств
дополнительного образования, Москва, 2002
11.Рапецкая Лариса Викторовна. Образовательная программа по предмету
синтезатор. Пермский край г. Добрянка, 2010 г.
12.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
13.Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных
стран. М., 1967. Вып. 3. С. 63—193. 11. Методические пособия и сборники
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.