Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл
26.11.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)
Программа ориентирована на приобщение учащихся к математической культуре, расширению интереса к математике, способствует организации досуговой деятельности учащихся. (Возможно применение на внеурочной деятельности). Программа «С числами по жизни» рассчитана на 17 часов. Ориентирована на обучение детей 11-12лет. Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Виды занятий – теория и практика. В работе представлены методические материалы по предложенным темам.
программа 5кл 1.docx
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально­педагогической направленности «С числами по жизни» Возраст обучающихся: 11­12 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дополнительного образования детей «С числами по жизни» разработана в соответствии Положением о порядке разработки дополнительных программ МАОУ «СОШ №110». Программа имеет социально­педагогическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся к математической культуре, расширению интереса к математике и развитию интеллектуальных способностей, а также способствует организации досуговой деятельности учащихся. Актуальность   программы   обусловлена   необходимостью   развития,   обучения   и   воспитания   детей   в   условиях   комфортной   среды, позволяющей выявить и развить его индивидуальные особенности. Решение занимательных задач позволяет развивать у учащихся умения самостоятельно работать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Цель программы:   ­ удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном  совершенствовании. Задачи программы: ­ способствовать развитию  коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками; ­ сформировать навыки применения математических знаний для решения различных занимательных задач. Программа дополнительного образования «С числами по жизни» рассчитана на 17 часов. Ориентирована  на обучение детей 11­12лет. Состав детей – постоянный, срок обучения 6 месяцев. Уровень программы – ознакомительный. Форма обучения – очная. Организация образовательной деятельности осуществляется на основе реализации традиционной формы. Формы  организации  деятельности  учащихся  на  занятиях:  групповая,  подгрупповая,  индивидуальная.  Виды  занятий  –  теория  и  практика. Продолжительность занятия – 45 минут. Личностные результаты: ­ ­ ­ ­ готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение высказывать своё мнение и аргументировать его; сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность творческого мышления; ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты: ­ добывать новые  знания: находить  ответы на вопросы,  используя книги, журналы, интернет, свой  жизненный  опыт и  информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (средством формирования этих действий служит учебный материал и ориентированные на линии развития средствами предмета). ­ ­ № п/п 1 2 3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации Раздел «Из истории математики» Раздел «Великие математики» Раздел «Цифры и числа» Всего Теория  Практика 2 2 3 1 1 1 1 1 2 2 4 5 6 Раздел «Задачи на смекалку» Раздел «Геометрические головоломки» Интеллектуальная игра «Эта весёлая математика» Итого  5 4 1 17 0,5 0 0 3 4,5 4 1 14 Зачет СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1 «Из истории математики» (2 час.) Теория: История математики. Практика: Конкурс знатоков. Раздел 2 «Великие математики» (2 час.) Теория: Пифагор и его школа. Архимед. Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика» Практика: Задачи на переливание жидкостей. Раздел 3 «Цифры и числа» (3 час.) Теория: Открытие нуля. Делится или не делится Практика: Решение арифметических ребусов. Игра «Цифры в буквах» Раздел 4 «Задачи на смекалку» (5 час.) 3 Теория: Магические квадраты. Математические фокусы Практика:  Магические   квадраты.  Математические   фокусы.  Отгадывание   ребусов.  Решение   олимпиадных   задач.   Решение   задач повышенной трудности Раздел 5 «Геометрические головоломки» (5 час.) Практика: Головоломка Пифагора. Колумбово яйцо. Лист Мебиуса. Задачи на разрезание.   Интеллектуальная игра  (1час) ­ зачет Раздел 1. Из истории математики МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Разделить учащихся на три группы и предложить ответить на вопросы: ­ Что дала людям математика?  ­ Зачем ее изучать?  ­ Когда она родилась и, что явилось причиной её возникновения?  (Дети рассказывают друг другу, записывают главные мысли, выбирают консультанта, и он выступает от данной группы с выводами по этим вопросам.)  Рассказ учителя. Возникновение математики. Первый математик – Фалес, высота египетской пирамиды. Математика­ наука, красота и гармония. Рассказ одного человека, современника Шекспира, об истории своего открытия. Русский ученый Николай Иванович Лобачевский. Высказывание английского философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона. Счет у первобытных людей Возникновение потребности в счёте. В 1937 году в Вестонице (Моравия) была найдена кость с 55 глубокими зарубками. Единичная система записи чисел. Рисунки на стенах пещеры или на деревьях. Счет пятерками, десятками, двадцатками ­ по количеству пальцев рук и ног «счетовода».  Цифры у разных народов 4 Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр. Метрическая система мер Возникновение метрической системы. Определение метра (Парижский меридиан). Старые русские меры Выступление учащихся с докладами на следующие темы:   Меры длины (миля, верста, сажень, аршин, пядь, фут, вершок и др.);   Меры площади (кв. верста, кв. десятина, кв. осьминник, кв. линия и др.);   Меры объёма (куб. сажень, куб. аршин, куб дюйм и др.);   Меры сыпучих тел («хлебные меры») (цебр, кадка, куль, половник, гарнец, стакан и др.);   Мер меры жидких тел («винные меры») (бочка, корчага, ведро, винная бутылка, чарка и др.);  Меры веса (ласт, берковец, пуд, безмен, гривенка и др.). Конкурс знатоков:  Перевести   значение   одной   единицы   измерения   в   другую.  Запись   чисел   различными   способами   (иероглифами, римскими цифрами, буквами) Раздел 2. Великие математики Пифагор и его школа Великий   древнегреческий   ученый   Пифагор   родился   на   острове   Самос   в  VI   в.   до   н.   э.   Краткое   описание   жизни   Пифагора. Пифагорейский союз. Деятельность и взгляды этого союза. Деление математики на 4 части ­ арифметику, геометрию, астрономию и гармонию (учение о музыке). Архимед Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда. Л.Ф.Магницкий и его  «Арифметика» Краткое   описание   жизни  Л.Ф.Магницкого.   Книга   создавалась   как   учебник   для   будущих   офицеров   армии   и   флота.   Энциклопедия математических и навигационных наук. В книге более 600 страниц, автор подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, привел много практических задач. Задачи   на   переливание   жидкостей:  решение   задач   в   группах   и   самостоятельно   на   переливание   жидкости,   опираясь   на   закон Архимеда. Раздел 3.  Цифры и числа Открытие нуля Нуль был изобретён в Индии в V веке. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи. 5 Число Шахерезады Квадрат   любого   числа,   состоящего   из   единиц.   Математический   палиндром.   Примеры.   Доказательство   (рассмотреть   умножение   в столбик). «1001 ночь». Получение палиндрома из любого числа. Делиться или не делиться.  Признак делимости на 11 Число делиться на 11 только тогда, когда сумма цифр с чередующимися знаками делиться на 11. Выбрать из списка те числа, которые делятся на11; составить числа, которые делятся на 11. Как появились десятичные дроби? Человечество знакомо давно с дробными числами, а мысль записывать их в виде десятичных чисел пришла намного позже. В 15 веке узбекский астроном и математик из Самарканда использовал десятичные дроби в своей книге, которая называлась «Ключ к арифметике». Однако в Европе в то время данный труд был неизвестен, европейцам пришлось заново изобретать десятичные дроби.  Правилам деления и умножения десятичных дробей. Арифметические ребусы Решение   различных   арифметических   ребусов:   вставить   пропущенные   цифры   в   примерах;   заполнить   «лесенку   цифр»;   вставить пропущенные знаки в примерах.  С помощью определённого количества заданного числа, знаков арифметических действий и скобок составь выражения, значение которого равно некоторому числу. Раздел 4. Задачи на смекалку Магические квадраты Возникновение магических (волшебных, математических) квадратов. Определение магических квадратов. Принципы их составления и заполнения. Магические квадраты разных порядков. Применение магических квадратов. Заполнение магических квадратов. Математические фокусы Практическое задание: ученики выполняют задания из следующих фокусов: угадай задуманное число; 10 чисел Фибонначи; число в конверте; угадай возраст собеседника. Отгадывание ребусов Отгадывание различных ребусов, ответы на которые ­ математические термины, пословицы. Самостоятельное составление ребусов и выбор лучшего ребуса. Раздел 5.  Геометрические головоломки Головоломка Пифагора Что   такое   головоломка   Пифагора.   Цель   данной   головоломки.  Изготовление   головоломки   Пифагора   из   картона,   составление всевозможных фигур­силуэтов, сначала самостоятельно, затем по образцу. 6 Колумбово яйцо Что   такое   Колумбово   яйцо.   Цель   данной   головоломки.    Изготовление   головоломки  Колумбово   яйцо  из   картона,   составление всевозможных фигур­силуэтов, сначала самостоятельно, затем по образцу. Лист Мебиуса Август Фердинанд  Мёбиус ­астроном, математик. Открытие листа Мёбиуса. Применение  листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в цирковом искусстве. Изготовление листа Мёбиуса, опыты (разрезание, закрашивание одной стороны). ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оборудование: 1. Интерактивная доска (можно и без неё)                              2. Ручки или карандаши.                              3. Раздаточный материал. Введение:  Интеллектуальная игра «Эта весёлая математика» Математика повсюду. Глазом только поведёшь 7 И примеров сразу уйму Ты вокруг себя найдёшь. Каждый день, вставая бодро, Начинаешь уж решать: Идти тихо или быстро, Чтобы в класс не опоздать. Вот строительство большое. Прежде чем его начать,  Нужно всё еще подробно Начертить и рассчитать. А иначе рамы будут с перекосом, Потолок провалится. А кому, друзья, скажите,  Это может нравиться? Ох, скажу я вам, ребята, Все примеры не назвать,  Но должно быть всем понятно, Что математику нам надо знать на пять. Если хочешь строить мост,  Наблюдать движенье звёзд,  Управлять машиной в поле Иль вести машин ввысь, Хорошо работай в школе, Добросовестно учись. 8 I конкурс .  Геометрические слова.   Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались» за 2 мин. Кто больше  слов отгадает, тот получит 3 балла( 4 балла, если 4 команды), далее по убывающей. Например,  _ _ _ОК (спортивный приз) – ответ КУБ.  В  каждой  группе слов – одна и та же геометрическая фигура. (Каждой команде дать листы формата А4 с напечатанными словами)  ЗА_ _ _ _ _ ( процесс заострения предмета)  ВЫ_ _ _ _ _ (конструктивный элемент одежды)  ФОР_ _ _ _ _ (часть окна)  ЛАС_ _ _ _ _ (птица)  КИС_ _ _ _ _ (инструмент художника)  КАР_ _ _ _ _ (жёлтая, электронная, телефонная…)                                                                                         (Точка) _ _ _ИНА(тонкая длинная щепка) _ _ _НИК(стрелок из старинного оружия)    С_ _ _АЙ(происшествие)  ПО_ _ _КА(заработная плата)  ОТ_ _ _КА(уход на некоторое время)  ИЗ_ _ _ИНА(изгиб реки)  ИЗ_ _ _ЕНИЕ(выделение особого вида энергии)                                                                                        (Луч) _ _ _ _Ь(ископаемое горючее вещество) _ _ _ _ОВНИК(преступник)  Г_ _ _ _(очень большое число)    ТРЕ_ _ _ _КА(старинный форменный головной убор)  ТРЕ_ _ _ _ЬНИК(геометрическая фигура)                                                                                        (Угол)  ПР_ _ _ _(углубление или полная неудача в деле)  СЕН_ _ _ _(душистая летняя деревенская «спальня»)  КОН_ _ _ _(знахарь, лечащий лошадей)  НАК_ _ _ _ЬНЯ(напарница молота)  ГОТ_ _ _ _ЬНЯ(набор чертёжных инструментов в футляре)  ЛЕСОП_ _ _ _(валка леса)  РИС_ _ _ _ЬЩИК(художник­график)                                                                                       (Овал) II конкурс. Кто быстрее. Команде дать цифры от 0 до 9 (каждая цифра на отдельном листе). Ведущий называет пример. Ребята должны выйти вперёд с теми цифрами,  которые составляют верный ответ. Кто вперёд дал верный ответ, тот и выиграл. III конкурс. Конкурс художников. Команда, которая быстрее нарисует рисунок, соединив отрезками числа от 3 до 78, делящиеся на 3, заработает наибольшее количество баллов.  Команда, закончившая рисунок второй, получает на балл меньше и т.д. IV конкурс. Попробуй прочитай. Попытайтесь как можно быстрее прочитать группу слов, зашифрованных с использованием цифр, чисел и числовых выражений. Выиграет тот,  кто затратит меньше времени, которое жюри будет засекать с помощью секундомера. ( Каждое слово показывать на отдельных листах формата  А4 или вывести на интерактивную доску. Баллы выставлять аналогично предыдущим конкурсам: кто затратит меньше всего времени на  прочтение слов, тот получает 3(4) балла, далее по убывающей­2(3 ), 1(2)) Для 1 команды:  УС III ЦА (ответ УСТРИЦА)                              Р6­5А ( ответ РОДИНА) 3УМФ (ответ ТРИУМФ) ОС12:4Ё (ответ ОСТРИЁ) Для 2 команды:  ГОСП1 (ответ ГОСПОДИН) ВИ3НА (ответ ВИТРИНА) 7­4БУНА (ответ ТРИБУНА) 80:2ОНОЖКА (ответ СОРОКОНОЖКА) Для 3 команды:  СМОР1А (ответ СМОРОДИНА) III ТОН (ответ ТРИТОН) 6:2БУНАЛ (ответ ТРИБУНАЛ) С12­9Ж (ответ СТРИЖ) Для 4 команды:  АК3СА (ответ АКТРИСА) ПО II Л (ответ ПОДВАЛ) ХОЛ2:2А (ответ ХОЛОДИНА) ПА5­2ОТ (ответ ПАТРИОТ) V конкурс. Шалаш. Как то раз мечтатель Ваня У ручья гулял в тиши,  Вдруг он видит на поляне Зайцы строят шалаши. В удивлении мечтатель Рот разинул до ушей. Не могли б сказать вы, кстати: «Сколько было шалашей?» Сосчитайте, сколько раз можно прочитать слово «шалаш». Можно читать как угодно: сверху­ вниз, снизу­ вверх, справа­ налево и наоборот.  Важно только, чтобы буквы всегда шли подряд. Л А          А Ш                    Ш А          А          А          А Л                      Л                      Л А          А          А          А  Ш                     Ш   А          А  Л                                                                                                (ответ: 20) VI конкурс. Конкурс капитанов «Лестница». Задать каждому капитану по 5 вопросов из разных областей знаний: русского языка, литературы, математики, биологии и т.д. если ответ  правильный, то ученик передвигается на шаг вперёд. Выиграет тот, кто окажется впереди всех. Команда получает столько баллов, сколько  капитан даст правильных ответов. Для 1 капитана:        1 .Этим математическим действием размножаются простейшие       организмы. (деление)      2. Что есть у слова, растения и уравнения? (корень)      3. Что нужно брать с героев, а также со всех хороших и добрых людей? (пример)      4.Что на Руси называли ломаными числами? (дроби)      5.Представьте, что вы бежите кросс и обогнали бегуна, который занимал вторую позицию. На какой позиции вы теперь находитесь?  (на второй) Для 2 капитана: 1. У кого больше лап: у 4 мух или 3 пауков? (поровну) 2. Последовательница нуля? (единица) 3. Чем квадрат похож на круг? (буквой «р») 4. Что общего между пьесой и решением математической задачи? (действия) 5. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2ч.) Для 3 капитана: 1. Сколько основных групп крови у человека? (4) 2. Приплюснутый круг? (овал) 3. Что в шутливом выражении прибавляют к вагону, чтобы получилось «очень много»? (маленькую тележку) 4. Эту геометрическую фигуру можно превратить в полезное ископаемое при помощи мягкого знака. (угол­уголь) 5. У Марины было целое яблоко, две половинки, четыре четвертинки. Сколько яблок было у Маринки? (3) Для 4 капитана:  1. Цифровой знак, показывающий отсутствие величины. (ноль) 2. Закончите название книги В. Толкиена «Властелин …» (колец) 3. Пётр I хорошо знал аудицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена не каждый знал эти действия и Пётр  настойчиво заставлял своих сподвижников изучать их. Сейчас каждый школьник знает их. А как мы их сегодня называем? (сложение, вычитание, умножение, деление) 4. Сколько вещей сдавала дама на станции, согласно багажной квитанции, у С. Маршака? (7: диван, чемодан, саквояж, картину,  корзину, картонку и маленькую собачонку) 5. В семье шесть дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (7) Заключение:  Всем участникам игры выставляется зачет. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения Учебные и методические пособия  Таблица 4 Примечания 1. Волина В.В. Занимательная  математика. С.­Петербург: Виктория Специальная литература, 1996. – 189с.: ил. 2. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М.: Просвещение, 2005. – 124с. 3. Шевнин Л.Г. Школьная олимпиада по математике. – М.: Русское слово, 2002. – 79с. 4. Рыбников К.А. История математики (в 2­х томах ). М.: Изд­во Моск. Университета. Т.1, 1960. –191с.  5. Калугин М.А.  После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль: Академия развития, 1988. – 270с.: ил. 6. Сафонова В.Ю. Задачи по математике для внеклассной работы в 5­6 кл..   – М. :  Мирос, 1995. – 143с. 7. Альхова З.Н., Макеева А.В. «Внеклассная работа по математике.» ­Саратов: Лицей,2003 Дополнительная литература для учащихся 1. Кордемский, А.А. Удивительный мир чисел. М.: Просвещение, 1986. – 96с. 2. Мочалов Л.П. 400 игр, головоломок и фокусов. – М.: НТЦ Университетский, 2000. – 125с.: ил. 3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Книга для учащихся 5­6 классов.  М.: Просвещение, 1998. – 258с. 4. Тихомиров В.М. Великие математики прошлого и их великие теоремы. М.: МЦНМО, 2003. — 16 с.: ил. 1. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки,  таблицы) 2. раздаточный материал (карточки с заданиями) Дидактические материалы Компьютерные и информационно­коммуникационные средства обучения Интернет­ресурсы    ://   zanimatika 1. http  информатике и математике для школьных праздников.   .  narod    .  ru.  Весёлая, занимательная математика. Викторины, конкурсы, загадки, шарады по  1. чертежные инструменты: линейка 2. ножницы Технические средства 3. клей 4. кисточки 1. компьютер,   2. мультимедийный проектор Учебно­практическое оборудование Дата занятия № п/п Раздел «Из истории математики» Время проведения 1 2 Раздел «Великие математики» 3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Кол­во часов Тема занятия 1 1 1 История математики Конкурс знатоков Пифагор и его школа. Архимед. Л.Ф.Магницкий и его  «Арифметика» Форма занятия теория  практика теория 4 Раздел «Цифры и числа» 5 6 7 Раздел «Задачи на смекалку» 8 9 10 11 12 Раздел «Геометрические головоломки» 13 14 15 16 Интеллектуальная игра 17 практика теория практика практика теория практика практика практика практика практика практика практика практика практика 1 1 1 1 0,5 1,5 1 1 1 1 1 1 1 1 Задачи на переливание жидкостей Открытие нуля. Делится или не делится Решение арифметических ребусов.  Игра «Цифры в буквах» Магические квадраты. Математические фокусы Магические квадраты. Математические фокусы Отгадывание ребусов.  Решение олимпиадных задач. Решение задач повышенной трудности Головоломка Пифагора  Колумбово яйцо. Лист Мебиуса Задачи на разрезание «Эта весёлая математика»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «С числами по жизни» (17 часов)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по математике «С числами по жизни» (17 часов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2018