Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"
Оценка 4.6

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
музыка
1 кл
08.12.2017
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"
Данная программа направлена на приобретение основных исполнительских навыков игры на скрипке, исполнение произведений различных жанров и стилей, игра в ансамбле, чтение с листа, формирование художественного вкуса ребенка и расширение музыкального кругозора, в дальнейшем к самостоятельному музицированию. Программа также дает возможность ребенку овладение скрипкой, как вторым инструментом.
Другой муз. инструмент скрипка.docx
МУНИЦЕПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН МУНИЦНПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» (МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ») Принято Педагогическим советом МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ») Утверждаю Директор МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» ____________ Шевченко А.В. Протокол № ________« _______» 2014г Дата утверждения _____________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Другой музыкальный инструмент. Скрипка». Срок реализации программы 1 год. Локосово 2017 Структура программы учебного предмета СОДЕРЖАНИЕ: Наименование раздела: Страница 3 7 12 12 14 15 № I. II. III. IV. Пояснительная записка   Содержание учебного предмета Требования к уровню подготовки обучающихся Формы и методы контроля, система оценок  V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Списки рекомендуемой нотной и методической  литературы I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место  и роль в образовательном процессе              Программа учебного предмета «Другой музыкальный  инструмент.( Скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по  организации образовательной и  методической деятельности при  реализации общеразвивающих программ в  области искусств»,  направленных письмом Министерства культуры  Российской Федерации  от 21.11.2013 №191­01­39/06­ГИ, а также с учетом  многолетнего  педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских  школах искусств.  Программа учебного предмета «Другой музыкальный инструмент.     ( Скрипка)» направлена на приобретение основных исполнительских  навыков игры на скрипке, исполнение произведений различных жанров и  стилей, игра в ансамбле, чтение с листа, формирование художественного  вкуса ребенка и расширение музыкального кругозора,  в дальнейшем к  самостоятельному музицированию.  Программа также дает возможность  ребенку овладение скрипкой, как вторым инструментом.             Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения.   Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе  репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого  учащегося.              Недельная нагрузка по предмету «Другой музыкальный  инструмент.( Скрипка)» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.              Эффективным способом музыкального развития детей является  игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично,  синхронно. Ансамблевое музицирование  доставляет большое  удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения  почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются  серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.    Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в  форме исполнения сольной программы или ансамблевого исполнения.  Возможны другие формы итоговой аттестации. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «Другой музыкальный  инструмент.( Скрипка)» со сроком обучения 1 год,  продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.   Объем  учебного  времени,  предусмотренный  учебным  планом образовательного  учреждения  на  реализацию  учебного предмета «Другой музыкальный инструмент.( Скрипка)»   Таблица 1 Виды учебной нагрузки Срок обучения /класс Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения) Количество аудиторные занятия   часов   на Общее   количество   часов   на аудиторные занятия Количество часов самостоятельную работу     на Общее   количество   часов   на самостоятельную работу Количество аудиторные занятия (в неделю) часов     на 1 год  68 34х1 34 34х1 34 1                                            Форма проведения аудиторных занятий ­ индивидуальная,   продолжительность урока­ 35  минут; согласно уставу ОУ.  Индивидуальная форма позволяет  преподавателю лучше  узнать   ученика, его  музыкальные  возможности,  способности,  эмоционально­ психологические особенности. Цель учебного предмета «Другой музыкальный инструмент. Скрипка»   Целью учебного предмета является обеспечение развития  творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о скрипичном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на скрипке,  устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.        Задачи учебного предмета  «Другой музыкальный инструмент.( Скрипка)»  Задачами предмета «Другой музыкальный инструмент.( Скрипка)»  являются:  ­  ознакомление детей с инструментом, исполнительскими  возможностями и  разнообразием приемов игры;  ­  формирование навыков игры на музыкальном инструменте;  ­  приобретение знаний в области музыкальной грамоты;  ­  приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры;  ­  формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;  ­  оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной  деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для  дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального  самообразования и самовоспитания;  ­ воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения,  дисциплины;  ­ воспитание стремления к практическому использованию знаний и  умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.         Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных  направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,  становление исполнительского аппарата. Второе ­ развитие практических форм музицирования на скрипке, в том числе подбора на слух.   Обоснование  структуры  программы учебного  предмета  «Другой музыкальный инструмент.( Скрипка)» Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по  организации образовательной и методической деятельности при  реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры  Российской Федерации  от 21.11.2013 №191­01­39/06­ГИ.   Программа содержит необходимые для организации занятий  параметры: ­ сведения  о  затратах  учебного  времени,  предусмотренного  на   освоение учебного предмета; ­распределение учебного материала по годам обучения; ­описание дидактических единиц учебного предмета; ­требования к уровню подготовки обучающихся;  ­формы и методы контроля, система оценок;  ­методическое обеспечение учебного процесса.  В  соответствие  с  данными  направлениями  строится  основной  раздел  программы «Содержание учебного предмета».     Методы обучения Для  достижения  поставленной  цели  и  реализации  задач  предмета  используются следующие методы обучения:  ­  словесный (рассказ, беседа, объяснение); ­  метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,     работа над художественно­образной сферой произведения);   ­  метод  показа  (показ  педагогом  игровых  движений,  исполнение      педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); ­  объяснительно­иллюстративный (педагог играет произведение ученика  и попутно объясняет); ­  репродуктивный  метод  (повторение  учеником  игровых  приемов  по   образцу учителя); ­  метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,  показывая при этом ученику разные пути и варианты решения); ­  частично­поисковый  (ученик  участвует  в  поисках  решения   поставленной задачи). Выбор  методов  зависит  от  возраста  и  индивидуальных  особенностей  учащегося. Материально­техническая база образовательного учреждения должна   соответствовать   санитарным   и   противопожарным   нормам, нормам охраны труда. Для реализации программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу гитары необходимых принадлежностей: ­       Разные   размеры   инструментов   (скрипки).   Подбор   инструмента   по размеру будет индивидуальным для каждого учащегося.  ­     Скрипичные   футляры   для   хранения   и   удобной   транспортировки инструмента. ­  Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов. ­     Электронный   или   акустический   камертон   для   точной   и   удобной настройки инструмента. Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и   видео   оборудования,   наглядных   пособий,   нотной   и   методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.  II.  Содержание учебного предмета     Сведения  о  затратах  учебного  времени,  предусмотренного  на  освоение  учебного  предмета  «Другой музыкальный инструмент.  ( Скрипка)» на  максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся  и аудиторные занятия                                                     Срок обучения 1 год                                             Таблица 2  Распределение по годам обучения(срок реализации Класс Продолжительность занятий в неделях   учебных Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) Общее   количество   часов   на аудиторные занятия (по годам) Общее   количество   часов   на аудиторные занятия  программы 1 год) 1 34 1 34 34     Виды внеаудиторной работы:  ­самостоятельные занятия по подготовке учебной программы; ­подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам; ­подготовка к концертным, конкурсным выступлениям; ­посещение учреждений культуры  (филармоний, театров, концертных  залов, музеев и др.); ­ участие  обучающихся  в  творческих  мероприятиях  и  культурно­ просветительской      деятельности образовательного учреждения и др. Годовые требования по классам Срок обучения 1 год.          Годовые требования содержат несколько вариантов примерных  исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных  возможностей и интересов учащихся.            Требования третьего года обучения имеют несколько вариантов  примерных исполнительских программ, сгруппированных по двум  уровням сложности и разработанных для различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, а также  планирования дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.   Один год обучения ­ Развитие музыкально­слуховых представлений и музыкально­ образного мышления.  ­ Постановка рук, организация целесообразных игровых движений.  ­ Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой позиции. ­ Ознакомление с настройкой инструмента.        В течение учебного  года педагог должен проработать с учеником 10­ 15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального  характера, этюды, ансамбли с педагогом.                В качестве теоретического материала учащиеся начинают  осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на струнах.  Примерная программа дифференцированного зачета: Вариант 1                   Р.Н.П. «Как под горкой…» обр. Комаровского А.                  Р.Н.П. « На зеленом лугу…» обр. Захарьиной Т.  Вариант 2        Моцарт В. «. Аллегретто»  Б.н.п.  «Савка и Гришка»                        Вариант 3               И.Дунаевский  «Колыбельная»  А. Дирванаускас «Литовский народный танец»                 Вариант 4                          Ч.н.п. «Аннушка»  Бакланова  «Романс»          По окончании  первого года  обучения  учащийся: ­ знает строение инструмента,  аппликатуру 1­й позиции  ­ умеет правильно держать инструмент;  ­ соблюдает постановку исполнительского аппарата;  ­ владеет приемами звукоизвлечения – detache, legato, spizzikatto, martele. ­ играет небольшие пьесы в 1­й позиции III. Требования к уровню подготовки учащегося Выпускник имеет следующий уровень подготовки: ­ владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно  использовать их на практике,  ­ умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному  стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,  ­ умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,   ­ владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.    IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК         Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и  итоговую аттестации.          Формами текущего и промежуточного контроля являются:  контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно­просветительской, творческой деятельности  школы.         Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных  видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных  контрольных мероприятий  по ансамблю, аккомпанементу.       При проведении итоговой аттестации может применяться форма  дифференцированного зачета. Содержанием дифференцированного  зачета является исполнение сольной программы и/или участие в  ансамбле.          Критерии оценки  Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы,   при   котором   исполнительская   свобода   служит   раскрытию художественного содержания произведений. В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное   понимание   характера   и   содержания   исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности. Допускаются   небольшие   погрешности   не   разрушающие   целостность исполняемого произведения. Оценка   3   (удовлетворительно)  выставляется   за   игру,   в   которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы. Программа   исполнена   наизусть   с   неточностями   и   ошибками. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, допущены погрешности в звукоизвлечении. Оценка   2   (неудовлетворительно)  выставляется   за   отсутствие музыкальной   образности   в   исполняемом   произведение   слабое   знание программы   наизусть,   грубые   технические   ошибки   и   плохое   владение инструментом.     Контроль и учет успеваемости. Контроль   успеваемости   осуществляется   преподавателем   на   уроках   по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка. Успеваемость учащихся по программе «Другой музыкальный  инструмент.(Скрипка)» учитывается на различных выступлениях:   контрольных уроках, дифференцированных зачетах, на открытых  концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним. Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в  индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их  форма, а также уровень технической и художественной сложности  зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных  способностей учащегося.         В соответствии с учебным планом в выпускном классе учащиеся  сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят академические  концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в  конце первого и второго полугодия (декабрь, май). Для показа на  академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 2 произведений различных по  жанру и форме. Количество произведений для исполнения не  ограничивается.        Кроме того, учителям также рекомендуется готовить учащихся к  выступлению на учебных концертах отдела, а также проводить каждую  четверть в своем классе концерт для родителей. Исполнение  самостоятельно подготовленных произведений (подбор по слуху,  сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на классные и  родительские собрания.           Участие в отборочных прослушиваниях, концертах и подобных им  мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом  концерте. При выведении итоговой оценки учитывается следующее: ­ оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его  продвижения; ­оценка ученика за выступление на академическом концерте и  переводном зачете, а также результаты контрольных уроков; ­другие выступления ученика в течение учебного года. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА            Методические рекомендации преподавателям          Годичный срок реализации программы учебного предмета позволяет: ­ продолжить самостоятельные занятия; ­смузицировать для себя и друзей; ­  участвовать в различных самодеятельных ансамблях.          Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и  индивидуального подхода к ученикам.          Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой ­  посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.           Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать  высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и  содержанию. Необходимо познакомить учащегося  с историей скрипки,  рассказать о выдающихся скрипичных исполнителях и композиторах.   Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для  показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления.         Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального  учебного плана учащегося.            На заключительном этапе у учеников сформирован опыт  исполнения произведений классической, народной, эстрадной музыки,  опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.          Параллельно с формированием практических умений и навыков         учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.            Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных  способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального  слуха и музыкально­игровых навыков.          Важным элементом обучения является накопление художественного  исполнительского материала, дальнейшее расширение и  совершенствование практики публичных выступлений (сольных и  ансамблевых).    VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Список рекомендуемой нотной литературы 1.Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский  композитор», 1983 2.Вольфарт Ф.  Легкие мелодические этюды. М., Гос. муз. изд., 1987 3.Гарлицкий М.   Шаг за шагом.   М., «Советский композитор», 1980 4.Гарлицкий М.  Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., «Композитор»,  1992 5.Григорян А.  Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский  композитор», 1986 6.Гуревич Л., Зимина Н.  Скрипичная азбука,  1, 2 тетради.  М.,  «Композитор», 1998 7.Данкля Ш. Этюды соч. 73. М., Музыка, 1970 8.Донт Я. Этюды соч. 37. М., Музыка, 1988 9.Донт Я. Соч. 38  Этюды для 2­х скрипок.  М., Музыка, 1980 10.Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962  11.Избранные этюды для скрипки, 1­3 классы. М., «Кифара», 1996 12.Избранные этюды, 1­3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996 13.Классические пьесы (составитель и редактор С.Шальман). СПб,  «Композитор», 2009 14.Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000  15.Флеш К. Гаммы и арпеджио. М., Музыка, 1966  16.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы.   1­2 классы. Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К.  Фортунатов.  М., Музыка, 1990 17.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2­ 3 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин,  К.Фортунатов,  М., Музыка, 2008 18.Хрестоматия для скрипки.  Пьесы и произведения крупной формы.  3­4 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин,  К.Фортунатов, М., Музыка,  1991 19.Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М.,  Музыка, 1995 20.Хрестоматия. Концерты , вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 21. Юный скрипач.   Вып. 1. Редактор­составитель К.Фортунатов.  М.,«Советский композитор», 1992 22.Юный скрипач.  Вып.2.  Редактор­составитель К.Фортунатов. М.,  «Советский композитор», 1992 23.Юный скрипач.  Вып.3. М., «Советский композитор», 1992 24.Якубовская В.  Вверх по ступенькам.  СПб, «Композитор», 2003  25.Список рекомендуемой методической литературы 1.  Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.  М., «Музыка»,  1965  2. Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ.  ООО «Века­ВС», 2010 3.Беленький Б. – Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М., «Музыка», 1990       4. «Как учить игре на скрипке в школе».  Составитель Берлянчик М.   Сборник статей.  М., «Классика ХХI», 2006 5.«Вопросы   совершенствования   преподавания   на   оркестровых инструментах».   Сборник   статей.   Составитель   Берлянчик   М.   ­   М., «Музыка», 1978  6.«Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1980. Выпуск 2, составитель Руденко В.И. 7.«Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1986. Выпуск 7,  составитель Руденко В.И. 8.Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика  ХХI», 2006 9.Гутников Борис.  Об искусстве скрипичной игры.  Л., «Музыка»,  1988 10.Давид Ойстрах. Воспоминания, статьи. Сост. Григорьев В.                    М., «Музыка»,  2008  11. Иегуди Менухин. Странствия.  Издательство КоЛибри, 2008 12. Карл Флеш. Искусство скрипичной игры.  М., «Классика ХХI», 2007 Корыхалова Н.П. Музыкально­исполнительские термины. СПб,  «Композитор»,  2004 13.Либерман   М.,   Берлянчик   М.   Культура   звука   скрипача.       М., «Музыка»,  1985 14.Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки. М.,   Развитие   вибрато   как   средства   художественной «Классика  XXI», 2006 15.Либерман   М. выразительности. М., «Классика ХХI», 2006 16.Мострас К.  Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз, 1956 17.Натансон В., Руденко В. «Вопросы методики начального музыкального образования». М., Музыка, 1981 18.Порсегов А., Тагиев М.  «Проблемы мышечных ощущений при игре на скрипке».  Ишыг, Баку, 1978 19.Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., Музгиз, 1983 20.Шульпяков О. Техническое развитие музыканта­исполнителя.  М.,  «Музыка», 1973 21.Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры  скрипача. СПб, 2002 22.Янкелевич Ю.И.  Педагогическое наследие. М., «Музыка»,  2009 Репертуарный список. Р.Н.П. «Как под горкой…» обр. Комаровского А. Р.Н.П. « На зеленом лугу…» обр. Захарьиной Т. Р.н.п. Ходит зайкапо саду Д.п. Пешеход М.Магиденко Петушок Д.Кабалевский  Маленькая полька Моцарт В. Аллегретто  Метлов  Н. «Баю­баюшки, баю» Р.н.п. Во саду ли, в огороде Р.н.п.  Во поле береза стояла Н. Бакланова  Этюд И. Дунаевский Колыбельная Н. Бакланова Этюд Б.н.п. Перепелочка А. Комаровский Маленький вальс Л.Бетховен Сурок И.Гайдн  Анданте А. Дирванаускас «Литовский народный танец»  Гендель Г.Ф. Гавот с вариациями  Ч.н.п. «Аннушка» Бакланова  «Романс»

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Другой музыкальный инструмент. Скрипка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2017