ПРИНЯТО на педагогическом совете |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ ДС № 62 «Журавушка» |
Программа кружка «LEGO-ленд»
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «LEGO-ленд» (далее по тексту – программа кружка «LEGO-ленд») разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
§ Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
§ Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
§ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
§ СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
§ Устав МАДОУ.
Образовательная деятельность в МАДОУ строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. С учетом особенностей образовательного учреждения – дошкольное образовательное учреждение детский сад с группами общеразвивающей направленности.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
Программа кружка «LEGO-ленд» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок освоения Программа кружка «LEGO-ленд» 2 года. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей 5-7 лет.
Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию и развитию речи в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:
· конструирование по образцу,
· конструирование по модели,
· конструирование по условиям,
· конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
· конструирование по замыслу,
· конструирование по теме.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой – 1 раз в неделю. Продолжительность организованной образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Программы и дополнительных общеобразовательных программ в одной Организации регулируется локальными нормативными правовыми актами такой Организации.
1.1.1. Цели и задачи деятельности образовательной организации по реализации программы кружка«LEGO-ленд».
Цель: создание условия для развития познавательного интереса и формирования основ инженерно-технического мышления.
Задачи:
Обучающие:
· совершенствование умения создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу;
· формирование представлений об элементарных приемах сборки и программирования робототехнических средств, правилах безопасной работы при конструировании;
Развивающие:
· развитие интереса к технике, конструированию, техническому творчеству;
· развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука»;
· развитие психофизиологических качеств: памяти, внимания, творческого и логического мышления, пространственных представлений, умения анализировать, проектировать, планировать собственную деятельность, концентрировать внимание на главном;
· развитие творческой инициативы и самостоятельности.
Воспитательные:
· формирование предпосылок к учебной деятельности: умения и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца, терпения;
· воспитание умения работать в коллективе.
Программа кружка «LEGO-ленд» направлена на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы кружка «LEGO-ленд».
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
· личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
· природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
· сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом);
· систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
· «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности);
· дифференциации и учета индивидуальности.
Концептуальные основания содержания образовательной деятельности в МАДОУ:
- ребенок - полноценная человеческая личность, обладатель высших этических ценностей; каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения целей;
- содержание обучения - средство развития личности, а не самодавлеющая цель дошкольного образовательного учреждения.
- дети развиваются наилучшим образом только тогда, когда они действительно увлечены процессом.
- Лего-конструирование помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
В процессе игры с конструктором ребенок развивает:
· мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
· концентрацию внимания
· мелкую моторику
· пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
МАДОУ обеспечивает организованную образовательную деятельность, воспитание и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей. В МАДОУ функционирует четыре возрастных групп:
Старшие группы (от 5 до 6 лет) – 2 группы.
Подготовительные к школе группы (от 6 до 7 лет) – 2 группы.
Возрастные особенности развития детей.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Развитие социальных навыков.
Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли с помощью слов, а не через действия. Особенно важны ролевые игры – дети с удовольствием играют «в настоящую жизнь», которая становится для них интереснее. Они переносят в игру свои представления о мире взрослых. В этом возрасте очень важно общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий.
Развитие мышления.
Дети в этом возрасте с удовольствием решают различные задачи, что помогает развитию творческого мышления и стимулирует желание учиться. Но в тоже время ребенок должен быть уверен в том, что всегда может получить помощь от родителей и взрослых.
Речевое развитие.
Что касается развития речи, то это период преувеличений. Мысли у детей постоянно перескакивают с одной темы на другую и им необходимо «выговориться». Взрослые должны создавать такие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать происходящее и рассказывать друзьям о том, что они делали и что из этого вышло.
Развитие творческих способностей.
Детям данного возраста нравиться чувствовать себя большими и умеющими что-то делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми. Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать. И хотя до серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе. Поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы экспериментировать. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым. Но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.
Физическое развитие.
В 5 лет дети лучше управляют своими руками и способны выполнять тонкие и сложные движения пальцами.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Развитие социальных навыков.
Дети начинают всерьез относиться к сверстникам, что уменьшает их зависимость от взрослых. Задания и игры в этот период должны стать групповыми. В 6 лет дети уже сами организуют игры, поэтому особую важность приобретает умение договариваться. Дети проявляют большой интерес к устройству окружающего мира.
Развитие мышления.
Дети 6 лет начинают детально анализировать собственные наблюдения (форму, цвет, количество предметов, последовательность событий). В этом возрасте дети способны рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им учиться их классифицировать. Они уже в состоянии планировать свою деятельность, на определенный срок и ставить перед собой конкретные цели. При этом они также могут выполнять предложенные им задания.
Речевое развитие.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различает фонемы (звуки) и слова. В этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи дети все чаще используют сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций при описании предметов, пересказе.
Развитие творческих способностей.
Шестилетние дети более старательно относятся к своей деятельности. Это выражается в прорисовке мелких элементов картинки или тщательной сборке какой-либо конструкции. Дети способны сосредоточиться на работе, и их волнует, как другие воспринимают и оценивают их деятельность.
Физическое развитие.
Дети 6 лет скоординированы, они уже овладели мелкой моторикой и способны манипулировать мелкими предметами. В этом возрасте им нравиться пробовать свои силы в новых областях. Полезно давать детям мелкие детали для занятий, способствующих дальнейшему развитию их навыков и умений.
1.2. Планируемые результаты освоения программы кружка «LEGO-ленд».
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
· у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
· ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
· ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
· ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
· ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
· знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная проектная деятельность.
Виды детской деятельности |
Формы работы |
Двигательная |
игровые упражнения; |
Игровая |
сюжетные игры; развивающие игры; дидактические игры; режиссерские игры. |
Изобразительная |
мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов |
Коммуникативная |
беседа; ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. придумывание историй; создание сказок. |
Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице) |
совместные действия; дежурство; поручение; задания; |
Познавательно-исследовательская |
решение проблемных ситуаций; проектирование решения проблемы; моделирование; реализация проекта; познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); исследования объектов окружающего мира; посещение гостей; |
Музыкально-художественная |
восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, театрализация, развлечения; |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
чтение; обсуждение; |
Конструирование |
конструирование из различного материала: конструкторы, модули. конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме. |
1.2. Организация, содержание и методы обучения.
Старшая группа:
Первое полугодие:
- закреплять приобретенные в средней группе умения;
- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их пространственном расположении. Относительной величине, различии и сходстве;
- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;
- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, чертежей, фотографий;
- продолжать знакомить с новыми деталями;
- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.
Второе полугодие:
- учить работать с мелкими деталями;
- создавать более сложные постройки;
- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;
- учить рассказывать о постройке других воспитанников;
- самостоятельно распределять обязанности;
- учить помогать товарищам в трудную минуту;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;
- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
Перспективное планирование в старшей группе
Месяц |
Тема |
Цели |
Октябрь |
Дом лесника |
Учить строить большой дом для лесника. |
Разные домики |
Учить строить домики разной длины и величины. |
|
Кафе |
Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. |
|
Конструирование по замыслу. |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Ноябрь |
Плывут корабли |
Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
Катер |
Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обещающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт». |
|
Пароход |
Закреплять знания о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Декабрь |
Зоопарк |
Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. |
Слон |
Учить строить слона из ЛЕГО-конструктора. Развивать творческие навыки и терпение. |
|
Верблюд |
Учить строить верблюда. |
|
Конструирование по замыслу. |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Январь |
Домашние животные |
Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
Дети |
Учить строить девочку и мальчика из большого ЛЕГО-конструктора. |
|
Дом фермера |
Учить находить материал для постройки. |
|
Конструирование по замыслу. |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Февраль |
Грузовой автомобиль |
Учить создавать сложную постройку грузовой машины из ЛЕГО-конструктора. Учить правильно соединять детали. |
Пожарная часть |
Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. |
|
Самолет |
Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Март |
Поезд мчится |
Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу. |
Беседка |
Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). Учить строить беседку. |
|
Пастбище |
Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Апрель |
Ракета, космонавты |
Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из ЛЕГО-конструктора по карточке. |
Светофор, регулировщик |
Закреплять знания о светофоре. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Робот |
Показать игрушку робот. Учить строить робота. |
|
Речные рыбки |
Учить строить рыб из ЛЕГО-конструктора. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. |
|
Май |
Аквариум |
Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. |
Лабиринт |
Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. |
|
Попугай |
Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
В результате освоения программы ребенок может: |
|
знать |
· основные части и характерные детали конструкций. · новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки, ролики, зубчатые колеса, рычаги) |
уметь |
· устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни · анализировать сделанные модели и постройки · создавать разнообразные постройки, конструкции, модели · заменять одни детали другими · строить по схеме, по инструкции · самостоятельно подбирать необходимый строительный материал · работать коллективно. |
иметь представление |
· о вариантах конструкции и постройки одного и того же объекта, модели · о способах различных конструктивных решений и планировании создания собственной постройки, модели, конструкции |
Подготовительная к школе группа.
Первое-второе полугодие:
- закреплять навыки, полученные в старшей группе;
- обучать конструированию по графической модели;
- учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве;
- учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).
Перспективное планирование в подготовительной группе
Месяц |
Тема |
Цели |
Октябрь |
Грузовик везет кирпичи |
Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе. |
Корабль |
Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. |
|
Аэропорт |
Учить строить разные самолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. |
|
Конструирование по замыслу. |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Ноябрь |
Многоэтажные дома |
Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах. |
Магазины |
Закреплять названия магазинов, их виды. |
|
Детский сад |
Учить строить детский сад. Развивать память и внимание. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Декабрь |
Животные на ферме |
Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. |
Овечка |
Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных. |
|
Дом фермера |
Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера из ЛЕГО-конструктора. |
|
Конструирование по замыслу. |
Закреплять полученные навыки. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования. |
|
Январь |
Качели |
Учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора. |
Карусели |
Продолжать учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора. |
|
Беседка для ребят |
Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования. |
|
Горка |
Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. |
|
Февраль |
Городской транспорт |
Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус. |
Светофор |
Закреплять знания о светофоре. |
|
Знакомство с дорожными знаками |
Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плите. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Март |
Играем в зоопарк |
Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях. |
Слон |
Учить строить слона с большим хоботом из ЛЕГО-конструктора. Развивать творческие навыки и терпение. |
|
Верблюд |
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно- и двугорбых верблюдов. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Апрель |
Ракета, космонавты |
Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты. |
Космический корабль |
Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль. |
|
Луноход |
Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Май |
Паровоз везет товары |
Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. |
Станция |
Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков. |
|
Дома на нашей улице. |
Закреплять умение строить домики. |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
В результате освоения программы ребенок может: |
|
знать |
· детали наиболее подходящие для постройки · способы их комбинирования |
уметь |
· самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. · работать коллективно · сооружать различные конструкции одного и того же объекта, механической модели в соответствии с их назначением |
иметь представление |
· о конструкции объекта, механической модели и его функциональном назначении · о различных видах наборов ЛЕГО · о создании проектов с помощь мультимедийного контента · планировать процесс возведения постройки · сооружать постройки, объединенные общей темой · создавать различные модели: по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу работы с ними, с помощью интерактивных средств. |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности и включает в себя:
- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Дополнительный образовательный процесс в ДОО строится:
- на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника
Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Педагогический процесс предполагает, что дети старшего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
Система работы с детьми с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогический процесс направлен на то, чтобы социально адаптировать ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество. Работа с данными детьми строиться по следующему алгоритму:
· анализ ресурсов образовательного учреждения и семьи,
· составление плана индивидуального сопровождения ребёнка и его семьи,
· организация совместной деятельности в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.
Использование современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребёнка;
Личностно-ориентированная технология |
Направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; терпимость к детским недостаткам. |
Технология сотрудничества |
Направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия, приводит к повышению статуса ребенка в социальных контактах и повышению компетентности ребенка в разных видах детской деятельности и в области отношений с другими людьми. |
ИКТ - технологии |
Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. |
ЛЕГО-конструирование |
Одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. |
Педагогическая технология - метод проектов |
Это способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. |
Игровые педагогические технологии |
Создание творческой атмосферы обучения творчеству |
Использование культурных практик детства:
· организации саморазвития ребенка в детско-взрослой общности;
· взаимодействие детей и взрослых;
· взаимосвязь педагогического проектирования и детской проектной деятельности.
Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды:
· обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
· позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
· содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
· позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Организация предметно – пространственной развивающей среды в ДОО.
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей, используемых в младшей группе, до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего дошкольного возраста.
Кроме этого, для конструктивной деятельности детей необходимы различные дополнительные материалы и игрушки.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам («Здания», «Мосты», «Транспорт») применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Они используются в качестве образцов. Это чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета, и др.
В старших группах специального места для конструирования не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные. Мелкий строительный материал хранят в коробках, в которых он был приобретен, и по деталям не разбирают. Крупный строительный материал обычно убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий обыгрывающий материал складывают в коробки.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Основной движущей силой дополнительного образовательного процесса в дошкольном возрасте является сам ребенок, его самостоятельная пробно-продуктивная активность.
Организация дополнительного образовательного процесса включает две основные задачи:
1) создание и поддержку психологического фона, благоприятствующего актуализации самостоятельной активности ребенка;
2) поддержку и направление этой активности сообразно целям развития.
Решение этих двух задач и составляет основное содержание педагогического действия в рамках программа кружка «LEGO-ленд»
Форма работы |
Программное содержание |
Пример |
Задания на группировку и классификацию |
Задания на понимание и принятие детьми мотива действий способствует их осознанию и повышает познавательную активность |
Постройте модель «Корабля» использую только детали (кирпич, балка). |
Метод моделирования и конструирования |
Располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. |
Создай свою план-карту по постройки модели «Нефтяная качалка» |
Метод анализа и синтеза |
Рассматривание конструкции, на которой использованы фигурки «профессии». Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию |
Посмотрите на конструкцию что вы видите? Кому это принадлежит? Чего не хватает? Давайте помоем и соберем вместе. |
Прием сравнения |
Задания на сравнение по цвету и форме, сходству, сенсорные эталоны и конструкции (чем похожи, чем отличаются). |
Посмотрите на технологическую карту и сравните с моделью у вас на столах. Чего не хватает? |
Метод проблемных вопросов |
При анализе конструкций педагог стимулирует детей к дискуссии, к высказыванию собственного мнения. |
«Почему башня, построенная стопкой, менее устойчивая чем с помощью соединения втулок?», почему вторая конструкция более устойчива? |
Решение логических задач |
Активизация уже полученных знаний, формирование умений делать простейшие умозаключения, увлекает и развлекает детей, закрепляют полученные знания и умения, упражняют в применении полученных знаний в других видах деятельности. |
«Кто есть кто?» (Есть красная, синяя и желтая деталь. Расположи их по порядку, если красная не на втором и не третьем месте, а желтая – не на третьем? Ответ: красная, желтая, синяя). |
Экспериментирование и опыты |
С помощью этого дети осваивают понятия входа и выхода, исследуют ситуации «что случится, если?..», «как сделать, чтобы?..» |
Что будет, если мы поменяем направления в программе мотора? |
1.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Формы работы с родителями по познавательному развитию детей:
· Наблюдение за детьми на занятиях (видеозапись).
· Создание в группе при поддержке родителей выставок «История изобретений» с целью расширения кругозора дошкольников.
· Организация выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
· Составление альбомов с иллюстрациями, открытками и вырезками по темам (Лего-конструирование, робототехника).
· Участие родителей в организации в ДОО встреч детей с представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда.
· Леготека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
· Проведение практикумов для родителей - знакомство с различными техниками ЛЕГО-конструирования.
Формы работы с родителями по речевому развитию детей:
• Совместная работа родителей, педагогов и детей по подготовке тематических бесед "Мои любимые игры и игрушки", "Игрушки из бросового материала", "Игры маминого детства", по организации выставки семейных игрушечных реликвий на тему "Друзья детства".
Формы работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей:
• Проведение тематических консультаций для родителей по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребенка ("Как познакомить детей с различными видами конструирования", "Как создать дома условия для развития творческих способностей детей", "Развитие креативности дошкольника").
• Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
Направления и формы работы с семьей по физическому развитию и воспитанию здорового ребенка:
• Обучение конкретным приемам развития мелкой моторики рук.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Учебный план.
Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения. Современное дошкольное образование ориентировано на ценности развития личности ребенка. Целостное развитие ребенка является основным смыслом всего дошкольного образования, «которое сверху донизу» (во всех направлениях) должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. И направленно на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.
План дополнительной образовательной деятельности разработан, основываясь на:
· Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
· СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
Программа кружка «LEGO-ленд» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Во время учебного года вся непосредственная образовательная деятельность по дополнительному образованию проводятся во второй половине дня. Учебный год составляет 32 недели, начинается 1 октября и заканчивается 31 мая. С 31 декабря по 9 января в детском саду – каникулы. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Занятия с детьми проводятся один раз в неделю. Занятия проводятся подгруппами по 8-10 детей.
№ |
Вид занятия |
Первый год обучения |
Второй год обучения |
(от 5 до 6 лет) |
(от 6 до 7 лет) |
||
1. |
Конструирование по образцу |
- |
- |
2. |
Преобразование образца по условиям |
20 |
20 |
3. |
Конструирование по условиям |
4 |
4 |
4. |
Конструирование по замыслу |
8 |
8 |
|
Итого: |
32 |
32 |
В конце каждого месяца дети старшего дошкольного возраста строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях. Дети младшего возраста начинают строить по замыслу после двухмесячного обучения.
Основные формы занятий в старшем возрасте – моделирование по схеме, замыслу, образцу. Со второго полугодия дети работают над проектами. Проект дает ребенку возможность экспериментировать. Создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнение и работу других детей.
3.2. Календарный учебный график.
Содержание |
Старшая группа (5-6 лет) |
Подготовительная группа (6-7 лет) |
Количество возрастных групп |
2 |
2 |
Начало учебного года |
1 октября |
1 октября |
Окончание учебного года |
31 мая |
31 мая |
График каникул: |
|
|
Зимние |
с 31.12 по 09.01 |
с 31.12по 09.01 |
Летний период |
с 01.06 по 31.08 |
с 01.06по 31.08 |
Продолжительность учебного года всего, в том числе: |
32 недели |
32 недели |
1-е полугодие |
13 недель |
13 недель |
2-е полугодие |
19 недель |
19 недель |
Всего ООД в неделю |
1 не более 25 мин. во второй половине дня |
1 не более 30 мин. во второй половине дня |
Объем ООД в год |
13 час. 20 мин. |
16 час. |
Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы: водная диагностика/ итоговая диагностика |
01.10-10.10 15.05-20.05 |
01.10-10.10 15.05-20.05 |
3.3. Организационно-педагогические условия реализации программы кружка «LEGO-ленд».
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программа кружка «LEGO-ленд», а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации программа кружка «LEGO-ленд» должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к людям.
Для успешной реализации программа кружка «LEGO-ленд» должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
· Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
· Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
· Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
· Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
· Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
· Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
· Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Компетенции педагогического работника:
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
• непосредственное общение с каждым ребёнком
• уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
3. Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
• развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности
• установление правил поведения в помещении, в непосредственной образовательной деятельности, предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме.
4. Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через:
• создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
• поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
• оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.
5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Требования к материально-техническому обеспечению.
Материально-техническое обеспечение (наличие помещений, в которых осуществляется реализация программы кружка «LEGO-ленд», их здоровое и безопасное состояние)
Общие сведения |
||||||
Здание (помещения) и участок МАДОУ, реализующего программу кружка «LEGO-ленд» |
||||||
Общая полезная площадь здания (3 этажа) |
1 568,4 кв. м. |
|||||
Полезная площадь на одного воспитанника |
8,07 кв. м. |
|||||
Санитарное состояние и содержание помещений |
||||||
Санитарно-эпидемиологическое заключение |
Санитарно-эпидемиологическое заключение |
|||||
Пожарная безопасность |
||||||
Соблюдение требований пожарной безопасности |
Заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности |
|||||
Охрана жизни и здоровья воспитанников и работников МАДОУ, реализующего программу кружка «LEGO-ленд» |
||||||
Инструкции по охране труда работников МАДОУ; Инструкции по охране жизни и здоровья детей |
Утверждены приказом руководителя |
|||||
Набор и площади образовательных помещений, их отделка и оборудование |
||||||
Наименование |
групповые помещения |
Музыкальный зал |
Кабинет кружка «LEGO-ленд» |
|||
Кол-во |
4 групп |
1 |
1 |
|||
Площади |
360,2 кв. м. |
69,1 кв. м. |
5,9 кв. м. |
|||
Отделка и оборудование |
Соответствует требованиям СанПиН и пожарной безопасности |
Соответствует требованиям СанПиН и пожарной безопасности |
Соответствует требованиям СанПиН и пожарной безопасности |
|||
Требования к учебно-материальному обеспечению.
Учебно-материальное обеспечение МАДОУ, реализующего Программу кружка «LEGO-ленд» (количество и качество оборудования и оснащения помещений твердым и мягким инвентарем, дидактическими материалами)
Оснащение и оборудование методического кабинета и музыкально-спортивного зала |
|
Оборудование музыкально-спортивного зала |
· музыкальный центр - 1 · интерактивная доска – 1 · проектор - 1 |
Оборудование для конструктивной деятельности в группе |
· мольберт · Программное обеспечение и набор заданий LEGO WEDO. · Набор LEGO WEDO 2,0 |
Оборудование методического кабинета |
· персональный компьютер – 1 · принтер – 1 · мультимедийный проектор - 1 · экран - 1 |
Оборудование центров развития детей в групповом помещении |
|
Социально-коммуникативное развитие детей |
· Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Школа», «Автосервис». |
Познавательное развитие детей |
· Уголок конструирования: конструкторы для мальчиков, «Дом Мод» - образцы сумочек, украшений, одежды для девочек. · Ноутбук · Детский планшетный компьютер |
Речевое развитие детей |
Сюжетно-ролевые игры для ознакомления с миром взрослых и профессиями: «Поликлиника», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Гаражный комплекс», «Наша Армия», «Интернет-кафе». |
Художественно-эстетическое развитие детей |
· Уголок изобразительной деятельности и дизайна - средства изобразительного искусства, наборы и образцы декоративного искусства. |
Физическое развитие детей |
Физкультурный уголок: картотека пальчиковых игр. |
Программно-методическое обеспечение
Социально-коммуникативное направление развития детей |
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» Л. С. Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2007 Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у дошкольников» - Нытва, 2008 Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М., Сфера, 2006 В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» - М., Центр педагогического образования, 2012 В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012 В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2012 |
Познавательное направление развития детей |
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) - М., Просвещение, 2012 В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников» - Волгоград: Учитель, 2011 |
Речевое направление развития детей |
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» О. А. Бизикова Развитие диалогической речи дошкольников в игре - М. «Скрипторий», 2008 А. В. Чулкова Формирование диалога у дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008 Л. В. Чернецкая Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 Л. Г. Парамонова Стихи для развития речи - С-П., Дельта, 2005 |
Художественно-эстетическое направление развития детей |
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012 |
Физическое направление развития детей |
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3- 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.