Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
7 кл—8 кл
03.08.2019
Программа "Полезное лето" стартовала в 2019 году как профориентационная помощь учащимся -подросткам (7-8 класс). Цель программы ознакомить с многообразием профессий г. Мантурово Костромской области, создание условий для осознанного выбора будущей профессии с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей. По окончании программы каждый учащийся сделал "Портфолио".
Программа Полезное лето-2019г., +( эссе) Смирновой А.А..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №1
городского округа город Мантурово Костромской области
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № ____
от «____» ________ 20___ года
«Утверждаю»
Директор __________ (Т.М.Зуйкова)
Пр.№ ____ от « »____ 20____ г.
Дополнительная
общеразвивающая программа
«ПОЛЕЗНОЕ ЛЕТО»
Направленность: профориентационная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 1314 лет
Срок реализации: 1 год
Авторсоставитель:
Соколова Ольга Евгеньевна, заместитель директора по УВР
Жолобова Людмила Александровна, заместитель директора по ВР Мантурово, 2019 год Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в
школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших
подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют
первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно
значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе
индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь
ребенку правильно решить проблему профессионального выбора,
призвана
профориентация.
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества –
важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление
связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и
профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных
исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового
самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация – один из ключевых результатов освоения данной
образовательной программы, обеспечивающий сформированность у школьника:
представлений о себе как субъекте собственной деятельности, понимание
собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать
(самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него
сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные
программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной
деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором
школьник живет, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов
в экономике региона и страны;
способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы
профиля обучения на старшей ступени основного общего образования или (и) будущей
профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.
Летние каникулы – благодатное время для профориентационной работы. Дети
свободные от учебных занятий, у них появляется много свободного времени, которое
необходимо занять. Программа «Полезное лето» помогает организовать свободное время
учащихся, знакомит с социальным окружением, способствует ранней профориентации и
специализации
Цель программы – ознакомление воспитанников с многообразием профессий и
специальностей г. Мантурова, создание условий для осознанного выбора будущей
профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и
потребностей подростков, помощь в формировании их интересов и склонностей, в
осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении, приобщении
подростков к социально значимой деятельности на благо Лицея и города.
Задачи программы:
1) расширить кругозор и увеличить объем информации об отраслях деятельности и
профессиях, о требованиях к кадрам; 2) убедить в необходимости развития качеств личности, нужных для получения
будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества в
квалифицированных кадрах, самоутверждения и принятия оптимального решения в
жизненном самоопределении;
3) оказать дифференцированную помощь учащимся в профессиональном
самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния
здоровья и индивидуальных особенностей каждого;
4) предоставить возможность каждому проявить себя в трудовой деятельности .
Формы проведения занятий: экскурсии на предприятия и организации, игры,
игрытренинги, беседы, консультации, трудовые дела, профессиональные пробы, занятия
обобщения.
Программа обучения для детей 1314 лет реализуется в летнее каникулярное время
на базе летнего оздоровительного лагеря. ( 18 дней)
Планируемые результаты освоения программы профориентации
Учащиеся узнают:
значение профессионального самоопределения;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а
также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором
профессии;
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально
волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся получат представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда и рынке труда;
многообразии профессий и специальностей в г. Мантурово;
возможностях получения профессии в учреждениях профобразования и
дальнейшего трудоустройства в родном городе.
Учащиеся могут научиться:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии;
выполнять простейшие операции в профессиональных пробах.
В результате освоения программы «Полезное лето» у учащихся формируются
следующие универсальные учебные действия(умения):
метапредметные:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции;
умения ставить перед собой цели и определять задачи;
умения осуществлять самонаблюдение, самооценку;
предметные универсальные учебные действия:
умения анализировать информацию о работе;
умения составлять карту профессии;
умения проводить самопрезентацию;
личностные универсальные учебные действия:
формирование коммуникативной компетенции;
осознание возможностей самореализации;
профессиональное и жизненное самоопределение.
Форма подведения итогов реализации программы: создание «Атласа профессий
г. Мантурова»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема
Общее
количество
часов
Из них
Теоретически
Практические
е занятия
занятия
Тема 1. Выбор профессии дело
серьезное
Тема 2. Представление о себе и
проблема выбора профессии
Тема 3. Мир профессий
Тема 4. «Атлас профессий города
Мантурова
1
4
27
2
1
2
9
2
18
2
Тема 1. «Выбор профессии – дело серьезное» ( 1 час). Значение труда в жизни
человека. Смысл и цель жизни человека. Ситуация выбора профессии.
Тема 2. Представление о себе и проблема выбора профессии ( 4 часа). Факторы,
влияющие на выбор профессии. Склонности и интересы в профессиональном выборе.
Психические возможности личности и выбор профессии. Темперамент. Внимание.
Мышление.
Тестирование «Формула темперамента» ( А.Белов)
Тестирование «Определение профессионального типа личности»».
Тестирование «Определение типа мышления»
Тема 3. «Мир профессий» ( 27 часов). Многообразие мира профессий. Понятие
«профессия», «специальность», «должность». Профессии нужные городу. Понятие
профессиограммы
Игра дискуссия «Какие профессии нужны нашему городу».
Экскурсия в Центр занятости населения города Мантурова
День леса. Профессии в лесозаготовке и деревообработке. Профессиограмма:
лесник, лесничий
Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие ( НАО «Свеза Мантурово»).
Практическая работа по уходу за посадками деревьев на территории Лицея.
День красоты.
Экскурсия в салон красоты «Beautifui». Профессиограммы: косметолог,
парикмахер, маникюрша. Мастеркласс «Искусство красоты».
Красота вокруг нас. Ландшафтный дизайн.
Конкурс «Клумба моей мечты».
Практическая работа на пришкольном участке по теме дня
День строителя. Профессии в строительстве и архитектуре. Профессиограммы:
архитектор, каменщик, отделочник. Строительные и отделочные материалы.
Практическая работа «Окрашивание декоративного забора»
День техники. Профессии в металлообработке. Профессиограммы: токарь, слесарь,
газоэлектросварщик.
Практическое занятие в лицейской мастерской: вытачивание изделий из дерева на
токарном станке.
День здоровья. Профессии в медицине. Врачи и их специальности.
Профессиограммы: врач общей практики, медсестра, фельдшер. Работа отделений
больницы. Физиокабинет.
Экскурсии в Мантуровскую окружную больницу
День техника. Профессиограммы: автомеханик, мастер по ремонту машинно
тракторного парка, станочник.
Экскурсия в Мантуровский политехнический техникум.
Практическая работа «Ремонт узлов и агрегатов трактора».
«Вкусный день». Профессии работников общественного питания и торговли.
Профессиограммы: продавец, повар, кондитер.
Экскурсия в учебную столовую и кухню МПТ.
Практическое занятие «Украшение салатов (карвинг)».
День учителя. Профессиограмма: учител, воспитател.
Практическое занятие «Разработка и проведение массового мероприятия в летнем
оздоровительном лагере»
Тема 4. Атлас профессий г. Мантурова. Разработка дизайна макета, оформление
страниц Атласа. Презентация Атласа. Подведение итогов смены
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СМЕНЫ «ПОЛЕЗНОЕ ЛЕТО»
Тема дня
День
Чис
ло
часо
в
Теоретические занятия
Форма
содержание
работы
Практические занятия
Форма
содержание
работы
Выбор
профессии –
дело
серьезное
Беседа
Значение труда
в
жизни
человека.
Смысл и цель
жизни человека.
Ситуация
выбора
профессии.
Представле Факторы,
Беседа
«Определение Практиче
1 день.
2 день
1
2 ние о себе и
проблема
выбора
профессии
Представле
ние о себе и
проблема
выбора
профессии
3 день
2
4 день
2
Мир
профессий
и
влияющие на
выбор
профессии.
Психические
возможности
личности
выбор
профессии.
Темперамент.
Внимание.
Мышление.
Склонности и
интересы
в
профессиональн
ом выборе.
Многообразие
мира
профессий.
Понятие
«профессия»,
«специальность
», «должность».
Профессии
нужные городу.
типа
мышления»,
«Формула
темперамента
»
ское
занятие с
психолого
м
Беседа
Беседа
Практиче
ское
занятие с
психолого
м
Игра
дискуссия
«Определение
профессионал
ьного типа
личности»
Какие
профессии
нужны
нашему
городу
5 день
1
Мир
профессий
Профессии
города
Мантурова
Экскурси
я в Центр
занятости
г.
Мантуров
а
Професс
иональна
я проба.
Экскурси
я
Встреча с
директоро
м
Мантуровс
кого
лесхоза
Составлен
ие схемы
«Чудесные
превращен
ия дерева»
Уход
за
деревьями и
кустарниками
на
территории
Лицея
Экскурсия на
деревообраба
тывающее
предприятие
6 день
2
День леса
7 день
2
День леса
2
8 день
( девочк
и)
День
красоты
«Лесные»
профессии.
Профессиограм
ма:
лесник,
лесничий
Профессии в
деревообработк
е.
Профессиограм
мы
рабочих
деревообрабаты
вающей
промышленност
и
Профессиограм
мы: парикмахер,
визажист,
маникюрша
Знакомство с
профессиями
косметолога,
парикмахера,
Экскурси
я в салон
красоты дизайнера
ногтей
Мастер
класс.
Искусство
красоты
Профессии в
архитектуре и
строительстве.
Профессиограм
мы: архитектор,
каменщик,
отделочник
Встреча со
специалист
ами отдела
архитекту
ры
Материалы
для
строительства
и ремонта
Красота вокруг
нас.
Ландшафтный
дизайн
Беседа
учителя
биологии
Клумба моей
мечты
(девочки)
Окрашивание
декоративног
о забора на
пришкольном
участке
Создаем
красоту
своими
руками
Професс
иональна
я проба
(
по
выбору)
Экскурси
я
магазин
строймате
риалов
в
Конкурс
дизанерск
их
проектов
клумб
Професс
иональна
я проба.
Професс
иональна
я проба.
Практиче
ская
работа на
пришколь
ном
8 день
( мальчи
ки)
9 день
( девочк
и)
9 день
( мальчи
ки
2
2
2
День
строителя
День
красоты
День
строителя
10 день
2
День
полезных
дел
Медицина:
вчера, сегодня,
завтра. Врачи и
их
специальности.
Медицинский
персонал.
Профессиограм
мы: врач общей
практики,
медсестра,
фельдшер
Способы
получения
профессиональн
ого
11 день
2
День
здоровья
12 день
2
« … Пусть
меня
научат»
Беседа
Работа
Мантуровско
й окружной
больницы
участке
Экскурси
я
в
Мантуров
скую
окружную
больницу.
Беседа
Профессии,
которые
можно
получить в г.
Экскурси
я
в
Мантуров
ский 13 день
2
День
техники
День
техники
«Вкусный»
день
14 день (
мальчик
и)
14 день (
девочки)
1516
день
2
2
4
Ярмарка
профессий
17 день
2
День
учителя
Профессиограм
ма: учитель,
воспитатель
образования.
Высшие,
средние
учебные
заведения
Костромской
области
Специалисты
металлообработ
ки.
Профессиограм
мы:
токари,
слесари,
газоэлектросвар
щики
Профессии 4х
колес.
Профессиограм
ма: автомехник
нас
Профессии,
которые
кормят.
Профессиограм
мы:
повар,
продавец
Мантурово
политехни
ческий
техникум
Встреча с
мастерами
МПТ
Вытачивание
изделий из
дерева
на
токарном
станке
Професс
иональна
я проба
Практиче
ское
занятие в
лицейской
мастерско
й
Професс
иональна
я проба
Ремонт узлов
и агрегатов
трактора
Украшение
салатов
Професс
иональна
я проба.
Встреча с
мастерами
МПТ.
Мастер
класс на
базе МПТ
Встреча с
работника
ми
столовой
МПТ.
Мастер
класс на
базе МПТ
Атлас
профессий г.
Мантурова.
Праздник
профессий
Подготов
ка
макетов
страниц в
Атлас
професси
й
г.
Мантуров
а
Професс
иональна
я проба.
Массовое
мероприя
тия
в
летнем
лагере
для
учащихся
14 18 день
2
классов
День подведения итогов. Рефлексия. Презентация Атласа профессий
города Мантурова
6. Ресурсное обеспечение проекта
6.1. Нормативное правовое обеспечение
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2) Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением правительства РФ от17
ноября 2008 г. № 1662р)
3) Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования
прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 гг.
(одобрено коллегией Минобрнауки РФ, протокол от 18 июля 2013 г. № ПК5вн)
4) Распоряжение правительства РФ 3 марта 2015 г. №349р «Об утверждении
комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего
профессионального образования, на 2015 2020 годы»
5) Приказ Минтруда России от 02.11.2015 n 831«Об утверждении списка 50 наиболее
востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих
среднего профессионального образования»
6) Распоряжение правительства РФ от 05 марта 2015 №366р «Об утверждении плана
мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»
7) Ведомственная целевая программа «Развитие профессионального образования
Костромской области на 2017 –2019 годы», утв.приказом департамента
образования и науки Костромской области от29 сентября 2016 года N 1610
8) Региональная персонифицированная модель профориентационной работы с
обучающимися Костромской области, утв.приказом Департамента образования и науки
Костромской области от 14декабря 2016г. №2120
9) План мероприятий
по реализации региональной
персонифицированной модели профориентационной работы с обучающимися
(дорожная карта)
Костромской области на 20172018 годы, утв.приказом Департамента образования и
науки Костромской области от 15декабря 2016г. №2136
10) Региональная концепция развития профориентационной работы с обучающимися
Костромской области на период до 2025 года, утв.приказом Департамента образования
и науки Костромской области от 04 июля 2017г. №1762 11) План мероприятий («дорожная карта») по реализации региональной концепции
развития профориентационной работы с обучающимися Костромской области на
период до 2025 года, утв.приказом Департамента образования и науки Костромской
области от 25 октября 2017г. №2394 (с изм.от25декабря2017г.№2781)
12) Региональная программа развития профориентационной работы с обучающимися
образовательных организаций Костромской области по обеспечению рабочими и
инженерными кадрами предприятий региона на20182025годы (проект)
13) Постановление администрации Костромской области от 26.12.2013г. № 584а «Об
утверждении государственной программы Костромской области «Развитие образования
Костромской области на 2014 – 2020 годы».
6.2. Кадровое обеспечение
На период работы летнего оздоровительного лагеря приказом директора МБОУ
Лицей №1 утверждается штатное расписание работников лагеря:
Должность
Начальник лагеря
Старший вожатый
Физкультурный
работник
Воспитатели
Медицинский
работник
Вспомогательный
персонал
(работники
столовой,
техслужащие)
Число
ставок
Функционал
1
1
1
(по числу
отрядов)
1
Общее руководство работой лагеря,
обеспечение технологических,
методических и организационных
решений
Методическое руководство
организации досуговой и
оздоровительной деятельности
Проведение утренней зарядки,
спортивномассовой, физкультурно
оздоровительной работы
Организация детского коллектива
отряда. Выполнение программы
работы лагеря
Обеспечение санитарно
гигиенических условий
функционирования лагеря,
проведение контрольных,
профилактических и
оздоровительных процедур
Проведение санитарных уборок,
поддержание чистоты и порядка в
помещениях лагеря. Организация
питания
Наличие
Имеется
Имеется
Имеется
Имеются
Имеется
Имеются
Для реализации программы «Полезное лето» требуются и другие педагогические
работники, приглашаемые для проведения «Дней»: Число
ставок
Функционал
Должность
Куратор программы
Педагогпсихолог
Заведующая
пришкольным
участком
Учитель трудового
обучения
Учитель биологии
1
1
1
1
1
Общее руководство
профориентационной работой
Психологопедагогическое
сопровождение, профдиагностика,
профконсультирование, проведение
тренингов
Проведение «Дней красоты»
(профессиональная проба «Клумба
моей мечты»)
Проведение «Дней красоты» и др.
Проведение бесед по ландшафтному
дизайну
Проведение экскурсий по
техникуму. Проведение «Дня
техника», «Вкусный день»
Наличие
Имеется
Имеется
Имеется
Имеется
Имеются
Мастера
производственного
обучения
Мантуровского
политехнического
техникума
6.3. Финансовоэкономическое обеспечение
Финансирование реализации программы
будет осуществляться за счет
регионального бюджета и муниципального бюджета в рамках выделенных средств на
проведение летней оздоровительной кампании.
6.4. Материальнотехническое обеспечение
При реализации программы «Полезное лето» в условиях летнего оздоровительного
лагеря большое внимание уделяется наличию материально – технической базы.
Лицей №1 расположен в типовом трехэтажном здании на земельном участке
площадью 2,5 га. Для реализации программы летнего оздоровительного лагеря и, в
частности, программы «Полезное лето» в учреждении имеются
кабинеты для размещения отрядов;
спортивный и актовый залы;
малый зал;
кабинет обслуживающего труда, столярная и слесарная мастерские;
медицинский и процедурный кабинеты;
столовая на 160 мест;
библиотека;
кабинет педагогапсихолога; сенсорная комната и другое.
На территории Лицея расположен учебноопытный участок с теплицей, стадион,
многофункциональная спортивная площадка.
ОГБПОУ «МПТ КО»
В техникуме имеется материальнотехническая база для реализации
профессиональных образовательных программ, в том числе:
учебный корпус из 11 кабинетов и 2 лабораторий, 2 учебных цехов, 4
учебнопроизводственных мастерских;
трактородром;
автодром;
транспортные средства: грузовые автомобили 5ед. (ГАЗ3309, ЗИЛ 131
Н, ЗИЛ 5301 БО, ГАЗСАЗ 350701 (2 ед.)), из них 2 учебных; легковые автомобили
7 ед. из них – 4 учебных; тракторы: МТЗ – 80 3 ед.; МТЗ – 82 4 ед.; ДТ – 75 3 ед;
Т 25 – 2 ед.; Т 150 – 1 ед.; сельхозмашины – 18 единиц.
Материальнотехническая база политехнического техникума позволяет
осуществлять профессиональное обучение и предпрофессиональную подготовку по
аккредитованным программам.
6.5. Информационное обеспечение
Информационными ресурсами для осуществления данного проекта являются:
Обучение на КПК;
Вебинары, семинары, методические объединения, конференции;
Изучение опыта работы коллег в России;
Интернетресурсы.
6.6. Организационное обеспечение
Организационными ресурсами будут являться:
Пакет нормативных документов, необходимых для функционирования
учреждений общего и профессионального образования (Устав, лицензия, локальные акты,
приказы руководителей и др.);
Пакет документов для открытия и функционирования летнего
оздоровительного лагеря;
Введение ставки куратора программы «Полезное лето» для координации
усилий Лицея №1, Мантуровского политехнического техникума, социальных партнеров
для планирования и реализации программы;
Разработка календарного плана реализации программы . Программа «ПОЛЕЗНОЕ ЛЕТО 2019»
Летние каникулы не только время отдыха для каждого школьника, но и
возможность подумать о своей будущей профессии. Программа «Полезное
лето» помогает организовать свободное время учащихся, знакомит их с
социальным окружением, способствует ранней профориентации и
специализации. Её цель – ознакомление воспитанников с многообразием
специальностей г. Мантурово, создание условий для осознанного выбора
будущей профессии с учетом интересов, индивидуальных особенностей и
потребностей подростков, помощь в формировании их интересов и
склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их
применении, приобщении подростков к социальнозначимой деятельности на
благо Лицея и города.
Программа обучения детей в возрасте 1314 лет была реализована в летнее
каникулярное время на базе оздоровительного лагеря (18 дней).
Формы проведения занятий строились на экскурсиях, играх тренингах,
беседах, профессиональных пробах, мастер классах, занятияхобобщениях.
В ходе посещения 11 организаций г. Мантурово, учащиеся познакомились с
такими профессиями, как слесарьремонтник, поваркондитер, воспитатель,
флорист, парикмахер, продавец, пожарный, машинист, фельдшер,
следователь, звукорежиссёр.
Интересная беседа прошла с директором Мантуровского лесхоза
Малышевым Вячеславом Алексеевичем. В качестве закрепления
теоретических знаний школьники приняли участие в профессиональной пробе
(посадили кусты сирени в «Аллее памяти» МБОУ Лицея №1).
Творчество – основа многих профессий. От визажиста Марии Зайцевой
учащиеся узнали, как правильно ухаживать за лицом, наносить макияж и
закрепили полученные после мастеркласса знания рисунками.
В МЧС части ребят заинтересовало устройство пожарной машины и
управление пожарным рукавом, различная техника и оборудование.
Наталия Александровна, фельдшер МБОУ Лицея №1, рассказала о своей
профессии и о том, где можно получить образование, с какими трудностями
придется столкнуться.
Увлекательная встреча состоялась в следственном комитете г. Мантурово.
Учащимся выпала возможность применить свои знания практически. Они
научились снимать отпечатки пальцев с предметов с помощью различных
кисточек, порошков и лент. По мнению ребят, это была самая интересная
сторона профессии следователь.
Завершением программы «Полезное лето» была экскурсия в МЦ «Юность»,
где учащиеся познакомились с профессией звукорежиссёр. Малахов Сергей
Витальевич увлекательно рассказал им о том, как его дополнительное
музыкальное образование помогло найти ему вторую специальность в жизни.
Профессия саундмейкер очень привлекла многих учащихся. Таким образом, узнав о вакантных профессиях в центре занятости населения
г. Мантурово, мы познакомились именно с ними.
Это была лишь небольшая часть того рода занятий, которые существуют в
нашем городе. В дальнейшем мы бы хотели больше узнать о профессиях
военного, фармацевта, физиоврача, строителя, сварщика, швеи и многих
других специальностях.
Хотелось бы поблагодарить всех тех, кто принял участие в нашей программе,
рассказал много нового, заинтересовал подростков, дал возможность
определиться с выбором профессии. На мой взгляд, первые шаги сделаны,
программа «Полезное лето» прошла удачно и с пользой для детей.
Куратор программы Смирнова Анастасия Александровна.
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа по профориентации (7-8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.