ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».
Оценка 4.9

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство +1
3 кл—11 кл +1
20.11.2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».
Программа дополнительного образования «Акварелька» является программой художественно-эстетической направленности. Программа является модифицированной, разработана на основе авторской программы Б.М.Неменского и примерных программ по изобразительному искусству во внеурочное время. Новизна программы состоит в том, что в процессе изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками и другими художественными материалами, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Необходимо в раннем школьном возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ.
Акварелька 2017-2018.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №2 РАССМОТРЕНО:                                                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ:    Заместитель директора по УВР                                                                                                                         Директор МБОУ гимназии №2 От «______» ____________2017                                                      От ______» __________   2017 ________________ / Т.В. Полын                                                  _____________ / И.В. Лемешева                               ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Изостудия «АКВАРЕЛЬКА» ___________________________________________________________________                                                                       Возраст обучающихся: 9­10 лет Количество часов в год: 38 часов Педагог, реализующий программу: Петрова Ирина Васильевна СУРГУТ 2017 г. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГИМНАЗИИ №2 Название программы Изостудия «Акварелька» Направленность программы художественно­эстетическое. Ф.И.О. педагога,  реализующего  дополнительную  общеобразовательную  программу Год разработки Где, когда и кем  утверждена дополнительная общеобразовательная  программа Информация о наличии  рецензии Цель Задачи Петрова Ирина Васильевна 2017 Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, способствующей  всестороннему развитию личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных  дарований через изобразительное искусство.  формирование  устойчивого   интереса   к   художественной   деятельности   и  к   изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта;  развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности   творчески;   способностей   к   эмоционально­ценностному   отношению   к   искусству   и окружающему миру, навыков сотрудничества в совместной деятельности;  освоение  первоначальных   знаний   о  различных   видах   изобразительного   искусства,   многообразием художественных материалов и приемов работы с ними в художественно­творческой деятельности;   овладение элементарной   художественной   грамотой,   формирование   художественного   кругозора   и приобретение опыта работы в различных видах художественно­творческой деятельности; Ожидаемые результаты  освоения программы   совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами;  воспитание  доброжелательного   отношения   друг   к   другу   в   совместно­коллективной   работе,   в желании сделать свои работы общественно значимыми. В результате освоения содержания курса выпускник научится:  создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;  использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет,   объём,   фактуру;   различные   художественные   материалы   для   воплощения   собственного художественно­творческого замысла;  различать   основные   и   составные,   тёплые   и   холодные   цвета;   изменять   их   эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;  создавать   средствами   живописи,   графики,   скульптуры,   декоративно­прикладного   искусства   образ человека:   передавать   на   плоскости   и   в   объёме   пропорции   лица,   фигуры;   передавать   характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;  наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;  различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;  эмоционально­ценностно   относиться   к   природе,   человеку,   обществу;   различать   и   передавать   в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;  узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально   оценивать   шедевры   своего   национального, российского   и   мирового   искусства,   изображающие   природу,   человека,   различные   стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;  осознавать   значимые   темы   искусства   и   отражать   их   в   собственной   художественно­творческой деятельности;  выбирать   художественные   материалы,   средства   художественной   выразительности   для   создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться:  воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;  видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);  высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;  видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;  проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям. Срок реализации  программы Количество часов в  неделю / год  1 год 1 часа в неделю – 38 часов год  Возраст обучающихся 9­10 лет Формы занятий Методическое обеспечение  рисование с натуры  рисование по представлению  рисование на тему  иллюстрирование  декоративная работа с элементами дизайна  аппликация  беседы об изобразительном искусстве. ­ Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. ­ М.: Просвещение, 1991. ­ Неменский Б.М. Мудрость красоты. ­ М.: Просвещение, 1987. ­ Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. ­ Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: ­ М.: Просвещение, 1991. ­ И. Михайлов А.М. Искусство акварели. ­ М.: Изобразительное искусство, 1995. ­ Программа педагога дополнительного образования МОУ Центр «Истоки» Кульковой Г.Н.  «Изобразительное искусство: познание себя и мира». Условия реализации  программы (оборудование,  инвентарь, специальные  помещения, ИКТ и др.) парты, стулья доска смартдоска • • • • жалюзи • • • • • учебные пособия объяснительно­иллюстративный материал изделия народных промыслов репродукции картин натюрмортный фонд Направление дополнительного образования: художественно­эстетическое. Наименование образовательной организации: изостудия «Акварелька» Тип программы: модифицированная. Срок реализации программы: 2017­2018 уч. год. Количество часов: в год –38 часов, в неделю ­  1 час. Возраст обучающихся: 9­10 лет Составитель: учитель ИЗО и черчения Петрова Ирина Васильевна I. Пояснительная записка           Программа дополнительного образования «Акварелька» является программой художественно­эстетической направленности. Программа является модифицированной, разработана на основе авторской программы Б.М.Неменского и примерных программ по изобразительному искусству во внеурочное время.                Новизна программы  состоит в том, что в процессе изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается,   пробует   свои   силы   и   совершенствует   способности.   Именно   поэтому   невозможно   обойтись   только   традиционными дидактическими   методами   обучения,   вынуждающих   детей   действовать   в   рамках   предложенных   им   схем,   образцов,   представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками и другими   художественными   материалами,   а   не   просто   вынуждают   механически   выполнять   то,   что   предлагает   педагог.   Задача   педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что­то не получится. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников. Использование в работе музыкальных и литературных образов повышает художественно­творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.           Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время   возникает   необходимость   в   новых   подходах   к   преподаванию   эстетических   искусств,   способных   решать   современные   задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Необходимо в раннем школьном возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально­нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть младшим школьникам предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника   –   создание   произведений,   служащих,   прежде   всего   духовной   пищей,   представляющих   совокупность   красоты   и высоконравственного, доброго смысла.         В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно­эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.                 Основная  цель  программы: развитие художественно­творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.      Задачи:  формирование устойчивого интереса к художественной деятельности и к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта;  развитие воображения,   творческого   потенциала   ребенка,   желания   и   умения   подходить   к   любой   своей   деятельности   творчески; способностей   к   эмоционально­ценностному   отношению   к   искусству   и   окружающему   миру,   навыков   сотрудничества   в   совместной деятельности;  освоение первоначальных знаний о различных видах изобразительного искусства, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними в художественно­творческой деятельности;   овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах   художественно­творческой   деятельности;   совершенствование   эстетического   вкуса,   умения   работать   разными   художественными материалами;  воспитание доброжелательного отношения друг к другу в совместно­коллективной работе, в желании сделать свои работы общественно значимыми.         В   целом   занятия   в   студии   способствуют   разностороннему   и   гармоническому   развитию   личности   ребенка,   раскрытию   творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.                 Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы занятий: комбинированный и групповые занятия, коллективная работа, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.      Основные принципы, заложенные в основу творческой работы: ­ принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей  детей); ­ принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);           ­ принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);  ­ принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); ­ принцип динамичности (от самого простого к более сложному); ­ принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); ­ принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений); ­ принцип сотрудничества (совместная работа с родителями). Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные   и   психологические   особенности   детей   младшего   школьного   возраста   позволяют   ставить   перед   ними   посильно   сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно, как для сюжетного, так и для декоративного рисования. На   занятиях   дети   научатся   бережно   относиться   к   художественным   материалам,   у   них   формируются   навыки   культуры   трудовой деятельности:  планирование  будущей  работы,  самоконтроль  за своими  действиями  в  процессе  выполнения   работы.  Стремление  достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка.     Структура программы. Программа имеет 2 направления деятельности: 1. Основы рисования (рисунок и живопись). 2. Композиция.  Основы рисования * Рисунок ­ один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству.    Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника, его отношения к миру.   Учебный   рисунок раскрывает   перед   учащимися   принципы   построения   на   плоскости, дает   знания, навыки   необходимые   для самостоятельной   работы,   а   также   художественную  культуру,   обогащается   словарный   запас   с   опорой  на   новые   понятия,   полученных   на теоретических   занятиях.   Учащиеся   овладевают   выразительными возможностями     подачи   формы,   характера предметов, знакомятся   с понятием наглядной перспективы, изучают основы перспективного построения простейших геометрических тел и их сочетание. *   Живопись является   одним   из   важнейших   разделов   учебного   процесса.   Необходимо   прививать   учащимся   любовь   к   изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, раскрывая у детей точность живописного восприятия, живописную культуру изображения, основанную   на   изучении   изобразительного   и   теоретического   наследия.   Для   решения   этих   задач   необходимо   дать   понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах, объяснить, что такое локальный цвет, что такое тон в живописи. Необходимо воспитывать  у учащихся умение видеть  влияние одного цвета на другой, влияние света  на цвет. Дать понятие  о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков.   2. Композиция     Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией.  В изостудии учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции (ритмом, симметрией, асимметрией, пропорциями и т.д.) и средствами выражения своих   замыслов  приучаются  самостоятельно  выполнять  композиционное  задание.  Очень  важно  дать  учащимся  понятие  композиции,  как организации художественного произведения, направленной на создание выразительной гармонии, цельности. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное. Закон композиции, теоретические положения могут быть понятными учащимися только тогда, когда они тут же проверяются практической работой, поэтому   следует   внимательно   относиться   к   каждому   обучающемуся,   учитывать   его   возраст,   индивидуальные   наклонности,   и   оказывать практическую помощь в пластическом решении композиции, а также в выборе темы для композиции.        Особенности возрастной группы детей.            Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей. Возраст детей, участвующих в реализации   данной   образовательной   программы   9­10   лет.   Дети   этого   возраста   способны   на   высоком   уровне   усваивать   разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.        Условиями отбора детей в изостудию «Юный художник» прежде всего является их желание заниматься изобразительным искусством. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься рисованием, но не по принципу их одарённости. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.      Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:  занятия в свободное время;   обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);   детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.         Вид детской группы:  однопрофильная группа,  в которой учащиеся  обучаются одному виду  деятельности  на занятии проводимым педагогом. Численность группы — 15 человек.      Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2017­2018 уч.год. Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю ­ 2 часа, в год ­ 70 часов.  Личностные результаты  У обучающегося будут сформированы:  II. Планируемые результаты освоения учебного предмета  чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;       Учащийся получит возможность для формирования:  В ценностно­эстетической сфере: ­ эмоционально­ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); ­ художественного вкуса и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.  В познавательной сфере: ­ первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно­нравственном развитии человека; ­ основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; ­ понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; ­ умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.  Метапредметные результаты      Обучающийся научится:     умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.    Обучающийся получит возможность научиться:  видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);  общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;  активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;  обогащения ключевых компетенций художественно­эстетическим содержанием; мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно­творческую и предметно­продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;  способности оценивать результаты художественно­творческой деятельности, собственной и одноклассников.  Предметные результаты Обучающийся научится:     Обучающийся получит возможность научиться:  понимать,   что   такое   деятельность   художника   (что   может   изобразить   художник   –   предметы,   людей,   события;   с   помощью   каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры; понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы; узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, архитектура и декоративно­прикладное искусство) изобразительного искусства; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать   различные   виды   изобразительного   искусства   (графики,   живописи,   скульптуры,   архитектуры,   декоративно­прикладного искусства); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи, скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина); выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной и творческой деятельности; воспринимать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; использовать   приобретенные   навыки   общения   через   выражение   художественных   смыслов,   выражение   эмоционального   состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;  использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности; использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно­творческого замысла.             Учебно­тематический план курса дополнительной образовательной  программы «Акварелька» на 2017/2018 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Раздел, название темы Количество часов Теория Практика Введение. Азбука рисования. Природа – главный художник. Нетрадиционные техники рисования. Рисунок – основа изобразительного искусства. Искусство на улицах твоего города. Художник и музей. Отчетная выставка творческих работ «На  планете детства» (обобщение темы). Итого: Всего: 1 2 1 2 2,5 4,5 ­ 13 ­ 4 3 3 5,5 8,5 1 25 Общее Дата или неделя количество часов 1 6 4 5 8 13 1 Факт План 1 нед. 2­7 нед. 8­11 нед. 12­16 нед. 17­24 нед. 25­37 нед. 38 нед. 38 часов      38 ч. III. Содержание тем курса  Введение. Азбука рисования (1ч.)       Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла. Природа – главный художник (6ч.)       Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понима­ нии красоты природы. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.            Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра. Нетрадиционные техники рисования (4ч.)              Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.  Рисование  с использованием нетрадиционных  техник изображения позволяет, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, творец получает возможность выбора.     Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях: ­ от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; ­ от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; ­ от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; ­ от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; ­ от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; ­ от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. Рисунок – основа изобразительного искусства (5ч.)                 Рисунок   –   важнейшее   средство   изучения   и   отображения   действительности.   Владение   рисунком   необходимо   художникам   всех специальностей: скульпторам, живописцам, архитекторам, оформителям, дизайнерам. Оно необходимо и инженеру, и географу, и многим другим.  Свои   первые   идеи,   порой   не   вполне   ясные   даже   самому   себе,   художник   фиксирует   в   быстрых   и   приблизительных рисунках­ набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках­этюдах, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке­ эскизе. Один   из   величайших   художников   прошлого   —   Микеланджело,   который   одновременно   был   и   живописцем,   и   скульптором,   и архитектором, сказал, что «рисунок ...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок ­ источник и корень всякой науки».       Для художника рисунок ­ это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, развитие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка. Искусство на улицах твоего города (8 ч.) Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев­Мастеров в создании облика города (села), в украшении   улиц,   скверов,   площадей.   Красота   старинной   архитектуры   —   памятников   культуры.   Атрибуты   современной   жизни   города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города. • Памятники архитектуры. Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает   художник­архитектор.   Образное   воздействие   архитектуры   на   человека.   Знакомство   с   лучшими   произведениями архитектуры — каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт­Петербурге и т.д.). Памятники архитектуры — достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством. • Парки, скверы, бульвары. Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зеленых островков природы в городах) — важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт­Петербурге и т.д.). Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки­музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках— мемориалах воинской славы. • Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт­Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе. • Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов (снежинки, ажурно­сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т.д.) в создании ажурного узорочья оград.  • Волшебные фонари. Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт­Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами.  • Витрины. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т.д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице. • Удивительный транспорт.  Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник. Природа — неисчерпаемый источник вдохновения для художника­конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль­ жук, вертолет­стрекоза, вездеход­паук и т.д.). • Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).  Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективных панно. Художник и музей (13 ч.) Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды Работы художника, а еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт­Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея. • Музей в жизни города. Художественные музеи Москвы, Санкт­Петербурга, других городов — хранители великих произведений миро­ вого и русского искусства. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.). Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея). • Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи (выставочные залы) родного города. Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д. • Картина — особый мир. Картина­пейзаж.  Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать   в   себе   зрительские   умения.   Мир   в   картине.   Роль   рамы   для   картины.   Пейзаж   —   изображение   природы,   жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины­пейзажи И.Левитана, А.Саврасова, Ф.Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакше­ ева,   В.   Ван   Гога,   К.   Коро   и   т.   д.   Учимся   смотреть   картину­пейзаж.   Образ   Родины   в   картинах­пейзажах.   Выражение   в   пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже.  • Картина­портрет.  Знакомство с жанром портрета. Знаменитые     художники­портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины­портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. • Картина­натюрморт.  Жанр   натюрморта:   предметный   мир   в   изобразительном   искусстве.     Натюрморт   как   рассказ   о   человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта (Ж.­Б. Шарден, К. Пет­ров­Водкин, П. Кончаловский, М. Сарь­ян, П.Кузнецов, В. Стожаров, В.Ван Гог и др.). Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине­натюрморте. • Картины исторические и бытовые. Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев   в   картинах   исторического   жанра.   Красота   и   переживания   повседневной   жизни   в   картинах   бытового   жанра:   изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий. Учимся смотреть картины. • Скульптура в музее и на улице. Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное — главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре.   Скульптура   и   окружающее   ее   пространство.   Скульптура   в   музеях.   Скульптурные   памятники.   Парковая   скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Учимся смотреть скульптуру. Художественная выставка (обобщение темы).  Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей.  Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого человека?»                                                                                          IV. Календарно­тематическое планирование № занятия 1 2 Наименование раздела, темы Количество часов Дата проведения УУД занятий (недели) Универсальные учебные действия (деятельность учащихся на уроке) Теория  Практика План Факт Раздел 1. Введение. Азбука рисования (1ч.) 1 ­ Азбука рисования. Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем  месте. Осенняя палитра. Упражнения на  цветовые сочетания. Раздел 2. Природа – главный художник (6ч.) 0,5 0,5 Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем месте  (техника безопасности на рабочем месте,  пожарная безопасность, эвакуация). Введение в образовательную программу.   Умение различать виды художественной  деятельности (рисунок, живопись, скульптура,  дизайн, ДПИ) и участвовать в художественно­ творческой деятельности. Приобретение   навыка   сравнения   цветовых сочетаний   по   тону,   навыка   смешения   красок, получение различных оттенков цвета. Углубление   своего   творческого   опыта, экспериментирование с   вариациями цвета   при выполнении упражнений по цветоведению. Умение различать основные и составные, тёплые и   холодные,  контрастные и   дополнительные цвета. 3 Композиция «Осень – пора листопада». 0,5 0,5 4 Композиция «Осень – пора листопада». ­ 1 5 В небе птицам дышится свободно… 0,5 0,5 6 Эти милые зверюшки. ­ 1 7 Аквариумные рыбки. 0,5 0,5   составной, Освоение   понятий:   «основной, дополнительный цвет».   Иметь   представление   о   физической   природе света и   восприятии цвета   человеком,   о воздействии цвета на человека, о символическом понимании цвета в различных культурах. Приобретение навыка сравнения цветовых пятен по   тону,   навыка   смешения   красок,   получение различных оттенков цвета. Углубление   своего   творческого   опыта, экспериментирование с   вариациями цвета   при создании фантазийной цветовой композиции. Умение различать основные и составные, тёплые и   холодные,  контрастные и   дополнительные цвета. Создание палитры для осеннего пейзажа. Умение   различать   контрасты   в   рисунке, использовать   новые   возможности   графитного карандаша   и   передавать   с   его   помощью разнообразные фактуры. Формирование первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества. Изображение   формы   птицы   в   движении, передать фактуру оперенья. Эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку; Различать   и   передавать   в   художественно­ творческой   деятельности   характер   и эмоциональное средствами художественного языка; Умение   выбирать   из   нескольких   вариантов выполнения работы приемлемый для себя; Изображение любимого животного с передачей фактуры его тела. Эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку; Различать   и   передавать   в   художественно­ творческой   деятельности   характер   и     состояние состояние   средствами эмоциональное художественного языка; Формирование   эмоциональной   отзывчивости   на произведения   изобразительного   искусства различного образного содержания; Выполнять действия на заданный учителем или сверстниками ориентир, выражать свое мнение о произведении живописи; Изобразить   н   настроение   рыбок   с   помощью пластики   движений   и   фактуры   поверхности тела. 8 9 Нетрадиционные техники рисования.  «Осенние фантазии». 0,5 0,5 Раздел 3. Нетрадиционные техники рисования (4ч.) Нетрадиционные техники рисования.  Монотипия. Кляксография. 0,5 0,5 10 Нетрадиционные техники рисования.  Рисование воском. 11 Нетрадиционные техники рисования.  Пальцевая живопись. ­ ­ 1 1 Углубление   своего   творческого   опыта, экспериментирование с   вариациями цвета   при выполнении упражнений по цветоведению.  Выполнение упражнений в различных  нетрадиционных техниках рисования. Знакомство с этапами работы нетрадиционных  техник рисования. Углубление   своего   творческого   опыта, экспериментирование с   вариациями цвета   при выполнении упражнений по цветоведению.  Выполнение упражнений в различных  нетрадиционных техниках рисования. Знакомство с этапами работы нетрадиционных  техник рисования. Углубление   своего   творческого   опыта, экспериментирование с   вариациями цвета   при выполнении упражнений по цветоведению.  Выполнение упражнений в различных  нетрадиционных техниках рисования. Знакомство с этапами работы нетрадиционных  техник рисования. Углубление   своего   творческого   опыта, экспериментирование с   вариациями цвета   при выполнении упражнений по цветоведению.  Выполнение упражнений в различных Раздел 4. Рисунок – основа изобразительного искусства (5ч.) нетрадиционных техниках рисования. Знакомство с этапами работы нетрадиционных  техник рисования. 12 Рисунок – основа изобразительного  искусства. 0,5 0,5 13 Выразительные возможности  графических материалов. 0,5 0,5 14 Линия и ее выразительные возможности.  Ритм линий. 0,5 0,5 Иметь представление о рисунке как о виде  художественного творчества; Различать виды рисунка по их целям и  художественным задачам, участвовать в  обсуждении выразительности и  художественности различных видов рисунков  мастеров; Овладевать начальными навыками рисунка с  натуры; Овладевать навыками размещения рисунка в  листе; Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать  пространственные формы; Овладевать навыками работы графическими  материалами. Иметь представление о рисунке как о виде  художественного творчества; Различать виды рисунка по их целям и  художественным задачам, участвовать в  обсуждении выразительности и  художественности различных видов рисунков  мастеров; Овладевать навыками размещения рисунка в  листе; Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать  пространственные формы; Овладевать навыками работы графическими  материалами. Получить представление о выразительных  возможностях линии, о линии как выражении  эмоций, чувств, впечатлений художника. Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных 15 16 Композиция «Таинственный лес». Композиция «Таинственный лес». 0,5 ­ 0,5 1 17  Памятники архитектуры. 1 ­ Раздел 5. Искусство на улицах твоего города (8ч.) 18 В городском парке. ­ 1 художников. Объяснять, что такое ритм и каково его  значение в создании изобразительного образа. Выбирать характер линий для создания ярких,  эмоциональных образов в рисунке. Овладевать навыками передачи разного  эмоционального состояния, различного  настроения с помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др. Получить представление о выразительных  возможностях линии, о линии как выражении  эмоций, чувств, впечатлений художника. Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных  художников. Вторичный инструктаж на рабочем месте  (техника безопасности на рабочем месте,  пожарная безопасность, эвакуация). Учиться видеть архитектурный образ, образ  городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические  достоинства старинных и современных построек  родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа  города. Понимать, что памятники архитектуры — это  достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу  каждого из Братьев­Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест,  выстраивая композицию листа, передавая в  рисунке неповторимое своеобразие и  ритмическую упорядоченность архитектурных  форм. Сравнивать и анализировать парки, скверы,  бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка,  парк­мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, 19 Ажурные ограды – «чугунное кружево». 0,5 0,5 20 Волшебные фонари. 0,5 0,5 21 Волшебные фонари. ­ 1 22 Транспорт в городе. 0,5 0,5 целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно­пространственную  композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой  работы в процессе создания общего проекта. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в  Санкт­Петербурге и Москве, в родном городе,  отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и  другие объекты, выявляя в них общее и особен­ ное. Различать деятельность Братьев­Мастеров при  создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз)  ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей  композиции с изображением парка или сквера. Воспринимать, сравнивать, анализировать  старинные фонари Москвы, Санкт­Петербурга и  других городов, отмечать особенности формы и  украшений. Различать фонари разного эмоционального  звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев­ Мастеров при создании нарядных обликов  фонарей. Изображать необычные фонари, используя  графические средства или создавать необычные  конструктивные формы фонарей, осваивая  приемы работы с бумагой (скручивание,  закручивание, склеивание). Уметь видеть образ в облике машины.  Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные  формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь  природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов  транспорта. 23 Удивительный транспорт будущего. 24 Труд художника на улицах твоего  города. Обобщение темы. ­ ­ 1 1 25 Музей в жизни города. Раздел 6. Художник и музей (13ч.) 1 ­ Уметь видеть образ в облике машины.  Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные  формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь  природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов  транспорта. Фантазировать, создавать образы  фантастических машин. Умение вести диалог о роли художника в  создании облика города. Создание коллективного панно «Наш город». Овладение приемами коллективной творческой  деятельности. Понимать и объяснять роль художественного  музея, учиться понимать, что великие  произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые  значительные музеи искусств России —  Государственную Третьяковскую галерею,  Государственный русский музей, Эрмитаж,  Музей изобразительных искусств имени А. С.  Пушкина. Иметь представление о самых разных видах  музеев и роли художника в создании их  экспозиции. 26 27 Картина — особый мир.  Картина­пейзаж. Картина — особый мир.  Городской пейзаж. 0,5 0,5 ­ 1 28 Природа и художник. Пейзаж «Настроение природы». 0,5 0,5 29 Композиция «Мой любимый город». 0,5 0,5 Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его  мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о  своем опыте восприятия произведений  изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины­пейзажи,  рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное,  праздничное, грустное, таинственное, нежное и  т.д.). Знать имена крупнейших русских художников­ пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко  выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. Изменчивость цветовых состояний в природе и  умение их наблюдать. Состояние в природе и  настроение художника, его внутренний мир.  Роль колорита в пейзаже настроения.  Наблюдение цветовых состояний и освещения в  реальном окружающем мире. Учиться видеть, наблюдать и эстетически  переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Приобретать опыт колористического видения,  создания живописного образа эмоциональных  переживаний человека. Получать представление о развитии жанра  городского пейзажа в европейском и русском  искусстве. Приобретать навыки восприятия образности  городского пространства как выражения  самобытного лица культуры и истории народа. Приобретать навыки эстетического переживания образа городского 30 Композиция «Мой любимый город». ­ 1 31 Картина­портрет. Пропорции лица человека. 32 Портрет мамы (папы). 33 34 35 Композиция «Традиции моей семьи». Композиция «Традиции моей семьи». Композиция «Космос далекий и  близкий». 0,5 ­ 0,5 ­ 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 пространства и образа в архитектуре. Приобретать новые композиционные навыки,  навыки наблюдательной перспективы и  ритмической организации плоскости  изображения Овладеть навыками композиционного  творчества в технике коллажа. Приобретать новый коммуникативный опыт в  процессе создания коллективной творческой  работы. Иметь представление об изобразительном жанре  — портрете и нескольких известных картинах­ портретах. Рассказывать об изображенном на портрете  человеке (какой он, каков его внутренний мир,  особенности его характера). Создавать портрет кого­либо из дорогих,  хорошо знакомых людей (родители,  одноклассник, автопортрет) по представлению,  используя выразительные возможности цвета. Получать представление о развитии бытового  жанра в европейском и русском искусстве. Приобретать новые композиционные навыки,  навыки наблюдательной перспективы и  ритмической организации плоскости  изображения Приобретать новый коммуникативный опыт в  процессе создания творческой работы. Изображение пространства. Объяснять понятия «картинная плоскость»,  «точка зрения», «линия горизонта», «точка  схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство  выразительности высокий и низкий горизонт в  произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. 36 Композиция «Космос далекий и  близкий». ­ 1 37  Сказочно­былинный жанр. «Волшебный мир сказки».  0,5 0,5 38 Отчетная выставка творческих работ  «На планете детства» (обобщение  темы). ­ 1 Приобретать навыки изображения уходящего  вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. Правила воздушной перспективы, планы  воздушной перспективы и изменения  контрастности. Изменения тона и цвета  предметов по мере удаления. Получать представление о развитии сказочно­ былинного жанра в русском искусстве. Приобретать новые композиционные навыки  ритмической организации плоскости  изображения. Приобретать новый  коммуникативный опыт в процессе создания  творческой работы. Участвовать в обсуждении содержания  выразительных средств художественных  произведений. Приобретать навыки анализировать творческие  работы сверстников, умение оформлять их в  единую экспозицию для выставки. V. Методическое обеспечение курса Список литературы, используемый составителем программы: ­ Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. ­ М.: Просвещение, 1991.  ­ Неменский Б.М. Мудрость красоты. ­ М.: Просвещение, 1987. ­ Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. ­ Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: ­ М.: Просвещение, 1991. ­ И. Михайлов А.М. Искусство акварели. ­ М.: Изобразительное искусство, 1995. ­ Программа педагога дополнительного образования МОУ Центр «Истоки» Кульковой Г.Н. «Изобразительное искусство: познание себя и  мира». Список литературы, рекомендуемый для  детей реализующих программу: 1. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва 1999 г.  2. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Москва. 1984 г. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество. Москва. 1991 г. 4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва. 2000 г. 5. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. Книга для учителей. Москва 1996 г. 6. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Москва. 1985 г. 7. Комарова Т. С., Зарянова О. Ю. Иванова Л. И. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Москва 2000 г. 8. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» ­ 2007г. В.Л. Стрелкина  9. Перепелкина Г. П. Искусство смотреть и видеть. Москва. 1982 г. 10. Пластилиновые картины ­ 2006г.  11. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. Москва 1994  12. Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г.  13. «Чудесная мастерская» ­ 3 учебника для начальной школы ­ М.Н. Конышева ­ 2000г.  Интернет ресурсы    ­ Сеть творческих учителей.     ­ Издательство "Просвещение".     ­ Издательство "Питер". http://www.ucheba.com    ­   Информация   учебно­методического   плана:   учебные   планы   и   программы,   программы,   сопровождаемые   учебно­ методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России.  http://www.it­n.ru/   http://www.prosv.ru   http://www.piter.com   www.    edu  www.  college     www.  museum     www.      hermitage  ://   pedagogy http    http   ://   www   .  ru –государственный Эрмитаж.    .  ucoz  .  izocd  .  ru   /  – «Комплекс уроков по ИЗО» ­ готовые уроки, презентации и др.    .  ru –«Открытый колледж» ­сайт дистанционного обучения школьников. http://  .  ru – Портал «Музеи России»,   .  ru –Федеральный портал «Российское образование».  .  ru   / – учителю ИЗО и черчения,     ne   w.   teacher  .  fio   .  ru   / ­Cайт «Учитель.RU».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА. Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА.  Изостудия «АКВАРЕЛЬКА».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2017