Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
17.04.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»
Программа «Приятного аппетита» рассчитана на тех, кто делает первые шаги, знакомит с кухней, умением вести хозяйство, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов. Главной целью общеобразовательной программы в области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном обществе, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе. Цель данного мероприятия заключается также в том, чтобы познакомить широкий круг ребят с работой кружка, привить им интерес к культуре быта, показать, как приготовляются и оформляются некоторые блюда. Учащиеся узнают влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов, виды оборудования современной кухни, экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека. Научатся выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах. Получат знания как определить доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам, составить меню завтрака, выполнить механическую и тепловую обработку овощей. Закрепят знания, как правильно соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд. Научатся заготавливать на зиму овощи и фрукты, оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах. Все приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни пригодятся учащимся для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов. Также консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях, соблюдения правил этикета за столом, приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни, выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий, сервировки стола и оформления приготовленных блюд.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»
Программа Культура быта.docx
Муниципальное учреждение дополнительного образования                                                            «Майнский центр детского творчества имени Г.Ф. Кныша»                        Утверждаю:     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита» объединения «Культура быта» Направленность: художественная Возраст учащихся: 10 ­15 лет                                                                    Срок реализации: 2года                                                    Автор / разработчик: педагог                                                    дополнительного образования                                                    Васильева Александра Викторовна Игнатовка 2017г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа студии «Культура быта» рассчитана на тех, кто делает первые шаги, знакомит с кухней,  умением вести хозяйство, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в  многообразии продуктов. В жизни каждого ребёнка бывает много праздников, хочется, чтобы и эти дети умели правильно  организовать его, составить программу, подготовить праздничный стол, хорошо сервировать его. Ведь  каждый ребенок, девочка или мальчик, становятся взрослыми, если они в детстве будут знать, уметь и  проводить торжества, то и в дальнейшей своей взрослой жизни смогут подготовиться к любому  семейному мероприятию, традиционному празднику, стать гостеприимными хозяевами. Занятия в студии позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять  индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У участников студии  формируются навыки в приготовлении национальных блюд и их эстетического оформления. Актуальность программы «Приятного аппетита» в том, что обучение детей и подростков направлено  на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важным этапом на пути  социализации личности. В процессе обучения воспитанники учатся бережно и с любовью относится к  своему национальному богатству, сохраняют и развивают традиции своего народа, своих семей. Программа способствует формированию представления о характере осознанного выбора путей  получения дальнейшего образования в сфере обслуживания, подготовке к самостоятельной жизни и  конкретным видам труда. Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более  актуальным в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального  питания в школе способствует воспитанию физически и нравственно здорового поколения, развитию у  учащихся чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое. Особенностью данной программы является то, что у учащихся появляется возможность широкого и  разнообразного применения своих знаний, которые им могут быть полезны дома.           Программа обучения представляет собой комплекс тематически объединенных, но относительно  самостоятельных составляющих ­ блоков и модулей, которые в зависимости от условий и индивидуальных требований можно изменить.  При изучении каждого блока программой предусмотрено, приготовление одного или нескольких блюд. Каждый блок программы предусматривает обязательное включение следующих вопросов: ­ историческая справка; ­ экологические и экономические вопросы;  ­ техника безопасности Каждый блок программы предусматривает практикум, который составляет не менее 75%­80% времени  от общего количества часов на тему. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа ориентирована на воспитанников 10­15 лет. Практика показала, что дети данного возраста  успешно и с интересом занимаются в студии по кулинарии. Приобретенные на занятиях знания и навыки  очень помогают им в повседневной жизни. Формы и методы работы ориентированы на их  индивидуальные и возрастные особенности. Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы­ 2 года. Занятия 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю, всего 144 часа в год. Занятия 2 года обучения проводятся 3 раза в неделю, всего 144 часа в год. Цель и задачи программы. Цель: расширение знаний, умений и навыков, необходимых для формирования у воспитанников  компетенций в области технологии как часть национальной культуры; социальная адаптация детей. Задачи: Обучающие: ­ расширить знания, умения и навыки по технологии приготовления национальных блюд, их подаче и  сервировке стола; ­ ознакомить с профессией повара и пути их получения; ­ обучить безопасному обращению с инвентарём и оборудованием; Развивающие: ­ развивать эстетический вкус учащихся; ­ расширение знаний в технологии приготовления блюд; ­ развивать память, логическое мышление, внимание. Воспитывающие: ­ сформировать компетентность в области национальной кухни; ­ привить чувство национального достоинства и уважения ко всем народам; ­ воспитать трудолюбие и культуру труда. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ Название разделов Количество часов всего теория практика Вводное занятие Бутерброды Консервирование овощей Салаты и винегреты Яичные блюда Супы и бульоны Мясные блюда Рыбные блюда Блюда из макаронных изделий Каши Овощные блюда Изделия из теста Напитки 2 4 6 12 8 12 14 6 8 12 16 20 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 2 ­ 2 4 10 6 10 12 4 6 10 12 16 2 № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Конкурсы Полезные советы Итого: Разделы Вводное занятие   Бутерброды       Консервирование овощей           Салаты и винегреты                       Яичные блюда               Супы и бульоны                   16 4 144 2 2 34 14 2 110 Содержание учебно­ тематического плана Содержание часы Техника безопасности на занятиях по кулинарии Значение пищи в жизни человека Открытые бутерброды Сервировка стола и выполнение правил поведения за столом Сэндвичи Режим питания ребёнка Консервирование томатов Выполнение правил гигиены  Консервирование огурцов Хранение и обработка продуктов Консервирование перца в сладкой заливке Очистка и нарезка овощей соломкой Салат из зелёного лука с яйцом Состав пищи (белки, жиры, углеводы) Салат из свежей капусты с яблоком Содержание в чистоте кухни и инвентаря Салат из свеклы Личная гигиена во время приготовления пищи Салат "Оливье" История происхождения салата, виды салатов Оливье Фруктовый салат Правила обращения с режущими инструментами Винегрет Значение холодных блюд в питании Варёные яйца Правила пользования нагревательными приборами Яичница ­ глазунья Украшения из овощей и яиц Фаршированные яйца Правила поведения за столом Омлет Сервировка стола к завтраку Мясной бульон с гренками Значение первых блюд в питании человека Щи из свежей капусты Классификация супов по способу приготовления Рассольник Специальная одежда (передник, косынка) Суп картофельный Сервировка стола к обеду Лапша с фрикадельками Правила обращения с горячей посудой 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Мясные блюда         Рыбные блюда           Блюда из макаронных  изделий               Каши                     Овощные блюда                     Молочная лапша Значение молочных блюд Гуляш Виды мяса, его питательная ценность Рагу Хранение и обработка мяса Голубцы Изделия из фарша Котлеты Приготовление котлетной массы и изделий из неё Тефтели Приготовление блюда Печень в сметане Оформление вторых блюд Курица, запечённая в духовке Обработка мороженой курицы, разделка тушки Рыба жареная Разделка рыбы Рыба тушёная Рыба, рекомендуемая для детского питания Рыба запечённая в духовке Питательная ценность рыбы Макароны с мясом Виды гарниров Макароны с сыром Правила обращения с тёркой Лапшевник Технология приготовления  Вермишель с подливой Значение гарниров, их вкусовые и питательные качества Гречневая каша Питательная ценность круп Манная каша Изделия из круп Рисовая каша Обработка круп Пшённая каша Способы приготовления различных каш Геркулесовая каша Значение и вкусовые качества каш Пшеничная каша Приготовление рассыпчатой каши Картофель отварной История происхождения картофеля Картофельное пюре Приготовление картофельного пюре Картофель жареный Очистка и нарезка овощей соломкой, ломтиками, кубиками Картофель печёный Технология приготовления и его особенность Картофель фаршированный Подача и оформление Рагу из овощей 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Правила обработки овощей Капуста тушёная Значение продукта в диетическом питании Перец фаршированный Способы хранения запасов из свежих овощей Оладьи Виды оладий и способы их приготовления Блины Влияние соотношения компонентов теста на качество  готового изделия Королевская ватрушка Рецептура и технология приготовления теста для ватрушки Язычки из слоёного теста Виды теста Рулет из бисквитного теста Ознакомление с составом бисквитного теста Рогалики Приготовление дрожжевого теста Печенье песочное Технология приготовления мучных изделий Кекс Виды начинок и украшений для мучных изделий Торт "Медовый" Значение и вкусовые качества сладких блюд Торт "Зебра" Технология приготовления сладких блюд Кисель Рецептура и технология приготовления киселя Компот Способы хранения запасов из свежих фруктов и ягод "Смак" Приготовление блюд из полуфабрикатов "Приятного аппетита" Особенность подачи и оформления блюд "Кулинарные рецепты Роль запасов в экономном ведении домашнего хозяйства "Просто. Быстро. Вкусно." Рецептура приготовления блюд не требующих варки "Вкусные истории" Сервировка стола "Кулинарный поединок" Меры обеспечения пожарной безопасности "Греет душу чай" Правила поведения за столом "Заварили мы чаёк" Рецептура и технология заваривания чая Столовые приборы и правила пользования ими Способы складывание салфеток различными способами Эстетическое оформление стола Правила подачи блюд и напитков на стол   2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 144 Изделия из теста                                       Напитки       Конкурсы                               Полезные советы        Итого: УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п Название разделов 1 2 3 4 Вводное занятие. Гигиена приготовления пищи. Техника безопасности на занятиях по кулинарии. Сервировка стола. Правила поведения за столом. 5­6 Первичная обработка овощей. 7­11 Холодные блюда и закуски. 12 Салат­Оливье. 13­14 Мясные блюда. 15­16 Первые блюда. 17­18 Изделия из круп. 19­20 Овощные гарниры. 21­22 Изделия из теста. 23­25 Изделия из яиц и творога. 26­28 Рыбные блюда. 29­31 Сладкие блюда и напитки. 32­33 Коктейли из мороженого. Блюда национальной кухни 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Кабачки по­болгарски. Аджика по­кавказски. Морковь по­корейски. Овощные оладьи по­белорусски. Голубцы по­украински. Колбаски по­пражски. Манты по­башкирски. Плов по­узбекски. Пельмени «Амур» в горшочках. Курник. Картофель по­французски. Итальянская пицца. Фетучини в сливочном соусе. Японские ролы. Русские блины. Количество часов всего теория практика 2 2 2 2 4 10 2 4 4 4 4 4 6 6 6 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ 1 2 8 1 3 2 3 3 3 4 4 4 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 49 50 51 52 53 54 55 56 57 Пирог с капустой. Английская шарлотка. Вареники с картофелем. Варенье из ягод и фруктов. Искусство чайного стола. Кофе по­турецки. Горячий шоколад. Восточные сладости. Меры обеспечения пожарной безопасности. 58­60 Национальные блюда Русской кухни. 61­63 Национальные блюда Украины 64­65 Национальные блюда Молдавии. 66­68 Национальные блюда Армении. 69­70 Национальные блюда Азербайджана. 71­72 Национальные блюда Казахской кухни 73­74 Национальные блюда Татарстана 75­76 Национальные блюда Башкирии. 77­78 Национальные блюда Таджикистана. 79­80 Национальные блюда Узбекистана. 81­82 Национальные блюда Эстонии. 83­84 Национальные блюда Литвы. 85­86 Национальные блюда немецкой кухни. 87­88 Национальные блюда еврейской кухни 89­91 Национальные блюда индийской кухни 92­93 Блюда нанайской кухни 94 Польская кухня 95­96 Венгерская кухня 97­98 Китайская кухня 99­ 106 Конкурсы 107­ 108 Полезные советы 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 6 4 6 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 6 4 2 4 4 16 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 1 2 2 Итого: 216 72 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 3 5 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 5 3 2 3 3 14 2 144 № п/п Тема Содержание теоретического материала Практическая часть 3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Вводное  занятие. Гигиена  приготовления  пищи. Значение питания в жизни человека. Состав  пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные  соли, вода). Содержание в чистоте кухни и инвентаря.  Личная гигиена во время приготовления  пищи. Специальная одежда (передник,  косынка, колпак, сменная обувь). Хранение и  обработка продуктов. Аптечка. Режим питания ребёнка.  Меню. Выполнение правил  гигиены во время  приготовления пищи. Техника  безопасности  на занятиях по  кулинарии. Правила пользования нагревательными  приборами. Правила обращения с режущими  инструментами. Правила обращения с  горячей посудой и продуктами. Выполнение правил  техники безопасности во  время приготовления  пищи. 1 2 3 4 Сервировка  стола. Правила поведения за  столом. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину,  чаю. Праздничная сервировка стола. Правила  поведения за столом. 5­6 Первичная  обработка  овощей. Сортировка, мойка, очистка и нарезка.  Формы простой, сложной, фигурной нарезки  овощей и их применение. Правила обработки  овощей с целью сохранения витаминов. 7­11 Холодные  блюда и  закуски. Значение холодных блюд в питании.  Оформление блюд. Салаты и заправки к ним.  Винегрет. Бутерброды. Разделка и украшение сельди. Украшения из овощей и яиц. Сервировка стола и  выполнение правил  поведения за столом. Очистка и нарезка  овощей кружочками,  соломкой, брусочками,  кубиками, дольками и  ломтиками. Приготовление  витаминного салата,  винегрета, бутербродов с  кильками, Приготовление забавное оформленных  блюд, украшений из  овощей и яиц. 12 Салат Оливье. История происхождения салата, виды  салатов Оливье. Приготовление салата,  оформление блюда. 13­14 Мясные блюда. Виды мяса, питательная ценность, хранение и обработка мяса. Изделия из рубленого мяса.  Оформление вторых блюд из мяса. Приготовление котлетной массы и изделий из неё 15­16 Первые блюда. Значение первых блюд в питании.  Классификация супов по способу  приготовления. Приготовление супа из  свежих овощей. 17­18 Изделия из  круп. Питательная ценность круп, обработка,  способы приготовления различных каш.  Изделия из круп. Приготовление крупяных  биточков и каши  рассыпчатой. 19­20 Овощные  гарниры. Значение гарниров из овощей, их вкусовые,  питательные и декоративные качества. 21­22 Изделия из  теста. Виды теста. Способы приготовления теста 23­25 Изделия из яиц и творога Значения молочных блюд. Изделия из  творога. Пищевая ценность яиц. Блюда из яиц Приготовление  картофельного пюре,  картофеля жареного и  моркови в молочном  соусе. Приготовление  дрожжевого теста и  закрытого пирога с  яблоками Приготовление сырников, вареников ленивых и  натурального омлета. 26­28 Рыбные блюда. 29­31 Сладкие блюда и напитки. Рыба, рекомендуемая для детского питания.  Питательная ценность рыбы. Признаки её  доброкачественности. Обработка мороженой  рыбы и филе. Разделка рыбы. Изделия из неё. Разделка рыбы и  приготовление рыбы  жареной и рыбных  котлет. Значение и вкусовые качества сладких блюд.  Технология приготовления сладких блюд из  ягод (компота, киселя, желе, мусса). Горячие и холодные напитки. Способы приготовления горячих напитков. Приготовление киселя  или желе из клюквы, кофе с молоком. 32­33 Коктейли из  мороженого. Значение и вкусовые качества коктейлей из  мороженого. Технология приготовления  коктейлей. Способы приготовления. Приготовление коктейлей из сока, молока и  мороженого. 34 Кабачки по­ болгарски. 35 Аджика по­ кавказски. 36 Морковь по­ корейски. 37 Овощные оладьи  по­белорусски. Блюда национальной кухни Дать исторические справки об овощах,  плодах и зелени. Дать основные понятия об  обработке овощей. Ознакомление с  условиями хранения, с приёмами ручной  нарезки и фаршировке кабачков. Понятие о пищевой ценности овощей. Виды  овощей, используемых в кулинарии.  Сохранность питательных веществ в овощах  при кулинарной обработке. Назначение и  правила первичной обработки овощей. Способы и формы нарезки. Кулинарное  использование различных форм нарезки  овощей. Приготовление блюд из сырых  овощей. Технология приготовления салатов  из свежих овощей. Заправка овощных  салатов. Оформление салатов. Подача к  столу. История развития Белорусской кухни.  Сырьё. Правила обработки овощей.  Технология приготовления холодных блюд и  закусок. Их особенность. Подача и  оформление. Приготовление блюд из  овощей. Приготовление блюд из  сырых овощей с  кавказскими специями. Приготовление блюд из  сырых овощей. Приготовление блюд из  овощей. 38 Голубцы по­ Значение и место мясных блюд в питании.  Приготовление блюд из украински. Понятие о пищевой ценности мяса. Способы  разделки мяса. Технология приготовления  блюд из мясного фарша. мясного фарша. 39 Колбаски по­ пражски. Технология приготовления блюд из  полуфабрикатов. Их особенность. Подача и  оформление. Приготовление блюд из  колбасных  полуфабрикатов. История развития Башкирской кухни. Сырьё. Технология приготовления блюд из мяса,  мучных изделий. Их особенность. Подача и  оформление. История развития Узбекской кухни. Сырьё.  Технология приготовления блюд из мяса и  риса. Их особенность. Приготовление блюд.  Подача и оформление. Историческая справка. Ознакомить  воспитанников с составом пресного теста; с  продуктами, применяемыми для  приготовления рыбного фарша. Познакомить воспитанников с видами теста и способами его приготовления; научить  замешивать пресное тесто и готовить из него  пирог с мясной начинкой. Приготовление мантов  по­башкирски. Приготовление плова по­ узбекски. Приготовление пельменей «Амур» в горшочках. Приготовление курника. История развития Французской кухни.  Сырьё. Правила обработки овощей.  Технология блюд из мяса и картофеля. Их  особенность. Подача и оформление. Приготовление  картофеля по­ французски. 40 Манты по­ башкирски. 41 Плов по­ узбекски. 42 Пельмени  «Амур» в  горшочках. 43 Курник. 44 Картофель по­ французски. 45 Итальянская  пицца. 46 Фетучини в  сливочном соусе. 47 Японские роллы. 48 Русские блины. История появления пиццы в России.  Рецептура и технология приготовления пицц  с разными начинками. Виды макаронных изделий и их первичная  обработка. Способы варки макаронных  изделий. Процессы, происходящие при варке  макаронных изделий. Соотношение  макаронных изделий и жидкости при варке.  Технология приготовления макарон и соусов. Виды круп. Их первичная обработка.  Правила варки крупяных рассыпчатых,  вязких каш. Технология приготовления  рисовой крупы. Процессы, происходящие при варке риса. Причины увеличения объёма при  варке. Соотношение крупы и жидкости при  варке. Технология приготовления японских  ролл. Виды теста. Рецептура и технология  приготовления теста для блинов. Влияние  соотношения компонентов теста на качество  готового изделия. Приготовление пиццы с  ветчиной и овощами. Приготовления  итальянских макарон в  сливочном соусе. Приготовление японских  ролл. Приготовление теста для  блинов. Выпечки блинов,  блинчиков. Выпечка и оформление  49 Пирог с  капустой. Рецептура и технология приготовления  дрожжевого теста. Влияние соотношения компонентов теста на качество готового  изделия. Виды начинок и украшений для  изделий из дрожжевого теста. Рецептура и технология приготовления теста  с различными видами разрыхлителей.  Влияние соотношения компонентов теста на  качество готового изделия. Виды начинок и  украшений для изделий из теста. Правила и способы замешивания пресного  теста и приготовление из него вареников с  начинкой. Виды начинок для вареников. Роль запасов в экономном ведении  домашнего хозяйства. Способы  приготовления домашних запасов. Способы  хранения запасов из свежих фруктов и ягод. Способы заваривания чая. Правила подачи  горячих напитков. Столовые приборы и  правила пользования ими. Способы  складывания салфеток. Эстетическое  оформление стола. Правила поведения за  столом. 50 Английская  шарлотка. 51 52 Вареники с  картофелем. Варенье из ягод и фруктов. 53 Искусство  чайного стола. 54 Кофе по­ турецки. Способы заваривания кофе. Горячий  шоколад. Рецептура и технология приготовления  горячего шоколада. пирога с капустой. Приготовление пирога  «Английская шарлотка». Приготовление вареников с картофелем. Приготовление варенья из яблок с добавлением  ягод. Сервировка стола к чаю.  Складывание тканевых и  бумажных салфеток  различными способами. Приготовление кофе по­ турецки. Приготовление горячего  шоколада. Приготовление  восточных сладостей. 55 56 57 Восточные  сладости. Меры  обеспечения  пожарной  безопасности. Рецептура и технология приготовления теста  для пахлавы. Влияние соотношения  компонентов теста на качество готового  изделия. Противопожарные требования.  Противопожарный режим в жилом доме.  Понятие о противопожарной профилактике. Меры обеспечения  пожарной безопасности 58­60 Национальные  блюда Русской  кухни. История развития Русской кухни. Сырьё.  Правила обработки овощей. Технология  приготовления супов, блюд из мяса, птицы,  мучных изделий. Их особенность. 61­63 Национальные  блюда  Украины. 64­65 Национальные  блюда  Молдавии. История развития Украинской кухни. Сырьё.  Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. История развития Молдавской кухни. Сырьё. Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. Приготовление блюд.  Суп­лапша. Куриные  отбивные. Приготовление блюд.  Ватрушки. Вареники с  вишней. Борщ  украинский. Приготовление блюд.  Салат «Молдова».  Оладьи по­молдавски. 66­68 Национальные  История развития Армянской кухни. Сырьё.  Приготовление блюд. блюда  Армении. 69­70 Национальные  блюда  Азербайджана. 71­72 Национальные  блюда  Казахской  кухни. 73­74 Национальные  блюда  Татарстана. 75­76 Национальные  блюда  Башкирии. 77­78 Национальные  блюда  Таджикистана 79­80 Национальные  блюда  Узбекистана. 81­82 Национальные  блюда  Эстонии. 83­84 Национальные  блюда Литвы. 85­86 Национальные  блюда  немецкой  кухни. Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. История развития Азербайджанской кухни.  Сырьё. Правила обработки овощей.  Технология приготовления холодных блюд и  закусок, супов, блюд из мяса, птицы, мучных  изделий. История развития Казахской кухни. Сырьё.  Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. История развития Татарской кухни. Сырьё.  Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. История развития Башкирской кухни. Сырьё. Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. История развития Таджикской кухни. Сырьё. Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. История развития Узбекской кухни. Сырьё.  Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. История развития Эстонской кухни. Сырьё.  Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. История развития Литовской кухни. Сырьё.  Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. История развития Немецкой кухни. Сырьё.  Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. Баклажаны по­армянски.  Мясной рулет, мусака с  картофелем. Приготовление блюд.  «Люля­кебаб». «Шакер­ лукум». Приготовление блюд.  Салат по­казахски.  Баурсак из пресного  теста. Приготовление блюд. Азу по­татарски. Чак­чак. Приготовление блюд.  Бешбармак. Шарпали  (пирожки по­башкирски). Приготовление блюд.  «Угро» (суп с лапшой).  Манты из кислого теста. Приготовление блюд.  Плов по­бухарски.  Мясные блюда. Приготовление блюд.  Ролль­мопс  (маринованная сельдь).  Супы­пюре. Приготовление блюд.  Холодные закуски.  Цепелинай. Приготовление блюд.  Суп­пюре гороховый с  гренками. Вертута с  творогом. 87­88 89­91 Национальные  блюда  еврейской  кухни. Национальные  блюда  индийской  кухни. 92­93 Блюда  нанайской  кухни. 94 Польская  кухня 95­96 Венгерская  кухня 97­98 Китайская  кухня 99­ 106 Конкурсы 107­ 108 Полезные  советы История развития Еврейской кухни. Сырьё.  Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. История развития Индийской кухни. Сырьё.  Правила обработки овощей. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов, блюд из мяса, птицы, мучных изделий.  Их особенность. Подача и оформление. История развития нанайской кухни. Сырьё.  Правила обработки рыбы. Технология  приготовления холодных блюд и закусок,  супов. Их особенность. Подача и  оформление. Основные особенности. Ассортимент и  характеристика блюд польской кухни. Продукты, используемые в польской кухне.  Технологический процесс приготовления блюд польской кухни. Основные особенности. Ассортимент и  характеристика блюд венгерской кухни. Продукты, используемые в венгерской кухне.  Технологический процесс приготовления блюд венгерской кухни. Основные особенности. Ассортимент и  характеристика блюд китайской кухни. Продукты, используемые в китайской кухне.  Технологический процесс приготовления блюд китайской кухни ­"Смак". Приготовление блюд из  полуфабрикатов ­"Приятного аппетита". Особенность подачи  и оформления блюд ­"Кулинарные рецепты". Роль запасов в  экономном ведении домашнего хозяйства ­"Просто. Быстро. Вкусно." Рецептура  приготовления блюд, не требующих варки ­"Вкусные истории". Сервировка стола ­"Кулинарный поединок". Меры обеспечения  пожарной безопасности. ­"Греет душу чай". Правила поведения за  столом ­"Заварили мы чаёк". Рецептура и технология заваривания чая Столовые приборы и правила пользования  ими. Способы складывание салфеток  различными способами. Эстетическое  оформление стола. Правила подачи блюд и  напитков на стол Приготовление блюд.  Форшмак. Щука  фаршированная. Приготовление блюд.  Овощное карри. Пуди  (лепёшки), Халуа. Приготовление блюд.  Уха. Тала. Приготовление  блюд.Зразы по­польски. Приготовление блюд.Суп  «Уйхози», карп по­ венгерски, крема  яблочные, по­задунайски Приготовление  блюд.Императорская  курица по­ китайски или  утка по ­ пекински; сладких блюд и десертов: кокосового  крема или крема с  фруктами. Демонстрация детьми  кулинарных умений и  навыков, конкурс на  лучшее оформление  блюд, соревнование на  правильную и быструю  нарезку овощей,  викторина, награждение  лучших кружковцев,  праздничный чай. Подведение итогов за год. Содержание блока «Введение» предусматривает ознакомление учащихся с правилами техники  безопасности при проведении кулинарных работ, физиологией питания, этикетом за столом, сервировкой стола, основными профессиями пищевой промышленности.Общими сведениями о материалах,  инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Содержание блока «Холодные блюда и закуски» предусматривает ознакомление учащихся с видами  холодных блюд, способами их приготовления. Оформлением и подачи на стол. Видами бутербродов.  Технологией приготовления. Подача готовых блюд.Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и  срокам хранения.  Содержание блока «Первые блюда» предусматривает ознакомление учащихся с приготовлением первых  блюд. Знакомство с технологией приготовления супов. Подача готовых блюд.Требованием к качеству  готовых блюд. Условиям и срокам хранения.  Содержание блока «Овощные гарниры и изделия из круп» предусматривает ознакомление учащихся со  способами хранения овощей и круп, определение доброкачественности по внешнему виду. Правила  первичной обработки и особенностями обработки овощей и круп. Технологией приготовления блюд из  овощей и круп. Требованием к качеству и оформлению готовых блюд. Условиям и срокам хранения.  Содержание блока «Изделия из мяса» предусматривает ознакомление учащихсяс видами домашней  птицы и животных. Блюдами из птицы и мяса. Определение качества птицы и мяса. Первичная обработка птицы и мяса. Видами тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из птицы и мяса.  Разделка птицы и мяса для приготовления блюд и украшение перед подачей к столу. Время  приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при  подаче к столу. Условиям и срокам хранения. Содержание блока «Рыбные блюда» предусматривает ознакомление учащихся с видами рыб: морская и  речная. Пищевая ценность рыбы. Условия и сроки хранения живой, мороженой, копченой, вяленой,  соленой рыбы и рыбных консервов. Шифр на консервных банках. Методыопределения качества рыбы.  Блюда из рыбы. Технологией приготовления. Требованием к качеству готовых блюд. Оформление  готовых блюд. Условиям и срокам хранения.  Подача к столу Содержание блока «Изделия из яиц и творога» предусматривает ознакомление учащихся со значением  яиц и творога в питании человека. Использование в кулинарии. Меры предосторожности при работе с  яйцами и творогом. Технологией приготовления блюд из яиц и творога. Требованием к качеству готовых  блюд. Подача готовых блюд. Условиям и срокам хранения.  Содержание блока «Изделия из теста» предусматривает ознакомление учащихся с видами теста.  Рецептурой и технологией приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения  компонентов теста на качество готовых изделий. Видами начинок и украшений для изделий из  теста.Технологией приготовления. Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения.   Содержание блока «Сладкие блюда» предусматривает ознакомление учащихся с продуктами,  необходимыми для приготовления муссов и желе.  С жуирующими веществами. Технология приготовления  желе и муссов.Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения.  ОРГАНИЗАЦИОННО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. В основе программы лежит идея сочетания теории и практики. Решение педагогических задач в программе осуществляется в соответствии со следующими принципами: Принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности  образования в целом; Принцип гражданственности   традиции народов, их блюд;   ориентирует образовательный процесс на изучение истории, обычаи,  Принцип творчества помогает развивать фантазию, эстетический вкус, мыслить и действовать; Принцип коллективной деятельности   организации коллективных праздников, конкурсов, проведении и участия в выставках;   реализуется на создании совместных рецептов, фантазий, при  Принцип индивидуального подхода   возможностей и способностей воспитанников.   ориентирует педагога на учёт индивидуальных и возрастных    предполагает создание творческой среды, проведение открытых занятий. Принцип самореализации   Основными формами образовательного процесса являются: практико­ориентированные учебные  занятия, творческие мастерские, экскурсии на предприятия общественного питания. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: ­ индивидуальная (дается самостоятельные задания с учетом возможности учащегося);  ­ фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного  технологического приема);  ­ групповая (разделение на мини группы для выполнение определенной работы);  Освоить различные приёмы можно только практическим путём, поэтому на занятиях широко  применяются: ­ объяснительно ­ иллюстративныепособия, что позволяет стимулировать учащихся к постоянному  пополнению знаний об окружающей среде с помощью бесед, сюжетно­ролевых занятий или деловых игр,  докладов обучающихся, конкурсов и др. ­ практические методы – способствуют развитию мышления через формирование интеллектуальных  умений: обобщение, анализ, синтез, сравнение, моделирование, а также позволяет вовлечь учащихся в  практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня  сложности: самостоятельная работа, экскурсии, работа с дополнительной литературой ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. По окончании обучения обучающиеся смогут не только закрепить свои знания в области кулинарии,  сервировки стола и оформления готовых блюд, но и смогут приготовить вполне конкурентоспособную  продукцию, что, несомненно, явится стимулом к самоусовершенствованию и дальнейшим поискам  новых кулинарных и творческих решений.Занятие конкретным делом, творчеством поможет  обучающимся чувствовать себя увереннее в жизни. По окончании прохождения программы учащиеся должны знать: ­ о культуре труда; ­ пищевой ценности продуктов; ­ правила санитарии, гигиены, безопасной работы при кулинарных работах; ­ виды и кулинарные свойства продуктов; ­ способы приготовления пищи и оформления блюд; ­ виды национальных блюд; ­ о культуре застолья, правил приёма гостей, сервировке стола; ­ об основах рационального питания; ­ о лечебных свойствах продуктов; ­ об особенностях различных диет; ­ об этапах выполнения проекта. Должны уметь: ­ определять количество продуктов и выполнять технологические операции по обработке продуктов с  соблюдением безопасных приёмов работы; ­ работать с кухонным оборудованием; ­ определять качество продуктов; ­ выполнять сервировку стола; украшать готовое блюдо; ­ правильно выбирать способы обработки продуктов; ­ готовить диетические блюда; ­ рационально использовать знания о здоровой пищи; ­ использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни; ­ готовить изделия из теста; ­ соблюдать санитарно­гигиенические и экологические требования; ­ правильно вести себя за столом. Для контроля за усвоением изученного материала будут использоваться – тесты, проверочные,  практические работы. Система контроля знаний будет осуществляться после каждого года обучения (через творческий  проект), а также после прохождения основных блоков программы с целью проверки знаний, умений,  навыков. Программа предполагает использовать формы контроля: собеседование, тестирование,  соревнование и творческие задания. Главный показатель реализации программы – личностный рост каждого воспитанника, его творческих  способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному  творчеству. Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение  интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации  своего быта. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни. Формы и методы  работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Результатом работы кружка является участие в традиционных школьных мероприятиях: День учителя,  День пожилого человека, День матери России, Новый год, Вечер встречи, День 8­е Марта, День рождении школы и в предлагаемых районных мероприятиях Методическое обеспечение Работа объединения связана с пользованием нагревательных приборов (электрических плит), режущих  инструментов, с варкой, жарением и выпечкой продуктов. Это обязывает педагога особое внимание  обращать на правила безопасности труда. На первом же занятии, знакомя ребят с помещением, его  оборудованием инструктирует, как нужно обращаться с нагревательными приборами и режущими  инструментами. На последующих занятиях он напоминает правила безопасности работы, которые  необходимо соблюдать в данный момент. Плакаты с правилами гигиены и безопасности труда  рекомендуется вывесить на видном месте в учебной кухне. Дети приносят продукты, из дома. Готовить блюда желательно из расчета одна порция на каждого  занимающегося. Это дает возможность снимать пробу (дегустировать), сервировать стол и одновременно  закреплять на практике правила поведения за столом. В крайнем случае одну порцию готовит бригада  или вся группа. Нормы продуктов указаны в инструкционных картах приготовления блюд. Обязательное условие занятий ­ соблюдение санитарно­гигиенических требований. Одно из правил  гигиены приготовления пиши ­ наличие спецодежды: фартука и косынки для девочек, фартука и колпака  для мальчиков, а также сменной обуви. Руководитель, объединения должен строго следить за  соблюдением учащимися правил гигиены. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены  помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную,  вкусную пищу. Продукты питания для занятия приобретать чисто­экологические, при покупке обращая внимания на  маркировку, не имеет ли данный продукт красителей, добавок, на дату выхода продукта. В основном  использовать продукты, выращенные на школьных грядках самими учащимися, на экологической почве  без добавления вредных для здоровья человека примесей, добавок. Кроме того, товары имеют этикетки и ярлыки ­ средства маркировки, содержащие следующую  информацию: наименование изделия, его описание, название и адрес изготовителя и др. Учащимся можно показать коробку, обклеенную чистой бумагой, и спросить их: купите ли вы товар в такой упаковке,  увидев его на полке магазина? Что такое упаковка и для чего она нужна? Они приходят к выводу, что  упаковка предназначена для хранения, защиты и транспортировки товара. Информация на упаковке  нужна для того, чтобы правильно пользоваться товаром и чтобы из нескольких товаров одного  наименования выбрать именно тот, который нужен. Всю информацию на упаковке разместить  невозможно, поэтому на помощь приходят символы. Каждый символ дает определенную информацию о  товаре. Первая группа символов указывает на экологическую безопасность товара, вторая подтверждает  соответствие стандартам качества и безопасности, третья рассказывает о составе продукта или  материала, четвертая информирует о правилах пользования товаром. На упаковках продуктов питания  обязательно указывается срок годности. Особое внимание следует обращать на информацию, содержащуюся на упаковке продовольственных  товаров, особенно импортных. На упаковке большинства продуктов питания стоят трех­ и  четырехзначные коды. Они означают разрешенные к применению пищевые добавки. Коды используются  только в сочетании с названиями технологических функций пищевых добавок. Применение пищевых добавок – это часть современной технологии производства продуктов питания. В  основном они применяются для того, чтобы улучшить питательные свойства продукта, обеспечить его  лучшую сохранность и улучшить внешний вид. Пищевых добавок, запрещенных к применению в пищевой промышленности РФ, всего три: Е 121 –  Цитрусовый красный – краситель; Е 123 – Амарант – краситель; Е 240 – Формальдегид – консервант. Школьники приходят к выводу, что покупка, совершенная разумно, без спешки, может удовлетворить  потребность и сэкономить средства. В целях воспитания самостоятельности рекомендуется в каникулярное время проводить дни открытых  дверей объединения. В эти дни инициатива передается детям. Педагог лишь распределяет обязанности  среди детей, закрепляет за ними определенные участки работы и в дальнейшем фактически является  наблюдателем, контролируя и направляя работу ребят. Учащиеся показывают гостям оформление  готовых блюд, рассказывают о правилах сервировки и поведения за столом, дают советы по  приготовлению различных блюд, проводят викторину, угощают победителей чаем. Для подготовки к  приему гостей дежурная бригада приходит на час раньше. Цель данного мероприятия заключается также в том, чтобы познакомить широкий круг ребят с работой  кружка, привить им интерес к культуре быта, показать, как приготовляются и оформляются некоторые  блюда. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в  процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися  индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Знать: ­Основные виды сырья, используемого в кухне народов стран СНГ,  Балтии, Западной Европы и Восточной Азии. ­Основные способы, методы и приемы, и режимы механической и  тепловой кулинарной обработки, применяемые в технологии  национальных блюд. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Практические работы, опросы, тесты, конкурсы ­ Основные виды национальной посуды, инвентаря, оборудования. ­Ассортимент традиционных блюд. ­ Современное кулинарное искусство в национальных традициях. ­ Особенности технологии и подачи праздничных блюд  национальной кухни. Уметь: ­ Разрабатывать последовательность технологических операций при  изготовлении национальных блюд, изделий, напитков. ­Ориентироваться в нормативной документации по технологии  кулинарной продукции национального ассортимента. ­Приготовлять блюда, напитки, кулинарные и кондитерские изделия национальной кухни в рамках данной программы. ­Подбирать и рационально использовать сырье соответствующие  определенной национальной кухни. ­Оформлять и подавать блюда в соответствии с национальными  традициями. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для учителя: 1. Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991. 2. Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд: Обществ. питание. 3. Национальные кухни наших народов.­ М.:Центрполиграф,1997. 4. Национальная и зарубежная кухня. Похлебкин В.В 5. Из истории русской кулинарной культуры. ­ М.: Центрполиграф, 1996. Литература для детей: 1. Книга о вкусной и здоровой пище ­ М.: Колос, 1993. 2. Коноплёва Н.П. Как относиться к себе и быту, или Практическая психология Хозяйки Дома. ­  М.:АСТ­Пресс,1997. 3. Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.­ М., 2001. 4. Е.И. Стадник. Учимся готовить ­ ООО Издательство «Ранок», 2011.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приятного аппетита»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018