Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»
Оценка 5

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
11.11.2018
Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»
Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования и является рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности. Дополнительная программа носит развивающий, образовательный и воспитательный процесс и способствует развитию художественного вкуса, воспитывает терпение у детей, усидчивость, приучает к аккуратности коллективизма и взаимопомощи. Занимаясь в творческом объединении, дети приобретают профессиональные навыки работы различных профессий в сфере художественных народных промыслов (вышивальщиц, реставраторов, декораторов, костюмеров и т.д.)Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»
доп.прогр.бисероплетение.docx
Управление образования и молодежной политики Администрации Краснобаковского района Муниципальное автономное  образовательное учреждение дополнительного образования   «Центр детского творчества» р.п. Красные Баки, Нижегородской области. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Бисероплетение»                                                                                                                                                                     Возрастной состав: с 8 лет                                                                                          Срок реализации программы: 3 года                                  Составитель программы:                                                   Погодина Надежда Юрьевна,                                               педагог   дополнительного                                                      образования  высшей категории р.п. Красные Баки 2015 год. Содержание программы. 1 Тезаурус 2 Типология программы. 3 Структура образовательной программы. 3.1 Целевой раздел образовательной программы. 3.1.1 Пояснительная записка                                                      3.1.2 Планируемые результаты реализации образовательной программы. 3.1.3 Система оценки качества реализации образовательной программы. 3.2 Содержательный раздел образовательной программы 3.3 Организационный раздел образовательной программы 3.3.1  Характеристика форм обучения  3.3.2  Методическое обеспечение программы 4 Учебный план 5 Календарный учебный график 6 Оценочные материалы 7 Список литературы 2 1.       Тезаурус Дополнительное   образование   (ДО)  –   это   вид   образования,   который направлен   на   всестороннее   удовлетворение   образовательных   потребностей человека   в   интеллектуальном,   духовно­нравственном,   физическом   и   (или) профессиональном   совершенствовании   и   не   сопровождается   повышением уровня образования (273­ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14). Организация дополнительного образования (ОДО) –  образовательная организация,  осуществляющая   в   качестве   основной   цели   ее   деятельности образовательную   деятельность   по   дополнительным   общеобразовательным программам (273­ФЗ, гл. 3, ст. 23,п 3.1). Образовательная   программа   –  комплекс   основных   характеристик образования (объем, содержание. Планируемые результаты), организационно­ педагогических   условий   и   в   случаях,   предусмотренных   настоящим Федеральным   законом,   форм   аттестации.   Который   представлен   в   виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,   курсов,   дисциплин   (модулей),   иных   компонентов,   а   также оценочных и методических материалов (273­ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9). Образовательная  программа  (ОО ДО) –  образовательная   программа, разрабатываемая и утверждаемая организацией дополнительного образования (273­ФЗ, на основе гл. 2, ст. 12, п. 5).  документ, Учебный   план   –   который   определяет   перечень, последовательность   и   распределение   по   периодам   обучения   учебных предметов,   курсов,   дисциплин   (модулей),   практики,   иных   видов   учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (273­ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 22). Индивидуальный   учебный   план   –  учебный   план,   обеспечивающий освоение   образовательной   программы   на   основе   индивидуализации   ее содержания   с   учетом   особенностей   и   образовательных   потребностей конкретного обучающегося (273­ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 23). Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы   на   конкретные   области   знания   и   (или)   виды   деятельности, определяющая ее предметно­тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности  обучающегося  и требования к результатам освоения образовательной программы (273­ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 25). 3 Календарный учебный график –  документ, регламентирующий общие требования   к   организации   образовательного   процесса   в   учебном   году (продолжительность   учебного   года,   каникулярного   времени   и   летнего оздоровительного   периода   (при   необходимости),   режим   работы, регламентирование образовательного процесса на неделю и пр.). 2.       Типология программы. Программа «Бисероплетение» является: по виду:  дополнительной общеразвивающей программой; по содержанию:  художественной направленности. 3.      Структура программы. 3.1. Целевой раздел образовательной программы. 3.1.1. Пояснительная записка           Бисероплетение ­ один из старинных и достаточно распространенный вид   народного   творчества.   Бисерные   работы   ­   живое   предание   старины   и играют большую роль в народном промысле. Украшения из бисера со вкусом и качественно выполненные не уступают дорогим ювелирным, высоко ценятся в России   и   за   рубежом.     Картины,   выполненные   в   стиле   бисера   и   пайеток отличаются   необыкновенной   красотой   исполнения.   Выполненный   рисунок красиво переливается нежными оттенками, создаётся ощущение волшебства. Работа   по   созданию   картины­аппликации   достаточно   кропотливая,   дети привыкают к аккуратности и усидчивости. В работе задействована кисть и пальчики ­ происходит тренировка руки, что очень важно   для улучшения почерка.   Законченные   картины   могут   послужить   достойным   украшением любого интерьера, а так же это незабываемый подарок для родных и друзей выполненный   своими   руками.   В   этом   помогает     творческое   объединение «Бисероплетение»,   которое   является   одним   из   вариантов   дополнительного образования для младших  учащихся и дает начальные дизайнерские знания, навыки   работы   с   бисером   и   цветовым   кругом,   расширяет   кругозор, способствует   развитию   математических   способностей,   трудовых   навыков, окружающего мира, ОБЖ.          Творческое объединение работает по дополнительной общеразвивающей программе,   которая   предусматривает   обучение   по   ступеням,   с   учетом индивидуальных способностей минимального и максимального возраста.         Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнитель­ ного образования и является рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности.               Дополнительная   программа   носит   развивающий,  образовательный   и воспитательный процесс и способствует развитию    художественного вкуса, воспитывает   терпение   у   детей,   усидчивость,   приучает   к   аккуратности коллективизма и взаимопомощи. Занимаясь в творческом объединении, дети 4 приобретают профессиональные навыки работы различных профессий в сфере художественных   народных   промыслов   (вышивальщиц,   реставраторов, декораторов, костюмеров и т.д.)      В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической   самобытности   России,   национальных   традиций,   незыблемых нравственных   ценностей   народа.   Декоративно­прикладное   искусство органично   вошло   в   современный   быт   и   продолжает   развиваться,   сохраняя национальные   традиции   в   целостности.   Оно   содержит   в   себе   огромный потенциал для освоения культурного наследия. Мелкие и крупные детали, композиции, блестящие и матовые поверхности, современный дизайнерский подход к изделию делает нашу идею актуальной. Содержание   программы   построено   с   учетом   межпредметных   связей: историей, математики, рисование.          На  занятиях используются  новые    воспитательные  и  образовательные технологии  личностно­ориентированная   технология   и   информационные (компьютерные) технологии.           Формы   проведения   занятий     ­   теоретическая   и   практическая   часть, проектная   деятельность.   По   окончании   темы   проводится   совместное обсуждение выполненных работ, анализируются ошибки. В конце каждого учебного года проводится заключительное занятие в форме тестирования   и   практического   занятия.   Целью   этих   занятий   является проверка знаний и умений, полученных в учебном году.      Цель программы: развитие творческих способностей  детей при обучении основам бисероплетения.      Задачи программы: 1. Образовательные:    углубление   и   расширение   знаний   об   истории   и   развитии бисероплетения,    формирование знаний по основам композиции, цветоведения,      освоение техники бисероплетения. 2. Воспитательные:  привитие   интереса   к   культуре   своей   Родины,   к   истокам   народного творчества,   воспитание   эстетического   отношения,   трудолюбия,   аккуратности, усидчивости, терпения, взаимопомощи при выполнении работы.  3. Развивающие:  развитие моторных навыков, образного мышления, внимания,  фантазии, творческих способностей,  развитие интереса к декоративно­прикладному творчеству.   Отличительные особенности данной программы от уже существующих. 5 Данная   программа  отличается   тем,  что   в  нее  включены  новые   техники    и методы приемов работы с бисером.  Учащийся, освоивший программу, может изготавливать композиции,  цветы, украшения, картины, панно. Сроки   реализации   дополнительной   образовательной   программы (продолжительность образовательного процесса, этапы). Программа рассчитана на три года обучения для   детей с 8 лет (младший и средний школьный возраст.)     Занятия проводятся по учебному плану 1 год обучения­ 2раза в неделю по 2 часа. Всего 4 часа в неделю,144 часа в год. 2 и 3 год обучения­ 3 раза в неделю по 2 часа. Всего – 12 часов в неделю, 216 часов в год. Группа первого года обучения комплектуется из детей 8­9 лет, второго года 9­10 лет, третьего 10­11 лет. Каждое   занятие   включает  теоретическую   часть   и   практическое выполнение задания.  Теоретические часть  — это объяснение нового материала, информация познавательного   характера,   общие   сведения   о   предмете   изготовления. Практические работы  включают изготовление, оформление поделок, особое внимание   уделяется   физкультминуткам   (   гимнастика   для   глаз,   рук,   тела) отчет о проделанной работе. Отчет   о   проделанной   работе  позволяет   научить   ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Учащиеся   приобретают   необходимые   в   жизни   элементарные   знания, умения и навыки работы с бисером . В   процессе   занятий,   накапливая   практический   опыт   в   изготовлении игрушек,  украшений, композиций,  учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных. Для изготовления изделий  требуются инструменты и материалы: бисер, стеклярус, рубка, нитки, леска, тарелочки под бисер,   ножницы, проволока, кусачки, карандаш, фломастеры. На   занятиях   используются   наглядные   пособия,   схемы,   имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала. Прохождение   программы   предполагает   овладение   учащимися комплексом   знаний,   умений   и   навыков,   обеспечивающих   в   целом практическую реализацию.           Характер   реагирования   обучающихся     на   успехи   и   поражения   в многочисленных   конкурсах   и   выставках   является   надежным   показателем достигнутого уровня воспитанности личности.  3.1.2. Планируемые результаты. В результате 1­го года обучения учащиеся должны знать: ­  историю бисероплетения, традиции разных народов России и народов мира; ­ инструменты  и материалы, правила техники безопасности; 6 ­  основные  приемы  плетения; ­  цветоведение; уметь: ­  зарисовывать простейшие схемы; ­ работать с инструментами; ­ изготавливать простые украшения, плоские игрушки; ­ создавать композицию на картине или  панно.      На 2­ом году обучения, учащиеся должны знать: ­  основные приемы бисероплетения  с добавлением объемных элементов,  ­  новые техники изготовления изделий; ­  о способах украшения одежды, интерьера. уметь: ­  изготавливать изделия с объемными элементами; ­  плести изделия разными техниками; ­  составлять композиции, отвечающие эстетическим и художественным  требованиям.      На 3­ем году обучения, учащиеся должны знать: ­  все техники простого и объемного плетения; ­  о разных  способах украшения одежды, интерьера; ­  о проектной деятельности; уметь: ­ самостоятельно пользоваться схемами плетения; ­ изготовлять самостоятельно сложные изделия; ­ создавать и заканчивать начатое изделие. Ожидаемые результаты и способы их проверки.      В конце обучения  дополнительной общеразвивающей программы  "Бисероплетение" обучающиеся должны знать: ­  правила техники безопасности,  ­  основы композиции и цветоведения,  ­  основные приёмы бисероплетения,  ­  последовательность изготовления изделий из бисера,  свободно  пользоваться описаниями и схемами из журналов  по  бисероплетению,   составлять рабочие рисунки самостоятельно. Уметь:       ­  изготавливать украшения,  цветы из бисера, плоские и объёмные фигурки  животных    из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные  элементы и   сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям,  рассчитывать    плотность плетения, хранить изделия  согласно правилам; ­  выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты; 7 ­  оценивать процессы и результат своего труда; ­  выйти на относительно высокий уровень в этом виде творчества. 3.1.3. Система оценки качества реализации образовательной программы. Система   оценки   достижения   планируемых   результатов   освоения программы «Бисероплетение», предполагает комплексный подход к оценке результатов,   позволяющий   вести   оценку   достижения   учащимися   всех   трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. 1. Оценка   личностных   результатов   представляет   собой   оценку достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным   объектом   оценки   личностных   результатов   служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основных блока: ­ самоопределение ­ сформированность внутренней позиции учащегося – развитие   самоуважения   и   способности   адекватно   оценивать   себя   и   свои достижения; ­ смыслообразование – понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремление к преодолению этого разрыва; ­ морально­этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация   на   их   выполнение   на   основе   понимания   их   социальной необходимости. 2. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения   планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность   у   учащихся   регулятивных,   коммуникативных   и познавательных   универсальных   действий,   т.е.   таких   учебных   действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею. 3. Объектом   оценки   предметных   результатов   служит   в   полном соответствии   с   требованиями   Стандарта   способность   учащихся   решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи. К   концу   года   у   детей   должна   наблюдаться   положительная   динамика познавательных   процессов, через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучение техники работы с бисером. Способы проверки результативности Программа предусматривает различные формы подведения итогов:   расшириться   кругозор   1. Постоянно действующая выставка 2. Творческие конкурсы 3. Отчетная выставка   8 Усвоение   учащимися   программного   материала,   отслеживаются   в   ходе проведения следующих форм контролей: ­   предварительного:   проводится   анкетирование   учащихся   в   начале обучения по программе. ­ текущего:   в конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме.   Дети   оценивают   свои   работы,   работы   товарищей,   объясняют,   чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры   и   подарки   от   детей.   В   конце   темы,   четверти,  полугодия   и   года устраиваются   мини­выставки   в   объединении.   Главное   –   дети   получают моральное   удовлетворение   оттого,   что   их   творчество   и   профессиональные умения   ценятся   другими,   повышается   их   самооценка,   осознание   своей значимости. ­   итогового:   представление   творческой   работы,   участие   в   отчетной выставке, беседы с детьми, родителями  и т. п. Показателями  качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии: ­ уровень воспитанности учащихся; ­ микроклимат в детском объединении; ­ взаимодействие с родителями.  Также   объективными   показателями   влияния   организованного педагогического   процесса   на   личность   учащихся   будут   качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса,   педагогического   наблюдения,   беседы   с   родителями.   А   также самооценка себя ребенком, тесты. Динамику развития творческих способностей можно также проследить через   педагогическую   диагностику   изучающую   уровень   воспитанности учащихся.   В   рамках   этой   методики   можно   проанализировать   следующие показатели: Мотивацию к образовательной деятельности Отношения в коллективе Уровень творческой активности Организаторские способности учащихся Сформированность культурно­гигиенических навыков и др. 1. 2. 3. 4. 5. В   программе   предусмотрено   не   только   постепенное   усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до композиций, коллективных работ. 3.2. Содержательный раздел образовательной программы. Учебный план  1 год обучения 9 Количество часов Всего  Теория  Практик а  №                  Тема  занятия 1. Вводное занятие  2. Цветоведение  хроматический и  ахроматический цвета 3. Параллельное плетение на проволоке Плоские фигурки 4.       5.  Основные приемы бисероплетения 6. Комплект украшений 2 2 22 40 32 22 2 1 6 12 10 6 1 16 28 22 16       13        4 1 101 7. Изготовление подарков к праздникам     18        5 8. Массовые мероприятия 9. Промежуточная аттестация.  Тестирование                   ВСЕГО: 4 2 144        ­ 1 43 Содержание программы первого года обучения.                     Тема 1. Вводное занятие.                                                                                          Теория: Знакомство с группой, с режимом работы кружка, с  инструментами, материалами, фурнитурой для бисероплетения, с  организацией рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.   Знакомство с историей бисероплетения. Практическая работа: знакомятся друг с другом в игровой форме, учатся  правильно пользоваться инструментами и материалами. Тема 2. Цветоведение  хроматический и ахроматический цвета. Теория: Знакомство детей с сочетанием цветов, что такое цветовой тон,  насыщенность, сочетаемость цветов, контрастность цветов.  Практическая работа: дети различают сочетание цветов хроматические           (цветные, имеющие цветовой оттенок), и ахроматические (бесцветные) цвета,  в игровой форме. Обучающиеся подбирают цветовую гамму для изделия. 10 Тема 3.  Параллельное плетение на проволоке.                                                   Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления  цветов, техника параллельного  плетения. Техника выполнения серединки,  лепестков, тычинок, листьев. Зарисовка схем.  Практическая работа: выполнение и сборка цветов из бисера.  Подготовка  основы: обтягивание картона тканью, бархатной бумагой. Прикрепление  элементов композиции к основе. Оформление панно «Лето».  Тема 4.  Плоские фигурки:  Теория: Основные приемы бисероплетения, используемые для  изготовления фигурок животных на плоской основе параллельного  плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.  Зарисовка схем. Практическая работа: выполнение фигурок пресмыкающихся, насекомых морских животных, новогодние украшения. Выполнение отдельных  элементов на основе изученных приемов. Плетение проволокой по технике  параллельного низания. Оформление панно «Морское», «С Новым годом».  Дети участвуют в районных конкурсах, выставках по декоративно­ прикладному творчеству. Организация выставки лучших работ  обучающихся внутри кружка. Обсуждение результатов выставки,  подведение итогов, награждение.                  Тема 5. Основные приемы бисероплетения. Теория: Эскизы. Рабочие рисунки. Знакомство детей с основными приемами  плетения, петельное, игольчатое,  оплетение бусины, низание на одну иглу,  цепочки, подвески, соединение цепочек в кольцо, удлинение нити, лески,  соединение с застежкой. Промежуточное соединение, последовательное.  Низание из бисера в одну нить: цепочка змейка, цветочки в семь бисеринок,  лесенка. Условные обозначения. Зарисовка простейших схем.  Практическая работа: выполнение основных приемов плетения. Упражнения  по выполнению различных подвесок и их подплетение к цепочкам.  Изготовление фенечек. Тема 6. Комплект украшений. «Кораллы»; «Цветочное»; «Вечернее». Теория: выбор бисера. Цветовое решение. Виды застежек. Зарисовка схем для выполнения украшений.  Практическая работа: плетение комплектов украшений (колье, браслет,  сережки) на основе изученных приемов. Прикрепление застежек. Организация выставки лучших работ обучающихся внутри кружка. Обсуждение  результатов выставки, подведение итогов, награждение. Тема 7. Изготовление подарков к праздникам. 11 Теория:   ознакомление   с   историей   возникновения   праздников,   народными традициями,   закрепление   всех   полученных   теоретических   знаний   о бисероплетении. Практическая   работа:   изготовление   поделок   к   праздникам   «Новый   год», «Рождество», «День святого Валентина», «23 февраля», «8 Марта»,  «Пасха» и др.     Закрепление практических навыков работы с проволокой, бисером, бусинами, рубкой, стеклярусом. Тема 8. Массовые мероприятия   (выставки, конкурсы, викторины, игровые программы,  экскурсия в музей. Тема 9.  Промежуточная аттестация. Тестирование. Тестирование по пройденному теоретическому материалу. Изготовление того  или иного элемента пройденным методом плетения. 12 Учебный  план  2 год обучения №                  Тема  занятия 1. Вводное занятие 2. 3.        4. Плетение игрушек  с добавлением объемных элементов Плетение цветов  Основные приемы бисероплетения 5.  Вышивка бисером 6. 7. Пасхальные украшения Ткачество бисера 8. Массовые мероприятия 9. Промежуточная аттестация. Тестирование         Количество часов Всего Теория Практ. 2 44 58 48 16 26 16 4 2 2 14 17 14 5 8 4 ­ 1 ­ 30 41 34 11 18 12 4 1                   ВСЕГО: 216 65 151 Содержание программы второго года обучения.                Тема 1, Вводное занятие.  Теория; Знакомство  с режимом работы кружка, с инструментами,  материалами, программой работы. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: повторить, как  правильно пользоваться  инструментами материалами на занятиях. Тема 2.  Плетение игрушек  с добавлением объемных элементов:  Теория: Основные приемы бисеропетения, используемые для изготовления игрушек с добавлением объемных элементов: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Выбор материалов. Зарисовка схем. Цветовое и композиционное решение.  Практическая работа: выполнение игрушек, человечки из бисера, домашние  животные, насекомые, морские животные, новогодние украшения.  Составление панно «Жизнь в море». Оформление.  13 Тема 3. Плетение цветов.  Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера и пайеток, техника параллельного, игольчатого и петельного  плетения. Техника выполнения серединки, лепестков, тычинок, листьев,  чашелистиков. Зарисовка схем.                                                                                               Практическая работа: выполнение  цветов: крокус; фиалка; тюльпан;  примула; нарцисс; ландыши; ирис; роза; орхидея. Сборка  цветов, букетов.  Подготовка основы: обтягивание картона тканью, бархатной бумагой.  Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно «Летний  день», «На полянке».  Тема 4. Основные приемы бисероплетения:  Теория: Эскизы. Рабочие рисунки. Знакомство детей с основными приемами плетения. Зарисовка простейших схем.                                                             Практическая работа: выполнение основных приемов плетения.  «Кирпичный стежок»; Цепочки и браслеты: Соты; Ромбы; Фонарики;  Восьмерки; Плетение ажурного полотна «сетки» одной и двумя иглами. В  крестик с поворотом; Подвески: «Гармошка». Упражнения по выполне­ нию различных подвесок и их подплетение к цепочкам. Изготовление  фенечек.  Тема 5. Вышивка бисером.   Теория: технология вышивания бисером. Вышивка элементов узора по ткани,  вперед иголку, строчный шов, стебельчатый, вприкреп. Практическая работа: выполнение вышивки различных узоров, на ткани используя виды швов. Изготовление панно «Львенок». Тема 6. Пасхальные украшения: Теория: приемы бисероплетения, используемые для сплетения пасхальных яиц. Различные варианты сплетения пасхальных яиц: от макушки до макушки, сплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы яиц: папье­маше, деревянные, из пенопласта. Составление  орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.  Практическая работа: подготовка основы. Сплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Украшение пасхального яйца: яйцо с  незабудками; яйцо с красным цветком; крестик плоский на цепочке. Тема 7. Ткачество бисера:  Теория: Знакомство работы ткачества на станке, ручное ткачество.  Правильность натягивания нитей на станок. Расчет нитей. Завязка нитей в виде бахромы.                                Практическая работа: выполнение фенечек на станке: фенечка с  именем; фенечка с  рисунком зигзаг; фенечка с орнаментом. 14 Организация выставки лучших работ учащихся внутри кружка. Обсуждение  результатов выставки, подведение итогов, награждение.                                                                      Тема 8. Массовые мероприятия   (выставки, конкурсы, викторины, игровые программы,  экскурсия в музей. Тема 9. Промежуточная аттестация. Тестирование. Тестирование по пройденному теоретическому и практическому материалу. Изготовление того или иного элемента пройденным методом плетения. Учебный  план  3 год обучения №                  Тема  занятия         Количество часов Всего Теория Практика 1. 2.        3. 4. Вводное занятие Объемные игрушки на проволоке Объемные игрушки на леске Плетение цветов 5.  Пасхальные украшения 6. 7. 8. Основные приемы бисероплетения Вышивка бисером Ткачество бисера 9. Массовые мероприятия 10. Итоговая аттестация. Тестирование 2 28 32 36 30 38 26 18 4 2 2 8 9 11 9 11 8 6 ­ 1 ­ 20 23 25 21 27 18 12 4 1                   ВСЕГО: 216 65 151 Содержание программы третьего года обучения. Тема 1. Вводное занятие.  15 Теория: План работы объединения на учебный год. Повторение пройденного  материала. Инструктаж по технике безопасности.  Практическая работа: Повторить, как правильно пользоваться  инструментами и материалами на занятиях объединения. Знакомство с  темами.      Тема 2. Объемные игрушки на проволоке. Теория: Основные приемы плетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое,  параллельное плетение. Техника выполнения. Выбор материалов. Цветовое  и композиционное решение. Зарисовка схем. Практическая работа: выполнение игрушек: стрекоза; божья коровка; жук; змея; краб; морская звезда; русалка. Оформление. Тема 3. Объемные игрушки на леске. Теория: различные техники объемного плетения на леске. Выбор  материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения.  Зарисовка схем.  Практическая работа: выполнение деталей игрушек на основе изученных  приемов: осьминог; дельфин. Сборка и оформление игрушек. Составление  композиции «Русалка и ее друзья». Организация выставки лучших работ  учащихся внутри кружка. Обсуждение результатов выставки, подведение  итогов, награждение. Тема 4. Плетение цветов.  Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: круговая французская техника плетения. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.  Зарисовка схем.  Практическая работа: выполнение  цветов: маки; лесная фиалка; георгин;  примула; фуксия; клематис; лютик; физалис. Сборка цветов в букеты.  Оформление.  Тема 5.  Пасхальные украшения. Теория: приемы бисероплетения, используемые для сплетения пасхальных яиц. Различные варианты сплетения пасхальных яиц: от макушки до макушки, сплетение центральной части, тупого и острого концов яйца.  Виды основы яиц: папье­маше, деревянные, из пенопласта. Составление  орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.  Практическая работа: подготовка основы. Оплетение центральной части:  полотном; мозаикой;  сеткой, тупого и острого концов яйца. Украшение  пасхального яйца. Изготовление объемного крестика. Организация выставки  лучших работ учащихся внутри кружка. Обсуждение результатов выставки,  подведение итогов, награждение.                                                                              16 Тема 6. Основные приемы бисероплетения. Теория: Знакомство с техникой плетения «Ндебеле» и «Мозаика», правила  выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение­вышивка по сетке крестиками, острыми лепестками. Техника  плетения шнуров. Последовательность изготовления. Зарисовка схем.                                                                                          Практическая работа: освоение изученных приемов бисероплетения.  Плетение цепочек «Восьмерка» стеклярусом и бусинами,  «Подарочная»; ажурные соединения цепочек; комплект из бусин и  бисера; фенечка мозаика; острый угол; тупой;  многослойное плетение;  ндебеле; фенечка шнур спираль; фенечка шнур со стеклярусом.  Выполнение ажурных соединений цепочек. Изготовление комплекта из бусин и бисера (оплетение).  Тема 7. Вышивка бисером. Теория: технология вышивания бисером. Вышивка элементов узора на одежде.  Практическая работа: украшение одежды элементами бисера. Изготовление панно «Снеговик», «Собачка».  Тема 8. Ткачество бисера. Теория: повторение работы на станке. Натяжка нитей на станок. Расчет нитей. Подборка схем для ткачества.  Практическая работа: выполнение картин, фенечка с орнаментом, гайтан. Организация выставки лучших работ учащихся внутри кружка.  Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. Тема 9.  Массовые мероприятия. (выставки, конкурсы, игровые  программы). Тема 10. Итоговая аттестация. Тестирование Тестирование по пройденному теоретическому  и практическому  материалу. Выполнение практического задания по пройденному материалу на выбор.             3.3. Организационный раздел образовательной программы. 3.3.1. Характеристика форм обучения В рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы  «Бисероплетение»  используются индивидуальные и групповые формы  обучения. 17 18 № Раздел 1 2 3 3 5 6 7 Вводное занятие  Цветоведение   хроматический и  ахроматический цвета Параллельное  плетение на проволоке Плоские фигурки Основные приемы  бисероплетения  Комплект украшений Изготовление подарков к праздникам Беседа Игра Беседа Игра Беседа Практическое  занятие Беседа, Практическое занятие Беседа  Практическое  занятие Беседа,  Практическое  занятие Беседа,  Практическое  занятие 8 Массовые мероприятия Конкурс,  Выставка Теоретическое  и практическое  занятие Промежуточная  аттестация.  Тестирование 9 Форма занятия 3.3.2. Методическое обеспечение  программы 1 года обучения. Дидактические материалы. Техническое оснащение Приемы и методы занятия Репродуктивный Репродуктивный Объясни­ тельно­ иллюстративный Репродуктивный Объясни­ тельно­иллюстративный Репродуктивный Объясни­ тельно­иллюстративный Репродуктивный Объяснительно­ Иллюстративный Репродуктивный Объяснительно­ иллюстративный Репродуктивный Объяснительно­ иллюстративный Проблемный Эвристический Инструменты, образцы поделок, стенды,  презентации   компьютер Образцы,  сочетание цветов, цветовой круг Видеоматериал, компьютер, мультимедиа Образцы, схемы, раздаточный материал. готовые  изделия, компьютерная презентация, компьютер мультимедиа Образцы, схемы,   раздаточный материал,  компьютерная презентация, компьютер,  мультимедиа Образцы,  схемы, раздаточный материал,  компьютерная презентация, компьютер,  мультимедиа Образцы, схемы,  раздаточный материал,  компьютерная презентация, компьютер,  мультимедиа, принтер Образцы, схемы,  раздаточный материал,  Компьютер мультимедиа Поисковый Эвристический Стенды,  раздаточный материал Компьютер 19 Форма подведения  итогов Собеседование Совместное  обсуждение Зачет Зачет Зачет Зачет Творческая  мастерская Выставка Тест,  творческое   задание № Тема занятия Форма занятия Приемы и методы  занятия Дидактический материал. Техническое оснащение Методическое обеспечение  программы 2 года обучения Вводное занятие.  Беседа Плетение игрушек с  добавлением объемных элементов. 3. Плетение цветов. 1 2 4 5 6 7 9 Основные приемы  бисероплетения. . Вышивка бисером. Пасхальные  украшения. 8 Массовые  мероприятия Промежуточная  аттестация.  Беседа Практическое занятие Беседа Практическое занятие Беседа Практическое занятие Беседа Практическое занятие Беседа  Практическое занятие Конкурс, Выставка Теоретическое и  практическое занятие Репродуктивный Объяснительно­ иллюстративный Репродуктивный Объяснительно­ Иллюстративный Репродуктивный Объяснительно­ Иллюстративный Репродуктивный Объяснительно­ Иллюстративный Репродуктивный Объяснительно­ Иллюстративный Репродуктивный Объяснительно­ иллюстративный Репродуктивный Объяснительно­ Иллюстративный Эвристический Поисковый  Эвристический 20 Инструменты, материалы, схемы  презентация, видеоматериал компьютер Образцы,  готовые изделия выполненные  детьми, компьютер, мультимедиа, принтер Образцы,готовые изделия выполненные  детьми, компьютерная презентация Компьютер, мультимедиа, принтер Образцы,  раздаточный материал Компьютер, мультимедиа Принтер Образцы,  раздаточный материал компьютер, мультимедиа принтер Образцы, раздаточный материал Компьютер, мультимедиа принтер Образцы, готовые изделия выполненные  детьми, компьютер, мультимедиа принтер Стенды Раздаточный материал Компьютер Форма подведения  итогов Опрос Конкурс игра Конкурс  Конкурс  Конкурс  Конкурс  игра Конкурс  Выставка Тест  творческое  Ткачество бисера на  станке.  Беседа   Практическое занятие Тестирование Методическое обеспечение  программы 3 года обучения № Тема занятия Форма занятия Приемы и методы занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 Вводное  занятие.  Объемные  игрушки на   проволоке. Объемные  игрушки на  леске.  Плетение  цветов. Пасхальные  украшения.  Основные  приемы  бисероплетен ия.  Вышивка  бисером.  Ткачество  бисера.   Беседа Беседа Конкурс  Творческое занятие Беседа Конкурс  Творческое занятие Беседа Конкурс  Творческое занятие Репродуктивный.Объяснитель но­иллюстративный Репродуктивный.Объяснитель но­иллюстративный Эвристический Репродуктивный.Объяснитель но­иллюстративный Эвристический Репродуктивный.Объяснитель но­иллюстративный Эвристический Беседа Конкурс  Творческое занятие Беседа Конкурс  Творческое занятие Репродуктивный. Объяснительно­ Иллюстративный Репродуктивный.Объяснитель но­иллюстративный Эвристический Методические и дидактические материалы Образцы, методические  рекомендации  Образцы, методические  рекомендации, раздаточный  материал, презентация Образцы, методические  рекомендации, раздаточный  материал, презентация Образцы, методические  рекомендации, готовые  изделия  выполненные детьми,  презентация Образцы, методические  рекомендации, презентация, раздаточный материал Образцы, методические  рекомендации, презентация, раздаточный материал Беседа Конкурс  Творческое занятие Беседа Конкурс  Творческое занятие Репродуктивный.Объяснитель но­иллюстративный Эвристический Репродуктивный. Объяснительно­ Иллюстративный Эвристический Образцы, методические  рекомендации, презентация, раздаточный материал Образцы, методические  рекомендации, презентация, готовые изделия выполненные  детьми 21 задание Форма подведе  ­ния итогов Опрос Конкурс Конкурс Конкурс Конкурс Конкурс Конкурс Конкурс Техническое оснащение Видеоматериал компьютер,  Компьютер мультимедиа принтер Компьютер мультимедиа принтер Компьютер мультимедиа принтер Компьютер мультимедиа принтер Компьютер мультимедиа принтер Компьютер мультимедиа принтер Компьютер мультимедиа принтер 9 Массовые  мероприятия 10 Итоговая  аттестация.  Тестирование Конкурс  Выставка Теоретическое и  практическое  занятие Эвристический Выставка Поисковый, эвристический Стенды раздаточный материал Компьютер Тест,  творческое  задание 22 Учебный план № Раздел 1 год 2 год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие Параллельное плетение на проволоке Цветоведение  хроматический и  ахроматический цвета Плоские фигурки Основные приемы бисероплетения Комплект украшений Изготовление подарков к праздникам Плетение игрушек  с добавлением  объемных элементов Плетение цветов   10 Вышивка бисером 11 Пасхальные украшения 12 Ткачество бисера   13 Объемные игрушки на проволоке 14 Объемные игрушки на леске 15 Массовые мероприятия 16 Промежуточная аттестация 17 Итоговая аттестация 2 22 2 40 32 22 18 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 4 2 ­ 3  год 2 ­ ­ ­ 2 ­ ­ ­ Всего 6 22 2 40 118 22 18 44 94 42 56 34 28 32 12 4 2 48 38 ­ ­ 44 58 16 26 16 ­ ­ 4 2 ­ ­ ­ ­ 36 26 30 18 28 32 4 ­ 2 Итого: 144 216 216 576 н е с ь р б я т а п п у р Г д о Г я и н е ч у б о ь р б я т к о ь р б я о н т р а м ь л е р п а й а м ь н ю и ь л ю и т с у г в а О Г О Т И Календарный учебный график на 2015 – 2016 учебный год ь р б а к е д 2 1 3 1 - 2 1 7 . . ь р а в н я ь л а р в е ф 2 0 7 - 2 0 1 0 2 0 4 1 - 2 0 8 . . . . . . 9 0 6 - 8 0 1 3 9 0 3 1 - 9 0 7 . . . . 9 0 0 2 - 9 0 4 1 9 0 7 2 - 9 0 1 2 . . . 0 1 4 - 9 0 8 2 . . 0 1 1 1 - 0 1 5 . . . . 0 1 8 1 - 0 1 2 1 0 1 5 2 - 0 1 9 1 1 1 1 0 - 0 1 6 2 . . . . 1 1 8 - 1 1 2 . . 1 1 5 1 - 1 1 9 . . . 1 1 2 2 - 1 1 6 1 1 1 9 2 - 1 1 3 2 . . . 2 1 6 - 1 1 0 3 . . . 2 1 0 2 - 2 1 4 1 2 1 7 2 - 2 1 1 2 . . . . 1 0 3 - 2 1 8 2 1 0 0 1 - 1 0 4 . . . . . 1 0 7 1 - 1 0 1 1 1 0 4 2 - 1 0 8 1 1 0 1 3 - 1 0 5 2 . . . . . . . . 2 0 1 2 - 2 0 5 1 2 0 8 2 - 2 0 2 2 3 0 6 0 - 2 0 9 2 3 0 3 1 - 3 0 7 3 - . 0 2 - 3 0 4 1 3 0 7 2 - 3 0 1 2 . . . . . . . 4 0 3 - 3 0 8 2 . . . . . 4 0 0 1 - 4 0 4 0 4 0 7 1 - 4 0 1 1 4 0 4 2 - 4 0 8 1 5 0 1 0 - 4 0 5 2 . . . . . . 5 0 8 - 5 0 2 0 5 0 5 1 - 5 0 9 . . . . . 5 0 2 2 - 5 0 6 1 5 0 9 2 - 5 0 3 2 6 0 5 0 - 5 0 0 3 . . . . 6 0 2 1 - 6 0 6 . . . . 6 0 9 1 - 6 0 3 1 6 0 6 2 - 6 0 0 2 7 0 3 0 - 6 0 7 2 . . . . 7 0 0 1 - 7 0 4 . . . . . . . . . 7 0 7 1 - 7 0 1 1 7 0 4 2 - 7 0 8 1 7 0 1 3 - 7 0 5 2 8 0 7 0 - 8 0 1 0 8 0 4 1 - 8 0 8 0 8 0 1 2 - 8 0 5 1 8 0 8 2 - 8 0 2 2 9 0 4 0 - 8 0 9 2 . . . . . . . . 1 1 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0 4 4 4 4 4 4 4 0 0 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3 1 6 6 6 6 6 6 6 6 6 0 6 6 6 6 6 6 6 0 0 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 0 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 ­ Каникулярный период ­Итоговая аттестация                               ­ Проведение занятий не предусмотрено ­ Проведение занятий по расписанию 21 1 4 4 2 1 6 Оценочные материалы Вопросы тестирования для промежуточной аттестации 1 год обучения 1 Сколько лет назад возникло стеклоделие? (Шесть тысяч лет тому назад). 2 Назови Родину бисера? (Древний Египет). 3 Какие ты знаешь материалы для бисероплетения? (Бисер, бусы, стеклярус, рубка, ювелирные камни). 4 Назови   хроматические   и   ахроматические   цвета?   (Красный,   желтый, оранжевый,   зеленый,   голубой,   синий,   фиолетовый);   (Черный,   серый, белый).  5 Техника   безопасности   при   работе   с   ножницами,   иглами,   проволокой? (Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными  от себя, передавать кольцами вперед, не резать на ходу; не брать в рот иголки и проволоку).      Практическая часть: Сплести цепочку «Змейка».  Градация оценки: Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Ни одной ошибки. Все ответы расширенные.  Ответы   даны   на   все   вопросы,   но ответы не расширенные. Ответы даны не на все вопросы. Вопросы тестирования для промежуточной аттестации 2 год обучения 1. Что такое рабочая нить? (Конец лески или нитки, на который набирают  бисер). 2. Какое бывает ткачество? (Ручное, станочное, прямое, поперечное). 3. Назови  виды швов вышивки? (Вперед иголку, стебельчатый, арочный,  монастырский, вприкреп, ленивый стежок). 4. Нарисовать схему петельчатого, параллельного и игольчатого низания. 5. Нарисовать схему цепочки в крестик двумя иглами. Практическая часть: Сплести цепочку в крестик с поворотом. Градация оценки: Высокий уровень Средний уровень Ни одной ошибки. Все ответы расширенные.  Ответы   даны   на   все   вопросы,   но ответы не расширенные. Низкий уровень Ответы даны не на все вопросы. 22 Вопросы тестирования для промежуточной аттестации 3 год обучения 1. Что такое мозаичная техника плетения? (Низание разноцветного бисера  в каждом ряду в шахматном порядке, через одну бисеринку). 2. Нарисовать схему ажурной цепочки. 3. Назови виды плетения? (Ажурное, сетчатое, плотное или «мозаика»,  косое, плетение в одну и две нити). Практическая часть: Сплести объемную змею. Градация оценки: Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Ни одной ошибки. Все ответы расширенные.  Ответы   даны   на   все   вопросы,   но ответы не расширенные. Ответы даны не на все вопросы. 26 1. Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» Принят Государственной  Список литературы думой 21.12.2012г. вступил в силу с 01.09.13г.  2. Распоряжение Правительства РФ  «Концепция развития  дополнительного  образования детей» от 04.09.14г. №1726­р;  3. Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении порядка организа­ ции и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам» от 29.08.13г. №1008; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317­14 «Санитарно –  эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы  образовательных организаций дополнительного  образования детей». 5. Устав муниципального  автономного образовательного учреждения  дополнительного образования  «Центр детского творчества» р.п. Красные  Баки, Нижегородской области (Постановление Администрации  Краснобаковского района Нижегородской области от 13.12.2013г №1599). 6 Лазарева А.Г. Сборник авторских программ дополнительного образования  для педагога: детей. – М.: «Народное образование» 2002. 7 Аполозова Л.М. Бисероплетение. М.: 1997. 8 Артамонова Е.В. Бисер. Практическое руководство : Изд­во Эксмо, 2006. 9 Полянская А.И. Изделия из бисера. Харьков «Фолио» 2009.  1 Алексеева Н.В. Плетение из бисера. Н.Н.:­1998 2 Бульба Н. Георгиев А. Фигурки, цветы и миниатюры из бисера. ООО  для детей: Книжный клуб «Клуб семейного досуга» 2010. 3 Беккер Т. Волшебные фигурки и животные из бисера. Издательство «Клуб  семейного досуга» 2012. 4 Виноградова Е. Браслеты. С.­П. 1999. 5 Валюх Г.М. Федотова М.В. Цветы из бисера. Издательство «Культура и  традиции». Москва 2005. 6 Вирко Е.В. Забавные фигурки из бисера.­ Донецк: СКИФ. 2009. 7 Гриченко А.С. Вышивка бисером. –М.: Изд­во Эксмо, 2006. 8 Журналы «Бисероплетение» 2009­ 3 шт. 2010­12­13 – 8 шт. 2011 – 9 шт. 27 9 Изабель Кассап­Селье Объемные фигурки из бисера. Издательство 2008. 10 Кузьмина Е.В. Елочные игрушки. Китайский гороскоп. ­М.: ООО ТД  «Издательство Мир книги», 2011. 11 Ляукина М.В.  Подарки из бисера. Москва Издательский Дом МСП 2004. 12 Ращупкина  С.Ю. Бисер. Энциклопедия вышивки. – М.:ОЛМА2012. 13 Сахненко Е.Н. Игра в бисер. Рукоделие. Ростов­на­Дону «Феникс»2005. 14  Сколотнева Е.И. Бисероплетение. С.­П. 1999. Золотой век. 15  Соколова Ю. Азбука бисера. С.­П. 1999. Издательский дом. 28

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Бисероплетение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018