Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"
Оценка 4.6

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
экология +1
Взрослым
11.05.2018
Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"
Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы" имеет естественнонаучную направленность, направление экология и окружающий мир. Программа рассчитана на 4 года обучения, общее количество учебных часов 432. Целью программы является познание тайны природы, показать детям удивительный мир живой и неживой природы через формирование целостного представления об окружающем мире, рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы" имеет естественнонаучную направленность, направление экология и окружающий мир.
чудеса и тайны природы- программа.docx
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДА НОВОПАВЛОВСКА Принята на заседании                                                              Утверждаю: педагогического совета                                                      Директор МКУ ДО  протокол № 1                                                                       «Дом детского творчества» от «30» августа 2016 года                                                   г.Новопавловска                                                                                                                                                                Приказ № 115 от «08»сентября 2016 г.             В.А.Совершеннова                             ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности   «ЧУДЕСА И ТАЙНЫ ПРИРОДЫ»   Возраст обучающихся: 10 ­14 лет Срок реализации: 4 года Автор­составитель: Пристинская Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования 1 Кировский район г. Новопавловск 2016г. СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………...... 3 СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ……… 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ…………… 10 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ……… 16 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ…………… 19 БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ……….24 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ…………….26 ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ……….32 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ…………….32 МЕТОДИЧЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ……………...36  ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………....39  ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………. .40 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         кто   ее знает, изучает,          Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, понимает.                Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и   знаний,   поэтому   главная   задача   экологического   образования   – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего   систему   экологических   знаний,   умений   и   мышления. Флора   и   фауна   развивались   на   протяжении   многих   миллионов   лет,   они продолжают существовать и развиваться     и сейчас в самых разнообразных условиях и климатических поясах Земли. Все живые существа включены в сложнейшую систему природы, и все они, прямо или косвенно , зависят друг от друга, поддерживая жизнь на Земле. Но природа полна тайн и загадок. Среди огромного  разнообразного мира живой   природы   есть   и   свои   рекордсмены,   и   ничем,   казалось   бы,   не примечательные экземпляры.     Поэтому   программа   «Чудеса   и   тайны природы»   предназначена   для   того,   чтобы   раскрыть   детям   чудеса   живой природы,     познакомить   их   с   тайнами   и   загадками   природы,     научить наблюдать     за   природными   явлениями   и   объектами     сегодня,   сравнивать, систематизировать и оформлять полученные результаты.  Обучающиеся принимают участие в составлении различных коллекций, раздаточного   материала,   проводят   гербаризацию       растений.   Изготовление поделок   из природного материала, простейших учебных пособий развивают творческие способности детей и эстетический вкус. Важное место уделяется экскурсиям и походам выходного дня, целями которых   является   не   только   показать,   научить   отыскивать   и   описывать особенности   отдельного   объекта   или   явления,   но   и   научить   видеть   жизнь природы в тесной взаимосвязи, показать влияние человека на нее, последствия антропогенного   воздействия.   Это   позволяет   более   тесно   соприкоснуться   с природой, очищает и успокаивает душу, приучает видеть результаты своего труда и возможность оценить их результативность 3 Особенностью   образовательной   программы    «Чудеса   и   тайны природы»   является возможность единения детей с природой, познание ее в естественном   состоянии.  Актуальность  данной   программы   очевидна,   так как позволяет прикоснуться к величайшей тайне на Земле – жизни растений и животных и дает возможность осознанно влиять на нее.             У детей, занимающихся в кружке ,формируется экологическая  культура, которая выражается в гуманно­ценностном отношении к природе,  основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым  существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам;  стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их  особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети  узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие  сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках  как одно из важнейших форм охраны природы.              В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную  социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего  мира войти в новые современные социально­экономические отношения, и,  преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни.  Ее социальная направленность выражается в формировании  экологизированного  мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с  социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной  ориентации.               Программа «Чудеса и тайны природы» имеет естественнонаучную  направленность, является модифицированной , выполнена на основе  программ: 1.   Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под  редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – Москва. Просвещение, 1988. ­  203 стр. 2.  Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.­ сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса;  Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 416 с.; 3. «Юный эколог» Богданова И.М., п. Мари­Турек, 2011 г.    Программа рассчитана на 4 года обучения, общее количество учебных часов 432: по 144 часа на каждый год обучения.  Продолжительность занятий по 2 часа 2 раза в неделю.  Набор детей в группы свободный, без предъявлений требований к уровню подготовленности   обучающихся.  Состав   групп  постоянный.  Наполняемость учебных групп кружкового объединения 10­12 человек.  Цель программы:   4 познать тайны природы, показать детям удивительный мир живой  и неживой природы   через  формирование   целостного   представления   об   окружающем мире,   рациональном   использовании   природных   ресурсов   и   охране окружающей среды. Для выполнения поставленной цели предполагается решение следующих учебно­воспитательных задач: o расширение   знаний   детей   о   предметах   и   явлениях   окружающей природы и взаимосвязях в ней; o введение в курс реальных экологических проблем своей местности, края; o привитие   понимания   причастности   человека   к   процессам, происходящим в природе, воспитание гуманного отношения к ней; o развитие   у   обучающихся     личностных   качеств   и   свойств естественнонаучного видения природы, эмоционально чувственного отношения к ней;  o создание на занятиях культурной, эмоционально­насыщенной среды, способствующей   развитию   познавательных   качеств   и   творческих способностей личности. Содержание   дополнительной   общеразвивающей   программы   «Чудеса   и тайны природы» имеет разно  уровневую структуру, состоит из трех   уровней сложности : «Стартовый   уровень»   ­   1,   2   года   обучения.   Отдельные   темы   занятий первого и второго годов сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное   углубление   и   расширение   знаний,   умений   и   навыков обучающихся. «Базовый уровень» ­ 3 год обучения ­   углубление в изучении ранее полученных знаний с практическим приложением в виде природоохранного проекта. «Продвинутый уровень» ­ 4 год обучения. На   данном   уровне     обучения   по   данной   программе     рассматриваются основы рационального природопользования. Природопользование как научно­ прикладная   дисциплина,   занимающаяся   разработкой   принципов   и   правил деятельности   человека,   воздействующей   на   природу,   неразрывно   связана   с географической экологией и биологией. Принятию правильных, оптимальных решений при воздействии на природную среду и использовании природных ресурсов   должен   предшествовать   геоэкологический   (ландшафтно­ экологический) анализ взаимодействий систем природы и общества. Именно поэтому   данный   курс   опирается   на   знания     и   умения,   полученные обучающимися   в   общеобразовательной   школе   и   в   ходе   реализации   данной образовательной   программы,   и     навыки   проведения   элементарного геобиоэкологического   анализа   и   оценки   состояния   среды.     Практические работы   строятся   на   основе   решения   конкретных   задач   по   оптимизации 5 регионального   и   местного   природопользования   в   Ставропольском   крае   и Кировском районе. Итогом деятельности данного года обучения должен быть экологический проект. По окончании 1 года обучения обучающиеся должны знать:  историю появления  животного мира на Земле; ­ ­ наиболее распространенных животных лесов, лугов, водоемов, их особенности, значение в природе и жизни человека; способы охраны животных своей местности; ­ охраняемые виды животных Ставропольского края ; ­ ­ названия  птиц  , имеющих  удивительные  гнезда; ­ названия самых больших   и самых маленьких   животных   в мире; виды  корма для  птиц в кормушках. ­ Обучающиеся должны уметь: ­ работать   с   дополнительной   литературой,   систематизировать информацию, оформлять альбомы; ­ делать     простое     информационное   сообщение   научной направленности; ­ изготавливать поделки и аппликации из природного материала, простые  кормушки  для  птиц; ­ различать птиц по  внешним  признакам. По окончании 2 года обучения  обучающиеся должны знать: ­ причины   изменения   сезонных   явлений   в   природе,   в   жизни растений и животных; ­ растения, занесенных в Красную Книгу Ставропольского края; стратегию   России,   Ставропольского   региона   по   защите ­ жизнеспособности планеты, как общего дома для всего живого. ­ Экологическое состояние своего города и района. Обучающиеся должны уметь: вести простейшие фенологические наблюдения; вести записи в календаре погоды;  изготавливать поделки из природного материала; ­ ­ ­ наблюдать за жизнью растений в естественной среде  ­ ­ проводить анализ и качественную оценку окружающей среды; ­ ­ применять правила охраны растительных объектов; ­ вести наблюдения за различными природными объектами; выполнять   исследовательские   проекты   под   руководством педагога. По окончании 3 года обучения обучающиеся должны знать: ­ задачи экологии, экологические факторы, среды жизни; ­ влияние деятельности человека на окружающую среду; 6 структуру и значение природопользования в современном обществе; законы, принципы и правила рационального природопользования; основные виды природных ресурсов края; основные геоэкономические проблемы края, района; виды редких  ­ мероприятия по охране природы; ­ характеристику сообществ, экосистемы;  ­ рациональное использование природных ресурсов;  ­ глобальные и региональные экологические проблемы.    Обучающиеся должны уметь:        ­ вести фенологические наблюдения;        ­ вести научно – исследовательскую работу, составлять презентации;        ­ выступать с конкретными природоохранными мероприятиями;        ­ работать со справочниками и  другими источниками;        ­ участвовать в природоохранных акциях.      По окончании 4 года обучения обучающиеся должны знать: ­ ­ ­ ­ растений и животных лесов и степей; ­         Обучающиеся должны уметь: ­ сельскохозяйственных,  промышленных и селитебных геосистем; ­ лесов, степей, почв; разрабатывать меры по сохранению природных  биоценозов и ресурсов плодородия; ­ выделять, изучать и описывать интересные природные объекты,  разрабатывать рекомендации по их использованию для экологического  образования и воспитания. Отличительные особенности программы:           Особенностью данной программы является то, что она дает  возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его  многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным  ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей  среды.          Обучение основывается на принципах экологического образования:  анализировать и оценивать экологическую значимость и состояние  пути сохранения лесов, степей, почв, бальнеологических ресурсов. описывать и анализировать экологическое состояние   принцип   целостности   окружающей   среды,   формирующий   у обучающихся понимание единства окружающего мира;  принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;   принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый  возрастной период; 7  принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов,  способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;  принцип направленности, способствующий развитию гармоничных  отношений с окружающей средой. Формы подведения итогов реализации программы: ­ выставки поделок из природных и бросовых материалов; ­ фотовыставки; ­ научно­практические конференции; ­ соревнования, КВН; ­ демонстрация презентаций, экологических представлений; ­ участие в конкурсах. СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ Учебно­тематический план                                              1 год обучения Тема занятия теори я практ ика Кол­ во  часов 1.Вводное занятие + Экскурсия – 2ч. Знакомство с программой кружка. Правила  поведения на занятиях. Техника безопасности на занятиях. Инструктаж  «Безопасный путь домой.»Пр.з. Экскурсия по школьному двору и пришкольной  территории. 2.Тайны и загадки природы – 62 ч. +экскурсии –  2 ч.  ­  Животный мир – 36 ч. Разнообразие форм животного мира. Просмотр  фильма о животных.  Беспозвоночные. Разнообразие млекопитающих. 6 2 2 2 64 2 2 2 2 2 1 2 2 8 2 1 №  п/п 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Самые большие и самые маленькие рыбы. Птицы. Викторина о птицах.  Периодизация жизни на земле. Составление  таблицы. Пр.з. Змеи: правда и вымысел. Новые друзья. Новооткрытые животные. Малоизвестные животные Австралии : шалашник,  киви, утконос и т.д. Выгодная дружба. Сосуществование животных  разных видов. Тени в море. Интересные факты об акулах. «Я – это не я!» Защитная окраска животных. Куда это они? Миграции животных. Изготовление поделок из природного материала   «Наши младшие друзья»  Главная тайна животных. Обучение, язык и  мышление животных. Памятники животным. Просмотр и обсуждение  фотографий о животном мире.  Изготовление панно «Букет цветов, бабочка и птичка»    ( по картине Ф.Толстого). Коллективная работа. Пр.з. Экскурсия в пойму реки Куры.   ­ Самые­самые в мире животных – 26 ч. Самые глазастые. Самые длинные носы. Самые странные языки. Самые­самые зубы. Уши, крылья, ноги. Выпуск стенгазеты «Самые­ самые в мире животных».  Погладь меня. Колючие, пушистые, рогатые. Кто ,сколько и где живет.  Такого не бывает! Самые «неправильные»  животные. Птицы говорят, летают, стирают. Самые странные  птицы. Дома, домики и домищи. Просмотр презентации  «Самые необычные гнездовья».  Изготовление кормушек для птиц.  Конкурс рисунков «Самые­самые». Итоговое занятие по теме «Тайны и загадки  природы».  9 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 4 2 1 2 2 2 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3.Удивительное рядом – 34 ч. Знакомство с животными Ставропольского края. Животные Кировского района. Составление словаря животных нашего края. Птицы Ставропольского края и нашего города. Конкурс мини­сочинений «Помогите птицам  перезимовать!»  Викторина «Животные нашего края».  Занимательные факты о природе и экологии  Ставропольского края. Просмотр презентации. Заповедники Ставропольского края.  Просмотр и обсуждение фильма о заповедниках  Ставропольского края.  Игра «Кто в нашем крае живет?»  Изготовление поделок из природного материала.  Аппликация «Бабочка». Изготовление поделок из природного материала.  Забавные фигурки животных.  Изготовление поделок из природного материала.  Составление композиции «Животные нашего  края».Коллективная работа. Конкурс «Экологический калейдоскоп».  Изготовление панно из природного материала  «Чудеса живой природы».  Аппликация из засушенных цветов и листьев.  Итоговое занятие по теме «Удивительное  рядом».Выставка детских работ. Обсуждение и  анализ.  4. «SOS – служба окружающей среды» ­ 34 ч. Изучение способов охраны животных. Охраняемые виды животных Ставропольского края. Красная книга Ставропольского края. Птицы, занесенные в Красную книгу  Ставропольского края.  Звери, занесенные в  Красную книгу  Ставропольского края.  Правила поведения на природе. Правила поведения на природе. Создание  экознаков.  Создание листовок по охране окружающей среды.  Для чего создаются общества охотников и  10 34 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 рыболовов? Заповедники  и заказники Ставропольского края. Памятники природы Ставропольского края. Создание стенгазеты «Заповедники  и заказники  Ставропольского края».  Изготовление поделок из бросового материала.  Изготовление цветов из цветного скотча.  Изготовление поделок из бросового материала.  Изготовление открытки на диске.  Изготовление поделок из бросового материала.  Поделки из пластиковых бутылок.  Итоговое занятие по теме «SOS – служба  окружающей среды».Выставка работ учащихся.  5. Итоговые занятия Подбор материала для альбома «Красная книга  Ставропольского края».  Создание альбома «Красная книга Ставропольского края».  Итоговый контроль знаний. Викторина «Умники и  умницы»  2 4 2 2 2 2 2 6 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 Итого за год: 144 66 74 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ    ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. 1. Вводные занятия (6 ч.). 1.1. Введение в курс ( 2 ч.). Теоретическое занятие. Знакомство с детьми, помещением. Рассказ о ДДТ. Правила поведения и  требования к воспитанникам в данном учреждении. Знакомство с  образовательной программой. 1.2.Правила поведения на занятиях, техника безопасности( 2 ч.). Теоретическое занятие.  Рассказ об успехах творческого объединения за прошлый учебный год.  Задачи и план работы на первый год обучения. Правила поведения и техника  безопасности. Начальная диагностика в форме викторины. 1.3.Экскурсия по школьному двору и пришкольной территории ( 2 ч.). 11 Практическое занятие. Обзор зеленых насаждений школьного двора. Наблюдение за птицами,  насекомыми. Определение мест для размещения кормушек для птиц,  скворечников. 2.Тайны и загадки природы (64 ч.). 2.1 . Животный мир (38 ч.). 2.1.1. Разнообразие форм животного мира ( 2 ч.). Теоретическая часть. Животный мир,  разнообразие форм животного мира. История возникновения  животного мира на Земле. Практическая часть. Просмотр фильма о животных. 2.1.2.Беспозвоночные ( 2 ч.) Теоретическое занятие. Беспозвоночные. Виды беспозвоночных. Среда обитания. 2.1.3. Разнообразие млекопитающих ( 2 ч.) Теоретическое занятие. Рассмотреть разные виды млекопитающих, среду их обитания. 2.1.4.Самые большие и маленькие рыбы и птицы( 2 ч.).   Теоретическое занятие. Познакомить с самыми большими и самыми маленькими птицами и рыбами  планеты и нашей страны. 2.1.5.Птицы ( 2 ч.). Теоретическая часть. Виды птиц. Питание, обитание, повадки. Практическая часть. Викторина о птицах. 2.1.6.Периодизация жизни на земле( 2 ч.).  Теоретическая часть. Рассмотреть простейшую периодизацию жизни на нашей планете. Практическая часть. Составление таблицы периодизации жизни на земле. 2.1.7.Змеи: правда и вымысел( 2 ч.). Теоретическое занятие. Легенды, мифы, сказки о змеях. Знакомство с реальной жизнью  змей. Среда  их обитания. Питание. Продолжительность жизни. 2.1.8.Новые друзья. Новооткрытые животные ( 2 ч.) Теоретическое занятие. Познакомить с недавно открытыми животными: лесула,  геккон, стеклянная  лягушка, пилоносая акула, рыба­блин и др. 2.1.9.Малоизвестные животные Австралии( 2 ч) Теоретическое занятие. 12 Знакомство с малоизвестными животными Австралии : киви, утконос, дикая  собака динго, шалашник и др. 2.1.10.Выгодная дружба. Сосуществование животных разных видов ( 2 ч) Теоретическое занятие. Дружба хищника и его жертвы,  мирное сосуществование животных разных  видов. Что такое симбиоз? 2.1.11.Тени в море. Интересные факты об акулах( 2 ч.) Теоретическое занятие. Знакомство с акулами, их жизнью, местах их обитания. Удивительные факты  из жизни акул. Акулий промысел. Нападения акул на человека. 2.1.12.  «Я – это не я!» Защитная окраска животных( 2 ч) Теоретическое занятие. Три типа покровительственной окраски животных: маскировка, демонстрация и мимикрия. 2.1.13.Куда это они? Миграции животных( 2 ч.) Теоретическое занятие. Куда и как мигрируют животные. Спонтанные миграции, вызванные  различными факторами, например, стихийным бедствием. 2.1.14.Изготовление поделок из природного материала «Наши младшие  друзья» ( 2 ч) Практическое занятие. Виды природного материала. Инструменты, необходимые для работы.  Техника безопасности. Изготовление фигурок животных из каштана, шишек,  желудей и т.д. 2.1.15.Главная тайна животных. Обучение, язык, мышление животных ( 2ч) Теоретическое занятие. Элементарное мышление животных. Обучение животных языку жестов.  Способности животных к обучению и коммуникации.  2.1.16.Памятники животным. Просмотр и обсуждение фотографий о  животном мире( 2 ч) Теоретическая часть За что человек ставит памятники животным. Самые известные и  малоизвестные памятники животным. Практическая часть Просмотр презентации «10 самых известных памятников животным» 2.1.17.Изготовление панно «Букет цветов, бабочка и птичка» ( по картине  Ф.Толстого) (4 ч) Практические занятия Знакомство с репродукцией картины Ф.Толстого «Букет цветов, бабочка и  птичка». Обсуждение этапов работы над панно. Выбор материала.  Самостоятельная работа. 2.1.18.Экскурсия в пойму реки Куры( 2ч) 13 Правила поведения во время экскурсии. Правила поведения в природе.  Знакомство с окрестностями родного города, с растительным и животным  миром  реки и прибрежной территории. Б. Самые­самые в мире животных (26 ч.). 2.2.1.Самые глазастые( 2 ч) Теоретическое занятие Животные с большими и маленькими глазами, с одним глазом и множеством  глаз. Необычное строение глаза мухи. Зрение птицы.  2.2.2.Самые длинные носы( 2ч ) Теоретическое занятие У кого из животных самый длинный нос. Самые необычные носы. Долгоносик, ехидна, слон, муравьед и др. 2.2.3.Самые странные языки( 2 ч) Необычные языки животных по цвету, размеру, строению. Ящерица, муравьед, хамелеон, жираф , саламандра и т.д. 2.2.4.Самые­самые зубы( 2ч) Теоретическое занятие Самые острые зубы. Самое большое количество зубов. У кого всего один зуб.  Дельфины, нарвал, акулы, тигры, крокодилы, броненосцы и др. 2.2.5.Уши, крылья, ноги. Выпуск стенгазеты «Самые­самые в мире  животных»( 2 ч) Практическое занятие Обучающиеся самостоятельно подбирают материал к этому занятию из  разных источников информации, оформляют его. На занятии подобранный  материал коллективно систематизируется и создается стенгазета . Названия  рубрик дети предлагают сами.   2.2.6.Погладь меня. Колючие, пушистые, рогатые( 2ч ) Теоретическое занятие Покрытие животных : колючки, шерсть, панцири. Детеныши ежиков и  носорогов. Черепаха и броненосец. 2.2.7.Кто сколько и где живет( 2 ч) Теоретическая часть Места обитания и продолжительность жизни животных. Практическая часть Составление таблицы продолжительности жизни животных. 2.2.8.Такого не бывает! Самые «неправильные» животные( 2ч) Теоретическое занятие Странно устроенные животные . Ошибка природы или нет? Панголины. Рыбы  с ногами. Летающие рыбы.  2.2.9.Птицы говорят, летают, стирают. Самые странные птицы( 2 ч) Теоретическое занятие 14 Птичий язык. Нелетающие птицы. Редкие и необычные птицы. Удод. Гоацин.  Блестящий кетцаль. 2.2.10.Дома, домики, домищи ( 2 ч) Практическое занятие Самые необычные гнездовья птиц. Просмотр и обсуждение презентации .  2.2.11.Изготовление кормушек для птиц( 2ч) Практическое занятие Изготовление кормушек из бросового материала. Правила изготовления  кормушек. Виды корма в кормушках. 2.2.12.Конкурс рисунков «Самые­самые» Практическое занятие 2.2.13.Итоговое занятие по теме «Тайны и загадки природы» ( 2ч ) Практическое занятие Защита рефератов. 3.Удивительное рядом (34 ч.). 3.1.Знакомство с животными Ставропольского края( 2ч) Теоретическое занятие Животные, обитающие в нашем крае. Условия существования. Среда  обитания. 3.2.Животные Кировского района( 2ч) Теоретическое занятие Животные степной зоны.  3.3.Составление словаря животных нашего края( 2 ч) Практическое занятие 3.4.Птицы Ставропольского края и нашего города ( 2ч) Теоретическое занятие Знакомство с птицами, обитающими в нашем крае и городе. 3.5.Конкурс мини­сочинений «Помогите птицам перезимовать»( 2ч) Практическое занятие 3.6.Викториина «Животные нашего края» (2ч) Практическое занятие 3.7. Занимательные факты о природе и экологии Ставропольского края.  Просмотр презентации( 2ч) Теоретическая часть Знакомство с фактами о природе и экологии нашего края. Практическая часть Просмотр презентации 3.8.Заповедники Ставропольского края( 2 ч) Теоретическое занятие Знакомство с заповедниками и заказниками Ставропольского края.  3.9. Просмотр и обсуждение фильма о заповедниках Ставропольского  края( 2ч) 15 Практическое занятие 3.10. Игра «Кто в нашем крае живет?»( 2ч) Практическое занятие 3.11. Изготовление поделок из природного материала (6 ч). Практические занятия Аппликация «Бабочка». Забавные фигурки животных. Составление  композиции «Животные нашего края».Коллективная работа. 3.12. Конкурс «Экологический калейдоскоп».( 2ч) Практическое занятие 3.13. Изготовление панно из природного материала «Чудеса живой  природы»( 2ч). Практическое занятие Выбор сюжета. Подбор материала. Самостоятельная работа 3.14. Аппликация из засушенных цветов и листьев( 2ч).  Практическое занятие 3.15. Итоговое занятие по теме «Удивительное рядом».Выставка детских  работ. Обсуждение и анализ( 2ч)  Практическое занятие 4.«SOS­ служба окружающей среды» (34 ч.). 4.1.Изучение способов охраны животных( 2 ч) Теоретическое занятие Охрана территории обитания животных. Ограничения добычи на отдельные  виды животных, запрет на охоту. 4.2. Охраняемые виды животных Ставропольского края( 2 ч). Теоретическое занятие Охраняемые виды животных нашего края: хомяк Радде, степной хорь,  кавказская европейская норка, пеструшка степная. 4.3.Красная книга Ставропольского края ( 6 ч) Теоретическая часть( 2 ч) Птицы и звери, занесенные в Красную книгу Ставропольского края. Практическая часть( 4 ч) Создание  и защита презентаций ( рефератов) об одном охраняемом животном . 4.4.Правила поведения на природе (6 ч) Теоретическая часть( 2ч) Повторение изученных и знакомство с новыми правилами поведения в  природе. Практическая часть( 4 ч) Просмотр и анализ фильма. Создание экознаков и листовок по охране  окружающей среды. 4.5. Для чего создаются общества охотников и рыболовов?( 2 ч) Теоретическое занятие 16 Что такое «Общество охотников и рыболовов». Их роль в охране животных. Встреча с представителями общества рыболовов. 4.6. Заповедники  и заказники Ставропольского края.( 2 ч) Теоретическое занятие Познакомить с заказниками Ставропольского края. 44  государственных  заказника, из них Малый Ессентучок, Иргаклинский, Русский лес и т.д. 4.7. Памятники природы Ставропольского края.( 4 ч) Практические занятия Кольцо­гора, Золотой курган, Замок коварства и любви, горы Змейка, Лысая,  Кинжал и др. 4.8.   Создание стенгазеты «Заповедники  и заказники Ставропольского края»  ( 2ч) Практическое занятие Самоподготовка к занятию. Систематизация добытой информации и создание  стенгазеты. Коллективная работа. 4.9. Изготовление поделок из бросового материала( 6 ч) Практические занятия Цветы из цветного скотча, открытки и  панно из дисков, поделки из  пластиковых бутылок. 4.10. Итоговое занятие по теме «SOS – служба окружающей  среды».Выставка работ учащихся( 2 ч) Практическое занятие. 5. Итоговое занятие (6 ч.). Практические занятия Подбор и систематизация материала для альбома. Создание альбома  «Животные, занесенные в Красную книгу Ставропольского края» Выставка  работ обучающихся. Учебно­тематический план 17 2 год обучения Тема  занятия № 1.Вводные  занятия. Всего часов 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Знакомство  с программой  кружка  на  год. Подведение  итогов  наблюдений  за  лето. Правила  поведения  на  занятиях.  Техника   безопасности. Выставка  детских  работ за   лето 2.Тайны и загадки  природы. А)Удивительный  мир  растений Что  такое  деревья(лиственные  и хвойные), где  они  растут. Сбор  листьев  разных   деревьев  Изготовление  гербария  «Деревья  нашего   города». Викторина  в загадках о деревьях  (или  по  фото) Античные  боги  растительности.  Самое   главное  дерево.  Другие  знаменитые   деревья. Удивительное  растение­чай. Сказание  о   китайском  чае. История  чая Целебная сила  чая, легенды и мифы Сказочные  травы, легенды  о  цветах.  Розы  в истории   Изготовление  аппликации из  засушенных  лепестков  роз  и др. растений «Память о   лете» Бумага  и  чернила из  леса.  Краски   растений Душистые и  мыльные  растения Растения­синоптики и растения  ­часы Тайны  грибного  царства.  Разнообразие   грибов Грибы съедобные  и ядовитые. Заповеди  грибника (сценки) 18 2 2 80 42 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 теория Практ . 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 15 Мифы  о грибах. Грибы  в  медицине 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38   Выпуск  стенгазеты  «Лесные  грибы».  Викторина  о  грибах  Изготовление  поделок  из  природного   материала Итоговое  занятие  о  грибах. Презентация   «Грибное  царство» Разнообразие  растений нашей  местности   Составление  гербария  растений  Кировского  района Удивительные  цветы. Интересные  факты  и легенды  о  цветах «Бал  цветов» (конкурсы рисунков, стихов,  фотографий) Выпуск газеты о  цветах Итоговое  занятие  «Знатоки  растений» Б)Загадки  леса Зачем  нужен  лес. Кладовая  запасов Рисунки осеннего  леса. Викторина «Дары русского  леса» Время  первых  лесов. Какие  бывают  леса Эльфийские  сады или широколиственные   леса Лес  в  мифологии.  Боги лесных  чащоб Смешанные  леса  умеренных  широт Леса   других  континентов Леса  непонятные  и  странные. Леса на  ножках Леса  литературные  и  исторические Изготовление  сувениров  из  даров  леса  (шишки, желуди, ветки, кора, береста) Путешествие  в  зимний  лес.  Кто  и как  устроился Птицы  зимнего  леса. Праздник  зимующих птиц  Инсценировка  экологической сказки   «Лесные  жители» Зимняя птичья  столовая (разнообразие   19 2 2 2 2 2 2 2 2 2 38 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 4 2 4 1 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 вариантов)Развешивание  кормушек  Русский  лес  в живописи, музыке  и  поэзии (конкурс  стихов, рисунков,поделок) Итоговое  занятие  по теме  «Загадки  леса» 3.  Памятники  природы Разнообразие  памятников  природы на   Северном  Кавказе Озеро Провал. История.  Правда  и   вымысел Гора  Кольцо Замок  коварства  и любви Памятники  природы  в  России Памятники  природы  в других  странах Итоговое занятие  о  памятниках  природы.  Выпуск  фотогазеты 4. Удивительное  рядом Занимательные  факты о  природе  и  экологии  Ставропольского  края Знакомство  с  растительным  миром   Ставропольского  края  Растительный  мир  лугов и  степей Растительный  мир  гор Растительный  мир  лесов   Составление  альбома    «Растения  нашего  края» Игра  «Поле  чудес» (о  растениях  СК) Знакомство  с историей  развития   фитотерапии.  Монастырские  сады.  Травники Знакомство  с  лекарственными  растениями Ставропольского  края Занятие­викторина  «Зеленая  аптека  на  службе  человека Растения,  занесенные  в  Красную  книгу  СК Заповедники  Ставропольского  края Итоговое  занятие  «Исчезающая  красота» (по  страницам  Красной  книги  края) 20 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 26 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 5.Служба  охраны  окружающей  среды 60 Многообразие  первоцветов  нашей   14 2 61 62 63 64 65 66 67 местности Значение  охраны  первоцветов Изучение  способов  охраны   растительности Экскурсия  «Не  навреди  природе» Изготовление  поделок  из  бросового   материала Итоговое  занятие.  Выпуск  газеты  «»Мы   здесь  живем» 6.  Итоговые  занятия Создание  альбома «Растения, занесенные  в  Красную  книгу Ставропольского  края» Итоговая  интеллектуальная  игра  «Умники и  умницы»                                           ИТОГО 2 2 2 4 2 6 4 2 2 2 2 2 4 2 4 2 144 85 59 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. 1. Вводное занятие (4 ч.). Теоретические занятия( 2ч)  Знакомство с образовательной программой. Правила поведения на занятиях,  техника безопасности.  Практические занятия( 2ч) Подведение итогов наблюдений за лето.  Выставка детских работ за лето 2.Тайны и загадки природы (80 ч.). А . Удивительный мир растений (42 ч.). 2.1.1.Что такое деревья  ( лиственные и хвойные), где растут деревья.( 2 ч). Теоретическая часть Лиственные и хвойные деревья. Где они растут. Чем отличаются . Практическая часть  Сбор листьев разных деревьев 2.1.2. Изготовление  гербария  «Деревья  нашего  города». Викторина  в  загадках о деревьях ( 2 ч) Теоретическая часть Изготовление  гербария  «Деревья  нашего  города».  Практическая часть Викторина  в загадках о деревьях (или  по  фото) 21 2.1.3Античные боги растительности ( 2 ч) Теоретическое занятие Античные  боги  растительности.  Самое  главное  дерево.  Другие   знаменитые  деревья. 2.1.4. Сказание о китайском чае. История чая. ( 2 ч) Теоретическое занятие Удивительное  растение­чай. Сказание  о  китайском  чае. История  чая 2.1.5. Целебная сила  чая, легенды и мифы ( 2ч) Теоретическое занятие Целебная сила  чая, легенды и мифы( самостоятельный подбор) 2.1.6. Сказочные травы,  легенды о цветах. Розы в истории.( 2 ч)  Теоретическое занятие Легенды о цветах ( самостоятельный подбор) 2.1.7. Изготовление  аппликации из  засушенных лепестков  роз  и др. растений «Память о  лете» ( 2 ч) Практическое занятие 2.1.8. Бумага и чернила  из леса. Краски растений.( 2 ч) Теоретическое занятие Как появилась бумага. Природные красители. 2.1.9. Душистые и мыльные растения. ( 2 ч)  Теоретическое занятие Ароматы растений. Какое растение мылится. Ароматерапия. 2.1.10. Растения­синоптики и растения  ­часы ( 2 ч) Теоретическое занятие Как растения предсказывают погоду. Какие растения утром просыпаются , а  вечером засыпают. 2.1.11. Тайны  грибного  царства (12 ч).   Теоретические занятия( 5 ч) Разнообразие  грибов. Грибы съедобные  и ядовитые. Мифы  о грибах. Грибы   в  медицине Практические занятия ( 7 ч) Заповеди грибника (сценки). Выпуск  стенгазеты  «Лесные  грибы». Викторина о  грибах. Изготовление  поделок  из  природного  материала. Презентация   «Грибное  царство» 2.1.12. Разнообразие  растений нашей  местности( 4 ч) Теоретическое занятие( 2 ч) Виды растений нашего города и края. Практическое занятие( 2 ч) Составление  гербария  растений Кировского  района 2.1.13. Удивительные  цветы.( 4 ч) Теоретическое занятие( 2 ч) Интересные  факты  и легенды  о  цветах 22 Практическое занятие( 2 ч) «Бал  цветов» (конкурсы рисунков, стихов, фотографий) Выпуск газеты о   цветах. 2.1.14. Итоговое  занятие  «Знатоки  растений»( 2 ч) Практическое занятие  Викторина.        Б. Загадки леса (38 ч.). 2.2.1.Зачем нужен лес.( 4ч)  Теоретическое занятие( 2ч) Кладовая природных запасов. Роль леса в жизни человека , животных и  растений. Практическое занятие ( 2 ч) Викторина «Дары русского  леса» 2.2.2.Время первых лесов.  Какие бывают леса?( 2 ч) Теоретическое занятие Первые леса. Виды лесов. 2.2.3. Эльфийские сады и широколиственные леса.( 2 ч)  Теоретическое занятие Эльфийские сады. Царство комфорта. Эльфийский садик «Дмитровский  сквер» 2.2.4. Лес в мифологии. Боги лесных чащоб.( 2 ч) Теоретическое занятие Мифы и сказки о лесе. Боги леса. Святобор и Дзевана. 2.2.5.Смешанные леса умеренных широт.( 2 ч)   Теоретическое занятие  Деревья смешанных лесов.  Экосистема, наиболее сильно пострадавшая от  деятельности человека.  2.2.6.Леса непонятные и странные.( 6ч)   Теоретические занятия  Леса других континентов.Леса на ножках.  Леса литературные и  исторические. 2.2.7. Изготовление  сувениров  из  даров  леса ( 4 ч) Практические занятия Изготовление  сувениров  из  даров  леса (шишки, желуди, ветки, кора,  береста) 2.2.8. Путешествие  в  зимний  лес.  Кто  и как устроился( 2 ч) Теоретическое занятие  Виртуальное путешествие в зимний лес. Как растения и животные  подготовились к зиме. 2.2.9. Птицы  зимнего  леса.( 10 ч) Теоретическое занятие( 2 ч)  Птицы в зимнем лесу. Большой пестрый дятел, клест, снегири, сойки. 23 Практические занятия( 8 ч)  Праздник  зимующих птиц.  Инсценировка экологической сказки «Лесные  жители». Зимняя птичья столовая. Развешивание кормушек. 2.2.10.Русский лес в живописи, музыке и поэзии( 2 ч) Практическое занятие Произведения художников , поэтов и композиторов о лесе. 2.2.11.Итоговое занятие по теме « Загадки леса»( 2 ч) Практическое занятие Викторина , конкурс стихов и сочинений, выставка поделок и  рисунков( вариант на выбор) 3. Памятники природы (14 ч.). 3.1. Разнообразие  памятников  природы на  Северном  Кавказе( 8 ч) Теоретические занятия Озеро Провал. История.  Правда  и  вымысел. Гора  Кольцо. Замок  коварства  и любви.  3.2. Памятники  природы  в  России( 2 ч) Теоретическое занятие Конь­камень. Реликтовая липовая роща. Шипов лес. Малиновый родник. 3.3. Памятники  природы  в других  странах ( 2 ч) Теоретическое занятие Мини­исследовательская работа по рекомендациям педагога. 3.4. Итоговое занятие  о  памятниках  природы. ( 2ч ) Практическое занятие. Выпуск  фотогазеты. 4.Удивительное рядом (26 ч.). 4.1. Занимательные  факты о  природе  и экологии  Ставропольского   края( 2ч) Теоретическое занятие 4.2.Растительный мир ( 8 ч) Теоретические занятия Знакомство с растительным миром Ставропольского края. Растительный  мир  лугов и  степей. Растительный  мир  гор. Растительный  мир  лесов. 4.3. Растения Ставропольского края.( 2 ч) Практическое занятие Игра  «Поле  чудес» (о  растениях  СК) 4.4. Знакомство с историей развития фитотерапии. Монастырские сады.  Травники.( 2 ч) Теоретическое занятие Фитотерапия. История возникновения и развития. Монастырские сады.  Травники. 4.5. Знакомство с лекарственными растениями нашего края.( 4 ч) Теоретическое занятие( 2ч) 24 Лекарственные растения Ставропольского  края. Практическое занятие( 2 ч) Занятие­викторина  «Зеленая  аптека  на службе  человека». 4.6. Растения,  занесенные  в  Красную  книгу СК ( 4 ч) Теоретические занятия Кувшинка белая, горицвет кукушкин, морозник кавказский, кубышка желтая. 4.7.Заказники Ставропольского края( 2 ч) Теоретическое занятие Дюна, Кумагорский, Бугунтинский, Большой Ессентучок. 4.8.Итоговое занятие «Исчезающая красовта» ( 2 ч) Практическое занятие Викторина по страницам Красной книги Ставрополья. 5. Служба охраны окружающей среды (14 ч.). 5.1.Многобразие первоцветов нашей местности( 6 ч) Теоретические занятия Многообразие  первоцветов  нашей  местности. Значение  охраны   первоцветов. Изучение  способов  охраны  растительности. 5.2.Экскурсия «Не навреди природе» Экологический рейд с целью оценки состояния прибрежной зоны реки Кумы.  Сбор материала для газеты. 5.3. Изготовление  поделок  из  бросового  материала ( 4 ч) Практические занятия Стаканчики от йогурта, футляры от киндерсюрпризов, пластиковые бутылки  и т.д. 5.4. Итоговое  занятие.  Выпуск  газеты  «Мы  здесь  живем»( 2 ч) Практическое занятие Выпуск  газеты  «Мы  здесь  живем» по материалам экскурсии. 6. Итоговое занятие ( 6ч.). Практические занятия  Создание альбома «Растения, занесенные в Красную книгу Ставропольского  края» выставка работ учащихся. Итоговая интеллектуальная игра «Умники и умницы».     25 БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Учебно­тематический план 3 год обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема  занятия 1.Вводное  занятие 2.Тайны и загадки природы – 16 ч. Необычные ландшафты планеты Самые сухие места на Земле Лунные пейзажи планеты Земля Самые загадочные места на планете Самые красивые места нашей планеты Итоговое занятие. Защита презентации  «Самые­самые места на планете» 3. Вторая жизнь вещей – 22 ч. Декупаж. Техника выполнения декупажа. Декорирование тарелки в технике декупаж Коллаж как искусство. «Терра­коллаж».  Изготовление оригинальных картин в  технике «терра» Всего часов 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 6 26 теория Практ 2 2 1 1 2 2 2 2 . 1 1 2 2 2 2 6 12 13 14 15 Декорирование бутылки , используя  техники декупаж  и терра Изготовление композиции из пластиковых  бутылок. Итоговое занятие. Выставка творческих  работ обучающихся   4. Основы экологических знаний – 12 ч. Предмет экологии. Задачи экологии.  Взаимосвязь экологии с другими науками. 4 4 2         2 16 Методы экологических исследований.  Основные формы организации жизни 17 18  Экосистема 19 Биосфера, биоценоз 20 21  Итоговое тестирование по теме   5.Среды жизни на Земле – 14 ч.  Взаимосвязь живой и неживой природы  Среда жизни: вода  Среда жизни: воздух  Среда жизни: почва  Итоговое занятие    6.Экологические факторы – 16 ч.  Экологические факторы, их классификация.  Вода, как абиотический фактор 22 23 24 25 26 4 4 2 2 1 2 1 2 2       2 2 1 2 2 2      2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 4 2 2 4 4 2 4 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 27 28 Температура как абиотический фактор 29 30 31  Свет как абиотический фактор  Антропогенные факторы 7.Метеорология – 6 ч. Метеорология  как наука Осадки 32 33 Метеорологические наблюдения  8. Фенология как наука – 10 ч. 34 Основные понятия фенологии Периодизация годового круга природы 35 36 Методы фенологических наблюдений 37 38 Фенологические календари и карты 9. Природоохранная деятельность – 10 ч. Акция «Живи , родник!»  Акция «Посади дерево» Экологический урок  «Планета без мусора» Акция «Чистый город» Акция «Каждой пичужке – кормушка» 39 40 41 42 27 43 44 45 46 47 48 49 10.Организация научно­ исследовательской деятельности – 30 ч. Основные этапы создания проекта Работа с различными источниками  информации Основные правила оформления реферата,  проекта Технология работы над презентацией к  докладу Организация практической деятельности  обучающихся 11.  Итоговые  занятия – 6 ч. Защита проектов Итоговый КВН.                                           ИТОГО 2 4 2 2 20      4      2 144 2 2 4 2 20     4 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. 1.Вводное занятие ( 2 часа). Теоретическое занятие. Знакомство     с  правилами   техники   безопасности   на   занятиях   в   кружке   при выполнении практических заданий; с задачами, стоящими перед учащимися, посещающими кружок в текущем учебном году.            2.Тайны и загадки природы ( 16 часов) 2.1.Необычные ландшафты планеты – 2 ч. Теоретическое занятие.  Пятнистое озеро Клилук, Око Сахары, Солончак Уюни. Месторасположение, особенности строения , легенды и правда о происходении. 2.2. Самые сухие места на Земле – 2 ч. Теоретическая часть Познакомить   с   самыми   сухими   местами   на   планете   :   Сухие   долины Антарктики, остров Сокотра и др. Дать им характеристику. 28 Практическая часть Нахождение данных объектов на карте, в атласе. Учить отмечать объекты на контурных картах. 2.3.Лунные пейзажи планеты Земля – 2 ч. Теоретическая часть Продолжить знакомить с необычными местами на планете: Карьер Рио Тинто, Вале де Луа, каменный лес Шилинь, ледяные пещеры Эйсрайзенвельт и т.д. Практическая часть Нахождение   данных   объектов   на   карте,   в   атласе.   Георгафическая характеристика объекта. 2.4.Самые загадочные места на планете – 4 ч. Теоретическая часть Знакомство с «десяткой» самых загадочных мест планеты: курганы Кахокии, Ньюгрейндж, пирамиды Йонагуни, линии Наска, Гозекский круг,Саксайуаман, остров Пасхи, Скрижали Джорджии, Сфинкс в Гизе, Стоунхейндж. Практическая часть Создание презентации по одному из объектов. 2.5. Самые красивые места нашей планеты – 4 ч. Теоретическая часть Водопад   Скогафосс   в   Исландии,   тоннель   Вистерия   в   Японии,   карстовые отложения в Китае, Шипрок в Нью­Мексико, Ландманналаугар в Исландии и т.д. Практическая часть Защита рефератов по самостоятельно выбранному объекту. 2.6. Итоговое занятие – 2 ч.  Практическое занятие Защита презентации «Самые­самые места на планете»           3. Вторая жизнь вещей ( 22 часа) 3.1. Декупаж. Техника выполнения декупажа – 2 ч.  Теоретическое занятие Исторические данные о декупаже. Материалы и инструменты для выполнения декупажа. Знакомство с техникой выполнения декупажа. Как правильно  наклеить и закрепить бумажный узор. 3.2. Декорирование тарелки в технике декупаж – 2 ч. Практическое занятие Декупаж тарелки, блюдца, чашки. 3.3.Коллаж­ как искусство. «Терра­коллаж» ­ 2 ч. Теоретическое занятие  Коллаж как искусство. В переводе "терра" ­ земля. Терра­коллаж­это  работы, выполненные ... "из земли"­ глины, песка, гипса, шпаклевки и сухих  растительных материалов, а так же ракушек, камушков и другого  «подручного» материала. Материалы, фактура поверхности. Способы  29 подготовки флористического материала. Техника изготовления фона.  Основные техники работ. Обрамление работ. Жанры коллажа 3.4. Изготовление оригинальных картин в технике «терра» ­ 6 ч. Практические занятия  Изготовление картин «Морское дно», «Осенние фантазии», «Зимний букет» 3.5. Декорирование бутылки, используя техники декупаж и терра – 4 ч. Практические занятия Декорирование бутылки в технике «терра» и «декупаж»  с использованием  любого флористического материала. 3.6. Изготовление композиции из пластиковых бутылок – 4 ч. Практические занятия Изготовление композиции «Пальмовый остров» или  «Икебана» 3.7. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся – 2 ч. Анализ выставочных работ.             4. Основы экологических знаний ( 12 часов) 4.1.   Предмет   экологии.   Задачи   экологии.   Взаимосвязь   экологии   с   другими науками – 2 ч. Теоретическое занятие Что   изучает   экология?   Содержание,   предмет   и   задачи   экологии.   Законы экологии. Экология и мы. Экологические факторы. 4.2. Методы экологических исследований – 2 ч. Теоретическое занятие 4.3.Основные формы организации жизни ­2 ч. Теоретическое занятие Сообщество,   экосистема,   биоценоз,   биосфера.   Понятие   об   экологии   как   о науке, которая исследует как растения и животные связаны друг с другом, как они   приспособлены   к   окружающей   их   природе   и   как   они   сами   влияют   на природу. 4.4. Экосистема ­2 ч. Теоретическое занятие Экосистема. Структура экосистем.  Примеры экосистем. 4.5. Биосфера, биоценоз – 2 ч. Теоретическое занятие Биогеоценоз.   Биосфера.   Круговорот   веществ   и   энергии   в   природе.   Среда обитания. 4.6. Итоговое тестирование – 2 ч. Практическое занятие Тестирование   по   вопросам:   понятие   об   экологии,   экологические   факторы, методы эко­исследований, сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера.  5.Среды жизни на Земле (14 часов ) 5.1. Взаимосвязь живой и неживой природы – 2 ч. Теоретическая часть 30 Живая   и  неживая   природа.  Их  взаимосвязь   и  отличия.  Среды   жизни:   вода, воздух, почва.  Практическая часть Просмотр видеофильма 5.2.Среда жизни : вода – 4 ч. Теоретическое занятие Понятие   о   водной   среде,   ее   структура,   динамика,   экологические   функции. Уникальные   свойства   воды.   Роль   воды   в   природе   и   жизни   человека.   Связь гидросферы   с   другими   компонентами   окружающей   природной   среды. Круговорот воды. Практическое занятие Выявление   источников   и   видов   их   загрязнения   человеком.   Оценка экологического состояния водоёма. 5.3.Среда жизни : воздух – 2 ч. Теоретическая часть Понятие   о   воздушной   среде,   ее   состав,   структура,   динамика   и   функции. Перенос   и   круговорот   вещества   в   воздушной   среде.Источники   и   состав загрязнения атмосферного воздуха. Основные источники загрязнения воздуха в Ставропольском крае. Практическая часть Мониторинг запыленности местности и жилых помещений. 5.4.Среда жизни : почва ­4 ч. Теоретическое занятие Почва – источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана.  Почвенные ресурсы Ставропольского края.  Практическое занятие Определение общих физических свойств почвы. 5.5. Итоговое занятие  ­ 2 ч. Практическое занятие. Викторина по изученной теме.                   6. Экологические факторы ( 16 часов) 6.1. Экологические факторы, их классификация – 2 ч. Теоретическое занятие Абиотические,   биотические,   антропогенные   факторы.   На   какие   группы делятся.   Прямое   и   косвенное   воздействие   на   организм   экологических факторов. 6.2. Вода как абиотический фактор – 4 ч. Теоретическое занятие  Животный и растительный мир и вода ­ биоценоз пресного водоема.  Практическое занятие 31 Ознакомление   с   водными   объектами   на   территории   поселения, мониторинговые   наблюдения   за   состоянием   питьевой   воды   из   разных источников. 6.3.Температура как абиотический фактор – 4 ч. Теоретическое занятие Суточные и сезонные колебания температуры Практическое занятие Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений. 6.4.Свет, как абиотический фактор – 2 ч. Теоретическая часть Солнечный   свет,   достигающий   поверхности   Земли,   ­   основной   источник энергии   для   поддержания   теплового   баланса   планеты,   водного   обмена организмов,   создания   и   превращения   органического   вещества   автотрофным звеном   биосферы,   что   в   конечном   итоге   делает   возможным   формирование среды,   способной   удовлетворять   жизненные   потребности   организмов   . Сезонные и суточные изменения освещенности. Практическая часть Искусственное регулирование развития животных  и растений. Наблюдение за комнатными растениями , за животными живого уголка. 6.5. Антропогенные факторы – 4 ч. Теоретическое занятие Основы   рационального   управления   природными   ресурсами.   Рациональное использование водных ресурсов.  Практическое занятие Создание   презентации   «Рациональное   природопользование»   на   основе практических наблюдений. 7. Метеорология (6 часов ) 7.1. Метеорология как наука – 2 ч. Теоретическое занятие  Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Метеорологические явления по  сезонам года.  7.2. Осадки – 2 ч. Теоретическое занятие Преобладающие виды осадков по сезонам года.  7.3.Метеорологические наблюдения – 2 ч. Практическое занятие Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов  наблюдений.              8. Фенология ( 10 часов) 8.1.Основные понятия фенологии – 2 ч. Теоретическое занятие 32 Предмет фенологии. Основные понятия фенологии. Сезонные явления,  используемые при изучении сезонной динамики экосистем (в атмосфере, в  гидросфере, на поверхности почвы, в литосфере, в биосфере). 8.2.Периодизация годового круга природы – 2 ч. Теоретическое занятие Периодизация годового круга природы. Четырехсезонная структура  годичного круга природы. Естественные сезоны.  Границы естественных  сезонов. Фенологическая  зима: первозимье, среднезимье, предвесенье.  Фенологическая весна: снегостояние, оживление весны, разгар весны.  Фенологическое лето: перволетье, полное лето, спад лета. Фенологическая  осень: первоосенье, золотая осень, предзимье. 8.3.Методы фенологических исследований – 4 ч. Теоретическое занятие Организация   фенологических   и   метеорологических   наблюдений   и исследований. Принципы организации. Количественные методы, глазомерные и   пересчетноколичественные.   Фенологические наблюдения   с   использованием   транспортным   средств.   Учет   динамики сезонных процессов.  Практическое занятие   Интегральный   метод. Фенологические наблюдения. Наблюдения над единичными модельными  экземплярами. Составление календаря природы по сезонам. 8.4. Фенологические календари и карты– 2 ч. Теоретическое занятие   Карты   Фенологические   карты. Фенологические   справочники.  Фенологические   спектры.  Задачи,  структура, содержание, значение фенологических календарей. Фенологическое   картографирование. длительности фенологических сезонов. Карты феноаномалий.             9.Природоохранная деятельность ( 10 часов) Практические занятия Участие в краевых и всероссийских экологических акциях «Живи родник», «Посади дерево», «Каждой пичужке – кормушка» и др.                    10.Организация научно­исследовательской деятельности (30 часов) 10.1.Основные этапы создания проекта – 2 ч. Теоретическое занятие   Знакомство   обучающихся   с   основными   этапами   создания   проекта. Постановка целей и задач проектной деятельности. Классификация проектов по   ведущему   методу   или   виду   деятельности;   структура 33 проектов(исследовательские   проекты;   информационно­поисковые   проекты; практико­ориентировочные проекты). Основные требования к технологиям проектной деятельности. Этапы работы  над проектами. Критерии оценки работы обучающихся в кружковом  объединении. Классификация проектов по предметно­содержательной области, по  характеру контактов, координации, по продолжительности проведения. 10.2. Работа с различными источниками информации – 4 ч. Практические занятия Работа с научной и научно­популярной литературой. Правила цитирования.  Работа с сайтами. 10.3. Основные правила оформления реферата, проекта – 2 ч. Теоретическое занятие Правила   оформления   отчетов   о   проведенных   исследованиях.   Оформление стендового   материала.  Обработка   данных.   Варианты   построения   таблиц, диаграмм. 10.4.Технология работы над презентацией к докладу – 2 ч. Практическое занятие Научить созданию презентации к проекту, докладу, реферату. 10.5.Организация практической деятельности – 20 ч. Практические работы: Работа с научной и научно­популярной литературой. Подготовка   обзора   литературы   по   теме   исследований.   Работа   с   полевыми книжками и дневниками наблюдений. Обработка данных. Построение таблиц, диаграмм. Оформление отчетов о проведенных исследованиях. Оформление стендового   материала.   Оформление   проектов,   презентаций.   Подготовка устного доклада. Репетиция выступления с докладом.            11. Итоговые занятия( 6 часов) Практические занятия Защита собственных проектов. Итоговый КВН. ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ 34 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 год обучения  Название темы Всего теория практик а № 1 2 Вводное занятие Эколого­географическое  положение СК  3 Общие черты растительного мира 4 Животный мир Ставропольского края 5 6 7 Экология человека Экологические проблемы Ставрополья Экология. Организация проектной и  исследовательской  деятельности  8 Сбор информации, материалов, наблюдения  для исследовательско ­ экологического  проекта. 9 Итоговое занятие. Защита проекта.                        ВСЕГО: 2 10 30 30 12 24 16 16 4 144 2 6 20 20 8 24 10 90 ­ 4 10 10 4 ­ 6 16 4 54 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ  1. Вводное занятие Ознакомление с планом работы кружкового объединения 5­го года обучения.  Введение в экологию. Экология как наука, ее задачи и значение. Понятие об экологических  факторах. Практика:  правила природосообразного поведения.:знакомство с местными  биоценозами естественного происхождения и агроценозами 2. Эколого­географическое положение Ставропольского края. Географическое положение Ставропольского края. Особенности растительного и животного мира Ставрополья. 35 Общая характеристика климата Ставропольского края. Особенности  климатических явлений в п. Коммаяк Кировского района. Практика:  правила ведения фенологических  наблюдений (ведение дневника  наблюдений осуществляется круглогодично 3. Общие черты растительного мира Ставрополья.  Характеристика растительности равнинной части края. Роль степных злаков  (типчак, ковыль и др.) в почвообразовании.  Растения основных типов степей на Ставрополье: полынно­злаковые,  злаковые; их роль в формировании биоэкосистем. Растения основных типов степей на Ставрополье: разнотравно­злаковые,  луговые; их роль в формировании биоэкосистем. Особенности растений альпийского и горнолесного пояса. Необходимость охраны высокогорных лугов и улучшение их использования. Изменение растительного покрова в различных частях Ставропольского края  под влиянием заселения и развития хозяйственной деятельности человека. Естественный растительный покров. Меры, необходимые для его  поддержания (на примере флоры п. Коммаяк). Практика:  экскурсии в парковую зону.  экскурсии в охраняемую зону Новосредненского водоема. Экологические группы растений по условиям их произрастания:  светолюбивые, тенелюбивые, водные, влаголюбивые, прибрежные,  засухоустойчивые, холодостойкие и теплолюбивые растения. Представители  этих групп на примере местной растительности. Отличие понятий: экологические группы и жизненные формы. Практика:   экскурсия в природный биоценоз с целью наблюдения за различными  жизненными формами и экологическими группами растений. Влияние растительных сообществ на окружающую среду. Изменение климата,  прекращение почвенной эрозии; очистка воздуха, почвы и воды от  загрязнений. Охрана растений. Национальные парки. Заповедники, их роль в охране  растительного мира. Природоохранные мероприятия, проводимые на местной  территории 4. Животный мир Ставропольского края. Особенности фауны альпийского, горно­лесного и степного поясов. Пищевые цепи и пищевые сети в экосистемах данных поясов. Известные ученые­зоологи Ставропольского края, их вклад в изучение фауны  Ставрополья. Знакомство с Красной Книгой Ставропольского края. Роль земноводных в экосистемах Ставрополья. 36

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса и тайны природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018