Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»
Оценка 4.7

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
docx
история +1
Взрослым
17.02.2018
Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»
Применение интерактивных методик в музейной среде способствует организации качественной совместной работы, более гибкому использованию универсальных дидактических методов. В соответствии с этим интерактивность рассматривается как базовый принцип организации педагогической деятельности в музее. Деятельностный подход, взятый за основу в данной музейно-педагогической программе, обеспечивает включение посетителей в разнообразные виды деятельности по освоению предметного мира прошлого. Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме как в научных исследованиях, так и в массовой практике. Мы считаем, что в эпоху массового снижения нравственных ценностей необходимо воспитывать духовность, гражданственность и патриотизм через приобщение школьников к нетленным ценностям, которые хранит музей. Музейная педагогика как область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что накопило человечество. Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Он выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека.
ПРОГРАММА музейная анимация .docx
Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»                                                           Возраст детей: от 7 до 14 лет Срок реализации программы: 1 год                                                           Составитель: Алферова Елена Львовна                                                                    педагог дополнительного образования                                                                  высшей квалификационной категории Новосибирск 2015 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы 1.2. Актуальность программы 1.3. Цель и задачи 1.4. Особенность программы, её педагогическая целесообразность                 1.5. 1.6. Формы и режимы занятий 1.7. Ожидаемые результаты и способы диагностики 1.8. Формы итогового контроля Возраст детей, сроки реализации 2. Учебно­тематический план  3. Содержание программы 4. Условия реализации программы 4.1. Психолого­педагогические условия 4.2. Материально­технические условия 5. Методическое обеспечение программы 5.1. Инструкция по технике безопасности 5.2. Дидактический материал 5.3. Диагностический материал 5.4. Методические рекомендации к тематическим разделам 6. Рекомендуемая литература 6.1. Литература для обучающихся и родителей 6.2. Литература для педагога 1.  Пояснительная записка 1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы.              В   доме   творчества   «Кировский»   с   1994   года   действует   детский археолого­краеведческий музей «Мастерская предков», который в настоящее время   является   базой   для   городской   инновационной   площадки   по   теме «Развитие   общекультурной   компетентности   участников   образовательного процесса средствами музейной педагогики». Программа   составлена   на   основании   действующего   Закона   «Об образовании   в   Российской   Федерации»   №273­ФЗ   от   21.12.2012,   приказа Минобрнауки   «Порядок   организации   и   осуществления   образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» №1008 от 29.08.2013,   норм   СанПиН   2.4.2.2821­10,   опирается   на   требования   и методические рекомендации по составлению и оформлению  образовательных программ   дополнительного   образования   детей,   и   соответствует   Уставу   и программе развития МБУДО ДДТ «Кировский» на 2011­2016 г. Применение   интерактивных   методик   в   музейной   среде   способствует организации качественной совместной работы, более гибкому использованию универсальных   дидактических   методов.   В   соответствии   с   этим интерактивность   рассматривается   как   базовый   принцип   организации педагогической деятельности в музее. Деятельностный   подход,   взятый   за   основу   в   данной   музейно­ педагогической   программе,   обеспечивает   включение   посетителей   в разнообразные виды деятельности по освоению предметного мира прошлого.  1.2.  Актуальность программы               Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на   современном   этапе   реализации   непрерывного   школьного   образования учащихся средствами интеграции учебно­воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме как в научных исследованиях,   так   и   в   массовой   практике.   Мы   считаем,   что   в   эпоху массового   снижения   нравственных   ценностей   необходимо   воспитывать духовность, гражданственность и патриотизм через приобщение школьников к нетленным   ценностям,   которые   хранит   музей.   Музейная   педагогика   как область   научного   знания,   возникающая   на   стыке   педагогики,   психологии, музееведения,   искусства   (как   части   общей   культуры)   и   краеведения, осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что накопило человечество.       Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно­ историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, именно он   приходит   на   помощь   образованию.   Он   выводит   индивида   за   границы социума,   цивилизации   в   мир   культуры.   Поэтому   очень   важен   процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека. 1.3. Цель, задачи программы Цель:   создание   условий   для   развития   познавательных   интересов   детей посредством их активного вовлечения в творческую, игровую деятельность в детском археолого­краеведческом музее с использованием методов музейной педагогики. Задачи:  Вовлечь детей в познавательную и игровую деятельность.  Вызвать интерес к древней истории, культуре наших предков.  Вызвать желание вновь соприкоснуться с предметным миром прошлого.  Обогатить   и   расширить   словарный   запас   представлений   ребенка   об объектах и явлениях окружающего мира.  Воспитать чувство сплоченности, объединения единой целью.  Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. 1.4. Особенность программы, её педагогическая целесообразность.     ребенка     Педагогическая   цель   работы   любого   музея   ­   это   формирование эмоционально­личностного   отношения   к   ценностям культурного наследия   в  системе  художественно­эстетического   воспитания, что   дает ему   постижение   мира   культуры   посредством   знакомства   с подлинниками всего   того,   что   определяет   понятие   культуры.   Это формирование эстетического   идеала,   воспитание   эстетического   вкуса   и эстетических чувств, развитие креативного мышления.    Мы предлагаем не традиционный тип музея, где посетитель, прежде всего зритель,   пассивный   человек.   Поэтому   мы   стремимся   по­новому решать ключевые для музееведения вопросы о специфике музейного языка, ролевой структуре   музейной   коммуникации,   методах   организации музейной   среды, видах творческой активности музейного посетителя.        Ведь кроме получения знаний, ребенок должен получать удовольствие от общения с вещами. В этом, по сути, и заключается конечная цель музейной педагогики:   испытывая   эмоции,   ребенок   обогащается   опытом,   который послужит формированию  вкусов, системы ценностей, развитию  личности и самосознания.    Музей для взрослого ­ это место, где хранятся бесценные культурные ценности,   а   для   ребенка   ­   это   прежде   всего   мир   незнакомых   ему   вещей. Сделать этот мир понятным и интересным для ребенка и есть наша задача.   Музей предметов возник как особая форма дополнительного образования, помогающая   школьникам   войти   в   предметный   мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению, узнать историю каждого конкретного предмета и, главное, сформировать ценностное отношение к ним. 1.5. Возраст детей, сроки реализации.   ориентированы на младший и средний школьный возраст (7­14 лет).       Программа   рассчитана   на   1   год   обучения.     Занятия   по   программе 1.6. Формы и режим занятий.   Основными формами работы по реализации программы являются: обзорные экскурсии   в   музей   предметов   (знакомство   с   экспозициями, выставками); творческие   занятия   в   соответствии   с   темами; экскурсии­путешествия в прошлое предмета; коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее; музейные игры и театрализации; оформление детских выставок и экспозиций и др.      Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно  образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.      Режим занятий:  группа 1.3.  ­ 1 раз в неделю по 3 учебных часа, 108 часов в год; группа 1.4.  ­ 1 раз в неделю по 3 учебных часа, 108 часов в год. 1.7. Ожидаемые результаты  Дети   будут   вовлечены   в   познавательную   творческую   деятельность, способствующую расширению кругозора и словарного запаса, развитию различных навыков и самовыражению.  Благодаря созданию позитивного эмоционального фона у детей будет вызван интерес к древней истории, культуре наших предков и желание вновь соприкоснуться с предметным миром прошлого.  Благодаря   занятиям   прикладной   деятельностью,   изучению   ремесел предков у детей разовьется наглядно­действенное и наглядно­образное мышление.  Участие в занятиях по данной музейно­педагогической программе будет способствовать сплочению детского коллектива, объединённого одной целью. 1.8. Формы итогового контроля. Основными формами итогового контроля являются выставки и творческие проекты. Завершающие учебный год творческие работы на свободную тему позволяют не только выявить вид познавательной творческой  деятельности, исторический материал, к которому тяготеет ребёнок, но и подвести годовой итог работы по программе. 2. Учебно­тематический план. № п/п Наименование темы Количество часов Всего Теор. Практ. 1 2 3 4 5 Здравствуй, музей! 1.1. К нам приехал театр 1.2. Экскурсия по городу 1.3. Экскурсия в музей Что такое музей. 2.1. Музейные профессии 2.2. Прошлое и настоящее предмета   Виды музеев 3.1. Что такое коллекция 3.2. Музей твоей мечты  Познаём предметный мир 4.1. Музей предметов 4.2. Путешествие в прошлое предмета 4.3. О чём говорят вещи 4.4. Предметы в нашей жизни 4.5. Из глубины веков Творческая мастерская 5.1. Материалы и их свойства (глина, камень,        дерево, ткань, растительный материал) 5.2. Занятия на развитие воображения 18 18 18 27 27 6 6 6 6 6 12 12 12 21 21 Всего: 108 30 78 3. Содержание программы. Тема 1. 1. К нам приехал театр. Теория: Культура поведения в общественных местах. Практика:  Игровое   занятие   «Третий   звонок!».   Воспитание   общей культуры поведения, манеры общения в стенах учреждения. Развитие умения понимать   спокойный   тон   общения   и   самому   уметь   говорить   спокойным, вежливым голосом,   уметь   высказывать   свою   точку   зрения   и   выслушивать точку   зрения   другого,   т.е.   проявлять   терпимость   к   чужому   мнению. Воспитание   умения   спокойно   войти   в   зал,   найти   свое   место,   слушать, воспринимать, эмоционально реагировать, обязательно поблагодарить актеров в конце представления. Тема 1. 2. Экскурсия по городу. Теория: Навыки поведения в общественных местах. Практика:  Виртуальная   экскурсия   по   городу.       Выявление   степени готовности детей к посещению музея. Тема 1. 3. Экскурсия в музей. Теория: особенности общения в разные эпохи. Практика:  Обучение   манере  держать   себя   соответственно   традициям времени.   Развитие   творческого   воображения,   умения   перевоплощаться    в древних   греков,   средневековых   рыцарей   и   прекрасных   дам,   в   светское общество пушкинского времени. Тема 2. 1. Музейные профессии. Теория: Что такое музей, экспозиция. Практика:  Ознакомление детей с многообразием музейных профессий. Организация в практике по одной из них. Воспитание бережного отношения к музейным экспонатам. Тема 2. 2. Прошлое и настоящее предмета. Теория: Ретроспектива предмета. Практика: Развитие понимания ретроспективы предмета.  ∙ Побуждение детей   к   действиям   познавательного   характера.  Использование   предметов прошлого и настоящего (реальных и изображаемых); выполнение взрослыми и детьми действий познавательного эффекта; действия с предметом, в процессе которых делаются выводы, устанавливаются причинно – следственные связи; использование сравнений; моделирование.  Тема 3.1. Что такое коллекция. Теория: Типы музеев (художественный, исторический, этнографический, краеведческий и т.д.). Практика:  Дать   общее   представление   о   коллекционировании   как   о способе   познания   окружающего   мира.   Обсуждение   ценности   каждой коллекции с опорой на личный опыт ребенка. Тема 3. 2. Музей твоей мечты. Теория:  С чего начинается музей . Практика:  Развитие   творческого   воображения   и   познавательной активности.   Творческое   задание   по   созданию   собственных   вариантов объединения предметов в коллекции; организация выставки работ, сделанных детьми дома или на занятиях по ручному труду. Игровые занятия: «На что похож этот предмет», «Придумай новую деталь», «Изобретаем колесо». Тема 4.1. Музей предметов. Теория: Общее представление о музее и его коллекции. Практика:  использование   разных   видов   коллекций,   собранных   и оформленных руками детей и взрослых; творческих заданий по работе с ними. Тема 4. 2. Путешествие в прошлое предмета. Теория: Копьё, веретено, прялка. Практика:  Дать   понятие   о   конкретном   предмете   из   фонда   музея, истории   его   возникновения;   показать   на   конкретных   предметах   этапы   его развития и усовершенствования.   Расширять словарный запас детей за счет употребления архаичных слов. Тема 4. 3. О чём говорят вещи. Теория:  способности видеть красоту предмета и предметного мира. Практика: Формирование представления о многообразии предметов, их многофункциональности.   Раскрытие   сущности   предмета   ­   его   назначения, зависимости конструкции, строения и материала, из которого сделан предмет, от   его   использования;   знакомство  с   предметами   (видовые   понятия),   их назначением, способами использования. Тема 4. 4. Предметы в нашей жизни. Теория: Значение предмета в нашей жизни. Практика:  .Развитие   ассоциативного   мышления   и   воображения. Демонстрация предмета с точки зрения его как: 1. произведения искусства; 2. практической   необходимости;   3. исторического   развития; внимания исследователя. Тема 4.5. Из глубины веков.  4. объекта Теория: Ассоциации. Практика:   исторический   экскурс   в   предметную   культуру   различных веков и народов. Тема 5. 1. Материалы и их свойства. Теория: Виды и свойства материалов.. Практика:   Дать представление о материалах, из которых изготовлены предметы в музее (глина, камень, дерево, металл, пластмасса) и их свойствах. Развитие   творческого   воображения   и   познавательной   активности.   Игрлвые задания:   придумай   новые   условия   их   использования;   варианты   их объединения и разделения; другие действия с ними и т. д.). Развитие у детей самостоятельности   при   преобразовании   предмета.   Использование   разных видов   преобразования:   эстетических,   функциональных;   существенные преобразования; различные способы изменения предмета, материала. Тема 5. 2. Занятия на развитие воображения. Теория:   Закрепление   представлений   о   значении   предметов   в   жизни человека.        Практика: Дать импульс к самостоятельному овладению знаниями и к проявлению   творчества {новые   условия   их   использования;   варианты   их объединения и разделения; создание предметов будущего; другие действия с ними   и т.   д.).    Развитие   творческого   воображения, конструкторских способностей, доказательной речи, положительного  восприятия жизни. 4 . Условия реализации программы 4.1. Психолого­педагогические условия. Выполнение задач программы и достижение ведущей цели возможно при соблюдении следующих условий: 1. создание атмосферы творчества, сотрудничества, поощрения инициативы детей; 2. организация   разнообразной   художественно­прикладной   деятельности   с учётом интересов детей; 3. использование  различных  тематических   игр,  сюжетно­ролевых   ситуаций, сюрпризных моментов, элементов театрализации; 4. создание развивающей среды, обогащающей детей яркими впечатлениями.    4.2. Организационно­методические условия. Для успешной реализации программы  имеются: ­ отдельный, специально оборудованный кабинет для занятий; ­ экспозиции музея   демонстрируют   этапы развития материальной культуры       общества; ­ возможность   показать   в   музее   не   только   примеры усовершенствования      качеств предметов, но самостоятельного их улучшения детьми; ­ технические средства (видео ­ и компьютерная техника); ­ наличие   в   музее   библиотеки   с   книгами   по   предметному   миру,   справочная литература. 4.3. Материально­ техническое оснащение программы. Занятия   по   музейной   анимации   с   детьми   проводятся   в   специально оборудованном   помещении,   соответствующем   санитарно­гигиеническим нормам: помещение хорошо проветривается, хорошо освещено. Техническое оснащение и мебель (столы, стулья) отвечают требованиям, предъявляемым к учебному оборудованию. В помещении предусмотрены места для хранения инструментов   и   материалов   для   творческой   деятельности,   имеется музыкальный центр, магнитная доска. Для   организации   работы   по   программе   используются   разнообразные материалы   и   инструменты,   позволяющие   увлечь   детей,   побудить   их   к активному   действию,   экспериментированию   (глина,   пластилин,   палочки, верёвки, камни и т.д.). Для организации занятий с детьми имеются наборы дидактических игр, наглядный   материал   –   репродукции   картин,   фотографии,   произведения декоративно­прикладного искусства. Материалы   для   занятий   с   детьми   предоставляет   администрация   ДДТ «Кировский». 5. Методическое обеспечение программы  5.1.  Инструкция по технике безопасности   Для того, чтобы ребенок свободно мог реализовать возникший у него замысел, нужно: 1. дать   ему  знания   и   навыки   работы   с   различными   изобразительными материалами   (бумагой,   красками,   карандашами,   восковыми   мелками, пластилином, солёным тестом);  2. научить   работать   с   различными  инструментами   и   приспособлениями (ножницы,   стеки,   палочки,   кисти,   ватные   палочки,   штампики, поролоновые тампоны, отвёртки). ПРАВИЛА техники безопасности на занятиях: ­ Проводить занятия в соответствии с планом работы. ­   Перед проведением занятий проверить безопасность состояния и        размещения оборудования в соответствии с правилами и нормами по     технике безопасности. ­ Обеспечить для проведения занятия нормальное состояние помещения. ­ Во время занятий следить за поведением учащихся. Пресекать      действия, влекущие за собой несчастные случаи. Следить за тем, чтобы      учащиеся не отлучались без разрешения преподавателя. ­ Во время проведения занятий соблюдать правила техники      безопасности, противопожарной безопасности. ­ Следить во время проведения занятий за здоровьем детей. В случае      признаков болезни, усталости принять необходимые меры. 5.2. Дидактические материалы Педагогическая драматургия, дидактические игры. ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО ­ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 1. «Путешествие в прошлое книги» ЦЕЛЬ. Познакомить с историей книги, пробудить интерес  к творческой деятельности человека, формировать бережное  отношение к книгам, продолжать развивать познавательные  способности, речь. 2. «От барабана до газеты» ЦЕЛЬ. Познакомить с историей и способами передачи  информации, активизировать употребление в речи  сложноподчиненных предложений, связать тему с удовлетворением  жизненно важных потребностей человека в знаниях, развивать  смекалку, планирующую функцию речи, умение радоваться успехам  других. 3. «Путешествие в прошлое электрической лампочки» ЦЕЛЬ. Познакомить с историей лампочки, развивать  мышление, воображение, совершенствовать грамматически  правильную речь, развивать коммуникативные навыки, готовность к  школе. 4. «Гладим валиком» ЦЕЛЬ. Закрепить представление о значении бытовой  техники   в жизни человека, развивать творческое воображение,  конструкторские способности, доказательную речь, положительное  восприятие жизни. 5. «Путешествие в страну часов» ЦЕЛЬ. Познакомить с различными видами часов, подвести к  пониманию многообразия предметов с одинаковым назначением  и функциями, 6. «От барабана до газеты» ЦЕЛЬ. Познакомить с историей и способами передачи информации,  активизировать употребление в речи сложноподчиненных  предложений, связать тему с удовлетворением жизненно важных  потребностей человека в знаниях, развивать смекалку, планирующую функцию речи, умение радоваться успехам других. Дать импульс к  самостоятельному овладению знаниями и к проявлению творчества. 7. «Зачем люди звонят в колокола?» ЦЕЛЬ. Формировать представление о различных видах колоколов на  основе экспериментирования и собственных выводов,  развивать логическое мышление, память, доказательную речь,  уверенность в себе. 8. «Посуда наших предков» ЦЕЛЬ. Закрепить представление о жизни наших предков  (утварь), развивать познавательные способности, грамматически  правильную речь, обогащать словарь, совершенствовать мелкую и  общую моторику. 9. «Соль, солонки, приметы» ЦЕЛЬ. Закрепить представление о жизни людей в  древности, развивать память, мышление, воображение, связную  речь, активизировать употребление сложноподчиненных  предложений. 10. «Путешествие в историю транспорта» ЦЕЛЬ. Закрепить представления о старинных видах  транспорта, развивать внимание, память, творческое воображение,  связную и грамматически правильную речь, культуру общения. 11. «Путешествие в прошлое автомобиля» ЦЕЛЬ. Познакомить с историей автомобиля, закрепить знания о  его частях, их функциях. Побуждать сравнивать разные виды и  марки автомобилей, формировать волевую готовность к школе,  произвольность. 12. «Путешествие в прошлое кораблей» ЦЕЛЬ. Дать представление о назначении и функциях  корабля, закрепить умение определять форму, части, размер  предмета, материал, из которого он сделан, развивать слуховое  внимание, системное мышление, самостоятельность, активность,  связную речь. 13. «Путешествие в прошлое самолетов» ЦЕЛЬ. Познакомить с назначением и функциями самолета,  учить определять особенности предмета (материал и признаки),  устанавливать причинно ­ следственные связи между формой и  назначением, развивать творческое воображение, доказательную  речь. 14. «Путешествие в русскую деревню» ЦЕЛЬ. Закрепить представление о жизни наших предков  (жилище, утварь, традиции), развивать познавательные  способности, грамматически правильную речь, обогащать словарь,  совершенствовать мелкую и общую моторику. 15. «Рождение новых вещей» ЦЕЛЬ. Показать возможность использования старых вещей  при создании новых, развивать планирующую функцию речи,  творчество, память, внимание, умение экспериментировать со  словом. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ  В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ 1. Обзорные экскурсии по музею ЦЕЛЬ. Познакомить с историей предмета,  пробудить положительный эмоциональный отклик. Закрепить  приобретенные навыки поведения в ходе экскурсии. Активизировать  познавательные способности, грамматически правильную речь,  обогащать словарь. 2. Изучение музейных экспозиций ЦЕЛЬ. Развитие способности видеть красоту предмета и  предметного мира. Формировать представления о многообразии предметов, их многофункциональности. Развивать у детей динамические пространственные представления. Формирование  позиции заинтересованного исследователя. 3. Организация конкурсов на лучший рисунок ЦЕЛЬ. Развитие творчества, умения передавать  собственные впечатления посредством художественного образа.  Воспитание бережного и уважительного отношения к культурному  наследию. 4. Организация конкурсов на лучшую поделку ЦЕЛЬ. Развитие творческой активности, позиции  творца, изобретателя. Развитие умения отбирать средства и  материалы для практической деятельности. Формирование личной  ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему. Развитие у детей самостоятельности при преобразовании предмета. 5. Организация постоянно функционирующей  детской творческой мастерской ЦЕЛЬ. Формирование творческих способностей детей  дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром. Дать импульс к самостоятельному овладению знаниями и к  проявлению творчества {новые условия их использования;  варианты их объединения и разделения; создание предметов  будущего; другие действия с ними и т. д.) 6. Организация ролевых игр в рамках музейной тематики ЦЕЛЬ. Закрепить представление о значении предметов в  жизни человека, подвести к пониманию многообразия предметов с  одинаковым назначением и функциями, развивать творческое  воображение, конструкторские способности, доказательную речь,  положительное восприятие жизни 5.3. Диагностический материал. Музейный мониторинг  1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год Экскурсии Видеолектории Мастер­классы Праздники Игровые  программы Учащ иеся  ДДТ Учащ иеся  др.  школ 1 четверть Учащ иеся  ДДТ Учащ иеся  др.  школ 2 четверть Учащ иеся  ДДТ Учащ иеся  др.  школ 3 четверть Учащ иеся  ДДТ Учащ иеся  др.  школ 4 четверть Учащ иеся  ДДТ Учащ иеся  др.  школ год Посещени е музея Взрослые дошкольн ики Нач.  школа Среднее  звено старшекл ассники Участие в конференциях, конкурсах играх школьные районные городские Областные и  выше Конференции  Конкурсы Интеллектуальные  игры Выставки творчества 5.4. Методические рекомендации. Описание  основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. В   процессе   опытно­экспериментальной   работы   определены   основные направления работы по музейной педагогике: ­ интеллектуально­познавательное ­художественно­эстетическое ­ игровое ­ проектное ­диагностическое. Для достижения   качественных результатов   в формировании   компетенций  детей   в   области   музейной   педагогики   осуществлялась   специально организованная деятельность  в следующем направлении: ­ занятия, направленные на получение детьми знаний о музее, как учреждении культуры, музейных экспонатах, музейных профессиях и др.; ­ использование музейной   тематики на обучающих занятиях при реализации общеобразовательной программы ДОУ ­ включение элементов музейной педагогики в организованную деятельность детей ­ беседы ­ экскурсии ­ чтение и рассматривание иллюстраций ­ познавательные досуги ­викторины ­КВН Что касается занятий, они  проводились разные по структуре: устройством   музея,   музейной   экспозицией, * занятия, посвященные решению одной задачи (по ознакомлению с видами музеев,   музейными профессиями…) *   Занятия,   состоящие   из   нескольких   частей,   на   которых   решались   разные задачи   и   на   разном   материале,   одна   из   которых   связана   с   музейной педагогикой * комплексные занятия, где решаются различные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие разные стороны деятельности по теме «музей», объединенные основной задачей *   интегративные   занятия,   которые   строятся   по   принципу   объединения  нескольких видов детской деятельности, объединенных одной общей темой организация разнообразных по структуре и видам занятий обеспечивает не только качественное усвоение знаний о музее, музейном предмете, музейной экспозиции,   но   и   способствует   формированию   личностных   качеств­ общительности,   доброжелательности,   эмпатии,   рефлексии,   понимания, доверия, дружелюбия. Особое   место   в   воспитательно­образовательной   работе   занимает художественно­эстетическое   направление   деятельности:   занятия,   досуги, развлечения,   театрализованная   деятельность,   коллективные   творческие работы.   После   определенных   мероприятий(занятий,   бесед,   экскурсий   в музей,   встреч   с   работниками   музея)   дети   отражают   полученные   знания   в продуктивных видах деятельности,   передают свои впечатления в рисунках,  аппликации, лепке, других творческих работах,   из которых формируются выставки   в   группах   и   мини­музеях   детского   сада.   Такая   форма   работы помогает   детям   интерпретировать   воспринимаемые   произведения   им  воплотить свои впечатления. Развитию   художественно­творческих   способностей   детей   способствует  реализация   в   группах   образовательных   проектов:   дети   погружаются   в музейную   атмосферу,   участвуют   в   создании   экспонатов   для   мини­музеев, атрибутов  для сюжетно­ролевых игр, проживают свои роли и через участие  в действии получают  знания о работе музея и музейных профессиях. Воспитательно­образовательную деятельность   художественно­эстетического направления  по теме «музей»   можно условно разделить на несколько видов: ­ детская продуктивная деятельность ­ детский дизайн ­ музыкально­творческая, театрализованная деятельность При этом важно соблюдать  условия успешной работы в данном направлении: 1.  Отношение  каждому ребенку как к творческой индивидуальности 2. Учет   возрастных, физических,   психических, социокультурных и других индивидуальных возможностей детей 3.   Создание   среды   общения   и   сотворчества   между   детьми,   педагогами   и родителями. 4. Учет региональных, этнокультурных особенностей детского учреждения. Таким   образом,   художественно­эстетическая   деятельность   средствами музейной   педагогики   способствует   творческому   развитию   ребенка,   его умению действовать в воображаемом пространстве, развитию фантазии, мира  чувств,   осознанию   себя   причастным   к   общечеловеческим   и   культурным ценностям. В   ходе   работы   использовались   как   традиционные   технологии,   так   и современные:   педагогика   сотрудничества,   позволяющая   осуществлять педагогический   процесс   в   соответствии   с   интересами   каждого   ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему; игровые технологии,   способствующие   повышению   интереса   к   разным   видам деятельности,   созданию   благоприятной   эмоциональной   обстановки, активности   каждого   ребенка;   метод   проектов   при   создании   мини­музеев разной   направленности;   здоровьесберегающие   технологии,   использование которых   позволяет   вовремя   чередовать   спокойную   и   двигательную деятельность,   снизить   порог   утомляемости,   повысить   внимание   и   пр.; индивидуально­дифференцированный подход, развивающие игры. Обучение   проводилось   систематически   с   учетом   возможностей   детей,  применяя   дифференциацию   обучения   в   работе   с   детьми   разного   уровня развития   и   подготовленности.   Создавалась   положительная   мотивация   для того,   чтобы   дети   реализовали   приобретенный   опыт   в   самостоятельной деятельности.   При   организации   работы   по   формированию   музейной  культуры   используются   различные   виды   игровой   деятельности:   сюжетно­ ролевые,   режиссерские,   интеллектуально­познавательные,   строительные, конструктивные,  дидактические игры. Применение различных видов игровой деятельности помогает   создать   образно­игровую среду, благоприятную для развития творческих способностей ребенка. При этом все игры  и упражнения  классифицируются по следующим направлениям:   способности   к   эстетическому ­   игры,   направленные   на   развитие  переживанию,   развивающие   воображение,   художественное   восприятие,  творческую импровизацию ­ игры, формирующие историческое сознание детей ­ игры, направленные на подготовку детей к восприятию  музейной культуры и формирование музейного поведения ­ игры, формирующие представления детей о   назначении музея, о музейных профессиях, музейном предмете,  музейной экспозиции ­ игры, формирующие и закрепляющие представления детей  о видах и жанрах изобразительного   искусства,   народно­прикладного   творчества,   средств художественной изобразительности ­  инициирования интереса в ходе экскурсии в музее или в детском саду             Подготовка детей к посещению музеев ведется в нескольких направлениях: Культура поведения в общественных местах:   игры   и   игровые   упражнения   для   активизации   внимания   детей,  Воспитание общей культуры поведения.  Манера общения в учреждении.  Навыки   поведения   в   общественных   местах   (транспорт,   улица, гардероб, музей).  Навыки поведения в ходе экскурсий.  Экскурсии по городу. Экскурсии в музеи. Подготовка к восприятию мира музея:  Общее понятие о том, что такое музей, для чего он существует.  Музейные профессии.  Ученые и исследователи.  Краткие сведения об истории развития цивилизации.  Формирование   готовности   к   восприятию   произведений искусства:  Знакомство с материалами, из которых создаются произведения искусства   и   экспонаты   музея   (камень,   глина,   металл,   дерево, ткани и др.), их свойствами. Первое знакомство с экспонатами музея   Формирование умения отражать собственные впечатления:  На занятиях по изобразительному искусству.  В свободной и организованной продуктивной деятельности. Приложение 1  К нам приехал театр. Задачи: Практическое закрепление навыков поведения в обществе. Это   дает   возможность   каждому   ребенку   научиться   вести   себя   в обществе,   не   держась   за   мамину   руку,   почувствовать   общее настроение, проявить умение спокойно войти в зал, найти свое место, слушать,   воспринимать,   эмоционально   реагировать,   обязательно поблагодарить актеров в конце представления.  Пешеходная экскурсия по городу. Задачи: Проверка навыков поведения в общественных местах. Первую экскурсию надо проводить на улице. Это помогает совершить плавный   переход   от   привычной   для   детей   ситуации   прогулки   с воспитателем к новой для них форме образовательного процесса – экскурсии. Экскурсия на улице покажет педагогу, в какой степени дети научились вести себя, над какими навыками поведения еще надо поработать.   Первые   пешеходные   экскурсии   –   это   не   только практические   занятия   по   знакомству   с   родным   городом,   но   и возможность   проанализировать   готовность   детей   к   более ответственному мероприятию – посещению музея. Экскурсия в музей  Задачи:   Закрепление   приобретенных   навыков   поведения   в   ходе экскурсии. Перед первой из них надо создать ситуацию радостного ожидания, предупредив детей, что их ждет новая интересная игра. В процессе игры   надо   учить   детей   осторожно   идти   по   залу,   не   размахивая руками,   не  задевая   экспонаты,  которые   могут  упасть   и   разбиться. При   остановке   возле   экспоната   дети   должны   встать   полукругом, убрав   руки   за   спину.   Самых   маленьких   надо   пропустить   вперед. Следует объяснить, что экспонаты нельзя трогать руками. Все эти нехитрые   правила   дошкольники   должны   усвоить   до   экскурсии   в настоящий музей. Особенности общения, характерные для разных эпох. Задачи:   Научить   детей   держать   себя   соответственно   традициям времени. Развитие творческого воображения, умения перевоплощаться. Играя в древних греков, средневековых рыцарей и прекрасных дам, в светское общество пушкинского времени, дети учатся держать себя соответственно традициям времени.  Что такое музей. Задачи: Дать общее понятие о музеях, экспозиции, объяснить детям, для чего они существуют. Содержание:   изучение   основных   музейных   понятий   и   терминов; использование   предметов,   сказочных   персонажей; продуманные способы организации экскурсии. Музейные профессии. Задачи: познакомить  детей с многообразием  музейных  профессий. Дать возможность попрактиковаться в одной из них. Воспитание бережного отношения к музейным экспонатам. Содержание:   подключение   ребенка   к   деятельности   взрослых   в качестве партнера, развитие самостоятельности детей.   Прошлое и настоящее предмета. Задачи: Развитие понимания ретроспективы предмета. Побуждение детей к действиям познавательного характера. Содержание:   использование   предметов   прошлого   и   настоящего (реальных   и   изображаемых);   выполнение   взрослыми   и   детьми действий   познавательного   эффекта;   действия   с   предметом,   в процессе   которых   делаются   выводы,   устанавливаются   причинно   – следственные связи; использование сравнений; моделирование. Формирование готовности к восприятию произведений искусства:  Какие бывают музеи.   макетов, Развитие   творческого   воображения   и   познавательной  Дать   общее   представление   о   типах   музеев Задачи: (художественный, исторический, этнографический, краеведческий и т. д.), их общих чертах и особенностях. Содержание: показать, что один и тот же экспонат может быть и произведением  искусства  и историческим  наследием определенной эпохи.  Что такое коллекция. Задачи:  Дать  общее   представление  о  коллекционировании   как  о способе познания окружающего мира. Содержание: обсуждение ценности каждой коллекции с опорой на личный опыт ребенка.  Музей моей мечты. Задачи: активности. Содержание:   творческое   задание   по   созданию   собственных вариантов   объединения   предметов   в   коллекции;   организация выставки работ, сделанных детьми дома или на занятиях по ручному труду. На что похож этот предмет. Задачи:   овладение   действием   – замещением,  развитие   видения  новой  функции  предмета  и  разных его сторон. Содержание:   использование   действий   конкретного   предмета; вживание в образ героя определенного времени; комбинирование и выбор   оригинальных   вариантов   действий;   включение   сходства, различий, аналогии и т. д. Придумай новую деталь. Задачи: ­ Развитие у детей стремления вносить отдельные элементы для изменения предмета. Содержание:   использование   предметов   с   ярко   выделенными деталями   для   преобразования;   применение   наводящих   поисковых вопросов; подключение ребенка к деятельности взрослых в качестве партнера. Изобретаем... колесо. Задачи:   ­   Развитие   творческой   активности,   позиции   творца, изобретателя. ­ Раскрытие роли материала в создании образа. Содержание: создание проекта преобразования; появление «нового» предмета;   коллективные   объединения;   использование   способов преобразования в зависимости от замысла проекта и  Развитие   воображения, и программы       Предлагаемый курс поможет ввести детей в увлекательный мир музея   на   уровне   понимания   и   восприятия   ребенка.   Содержание курса,   внутренняя   логика   построения   занятий   ориентированы   на развитие   умения   чувствовать,   воспринимать   и   хранить   в эмоциональной   памяти   ребенка   многообразие   предметного   мира. Программа предусматривает использование обзорных экскурсий (по всему музею) и тематических (посвященных конкретному предмету). Музей   интегрирован   в   учебно­воспитательный   процесс   через   свои собрания и формы деятельности, он связан с обучением конкретным разделам  дополнительным образованием воспитанников.  Музей предметов. Задачи: ­ Дать общее представление о музее и коллекции; последовательно развивая его в следующих возрастных группах. Дать понятие о предметах и музее, в котором они хранятся. Содержание: использование разных видов коллекций, собранных и оформленных   руками   детей   и   взрослых;   творческих   заданий   по работе с ними.  Путешествие в прошлое предмета. Включает   цикл   игровых   занятий   по   познавательно­речевому развитию детей  Задачи:   ­   Дать   понятие   о   конкретном   предмете   из   фонда   музея, истории его возникновения; показать на конкретных предметах этапы его развития и усовершенствования. Расширять словарный запас детей за счет употребления архаичных слов.   событий, Содержание: адаптированных   для   восприятия   и   осмысления   детьми; сотрудничество   детей   и   взрослых,   при   котором   активность   детей повышается   с   помощью   действий   с   макетами,   иллюстрациями, моделями; «перемещение» на дальние временные отрезки.  О чем говорят вещи. Задачи: предметного мира. Формировать   представления   о   многообразии   предметов,   их многофункциональности. Содержание: раскрытие   сущности   предмета   ­   его   назначения, зависимости конструкции, строения и материала, из которого сделан предмет,   знакомство дошкольников с предметами назначением, (видовые способами использования.  Развитие   способности   видеть   красоту   предмета   и   использование   достоверных   фактов,   от   его   использования;   понятия),   их       с искусства,   практической   необходимости, Предметы в нашей жизни. Задачи: ­Показать значение предмета в нашей жизни. Развитие ассоциативного мышления и воображения Содержание: Продемонстрировать предмет с точки зрения его как:  произведения  исторического развития, объекта внимания исследователя. Из глубины веков. Задачи: ­ Развитие ассоциативного мышления и воображения. ­ Воспитание бережного отношения к музейным экспонатам. ­ Побуждение детей к действиям познавательного характера. Содержание:   исторический   экскурс   в   предметную   культуру различных веков и народов. Творческая мастерская. Включает цикл практических занятий  Задачи:  ­   Дать   представление   о   материалах,   из   которых   изготовлены предметы в музее (глина, камень, дерево, металл, пластмасса) и их свойствах. ­ Развитие творческого воображения и познавательной активности. (придумай:   новые   условия   их   использования;   варианты   их объединения и разделения; другие действия с ними и т. д.) ­ Развитие у детей самостоятельности при преобразовании предмета. Содержание:   использование   разных   видов   преобразования: эстетических,   функциональных;   существенные   преобразования; различные способы изменения предмета, материала. Приложение 2 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. Понятие   «музейная   педагогика» появилось   в   начале   80­х гг.   и   было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом   свидетельствуют   музейно­образовательные   программы   для воспитанников образовательных учреждений. Музеи   рассматривают   как   социально­эстетический   феномен   культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской   провинции   (А. Л. Филатова,   2000);   оценивают   в   качестве информационно­коммуникативной   системы     2000). К основным понятиям музейной педагогики относятся: (С. В. Пшеничная, 1. Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его   можно   в   определенных   условиях   музейно­педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен   сохранять   знаковость,   образ­символ   определённой   эпохи, культуры,   определённой   позиции   творца.   Таким   образом,   музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя   музея   не   только   как   пассивного   наблюдателя,   но   и   как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет. 2. Музейная   культура представлена,   с   одной   стороны,   как   хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя,   рефлектирующая   процессы   производства   и   воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот   или   иной   предмет   культуры   становится   музейным   предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура. 3. Музейная   коммуникация –   такая   необходимая   соорганизация определённых  позиций, которые  должны  обеспечивать  существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции: ­ позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов; ­ позиция   воспринимающего (зрителя,   слушателя,   посетителя)   музейные предметы; ­ позиция   музейного   педагога,   который   должен   не   только   сообщать посетителям   определённый   набор   знаний   в   связи   с   находящимися   в экспозиции   предметами,   но   и   вступать   в   диалог   с   ними,   побуждать   к самостоятельному   творческому   поиску,   в   некоторых   случаях   играть   роль посредника   между   посетителем   и   музейным   предметом.   Кроме   того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем. Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации. Это взаимодействие строится на следующих принципах: 1. Принцип   активного   отношения   к   музейному   пространству.   Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора. 2. Принцип   толерантности.   Он   предполагает   возможность   видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование. 3. Принцип   авторства.   Диалогичность   культурного   пространства возможна   лишь   в   том   случае,   если   ученик,   входящий   в   это пространство,   действует   соразмерно   культурным   и   историческим персонажам. Основные принципы музейной педагогики самым непосредственным образом вытекают из общих современных требований к педагогическому процессу ­  это: целостность, системность, последовательность, аксиологичность,  гуманизм, природосообразность, культуросообразность, интегративность и  дифференцированность. Просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, организаторская, методологическая и диагностическая функции в музейной педагогике обусловлены содержанием музейно­педагогической  деятельности как совокупности систематизированных знаний в области  музейного дела и образования Приложение 3                                                                          Начинается все с помещения. Эти требования характерны и для музея и для мини­зон в группах. Если вы если группа небольшая,  для создания музея, то работа строится по подгруппам   –   не   более   10   человек,   чтобы   экспонаты   были   доступны   для обзора каждого посетителя. Тщательно продумываются  мини – зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади; Заранее планируется порядок сменяемости экспонатов музея и варианты их хранения вне музея (в так называемых «запасниках») Не   перегружается   помещение   музея   витринами   и   стендами,   оставляется  место   для   музейного   экспериментирования   и   организации   тематических выставок для интерактивной работы с детьми. Продумывается   освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки выставочных шкафов. Помещение   музея   не   пестрит   цветовыми   оттенками.   Пусть   всё   внимание  будет обращено на экспозицию, а цвет стен и пола целесообразно выдержать в лаконичной гамме. На окна лучше всего подойдут жалюзи – они не отягощают пространства. Продумывая     содержание, заранее   подбираются   разнообразные   музейные экспонаты  и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного   сундучка»   может   понадобиться   несколько   предметов   одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются на     витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках». Определяя   тематику   экспозиций,   необходимо   придерживаться   правил «постепенной смены»: что­то для детей остаётся знакомым, а что­то новое вносится поэтапно.  Если  на начальном этапе и не имеется разнообразия материала – ни в коем случае   не   выставляется   он   весь.   Главная   задача   музея   в   дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.  Обязательно выстраивается перспектива работы музея. Не   следует гнаться  за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать   в   музее   с   определённой   цикличностью.   Это   связано   с особенностями   воспитательного   процесса   ДОУ:   знакомство   с   отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением  в зависимости   от   возраста.   Например:   знакомство   с   русским   костюмом,   с предметами быта. Кубань   в   силу   специфики   своего   исторического   развития   является  уникальным   районом,   где   традиции   восточно­украинской   культуры   тесно взаимодействуют   с   элементами   южно­русской   культуры.   Свидетельство этому   –   памятники   материальной   культуры:   одежда,   предметы   домашнего обихода,  мебель, народные ремесла, старинные фотографии. Несколько раз в год   меняется   экспозиция   фотографий:   фотографии   г.   Краснодара   в экспозиции   «Краснодар­   жемчужина   России»,   фотографии   передовиков производства   станицы   в   экспозиции   «Лучшие   люди   моей   станицы»,  фотографии   «Наши   дальние   родственники»   в   экспозиции   «Моя родословная».   Подлинную   встречу   с   культурным   наследием   Кубани помогают   раскрыть   экспозиции  «В   кубанском   курене»,  «Ремесла  Кубани», «Одежда   моей   бабушки».   А   еще   музыка.   В   специальном   отделе   музея хранятся   музыкальные   инструменты,   пластинки,   диски   с   кубанскими песнями:   патефон   и   радиоприемник,   гармонь,   баян,   балалайка,   бубен,  деревянные ложки. Ежегодно к 9 мая в музее оформляются экспозиции: «Мой дед­герой войны», «Ваш подвиг вечен(рисунки, рассказы детей, фотографии, выставка макетиов, изготовленных родителями совместно с детьми, выставка буклетов городов­ героев,   орденов,   медалей).Здесь   же   проводятся   беседы   ,   игры­викторины, литературные   чтения.   Большой   интерес   у   детей   и   взрослых   вызывает экспозиция   «История   кубанской   фамилии»,   цель   которой   познакомить   с историей   жизни   казаков   одной   фамилии,   дать   представление   об   истории возникновения этой фамилии, показать   значимость фамилии в поддержании родства между людьми. Дети и родители  проявляют большой интерес к  этим экспозициям, так как не всегда знают историю  своей фамилии.                                 Приложение 4 Основные принципы работы в музее. Для   осуществления   плодотворной   работы   с   детьми   в   музейном комплексе необходимо выдерживать  ряд основных принципов. 1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт Например: Знакомясь   с   деревянными   погремушками   и   свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью «отогнать злых духов», ведь именно   для   этого   мастерили   их   русские   люди.   Если   же   происходит знакомство с предметами быта, то они должны обязательно «ожить» в руках наших воспитанников: ухват поставит чугунок в печь, в вёдрах на коромысле заплещется вода, стиральная доска опустится в корыто, а керосиновая лампа обязательно будет зажжена. 2. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они   могли   использоваться   мобильно   (например,   выносится   в   отдельные группы   в  «музейном   сундучке»)   и быть доступными для   посетителей   для проведения музейного экспериментирования. Например: При ознакомлении с искусством Гжели или Хохломы экскурсовод предлагает   детям   взять   в  руки   экспонат   и  ответить   на  вопрос,   из   какого материала   он   выполнен?  Как  двигаются   Богородские   игрушки?   Нужны   ли нитки и иголки для изготовления тряпичных кукол?                                                                                        При проведении экскурсий  познавательный процесс строится в следующей логической последовательности: «от  простого ­     к сложному и  неизведанному». «Простое» – информативная часть, которая преподносится, в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний; «Сложное» – предполагает   участие   детей   в   проблемно­   поисковой деятельности; «Неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах,  и требует дальнейшего осмысления и изучения. Именно включение этой части, заставляет детей воспринимать тему, как нечто   личное,   затрагивает   естественное   желание   каждого   ребёнка   к разгадыванию  загадок, их  тягу  к   необычному  и интерес   к  необъяснимому. Например: Включить в рассказ о Дымковской игрушке не только различные версии о происхождении названия этого промысла, но и легенду о том, как обыкновенные свистульки спасли город Вятку от врагов. Пофантазировать с детьми на тему: «Откуда в Каргопольской стороне взялись кентавры?» Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно постепенное введение   в   мир   музея.Мы   считаем,   что   первую   экскурсию   в   музей, непосредственное знакомство с понятием «Музей», с правилами поведения в музее   лучше   проводить   в   средней   группе   в   марте­апреле.   До   этого необходимо   так   построить   работу   в   «предмузейном   периоде»   с   детьми младших и средних групп, чтобы часть экспонатов стала им хорошо знакома. Тогда   первое   посещение   музея   для   них   и   станет   во   многом   «встречей   со старыми знакомыми». Первые   знакомства   с  предметами   обихода   русских   людей,  изделиями  народно­прикладного   творчества,   разумнее   всего   проводить   в   форме комплексных  занятий,  расширяя  и  обобщая  познания  детей  и  в  различных видах   деятельности:   ознакомление   с   окружающим   миром,   музыкальное развитие, детская художественная литература, развитие речи, математика. Ещё один  наиболее эффективный подход в «предмузейном» периоде ­ это «истории с продолжением», когда после полученной информации, дети включаются в продуктивную деятельность. Например. После знакомства со скалочкой,   дошкольники   используют   этот   предмет   обихода   для приготовления   крендельков,   а   в   чугунном   горшочке   «варят   картошку   в мундире»,   заодно   знакомясь   с   традиционными   русскими   рецептами.   Или «превращаются» в настоящих русских умельцев.                                                               Для этапа работы с детьми по ознакомлению с отдельными экспонатами, проводимого   вне   музея,   мы   ввели   постоянно   действующий   персонаж   ­ ТЁТУШКУ – ЗАТЕЙНИЦУ. В зависимости от содержания занятий она может становиться   и   мастерицей,   и   сказочницей,   и   певуньей,   и   хранительницей народных обычаев.           Задача педагога  или музейного  педагога  не только познакомить детей с   правилами   поведения   в   музее,   но   и   учить   их   «общаться»   с   музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода,  задавать вопросы, обращать   внимание   на   мельчайшие   детали,   уметь   выделять   главное,  анализировать   и   сравнивать.   А   также   бережно   относится   к   музейным экспонатам,   видеть   их   уникальность   и   красоту,   уважительно   относится   к историческому и культурному наследию страны. На   данном   этапе   необходимо   подчеркнуть   для   детей   разницу   между музеями   в   ДОУ   и   «взрослыми»   музеями,   куда   они   в   ближайшее   время отправятся с родителями. Если в детском саду посетители  могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно. Большое значение имеет активное включение   детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными. Варианты   формулировок   могут   быть   разные,   как   составленные   в   устной форме, так и те, которые являются совместным творчеством взрослых и детей В прозе: 1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии. 2. Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода. 3. Стараться рассмотреть даже мелкие детали. 4.Запомнить   как   можно   больше   интересного,   чтобы   потом   рассказать   об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки. Возможно в  стихах: Мы пришли в музей и вот Встретил нас ЭКСКУРСОВОД. Он здесь – главный ­ помни это и прислушайся к совету: Экскурсовода не перебивай, От своей группы не отставай. Вопросы задавай не сразу, а дождись конца рассказа. Не все экспонаты трогай руками, а  смотри  на некоторые глазами. Постарайся по больше узнать, чтоб другим про музей рассказать.              Начиная с детьми «путешествие по миру музея», целесообразно вести беседу, строя её на расширении понятий от «коллекции» к «музею».                 Структура музейной экспозиции         Педагогами была разработана структура музейной экспозиции и сменяемость ее предметов: 1. Роспись по дереву:  ­ хохлома (детская мебель: стулья, столы разнообразной формы; ­ ложки: этапы работы, разная роспись на разном фоне, вазочки разной формы и размеров; ­   чаши,   ковши,   блюда,   набор   для   меда,   набор   для   кваса,   миски, солонки, декоративное панно, ­ декоративные яйца, половники); ­ городец (панно, разделочные доски, хлебницы, солонки, ­  сундучки, полочки, коромысла с ведерками, игрушки);  2. Керамика:  ­   гжель   (чайный   сервиз,   кофейный   сервиз,   сахарницы,   конфетницы, ­  настольная, доски разделочные, ­ панно (майолика), ­   скульптура   (девушка,   матрешка,   петух,   кот,   обезьяна,   лошадь, вазы, овечка); ­ ­ скопинская керамика (вазы, подсвечники, квасники). Русская глиняная игрушка 1. ­ каргопольская ­ дымковская (индюки, барышни, ­  (филимоновская (птицы, козлы, собаки); ­  свистульки (кон); 1.Русская деревянная игрушка ­   полхов­майданские   игрушки   (матрешки,   Ваньки­встаньки, свистульки, вазочки) – ­ сергиево­посадские игрушки (матрешки различной величины, этапы работы); ­ ­ семеновские матрешки; ­ богородская игрушка (птица с птенцом, клюющие куры, Русские художественные лаки: ­ палех (брошь, шкатулка, коробки);  ­ жостово (подносы разнообразной формы и размера).  6. Павловопосадские платки.  . Вологодские кружева.  . Художественные изделия из бересты (туески, шкатулки, лапти).    Рекомендуемая литература 6.3. Литература для обучающихся и родителей 1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г. 2. «Музейная  педагогика»,  под редакцией А.Н.Морозовой,    О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г. 3. О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской       народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г. 4. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова, «Красна изба…» (знакомство детей с     русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада),     Санкт – Петербург, Изд. «Детство – пресс», 2004 г. 5. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини­музей в детском саду»,     Москва, «Линнка­Пресс», 2008 г. 6.Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ». М, ТЦ Сфера, 2006 г. 7.Морозова Л.Д. «Метод проектов в деятельности ДОУ». Ж. «Детский сад от    А до Я». М., 2006 г. № 2 8.«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для     руководителей и практических работников ДОУ. Автор­ составитель:      Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М, АРКТИ 2006г. 6.4. Литература для педагога              1. Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно­педагогической     программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // Музейная      педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120­     122.   (85.101  М89  к883348 кх) 2. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных       ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. ­ № 9. –       С. 29­31.   (чз) 3. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей –       детский : Детский музей как способ организации образовательной среды /      Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. ­ № 2. –       С. 133­140.   (чз) 4. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и       методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных      учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А.       Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008. – 208 с.   (74.1  М94  к883392 +      CD) 5. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие /       М. Нургалиева // Музей. – 2010. ­ № 9. – С. 32­35.   (зп) 6. Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева //       Современный российский реализм : в 10­ти т. Т.V: Будущие поколения –       национальное достояние России. – М. : Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283­       289.   (60.5  С56  к873553 чз) 7. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная       технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и      общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30­           34.   (79.1  М89  к871426 кх) 8. Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной        программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное       воспитание. – 2009. ­ № 4. – С. 59­65.   (чз) 9. Мень, Т. Е. Ребенок и кукла в современном мире / Т. Е. Мень // Детское       творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 117­122. – Библиогр. в      сносках.   (85.1  Д38  к883349 кх) 10. Музейно­педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция,        структура, содержание / Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. – СПб.,       2008. – 48 с.   (85.101  М89  к883356 кх) 11. Музейно­педагогическая программа «Здравствуй, музей!» в условиях        дошкольных образовательных учреждений Красносельского района С.­       Петербурга / С. Г. Маслова, И. П. Ештокина, И. Л. Саво [и др.] //       Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С.  54­       70.   (85.101  М89  к883348 кх) 12. Некрасова­Каратеева, О. Л. Детское рисование как предмет исследования:      искусствоведческий аспект / О. Л. Некрасова­Каратеева // Детское       творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 10­42. – Библиогр. в       сносках.     (85.1  Д38  к883349 кх) 13. Олейник, Н. А. Детское творчество с использованием природных         материалов / Н. А. Олейник // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. –        С. 103­109.   (85.1  Д38  к883349 кх) 14. Столяров, Б. А. Изобразительная деятельность ребенка как музейно­       педагогическая проблема / Б. А. Столяров // Детское творчество и музей.        – СПб., 2005. – С. 4­9. – Библиогр. в сносках.   (85.1  Д38  к883349 кх) 15.   Столяров,   Б.   А.   Музей   в   пространстве   художественной   культуры   и образования : учебное пособие / Б. А. Столяров. – СПб., 2007. – 340 с.: ил.   (85.101  С81  к883351+CD муз)

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная анимация»

Дополнительная общеразвивающая программа  «Музейная анимация»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018