Современное образование направлено на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Программа направлена на обучение учащихся, не владеющих родным языком, основам изучения ненецкого языка, национального декоративно-прикладного творчества в рамках дополнительного образования, что позволит подготовить их к освоению школьной программы «Родной язык».В настоящее время изучение родного языка в Ямало-Ненецком автономном округе является крайне актуальным. По степени распространения современное русско-ненецкое двуязычие представляет собой явление массовое, охватывающее все возрастные и социальные слои населения.
В семьях коренной национальности (ненцы), в смешанных семьях, живущих в сельских местностях и в городских условиях, родители владеют родным языком, но мало говорят, редко общаются с детьми на родном языке, мало рассказывают об истории и традициях своего народа, в связи с этим ненецкий язык постепенно забывается подрастающим поколением. Дети, не определив свою жизненную позицию и не научившись ценить культуру своего народа, не усвоив особенности другой культуры, начинают отделять себя от своего народа.
Изучение родного языка (ненецкого) способствует развитию интереса к прошлому своего народа, восстановлению культурных традиций; формирует в детях историческую память, естественные связи с опытом прошлого, помогает получению знаний о языке, быте, обычаях, традициях и культуре народа.
Администрации муниципального образования Надымский район
Департамент образования
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
РАССМОТРЕНО:
на заседании Педагогического совета
Протокол №1 от 31.08.2016 г.
Председатель ПС
_________________ Л.В. Орлова
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МОУ ДО
«Центр детского творчества»
__________________ Л.В. Орлова
Приказ № 134 от 31.08.2016 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Родной язык (ненецкий)»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 715 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор программы:
Пандо Татьяна Константиновна,
педагог дополнительного образованияг. Надым, 2016г
2Содержание
1. Пояснительная записка……………………………............................................................................3
2. Учебнотематическое планирование 1 года……………………………………………….............14
3. Содержание программы 1 года обучения.........................................................................................15
4. Учебнотематическое планирование 2 года обучения…………………………………………....24
5.
Содержание программы 2 года обучения…………………………………………………………26
6. Учебнотематическое планирование 3 года обучения……………………………………………35
7. Содержание программы 3 года обучения …………………………………………………………37
8. Методическое обеспечение…………………………………………………………………………47
9. Алгоритм учебного занятия ……………………………………………………………………….48
10. Список литературы …………………………………………………………………………………49
11. Глоссарий (словарь терминов и понятий) ………………………………………………………...50
12. Календарный учебный график……………………………………………………………………..51
13. Приложения. Учебнометодический комплекс………………………………………………52105
12.1. Каталог учебного оборудования.
12.2. Каталог дидактических пособий.
12.3. Перечень расходных материалов.
12.4. Перечень рефератных работ, сообщений.
12.5. Перечень творческих проектов и исследовательских работ.
12.6. Контрольноизмерительные материалы к программе.
12.7. Диагностические материалы к программе.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Современное образование направлено на обеспечение сохранения и развития культурного
разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на
изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке,
овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Большую роль в умственном и нравственном развитии детей играет усвоение неисчерпаемых
богатств языка своего народа, который является не только средством общения ненецкого народа, но
и средством познания окружающего мира, средством осуществления комплексного решения задач
нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания детей.
Направленность программы «Родной язык (ненецкий)» художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родной язык
(ненецкий)» разработана в соответствии с:
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726р);
СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
(утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 г. N 41);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от
29.08. 2013 № 1008);
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки
РФ от 18.11. 2015 № 093242).
Программа разработана на основе следующих источников: программы Е.Г. Сусой «Программа
по родному языку и чтению для 14классов ненецкой начальной школы Крайнего Севера»;
практических пособий: Е.Н. Окотэтто «Ненецкий язык в детском саду», для воспитателей детского
сада Ямала; Н.Я. Кокорева «Ненецкий язык в детском саду», для воспитателей дошкольных
образовательных организаций; Е.Н. Бобрикова «Технология обработки материалов, изготовления и
художественной отделки традиционных изделий ненцев», для учителей образовательных
организаций.
Проведена корректировка программы в соответствии с Требованиями к образовательным
программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки от 11
декабря 2006г. №061844), утверждена на Педагогическом совете МОУ ДО «Центр детского
творчества» №1 от 31 августа 2016 г.
Уровень освоения содержания программы базовый.
Актуальность программы. В настоящее время изучение родного языка в ЯмалоНенецком
автономном округе является крайне актуальным. По степени распространения современное русско
ненецкое двуязычие представляет собой явление массовое, охватывающее все возрастные и
социальные слои населения.
В семьях коренной национальности (ненцы), в смешанных семьях, живущих в сельских
местностях и в городских условиях, родители владеют родным языком, но мало говорят, редко
общаются с детьми на родном языке, мало рассказывают об истории и традициях своего народа, в
связи с этим ненецкий язык постепенно забывается подрастающим поколением. Дети, не определив
3свою жизненную позицию и не научившись ценить культуру своего народа, не усвоив особенности
другой культуры, начинают отделять себя от своего народа.
Изучение родного языка (ненецкого) способствует развитию интереса к прошлому своего народа,
восстановлению культурных традиций; формирует в детях историческую память, естественные связи
с опытом прошлого, помогает получению знаний о языке, быте, обычаях, традициях и культуре
народа.
Новизна данной программы заключается в том, что она направлена на обучение учащихся, не
владеющих родным языком, основам изучения ненецкого языка, национального декоративно
прикладного творчества в рамках дополнительного образования, что позволит подготовить их к
освоению школьной программы «Родной язык».
Цель программы: формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной
компетенции как средства общения, развития этнического самосознания личности через приобщение
к культуре, традициям и обычаям ненецкого народа.
Задачи:
Личностные:
формирование мотивации к обучению и познанию, добросовестное отношение к учению и
общественнополезному труду;
формирование основ своей этнической принадлежности, национальных ценностей;
воспитание уважения к разным народам России и мира, межэтнической толерантности;
воспитание уважения к семейным ценностям, любви к природе;
владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;
формирование уважительного отношения к родному языку, краю, культуре и истории ненецкого
народа, природе родного края;
создание условий для успешной социализации и адаптации, учащихся в социуме.
Метапредметные:
формирование у учащихся потребности и готовности к самообразованию и саморазвитию;
формирование умения поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
формирование умения анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения;
расширять культурный кругозор учащихся;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
развитие творческих способностей, аккуратности, трудолюбия, стремления получать
положительные результаты от своего труда;
развитие любознательности, активности в познании окружающего мира;
развитие внимания, памяти, активности, самостоятельности учащихся.
Образовательные (предметные):
владение устной и письменной речью ненецкого языка, обогащение словарного запаса, развитие
фонематического слуха и интонационных навыков учащихся;
формирование общего представления о народных говорах, об особенностях произношения
поговорок, пословиц, примет, крылатых выражений у ненцев;
формирование мотивации учащихся к самостоятельной проектнотворческой деятельности и
познанию родного языка;
развитие интереса учащихся к народному декоративноприкладному искусству коренных
народов Ямала (плетение из бисера, изготовление поделок из меховых изделий, сукна,
сувениров, изготовления национальных орнаментов народов Севера и т.д.).
обогащение словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты реализации программы:
Личностные результаты:
сформированность потребности и готовности к самообразованию и саморазвитию;
мотивации к обучению и познанию;
4
взаимопомощи и взаимоуважения;
добросовестного отношения к учению и общественнополезному труду, самостоятельности;
знаний о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре и
этнических группах;
уважительного отношения к другим народам России и мира, межэтнической толерантности;
развиты семейные ценности, любовь к окружающему миру;
развита культура делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные результаты: освоение учащимися универсальных учебных действий
(УУД):
познавательных УУД: разрабатывать творческие и исследовательские проекты под
руководством педагога; осуществлять поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета; давать определение понятиям; анализировать, сравнивать, строить
логическое рассуждение, включающее установление аналогий и причинноследственных связей;
объяснять явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования; обобщать факты;
регулятивных УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель и задачи исследования, выбирать тему проекта, выдвигать пути
решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и,
при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять рефлексию;
коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права отстаивать каждого излагать
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение договариваться,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих; готовность разрешать конфликты.
Предметные результаты 1 года обучения:
активизируется познавательный интерес детей к родному краю, истории и культуре ненецкого
народа;
сформируются у детей умения и навыки владения устной и письменной речью ненецкого
языка;
расширится круг знаний детей об устном народном творчестве ненецкого народа об обычаях,
традициях и культуре коренных народов Севера;
обогатится словарный запас учащихся;
сформируется общее представление о народных говорах, об особенностях произношения
поговорок, пословиц, примет, крылатых выражений у ненцев;
проявится интерес учащихся к народному декоративноприкладному искусству коренных
народов Ямала (плетение из бисера, изготовление поделок из меховых изделий, сукна,
сувениров, изготовления национальных орнаментов народов Севера и т.д.).
понимают:
звуки и буквы родного языка (ненецкого), их отличие;
cлова приветствия и прощания;
название на родном языке всех членов семьи;
название жилища коренных народов Севера ненцы, предметы домашнего обихода: посуда,
продукты питания, одежда и обувь;
название на родном языке строение тела человека;
названия профессий коренных народов: оленевод, охотник, рыбак и т.д.;
названия транспортных средств в тундре и в городских условиях;
порядковые и количественные числительные в пределах 10 – 20;
название на родном языке времен года, месяцев, время суток;
название на родном языке диких и домашних животных, населяющих наш край; птиц, живущих
5в тундре и лесотундре, насекомых, растений;
потешки, колыбельные песни, стихотворения на родном языке;
обычаи и традиции ненцев;
историю народного декоративноприкладного искусства народов Севера.
название орнаментов народов Ямала;
основы цветоведения, подбора и применения инструментов и приспособлений для
художественнотворческих работ.
традиционную национальную одежду коренных народов Севера.
умеют:
читать текст сознательно, плавно, целыми словами;
правильно произносить все звуки в составе слова, словосочетания и предложения ненецкого
языка;
соблюдать интонацию в соответствии с правилами ненецкого языка;
говорить простыми нераспространенными предложениями по картинке, по представлению;
описать картинку, составить сочинение коллективно на тему «Времена года»;
отвечать на вопросы при рассматривании картин, предметов, при чтении стихотворений;
слушать и понимать речь педагога, понимать содержание услышанного;
писать под диктовку небольшие предложения, в которых написание слов не расходится с
произношением;
писать нераспространённые предложения по памяти;
пересказать содержание прочитанного (после разбора с педагогом);
переводить слова, предложения с русского языка на ненецкий язык и наоборот, вести диалог на
родном языке;
рассказывать об образе жизни коренных народов Ямала.
владеют:
навыками выразительного чтения небольших потешек, стихотворений, песен;
навыками правильного произношения звуков в составе слова на ненецком языке;
навыками правил техники безопасности при работе с инструментами и организации рабочего
места;
навыками применения технологий и приёмов плетения из бисера налобников, поясов из двух
лесок;
навыками подбора цвета для создания различных цветовых сочетаний;
навыками самостоятельного изготовления одежды для кукол, составления орнаментов Севера
из ткани или другого материала;
технологией изготовления сувениров, кулонов из меха, сукна и бисера.
Предметные результаты 2 года обучения:
понимают:
признаки времен года, названия месяцев;
различие и особенности произношения названий растения (деревья, травы, ягоды);
на родном языке названия рыб, обитающих в реках, озерах нашего края;
на родном языке названия национальных игрушек; национальных подвижных игр (2 – 3 игры);
названия цветов (7), величину и форму предметов;
особенности национального фольклора народов Ямала: ненецкие сказки (2 – 3), стихотворения,
потешки, пословицы, поговорки, крылатые выражения;
творчество поэтов, писателей, композиторов нашего края;
различие членов предложения, частей речи, слов, обозначающих предметы и действия
предметов (вопросы к ним в единственном и множественном числах);
культурные традиции, обычаи своего народа;
особенности народного декоративноприкладного искусства народов Севера;
6 способы подготовки материалов и инструментов к работе;
правила техники безопасности с ножницами, организацию рабочего места;
умеют:
внимательно слушать, правильно читать и понимать речь педагога;
выделять из текста предложения, раскрывающие основную мысль;
употреблять в речи новые усвоенные слова;
правильно произносить звуки родной речи, соблюдать интонацию в соответствие с правилами
ненецкого языка;
свободно разговаривать простыми нераспространенными предложениями;
загадывать и отгадывать загадки;
петь песни на родном языке;
писать минисочинения, рассказы о родном крае, о семье, животных и т.д.;
читать и переводить небольшие рассказы с русского языка на ненецкий язык и наоборот.
владеют:
рассказывать наизусть стихотворения, пересказывать небольшие сказки, рассказы;
отвечать на вопросы педагога или товарищей, общаться между собой;
самостоятельно составлять предложения, наблюдая за явлениями природы, по картинкам, по
представлению;
навыками рисования, составления эскизов;
навыками работы по схемам и по шаблонам;
навыками самостоятельного подбора материала для работы, техникой выполнения,
составления орнаментов;
технологией плетения из бисера в две лески несложные орнаменты;
технологией ручного шитья;
технологией разукрашивания одежды кукол орнаментами, бисером, разноцветными кусочками
ткани по собственному замыслу;
технологией окончательной обработки изделия и оформления.
Предметные результаты 3 года обучения:
понимают:
название традиционных отраслей ненцев: оленеводство, охота, рыболовство, звероводство;
обычаи и традиции ненцев (жилище, домашняя утварь, орудия лова, пища);
имена и фамилии ненцев;
священные места ненцев;
экологический календарь ненцев, народные приметы;
загадки, поговорки, крылатые выражения, ненецкие сказки, песни;
творчество писателей, поэтов, композиторов, авторов первых учебниковбукварей ненецкого
языка;
особенности растительного и животного мира тундры и лесотундры, рек и озер нашего края;
особенности народного декоративноприкладного искусства Ямала;
разнообразные приёмы работы с тканью, из меха, из бисера;
технику безопасности при работе с инструментами.
умеют:
составлять небольшие рассказы (минисочинения) по картинкам, по представлению, по
наблюдениям;
отвечать на вопросы по прочитанным предложениям, рассказу, картинке;
пересказывать легкие по содержанию рассказы, сказки и отрывки;
читать и переводить небольшие рассказы с русского языка на ненецкий язык и наоборот.
владеют:
техникой выразительного чтения;
навыками самостоятельного чтения рассказов, стихотворений, сказок (из учебника «Ненэця
7технологией самостоятельного составления орнаментов, зарисовок эскизов, композиций;
умением применять в работе инструменты и приспособления;
навыками рисования, составления композиции по собственному замыслу;
технологией выкраивания деталей сумочки по шаблонам;
технологией шитья орнаментов;
букварь» А.И. Рожина);
технологией самостоятельного изготовления национальных ненецких сумочек тучако, падко из
сукна;
технологией самостоятельного выполнения работы с использованием сложных и редких техник
шитья, вышивания, плетения из бисера в две нити, изготовления плоских и объёмных
национальных сувениров.
анализа,
рефлексии,
планирования,
В процессе реализации программы «Родной язык (ненецкий)» у учащихся формируются
следующие компетенции (по Хуторскому):
Ценностносмысловые компетенции: способность учащегося видеть и понимать окружающий
мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурные компетенции: обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности
национальной и общечеловеческой культуры, духовнонравственные основы жизни человека,
культурологические основы семейных традиций.
Учебнопознавательные компетенции: это совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной
деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Знания и умения организации
целеполагания,
самооценки учебнопознавательной
деятельности.
Информационные компетенции: при помощи реальных объектов (телевизор, компьютер,
принтер, копир) и информационных технологий (аудиовидеозапись, СМИ, Интернет)
формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции
также обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в
учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции: это создание различных сообщений, публичное выступление,
продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах.
Социальнотрудовые компетенции: означают владение знаниями и опытом в сфере семейных
отношений и обязанностей, в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает
минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и
функциональной грамотности.
Компетенции личностного самосовершенствования:
развитие навыков самоконтроля,
настойчивости и определенных волевых усилий. У учащихся воспитываются ценнейшие качества –
самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Результат –
внимательность и заинтересованность на занятии, развитие навыков критического отношения к
результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.
Отличительной особенностью программы является обеспечение комплексного изучения
культуры северных народов, истории родного края посредством лингвистических познаний и
технологиями декоративноприкладного искусства народов Ямала.
Адресат программы: программа предназначена для работы с детьми младшего и среднего
школьного возраста (715 лет). Группы формируются без конкурсного отбора на основании
заявлений родителей (законных представителей). Форма организации деятельности групповая.
Дополнительное зачисление в группы 2 и 3 года обучения может проводиться в соответствии с
уровнем подготовки учащихся.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы 3 года; количество
8