Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
экология
Детсад
06.09.2017
Программа естественно - научной направленности для дошкольников по экологии.Изучение обучающимися природы. Программа включает несколько разделов. Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и воспитателей детского сада. Привить любовь детям к природе, научить бережно обращаться с живыми существами. Знакомить ребят с окружающим нас миром.
эколята программа для детского сада.docx
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
Острогожский центр детского творчества
Программа принята Утверждена приказом №
на педагогическом совете от «31» августа 2017 г.
протокол № по МКУ ДО «Острогожский
от «31» августа 2017 г. центр детского творчества»
Директор _______Ж.Н.Хрипченко
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Экология для дошкольников»
Тип программы: общеразвивающая,
модифицированная
возраст обучающихся: 56 лет
срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Ивлева Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования Острогожск 2017
Пояснительная записка.
1. Основные характеристики программы:
I.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они
постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают
зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья
снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир
природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность,
затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их
ценностных ориентиров. Полученные в детстве впечатления от родной
природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на
отношение человека к природе, к родному краю. Начинать экологическое
просвещение надо с дошкольного возраста. В дошкольном возрасте
формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим
людям, окружающему миру. Поэтому так важно создать условия для развития
у детей понимания того, что всё в природе взаимосвязано, что Земля наш
общий дом, а человек – часть живого мира природы. Только при
систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов
и их жизненных проявлений, в процессе игровой и практической деятельности
ребёнка, в форме наглядных образов, открывается не только внешняя
видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные
связи между ними. Это способствует формированию чувственного познания
природы, которые важны не только для настоящего периода развития ребёнка,
но и в будущей его взрослой жизни. И чем раньше мы будем вести
экологическое просвещение и воспитание, тем более явными можно ожидать
результаты.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные
аспекты экологического образования дошкольников.
1.1 Педагогическая целесообразность
Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей
дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать
посильную помощь нашей природе. Например, для птиц, зимующих в наших
краях, заготавливаем корм, делаем кормушки, организовываем «птичью
столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем кормушки на
территории детского сада и парка, ведём наблюдения за сезонным поведением
пернатых.
2 Данная программа включает развитие у детей умений постановки и
проведения простейших опытов.
как доброта,
ответственность,
Благодаря включению детей в освоение данной образовательной
программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается
наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в
природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие
личностные качества,
трудолюбие,
самостоятельность, умение работать в коллективе. Представленная
программа построена на принципах развивающего обучения, научности и
доступности, с учётом местных экологогеографических, национально
культурных условий и сезонных изменениях в природе. Всё выше
перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной
программы.
1.2. Актуальность программы обусловлена проблемой охраны окружающей
среды. Воспитание у детей экологической грамотности все
больше выступает на первый план в современной системе образования.
Возраст 56 лет начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Любить и
беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
1.3. Отличительные особенности программы.
В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную
социальную функцию, помогая детям, через активное познание окружающего
мира, войти в новые современные социальноэкономические отношения и,
преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни.
У обучающихся, занимающихся в объединении, формируется экологическая
культура, которая выражается в гуманноценностном отношении к природе.
Основными проявлениями
служат:
доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость;
интерес к природным объектам; желание и умение заботится о живом.
Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед
людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и
истощения, сохранение многообразие видов живых организмов, охрана
природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей.
Программа дает возможность обучающимся познакомиться с окружающим
миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения,
ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране
окружающей среды.
экологической культуры
3 1.4. Цель программы:
культуры, любви к природе родного края.
Формирование осознанного отношения к природе, экологической
1.5. Задачи программы:
Обучающие:
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни
животных в естественных условиях и с охраняемыми животными,
вошедшими в Красную книгу;
познакомить обучающихся с окружающим растительным миром, ролью
растений в жизни людей, с разнообразием цветочнодекоративных растений,
занесённых в Красную книгу;
познакомить с существующими в природе взаимосвязями растений,
животных и человека;
Воспитательные:
воспитать в ребенке лучшие духовнонравственные качества: любовь к
людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и
чувствам;
воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и
животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов
чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
1.6. Возраст обучающихся, которым адресована программа.
Программа рассчитана, на обучающихся 56 лет. Объединение формируется
на добровольной основе с согласия родителей детей, количество
обучающихся в объединении 1015 человек.
1.7.Формы.
Основной формой организации образовательного процесса являются
групповые и индивидуальные занятия, которые проводятся в различных
формах.
1.8.Объём программы: 36 часов в год.
1.9 Срок реализации программы: 1 год.
1.10 Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
1.11. Планируемые результаты.
4 Личностные результаты.
В результате реализации программы, обучающиеся должны приобрести
следующие качества:
бережное отношение к природе своей Родины;
умение обсуждать и анализировать свою деятельность;
умение экологически мыслить;
умение работать в команде;
приобретение практических навыков поведения в природе;
активная жизненная позиция обучающихся;
экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
развитие трудолюбия, ответственности, соблюдение норм поведения в
природе, правил здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
К концу обучения дошкольники должны знать:
термины «живая» и «неживая» природа;
признаки времён года;
основных представителей растительного и животного мира нашего
района;
основные виды растений и животных, занесённых в Красную книгу, и
обитающих на территории Острогожского района.
Должны уметь:
проводить фенологические наблюдения;
оформлять дневники наблюдений;
определять деревья и кустарники по форме ствола, кроны, листьев;
1.12 Способы и формы проверки результатов.
Главный показатель реализации программы – личностный рост каждого
ребенка, его творческих способностей.
Проверка эффективности данного курса осуществляется через открытые
занятия, различные экологические мероприятия. Подведение итогов
реализации программы также проводится путем организации выставок работ
учащихся (выставка рисунков, поделок).
5 №
п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Наименование разделов
и тем
Введение
Организация
фенологических
наблюдений
Осенние экскурсии
Перелётные птицы нашей
местности
Наши зимующие птицы
В царстве растений
Лекарственные растения
Мир насекомых
9.
Кто живёт в нашем лесу
10.
Зима в природе
11. Фенологические
наблюдения
зимой
12. Наши домашние животные
13.
14.
Весна в природе
Весенние фенологические
экскурсии
15. Экологические праздники
16.
Заключительное занятие
2. Содержание программы.
2.1. Учебный план
Теоретические
занятия
Практические
занятия
1
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1
0.5
1
0.5
5
1.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
4
2
0.5
5
5
3
1
Всего
часов
1
1
5
2
1
1
1
1
1
5
2
1
5
5
3
1
6 Итого:
7
29
36
2.2. Содержание тем программы.
1 год обучения.
Введение 1 ч.
Теория: Знакомство с детьми. Что мы будем изучать на занятиях. Что такое
«живая» и «неживая природа».
Практика: Экскурсия в парк. Викторина о природе.
Организация фенологических наблюдений – 1 ч.
Теория: Как правильно вести себя в природе. Фенология наука о явлениях.
Правила поведения наблюдений, ведение календаря природы.
Практика: фенологическая экскурсия в сквер.
Осенние экскурсии – 5 ч.
Практика: Экскурсии в природу с целью знакомства с осенними
изменениями в природе. Экскурсия в парк с целью знакомства с основными
породами деревьев и кустарников, определения деревьев и кустарников по
форме ствола, кроны, форме листьев. Оформление дневников наблюдений,
календаря природы «Осень».
Перелётные птицы нашей местности – 2 ч.
Теория: Знакомство с внешним видом и образом жизни основных видов птиц,
улетающих из наших мест на юг. Просмотр видеофильма: «Перелётные птицы
нашей местности».
Практика: Экскурсия в природу: наблюдения за поведением перелётных
птиц. Изготовление аппликации птицы из природного материала.
Наши зимующие птицы – 1 ч.
Теория: Знакомство с внешним видом и образом жизни основных видов
зимующих птиц, обитающих в нашем районе. Просмотр видеофильма
«Зимующие птицы средней полосы России».
7 Практика: Экскурсия в природу: наблюдения за поведением зимующих птиц.
Изготовление кормушек для птиц. Сбор семян и плодов дикорастущих
растений для зимней подкормки птиц. Работа с определителями, научно
популярной литературой, зарисовка основных видов зимующих птиц. Работа
с определителями, научнопопулярной литературой, зарисовка основных
видов зимующих птиц.
В царстве растений – 1 ч.
Теория: «В сказочном царстве, волшебном государстве» (занятие – сказка о
мире растений).
Практика: Экскурсии в природу: парк, лес, луг. Осенние изменения в жизни
растений. Листопад, изменение окраски листьев. Сбор осенних листьев,
составление феноспектров осенней окраски листьев. Практическая работа по
зарисовке листьев различных видов деревьев.
Лекарственные растения – 1 ч.
Теория: Изучение лекарственных растений луга (ромашка, чистотел, василёк и
др.)
Практика: Экскурсия в природу: лекарственные растения дубравы (дуб,
берёза, осина, клён, рябина, черёмуха). Правила сбора и хранения растений.
Мир насекомых 1 ч.
Теория: Отряд чешуекрылые, отряд жуки, отряд полужесткокрылые, отряд
перепончатокрылые.
Практика: Экскурсия в природу, с целью изучения насекомых.
Практическая работа с определителем насекомых, зарисовка основных видов
насекомых.
Кто живёт в нашем лесу – 1 ч.
Теория: Просмотр видеофильма «Птицы и звери лесной зоны», викторина:
«Лесные жители». Практика: Экскурсия в сосновый и дубовый лес: птицы и
млекопитающие, зарисовка обитателей леса.
Зима в природе – 5 ч.
Теория: Сезонные явления природы в зимний период. Признаки зимы:
изменение полуденной высоты солнца, замерзание водоёмов, метели,
снегопад. Значение снежного покрова для растений. Жизнь травянистых
растений леса под снегом, жизнь наземных животных и обитателей водоёмов
зимой.
Практика: Экскурсии в природу с целью изучения зимних явлений в
природе, измерение снежного покрова, изучение следов животных на снегу.
Фенологические наблюдения зимой – 2 ч.
8 Практика:
Экскурсия в природу: проверка зимних феносигалов.
Оформление дневников наблюдений, календаря природы «Зима», зарисовка
зимних пейзажей.
Наши домашние животные – 1 ч.
Теория: Кто живёт рядом с тобой. Как себя чувствуют животные в доме.
Сельскохозяйственные животные: их содержание и уход.
Практика: «В гостях у Кота Котофеевича» (выставка кошек) .Эти забавные
животные: знакомство с декоративными животными. Выставка рисунков
домашних животных.
Весна в природе 5 ч.
Теория: Признаки наступления весны: изменение внешнего вида растений,
появление первоцветов, изменение поведения животных, появление
насекомых. Сроки прилёта птиц, их значение и необходимость охраны.
Ледоход: сроки вскрытия Дона и его притоков.
Практика: Просмотр видеофильма «Весна в природе», презентация
«Первоцветы», акция: «Сохраним подснежник», конкурс поделок из цветной
бумаги «Весенние цветы», просмотр видеофильма «Мы летим домой»,
конкурс чтецов «Уж тает снег, бегут ручьи…».
Весенние фенологические наблюдения – 5 ч.
Практика: Изучение весенних феносигналов. Проведение наблюдений за
весенними изменениями в природе. Оформление дневников наблюдений,
зарисовка весенних пейзажей, конкурс на лучшее знание весенних примет,
пословиц, поговорок.
Экологические праздники 3 ч.
Практика: Подготовка и проведение различных экологических праздников:
праздник урожая, праздник первого снега, день зимующих птиц, праздник
русской берёзки, день Земли.
Итоговое занятие 1 ч.
9 3. Комплекс организационнопедагогических условий
3.1.Методическое обеспечение программы.
Ребенок, контактируя с природой, получает различную информацию,
накапливает цветовые, звуковые, осязательные впечатления. Поэтому
необходимо должное внимание на занятиях уделять наблюдениям на
прогулках в разное сезонное время, целевым экскурсиям, во время которых
дети получают неограниченные возможности для наблюдения за природой,
учатся сопоставлять и сравнивать, знакомиться с разнообразием окружающего
мира.
Для возбуждения детской любознательности и вовлечения ребенка в
активное усвоение окружающего мира, для возможности проявить себя, свою
фантазию и высвободить творческую энергию, необходимо проводить Занятия
в игровой форме, направленные не на конкуренцию, а на развитие
сотрудничества и взаимопомощь.
Большое внимание на занятиях старалась уделять работе с природным
материалом и давать «вторую жизнь» некоторым бытовым отходам. Это
кропотливый труд, но очень интересный для ребят и очень приятный.
Он развивает у детей фантазию, учит находить неожиданные решения,
способствует формированию мышления и внимания.
Семейная работа из природного материала способствует сплочению детей,
вызывает чувство гордости у детей за умелость своих родителей.
Помимо игровой деятельности и работы с природным материалом
считаю очень важным вовлекать ребят в исследовательскую работу
проведение простейших опытов с воздухом, водой, почвой, деревом,
металлом и пластмассой в мини лаборатории, которая имеет все необходимое
для проведения этих опытов. Исследовательская работа помогает развивать
познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить
логически, обобщать. Этому способствуют гипотезы детей об ожидаемых
результатах перед проведением опыта и обсуждение самих результатов
опытов.
Формы и методы работы на занятиях:
проведение массовых мероприятий;
проведение занятий, как ведущая форма фронтального обучения детей,
принципиально отличающиеся друг от друга дидактическими задачами,
логикой построения, ходом организации и проведения, занятия первично
ознакомительного,
обобщающего и
комплексного типов.
Обобщающие занятия проводятся с целью формирования у детей обобщённых
представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы.
наблюдения и экскурсии, имеющие оздоровительное, воспитательное и
развивающее значение, активизирующие познавательную деятельность детей;
наблюдательность; стойкий интерес к природе; формирующие отчётливые
познавательного,
углублённо
10 конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и
животных, их связи со средой обитания
(циклы наблюдений за растениями, зимующими птицами, сезонными
изменениями в природе и т.д.);
опыты и исследования;
природоохранные мероприятия: месячник сбора корма для зимующих птиц,
месячник «Зелёного друга», всевозможные акции и операции, проводимые в
соответствии с всенародными днями экологической опасности в дошкольном
учреждении совместно сотрудниками с детьми и при участии родителей,
способствуют формированию экологической культуры, экологического
сознания и экологического мировоззрения;
работа над экологическими проектами позволяет решать разный масштаб
образовательных и воспитательных задач, определяется сроками проведения
проекта, возрастом и возможностями детей, содержанием образовательной
программы. У детей формируется жизненный опыт по взаимодействию их с
окружающим миром, актуализируются знания, умения, навыки, появляется
возможность их практического применения, стимулируется потребность
самореализации ребёнка в общественно значимой деятельности, реализуется
принцип сотрудничества детей с взрослыми и своими родителями;
дидактические игры и игры – занятия (КВН, викторины, брей ринги, игры
путешествия и т.д.), направлены на обогащение опыта детей знаниями и
сведениями об окружающем мире в процессе игровой деятельности, часто
проводятся в виде заключительных занятий по темам для закрепления
пройденного материала, могут включаться в познавательную деятельность,
служить элементом развивающей среды (располагать в уголке рукотворного
мира);
беседа как метод расширения, углубления, обобщения и систематизации
знаний детей о природе, может использоваться и для поиска ответа на
проблемный вопрос или проблемную ситуацию;
обсуждение прочитанного материала используется для приобщения
обучающихся к книге, развивает умения слушать и коллективно обсуждать
прочитанное, высказывать собственное мнение, суждение;
просмотр и обсуждение видеоматериалов по теме, прослушивание
аудиоматериалов;
использование и театрализация экологических сказок с целью формирования
научного видения природы в раскрытии сложных явлений, многообразия
форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитания
ценностных ориентаций по отношению к объектам природы; масштаб общего
11 видения планеты, её значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и
природе как её важной части.
Завершается праздник акцией «Зелёный друг»;
Литература для педагога.
1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию
дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова,
А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. 2е
изд. М.: АмритаРусь, 2008. 256 с.
3. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н.
Луконина, Л.Е. Чадова. М.: Айрис пресс, 2002. 240с.: ил.
4. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей./ Е.А. Алябьева – М.: ТЦ
Сфера, 2014. – 128с.
5. Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников.
Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания/А. Лопатина, М.
Скребцова. – М.: Амрита, 2010. – 128с
6.Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников./ С.Н.
Николаева – М.: Мозаикасинтез, 2011. – 256 с.
7. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» современная
технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич //
Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 2327.
12 8. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских
дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И.Егоренков. – М.:
АРКТИ, 2011. – 128с.
9. Коробкин, В.И. Экология / В.И.Коробкин, Л.В.Передальский. – Ростов н/Д:
издво «Феникс», 2011. – С.545549.
Литература для обучающихся.
1. Шорыгина Т.А. «Овощи. Какие они?» / Т.А. Шорыгина. М. «Гном и Д»,
2009. 88 с.
2. Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году?!» / Т.А. Шорыгина. М. «Гном и
Д», 2009. 64 с.
3. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?», / Т.А. Шорыгина. М. «Гном и Д»,
2007. 64 с.
4. Шорыгина Т.А. «Ягоды. Какие они?», / Т.А. Шорыгина. М. «Гном и Д»,
2011. 64 с.
5. Шорыгина Т.А. «Злаки. Какие они?», / Т.А. Шорыгина. М. «Гном и Д»,
2007. 48 с.
6. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?», / Т.А. Шорыгина. М. «Гном и Д»,
2007. 48 с.
7. Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они?», / Т.А. Шорыгина. М. «Гном и
Д», 2008. 49 с.
8. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?», / Т.А. Шорыгина, М. «Гном и Д»,
2007. 93 с.
13
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа "Экология для дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.