Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
искусство +1
Взрослым
31.01.2019
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»
Отличие её от других программ дополнительного образования для театральных коллективов заключается в акценте не на формирование профессиональных актёрских навыков, а на развитие мотивации личности ребёнка к изучению народных традиций, с заложенными в них общепринятыми духовно-нравственными законами, на творческое развитие обучающихся, импровизацию, на освоение ими своеобразного фольклорного репертуара. Особенность жизни коллектива – проживание согласно народному аграрному календарю с его обрядами и праздниками, активными участниками которых становятся обучающиеся. Программа рассчитана на 3 года обучения для детей возраста 7-15 лет. Новизна программы фольклорного театра «Соловейко» заключается в том, что в процессе обучения уделяется большое внимание фольклорной арттерапии, используются авторские приёмы, упражнения и тренинги (на развитие фонематического слуха, речевых и двигательных навыков, памяти, воображения, фантазии), авторские сценарии фольклорных праздников, конкурсов, обрядовых сцен, создаваемые на основе материалов, Основа репертуара театра – фольклор во всех его проявлениях (слово, театрализация, песня, танец, декоративно-прикладное творчество). Цель программы Создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств, высокой коммуникативной культуры, приобщения к ценностям народной культуры, дальнейшей профориентации. Обучение детей организуется с учетом принципа «от простого к сложному»: от освоения народных игр, изучения устного народного творчества, сказок, детского фольклора - до участия в традиционном обрядовом действе с использованием местных этнографических материалов. Программа является модифицированной. Составлена педагогом дополнительного образования Долбниной Ольгой Валентиновной.
дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по фольклору.docx
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Майнский центр детского творчества им. Г.Ф. Кныша»                    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко» объединения Фольклорный Направленность: художественная Возраст учащихся: 7­16 лет                                                                    Срок реализации: 3 года  1­ый год ­ 144часа 2­ой год  ­ 216часов 3­ий год­216 часов                                                                                                                                                                                       Автор / разработчик:                                                                                  Долбнина Ольга Валентиновна Игнатовка 2018г. Содержание программы  1.Пояснительная записка.  2. Ожидаемый результат  3.Учебно­тематический план первого года обучения. 4. Содержание программы первого года обучения. 5. Учебно­тематический план второго года обучения. 6. Содержание программы второго года обучения. 7. Учебно­тематический план третьего года обучения. 8. Содержание программы третьего года обучения. 9. Способы определения результативности. 10. Материально­ техническое обеспечение. 11. Информационно­методическое обеспечение. 12.  Список литературы. Нормативно­правовые документы. 1. Федеральный закон «Об образовании в российской федерации» от  29.12.2012г. №273­ФЗ 2. Приказ Минобрнауки России «Порядок организации осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программ» от 29.08.2013г. №1008 3. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и  организации режима работы образовательных организаций дополнительного  образования детей.СанПин 2.4.4.3172 от 4.07.2014г.№41 4. Письмо Минобрнауки России «примерные требования к образовательным  программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06­1844  ФГОС 5.  Концепция Пояснительная записка. Поселяйся там, где поют: те, кто поют ­худо не думают» (народная мудрость)  Одной из основных моих целей написания данной программы является­ сохранение  и возрождение русского фольклора, включение этого традиционного наследия в  общее культурное достояние. Дополнительная общеразвивающая программа  «Соловейко» разработана для младшего и среднего школьных возрастов. Форма театрализованного сценического воплощения народных песенных жанров,  календарных праздников, обрядов имеет множество плюсов. Я считаю, вовлечение  детей в обрядовое действо позволяет им более глубоко познать и понять смысл и  значение народных праздников и ритуалов. Сценическая игра даёт возможность  детям развивать свой творческий потенциал, помогает артистично ярко и живо  раскрывать содержание народных песен, игр, обрядов. Становясь участниками  народного действия, дети учатся выступать в той или иной роли, которая требует от них умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать. Начинается театр с простейшей детской игры. Слияние игры жизни и есть театр.  Именно поэтому мною выбрана такая форма изучения с детьми младшего и  среднего школьных возрастов традиционного русского фольклора: устного,  песенного, музыкального. В непринуждённой форме игры, развлечения  продолжается непрерывный процесс обучения, передачи опыта и коллективной  памяти, и все наделено глубоким смыслом. Фольклор имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения. Он – не  только величайшее богатство прошлого, но и действенное средство всестороннего  развития формирующейся личности. Современные исследователи полагают, что с  погружением ребёнка в стихию народного художественного творчества,  закладывается тот фундамент, на котором в последствии формируются социальные, эстетические и нравственные идеалы, главные жизненные ценности и понятия о  труде, быте, природе. Направленность дополнительной общеобрапзовательной общеразвивающей  программы «Соловейко» ­художественная. Актуальность программы заключается в том, что театральное драматическое  действо позволяет детям почувствовать ценность общей деятельности.  Непременным итогом такой деятельности является возникновение отношений  взаимной чуткости, зависимости, ответственности перед коллективом сверстников.  Всё это происходит одновременно с раскрытием индивидуальных черт и качеств  каждого ребенка. Игровая театральная деятельность дает возможность физической и психологической разрядки. Необходимость такого рода театральной деятельности вызвана ещё и тем, что в настоящее время в окружающем социуме (в основном в  образовательных учреждениях) существует потребность больше узнать о традициях  народа. Форма фольклорного спектакля облегчает восприятие элементов народной  культуры. Отличительные особенности данной программы является то, что дети не просто  разучивают народные песни, а то, что в содержание включены темы, где дети имеют  возможность попробовать свои силы в инсценировке сказочных сюжетов и  представлении этнографического материала по народным календарным праздникам  и обрядам, получат знания по основам народной хореографии («дроби», «хоровод»,  «кадриль»), обучатся игре на народных шумовых инструментах. И для полного  погружения в мир фольклора программой предусмотрен раздел по изготовлению  обережных кукол. В программу включен раздел «Изучение музыкального фольклора». Материала для  этого раздел подобран таким образом, что все игры проходят в кругу, в хороводе. Я считаю, что это объединяет, сплачивает коллектив, поэтому в коллективе всегда  будет благоприятный психологический климат.  Основой данной программы, конечно же, является песенный фольклор.  Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие её музыки  и слова, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное  взаимодействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизма и другие  настроения в зависимости от назначения песни. Педагогическая целесообразность.                                   Большое внимание на занятиях уделяется воспитанию и развитию детских голосов.  Они хрупкие, нежные, ещё только формирующиеся. И малейшая небрежность,  допущенная в работе, может иметь самые серьёзные последствия. Без внимания не  остаются речь и дикция Большое значение для красивой речи имеет звонкий,  приятный тембр, гибкий, достаточно громкий послушный голос. Однако голос, как  дыхание (а правильное певческое дыхание­залог успеха в воспроизведении  песенного материала) дети развивают на занятиях, учатся пользоваться так  называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться  свободного, ненапряженного звучания. Г. В. Артоболевский утверждает следующее: "Организация дыхания сводится к овладению правильным типом дыхания и  целесообразному использованию его:" На занятиях дети учатся правильно дышать ­  это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, незаметное,  автоматически подчиненное воле говорящего. Особое место в работе над дикцией  занимает чтение скороговорок и пословиц, плюс работа над детскими стихами,  стихотворными текстами, прозами. Важный момент данной программы ­ артикуляционная гимнастика: гимнастика для  губ, языка, нижней челюсти. По мере овладения упражнениями возрастает их  сложность. Меняются типы, от медленного к более подвижному и быстрому.  Все занятия начинаются с артикуляционной гимнастики, распевания, т.е. подготовки  голосового аппарата к работе и дыхательной гимнастики. Адресат программы 7 ­16 лет. Программа рассчитана на 3 года. Всего 576 часов. Форма   организации   деятельности.   Кроме   стандартных   занятий,   программой предусмотрены   посещения   районного   краеведческого   музея   и   концертов,   также регулярную   демонстрацию   талантов   учащихся:   выступление   на   концертах районного уровня, участие в конкурсах различного уровня, проведения выставок, проведение общих праздников, репетиций. Формы  занятий   обучения. Программа предполагает следующие формы занятий  Просмотр т/передач, т/фильмов с дальнейшим их обсуждением;  Беседы;  Конкурсы;  Тесты  Викторины;  Игры: ролевые, развивающие, настольные;  Упражнения;  Обсуждения;  Создание, проигрывание и анализ ситуаций,  творческие задания (на  внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику,  эрудицию и т.д.);  Театрализации  При реализации данной программы применяются современные  педагогические технологии, созданные на основе усиления социально­ воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений:   личностно­ориентированные; дифференцированного подхода, а также  коллективно­творческие, игровые, клубные.  В проведении программ использует следующие методы:   Метод театрализации, (инсценировка сказок, рассказов, театра­экспромта и  т.д.);  Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни,  основы безопасности жизнедеятельности, формирование межличностных  отношений);   Метод импровизации (используется на всех программах);  Соревновательный метод (используется в конкурсно ­ развлекательных и  спортивных мероприятиях);  Метод формирования познавательного интереса;  Метод интерактивного общения (используется для активизации зрителей на  концертах и праздниках). Основные формы работы ­ групповые и индивидуальные занятия, сводные репетиции. Индивидуальные занятия вводятся со 2 года обучения для работы по   развитию   и   постановке   детского   голоса   и   обучению   игре   на   народных музыкальных инструментах. Срок   реализации программы:  1 год обучения – 144 часа,  2 год обучения – 216 часов.  3 год обучения ­– 216 часов. Формы и режим занятий.  групповые занятия 1 год ­ 2 раза в неделю по 2 часа, второй и третьи года – 3 раза в неделю по 2 часа. Индивидуальные занятия со 2 года обучения ­ один раз в неделю по 0,5 часа. (Согласно требованиям СанПиНа) Цель   программы: воспитание   ребёнка   в   традициях,   русской   культуры   и формирование   активного   восприятия   музыкального   искусства   через   осознание драматургии музыкального произведения, развитие интереса и желания к передаче музыкальных   образов   средствами   инсценировок   обрядов   праздников   и   событий народного календаря. Задачи программы:  приобщить детей к театрально­фольклорному виду творческой деятельности;  развить у детей коммуникабельность;  дать знания в области вокала, хореографии, актёрского мастерства,  сценической речи; создать условия для реализации творческого потенциала детей;   развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;  развить специально музыкальные способности (чувство ритма, ладовое  чувство, музыкально­слуховые представления);  формировать любовь к Родной земле, уважение к традициям своего народа. Ожидаемые   результаты. По   окончании   обучения   по   данной   программе учащиеся будут знать:  правила техники безопасности;  детские жанры народного­песенного творчества;  жанровые разновидности фольклора;   происхождение народных шумовых инструментов; виды хороводов и плясок;  происхождение обережных кукол;   игровой фольклор. традиционные праздники календарно­земледельческого периода; будут уметь: эмоционально петь в открытой народной манере;   правильно дышать при пении;  играть на различных шумовых инструментах;    легко исполнять хороводные шаги и дроби; эмоционально исполнять тексты фольклорных программ; легко читать скороговорки Учебно­тематический план первого года обучения Название раздела, темы Количество часов № п/п Вводное занятие. 1 1.1. Правила   техники   безопасности. 2. Знакомство. Работа   над   постановкой   голоса   и вокально­хоровой техникой 3. Устное народное творчество 3.1. Введение   в   тему.   «Что   же   такое устное народное творчество» 3.2. Знакомство   с   прибаутками, потешками, небылицами   песня. 3.3. Колыбельная возникновения   История 3.4. Изучение   колыбельной   песни   «А баиньки, баиньки» 3.5. Изучение колыбельной песни «Сидит мужик на краю»» 3.6. Постановка музыкально­литературной композиции «Колыбельная для мамы»   музыкально­игрового 4. Изучение фольклора 4.1. Игра «Пошла коза по лесу» 4.2. Игра «Уж я баба­Яга» 4.3. Игра «Летели две птички» Всег о 2 2 Теори я 2 2 34 16 1 2 1 3 3 6 10 2 2 2 2 4 1 1 1 0 0 1 0 0 0 0 Практ ика 0 0 32 12 0 1 1 3 3 5 10 2 2 2 Формы аттестации/ контроля Опрос Контрольные  упражнения Опрос Наблюдение Самостоятельное  исполнение 4.4. Игра «Мак ­маковистый» 4.5. Игра «Скачет­скачет воробей» 5. Постановка фольклорной программы   «Масленица   к   нам пришла»   5.1. Из истории праздника «Масленица» 5.2. Изучение масленичных песен 5.3. Работа с текстом. Заучивание. 5.4. Чтение по ролям 5.5. Репетиционная работа 6 Постановка ярморочного представления   «Про   Фому   и   про Ерёму»   6.1. Ярморочное   представление.   Из истории. 6.2. Изучение   песни   «Как   поехали   два брата» 6.3. Изучение песни «Жил я у пана» 6.4. Изучение  песни «Здорово,  здорово   у ворот Егорова» 6.5. Изучение песни «Шёл, да пошёл» 6.6. Работа с текстом. Заучивание. 6.7. Чтение по ролям 6.8. Репетиционная работа 7   промыслы. Обережные куклы Народные   художественные 7.1. Кукла «На счастье» 7.2. Кукла «Радостея» 7.3. Кукла «Масленица» 7.4. Оформление выставки изготовленных учащимися кукол 8. Шумовые инструменты 2 2 25 1 14 4 4 2 23 1 3 3 3 3 4 4 2 8 2 2 2 2 4 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 1 2 2 24 0 14 4 4 2 22 0 3 3 3 3 4 4 2 7 2 2 2 1 3 Наблюдение Наблюдение Выставка Самостоятельное  исполнения 8.1. Из   истории. инструменты. 8.2. Ложки   Ударные   шумовые 8.3. Оформление   песни   «Жил   я   у   пана» игрой на ложках 9 Концертная практика 10. Мероприятия   воспитывающего   и познавательного характера Итого 1 1 2 4 18 1 0 0 0 9 0 1 2 4 9 144 21 123 Наблюдение Наблюдение \Содержание программы первого года обучения. 1.Вводное занятие. Теория­2 часа.  В этот раздел входит инструктаж по технике безопасности, знакомство педагога с учащимися,   выявление   их   интересов,   знакомство   с   правилами   внутреннего распорядка. 2.Работа над постановкой голоса и вокально­хоровой техникой Теория ­ 2 часа, практика ­ 32 часа  В   раздел   входят   подготовка   голосового   аппарат   к   работе   распеванием определённых   гамм   и   упражнений,   овладение   определённых   вокальных   навыков, преодоление технических трудностей в изучении репертуара. Сюда так же входят: артикуляционная   гимнастика   для   развития   дикции;   дыхательная   гимнастика   по методике   А.Стрельниковой,   способствующая   развитию   правильного   певческого дыхания, а также оздоравливает организм.          3.Устное народное творчество Теоирия­4 часа, практика – 12 часов         В   раздел   входит   4   часа   теоретических   занятий   по   темам   «Что   такое   устное народное   творчество»   и   «История   возникновения   колыбельной   песни»   и ознакомление   учащихся   с   прибаутками,   небылицами   и   потешками.   Практически учащиеся изучат колыбельные песни и примут участие в постановке музыкально­ литературной композиции «Колыбельные для мамы», с которой учащиеся смогут выступить на концерте ко Дню матери. 4.Изучение музыкально­игрового фольклора         Практика­10 часов Программой   предусмотрен   этот   раздел,   для   того,   чтобы   учащиеся   на   практике могли разучить музыкально­игровой фольклор, который будет использоваться и в постановке фольклорных программ, и для укрепления дружбы в объединении, ведь игра всегда сплачивает коллектив. 5.Постановка фольклорной программы «Масленица к нам пришла»         Теория – 1 час, практика­24 часа Теоретическое   занятие   будет   посвящено   истории   возникновения   праздника «Масленица».   На   практических   занятиях   учащиеся   разучат   масленичные   песни, заклички. Будут работать со сценарием, учить текст. Итогом будет масленичное представление для учащихся ЦДТ «Масленица к нам идёт». 6.Постановка ярморочного представления «Про Фому и про Ерёму»         Теория­ 1 час, практика – 22 часа Теоретическое   занятие   будет   посвящено   истории   возникновения   ярморочных представлений. На практических занятиях учащиеся разучат шуточные песни: «Как поехали два брата», «Жил я у пана», «Здорово, здорово у ворот Егорова», «Шёл, да пошёл». Эти песни могут исполняться и отдельно, не только в рамках фольклоной программы. Также учащиеся будут работать со сценарием, учить текст. Итогом будет   фольклорная   программа   –   ярморочное   представление   «Про   Фому   и   про Ерёму» 7.Обережные куклы Теория­1 час, практика 7 часов На теоретическом занятии учащиеся узнают кто такие обережные куклы и какие  разновидности кукол существовали у наших предков. На практических занятиях  учащиеся изготовят обережные куклы. А после окончания изучения раздела  учащимися при помощи педагога будет оформлена выставка этих кукол Цель этого раздела в программе: позволить детям прикоснуться ближе к миру фольклора. 8.Шумовые инструменты         Теория – 1 час, практика – 3 часа На теоретическом занятии учащиеся просмотрят видеозапись об игре на ложках, о различных   техниках   игры.   На   практических   занятиях   учащиеся   обучаются несложным техникам игры на ложках и оформят песню «Жил я у пана» игрой на ложках. 9.Концертная практика         Практика­4 часа. Выступление учащихся фольклорного театра «Забава» на мероприятия различного уровня. 10.        Мероприятия воспитывающего и познавательного характера Теория – 9 часов, практика – 9 часов. В  этот   раздел   входят   воспитательные   мероприятия   целями   и   задачами   которых приобщить обучающихся к социальному опыту, духовно – нравственным ценностям человека; содействовать формированию всесторонне развитой личности, развивать образное мышления, воспитывать чувство патриотизма Формы аттестации /контроля Опрос Контрольные  упражнения Самостоятельно е  исполнение Учебно­тематический план второго года обучения Название раздела, темы Количество часов № п/п Вводное занятие. 1 1.1. Правила техники безопасности. 2. Работа над постановкой голоса и  вокально­хоровой техникой 2.1. Групповые занятия 2.2. Индивидуальные занятия 3. Хороводные, игровые, шуточные  и плясовые песни 3.1. Хороводная песня «Земляничка­ ягодка» 3.2. Разучивание хороводных движений  к песне «Земляничка­ягодка» 3.3. Игровая песня «Сидит Дрёма» 3.4. Обыгрывание песни «Сидит Дрёма» 4 3.5. Шуточная песня «Пойду я на  6 рынок» Всего 2 2 64 40 24 40 6 4 6 Теор ия 2 2 0 Практ ика 0 0 64 0 0 0 0 0 0 0 0 40 24 40 6 4 6 4 6 3.6. Обыгрывание песни «Пойду я на  рынок» 3.7. Плясовая песня «Чижик» 3.8 4. Разучивание кадрили к песне  «Чижик» Изучение музыкально­игрового  фольклора 4.1. Игра «Ведьмина метёлка» 4.2. Игра «Пирог» 4.3. Игра «Звонарь» 5. Постановка фольклорной  программы «Как Христово  Рождество подкатилось под  окно» 4 6 4 6 2 2 2 30 5.1. Из истории праздника «Рождество» 2 5.2. Изучение колядок 5.3. Работа с текстом. Заучивание. 5.4. Чтение по ролям 5.5. Репетиционная работа 6 Постановка фольклорной  программы «Лето, лето, вылазь  из под клета» 18 4 4 2 34 6.1. Подбор и разучивание песенного  20 материала для фольклорной  программы 6.2. Изготовление декораций для  фольклорной программы 6.3. Работа с текстом. Заучивание. 6.4. Чтение по ролям 6.5. Репетиционная работа 4 4 4 2 0 0 0 0 0 0 0 2 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4 6 4 6 2 2 2 28 0 18 4 4 2 34 20 2 2 2 2 Самостоятельно е  исполнение Наблюдение Опрос Наблюдение 7 Обережные куклы 7.1. Кукла «Подорожница» 7.2. Кукла «Десятиручка» 7.3. Кукла «Кукушка» 7.4. Оформление выставки  изготовленных учащимися кукол 8. Шумовые инструменты 8.1. Трещотки 8.2. Бубен 9 Концертная практика 10. Мероприятия воспитывающего и  познавательного характера Итого 8 2 2 2 2 4 2 2 10 18 216 1 0 0 0 1 0 0 0 0 9 Выставка  7                 2 2 2 1 4 2 2 10 9 Самостоятельно е  исполнение Наблюдение Наблюдение 16 200 Содержание программы второго года обучения. 1.Вводное занятие. Теория­2 часа.  В этот раздел входит инструктаж по технике безопасности, знакомство педагога с учащимися,   выявление   их   интересов,   знакомство   с   правилами   внутреннего распорядка. 2.Работа над постановкой голоса и вокально­хоровой техникой Практика ­ 64 часа Индивидуальные занятия – 24 часа, групповые  занятия– 40 часов  В   раздел   входят   подготовка   голосового   аппарат   к   работе   распеванием определённых   гамм   и   упражнений,   овладение   определённых   вокальных   навыков, преодоление технических трудностей в изучении репертуара. Сюда так же входят: артикуляционная   гимнастика   для   развития   дикции;   дыхательная   гимнастика   по методике   А.Стрельниковой,   способствующая   развитию   правильного   певческого дыхания, а также оздоравливает организм.          3. Хороводные, игровые, шуточные и плясовые песни Практика – 40 часов В раздел входит практическое изучение хороводной, игровой, шуточной и плясовой песен.   Все   разученные   песни   оформляются   по   их   характеру   соответствующими движениями. 4.Изучение музыкально­игрового фольклора         Практика­6 часов Программой   предусмотрен   этот   раздел,   для   того,   чтобы   учащиеся   на   практике могли разучить музыкально­игровой фольклор, который будет использоваться и в постановке фольклорных программ, и для укрепления дружбы в объединении, ведь игра всегда сплачивает коллектив. 5. Постановка фольклорной программы «Как Христово Рождество  подкатилось под окно» Теория – 2 час, практика­28 часа Теоретическое   занятие   будет   посвящено   истории   возникновения   праздника «Рождество». На практических занятиях учащиеся разучат рождественские песни, колядки.   Будут   работать   со   сценарием,   учить   текст.   Итогом   будет   постановка фольклорной программы для учащихся ЦДТ. 6. Постановка фольклорной программы «Лето, лето, вылазь из под клета»         Практика – 34 часа На практических занятиях учащиеся совместно с педагогом попробуют подобрать песенный репертуар и разучат его для постановки фольклорной программы, примут участие в изготовлении декораций к постановке, разучат текст. 7.Обережные куклы Практика ­8 часов Изготовление обережных кукол. Цель этого раздела в программе: позволить детям  прикоснуться ближе к миру фольклора. Итог­выставка. 8.Шумовые инструменты         Практика – 4 часа Практическое обучение игре на бубне и трещотке, и их использование в исполнении разучиваемого песенного материала. 9.Концертная практика         Практика­10 часов. Выступление учащихся фольклорного театра «Забава» на мероприятия различного уровня. 10.        Мероприятия воспитывающего и познавательного характера Теория – 9 часов, практика – 9 часов. В  этот   раздел   входят   воспитательные   мероприятия   целями   и   задачами   которых приобщить обучающихся к социальному опыту, духовно – нравственным ценностям человека; содействовать формированию всесторонне развитой личности, развивать образное мышления, воспитывать чувство патриотизма .  Учебно­тематический план третьего года обучения № п/п 1 Название раздела, темы Вводное занятие. 1.1. Правила техники  безопасности. 2. Работа над постановкой  голоса и вокально­хоровой  техникой 2.1. Групповые занятия 2.2. Индивидуальные занятия 3. Хороводные, шуточные  плясовые песни и частушки 3.1. Хороводная песня «» 3.2. Разучивание хороводных  движений к песне «» 3.3. Частушки «Пляши Матвей» 3.4. Разучивание кадрили к  частушкам «Пляши Матвей» 3.5. Шуточная песня «Пошёл  мужик козу пугать» 3.6. Обыгрывание песни «Пошёл  мужик козу пугать» 3.7. Плясовая песня «Я по  бережку ходила» 3.8 Разучивание пляски к песне  «Я по бережку ходила» 4. Изучение музыкально­ игрового фольклора 4.1. Игра «Золотые ворота» 4.2. Игра «Солнце» 4.3. Игра «Со вьюном я хожу» Количество часов Всего Теория Практика 2 2 0 2 64 40 24 40 6 4 6 4 6 4 6 4 6 2 2 2 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 64 40 24 40 6 4 6 4 6 4 6 4 6 2 2 2 Формы аттестации /контроля Опрос Контрольные  упражнения Самостоятельное исполнение Самостоятельное  исполнение 5. Постановка фольклорной  программы «Вот и  праздник Покров» 5.1. Из истории праздника  «Покров» 5.2. Изучение песенного  30 2 18 материала для фольклорной  программы 5.3. Работа с текстом. Заучивание. 4 5.4. Чтение по ролям 5.5. Репетиционная работа 6 Постановка фольклорной  программы «Троица» 6.1. Из истории праздника  «Троицы» 6.2. Подбор и разучивание  песенного материала для  фольклорного представления 6.3. Изготовление декораций для  фольклорного представления 4 2 34 2 18 4 6.4. Работа с текстом. Заучивание. 4 6.5. Чтение по ролям 6.6. Репетиционная работа 7 Обережные куклы 7.1. Кукла «Неразлучники» 7.2. Кукла «Спиридон» 7.3. Кукла «Колокольчики» 7.4. Оформление выставки  изготовленных учащимися  кукол 8. Шумовые инструменты 8.1. Рубель 4 2 8 2 2 2 2 4 4 2 2 0 0 0 0 2 2 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос 28 0 18 4 4 2 32 0 18 2 2 2 2                 7 Выставка 2 2 2 1 4 2 Самостоятельное  исполнение 8.2. Тамбурин 9 Концертная практика 10. Мероприятия  воспитывающего и  познавательного характера Итого 4 10 18 0 0 9 2 10 9 216 18 198 Наблюдение Наблюдение Содержание программы третьего года обучения. 1.Вводное занятие. Теория­2 часа.  В этот раздел входит инструктаж по технике безопасности, знакомство педагога с учащимися,   выявление   их   интересов,   знакомство   с   правилами   внутреннего распорядка. 2.Работа над постановкой голоса и вокально­хоровой техникой Практика ­ 64 часа Индивидуальные занятия – 24 часа, групповые  занятия– 40 часов  В   раздел   входят   подготовка   голосового   аппарат   к   работе   распеванием определённых   гамм   и   упражнений,   овладение   определённых   вокальных   навыков, преодоление технических трудностей в изучении репертуара. Сюда так же входят: артикуляционная   гимнастика   для   развития   дикции;   дыхательная   гимнастика   по методике   А.Стрельниковой,   способствующая   развитию   правильного   певческого дыхания, а также оздоравливает организм.          3. Хороводные, игровые, шуточные и плясовые песни Практика – 40 часов         В раздел входит практическое изучение хороводной, игровой, шуточной и плясовой песен.   Все   разученные   песни   оформляются   по   их   характеру   соответствующими движениями. 4.Изучение музыкально­игрового фольклора         Практика­6 часов Программой   предусмотрен   этот   раздел,   для   того,   чтобы   учащиеся   на   практике могли разучить музыкально­игровой фольклор, который будет использоваться и в постановке фольклорных программ, и для укрепления дружбы в объединении, ведь игра всегда сплачивает коллектив. 5. Постановка фольклорной программы «Вот и праздник Покров» Теория – 2 час, практика­28 часа Теоретическое   занятие   будет   посвящено   истории   праздника   «Покров».   На практических занятиях учащиеся разучат песни, приуроченные празднику. Будут работать   со   сценарием,   учить   текст.   Итогом   будет   постановка   фольклорной программы для учащихся ЦДТ. 6. Постановка фольклорной программы «Троица» Практика – 34 часа На   практических   занятиях   учащиеся   совместно   с   педагогом   изучат   песенный репертуар   (троицкие   песни)   для   постановки   фольклорной   программы,   примут участие в изготовлении декораций к постановке, разучат текст. 7.Обережные куклы Практика ­8 часов Изготовление обережных кукол. Цель этого раздела в программе: позволить детям  прикоснуться ближе к миру фольклора. Итог­выставка. 8.Шумовые инструменты         Практика – 4 часа Практическое   обучение   игре   на   рубеле   и   тамбурине,   и   их   использование   в исполнении разучиваемого песенного материала. 9.Концертная практика         Практика­10 часов. Выступление учащихся фольклорного театра «Забава» на мероприятия различного уровня. 10. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера Теория – 9 часов, практика – 9 часов. В  этот   раздел   входят   воспитательные   мероприятия   целями   и   задачами   которых приобщить обучающихся к социальному опыту, духовно – нравственным ценностям человека; содействовать формированию всесторонне развитой личности, развивать образное мышления, воспитывать чувство патриотизма. Ожидаемые результаты В конце 1 года обучения дети будут:  иметь представление о: разнообразии фольклорных жанров; некоторых  народных обрядах и праздниках: жатве, зимних и “зеленых” святках,  Масленице, встрече весны;  иметь начальные навыки: фольклорного интонирования; владения  простейшими элементами фольклорной хореографии; игры на простых  изученных народных инструментах;  уметь: вести себя на занятиях; быстро переходить из активного состояния  (игровые или хореографические движения) в состояние внимания (слушать  педагога); спокойно брать дыхание; в ритме напева четко декламировать  тексты изученных песен; исполнять фольклорный материал пройденных  жанров; ритмично ходить под музыку и исполнять простейшие элементы  русского танца. У детей будут воспитаны: интерес к народной культуре; умение видеть  прекрасное в народном творчестве; основы норм поведения в быту и обществе. В конце 2 года обучения дети будут:  иметь общее представление о: регионально­певческих особенностях  музыкального языка Ульяновской области , а также казачьей традиции;  хореографии Юга России, северном хороводе;  знать: о жанровых разновидностях детского фольклора; о земледельческом  характере русских обрядов и праздников; пройденные народные обряды и  праздники;  иметь навыки: исполнения фольклорного материала в ансамбле;  фольклорного интонирования, варьирования и двухголосного пения; владения элементами фольклорной хореографии. уметь: рассказать об основных народных праздниках; о своих наблюдениях за  явлениями природы; прохлопать ритмические рисунки разучиваемых песен; чисто  интонировать в рабочем объеме голоса, чисто петь в унисон; исполнять  фольклорный материал пройденных жанров; находить варианты разучиваемых  песен; сопровождать пение различными изученными традиционными  инструментами. У детей будут воспитаны: основы культуры общения; бережное отношение к  народной песне, стремление к самовыражению через творчество. В конце 3 года обучения дети будут:  иметь общее представление о: певческих особенностях Ульяновской  традиции; традиционной хореографии Курской, Белгородской и Воронежской области, Урала и Сибири;  знать: о жанровых разновидностях юношеского фольклора; сроки и обычаи  встречи и проведения основных народных обрядов и праздников;  иметь представление о месяцеслове;  иметь навыки: свободного и полетного пения в народной манере, открытого  грудного резонирования в высокой певческой позиции; ровного звуковедения; цепного дыхания.  уметь: определять сезонную принадлежность календарных песен; петь с  сопровождением и без музыкального сопровождения репертуар,  соответствующий возрасту; эмоционально передавать игровые образы;  сопровождать пение различными изученными народными инструментами;  организовать игру; принять участие в исполнении обряда, праздника,  традиционного действа. У детей будут воспитаны: чувство ответственности за коллектив; устойчивый  интерес к народному творчеству; адекватная самооценка. Условия реализации программы Объединение работает на базе Игнатовского ДДТ. Для занятий используется  актовый зал, в котором соблюдены санитарно­гигиенические нормы. 2 раза в год проводятся инструктажи: по технике безопасности, по  противопожарной безопасности, по антитеррористическим мероприятиям, правилам поведения в объединении и на территории школы. В течение года осуществляется  контроль за выполнением всех правил. Все обучающиеся к началу учебного года имеют медицинские справки с  разрешением заниматься в объединении. Необходимым условием реализации программы является посещение педагогами  курсов повышения квалификации: каждые 3 года в институте развития образования, а также самообразование: посещение занятий коллег по профилю, методических  объединений и совещаний музыкального отдела ДДТ №3, участие в работе мастер  классов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Этапы обучения Возраст детей Стартовый (1­й год) 7­9 лет Срок реализации 1 год Базовый (2­й год) 8­10 лет 1 год Продвинутый (3­й год) 10­16 лет 1 год Задачи Ведение в  народное  искусство.  Знакомство с  материнским  фольклором,  народным  календарём,  обрядами и  обычаями.  Развитие  полученных  на    1­ ом  году  умений, навыков и знаний.  Интенсивное  освоение  фольклорных  традиций.  Знакомство с  календарными  жанрами,  хороводными,  шуточными и  плясовыми  песнями.  Формирование  устойчивого  интереса к  народному  творчеству.  Комплексное  освоение  традиционной  музыкальной  культуры.  Знакомство с  календарными  и семейно­ бытовыми обрядами и  приуроченными  к ним песнями.  Знакомство  со всеми  жанровыми  группами  песенного и  инструментального фольклора.  Способы определения результативности Для   отслеживания   результативности   прохождения   программного   материала используется   педагогический   мониторинг.  Мониторинг   проводится   на   основании разработанных   педагогом   контрольных   заданий,   тестов,   анкет.   Мониторинг проводится два раза в год: входящий и итоговый. теоретически и практически. Материально­техническое обеспечение:  удобный, хорошо проветриваемый класс на 15 человек;  музыкальные инструменты;   сценическая площадка; аудиоаппаратура Информационно­методическое обеспечение:  песенные сборники;  электронные носители (диски) с минусовыми фонограммами;   сценарно­методические материалы аудио­и видеозаписи с различными видами песенного и устного фольклора Критерии и формы оценки усвоения знаний:  диагностика;  контрольное прослушивание;  опрос;  наблюдение. Входная диагностика проходит  в начале учебного года, она направлена  на  развитие интереса к данному виду искусства. Текущая диагностика проводится в течение всего  учебного  года. Она  проходит в форме контрольных уроков ,бесед. Итоговая диагностика проводится в конце года Она выявляет все знания, умения и навыки приобретённые  в работе. Формы такой диагностики  разнообразны от  творческих  оттенков , до районных конкурсов. Для выявления освоения курса программы выделяется три уровня­ низкий уровень­ когда ребёнок имеет  теоретические представления ,но  затрудняется в практике. средний уровень­программа хорошо усвоена и правильно  применяется на  практике.  высокий   уровень­ребёнок   глубоко   и   прочно   усвоил   материал   .Свободно владеет этим материалом   Формы подведения итогов реализации образовательной программы:  участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, конкурсах;  демонстрация   знаний   и   умений   на   открытых   занятиях   для   родителей, педагогов; Техника безопасности, пожарная безопасность 1. Помещения должны быть чистыми, проветренными. 2. Необходимо проводить беседы­инструктажи по ТБ и пожарной безопасности. 3. Содержать в постоянной готовности имеющиеся средства пожаротушения. 4. Расставлять мебель так, чтобы она не препятствовала эвакуации детей во  время пожара. 5. При проведении мероприятий должно быть организовано дежурство. 6. Нельзя полностью гасить свет при проведении мероприятий. 7. Нельзя оставлять без присмотра детей и включенные в сеть электроприборы. 8. Во время экскурсий строго соблюдать правила поведения на дорогах, перед  каждой экскурсией проводить инструктаж по ТБ. 9. Во время работы с колющими и режущими предметами (при изготовлении  костюмов) строго соблюдать правила ТБ. 10.В случае пожара: принять меры к эвакуации детей из помещения; вызвать пожарную охрану по телефонам: 0­01,9 11,31629; приступить к тушению очага пожара имеющимися средствами пожаротушения. 1. Алпатов   С.В.   Народная   драма:   поэтика   коммуникативной   неудачи   // Список литературы для педагога Традиционная культура. – 2001. ­ №1. 2. Блок   В.Г.   Сопереживание   и   сотворчество   //   Психология   художественного творчества. ­ М., 2006 г.. 3. Шамина   Л.В.   Специфика   учебно­воспитательной   работы   в   фолтьклорных певческих коллективах//методическое пособие. Москва, 2000 г 4. Зрелищно­игровые формы народной культуры / отв. Ред. И сост. Л.М.Ивлева. ­ Л., 2009 5. Ивлева Л.М. Дотеатрально­игровой язык русского фольклора. ­ СПб., 2006 Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. ­ СПб.,2013. 6. Игра в народной культуре // Живая старина. – 1995. ­ №2. 7. Игра   как   предмет   междисциплинарного   исследования   //   Традиционная культура. ­  2001. ­ №1. 8. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. ­ М., 2007. 9. Дубовик   С.В.   «В   хороводе   были   мы»:   песенно­репертуарный   сборник   для детских народных коллективов// Издательство АМБ, 2015 10.Дубовик С.В. «Хоровод круглый год»: сценарно­методические материалы// Издательство АМБ, 2015 11.Обухова К.Л. «Русская народная песня для детей»// Издательство «Детство­ пресс»,2012

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловейко»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Соловейко»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2019