ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»
Оценка 4.8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
экология +1
Взрослым
11.05.2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»
Дополнительная общеразвивающая программа «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ» имеет естественнонаучную направленность, направление - экология, фенология, ботаника, биология. Программа предназначена для допрофессионального развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их творческих потребностей, практические опыты и исследования на учебно-опытном участке дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.Дополнительная программа естественнонаучной направленности для детей младшего и среднего школьного возраста. В программе даны основы растениеводства, экологии, ботаники.
академия растений_ программа.docx
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДА НОВОПАВЛОВСКА Принята на заседании                                                              Утверждаю: педагогического совета                                                      Директор МКУ ДО  протокол № 1                                                              «Дом детского творчества» от «30» августа 2017 года                                                   г. Новопавловска                                                                                     В.А. Совершеннова                                                                                                     Приказ № 100 от «04» сентября 2017 г.   ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»   Возраст обучающихся: 9 ­16 лет Срок реализации: 4 года Автор­составитель: Лавренова Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования Кировский район г. Новопавловск 2017г. 1 Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы» I.Пояснительная записка Декоративные цветочные растения ­ это кусочек живой природы у нас дома. При умелом подборе, они дополняют убранство комнаты своей оригинальностью, причудливым обликом, придают ей нарядность, своеобразие.  Цветы сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Природное изящество, многообразие расцветок и форм цветов, создают красоту площадей и улиц   населенных   пунктов,   уют   наших   домов.   Цветы   в   учебных   классах образовательных учреждений способствуют очищению воздуха от пыли, снимают нервное напряжение и усталость глаз, несут информационную нагрузку, являясь натуральными средствами обучения, а также придают кабинетам эстетический вид.  Обычай   украшать   свое   жилище   живыми   растениями   существует   очень давно.       Он   возник   в   странах   с   явно   выраженной   сменой   времен   года. Первоначально   в   зимнее   время   в   помещениях   выращивали   лекарственные растения.   Затем   им   на   смену   пришли   растения   с   красивыми   листьями   или цветами.  После   крупных   географических   открытий   в  оранжереях  и   комнатах появились   растения   из   тропических   лесов,   субтропиков,   пустынь   Америки, Африки,   Азии.   Все   они   обладали   разными   требованиями   к   условиям произрастания. В   последние   годы   комнатное   цветоводство   претерпевает   своеобразное изменение:   большие   комнаты,   огромные   почти   до   пола   окна,   застекленные теплые   балконы   –   все   это   позволяет   создавать   зимние   сады,   зимние   уголки. Декоративные   растения   на   балконах,   в   заоконных   ящиках   украшают   фасады зданий, особенно при современной стандартной застройке,   цветочные клумбы придают   населенным   пунктам   неповторимое   своеобразие.   Для   многих   из   нас подоконник может стать маленькой лабораторией, мини ботаническим садом, где   можно   познакомиться   с   многочисленными   представителями   живого растительного   мира.     Дополнительная   общеразвивающая   программа «Академия   растений»   разработана   на   базе   типовой   программы   «Юный цветовод»,   «Юный   растениевод»,   может   быть   использована   как   для дополнительного   образования   в   общеобразовательных   школах,   так   и   в учреждениях дополнительного образования детей.                  Направленность программы «Академия растений» ­  естественнонаучное.         2 Направление ­ экология, фенология, ботаника, биология.                 Уровень программы – общекультурный ( стартовый + базовый) «Стартовый   уровень»  (1   год   обучения)  предполагает   использование   и реализацию   общедоступных   и   универсальных   форм   организации   материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.                «Базовый   уровень»  (2­4   год   обучения)  программы   предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего   общую   и   целостную   картину   изучаемого   предмета   в   рамках содержательно­ тематического направления программы .    В   настоящее   время   биология   и   экология   являются   одними     из перспективных   областей   развития   науки.   Глубокое   значение   закономерностей возникновения   и   развития   живой   природы   необходимо   для   формирования научного   материалистического   мировоззрения,   понимания   места   человека   в системе природы, взаимосвязей, между живыми организмами, между живой и неживой природой. Успехи биологии определяют прогресс в такой традиционной области,   как   сельскохозяйственное   производство.   Без   учета   связей   между биологическими   системами,   прогнозирования   последствий   нарушения   этих связей   не   может   быть   разработано   рациональное   обоснование   вовлечения   в хозяйственный   оборот   новых   территорий,   планирование   крупномасштабных проектов.   В связи с этим в плане развития России стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров в таких сферах общественного производства, где   биология   служит   теоретической   основой   практической   деятельности.   На сегодняшний   день   очень  актуален  вопрос   воспитания   школьника   не   просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных   явлений   и   фактов,   раздвинуть   привычные   рубежи   человеческих знаний,   преобразовывающего   окружающий   мир.   В   современной   школе   не   в полной мере возможно ученик реализует себя в качестве исследователя, поэтому весьма актуальны занятия детей и подростков в кружках естественнонаучного профиля.                     Новизна   программы  состоит   в   том,   что   содержание   программы организовано по принципу дифференциации по уровням сложности. Программа является  составной частью единой системы образования и предназначена для допрофессионального  развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их творческих потребностей, практические опыты и   исследования на учебно­ опытном   участке   дают     учащимся   богатейший   материал,   который   успешно используется на конференциях, конкурсах.            Программа разработана  в соответствии с: ­   Федеральным   Законом     «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   от 29.12.2012 г. №273­ФЗ. ­Концепцией   развития   дополнительного   образования   детей   (утверждённой распоряжением Правительства РФ от04.09.2014 г. №1726­р). 3 режима   работы ­СанПин   к   устройству,   содержанию   и   организации   образовательных   организаций     дополнительного   образования   детей (утверждённого постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от04.07.2014 г.№41) ­Порядком   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным   общеобразовательным   программам   (утвержден   приказом Министерства образования и науки РФ от29.08.2013 г.№1008). ­   Методическими   рекомендациями   по   проектированию   дополнительных общеразвивающих     программ   (включая   разноуровневые   программы) (Приложение   к   письму   Департамента   государственной   политики   в   сфере воспитания   детей   и   молодежи   Министерства   образования   и   науки   РФ от18.11.2015 №09­3242)              Отличительной особенностью программы является её ориентир на дополнительное экологическое образование детей, приобретение  экологических знаний, формирование личностного отношения каждого ребенка к природе как к духовной ценности, источнику ярких эстетических впечатлений, переживаний. Программа   предусматривает   походы   и   экскурсии   для   выявления   и   изучение дикорастущих растений с целью использования  их в озеленении, определения мест произрастания редких и исчезающих видов растений Кировского района.              Программа включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам   цветоводства,   так   и   выполнение   практических   заданий, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении экологических акций, экскурсии, которые могут быть использованы   выборочно   или   заменяться   другими   в   соответствии   с потребностями обучающихся и  учреждения.                          Программа ориентирована на обучающихся 9 ­16 лет, проявляющих склонность   к   занятиям   естественнонаучного   цикла.   В   программе осуществляются   межпредметные   связи   с   биологией,   экологией,   географией. Условия   набора   детей:   в   кружок   принимаются   все   желающие   без предварительного   тестирования.   Наполняемость   в   учебных   группах   до   15 человек. Состав группы постоянный, как правило , одного возраста.            Форма обучения – очная.                     Срок   реализации   программы  –  4  года   и   рассчитана   на  576  часов, запланированных   на   весь   период   обучения   (144   часа   ­   в   год).   Согласно расписанию занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.             Цель программы: формирование и развитие творческих способностей  детей через обучение практическим умениям и навыкам по выращиванию  4 цветочных растений, а так же получение  специфических знаний, необходимых  для цветовода.            Задачи: Образовательные: 1. Дать понятие о биологических и морфологических особенностях цветочно –  декоративных растений и их роли в жизни человека. 2. Формирование познавательного интереса при сборе информации о растениях. 3. Формирование ЗУН по основам выращивания комнатных растений. Метапредметные    : 1. Способствовать развитию любознательности 2. Развивать творческие способности, через приобщение к природе родного края. 3. Развивать умения наблюдать и объяснять происходящие явления природы,  работать со справочной литературой, интернет – ресурсами. 4. Формировать практические умения по выращиванию цветочно –декоративных  культур. Личностные    : 1. Формировать умения и навыки рационального природопользования. 2. Формировать духовную культуру и нравственность. 3. Развивать эстетические чувства школьников. II.Содержание программы Учебно­тематический план                                                    1 год обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория  Практика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие Цветочно­декоративные растения, их  значение в жизни человека Биологические особенности  однолетних цветочно­декоративных  растений Сбор и хранение семян Биологические особенности  комнатных растений Уход за комнатными растениями Вредители и болезни цветочно­ декоративных растений и борьба с  ними Питание комнатных растений из почвы  и их подкормка Вегетативное размножение комнатных  растений (размножение черенками) 2 4 12 8 10 8 8 12 18 1 2 4 2 4 2 2 6 6 1 2 8 6 6 6 6 6 12 Формы аттестации /  контроля собеседование творческая работа Устный опрос зачет Устный опрос творческая работа проект зачет реферат 5 Гидропоника в цветоводстве 10 11 Подготовка к опытнической работе. 12 Семена однолетников и подготовка их  к посеву Выращивание рассады однолетников 13 14 Подготовка почвы под цветочно­ декоративные растения Выращивание цветочно­декоративных  растений посевом семян в грунт – Высадка рассады, выращенной в  теплице 15 16 17 Подведение итогов опытнической  работы 18 Повторение изученного Итого 4 6 8 8 8 8 12 4 4 144 2 2 4 4 4 2 4 2 1 54 2 4 4 4 4 6 8 2 3 90 Учебно­тематический план 2 год обучения Название раздела, темы Количество часов Всего Теория  Практика № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие Биологические особенности  многолетних цветочно­декоративных  растений  Озеленение территории Дома детского  творчества  Декоративные деревья и кустарники Ассортимент комнатных растений.  Жизненные формы растений. Сказки.  Загадки. Легенды. Стихи. Паспортизация комнатных растений Подготовка многолетников к посадке  Выгонка многолетних цветочно­ декоративных растений Семенное размножение комнатных  растений 11 10 Подготовка к опытнической  (исследовательской) работе Вегетативное размножение  многолетников Весенние работы на территории Дома  детского творчества Размножение декоративных деревьев и  кустарников, цветочных культур 12 13 проект Пр.р зачет Пр.р зачет отчет Пр.р творческая работа тест Формы аттестации /  контроля собесед творческая работа  Пр.п Устный опрос зачет Пр.р Пр.р проект реферат Пр.р зачет Пр.р реферат 6 2 12 10 6 16 4 2 8 10 2 14 12 8 1 4 4 2 8 ­ ­ 2 4 2 4 2 4 1 8 6 4 8 4 2 6 6 ­ 10 10 4 14 Выращивание многолетников из семян  15 Уход за цветочными культурами на  территории Дома детского творчества 16 Композиции из цветов 17 Подведение итогов Итого 10 12 12 4 144 4 ­ 4 1 46 6 12 8 3 98 Пр.р отчет творческая работа тест Учебно­тематический план 3 год обучения Название раздела, темы Количество Форма аттестации часов  и р о е т я г е с в о и т к а р п а к /контроля Введение   Мир комнатных растений    Мир комнатных растений      роль Санитарно­гигиеническая комнатных растений  Комнатные растения и здоровье человека Лекари на подоконнике  Средообразующие     функции   некоторых видов комнатных растений  Происхождение комнатных растений  2  12              10        6  2  2  2        4  2  2  2  6        2  2  2  6        собеседование              Стартовая   знаний, диагностика   умений,  навыков по   теме          Итоговая   диагностика знаний,   умений     и навыков по  блок­ теме        7 №  п/п 1.  I.  1.  2.  3.  4.  5.  6.  1.  2.  II.  Жизненные формы комнатных  растений  Жизненные формы комнатных  растений  Сведения о растительном организме,  фазах его развития, сезонных  изменениях 2.      1.  Декоративно­цветущие растения  Декоративно­лиственные растения   Вьющиеся и ампельные растения  3.  4.  5.  III.  Морфологические   и   биологические особенности различных экологических   групп   комнатных растений  Морфологические   и   биологические особенности различных экологических     групп   комнатных растений  Экологические группы комнатных  растений  Комнатные растения тропиков  Комнатные растения   субтропиков  Растения пустынь  3.  4.  5.  IV.  Опытническая  работа  с   комнатными  растениями  Опытническая  работа  с комнатными  растениями   Знакомство  с  лабораторным   оборудованием  Правила  оформления  опытнических   работ  Подготовка  сообщений  по  результатам проведённых опытов  Экологические факторы среды  Экологические факторы среды  1.  2.  3.  4.  V.  1.        10            10                2  2          2  2        2  2  2  8    2  2  2  2  8  2  2  2  2                              2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.  13.  14.  15.  Приспособленность комнатных растений к условиям среды  Почва, как среда жизни растений  Виды почв  Почвенные смеси  Сообщество растений и животных в  изучаемых почвах  Вода в жизни растений  Экологические группы  растений  по   отношению  к  воде  Растения ­ гигрофиты  Растения ­ мезофиты  Растения ­ ксерофиты  Экологические группы растений по  отношению к  свету   Светолюбивые комнатные  растения  Теневыносливые растения    Растения длинного дня                                      2  2  2        2        2  2  2  2        2  2  2    2  2  2              44     14  2  30    Стартовая  диагностика  знаний, умений, навыков по  блок­теме                  8 16.  17.  18.  19.  20.  21.  22.  Растения короткого дня  Нейтральные растения  Экологические  группы  растений  по   отношению  к  температуре    Холодостойкие  растения  Теплолюбивые растения  Умеренно­теплолюбивые  Воздушный  режим, как  фактор   выращивания  растений  VI.  Корневое  питание   комнатных  растений  Корневое  питание   комнатных растений Минеральные удобрения  Органические удобрения  Микроэлементы   Рациональное использование  удобрений  1.  2.  3.  4.  5.  VII. Болезни  и  вредители комнатных   растений  Болезни    комнатных  растений  Причины  возникновения болезней   комнатных растений  и  их   профилактика  Меры борьбы с болезнями растений  Вредители комнатных растений    Меры борьбы с вредителями растений  Размножение комнатных растений  1.  2.  3.  4.  5.    VIII. 1.  2.  3.  Размножение комнатных растений  Генеративное размножение  Вегетативное размножение  IX.  Агроприемы  1.  Агроприемы  2.  3.  4.  X.  1.  2.  Подготовка комнатных  растений  к  зимнему периоду    Подготовка  комнатных растений к  весеннему периоду    Виды ухода за комнатными  растениями  Цветы  в  интерьере  Цветы  в  интерьере  Комнатные  растения  в  фитодизайне                10             10             8            2        2  2  2          2  2          2  2      10     2   2        10             2  2    2  2    2  2  2     8    2  2  2  2  8    2  2  2  2  6    2  4  8     2  2  4  8    2              Итоговая диагностика  знаний, умений, навыков  по  блок­теме                              Стартовая   диагностика знаний,  умений, навыков  по   блок­теме  Итоговая диагностика ЗУН по  блок­теме  Стартовая  диагностика  знаний, умений,  навыков по  блок­теме      Итоговая диагностика  знаний, умений, навыков   по  блок­теме      9 3.  4.  Умение дарить цветы   Искусство  составления  икебан  и  композиций  Цветы в легендах и преданиях  5.  XI.  Итоговое занятие    XII.  Воспитательные  мероприятия        2  6            2  2  2  2   6    ИТОГО:  144  38  106  Диагностика по  теме  занятия         Примерный план  воспитательных   мероприятий   (приложение 1)    Учебно­тематический план 4 год обучения №  п/п Название раздела, темы   Количество  часов  Форма аттестации/ контроля  и р о е о т г е с в я 1.  I.  Введение  Растения  закрытого  грунта  2   34  Растения  закрытого  грунта  Семейства  комнатных растений   Культуры  весеннего  цветения  Культуры  летнего  цветения  Культуры  осеннего   цветения  Культуры  зимнего  цветения  Выгонка   растений  Кактусы и суккуленты  Папоротники и плауновидные   1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10. Пальмы и  бромелии  11. 12. Паспортизация  растений  13. Народные  названия  комнатных  растений Водные   и экзотические растения                              8  2  2          2             2  к и т к а р п а 2  26     2  2  2  2    2  2  2  2  4      Стартовая   диагностика  знаний,  умений,  навыков  по   блок­теме                            10 14. Размножение  растений       6  II.  1.  Растения открытого грунта  Растения открытого грунта  40    10  2  30   2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  Характеристика однолетних растений  открытого грунта  Красивоцветущие летники    Декоративно­лиственные летники  Коврово­мозаичные растения  Вьющиеся летники  Сухоцветы  Характеристика двулетних растений  открытого грунта  Двулетники, зимующие в открытом  грунте  10. Двулетники, зимующие в укрытии  11. Характеристика многолетних растений  открытого грунта  12. Многолетние растения, зимующие в  открытом грунте  13. Луковичные растения  14. Многолетние растения, зимующие в  помещениях   Розы и сирень  Размножение   15. 16. растений  открытого  грунта  17. Цветочный  гороскоп   18. Цветочные  часы    III. 1.  Подготовительная  работа по  высадке   цветочных  растений  в  грунт  Подготовительная  работа по  высадке   цветочных  растений  в  грунт  Посев  семян  цветов  открытого  грунта  Уход  за  всходами цветочных  растений  Биологические  свойства  пикировки    Пикировка цветочной рассады  2.  3.  4.  5.                                    18                        2      2          2  2     4   2          2  2  2  2  2  2    2  2    2  2  2  2  2  2  2  14   2  4  2  2  Итоговая  диагностика знаний,  умений,  навыков  по   блок­теме  Стартовая   диагностика знаний,  умений,  навыков  по   блок­теме                                               Итоговая  диагностика знаний, умений,  навыков по теме  11 Закаливание цветочной  рассады  Черенкование  пионов, флоксов  Выгонка гладиолусов, гиацинтов   Цветочно­декоративный  отдел  в   структуре  учебно­опытного  участка   Цветочно­декоративный  отдел  в   структуре  учебно­опытного  участка  Структура  и  содержание   цветочнодекоративного  отдела    Рациональное использование  возможностей учебно­опытного   участка  для   выращивания   цветочных  растений  открытого   грунта  Оформление  цветочно­декоративного  отдела    Основы компоновки правильного  цветника  Экологические условия   выращивания  цветочных  растений  Высадка и  уход за  цветочными   растениями открытого грунта  Техника  составления  букета  Исследовательская    и  опытническая   работа  в  цветочно­декоративном   отделе учебно­опытного  участка   Практическая    работа  в   цветочнодекоративном  отделе  УОУ  Итоговое занятие  Воспитательные  мероприятия  6.  7.  8.  I V. 1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10 .  V.   V I.          44    2    16  2    2  28                      2  4  2  2  2  4  2      2  2              2  2  2  6  2  2  12  2  4  1 0 6 ИТОГО:  144  38  Содержание программы 1­го года обучения 1. Вводное занятие –2 часа Теоретические занятия­1 час                         Диагностика знаний,  умений,  навыков по   теме        Примерный  план   воспитательных   мероприятий  (приложение 1)    12 Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно­полезного труда,  с  массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать кружковцы. Выбор  старосты группы. Практическая работа­1 час Экскурсия 2. Цветочно­декоративные растения, их значение в жизни человека – 4  часа Теоретические занятия­2 часа Ознакомление  с грунтовыми и комнатными цветочно­декоративными  растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемые для озеленения. Практическая работа – 2 часа Экскурсия. 3. Биологические особенности однолетних цветочно­декоративных  растений – 12 часов Теоретические занятия – 4 часа Биологические особенности.  Разнообразие цветочно­декоративных растений.  Способы выращивания. Практическая работа ­ 8часов Сбор и изучение семян однолетних  цветочно­декоративных растений. Выкапывание и посадка растений в горшки. Изготовление наглядных пособий: гербария и коллекции семян однолетников. Работа со справочником: выписка кратких  сведений об однолетних растениях. 4. Сбор и хранение семян – 8 часов  Теоретические занятия – 2 часа Преимущества  семян. Полученных от растений, выращенных в местных  условиях. Признаки созревания семян.  Правила сбора, сушки и хранения семян.  Практическая работа­ 6 часов Наблюдение за созреванием плодов и семян однолетников. Сбор семян однолетников. Сушка, чистка семян. 5. Биологические  особенности комнатных растений – 12 часов Теоретические занятия ­6  часов Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности. Практическая  работа­ 6 часов Знакомство с комнатными растениями. Паспортизация комнатных растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Изготовление наглядных пособий (карты Родина  комнатных растений,  этикеток). 6. Уход за комнатными растениями – 10 часов Теоретические занятия ­ 4 часа 13 Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха,  температуре и  освещению. Виды ухода  за комнатными растениями и сроки его  проведения в связи с  биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки техника проведения  перевалки и пересадки. Практическая  работа­6 часов Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре. Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках,    удаление пожелтевших листьев. Приготовление почвенных смесей. Определение необходимости перевалки и пересадки комнатных растений.  Составление графика  по проведению перевалки и пересадки комнатных  растений.   7. Вредители и болезни цветочно­декоративных растений и борьба с ними – 6 часов Теоретические занятия – 2 часа Вредители и болезни        цветочно­декоративных  растений и вред,  причиняемый ими.   Меры борьбы с вредителями и болезнями с учётом их  биологических  особенностей. Практическая  работа­ 4 часа Ознакомление с наиболее распространенными  болезнями и вредителями. Рассматривание вредителей в лупу, под микроскопом и зарисовка их в тетради.  Работа с определителем  вредителей и болезней. Знакомство с  устройством опрыскивателя. Обработка растений  против вредителей и болезней. Наблюдение за состоянием растений, за появлением вредителей и  болезней. 8. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка – 12 часов Теоретические занятия – 6 часов Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для  правильного развития комнатных  растений. Виды удобрений и их характеристика. Подкормка, как  добавочное питание. Сроки, правила и количество  подкормок в течение вегетационного периода. Практическая   работа­ 6 часов Распознавание минеральных удобрений. Составление календаря  подкормки комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.  Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдение за  ростом и развитием растений, за появлением вредителей. 14 Постановка опыта по выявлению лучших доз и сроков подкормки растений  разными удобрениями. 9. Вегетативное размножение комнатных растений  (размножение  черенками) – 18 часов  Теоретические занятия – 6 часов Значение размножения комнатных растений черенками. Растения, размножаемые черенками. Условия,  необходимые для  укоренения черенков. Правила черенкования и пересадки  укоренившихся черенков. Практическая работа­ 12 часов Заготовка земли, песка. Подготовка  горшков, ящиков для посадки. Черенкование  комнатных растений. Наблюдение за  укоренившимися черенками, их ростом, температурой и   влажностью помещения.  Посадка укоренившихся черенков. Уход за черенками. Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных  растений  черенками. 10. Гидропоника в цветоводстве – 4 часа Теоретические занятия – 2 часа Гидропонный способ выращивания растений и его практическое применение. Практическая  работа – 2 часа Подбор сортов комнатных растений хорошо растущих в водной среде.  11. Подготовка к опытнической работе – 6 часов Распределение и подборка тем для опытов между членами кружка.  Разработка плана проведения опытов. 12. Семена однолетников и подготовка их к посеву – 8 часов Теоретические занятия – 4 часа Знакомство с семенами однолетников. Способ подготовки семян однолетников к посеву. Особенности посева мелких семян. Преимущество посева мелких семян. Условия, необходимые для прорастания семян.  Практическая  работа­ 4 часа Знакомство с семенами однолетников. Очистка, определение всхожести семян. Намачивания.  Посев мелких семян. Наблюдение за прорастанием семян. Полив, рыхление почвы, подкормка.,  прореживание всходов. 13.Выращивание рассады однолетников – 8 часов Теоретические занятия – 4 часа Условия, необходимые для выращивания рассады в теплицах, парниках.  15 Практическая  работа­ 4 часа Заготовка ящиков, плошек, земли, песка. Посев семян  агератума, тагетиса, цинии. Написание и установка этикеток на ящики. Уход за посевами, пикировка, уход за рассадой. Работа со справочной литературой по выращиванию цветочно­декоративной  рассады. 14.Подготовка почвы под цветочно­декоративные растения – 8 часов Теоретические занятия – 4  часа Понятие о почве, её свойствах, плодородии. Питание растений из почвы, значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.  Практическая  работа­ 4 часа Внесение удобрений в почву. Перекопка почвы и разбивка участка. 15.Выращивание цветочно­декоративных растений посевом семян в грунт – 10 часов Теоретические занятия – 4 часа Значение выращивания цветочно­декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площадь питания и глубина заделки семян. Уход за посевами. Практическая  работа­ 6 часов Распределение клумб между обучающимися. Подготовка  почвы  под  посадку. Подготовка рассады и высадка её в грунт на постоянное место. Наблюдение за  появлением всходов, ростом и развитием растений. 16.Высадка рассады, выращенной в теплице – 12 часов Теоретические занятия – 4 часа Агротехнические правила и приёмы высадки рассады в грунт. Практическая   работа­ 8 часов Наблюдение за ростом и развитием рассады. Распределение обязанностей между обучающимися. Подготовка рассады к посадке. Посадка рассады. Уход за высаженной рассадой. Полив, прополка, удаление сорняков, подкормка. Наблюдение за ростом и развитием высаженной рассады. Общественно­полезный труд Размножение комнатных растений для озеленения помещения школы. Выращивание рассады однолетников для озеленения улиц. Высадка рассады на территории школы и уход за ней.  17. Подведение итогов опытнической работы – 2 часа Учёт результатов опытов. 16 Оформление записей в дневниках. Практическая работа – 2 часа 18. Подведение итогов – 2 часа Теоретические занятия ­1 час Подведение итогов за год.  Задание обучающимся на лето. Общественно­ полезный труд. Практические занятия ­1 час              Содержание программы 2­го года обучения 1. Вводное занятие – 2 часа Теоретические занятия ­1 час Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно­полезного труда,  с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать кружковцы. Выбор  старосты группы. Практическая работа ­1 час Экскурсия 2. Биологические особенности многолетних цветочно­декоративных  растений – 12 часов Теоретические занятия ­ 4 часа Многолетние цветочно­декоративные растения, их биологические особенности.  Преимущества перед однолетниками. Сроки посадки многолетников. Правила  хранения. Практическая работа – 8 часов  Описание разных видов многолетников. Сбор семян многолетников (флоксов,  аквилегии). Уход за многолетниками. Наблюдения за осенним цветением.  Изготовление наглядных пособий. 3.  Озеленение территории Дома детского творчества – 10 часов Теоретические занятия ­ 4 часа Типы оформления участков цветочно­декоративными растениями. Сочетания  многолетников и однолетников. Беседы со специалистами, цветоводами,  знакомство с проектами озеленения, принципами составления планов озеленения. Практическая работа ­ 6 часов Составление плана озеленения участка. Подбор деревьев, кустарников, цветочно­ декоративных растений. 4.  Декоративные деревья и кустарники – 8 часов  Теоретические занятия ­ 2 часа  Виды декоративных деревьев и кустарников, их биологические особенности.  Назначение и организация питомника древесных и кустарниковых пород. Практическая работа ­  6 часов 17 Наблюдения за осенними фазами развития декоративных деревьев и  кустарников. Участие в озеленении территории. Экскурсия в парк, беседа со  специалистами о выращивании саженцев декоративных деревьев и кустарников. 5. Ассортимент комнатных растений. Жизненные формы растений.  Сказки. Загадки. Легенды. Стихи ­ 16 часов Теоретические занятия ­ 8 часов Жизненные   формы   растений.   Лианы.   Ампельные.   Суккуленты.   Луковичные. Травянистые.   Древесные. Ассортимент комнатных растений. Сказки. Легенды. Загадки. Практическая работа – 8 часов 6. Паспортизация комнатных растений ­ 4 часов Практическая работа – 4 часа Изготовление паспортов комнатных растений  7.  Подготовка многолетников к выгонке – 2 часа Практическая работа ­ 2 часа Грунтовые цветочно­декоративные растения, используемые для выгонки.  Время  посадки луковиц и высадки растений из грунта в горшки. Условия содержания  растений до выгонки. Выбор растений многолетников для выгонки 8.  Выгонка многолетних цветочно­декоративных растений – 8 часов Теоретические занятия ­ 2 часа Биологическое обоснование получения цветущих растений зимой. Особенности  ухода за растениями. Практическая работа ­ 6 часов Уход за выгоночными растениями. Наблюдения за ростом и цветением. Ведение  дневников наблюдения. 9.  Семенное размножение комнатных растений – 10 часов Теоретические занятия – 4 часа Комнатные растения, размножаемые семенами. Способы подготовки семян к  посеву. Особенности посева, уход за посевами. Биологическое обоснование  пикировки. Правила пересадки растений. Практическая работа – 6 часов Подготовка семян к посеву, посев, пикировка, уход за растениями, пересадка в  горшки, наблюдения за ростом и развитием растений. 10.  Подготовка к опытнической (исследовательской) работе – 2 часа  Теоретические занятия ­ 2 часа Продолжение работы по выбранным темам (комнатные растения, многолетники,  декоративные деревья и кустарники). 11.  Вегетативное размножение многолетников – 14 часов Теоретические занятия – 4 часа Биологические   особенности   многолетних   растений   и   способы   вегетативного размножения.   Техника   и   сроки   вегетативного   размножения   многолетников. 18 Требования к выполнению работ по вегетативному размножению многолетников в связи с особенностями их роста и цветения. Практическая работа ­ 10 часов Подготовка почвы. Деление кустов и корневищ многолетников, омывка  корневищ. Посадка поделенных частей растений. Закладка опытов. Наблюдения  за укоренением черенков, ростом и развитием растений. Проведение опытов по  выяснению лучших способов и условий размножения 12.  Весенние работы на территории Дома детского творчества – 12 часов Теоретические занятия – 2 часа Основные весенние работы, их характеристика. Цветники, их формы. Практическая работа – 10 часов Подготовка и посев семян. Обрезка декоративных кустарников. Подготовка и  посадка кустарников. Уход за рассадой летников. 13.  Размножение декоративных деревьев и кустарников, цветочных  культур – 8 часов Теоретические занятия – 4 часа Способы размножения декоративных деревьев и кустарников. Сроки и техника  проведения работ по семенному и вегетативному размножению. Практическая работа – 4 часа Обработка почвы, посев семян. Заготовка и посадка черенков кустарников. Уход за растениями, наблюдения, опыты. 14.  Выращивание многолетников из семян – 10 часов Теоретические занятия – 4 часа Значение и биологические основы размножения многолетников семенами. Сроки, техника посева. Уход за посевами и пересадка сеянцев в связи с биологическими  особенностями многолетников. Практическая работа – 6 часов Подготовка почвы и посев семян. Уход за сеянцами, пересадка, наблюдения за  ростом. Посадка многолетников, декоративных деревьев и кустарников на  территории Дома детского творчества 15.  Уход за цветочными культурами на территории Дома детского  творчества – 12 часов Практическая работа – 12 часов Основные работы по уходу за цветочными культурами, их характеристика.  Полив. Прополка. Рыхление. Подкормка. Удаление отцветших соцветий. Обрезка декоративных кустарников. Наблюдения за ростом и развитием  цветочных культур. 16.  Композиции из цветов – 12 часов Теоретические занятия ­ 4 часа Основы построения композиций из цветов. Виды и характеристики растений,  используемых для композиций.  Практическая работа – 8 часов 19 Сбор цветов для композиций. Подготовка основы для композиций.  Формирование композиций. Выставка готовых работ. 17. Подведение итогов – 2 часа Теоретические занятия ­ 1 час Подведение итогов за год.  Задание обучающимся на лето. Общественно­ полезный труд. Практические занятия ­1 час                                 Содержание программы 3­го года обучения 1. Вводное занятие – 2 часа Теоретические занятия ­1 час Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно­полезного труда,  с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать кружковцы. Выбор  старосты группы. Практическая работа ­1 час Экскурсия по двору ДДТ 2. Мир комнатных растений   ­12  часов Теория:  Мир комнатных растений , их разнообразие. Санитарно­гигиеническая роль  комнатных растений . Комнатные растения и здоровье человека  Практические работы:  Лекари на подоконнике . Средообразующие  функции некоторых видов комнатных растений  Происхождение комнатных растений    3. Жизненные формы комнатных растений ­ Теория: Жизненные формы комнатных  растений    Сведения о растительном организме, фазах его развития, сезонных изменениях  Практические работы: Декоративно­цветущие растения    Декоративно­лиственные растения   Вьющиеся и ампельные растения    10 часов            .              Планируемые результаты К концу 1 года обучения Обучающийся  будет знать:  Биологические и морфологические особенности декоративных растений,  их роль в жизни человека  Особенности содержания растений в комнатах и способы ухода за ними 20  Основные способы размножения комнатных растений  Способы защиты от вредителей  Жизненные формы растений  Ассортимент комнатных растений  Правила размещения растений в комнатах  Правила поведения на природных экскурсиях Обучающийся будет уметь:  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием учебной и дополнительной  литературы  Выделять существенную информацию из текстов разных видов  Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут  сформированы на основе изучения данного текста  Формулировать проблему  Строить речевые высказывания в устной и письменной форме  Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте  Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное  Проводить анализ, сравнение, обобщение, делать выводы из  поставленных задач  Устанавливать причинно­следственные связи  Определять виды комнатных растений, проводить их классификацию  Проводить паспортизацию растений  Изготавливать этикетки паспортов растений  Вести календарь ухода за комнатными растениями  Приготавливать земляную смесь для посадки растений.  Подбирать вазоны, горшки для комнатных растений  Высаживать растения в приготовленную смесь  Правильно поливать, рыхлить, вносить удобрения, купать комнатные  растения  Подбирать средства борьбы с вредителями и обрабатывать ими  растения  Размножать и выращивать комнатные растения    Раздел № 2. «Комплекс организационно­педагогических условий» I. Календарный учебный график. Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (закон   №   273­Ф3,   гл.1,ст.2,п.9)   определяющая:   количество   учебных   недель, количество   учебных   дней,   продолжительность   каникул,   сроки   контрольных процедур,  даты   начала   и   окончания   учебных   периодов,   этапов.   Календарный 21 учебный   график   является   обязательным   приложением   к   дополнительной общеобразовательной программе и составляется доля каждой группы (Ф3 №273, ст.2, п.92, ст. 47, п.5) (Приложение 1) Режим работы объединения Продолжительность   учебного года Начало   учебного   года:   сентября Окончание учебного года:  31 мая Продолжительность     1 Режим   работы   объединения   (по расписанию)   10 22   занятий образовательной определяется программой: 45 минут х 2 Продолжительность   перемены:   минут Сменность занятий:    2 смены Регламентирование образовательного процесса   на   учебный   год:   36 недель Организация промежуточной и итоговой аттестации: Вид аттестации 1. Начальная 2. Промежуточная 3. Итоговая Сроки проведения сентябрь декабрь май II. Условия реализации программы Реализация данной программы осуществляется на основе принципов: ­ принцип последовательности, ­ принцип научности, ­ принцип связи теории с практикой, ­ воспитывающего обучения, ­ создания комфортной эмоциональной среды – «ситуация успеха».  Материально­техническое обеспечение программы Наглядные пособия  комнатные растения  таблицы Дидактические материалы  литература по комнатному цветоводству  электронные презентации по уходу за комнатными растениями, видового  многообразия комнатных растений  DVD диски с информацией о комнатных растениях, истории комнатного  цветоводства           Для   осуществления   учебного   процесса   в   учреждении   имеется   учебный кабинет,   соответствующий   требованиям   санитарных   и   гигиенических   норм охраны здоровья обучающихся.        Информационное обеспечение образовательной деятельности представляет собой   электронные   текстовые   материалы;   видеозаписи,   аудиозаписи. Информационные   ресурсы   в   полной   мере   обеспечивают   проведение   учебного процесса.   Научно­методическая   литература:  учебные   книги,   пособия,   справочники, дидактические материалы на печатной основе; видеозаписи, фотографии. Техническое оснащение: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр. На базе учреждения имеется учебно­опытный участок и теплица. Методика отслеживания результатов Способы определения результативности реализации программы: ­стартовый контроль­сентябрь (тестирование);  ­промежуточный контроль­ декабрь (тестирование); ­итоговый контроль по итогам освоения программного материала – май (зачет)          Формы контроля 1.Тестирование обучающихся. 2.Анкетирование обучающихся. 3.Опрос обучающихся. 4.Выполнение практических работ. Оценочные материалы III.Методическое обеспечение Методы обучения, используемые на занятиях: 1. Работа   с   книгами,   справочниками,   определителями   (письменные   работы, упражнения, ответы на вопросы. 2. Метод наблюдения. 3. Исследовательский метод (постановка опытов с растениями в лесу в холодных парниках. 4. Методы проблемного обучения (задания, демонстрация опыта, отбор фактов и аргументов, доказательств, поиск ответов). 5. Проектно­конструкторские   методы   (разработка   и   обсуждение­защита проектов, моделей, планирование коллективных творческих дел). 23 6. Методы практической работы (озеленение школьных интерьеров, пополнение коллекции холодного парника). 7. Метод   игры   (познавательные,   на   развитие   памяти,   игра­путешествие,   игра­ конкурс и т.д.). 8. Наглядные   методы   (видеофильмы,   мультимедийные   презентации,   муляжи, таблицы, схемы, фотографии, плакаты, рисунки и т.д.). Список литературы Для педагога  А.Ю. Лимаренко, Т.В. Палеева Атлас комнатных растений (комнатное  цветоводство), М.издательство «Эксмо», 2004г  К.Крестовская Счастливые цветы. Энергетика комнатных растений, изд.  «Феникс» Ростов – на – Дону 2005г  А.В. Степура Зимний сад в домашних условиях – Донецк: ООО ПКФ  «БАО», 2004  А.Ф. Семенин Все о цветах – Екатеринбург, изд. «У – фактория, 2003  Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания  учащихся ­  Калуга, 1966  Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных  растений. – М.: «Эксмо», 2009г  Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и  младшего школьного возраста, М., 1996  Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Книга для  учителя. – М.: Просвещение, 1986г  Мак­Милан Броуз Ф. Размножение растений: Пер. с англ. –М.: Мир, 1987  Ю.В. Сергиенко Полная энциклопедия комнатных растений М.:  «Аст»,2007  Энциклопедия комнатного цветоводства М.: «Колос», 1993 Интернет ­ ресурсы  http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/6/Ya_issledovatel.doc  http://www.wiki.vladimir.i­edu.ru/images/9/9d/Кружок.doc  http://biolog.bocharovo.ru/arch/uch/programma%20krugka%20cvetovod.do  http://evlanovo.ru/editor/uploads/files/Uhodzarasteniami_1.doc  http://ovgort.ru/engine/download.php?id=17  http://gabis_radun.blog.tut.by/files/2011/11/Metodicheskoe­pismo.doc Для учащихся  Аксенова,   М.   Энциклопедия   для   детей.   Биология.   Т.   2  /   М.   Аксенова, С. Исмаилова. ­ М.: Аванта+, 1995. 24  Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.   Энциклопедия.  Я  познаю мир. Экология. ­ М: ООО «Издательство Астрель», 2000.  Сергиенко   Ю.В.   Полная   энциклопедия   комнатных   растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.   Ангелиев   В.,   Николова   Н.   599   советов   цветоводу­любителю   /Пер.   с болгарского В.И.Толмачева. – Алма­Ата: Кайнар, 1985. – 280 с.  Букин, А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. ­ М., 1991.  Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.   Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. ­М.: Оникс, 2006.  Энциклопедия.  Я  познаю мир. Экология. ­ М: ООО «Издательство Астрель», 2000.  Сергиенко   Ю.В.   Полная   энциклопедия   комнатных   растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.   Семенова Д.В. Цветы в саду и дома. Милые, любимые, колючие.  Приложение   к   журналу   «Приусадебное   хозяйство»   №8   1998. Издательский дом «Сельская новь».  Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – 3­е изд., перераб. и доп. – Л.: Ауропромиздат. ЛЕНИНГРР, отд­ние, 1990. – 352 с., ил.   Тулинцев   В.Г.   Комнатное   цветоводство.   Государственное   издательство  сельскохозяйственной литературы Москва­ Ленинград, 1956.  Клевенская Т.М. Цветы в интерьере: Альбом. – М.: Агропромиздат, 1990. – 63 с.: ил.  Удалова Р.А., Вьюганина Н.Г.  В мире кактусов. – Л., «Наука», 1977, 134 с.  В.Чуб, К.Лезина Комнатные растения изд. «Эксмо ­ пресс», М.1999  Быховец А.И., Гончарук В.М. Большая энциклопедия цветов, М.: «Аст», Минск, «Харвест», 2000 25 26

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   «АКАДЕМИЯ РАСТЕНИЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018