ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Родной язык (ненецкий)» (базовый уровень)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 12.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современное образование направлено на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Программа направлена на обучение учащихся, не владеющих родным языком, основам изучения ненецкого языка, национального декоративно-прикладного творчества в рамках дополнительного образования, что позволит подготовить их к освоению школьной программы «Родной язык».В настоящее время изучение родного языка в Ямало-Ненецком автономном округе является крайне актуальным. По степени распространения современное русско-ненецкое двуязычие представляет собой явление массовое, охватывающее все возрастные и социальные слои населения. В семьях коренной национальности (ненцы), в смешанных семьях, живущих в сельских местностях и в городских условиях, родители владеют родным языком, но мало говорят, редко общаются с детьми на родном языке, мало рассказывают об истории и традициях своего народа, в связи с этим ненецкий язык постепенно забывается подрастающим поколением. Дети, не определив свою жизненную позицию и не научившись ценить культуру своего народа, не усвоив особенности другой культуры, начинают отделять себя от своего народа. Изучение родного языка (ненецкого) способствует развитию интереса к прошлому своего народа, восстановлению культурных традиций; формирует в детях историческую память, естественные связи с опытом прошлого, помогает получению знаний о языке, быте, обычаях, традициях и культуре народа.
Иконка файла материала Программа Родной язык.doc
Администрации муниципального образования Надымский район Департамент образования Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования  «Центр детского творчества» РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Протокол №1 от 31.08.2016 г. Председатель ПС _________________ Л.В. Орлова УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ ДО «Центр детского творчества» __________________ Л.В. Орлова Приказ № 134 от 31.08.2016 г.   ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Родной язык (ненецкий)»  (базовый уровень) Возраст учащихся: 7­15 лет  Срок реализации программы: 3 года                                                Автор программы:                                                                                                                                        Пандо Татьяна Константиновна,                                                                                    педагог дополнительного    образованияг. Надым, 2016г 2Содержание 1. Пояснительная записка……………………………............................................................................3 2. Учебно­тематическое планирование 1 года……………………………………………….............14 3. Содержание программы 1 года обучения.........................................................................................15 4. Учебно­тематическое планирование 2 года обучения…………………………………………....24 5.  Содержание программы 2 года обучения…………………………………………………………26 6. Учебно­тематическое планирование 3 года обучения……………………………………………35 7. Содержание программы 3 года обучения …………………………………………………………37 8. Методическое обеспечение…………………………………………………………………………47 9. Алгоритм учебного занятия ……………………………………………………………………….48 10. Список литературы …………………………………………………………………………………49 11. Глоссарий (словарь терминов и понятий) ………………………………………………………...50 12. Календарный учебный график……………………………………………………………………..51 13. Приложения. Учебно­методический комплекс………………………………………………52­105 12.1. Каталог учебного оборудования. 12.2. Каталог дидактических пособий. 12.3. Перечень расходных материалов. 12.4. Перечень рефератных работ, сообщений. 12.5. Перечень творческих проектов и исследовательских работ. 12.6. Контрольно­измерительные материалы к программе. 12.7. Диагностические материалы к программе.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Концепцией   развития   дополнительного   образования   детей   (утверждена   распоряжением            Современное   образование   направлено   на   обеспечение   сохранения   и   развития   культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.          Большую роль в умственном и нравственном развитии детей играет усвоение неисчерпаемых богатств языка своего народа, который является не только средством общения ненецкого народа, но и средством познания окружающего мира, средством осуществления комплексного решения задач нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания детей.          Направленность программы «Родной язык (ненецкий)» ­ художественная.                  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родной язык (ненецкий)» разработана в соответствии с:  Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726­р);  СанПиН 2.4.4.3172­14 «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);  Порядком  организации   и  осуществления  образовательной  деятельности  по  дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 № 1008);  Методическими   рекомендациями   по   проектированию   дополнительных   общеразвивающих программ   (включая   разноуровневые   программы)   (Приложение   к   письму   Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09­3242).           Программа разработана на основе следующих источников: программы Е.Г. Сусой «Программа по   родному   языку   и   чтению   для   1­4классов   ненецкой   начальной   школы   Крайнего   Севера»; практических пособий: Е.Н. Окотэтто «Ненецкий язык в детском саду», для воспитателей детского сада     Ямала;   Н.Я.   Кокорева   «Ненецкий   язык   в   детском   саду»,   для   воспитателей   дошкольных образовательных организаций; Е.Н. Бобрикова «Технология обработки материалов, изготовления и художественной   отделки   традиционных   изделий   ненцев»,   для   учителей   образовательных организаций. Проведена   корректировка   программы   в   соответствии   с   Требованиями   к   образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки от 11 декабря   2006г.   №06­1844),   утверждена   на   Педагогическом   совете   МОУ   ДО   «Центр   детского творчества» №1 от 31 августа 2016 г.         Уровень освоения содержания программы ­ базовый.          Актуальность программы.  В настоящее время изучение родного языка в Ямало­Ненецком автономном округе является крайне актуальным. По степени распространения современное русско­ ненецкое   двуязычие   представляет   собой   явление   массовое,   охватывающее   все   возрастные   и социальные слои населения.                 В  семьях  коренной  национальности   (ненцы),   в  смешанных  семьях,   живущих  в   сельских местностях и в городских условиях, родители владеют родным языком, но мало говорят, редко общаются с детьми на родном языке, мало рассказывают об истории и традициях своего народа, в связи с этим ненецкий язык постепенно забывается подрастающим поколением. Дети, не определив 3свою жизненную позицию и не научившись ценить культуру своего народа, не усвоив особенности другой культуры, начинают отделять себя от своего народа.        Изучение родного языка (ненецкого) способствует развитию интереса к прошлому своего народа, восстановлению культурных традиций; формирует в детях историческую память, естественные связи с опытом прошлого, помогает получению знаний о языке, быте, обычаях, традициях и культуре народа.        Новизна данной программы заключается в том, что она направлена на обучение учащихся, не владеющих   родным   языком,   основам   изучения   ненецкого   языка,   национального   декоративно­ прикладного творчества  в рамках  дополнительного образования,  что позволит подготовить  их к освоению школьной программы «Родной язык».               Цель  программы:  формирование   и   развитие   языковой,   речевой   и   социокультурной компетенции как средства общения, развития этнического самосознания личности через приобщение к культуре, традициям и обычаям ненецкого народа.        Задачи: Личностные:   формирование   мотивации   к   обучению   и   познанию,  добросовестное   отношение   к   учению   и общественно­полезному труду;   формирование основ своей этнической принадлежности, национальных ценностей;  воспитание уважения к разным народам России и мира, межэтнической толерантности;    воспитание уважения к семейным ценностям, любви к природе;   владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;  формирование уважительного отношения к родному языку, краю, культуре и истории ненецкого       народа, природе родного края;   создание условий для успешной социализации и адаптации, учащихся в социуме. Метапредметные:   формирование у учащихся потребности и готовности к самообразованию и саморазвитию;   формирование умения поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;  формирование умения анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения;  расширять культурный кругозор учащихся;  формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии с поставленной задачей; развитие   творческих   способностей,   аккуратности,   трудолюбия,   стремления   получать  положительные результаты от своего труда;  развитие любознательности, активности в познании окружающего мира;   развитие внимания, памяти, активности, самостоятельности учащихся. Образовательные (предметные):  владение устной и письменной речью ненецкого языка, обогащение словарного запаса, развитие       фонематического слуха и интонационных навыков учащихся; формирование   общего   представления   о   народных   говорах,   об   особенностях   произношения поговорок, пословиц, примет, крылатых выражений у ненцев; формирование мотивации учащихся к самостоятельной проектно­творческой деятельности и познанию родного языка; развитие интереса учащихся к народному декоративно­прикладному искусству коренных  народов Ямала (плетение из бисера, изготовление поделок из меховых изделий, сукна,  сувениров, изготовления национальных орнаментов народов Севера и т.д.). обогащение словарного запаса учащихся. Планируемые результаты реализации программы: Личностные результаты: сформированность потребности и готовности к самообразованию и саморазвитию; мотивации к обучению и познанию; 4  взаимопомощи и взаимоуважения; добросовестного отношения к учению и общественно­полезному труду, самостоятельности; знаний о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре и этнических группах; уважительного отношения к другим народам России и мира, межэтнической толерантности; развиты семейные ценности, любовь к окружающему миру; развита культура делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми.     Метапредметные   результаты:  освоение   учащимися   универсальных   учебных   действий (УУД):   познавательных   УУД:  разрабатывать   творческие   и   исследовательские   проекты   под руководством   педагога;   осуществлять   поиск   информации   с   использованием   ресурсов библиотек   и   Интернета;   давать   определение   понятиям;   анализировать,   сравнивать,   строить логическое рассуждение, включающее установление аналогий и причинно­следственных связей; объяснять явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования; обобщать факты;  регулятивных   УУД:  умение   самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную проблему, определять цель и задачи исследования, выбирать тему проекта,   выдвигать пути решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из   предложенных   и   искать самостоятельно   средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;  осуществлять рефлексию; коммуникативных   УУД:  готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать возможность   существования   различных   точек   зрения   и   права   отстаивать   каждого   излагать свою;  излагать  свое  мнение  и  аргументировать  свою  точку зрения;  умение  договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность разрешать конфликты. Предметные результаты 1 года обучения: активизируется познавательный интерес детей к родному краю, истории и культуре ненецкого народа; сформируются   у   детей   умения   и   навыки   владения   устной   и   письменной   речью   ненецкого языка; расширится круг знаний детей об устном народном творчестве ненецкого народа об обычаях, традициях и культуре коренных народов Севера; обогатится словарный запас учащихся; сформируется общее представление о народных говорах, об особенностях произношения  поговорок, пословиц, примет, крылатых выражений у ненцев; проявится  интерес   учащихся   к   народному   декоративно­прикладному   искусству   коренных народов   Ямала   (плетение   из   бисера,   изготовление   поделок   из   меховых   изделий,   сукна, сувениров, изготовления национальных орнаментов народов Севера и т.д.).       ­ понимают:  звуки и буквы родного языка (ненецкого), их отличие;  cлова приветствия и прощания;  название на родном языке всех членов семьи;  название   жилища   коренных   народов   Севера   ненцы,   предметы   домашнего   обихода:   посуда, продукты питания, одежда и обувь;  название на родном языке строение тела человека;  названия профессий коренных народов: оленевод, охотник, рыбак и т.д.;  названия транспортных средств в тундре и в городских условиях;  порядковые и количественные числительные в пределах 10 – 20;  название на родном языке времен года, месяцев, время суток;  название на родном языке диких и домашних животных, населяющих наш край; птиц, живущих 5в тундре и лесотундре, насекомых, растений;  потешки, колыбельные песни, стихотворения на родном языке;  обычаи и традиции ненцев;  историю народного декоративно­прикладного искусства народов Севера.  название орнаментов народов Ямала;  основы   цветоведения,   подбора   и   применения   инструментов   и   приспособлений   для художественно­творческих работ.  традиционную национальную одежду коренных народов Севера.            ­ умеют: читать текст сознательно, плавно, целыми словами; правильно произносить все звуки в составе слова, словосочетания и предложения ненецкого языка; соблюдать интонацию в соответствии с правилами ненецкого языка; говорить простыми нераспространенными предложениями по картинке, по представлению; описать картинку, составить сочинение коллективно на тему «Времена года»; отвечать на вопросы при рассматривании картин, предметов, при чтении стихотворений; слушать и понимать речь педагога, понимать содержание услышанного; писать под диктовку небольшие предложения, в которых написание слов не расходится с произношением; писать нераспространённые предложения по памяти; пересказать содержание прочитанного (после разбора с педагогом); переводить слова, предложения с русского языка на ненецкий язык и наоборот, вести диалог на родном языке; рассказывать об образе жизни коренных народов Ямала.   ­ владеют:  навыками выразительного чтения небольших потешек, стихотворений, песен;  навыками правильного произношения звуков в составе слова на ненецком языке;  навыками правил техники безопасности при работе с инструментами и организации рабочего места;  навыками применения технологий и приёмов плетения из бисера налобников, поясов из двух лесок;  навыками подбора цвета для создания различных цветовых сочетаний;  навыками самостоятельного изготовления одежды для кукол, составления орнаментов Севера из ткани или другого материала;  технологией изготовления сувениров, кулонов из меха, сукна и бисера.   Предметные результаты 2 года обучения: ­понимают:  признаки времен года, названия месяцев;  различие и особенности произношения названий растения (деревья, травы, ягоды);  на родном языке названия рыб, обитающих в реках, озерах нашего края;  на родном языке названия национальных игрушек; национальных подвижных игр (2 – 3 игры);  названия цветов (7), величину и форму предметов;  особенности национального фольклора народов Ямала: ненецкие сказки (2 – 3), стихотворения, потешки,  пословицы, поговорки, крылатые выражения;  творчество поэтов, писателей, композиторов нашего края;  различие   членов   предложения,   частей   речи,   слов,   обозначающих   предметы   и   действия предметов (вопросы к ним в единственном и множественном числах);  культурные традиции, обычаи своего народа;   особенности народного декоративно­прикладного искусства народов Севера;  6 способы подготовки материалов и инструментов к работе;  правила техники безопасности с ножницами, организацию рабочего места; ­ умеют:  внимательно слушать, правильно читать и понимать речь педагога;  выделять из текста предложения, раскрывающие основную мысль;  употреблять в речи новые усвоенные слова;  правильно произносить звуки родной речи, соблюдать интонацию в соответствие с правилами ненецкого языка;  свободно разговаривать простыми нераспространенными предложениями;  загадывать и отгадывать загадки;  петь песни на родном языке;  писать мини­сочинения, рассказы о родном крае, о семье, животных и т.д.;  читать и переводить небольшие рассказы с русского языка на ненецкий язык и наоборот. владеют:   рассказывать наизусть стихотворения, пересказывать небольшие сказки, рассказы;  отвечать на вопросы педагога или товарищей, общаться между собой;   самостоятельно составлять предложения, наблюдая за явлениями природы, по картинкам, по представлению;  навыками рисования, составления эскизов;  навыками работы по схемам и по шаблонам;  навыками   самостоятельного   подбора   материала   для   работы,   техникой   выполнения, составления орнаментов;  технологией плетения из бисера в две лески несложные орнаменты;  технологией ручного шитья;  технологией разукрашивания одежды кукол орнаментами, бисером, разноцветными кусочками ткани по собственному замыслу;  технологией окончательной обработки изделия и оформления.  Предметные результаты 3 года обучения: ­понимают:        название традиционных отраслей ненцев: оленеводство, охота, рыболовство, звероводство; обычаи и традиции ненцев (жилище, домашняя утварь, орудия лова, пища); имена и фамилии ненцев; священные места ненцев; экологический календарь ненцев, народные приметы; загадки, поговорки, крылатые выражения, ненецкие сказки, песни; творчество писателей, поэтов, композиторов, авторов первых учебников­букварей ненецкого языка; особенности растительного и животного мира тундры и лесотундры, рек и озер нашего края;  особенности народного декоративно­прикладного искусства Ямала;  разнообразные приёмы работы с тканью, из меха, из бисера;  технику безопасности при работе с инструментами. ­умеют:  составлять   небольшие   рассказы   (мини­сочинения)   по   картинкам,   по   представлению,   по наблюдениям;  отвечать на вопросы по прочитанным предложениям, рассказу, картинке;  пересказывать легкие по содержанию рассказы, сказки и отрывки;  читать и переводить небольшие рассказы с русского языка на ненецкий язык и наоборот. владеют:  техникой выразительного чтения;  навыками   самостоятельного   чтения   рассказов,   стихотворений,   сказок   (из   учебника   «Ненэця 7технологией самостоятельного составления орнаментов, зарисовок эскизов, композиций; умением применять в работе инструменты и приспособления; навыками рисования, составления композиции по собственному замыслу; технологией выкраивания деталей сумочки по шаблонам; технологией шитья орнаментов; букварь» А.И. Рожина);      технологией самостоятельного изготовления национальных ненецких сумочек тучако, падко из сукна;  технологией самостоятельного выполнения работы с использованием сложных и редких техник шитья,   вышивания,   плетения   из   бисера   в   две   нити,   изготовления   плоских   и   объёмных национальных сувениров.             анализа,   рефлексии,   планирования,         В процессе реализации программы «Родной язык (ненецкий)» у учащихся формируются следующие компетенции (по Хуторскому): Ценностно­смысловые   компетенции:  способность   учащегося   видеть   и   понимать   окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Общекультурные компетенции: обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной   и   общечеловеческой   культуры,   духовно­нравственные   основы   жизни   человека, культурологические основы семейных традиций. Учебно­познавательные   компетенции:  ­   это   совокупность   компетенций   ученика   в   сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Знания и умения организации целеполагания,   самооценки   учебно­познавательной деятельности.   Информационные   компетенции:  ­   при   помощи   реальных   объектов   (телевизор,   компьютер, принтер,   копир)   и   информационных   технологий   (аудио­видеозапись,   СМИ,   Интернет) формируются   умения   самостоятельно   искать,   анализировать   и   отбирать   необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Коммуникативные   компетенции:  это   создание   различных   сообщений,   публичное   выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах.   Социально­трудовые   компетенции:  означают   владение   знаниями   и   опытом   в   сфере   семейных отношений  и  обязанностей,  в  области  профессионального  самоопределения.  Ученик  овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Компетенции   личностного   самосовершенствования:  развитие   навыков   самоконтроля, настойчивости и определенных волевых усилий. У учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность   и   решительность   в   действиях,   чувство   ответственности   за   них.   Результат   – внимательность   и   заинтересованность   на   занятии,   развитие   навыков   критического   отношения   к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.              Отличительной особенностью программы  является обеспечение комплексного изучения культуры   северных   народов,   истории   родного   края   посредством   лингвистических   познаний   и технологиями декоративно­прикладного искусства народов Ямала.          Адресат программы: программа предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного   возраста   (7­15   лет).   Группы   формируются   без   конкурсного   отбора   на   основании заявлений   родителей   (законных   представителей).     Форма   организации   деятельности   групповая. Дополнительное зачисление в группы 2 и 3 года обучения может проводиться в соответствии с уровнем подготовки учащихся.            Объем и срок освоения программы:  срок реализации программы ­  3  года; количество 8