Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
изобразительное искусство +2
Взрослым
05.05.2017
Программа «Праздник в моём доме» имеет художественно-эстетическую направленность, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 2-х лет. По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована.
Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.
Программа актуальна, так как память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Kiseleva_st_2.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»
Рассмотрено
на научно-методическом совете
ДЮЦ
Протокол № ___ от «___»_________ г.
Агапитова
Утверждаю
Директор МОУ ДОД
____________ Г.А.
. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Праздник в моем доме»
Срок обучения: 2 года
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Составитель: Киселева Ирина
Викторовна
педагог дополнительного
образования
высшей квалификационной категории
Колпакова Апполинария Ивановна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории Северодвинск
2012
Красоту, чистоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий
Программа «Праздник в моём доме» имеет художественно
эстетическую направленность, помогает интеграции личности ребёнка в
народную культуру, соответствует культурнонациональным особенностям
Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 2х лет. По итогам
диагностики откорректирована и усовершенствована.
Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм,
обладает неисчерпаемым художественнотворческим потенциалом и является
неиссякаемым источником развития художественной культуры народа.
Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты,
мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.
Программа актуальна, так как память – это мост, соединяющий
сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство
– великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что
оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с
прекрасными образцами предметов декоративноприкладного искусства,
должно остаться в нашей памяти.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того,
научатся ли дети понимать и ценить те духовные и нравственные традиции,
которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько
всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это
богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным
необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.
Народное искусство – образное отражение действительности, язык
символических образов. Прежде, понятный каждому человеку, он был
своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника
жизни.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что
благодаря ей происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными обычаями, праздниками,
традициями, некоторыми видами декоративноприкладного искусства,
формируются навыки практической деятельности обучающихся.
Новизна программы «Праздник в моём доме» отражена в сочетании
получаемых обучающимися прочных знаний об истории соей родины, обычаев
и традиций народов Русского Севера с практическими навыками в тех видах
декоративноприкладного творчества, которое получает постепенное
возрождение через связь традиций и символических образов, используемых в
северной росписи.
Цель – приобщение детей к истокам русской северной народной
культуры, её наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание
патриотизма.
Задачи.
1. Познакомить обучающихся с историей северной национальной культуры,
обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями; формировать у
детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
Воспитывать интерес к историческому прошлому своей родины.
2. Познакомить с таинственным языком символических образов народного
декоративного искусства.
изобразительного творчества, любознательности, воображения.
В процессе занятий дети знакомятся с образцами народного творчества,
приучаются видеть и любить искусство в его многообразии. Программа
адресована учащимся 710 лет. Срок реализации программы – 2 года.
При обучении по данной образовательной программе используются
различные формы организации занятий: коллективная, фронтальная,
групповая, индивидуальная. Режим занятий – 2 раза в месяц по 2 часа.
Занятия проводятся со всем классом, по подгруппам.
Подведение итогов проводится в форме самооценки учащихся после
каждого занятия, итоговых занятий в конце полугодия, анализа результатов
участия детей в конкурсах и выставках. По итогам обучения проводится
диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний,
умений и навыков. Оно проводится в форме анкетирования, тестирования.
Тематическое планирование занятий строится по народному календарю,
связывается с традиционной северной народной культурой. Народные
3. Расширять представление о многообразии предметов народного
декоративноприкладного искусства; учить выделять основные средства
выразительности изделий различных народных промыслов (хохломского,
городецкого, полховомайданского, жестовского, гжельской керамики,
вологодского кружева, филимоновской и дымковской игрушки); учить
видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
4. Воспитывать
желание
декоративноприкладной
деятельностью; освоить характерные элементы, колорит, композицию
данного промысла; уметь применять полученные знания в собственном
творчестве; совершенствовать умение и навыки в рисовании.
способствовать
эстетический вкус;
развитию
заниматься
5. Формировать праздники определяют тематику занятий и время проведений. В конце
каждого занятия проводится выставка детских работ, лучшие из них
представляются на выставки разных уровней, служат для оформления
интерьера.
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к
программам дополнительного образования детей на основе приложения к
письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 061844.
В отличие от типовых программ: «Ручное ткачество» (программа для
внешкольных учреждений и образовательных школ «Культура быта», 1996 г.),
Методическое пособие «Занятия по рисованию с детьми 67 лет»
Т.В.Королева, М.2009, Творческий ми) программа «Праздник в твоём доме»
отличается сочетанием разнообразных видов деятельности. Учащиеся
получают теоретические знания и практические навыки по работе с красками,
бисером, солёным тестом, бумагой, тканью.
Общегодовая нагрузка по программе составляет:
1, 2 года обучения – 36 часов, 1 раз в 2 недели.
Методическое обеспечение программы: разработки игр, бесед,
дидактические материалы к занятиям, технологические карты выполнения
практических работ, наглядные пособия, видео и аудиоматериалы. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I Г/О
Всякома мила своя сторона.
тема
Всякому мила своя сторона
Путешествие по карте Архангельской области
Жемчужина Севера Соловки Северные жемчуга
Древо жизни
Поморская говоря
Традиция Рождества на Русском Севере
История новогодних игрушек
Подарок рождественской елке
Святки –Колядки
В гостях у кудесницы
Северкрай былин и песен
Знакомство с традициями Масленицы
Благовещенье
Вербное воскресенье
Дорого яичко ко христову дню
Пасхальная карусель
Троица
Итоговое занятие « Сказочные вензеля»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Колво
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
36 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I Г/О
1. Всякому мила своя сторона
Иметь представление:
Знать:
о сельских и городских поселениях Русского севера ( посад, погост, починок,
волостка, деревня.)
о рыбном промысле, морских пейзажах ,парусных судах, пристанях.
требования к учащимся.
правила подготовки рабочего места
приемы работы кистью
Уметь: организовать рабочее место, при рисовании соблюдать правила перспективы,
грамотно использовать цветовые сочетания, анализировать и сопоставлять, выполнять
работу из бисера по представлению.
Теория
Первые поселения(сельские поселения , поселения городского типа).
Особые пути развития Русского Севера.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Сведения об учащихся.
Рассказ о коллективе. Вводный инструктаж. Планы и задачи на учебный год. Требования к
учащимся. Расписание.
Исторические корни промысла. История возникновения бисера. Многообразие работ с
бисером «1000 и 1 бисеринка».
Способы работы кистью, красками. Практическая работа.
«Морем живем ему и песни поем»
Индивидуальная творческая работа по представлению.
Примерный перечень работ.
Работа по представлению
2. Путешествие по карте Архангельской области
Иметь представление
:
о древних городах и каменной архитектуре Русского Севера.
Знать:
основные города на карте Архангельской области,
технические правила работы с цветными карандашами, маркерами;
технологию работы с бисером;
понятие « композиция», «орнамент»,
основы цветоведения,
порядок разработки изделия,
материалы, инструменты, приспособления для работы;
обозначения, схемы, правила чтения, схем,
приемы плетения.
Уметь:
образно представлять свою работу, владеть материалом, декоративно оформлять
свою работу
выполнять практическую работу.
составлять декоративную композицию на бумаге
анализировать форму и пропорции частей предметов
Теория
Каменная архитектура Русского Севера
Древние города Севера( Холмогоры, Сольвычегодск, Мезень, Шенкурск ,Вельск,
Архангельск( гостиные дворы.)
Технология изделия.
Знакомство с композицией и орнаментом. Знакомство с основами цветоведения.
Знакомство с порядком разработки изделия. Качество работы. Материалы,
инструменты, приспособления. Упражнения, снимающие утомление глаз. Обозначения. Схемы. Знакомство с основными приемами плетения. Цепочка. Приемы
плетения простейших цепочек и орнаментов в них.
Практическая работа. Запись обозначений. Зарисовка схем. Знакомство с приемами
плетения. Работа по схемам. Расчет необходимого материала. Подбор бисера по цвету и
размеру. Закрепление рабочей нити. Оформление работы.
«Древний город» практическая работа с соленым тестом с последующей росписью.
« Белый храм»Коллективная работа. Плетение цепочек по заданной схеме.
Примерный перечень работ
: сувениры
3. Жемчужина Севера Соловки. Северные жемчуга.
Иметь представление:
о монастырях в истории Русского Севера.
Знать:
названия наиболее значимых монастырей и их географическое положение,
основные правила композиции;
приемы получения нужной тональности при смешивании 2х и более цветов;
приемы плетения.
Уметь:
организовать рабочее место,
творчески подходить к работе, применять законы изобразительной грамоты;
применять приемы плетения на практике при изготовлении индивидуальной
творческой работы;
передать настроение при помощи рисунка и цвета .
Теория
Знакомство с монастырями Русского Севера и их значением в жизни людей. Жемчужина
севера – Соловки.
Практическая работа
Рисование по представлению (используя наглядный ряд)
Простейшие цепочки. Приемы плетения.
«НиколоКарельский монастырь»
Коллективная работа Примерный перечень работ
:
Индивидуальная творческая работа.
4.Древо жизни
Иметь представление:
О северной традиционной вышивке, росписях, традиционном узорном ткачестве.
Знать:
значение древа жизни в традиционных ремеслах.
Уметь:. копировать по заданному образцу.
Теория
традиционные ремесла Русского Севера ( вышивка, росписи, узорное ткачество.
Практическая работа Древо жизни в борецкой росписи (копирование прялок).
Примерный перечень
«Древо жизни» индивидуальная творческая работа.
5. Поморская говоря.
Иметь представление: о диалектах исторического поморья.
Знать:
сказки на поморской говоре.
Уметь:
с помощью рисунка и цвета выразить тот или иной сюжет используя элементы
композиции.
подбирать материал для индивидуальной работы и плести по заданной схеме.
Теория
Сказки Писахова С.Г. и иллюстрации к ним.
Практическая работа: иллюстрирование сказок Писахова С.Г. , необычных слов.
Примерный перечень работ
«Живые узоры» коллективная работа
6. Традиции Рождества на Русском Севере
Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.
Знать:
традиции Рождества.
Уметь:.
цветом, аккуратно выполнять работу;
владеть приемами стилизации, пользоваться контрастными цветами при работе с пользоваться изученными схемами и приемами работы с бисером при выполнении
индивидуальной работы.
Теория
Элементы орнамента. Тиражная графика. Декоративная переработка форм.
История новогодних игрушек.
Практическая работа
эскиз новогодней открытки
отработка приемов наложения на цепочку
Примерный перечень работ: «Рождественская звезда»
7.История новогодних игрушек.
Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.
Знать:
культурно бытовых традициях .связанных с встречей Нового года и рождества.
Уметь:. анализировать формы и фантазировать, вырезать нужные силуэты из бумаги,
пользоваться инструментами , материалами и приспособлениями.
Теория
. Сказка о рождественской елке. Знакомство с Рождественской традицией.
Тематические беседы об истории праздника, традициях Рождества в России.
Рождественские поздравления. История рождественской открытки.
Прямое плетение. Изготовление схемы изделия. . Знакомство с приемами плетения:
прямых участков Расчет необходимого материала. Чистота и качество работы.
Изготовление новогодних игрушек. История. Многообразие видов.
Практическая работа.
« В мастерской Деда Мороза»
( практическое занятие по изготовлению игрушек своими руками)
Примерный перечень работ: игрушки.
7. Подарок рождественской елке.
Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.
Знать:
традиции новогодних и рождественских праздников.
Уметь:. выполнять приемы работы с соленым тестом, составлять декоративную
композицию из простых геометрических элементов Теория
« Козуля не только пряник в доме, но и радость». Козуля традиционный
северный пряники елочная игрушка.
Практическая работа
мукосольки поморские с последующей росписью,
рождественский колокольчик
Примерный перечень работ:
новогодние и рождественские подарки
8. Святкиколядки.
Иметь представление: о святочных традициях на Русском Севере.
Знать:
святочные обычаи наших предков
Уметь:. грамотно и самостоятельно выбирать сюжет , уметь пространственно
представлять его и выражать задуманное в цвете.
Теория
знакомство с традиционными праздниками Зимы.
Практическая работа
рисование сюжетной композиции,
отработка приемов работы с бисером.
Примерный перечень работ
: сюжетная композиция «Зимние забавы»
9. В гостях у кудесницы.
Иметь представление :о занятиях традиционными ремеслами в зимний период
Знать:
характерные особенности мужских и женских ремесел Русского Севера.
подобрать нужные цвета на палитре, владеть примами работы по сырому,
Уметь:.
рисовать по памяти;
Традиционные праздники зимы Аксинья полузимница. Какова Аксинья
подбирать материал по цвету и размеру, работать по заданной схеме.
Теория
такова и весна.
Практическая работа
рисование по памяти,
плетение по заданной схеме бисером разного размера.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
11. Северкрай былин и песен.
Иметь представление: о фольклоре Русского Севера.
Знать:
частушки, пословицы, поговорки.
Уметь:.
выражать на бумаге при помощи карандаша и красок задуманное, творчески
подходить к заданию,
отработка приемов работы с бисером разного цвета и разной геометрической
формы.
Удивительное явление частушка. Частушки, пословицы ,поговорки, былины и
Теория
загадки.
Практическая работа : рисуем отгадки к загадкам. Иллюстрирование.
Примерный перечень работ
: закладки для книг
12. Знакомство с традициями Масленицы
Иметь представление: о традиции встречи и проведения масленичной недели.
Знать:
простые рецепты выпечки блинов.
Уметь:.
грамотно расположить сюжет с учетом правил композиции, последовательно
выполнять рисунок в карандаше и красками,
применить изученные приемы работы с бисером при изготовлении открытки
Знакомство с традициями Масленицы Масленица объедуха, деньгам приберуха.
Теория
Блин не клин живот не расколет. Блины брюха не портят.
Масленичный поезд на Поморье всегда был одним из главных атрибутов.
Практическая работа Сюжетная композиция» Гулянье на Масленицу». Отработка
приемов работы с бисером.
Примерный перечень работ : открытка.
13. Благовещенье. Иметь представление: о празднике «Благовещенье».
Знать:
традиции, связанные с этим праздником.
Уметь:
создавать образ весны при помощи цветового решения и воображения, составлять
простые композиции,
оформлять праздничные сувениры.
Теория
Стихи про весну , предания о празднике.
« С нами чудо из чудес Благовещенье с небес»
« Благовещенье встречаем птиц на волю выпускаем»
Практическая работа
рисование на тему,
оформление сувениров.
Примерный перечень работ:
сувениры.
14 . Вербное воскресенье.
Иметь представление: о традиционном православном празднике
Знать:
особенности праздника
Уметь:.
владеть приемами композиции, при помощи незатейливого материала
выполнять задуманное,
использовать нетрадиционный материал (бусины, пуговицы) при
изготовлении сувениров на заданную тему.
Теория
История и традиции праздника, приемы аппликации.
Практическая работа : аппликация из бумаги « Веточка вербы», поздравительная
открытка
Примерный перечень работ: открытки.
15. « Дорого яичко ко Христову дню» Иметь представление: о празднике и его значении в жизни предков.
Знать:
особенности пасхального стола.
Уметь:.
самовыражаться с помощью цвета и формы, подбора простых геометрических
элементов строить орнамент,
изготовить сувенир к празднику.
Теория
. История праздника, сказки, пословицы, поговорки о Пасхе, пасхальный стол,
пасхальные подарки.
Практическая работа
роспись пасхальных яиц,
пасхальные яйца с бисером.
Примерный перечень работ: пасхальные сувениры.
16.Пасхальная карусель
Иметь представление: о празднике и его значении в жизни предков.
Знать:
традиции праздника.
Уметь:.
рисовать традиционные элементы орнамента создавая различные узоры,;
пользоваться цветом, пользоваться таблицами,
изготовлять сувениры для украшения пасхального стола.
Теория
. Пасхальный стол., оформление.
Практическая работа
эскиз писанки,
сувенир для оформления пасхального стола.
Примерный перечень работ: пасхальные сувениры.
17. Троица
Иметь представление: о традиционном празднике. Знать:
обрядовые праздники своей малой родины
Уметь:.
выполнять коллективную работу, использую доступные выразительные
средства.
изготовлять и оформлять сувенир, используя полученные знания, умения,
навыки
.
Теория
. История и традиции праздника , сказки, пословицы и поговорки, связанные с
ним.
Практическая работа
объемнопространственная композиция « Хоровод вокруг березки»,
плоскостная аппликация « Березкин хоровод»
Примерный перечень работ: сувениры.
18.Сказочные вензеля.
Иметь представление: о празднике Славянской письменности и культуры.
Знать:
историю появления русской азбуки.
Уметь:
графически и аккуратно выражать задуманное, творчески подходить к
выполнению задания,
оформит свою монограмму с помощью фрагментов, выполненных из бисера.
.
Теория
.История праздника, азбуки. Сказки про буквы.
Практическая работа
эскиз буквицы,
оформление монограммы
Примерный перечень работ: сувениры в виде букв. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I1 Г/О
№
1
тема
«Вздвиженье»
Колво
часов
2 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Трофимовские посиделки
Покров конец хороводам
Фекла запрядальная
Тайна птицыдевицы.
Под крылом Архангела Михаила
Щепная птица
Никольская ярмарка.
Солнцеворот
Зимние святки
Емелина неделя
Масленица
Прощеное воскресенье
Евдокиев день
Дарья – обманный день
Пасха
Егорье день
Веселая ярмарка
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
36
Учебнотематический план 2 года обучения
« Помни: мира не узнаешь, не зная края своего»
1.«Вздвиженье» Иметь представление: о праздниках из народного календаря.
Знать:
народные приметы Поморья.
Уметь:. рисовать по памяти, передавать свои впечатления при помощи цвета.
Теория
. Осенины. Праздник печеной картошки. Народные приметы Поморья
Практическая работа
рисование по памяти и представлению «Родная стихия помора море»,
приемы параллельного плетения , коллективная работа «Вальс осенних
листьев».
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
2.Трофимовские посиделки
Иметь представление: о народном костюме Поморья.
Знать:
традиции и обычаи Русского Севера.
Уметь:.
аккуратно и творчески выполнять работу, соблюдая пропорции человека,
изготовлять простейшие элементы традиционного женского костюма..
Теория
. Традиционный костюм Русского Севера.» Пошли Бог гостей и хозяин будет
сытей». Игры в «Жениха и Невесту».
Практическая работа
эскиз ансамбля женского и мужского костюма русского Севера,
изготовление простейшего ожерелья.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
3. Покров конец хороводам
Иметь представление: о православном празднике « Покров Пресвятой богородицы»
Знать:
особенности традиционных ремесел на Русском Севере.
Уметь:
.
Теория
.Покровконец хороводам, начало посиделок. Северная свадьба. .кузьминки
проводы осени, встреча весны. Практическая работа экскурсия
4. Фекла запрядальная
Иметь представление: о бытовой культуре поморов.
Знать:
названия основных росписей родного края.
Уметь: копировать предложенные варианты узоров.
Теория
. Знакомство с бытом поморов, прялками , росписями на них.
Практическая работа
копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов,
плетение на проволоке, цветы из бисера.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
5. Тайна Птицыдевицы.
Иметь представление: о символах и семантике северных росписей.
Знать:
значение символов.
Уметь:.
нарисовать свою птицу Сирин и оформить вкруг из треугольников,
выполнять наложение на элементы параллельного плетения из бисера.
.
Теория
.Сказки о волшебных птицах, традиционных росписях.
Практическая работа
нарисовать свою птицу Сирин и оформить вкруг из треугольников,
выполнять наложение на элементы параллельного плетения из бисера
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
6.Под крылом Архангела Михаила.
Иметь представление: о небесном воинстве.
Знать:
особенности свадебного костюма Поморья, символику вышивки.
Уметь:.
правильно передавать пропорции фигуры и цветом выражать главное в рисунке,
использовать в работе приемы плетения « в крест». Теория. День рождения Архангельской области. рождения Архангельской области
Михайлов день.
На Груманте начинается полярная ночь.
Практическая работа
традиционный свадебный костюм,
монастырское плетение.(ожерелок)
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
Иметь представление: об истории традиционной северной игрушки.
7.Щепная птица
Знать:
историю щепной птицы и шеркунка.
Уметь:.
создавать из бумаги задуманный образ.
Теория
. Птица счастья. Шаркунок.. «Дай крестьянину топор, и он починит доже
часы»
Практическая работа
птица счастья из бумаги.
Примерный перечень работ: сувенирптица.
8.Никольская ярмарка.
Иметь представление: о деревянном зодчестве.
Знать:
особенности деревянного зодчества на Русском Севере
Уметь:
изображать а пространстве грани домов соблюдая правила перспективы включая
природу,
изготовлять фрагменты картины из бисера.
Теория
.Вечеринки. Беседки Лявля. Заостровье Никольская ярмарка.
Практическая работа
«Деревни поморские» сюжетная композиция,
«Никольская ярмарка» аппликация. Теория
. От Спиридона солнце на лето зима на мороз. «Зимушка зима»
Аппликация.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
9.Солцеворот
Иметь представление: о традиции , связанной с этим праздником.
Знать:
традиции зимних праздников.
Уметь:
фантазировать и графически отражать придуманное на бумаге, применять
знания линейной перспективы на практике,
применять разные изученные приемы работы с бисером при изготовлении
фрагментов коллективной работы.
Теория .
18 января старого стиля начинается полярная ночь, в полдень показывается
утренняя заря, а с 2 февраля старого стиля появляется солнце, световое время
увеличивается ,постепенно переходя в беззакатный трехмесячный день.
Практическая работа
« Здравствуй, гостья зима!» Эскиз зимнего пейзажа по представлению.
« Зимушказима» аппликация.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
10 .Зимние святки
Иметь представление: о рождественском выртепе, колядках и козулях.
Знать:
традициях и обычаях Руского Севера.
Уметь:.
самостоятельно придумывать узор из простых элементов и грамотно располагать
его на основе,
Теория
применять изученные приемы при изготовлении сувениров..
. Святочные посиделки. Рождество. Рождественский вертеп .Колядки.
Родословная козули.
Практическая работа
роспись козуль( практические упражнения)
праздничный ангел( параллельнок плетение). Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
11. Емелина Неделя
Иметь представление: о традиционных сказках Русского севера.
Знать:
сказки Писахова С.Г.
Уметь:.
с помощью рисунка и цвета выделять основное и интересное в сюжете, грамотно
используя элементы композиции,
Использовать разные приемы плетения при выполнения работы..
Теория
.Сказки Писахова С.Г.
Практическая работа
Конкурс рисунков по сказкам Писахова С.Г.
« Мир русского слова»сказосные слова ( ангел)
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
12 Масленица
Иметь представление: о значении Масленицы в жизни людей.
Знать:
о традициях праздника.
Уметь:.
передавать свое отношение при помощи цветовой гаммы, грамотно изображать
предметы в пространстве,
изготовлять сувениры для оформления Масленицы.
Теория
. Фольклерный праздник с блинами.
Практическая работа
«Как на масляной неделе, в потолоок блины летели..»
Сюжетная композиция
Символ Масленицы солнце.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
Иметь представление: о традиционных православных пращдников.
13.Прощеное воскресенье.
Знать:
Уметь:.
передавать графически настроение, грамотно компоновать задуманную
композицию,
применять примы низания бисером.
Теория
. Прощеное воскресенье. Традиция и современность.
Практическая работа:
Взятие снежной крепости.( Крепость « Зима» и «Весна») сюжетная композиция.
Отработка приемов низания при выполнении индивидуальной работы.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
14 Евдокиев день
Иметь представление: о особенности встречи весны на Русском Севере.
Знать:
основные правила работы с пластилином, пластичными материалами.
Уметь:.
пространственно мыслить и владеть глазомером, пользоваться материалом.
применять различные материалы оформлении работ с бисером.
. Величание весны. Евдокия весну сряжает
Теория
Практическая работа
Каргопольские «тетерки»- практическая работа с соленым тестом.
Весенний подарок.
Примерный перечень работ: сувенир.
15.Дарья обманный день
Иметь представление: о народных праздниках.
Знать:
о особенности встречи весны на Русском Севере.
Уметь:.
самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме и при помощи красок
отражать нежность и красоту весенней природы.
.
Теория
. Игра «Веришьне веришь»
Практическая работа
Живописный этюд весеннего пейзажа
Весенняя сказка Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
16. Пасха.
Иметь представление: о сказках, преданиях о традициях Пасхи.
Знать:
о русской народной традиции проведения праздника Пасхи на Русском Севере.
Уметь:.
украшать яйца, используя цвет и несложные элементы традиционного
орнамента.
изготовлять и украшать бисером пасхальные открытки.
Теория
. Пасхальные яйца. Способы украшения.
Практическая работа:
декоративное рисование «Яичко расписное»
открытка « Пасхальное яйцо»
Примерный перечень работ: сувениры.
17. Егорьев день
Иметь представление: о народном празднике.
Знать:
характерные особенности жилища русского севера, хозяйственных построек.
Уметь:.
грамотно располагать задуманное композиционно, владеть цветом,
приемы оформления игрушек бисером.
.
Теория
. Слава нашему дому слава нашему домовому. Пословицы , поговорки, песни,
обычаи, приметы, заговоры, легенды.
Практическая работа :
рисуем сюжеты к пословицам,
«Никтошки» изготовление игрушки.
Примерный перечень работ: игрушки – сувениры. 18. Веселая ярмарка.
Иметь представление: об организации выставок.
Знать:
требования к выставочным работам
Уметь:. оформить и представить работу на выставку.
.
Теория
. Ненакса. Петр и павел. Петровские гуляния. Веселая ярмарка.
Практическая работа оформление выставки
. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Отношение к себе и людям
Отношение к делу
ь
н
е
в
о
р
у
а
й
л
и
л
к
а
з
б
и
3
Н
–
1
ь
н
е
в
о
р
у
й
в
и
о
н
л
д
л
а
е
б
р
С
6
–
4
ь
н
е
в
о
р
у
й
в
и
о
к
л
о
л
с
а
ы
б
В
0
1
–
7
1. Находится на занятиях без желания. Не
принимает участие в коллективном
творческом процессе.
2. пришел в объединение «за компанию». Не
может определиться – зачем ему это надо.
3. В объединение привели родители, учителя.
Редко, под влиянием внешних факторов
проявляет интерес к деятельности.
4. Периодически стремится к творческой
деятельности,
побуждаемый желанием
выделиться среди других.
5.
Часто стремиться к совместной
деятельности в целях общения и
самовыражения.
6. Регулярно стремиться к творческой
деятельности, старается хорошо выполнять
дело.
7. Участвует в творческом процессе,
проявляется мотив самореализации.
8. Участвует в творческом процессе потому,
что получает от этого удовольствие.
9. Участвует в творческом процессе,
побуждаемый
в
самореализации.
10. Активно стремиться к совместной
творческой работе,
имеет большой
творческий потенциал.
потребностью
1. Не проявляет старательности, работу не
доводит до конца, присутствует больше как
наблюдатель.
2. Берется за работу с желанием, но не
доводит до конца, присутствует по
необходимости.
3. Изредка проявляет старательность,
чтобы избежать критики.
4. Участвует в творческой работе, пытается
справиться с трудностями, но не хватает
знаний и умений.
5. Может работать с интересом, особенно
если хочет выделиться перед другими.
6. Работает добросовестно, ждет одобрения
педагога.
7. Работает добросовестно, старательно
доводит работу до конца.
8. Любую работу выполняет старательно и
до конца, считает, что иначе нельзя.
9.Ответственно подходит к любой работе.
Проявляет творчество, фантазию.
10. Активное, творческое отношение к
работе. ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п
ЦЕЛЬ
МЕТОДЫ
ОБЪЕКТ
СРОК
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Выявление уровня знаний, умений и
навыков учащихся по учебному
предмету
Выявление степени сплоченности и
эмоциональной общности коллектива.
Методика изучения детского
коллектива.
Определение психологического
климата в учебной группе.
Методика определения псих. Климата
в группе методом цветописи.
Выявление степени
сформированности побудительных
умений учащихся
Определения уровня
исполнительского мастерства
ребенка.
Участие в городских, областных
конкурсах, фестивалях
Выявление степени
удовлетворенности родителей учебно
воспитательным процессом в
учреждении
Тестирование,
анкетирование
наблюдение
(нулевые и
итоговые срезы)
Тестирование
Учебные
группы
Октябрь
Апрель
Учебные
группы
Ноябрь
Тестирование
Оценочные листы
Учебные
группы
анкетирование
инд.инф. карты
Учебные
группы
Январь
Февраль
Март
индивид. информ.
карты участ.
Учащиеся
В теч. года
анкетирование
Апрель
май Список литературы
Правовая нормативная база:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 – 1 (ред. от
16.03.2006).
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993).
4. Письмо Минобразования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в
учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 № 2851391/16.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие
санитарноэпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.4.125103» от
03.04.2003 № 27.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от
01.02.2005) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении
дополнительного образования детей»
7. Федеральный закон «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» от
30.03.1999 № 52ФЗ (ред. от 31.12.2005).
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124ФЗ (ред. от
21.12.2004).
Основная литература:
1. Артамонова Е. Украшение и сувениры из бисера. – М: Издво «Энциклопедия – Пресс»,
1999.
2. Бисероплетение. – СПб: Издво «Корона Принт», 1999
3. Виноградова Е. Браслеты. – СПб: «Валерии СГЩ», 1999
4. Вышивка Крестом. – СПб: Издво «Корона Принт», 1999
5. Дашкевич Е. И снова фенечки! – СПб: Издво «Кристалл», 2001
6. Зайцева Н. Бисер. – М: «АСТПресс», 2000
7. Искусство бисероплетения (Культура и традиция). – М: «Современная школа», 1999.
8. Котова А.С., Котова И.Н. Бисер. – Издательский дом: «МиМ», 1999
9. Крайнева И. Мир бисера. – СПб: Издво «Литера», 1999.
10. Ляутина М. Бисер. – М: «АСТПресс», 1999
11. Рукоделие. – М: «АО «Асцендент», 1993.
12. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – СПб: Издво «Золотой век», 1997
13. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея.
1983 Дополнительная литература:
1. Богуславская И.Л. Северное сокровище. Архангельск: «СЗ КИ», 1980
2. Гемп К.. Сказ о Беломорье. – Архангельск: «СЗ КИ», 1983
3. Живая традиция. Народная культура русского Севера. Архангельск: «Издво ПГУ», 1998
4. Народный костюм и современная молодежная культура. – Архангельск: «Издво ПГУ»,
1999
5. Путешествия в древнюю Русь. – М: Издво «Владос», 1995
6. Поморская сага. – М: Издво «Советская Россия», 1984
7. Русская народная словесность. – М: «Просвещение», 1994
Традиционные ремесла Нижегородского края. – М: Издво «Родник», 1996
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Праздник в моем доме"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.