Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
музыка +1
Взрослым
18.01.2017
Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР
Программа разработана, как дополнительная общеобразовательная программа для работы с учащимися Детской Школы Искусств. РЭР- это "Раннее эстетическое развитие", в эти группы ходят дети 5-6 лет.Программа рассчитана на 2 года. Цель учебного предмета: способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков. Работа по программе «Занимательное сольфеджио» строится по концентрическому принципу: отдельные темы изучаются не поочередно, а в течение всего года. А именно: теоретические сведения, интонационные навыки, развитие метроритма, музыкальное восприятие и творческие навыки.
Общеобраз. РЭР Занимательное сольфеджио.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования  «Подпорожская детская школа искусств» филиал «Никольское музыкальное отделение» ПРИНЯТО Малым педагогическим Советом Протокол  №____  от  « _____» ______   201__ г. УТВЕРЖДЕНО: Приказ № ____ от «____» ______________ 201__  г.   Дополнительная общеобразовательная программа «Раннее эстетическое развитие»  (наименование программы) Занимательное сольфеджио (наименование предмета) Срок обучения 2 года Возраст учащихся 5­6 лет                                                                                                                                                                                                                           (Ф. И.О.)  Разработана  преподавателем:      Царевой Т.Е. п. Никольский 2016г. 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа  художественной направленности «Занимательное сольфеджио» разработана на основе: Федерального   закона   от   29   декабря   2012   года   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации»; Концепции   развития   дополнительного   образования   детей   (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04 сентября 2014 года № 1726­ р); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления 2013   года   №   1008   образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации   общеразвивающих   программ   в   области   искусств»   (приложение   к   письму Минкультуры России от 19 ноября 2013г. №191­01­39).  При разработке дополнительной общеразвивающей программы были использованы: «Программа   по   сольфеджио   в   подготовительном   классе   ­   И.   Москалькова   М.1998г.», «Программа по сольфеджио в 0 классе ­М. Котляревская – Крафт М.86г.».     Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков   у   детей   младшего   возраста   в   условиях   музыкального   учебного   заведения,   в частности,   в   подготовительных   группах   при   музыкальных   отделениях   школ   искусств является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Специфика   музыкального   воспитания   у   детей   определяется   возрастными особенностями. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и   эмоциональность   в   восприятии   различных   явлений   окружающей   жизни,   их   внимание неустойчиво. Что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, необходимо уметь быстро   переключаться   на   различные   виды   деятельности.   При   этом   специфические музыкальные задачи не должны заслонять задач общевоспитательного порядка: необходимо детей   приучать   к   дисциплине,   труду,   развивать   чувство   ответственности,   уважения, чуткости, воспитывать честность и доброту. Работа по программе «Занимательное сольфеджио» строится по концентрическому принципу: отдельные темы изучаются не поочередно, а в течение всего года. Педагог планирует материал в зависимости от состава группы и уровня восприятия детей.   В   данной   программе   используются   различные   дидактические   материалы   в   виде наглядных   пособий,   помогающих   освоению   программных   требований:     картинки, передвижные нотки, «лесенка», магнитные доски с набором нотных знаков, карточки на осязание, шумовые игрушки, музыкальные инструменты и т.д. Главную   роль   в   обучении   детей   дошкольного   возраста   играет   разнообразие.   Им близка творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движение под музыку, фантазирование.  Игра никогда не утомляет, она естественно включает  детей в процесс   познания   окружающего   мира.   Игровая   ситуация   идеально   мобилизует   эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, служит превосходной двигательной разрядкой. Цель учебного предмета Способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального   кругозора,   формированию   музыкального   вкуса,   развитию   музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков. Задачи учебного предмета Обучающие Формирование   первоначальных   музыкальных   представлений   и   навыков   и приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте, воспитание чувства ритма, музыкально­ритмической памяти, музыкального слуха. Воспитательные  Формирование   волевых   качеств:   внимание,   сосредоточенность,   активность, дисциплинированность, уважение к товарищам и старшим, преодоление трудностей. Развивающие  Развитие художественного вкуса, накопление музыкальных впечатлений, привитие любви и интереса к творчеству. Актуальность    данной   образовательной   программы   заключается   в   раннем приобщении   детей   к   музыке,   что   создает   необходимые   условия   для   всестороннего гармонического   развития   личности   ребенка,   а   так   же   помогает   выявлению   детей, обладающих профессиональными музыкальными данными. Новизна  данной программы заключается в постановке единых  задач на занятиях сольфеджио   и   ритмики.   Такой   принцип   построения   занятий     помогает   лучше   усвоить изучаемый материал, при умелом его использовании обогащает урок различными формами работы,   что   положительно   сказывается   на   эмоциональном   тонусе   учащихся,   их работоспособности, активности восприятия. Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа 5­ 6 лет. Минимальный возраст детей для зачисления на обучение 5 лет. Срок   реализации  дополнительной   общеразвивающей   программы   2   года, продолжительность учебных занятий с первого по второй годы обучения составляет 35 недель в год. Учебно ­ тематическое планирование Тема Количество часов I год обучения II год обучения 1. Теоретические сведения. Нотная грамота. Регистры. Длительности. Такты. Размер 2/4 Темп. Динамика. Мажор, минор. 2. Интонационные навыки. Пение несложных попевок со словами и нотами.  Пение мажорного звукоряда. 3. Развитие метроритма.  Различные задания на ощущение метрической  пульсации. Чтение ритмослогами мелодий песен, попевок,  4 3 3 5 2 3 3 3 4 1 4 дирижирование. Чтение по записи ритмических упражнений  ритмослогами и на детских музыкальных  инструментах. 4. Музыкальное восприятие. Слушание небольших музыкальных  произведений, определение характера. 5. Творческие навыки. Досочинение мелодий, драматизация песен. Рисунки и игра на детских музыкальных  инструментах 1. Теоретические сведения. Ступени в гамме. Тоника. Тоническое трезвучие. Размер 2/4, 3/4 , 4/4, дирижирование Знакомство с интервалами. Способы звукоизвлечения (штрихи). 2. Интонационные навыки. Пение более сложных попевок со словами и  нотами, включая переменный лад. 3. Развитие метроритма. Изучение ритмоформул в размере 2/4, ¾, 4/4. Чтение ритмослогами ритмических упражнений  с дирижированием. Ритмические диктанты. 4. Музыкальное восприятие. Слушание небольших музыкальных  произведений, определение характера.  Знакомство с музыкальными инструментами. Определение на слух: мажор, минор, движение  мелодии вверх, вниз, устойчивых и  неустойчивых ступеней. 5. Творческие навыки. Досочинение мелодий, драматизация песен. Рисунки и игра на детских музыкальных  инструментах Всего: 3 5 2 1 6 4 3 3 3 1 1 4                             70 Календарно­тематические планы  1 год обучения Сентябрь­октябрь Теоретические сведения Шумовые и  музыкальные  звуки. Клавиши  Интонационные навыки Несложные  попевки (1­2  звука). Пение звукоряда  Развитие метроритма Долгие и  короткие звуки.  Метрическая  пульсация. Музыкальное восприятие Творческие навыки Слушание и  определение  характера и  настроения,  Игра на  ложках. Игра на фортепиано. Регистры. Октавы. Название нот. Знакомство с     «лесенкой». Мажор­минор  (лад). Понятие метра.  Длительности:  четвертная,  восьмая. Теоретические сведения Нотный стан. Скрипичный и  басовый и  ключи. Расположение  нот на нотном  стане. Сильная  ­слабая доли. Такт. Тактовая черта. Размер 2/4. вверх. Песня про ноты. Ритмическое  «эхо». Простые  ритмические  упражнения со  словами. инструментах шумового  оркестра. Рисунки. описание  музыкального  образа.               Определение на  слух: марш,  песня, танец. Движение  мелодии вверх,  вниз, на месте. Интонационные навыки Пение попевок и  песенок со  словами и  ритмослогами. Ноябрь­декабрь Развитие метроритма Метризация  двусложных слов. Ритмослоги Та и  Ти.  Чтение  ритмического  рисунка. Запись  ритма несложных  песенок.  Прохлопывание  ритма. Дирижирование  на 2/4. Ритмическая игра «Не зевай». Музыкальное восприятие Слушание и  определение  характера и  настроения,  описание  музыкального  образа.       Творческие навыки Отстукивание  ритма в  размере 2/4 на  ложках. Театрализация песен. Рисунки. Январь­февраль­март Теоретические Интонационные навыки Пение попевок и  песенок со  словами,  ритмослогами,  нотами. сведения Написание нот  I октавы. Штиль,  прописывание  штилей. Расположение  звуков на  клавиатуре. Паузы. Темп. Тоника. Развитие метроритма Чтение  ритмического  рисунка. Ритмические  диктанты (запись  ритма несложных  песенок). Самостоятельное  придумывание и  выкладывание  ритма в размере  Музыкальное восприятие Слушание и  определение  характера и  настроения,  описание  музыкального  образа.                 «Угадай, чей  голос?» (тембр).  Творческие навыки Шумовой  оркестр»         (тутти). Игра на  фортепиано  простейших  мелодий на 1­ 2 звука. Игра «Не 2/4. Ритмические  игры. Осознание  темпа:  медленный,  умеренный,  быстрый. зевай». Досочинение  (допевание)  окончания  мелодии до  тоники. Рисунки. Теоретические Интонационные Развитие Апрель­май навыки Пение попевок и  песенок со  словами,  ритмослогами,  нотами. сведения Длительности:  четвертная,  восьмая  (закрепление),  половинная ,  целая. Размер ¾. Громкость  звука  (динамика):  форте, пиано. Мелодия и  аккомпанемент. метроритма Ритмические  диктанты  (запись  ритмического  рисунка  знакомых  песенок). Дирижирование  2/4, ¾. Ритмические  задания с  паузами. Ритмическая  игра «Телефон». 2­й год обучения Сентябрь­октябрь Музыкальное восприятие Определять на  слух размеры  2/4, ¾(полька,  вальс). Определение  на слух лада  (мажор­ минор). Определение  громкости  (форте, пиано). Творческие навыки Игра простейших мелодий на  металлофоне и  фортепиано. Шумовой  оркестр  (аккомпанемент). Придумывание  слов на 3 доли. Игра с нотами. Досочинение  (допевание)  окончания  мелодии до  тоники. Театрализация  песен. Рисунки. Теоретические сведения Повторение:  лад, метр,  динамика,  четвертные и  восьмые  длительности,  размеры 2/4 и  Интонационные навыки Пение попевок и  песенок словами, нотами. Развитие метроритма Ритмические  диктанты. Мелодические  диктанты  (мозаика). Дирижирование  на 2/4. Музыкальное восприятие Слушание  музыкальных  произведений, определение  характера и  настроения,  описание  Творческие навыки Игра на  ложках,  металлофоне  и фортепиано, шумовой  оркестр. Досочинение 3/4. Написание  скрипичного  ключа. Написание  песенок  нотами. Игра «Угадай  ритм». музыкального  образа.               Определение  движения  мелодии: вверх,  вниз, на месте. Определение:  один звук,  много. Определение на  слух размера. (допевание)  окончания  мелодии до  тоники. Театрализация песен. Рисунки. Ноябрь­декабрь Развитие метроритма Ритмические  диктанты. Мелодические  диктанты. Определение  сильной и слабой  долей. Дирижирование  на 2/4 и 3/4. Теоретические Интонационные навыки Пение попевок и  песенок  словами, нотами. Пение по нотам. сведения Ключи­письмо. Ноты 1 октавы­ письмо. Штрихи  (легато,  стаккато, нон­ легато). Тон­полутон. Интервалы:  прима,  секунда. Запись нотами  и деление на  такты песенок. Музыкальное восприятие Слушание  музыкальных  произведений, определение  характера и  настроения,  описание  музыкального  образа.  Определение  способа  звукоизвлечения. Работа с  музыкальной  лесенкой. Творческие навыки Исполнение  попевок на  металлофоне  и фортепиано. Шумовой  оркестр. Досочинение  (допевание)  окончания  мелодии до  тоники. Театрализация песен. Рисунки. Январь­февраль­март Интонационные навыки Пение попевок и песенок  словами,  нотами. Пение по нотам. Теоретические сведения Размеры: 2/4,  3/4 и 4/4. Запись нотами и  деление на такты песенок. Знаки   альтерации. Ступени в гамме  (осознание  Развитие метроритма Ритмические  диктанты. Мелодические  диктанты. Дирижирование  на 2/4, 3/4 и 4/4. Игра «Телефон»  с записью ритма. Музыкальное восприятие Слушание  музыкальных  произведений, определение  характера и  настроения,  описание  музыкального  образа,  Творческие навыки Исполнение  попевок на  металлофоне  и фортепиано. Шумовой  оркестр. устойчивости и  неустойчивости). Тоническое  трезвучие  (мажорное,   минорное) Изучение  ритмоформул. Апрель­май Теоретические сведения Интервалы:  прима, секунда, терция. Интонационные навыки Развитие метроритма Пение попевок и  песенок по  нотам. Ритмические  задания с  паузами. Запись песенок  нотами и  деление на  такты. Пение песенок с  переменным  ладом. Дирижирование  на 2/4,3/4 и 4/4. Ритмические  диктанты. Мелодические  диктанты. Сочинение ритма. определение  выразительных  средств.                Знакомство с  музыкальными  инструментами. Театрализация песен. Рисунки. Сочинение  мелодии на  заданный  ритм. Творческие навыки Исполнение  попевок на  металлофоне  и фортепиано. Шумовой  оркестр. Театрализация песен. Сочинение  мелодии на  заданный  ритм. Рисунки. Музыкальное восприятие Слушание  музыкальных  произведений, определение  характера и  настроения,  описание  музыкального  образа.  Определение  размера. Темпа.  Громкости,  лада,  направления  мелодии,  устойчивости  ступеней.               Знакомство с  музыкальными  инструментами Содержание программы 1­й год обучения Знание теоретических сведений Звуки высокие, средние и низкие.  Направление движения мелодии. Нотная   грамота:   название   нот   в  пределах   одной   октавы,   скрипичный   и  басовый Понятие: пульс, сильная доля, размер 2/4, ¾. Длительности: половинная, четвертная, восьмая, четвертная пауза. • • • ключи, название клавиш. • • • • • • • Такт, тактовая черта. Мажор и минор. Звукоряд, гамма. Мелодия и аккомпанемент. Вступление, проигрыш, заключение. Членение мелодии на фразы. Темп. Динамика: форте, пиано. Интонационные навыки  Основная задача – научить интонировать всех детей.  Пение несложных песен со словами в сопровождении педагога. Интонирование небольших выученных песен и упражнений со словами • • и нотами. • пенное движение вверх и вниз, повторы на одном звуке. • • окраски. Пение мажорных звукорядов. Пение песен в мажоре и миноре. Осознание различной ладовой Пение по нотам небольших мелодических фраз, включающих посту­ Развитие метроритма Различные   задания   на   ощущение   метрической   пульсации:   хлопки,   прыжки, Упражнения  на  осознание  ритма:   повторение  хлопками   или   на  ударных  детских • ритмические жесты, игра на детских музыкальных инструментах. • инструментах ритмического рисунка небольших песенок выученных со словами. • • • • инструментах. Разучивание и чтение ритмослогами мелодий песен. Осознание длительностей через ритмические упражнения. Осознание размера 2/4 с дирижированием. Чтение по записи ритмических упражнений ритмослогами и на детских ударных Музыкальное восприятие  Слушание небольших музыкальных произведений. Определение их характера, настроения, некоторых элементов музыкального языка: Расширение   обогащения   словарного   запаса,   необходимого   при   описании Расширение музыкального кругозора Творческие навыки   Допевание (досочинение) окончания мелодии до тоники (осознание устойчивости). Рисунки, рассказы о музыке. Игра ритмических аккомпанементов на детских музыкальных инструментах. Драматизация песен и музыкальных пьес. • • лада, динамики, темпа. • музыкального образа. • • • • • • • • • • 2 ­й  год обучения Знание теоретических сведений Ступени в гамме, тоника, тоническое трезвучие. Мажорное и минорное трезвучие. Знакомство с интервалами.  Размер 2/4, ¾, дирижирование. Затакт. Навыки нотной записи. Интонационные навыки  Пение более сложных песен, выученных по слуху с  • сопровождением педагога. • Пение песен, включающих переменный лад. • Пение мажорных и минорных трезвучий. Развитие метроритма  Изучение ритмоформул в размере 2/4, ¾. Чтение ритмических упражнений ритмослогами с дирижированием. Повторение ритмического рисунка после проигрывания педагогом   • • • на фортепиано («ритмическое эхо»). • • Ритмические диктанты. Ритмические аккомпанементы к песням и инструментальным пьесам. Музыкальное восприятие  Художественно­эстетическое восприятие музыкальных произведений: определение • содержания. Характера, музыкальных средств. • для детей. • • устойчивых и неустойчивых ступеней. Расширение музыкального кругозора из числа произведений классики, написанных Знакомство с некоторыми музыкальными инструментами. Определение   на   слух:   мажора   и   минора,   движения   мелодии   вверх   и   вниз, Творческие навыки Допевание (досочинение) окончания мелодии до тоники (осознание устойчивости). Рисунки, рассказы о музыке. Игра ритмических аккомпанементов на детских музыкальных инструментах. Драматизация песен и музыкальных пьес. • • • • Организационно ­ педагогические условия реализации образовательной программы Организация аудиторных занятий – мелкогрупповая (4­6 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами   дифференцированного   и   индивидуального   подходов.   Продолжительность   1 занятия  – 45 минут. Форма   обучения – учебное занятие. Занятия  проводятся 1 раз в неделю. Перечень оборудования    (инструменты, материалы и приспособления)  Наименование оборудования (инструментов, материалов и Количество приспособлений) Классная комната для занятий с набором мебели (столы и стулья) Фортепиано 1 1 Перечень технических средств обучения   Наименование технических средств обучения  Количество Компьютер Мультимедийный проектор 1 1 Экран 1 Перечень учебно ­ методических материалов  Наименование учебно ­ методических материалов  Количество          Учебно – методическая литература           Нотная литература Видеоматериалы Наборы карточек, пособий, игры Методы работы: 11 5    62    10  словесный,  наглядный,  проблемно­ поисковый;      метод игровой мотивации (использование дидактических игр);  научный метод (использование тестов,  карточек индивидуального опроса).   Методические рекомендации  Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, которые   будут   понятны   для   дошкольного   возраста   и     разнообразные   по   форме   и содержанию. Необходимо  познакомить учащегося с историей  фортепиано, рассказать о выдающихся фортепианных  исполнителях и композиторах. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания   музыкальной   грамоты,   основы   гармонии,   которые   помогают   ему   в  обучении   по предметам «Основы фортепиано», «Вокальное пение». Методы   работы   над   качеством   звука   зависят   от   индивидуальных   способностей   и возможностей   учащихся,   степени   развития   музыкального   слуха   и   музыкально­игровых навыков. Планируемые результаты  освоения образовательной программы К концу обучения планируется приобретение следующих умений и навыков: умение эмоционально и увлеченно слушать музыку и охотно говорить о ней; слышать   комплекс   средств   музыкальной   выразительности,   характеризующих содержание музыки; выделять   тембры   инструментов   симфонического   оркестра, характеристике музыкального образа; определять жанровую принадлежность произведения (песня, танец, марш); определять простую форму музыкального произведения (одно­, двух­, трехчастная).   ведущие   в      результатов освоения образовательной программы  Система оценки Основными   принципами   проведения   и   организации   всех   видов   контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого. Формы контроля успеваемости: ­ контрольные уроки (с анализом результатов развития); ­ открытые занятия для педагогов, для родителей; ­ концертные выступления; ­ зачеты в конце учебного года. Критерии оценки Главным критерием обучения в подготовительном классе является: ­ объем проделанной работы; ­ темпы развития ученика; ­ конечный результат – как итог.  Список литературы 1.  Андреева М.,  Конорова Е. «Первые шаги в музыке».  М. «Советский      композитор» 1991. 2.  Бырченко Т. «С песенкой по лесенке» методическое пособие для детских      музыкальных школ.   М. «Советский композитор» 1983. 3.  Бырченко Т.,  Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике».  М.      «Советский композитор» 1991. 4.  Волков С. «Детям о музыке». М. «Музыка» 1999. 5.  Жигалко Е.,  Казанская Е.  «Музыка, фантазия, игра»  С­Пб.     «Композитор» 1999. 6. «Играем и танцуем» ­ игры, танцы и упражнения для детей дошкольного      возраста. М. «Советский композитор» 1992. 7.  Котляровская М.,  Крафт М.,  Москалькова И .,  Батхан Л.  «Сольфеджио».      Ленинград  «Музыка» 1988. 8.  Металлиди Ж.,  Перцовская А.  Сольфеджио «Мы  играем, сочиняем и     поем».  С­Пб.  «Композитор» 1998. 9. «Музыкальная шкатулка»  детские песни. М. 1995. 10.«Музыкальная палитра»  музыкальное воспитание в детском саду, семье       и школе.  М. «Музыка» 2009. 11.Савинкова О.,  Полякова Т. «Раннее музыкально­ритмическое развитие      детей».  М. «Музыка» 1979.

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР

Дополнительная общеобразовательная программа  «Занимательное сольфеджио» в группах РЭР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017