Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерица»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерица»

Оценка 4.7
Образовательные программы
PDF
труд
5 кл—7 кл
16.10.2018
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа   художественной направленности  «Мастерица»
Программа дополнительного образования художественной направленности, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии.Программа способствует обучению лоскутной грамоте детей, проявивших интерес к данному виду народного искусства.Программа рассчитана на два года обучения (1 год -144 часа, 2 год - 144 часа).Программа дополнительного образования "Мастерица"
Мастерица.PDF

 

 


        

   

   

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  

художественной направленности   

                                           «Мастерица»

 

 

Возраст учащихся:  9-13 лет

              Срок реализации: 2 года

   

 

 

 

Автор- составитель: 

 Михина Наталия Сергеевна

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринский район 2018 год ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ  

 

1. Учреждение  

МБОУ Новоникольская СОШ

 

2. Полное название программы  

«Мастерица» 

3.  Сведения об авторе:  

3.1. Ф.И.О., должность  

Михина Наталия Сергеевна – учитель технологии. 

4.  Сведения о программе:  

4.1. Нормативная база:  

Федеральный  закон  от  29.12.2012 г.  №273ФЗ  «Об образовании  в  Российской Федерации»; 

Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением 

Правительства            Российской         Федерации        от

04.09. 2014 г.  № 1726-р); 

Порядок           организации          и           осуществления

образовательной деятельности по дополнительным 

общеобразовательным программам  (утвержден Приказом МО и науки  РФ от 29.08. 2013 г. N 1008);   Письмо  Минобрнауки  России  от  11.12.2006 г.  №  06-1844  «О  примерных  требованиях  к программам дополнительного образования детей»;  

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от  04.07. 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении 

СанПиН  2.4.4.3172-14  "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". 

4.2. Область применения  

дополнительное образование 

4.3. Направленность  

художественная 

4.4. Тип программы  

модифицированная 

4.5. Вид программы  

образовательная 

4.6. Возраст обучающихся по программе  

9-13 лет 

4.7. Продолжительность обучения

 2 года 

 

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»  

  

                                                                              1.1.             Пояснительная записка.  

Для подрастающего поколения  декоративно - прикладное искусство становится одним из первоисточников формирования картины мира, позволяющей получить первоначальное представление о таком явлении как народное творчество.   

Народное искусство раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Поэтому привитие любви к родной культуре, привлечение к познанию истоков народного творчества, знакомство с обычаями и традициями русского народа являются одним из основных задач в эстетическом воспитании детей. 

Одним из видов народного художественного творчества является лоскутное шитье. В лоскутном шитье как виде декоративно-прикладного искусства сосредоточен огромный потенциал для творческого развития личности ребенка. Это одно из самых доступных, увлекательных занятий для детей и взрослых. 

Лоскутное шитье – красивое, самобытное, изящное народное искусство, дошедшее до нас с древнейших времен. Причиной  появления  лоскутного  шитья являлись бедность и  бережливость. Перешивая  взрослую одежду на  детей, латая  ее  веселыми  заплатками,  создавая предметы  убранства  жилища (одеяла, занавески, коврики, подушки), умелые хозяйки  находили все новые  и  новые  способы  использования  старых вещей.  

В двадцатые годы прошлого столетия  был создан «Перечень народных промыслов, поддерживаемых государством», но этот вид  декоративноприкладного искусства в него не вошел  и  сохранялся  только  усилием  немногих мастериц – они по старинке продолжали шить лоскутные изделия с традиционными «деревенскими» узорами. В 1970-е годы  местные и крупнейшие музеи России  обратили  внимание  на  русский текстиль и начали собирать и изучать лоскутное шитье, как вид современного искусства.    

Общение детей с народным декоративно-прикладным творчеством пробуждает в них законную гордость за многовековую художественную культуру своего народа, способствует выработке самостоятельного отношения к искусству, развивает умение  отличать подлинно прекрасную вещь от безвкусной, а главное - пробуждает интерес к созданию предмета  декоративного  искусства  своими  руками.  

Для того чтобы создать лоскутную работу, надо очень хорошо чувствовать цвет, знать основы композиции, понимать специфику ткани, владеть разнообразными техниками выполнения орнамента.  Поэтому на занятиях дети знакомятся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества.  Работа с красочными, многоцветными, узорчатыми  лоскутками позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить основам построения орнаментов. Выполняя  работы ручными швами, перебирая лоскутки разных фактур, соприкасаясь с инструментами, дети  развивают  тактильную чувствительность и мелкую моторику кисти и пальцев рук. Составляя композиции, осваивают  художественную сторону лоскутного шитья. 

Занятия лоскутным шитьем способствуют развитию художественного мышления, восприятия, воображения, умения анализировать, использовать в работе различные свойства материалов и самостоятельно создавать красивые оригинальные изделия, необходимые в быту. Эти изделия будут отличаться особым колоритом и выражать творческую индивидуальность.   Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен – это лоскутные игрушки, прихватки, салфетки, панно, диванные подушки и многое другое.   

При разработке программы «Мастерица» использованы программы «Лоскутик и веков связующая нить» И.Б.Поповой (рассчитана на 3 года обучения для детей от 7 до17 лет) и  «Художественная кройка и шитьѐ» Н.М.Лобановой (рассчитана на 2 года обучения для детей от 9 до13 лет)  . 

Направленность (профиль) образования. Образовательная программа направлена  на  удовлетворение индивидуальных  потребностей  учащихся  в  художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии. 

Направленность (профиль) программы. Художественная. 

Уровень освоения программы. Базовый. 

Актуальность программы 

Лоскутное шитье дает возможность изготовления изделий с минимальными затратами, поскольку для работы можно использовать отходы швейного производства, старую крепкую одежду, вышедшую из моды, что способствует воспитанию чувства бережливости  и экологической сознательности у детей.   Лоскутное шитье – доступный и очень популярный способ декорирования интерьера может быть использован любым человеком, имеющим творческий потенциал.  

Новизна программы 

Программа способствует обучению лоскутной грамоте детей, проявивших интерес к данному виду народного декоративно-прикладного искусства.  

Данная программа поможет каждому обучающемуся сформировать свои художественные способности в области декоративно-прикладного творчества и выявить творческую индивидуальность, а также даст опыт коммуникативной культуры. Новизной программы также является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении     творческих          проектов    текстовых и    графических        редакторов, компьютерных программ, дающих возможность выполнять схемы для лоскутного шитья, создавать электронные презентации. Также программа  позволяет расширить возможности общеобразовательной области «Технология», а именно такое направление декоративно-прикладного искусства, как лоскутное шитье.  Педагогическая целесообразность программы 

Она заключается в возможности практического применения учащимися полученных знаний, в становлении творческого мышления, в развитии у детей художественного  вкуса,  а  также  научит  аккуратности,  вниманию, ответственности. 

Отличительной особенностью 

Отличительной особенностью данной программы является ее практическая направленность, вариативность практических заданий с учетом скорости усвоения детьми специальных навыков и умений, возможность индивидуальной, групповой, коллективной работы.    

Адресат программы  Программа адресована детям от 9 до 13 лет. 

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (9-10 лет). Ведущий вид деятельности этого периода – учение. Ребѐнок-школьник учится контролировать своѐ поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность, самоконтроль и внутренний план действий. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста (10-13 лет). Самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать своѐ мнение и суждение, самому решать проблему, отстаивать и доказывать свою правоту. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они  сами  могут  разобраться  в  материале,  стремятся  придумать  свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т.д. Условия набора учащихся 

Для обучения по программе принимаются все желающие в возрасте от 9 до

13 лет. 

Количество учащихся 

В группе 1 года обучения количество учащихся составляет 10 человек, в группе 2 года обучения - 10 человек. 

Объѐм и срок освоения программы Общее количество

часов для 1 года обучения – 144, для 2 года обучения – 144. 

Формы и режим занятий 

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причѐм большее количество времени занимает практическая часть. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей. 

Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.  

Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.                                                                                                                      

Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, игра, праздник, путешествие, экскурсия, мастерская, соревнование, выставка. 

Форма организации деятельности – групповая.  

                                                                            1.2.             Цель и задачи программы 

  

Цель - создание оптимальных организационно-педагогических условий для духовно-нравственного развития, формирования художественно-эстетического вкуса  и развития творческого потенциала каждого ребенка посредством освоения техники лоскутного шитья.  

Задачи для 1 года обучения:  

Образовательные: 

-   дать представление о культурно-исторических сведениях о лоскутном шитье; 

-   познакомить  с  видами  тканей,  применяемых  в  лоскутном  шитье;  - формировать  практические  навыки  и  умения  (ручные  швы, выполнение  простых орнаментов и несложных поделок).  

Воспитательные: 

-   приобщать  детей  к  народному  творчеству; 

-   воспитывать  трудолюбие  и  бережное  отношение  к  своему  и  чужому  труду;  - формировать  художественный  вкус.  

Развивающие: 

-   развивать  функциональность  рук  в  практической  деятельности  через 

-   соприкосновения  с  тканями  и  инструментами; 

-   развивать  художественный  вкус  и  творческое  воображение  через  умение сочетать  разноцветные  лоскутки друг с другом;  - раскрыть индивидуальные способности  ребенка. 

В ходе первого этапа обучения предполагается ознакомление с историей  возникновения ремесла. Обучающиеся знакомятся с видами тканей и основами цветоведения, приобретают практические навыки выполнения лоскутных изделий ручными швами.  

Задачи для 2 года обучения:    Образовательные:   изучить историю возникновения и развития лоскутного шитья;   дать  представление  о  современных  направлениях  шитья  из  лоскута;   формировать специальные знания по предмету  (цветовая  грамота, орнамент,  композиция); 

*расширить  знания  о  видах  и  свойствах  тканей  и  других материалов,  применяемых  для  шитья; 

*продолжить  обучение  технике  шитья  из  лоскутков (приобретение  технических знаний,  умений и навыков;  изготовление более сложных изделий)  Воспитательные: 

*воспитывать  трудолюбие,  упорство,  усидчивость,  аккуратность при 

выполнении  работы,  умение  доводить  начатое  дело  до конца; 

 учить  детей  творчески  подходить  к  деятельности; 

 поощрять обучающихся   в создании  новых  образов посредством гармонии   цветовых  отношений;  Развивающие: 

*развивать познавательную и творческую активность, фантазию, образное и

логическое  мышление;  развивать  индивидуальные  способности  детей. 

 

                                                                               1.3.             Содержание программы 

  

Учебный план 1 года обучения 

  

№ п/ п  

Наименование разделов и тем  

Количество часов 

теория  

практи ка  

всего 

Вводное занятие. ТБ, ПБ, ПДД. Начальная диагностика. 

История  развития ремесла. 

Инструменты       и       материалы.

          Организация рабочего места. 

Мелкая лоскутная пластика  

30 

36 

Краткие сведения по материаловедению 

Мягкая игрушка 

24 

30 

 Цвет. Цветовые сочетания. 

Орнамент и композиция. 

30 

38 

Аппликация. Способы выполнения. 

10 

12 

10 

Коллективная работа. Пошив изделия для оформления кабинета  

11 

Изготовление подарочных, выставочных работ. 

10 

12 

Итоговое занятие. Выставка. Промежуточная диагностика. 

ИТОГО:  

36  

108  

144 

  

Содержание учебного плана 1 года обучения 

Тема 1. Вводное занятие. ТБ, ПБ, ПДД. Начальная диагностика.– 2 часа.  Теория Ознакомление с содержанием программы. Режим занятий. Основные темы. Демонстрация работ, выполненных в данной технике. 

Ожидаемый результат Повышение интереса к предложенному виду работ Формы контроля Начальная диагностика. 

Тема 2. История развития ремесла – 2 часа. 

Теория Краткая история развития лоскутного шитья от домашнего рукоделия до современного искусства.  Его значение в жизни людей и применение в быту.  Ожидаемый результат Расширение знаний учащихся об истории лоскутного шитья и его значении в жизни человека

Формы контроля Тестирование 

Тема 3. Инструменты и материалы. Организация рабочего места – 2 часа.   Теория Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья их назначение и применение, правила хранения. Материалы - подготовка к работе.

Практика  Организация рабочего места для ручных работ.  

Ожидаемый результат Подготовка «Сундучка мастерицы»

Формы контроля Опрос

Тема 4. Мелкая лоскутная пластика – 32 часа. 

4.1.Лоскутный сувенир – 10 часов. 

Теория Порядок выполнения ручных швов, знакомство с выкройками и шаблонами. 

Практика  Выполнение несложных работ: «конфетки», «сердечко», «мышка». 

Ожидаемый результат Освоение техники ручных швов, работы с выкройками и шаблонами.

Формы контроля Презентация 

4.2 Поделки  из деталей  круглой формы – 16 часов.  

Теория Дается представление о форме и объеме. 

Практика Выполнение различных поделок с применением выкроек круглой формы:          «игольница-шляпка»,   «гусеница»,         «птичка»,   «снеговик»    и        т.д. (вариативность заданий). 

 Ожидаемый результат Освоение техники работы с выкройками круглой формы.

Формы контроля Презентация

 4.3Декоративные игольницы – 6 часов. 

Теория Знакомство с техникой  «ручные швы». 

 Практика Изготовление игольниц в форме мордочки зверей или любых других форм.

Ожидаемый результат Освоение техники «ручные швы» и применение навыков при изготовлении изделия.

 Формы контроля Презентация 

Тема 5. Краткие сведения по материаловедению – 2 часа. 

Теория Знакомство          с        тканями      по      виду волокон:    хлопчатобумажными, шерстяными, льняными, шелковыми и тканями из химических волокон. Лицевая и изнаночная сторона ткани.  Применение в шитье меха, трикотажа, кружева.  Ожидаемый результат Расширение знаний учащихся в области материаловедения.

Формы контроля Опрос

Тема 6. Мягкая игрушка – 26 часов.  

Теория Познакомить учащихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью и мехом; раскрыть потенциальные творческие  способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать

Практика Изготовление игрушек из текстильных материалов (вариативность заданий).  

Ожидаемый результат Расширение знаний об истории развития игрушки, овладение  приемами работы с тканью и мехом.

Формы контроля Презентация 

Тема 7. Цвет. Цветовые  сочетания – 2 часа. 

Теория Знакомство с цветовым кругом, который состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Основные и дополнительные цвета, группы холодных и теплых тонов, закон контраста.  

Ожидаемый результат Усвоение знаний о цветовом круге и законе контрастов.

Формы контроля Опрос.

Тема 8. Орнамент и композиция – 38 часов. 

8.1 Основные понятия об орнаменте и композиции – 2 часа.  

Теория Знакомство          с        методом     создания    геометрического    орнамента и пропорцией.  

                      Практика Соединение лоскутных элементов на руках .

                Ожидаемый результат Овладение методом создания геометрического орнамента.                 Формы контроля Опрос

8.2 Треугольники - 8 часов. 

Теория Поиск  цветовых  решений и новых комбинаций из деталей треугольной формы.

Практика Выполнение орнамента из треугольников («вертушка», другие варианты) с последующим  изготовлением  подушечки-игольницы. 

 Ожидаемый результат Изготовление изделий из деталей треугольной формы. Формы контроля Презентация  8.3 Квадраты – 8 часов. 

Теория Применение выкройки-шаблона и карты-схемы сборки изделия. Цветовое решение.

Практика Выполнение объемного изделия «кубик». 

Ожидаемый результат Овладение навыками применения выкройки-шаблона и карты-схемы сборки изделия. Формы контроля Презентация

8.4 Полоски – 10 часов. 

Теория Применение выкройки-шаблона и карты-схемы сборки изделия. Цветовое решение.

Практика Выполнение карандашницы.

 Ожидаемый результат Овладение навыками применения выкройки-шаблона и карты-схемы сборки изделия.

Формы контроля Презентация.

8.5 Изделия с объемными элементами - 8 часов 

Теория Соединение в единое целое в определенном порядке, правильное расположение на основе, выделение главного, уравновешенность и гармоничное цветовое решение.

Практика Выполнение композиции «Букет». 

Ожидаемый результат применение на практике соединения в единое целое в определенном порядке, правильное расположение на основе.

Формы контроля Презентация.

 

Тема 9. Аппликация. Способы выполнения -12 часов. 

Теория Понятие об аппликации. Способы выполнения аппликации: ручной, машинный, клеевой. Просмотр иллюстраций в литературе. 

Практика Выполнение аппликации по рисунку или в технике «текстильный коллаж». 

Ожидаемый результат Расширение знаний о видах и способах выполнения аппликации.

Формы контроля Презентация  Тема 10. Пошив изделия для оформления кабинета -8 часов. 

Теория Организация детей для выполнения единого изделия. Коллективное составление композиции,  выполнение индивидуальных заданий, подбор тканей, сборка и окончательная отделка изделия. Определение места изделия в интерьере помещения. 

Практика Выполнение единого изделия 

Ожидаемый результат Овладение навыком коллективной работы

Формы контроля Презентация  

Тема 11. Изготовление подарочных, выставочных работ – 10 часов. 

Теория Индивидуальные          консультации      и       помощь      педагога    каждому обучающемуся.  

Практика Изготовление изделия с  новогодней тематикой, подарок маме на 8 Марта и др. 

Ожидаемый результат участие детей в тематических выставках  Формы контроля Презентация  

Тема 12. Итоговое занятие -2 часа. 

Теория Подведение итогов за учебный год. 

Ожидаемый результат Выявление соответствия реальных результатов работы с прогнозируемым результатам программы.

Формы контроля Оформление выставки в кабинете. Промежуточная диагностика. 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Учебный план 2 года обучения.

  

№ п/ п  

Наименование разделов и тем  

Количество часов 

теори я  

практ

ика  

всего 

Вводное     занятие.      ТБ,  ПБ,  ПДД.     Начальная диагностика. 

Современные      направления        развития          лоскутного творчества. 

 

Инструменты и материалы 

Шитье вручную  

15 

16 

Организация рабочего места при выполнении машинных и  утюжильных работ 

1

    1 

  

Основные технологические приемы соединения лоскутных элементов (шитье на швейной машине) 

8

 

29 

 

37

Основы      материаловедения.       Основные  и вспомогательные материалы. 

Лоскутная мозаика орнаментов.   

8

29 

37

Схемы, выкройки, шаблоны. 

2

12 

15 

10 

Изготовление лоскутных работ 

25

32

11 

Итоговое занятие 

ИТОГО:  

34

110

144

  

Содержание учебного плана 2 года обучения  Тема 1. Вводное занятие. – 1 час. 

Теория.Основные итоги работы за прошлый год. Ознакомление с содержанием программы. Режим занятий. Основные темы. Техника безопасности. Ожидаемый результат Повышение интереса к предложенному виду работ Формы контроля Начальная диагностика.

 Тема 2. История развития лоскутного шитья. Современные направления развития лоскутного творчества – 1 час. 

Теория. Современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах и творческих союзах,  индивидуальном творчестве профессиональных художников и мастеров-любителей. Символика и цвет.

Практика Подготовка тканей к работе. Влажно-тепловая обработка. 

Ожидаемый результат Расширение знаний учащихся о современное искусство лоскутного шитья.

Формы контроля Опрос.

 

Тема 3. Инструменты и материалы.  – 1 час. 

 Теория Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья их назначение и применение, правила хранения. Материалы - подготовка к работе.

Практика  Организация рабочего места для ручных работ.  

Ожидаемый результат Подготовка «Сундучка мастерицы»

Формы контроля Опрос

 

Тема 4. Шитье вручную – 16 часов. 

Теория Анализ конструкций изделий. Приемы соединения деталей. Техника утяжки при изготовлении частей поделок. Способы оформления работ. Правила раскроя деталей. Применение выкроек и шаблонов. 

Практика Изготовление различных  сувенирных игольниц, игрушек, орнаментов из многоугольников ручным способом.

Ожидаемый результат  В ходе работы дети закрепляют полученные навыки шитья, приобретенные в первый год обучения, развивают эти навыки и умения, т.к. предусмотрено поэтапное усложнение заданий.    Формы контроля Презентация  

 

Тема 5. Организация рабочего места при выполнении машинных и  утюжильных работ – 1 час.  

Теория Знакомство со швейной машиной: ее назначением и принципом работы. Краткая характеристика ее устройства. Классификация машинных швов. Частота строчки.  Знакомство с утюгом (его устройством и принципом работы). Правильный подбор соответствующего режима нагрева  утюга  для  тканей (хлопка, льна, шерсти, шелка, ацетата). Безопасные приемы работы.  Практика Заправка и уход за швейной машиной .Выполнение  прямой  и зигзагообразной строчки. Выполнение соединительных (стачных, настрочных), краевых швов (вподгибку, окантовочного). Обучение первоначальным приемам  ВТО (проутюживание ткани;  заутюживание и  разутюживание швов).

Ожидаемый результат  Овладение навыками работы на швейной машине, с утюгом.

Формы контроля Опрос

 

Тема 6. Основные технологические приемы  соединения лоскутных элементов (шитье на швейной машине) – 37 часов. 

Теория Способы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм: полосок, треугольников, квадратов. Особенности раскроя  лоскутных деталей, учѐт направления долевой нити,  припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТО. 

Практика Соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм:

полосок, треугольников, квадратов на швейной машине. Отработка навыков утюжильных операций при соединении деталей.

Ожидаемый результат  Овладение навыками соединения лоскутных деталей на швейной машине, правилами утюжильных операций. Формы контроля Презентация

 

Тема 7. Основы материаловедения. Основные и вспомогательные материалы

–1  час. 

Теория Повторение знаний о тканях разного состава: хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых, тканях из химических волокон. Закрепление знаний о лицевой и изнаночной сторонах ткани, расцветке ткани. Знакомство с понятием «срез  по косой нити (под углом 45˚)», свойствами ткани (растяжимость, усадка, осыпаемость). 

Практика Определение долевой, уточной нитей, вида ткани.

Ожидаемый результат Овладение способами определения состава и свойств тканей .

Формы контроля Опрос

 

Тема 8. Лоскутная мозаика орнаментов – 37 часов. 

Теория Лоскутные орнаменты из деталей разнообразных геометрических форм. Определение понятий «орнамент» и «блок». Цветовые схемы орнаментов. Ритм, пропорция, симметрия, равновесие орнамента.  Символика орнамента, влияние цвета на композицию орнамента, выделение центра орнамента. Традиционные формы орнаментов: «колодец», «шпалы», «летят гуси», «квадрат в квадрате», «мельница», «русский квадрат»,  Практика Составление композиции.

Ожидаемый результат Овладение «свободной сборкой лоскутков от центральной детали» (вариативность заданий). Формы контроля Презентация

 

Тема 9. Схемы, выкройки, шаблоны – 15 часов. 

Теория Последовательность сборки мотивов лоскутной мозаики по специальным схемам, которые широко представлены в популярной и методической литературе по лоскутному шитью.  

Практика Изготовление шаблонов для раскроя лоскутков. Шаблоны разных размеров и формы – треугольные, квадратные, прямоугольные и пр. (одни и те же шаблоны используются для изготовления многих лоскутных изделий.Чтение схем, выполнение шаблонов несложных форм.  

Ожидаемый результат Овладение навыками работы со схемами, выкройками и шаблонами.

Формы контроля Презентация 

 

Тема 10. Изготовление лоскутных работ – 32 часов. 

Теория Использование в работе образцов изделий, идей из журналов и популярной литературы, внесение своих творческих изменений, создание новых образов.  

Практика  Выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия,  оформление изделия,  влажнотепловая обработка.   

Ожидаемый результат Пошив лоскутного изделия небольшого размера. Формы контроля Презентация

Тема 11. Итоговое занятие – 2 часа. 

Теория Подведение итогов за учебный год. 

Практика Оформление выставки в кабинете. 

Ожидаемый результат Выявление соответствия реальных результатов работы с прогнозируемым результатам программы. Формы контроля Итоговая диагностика. 

 

1.4. Планируемые результаты 

Личностными результатами освоения учащимися курса лоскутного шитья являются:

-проявление познавательных интересов и активности в данной области;  

-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; -овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;  

-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;  

-развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности

-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;  

-готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;  

Метапредметными результатами освоения курса лоскутного шитья  являются:

-планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;  

-определение          адекватных          имеющимся         организационным    и        материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;  

-комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;  

-проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;  

-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию  изделий;  

-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;  

-объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;  

-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;  

-диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;  

-обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;  

-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;  

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.  

Предметными результатами освоения курса лоскутного шитья   являются:

-знание видов аппликации и лоскутного шитья, его историю;  

-эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для шитья;  

-способы влажно – тепловой обработки  изделии;  

 -технологический процесс изготовления  изделия и пути снижения его себестоимости;  

-правила безопасности труда;  

-способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;  

-основные законы построения композиции;  

-знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера  

 

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать и уметь: 

         иметь представление о культурно-исторических  сведениях  о лоскутном шитье; 

         знать правила  техники безопасности;  

         знать виды тканей; 

         освоить навыки шитья на руках; 

         уметь подготовить рабочее  место и ткань к работе; 

         научиться правильно подбирать лоскутки по цвету и фактуре;  

         уметь выполнять несложные работы, шить по образцу.  

К  концу второго года обучения обучающиеся должны знать и уметь:  знать историю возникновения и развития лоскутного шитья; 

         иметь представление о современных направлениях лоскутного творчества; 

         знать цветовую грамоту, виды и свойства тканей; 

         уметь составлять орнаменты и композиции, правильно подбирая для них ткань; 

         уметь пользоваться описаниями, схемами, выкройками, шаблонами, технологическими картами; 

         овладеть технологическими приемами сборки лоскутных элементов (из полос, треугольников, квадратиков, деталей других форм); 

         изготавливать более сложные изделия как ручным, так и машинным способами, вносить свои творческие оригинальные элементы. 

 

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»  

  

2.1. Календарный годовой  график 

  

I

полугодие

с 01.09.2017. – 10.09.2017.

комплектование

с 11.09.2017. – 29.12.2017.

16 недель

с 30.12.2017. – 08.01.2018.

каникулы

II 

полугодие

с 11.01.2018. – 30.05.2018.

20 недель

с 31.05.2018. – 31.08.2018.

летние каникулы

  

2.2. Условия реализации программы 

  

Материально-техническое обеспечение

Наглядные средства обучения: фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки.

Материалы и инструменты: ткань (лоскутки), ручные иглы, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, фланелеграф, раскройные линейки, утюг, гладильная доска, мат (подложка), роликовый нож, английские и портновские булавки, сантиметровая лента.

Помещение: классная комната

Санитарно-гигиенические требования 

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам.

Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи. Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. 

 

2.3. Формы аттестации 

  

Результативность программы «Оригами» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа. 

Начальная диагностика проводится в начале первого года обучения. Ее результаты позволяют определить уровни развития первоначального практического навыка и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия. 

Промежуточная диагностика проводится в конце первого года обучения и позволяет проследить динамику развития практического навыка. 

Итоговая диагностика проводится в конце второго года обучения. По ее результатам определяется уровень мастерства, которого достигли учащиеся за время обучения. 

Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры,  выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее. 

 

2.4. Оценочные материалы 

  

Вид контроля 

Диагностическая методика 

Цель диагностики 

Вводный контроль 

(начальная диагностика) 

Тестирование 

 

Определение творческого потенциала учащихся 

Промежуточный контроль 

(промежуточная диагностика) 

Зачетное занятие. Выполнение творческого задания. Выставка. 

Выявление мотивов учащихся в деятельности. Определение уровня освоения материала. 

Итоговый контроль 

(итоговая диагностика) 

Зачетное занятие. Выполнение творческого задания. Выставка. 

Определение результативности процесса обучения учащихся. 

Определение       уровня освоения программы. 

  

  

2.5. Методические материалы  

  

 

  

 П.п

.  

  

  

Название раздела  

Материальнотехническо е оснащение, дидактико- методический материал  

Формы, методы и приѐмы обучения  

Формы

подведения итогов  

 

Для 1 года обучения  

1. 

Введение в образовательну ю программу. 

Литература, образцы готовых изделий, анкеты, кроссворд. 

Анкетирование

, рассказ, беседа, обзор литературы. 

Наблюдение 

2. 

«Живая бумага».

Литература, образцы готовых изделий, таблицы, схемы 

Рассказ, объяснение, практическая работа. 

Демонстрация складывания, складывание по образцу, показ. 

Опрос, наблюдение, оценка и анализ работ. 

3. 

Сувениры. 

Литература, образцы готовых изделий, таблицы,

Беседа, рассказ, объяснение,  практическая работа, сам. 

работа, 

Наблюдение , оценка и анализ работ, выставка, зачѐт. 

 

 

схемы, ноутбук 

выставка, зачѐт.

Демонстрация складывания, складывание по образцу, по схеме, показ. Просмотр видео о животных 

 

 

Для 2 года обучения  

1. 

Введение в образовательну ю программу. 

Литература, образцы готовых изделий, тест, кроссворд. 

Рассказ, беседа, анкетирование, тестирование. Обзор литературы. 

Наблюдение, опрос. 

2. 

«Живая бумага».

Литература, образцы готовых изделий, таблицы, схемы, ноутбук. 

Беседа, рассказ, сам. работа, практ. работа. Демонстрация складывания, складывание по образцу, по схеме. Просмотр видео. 

Опрос, наблюдение, оценка и анализ работ. 

3. 

Сувениры. 

Литература, образцы готовых изделий, таблицы, схемы, ноутбук. 

Рассказ, беседа, сам работа, практ.

работа, выставка, зачѐт.

Просмотр видео 

Наблюдение , оценка и анализ работ, выставка, зачѐт. 

  

2.6. Список литературы 

                           Для учителя.  

1Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.- 192с.: ил.- (Энциклопедия). 

2.Белов Н.В. Оконные занавеси. Издание для досуга. – Минск 2007. 

3.Белова Н. Мягкая игрушка. Веселая компания. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, СПб.: «Издательский Дом «Нева», ООО «Валерии СПД», 1998. – 221с., ил 

4.Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА. – 96с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений). 

5.Жук С.М. Лоскутное шитье. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 96 с. Ил. 

6.Журнал «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей       и  молодежи» Выпуск №11.- М.:  ГОУ ДОД ФЦРСДОД, 2006. 

7.Иванова Ю.Б. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. – М.: Культура и традиции,

2012. – 152 с.: ил.  

8.Каминская Е.А. Лоскутное шитье. Чудеса из кусочков ткани. Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. – 256с.: ил.- (Красивые вещи своими руками). 10. Коси Л. Лоскутное шитье. 300 новых узоров / пер. с англ. Н.К. Яковлевой. _ М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.- 296 с.ил. 

9.Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб., 2006. 

10.Норенко И.Г. Технология. 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2007. – 107 с. 

9.Сидоренко В.И. Техника лоскутного шитья и аппликация. Ростов н/Д «Феникс» - 1999. – 192с. 

10.Силецкая И.Б. Мягкая игрушка. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Терция, Валерии СПД, 2004. – 176с., ил. – (Академия «Умелые руки»). 

11.Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. И.А.Сасовой / авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 343 с.  

 

              

Для учащихся.

1. Журнал «Сделай сам» №4/97. статья: «Лоскуток к лоскутку».  – М.: издательство              «Знание» 1997. 

2.Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры. – М.: Издво Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. – 160 с., ил. (Серия «Академия «Умелые руки»). 

3. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2005. – 184с.: ил. 

4.Таран Р.Ф. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М.: АСТ, 2009.- 31с.: 32 л.ил. – ( Подарок своими руками). 

5. Творчество плюс мастерство. Выпуск №6. Вологда, ДОВО ВОИРО ОЦДОД,

2006.   6. Грин М.Э. Шитьѐ из лоскутков: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,       1981. 7. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина. Лоскутки.- М.:Эксмо.2003.

8.        Хайни М. Как научиться шить. Пер. М. Авдониной. – М.: Эксмо, 2005.

9.        Журнал «Мастерская на дому» № 2, 2006 г.; № 4, 2007г.

10.   Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Мозаика лоскутных узоров.- М.: Эксмо, 2006.

11.   Журналы «Чудные мгновения. Лоскутное шитьѐ», №1-2,3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11-

12, 2007г.

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерица»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа   художественной направленности  «Мастерица»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерица»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа   художественной направленности  «Мастерица»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерица»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерица»

Учреждение МБОУ Новоникольская

Учреждение МБОУ Новоникольская

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1

Работа с красочными, многоцветными, узорчатыми лоскутками позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить основам построения орнаментов

Работа с красочными, многоцветными, узорчатыми лоскутками позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить основам построения орнаментов

Также программа позволяет расширить возможности общеобразовательной области «Технология», а именно такое направление декоративно-прикладного искусства, как лоскутное шитье

Также программа позволяет расширить возможности общеобразовательной области «Технология», а именно такое направление декоративно-прикладного искусства, как лоскутное шитье

Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей

Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей

Задачи для 2 года обучения:

Задачи для 2 года обучения:

Аппликация. Способы выполнения

Аппликация. Способы выполнения

Практика Выполнение различных поделок с применением выкроек круглой формы: «игольница-шляпка», «гусеница», «птичка», «снеговик» и т

Практика Выполнение различных поделок с применением выкроек круглой формы: «игольница-шляпка», «гусеница», «птичка», «снеговик» и т

Основные понятия об орнаменте и композиции – 2 часа

Основные понятия об орнаменте и композиции – 2 часа

Практика Выполнение аппликации по рисунку или в технике «текстильный коллаж»

Практика Выполнение аппликации по рисунку или в технике «текстильный коллаж»

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Теория Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья их назначение и применение, правила хранения

Теория Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья их назначение и применение, правила хранения

Практика Соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм: полосок, треугольников, квадратов на швейной машине

Практика Соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм: полосок, треугольников, квадратов на швейной машине

Ожидаемый результат Овладение навыками работы со схемами, выкройками и шаблонами

Ожидаемый результат Овладение навыками работы со схемами, выкройками и шаблонами

Предметными результатами освоения курса лоскутного шитья являются: -знание видов аппликации и лоскутного шитья, его историю; -эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для шитья; -способы влажно –…

Предметными результатами освоения курса лоскутного шитья являются: -знание видов аппликации и лоскутного шитья, его историю; -эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для шитья; -способы влажно –…

К концу второго года обучения обучающиеся должны знать и уметь: знать историю возникновения и развития лоскутного шитья; • иметь представление о современных направлениях лоскутного творчества;…

К концу второго года обучения обучающиеся должны знать и уметь: знать историю возникновения и развития лоскутного шитья; • иметь представление о современных направлениях лоскутного творчества;…

Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться

Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться

Промежуточный контроль (промежуточная диагностика)

Промежуточный контроль (промежуточная диагностика)

Демонстрация складывания, складывание по образцу, по схеме, показ

Демонстрация складывания, складывание по образцу, по схеме, показ

Белова Н. Мягкая игрушка. Веселая компания

Белова Н. Мягкая игрушка. Веселая компания

Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина

Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2018