Дополнительная общеразвивающая программа "Я-лидер"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 14.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа "Я-лидер" предназначена для классных руководителей в рамках ФГОС и имеет социальную направленность. Цель программы-создание условий развития лидерских качеств в различных областях деятельности. Программа составлена на возраст учащихся 10-12 лет, срок реализации 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Иконка файла материала программа Я-лидер.doc

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Я лидер!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа «Я лидер» имеет социальную направленность.

Настоящая программа внеурочной деятельности ученического самоуправления «Я лидер» разработана в рамках ФГОС ООО для учащихся 10 – 12 лет.

Курс включает проведение занятий один раз в неделю по 1 часу. Срок реализации 1 год.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи:

·       выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;

·       способствовать реализации творческого потенциала воспитанников;

·       повышать творческую и деловую активность воспитанников;

·       воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;

создавать ситуации стимулирующие проявление лидерского потенциала.

Формы работы

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:

·                      Деловые и ролевые игры.

·                      Упражнения на взаимодействия в группе.

·                      Тренинги.

·                      Творческие задания.

·                      Конкурсы (участие в школьных, городских, областных и всероссийских).

·                      Проигрывание ситуаций.

·                      Дискуссии

·                      Встречи со специалистами и интересными людьми.

·                      Экспресс тесты и опросы.

·                      КТД.

·                      Беседы.

Ожидаемые результаты программы

1.                 могут организовать других;

2.                 обладают навыками организации КТД;

3.                 творчески подходят к любому делу;

4.                 открыты и коммуникабельны;

5.                 умеют находить приемлемый выход из самых сложных ситуаций;

6.                 знают способы избегания конфликтов и умеют ими пользоваться;

7.                 терпимы по отношению к окружающим, их качествам и недостаткам.

Учащиеся научатся:

v   деловому конструктивному взаимодей­ствию в группе;

v  азам самоуправления;

v  развивать коммуникативную и эмоциональную куль­туру;

v  организовывать игровое взаимодействие на уровне группы, класса.

Учащиеся получат возможность научиться:

v  коллективному целеполаганию и планированию;

v  организации и проведения классных дел;

v  индивидуальной и коллективной рефлексии.

v  управлению собственным поведени­ем с учетом не только собственных интересов, но и потребностей окружающих

v  организаторским навыкам, умениям, развитию творческой активности по организации досуга.

Требования к личностным, метапредметным результатам освоения программы

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

-         Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-         В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-         адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

-         выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

 

Метапредметных результатов

Регулятивные УУД:

-         Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

-          Учиться высказывать своё предположение (версию).

-          Учиться работать по предложенному учителем плану.

-         Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-          Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

-           Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные УУД:

-         Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-         Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

-         Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

Коммуникативные УУД:

-         Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-         Слушать и понимать речь других.

-         Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-         Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Кто такой лидер?

2

1

1

2

Коллектив - основа организаторской деятельности

2

1

1

3

Как правильно организовать работу

2

1

1

4

Организация самоуправления

2

1

1

5

Игра – дело серьёзное

2

1

1

6

Умения и навыки лидера      

4

2

2

7

Виды деятельности лидера

6

2

4

8

Человек. Гражданин. Лидер

4

2

2

9

Невербальные средства общения  

2

1

1

10

Речевые средства общения   

2

1

1

11

Журналистика. Лидерство в журналистике

4

2

2

12

Приемы расположения к себе

2

1

1

Всего

34часа

 

Содержание программы

Тема 1: « Кто такой лидер?»

- игры на знакомство;

-  Беседа на тему « Кто такой лидер? »;

- тесты « Имеете ли вы организаторские способности », « Умеете ли вы выполнять указания? »;

- Организаторская этика – что это такое?

 

Тема 2: « Коллектив- основа организаторской деятельности ».

- Что такое коллектив? Портрет коллектива;

- Стадии развития коллектива (по А. Н. Лутошкину и А.С. Макаренко);

- Позиция актива в коллективе ребят;

- Система поручений в детском коллективе.

 

 Тема 3: « Как правильно организовать работу »:

- Беседа: « 10 этапов от старта до финиша »;

- Советы начинающему организатору;

- ролевые и деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации.

 

Тема 4: « Организация самоуправления »

-  Беседа: « Что такое самоуправление? Структура самоуправления. Модель школьного ученического самоуправления »;

- Практическое задание: создать модель ученического самоуправления для младших школьников;

-Варианты создания информационного стенда школьного самоуправления;     

 

Тема 5: « Игра – дело серьёзное »

- Беседа  на тему « Играйте серьёзно »,

- практическое занятие «Виды игр ».

 

Тема 6: «Умения и навыки лидера»

-Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Причины агрессивности. Способы снятия и ослабления стресса.

-Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы.

-Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.

-Игра «Поспорим с «Великим». Подготовка лидера как оратора. Умение анализировать и высказывать своё мнение. По поводу – реплики – цитаты известных писателей, политических деятелей, учёных. Театрализованный спор.

- Лидер – это человек воспитанный. Правила поведения в общественных местах, в гостях, за столом. «Золотые» правила этикета лидера.

- Практикум «Узелки на память». Практические советы лидеру – Как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?

 

Тема 7: «Виды деятельности лидера»

- Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.

- Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.

- Практикум «В копилку лидера». Игры коллективного знакомства и общения – «Верёвочка», «Заводила», «Весёлые футболисты», « Кто ты будешь такой?». Игры – поединки. Игры на сплочение команды.

- Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации.

- Основные навыки выступления лидера. Советы лидеру – как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?

- Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения.

- Планирование деятельности. Рефлексия. Учимся планировать свою жизнь. Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её.

 

Тема 8: «Человек. Гражданин. Лидер»

- Российская государственная символика. История герба, государственного флага. Гимн. Герб моей семьи, рода. Герб лидера.

- Гражданская позиция лидера. Понимание слова «Родина». Деятельность на благо Родины. Формирование в личности растущего человека национального и культурного достоинства, «Я» – патриота.

- Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка. Выпуск правового бюллетеня.

 

Тема 9: «Невербальные средства общения»

- Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство.

- Тест “Понимаете ли вы язык мимики и жестов?”

- Анализ ситуаций. Упражнения “Продемонстрируй состояние”, “Передай чувство”, “Монета”.  Невербальная коммуникация.

- Межличностное общение. Коммуникативные навыки.

 

Тема 10: «Речевые средства общения»

- Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Позиции в общении.

- Стили общения. Виды общения. Этикет. Тест «Три Я». Анализ ситуаций.    Ролевые игры на эго-состояния

- Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие», «Письмо», «Телефонный разговор», «Слепой и поводырь».

- Депрессия. Этикет. Духовное общение. Деловое общение. Формально-деловое общение. Светское общение

 

Тема 11: «Журналистика. Лидерство в журналистике»

- Методы передачи информации. Изучение внутренней и внешней структуры прессы. Имидж городских газет, телепрограмм. Составляющие рейтинга газеты.

- Требования к газете, к афише, к поздравительным настенным газетам.

Поиск/сбор, обработка информации . Виды журналистских произведений.

- Метод интервью. Метод опроса.

- Практикум. Работа над созданием школьной газеты «МОЛЕВЦЫ» . Защита своего варианта газеты. Анализ. Аргументация.

 

Тема 12: «Приемы расположения к себе»

- Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты.

- Похвала и поддержка. Самопрезентация. Фактор превосходства.

- Самоподача привлекательности и демонстрация отношения.

- Упражнения «Комплимент», «Самопрезентация».

 

 

Список литературы:

Для педагога:

1.   Детские и молодежные общественные объединения: Создаем. Развиваем. Действуем.

2.   Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.

3.   Коллектив авторов Искусство  вести за собой. – М.2007

4.   Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.

5.   Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993. .

6.   Иванов.И.П. Энциклопедия коллективно– творческих дел. – М., 1989

7.   Адаир Д.  Психология лидерства. - М.: Изд-во Эксмо, 2005 -352с.

8.   Посмитная С. Л. Сценарий проекта по выявлению лидерских качеств.

Для учащихся:

1.Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.

2. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.

3. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М., 1990.


Посмотрите также