Дополнительная общеразвивающая программа
«Я лидер!»
Пояснительная записка
Программа «Я лидер» имеет социальную направленность.
Настоящая программа внеурочной деятельности ученического самоуправления «Я лидер» разработана в рамках ФГОС ООО для учащихся 10 – 12 лет.
Курс включает проведение занятий один раз в неделю по 1 часу. Срок реализации 1 год.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
· выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;
· способствовать реализации творческого потенциала воспитанников;
· повышать творческую и деловую активность воспитанников;
· воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;
создавать ситуации стимулирующие проявление лидерского потенциала.
Формы работы
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:
· Деловые и ролевые игры.
· Упражнения на взаимодействия в группе.
· Тренинги.
· Творческие задания.
· Конкурсы (участие в школьных, городских, областных и всероссийских).
· Проигрывание ситуаций.
· Дискуссии
· Встречи со специалистами и интересными людьми.
· Экспресс тесты и опросы.
· КТД.
· Беседы.
Ожидаемые результаты программы
1. могут организовать других;
2. обладают навыками организации КТД;
3. творчески подходят к любому делу;
4. открыты и коммуникабельны;
5. умеют находить приемлемый выход из самых сложных ситуаций;
6. знают способы избегания конфликтов и умеют ими пользоваться;
7. терпимы по отношению к окружающим, их качествам и недостаткам.
Учащиеся научатся:
v деловому конструктивному взаимодействию в группе;
v азам самоуправления;
v развивать коммуникативную и эмоциональную культуру;
v организовывать игровое взаимодействие на уровне группы, класса.
Учащиеся получат возможность научиться:
v коллективному целеполаганию и планированию;
v организации и проведения классных дел;
v индивидуальной и коллективной рефлексии.
v управлению собственным поведением с учетом не только собственных интересов, но и потребностей окружающих
v организаторским навыкам, умениям, развитию творческой активности по организации досуга.
Требования к личностным, метапредметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
- выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1 |
Кто такой лидер? |
2 |
1 |
1 |
2 |
Коллектив - основа организаторской деятельности |
2 |
1 |
1 |
3 |
Как правильно организовать работу |
2 |
1 |
1 |
4 |
Организация самоуправления |
2 |
1 |
1 |
5 |
Игра – дело серьёзное |
2 |
1 |
1 |
6 |
Умения и навыки лидера |
4 |
2 |
2 |
7 |
Виды деятельности лидера |
6 |
2 |
4 |
8 |
Человек. Гражданин. Лидер |
4 |
2 |
2 |
9 |
Невербальные средства общения |
2 |
1 |
1 |
10 |
Речевые средства общения |
2 |
1 |
1 |
11 |
Журналистика. Лидерство в журналистике |
4 |
2 |
2 |
12 |
Приемы расположения к себе |
2 |
1 |
1 |
Всего |
34часа |
Содержание программы
Тема 1: « Кто такой лидер?»
- игры на знакомство;
- Беседа на тему « Кто такой лидер? »;
- тесты « Имеете ли вы организаторские способности », « Умеете ли вы выполнять указания? »;
- Организаторская этика – что это такое?
Тема 2: « Коллектив- основа организаторской деятельности ».
- Что такое коллектив? Портрет коллектива;
- Стадии развития коллектива (по А. Н. Лутошкину и А.С. Макаренко);
- Позиция актива в коллективе ребят;
- Система поручений в детском коллективе.
Тема 3: « Как правильно организовать работу »:
- Беседа: « 10 этапов от старта до финиша »;
- Советы начинающему организатору;
- ролевые и деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации.
Тема 4: « Организация самоуправления »
- Беседа: « Что такое самоуправление? Структура самоуправления. Модель школьного ученического самоуправления »;
- Практическое задание: создать модель ученического самоуправления для младших школьников;
-Варианты создания информационного стенда школьного самоуправления;
Тема 5: « Игра – дело серьёзное »
- Беседа на тему « Играйте серьёзно »,
- практическое занятие «Виды игр ».
Тема 6: «Умения и навыки лидера»
-Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Причины агрессивности. Способы снятия и ослабления стресса.
-Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы.
-Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.
-Игра «Поспорим с «Великим». Подготовка лидера как оратора. Умение анализировать и высказывать своё мнение. По поводу – реплики – цитаты известных писателей, политических деятелей, учёных. Театрализованный спор.
- Лидер – это человек воспитанный. Правила поведения в общественных местах, в гостях, за столом. «Золотые» правила этикета лидера.
- Практикум «Узелки на память». Практические советы лидеру – Как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?
Тема 7: «Виды деятельности лидера»
- Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.
- Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.
- Практикум «В копилку лидера». Игры коллективного знакомства и общения – «Верёвочка», «Заводила», «Весёлые футболисты», « Кто ты будешь такой?». Игры – поединки. Игры на сплочение команды.
- Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации.
- Основные навыки выступления лидера. Советы лидеру – как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?
- Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения.
- Планирование деятельности. Рефлексия. Учимся планировать свою жизнь. Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её.
Тема 8: «Человек. Гражданин. Лидер»
- Российская государственная символика. История герба, государственного флага. Гимн. Герб моей семьи, рода. Герб лидера.
- Гражданская позиция лидера. Понимание слова «Родина». Деятельность на благо Родины. Формирование в личности растущего человека национального и культурного достоинства, «Я» – патриота.
- Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка. Выпуск правового бюллетеня.
Тема 9: «Невербальные средства общения»
- Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство.
- Тест “Понимаете ли вы язык мимики и жестов?”
- Анализ ситуаций. Упражнения “Продемонстрируй состояние”, “Передай чувство”, “Монета”. Невербальная коммуникация.
- Межличностное общение. Коммуникативные навыки.
Тема 10: «Речевые средства общения»
- Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Позиции в общении.
- Стили общения. Виды общения. Этикет. Тест «Три Я». Анализ ситуаций. Ролевые игры на эго-состояния
- Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие», «Письмо», «Телефонный разговор», «Слепой и поводырь».
- Депрессия. Этикет. Духовное общение. Деловое общение. Формально-деловое общение. Светское общение
Тема 11: «Журналистика. Лидерство в журналистике»
- Методы передачи информации. Изучение внутренней и внешней структуры прессы. Имидж городских газет, телепрограмм. Составляющие рейтинга газеты.
- Требования к газете, к афише, к поздравительным настенным газетам.
Поиск/сбор, обработка информации . Виды журналистских произведений.
- Метод интервью. Метод опроса.
- Практикум. Работа над созданием школьной газеты «МОЛЕВЦЫ» . Защита своего варианта газеты. Анализ. Аргументация.
Тема 12: «Приемы расположения к себе»
- Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты.
- Похвала и поддержка. Самопрезентация. Фактор превосходства.
- Самоподача привлекательности и демонстрация отношения.
- Упражнения «Комплимент», «Самопрезентация».
Список литературы:
Для педагога:
1. Детские и молодежные общественные объединения: Создаем. Развиваем. Действуем.
2. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
3. Коллектив авторов Искусство вести за собой. – М.2007
4. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
5. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993. .
6. Иванов.И.П. Энциклопедия коллективно– творческих дел. – М., 1989
7. Адаир Д. Психология лидерства. - М.: Изд-во Эксмо, 2005 -352с.
8. Посмитная С. Л. Сценарий проекта по выявлению лидерских качеств.
Для учащихся:
1.Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
2. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
3. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М., 1990.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.