Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Оценка 5
Образовательные программы
docx
экология +1
Все классы
09.11.2017
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников, тем самым способствует воспитанию экологической грамотности.
Татьяна конспекты (1).docx
Блок 1. «Природа Осенью»
Конспект № 1.
Тема: «Природа»
Образовательные задачи,
Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о
растениях и животных;
Формировать представления о неразрывной связи человека с
природой /человек – часть природы/
Национально –региональный компонент.
Показать уникальность природы Самарской области, её хрупкость и, в
то же время могущество.
Предварительная работа:
Дидактическая игра
«Природа –не природа»,
«Угадай, что в мешочке»
Наблюдения и опыты:
Наблюдения на экологической тропе
«Что такое природа».
Дидактический материал
Картины о природе, стихотворения,
Техническое обеспечение:
Шумы природы.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно
исследовательская, продуктивная.
Ход занятия
В. Посмотрите, ребята, к нам опять пришёл Незнайка. Что же у него
случилось? (Ответы детей).
В. Конечно, он опять чегото не знает. Чего же он сегодня не знает? Ему
опять дали задание, а он его выполнить не может. Незнайка принёс картину,
ему надо найти на ней природу. Поможем Незнайке?
(Ответы детей).
В. Скажите, а вы видите на этой картине природу?
Д. Да. Природа – это деревья, коровы, овцы, цветы, земля, солнце.
В. А почему вы не назвали дома, машины? Они тоже нарисованы на
картине.
Д. Дома – не природа. Их сделал человек.
В. Природа – это то, что существует независимо от человека. И сам
человек часть природы.
Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной Земли
Зовётся этот дом.
В. Мы с вами живём в этом доме. Очень его любим, любуемся им
весною, грустим осенью и зимой, радуемся солнышку летом. Но человек не
только любуется природой, он научился ею пользоваться.
ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ. 1.
Какую пользу приносит нам лес? (Лес даёт нам тепло. Он нас
кормит. Лес очищает воздух от примесей и выделяет кислород).
2.
Как использует человек реки? ( Реки дают человеку воду. По
рекам мы перевозим грузы, по рекам плавают теплоходы. В реках мы
купаемся.)
3.
Как мы используем рыбу? (Мы ловим рыбу в реках и морях и
едим её.)
4.
Какую пользу человеку приносит солнце? (Солнце нас согревает,
люди придумали солнечные батареи, которые дают нам энергию.)
В. Получается, что природа приносит пользу человеку. Я думаю, что
Незнайка теперь понял, что такое природа. А давайте его проверим. Вот у
меня картинки: на одних из них изображена природа, а на других природы
нет.
(Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них изображено,
есть ли на них природа). Доказывают свою точку зрения.
Физкультминутка
К речке быстро мы спускались,
Наклонялись, умывались.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один поплыли.
Мы похожи на дельфина.
Выплыли на берег крутой
И отправились домой.
( Дети выполняют соответствующие движения.) В. Скажите, природа – друг человеку или враг?
(Ответы детей).
В. Человек всегда дружил с природой, преклонялся перед ней, боялся
её и изучал. В древности человек выражал свою наблюдательность в рисунках,
загадках, поговорках. Вот сейчас вы и будете отгадывать загадки.
Зимой белый, а летом серый. (Заяц).
В. Как родилась эта загадка?
Д. Люди заметили, что заяц зимой бывает белый, а летом всегда серый.
Сильнее солнца,
Слабее ветра.
Ног нет, а идёт
Глаз нет, а плачет. (Туча).
В. Что может закрыть солнце в летний день?
Почему говорят, что туча слабее ветра?
Как это туча может ходить?
Что за слёзы у тучи?
(Ответы детей).
Не стукнет, не брякнет,
А в окошко войдёт. (свет).
В. Человек заметил, что свет приходит в дом через окно, причём он
приходит так тихо, что никто его не слышит.
Махнула птица крылом
И закрыла весь свет пером. ( Ночь).
В. Люди сравнивали ночь с птицей, потому что они не знали, как
наступает темнота, и очень её боялись. Они сравнивали ночь с таинственной
страшной птицей, роняющей перо, которое закрывает солнце и наступает
темнота.
В. Как рождались загадки, вы поняли. Люди наблюдали за природой,
замечали изменения и придумывали загадки. А как же придумывали пословицы? Пословица – краткое народное изречение с назидательным
содержанием.
В. Послушайте пословицу и скажите, что тут взяли у природы.
Весна красна цветами,
А осень пирогами.
Д. Весной много цветов, а пирогов нет, потому что хлеб только
посадили, и ему ещё долго расти. А осенью поспевает хлеб, ну, а цветов,
конечно, уже нет. Так и появилась эта пословица.
В. А объясните другую пословицу.
Что летом уродится,
То и зимой пригодится.
Д. Летом вырастают овощи, фрукты, хлеб. Их заготавливают на зиму.
В. Какие вы знаете овощи?
В. А какие вы знаете фрукты?
Дети перечисляют.
В. А какие вы знаете ягоды?
Дети перечисляют.
ИГРА «ЧТО ЛИШНЕЕ».
Картошка, капуста, морковь, яблоко.
Груша, яблоко, слива, лук.
Малина, калина, смородина, помидор, арбуз.
Солнце, воробей, жук, кукла.
Воспитатель читает стихотворение С. Кирсанова.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы, О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
В. Человек, конечно, может всё. Но человек изза своего всемогущества
стал причиной гибели многих животных и растений, мест их обитания.
Человеку надо бережно относиться к природе.
Ребята, Незнайка благодарит вас за помощь, ему пора уходить.
Дети прощаются с Незнайкой.
В. Вы сегодня на славу потрудились. Вы узнали много нового, а сейчас
вам предстоит высказать своё отношение к сегодняшнему занятию, но не
словами, а цветными кругами. Покажите круг того цвета, который показывает
ваше настроение на занятии. Спросить детей, почему они показали круг того
или иного цвета. Конспект № 2.
Тема: «Наш дом природа»
Образовательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего
живого
Национально –региональный компонент.
Продемонстрировать радость общения с природой своей местности.
Предварительная работа:
Чтение худ. Литературы: Э.Мошковская «Жил на свете человек»,
В.Орлов «Дом под крышей голубой»
Наблюдения и опыты:
Сравнить:
«Дом – жилище человека» и
«Дом – природа»
Игра «Мой дом»Дидактический материал
Картины о природе, стихотворения,
Техническое обеспечение:
Шумы природы.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно
исследовательская, продуктивная.
Ход занятия
Каждый из нас живёт в доме со стенами, крышей и полом. Но как
только мы выходим за порог обычного дома, то оказываемся в другом доме на природе. Когдато, очень давно, только природа и была единственным
домом человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Человек
охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек
многому научился. Теперь мы живем в домах, покупаем в магазинах пищу, а
нашим настоящим домом всё равно остаётся природа. А что такое природа?
(Природа – это то что нас окружает: солнце, цветы, деревья, растения,
животные)
У человека есть дом, а у кого ещё в природе есть свои дома? (у лисы
нора, у медведя – берлога, у муравьёв муравейник). У муравьёв, как и у
людей, большой общий дом. Что интересного вы о них знаете? (один из самых
старых существующих видов насекомых на Земле, они почти всеядны и
нападают на любую добычу, Муравьи никогда не спят и могут поднять груз в
сто раз тяжелее собственного веса).
От чего в нашем доме бывает светло вечером? (от люстры)
А что можно сравнить с люстрой в природе? Да, солнце. А что же такое
солнце?
Солнце – это раскаленное шарообразное тело. Это самая близкая к
Земле звезда. Раскалённые вещества Солнца излучают свет, и этот свет
доходит до Земли, поэтому днём нам так тепло и светло. Свет от Солнца до
Земли доходит за 8 минут и 30 секунд. Вокруг Солнца вращается девять
планет. Луна вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, поэтому идёт
смена дня и ночи.
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало принялось за дело:
Обошло всю землю. И устало,
Отдыхать за тёмным лесом село.
Если вдруг найдёшь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость, Не буди: у солнца сон минуты,
Не шуми: весь день оно трудилось.
Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить ещё
и с домашним обогревателем – плитой, батареей отопления.
Отгадайте загадку:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Что можно сравнить с дождём в нашем доме? Душ.
Игра «Ходят капельки по кругу»
Невидимка озорной:
Всё играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И кудато всё спешит (ветер)
В природе – ветер, а в доме …. (вентилятор)
У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь вырывается из
вулкана.
Игра «Хорошо плохо» (применение огня)
Одеяло белое
Не руками сделано
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
У себя в доме человек научился «делать снег» в холодильнике.
Пословицы и поговорки о снеге:
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий
Зима без снега – лето без хлеба.
Снег холодный, а от стужи укрывает. Как не мойся, белее снега не будешь.
В комнате есть пол, в домеприроде под нашими ногами – земля, почва.
На полу у нас лежит ковёр, а на землековре растёт трава. В обычном доме
бывают каменные и деревянные стены, а в домеприроде – горы и деревья.
В природе – дикие животные, в доме – домашние.
Анализ проблемной ситуации:
Определите, к каким животным относится мышь, живущая под полом
сельского дома, к домашним или к диким? (Домовая мышь – вовсе не
домашнее, а дикое животное, которое хорошо приспособилось жить возле
человека)
В природе есть дикорастущие растения, у нас комнатные.
Назовите растения нашей группы.
Всё, что есть в природе и в жизни человека взаимосвязано. Природа –
это и есть растения, животные, горы и реки, воздух и земля, это и мы с вами. Конспект № 3.
Тема: «/Неживая природа»
Образовательные задачи:
Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и
их сезонными изменениями;
Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в
неживой природе;
Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто
идут дожди, дуют холодные ветры.Продемонстрировать радость общения с
природой своей местности.
Национально –региональный компонент.
Особенности явлений природы Самарской области, /резкий, ранний
приход осени/. Календарь природы.
Предварительная работа:
цикл познавательных занятий по природным зонам: «Тайга и
лес», «Пустыня», «Теплые страны», «Ледниковая зона, тундра»; общее
знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и
упражнения на приобретение навыков: для классификации животных и растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для
развития логического мышления, памяти.
Наблюдения и опыты:
Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни
растений и животных нашего региона.
Игра «Следы осени»
Техническое обеспечение:
ТСО – магнитофон, оформление лесной полянки (елочки, шишки, маски
– шапочки (рыба, елочка, бабочка, птица, муравей).
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно
исследовательская, продуктивная.
Ход занятия
В.: Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг (природа).
Ребенок рассказывает стихотворение «Нас в любое время года, учит
мудрая природа…».
Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о природе). Да, нас окружает природа живая и неживая.
А в чем вы видите отличие живой природы от неживой? (*Живая
природа: дышит, растет, питается, движется, развивается, размножается,
изменяется, умирает)
Ребята, а природа нас чемуто учит? Чему? (правдивости, чистоте,
доброте, справедливости, терпению, труду, дружбе).
А как она нас этому учит? Приведите примеры.
Давайте сегодня поговорим о природе. А чтобы нам не было скучно, я
приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких
телепередач, а так же побывать участниками этих передач.
Физкультминутка «Мы – шоферы».
Программа «Умники и умницы». (проигрывается заставкамелодия этой
передачи).
Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».
Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и
четко.
1. Что такое природа?
2. Как надо вести себя в лесу?
3. Лиственное дерево с белой корой?
4. Что значит «волка ноги кормят»?
5. Где раньше начинает таять снег – в лесу или городе?
6. Куда зайцу легче бежать в гору или с горы?
7. Почему нельзя трогать яйца в гнезде?
8. Что птицам страшнее – голод или холод?
9. Большую часть территории нашей планеты Земля занимает вода или
суша?
10. Назовите живую и неживую природу?
Я довольна вами, вы настоящие умники и умницы. А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу.
(Звучит заставка к программе «В мире животных»).
Физкультминутка «Только в лес мы пошли».
Программа «В мире животных»
Мы с вами знаем, как разнообразен животный и растительный мир.
Скажите пожалуйста,
чем отличаются животные друг от
друга? (цветом шерсти, величиной, питанием, повадками, местом обитания).
А чем отличаются растения? (цветом, формой, структурой, местом
произрастания).
Как можно разделить животных по тому,
как они
питаются? (травоядные, грызуны, хищники).
А сейчас ребята у нас такая задача. Нужно подойти к столам и
разложить картинки с животными и птицами по месту их обитания. (Зеленый
круг – тайга и лес, синий круг – ледниковая зона и тундра, желтый круг
пустыня и степи, красный круг – теплые страны).
(Дети должны доказать правильность своих действий).
Как вы думаете, могут ли жить животные жарких стран, например,
жираф в наших лесах? Или бурый медведь в Африке? Почему? (Потому, что
каждое животное привыкло к тому климату, где оно проживает и к той
растительности, которой питается).
(Звучит заставка к программе «Клуб путешественников»)
Программа «Клуб путешественников»
Сейчас мы побываем в гостях у передачи «Клуб путешественников».
Оком мы сегодня будем говорить, вы узнаете по загадкам.
Рыжая не лисица. Маленькая, не кошка.
Прыгает не заяц. Живет в дупле, но не сова. (Белка)
Найдите кубик с изображением белки. Где живет белка? (В лесу, в
дупле). На каких деревьях белка находит себе жилье? (Найдите кубик с
изображение елки и поставьте под кубиком белки).
А чтоб эти деревья росли, что необходимо для их роста? (Земля,
солнце, воздух, вода).
Найдите кубики с этими изображениями и определите место в этой
пирамиде.
Мы составили пирамиду, в которой видно, что живая природа
взаимосвязана с неживой.
Так какой же мы сможем сделать вывод, глядя на эту пирамиду? (Все
в природе взаимосвязано).
(Подаются сигналы слышен голос диктора: «Внимание, внимание!
Впервые на экране очень нужная, полезная, новая и интересная
программа «Помоги природе»).
Выступают дети в роли животных. Слушаются жалобы, бабочки, елочки,
птицы, муравья, рыбы. Каждая жалоба обсуждается и дети дают советы как
помочь.
Бабочка: Что за слон пришел к нам в лес?
Только шум стоит и треск?
Елочка: Все веточки мне обломал.
Бабочка: Крылышко мое сломал.
Птица: Сбил мое гнездо на ели.
Муравей: Разорил мой муравейник.
Рыба: Водоем мне загрязнил.
Елочка: И лесу сильно навредил.
Ребята, кто же это мог сделать? Какими правилами поведения
в природе мы можем помочь нашим гостям? (Нельзя трогать насекомых,
громко включать музыку и не шуметь, животные очень тревожатся, вырубать деревья и ломать ветки, разжигать костры, разорять муравейники, оставлять
мусор).
Кто же еще, кроме человека, мог такое натворить? Ребята, ребята надо
срочно все исправить. Давайте разделимся на две команды: первая команда
уберет бумажный мусор, а вторая пластиковый. Все нужно сделать не только
быстро, но и аккуратно, чтобы не примять траву, не сломать веточки у
деревьев и не напугать животных и птиц.
(Уборка мусора проводится, как конкурс).
Ребята, посмотрите, как стало чисто.
Рыбы, птицы, звери
В душу людям смотрят.
Как будто просят нас
Люди, не убивайте зря.
Ведь море без рыб – не море.
Ведь небо без птиц – не небо.
Земля без зверей – не земля.
А нам без зверей нельзя.
1й ребёнок: Давайте будем дружить друг с другом, 2й ребёнок:
Давайте будем к тому стремиться,
Как птица с небом, Чтоб нас любили
Как поле с лугом, И зверь и птица,
Как ветер с морем, И доверяли повсюду нам,
Трава с дождями, Как самым верным своим друзьям!
. Как дружит солнце со всеми нами!
3й ребёнок: Давайте будем
Беречь природу
Для жизни и дружбы она нам дана! Конспект № 4.
Тема: «Солнце»
Образовательные задачи,
Дать представление о Солнце как о звезде.
Уточнить знания о строении солнечной системы. Предварительная работа:
Составление макета «Солнечная система»
Наблюдения и опыты:
Наблюдение за солнцем /восход и заход/. Опыт «Звёзды светят
постоянно»
Дидактический материал
Иллюстрация о солнце.
Техническое обеспечение: схема – планеты Солнечной системы, карта
звездного неба, детские рисунки с изображением домов, настольная лампа,
пластмассовая ванночка, плоское зеркальце, лист белой бумаги.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно
исследовательская, продуктивная.
Ход занятия
В.: Дети, бывают ли солнечные лучи ночью? (Нет). Солнечные лучики
можно сравнить с детьми Солнца. А что такое Солнце? (выслушиваются
ответы детей) Солнце — это большаябольшая, просто огромная, очень
горячая звезда (раскаленное шарообразное тело), которая находится далеко
от нас. Кто из вас наблюдал на небе звезды? (Дети рассматривают карту
звездного неба, читают названия звезд, рассматривают контуры созвездий и
схему «Солнце и планеты Солнечной системы».)
В. Солнце — это такая же звезда, как и другие, но она находится
намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу
планету и освещают ее. (Воспитатель прикрепляет на мольберт рисунки
домов.)
С чем можно сравнить свет солнца? (Со светом огромной лампы.)
Воспитатель затемняет окна и гасит свет. В. Сейчас мы попытаемся понять, почему солнечный свет доходит до
нашей планеты, а свет других звезд.
Наблюдение
Настольная лампа ставится на стол. Дети подходят к ней как можно
ближе. Воспитатель подносит лампу к рисункам и спрашивает:
Хорошо ли виден свет лампы? Хорошо ли видны детали рисунков?
(Хорошо.)
Дети отходят в другой конец комнаты и убеждаются, что при удалении
от окна свет лампы становится менее ярким и различать элементы рисунков
труднее.
Вывод: Солнце находится к Земле гораздо ближе других звезд,
поэтому оно освещает и согревает нашу планету. А другие звезды изза
удаленности мы можем наблюдать лишь на фоне темного неба, их свет не
способен превратиться ночь в день. Можно сказать, что Земля находится на
таком же расстоянии от Солнца, как дети от настольной лампы, когда стоят
рядом с ней. А остальные звезды находятся на таком же расстоянии от Земли,
как дети лампы, когда стояли в другом конце группы.
Физкультминутка:
(Воспитатель с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков по стене,
дети стараются их поймать.)
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком – пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!
Прыгскок, прыгскок, убежал на потолок!
Воспитатель: Отгадайте загадку: Я иду – она идет,
Я сою – она стоит,
Побегу – она бежит. (Тень). В солнечный день, если вы станете лицом, спиной, боком к солнышку, то
на земле появится темное пятно. Это ваше отражение, называется оно тенью.
Откуда это темное пятно? Как образуется тень?
(выслушиваются предположения детей). Солнышко посылает на Землю
свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы
закрываете путь лучам, они освещают вас, но на Землю падает ваша тень.
Где еще есть такие темные пятна? На что похожи наши тени?
Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать
чужую тень? Как это сделать? (Игра «Догони тень»)
Тень образуется не только от тела человека, но и от любого
непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей. Тени
бывают разные, они могут двигаться, стоять на месте, танцевать. Одним
словом, тень делает то, что делает тот, кому она принадлежит. Но, к
сожалению, она всегда молчит. Вот какая она таинственная, молчаливая
волшебницатень.
Опыт: Сейчас мы наполним ванночку водой и поставим около окна
так, чтобы на нее падали солнечные лучи. Опустим зеркальце в воду
наполовину. Его верхняя часть опирается на край ванночки, а нижняя —
находится в воде под углом. Я возьму лист бумаги и помещу его перед
зеркалом. Я буду менять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней
не появится разноцветная радуга. Теперь я покачаю ванночку, чтобы по воде
пошла рябь. Что мы видим теперь?
Вывод: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.
Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в
разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
В конце занятия воспитатель опять затемняет комнату, включает
настольную лампу, ставя ее таким образом, чтобы она освещала однотонную стену. Детям предлагается поиграть с пальчиками, складывая из поразному,
рассказать, на что похожа тень.
Блок 2. «Растения осенью»
Конспект № 5.
Тема: Экскурсия на луг. «Луг –экосистема»
Образовательные задачи,
Закрепить правила поведения в природе;
Учить находить связь растений с насекомыми.
Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений
Национально –региональный компонент.
Показать красоту луга. Редкие лекарственные , ядовитые растения.
Предварительная работа:
Чтение «Приключения кузнечика Кузи».
Дидактическая игра «Угадай растение»
Наблюдения и опыты:
Наблюдение «Живые барометры» /предсказание погоды/
Дидактический материал
ягоды шиповника, картинка с изображением куста шиповника, ёмкость с
водой.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно
исследовательская, продуктивная.
Ход занятия
Ребята, мы с вами часто раскрываем тайны и секреты, открываем что
то новое, неизведанное. Вот и сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по нашему
району и может быть нам удастся раскрыть ещё какуюнибудь тайну, узнать
секрет.
А чтобы отправиться в путешествие нужно ответить:
Как называется посёлок в котором мы живём?
А как называется наш район?
Вы с семьёй отдыхали на природе в нашем районе, а куда ездили
или ходили?
Значит вы должны знать правила. Какие это правила?
(Дети с помощью карточек вспоминают правила поведения в природе,
затем отправляются в дорогу. Вовремя пути воспитатель читает
стихотворенье
Ветер веет над полями,
И качается трава.
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправовлево, взадвперёд,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнём.
Ребята, а куда же мы с вами попали?
Правильно на луг.
Послушайте стихотворенье азербайджанского поэта С. Вургуна:
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лица им показать.
Посмотрите вокруг, нравиться вам тут? А почему нравиться?
Вот и поэт в своём стихотворении предлагает поздороваться с лугом,
поклониться ему и поблагодарить луг за красоту.
А теперь закройте глазки и послушайте. Кто, что услышал?
Ой, ребята. а я кажется слышу, что ктото стонет. Давайте посмотрим.
(Показывается домовёнок Кузя)
Здравствуй. Кузя. Что случилось?
Кузя: Здравствуйте, вот шел к лешонку за лекарством для внучки
Анютки, захворала она, да ногу поранил.
Ребята, как же нам помочь домовёнку? Мы с собой только воду взяли,
а бинт и йод не брали.
Правильно, нужно сорвать лист подорожника. А почему он так
называется?
Значит где мы его искать будем?
(дети находят подорожник)
Молодцы. а теперь скажите мне можно ли подорожник сразу к ране
приложить?
Почему нельзя?
(Дети лечат Кузю)
Кузя: Вот спасибо вам, болеть меньше стало. А может вы и Анютке
поможете?
Что с ней?
Кузя: У неё горло болит.
Ребята, что может помочь Анютке? Какая травка?
Правильно. Это ромашка. Найдите на лугу ромашку.
(дети принося ромашки) Ой смотрите, а ромашки то разные. Чем они отличаются?
Правильно, листья разные и цветок.
А хотите узнать почему?
Ребята, оказывается у аптечной ромашки есть двойник, называется он
нивяник или поповник. У него более крупное соцветие, цельный лист и нет
такого приятного запаха как у аптечной ромашки. Понюхайте.
Так какой цветок мы дадим Кузи?
(дети выбирают цветок)
(Кузя благодарит детей и причитывает)
Кузя: Ой, а бабушка Настасья места себе не находит, за Анютку
волнуется, боюсь как бы плохо ей не стало.
Ребята, можно помочь бабушке Настасье немного успокоится?
Как вы думаете, какая травка нам пригодится?
Правильно, мята. Она является успокаивающим средством, да и чай с
ней вкусный.
Держи Кузя. завари бабушке чай.
Кузя: Уж и не знаю как вас благодарить. Вы такие добрые ребята и я
хочу вам рассказать об одном полезном растении. Лешонок мне дал
красненькие ягодки.
Ребята хотите узнать, что это за ягодки?
(Кузя достаёт и показывает детям шиповник)
Кузя: Это шиповник.
Ребята вы видели шиповник, вы пробовали его плоды? Понравились
они вам?
А что вы знаете о шиповнике?
А хотите узнать ещё? Кузя нам расскажет.
Кузя: Шиповник –неприхотливый, колючий кустарник, дикая роза.
Цветет в мае июне, плоды созревают в сентябреоктябре. Из семян шиповника получают масло, оно обладает противовоспалительными и
ранозаживляющими свойствами. Полезные свойства шиповника: витаминное,
общеукрепляющее, противомикробное. Я хочу вас угостить.
Спасибо тебе Кузя, мы с ребятами будем пить чай из шиповника и с
благодарностью тебя вспоминать.
Кузя: Ну мне пора, а то поди Анютка заждалась.
(Кузя прощается с детьми и уходит)
. Есть много трав полезных на земле.
Могут справиться с болезнью душица, матьимачеха, Иванчай,
крапива, зверобой.
Мне нужно только напомнить вам, как нужно относиться к
лекарственным растениям. Когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не
сбивать цветы. Нужно бережно относиться к природе. После сбора трав не
забудьте тщательно вымыть руки.
Ребята, давайте вспомним с вами правила сбора лекарственных
растений.
(Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда
высохнет роса.
Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог,. Там грязно, пыльно.
Загрязняются выхлопными газами.
При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то
выделиться сок.
Сушить растения не на солнце, а в тени.
Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до
последнего.
Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.)
Молодцы, а теперь я предлагаю поиграть в игру: «Загадкиотгадки». Я вам загадаю загадки, отгадав их, вы узнаете, какие это растения.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
Каждый лист мой любит тропка
У обочины дорог.
Но однажды людям добрым,
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет, На красивой одежке. (Ромашка)
Ягодка сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшке сыто, камешками набито. (Шиповник)
Седая старуха,
Горькая горюха,
По полю бродила
С ветром говорила,
В хату к нам пришла,
В уголке легла,
От степного аромата,
Нам милее стала хата. (Полынь)
На опушкеогоньки,
Целая проталинка,
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев не, она цветет,
Холодом охвачена
Пчелкам самый ранний мед Дарит. (Матьимачеха)
Ягоды мои таят
Целый витаминный клад,
Значит, лучше ягод нет
Для сиропов и конфет. (Шиповник)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не дает идти
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помощь тебе в пути. (Подорожник)
Молодцы, ребята, вот и заканчивается наше путешествие, а как вы
думаете раскрыли мы с вами новую тайну.
Конечно и я думаю она будет не последней.
Ребята, давайте сорвём несколько растений для гербария, чтобы дети
других групп смогли познакомиться с лекарственными растениями нашего
района. Только помните правила.
(дети приступают к сбору растений)
Ребята, нам пора отправляться в детский сад, там мы с вами попьём
витаминный чай из шиповника и сделаем гербарий из собранных растений.
(Вернувшись в группу, беседуем с детьми об услышанном, увиденном). Конспект № 6.
Тема: «Как растения готовятся к зиме» /целевая прогулка/
Образовательные задачи,
Учить распознавать и называть по листьям и плодам 56 деревьев, 34
кустарника, 45 садовых цветущих растений.
Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание
листвы, плоды, листопад, замирание листьев.
Национально –региональный компонент.
Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь
природы.
Предварительная работа:
Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни»
Наблюдения и опыты: Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в
группу
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно
исследовательская, продуктивная.
Ход занятия
Организационный момент. Накануне в вечерний отрезок времени в
группу «приходит» адресованный детям конверт, в конверте звуковое
письмо. Прослушивание письма. «Здравствуйте ребята»
Вы, наверное, удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не
знаете от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я….. (Осень)
Правильно я Осень. И не простая, а золотая. Я – самое красивое время
года, которым все любуются, о котором пишут стихи и песни. Но не только
красотой я знаменита. Осенью в природе происходит множество интересных
явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит природе вокруг
нас. Поэтому, я хочу пригласить вашу группу к себе в гости, в мой осенний
парк. Приходите завтра, полюбуйтесь на мою красоту, понаблюдайте, что
интересного произошло в парке в октябре.
Во время экскурсии по парку воспитатель предлагает детям назвать
как можно больше признаков осени. Что изменилось по сравнению с началом
осени? Просит подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние»
определения. Небо, какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.) Дождик, какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.)
Деревья, какие? (Разноцветные, мокрые, голые.) Загадывает детям загадки:
«Весной вырастают, осенью опадают». (Листья.) «Пришла без красок и без
кисти, и перекрасила все листья» (Осень)
Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в это время года
опадают листья многих деревьев, происходит листопад. Дошкольники
высказывают свои предположения: почему листья опадают? (Обсуждаются
любые предположения детей.) Педагог рассказывает, что деревья, кустарники
зимой «спят», и из земли в листики не поступают пища и вода. Кроме того,
если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки.
Дети выполняют задание: найти опавшие листья разного цвета,
рассмотреть их, отметить, как изменился их цвет, каким он был раньше и
каким стал теперь.
Воспитатель организует игру «Узнай лист». Педагог выкладывает
опавшие листья от разных деревьев и кустарников и предлагает выбрать
листья определенного дерева (например, сначала листья рябины, затем
березы); собрать только красные (только желтые) листья; отобрать листья
только деревьев, только кустарников, выложить ряды от самого маленького к
самому большому, от самого светлого к самому темному. Обратить внимание
на сосны, рассмотреть ствол, хвою
Проводится подвижная игра: «Раз, два, три, к дереву (к кустарнику)
беги!» Воспитатель называет дерево, к которому должны бежать дети.
Выигрывает тот, кто первым найдет нужное растение и дотронется до него.
Педагог обращает внимание ребят, что листья с деревьев опадают
каждый год. Куда же они деваются? Чтобы получить ответ на этот вопрос,
дети собирают листья одной породы, но разного цвета. (Например, листья
осин.) Затем выкладывают их в ряд от самого молодого (зеленого) до самого
старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они
меняются. Опавшие листья перегнивают, их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В землепочве
появляется больше «пищи» для растений. Кроме того, «одеяло» из опавших
листьев согревает землю и не дает замерзнуть корням растений. Воспитатель
подчеркивает, что опавшие листья это не мусор, они нужны в природе.
В конце занятия воспитатель делает заключение: осенью становится
холоднее, солнце светит, но дает мало тепла. Листья на многих деревьях
меняют свой цвет и опадают, опадают и плоды с семенами, растения
перестают расти и готовятся к зимнему сну.
В вечерний отрезок времени проводится конкурс на самый
необыкновенно раскрашенный лист. Дети выполняют задание, рассматривают
все листья и выбирают самый необыкновенный осенний лист. Конспект № 7.
Тема: «Цветущие растения»
Образовательные задачи,
Закрепить названия
45 цветущих растений
Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.
Уточнить части растений и их функции
Национально –региональный компонент.
Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше
остальных.
Предварительная работа:
Пересаживание растений с клумб, уход за растениями
Наблюдения и опыты:
Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно
исследовательская, продуктивная.
Ход занятия
Дети выходят на улицу.
В.
Дети, посмотрите на наш цветник. Вспомните названия
этих цветов. (Гвоздика, цинния, пион, календула, ирис, мак, нарцисс,
флоксы).
Как выглядел цветник летом? (Он был пёстрым, ярким, красочным).
Послушайте стихотворение:
Осенние цветы…
Бордовый, желтый, красный…
Осенние букеты посвоему прекрасны.
И бархатцы ручьём
Вдоль узеньких тропинок… Последние цветы согрели душу светом
Природной доброты. Благодарю за это.
Осенние цветы – души очарованье,
В них – радость и печаль,
И осени дыханье.
(Ольга Волкова)
Скажите, как изменился наш цветник с наступлением осени?
(Цветущих растений стало меньше, чем летом. Они очень красивы. На
них приятно смотреть, наслаждаться их ароматом).
Как называются растения, которые ещё цветут? (Бархатцы, циннии,
рудбекия, флоксы, хризантемы).
Рассмотрите растения. Вспомните, как называются части растений?
(У растений есть корни, стебли, листья, цветы).
Для
чего растению цветок?
(Цветок –
это
орган
размножения растений).
Вспомните строение цветка и найдите его составные части (лепестки,
венчик, тычинки, пестик).
Вы знаете, цветки бывают одиночные и в форме соцветий. Назовите
одиночные цветки. (Одиночные – это циннии, календула, рудбекия, бархатцы,
ирис).
Соцветия состоят из группы мелких цветков, расположенных на
одной цветоножке. Назовите цветы, у которых соцветие простой зонтик.
(Флоксы, гвоздика).
Вспомните, как мы ухаживали за цветником летом? Что мы делали?
Скажите, что необходимо растениям для роста? (Свет, тепло, влага,
хорошая почва, воздух). Что произошло с растениями после того, как они отцвели? (Цветы
завяли, их лепестки облетели. На месте цветов образовались семена).
Как вы думаете, почему некоторые растения называют однолетними, а
другие многолетними? (Дети высказывают предположения. Воспитатель
обобщает ответы детей). Растения, которые цветут один год, называются
однолетними. Назовите однолетние растения. (К ним относятся космея,
календула, цинния, бархатцы).
Покажите их.
Какие многолетние растения вы знаете? (Пионы, нарциссы, флоксы,
ландыши).
После того, как они отцветают, их корни не погибают. Чтобы корни
многолетних растений не замерзли зимой, их утепляют. Как их можно
утеплить? (Укрыть листьями).
Ребята,
давайте сравним бархатцы и циннии. Какие это
растения? Какие они по высоте? Какого цвета их цветки, листья? Какой
листок у циннии, какой лист у бархатцев? Какой формы цветы у этих
растений? Потрогайте, погладьте цветы. Что вы чувствуете, прикасаясь к
ним? Понюхайте цветы бархатцев, циннии. Что можно сказать об их
аромате? Какой он?
Дидактическая игра «Найди по описанию».
Ведущий (сначала
воспитатель, а затем ребёнок)описывает растение, дети находят его
в цветнике.
Много цветов выращивают в наших садах. Но учёные утверждают:
когдато русская земля была очень бедна садовыми растениями. Спасибо
путешественникам! Они, исследуя новые земли, находили там неизвестные на
Руси растения с красивыми цветами и привозили их домой. Все знают
гвоздику, фиалку, мак. А ведь они переселились к нам из теплых стран
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности «Знатоки родной природы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.