Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)
Оценка 4.8

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
физическая культура
5 кл—6 кл
20.02.2018
Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)
Территория Краснодарского края один из примечательных, уникальных регионов Земли. Здесь за один день можно побывать в различных климатических условиях: внизу - лето, солнце и море, вверху – зима, горы и снежные вершины. Растительный мир края представлен примерно 3 000 видами растений. Край богатый историческим прошлым и новыми традициями современности.
программа по туризму.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по      _______Туризму_____                 (указать предмет, курс, модуль) Уровень образования (класс) основное общее образование, 5­6  класс           (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)               Количество часов:  всего 68 часов,    в неделю   час Учитель            Бодрова А. Ф.                                                                   1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Территория   Краснодарского   края   один   из   примечательных,   уникальных регионов Земли. Здесь за один день можно побывать в различных климатических условиях: внизу ­ лето, солнце и море, вверху – зима, горы и снежные вершины. Растительный мир края представлен примерно 3 000 видами растений. Край богатый историческим прошлым и новыми традициями современности. Такое разнообразие творений природы и человека не может оставить равнодушным тех, кто родился и вырос в этом удивительном крае. Отсюда и интерес детей и подростков к своей Малой   Родине.   Бесценно   воспитательно­образовательное   воздействие   природы, исторического прошлого и современности на подрастающее поколение. В год, когда Краснодарский край взял старт на подготовку к Олимпийским играм 2014 года в городе Сочи, актуальным для детей и подростков станет туристско­краеведческая и экологическая деятельность. Детский   туризм   и   краеведение,   в   дополнительном   образовании   имеют комплексный,   интегративный   характер   воздействия   на   личность   и   детский коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала детей и   подростков,   уровня   знаний   и   умений,   удовлетворении   потребностей   детей   в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. Программа по туризму это:  возможность оздоровления за счёт повышения двигательной активности.   походы, соревнования, во время которых дети и подростки находятся вне криминогенной   городской   среды,   влияния   неблагоприятных   факторов, вызванных   техногенным   характером   города   (дорожно­транспортные происшествия, концентрация токсических веществ, пыль, шум, стрессы и т.   д.).   Кроме   того,   это   не   просто   нахождение   в   экологически   чистой, природной среде, а возможность выполнять свои трудовые обязанности в экологически чистых условиях – в лесу.  туристические   традиции,   основанные   на   взаимопомощи,  взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества, создадут комфортность социально­ психологический климат коллектива (туристской группы), построенного на внимании к возможностям и потребностям каждого воспитанника.  эффективная форма тренинга личностного роста.  способ   удовлетворения   духовных   потребностей   воспитанника   при изучении   и   посещении   памятных   мест,   природных,   исторических, архитектурных   достопримечательностей   Краснодарского   края, возможность повысить свой воспитательно­образовательный уровень. Программа по туризму универсальна по содержанию и доступна по формам, обладает современными образовательными технологиями, которые отражены в:  принципах обучения ­ индивидуальности, доступности, преемственности, результативности; 2  формах   и   методах   обучения   –   дифференцированного   обучения, коллективных  и  индивидуальных  занятиях, соревнованиях, экскурсиях, походах, экспедициях и т. д;   методах контроля и управления  образовательным процессом – анализе результативности   деятельности   воспитанников,   через   участие   в туристских походах, слётах и соревнованиях;  средствах   обучения   ­   изучения   и   применения   туристского   снаряжения (личного и группового) на практике.  Новизна программы заключается в интеграции таких видов деятельности как: краеведение,   спортивный   туризм   и   экология.   Реализация   личностных возможностей   воспитанников   в   допрофессиональной   подготовке   в   туристско­ краеведческой деятельности. Актуальность данной программы в ее социальной востребованности среди  воспитанников и их родителей, обусловленной разнообразием форм и методов  туристско­краеведческой деятельности, их доступностью (в том числе финансовой)  для всех социальных категорий и групп детей и подростков. Педагогическая целесообразность программы заключается в личностно­ ориентированном подходе к образованию, развитию, воспитанию подрастающего  поколения, основном на принципах гуманизма, патриотизма.  Цель  дополнительной   образовательной   программы   –   создание   условий   для гражданского становления личности воспитанников, их нравственного и физического развития средствами туристско­краеведческой деятельности.  Задачи:   ознакомить с историей Кубани, бытом и традициями казачества;  развить   у   воспитанников   навыки   в   краеведческой   и   поисково­ исследовательской деятельности;  повысить уровень физической подготовки детей;  привить навыки самодеятельного туризма: организация путешествия, приёмы ориентирования в путешествии, безопасность путешествия и оказание первой медицинской помощи и т.д.;  сформировать   туристические   традиции,   основанные   на   взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества;  сформировать благоприятный социально­психологический климат в детском коллективе;  мотивировать детей и подростков к здоровому образу жизни;  сформировать социальный опыт межличностных отношений.   воспитать   у   детей   и   подростков   нравственно­экологической   культуру, интерес к сохранению этнокультурных традиций края; 3   воспитать у детей и подростков чувство патриотизма, гражданственности; Отличительная   особенность   программы:   использование   в   воспитательно­   технологий образовательном   процессе   здоровьесберегающих   технологий, разноуровневой подготовки воспитанников. Возраст детей, участвующих в реализации программы по туризму:   средний школьный возраст от 11 до 14 лет.  В группе:  1 года обучения занимается 12 – 15 человек,  Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.  ФОРМЫ   ПРОВЕДЕНИЯ   ЗАНЯТИЙ. Теория 1. Лекции. 2. Беседы. 3. Семинары. Практика 1. Туристские походы. 2. 3. 4. 5. 6.  Экскурсии.  Лично­командные первенства  Слёты.   Соревнования.  Экспедиции. Режим занятий: Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (9 часов). Продолжительность   1   занятия   ­   40   минут,   в   соответствии   с   требованиями СанПиНа РФ. Ожидаемые результаты: По окончании реализации программы воспитанники:  получат   знания   об   истории,   традициях   родного   Краснодарского   края, традициях кубанского казачества;  приобретут нравственно­экологическую культуру, интерес к сохранению этнокультурных традиций края;  будет развито чувство патриотизма, сформирована гражданская позиция;  приобретут   навыки   туристско­краеведческой   и   поисково­ исследовательской деятельности;  повысится   физическая   активность,   улучшится   психофизическое состояние;   сформируется позитивное отношение к здоровому образу жизни;  будет сформирован социальный опыт межличностных отношений; 4  будут   привиты   туристские   традиции,   основанные   на   взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества;  приобретут навыки  самодеятельного туризма: организация путешествия, приёмы   ориентирования   в   путешествии,   безопасность   путешествия   и оказание первой помощи и т.д.;  сформируется   благоприятный   социально­психологический   климат   в детском коллективе. Способы проверки: 1. Срезы по образовательной программе (диагностическая карта). 2. Контрольные испытания (практическая деятельность, таблица результатов). 3. Туристские слёты, соревнования (протоколы, грамоты, дипломы). 4. Итоговое   занятие   (контрольное   испытание   в   виде     лично­командных соревнований) Формы подведения итогов:  соревнования,   слёты,  походы,  научно­исследовательские игры, дискуссии. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (324 ЧАСА).  Для занятий в помещении – 202 часа;  На организацию и проведение: походов, слётов, соревнований – 122 часа.  Тема Всего Количество часов Теория Практика Раздел 1.  Азбука массового туризма История развития туристского движения в стране и на Кубани. Виды и формы туризма. Туристские   возможности   Краснодарского края. Туристские маршруты по родному краю. Раздел 2.  12 2 2 3 5 48 8 2 2 3 1 20 4 ­ ­ ­ 4 28 5 № 1. 2. 3. 4. Организация туристского похода 5. 6. 7. 8. 9. 10. Туристская группа. Правила безопасности в туристском походе. Предпоходная   тренировка.   Физическая   и маршевая подготовка. Характерные   заболевания   в   походе   и   их профилактика. Гигиена туриста. Личное   снаряжение   участника   пешего похода. Личное   снаряжение   участника   похода   в зимних условиях. Групповое снаряжение. 11. 12. Организация питания в походе. 13. Укладка рюкзака. Туристский бивак. 14. 15. Техника препятствий. Техническое описание маршрута похода. 16. 17. Подведение итогов похода.   преодоления   естественных Раздел 3.  Основы топографии и ориентирования на местности. 18. Карта,   её   масштаб.   Условные   знаки топографических карт. Компас, работа с ним. 19. 20. Ориентирование карты. Азимут.  21. Маршрутная съёмка. Раздел 4.  Основы общественно­полезной деятельности туристов. Краеведческая деятельность. 22. 23. Охрана памятников истории и культуры. 24. 25. Метеорологические наблюдения в походе. Экологическая подготовка туриста. Раздел 5.  Туристские соревнования. 3 4 11 3 3 1 4 3 2 3 8 2 1 12 3 4 3 2 50 20 12 14 4 80 65 2 2 3 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 5 2 2 1 ­ 18 8 3 5 2 22 15 1 2 8 1 2 ­ 2 2 1 2 6 1 ­ 7 1 2 2 2 32 12 9 9 2 58 50 26. 27. Туристские соревнования  Соревнования по     спортивному 6 ориентированию. 15 7 8 Содержание программы Раздел 1. Азбука массового туризма (12 ч). Тема 1. История развития туристского движения в стране и на Кубани. Понятие туризма и туристско­краеведческой деятельности. Потребности людей  путешествиях. Туризм как один из источников и результатов прогресса цивилизации.  История развития туристских обществ и объединений в России в конце XIX – начале  XX вв.  Зарождение отечественного туризма и экскурсионного движения на Кубани.  Учреждение значка «Турист СССР» (1939) и инструкторских званий по туризму  (1940). Включение туризма в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Современная организационная структура туризма (туристские союзы и  общества, туристские базы, клубы туристов, станции и центры детско­юношеского  туризма, туристские кружки в ЦДТ). Воспитанники должны знать:  основные этапы развития туристско­экскурсионного движения в России и  на Кубани;  современную организационную структуру туристского движения. Тема 2. Понятие о плановом и самодеятельном туризме. Походы массовые  Виды и формы туризма. (1,2,3,4дня) и многодневные. Туристские слёты, соревнования, лагеря, экскурсии,  конференции, выставки.  Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный горный, велосипедный,  автотуризм, спелеотуризм. Их специфика, состояние и перспективы развития.  Комбинированные походы. Походы 1,2,3­й категории сложности. Категорийные походы 1­5­й категории  сложности. Походы 6­й категории сложности. Нормативы на значки «Юный турист  России» и «Турист России». Разрядные требования по туризму. Туристские звания (инструкторские, «Заслуженный путешественник  России»). Воспитанники должны знать:  специфику самодеятельного, спортивного туризма;  особенности различных видов туризма. Тема 3. 7 Туристские возможности Краснодарского края. Географическое положение Краснодарского края. Понятие туристских  регионов и туристских ресурсов. История освоения туристского региона Кубани и  Кавказа.  Обзор основных туристско­экскурсионных районов Краснодарского края.  Перспективы развития региона. Современные тенденции развития туристско­ экскурсионной деятельности на Кубани. Туристские возможности Красной поляны, в период подготовки к Олимпиаде 2014 года. Воспитанники должны знать:  осуществлять экономико­географический обзор туристского региона  Краснодарского края. Тема 4. Экономико­географический обзор и общая характеристика туристских  Туристские маршруты по родному краю. возможностей родного края. Практические занятия: выбрать маршрут относительно задач похода,  сезонности, метеоусловий. Предварительное изучение маршрута, организация  краеведческих наблюдений. Примеры маршрутов для однодневных походов и походов с ночлегом в  полевых условиях. Воспитанники должны знать:  характеристику туристских возможностей Краснодарского края;  принципы выбора маршрутов для однодневных походов и походов с  ночлегом в полевых условиях. Воспитанники должны уметь:  выбрать маршрут относительно поставленных задач, целью похода;  организовать краеведческую работу на маршруте. Раздел 2. Организация туристского похода (48 ч). Тема 5. Комплектование туристской группы. Подбор участников по состоянию  Туристская группа. здоровья, возрасту, физической и морально­волевой подготовке, туристскому опыту. Организация самоуправления в группе. Обязанности постоянные и  временные. Обязанности в одно­ и многодневных походах. Зависимость  обязанностей, их перечня от цели и задач, стоящих перед группой. Распределение  участников по отделениям и дежурным бригадам. 8 Практическое занятие: анкетирование воспитанников, психологические  тренинги. Воспитанники должны знать:  принципы комплектования туристской группы;  особенности распределения обязанностей между участниками похода. Правила безопасности в туристском походе. Безопасность – основное требование ко всем туристским путешествиям.  Персональная ответственность руководителя за безаварийность. Обязанности  руководителя и участников по обеспечению безопасности. Тема 6. Основные причины возникновения опасных ситуаций в походе: o Слабая дисциплина участников; o Слабая изученность района и условий предстоящего путешествия; o Неграмотное построение маршрута; o Неумелое преодоление препятствий; o Недооценка сложности препятствий; o Переоценка собственных сил и возможностей; o Ослабление внимания на «легких» участниках; o Переутомление; o Незнание приёмов оказания доврачебной помощи; o Метеоусловия; o Ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся; o Неумелое обращение с огнём, кипятком, оружием, колющими и  режущими предметами; o Недостаточный опыт руководителя. Профилактическая работа по обеспечению безопасности похода: o Комплектование группы; o Медицинский осмотр; o Предпоходный тренировочный процесс; o Смотр готовности; o Инструктаж по правилам безопасности и другие меры контроля. Соблюдение правил безопасности при выборе места для организации купания в походе. Спасательная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям. Воспитанники должны знать:  основные причины возникновения опасных ситуаций в походе;  комплекс профилактических работ по обеспечению безопасности  похода. 9 Тема 7. Предпоходная тренировка. Физическая и маршевая подготовка. Общая и специальная физическая подготовка туриста. Значение физической  подготовки. Утренняя зарядка, закаливание. Упражнения для развития и укрепления  рук, плечевого пояса, пресса, мышц шеи, туловища, ног, на быстроту реакции,  расслабление, в равновесии. Систематичность тренировок. Маршевая подготовка, кроссы (с грузом и без  него, с преодоление естественных препятствий). Тесты физической готовности к туристским путешествиям различной степени  сложности. Воспитанники должны знать:  специфику физической подготовки к туристским походам. Тема 8. Характерные заболевания в походе и их профилактика.  Гигиена туриста. Личная гигиена. Обувь туриста. Уход за ногами, обувью во время похода.  гигиенические требования к одежде, постели, посуде. Купание в походе. Профилактика и оказание первой медицинской помощи при  охлаждениях, обморожениях, простудных заболеваниях, потёртостях, ушибах,  переломах, отравлениях, тепловых ударах в туристском походе. Транспортировка пострадавшего. Содержание походной аптечки. Лекарственные растения. Самоконтроль  туриста. Воспитанники должны знать:  основные приёмы оказания первой медицинской помощи в условиях  туристского похода;  основные способы самоконтроля туриста;  способы транспортировки пострадавшего;  специфику комплектования походной аптечки. Тема 9, 10. Личное снаряжение участника пешего похода и зимнего похода. Перечень снаряжения для однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях. Подбор снаряжения в зависимости от сезона и метеоусловий. требования к снаряжению: малый вес, прочность, удобство в пользовании и переноске,  ветрозащитные, гигроскопические и теплоизоляционные свойства. Специальное  видовое личное снаряжение. Уход за снаряжением и его ремонт. Практические занятия: составление списков личного снаряжения для пешего  туристского похода (однодневного и с ночлегом в полевых условиях). Воспитанники должны знать: 10  специфику подбора личного снаряжения для походов в зимних  условиях. Воспитанники должны уметь:  составлять перечень личного снаряжения, необходимого для  организации однодневного похода и похода с ночлегом в полевых  условиях. Тема 11. Требования к снаряжению. Уход за снаряжением. Костровое оборудование.  Групповое снаряжение. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение. Специальное снаряжение  (перечень составляется в зависимости от вида туризма, сложности маршрута, набора  естественных препятствий, сезона похода). Медицинская аптечка. Ремонтный набор.  Топографический набор. Фото­видеонабор. Приборы для метеонаблюдений. Спорт­ культинвентарь.  Практические занятия: составление списков группового снаряжения для  похода. Воспитанники должны знать:  специфику подбора личного снаряжения для походов в зимних  условиях. Воспитанники должны уметь:  составлять перечень группового снаряжения для похода. Тема 12. Нормы питания. Походное меню и список продуктов. Подготовка продуктов к  Организация питания в походе. походу. Упаковка продуктов. Распределение продуктов между участниками. План  разгрузки участников. Учёт возможности пополнения продуктов в пути. Простейшие способы очистки воды. Знание ядовитых и съедобных грибов,  ягод, растений. Значение правильной организации питания, его режим. Практические занятия: составление меню для одно­двухдневного туристских  походов. Воспитанники должны знать:  принципы отбора продуктов для туристских походов;  простейшие способы очистки воды. Воспитанники должны уметь:  составлять меню для одно­двухдневного туристских походов;  определять на основании меню список необходимых продуктов. Тема 13. Укладка рюкзака. 11 Типы рюкзаков (мягкие, жесткие, полужесткие). Преимущества и недостатки.  Рюкзаки­самоделки (материалы, конструкция, способы изготовления). Правила  размещения предметов в рюкзаке. Практические занятия: укладка рюкзака для похода с ночлегом в полевых  условиях. Воспитанники должны уметь:  укладывать рюкзак для однодневного похода и похода с ночлегом в  различных сезонных и метеорологических условиях. Тема 14. Туристский бивак. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погоды, экологические, эстетические и гигиенические требования. Специфические требования к месту бивака в зависимости от   вида   туризма.   Планирование   и   разведка   места   бивака.   Организация   бивачных работ: o Планирование территории бивака, учёт направления ветра, освещённости места солнцем, сырости; o Роль командира группы, роль служб; o Последовательность действий членов группы. Место   установки   палаток.   Использование   полиэтиленовых   плёнок.   Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей в палатке. Выбора места для костра. Типы костра и их назначение. Топливо, способы заготовки, растопка, укрытие дров от дождя. Техника безопасности при работе пилой и топором. Поведение туристов у костра.   Раздача   пищи.   Ямы   для   отбросов.   Соблюдение   правил   противопожарной безопасности. Свёртывание бивака. Уборка мусора. Воспитанники должны знать:  правила планирования места бивака;  последовательность организации бивачных работ. Тема 15. Техника преодоления естественных препятствий. Понятие техники туризма. Естественные препятствия в пешем и лыжном  туризме. Движения по мокрому грунту, песку, заболоченным участкам, преодоление  завалов, движение по густому подлеску, осыпям, крутым склонам, травянистым  склонам, снегу, льду. Положение корпуса, ног. Туристский строй. Темп, шаг, интервал, порядок движения.  Использование альпенштока. Воспитанники должны знать:  основные способы преодоления естественных препятствий в пешем  походе и в походе в зимних условиях по родному краю. Воспитанники должны уметь: 12  уметь передвигаться в различных погодных и природных условиях;  использовать альпеншток. Тема 16. Необходимость технического описания маршрута похода. Определение  Техническое описание маршрута похода. участков маршрута. Характер местности. Описание и оценка сложности  естественных препятствий и способов их безопасного преодоления. «Временная  лента» маршрута, хронометраж маршрута. Описание основных ориентиров. Специфика ориентирования. Для данного  района. Описание удобных мест стоянок ночлегов, наличие медицинских пунктов,  узлов связи, магазинов и других учреждений, расписание их работы. Транспорт  (расписание движения, стоимость проезда, время в пути). Фото­видеоиллюстрации,  схемы. Практическое занятие: составление «временной ленты» и технического  описания учебного маршрута. Воспитанники должны знать:  организацию хронометрирования на маршруте;  специфику описания основных ориентиров. Воспитанники должны уметь:  составлять «временную ленту» и простейшее техническое описание  маршрута. Тема 17. Письменный отчёт о походе. Основные разделы отчёта. Отзывы  Подведение итогов похода. участников о походе. Проведение разбора похода в группе. Проведение с целью  пропаганды туризма отчетных выставок, конференций, вечеров. Оформление в  маршрутно­квалификационной комиссии (МКК) справок по установленной форме о  совершенном путешествии участниками группы. Представление в МКК материалов  на присвоение спортивных разрядов и званий.  Воспитанники должны знать:  формы подведения итогов туристского похода;  порядок составления отчета о туристском походе. Воспитанники должны уметь:  составлять отчет о туристском походе. Основы топографии и ориентирования на местности (12 ч). Раздел 3. Тема 18. Карта, её масштаб.  13 Условные знаки топографических карт. Определение понятия «карта». Отличие плана от карты. Виды карт.  классификация карт. Номенклатура карт. Условные топографические обозначения.  условные знаки карт для спортивного ориентирования. Воспитанники должны знать:  отличие плана от карты;  отличия условных топографических знаков и условных знаков карт для  спортивного ориентирования;  определение масштаба карты. Воспитанники должны уметь:  составлять план, карту местности. Тема 19. Марки компасов. Устройство компаса Адрианова. Пользование компасом в  Компас, работа с ним. походе. Ориентирование по солнцу, звёздам, при помощи местных предметов. Практическое занятие: определение сторон горизонта при помощи компаса;  ориентирование по солнцу при помощи местных предметов. Воспитанники должны знать:  устройство компаса Адрианова;  правила пользования компасом. Воспитанники должны уметь:  определять стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам. Тема 20. Ориентирование карты. Азимут.  Магнитное склонение. Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюс Земли.  Магнитный меридиан, магнитное склонение, магнитные аномалии. Определение понятия «азимут». Азимут прямой и обратный. Принципы  прокладки азимута. Практическое занятие: решение топографических задач (определение  азимутов). Воспитанники должны знать:  понятие магнитного поля Земли и связанных с ним особенностей  ориентирования;  определение понятия «азимут». Воспитанники должны уметь:  ориентировать карту при помощи компаса;  определять азимуты на заданные ориентиры;  выдерживать заданное направление при движении по азимуту. Тема 21. 14 Маршрутная и площадная съёмка местности. Протяженность маршрута,  Маршрутная съёмка. площадь участка, полевая и камеральная работы. Способы проведения съёмки  (прямых и обратных засечек, съёмочного хода). Оборудование и снаряжение.  Параметры контроля качества топографической съёмки местности. Практическое занятие: глазомерная съёмка участка местности. Воспитанники должны знать:  перечень оборудования и снаряжения для проведения маршрутной  съёмки;  параметры контроля качества топографической съёмки местности. Воспитанники должны уметь:  осуществлять простейшую глазомерную съёмку участка местности;  измерять расстояния и высоты на местности (для маршрутной съёмки). Основы общественно­полезной, краеведческой деятельности туристов (50 ч). Раздел 4. Тема 22. Понятие «краеведение». Краеведческое изучение маршрута. Методы  Краеведческая деятельность. краеведческой деятельности. Предпоходное изучение района путешествия, сбор  материалов по истории, экономике, культуре родного края, изучение литературы,  отчётов о походах в данном районе. Наблюдения и исследования на маршруте, фиксация результатов  (наблюдения за природными явлениями, изучение растительного и животного мира,  почв, полезных ископаемых, этнографические экспедиции). Запись воспоминаний  старожилов, участников и очевидцев событий. Сбор документов, реликвий.  коллекционирование. Музейная деятельность. Правила хранения и использования  исторических документов и других документов. Личный и групповой дневники. Фотографирование и зарисовки в походе.  Приборы и оборудование. Воспитанники должны знать:  основные методы краеведческой деятельности в туристском походе. Воспитанники должны уметь:  уметь собрать историческую справку района путешествия. Тема 23. Охрана памятников истории и культуры. Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. Мероприятия: проведение экскурсий, изготовление фотографий, рисунков, макетов,  выполнение заданий общественных организаций, музеев. Систематический уход за памятниками. 15 Воспитанники должны знать:  специфику деятельности по охране памятников истории и культуры на  туристских маршрутах. Тема 24.  Экологическая подготовка туриста. Законодательство по охране природы. Замечательные уголки природы, заказники, заповедники, национальные  парки Краснодарского края. Красная книга природы. Исчезающие растения и  животные родного края. Понятие «экосистемы». Экологические требования к выбору места бивака.  Основные формы участия туристов в охране природы: o гидрографические исследования, расчистка родников, описание ис    токов рек, легенды; o изготовление скворечников, кормушек для птиц и животных; o охрана муравейников; o охрана и описание редких и лекарственных растений и т. д. Воспитательно­образовательные экологические тропы. Воспитанники должны знать:  основные правила поведения на природе;  экологические требования к выбору маршрутов, мест привалов и мест  для организации ночлегов. Тема 25. Метеорологические наблюдения в походе. Приборы и оборудование для наблюдений. Виды наблюдений  систематичность наблюдений. Шкала Бофорта, шкала видимости. Признаки  измерения погоды. Дневник наблюдений. Воспитанники должны знать:  основные признаки изменения погоды;  способы ведения дневника метеорологических наблюдений. Раздел 5. Туристские соревнования (80 ч). Тема 26. Туристские соревнования – форма проверки туристских умений и  навыков, смотр результатов туристско­краеведческой работы, форма выявления  лучших коллективов, пропаганда туризма. Туристские соревнования. 16 Правила проведения соревнований. Положение о соревновании. Цели  и задачи соревнований, время и место проведения, участники похода­соревнования,  форма заявки. Руководство соревнованиями (оргкомитет, штаб, судейская коллегия,  комендантский взвод службы). Распорядок дня. Виды соревнований (массовость,  квалификация, краеведение, туристские навыки, туристская техника,  ориентирование, контрольно туристский маршрут, топография). Зачётные и  незачётные виды соревнований, конкурсы. Условия проведения соревнований. Формы протоколов соревнований. Определение результатов, награждение победителей. Порядок проведения слётов – соревнований. Практическое занятие: подготовка к туристским соревнованиям, участие в  туристских соревнованиях. Воспитанники должны знать:  основные виды туристских соревнований;  порядок организации соревнований. Воспитанники должны уметь:  уметь выполнять все виды туристской техники (преодоления  препятствий);  участвовать во всех туристских соревнованиях (пешеходные, горные,  велосипедные и др.) Тема 27. Соревнования по спортивному ориентированию. Виды соревнований (маркированная трасса, заданное направление,  контрольные пункты по выбору, движение по обозначенному маршруту, легенде,  азимуту). Снаряжение спортсмена – ориентировщика.  Воспитанники должны уметь:  уметь с помощью карты и компаса пройти маршрут в заданном  направлении. Методическое обеспечение дополнительной  образовательной программы Особенности реализации программы:  необходимость   создания   данной   программы   вызвана   государственным   и социальным заказом общества. И основана на: ­   государственной   программе   «Патриотическое   воспитание   Граждан Российской Федерации на 2006­2010 годы»; 17 ­   городской   целевой   программе   «Комплекс   мер   противодействия злоупотреблению   наркотиками   и   их   незаконному   обороту   на   2007­2009 годы»; ­ целевой программе «Компас» Центра детского творчества.  содержание программы строится на основе краевого компонента и состоит из 5­ти разделов: «Азбука массового туризма», «Организация туристского похода», «Основы топографии и ориентирования на местности», «Основы общественно­полезной, туристов», «Туристские   соревнования»,   включающие   первоначальные   сведения   по туризму, экологии, базовые сведения по топографии и ориентированию на местности.   краеведческой   деятельности    новизна приёмов и методов организации учебно­воспитательного процесса выражена   в   качественном   увеличении   практического   программного времени,   отводимого   на   изучение   разделов   «Организация   туристского похода»,   «Основы   общественно­полезной,   краеведческой   деятельности туристов», «Туристские соревнования».  увеличение времени на практические занятия в помещении, на местности, туристских   походах,   соревнованиях   преследует   цели   более   прочного овладения   воспитанниками   прикладными   туристско­краеведческими умениями и навыками;  программа   предусматривает   организацию   ряда   практических   занятий   на местности,   туристских   походов   (см.   учебно   ­   тематический   план),   что позволит   воспитанникам   выполнить   нормативы   на   значок   «Юный   турист России»;  знания   и   практические   умения   носят   прикладной   характер   и   могут впоследствии использоваться воспитанниками в будущей профессиональной деятельности (туристско­краеведческой, педагогической); Формы проведения и подведения итоговых занятий 1. История развития туристского движения в Беседы, экскурсии. Темы Форма проведения стране и на Кубани. 2. Виды и формы туризма. 3. Туристские   возможности   Краснодарского Беседы. Беседы, игры, экскурсии. края. 4. Туристские маршруты по родному краю. 5. Туристская группа. Беседы, экскурсии, поход. Беседа, анкетирование,  тренинг, поход. 6. Правила безопасности в туристском походе. Беседа, игра, соревнования. 7. Предпоходная   тренировка.   Физическая   и Беседа, лично­командное  соревнование по ОФП, поход. маршевая подготовка. 8. Характерные   заболевания   в   походе   и   их Беседа, игра, конкурс,  18 профилактика. Гигиена туриста. 9. Личное   снаряжение   участника   пешего похода. 10. Личное   снаряжение   участника   похода   в зимних условиях. 11. Групповое снаряжение. 12. Организация питания в походе. 13. Укладка рюкзака. 14. Туристский бивак. 15. Техника   преодоления   естественных препятствий. 16. Техническое описание маршрута похода. тестирование, поход. Беседа, игра, соревнование,  поход. Беседа, игра. Беседа, соревнование, поход. Беседа, игра, поход. Беседа, игра, поход. Беседа, игра, соревнования,  поход. Беседа, лично­командное  первенство, соревнования,  поход. Беседа, экскурсия, поход. 17. Подведение итогов похода. Тестирование, беседа. 18. Карта,   её   масштаб.   Условные   знаки Беседа, игра, экскурсия. топографических карт. 19. Компас, работа с ним. Беседа, игра, экскурсия. 20. Ориентирование карты. Азимут.  Беседа, игра, экскурсия. 21. Маршрутная съёмка. Беседа, игра, экскурсия. 22. Краеведческая деятельность. 23. Охрана памятников истории и культуры. 24. Экологическая подготовка туриста. 25. Метеорологические наблюдения в походе. 26. Туристские соревнования  27. Соревнования   по   спортивному ориентированию. Беседа, экскурсия,  конференция. Беседа, экскурсия, трудовой  десант. Беседа, экологический десант, дискуссии. Беседы, походы. Беседы, лично­командное  первенство, соревнования. Беседы, лично­командное  первенство, соревнования. УРОВНЕВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА  ЗУН. 19 Уровни Низкий Средний Высокий Показатели Функциональная   грамотность   –   понимание   содержания учебного материала, сформированность основных умений и навыков   по   теории   и   практике   туристско­краеведческой деятельности. Достижение   образовательных   целей,   выполнение   задач   по конкретной теме, включенность в туристско­краеведческую деятельность.   реализация   потенциала Активная воспитанником, результаты, социальная   активность,   способность   к   передаче   опыта младшим. личностного туристско­спортивные       1. Помещение   для   занятий   желательно   постоянное,   чтобы   оборудовать   его Материально­техническое оснащение. наглядными пособиями и библиотекой туриста­краеведа. 2. Личное и групповое снаряжение. 3. Автотранспорт для экскурсий и поездок. 4. Благотворительная   материальная   помощь   для   подготовки   и   участии   в длительных путешествиях. 5. Спортивный зал или спортивная площадка для общефизической подготовки и игр. Литература  Закон РФ «Об образовании»;  Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного  образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта  1995 г. № 233, с изменениями от 22 февраля 1997г., 8 августа 2003г.  Разрядные требования по спортивному туризму. утверждены  Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и  туризму.  Единая Всероссийская классификация туристских маршрутов и его  определяющих препятствий (факторов). утверждена Советом Туристско­ спортивного союза России.  «Туристский клуб школьников» ­ Ю. В. Козлова, В. В. Ярошенко. Москва 2004 г.  «Справочник туриста» ­ Ю. А. Штюрмер.  «В поход с классом» ­ Ю. В. Козлова, В. В. Ярошенко. Москва 2004 г 20 21 КОНТРОЛЬНЫЙ   СРЕЗ   по образовательной программе Объединение «Эдельвейс».  Руководитель Карпеко Л. Н.  Ф.И.О. учащегося Познавательная активность   на Итог начало  уч .года Итог   на середину уч. года   Итог на конец   уч. года Оценка   уровня   знаний,   умений,   навыков /ЗУН/ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итоговая оценка № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15          ­     лидерские качества ­ ­ ­ организаторские способности коммуникабельность социальная компетентность Оценка уровня ЗУН по 10­ти бальной шкале 22 23

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)

Дополнительная образовательная программа "Туризм" (5-6 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018