Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл
17.04.2017
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности» имеет социально-педагогическую направленность. Учебно- воспитательный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных занятий вне класса во внеурочное время. Оба вида работы дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление ванных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Одной из более эффективных форм внеклассной работы по предмету можно считать кружок. Данная образовательная программа направлена на расширение и углубление сведений, полученных учениками на уроках русского языка, призвана заинтересовать детей, увлечённых данным предметом, не только сообщением каких-либо новых сведений в том или ином разделе, но и тем, что уже известные положения предстают в новом аспекте, создаются новые ассоциации, устанавливаются новые аналогии. Программа даёт дополнительные сведения по языкознанию, способствует углублённому изучению языка. Цели данной образовательной программы – повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь к родному языку, вызвать интерес к его изучению. Кружок «Любители русской словесности» является как бы «введением в науку о языке» и, знакомя учащихся с различными аспектами лингвистики, призван пробудить в детях глубокий интерес к грамматике, орфографии, лексике, стилистике, различным речевым явлениям; поддержать свойственную школьникам пытливость ума.
Кружок по русскому языку.doc
МБОУ  «Гимназия № 24» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»  Г. Ульяновск    Рассчитана на детей 11 – 13лет  (5– 7 классы)    Срок реализации программы – 1 год    Разработчик программы – учитель русского языка и литературы    МБОУ « Гимназия № 24» г. Ульяновска Синякова  Елена  Ивановна    Год разработки 2016 Пояснительная записка Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа объединения   «Любители   русской   словесности   »   составлена   на   основании следующих нормативно­правовых документов:                  Закона Российской Федерации «Об образовании»  Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья   32.   Компетенция   и   ответственность   образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2). Типового   положения   об   общеобразовательном   учреждении. Постановлении   правительства   РФ   от   19.03.2001   г.   №196   с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41. Учебного   плана   МБОУ  «Гимназия   №   24»  на   2016­2017 учебный год.        СанПиН (2.4.2.2821­10)  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности» имеет социально-педагогическую направленность. Учебно- воспитательный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных занятий вне класса во внеурочное время. Оба вида работы дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление ванных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Одной из более эффективных форм внеклассной работы по предмету можно считать кружок. Данная образовательная программа направлена на расширение и углубление сведений, полученных учениками на уроках русского языка, призвана заинтересовать детей, увлечённых данным предметом, не только сообщением каких-либо новых сведений в том или ином разделе, но и тем, что уже известные положения предстают в новом аспекте, создаются новые ассоциации, устанавливаются новые аналогии. Программа даёт дополнительные сведения по языкознанию, способствует углублённому изучению языка. Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа: 45 мин. + 15 мин. перерыв + 45 мин. Цели   данной   образовательной   программы  –   повысить   общую   языковую культуру учащихся, привить любовь к родному языку, вызвать интерес к его изучению.   Кружок   «Любители   русской   словесности»   является   как   бы «введением в науку о языке» и, знакомя учащихся с различными аспектами лингвистики,   призван   пробудить   в   детях   глубокий   интерес   к   грамматике, орфографии, лексике, стилистике, различным речевым явлениям; поддержать свойственную школьникам пытливость ума. следующему: В соответствии с этими целями задачи  данной программы сводятся к Образовательные: углубление знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.  Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.  Применение знаний и умений в жизни. Развивающие: Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Воспитательные: Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.  Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой.  Формирование у детей чувства языка.  Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.  Сообщение необходимых знаний и формирование учебно – языковых, речевых, правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно, выразительно говорить, читать и писать на родном языке Планируемые результаты: Личностные: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные 1) владение всеми видами речевой деятельности, применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 2) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. обсуждениях актуальных тем; Предметные: 1) углубление базовых понятий лингвистики. 2) Содержание программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Формы  проверки  достижения ожидаемых результатов включают в себя: ­ малые олимпиады (по окончании изучения каждого из блоков) ­ час вопросов и ответов ­ викторины ­ элементы КВН ­ практические занятия Программа состоит из 6 блоков, каждый из которых дает дополнительные сведения   по   тому   или   иному   разделу   языкознания,   способствует углубленному изучению языка. Методические материалы: 1.Технология личностно-ориентированного образования. Ориентация на свойства личности учащегося и ее развитие в соответствии с природными способностями как определяющий принцип личностно-ориентированного процесса обучения. 2.Технология концентрированного обучения («погружение в предмет») Особенности концентрированного обучения: использование активных форм обучения (групповая работа, взаимообучение, проговаривание в парах нового материала, дидактические игры), изучение материала крупными блоками, многократность вариативного повтора. 3.Технология дифференцированного обучения. Особенности технологии уровневой дифференциации (наличие уровня повышенной сложности, усиление индивидуально- дифференцированного подхода. Содержание учебного плана I блок «Немногое о многом». Данный   блок   включает   в   себя   сведения   об   истории   письма, этимологические   занятия,   которые   способствуют   повышению   грамотности учащихся ибо хорошо известно, как много дает этимологический анализ для орфографии. Школьники знакомятся с историей слов, выявляют первичное значение слова, работают с этимологическим словарем. II блок  Занимательная грамматика. На   занятиях   по   занимательной   грамматике   используются   игры   – упражнения,   шарады,   головоломки,   кроссворды   –   эта   интересная   форма грамматических   упражнений   тренировочного   характера.   В   занимательной форме можно повторять и пройденный материал, и закреплять текущий, и знакомить учащихся с ещё не изученным материалом. Интерес   учащихся   поддерживается   внесением   творческого   элемента занятия:   самостоятельные   составление   кроссвордов,   шарад,   задач.   Такие задания развивают смекалку, сообразительность. III блок Лексика и фразеология. В этом блоке очень широк круг рассматриваемых вопросов: ­ словарный состав русского языка ­ изменение лексики в процессе развития общества  ­ новые знания старых слов ­ работа со словарями ­ многозначность слов ­ прямые и переносные значения слов ­ омонимы, омоформы, омографы, омофоны. На занятиях по фразеологии рассматриваются следующие вопросы: ­ слово и фразеологический оборот ­ свободные и не свободные сочетания слов ­ фразеологические синонимы, антонимы ­ фразеологизмы в художественных произведениях. Виды работ ­ собирание фразеологической картотеки ­ фразеологические игры ­ заучивание метких выражений,  пословиц, поговорок с целью пополнения лексикона. Работа с тематикой этого блока способствует развитию языка и обогащает речь учащихся. IV Орфографический блок Задача и цель занятий по данному блоку – формирование и развитие у детей понимания   необходимости   и   важности  орфографической   грамотности. Большая   часть   занятий   носит   исследовательский   характер.   Вся   работа направлена на решение вопроса «Так ли безобидно быть безграмотным?» V «Дозорные письменной речи» Блок синтаксиса и пунктуации. Занятия по данному блоку призваны показать учащимся, какая интересная и загадочная страна Синтаксис  и Пунктуация, что в ней существуют свои законы, которым необходимо следовать. В процессе занятий выполняются задания исследовательского характера; учащиеся   знакомятся   с   этимологией   пунктуационных   терминов,   их происхождением.   Ведется   работа   по   редактированию   текстов,   решаются синтаксические задачи, ведутся наблюдения за синтаксическими моделями. VI блок Стилистика. Культура речи. Цель занятий ­ повышение уровня речевой культуры учащихся. Культура речи   –   понятие   широкое   и   вопросы   могут   рассматриваться   самые разнообразные,   лексическими, стилистическими нормами.   связанные   с   орфографическими, Учащиеся   работают   над   вопросами   произношения,   ударения,   интонации, обсуждают   соответствие   речи   с   точки   зрения   литературной   нормы, обращаются к произведениям художеств. литературы, редактируют тексты. Со   стилистикой   дети   знакомятся   в   5,   6   классах,   8–кам   программа предписывает   специальный   раздел   «Культура   речи   и   стилистика».   На занятиях   объединения   предметом   изучения   является  практическая стилистика – нормированное употребление языковых средств.  Занятия   по   стилистики   призваны   развивать   языковое   чутьё   учащихся, вырабатывать умение выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Занятия   по   каждому   из  6  блоков   способствует   достижению   конкретных целей,   но   в   своей   совокупности   позволяют   добиться   главной:  обогатить учащихся   интересными   и   разнообразными   знаниями   по   языку,   развить лексикон, творческую мысль и инициативу. Программа   дополнительного   образования   объединения   «Любителей русской словесности» не повторяет программу изучения русского языка на уроках, а дополняет и углубляет её. Программа рассчитана на 4 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Общее количество часов в год ­ 144. Работа объединения «Любителей русской словесности» предполагает достижение следующих результатов; ­   более   ответственное   отношение   учащихся   –   кружковцев   к   урокам русского языка. ­   развитие   быстроты   мышление,   языкового   чутья,   интереса   к   анализу фактов   языка,   желание   решать   языковые   задачи,   делать   открытия, почувствовать себя исследователем в области языкознания. ­ бережное отношение к родному слову, пробуждение желания научиться говорить правильно, красиво и выразительно. Способы  проверки  достижения ожидаемых результатов включают в себя: ­ малые олимпиады (по окончании изучения каждого из блоков) ­ час вопросов и ответов ­ викторины ­ элементы КВН ­ практическое занятие      Формы подведения итогов реализации  образовательной программы дополнительного образования объединения «Любителей русской словесности» ­ выставка газет – бюллетеней по материалам занятий. ­   выступление   кружковцев   на   уроках   русского   языка   с интересными материалами. ­ награждение активных участников объединения. Аналитико – диагностический блок          Виды диагностики ­ тестирование ­ викторины ­ решение лингвистических задач, например, «Что это значит?», «Почему мы  так говорим?» ­ практические работы ­ лингвистические опыты Например, на занятии по теме «Фразеологизмы» можно провести следующий  лингвистический опыт: Учитель произносит начало сочетаний, а учащиеся пытаются его закончить. Сколько лет … (сколько зим) Честь имею … (кланяться) Не за страх, а … (за совесть) Не тут – то … (было) ­ Почему вы все правильно договаривали? Потому что слова в этих выражениях сохранили свое прямое значение, так  тесно срослись, что одно тянет за собой другое.  Методическое обеспечение образовательной программы Формы занятий по каждому из блоков  I   блок ­ лингвистические эксперименты ­ игры «Попробуй расшифровать» ­ сообщение учащихся «Это интересно». ­ инсценировки ­ выпуск бюллетеня ­ занятие – исследование II    блок ­   игровые   формы   занятий:   решение   метаграмм,   ребусов,   кроссвордов, чайнвордов ­ сообщение учащихся «Знаете ли вы…», «Это интересно» ­ викторины ­ работа в группах ­ конкурс «Хорошие речи приятно и слушать» ­ малая олимпиада III  ­ составление лексического лото ­ работа с поэтическими текстами ­ выступление учащихся ­ работа со словарями ­ составление каталога фразеологизмов ­ малая олимпиада IV  ­ работа с текстами, редактирование ­ решение анаграмм, метаграмм ­ малая олимпиада V    блок ­ работа с терминологией ­ работа с синтаксическими моделями  ­ исследовательская работа ­ решение кроссвордов ­ викторины ­ составление синтаксического лото VI  ­ редактирование текстов ­ выступление учащихся «Это интересно» ­ решение стилистических задач ­ игры «Коротко, но ясно», «Краткость – сестра таланта».   блок    блок   блок Словарь терминов и понятий В процессе занятий объединения «любители русской словесности» учащиеся  работают с терминами и понятиями: ­ идиомы ­ пиктография ­ идеографическое письмо  ­ иероглифическое письмо ­ клинопись ­ двойственное число ­ звательный падеж ­ славянский алфавит, кириллица ­ анаграммы ­ метаграммы ­ интонация ­ логическое ударение ­ пауза ­ порядок слов ­ синтаксическая модель Планирование работы объединения культурологического цикла «Любители русской словесности». I блок занятий «Немногое о многом» (поговорим о языке) № п/п Кол ­во  час ов 1 1 2­3 4­5 6 7 8­9 10­11 12­13 14­15 16­17 2 2 1 1 2 2 2 2 2 Тема занятия Организационные занятие.  Обсуждение бюллетеня по разделам:  1. Знаешь ли ты свой язык  2. Все страны мира изучают русский  язык  3. Не напомнишь ли?  4 Полминутки шутки. Звук и буква Можно ли писать без букв. Буква понятные, потерянные, редкие  и когда­то страшные. Загадочный папирус. Словесные раскопки Увлекательное около нас. Бывают ли у слов родственники. Прочь с дороги всё, что портит речь. Практическое занятие – повторение  пройденного. Содержания занятия, формы и  методы работы Знакомство учащихся с  содержанием работы кружка  русского языка. Лингвистические эксперименты,  игры.  Практическая работа. Знакомство с пиктографией,  идеографическим письмом,  иероглифическим; клинописью.  Работа с рисунками. Игра  «попробуй расшифровать». Работа со старославянской  азбукой, с буквами кириллицы. Работа с книгой С. Лурье «Письмо греческого мальчика». Сообщение учащихся. Занятие – исследование. Работа со  словами. Сообщение учащихся. Инсценировка «как ожили  названия городов, рек и озёр». Практическая работа  исследовательского характера. Обсуждение языковых ситуаций.  Инсценирование. Выпуск бюллетеня с материалами,  с которыми познакомились на 18­19 2 Изводишь единого слова ради тысячи  тонн словесной руды. 20­21 2 В умелых руках слово творит чудеса.  Секреты поэтической рукописи. 22­23 24­25 2 2 Приоткроем ещё одну шкатулку с  богатствами русского языка. Итоговое занятие I блока «Немного о  многом» (повторим о языке). занятиях. Повторение, что узнали  о языке, что хотели бы ребята  узнать ещё. Решение задач ­ шуток, кроссвордов. Практическое занятие –  исследование. Работа с черновыми  рукописями Л.  Толстого, А. М.  Горького. Сравнительный анализ  первоначальных и окончательных  вариантов различных  произведений. Работа с текстами, наблюдение за  благозвучием, музыкальности  русского языка. Выполнение  упражнений с целью выработки  чёткости дикции, гибкости голоса. Занятие в форме вопросов и  ответов. Игра «Рыбная ловля». Игра «Объясни нас», «Замени  нас», «Где мы встречались». II блок занятий. Занимательная  грамматика    . 26­27 2 Занятия по фонетике. Звуки речи и  знание слова. Звуки речи –  строительный материал слов. 28­29 30­31 32­33 2 2 2 Секреты звуков речи. Фонетические  процессы в области гласных и  согласных. Сначала аз да буки, а затем и науки.  Что мы знаем о русском алфавите? Хорошо ли знаем буквы русского  алфавита? Самая дорогая буква в  книге, самая загадочная и интересная  буква. 34­34 2 Из чего строятся слова? (Состав  слова. Морфемы. Морфемы –  омонимы.) Игровые формы работы.  Выполнение заданий шуточного  характера: «У кого хвост  длиннее?», «По щучьему веленью,  по моему хотенью…».  Решение метаграмм. Занимательные игры и задачи по  разделу «Фонетика»  (продолжение) Сравнение старого славянского  алфавита с современным: какие  буквы исчезли, а каких не было. Практическое занятие.  Разгадывание ребусов.  Работа с рубрикой «Информация  для любознательных». Выполнение упражнений. Разгадывание кроссвордов,  чайнвордов.  Сообщение учащихся из раздела 36­37 2 Ударение в русском языке. 38­39 40­41 2 2 42­43 2 44­45 2 46­47 2 Без грамматики не выучишь и  математики. Тайны имён существительных. Тайны  грамматического рода. Остатки  двойственного числа. Образование  имён существительных за счёт других  частей речи. Обобщающее занятие по  пройденному. Имена прилагательные. Интересное об этой части речи.  Различия между качественными,  относительными, притяжательными  прилагательными. История кратких  прилагательных. Секреты имени числительного.  Числительное в нашей речи. 48­49 2 Слова – заместители (местоимения).  Особенности значения личных  местоимения. 50­51 2 Слово – речь – глагол система  глагольных форм. История  неопределенной формы и других  форм. Этимология терминов  (причастие, деепричастие). Категория  «Знаете ли вы…», «это  интересно». Выполнение заданий  для «шустриков». Выполнение игровых заданий:  «Различай значение», «На загадку  дай отгадку», «Сказано ­ сделано». Сообщение учащихся из рубрики  «Это интересно». Беседа о грамматике – разделе  науки о языке. Выяснение  этимологии некоторых. Игровые задания «Свои слова».  Разгадывание кроссворда  «Спрятанные слова». Работа с рубрикой «Это  интересно». Малая устная или письменная  олимпиада в один тур (7­8  вопросов), для более сильных  учеников – 2­3 дополнительных  вопроса. Выступление учащихся «Знаете ли  вы…» Решение занимательных задач  «Взялся за гуж, не говори, что не  дюж». «Стань ведущим»,  «Спрятанные слова». Экскурс в историю числительных. Выступление учащихся.  Игра «Помогаем в обгонялки?»,  «мудрено сотворено?» «Полминутки для шутки». Викторина.  Решение грамматических задач  «По щучьему велению, по моему  хотенью», «Поспешишь – людей  насмешишь». Выступление учащегося с  сообщением «Этимологическая  справка о слове глагол».  Лингвистические игры: «Ум  хорошо, а два лучше», «Поиграем 52­53 2 54­55 56­57 2 2 вида и времени глаголов, их  взаимоотношения.  Категория наклонения  и времена  глаголов. Практическое занятие «Умеем ли мы  употреблять глаголы в речи?». Интересное о причастии.  Употребление этой части речи. 58­59 2 Внимание: деепричастие. в обгонялки», «Чья радуга  ярче?» ,«Сказано ­ сделано». Викторина с занимательными  вопросами.  Работа с рубрикой «Знаете ли вы?» (выступление учащихся). Работа с рубриками, «Говорите  правильно», «Это интересно»,  «Будьте внимательны». Работа в группах с заданиями «Не  ошибитесь», «Различай значение»,  «Без труда не вынешь рыбку из  пруда». Конкурс «Хорошие речи приятно и слушать».  Работа с заданиями,  направленными на правильное  употребление деепричастий. Игра  «Будьте внимательны». 60­61 2 Интересное о служебных частях речи. Слово учителя, беседа «Знаете ли  вы?», «Это интересно» ­  сообщение учащихся.  Задание «Различай значение». 62­63 64­65 66­67 2 2 2 68­69 2 Предлоги, частицы. Практическое занятие. Союзы, и их значение в русском языке. Решение кроссворда,  занимательных задач. Рубрики «Это интересно», «А вы  знаете, что…». Викторина по служебным частям  речи. Работа по употреблению  служебных частей речи. Культура речи. Выявление уровня учащихся.  Малая олимпиада. Обобщающее занятие по                         II блоку. III блок занятий. Красная птица пером, а речь словом, или сколько слов в русском языке. (лексика и фразеология) 70­71 2 Что мы знаем о лексическом значении  слова? Однозначные и многозначные  слова.  Прямые и переносные значения слова. Выступление учащихся  «Информация для  любознательных», «Знаете ли вы?» Занимательные игры «спрятанные 72­73 2 Омонимы, омоформы, омофоны,  омографы. Разграничение понятий. Секреты поэтических тропов. слова», «Кто больше». Работа с рубрикой «Это  интересно», «Знаете ли вы?». Игра  «Лексическое лото». Задачка для  любознательных. Работа с поэтическими текстами. Выступление учащихся с  информацией для любознательных. Работа со словарями, текстами,  лексический анализ слов. Слово учителя. Выполнение  упражнений, решение задач, игры. Работа со словарями. Решение задач. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 76­77 78­79 80­81 82­83 84­85 86­87 88­89 90­91 92­93 94­95 96­97 98­ 101 Стареют ли слова? (историзмы,  архаизмы). Слова – пришельцы. (заимствованные  слова). Зачем приходят они в нашу  речь? Отражение заимствований в словарях. Словари иностр. слов,  этимологические, толковые. Старославянизмы в русском языке,  некоторые их приметы. Стилистическая роль  старославянизмов. Усвоение русским языком  заимствованных слов. Заимствованные приставки и  суффиксы, их жизнь в русском языке. Рассказ учителя. Беседа,  наблюдения над языком, решение  задач.  Работа с текстами УНТ, Пушкина,  Лермонтова. Выполнение упражнений, решение  задач на материале изучаемого  иностранного языка. Работа в группах. Морфемный,  словообразовательный анализ  слов, решение задач. Чтение и обсуждение главы  «Иноплеменные слова» из книги К. Чуковского «Живой как жизнь». Практическое занятие. Сообщение учителя, беседа.  Начинаем собирать картотеку  фразеологических оборотов,  развиваем свой лексикон. Употребление фразеологизмов в речи. Фразеологическое лото.  Заимствованные слова и культура  речи. Как мы портим русский язык. Диспут «Правильно ли мы говорим». Страна Фразеология. Многозначность фразеологизмов.  Фразеологизмы – омонимы, синонимы, антонимы. Занимательные игры. Задачи «Кто  больше». «Это интересно». Рубрика «Знаете ли вы», «Это  интересно».  Задачи «Кто быстрее?», «Различай  значение», «Давайте поспорим». Малая олимпиада. Обобщение  занятий по лексике, фразеологии. Выявления уровня знаний,  усвоение материала. ІV орфографический блок Будем писать грамотно    . Секреты русской орфографии. Так ли  безобидно быть безграмотным? Из чего состоит русская орфография? Орфограммы. Орфограммы в корне, приставке,  суффиксе. Малая олимпиада. Занятие исследовательского  характера. Работа с текстами и  анализ орфографических ошибок. Решение анаграмм, метаграмм.  Как нельзя писать – исправляем  орфографические нелепости. Работа с рубрикой «Информация  для любознательных». Работа с «Орфографическим»,  «Этимологическим» словарями.  Анализ исторических слов –  родственников, помогающих  объяснить написание корней  (влияние, кисель, печаль, пиявка,  столица). Орфоэпия и  орфография – такие близкие и  далекие разделы. Практическое занятие. Углубление занятий, полученных на уроках  русского языка. Выполнение заданий повышенной  трудности. Анализ и работа над  ошибками. V блок Дозорные письменной речи (синтаксис и пунктуация) 2 2 4 4 2 4 102­ 103 103­ 104 105­ 108 109­ 112 113­ 114 115­ 118 Загадочная и интересная страна  Синтаксис. Какие законы в ней  существуют? Работа с терминологией:  интонация, логическое ударение,  пауза, порядок слов. Работа с синтаксическими  моделями. Выполнение заданий  занимательного характера.  Обращение к книге Л. Успенского  «Слово о словах», работа с  материалами, касающимися  вопросов синтаксиса. Слово учителя, беседа «Какой  была русская пунктуация до  2 Из истории пунктуации. 119­ 120 4 121­ 124 Нужны ли нам пунктуационные  правила? Предложение (по цели высказывания,  двусоставные). введения книгопечатание?».  Выполнение заданий  исследовательского характера. Выступление учащихся с  материалами рубрики  «Информация для  любознательных». Кроссворд «Проверь знания»  лингвистических терминов.  Знакомство с этимологией  пунктуационных терминов, их  происхождением. Практическая работа с текстами,  пунктуационный анализ. Викторина на тему «Виды  предложений по структуре и  значению». Наблюдение за  синтаксическими моделями.  Рубрика «Это интересно». 2 4 4 2 125­ 126 127­ 130 131­ 134 135­ 136 137­ 138 Второстепенные члены предложения. Практическое занятие. Углубление знаний, полученных на уроках.  Выполнение заданий  занимательного характера. «Давай поспорим» ­ поиск  правильного решения  синтаксической задачи. Викторина «Кто быстрее». Рубрика «Это интересно», «Знаете  ли вы…» Углубление знаний, полученных на уроках.  Игра «Поиграйте с друзьями».  «Давай поспорим» Работа с текстами. Игра «Синтаксическое лото». Подведение итогов. Слова, не являющиеся членами  предложения (обращения, вводные  слова). Занятие – обобщение раздела  «Синтаксис и пунктуация». 2 Как мы говорим? Стилистика. VI блок Культура речи    . Разбор примеров «красноречия»,  стилистических ошибок. Рубрика «Нарочно не  придумаешь». 2 2 139­ 140 141­ 142 Попробуем себя в роли редакторов. Язык мой – друг мой. 143 Долой однообразие! 144 1 Заключительное занятие объединения  «Любители русской словесности». Работа с текстами,  редактирование. Практическое занятие.  Выполнение упражнений для  развития навыка подбора точных и ясных слов. «Коротко, но ясно», «Краткость –  сестра таланта». Выступление учащихся «Это  интересно». Практикум. Решение речевых задач,  выполнение упражнений:  «Поспешишь – людей насмешишь». Редактирование текстов. Подведение итогов.  Что дали нам занятия  объединения?  Отмечаем самых активных  участников на занятиях. Итого – 144 занятия                4 часа в неделю Литература, использованная в подготовке программы: 1. А. Т. Арсирий «Занимательные материала». 2. Л. Успенский «Слово о словах». 3. М. Л. Кротова «Виды внеклассной работы по русскому языку». 4. Материалы журнала «Русский язык в школе». 5. Н. М. Шанский «В мире слов». 6. Э. А. Вартаньян «Рождение слова». 7. К. И. Чуковский «Живой как жизнь».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Любители русской словесности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения  «Любители русской словесности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017